Женский монастырь в волгоградской области

Волгоградская область (монастыри)

Содержание

Свято-Духов мужской монастырь

Волгоградский Свято-Духов мужской монастырь — мужской православный монастырь, преобразованный в 1912 году из архиерейского подворья, выстроенного в 1908—1911 годах иеромонахом Илиодором (Труфановым) по благословению епископа Саратовского и Царицынского Гермогена (Долганёва). Получил всероссийскую известность благодаря агрессивным черносотенным проповедям Илиодора, на которые собирались многотысячные толпы, а затем голодовкой прихожан, протестовавших против выдворения иеромонаха из города.

Был преобразован в женский монастырь в 1913 году, закрыт Советской властью в 1918 году. Служил исправительным лагерем, коммуной, детским домом, общежитием, ремонтной мастерской и воинской частью. Вновь открыт в 1992 году архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом. На территории монастыря находятся резиденция волгоградского архиерея и Православный университет Сергия Радонежского.

Адрес: 400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26;

Телефон: (8442) 39-66-67

Свято-Вознесенский женский монастырь

Основан в 1871 году в виде женской общины при посаде Дубовке на правом берегу реки Волги, в 40 километрах от города Царицына (нынешнего Волгограда). На устройство обители пожертвовали по 18 тысяч рублей протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Посохин. В 1892 году община становится внештатным общежительным женским монастырём. В начале XX века в монастыре было около 270 сестёр.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт, в его зданиях размещались различные учреждения. Были разрушены храмы Вознесения Господня и Пресвятой Богородицы, а также стены.

В 1991 году монастырь возрождён. В начале 2000-х годов настоятельницей была сестра Анна (Ерофеева).

Адрес: 404002, Волгоградской область, г. Дубовка

Настоятельница — игумения Анна (Ерофеева)

Свято-Вознесенский Кременский мужской монастырь

Монастырь основан в 1693 году иеромонахом (впоследствии игуменом) Никанором.

К 1711 году были построены ряд зданий, а в 1716 году — храм Вознесения Господня. Считался (наряду с Усть-Медведицким Спасо-Преображенским монастырём) одной из обителей Всевеликого Войска Донского[1]. В 1788 году, по указу Екатерины II, монастырь был упразднён.

В 1798 году, благодара ходатайству казаков, гарантировавших его материальную поддержку из войсковых средств, монастырь был восстановлен, но оставлен вне штата. В монастыре было разрешено проживание 36 насельников.

В 1844 году, распоряжением епархиального начальства, настоятелями монастыря стали архимандриты. С 1867 по 1872 годы в монастыре проживал на покое епископ Донской Иоанн (Доброзраков).

Адрес: 403530, Волгоградская область, посёлок Клетский, станица Кременская.

Проезд: на автобусе до ст. Новогригорьевской, паромная переправа через Дон, далее на попутном транспорте.

Мужской монастырь преподобных Германа и Сергия Валаамских (Волжский)

Впервые 13 декабря 1997 г., на праздник апостола Андрея Первозванного на этом месте произнесены первые молитвы после более чем восьмидесятилетнего атеистического забвения.

Указом митрополита Волгоградского и Камышинского Германа 13 декабря 2007 года был учрежден «Мужской монастырь святых преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев». Действует на основании Типового Устава религиозной организации «Мужской монастырь» (принятый определением Священного Синода РПЦ от 01 апреля 1999 года, измененный и дополненный определением Священного Синода РПЦ от 30 мая 2011 года). Строительство монастыря ведет Свято Иоанно-Богословский приход г. Волжского с 2005 года. Приходом Святого апостола Иоанна Богослова была оформлена документация на строительство монастырского храма и братского корпуса. В 2008 году администрацией города Волжского была передана земля в безвозмездное срочное пользование до 2013 года. В 2008 году построены братский корпус и храм. 20 января 2009 года на монастырский храм был установлен купол. В настоящее время ведутся отделочные работы, благоустраивается территория. В 2009 году начались регулярные богослужения. Божественная Литургия совершается ежедневно. В остальное время насельники трудятся на послушаниях.

Адрес: Волгоградская обл., Волжский г., просп. имени Ленина, 2в

Телефон: +7 (8443) 52-45-52

Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь

Ольховская волость, место, где основывается монастырь, начала обживаться довольно поздно — 30-е годы XVIII в. Селения Каменный Брод и Ольховка заселялись выходцами из Украины.

Ю.В. Полева обнаружила в Российском государственном историческом архиве письмо крестьянина Андрея Ветрова в Святейший Синод. Этот бывший молоканин, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некого старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах, по его сведениям, находилось множество святынь. В источнике говориться: «Возле пруда еще маленький прудик, возле лес под горой там святая Гора. Ступай туда тебе помещик одаст ето место онъ даже Сам будить с тобой строить Монастырь царица Небесная благословила Мужской там Есть в горах Святые Мощи тамъ есть пещеры в которых жили пустыники терчи они закрыты ето Святые Места иди туда».

Адрес: 403665, Волгоградская область, Ольховский район, с. Каменный Брод

Телефон: благочинный монастыря Петр — 8-84456-5-66-88, 8-937-704-90-25; церковная лавка — 8-961-068-61-05.

Гавриило-Архангельский мужской монастырь (Барбаши)

Волгоградский Свято-Духовский мужской монастырь на свои средства ведёт строительство Свято-Архангельского мужского монастыря в хуторе Барбаши Светлоярского района (заволжская часть области). Монастырь расположен в лесной зоне, принадлежащей лесному хозяйству «Барбаши».

За это время построены келейный корпус, хозяйственные постройки, Гавриило-Архангельский храм. К концу 2008 года завершено строительство гаража-ангара для техники, построены и оборудованы слесарная и столярная мастерские. В храме ведутся внутренние работы по росписи стен: полностью расписана правая боковая стена храма.

В 2008 году полностью построена каменная ограда из облицовочного кирпича с восточной и южной сторон монастыря. Началось строительство нового 2-х этажного келейного корпуса.

Адрес: 404171, Волгоградская область, Светлоярский район, хутор Барбаши.

Телефон: 8 (8442) 325302

Гусевский женский монастырь «Ахтырской» иконы Божией Матери

Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было тогда распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (её Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским, и уговорил его создать в этих местах общину.

Сначала 30 сёстёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г., и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.

Адрес: 403662, с. Гусёвка, Ольховского района, Волгоградской области.

Телефон: 8 (84456) 5-42-41.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

Адрес: 403441 Волгоградская обл., г.Серафимович, ул. Преображенская, 7

Телефоны: +7 (903) 371-70-49 (мобильный); +7 (84464) 4-45-44

Монастыри Волгограда

Белогорский Свято-Троицкий монастырь

Одной из многочисленных достопримечательностей Волгоградской области является Каменно-Бродский Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь, расположенный в Ольховском районе, неподалеку от села Каменный Брод. Его история берет начало с 1860 года, когда в здешних краях была открыта Каменно-Бродская женская община. В 1866 году на ее месте построили церковь в честь чудотворной иконы Божией Матери. После 1928 года обитель находилась в заброшенном состоянии, пока в 1922 году ее не отреставрировали. В этом же году монастырь и получил свое прежнее название.

На землях Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря имеется пять Святых источников, в том числе серебряный, радоновый и сероводородный. Неподалеку от обители находится Святая гора, в которой расположены монастырские пещеры. Помимо келий монахов, здесь вы сможете увидеть подземную часовню и большой круглый зал с прекрасным столом, стульями, а также чашами для святой воды и масла. Следует отметь, что на территории монастыря находится природный памятник — дубы-великаны, возраст которых достигает от 300 до 400 лет. Главной ценностью обители является икона «Всех Скорбящих Радость».

Усть-медведицкий спасо-преображенский монастырь

Храмы монастыря: Собор Казанской иконы Божией Матери Церковь Спаса Преображения Основан в 1665 году и сначала был мужским обращен в женский в 1798 году. Здесь находятся особо чтимые иконы Божией Матери — Казанская и Владимирская, обе древнего письма. При монастыре школа и богадельня.

Гусевский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Ахтырской» Епархиальный женский монастырь

Гусевский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Ахтырской» открылся 21 февраля 1996 года на месте ранее закрытого монастыря.

Ахтырский женский монастырь был основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы ( Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским, и уговорил его создать в этих местах общину.

Сначала 30 сестёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г., и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы . Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.

В 1871 г. отец Иоанн и отец Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области
Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями возвели плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования.

И тогда отец Иоанн, решив обратиться к о. Амвросию, едет в Оптину пустынь. И оптинский старец Амвросий (1812 – 1891 гг.) вносит вклад в основание обители — находит благотворителя, на средства которого крепла община — Елизавету Николаевну Годейн . Елизавета Николаевна, духовная дочь старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать – урождённая княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона).

Также много потрудилась над укреплением обители игумения Нина (Марина Яковлевна Трунова), начинавшая своё монашеский подвиг в одном из монастырей Самарской епархии. Она являлась начальницей общины с 1874 г. В 1880 г. ее официально утвердили в этой должности. В 1887 г. она была награждена золотым наперсным крестом, а в 1893 г. возведена в сан игуменьи. Основатель общины о. Иоанн пребывает здесь до 1883 г., а после переходит на другое место (он умирает в г. Саратове в 1891 г.). Все дела в общине решались по благословению и совету старца Амвросия, внимательно наблюдавшего за её устроением до самой своей смерти в октябре 1891 г. А в 1892 г. община получает статус монастыря с игуменским управлением.

На 1888 г. в процветающем монастыре проживает 1 монахиня и 70 послушниц, на 1890 г. – соответственно 1 и 75, на 1894 г. кроме игуменьи 77 сестёр (среди 14 монахинь 11 являлись выходцами из крестьян, среди 64 послушниц — 58). Неграмотными записались 2 монахини и 11 послушниц. Возраст монахинь составлял от 42 до 68 лет, а послушниц — от 12 до 66. В монастырской школе на 1895 г. обучаются 15 девочек.
В 1918 г. место настоятельницы временно занимала казначея монахиня Антонина. На тот год в монастыре числится 112 монахинь.

По данным историка С.П. Синельникова, в 1922—1924 гг. у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остаётся всего 28 человек. По данным «Списка зарегистрированных в Губадмотделе священнослужителей» на 1923—1924 гг. здесь в храме Ченстоховской иконы Богородицы служил священник Позднеев Иван Дмитриевич, прошедший регистрацию 10 октября 1923 г.

В 1925 г. сёстры попробовали оформить аренду помещений, но получили отказ. После упорной борьбы за сохранение обители у неё не остаётся ничего, кроме своего храма. По арендному договору все жилые и служебные постройки, фруктовый сад из 2000 деревьев и парк переходят в пользование школу крестьянской молодежи на срок 12 лет (с 1926 по 1938 гг.). Часть помещений также ушла под народный дом. Обитель уплотнили до предела, а заведующему школой и учителю дали квартиры по 5 комнат.

В феврале 1926 г. общину выселяют. Сёстры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Приходская Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22 сентябя 1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом». Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева).

Вновь обитель открылась 21 февраля 1996 года. Пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестёр, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Все обнесено забором, разбит садик с каштанами, липами, берёзами, посажены цветники, огород, заведены животные. Идет реставрация старинного келейного корпуса.

Монастыри Волгоградской Области

Бабушкинский район, Пожарище село. Воскресения Господня храм.

Волгоград город (Городской детский парк). В честь Урюпинской иконы Божией Матери часовня.
Волгоград город, Абганеровская улица, 110-а. Свято-Никитская церковь.
Волгоград город, Бурейская улица. Иоанна Богослова храм.
Волгоград город, Восточная улица, 42. Святителя Спиридона Тримифунтского храм.
Волгоград город, Краснознаменская улица, 2. В честь Иверской иконы Божией Матери часовня.
Волгоград город, Краснознаменская улица, 2. Иоанно-Предтеченский храм.
Волгоград город, Ленина проспект, 110. Великомученика Георгия Победоносца храм.
Волгоград город, Ленина проспект. Александра Невского часовня.
Волгоград город, Мамаев курган.

По следам Богородицы. В Волгоградскую область едут со всего света за исполнением желаний

В честь Владимирской иконы Божией Матери храм.
Волгоград город, Мамаев курган. Всех Святых храм.
Волгоград город, Маршала Чуйкова улица, 57. Во имя всех Святых, в земле Российской просиявших храм.
Волгоград город, Никитина улица, 119-б. Параскевы Пятницы храм.
Волгоград город, Сологубова улица, ок.13 (мик. район Сарепта). Святителя Николая Чудотворца церковь.
Волгоград город, Ткачева улица, 1. Во имя преподобного Сергия Радонежского храм.
Волгоград город, Чапаева улица, 26. Свято — Духов мужской монастырь.
Волгоград город, Череповецкая улица, 92/2. Похвалы Пресвятой Богородицы храм.
Волгоград город. Во имя святого преподобного Серафима Саровского храм.
Волгоград город. Казанский Кафедральный собор.

Городищенский район, Ерзовка посёлок. Во имя святого Архистратига Михаила храм.

Даниловский район, Заплавский хутор. В честь Казанской иконы Божией Матери храм.
Дубовка город. Покровский храм.
Дубовка город. Свято — Вознесенский Дубовский женский монастырь. Иоанна Предтечи храм.
Дубовка город. Свято — Вознесенский Дубовский женский монастырь. Святые врата с часовней в честь Пророка Предтечи.
Дубовка город. Свято — Вознесенский Дубовский женский монастырь. Вознесения Господня собор.
Дубовский район, Лозное село. Дмитрия Солунского храм.

Жирновский район, Нижняя Добринка село, Центральная улица, 19. Рождества Христова храм.

Иловлинский район, Новогригорьевская станица. Святой Троицы храм.

Калачевский район, Голубинская станица. Николая Чудотворца храм.
Калачевский район, Карповка село. Петра и Павла храм.
Клетский район, Клетская станица. Святой Троицы храм.
Клетский район, Кременская станица. Свято — Вознесенский Кременский мужской монастырь.
Клетский район, Перекопская станица. Во имя Богоявления Господня храм.
Котовский район, Котово город, Матросова улица, 11. Архангела Михаила храм.

Междуреченский район, Шуйское село (городок). Никольская часовня.
Междуреченский район, Шуйское село (городок). Успенская церковь.

Новоаннинский район, Филоновская станица. Свято — Троицкий храм.

Ольховский район, Гусевка село. Святой источник.
Ольховский район, Гусевка село. Богородице — Ахтырский женский монастырь.
Ольховский район, Гусевка село. Богородице — Ахтырский женский монастырь. В честь иконы Ахтырской Божией матери храм.
Ольховский район, Каменный Брод деревня.

Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь. В честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» храм.
Ольховский район, Каменный Брод деревня. Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь. Надвратная часовня входа в пещеры.
Ольховский район, Каменный Брод деревня. Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь. Святой родоновый источник.
Ольховский район, Каменный Брод деревня. Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь. Святой серебрянный «матушкин колодец» источник.
Ольховский район, Каменный Брод деревня. Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь. Подземная часовня.

Палласовский район, Эльтон посёлок. Святого великомученика и целителя Пантелеймона храм.

Руднянский район, Березовка село. Молитвенный дом.
Руднянский район, Березовка село. Сергия Радонежского храм.
Руднянский район, Лопуховка (Никольское) деревня. Михайло-Архангельская церковь.
Руднянский район, Лопуховка (Никольское) деревня. Никольская церковь.

Серафимович город (Усть-Медведицкая стан). Спасо — Преображенский Усть — Медведицкий женский монастырь. В честь иконы Казанской Божией Матери храм.
Серафимович город (Усть-Медведицкая стан). Спасо — Преображенский Усть — Медведицкий женский монастырь. Преображения Господня церковь.
Серафимович город (Усть-Медведицкая стан). Спасо — Преображенский Усть — Медведицкий женский монастырь. Храм.

Фролово город. Во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев часовня.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь г. СерафимовичСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Волгоградская митрополия, Урюпинская епархия, Монастырское благочиние

Настоятельница — игумения Георгия (Боровик)
Святыни:
Монастырские пещеры
10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела.

Монастыри Волгоградской области

В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.
Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер.
Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.
Камень
Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсеньи. По преданию, игуменья Арсенья молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников.

Храмы монастыря:
Собор Казанской иконы Божией Матери
Церковь Спаса Преображения

ust-medveditskymonastery@mail.ru+7 (903) 371-70-49, Мобильный+7 (84464) 4-45-44http://serafimovich.cerkov.ru/Адрес:403441 Волгоградская обл., г.Серафимович, ул. Преображенская, 7
История:
По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начинается строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.
Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исай, старцы Иосиф, Корнил и Кирил.
В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.
В 1785 году по ходатайству войскового атамана А.И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.
В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художеств Иван Горностаев (1821-1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном. Собор был освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, под сводами его, внизу, была создана церковь с алтарём, освящённым во имя преподобного Арсения Великого, а 15 сентября 1885 года был освящён предел в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали.
В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.
В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.
9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря.

Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Отправляемся по святым местам Волгоградской области

Волгоградская область богата удивительными по своей силе чудотворными иконами, уникальными монастырями и храмами. Предлагаем читателям «АиФ» – НП» совершить паломничество вместе с нашей редакцией по святыням нашего региона.

Каменнобродский мужской монастырь

На его территории находится источник Иоанна Предтечи.

В XIX веке сёстры Каменно-Бродской женской общины обнаружили незамерзающий целебный источник. Всего насчитали девять родников, среди которых оказались даже радоновый и сероводородный. Уже в наше время при возрождении обители были восстановлены несколько святых источников с различной на вкус и запах водой – от сероводородной до серебряной.

Меловые пещеры-скиты

Трёх- или четырёхъярусные подземелья тянутся на десятки километров, в том числе под самим монастырём, через подземные ручьи и горы. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Помимо келий монахов, подземной часовни, есть в них зал с выточенными из мела нишами. Благодарные за божью помощь верующие несут сюда иконки, крестики, зажигают свечи.

Как добраться: Ольховский район Волгоградской области, недалеко от села Каменный Брод.

Ахтырский Божией Матери женский монастырь

Именно здесь известный художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин создал картину «Купание красного коня». Летом 2004 года монахини обратили внимание на дерево необычной формы, росшее на монастырском дворе в виде креста. После раскопок они обнаружили под ним старый колодец. Оказалось, в годы безбожия сюда влили машину солярки, чтобы отвадить верующих от святой воды.

Как добраться: село Гусёвка Ольховского района Волгоградской области.

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь

Удивительная по своей красоте и величию старейшая в регионе женская обитель, строительство которой началось в 1652–1662 годах.

Местом паломничества являются уникальные пещеры, по преданьям вырытые игуменьей Арсенией. Главной святыней подземных ходов является каменная плита – так называемый Монашкин камень. На нём оставлены отпечатки ладошек и коленей Богородицы, явившейся игуменье Арсении. Порой мироточащий, он обладает уникальной чудотворной силой. Говорят, неповторим он и по своему составу – на Земле таких больше нет.

Как добраться: Волгоградская область, город Серафимович.

Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь

Старейший мужской монастырь Всевеликого войска донского основан в XVI веке.

Главная святыня монастыря — икона Августовской Божией Матери. 18 сентября 1914 года лик Богородицы в светящемся обличии с младенцем на руках явился воинам под польским городом Августов, указав выход из окружения.

Рядом с обителью работает православная община в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» и медико-социальный центр «Рубеж». Алкоголики и наркозависимые люди проходят в них реабилитацию, учатся молиться и верить.

Как добраться: Волгоградская область, посёлок Клетский, станица Кременская. На автобусе до ст. Новогригорьевской, паромная переправа через Дон, далее на попутном транспорте.

Свято-Духовский мужской монастырь

Самая масштабная обитель, расположенная в центре города, в этом году отметит своё 110-летие. Резиденция архиерея и канцелярия митрополита.

Как добраться: Волгоград, ул. Чапаева, д. 26.

Храм Похвала Пресвятой Богородицы

Здесь находятся единственные в регионе редчайшие для православного мира частицы мощей святителя Спиридона Тримифунтского и мощи мучеников Киприана и Иустинии. К Спиридону Тримифунтскому верующие обращаются в материальных затруднениях, за помощью в разрешении жилищных проблем. К молитвенной помощи Киприана и Иустинии прибегают в борьбе с нечистыми духами и за помощью в исцелении от душевных болезней.

Как добраться: Волгоград, Ворошиловский район, остановка «Кинотеатр «Мир».

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Здесь можно увидеть Урюпинскую икону Божией Матери.

Икона была обретена в 1827 году, а в 1869-м ей официально, по рассмотрению специальной комиссии, было присвоено звание чудотворной и исцеляющей. С тех пор заведена книга, в которой записываются все творимые через неё божией благодатью чудеса. Интересно, что многие из фактов исцеления сопровождаются в ней записями квалифицированных врачей, подтверждающими невероятное.

Как добраться: приход храма Покрова Пресвятой Богородицы, Урюпинск, Волгоградская область.

Храм на колёсах

Уникальный передвижной православный храм-трансформер весом в 6,5 тонны с куполом, крестом, алтарём, клиросом, церковной библиотекой и отдельным помещением для отдыха священнослужителей смонтирован на базе 12-метрового автомобильного полуприцепа в 20 тонн. Вместимостью до 120 прихожан, храм предназначен для литургий и молебнов, крещения, венчания и других служб в отдалённых населённых пунктах.

Плавучие храмы

Географическое положение Волгоградской области позволило, благодаря пересекающим её судоходным рекам Волге и Дону, создать не имеющие аналогов миссионерские плавучие храмы: «Митрополит Иннокентий», «Святитель Николай» и «Князь Владимир», которые осуществляют поездки по расположенным вдоль берега отдалённым сёлам, хуторам и станицам области, не имеющим храмов.

Богородице — Ахтырский женский монастырь

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Тип монастыря: женский
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Настоятельница: Игумения Серафима (Каштанова) — настоятельница
  • Святыни: В Ахтырском монастыре находится икона Ахтырской Божьей матери и мощевик с частицами мощей 14 оптинских старцев. Святая икона была привезена в Гусевский монастырь из Греции монахом Никодимом – одним из основоположников Ахтырского женского монастыря.
  • Краткая историческая справка: Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было тогда распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (её Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским, и уговорил его создать в этих местах общину.

Сначала 30 сёстёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г., и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.

В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей.

В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестёр, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» и х. Толмачёв (всё покупалось на имя Иллариона Яковлевича Двойченкова – т.е. о. Никодима). Всего о. Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. В состав этого участка входило 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса. Помогают в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.

Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями споро возводят плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестёр, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам (земли приходилось закладывать в банках). Своего храма у сестёр не было и они ходили на службы в сл. Гусёвка, что было довольно неудобно. Местные чиновники также чинили свои препятствия, фактически выживая монахинь отсюда.

И тогда о. Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. И известный всей России святой – оптинский старец Амвросий (1812 – 1891 гг.) вносит огромный вклад в основание обители — именно он нашёл благотворителя, на средства которого и крепла община — Елизавету Николаевну Годейн (23.10.1835 – 07.12.1904 гг.). Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать – урождённая княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении).

В 1876 г. Елизавета Николаевна жертвует общине 17 тысяч рублей, фактически спасая общину (земли все были заложены, и для её официального утверждения требовалось выкупить хотя бы их часть). А весной 1877 г. она впервые посещает наши места. В ней родилось желание оставить суетный мир и уйти в Шамординский монастырь, но о. Амвросий благословил ей послужить далёкой сельской обители между Волгой и Доном. Продав свои имения (в том числе и знаменитые после ленинские «Горки»), она осенью 1878 г. приезжает сюда и выкупает все заложенные в банках земельные участки. На содержание священника и насельниц она жертвует 10 тысяч, а на возведение церкви 20 тысяч рублей.

Теперь община оказалась в состоянии построить свой храм, законченный и освящённый епископом Саратовским Тихоном 8 сентября 1879 г. Эта деревянная церковь на каменном фундаменте и с каменной колокольней получила название в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахиням не нравилась близость слободы, и они мечтали устроить храм на уединённом хуторе Толмачёве. Между тем, 7 июня 1880 г. община была официально открыта и Высочайше утверждена.

В общине Елизавета Николаевна начинает нести послушание письмоводительницы, ткёт ковры, вышивает, в свободное время пишет иконы, рисует тушью и карандашом. Ежедневно новая послушница кладёт 500 поклонов: 300 – Спасителю, 100 – Пресвятой Богородице, по 50 -Ангелу-хранителю и всем святым. В 1882 г. она облачается в новоначальную иноческую одежду.

Также много потрудилась над укреплением обители игумения Нина (Марина Яковлевна Трунова), начинавшая своё монашеский подвиг в одном из монастырей Самарской епархии. Она являлась начальницей общины с 1874 г. В 1880 г. её официально утверждают в этой должности. В 1887 г. она была награждена золотым наперсным крестом, а в 1893 г. возведена в сан игуменьи. Основатель общины о. Иоанн пребывает здесь до 1883 г., а после переходит на другое место (он умирает в г. Саратове в 1891 г.). Старец Амвросий пристально следит за духовным состоянием Елизаветы Годейн, и в своей переписке зовёт её «новой Лией», т.е. такой же смиренной и покорной пред Богом как библейская женщина. Все дела в общине решались только по воле старца, внимательно наблюдавшего за её устроением до самой своей смерти в октябре 1891 г. А в 1892 г. община получает статус монастыря с игуменским управлением.

На 1888 г. в процветающем монастыре проживает 1 монахиня и 70 послушниц, на 1890 г. – соответственно 1 и 75, на 1894 г. кроме игуменьи 77 сестёр (среди 14 монахинь 11 являлись выходцами из крестьян, среди 64 послушниц — 58). Неграмотными записались 2 монахини и 11 послушниц. Возраст монахинь составлял от 42 до 68 лет, а послушниц — от 12 до 66. В монастырской школе на 1895 г. обучаются 15 девочек.

Инокиня Елизавета (Годейн) отходит ко Господу 3 декабря 1904 г. и захоранивается в склепе у храма. Её тело перед погребением находилось около 5 суток в натопленном храме, но не проявляло признаков разложения. На время смерти инокини Елизаветы монастырь уже сильно окреп: кроме благоустроенного храма, он имел 6 сестринских корпусов, игуменский корпус, больницу, ковровую мастерскую, конюшни, множество иных помещений. Всё это окружала высокая каменная стена.

Известный художник Кузьма Сергеевич Петров — Водкин (1878 — 1939), создавший здесь картину «Купание красного коня», пишет о Гусёвке: «Деревня по реке ниже, верстах в трёх, и там же монастырь женский с великолепным парком» (он отдыхал в Гусёвке у Грековых, один из потомков которых, — Александр Петрович Греков стал известным реставратором, чья работа отмечалась даже ЮНЕСКО).

Обитель тогда владела 3 хуторами с 2 садами, 1000 десятин луговой земли. В 1908-1911 гг. капиталы монастыря составляли 12 000 руб. С 1910 г. по 1918 г. монастырём управляла монахиня Августа. На годы её правления приходится большой духовный подъём среди насельниц, когда 27-28 ноября 1912 г. сразу 21 послушница постригается в монашество, а 2 — в схиму (ещё в 1911 г. обитель населяют 90 монахинь и 45 послушниц).

Монастырский священник о. Михаил Соловьёв в 1912 г. издаёт книгу о инокине Елизавете. Известно имя и другого священника обители – о. Иоанн Позднеев. В 1914 г. он жертвует в епархиальный комитет по оказанию помощи раненым воинам 9 руб. 65 коп., собирает по деревням множество вещей для солдат (простыни, полотенца, чулки, фуфайки и т.п.). В марте 1915 г. за свою активную работу он награждается скуфьёй. Да и сами сёстры изготовили и отослали на фронт сотни необходимых в окопах и в лазаретах предметов. Монастырь только за зиму 1914-1915 гг. передал семьям фронтовиков 52 руб. пожертвований, отгрузил им 60 возов дров, по 3 воза соломы и кизяка.

Епископ Саратовский и Царицынский Алексий своим указом от 5 мая 1913 г. за № 263 назначает монастырским благочинным архимандрита Серафима — ректора Саратовской духовной семинарии, а духовником сестёр — иеромонаха Георгия из Киновийной церкви Саратова. В том же году двое насельниц отправляются в Саратов для обучения на антисектантских миссионерских курсах.

В мае 1915 г. монастырь посещает епископ Палладий, в своей проповеди сказавший, что на сестёр «взирают сектанты, живущие вблизи от вас» (о какой секте шла речь неизвестно). Довольный деятельностью настоятельницы, 22 мая владыка возлагает наперсный крест на игуменью Августу.
А в 1918 г. место настоятельницы временно занимала казначея монахиня Антонина. На тот год в монастыре числится 112 монахинь.

Всё это и духовное и материальное богатство вызывает ненависть большевиков, начавших гонения на веру. Хотя в годы гражданской войны (в марте 1919 г.) монахини устроили у себя в одном из помещений лазарет для раненых и тифозных красноармейцев, выплачивали продналог, обеспечивали семенами овощей всю Ольховскую волость, а пшеницы собирали по 63 пуда с десятины (обычный крестьянский сбор был 20-30 пудов).
Сёстры вносят свой вклад и в борьбу с голодом, прокатившимся по Поволжью в 1921-1922 гг. Историк О.Ю. Редькина обнаружила в публикациях тогдашней царицынской печати сведения, что общее собрание православных приходов Ольховской волости решило передать в фонд помощи голодающим «всё ценное, что найдётся в церквах и монастырях».

Прошла национализация монастырских имуществ и, по данным историка С.П. Синельникова, в 1922-1924 гг. у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остаётся всего 28 человек. По данным «Списка зарегистрированных в Губадмотделе священнослужителей» на 1923-1924 гг. здесь в храме Ченстоховской иконы Богородицы служил священник Позднеев Иван Дмитриевич, прошедший регистрацию 10.10.1923 г.

В 1925 г. сёстры попробовали оформить аренду помещений, но получили отказ, т.к. коммунисты планировали устроить здесь школу крестьянской молодёжи (ШКМ). После упорной борьбы за сохранение обители у неё не остаётся ничего, кроме своего храма. По арендному договору все жилые и служебные постройки, фруктовый сад из 2000 деревьев и парк переходят в пользование ШКМ на срок 12 лет (с 1926 по 1938 гг.). Часть помещений также ушла под народный дом. Обитель уплотнили до предела, а заведующему школой и учителю дали квартиры по 5 комнат.

Монахини жалуются во все инстанции (в том числе председателю Совета Народных Комиссаров А.И. Рыкову), пытаясь отстоять своё существование как сельскохозяйственную трудовую артель. На конец 1925 г. она состояла из 24 трудоспособных и 29 нетрудоспособных сестёр. В феврале 1926 г. общину выселяют, хотя здесь имелась масса свободных помещений. Сёстры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.

Верующие должны были подписать договор на пользование своим храмом с 1925 по июнь 1929 г. Но их не оставили в покое и начали преследовать за то, что монахини ночевали в церкви («превратили её в ночлежку»), не смогли делать ремонт и т.д. Ссылаясь на высказывания граждан о ненужности монастырского храма, наличии прихода неподалёку в сл. Гусёвке и истечение срока договора аренды, власти решили закрыть церковь. Всероссийская газета «Безбожник» от 12 мая 1929 г. писала: «Давно решили крестьяне с. Гусёвки Ольховского района Камышинского округа закрыть церковь. Дело утверждено всеми инстанциями и застряло где-то в краевых органах. До каких пор?».

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом».

Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева). Обитель снова открывается 21 февраля 1996 г. Её новым насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Молодые послушники во главе с о. Иоанном, начав возрождать святыню, устроили церковь в одном из зданий. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся от старого монастыря иконы. Удалось отремонтировать дома для игуменьи и сестёр, трапезную, сделать баню и склады, обнести всё забором. Сейчас здесь проживает штатный священник архимандрит Василий (Захарич), а также около десятка монахинь с настоятельницей игуменьей Евфросинией (Панченко). 1 октября 2001 г. митрополитом Германом в основание церкви закладывается первый камень и освящается фундамент нового каменного храма, оконченного 15 июля 2002 г. Сейчас отреставрирован старинный келейный корпус. Высокий забор красиво отделывается камнем.

В настоящее время (сентябрь 2006 года). Восстановлен святой источник. В годы коммунистических репрессий этот источник был осквернён, он был засыпан огромным количеством мусора. Но коммунисты не остановились только на мусоре, чтобы уж точно источник был непригоден, на него вылили огромное количество солярки.

Но когда обитель восстанавливалась, источник дал о себе знать. Начали расчищать его и послышалось молитвенное пение! Копали глубже и увидели свет как бы от горящих свечей! Наконец раздался колокольный звон от невидимых колоколов, и источник снова забил.

Теперь всех приезжих паломников монахини водят на этот колодец, с молитвою достают оттуда водичку, окропляют её верующих и желающим разливают водичку в посуду. Работы по восстановлению источника ещё не закончены, сейчас заканчивают изготовления креста, который вскоре появится на куполе над колодцем. Сам колодец будут отделывать красивым резным дубом с православной символикой. Так же по словам матушки на подходе к колодцу будет создана красивая арка, будет выложена красивая дорожка, разбиты цветники.

Достопримечательности Юга России

Топ достопримечательностей (441)

Скала Петушок (скала Спасения) – визитная карточка и символ курорта Горячий Ключ. Одна из самых популярных достопримечательностей города располагается на реке Псекупс, на западном склоне горы Абадзехск.

Дантово ущелье – это необычный памятник природы, расположенный на южной окраине города Горячий Ключ, в Целебном парке, у подножья Абадзехской горы. Это одно из самых красивых и часто посещаемых мест этого курорта.

Одно из наиболее загадочных мест России находится в Волгоградской области, вблизи города Жирновска. Синяя гора, Склон бешеных молний, Роща пьяных берёз, Чёртово логово и много других названий было дано центральной возвышенности в Медведицкой гряде, одной из наиболее высоких точек (293 м) равниной части России.

В посёлке Горьковский находится целебный родник деда Тарана, являющийся источником реки Царицы. Уникальность источника заключается в долгожительстве селян и недавно появившемся у родника бутовом камне с проявляющимся ликом Христа.

Памятник «Тачанка», расположенный в городе Ростове-на-Дону возле широкой магистрали между Батайском и Ростовом, посвящен легендарной тачанке-ростовчанке. Он был установлен на невысоком холме в 1977 г.

В самом центре города Камышина, Волгоградской области стоит памятник легендарному лётчику-истребителю Алексею Петровичу Маресьеву, установленный в мае 2006 года. Автором монумента является заслуженный художник России — Сергей Щербаков.

Сафари-Парк в Геленджике на склоне Маркотского хребта открылся в 2004 году и сразу же стал одной из главных достопримечательностей города. Это целый комплекс развлечений: канатная дорога, огромный зоопарк, музей, детские площадки, аттракционы, кафе — здесь можно провести целый день и не устать.

Богатырские пещеры, расположенные в городе Горячий Ключ, – популярный туристический объект. Они являются любимым местом посещения для многих туристов, поскольку об этих пещерах ходит много легенд. Уникальность Богатырских пещер заключается в том, что они были созданы человеческими руками в сплошном массиве песчаника.

Каверзинские водопады – это группа каскадных водопадов, которые находятся в районе села Хребтового, неподалеку от курорта Горячий Ключ. Всего насчитывается боле десятка водопадов, но самым большим интересом у туристов пользуется Большой Каверзинский водопад.

Набережная Дона в Ростове-на-Дону – это одна из самых главных достопримечательностей города и любимое место отдыха его жителей и гостей. За последнее время ростовская набережная очень преобразилась. Ранее она вся была покрыта асфальтом.

Мамаев курган стал местом ожесточенных боев во время Сталинградской битвы в 1942-1943 гг. Сейчас здесь расположен грандиозный ансамбль-памятник «Героям Сталинградской битвы», который является признанным во всем мире шедевром монументального искусства.

В истории восточного Причерноморья Новороссийск упоминается многократно. Но первые упоминания связаны с крепостью Суджук-кале или Согуджак, как гласила надпись на плите над входными воротами крепости.

Озеро Солёное, расположенное на Таманском полуострове между мысом Железный Рог и Бугазским лиманом, в 15 км от Тамани, является самым солёным озёром в Краснодарском крае. Озеро Солёное образовалось не так уж давно.

Арка со львами в городе-курорте Горячий Ключ — памятник архитектуры XX ст. Арка, расположенная в Целебном парке (первоначальное название Санаторный), неподалеку от Питьевой галереи, была сооружена в 1914 г.

Самое большое по площади соленое озеро Европы — Эльтон — находится в Волгоградской области в Палласовском районе. Площадь озера – 152 кв.км., форма – почти ровный круг. Озеро уникально по многим параметрам.

Туалет на Газетном в Ростове-на-Дону – это самый известный общественный туалет не только в городе, но и во всей России. Он размещается на углу Газетного переулка и Большой Садовой улицы в подвальном помещении дома №46.

В живописнейшей части Волгоградской области находится исторический Шукшинский утёс, расположенный на одном из обрывов меловых гор, растянувшихся на десятки километров вдоль Дона. Утёс был назван в память об актёре, режиссёре и писателе Василии Макаровиче Шукшине.

Озеро Абрау – это крупнейшее пресноводное озеро в Краснодарском крае. Оно располагается в 14 км к западу от города Новороссийска, на полуострове Абрау. Общая площадь озера составляет 1,6 кв. км.. Озеро таит в себе много загадок, связанных с его происхождением.

Лысая гора в Горячем Ключе является одной из самых приметных гор в окрестностях этого курортного города. Горная вершина расположена недалеко от Анапы, и поселка Варваровка в междуречье Псекупсы, практически напротив известной Абадзехской горы.

Этнографический комплекс «Атамань» является крупнейшим и единственным в своем роде музеем под открытым небом в России. Он находится на окраине Тамани, в районе Лысой горы. Туристический комплекс представляет собой музей, выполненный в виде кубанской станицы в натуральную величину.

Женский монастырь в волгоградской области

Поездка предполагает посещение Богородице — Ахтырского женского монастыря. По преданию, одной из наивысших форм служения Богу является паломничество, когда люди оставляют свой домашний уют, отправляются в дальнюю дорогу и достигают великие святыни. И вы, возлюбленные нами во Христе братья и сестры, предстаните перед Чудотворной иконой Пресвятой богородицы, именуемой «Ахтырская». Икона — это поздний список с первообраза. Сама первозданная икона Богоматери, молящейся на Распятие Своего Возлюбленного Сына , явилась благочестивому иерею Даниилу в 1739 году в селе Ахтырка Харьковской области.

В церковных списках Ахтырская иконочка именуется явленной, не рукотворной, данной свыше, сошедшей с небес. Престольный праздник этой иконы отмечается 15 июля, в день ее чудесного явления. После революции икона была вывезена в Америку и находится в штате Калифорния в храме русской православной диаспоры » Всех скорбящих радость».

Из истории монастыря: Странствуя по святым местам, тамбовский крестьянин Илларион Яковлевич Двойченков провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы. Ахтырскую икону Богоматери плачущую у Кровавого Креста Господа нашего Иисуса Христа он принес с собой. В с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии, летом 1865 г., монах встретился с священником о. Иоанном Левитским и уговорил его создать в этих местах общину. В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. Помогают в обустройстве искренние пожертвования местных крестьян.. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования, но их, на жизнь большой общины, не хватает. И тогда о. Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. И известный всей России святой – оптинский старец Амвросий (1812 – 1891 гг.) вносит огромный вклад в основание обители — именно он нашёл благотворителя, на средства которого и крепла община — Елизавету Николаевну Годейн (23.10.1835 – 07.12.1904 гг.). Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать – урождённая княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении).

Богородице — Ахтырский женский монастырь в с. Гусевка

Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было тогда распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (её Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским, и уговорил его создать в этих местах общину.

Сначала 30 сёстёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г., и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.

В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей.

В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестёр, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» и х. Толмачёв (всё покупалось на имя Иллариона Яковлевича Двойченкова — т.е. о. Никодима). Всего о. Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. В состав этого участка входило 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса. Помогают в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.

Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями споро возводят плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестёр, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам (земли приходилось закладывать в банках). Своего храма у сестёр не было и они ходили на службы в сл. Гусёвка, что было довольно неудобно. Местные чиновники также чинили свои препятствия, фактически выживая монахинь отсюда.

И тогда о. Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. И известный всей России святой — оптинский старец Амвросий (1812 — 1891 гг.) вносит огромный вклад в основание обители — именно он нашёл благотворителя, на средства которого и крепла община — Елизавету Николаевну Годейн (23.10.1835 — 07.12.1904 гг.). Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать — урождённая княжна Багратион — двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении).

В 1876 г. Елизавета Николаевна жертвует общине 17 тысяч рублей, фактически спасая общину (земли все были заложены, и для её официального утверждения требовалось выкупить хотя бы их часть). А весной 1877 г. она впервые посещает наши места. В ней родилось желание оставить суетный мир и уйти в Шамординский монастырь, но о. Амвросий благословил ей послужить далёкой сельской обители между Волгой и Доном. Продав свои имения (в том числе и знаменитые после ленинские «Горки»), она осенью 1878 г. приезжает сюда и выкупает все заложенные в банках земельные участки. На содержание священника и насельниц она жертвует 10 тысяч, а на возведение церкви 20 тысяч рублей.

Теперь община оказалась в состоянии построить свой храм, законченный и освящённый епископом Саратовским Тихоном 8 сентября 1879 г. Эта деревянная церковь на каменном фундаменте и с каменной колокольней получила название в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахиням не нравилась близость слободы, и они мечтали устроить храм на уединённом хуторе Толмачёве. Между тем, 7 июня 1880 г. община была официально открыта и Высочайше утверждена.

В общине Елизавета Николаевна начинает нести послушание письмоводительницы, ткёт ковры, вышивает, в свободное время пишет иконы, рисует тушью и карандашом. Ежедневно новая послушница кладёт 500 поклонов: 300 — Спасителю, 100 — Пресвятой Богородице, по 50 -Ангелу-хранителю и всем святым. В 1882 г. она облачается в новоначальную иноческую одежду.

Также много потрудилась над укреплением обители игумения Нина (Марина Яковлевна Трунова), начинавшая своё монашеский подвиг в одном из монастырей Самарской епархии. Она являлась начальницей общины с 1874 г. В 1880 г. её официально утверждают в этой должности. В 1887 г. она была награждена золотым наперсным крестом, а в 1893 г. возведена в сан игуменьи. Основатель общины о. Иоанн пребывает здесь до 1883 г., а после переходит на другое место (он умирает в г. Саратове в 1891 г.). Старец Амвросий пристально следит за духовным состоянием Елизаветы Годейн, и в своей переписке зовёт её «новой Лией», т.е. такой же смиренной и покорной пред Богом как библейская женщина. Все дела в общине решались только по воле старца, внимательно наблюдавшего за её устроением до самой своей смерти в октябре 1891 г. А в 1892 г. община получает статус монастыря с игуменским управлением.

На 1888 г. в процветающем монастыре проживает 1 монахиня и 70 послушниц, на 1890 г. — соответственно 1 и 75, на 1894 г. кроме игуменьи 77 сестёр (среди 14 монахинь 11 являлись выходцами из крестьян, среди 64 послушниц — 58). Неграмотными записались 2 монахини и 11 послушниц. Возраст монахинь составлял от 42 до 68 лет, а послушниц — от 12 до 66. В монастырской школе на 1895 г. обучаются 15 девочек.

Инокиня Елизавета (Годейн) отходит ко Господу 3 декабря 1904 г. и захоранивается в склепе у храма. Её тело перед погребением находилось около 5 суток в натопленном храме, но не проявляло признаков разложения. На время смерти инокини Елизаветы монастырь уже сильно окреп: кроме благоустроенного храма, он имел 6 сестринских корпусов, игуменский корпус, больницу, ковровую мастерскую, конюшни, множество иных помещений. Всё это окружала высокая каменная стена.

Известный художник Кузьма Сергеевич Петров — Водкин (1878 — 1939), создавший здесь картину «Купание красного коня», пишет о Гусёвке: «Деревня по реке ниже, верстах в трёх, и там же монастырь женский с великолепным парком» (он отдыхал в Гусёвке у Грековых, один из потомков которых, — Александр Петрович Греков стал известным реставратором, чья работа отмечалась даже ЮНЕСКО).

Обитель тогда владела 3 хуторами с 2 садами, 1000 десятин луговой земли. В 1908-1911 гг. капиталы монастыря составляли 12 000 руб. С 1910 г. по 1918 г. монастырём управляла монахиня Августа. На годы её правления приходится большой духовный подъём среди насельниц, когда 27-28 ноября 1912 г. сразу 21 послушница постригается в монашество, а 2 — в схиму (ещё в 1911 г. обитель населяют 90 монахинь и 45 послушниц).

Монастырский священник о. Михаил Соловьёв в 1912 г. издаёт книгу о инокине Елизавете. Известно имя и другого священника обители — о. Иоанн Позднеев. В 1914 г. он жертвует в епархиальный комитет по оказанию помощи раненым воинам 9 руб. 65 коп., собирает по деревням множество вещей для солдат (простыни, полотенца, чулки, фуфайки и т.п.). В марте 1915 г. за свою активную работу он награждается скуфьёй. Да и сами сёстры изготовили и отослали на фронт сотни необходимых в окопах и в лазаретах предметов. Монастырь только за зиму 1914-1915 гг. передал семьям фронтовиков 52 руб. пожертвований, отгрузил им 60 возов дров, по 3 воза соломы и кизяка.

Епископ Саратовский и Царицынский Алексий своим указом от 5 мая 1913 г. за № 263 назначает монастырским благочинным архимандрита Серафима — ректора Саратовской духовной семинарии, а духовником сестёр — иеромонаха Георгия из Киновийной церкви Саратова. В том же году двое насельниц отправляются в Саратов для обучения на антисектантских миссионерских курсах.

В мае 1915 г. монастырь посещает епископ Палладий, в своей проповеди сказавший, что на сестёр «взирают сектанты, живущие вблизи от вас» (о какой секте шла речь неизвестно). Довольный деятельностью настоятельницы, 22 мая владыка возлагает наперсный крест на игуменью Августу.

А в 1918 г. место настоятельницы временно занимала казначея монахиня Антонина. На тот год в монастыре числится 112 монахинь.

Всё это и духовное и материальное богатство вызывает ненависть большевиков, начавших гонения на веру. Хотя в годы гражданской войны (в марте 1919 г.) монахини устроили у себя в одном из помещений лазарет для раненых и тифозных красноармейцев, выплачивали продналог, обеспечивали семенами овощей всю Ольховскую волость, а пшеницы собирали по 63 пуда с десятины (обычный крестьянский сбор был 20-30 пудов).

Сёстры вносят свой вклад и в борьбу с голодом, прокатившимся по Поволжью в 1921-1922 гг. Историк О.Ю. Редькина обнаружила в публикациях тогдашней царицынской печати сведения, что общее собрание православных приходов Ольховской волости решило передать в фонд помощи голодающим «всё ценное, что найдётся в церквах и монастырях».

Прошла национализация монастырских имуществ и, по данным историка С.П. Синельникова, в 1922-1924 гг. у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остаётся всего 28 человек. По данным «Списка зарегистрированных в Губадмотделе священнослужителей» на 1923-1924 гг. здесь в храме Ченстоховской иконы Богородицы служил священник Позднеев Иван Дмитриевич, прошедший регистрацию 10.10.1923 г.

В 1925 г. сёстры попробовали оформить аренду помещений, но получили отказ, т.к. коммунисты планировали устроить здесь школу крестьянской молодёжи (ШКМ). После упорной борьбы за сохранение обители у неё не остаётся ничего, кроме своего храма. По арендному договору все жилые и служебные постройки, фруктовый сад из 2000 деревьев и парк переходят в пользование ШКМ на срок 12 лет (с 1926 по 1938 гг.). Часть помещений также ушла под народный дом. Обитель уплотнили до предела, а заведующему школой и учителю дали квартиры по 5 комнат.

Монахини жалуются во все инстанции (в том числе председателю Совета Народных Комиссаров А.И. Рыкову), пытаясь отстоять своё существование как сельскохозяйственную трудовую артель. На конец 1925 г. она состояла из 24 трудоспособных и 29 нетрудоспособных сестёр. В феврале 1926 г. общину выселяют, хотя здесь имелась масса свободных помещений. Сёстры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.

Верующие должны были подписать договор на пользование своим храмом с 1925 по июнь 1929 г. Но их не оставили в покое и начали преследовать за то, что монахини ночевали в церкви («превратили её в ночлежку»), не смогли делать ремонт и т.д. Ссылаясь на высказывания граждан о ненужности монастырского храма, наличии прихода неподалёку в сл. Гусёвке и истечение срока договора аренды, власти решили закрыть церковь. Всероссийская газета «Безбожник» от 12 мая 1929 г. писала: «Давно решили крестьяне с. Гусёвки Ольховского района Камышинского округа закрыть церковь. Дело утверждено всеми инстанциями и застряло где-то в краевых органах. До каких пор?».

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом».

Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева). Обитель снова открывается 21 февраля 1996 г. Её новым насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Молодые послушники во главе с о. Иоанном, начав возрождать святыню, устроили церковь в одном из зданий. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся от старого монастыря иконы. Удалось отремонтировать дома для игуменьи и сестёр, трапезную, сделать баню и склады, обнести всё забором. Сейчас здесь проживает штатный священник архимандрит Василий (Захарич), а также около десятка монахинь с настоятельницей игуменьей Евфросинией (Панченко). 1 октября 2001 г. митрополитом Германом в основание церкви закладывается первый камень и освящается фундамент нового каменного храма, оконченного 15 июля 2002 г. Сейчас отреставрирован старинный келейный корпус. Высокий забор красиво отделывается камнем.

В настоящее время (сентябрь 2006 года). Восстановлен святой источник. В годы коммунистических репрессий этот источник был осквернён, он был засыпан огромным количеством мусора. Но коммунисты не остановились только на мусоре, чтобы уж точно источник был непригоден, на него вылили огромное количество солярки.

Но когда обитель восстанавливалась, источник дал о себе знать. Начали расчищать его и послышалось молитвенное пение! Копали глубже и увидели свет как бы от горящих свечей! Наконец раздался колокольный звон от невидимых колоколов, и источник снова забил.

Теперь всех приезжих паломников монахини водят на этот колодец, с молитвою достают оттуда водичку, окропляют её верующих и желающим разливают водичку в посуду. Работы по восстановлению источника ещё не закончены, сейчас заканчивают изготовления креста, который вскоре появится на куполе над колодцем. Сам колодец будут отделывать красивым резным дубом с православной символикой. Так же по словам матушки на подходе к колодцу будет создана красивая арка, будет выложена красивая дорожка, разбиты цветники.

bosia34 › Блог › …Крещенские купания в Свято-Вознесенском женском монастыре г.Дубовка Волгоградской области…

Интересная поездка выдалась в этот городок. В ночь с 18 на 19 января 2013 мы с приятелем решили съездит искупаться, позвонили в администрацию и уточнили на счет проведения службы, на что нам сказали:-«Что да всё будет, приезжайте», я заскочил за ним в 22:00 и мы полетели. Ехать до Дубовки около 40 минут, ну как назло в Волгограде в этот день было около 4 градусов тепла, и поэтому стоял очень густой туман. «Плялись» так сказать где-то часа полтора, подъезжая к монастырю я понял что что-то не то, из людей вообще не кого, тишина полная. Подойдя к сторожу узнали, что ни каких купаний проводиться не будет, приезжайте завтра. Заехав на заправочку, попив кофийку, расспросив местных поехали искать Центральную церковь ( по их словам:- «Там будет всё проводится»). Поискав еще часик, время было около 00:30, замучив ещё несколько прохожих, всё таки нашли её. Ну какого было наше удивление опять тишина, обошли вокруг всё, ни кого… Расстроившись, прыгнув в тачку поехали в Волгоград. Ну мы упертые ребята (т.к. мы не искупались) на следующий день взяв с собой жену с подругой поехали снова, и на этот раз не прогодали… С праздником вас…

Город Дубовка основан в 1732 г. как укрепление Дубовка. Название связывают с соседством с дубовой рощей. Дубовка считалась в XVIII веке центром волжского казачества; тут жил атаман, помещалась войсковая канцелярия. Дубовские казаки примкнули к Пугачеву, который по преданию останавливался в кирпичном белом доме с толстыми стенами и железными дверями. За «измену трону» многих дубовских казаков после разгрома Пугачева выслали из родных мест. В середине прошлого века Дубовка была соединена конно-железной дорогой со станицей Качалинской, стоящей на Дону.

Главной достопримечательностью города является Дубовский Свято-Вознесенский женский монастырь.

Вознесенская женская община основана протоиереем Иоанном Алексеевичем Покровским. Строящаяся обитель испытывала недостаток питьевой воды, за которой надо было далеко ходить. Тогда и происходит чудо, изложенное в начале XX в. П.М. Посохиным. Он наблюдал как о. Иоанн, вставши на колени и воздев руки к небу, долго и слёзно молился, а потом приподнялся и повис в воздухе. От крика свидетеля, батюшка очнулся и велел отметить это место, где вскоре был вырыт колодец с вкусной водой.
В октябре 1865 г. возводится первый флигелёк, в котором поселились 5 насельниц. 7 ноября 1865 г. служится первая торжественная всенощная, что и считается основанием обители. Первым священником стал Кирилл Пимонович Орлов, прослуживший 4 года и ушедший на покой. Первой настоятельницей стала Виталия из Бежецка, назначенная по ходатайству Покровского.
29.05.1880 г. на праздник Вознесения Господня закладывается каменный Вознесенский собор. Он строился 5 лет архитектором Езеровским и подрядчиком Ежовым, и когда уже достраивался купол храма, 3 ноября он внезапно обрушивается вместе со всей массой кирпича (до 300 тыс. штук) с высоты 42 м. Настоятельница прощает горе-строителей, и приглашает других — архитектора Салько с подрядчиком Андреевым, и всё начинается сначала.
В 1903 г. обитель охватил сильный пожар, уничтоживший большинство хозяйственных служб. В конце ноября 1909 г. к здешним святыням приезжают личности, гремевшие на всю Россию — Григорий Распутин и иеромонах Царицынского Свято-Духова монастыря Илиодор (Труфанов).
1920 г. настоятельница вместе с 14 монахинями были расстреляны бандитами. В 1919 г. заведующий отделом народного образования Губин открывает здесь городок под названием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми из приюта. В марте 1922 г. под предлогом борьбы с голодом проводят опись ценностей монастыря и забирают 2 пуда 2 с четвертью фунта серебра. Из строений первым разрушили Вознесенский собор, кирпичи от которого просто растащили. Второй храм превратили сперва в клуб, а затем и в склад. В стенах обители попеременно обосновывались то школа красных комиссаров, то колония несовершеннолетних преступников, то курсы механизаторов, а под конец большевистского правления — школа-интернат для умственно-отсталых детей. Уже в 70-е годы развалили стены с уникальными воротами. На 1923 г. здесь активно действовало кооперативное товарищество «Новый труд», зарегистрированное насельницами и имевшее даже устав. Но губернский земельный комитет в июле 1923 г. приказывает закрыть все религиозные коммуны, и в ноябре 1925 г. здесь располагается сельскохозяйственная детская колония с более 500 ребятами.
В 1991 г. монастырь был частично возвращён Церкви (зимний храм и несколько строений). Школа-интернат, занимавшая многие его помещения, закрывается только в сентябре 1995 г. Всё передавалось сёстрам в таком разбитом и изношенном состоянии, что некоторые здания пришлось строить заново. Первым священником стал о. Сергий Ермаков, также писавший и иконы для иконостаса. Тогда 7 ноября прибыли и первые насельницы: монахиня Евфалия, послушницы Вера и Любовь. Первое время их общину возглавляла монахиня Олимпиада, а затем монахиня Вера. 06.06.1992 г. был найден и открыт варварски разграбленный большевиками склеп прот. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме. Другая ценность — икона из Афона со многими частицами святых мощей, была подарена обители в 1994 г.
В новом келейном корпусе с 1996 г. уже проживали 12 юных насельниц. Также к монастырю протягивается газопровод, восстанавливаются гостиница для паломников и главный келейный корпус, строится звонница, очищается и зарыбляется пруд, территория обносится оградой и благоустраивается. На 2000 г. здесь насчитывалось уже 37 сестёр. Обитель имеет своё подворье в Волгограде – это наш храм св. Иоанна Предтечи.

Ссылка на основную публикацию