Зосимова пустынь мужской монастырь

Зосимова пустынь мужской монастырь

21.10.2019
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА 20 — 27 ОКТЯБРЯ 2019г.

20.10.2019
Состоялось очередное заседание Епархиальных Рождественских чтений.

19.10.2019
Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству посетила Зосимову пустынь.

17.10.2019
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 октября 2019 года.

16.10.2019
Научно — практическая конференция » V Епархиальные Рождественские чтения».

Дорогие братья и сестры!

Начался отопительный сезон, и мы снова просим вас о помощи. Это время для нас самое тяжелое, так как расходы на коммунальные платежи (газ и электроэнергия) будут составлять более 100 000 рублей ежемесяно.

Без вашей помощи нам не справиться!

______________

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту Сбербанка

№ 4817 7602 5672 4638,

владелец карты — настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ

(Семилетов Сергей Юрьевич)

или на Яндекс- кошелек № 4100 1573 4392 279.

Просьба указывать назначение платежа: «Пожертвование на уставную деятельность».

Монастырь в социальных сетях:

© 2013 — 2019гг. Все права защищены
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Русская Православная Церковь. (Московский Патриархат). Александровская Епархия.
По благословению Высокопреосвященнейшего Евстафия, Архиепископа Александровского и Юрьев-Польского

Зосимова пустынь мужской монастырь

Дорогие братья и сестры!

От всей души приглашаем Вас посетить наш монастырь. Мы принимаем паломников, индивидуально и группами.

Условия посещения монастыря паломническими группами.

Мы имеем возможность принять на ночлег паломнические группы до 15-ти человек. В монастырской гостиницые 2 келии: женская на 8 мест и мужская на 7 мест

Для паломнических групп приезжающих на монастырские Богослужения трапеза и ночлег предоставляются безплатно, за пожертвование, которое каждый может опустить в церковные кружки в храме.

Для групп приезжающих в небогослужебное время трапеза не предоставляется. Для таких групп возможно предоставление трапезы на платной основе (300 руб/чел), по предварительной договоренности.

Монастырь не имеет возможности принимать группы использующие монастырь только для ночлега, без присутствия на службах.

Для групп от 10 — ти человек организуется бесплатная экскурсия по монастырю. Экскурсии проводятся ежедневно. Для планирования посещения важно учесть, что экскурсии не могут проводиться ранее окончания утреннего богослужения, Проведение экскурсий заканчивается в 16.00 часов. Для паломников приезжающих с ночлегом возможно проведение экскурсий после вечерней трапезы.

Паломничество к нам удобно совместить с посещением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Свято-Успенского женского монастыря г. Александрова. Обе эти обители находятся в 30 — 40 митутах езды от Зосимовой пустыни.

Индивидуальные паломники могут посетить обитель: в будние дни — во время богослужений (см. расписание), в воскресные и праздничные дни — в течение дня, до окончания вечернего богослужения.

Индивидуальные паломники желающие посетить монастырь с ночлегом, принимаются на срок до 3-х дней. При желании можно остаться на более долгий срок в качестве трудника (только мужчины от 18-ти лет), получив благословение Настоятеля игумена Серафима или Благочинного, иеромонаха Мелхиседека. Все паломники останавливающиеся в монастыре более чем на одну ночь, могут по необходимости привлекаться к монастырским послушаниям.

Благословение на посещение трапезной и поселение в монастырскую гостиницу имеют право давать только настоятель и благочинный монастыря.

МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ ПРАЗДНОШАТАЮЩИХСЯ МОНАХОВ, ИНОКОВ И «ПОСЛУШНИКОВ» САМОВОЛЬНО ПОКИНУВШИХ СВОИ ОБИТЕЛИ!

Напоминаем, что самовольно оставившие свой монастырь теряют право ношения монашеских одежд и право именоваться монашескими званием и именем.

Так как монастырь находится на территории военной части, для проезда через КПП обязательно иметь при себе паспорт,. Желательно также предварительно позвонить в монастырь для заказа пропуска через КПП. При желании остаться в монастыре на ночлег необходимо предварительно (по телефону) получить благословение настоятеля или благочинного монастыря. При не соблюдении этого правила место в гостинице не может быть гарантировано, а заселение производится при наличии свободных мест, это же правило действует и в отношении паломнических групп. Не надо самим звонить в воинскую часть и пытаться договориться о проезде. Пропуск для паломников предосталяется только по обращению руководства монастыря.

Дорогие братья и сестры, паломники. Просим Вас с пониманием отнестись к весьма скромным условиям размещения в гостинице. Чтобы остаться в монастыре на ночлег необходимо приехать до окончания вечернего Богослужения ( в крайнем случае не позднее 20.00 часов). В более позднее время пропуск паломников через КПП воинской части в монастырь и поселение в гостиницу не производится (возможно только в исключительных случаях и по предварительной договоренности с монастырем).

Как проехать в Зосимову пустынь:

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в «Арсаках»
Через 2 часа — станция «Арсаки». Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином «Хозяин», на площади останавливаются рейсовые автобусы. По соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так, что на станции надо сесть в автобус с надписью «Городок», который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте. ВНИМАНИЕ. Не полагайтесь на GPS-навигатор! Очень часто он ведет более короткой дорогой, через с. Никульское, но проезда в монастырь там нет. КПП с этой стороны ЗАКРЫТО для ПРОЕЗДА И ПРОХОДА. Из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель — поворот направо, на г. Александров, проезжаем «Брыковы Горы», после них первый поворот направо, (ориентир — кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель » Арсаки, 6 км» ; далее по главной дороге прямо, через дер. Иваньково, до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и, после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП, едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

В субботу вечером и в воскресенье утром, а также в праздники военные любезно пропускают едущих в монастырь на службу без предварительного заказа пропуска, главное наличие российского паспорта. Без него пропуск в монастырь НЕ ВОЗМОЖЕН!

По всем вопросам связанным с посещением монастыря следует обращаться к благочинному обители иеромонаху Мелхиседеку по телефону +7(999)974-65-80 или +7(910)172-64-31

МОНАСТЫРСКИЙ МУЗЕЙ.

С марта 2017 года в нашей обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Вниманию паломников предлагаются три зала: период конца XVII в. -1897 г., прп. Герман и прп. Алексий; зосимовские новомученики и подвижники благочестия. Монастырь предлагает группам паломников следующие тематические экскурсии:

1.Обзорная экскурсия по истории Пустыни. (45 мин.) *

2.Схимонах Зосима. Первый период истории пустыни кон. XVII — 40-е г.г. XVIII в. Царевна Наталья Алексеевна. Несостоятельность легенды об императрице Елизавете. архм. Леонид (Кавелин). Александровские меценаты. (30 мин.)

3.От схмон. Филиппа до архим. Павла. 60 — 90-е г.г. Второе рождение Пустыни. Источники сведений. Первые насельники. Перестройка часовни — московские купцы Шапошников и Попов.(30 мин.)

4. Преп. схииг. Герман и его ученики. (40 мин.)

5.Прп. старец схиером. Алексий. (45 мин.)

6. Подвижники благочестия и новомученики Пустыни. (45 мин.)

7. Московские адреса Зосимовских старцев. (25 мин.)

8.Зосимова пустынь — архитектурный памятник конца ХIХ в., архитектор А.А. Латков. Храмы монастыря. (30 мин.) *

9.Зосимовские распевы. Композитор иером. Нафанаил. (30 мин.)

10.«Русь уходящая» Павла Корина и Зосимовские старцы. (40 мин)

11. Паломничество хаджи Георгия (м. Аристоклия) на Афон и ко Гробу Господнему. Пеший переход Москва — Святая земля 2000. (45 мин.)

* к-во паломников не ограничено.

Остальные встречи проводятся для групп не более 20 человек.Просим обратить внимание, что дети допускаются в музей в возрасте от 10 лет и старше. Время экскурсий указано ориентировочное. Все Экскурсии бесплатные.

С вами встречается и беседует историограф пустыни,

основатель и хранитель музея истории монастыря,

писатель, член СЖ РФ и IFJ

монах Аристоклий (Челноков).

Дорогие братья и сестры!

Начался отопительный сезон, и мы снова просим вас о помощи. Это время для нас самое тяжелое, так как расходы на коммунальные платежи (газ и электроэнергия) будут составлять более 100 000 рублей ежемесяно.

Без вашей помощи нам не справиться!

______________

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту Сбербанка

№ 4817 7602 5672 4638,

владелец карты — настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ

(Семилетов Сергей Юрьевич)

или на Яндекс- кошелек № 4100 1573 4392 279.

Просьба указывать назначение платежа: «Пожертвование на уставную деятельность».

Монастырь в социальных сетях:

© 2013 — 2019гг. Все права защищены
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Русская Православная Церковь. (Московский Патриархат). Александровская Епархия.
По благословению Высокопреосвященнейшего Евстафия, Архиепископа Александровского и Юрьев-Польского

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь

Появлению этого знаменитого монастыря предшествовало, как это нередко бывает, чудесное знамение. Во время войны с Наполеоном 1812 года местные крестьяне прятали в болотистых лесах от французов, известных своими кощунствами в православных храмах, чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия». Какой-то старик сказал им: «Матерь Божия прославит здесь имя свое». И вот в 1826 году схимонах Зосима (Верховский) со своими духовными дочерями основал здесь обитель. Тогда это была территория Верейского уезда Московской губернии.

Основатель Зосима (в миру Захария Васильевич Верховский) происходил из дворянской семьи и был современником преподобного Серафима Саровского. По преданию, его отец во время молитвы однажды услышал следующие слова: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». А уже самого взрослого Захарию во время прогулки верхом кто-то невидимый будто толкнул в грудь со словами: «Ты пойдешь в монахи». Вот он и пошел.

Его имя в Подмосковье теперь носит Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь.

Адрес: поселение Новофедоровское, п. Зосимова Пустынь

Координаты: 55.408492, 36.911829

Режим работы: 8:00-19:00

Официальный сайт: zosimapustin.ru

Видеоэкскурсия по Зосимовой пустыни

Видео: Иван МАКЕЕВ

Монтаж: Рушан КАЮМОВ

Начало истории было положено в 1826 году на территории имения Марии Бахметевой, приютившей в своем доме старца Зосиму с его 22 духовными дочерями. Они основали в непроходимой лесной чаще монашескую общину, которая через 30 лет была преобразована в монастырь. Сама Бахметева, которая в преклонном возрасте проживала около монастыря фактически безвыездно, так писала об этом: «Господь помог из болота сделать преприятное обитание и прислал целую обитель Своих рабов…»

Каждую неделю после воскресного богослужения в Зосимовой пустыни бесплатно проводятся православные учебные лекции.
Фото: lori.ru

После Октябрьской революции большевики сначала превратили монастырь в трудовую земледельческую артель, а в 1929 году его полностью закрыли.

В 1967 году здесь открыли пионерский лагерь, куда приезжали дети сотрудников Московского метрополитена. И только в 1996 году были возобновлены богослужения. Через три года архитектурный ансамбль вернули Русской православной церкви.

В 2000 году основатель монастыря схимонах Зосима был прославлен в лике святых. А через 12 лет монастырь перевели в каноническое подчинение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Интересные факты

  • Преподобный Зосима скончался в 1833 году, в праздник иконы «Всех скорбящих Радость», и был похоронен около монастырской часовни. Над его могилой затем построили Троицкий храм. А в 1880-х состоялось обретение его мощей. Старец Амвросий Оптинский, ставший прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», писал, что во время переложения останков основателя в новый гроб (из-за сырого места) «все тело старца цело, а ступни ног предались тлению». После возрождения обители гробницу снова вскрыли, но мощей там уже не обнаружили…
  • На территории монастыря Зосима собственноручно вырыл колодец: вода оттуда считалась целебной.
  • Зафиксировано немало свидетельств о том, как молитвы к преподобному Зосиме даровали верующим исцеление от болезней и другую необходимую помощь.
  • Во время Великой Отечественной Войны на территории монастыря располагался госпиталь. До сих пор сохранилась братская могила солдат, которые погибли здесь.

Что посмотреть на территории монастыря

Храм Святой Троицы

Храм Святой Троицы открыт для прихожан ежедневно.
Фото: lori.ru

Полностью отреставрирован после советских гонений и репрессий. В нем совершаются все богослужения. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00.

Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи

Надвратный храм не отапливается, поэтому службы в нем проводят только несколько раз в год.
Фото: Иван МАКЕЕВ

Находится прямо в монастырской колокольне, на втором ярусе. Он не отапливается, поэтому службы в нем проводят только несколько раз в год.

Каждую неделю после воскресного богослужения в Зосимовой пустыни проводятся православные учебные лекции для всех желающих. Бесплатно.

Для паломников здесь организуют специальные экскурсии, а также устраивают тематические беседы о русском монашестве для знакомства всех неравнодушных с его историей и традициями. На выбор вам предложат четыре темы продолжительностью около тридцати минут: «Монашество в русской культуре и истории», «Выдающиеся представители отечественного монашества», «Виды монастырей. Особенности монастырского устройства» и «Монашество как форма христианской жизни».

Какие святыни хранятся

  • Чтимая икона Божией Матери «Одигитрия».
  • Мощевики с частицам Креста Господня, святых апостолов, святителей, мучеников.
  • Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых.

Расписание служб

8:00 Часы. Божественная литургия
14:00 Чтение Акафиста
16:00 Вечернее богослужение

На экскурсию вы можете записаться по телефону 8-963-660-83-07.

В настоящее время гостиницы для паломнических групп нет, но возможно размещение небольших групп (по 3-4 человека) при наличии мест и только по предварительному согласованию с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой). Тем, кто планирует посетить обитель одним днем, тоже необходимо предварительно переговорить с настоятельницей монастыря.

Телефон для справок: 8-915-497-21-59.

Экспертное мнение

Екатерина Перова, доцент МГЛУ, кандидат культурологии:

«Старец из Зосимовой пустыни тянул жребий с именем Патриарха»

— Зосимова пустынь знаменательна для нашей истории еще и тем, что проживавший там иеросхимонах Алексий (Соловьев) тянул из ковчега жребий с именем будущего Патриарха на Всероссийском Поместном Соборе 1917 года. Заседания Собора тогда проходили под звуки канонады. 18 ноября он, трижды перекрестившись, вытянул из ларца листок с именем митрополита Московского и Коломенского Тихона, определив тем самым судьбу Русской православной церкви в ее последующие тяжелейшие времена.

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Гроза

Все началось с грозы, которая началась накануне праздника Казанской иконы Божией Матери. Я попросила свою подругу, у которой гостила на даче под г. Александровым, поехать в Зосимову пустынь. Лил дождь, сверкала молния, гремел гром, но у меня было непреодолимое желание ехать. Подруга сидела за рукоделием у окна в маленьком дачном деревянном домике и вышивала икону Казанской Божией Матери. Отрываться от рукоделия ей не хотелось, но, видя мое неотступное желание, она согласилась. С нами поехали трое ее маленьких дочерей. Мы ехали по мокрой дороге, под раскаты грома и молнии, твердо веря, что Матерь Божия убережет от беды, и пели вместе с детьми Иисусову молитву.

Зосимова пустынь расположена в живописном месте, в нескольких километрах от железнодорожной станции Арсаки.

Боярская вдова, Ульяна Ивановна Зворыкина, передала принадлежавшую ей землю своим сыновьям, а те пожертвовали ее Троице-Сергиевой лавре, на помин душ родителей.

Основателем обители считается схимонах Зосима, который в середине ХVII пришел сюда с келейником преподобного Сергия Радонежского. Он устроил небольшую часовенку, поставил себе скромное жилье, выкопал колодец, обустроил небольшую пасеку, ухаживал за огородом.

Сохранилось предание, «что сила блаженного Зосимы заключается в том, что он проявил беспредельную христианскую любовь к ближним. Он дал обет, сделаться вечным предстателем перед Богом за всякого, хоть раз к нему обратившегося». В середине ХIХ века происходили случаи явления Зосимы пильщиками леса. Явления преподобного Зосимы продолжатся и в наше время.

Встреча

Зосимова пустынь ныне находится на территории воинской части, поэтому, предъявив паспорт на КПП и получив пропуск, мы едем по прямой дороге к храму, возвышающимся над лесом. Мы успеваем на помазание, прикладываемся к мощам преподобного Зосимы. Слева от входа я замечаю иеромонаха, с куколем на голове, схимника. Он разговаривает с женщиной, стоя напротив меня, но лица я его не вижу, так как его загораживает женщина.

— Исповедаться хочешь, — вдруг спрашивает у меня иеросхимонах, выглядывая из-за головы собеседницы. Меня удивляет, «угадывание» моего желания.

И вот я уже, спустя всего несколько минут, стою на коленях у ног сидящего на стуле схимника, обутого в простые русские валенки. Исповедь длиться долго.

— Господь хочет, чтобы мы жили дружно. Родителям нравиться когда дети дружат между собой, так и Богу угодно это, — говорит спокойно монах, глядя мне в глаза. Глаза у него внимательные, добрые.

Мне хочется остаться в монастыре потрудится, помолится и исповедаться.

— Можно, — отвечает на мой вопрос иеросхимонах, и на прощание говорит: всем прощай, и тогда тебе Господь простит твои грехи.

«Как зовут монаха, вот этого, у которого мы только что исповедовались?», — спрашиваю я у дежурного по храму монаха.

— Иеросхимонах Зосима, — отвечает он.

Котята

Служба кончилась. Дети, увидев на дворе монастыря маленьких котят, устремились к ним. Каждой девочке досталось по мурлыкающему котенку. Дав возможность детям поиграть с животными, мы около девяти часов вечера двинулись в обратный путь. Я предупредила детей и подругу, что, возможно, уеду в монастырь.

Маленькая четырехлетняя Соня спросила: «Галя, ты хочешь вернуться в монастырь из-за котят?»

-— Нет, Сонечка, хочу потрудиться.

— А я бы только из-за котят ушла в монастырь,– сказала Соня

Трудовые будни

Через день я позвонила своей подруге Анюте и предложила вместе потрудится в монастыре. Она согласилась и приехала вместе со своим отцом Геннадием. Получив благословение эконома монастыря, отца Мелхиседека, мы устроились в монастырской гостинице, получив послушание помогать в трапезной.

Главное условие пребывания в монастыре в качестве трудников — это посещение полунощницы, которая начинается в 6 утра, и вечерней службы в 17.00.

На вечернюю службу, за полчаса до начала, зовет монах, который ходит вокруг храма с билом. Он как-то по особенному красиво колотит в деревянную доску молотком.

Мы с Аней сели на деревянную скамейку и попробовали камешком повторить эти звуки. У Анюты получилось сразу, а у меня даже с большим трудом не получилось ни разу.

Вечером, исполнив послушания на кухне и помолившись на вечерней трехчасовой службе, мы увидели, что в монастыре кошек почти столько же, сколько и монахов. И они обладают таким же тихим нравом и кротостью. Котята доверчиво забрались нам на колени, а с ними и мама кошка. Мы не могли отказать себе в удовольствии утешиться их ласковым урчанием.

Тишина здесь особенная. Среди вековых сосен, которые почти дотягиваются своей кроной до купола храма, кедрами, посаженными трудниками, мы любили гулять после вечерней молитвы и дышать свежим воздухом. Мы узнали, что, оказывается, через три дня 26 июля престольный праздник всех зосимовских святых.

Иеросхимонах Зосима пригласил нас после ужина на беседу в свою келию.

Я гляжу на монаха, и мне кажется, что его лицо мне очень знакомо, те же глаза — проницательные и добрые, взгляд, проникающий в твое сердце, лицо, словно отбеленное.

Мы говорили о себе, рассказывали старцу свои планы, желания, он давал нам советы, рассказывал о себе. Вот что нам запомнилось.

Каждому человеку Господь дает право выбора.

Когда мне было 14 лет, я написал 12 бумажек с профессиями, на кого бы хотел учиться, и вытяну, путем жребия, записку, на которой было написано «священник».

Однажды к нам в дом пришел, неизвестно откуда, юродивый. Все сели за стол, и соседка стала стучать по столу яйцом, чтобы разбить скорлупку, а мама про себя думает «по столу стучать нельзя, это престол Божий, лучше бы себе по лбу постучала». Юродивый взял у нее из рук яйцо и со словами «по столу стучать нельзя, это престол Божий лучше бы по лбу постучала» стукнул яйцом по лбу, маме» — монах Зосима улыбнулся. Он еще ее назвал «монашкой», и через пять лет мама ушла в монастырь.

Мама мне посоветовала обязательно с ним познакомиться поближе.

Когда я нашел дом, в котором остановился юродивый на ночлег, он, вместо приветствия, сложил руки и сказал «Благословите, отец Петр» (меня тогда звали Петром) и поцеловал мне руку, прозревая что я стану священником.

Ведь кто такой юродивый? Это блаженный, он может обличить, ведет себя как дурачок, а за его смирение Господь благодать дает и прозорливость.

Когда мы с матушкой вырастили детей, то договорились уйти в монастырь. Вначале ездили по монастырям, присматривались, а потом выбрали: я Зосимову пустынь, а она — женский монастырь в Александрове.

И вот сниться мне сон. Вижу во сне матушку и хочу ее обнять, а она мне ставит руки перед грудью и говорит – «нельзя». Спустя некоторое время я узнаю, что ее постригли в монахини. А чуть позже и меня тоже.

Отец Зосима объяснил, что они ушли в монастырь, чтобы быть ближе к Богу.

Геннадий спросил, как старец относится к старообрядцам, ведь они наши, русские люди, верующие в Бога. На что отец Зосима ответил, что даже он сам находил ошибки у переписчиков книг, что необходимо было их устранить, но не насилием, надо было людям объяснить.

Мы спросили его, есть ли у него самого сомнения и неразрешенные вопросы, или он достиг того состояния, когда все понятно.

— Я верю в Бога — спокойно ответил старец. Без Бога ничего не происходит.

— У правителей и царей русского государства была цель построить могущественную державу, объединить страну — продолжал Геннадий.

— А у нас цель, одна, — ответил отец Зосима, — подготовить душу к Царствию Небесному.

Мы поблагодарили его и попросили разрешения написать о нашей беседе. Он благословил.

На следующий день он разрешил нам причаститься. Перед службой он заботливо поставил нас рядом с собой у распятия, и всю службу направлял нас, подсказывал, когда читать молитвы, а перед причастием повернулся к нам и сказал: «Мы все недостойны причастия, но оно дано нам, что бы мы боролись с грехами».

В день равноапостольной княгини Ольги мы были единственными причастниками — мирянами и, когда читалось Евангелие, у нас было такое ощущение, что Господь именно нам говорит: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7,47).

Праздник Зосимовских святых. 26 июля.

Мы купили книгу «Зосимовский патерик», иеросхимонах Зосима подписал эту книгу со словами «Благословение Свято – Смоленской Зосимовой пустыни да будет с Вами».

Когда мы читали ее друг другу, казалось, будто сами святые и подвижники Свято – Смоленской Зосимовой пустыни преподавали нам заветы любви и учили нас.

Зосимовский святые: Преподобный схимонах Зосима. Прп, схиеромонах Алексий ( Соловьев). Прп. иеромонах Макарий (Моржов), Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев), Прп. Герасим (Мочалов), Прп. Игумен Владимир (Терентьев).

Прп. схиеромонах Алексий (Соловьев), — именно ему было предназначено вытянуть из ларца записку с именем святителя Московского Тихона, будущего патриарха. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Старец Алексий трижды перекрестился и, не глядя, вынул из ларца записку.

Прп. иеромонах Макарий (Моржов). Когда его спрашивали об антихристе, он отвечал, что «нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по – христиански».

Прп. схиархимандрит Игнатий (Лебедев). «Чадца! — писал он в письмах, — стремитесь к горнему, касаясь дольнего, поколику требует телесная нужда».

Будучи прихожанами Храма Тихвинской иконы Божией Матери, мы часто посещаем могилку старца иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина), одного из духовников Зосимовой пустыни. На его могилке чувствуется удивительный покой и умиротворение. Бывало, придешь, а на душе смута… Постоишь, прочтешь слова старца «Умудряйтесь, не скорбите прежде времени, Предавайтесь воле Божией», посмотришь на высокие вековые деревья, шумящие своими ветвями, и окажется, что печаль прошла. А некоторые рассказывали о чудесных исцелениях от недугов, например от пьянства.

Кажется, что за эти дни пустынь стала для нас родной. И все зосимовцы, иеросхимонах Зосима, отец Мелхиседек, с которым нам довелось беседовать о чудесах и явлениях преподобного Зосимы. Повар Сергей, с которым мы трудились, который на вопрос о том, как помогает ему преподобный Зосима, ответил с улыбкой: «Готовить помогает». Помощник повара Дмитрий, Александра, опекающая юношу из детского дома, которых приютил монастырь на время. Как умилительно было наблюдать заботу этого мальчика о котенке, которого тот купал, кормил и даже вытирал ему сопли свои носовым платком.

Не увидели мы в обители ни богатства, ни довольства. Напротив, скудость и бедность окружала нас, словно покрывая незримое, скрытое от всех сокровище, то, ради которого, как оказалось, мы и приехали, — прощение и любовь. И то, ради чего мы снова и снова хотим вернуться туда, где воздух пахнет соснами, где вечерняя тишина, как молитва, успокаивает мятущийся дух, туда, где на ужин дают настоящее молоко и простую гречневую кашу, где котята доверчиво лижут наши руки. Права была маленькая София, что котята — часть творения Божьего мира, в который стоит вернуться и ради них.

Свято-Смоленская Зосимова пустынь близ ст. Арсаки Епархиальный мужской монастырь

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. была поставлена деревянная часовня над могилой схимонаха Зосимы. В 1867 пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

Краткий расцвет, пережитый Смоленской Зосимовой обителью в конце XIX—начале XX веков, сам по себе составляет отдельную главу в летописании русского монашества и Русской Церкви вообще. Но расцвела Зосимова пустынь отнюдь не на пустом месте. Ее питали глубокие традиции святости, укоренившиеся здесь еще в XVII столетии.

В 1899 году в Москве вышла в свет книга о Смоленской Зосимовой пустыни, написанная будущим митрополитом, священномучеником, а тогда — еще иеромонахом Серафимом (Чичаговым).

«Двести лет тому назад, в прежнем Переяславль-Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи, красовалась лесная пустошь с небольшими полянами, заросшими травою, называемая Ульяниной и значительно удаленная от людского жилья. Не без воли Божией, в неведомый для нас день, посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Красивый, вековой лес, извилистая речка и глубочайшая тишина, прерываемая лишь пением и перекрикиванием птиц. Помолился блаженный старец, испросил откровение воли Божией и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и пустынножительства, — он остался уже здесь навсегда».

Шли годы, вокруг старца собралась братия — правда, весьма немногочисленная (предание сохранило имена лишь монахов Ионы и Кирилла), — появились огороды, кельи. Потянулись в пустынь богомольцы. Были среди них и представители знатных фамилий. Глубоко почитала старца Зосиму царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Ее стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

После смерти отца Зосимы его ученики и сотрудники разошлись кто куда. Часовня, построенная иноками, была приписана к Лукиановой пустыни, расположенной вблизи Александрова. Существуют некоторые сведения, что в 1728 году Зосимову пустынь восстановили, священномученик Серафим (Чичагов) упоминает имя одного из тогдашних ее строителей — иеромонаха Иоакима, — но в печально известном 1764 году ее закрыли вновь, а часовню и все небогатое имущество причислили к приходской церкви села Никульского.

В дальнейшем пустынь ждали куда большие горести. Старец Симеон Ермолаев, собиравший в середине XIX века сведения о схимонахе Зосиме, так описывал этот скорбный период: «Опустела часовня, или келья, в которой жил отец Зосима, но на его могилу, на которой был поставлен большой памятник из белого камня. стекалось много народу. и теперь служили панихиды, которые служил священник села Никульского, к приходу которого принадлежала пустыня. Священник села Слотина, отец Иаков, сильно завидовал доходу, который получал от панихид священник села Никульского, и потому пришел к владельцу этой пустыни господину Симонову и уговаривал его, чтобы вынести образа из часовни и перенести их в церковь села Слотина, что и исполнилось; также с могилы старца Зосимы был снят памятник и перевезен священником (который стесал топором надпись) в село Слотино. Часовню же г. Тимонов обратил в птичную, и когда устроил клевушки и все нужное, то перевели всех домашних птиц и двух свиней в новую птичную. Но каково было изумление птичницы, когда она, проснувшись на другой день, увидела свиней и всех птиц мертвыми. Говорят, это было в 1798 году».

Вскоре после этого умер и помещик Тимонов, а так как он был бездетен, то после смерти его вдовы Ульянина пустошь отошла к другим владельцам и на протяжении следующих десятилетий не раз переходила из рук в руки.

Часовня, столь опрометчиво превращенная Тимоновым, если верить старцу Симеону, в птичник, за это время совершенно разрушилась, а о месте погребения отца Зосимы напоминал теперь лишь простой деревянный крест. Но местные жители не позабыли об угоднике Божием, лежащем под этим крестом, и по-прежнему приходили сюда.

В 1848 году стараниями вдовы александровского купца И.Ф. Баранова, приобретшего лес Ульяниной пустоши на сруб, в Зосимовой пустыни вновь появилась часовня. Вследствие этого паломничество к святому месту оживилось, но первые шаги к возрождению здесь монашеской жизни были сделаны лишь в 1866 году, когда помещица Г. И. Неттель, владевшая в то время землей, на которой находились часовня и могила старца Зосимы, составила дарственную на нее, имея желание подарить землю Троице-Сергиевой Лавре.

В прошении, поданном ею в Лаврский собор, говорилось, что она «жертвует три десятины, с произрастающим на оной (земле — прим. ред.) еловым и березовым лесом и часовнею, для служения в сей последней братиею киновии молебнов и панихид по схимонахе Зосиме, при часовне погребенном, желающим из обывателей окрестных деревень».

Намерение свое госпоже Неттель удалось исполнить, однако, лишь спустя три года, но зато вскоре ее примеру последовали и другие вла¬ельцы близлежащих земель. В итоге возрождающемуся монастырю было подарено десять десятин земли.Близкое участие в восстановлении Зосимовой пустыни принимал блаженный Филиппушка из лаврской братии.

Сам он к моменту начала серьезных работ по благоустройству монастыря уже умер, и начатое дело продолжил его сын Прокопий (в постриге— Порфирий). Трудам Филиппушки и Порфирия, как отмечает монах Аристоклий, современный историограф пустыни, «постоянно мешали почти детективные истории, возникавшие на протяжении двух десятков лет вокруг Зосимовой пустыни. Достаточно привести факт обвинения юродивою в печатании у себя в пещерах фальшивых денег!»

Слух о фальшивых кредитных билетах, распространившийся в 1867 году, привел даже к обыску в келье Филиппушки. Разумеется, ничего предосудительного в ней не нашли, но митрополит Филарет (Дроздов), близко знавший и почитавший блаженного, благословил его на время перейти в другую обитель. Филиппушка повиновался архипастырю, а в 1868 году скончался. Лишь в 1889 году над могилой старца Зосимы, благодаря молитвам отца Порфирия и усердию купеческой семьи Шапошниковых, вырос каменный храм, освященный в честь святыни, некогда принесенной пустынножителем на это место, — Смоленской иконы Божией Матери. В 1890 году Д. M. Шапошников на свои средства выстроил в пустыни и корпус для монашествующей братии.

Некоторое время статус Зосимовой пустыни оставался неопределенным, а ее материальное положение — малоутешительным. Но вскоре Господь послал ей устроителя, готового трудиться на благо ее не по одной только обязанности, а по душевному влечению. Им стал архимандрит Павел (Глебов), в 1891 году назначенный наместником Троице-Сергиевой Лавры.

«Объезжая все обители, подчиненные Лавре, — пишет священномученик Серафим (Чичагов), — он посетил и Зосимову пустынь. Убогий вид пустыни произвел сильное впечатление на него. Обитель не имела ограды, была совершенно открыта. Храм, составлявший несказанную радость пустыни, был в сущности тесен и длинен, так как он образовался из часовни, к которой пристроили паперть и трапезную часть. Зимою про-
мерзали тонкие стекла часовни; было сыро; пол лежал на самой земле. Общий вид пустыни, в которой имелся всего один корпус для келий и затем три старые избы, невольно заставлял вдумываться в положение монашествующих и желать принести посильную помощь. Когда отец наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то он уже в сердце своем почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители».

Почти тотчас архимандрит Павел начал изыскивать материалы и средства для постройки каменного братского корпуса, затем объявился благотворитель, пожелавший дать пожертвование на строительство нового соборного храма. За несколько лет обустройство пустыни продвинулось настолько, насколько не продвигалось за все минувшие десятилетия.

В 1897 году по указу митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и с благословения архимандрита Павла настоятелем в Зосимову пустынь был назначен иеромонах Герман (Гомзин), насельник лаврского Гефсиманского скита. С ним в пустынь пришли несколько послушников, составившие костяк зосимовской братии. К 1910-м годам число ее увеличилось до ста человек, монастырь приобрел прекрасный архитектурный ансамбль и превратился в одну из всероссийских святынь: духовным окормлением здешних старцев пользовались виднейшие деятели Церкви, представители аристократических фамилий и интеллигенции. Зосимова пустынь словно приняла эстафету от Оптиной, где в это время один за другим угасали светильники русского старчества — преподобные Амвросий (+ 1891), Анатолий (+l894), Исаакий (+l894), Иосиф (+l911), Варсонофий (+1913).

В описании Зосимовой пустыни, составленном священномученика. Серафимом (издание 1913 года), так освещена жизнь обители в период ее расцвета:

«Братия живет по примеру св. отцов, под руководством старцев, открывая им ежедневно свои помышления и грехопадения, выслушивая опытные указания и наставления. Число братии простирается до ста человек, иеромонахов 14, иеродиаконов 8, рясофорных 18, монахов 20 и до 40 чел. послушников. Казначеем состоит иеромонах Митрофан, а благочинным — иеромонах Мелхиседек.

Характерные черты подвижничества Зосимовой пустыни: продолжительные богослужения в храме, в будние дни Саровское правило с «умною» молитвою и поклонами, строгое послушание не за страх, а за совесть и неустанный труд. Всех послушаний до пятнадцати: день и ночь читается Псалтирь за благодетелей, прислуживают в храме, пишут иконы, занимаются токарным ремеслом, столярничают, переплетают книги, пекут просфоры, пекут хлебы, работают на кухне, шьют одежды, занимаются малярной работой, в кузнице, на скотном дворе, в слесарной, лудят посуду.

Скромно, молчаливо и безропотно несут насельники Зосимовой обители свой подвиг, заботятся не о мирских потребностях, а о едином на потребу. Почти все необходимое справляется руками братии; никто не пред ставляет исключения при исполнении работ; все трудятся во главе с игуменом, который собственным примером учит братию неусыпному бдению, молитве и грудам, помня завет Иоанна Златоуста, что «от примера исходит самое действенное учение»».

17/30 января 1923 года схиигумен Зосимовой пустыни преподобный Герман скончался. Скорбная дата эта существенна для истории монастыря, поскольку о. Герман предсказывал, что при его жизни обитель не закроют. А тучи уже сгущались. Прекратили свое существование Лавра, многие монастыри Московской и Владимирской епархий. После кончины преподобного Германа подошла очередь и Зосимовой пустыни. Большевики разогнали ее в один день — на Вознесение, которое пришлось в 1923 году на 6 мая по старому стилю. Братия рассеялась. Судьбы некоторых отныне были связаны с Высоко-Петровским монастырем, где настоятельствовал духовный сын прп. Германа епископ Варфоломей (Ремов), другие поселились поблизости от закрытой пустыни и Лавры (в частности, в Загорске жил до самой своей кончины знаменитый старец Алексий (Соловьев).

В ближайшие годы большинству из них суждено было ступить на тернистый путь мученичества и исповедничества. А в поруганной Зосимовой пустыни расположился детский дом. Он хозяйничал здесь недолго, уступив место куда более «прочному» постояльцу — воинской части.
Монастырские корпуса переоборудовали под жилье для офицеров и их семей, в Смоленском соборе был устроен клуб. Но и этот этап многотрудной истории обители постепенно уходит в прошлое.

В 1992 году в Зосимову пустынь пришли первые монахи. 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Началось возрождение монастыря.

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября).

Смоленско-Зосимова мужская пустынь

Свято-Смоленская Зоси́мова пу́стынь — мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в Александровском районе Владимирской области, к востоку от железнодорожной станции Арсаки.

Первоначально основана в конце XVII века; до 1919 года была приписана к Троице-Сергиевой лавре; возобновлена в нынешнем виде в 1992 году.

Содержание

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор,

чуть позднее — еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Божией Матери. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей вмч. Георгия Победоносца.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к 2 святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. Зосимова пустынь притягивала многие тысячи богомольцев.

За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский,

принявший здесь постриг в 1898 г. Старчествовать он начал с 1906 г., а в 1916-м ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917-м не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного Собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового Патриарха Русской Православной Церкви.

После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919-го Троице-Сергиевой Лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей прп. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 г. умер игум. Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия». Летом 1923-го пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть.

Возобновлён в апреле 1992 года.

Современное состояние

Новая история Свято- Смоленской Зосимовой мужской пустыни, история ее возрождения начинается 15 марта 1992 года с Указа Епископа (ныне Митрополит) Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии монастыря и возобновления в нем монашеской жизни. Знаменательно, что Указ Владыки Евлогия последовал в день когда Русская Православная Церковь чтит Державный образ Пресвятой Богородицы. Тем же Указом первым настоятелем новооткрытой обители назначается несельник Свято-Тройцкой Сергиевой Лавры игумен Порфирий (Клименко).

Уже 2.04.1992 года о. Порфирий подает заявление о регистрации гражданского Устава монастыря. В монастыре начинают совершаться первые Богослужения, собирается первая, очень пока немногочисленная братия, появляются и первые прихожане.

В июле 1994 года состоялась канонизация основателя обители схимонаха Зосимы (для общецерковного прославления, память 28 июня и 26 июля) и преп. Германа (Гомзина, на епархиальном уровне, память 30 января) а в 2000 году преп. Алексия (Соловьёва, также для общецерковного прославления, память 2 октября)

Воинская инженерная часть оказала большую помощь в восстановлении Смоленской Зосимовой Пустыни. Но самый удивительный результат сотрудничества монастыря и воинской части – это православный солдатский хор «За Веру и Отечество» под художественным руководством иеромонаха Варнавы (Столбикова).

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Церковь Всех Святых

Церковь Сергия Радонежского

Рака с мощами преп. Зосимы Владимирского, основателя пустыни

Рака с мощами преп. Германа и Алексия Зосимовских

Преп. Алексий (Соловьев)

Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия)

Как добраться

На Ярославском ж/д вокзале (г. Москва) садитесь в последний вагон электрички, едущий в город Александров. Будьте внимательны, не все электрички делают остановки в «Арсаках». Через 2 часа — станция «Арсаки». Идем к концу платформы и спускаемся на площадь перед магазином «Хозяин», на площади останавливаются рейсовые автобусы. С сожалению, по соображением безопасности пешие паломники через КПП воинской части не пропускаются. Так что на станции надо сесть в автобус с надписью «Городок», который миновав КПП привезет вас прямо к стенам монастыря. Время поездки в автобусе не более 10 минут.

На автотранспорте из Москвы едем по Ярославскому шоссе (М8), проезжаем границу Московской и Владимирской областей, ищем указатель — поворот направо, на г. Александров, проезжаем «Брыковы Горы», после них первый поворот направо, (ориентир — кладбище с правой стороны, сразу после него правый поворот) указатель » Арсаки, 6 км» ; далее по главной дороге прямо через дер. Иваньково до ж-д переезда. Перезжаем ж-д пути и после них, по ходу дороги, берем в право и прямо до Т- образного перекрестка, на нем поворачиваем налево и едем прямо до КПП воинской части. Проехав КПП едем прямо до Святых врат монастыря. У Врат поворачиваем вдоль стены направо и едем до конца забора, последний поворот налево и вы на монастырской стоянке. Для проезда на автомобиле надо заранее созвониться с монастырем и сообщить марку и полный номер вашей машины.

601604, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы

Расписание богослужений

Контактные телефоны

гор. + 7 (49244) 9 47 11, добавочный 235 (канцелярия монастыря)

моб. +7(925)422-63-86 (помощник настоятеля и эконом монастыря иеродиакон Мелхиседек)

Зосимова пустынь мужской монастырь

  • No products in the cart.

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь

Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь основана в последней четверти ХVII века ищущим уединения и молитвенного подвига схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиевой лавры. Не сохранились точные даты рождения и блаженной кончины старца. Известно только, что при жизни он стяжал великий дар советования и молитвенного дерзновения ко Господу, что уже при жизни почитался народом, за советом к которому шли и простолюдины и особы царской семьи. Глубоко почитала старца царевна Наталия Алексеевна, сестра Петра I. Её стараниями выросла и украсилась в пустыни часовня.

После кончины старца жизнь в основанной им пустыни замерла, рассеялась или почила немногочисленная братия. Лишь могила старца, с построенной над ней часовней, привлекла к себе страждущие души, искавшие помощи и утешения.

Промыслом Божием в 1896 году в обитель назначается настоятелем духовник Гефсиманского скита игумен Герман (Гомзин). С его приходом обитель расцветает. Строится новый Смоленский собор, братские корпуса, заводится образцовое хозяйство. Но, и это главное, обитель растёт духовно. Отец Герман, воспитанник Гефсиманского старца иеросхимонаха Александра (Стрыгина) вводит в обители строгий монашеский устав, совершаются длительные, с умилительным «Зосимовским» пением, богослужения. В помощь к отцу Герману Бог посылает в обитель ещё одного великого подвижника, протопресвитера Большого Успенского Собора Московского Кремля Феодора Соловьёва, который принимает в обители монашеский постриг с именем Алексий и становится духовником Пустыни. Оба старца неустанно трудятся над спасением душ братии и многочисленных поломников-богомольцев, ищущих совета старцев. Много раз приезжала в пустынь Великая княгиня Елизавета, всячески помогая в различных нуждах монастыря. В те времена Зосимова пустынь снискала среди православных славу духовного центра России, её с любовью называли «Северной Оптиной».Так велик был авторитет её дховника, иеросхимонаха Алексия (Соловьёва), что именно ему на историческом Поместном Соборе в 1917 году было доверено вынимать жребий с именем будущего Патриарха. Тогда нелёгкий жребий Патриаршего служения выпал на святителя Тихона.

В 1923 году, сразу после смерти отца Германа обитель закрыли. В 1925 году в её стенах обосновалась военная часть, которая до сих пор ещё занимает часть монастырских зданий. Но возрождённая в 1992 году монашеская жизнь снова идёт в монастыре своим чередом.

Совершаются ежедневные богослужения, немногочисленная братия обители трудится над восстановлением порушенной святыни, занимается хозяйством, принимает поломников. В мужском монастыре почивают благоухающие мощи основателя обители прп. Зосимы Александровского и мощи прп. Германа и Алексия Зосимовых. По завету древних отцов-подвижников братия пустыни соединяет труд молитвенный с трудом физическим, часть которого есть в предлагаемом Вам продукте. Покупая его, Вы оказываете милость монастырю, так как часть вырученных средств пойдёт на нужды братии и восстановление монастыря.

Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь.

Смоленская Зосимова пустынь входила в число приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой лавры. Сейчас действует как мужской монастырь, но находится на территории войсковой части — проход осуществяется по документам с записью в журнал.

Своим основанием в конце XVII века обитель обязана схимонаху Зосиме. После смерти схимника в середине XVIII века обитель прекратила свое существование и два столетия действительно пустовала. Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 году местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867 г. пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX века, при игумене Германе, Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около ста монахов. В 1896 году заботами наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла после двухвекового запустения пустынь была восстановлена. В 1897 г. над могилой основателя выстроили большой Смоленский собор (главный храм пустыни в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящен в 1900 году), чуть позднее выстроили еще два каменных храма — Всех Святых и Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников св. Филиппа, Митрополита московского, келейная икона св. Димитрия Ростовского. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезенный с Афона в начале XVI века. В храме Смоленской Божией Матери находилась усыпальница основателя пустыни преподобного Зосимы.

При монастыре существовал странноприимный дом для богомольцев. Благодатными почитались иконы кисти игумена Германа. За сотни верст от пустыни известен был старец Алексий Зосимовский, принявший здесь постриг в 1898 году. Старчествовать он начал с 1906 года, а в 1916 году ушел в «полный затвор». Нарушил он его в 1917 году — не по своей воле: Алексия избрали делегатом Поместного собора, и именно зосимовский старец вынул из ковчега жребий с именем Тихона — нового патриарха Русской Православной Церкви.

Дважды в год крестные ходы направлялись из обители к двум святым колодцам, вырытым еще старцем Зосимою. После революции Зосимова пустынь просуществовала недолго. В первый же месяц ограбили монастырский собор. После закрытия в ноябре 1919 года Троице-Сергиевой лавры в Зосимову пустынь передали часть мощей св. Сергия Радонежского. В начале февраля 1923 года умер игумен Герман, а на следующий день после его похорон из Александрова приехала «ликвидационная комиссия» и к лету 1923 года пустынь стояла уже заброшенная, с разоренными храмами и наглухо запертыми воротами. Впоследствии здесь размещалась воинская часть. В марте 1992 года епископ Владимирский и Суздальский Евлогий получил прошение об открытии монастыря, а в апреле, на Пасху, стены Зосимовой пустыни вновь увидели молебен и крестный ход.

Смоленская Зосимова пустынь, общежительная, в 27 верстах от Троице-Сергиевой лавры и в 3 верстах от железнодорожной станции Арсаки, в Александровском уезде. Восстановлена в 1896 году заботами наместника Сергиевой лавры архимандрита Павла, после двухвекового запустения, на месте подвигов и посмертного покоя чтимого старца, схимонаха Зосимы, подвизавшегося здесь в конце XVII и начале XVIII века (1710-1713 годы). В 1900 году освящен главный соборный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери; он заключает в себе могилу старца. В пустыни хранятся: крест с частицею древа креста Господня, привезенный с Афона (ему более 300 лет), и редкая икона Смоленской Божией Матери, хранившаяся в роде бояр Колычевых, родственников святого Филиппа, келейная икона святого Дмитрия Ростовского. Пустынь приписана к лавре. При ней странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Смоленская Зосимова пустынь основана в 25 верстах от Троице-Сергиевой Лавры в так называемой Ульяниной пустоши Александровского уезда Владимирской губернии, среди дивного леса, на берегу небольшой речки Молохчи, лаврским старцем схимонахом Зосимой в последней четверти XVII века. Судя по имеющемуся в Зосимовой пустыни образу Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрии», принадлежавшему, вероятно, самому старцу Зосиме, он был родом из Смоленской области, где особенно почитается эта икона. Предание гласит, что схимонах Зосима поселился в лесу не один, а с монахом Ионой, которого называли келейником старца. Подвиги старца привлекали к нему даже лиц царской фамилии. Для приезжих выстроили особую часовню, в которой они могли молиться вместе со старцем. Из царской фамилии, по одним указаниям, старца чтили Елизавета Петровна, впоследствии Всероссийская Императрица, а другие источники говорят о сестре Петра I, Наталье Алексеевне. Около келии о. Зосимы и устроенной им часовни мало-помалу собрались иноки, и образовалось подобие пустынного общежития. Схимонах Зосима скончался около 1710-1713 годов. Мощи старца Зосимы сохранены Божией милостью до наших времён.

После смерти основателя Зосимову пустынь несколько раз упраздняли и вновь возобновляли. Первый раз она была упразднена в 1722 году указом о присоединении малых монастырей к большим. Церковное имущество поступило в Лукьянову пустынь Александровского уезда. Часовню сломал владелец местных лесов в 20-х годах XIX века, но почитание старца не прекратилось, и в 1848 году её восстановили. В июле 1866 года часовня и три десятины леса вокруг неё были пожертвованы в пользу киновии Боголюбской Богоматери и, по распоряжению начальника киновии схимонаха Филиппа, в Зосимовой пустыни стали жить и трудиться братии.

Последним строителем Смоленской Зосимовой пустыни перед трагедией 1920-х годов был преподобный схиигумен Герман (Гавриил Гомзин ). При нём Зосимова обитель обрела свой величественный вид: три храма, братские корпуса, часовни, склады и хозяйственные постройки были обнесены высокой кирпичной стеной, над которой парила высокая, трёхъярусная колокольня с установленными позже, в 1912 году, курантами. Весь архитектурный комплекс монастыря создавался по проектам лаврского архитектора Латкова. После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году многие зосимовские старцы нашли приют в Высокопетровском монастыре в Москве под началом епископа Варфоломея (Ремова), духовного сына схиигумена Германа.

Восстановление монашеской жизни в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни началось в 1992 году, а 26 июля 1994 года состоялось торжество прославления основателя пустыни преподобного Зосимы как местночтимого святого.

Из книг: «Зосимовский Патерик. Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни» в 2-х томах. Зосимова пустынь, 2012 г.

«Женская Зосимова пустынь. Исторический очерк». Сост. монахиня Зосима (Верховская). Паломник, Москва, 2008 г.

Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь

Троице-Одигитриевская пустынь располагается среди зеленых массивов, недалеко от 58 км по Киевскому шоссе. Обитель назвали в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия».

История основания обители

Пустынь основал в 1826 году схимонах Зосима. Землю пожертвовала местная помещица. С возникновением обители связана интересная легенда, рассказывающая, что во времена нашествия Наполеона жители прятали в лесах икону Божьей Матери «Одигитрия».

До этого в дебрях появился старик, который предсказал, что здесь будет прославлено имя Царицы Небесной. Потом он внезапно исчез. В период с 1856 года до 2000 г пустынь была монастырем, земледельческой артелью, лагерем для пионеров. Власти старались снять крест, обезглавить один из пределов, но каждый раз их затеи терпели неудачи.

Люди, которые намеревались снять крест, падали с куполов. Также происходили аварийные ситуации, которые не позволяли надругаться над храмом. Пытались снять крест с помощью вертолета, но тоже не увенчалось успехом.

Старец Зосима, в миру Захария Васильевич Верховский, является современником Серафима Саровского. Он состоял в древнем дворянском роду Смоленской области. Появился на свет в селе Буловицы. Отец был полковником смоленской шляхты, он младший из 9 детей. Захария вырос боголюбивым ребенком, в особенности он любил читать жития святых пустынников.

Но Зосима не сразу стал монахом, он служил в Москве в гвардейском Преображенском полку. Несмотря на дворянские корни, он тяготел к деревне, земле. В одно время собрался жениться, но любовь к Богу оказалась превыше всего.

Современное состояние

В 2018 году провели реставрацию четырех объектов, находящихся на территории женской обители. В настоящее время составляют проекты по ремонту других построек, признанных объектами культурного наследия.

На территории пустыни расположен огород, курятник, коровник, пасека. Восстанавливается изготовление монастырской выпечки и просфор. Монастырь помогает приюту для подростков и детей-инвалидов. В планах открыть воскресную школу.

В монастыре регулярно устраивают лекции, организовывают встречи с интересными людьми. В январе текущего года преподаватель Свято-Тихвинского университета провел занятие по истории церковнославянского языка. Также он прочел на нем Библию.

На заметку! Все мероприятия и встречи абсолютно бесплатны, каждый желающий может бесплатно посетить монастырь. Предстоящие события размещены на официальной странице обители.

В различные году настоятельницами обители были монахини:

В настоящее время монастырь находится под руководством сестры Фаины. Интересны жизни двух монахинь — Афанасий. Они управляли пустынью в разные века с интервалом в 50 лет. Первая сестра из-за болезни ног в пожилом возрасте не могла ходить, ее возили на тележке.

Тяжелым ударом для сестры стало убийство царя Александра. Игуменья умерла через неделю после кончины императора. Другая монахиня стала жертвой революции, она претерпела множество гонений.

Деятельность обители

Обитель ведет активную проповедническую деятельность. Учения сопровождаются бесплатной раздачей специальных книг, полностью соответствующих христианскому учению. О современном состоянии миссионерства можно узнать из богословских материалов.

В монастыре проводят долгие Богослужения, в будние дни читают правило Серафима Саровского. На территории обители пишут иконы, переплетают книги, готовят еду, шьют одежды.

С марта 2017 года на территории монастыря открылся музей Зосимовой обители. В нем представлено три зала, охватывающие разные временные отрезки — конец 17 века, 1897, преподобные Герман и Алексий.

В монастыре особенно почитается святой мученик Трифон. По средам читают акафист по нему. Между центральным и Зосимовским приделами располагается литая, бронзовая рука с мощами преподобного Зосимы.

Они истончают особое благоухание, которое меняется — иногда оно насыщенное, явное, порой — еле уловимое. Приложиться к мощам старца, попросить его о помощи можно в любой день.

Смоленская икона Божьей Матери дала начало названию обители. Согласно преданию первый образ написал апостол и евангелист Лука. «Одигитрия» в переводе на русский значит «путеводительница». Именно с этой иконой Зосима пришел в Ульянину пустынь, впоследствии названной Зосимовой.

Престольные праздники

Престольными праздниками считаются:

  • Святая Троица;
  • Смоленская икона Богородицы 10 августа;
  • уход к Господу основателя Зосимы 6 ноября;
  • день памяти преподобного Зосимы Соловецкого и священномученика Симеона Персидского 30 апреля;
  • прославление старца Зосимы 23 июля;
  • день памяти Марии Египетской 14 апреля;
  • Собор новомучеников и исповедников Российских 7 февраля.

Как добраться

Доехать до монастыря можно на электричке, идущей по направлению к Киеву — до станции Рассудово. Занимает около 1 часа. Потом потребуется сесть на такси и проехать за пределы села Руднево. Стоимость составит около 400 рублей.

Также от станции Рассудово ходит автобус. Он проезжает 6 раз в день. Его расписание можно посмотреть на сайте обители. Любители прогуляться пешком по загадочной природе смогут дойти со станции до пустыни пешком. Дорога протягивается на 12-15 км.

Троице-Одигитриевская обитель прошла насыщенный трудный путь от ее постройки до настоящего состояния. В стенах монастыря жили прославленные старцы, монахини.

Зосимова пустынь, Рассудово, фото

Зосимова Пустынь — это небольшой женский монастырь, который расположен в Подмосковье. (Не путать с мужской Свято-Смоленской Зосимовой Пустынью, которая стоит во Владимирской области).

Про историю женской Зосимовой Пустыни вы сможете почитать в интернете. Пока же — поскольку это просто «дневник», — короткие впечатления. Мы побывали в этом монастыре «проездом».

Монастырь Зосимова Пустынь, фото

Зосимова Пустынь — это маленькая обитель, которая активно восстанавливается (она была основана в в начале XIX века, но после революции разрушена).

Красивый розовый храм — во имя Живоначальной Троицы.

Храм очень небольшой. Это суббота, время после Литургии.

Внутри, — что совсем редко встречается в монастырских храмах, — половицы. Вернее, тронуло не это, а то, что они местами скрипят, отчего возникает ощущение уюта, покоя и времени ?

Так сложилось, что мы оказались в ней днем — когда нет служб. Людей совсем не было. За час — пара семей.

Дело не только в относительной удаленности от каких-то центров, а в том, что если нет служб, то на территории монастыря нечего делать — ни трапезной, ни маленькой гостиницы, ни мест для прогулок вокруг территории, ни реки: только частный огороженный поселок рядом да многокилометровая асфальтированная дорога к ближайшему селу.

Приехать на короткую экскурсию — да. Провести день или больше, если не живешь в монастыре — трудно сказать.

Но для самого монастыря это, наверное, как раз хорошо.

Зосимова пустынь, как добраться на электричке

До Зосимовой пустыни можно добраться на электричке по Киевскому направлению — до станции Рассудово (это около часа пути). Затем до монастыря на такси — чуть дальше села Руднево. В июле 2017 года таксисты брали 350 рублей в один конец. (Машин на станции почти нет, но телефон таксомоторной службы подсказала нам продавец в магазине).

Зосимова пустынь находится на расстоянии примерно 12–15 километров от станции. Часть этого расстояния, — например, на обратном пути, — можно вполне пройти пешком: асфальтовая дорога идет через лес. Красиво. Можно встретить вот таких существ:

Автобус от станции Рассудово и обратно ходит 6 раз в день. Расписание есть на сайте монастыря.

Ссылка на основную публикацию