Зосимова пустынь женский монастырь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Тро́ице-Одиги́триевская Зоси́мова пу́стынь (Зоси́мова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» пустынь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в посёлке Зосимова Пустынь поселения Новофёдоровское Троицкого административного округа («Новая Москва») города Москвы, в 7 км от деревни Яковлевское.

Содержание

Основание общине положили схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерьми, которые были вынуждены покинуть Николаевский монастырь в Туринске. На новом месте женская монашеская община устроена по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в 1826 году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семёновной Бахметевой. В 1856 году община была преобразована в монастырь.

Монастырь, продолжавший существовать после 1917 года как трудовая земледельческая артель, был закрыт де-факто окончательно в мае 1929 года.

Возрождён как женский в августе 1999 года, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных.

Современное состояние

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь в современной жизни существует как самостоятельный монастырь с 1999 г.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы.

За время восстановления монастыря было проведено не мало работ: отреставрирован Троицкий храм (освящен 23 октября 2011 г.), храм Рождества Иоанна Предтечи, Поклонный крест (освящен 19 августа 2011 г. в праздник Преображения Господня), восстановлен из руин Отчин колодец, полностью восстановлена ограда монастыря в ее исторической части, оборудован и благоустроен монастырский огород, воссоздан монастырский коровник, организованы монастырские курятник и пчельник. В настоящее время проводятся работы по реставрации Трапезного дома монастыря и сестринских корпусов. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба.

Сестры монастыря участвуют в Богослужениях и несут послушания в храме, в просфорне, на огороде, в коровнике, курятнике, а также другие послушания монастыря. Ведется катехизаторская работа с прихожанами монастыря. Монастырь окормляет два приюта для детей-подростков и детей-инвалидов. В ближайшее время при монастыре планируется открытие воскресной школы.

На территории обители располагаются два храма,

Храм Святой Троицы, главный храм монастыря, полностью отреставрированный после многих лет поругания. Именно в нем в настоящее время совершаются все Богослужения. Храм открыт ежедневно с 8:00 до 19:00.

И надвратный Храм Рождества Иоанна Предтечи, расположенный в колокольне монастыря, на втором ярусе. По причине неотапливаемости храма Богослужения совершаются в нем несколько раз в год.

  • Чтимая икона Божией Матери именуемая «Одигитрия».
  • Мощевики с частицами святых мощей.
  • Мощевик с частицей Святаго Животворящего Креста Господня.
  • Чтимый список иконы Черниговской-Гефсиманской

Престольные праздники

14 апреля – прп. Марии Египетской.

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь

Как добраться

Адрес: 108805,Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

1. С Киевского вокзала города Москвы электрическим поездом проехать до станции Рассудово (среднее время в пути 1 час 20 минут), далее на такси до монастыря.

2. По трассе М-3 Украина, доехать до поворота на поселок Яковлевское, далее проехать 800 метров до мемориала воинам погибшим в Великой Отечественной войне, перед ним повернуть на право и двигаться прямо порядка 8 километров до поселка Руднево, при въезде в поселок Руднево, с правой стороны располагается Храм Рождества Богородицы (белого цвета), сразу после Храма повернуть на право на асфальтированную лесную дорогу и двигаться по ней порядка 4 километров до ворот монастыря.

3. От станции метро «Саларьево» автобус № 1002 до деревни Яковлевское, далее либо на такси, либо на автобусе № 868 до монастыря.

В настоящее время монастырь не располагает гостиницей для приема паломнических групп, размещение небольших групп (3-4) человека возможно, при наличие мест и только по предварительному согласованию, с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой) по телефону: 8-915-497-21-59.

Для желающих посетить обитель одним днем сообщаем, что монастырь принимает паломников и паломнические группы. Для этого необходимо предварительно связаться с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой).

Зосимова пустынь женский монастырь

Монастырь Зосимова пустынь — третья женская обитель (после Борисо-Глебской Аносиной и Спасо-Бородинской), благословленная на Земле Московской митрополитом Филаретом. Женская община основана 20 ноября (3 декабря нов. ст.) 1826 года, старцем схимонахом Зосимой (Захарием Васильевичем Верховским) в Верейском уезде Московской губернии, позднее из которой вышли насельники Троице-Одигитриевского монастыря. Монастырь строился с 1841 года и вплоть до 1857 года.

В 1838 году был построен Храм над могилой старца, посвящённый Живоначальной Троице, как и все необходимые постройки в обители, возвёл С.Л. Лепёшкин.
С 1856 до 1918 года пустынь являлась второклассной женской общежительной обителью со статусом монастыря.
В 1852 году над западными вратами был возведён Одигитриевский храм (полностью разрушен в советское время).
В 1855 году митр. Филарет освятил расширенный двумя приделами Троицкий храм.
В 1857 году было закончено строительство колокольни с храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи во втором её ярусе.
До закрытия в 1917 году монастырь процветал.
В 1920 году насельницы организовали сельхозартель и сумели продержаться 8 лет.
Монастырь был закрыт окончательно в мае 1929 года.
В 1929 г. сестры обосновались в соседних деревнях, многие были сосланы в ссылку. На территории обители долгие годы располагался дом инвалидов, храм был переоборудован под клуб. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находился госпиталь.

На территории монастыря долгое время располагался инвалидный дом, затем с 1967 г. здесь размещался пионерский лагерь. Троицкий храм переоборудовали под клуб, колокольня служила в качестве водонапорной башни.

В 1999 г. монастырь вернули Русской православной церкви. Обитель начала восстанавливаться, в храме возобновились службы.
Монастырь возрождён как женский, сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря.

7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря.
В 2012 году территория, на которой расположен монастырь, административно вошла в состав Москвы.

Здания: Троицкий храм; Колокольня; Монастырские стены с башнями; Трапезная; Келейные корпуса; Дом причта

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь ныне существует как самостоятельный монастырь.

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы.

За время восстановления монастыря было проведено не мало работ: отреставрирован Троицкий храм (освящен 23 октября 2011 г.), храм Рождества Иоанна Предтечи, Поклонный крест (освящен 19 августа 2011 г. в праздник Преображения Господня), восстановлен из руин Отчин колодец, полностью восстановлена ограда монастыря в ее исторической части, вырыт монастырский колодец, оборудован и благоустроен монастырский огород, построены монастырский коровник, курятник и пчельник. Проводятся работы по реставрации Трапезного дома монастыря и сестринских корпусов. Налаживается производство просфор и монастырского хлеба.

на общественном транспорте из Москвы на электропоезде на Кресты, остановочный пункт «240 км» на Киевском ж/д направлении, далее пешком около 3 км или от станции Рассудово на Киевском ж/д направлении, затем автобусом № 38 до деревни Руднево, далее пешком 5 км или от станции Бекасово-Центральное на Киевском ж/д направлении, пешком 2 км.

на личном транспорте из Москвы выезжаем по Киевскому шоссе, расстояние от МКАД 51 км.

Адрес: 143340, Москва, поселение Новофедоровское, п. Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.
Телефон: 8-915-497-21-59

Реквизиты для пожертвований:

Наименование банка: Сбербанк России (ОАО) г. Москва, Наро-Фоминское ОСБ № 2572, г. Наро-Фоминск
БИК 044525225
Кор/счет: 30101810400000000225
Расчетный счет: 40703810440270100192
ИНН 5030037871
КПП 775101001
ОГРН 1035000032506

Юридический адрес: 143340, г. Москва, поселение Новофедоровское, поселок Зосимова пустынь

Автор фото arumik
Источник сайт Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь

Зосимова пустынь

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь — это православный женский монастырь, основанный в 1826 году монахом Зосимой. Тогда это место называлось Верейским уездом Московской губернии. Землю для монашеской общины пожертвовала помещица Мария Бахметева. Основатель монастыря старец Зосима был очень интересной личностью. Он происходил из древнего дворянского рода, о котором первые упоминания в исторических документах датированы 1620 годом.

Зосима (в миру Захария) родился в с. Буловицы Смоленского уезда. Он был самым младшим, девятым ребенком в семье. Уже в детстве мальчик очень интересовался жизнью святых и старался всячески им подражать. В молодости Захария служил в Москве в Преображенском полку. Он был далеко не бедным дворянином, владел землями. Практически перед женитьбой Захария понял, что ему нужно уйти из мира в церковь. Проезжая мимо храма в своем селе, он вдруг услышал голос, сказавший ему следующее: «Ты сам пойдешь в монахи». Примерно в это же время в лесу, находящемся недалеко от дома Захарии, поселились брянские отшельники. Молодой человек решил посетить пустынников. Эта встреча стала решающей. Захария был поражен общением с отшельниками и твердо решил изменить свою жизнь. Все свое богатство он распределил между родственниками, а сам отправился в Рославльские леса.

Основатель Зосимовой пустыни старец Зосима Верховской был современником преподобного Серафима Саровского.

Однако пустынники не приняли Захарию к себе. Они отправили его к своему наставнику отцу Адриану в Коневский монастырь на Ладожском озере. Именно там Зосима в течение 10 лет учился смирению и послушанию. Затем он 20 лет прожил в Сибири. В 1826 году Зосима приехал в Москву и с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова) основал обитель в честь Божией Матери Одигитрии. Много сил ушло у него на создание Зосимовой пустыни. Когда все в монастыре уже было обустроено, Зосима стал на пять дней удаляться на безмолвие и лишь в субботу и воскресенье разговаривал с монахинями. Незадолго до смерти он вырыл колодец около своего дома. Вода из этого колодца после смерти Зосимы стала целебной. Через пять лет после кончины старца над его гробом был построен Троицкий храм.

Зосимова пустынь в начале 20 века уже имела богадельню и больницу. Однако в 1917 году монастырь закрыли, но монахини все еще продолжали жить в нем. В тяжелых условиях они работали в обители до 1929 года, после чего их попросту выгнали. Женщинам ничего не оставалось, как переселиться в окрестности монастыря. Некоторые стали служить в храме села Руднево. Но спустя два года их всех арестовали. Арестовали и отправили в ссылку и двух священников. Еще через пару лет в Троицком храме организовали клуб, а рядом сделали пристрой — кинобудку. Колокольню стали использовать в качестве водонапорной башни. Интересно, что крест на колокольне остался нетронутым. Его много раз пытались сбросить, но так и не смогли. В 60-е годы на территории монастыря располагался пионерский лагерь. Здесь отдыхали дети сотрудников московского метрополитена. Разумеется, многое было разрушено или перестроено.

Лишь в конце 20 века Зосимова пустынь начинает возрождаться. Сюда потянулись многие верующие, да и чиновники обратили внимание на это место. В апреле 2000 года монастырь вновь открыли, а чуть позже в него вернулись реликвии и иконы. Когда здание храма приводили в порядок и вскрыли бетонный пол, оказалось, что гробница Зосимы пустая. До сих пор не известно, кто и где перезахоронил основателя Зосимовой пустыни.

Практическая информация

Зосимова пустынь находится в 68 км от Москвы, недалеко от города Наро-Фоминска. Из Москвы можно добраться на общественном транспорте и на автомобиле. С Киевского вокзала на электричке на Кресты до станции Бекасово — центральной окружной ж/д, далее пешком 2 км. На машине нужно ехать по Киевскому шоссе до указателя на деревню Яковлевское, далее через населенные пункты Кузнецово, Руднево (6 км). В Руднево после храма поворот направо, далее 4 км.

Москва. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь.

Троице-Одигитриевский (Зосимова пустынь) монастырь, 3 класса, общежительный, в 46 верстах от города Зерен, в 12 верстах от железнодорожной станции Нара. Основан 1856 году из существовавшей с 1841 года женской общины, начало которой было положено еще в 1826 году схимонахом Зосимою Верховским, происходящим из рода дворян Смоленской губернии и скончавшемся в 1833 году), гробница которого находится в южном приделе монастыря Троицкого храма. При монастыре странноприимный дом, богадельня и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

С 1856 до 1918 гг. являлась второклассной женской общежительной обителью со статусом монастыря. Храм над могилой старца, посвящённый Живоначальной Троице, как и все необходимые постройки в обители, возвёл С.Л. Лепёшкин.

В 1852 г. над западными вратами был возведён Одигитриевский храм (полностью разрушен в советское время).
В 1855 г. митр. Филарет освятил расширенный двумя приделами Троицкий храм.
В 1857 г. было закончено строительство колокольни с храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи во втором её ярусе.

До закрытия в 1917 г. монастырь процветал. В 1920 г. насельницы организовали сельхозартель и сумели продержаться 8 лет. Монастырь был закрыт окончательно в мае 1929 г. На территории монастыря долгое время располагался инвалидный дом, затем пионерский лагерь. Троицкий храм переоборудовали под клуб, колокольня служила в качестве водонапорной башни.

Возрождён как женский в августе 1999 г., сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 г. Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. В 2012 г. территория, на которой расположен монастырь, административно вошла в состав Москвы.

Здания: Троицкий храм, колокольня, монастырские стены с башнями, трапезная, келейные корпусад дом причта.

Женский монастырь Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь был основан в 1826 г. старцем Зосимой. В начале XIX века имя старца Зосимы было многих известно. Он происходил из старинного дворянского рода Верховских из Смоленской губернии. При постриги он принял имя Зосима. Потом провел 10 лет в Коневецком монастыре на острове Коневец Ладожского озера. Затем Зосима отправился в Сибирь и на реке Туре основал женский монастырь. В 1825 году старец Зосима по приглашению митрополита Московского Филарета переехал в Подмосковье, а за ним поехали некоторые монахини из Туринского монастыря. Сестер приютила в своем доме местная помещица Бахметева, а потом выделила им участок земли рядом со своим домом, на котором старец Зосима устроил новую обитель Троице-Одигитриевская Зосима пустынь. Деньги на обитель пожертвовали местные помещики, а также московские купцы Лепешкины и смоленские родственники старца.

Зосима пустынь была основана в 1826 году, но строилась до 1856 года. Над могилой старца Зосима был построен храм Живоначальной Троицы в 1833 году. В то время на территории обители было три храма – Троицкий собор, домовой храм при трапезной в честь Рождества Иоанна Предтечи и надвратный, посвященный иконе Божьей Матери Одигитрии. При советской власти обитель упразднили, но монахинь выселили не сразу. Игуменья Афанасия (из рода Лепешкиных) смогла сохранить монастырь неофициально еще на целых десять лет. Она зарегистрировала в земельном комитете сельскохозяйственную артель «Зосима пустынь». Но в 1928 году монастырь все-таки закрыли. Игуменья Афанасия была арестована и сослана в Казахстан, где умерла. После закрытия монастыря здесь разместили дом инвалидов, а потом пионерлагерь Московского метрополитена. Многие постройки были разрушены. В Троицком соборе был устроен клуб, колокольню использовали как водонапорную башню.

В 1999 году Троице-Одигитриева Зосима пустынь вновь стала действующим монастырем. На месте разрушенного храма Одигитрии установили скромный поминальный крест.

На территории монастыря Зосимова пустынь находится освященный колодец, у южной стены храма, на месте, где была келья старца Зосимы. Колодец открыт в октябре 2003 года. Вода подается электрическим насосом. Колодец планировалось освятить во имя преподобного Зосимы.

«Когда старец Зосима увидел, что помощию Божию и Матери Божией все в обители уже привел в надлежащее устройство, тогда обратился и сам, хотя не в глубокое, но тихое безмолвие, удаляясь от своих учениц на пять дней в неделю». Это было в 1832-1833 годах, незадолго до кончины старца. Впоследствии, в 1910 году настоятельница Зосимовой пустыни игуменья София предприняла строительство часовни на месте отшельничества Преподобного, и одна из монахинь стала нести послушание «заведования часовней и лесом на месте подвигов старца Зосимы».

Местные жители почитали и посещали Святой колодец и после ликвидации монастыря. Говорят, туда ходили крестные ходы на праздник Одигитрии. Потерян он был во время строительства Бекасовского сортировочного железнодорожного узла. Многие из местных жителей считали, что колодец погиб при этом строительстве. Но охотники и грибники знали его местонахождение и помогли найти колодец летом 1995 года в лесу совершенно заброшенным. В июле вывел нас к колодцу местный житель Петр Матвеевич Пахомов. Спасибо ему. Ни за что не найти это место без провожатого! Так всё заросло. Все предшествовавшие поиски без провожатого были безрезультатными. От дороги осталась просека, заросшая березками и ёлочками. И трава до пояса. Ничего не понять, а в сырое время – и не пройти.

Колодец был цел, но еле заметен среди травы. Верхние венцы сгнили. На глубине метра под водой нащупывались наносы. Вода мутная. Надо чистить колодец, менять верхние венцы и достраивать сруб. По другую сторону бывшей дороги – яма с обломками кирпича по периметру – остатки часовни. Вершина купола лежит рядом: замшела, стала похожей на валун, но видно, что сложена из кирпича. Ах, как тяжело будет восстановить это святое место – не подъехать, и даже не всегда подойти. Новые венцы для сруба начали готовить осенью того же 1995 года члены общества «Реставрос» (работающие на восстанавливаемых храмах и монастырях): Николай Фризин и Николай Смирнов, а также их сокурсники по Московскому архитектурному институту. Чистку колодца проводили летом 1997 года местные жители. На очистке колодца много потрудились жители соседнего поселка Киевский: Николай Васильевич Набокин, Аркадий Михайлович, Тамара Николаевна, Вячеслав Аркадиевич Рысевы и Александр Фёдорович Золотухин. Откликнулся на нашу просьбу и начальник вагонного депо ВЧД-13 Геннадий Иванович Родионов, и в столярной мастерской этого депо было сделано навершие на колодец с дверцами.

Несколько субботников около Отчина колодца провели московские паломники, участвуя и в последней чистке колодца 26-27 июля 1997 года. Паломниками были расчищены поляна вокруг колодца, фундамент разрушенной часовни, тропа и часть старой дороги к колодцу. Среди паломников и участников в субботниках было много ревнителей русской истории, которые уже более десяти лет ходят по дорогам войны 1812 года. Организационно они группировались в Московском клубе туристов вокруг руководителя Анатолия Георгиевича Серёгина. Вечером у костра один из паломников рассказал остальным о том, как именно здесь сражалась на рубежах обороны 33-я армия в 1941 году. Возможно, что прямоугольный пруд невдалеке от колодца образовался на месте бывшего блиндажа. Летом 1998 года этот пруд очень удачно расчистили Денис Палеев и Павел Борисович Дейнека, под чьим руководством не один раз работала около колодца бригада москвичей. Благодарим также Владимира Михайловича Маглова за очистку русла ручья Окорокова, да ещё за неоценимую его помощь в первый год жизни возобновленного монастыря.

Колодец был засыпан не только глиной, но и кирпичами и камнями. На дне оказалась каменная глыба весом не менее центнера, доставать которую пришлось с помощью блоков и ваг усилиями более десяти человек. По форме эта глыба — буквально надгробный памятник. И крест, отломанный от него, поднят также из колодца. Откуда в лесу оказался этот могильный памятник, трудно себе представить. Правда, существует воспоминание одного из местных старожилов – Н.А. Калинкина — о могильном памятнике, который стоял около часовни. Но чья это могила?

Когда колодец был окончательно очищен, то выяснилось, что глубиной он более пяти метров и очень интересной конструкции. На глубине пяти метров вода выливается потоком из водоносного горизонта на северной стенке колодца и падает в щель между земляной стенкой и деревянными венцами, которые именно в этом месте поставлены отступающими от земляной стенки колодца сантиментов на 30 во внутреннюю сторону колодца. На дне колодца разложены обожжённые деревянные чурочки. Есть мнение, что они из обожжённой березы и выполняют функцию фильтра. Слой чурочек перекрыт досчатым настилом (видимо, ещё и для того, чтобы они не всплывали, т. к. очень лёгкие). И только через прорезанное в настиле небольшое окошко вода поднимается вверх и заполняет колодец. Венцы колодца, сделанные из осины и бывшие всё это время под водой, сохранились прекрасно. Но грязь с них не смылась окончательно. К тому же, местность вокруг Отчина колодца в настоящее время, можно сказать, заболочена.

В связи с тем, что и колодец требовал ещё чистки, и местность надо было осушать, Благочинный принял решение провести молебен по освящению не колодца, а места под восстановление часовни и Святого колодца. Праздник решено было приурочить ко Дню Иконы Божией Матери Одигитрии, т. к. именно в этот день устраивались раньше крестные ходы от монастыря к Отчину колодцу. Как и перед предыдущим молебном, активисты развешивали объявления в вагонах местных электричек, на платформах и в магазинах окружающих селений. Таким образом, местные жители узнавали о предстоящих духовных праздниках.

Водосвятный молебен прошёл при большом стечении народа. Богослужение отправлял благочинный Наро-Фоминского района протоиерей Александр (Сложеникин) в сослужении двух священников того же благочиния и иеромонаха Даниила (Сычева). До и после молебна распространялись книги «Жизнь старца Зосимы Верховского» в репринтном переиздании 1994 года, которыми были награждены самые активные участники очистки Отчина колодца. Молебен 1997 года около Отчина колодца был освещён в статье М. Васильевой «Над речкой Нарою» в газете «Православная Москва» № 32 (128).

Паломники подписали письмо в адрес железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное в надежде на помощь в насущном осушении леса вокруг Святого колодца (всего 94 подписи). Впоследствии к решению проблемы подключена была также служба Московско-Киевской дистанции гражданских сооружений. На следующий год, в октябре 1998 года, после дружных убедительных просьб обещанные небольшие земляные работы были выполнены.

Зосимова Пустынь

Пройдя многие духовные испытания осенью 1825 г. старец Зосима прибыл в Москву. М.С. Бахметева,

принявшая у себя монахинь старца, отдала в их распоряжение часть своих земель под строительство обители, датой основания которой можно считать 21 ноября 1826 года.

24 октября 1833 года старец Зосима скончался. Его жизнь оставила глубокий след в русском сознании. Достаточно указать на мнение некоторых учёных о том, что образ старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского навеян не только преподобным Амвросием Оптинским, но и отцом Зосимой.

В 1833 г. над могилой Зосимы был возведён одноглавый Троицкий собор, расширенный в 1855 г. приделами и получивший эклектичные формы.

В 1841 году по ходатайству покровительствовавшего обители митрополита Филарета, повелением императора Николая I Троице-Одигитриева женская община была утверждена на правах общежития. Вскоре на средства купца С.П.Лепёшкина

и других благочестивых мирян в обители возвели каменную ограду и несколько келейных корпусов.

Краснокирпичная надвратная колокольня в псевдорусском стиле была завершена в 1857 г. и стала играть роль доминанты ансамбля.

Первой начальницей общины стала племянница отца Зосимы Вера.

Под её началом количество насельниц обители достигло ста монахинь и послушниц, и в 1856 году община была возведена в ранг монастыря. В день торжества Божественную литургию совершил сам митрополит Филарет. Игуменья Вера сумела сохранить и упрочить в обители тот истинно монашеский дух, который придал ей старец-основатель. Вот что писал о посещении Зосимовой пустыни епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) архиепископу Тверскому Савве (Тихомирову): «Был 27 сентября в Зосимовой пустыни и понял, почему Вы были так расположены к этой святой обители. Таковых бо есть Царствие Божие, и они хранимы Богом для распространения на земле даров благости Божией. Я не служил там, но пробыл 24 часа в общении молитвенном и бесед душеполезных с матушкою и «старшими сёстрами».

В это же время любил посещать обитель мальчик Василий родом из близлежащего сельца Архангельского. Этот мальчик стал в дальнейшем одним из величайших подвижников XIX века — старцем Варнаваю Гефсиманским.

Обитель владела шестьюстами десятинами земли и имела большое хозяйство, что позволяло поддерживать монастырские строения и обеспечивать всем необходимым сестёр, число которых непрерывно росло и к началу ХХ века приблизилось к трёмстам.

В Зосимовой пустыни имелись странноприимный дом, где кормили всех приходящих к святыням обители богомольцев, больница и богадельня, содержавшиеся на средства монастыря. Значительные суммы тратились на помощь неимущим крестьянам, на милостыню нищим и всем нуждающимся.

Это разрушенное здание раньше было гостиницей для паломников.

Террор обрушившийся на Церковь после победы большевизма, не миновал, конечно, и Зосимовой пустыни. Под видом женской трудовой коммуны обитель сумела просуществовать до 1928 года. Были репрессированы монастырские священники: отец Михаил и отец Дмитрий, а также последняя настоятельница обители игуменья Афанасия. На территории монастыря разместились инвалидный дом и клуб «Смычка». Погибли иконы, колокола и книги, было разорено монастырское хозяйство. В тридцатые годы разрушили храм Смоленской иконы Божией Матери. В храме Рождества Иоанна Предтечи устроили водонапорную башню и склад, а главный собор обители –Троицкий – обезглавили и превратили в клуб. Мощи старца Зосимы были перезахоронены на монастырском кладбище, которое впрочем, тоже оказалось полуразрушенным.

В 1968 году в бывшем монастыре разместился пионерский лагерь «Бекасово».

В 1999 году монастырь вернули Русской Православной Церкви как подворье Новодевичьего монастыря. К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось последним духовным делом для матушки Серафимы (Чичаговой), первой игуменьи Новодевичьего монастыря с момента его возобновления в 1994 г.. 16 декабря 1999 года её не стало. Но дело матушки продолжила её духовная дочь и ученица монахиня Елена. В апреле 2000 года подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь.
И с тех пор неустанными трудами настоятельницы монастырь постепенно залечивает раны и восстанавливается.
Конечно уже многое сделано. Восстановлена колокольня.
Вот она уже во всей красе:

А в лагерные времена это была водонапорная башня.
А теперь в надвратном Храме во имя Богоматери Одигитрии там идут богослужения.
Восстановлена часть стены и угловые башни, даже флюгер один стоит. Второй только на этой неделе привезли от одного благодетеля (как матушка ласково называет всех людей помогающих возрождению обители).
Восстанавливается главный Храм:

Там идут внутренние восстановительные работы.
Вот что там было, когда община начинала там служить:

А вот как он выглядит сейчас. Там сооружают иконостас.

Внутри только в трех местах сохранились фрагмены фресок. Это в алтаре кусочек.

Хоры

Старая лестница на хоры

Центральный вход в Храм

На этом месте стоял разрушенный в советское время Храм честь Смоленской иконы Божией Матери освещенный в 1852 г., где был образ Пресвятой Девы. Во время наполеоновского нашествия крестьяне расположенного в пяти километрах сельца Архангельского скрывали эту икону в густом лесу, как раз в том месте, где старец Зосима впоследствии положил начало своей обители.

Сейчас вот уже несколько лет по крохам восстанавливают трапезный дом.

Вот он слева белый.

Монастырь является памятником культуры и строения стоят на балансе Минкультуры Области Московской. Они благополучно иногда выделяют на реставрацию деньги и что-то там делают. Вот с осени на 3 миллиона рублей отделали одну палату в трапезном доме и провели трубы. И все.
Основные работы ведутся на пожертвования естественно и очень трудно.

Полностью готов проект на реставрацию Трапезного дома, только денег как всегда нет на его восстановление. Но и то много сделано. Перекрытия укреплены. Оштукатурен первый этаж.

И еще одна беда. За время советской переделки нарушен дренаж и теперь все подтопляется и гниет. Был пруд на территории монастыря, он высох, т.к. нарушен дренаж. Был ров под стенами куда скапливалась вода. А ведь раньше территория была сухая. Вот как строить умели.

В трапезном доме стоят восемь печей — их надо переложить все.
Печами отапливается и собор. Мы в прошлом году привозили специалистов, которые числили дымоходы, там их много и очень интересной конструкции.
Там все так делается.

Слева вдали маленькое здание с мезонином — это старая больница.

Матушка купила в долг в Софрино огромное паникадило в прошлом марте. Его привезли, а кто вешать будет. Там пять монахинь и все. Прихожане монастыря, две семьи, как-то вешали эти паникадила. А как мы искали на рынках цепь, на которую это огромное сооружение надо повесить.
На все наши просьбы к софринцам, скажите есть кто-нибудь у Вас кто вешает паникадила, нам отвечали мы их изготавливаем, а вешать должны сами. Но это же не обыкновенная люстра. И вот так со всем.

В общем, по благословению матушки Елены прошу всех кто может чем-то помочь обители в деле восстановления памятника культуры.

Деньги можно перечислять по следующим реквизитам:
Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь
р/с 40703810440270100192
Наро-Фоминское ОСБ 2572
Сбербанк России ОАО г.Москва
к/с 30101810400000000225 в ОПЕРУ
Московского ГТУ Банка России
БИК 044525225 ИНН 5030037871

Всем заранее спасибо за помощь.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился со слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь

Женская община в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» была основана старцем Зосимой (Верховским) по благословению митрополита Филарета Московского в 1826 г. близ Москвы на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей М.С. Бахметевой. В общину вошли духовные дочери старца — монахини, бывшие ранее насельницами Николаевского монастыря в Туринске Тобольской губернии. Жертвователями Одигитриевской пустыни также стали местные помещики, московские купцы Лепёшкины и родственники старца Зосимы.

В лесу, в трех верстах от пустыни, старец Зосима устроил себе небольшую келью. В ней он жил 5 дней в неделю, в субботу приходил в пустынь к утрени, а после воскресной Литургии возвращался обратно.

Старец скончался 24 октября (6 ноября по новому стилю) 1833 г. и был похоронен возле монастырской часовни. В 1838 г. над его могилой был построен храм Живоначальной Троицы.

В 1856 г. община была преобразована в монастырь. В то время на территории обители было три храма — церковь Живоначальной Троицы, трапезный храм Рождества Иоанна Предтечи и надвратный в честь иконы Божией Матери «Одигитрия».

При советской власти обитель упразднили, но монахинь выселили не сразу. Игумения Афанасия (Лепёшкина) смогла неофициально сохранить монастырь еще на десять лет, зарегистрировав в земельном комитете сельскохозяйственную артель «Зосима пустынь». В 1929 г. обитель была закрыта. Игумения Афанасия была арестована и сослана в Казахстан. На территории монастыря разместили дом инвалидов, а затем пионерлагерь Московского метрополитена. Многие постройки были разрушены. В Троицком храме был устроен клуб. Колокольню использовали как водонапорную башню.

Зосимова пустынь была возвращена Церкви в 1999 г., сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. В том же году Наро-Фоминское благочиние Московской областной епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного старца Зосимы, подав необходимые материалы в Синодальную комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября это решение утвердил Святейший Патриарх Алексий II.

Чин прославления старца Зосимы в лике преподобных состоялся в возобновленной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни 23 июля 2000 г. На Архиерейском Соборе 2004 г. состоялось общецерковное прославление прп. Зосимы.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) настоятельницей обители была назначена монахиня Фаина (Кулешова). 16 октяря 2011 г. митрополит Коломенский и Крутицкий возвел монахиню Фаину в сан игумении и вручил ей игуменский жезл.

В 2012 г. в связи с изменением границы между Москвой и Московской областью Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была переведена в каноническое подчинение Патриарха Московского и всея Руси как епархиального архиерея г. Москвы.

Настоятельница — игумения Фаина (Кулешова).

Зосимова пустынь женский монастырь

Помните, любезные мои читатели, роман Федора Достоевского «Братья Карамазовы», в котором духовным наставником Алеши Карамазова был старец Зосима? Так вот прототипом этого старца был схимонах Зосима Верховский (1768-1833). Именно он в 1826 году основал Троице-Одигитриевский женский монастырь Зосимова пустынь, в котором мы побывали 30 октября 2011 года. Я называю эту дату, потому что за неделю до нее 23 октября был освящен восстановленный Троицкий храм на территории монастыря.

Удивительно то, что погода в октябре была темная, небо затянуто тучами, мы не решались ехать в такое ненастье, но все-таки поехали. Выехали из Москвы, и постепенно стало светлеть, выглянуло солнышко, и целый день оно уже не пряталось за облака. Вы это сами увидите на моих фотографиях. А на следующий день заморосил дождь. Вот такая удивительная радостная поездка в Зосимову пустынь была нам подарена.

Подходим к монастырю

Безмолвное тихое житие старца Зосимы, прошедшее в глуши рославльских, коневецких и сибирских лесов, оказало не только духовное влияние на Достоевского, но и на русское общество в целом. О преподобном Зосиме Верховском, его житии, воспоминаниях и наставлениях повествует книга «Преподобный Зосима Верховский. Творения».

Преподобный Зосима. Портрет неизвестного художника

В предисловии к американскому изданию этой книги отец Серафим (Роуз) писал:

Жизнеописание известного сибирского старца Зосимы – одно из сокровищ русской православной литературы прошедшего XIX столетия… Простосердечное христианство, которым дышит каждая страница этой книги, должно стать источником вдохновения для каждого православного читателя, который действительно любит Христа и страстно желает Его Небесного Царства.

Эта книга призвана открыть читателю незаурядного подвижника православной церкви. На юбилейном соборе 2000-го года прославлены не только тысячи новомучеников российских, но и причислены к лику святых многие сподвижники благочестия былых веков. Вышло из забвения и имя сподвижника XIX столетия старца Зосимы Верховского.

Троицкий храм Троице-Одигитриевского монастыря

Он был канонизирован в том же 2000-м году как местночтимый святой Московской епархии. А на соборе 2004-го года преподобный Зосима был причислен к лику общецерковных святых. Преподобный Зосима Верховский, пустынник, делатель Иисусовой молитвы, духовный писатель, утешитель страждущих, оставил нам свои творения и основанные им два женских монастыря: Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь под Москвой и Свято-Николаевская обитель в Туринске.

Троицкий храм Троице-Одигитриевского монастыря

О молитвенных подвигах преподобного Зосимы можно судить по его словам:

О соединении души с Богом — какая бывает радость, какой страх, какая любовь, радость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы, и совершенное забвение самого себя и всего земного.

Троицкий храм в лесах

Образ старца Зосимы запечатлен в книге, которая написана его племянницей, духовной дочерью, игуменьей Верой Верховской, первой настоятельницей Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря. Ученица преподобного, очевидица подвигов его в последние 10 лет жизни она знала предания семьи и владела рукописями старца Зосимы. А потому сумела передать нам образ этого святого человека.

Во многом помог в становлении Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московский митрополит Филарет. Он помог общине старца, когда они приехали из Сибири, разместил преподобного Зосиму в кремлевском Чудовом монастыре. Был построен Троицкий храм и устроено рядом Одигитриевское общежитие.

Территория Троице-Одигитриевского женского монастыря

Сироты старца Зосимы всегда были благодарны своей первой благодетельнице Марии Семёновне Бахметевой (урождённой княжне Львовой). Она была близкой знакомой графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского, но имела строптивый характер, поэтому их отношения были сложными. К концу жизни денежные дела ее пришли в расстройство, и кончила свою жизнь Мария Семеновна в Зосимовой пустыни, а благодарные сестры монастыря похоронили ее рядом с алтарем Троицкого храма.

В 1856 году было закончено строительство колокольни, на которую было поднято семь колоколов. Самый большой колокол весил пятьдесят пудов. На освящение храма во имя Рождества Иоанна Предтечи были приглашены оптинские старцы.

В память вечную будет праведник. Пс.III, 6

В 1889 году в истории монастыря произошло большое событие: постоянная благодетельница Варвара Лепешкина подарила монастырю дома и землю в Хамовническом районе Москвы на Плющихе. Обитель сдавала квартиры внаем и имела доход 1605 рублей в год. К сожалению, в настоящее время дома не сохранились.

Внутренние постройки монастыря

В 1920 году монастырские земли были экспроприированы. «В целях получения средств для борьбы с голодом» из храмов Зосимовой пустыни были изъяты все церковные ценности, а это более трех пудов серебра. Но вы же понимаете, что не только килограммами измеряется ценность церковной утвари.

Ворота Троице-Одигитриевского монастыря

В настоящее время настоятельницей монастыря является игумения Фаина (Кулешова). В монастыре подвизаются 9 насельниц, из них 1 монахиня, 2 инокини, 4 послушницы, 2 трудницы.

Колокольня Зосимовой пустыни

Удивительная атмосфера царит на территории Троице-Одигитриевского женского монастыря Зосимова пустынь. Тишина благодатная разливается и за стенами обители.

Праздник в честь св.прп.Зосимы (Верховского)

Адрес Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова Пустынь: 143340,Москва, поселение Новофедоровское, п.Зосимова Пустынь, монастырь Зосимова Пустынь.

Угловая башня монастыря

Как доехать: из Москвы с Киевского вокзала на электричке до станции Зосимова пустынь (Наро-Фоминский район). Далее пешком, пересекая железнодорожные пути, идти по лесу до монастыря.

Угловая башня монастыря

На автомобиле следует ехать 68 км по Киевскому шоссе, до поворота на Яковлевское. Далее через Руднево по узкой асфальтированной дороге около 4 км до монастыря.

Легко сориентироваться по подробной интерактивной карте:

Недостроенные строения рядом с монастырем

Также на эту тему:

17 комментариев к записи “Зосимова пустынь. Троице-Одигитриевский женский монастырь”

Добрый день, Валентина! Мне очень нравится паломничество по святым местам. К сожалению сама не езжу, хотя очень хочется побывать в каком-то из монастырей, обогатить свои познания в духовной сфере. Искренне хочу выразить признательность, за подробные обзоры монастырей.

Мария, я Вам благодарны за теплые слова о моих рассказах, которые я пишу от чистого сердца. В них — частичка моей души.

Ничего не знала про этот монастырь. Было очень интересно читать и фотографии отличные, спасибо!

Наталия, спасибо за поддержку и за теплые слова!

А нам в Оптиной говорили, что прототипом Зосимы был старец Амвросий. Наверно, это собирательный образ.

На самом деле теперь уже трудно установить достоверно, кто был прототипом Зосимы. Скорей всего, это действительно собирательный образ.

А, наверное, не так уже важно кто именно основал монастырь. Вполне возможно, что это был не один человек, а группа сподвижников.Гланое, что это были высокодуховные люди и с любовью к ближнему.

Теперь мы любуемся этим монастырем и черпаем в нем нашу духовную культуру.

Как контрастируют ухоженная внутренняя территория монастыря и окружающие пейзажи…
Валентина, у меня вопрос к Вам. Задать решил в этой ветке блога. Вопрос не про Зосимову пустынь, но подходит к категории «Храмы и Монастыри в Подмосковье».
В блоге Галины Шефер «Дороги мира» Вы сказали, что недавно были в Ново-Афонском монастыре в Подмосковье, в котором идёт большая реконструкция.
Какой монастырь Вы имели в виду? Может быть это Ново-Иерасалимский монастырь в Истре? Который имеет Храм по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме? Или это другой монастырь Подмосковья. В списке монастырей Подмосковья Ново-Афонского я не нашел… Плохо искал?
Развейте мои сомнения.

Георгий, здравствуйте! Спасибо, что Вы меня поправили. Я, конечно, оговорилась — это Ново-Иерусалимский монастырь рядом с Истрой. Потрясающий, величественный и очень красивый!

Игумения Викторина с сестрами посетили Троице-Одигитриев ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь

11 апреля 2018 года, в Среду Светлой Седмицы, настоятельница нашей обители игумения Викторина с сестрами посетили Троице-Одигитриев ставропигиальный женский монастырь – Зосимову пустынь. В Пасхальный период насельницы нашей обители традиционно совершают паломничества в святые места. В этом году таким местом для нас стала основанная великим старцем преподобным Зосимой (Верховским) Зосимова пустынь, где мы давно мечтали побывать.

Матушку Игумению и сестер встретила настоятельница Троице-Одигитриева ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь Игумения Фаина (Кулешова). Матушки Игумении обменялись поздравлениями и разделили взаимную радость о Христе Воскресшем. Игумения Фаина с насельницами обители показали нашей Матушке Игумении с сестрами монастырь, рассказали об его истории и его основателе. И, самое главное, они явили нам свою любовь во Христе и гостеприимство, за что мы им сердечно благодарны. Желаем, чтобы Всеблагой Господь всегда помогал Матушке Игумении и сестрам Зосимовой пустыни, и чтобы благодатные впечатления этого дня сохранились в наших сердцах.

Мы любим и чтим преподобного Зосиму (Верховского), а также его сомолитвенника и сотаинника преподобного Василиска Сибирского, святые мощи которого почивают на подворье Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга. Наставления преподобных отцов Зосимы и Василиска, особенно их учение о послушании, очень ценно и актуально и в настоящее время. Преподобный Зосима близок и нам как основатель женских обителей. Поэтому благословение Матушки Игумении на поездку и посещение вместе с ней Зосимовой пустыни стали для нас огромной радостью. Наши обители сближает еще и то, что на нашем подворье в конце 30-х годов ХХ в. Служил клирик Зосимовой пустыни священномученик Димитрий Розанов.

Игумения Викторина (Перминова) с сестрами в Зосимовой пустыни. 11 апреля 2018 г.

Фотогалерея:

Примечание: Житие преподобного Зосимы (Верховского)

Настенная роспись — икона прп. Зосимы Верховского.

Преподобный Зосима Верховский (24 марта 1768 — 24 октября 1833) являлся современником преподобного Серафима Саровского. Известно удивительное небесное предзнаменование подвижнического христианского подвига старца Зосимы. Еще перед рождением его, отец будущего подвижника во время ночной своей молитвы услышал голос: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». В детстве особенно занимали душу Захарии (так звали прп. Зосиму во святом. крещении) жития преподобных пустынников — когда мать читала вслух жития святых, он разгорался духом подражать им. Будучи еще шести-восьми летним отроком, часто убегал он в сад или огород, молился как умел, а после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба. Позже, уже в юности, имел он и другое предзнаменование своего иноческого будущего: однажды во сне явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия.

Но не сразу выпустил мир будущего монаха из своих тенет. Будучи по рождению дворянином, имел он наследственные земли и деревни, служил в столице в рядах блестящего гвардейского Преображенского полка. Собирался уже и жениться. Однако тайный голос совести предостерегал его. И однажды, как рассказывал впоследствии сам отец Зосима, когда проезжал он, прогуливаясь верхом на хорошей дорогой лошади, мимо церкви своего села, вдруг точно кто рукою толкнул его в грудь да так сильно, что он пошатнулся на лошади, и в это время внятно услышал слова: «Ты пойдешь в монахи». Именно во времена его юности, во второй половине 1780-х годов, привел промысел Божий брянских отшельников под водительством иеромонаха Адриана в близлежащие Рославльские леса.

Икона прпп. Зосимы и Василиска.

Встреча с пустынниками произвела на Захарию ошеломляющее впечатление, которое не могли затмить потом уже ни блеск столицы, ни богатство помещичьей жизни. Весной 1789 года он вышел в отставку в чине поручика, отдал все свое имение родственникам и явился к рославльским пустынникам с намерением остаться там навсегда. Но умудренный опытом старец Василиск отправил его сначала научиться смирению и послушанию в монастырь на Коневец, куда к тому времени перебрался жить их наставник отец Адриан. В Коневском монастыре (на Ладожском озере) и начал юный Захария свой монашеский путь под неусыпным оком великого подвижника, настоятеля отца Адриана. Там он был пострижен с именем Зосима, там началась его отшельническая жизнь вдали от монастыря в уединенной лесной келии под руководством переехавшего туда же старца Василиска. Только по субботам вечером приходили они в монастырь на всенощное бдение, а в воскресение после литургии и трапезы в кругу братии снова удалялись в свое безмолвие. Но даже и этого уединения стало им вскоре недостаточно. И когда духовный отец их Адриан отпущен был начальством на покой в Московский Симонов монастырь, испросили Василиск и Зосима дозволения искать себе более глубокую пустыню. В 1799 году покинули они Коневец.

Много исходили подвижники дорог и весей, обошли многие монастыри и пустыни, в которых процветала среди монахов Иисусова молитва. Познакомились в Белых Берегах с несравненным Василием (Кишкиным), побывали в Санаксаре, стали сомолитвенниками многих учеников и последователей великого Паисия Величковского, ибо сподобил Господь их обоих принять в сердце непрестанную Иисусову молитву, познать ни с чем не сравнимое счастье общения с Богом. Несколько раз пытались они попасть на Афон, но Божий промысел привел их к концу лета 1802 года в дебри сибирских лесов, на берег озера, которое находилось в пятидесяти верстах от Кузнецка. Мироощущение христовых подвижников передано ими самими с предельной ясностью: «За что нам чаять от Бога, по смерти, воздаяния, ежели в сей жизни так облагодетельствованы по Его благости: живем во всяком спокойствии и услаждении мирным духом, радуемся, от всего свободны. Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Святого Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. Кругом дремучий лес, за которым весь мир скрылся; только к небу чистейший и незаграждаемый путь, привлекающий взоры и желание сподобиться переселиться в тамошнее блаженство. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного! Блаженнее же всего то, что мы между собою таким духовным дружелюбием, единодушием и единомыслием связаны о Христе, что всякий совет у нас бывает не раздорен, и послушание охотнейшее. Всякий случай, всякая вещь, одним словом, все зримое и слышимое склоняет к размышлению о всемогуществе, премудрости и благости Божией». Двадцать лет прожили пустынники в своих лесных келейках посреди дикого сибирского леса, восходя постепенно от силы в силу.

Наконец пришло время воли Божией поставить светильники сии на свещники — да светят многим. К концу 1810-х годов стали приходить под руководство старцев Василиска и Зосимы страждущие люди. Среди них особой духовной высоты достиг юноша Петр Мичурин. Он известен христианскому миру по Жизнеописанию, составленному отцом Зосимою, и ныне почитается в сонме сибирских праведников. Написал отец Зосима и житие своего безгранично любимого отца Василиска, а также «75 действий Иисусовой молитвы на старца Василиска», что является неоценимым свидетельством Богоугодной жизни этого подвижника и обогащает сокровищницу духовной литературы. Стали приходить под их руководство также и женщины. Не посмели отцы отказать страждущим душам. И начало создаваться в ближайшей деревне Сидоровке женское общежитие. Сначала отец Зосима регулярно навещал их там, а потом удалось исхлопотать через Синод для начинающейся общины пустующий Свято-Николаевский монастырь в городе Туринске. Так в 1822 году было положено начало первой женской обители, устроенной отцом Зосимою по благословению его незабвенного старца Василиска, скончавшегося 29 декабря 1824 года и похороненного около соборного храма в монастыре. Отец Зосима написал устав сестрам, основанный на общежительных правилах святого Василия Великого и специальное для них «Поучение о послушании». Сам он имел чрезвычайный, особенный дар не строгостью и принуждением, но отеческою любовью и собственным примером разгорячать сердца к подвигам и само лишениям. Привез отец Зосима в этот монастырь своих осиротевших племянниц (получивших при облечении в рясофор имена Вера и Маргарита), которым суждено было стать его верными духовными дочерьми, сумевшими продолжить монашеское делание и управление вторым монастырем, основанным старцем Зосимою после смерти наставника. Однако вскоре в Туринском же монастыре начались нестроения. Показательно, с каким терпением выносил старец Зосима приключившиеся скорби, безропотно и смиренно взывая: «Я знаю одну Матерь Божию: когда Ей угодно, Она откроет всю справедливость; мне ли сметь сопротивляться судьбам Божиим?»

Икона прп. Зосимы (Верховского)

Осенью 1825 года старец Зосима приехал в Москву и нашел теплый прием у Митрополита Филарета. Впоследствии об этих нестроениях Владыка сказал так: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться». Зимой прибыли в Москву те сестры, которые не захотели остаться без руководства старца. Приютила их у себя в доме Мария Семеновна Бахметева. А затем она отдала в их распоряжение и часть земли на своей даче в Верейском уезде. Старожилы расположенного неподалеку села Рыжкова припомнили, что в 1812 году, когда они прятали в здешних лесах от поругания чудотворную икону Божией Матери Одигитрии, то однажды какой-то седой старичок, проходя мимо них сказал: «Матерь Божия прославит здесь имя Свое». Они тогда удивились: откуда взялся здесь этот старичок и куда он пропал, ведь место это непроходимое, лесное и болотистое? Лишь теперь стало ясно действие Промысла Божия, сподвигнувшего благочестивую женщину, Марию Семеновну Бахметеву, на приобретение этого отдаленного участка. Так начала свое существование новая обитель, названная старцем Одигитриевскою и ставшая впоследствии Троице-Одигитриевским монастырем. 20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года можно считать Днем основания пустыни.

На праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии пропели сестры молитвы во вновь построенных там келейках. Много труда положил старец Зосима на обустройство новой пустыньки, оказавшейся Промыслом Божиим среди леса и болот, вдалеке от человеческого жилья и храмов. Неустанно трудился старец над устроением духовной жизни насельниц. Всегда оставаясь для них примером смирения и молитвенного настроя, он успокаивал малодушных, внушая им любовь к тишине и удаленности от мирской суеты. Когда все основные дела были окончены, он пять дней в неделю стал удаляться на безмолвие, приходя к сестрам в субботу и воскресение. Около своей келейки в лесу вырыл старец колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, по вере прибегающих к ней. Скончался отец Зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму. Над его могилой в 1838 году возвели храм, посвященный, согласно его завещанию, Живоначальной Троице. Те, кого прославил Сам Господь на небе, прославляют со временем и здесь, на земле, с надеждой обрести новых молитвенников перед Престолом Божиим.

В 1999 году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного отца-пустынножителя старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября того же 1999 года состоялось утверждение этого решения Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Чин прославления старца Зосимы в лике преподобных состоялся в возобновлённой Троице-Одигитриевской Зосимовой Пустыни 23 июля 2000 года. Четыре года спустя на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 октября 2004 года определено было всецерковное прославление преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского.

Тропарь преподобному Зосиме, глас 8

Л юбовию Христовою уязвился еси, преподобне, / вся красная мира отринув, / подвигом безмолвия подвизався, / добродетели Божественныя стяжал еси; / премудрости Божия причастниче, / отче наш Зосимо, моли Христа Бога / и Пречистую Деву Богородицу // спастися душам нашим.

Кондак преподобному Зосиме, глас 6

И збранниче Божий и старче премудрый, / наставниче наш Зосимо, / от юности постническою стезею шедый, / во одежду кротости и терпения облеклся еси, / темже дар Святаго Духа улучив, / многие души Христу уневестил еси. / Ныне в сонме преподобных на небесех ликуеши, // моляся непрестанно о чтущих святую память твою.

Молитва преподобному Зосиме

О святый угодниче Христов, преподобне отче наш Зосимо! Ты от юности себя Христу посвятил еси. Имение раздав, во обитель пустынную вселился еси. Кто изглаголет подвиги твоя: безмолвие, бдение, молитву непрестанную, скорбей терпение, слезы покаяния и всех прощение, воле Божией всецелое себя предание? Многим девам, Богу уневестившимся, паче отца ты был еси, духовно их окормляя и ко спасению наставляя. И ныне молим тя мы недостойнии: буди нам помощник и заступник, обители же нашей утверждение и покров. Научи нас волю Божию творити, обиды прощати, скорби и болезни благодушно терпети. Да сподобимся и мы молитвами твоими в мире, любви и покаянии путь наш тесный совершати и Царствия Небесного достигнути, идеже ты со всеми святыми славиши непрестанно Бога во Святей Троице, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Зосимова Пустынь (Московская область)

Зосимова Пустынь — монастырь в Московской области. Он был основан в 1826 году монахом и духовным писателем, о котором будет рассказано в этой статье. После революции Зосимова пустынь была закрыта. Возвращена Православной церкви лишь в конце 1990-х годов.

Монах Зосима

Зосимова Пустынь — монастырь женский. Основан он был монахом, потомком русского дворянского рода. В миру он был известен как Захарий Верховский. Этот человек родился в 1768 году. Получил домашнее образование, в возрасте 18 лет поступил на военную службу. После смерти отца Захарий стал наследником двух деревень.

В 1788 году Верховский вышел в отставку, продал имение и постригся в монахи. В 1922 году основал женский монастырь, в котором провел всего несколько лет. Вскоре между некоторыми послушницами и Зосимой произошел конфликт. Монахини обвинили его в растрате и расколе. Зосима удалился, за ним последовали его духовные дочери. Вместе они основали обитель, которая сегодня известна как Зосимова пустынь.

Основание монастыря

В 1826 году, недалеко от Москвы, Зосима основал женскую общину. Здесь прожил до самой своей смерти. Последние силы Зосима отдал этому монастырю. Многие годы он искал благотворителей. Стоит сказать, что этот человек даже среди монахов славился необыкновенной тягой к уединению. Последние годы он провел в трех верстах от монастыря, где устроил себе маленькую келью. В ней он проживал пять дней. А субботу и воскресенье проводил в монастыре. Скончался Зосима в 1833 году.

История монастыря

Существует мнение, что старец, основавший обитель, прототип персонажа из романа «Братья Карамазовы». Но это заблуждение. Колоритный герой Достоевского никакого отношения не имеет к монастырю в Московской области — Зосимовой пустыни. Хотя персонаж из книги русского классика так же, как и реально существующая личность, когда-то был военным, вышел в отставку в звании поручика.

Как и прочие монастыри и храмы, Зосимова пустынь и в 1918 году была закрыта. На территории более восьми лет действовала земледельческая артель.

В начале тридцатых годов монастырь был переоборудован в клуб. Кресты снесли, окна заложили кирпичом, а своды перекрыли навесным потолком. Во время войны здесь располагался госпиталь. Стоит сказать, что наступление противника Красной Армии удалось остановить совсем недалеко от обители. В Наро-Фоминске, как известно, шли ожесточённые бои. Но к святым местам немцу подойти не удалось.

В шестидесятые года на территории монастыря открыли пионерский лагерь, где отдыхали дети сотрудников столичного метрополитена. Приблизительно в этот период была разрушена и северо-западная башня, и северо-восточная. От монастырской стены осталась лишь пятая часть. Здесь был сооружен бассейн, спортивный комплекс, карусели.

Возрождение монастыря свершилось в 1999 году. Первые месяцы после открытия он являлся подворьем знаменитого Новодевичьего монастыря, расположенного в Москве. И только в марте 2002 года получил статус независимого монастыря.

Зосимова пустынь и находится в одноимённом посёлке, который сегодня относится к Новой Москве. Добраться сюда несложно — электрички ходят регулярно. Можно доехать до станции «Бекасово Центр», но, согласно отзывам, удобнее выйти на платформе «Зосимова Пустынь».

В июне 2000 года основатель обители был причислен к лику преподобных. На территории монастыря находится памятник Зосиму, изготовленный из белого мрамора. В последние годы был проведён капитальный ремонт, но строительные работы все еще продолжаются. Хотя, согласно отзывам людей, посещавших пустынь, здесь царит удивительный дух старины. И постройки, которые явно требует реставрации, отнюдь не портят общей картины.

Источник преподобного Зосимы

Всего в двух километрах от монастыря находится старый колодец, вода в котором, по преданию, способна исцелять. Чтобы добраться до него, следует идти по дороге мимо деревни Архангельское. У озера повернуть направо. Далее перейти по мосту на другую сторону, пересечь железнодорожный путь, выйти на асфальтированную дорогу. У входа в лес есть указатель, который ведёт к источнику преподобного Зосимы — второе название колодца с целебной водой. Недалеко от него находится разрушенная часовня.

Возможно, в скором времени и колодец, и некоторые постройки, расположенные на территории монастыря, будут приведены в надлежащее состояние. Хотя сегодня, несмотря на некоторые разрушения, эти места посещают и верующие, и просто любознательные люди, интересующиеся историей православных храмов.

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь.

Женский монастырь Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь был основан в 1826 г. старцем Зосимой.
В начале XIX века имя старца Зосимы было многих известно. Он происходил из старинного дворянского рода Верховских из Смоленской губернии. При постриги он принял имя Зосима. Потом провел 10 лет в Коневецком монастыре на острове Коневец Ладожского озера. Затем Зосима отправился в Сибирь и на реке Туре основал женский монастырь.
А в 1825 году старец Зосима по приглашению митрополита Московского Филарета переехал в Подмосковье, а за ним поехали некоторые монахини из Туринского монастыря. Сестер приютила в своем доме местная помещица Бахметева, а потом выделила им участок земли рядом со своим домом, на котором старец Зосима устроил новую обитель Троице-Одигитриевская Зосима пустынь. Деньги на обитель пожертвовали местные помещики, а также московские купцы Лепешкины и смоленские родственники старца.


Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь.

Зосима пустынь была основана в 1826 году, но строилась до 1856 года.


Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь.

Над могилой старца Зосима был построен храм Живоначальной Троицы в 1833 году.


Храм Живоначальной Троицы.


Храм Живоначальной Троицы.

Монастырь активно вел хозяйственную и духовную жизнь и был широко известен в Москве и Подмосковье.


Братский корпус. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь. Московская область. Россия.


Настоятельский корпус. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь. Московская область. Россия.

В то время на территории обители было три храма – Троицкий собор, домовой храм при трапезной в честь Рождества Иоанна Предтечи и надвратный, посвященный иконе Божьей матери Одигитрии.


При советской власти обитель упразднили, но монахинь выселили не сразу. Игуменья мать Афанасия (из рода Лепешкиных) смогла сохранить монастырь неофициально еще на целых десять лет. Она зарегистрировала в земельном комитете сельскохозяйственную артель «Зосима пустынь».

Но в 1928 году монастырь все-таки закрыли. Игуменья Афанасия была арестована и сослана в Казахстан, где умерла.
После закрытия монастыря здесь разместили дом инвалидов, а потом пионерлагерь Московского метрополитена. Многие постройки были разрушены. В Троицком соборе был устроен клуб. А колокольню использовали как водонапорную башню.
В 1999 году Троице-Одигитриева Зосима пустынь вновь стала действующим монастырем.
На месте разрушенного храма Одигитрии установили скромный поминальный крест.

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь.

Ссылка на основную публикацию