Женский монастырь в верхотурье

Покровский Верхотурский женский монастырь

Покровский Верхотурский женский монастырь — православная женская обитель в Свердловской области, основанная в 1621 году. Монастырь был закрыт советской властью в 1924 году, возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре действует гостиница для паломников.

Содержание

Основание обители восходит к 1621 году. Это первый женский монастырь в Сибири со времен ее покорения московскими царями. Именно обитель способствовала просвещению бывших тогда в крае инородцев (вогул) и обращению к святой вере христианской прибывших для заселения вновь основанного Верхотурья. По примеру существовавшего здесь уже с 1604 года мужского монастыря, некоторые старицы и девицы, хотя и жили в миру, но искали жизни иноческой. В 1620 году после совещания с патриархом Филаретом Никитичем царь Михаил Федорович учреждает Сибирскую епархию, а город Тобольск назначает местом архипастырской кафедры. Первым архиепископом становится бывший архимандрит Новгородского Спасского-Xутынскаго монастыря Киприан (Старорусенников), хиротонисанный 8 сентября 1621 года в архиепископа Сибирского.

Следуя из Москвы в 1621 году, он проводит четыре дня в Верхотурье и, видя многих стариц и дев, ищущих иноческой жизни, архипастырь разрешает поставить за острогом деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Рядом размещаются келии. Грамота 1621 года так упоминает об этом событии : . да архиепископ Киприан писал, что в Верхотурье многия старицы в мире жили, постригшися от мужей своих, и он, поговори с вами (воеводой) и с Верхотурскими посадскими людьми, за острогом поставил храм в имя Пресвятой Богородицы Покрова, и устроил девичь монастырь вновь».

стырь, именовавшийся по храму «Покровским». Первоначально в нем поселились десять «безместных» стариц. В следующем же 1622 году была назначена первая игумения Анисия.

6 июня 1645 года старица Марфа с сестрами отправляет челобитную в Тобольск для возведения в храме придела во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. Разрешение было получено, но пожар 1651 года уничтожил все строения. Настоятельница монастыря игумения Мария обращается к царю Алексею Михайловичу с прошением устроить в обители новую церковь.

Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Кроме того, выходит распоряжение отпускать в год по ведру церковного вина и по два фута ладана. В следующем 1652 году, как видно из указа Тобольского и Сибирского митрополита Симеона, в монастырь присылают новый антиминс взамен сгоревшего.

Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду. В 1694 Тобольскому митрополиту Игнатию поступает челобитная о строении в Верхотурье новой Покровской церкви. Неизвестно, была ли она заложена. Но согласно преданию, после так называемого Ильинского пожара бывшая в Никольском мужском монастыре Покровская деревянная церковь, по сооружении каменной, перенесена в 1739-40 годах в женский монастырь.

В 80 саженях к югу от Покровской церкви, у моста по левую сторону речки Дернейки, находилась каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа. Точная дата ее основания неясна, но из грамоты митрополита Антония 22 декабря 1727 года видно, что по прошению игуменьи Анисьи с сестрами дозволено возобновить упраздненную в 1727 году часовню. Таким образом ее строительство восходит практически ко времени основания самого монастыря. По преданию же, она была построена за городом.

В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Саму невесту Екатерину Алексеевну Долгорукую отправляют в Рождественский женский монастырь в Тюмень, где она и скончается. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает.

При царствовании Императрицы Елисаветы Петровны по благословенной грамоте митрополита Антония от 19 сентября 1744 года в монастыре закладывают новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящают его в 1753 году с благословения митрополита Тобольского Сильвестра. Тогда же, благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина, посреди монастырской ограды начинают строительство еще одной каменной двухэтажной церкви. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью, в 1776.

Покровский женский монастырь существовал при поддержке и помощи граждан Верхотурья, а также усердного благотворителя Максима Походяшина. Но сильный пожар 18 июля 1738 наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, переносят Сибирский тракт на Екатеринбург, жители обеднели. Скончался Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря. Находящаяся в нем Покровская церковь обращается в приходскую.

Указ Святого Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает Августа Панова, в иночестве монахиня Агния.

Согласно Высочайше утвержденному положению Комитета Министров от 6 июля 1987 года Покровская община получает в безвозмездное владение земельный и лесной участок размером сто десятин в шести верстах от города.

Первая начальница общины, монахиня Агния, добивается разрешение построить каменный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, который закладывают 12 сентября 1898 года.

В 1909 все население обители состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и 12 девочек из детского приюта. В нем было 14 мастерских: рукодельня изящных работ, иконописная, где изготавливались иконы на дереве и полотне, мастерские платьев и церковных облачений, ткацкие мастерские отдельно для ковров, шерстяных тканей, холстов и паласов, а еще чеботарная, цветочная, чулочная, переплетная, лудильная. В 1911-1912 гг. открыла свои двери церковноприходская школа.

В 1914 г. обитель, в качестве паломников, встречала важных гостей: Великую Княгиню Елисавету Федоровну и близкую подругу Императрицы фрейлину Анну Вырубову.

Октябрьская революция 1917 года прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Настал самый драматический момент не только для Верхотурских храмов, но и для всей Русской Православной Церкви. Покровский монастырь сохранял свое название до 1922 года, когда и его затронула притеснительная политика советской власти. Но надо сказать, что до этого обитель сравнительно благополучно переносила годы лихолетия. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство. Красноармейские же части к всеобщему удивлению, напротив, обращались очень вежливо. Даже в 1918 году во время «военного коммунизма» советская тоталитарная власть не производила изъятий монастырского имущества и хлебных запасов, и без того скудных.

В начале 20-х годов территорию общины занял детский дом. Официальные власти стремились покончить с монастырским житьем как можно скорее, но оставшиеся сестры столь же твердо желали сохранить свою обитель.

В 1922 году под угрозой разгона как «вредного пережитка» монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда». Сохраняя прежний распорядок жизни, она продолжала оставаться фактически тем же традиционным монастырем. Артель обрабатывала участки земли, располагающиеся вдоль речки Черной. На заседании 16 апреля 1924 года, где остро обсуждался вопрос о судьбе Покровской женской общины, Тагильский райисполком положительно отозвался о положении дел, заявив, что монахини «экономически укрепляются». Но президиум Тагильского ОКРИК Уральской области вынес постановления от 16 апреля 1924 года о закрытии монастыря.

В 1946 году открылась кладбищенская Успенская церковь, которую и стали посещать монахини. В те же годы из тюрем, ссылок и лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин). Он-то и возглавил духовно сестер бывшего Покровского монастыря, храм которого к тому времени был превращен в баню.

5 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье.

Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова).

С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игумения София (Любых). Матушка активно занялась строительством Покровского храма, корпуса и других построек в монастыре.

В пятницу Светлой седмицы, 28 апреля 1995 г. было совершено перенесение мощей блж.Космы из Николаевского мужского монастыря в Свято-Покровский. Мощи были установлены в домовой церкви.

15 октября 1996 года в древней столице Урала городе Верхотурье совершилось великое торжество освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что в женском монастыре. Затем была отслужена Божественная Литургия, после которой Святые Мощи Xриста Ради Юродивого Космы были перенесены из домовой церкви в Покровский храм и установлены с правой стороны центрального иконостаса.

25 сентября 2013 г. настоятельницей Свято-Покровского монастыря была назначена игумения Магдалина (Сулеменева).

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Сейчас в обители живет 23 сестры, которые ежедневно совершают иноческое правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе и на др. послушаниях. Своими трудами и молитвою, они стараются внести свой вклад в восстановление обители.

Богослужение совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы («старая»)
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы («новая»)
  • «Икона Божией матери Умиление»
  • Мощи блж. Косьмы Верхотурского
  • Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
  • Частицы мощей Святителя Спиридона Тримифунского, святителя Николая Чудотворца, равноапостольной Марии Магдалины, Праведного Симеона Верхотурского, святителя Афанасия, епископа Ковровского, благоверного князя Андрея Боголюбского, преподобной Софии Суздальской, преподобного Серафима Саровского, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, святителя Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, благоверных князей Петра и Февронии.

Престольные праздники

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы («старая»)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы («новая»)

Покровский Верхотурский женский монастырь. Вид сверху



Как добраться

Адрес: Россия, Свердловская область, Верхотурский район, г. Верхотурье, улица Сенянского 3

От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом (№ 84 М Москва — Серов, № 84 Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток.

Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Расстояние — более двухсот километров.

Поворот с трассы на Верхотурье (направо) — примерно через сорок километров после Нижней Туры. До Екатеринбурга же из столицы лучше всего ехать через Нижний Новгород, Казань, Ижевск.

Внимание! По дороге в Верхотурье не забудьте перевести часы на два часа вперед.

Монастырь открыт для посещения паломниками с 6:00 до 19:00. В это время можно посетить храм, помолиться, приложиться к святыням, приобрести иконы, книги и сувенирную продукцию, заказать требы. Богослужения являются неотъемлемой частью монастырской жизни, совершаются ежедневно согласно расписанию.

Паломникам, желающим пожить, помолиться и потрудиться на благо обители продолжительное время, предоставляется бесплатное проживание в паломнической гостинице при монастыре. Монастырь предоставляет трехразовое питание в паломнической трапезной по установленному расписанию. Остающимся в обители на несколько дней необходимо иметь при себе паспорт. Желательно две смены одежды: для посещения храма и несения послушания.

По монастырской традиции мужчины и женщины размещаются отдельно, за исключением семейных пар с детьми. Священникам (при наличии священнического удостоверения или письма из епархии) и насельницам монастырей проживание предоставляется безвозмездно. Не поселяются паломники без документов, в нетрезвом виде, психически больные, люди без определенного места жительства. Препятствием к поселению является наличие серьезных заболеваний и инвалидности, в связи с отсутствием необходимых условий.

Женский монастырь в верхотурье

Свято-Покровский женский монастырь был основан в 1621 году архиепископом Сибирским Киприаном (Старорусенниковым), следовавшим на Тобольскую кафедру через Верхотурье. В следующем же 1622 году была назначена первая игумения Анисия.

Благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина закладывается новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1744-1753 гг.) и двухэтажный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью — в 1776.

Сильный пожар 18 июля 1738 наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, Сибирский тракт переносят на Екатеринбург, умирает благотворитель обители Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря. Находящаяся в нем Покровская церковь обращается в приходскую.

Монастыря не стало, однако сестры продолжали жить недалеко от Покровской церкви. Эта частная община была со временем принята под ведомство епархиального начальства и получила статус богадельни.

Указ Святейшего Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает монахиня Агния.

Для сестер была пожертвована обширная усадьба, в которой Покровская община и разместилась, заняв, таким образом, целый квартал города на левом берегу реки Туры.

Новый храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы закладывают 12 сентября 1898 года, а освящают 11 сентября 1902 года.

В 1914 г., в качестве паломников, в обители останавливались Великая Княгиня Елисавета Федоровна и фрейлина Анна Вырубова.

В начале 20-х годов территорию монастыря занял детский дом. В 1922 г. монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», но не смотря на это 16 апреля 1924 года монастырь все же был закрыт. В Ново-Покровском храме, вплоть до 1991 г., располагалась общественная городская баня.

5 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье.

Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова) (+1993 г.).

С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игумения София (Любых) (+2016 г.).

28 апреля 1995 г. было совершено перенесение мощей блж. Космы из Николаевского мужского монастыря в Свято-Покровский.

15 октября 1996 г. совершилось освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

25 сентября 2013 г. настоятельницей Свято-Покровского монастыря была назначена игумения Магдалина (Сулеменева).

Богослужение совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.

Свято-Покровский женский монастырь г.Верхотурье Епархиальный женский монастырь

женский монастырь был основан в 1621 году архиепископом Сибирским Киприаном (Старорусенниковым), следовавшим на Тобольскую кафедру через Верхотурье и, «видя многих стариц и дев, ищущих иноческой жизни, архипастырь разрешает поставить за острогом деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а рядом разместить келии».

Таким образом в Верхотурье и вообще в Сибири был основан первый женский монастырь, а в следующем же 1622 году была назначена первая игумения Анисия.

Она обращается с челобитною к Царю Михаилу Феодоровичу о пожаловании хлебного и денежного жалования, а также просит помощи на устройство храма и ограды вокруг монастыря. 2 декабря 1622 года на ходатайство следует Царская грамота на имя верхотурского воеводы Пушкина. Из нее видно, что первое время своего существования Покровский монастырь был довольно обеспечен.

Пожар 1651 года уничтожил все строения, которые были деревянными. Настоятельница монастыря игумения Мария обращается к царю Алексею Михайловичу с прошением устроить в обители новую церковь. Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду.

В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает.

Благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина закладывается новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы () и двухэтажный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью — в 1776.

Сильный пожар 18 июля 1738 г. наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, Сибирский тракт переносят на Екатеринбург, умирает благотворитель обители Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря и монастырские храмы обращаются в приходские.
Монастыря не стало, однако сестры продолжали жить недалеко от Покровской церкви. Эта частная община была со временем принята под ведомство епархиального начальства и получила статус богадельни. Указ Святейшего Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает монахиня Агния. Для сестер была пожертвована обширная усадьба, в которой Покровская община и разместилась, заняв, таким образом, целый квартал города на левом берегу реки Туры. Новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы закладывают 12 сентября 1898 года, а освящают 11 сентября 1902 года.

В 1914 г., посещая в качестве паломников Верхотурские святыни, в обители останавливались Великая Княгиня Елисавета Федоровна и фрейлина Анна Вырубова.

Одной из знаменитых насельниц Верхотурской Покровской обители была игумения Руфина Кокорева (1872–1937), в миру Кокорева Ольга Андреевна. Поступила в обитель она в 1899 году, будучи уже инокиней Ольгой, перейдя из женского монастыря близ г. Соликамска по благословению Валаамского инока иеромонаха Арефы (Катаргина), ставшего в 1899 году настоятелем мужского монастыря в городе Верхотурье.

По инициативе инокини Ольги в общине появляются новые направления в работе рукодельной мастерской, изделия которой вскоре начинают пользоваться большим спросом. Ольга была поставлена в этой мастерской старшей, причем сама обучала сестер вышивке гладью и другим искусствам. Ее трудами был создан прекрасный хор: многие богомольцы приходили в Покровский храм специально для того, чтобы его послушать. Кроме этого, инокиня Ольга заведовала ризницей и обучала сестер чтению и пению. В марте 1904 года «за полезную деятельность» она была награждена Архипастырским благословением. А вскоре к ее послушаниям добавилось еще одно: она стала исполнять обязанности благочинной.

В Верхотурье Ольге пришлось испытать и тяжелые искушения. Вскоре по поступлении ее в обитель старые насельницы, исполнившись зависти, направили на нее ложный донос Екатеринбургскому Преосвященному, представив ее властолюбивой и деспотичной по характеру. Последовал указ о переводе ее в другой монастырь Екатеринбургской епархии — впредь до рассмотрения дела архиерейским судом. Она со смирением отправилась в назначенное место, но уже на другой день была оправдана. Инокиня Ольга вернулась в Верхотурский Покровский монастырь, где и оставалась вплоть до 1911 года. В этом году она переехала в город Чердынь, будучи избранной на должность настоятельницы возрождающегося монастыря. 18 октября 1911 года в Пермском Успенском женском монастыре, где более тридцати лет тому назад начинала свой иноческий путь, состоялся ее постриг в монашество с именем Руфина.

В начале годов территорию монастыря занял детский дом. В 1922 г. монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», но не смотря на это 16 апреля 1924 года монастырь все же был закрыт. В храме, вплоть до 1991 г., располагалась общественная городская баня.

5 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова) (+1993 г.). С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игумения София (Любых) (+2016 г.).15 октября 1996 г. совершилось освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы епископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном (Мироноввым).

25 сентября 2013 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Магдалина (Сулеменева). Сейчас в обители живет 30 сестер, которые ежедневно совершают иноческое правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе и на др. послушаниях. Своими трудами и молитвою, они стараются внести свой вклад в восстановление древней обители.

День в обители начинается с молитвы.

6:00 — Полунощница, а затем утреня и Литургия, на которых присутствуют все сестры обители, не занятые на кухне или скотном дворе. Подкрепившись духовной пищей, насельницы приступают к телесной.
10:30 — первая трапеза, обязательная для всех, после которой каждая сестра трудится на возложенном на нее послушании.
15:00 — полдник.
16:00 — совершается вечерня и правило для монахинь, состоящее из чтения трех канонов и акафиста.
19:00 — ужин.
20:00 — малое повечерие с чтением положенных дневных канонов.
Богослужение в обители совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.
Раз в неделю, по воскресным дням, игуменией проводятся душеполезные беседы с сестрами.

Особо почитаема в обители икона Богоматери «Умиление», которая была написана в начале ХХ века матушкой Ангелиной, настоятельницей соседнего Успенского монастыря, которая любила пешком посещать Дивеево и для своего монастыря подвизалась создать этот Лик. Вместе с сестрами своего монастыря сшила и вышила для нее бархатную ризу, расшитую бисером и камнями. Еще до революции икона прослыла как чудотворная. В годы безверия икона долго пряталась благочестивыми людьми, даже была закопана в землю около 40 лет. В годы, когда гонения на Церковь пошли на убыль, икону перенесли в Успенскую Верхотурскую кладбищенскую церковь, а в 1992 году передали в возрождающуюся Покровскую обитель.
Икона прославилась помощью бездетным родителям в даровании чад.
Каждое воскресенье перед этим чудотворным образом совершается Параклисис Божией Матери «Умиление».

Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь

Свято-Покровский Верхотурский женский монастырь

Россия, Свердловская обл. г. Верхотурье, ул. Сенянского, д. 3.

Обитель ведет начало с 1621 года. Это первый женский монастырь в Сибири. Обитель много способствовала просвещению бывших тогда в этом крае вогул. В 1620 году царь Михаил Федорович учредил Сибирскую епархию, и город Тобольск назначен был местом архипастырской кафедры. В 1621 году архиепископ Киприан, следуя из Москвы в кафедральный город Тобольск, пробыл в Верхотурье четыре дня и узнал, что многие старицы и девы, живя среди мира, ищут иноческой жизни. В виду этого и по ходатайству их тогда же разрешил за острогом поставить деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и около храма кельи. Таким образом основан был в Верхотурье и вообще в Сибири первый женский монастырь, именовавшийся по храму «Покровским». Первоначально поселилось в нем десять «безместных» стариц. В 1645 году в новой Покровской церкви построили придел во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, но в 1651 году в монастыре произошел пожар и все строения сгорели. Благодаря помощи царя Алексея Михайловича Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году.

Покровский женский монастырь в 1740 году явился местом ссылки для княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты императора Петра II, сама невеста Екатерина Алексеевна Долгорукая была сослана в Рождественский женский монастырь в город Тюмень, где и скончалась. Еще раньше, в 1619 году, в Верхотурье была сослана невеста царя Михаила Федоровича Мария Xлопова, но пробыла она в женском монастыре недолго и была переведена в Нижний Новгород.

В 1744 году закладывается новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1753 году. Монастырь в 1782 году был упразднен за неимением средств на содержание, и находящаяся в нем Покровская церковь обращена в приходскую. Но и после старицы продолжали жить в кельях, оставшихся при Покровской церкви, до 1853 года. По указу Пермской духовной консистории от 1853 года общежитие было принято в епархиальное ведомство под именем богадельни, а она в 1889 году обращена в Богадельное женское общежитие. По указу Святейшего Синода в 1895 году Богадельное общежитие обращено в женскую общину с наименованием ее «Покровской» с таким числом сестер, какое община может содержать. Тогда же был заложен каменный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В апреле 1907 года состоялось официальное открытие монастыря. Все население Покровского женского монастыря в 1909 году состояло из 5 мантийных монахинь, 148 послушниц и детского приюта, в котором находились 12 малолетних девочек.

После октября 1917 года все изменилось. Сестры Покровской обители заняли резко враждебную позицию в отношении советской власти, но практически были бессильны. Они продолжали стремиться к укреплению своего монастыря, но это было безнадежно в новых условиях. Покровскому монастырю позволено было так называться до 1922 года. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство, а красноармейские части, напротив, к удивлению всех, обращались даже очень вежливо.

Территорию общины занял в начале 1920-x годов детский дом. В 1922 году под угрозой разгона монастыря как «вредного пережитка» женская монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», сохранив у себя прежний распорядок жизни. Артель обрабатывала участки земли, что располагались по реке Черной. Закрытие монастыря произошло в апреле 1924 года.

В декабре 1991 года Покровский женский монастырь в Верхотурье возродился. Покровский храм, занимаемый баней, приходилось даже брать штурмом. По заступничеству Божией Матери храм был «отвоеван», и началась его реставрация. Первая литургия прошла в октябре 1996 года, после чего святые мощи Xриста ради юродивого Косьмы были перенесены из домовой церкви в Покровский храм и установлены с правой стороны центрального иконостаса.

В настоящее время реставрируется старейший Свято-Троицкий собор. Благоустроительные работы ведутся и на прилегающей к собору территории кремля. Вновь возводится колокольня вместо уничтоженной.

dkarpunin

Дмитрий Карпунин

В ДВИЖЕНИИ

В предыдущем фоторассказе мы побывали в Верхотурском кремле. Сейчас покажу вам ещё одну святую обитель города Верхотурье — Свято-Покровский женский монастырь.

Свято-Покровский женский монастырь появился в Верхотурье в 1621 г., это был первый женский монастырь на Урале и в Сибири. Но белокаменные строения, что возвышаются за монастырской оградой, появились намного позднее.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, её ещё называют Новая Покровская церковь, заложена была в 1898 г., освящена в 1902 г.

При советской власти монастырь был закрыт в 1924 г. В Покровском женском монастыре разместили детский дом, а в церкви сделали баню. В 1991 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. С того времени началось постепенное восстановление и самого храма, и других монастырских строений.

Но вначале стоит, всё-таки, знакомство с монастырём начать именно с вот этого полуразрушенного здания, которое сейчас начали восстанавливать. Именно на этом месте и находился изначально Покровский женский монастырь. Интересна его судьба. Оказывается, большевики-то были не первые, кто закрывал монастыри. В 1764 г. императрица Екатерина II издала Указ «О секуляризации монастырского землевладения», что означало изъятие земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передачу их в государственную казну. В свою очередь Екатерина II лишь завершила церковные реформы начатые царём Алексеем Михайловичем и императором Петром I. Вообще же секуляризация в той или иной мере начала применяться в Европе ещё с VIII века, а в России первые её признаки появились в XIV веке. В ходе церковной реформы почти половина монастырей упразднилась, часть из оставшихся стали получать денежное содержание от государства, а остальные объявлялись «заштатными» и должны были содержаться на добровольные народные пожертвования. Покровский женский монастырь в Верхотурье подлежал упразднению.

1

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Первый монастырский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1621 г. был деревянный. Почти до середины XVIII века на месте первой церкви сменилось церквей шесть, какие-то ветшали, какие-то сгорали в пожарах, пока в 1744 г. не заложили каменный храм. Освятили его в 1753 г. Но каменный Покровский храм был без колокольни. Присутствовавший на освящении верхотурский купец Максим Походяшин, будущий горнозаводчик и владелец Турьинских рудников, впечатлившись праздником, пообещал монахиням построить рядом ещё один каменный храм с колокольней. Обещание он выполнил.

Строительство началось в 1754 г., а в 1768 г. вторую каменную церковь женского монастыря освятили. В народе её называли «Походяшинской», официальное название Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Сама церковь была двухэтажная, высота многоярусной колокольни 50 м, т.е выше колокольни Троицкого собора Верхотурского кремля.

Не долго монахини радовались «Походяшинской» церкви с колокольней. Вторая каменная церковь ещё строилась, когда пришла весть об упразднении женского монастыря в Верхотурье. Ещё какое-то время монастырь существовал, вероятно, благодаря материальной помощи горнозаводчика Максима Походяшина. В 1781 г. благотворитель умер, и в 1782 г. монастырские церкви стали приходскими.

Оставшиеся монахини продолжали жить в кельях до 1853 года, когда было официально признано существование при Покровской церкви женской богадельни, которая указом Пермской духовной Консистории была принята в Епархиальное ведомство в качестве «Богадельни», а в 1889 году она становится «Богадельным женским общежитием».

Но вскоре в России произошла революция, и снова очередное закрытие монастыря, на этот раз большевиками, и гонения на верующих и разрушения церквей.

Очень жаль, что от Иоано-Предтеченской церкви мало, что сохранилось. Глядя на эти развалины сложно представить, как красива была Походяшинская церковь.

2

Свято-Покровский женский монастырь. На переднем плане Покровская церковь, на заднем — Иоано-Предтеченская церковь (фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.)

В советские годы в Иоано-Предтеченской церкви был гараж городской больницы.

3

Покровская церковь

Старая Покровская церковь сохранилась лучше. В советские годы здесь была рыболовецкая артель.

Более подробно об истории, современной жизни обители и её святынях можно узнать на сайте монастыря.

4

Клубная 8 — корпус уездной больницы (1883 г.)

5

Свято-Покровский женский монастырь

6

Свято-Покровский женский монастырь

7

Наружная стена алтарной части Ново-Покровской церкви с образом Покрова Пресвятой Богородицы

8

Главный монастырский корпус с настоятельскими покоями и службами

9

Наружная стена алтарной части Ново-Покровской церкви с образом Покрова Пресвятой Богородицы

10

Покровская церковь

11

Внутри Покровской церкви

12

Внутри Покровской церкви

13

Рака с мощами блаженного Косьмы

14

Внутри Покровской церкви

15

Икона Богоматери «Умиление»

16

Покровская церковь

17

Жилой монастырский корпус

18

Главный монастырский корпус с настоятельскими покоями и службами

19

Улица клубная

Свято-Покровский женский монастырь в Верхотурье

Решила вернуться к рассказу о нашей поездке в Верхотурье летом 2015 г. Тогда мы сначала проехались по святым местам от Актая до Меркушино, и на обратном пути заехали в Верхотурье. Это была вторая наша поездка сюда. Первый раз мы посетили старейший город Свердловской области в январе 2015 г., об этом можно почитать здесь и здесь. Зимой за один день мы успели посмотреть только Верхотурский Кремль, исторический музей и Свято-Николаевский мужской монастырь, а вот Свято-Покровский женский монастырь посмотреть не успели, поэтому в июне возвращаясь из Меркушино, первым делом заехали в Верхотурье в женский монастырь.

Оставив машину на парковке на углу улиц Советская и Клубная, направились к монастырским строениям. На улице Клубной заметили интересные старые здания.

Оказывается это корпуса уездной больницы, построенные в 1883 г.

Один из корпусов бывшей уездной больницы. Архитектор Г.И. Капустин. Сейчас здесь терапевтический корпус районной больницы.

Впереди по левую сторону улицы Клубной белостенный монастырь с синими куполами и серебристыми маковками и крестами. Женский монастырь, так же как и Верхотурский кремль стоит на левом берегу реки Тура, только ниже по течению.

Вид на Свято-Покровский женский монастырь. Двухэтажное здание перед монастырём — это поликлиника.

Свято-Покровский женский монастырь появился в Верхотурье в 1621 г., это был первый женский монастырь на Урале и в Сибири. Но строения, что мы видели перед собой за монастырской оградой, появились намного позднее.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, её ещё называют Новая Покровская церковь, заложена была в 1898 г., освящена в 1902 г.

При советской власти монастырь был закрыт в 1924 г. В Покровском женском монастыре разместили детский дом, а в церкви сделали баню. В 1991 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. С того времени началось постепенное восстановление и самого храма, и других монастырских строений. В принципе мы правильно сделали, что зимой 2015 г. не стали заходить в женский монастырь, т.к. Новая Покровская церковь стояла ещё в строительных лесах. Это фото мы сделали тогда с противоположного берега Туры.

Реставрация Новой Покровской церкви.

На территории монастыря сразу у входа слева — небольшое летнее кафе, где можно купить мороженое, сок. В жаркий день самое то, что нужно. Рядом с входом в церковь Покрова Пресвятой Богородицы — маленькое деревянное строение, где можно взять, и надень юбку и платок для посещения церкви. Там даже зеркало маленькое есть.

По сравнению с храмовым комплексом в селе Меркушино, откуда мы ехали, здесь, в Свято-Покровсом женском монастыре, народу было очень мало. Видимо турфирмы сюда ещё не возят туристов. Может быть, потому что на территории ещё ведутся ремонтные работы на других монастырских строениях. Хотя на территории мужского монастыря Верхотурья тоже ведутся ремонтные работы, а туристов туда автобусами возят; но там вообще-то и храмов больше, как числом, так и размерами, да и музей есть. Но мне понравилась тишина женского монастыря, никакой суеты.

Вход в церковь со стороны колокольни.

Внутри фотографировать не стала. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы хранится рака с мощами блаженного Косьмы. Я рассказывала предание об этом блаженном в статье «Туризм и паломничество». Другая святыня Покровского женского монастыря – икона Богоматери «Умиление». Я ещё никогда не видела подобной иконы, она не просто написана, образ Богоматери одет в бархатные одежды, украшенные бисером и каменьями. И вся икона увешана серебряными и золотыми цепочками с крестиками, с иконками, кулонами, серьгами. Видимо молящиеся одаривают икону, наверное, она им помогает.

Фото иконы Богоматери «Умиление» взято с сайта Свято-Покровского женского монастыря http://www.v-pocrov-m.ru.

Икону Богоматери написала в начале ХХ века матушка Ангелина, настоятельница Успенского монастыря, который находился рядом с Верхотурьем. Вместе с сестрами монастыря она сшила для образа ризу и вышила её бисером и камнями. На монастырском сайте написано, что икона «Умиление» «особенно помогает женщинам, которые желали бы иметь детей».

После революции монахини прятали икону. По преданию, она 40 лет пролежала в земле. В 1970-х — 80-х годах икону передали в приход Успенской кладбищенской церкви города Верхотурье, а в 1992 году во вновь открытый Покровский женский монастырь.

Выйдя из храма, сфотографировала ещё строения на территории монастыря. Напротив колокольни — жилой монастырский корпус (начало XX в.). Снаружи здание уже отремонтировано, возможно, внутри ещё велись ремонтные работы, т.к. на углу был собран строительный мусор.

Жилой монастырский корпус.

За церковью в строительных лесах главный монастырский корпус с настоятельскими покоями и службами (1902 – 1910 г.г.).

Главный монастырский корпус.

На наружной стене алтарной части Ново-Покровской церкви — образ Покрова Пресвятой Богородицы. Говорят, в советское время его пытались закрасить, но образ всё равно проступал на стене.

Образ Богородицы на стене церкви.

Вид на Новую Покровскую церковь.

На осмотр женского монастыря ушло немного времени, ведь здесь только одна церковь. Но недаром её называют новой, значит, есть и старая. Её и отправились мы дальше смотреть, а вернее их, т.к. у Свято-Покровского монастыря было когда-то две церкви. Они рядом, буквально через дорогу. Сейчас эти церкви в полуразрушенном состоянии.

Полуразрушенные церкви Покровского женского монастыря.

Именно на этом месте, где мы видим полуразрушенные храмы, и находился изначально Покровский женский монастырь. Интересна его судьба. Оказывается, большевики-то были не первые, кто закрывал монастыри. В 1764 г. императрица Екатерина II издала Указ «О секуляризации монастырского землевладения», что означало изъятие земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передачу их в государственную казну. В свою очередь Екатерина II лишь завершила церковные реформы начатые царём Алексеем Михайловичем и императором Петром I. Вообще же секуляризация в той или иной мере начала применяться в Европе ещё с VIII века, а в России первые её признаки появились в XIV веке. В ходе церковной реформы почти половина монастырей упразднилась, часть из оставшихся стали получать денежное содержание от государства, а остальные объявлялись «заштатными» и должны были содержаться на добровольные народные пожертвования. Покровский женский монастырь в Верхотурье подлежал упразднению.

Как же складывалась история первого на Урале и в Сибири женского монастыря?

Первый монастырский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1621 г. был деревянный. Почти до середины XVIII века на месте первой церкви сменилось церквей шесть, какие-то ветшали, какие-то сгорали в пожарах, пока в 1744 г. не заложили каменный храм. Освятили его в 1753 г. Но каменный Покровский храм был без колокольни. Присутствовавший на освящении верхотурский купец Максим Походяшин, будущий горнозаводчик и владелец Турьинских рудников, впечатлившись праздником, пообещал монахиням построить рядом ещё один каменный храм с колокольней. Обещание он выполнил.

Строительство началось в 1754 г., а в 1768 г. вторую каменную церковь женского монастыря освятили. В народе её называли «Походяшинской», официальное название Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Сама церковь была двухэтажная, высота многоярусной колокольни 50 м, т.е выше колокольни Троицкого собора Верхотурского кремля.

Фото Иоанно-Предтеченской церкви из путеводителя.

Построенная на Походяшинские деньги церковь дала начало новому архитектурному стилю – уральское барокко. Другие Походяшинские храмы продолжают этот стиль: Введенский собор в Богословском заводе (ныне Карпинск, 1761—1776 гг.) и Петропавловская церковь в Петропавловском заводе (ныне Североуральск, 1768—1798 г.). Имя Максима Походяшина я довольно часто встречаю, изучая историю родного края — Среднего и Северного Урала. Этот человек внёс большой вклад в развитие Урала и Богословского горного округа в частности.

Не долго монахини радовались «Походяшинской» церкви с колокольней. Вторая каменная церковь ещё строилась, когда пришла весть об упразднении женского монастыря в Верхотурье. Ещё какое-то время монастырь существовал, вероятно, благодаря материальной помощи горнозаводчика Максима Походяшина. В 1781 г. благотворитель умер, и в 1782 г. монастырские церкви стали приходскими.

Вид на Верхотурье с правого берега Туры. На заднем плане видны церкви Покровского монастыря: старая Покровская и Иоанно-Предтеченская. Фото сделано с экспозиции в музее Верхотурского кремля.

По некоторым сведениям оставшиеся монахини продолжали жить в кельях до 1853 года, когда было официально признано существование при Покровской церкви женской богадельни, которая указом Пермской духовной Консистории была принята в Епархиальное ведомство в качестве «Богадельни», а в 1889 году она становится «Богадельным женским общежитием».

Указ Святого Синода от 30 ноября 1895 года обращает «Богадельное общежитие» в «Покровскую женскую общину». Она открывается 27 марта 1896 года. В июле 1897 года Покровская община получает от государства в безвозмездное владение земельный и лесной участок размером сто десятин в шести верстах от города. Многое сделал для восстановления Покровской обители бывший архимандрит Григорий (Зеленин) Верхотурского Николаевского мужского монастыря, а его мать Мария Зеленина, пожертвовала обители большую усадьбу со всеми зданиями. В этой усадьбе и была заложена в 1898 г. Новая Покровская церковь. И в 1907 г. в Верхотурье официально снова состоялось открытие Покровского женского монастыря.

Казалось бы, все невзгоды Покровского женского монастыря закончились.

«В 1909 г. все население обители состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и 12 девочек из детского приюта. В обители было 14 мастерских: рукодельня изящных работ, иконописная, где изготавливались иконы на дереве и полотне, мастерские платьев и церковных облачений, ткацкие мастерские: отдельно для ковров, шерстяных тканей, холстов и паласов, а еще чеботарная, цветочная, чулочная, переплетная, лудильная. В 1911-1912 гг. открыла свои двери церковно-приходская школа.

В 1914 г. обитель, в качестве паломников, встречала важных гостей: Великую Княгиню Елисавету Федоровну и близкую подругу Императрицы фрейлину Анну Вырубову.»

Но вскоре в России произошла революция, и снова очередное закрытие монастыря, на этот раз большевиками, и гонения на верующих и разрушения церквей.

Очень жаль, что от Иоано-Предтеченской церкви мало, что сохранилось. Глядя на эти развалины сложно представить, как красива была Походяшинская церковь.

То, что осталось от «Походяшинской» церкви.

С этой стороны можно разглядеть элементы архитектурного декора частично сохранившегося нижнего яруса церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Рассматривая фотографии верхотурских храмов, заметила, что точно такой же архитектурный декор над окнами повторяется в Знаменской церкви (1781 г.), расположенной в «Ямской слободе» Верхотурья, тоже полуразрушенной.

Знаменская церковь. Фото сделано в январе 2015 г.

В советские годы в Иоано-Предтеченской церкви был гараж городской больницы. Заглянула внутрь, там полно мусора, на стенах местами видна копоть, наверное, когда-то здание горело.

Сейчас в полуразрушенной Иоанно-Предтеченской церкви свалка.

Старая Покровская церковь сохранилась лучше. Нашла информацию, что в советские годы здесь была рыболовецкая артель.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старая Покровская).

На старой Покровской церкви архитектурные украшения попроще, чем на Походяшинской.

Зайти внутрь не удалось, на дверях замок, на окнах решётки.

Старая Покровская церковь. На крыше уже выросли деревья.

Но видно, что в здании чисто, нет помойки.

Обходя вокруг старой Покровской церкви, заглядывая в зарешеченные окна, заметила сохранившиеся фрески на куполе. Просунула руку с фотоаппаратом за решётку, вот такие фото получились.

Думаю, старую Покровскую церковь скоро восстановят. В Свердловской области действует Комплексная областная целевая программа «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала». В Верхотурье сейчас много всего делают под эту программу. Видела в интернете даже проект восстановления церкви Рождества Иоанна Предтечи. Красиво будет, если восстановят, главное что бы смогли воссоздать, как оно было раньше, а не новодел бутафорский соорудили.

План Покровского женского монастыря в Верхотурье. С сайта «Соборы.ру».

Такая вот история у первого женского монастыря на Урале и в Сибири. Мы же осмотрев церкви Свято-Покровского женского монастыря, отправились дальше к следующей точке нашего маршрута Троицкому камню в поисках смотровой площадки, что бы полюбоваться Верхотурскими пейзажами.

В публикации использовались материалы с сайтов: «Соборы.ру» http://sobory.ru и «Свято-Покровский женский монастырь г. Верхотурье» http://www.v-pocrov-m.ru.

Похожие посты:

Понравилась статья? Расскажи об этом своим друзьям.

Перепечатка материалов сайта, в том числе и фотографий, без разрешения автора сайта и без сылки на статьи запрещена.

Для подписки на обновления в блоге, введите Ваш электронный адрес:

*Нажимая на кнопку, я даю согласие на рассылку, хранение персональных данных и соглашаюсь с политикой конфиденциальности

Православный Покровский Верхотурский женский монастырь

Свердловская область, город Верхотурье

Название: Покровский Верхотурский женский монастырь
Тип постройки: Монастырь
Адрес: Свердловская обл., Верхотурский р-н, г. Верхотурье, ул. Сенянского, 3
Телефон: +7 (34389) 2-22-01, +7 (34389) 2-22-07
Расписание богослужений смотрите на официальном Web-сайте: http://www.v-pocrov-m.ru/
Координаты: 58.855086, 60.812426
Тип: Женский
Статус: Действующий
Дата основания: 1621
Видео:
Современная принадлежность: РПЦ МП

История


Основание обители восходит к 1621 году. Это первый женский монастырь в Сибири со времен ее покорения московскими царями. Именно обитель способствовала просвещению бывших тогда в крае инородцев (вогул) и обращению к святой вере христианской прибывших для заселения вновь основанного Верхотурья. По примеру существовавшего здесь уже с 1604 года мужского монастыря, некоторые старицы и девицы, хотя и жили в миру, но искали жизни иноческой. В 1620 году после совещания с патриархом Филаретом Никитичем царь Михаил Федорович учреждает Сибирскую епархию, а город Тобольск назначает местом архипастырской кафедры. Первым архиепископом становится бывший архимандрит Новгородского Спасского-Xутынскаго монастыря Киприан (Старорусенников), хиротонисанный 8 сентября 1621 года в архиепископа Сибирского.

Следуя из Москвы в 1621 году, он проводит четыре дня в Верхотурье и, видя многих стариц и дев, ищущих иноческой жизни, архипастырь разрешает поставить за острогом деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Рядом размещаются келии. Грамота 1621 года так упоминает об этом событии : . да архиепископ Киприан писал, что в Верхотурье многия старицы в мире жили, постригшися от мужей своих, и он, поговори с вами (воеводой) и с Верхотурскими посадскими людьми, за острогом поставил храм в имя Пресвятой Богородицы Покрова, и устроил девичь монастырь вновь».
стырь, именовавшийся по храму «Покровским». Первоначально в нем поселились десять «безместных» стариц. В следующем же 1622 году была назначена первая игумения Анисия.

6 июня 1645 года старица Марфа с сестрами отправляет челобитную в Тобольск для возведения в храме придела во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. Разрешение было получено, но пожар 1651 года уничтожил все строения. Настоятельница монастыря игумения Мария обращается к царю Алексею Михайловичу с прошением устроить в обители новую церковь.

Благодаря помощи Великого Государя Покровский храм был вновь воздвигнут и освящен в 1687 году по благословенной грамоте Сибирского митрополита Павла. В 1651 году игумения Мария привозит из Москвы царские дары: церковные сосуды, облачения, книги. Кроме того, выходит распоряжение отпускать в год по ведру церковного вина и по два фута ладана. В следующем 1652 году, как видно из указа Тобольского и Сибирского митрополита Симеона, в монастырь присылают новый антиминс взамен сгоревшего.

Позднее в 1690 при церкви устанавливают деревянную колокольню, а вокруг нее ограду. В 1694 Тобольскому митрополиту Игнатию поступает челобитная о строении в Верхотурье новой Покровской церкви. Неизвестно, была ли она заложена. Но согласно преданию, после так называемого Ильинского пожара бывшая в Никольском мужском монастыре Покровская деревянная церковь, по сооружении каменной, перенесена в 1739-40 годах в женский монастырь.

В 80 саженях к югу от Покровской церкви, у моста по левую сторону речки Дернейки, находилась каменная часовня Спаса Нерукотворного Образа. Точная дата ее основания неясна, но из грамоты митрополита Антония 22 декабря 1727 года видно, что по прошению игуменьи Анисьи с сестрами дозволено возобновить упраздненную в 1727 году часовню. Таким образом ее строительство восходит практически ко времени основания самого монастыря. По преданию же, она была построена за городом.

В 1740 году монастырь становится местом ссылки княжны Анны Алексеевны Долгорукой, сестры невесты Императора Петра II. Саму невесту Екатерину Алексеевну Долгорукую отправляют в Рождественский женский монастырь в Тюмень, где она и скончается. Еще ранее, в 1619 году в Верхотурье ссылают Марию Хлопову, невесту царя Михаила Федоровича. После недолгого пребывания ее переводят в Нижний Новгород, где она и умирает.

При царствовании Императрицы Елисаветы Петровны по благословенной грамоте митрополита Антония от 19 сентября 1744 года в монастыре закладывают новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящают его в 1753 году с благословения митрополита Тобольского Сильвестра. Тогда же, благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина, посреди монастырской ограды начинают строительство еще одной каменной двухэтажной церкви. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью, в 1776.

Покровский женский монастырь существовал при поддержке и помощи граждан Верхотурья, а также усердного благотворителя Максима Походяшина. Но сильный пожар 18 июля 1738 наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, переносят Сибирский тракт на Екатеринбург, жители обеднели. Скончался Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря. Находящаяся в нем Покровская церковь обращается в приходскую.

Указ Святого Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает Августа Панова, в иночестве монахиня Агния.
Согласно Высочайше утвержденному положению Комитета Министров от 6 июля 1987 года Покровская община получает в безвозмездное владение земельный и лесной участок размером сто десятин в шести верстах от города.

Первая начальница общины, монахиня Агния, добивается разрешение построить каменный однопрестольный храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, который закладывают 12 сентября 1898 года.

В 1909 все население обители состояло из 5 монахинь, 148 послушниц и 12 девочек из детского приюта. В нем было 14 мастерских: рукодельня изящных работ, иконописная, где изготавливались иконы на дереве и полотне, мастерские платьев и церковных облачений, ткацкие мастерские отдельно для ковров, шерстяных тканей, холстов и паласов, а еще чеботарная, цветочная, чулочная, переплетная, лудильная. В 1911-1912 гг. открыла свои двери церковноприходская школа.

В 1914 г. обитель, в качестве паломников, встречала важных гостей: Великую Княгиню Елисавету Федоровну и близкую подругу Императрицы фрейлину Анну Вырубову.

Октябрьская революция 1917 года прервала мирное течение жизни насельниц Покровской общины. Настал самый драматический момент не только для Верхотурских храмов, но и для всей Русской Православной Церкви. Покровский монастырь сохранял свое название до 1922 года, когда и его затронула притеснительная политика советской власти. Но надо сказать, что до этого обитель сравнительно благополучно переносила годы лихолетия. Отступающие белые войска обошлись с монастырем грубо и безобразно, разграбив хозяйство. Красноармейские же части к всеобщему удивлению, напротив, обращались очень вежливо. Даже в 1918 году во время «военного коммунизма» советская тоталитарная власть не производила изъятий монастырского имущества и хлебных запасов, и без того скудных.

В начале 20-х годов территорию общины занял детский дом. Официальные власти стремились покончить с монастырским житьем как можно скорее, но оставшиеся сестры столь же твердо желали сохранить свою обитель.
В 1922 году под угрозой разгона как «вредного пережитка» монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда». Сохраняя прежний распорядок жизни, она продолжала оставаться фактически тем же традиционным монастырем. Артель обрабатывала участки земли, располагающиеся вдоль речки Черной. На заседании 16 апреля 1924 года, где остро обсуждался вопрос о судьбе Покровской женской общины, Тагильский райисполком положительно отозвался о положении дел, заявив, что монахини «экономически укрепляются». Но президиум Тагильского ОКРИК Уральской области вынес постановления от 16 апреля 1924 года о закрытии монастыря.

В 1946 году открылась кладбищенская Успенская церковь, которую и стали посещать монахини. В те же годы из тюрем, ссылок и лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (Кевролетин). Он-то и возглавил духовно сестер бывшего Покровского монастыря, храм которого к тому времени был превращен в баню.
5 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье.

Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова).

С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игумения София (Любых). Матушка активно занялась строительством Покровского храма, корпуса и других построек в монастыре.

В пятницу Светлой седмицы, 28 апреля 1995 г. было совершено перенесение мощей блж.Космы из Николаевского мужского монастыря в Свято-Покровский. Мощи были установлены в домовой церкви.

15 октября 1996 года в древней столице Урала городе Верхотурье совершилось великое торжество освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, что в женском монастыре. Затем была отслужена Божественная Литургия, после которой Святые Мощи Xриста Ради Юродивого Космы были перенесены из домовой церкви в Покровский храм и установлены с правой стороны центрального иконостаса.

25 сентября 2013 г. настоятельницей Свято-Покровского монастыря была назначена игумения Магдалина (Сулеменева).

Современное состояние
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Сейчас в обители живет 23 сестры, которые ежедневно совершают иноческое правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе и на др. послушаниях. Своими трудами и молитвою, они стараются внести свой вклад в восстановление обители.

Богослужение совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.

Храмы

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы («старая»)
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы («новая»)

Святыни

  • «Икона Божией матери Умиление»
  • Мощи блж. Косьмы Верхотурского
  • Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
  • Частицы мощей Святителя Спиридона Тримифунского, святителя Николая Чудотворца, равноапостольной Марии Магдалины, Праведного Симеона Верхотурского, святителя Афанасия, епископа Ковровского, благоверного князя Андрея Боголюбского, преподобной Софии Суздальской, преподобного Серафима Саровского, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, святителя Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, благоверных князей Петра и Февронии.

Престольные праздники

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы («старая») — 14 октября
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы («новая») — 14 октября

Как добраться
Адрес: Россия, Свердловская область, Верхотурский район, г. Верхотурье, улица Сенянского 3
От Москвы до Верхотурья удобно добираться поездом (№ 84 М Москва — Серов, № 84 Э Москва — Приобье). Время в пути составляет чуть менее полутора суток.
Для автопутешественников — в Верхотурье можно доехать из Екатеринбурга по дороге Р-352. Расстояние — более двухсот километров.
Поворот с трассы на Верхотурье (направо) — примерно через сорок километров после Нижней Туры. До Екатеринбурга же из столицы лучше всего ехать через Нижний Новгород, Казань, Ижевск.
Внимание! По дороге в Верхотурье не забудьте перевести часы на два часа вперед.

Покровский женский монастырь в г. Верхотурье

Был основан в 1621 году по ходатайству тобольского архиепископа Киприана и стал первым в Сибири женским монастырем. Монастырь существовал при помощи и поддержке граждан города Верхотурья. После основания Екатеринбурга Верхотурье перестало быть центром деловой активности. Кроме того, страшный пожар 1738 года, практически уничтоживший город, вверг верхотурцев в пучину бедности и, по неимению средств, монастырь в 1782 году был упразднен, а Покровская церковь была обращена в приходскую, приход которой состоял из жителей Верхотурья и нескольких окрестных деревень.

Более чем через сто лет, по указу Священного Синода, Высочайше утвержденного в 1907 году, Покровский женский монастырь был восстановлен и просуществовал до 1924 года, после чего на его территории по приказу Советской власти был организован детский дом, а большинство монахинь было осуждено за «членство в низовой группе контрреволюционной организации».

начале 40-х годов сестры стали возвращаться в свое родное Верхотурье, и собралось их до 50 человек. Они расселились по частным домам и тайно продолжали жить согласно монашескому укладу. В те же годы из лагерей вернулся насельник Верхотурского Николаевского монастыря иеромонах Игнатий (в схиме Иоанн) и, втайне от властей, стал служить Божественные литургии, крестить и исповедовать. В последние годы его жизни (умер он в 1961 году) слава его как молитвенника и исповедника выросла необычайно — множество людей приезжало к нему, прося его молитв и успокоения души. В 1992 году прах его по благословению архиепископа Мелхиседека был перенесен и похоронен возле алтаря Преображенской церкви в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре.

25 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье. 15 октября 1996 года совершилось освящение престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, тогда же из домовой церкви в храм были перенесены святые мощи Христа ради юродивого Космы и упокоены с правой стороны иконостаса.

С Божьего произволения в храме находится чудотворный образ Божией Матери «Умиление».

Женский монастырь верхотурье

Монастырь открыт для посещения паломниками с 6:00 до 19:00. В это время можно посетить храм, помолиться, приложиться к святыням, приобрести иконы, книги и сувенирную продукцию, заказать требы. Богослужения являются неотъемлемой частью монастырской жизни, совершаются ежедневно согласно расписанию.

Благочестивые паломники при встрече с игуменией и священниками испрашивают благословение, а насельниц и других богомольцев приветствуют поклоном.

Видеосъемка и фото в монастыре для дальнейшего использования в СМИ (публикациях и т.д.) — только с письменного благословения Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Для личного использования разрешается снимать храмы и здания только снаружи. Фотосъемка внутри храмов и помещений, а также насельниц обители запрещена.

Паломникам, желающим пожить, помолиться и потрудиться на благо обители продолжительное время, предоставляется бесплатное проживание в паломнической гостинице при монастыре. Монастырь предоставляет трехразовое питание в паломнической трапезной по установленному расписанию. Остающимся в обители на несколько дней необходимо иметь при себе паспорт. Желательно две смены одежды: для посещения храма и несения послушания.

Вы приехали в монастырь помолиться у древних святынь, помочь сестрам своим трудом. Весь уклад монастырской жизни способствует молитвенному настрою, удалению от греха, очищению от страстей. Чтобы Вы смогли это прочувствовать, здесь необходимо соблюдать монастырский распорядок и правила поведения, оставив мирские привычки и манеры за оградой.

Всякому человеку, посещающему монастырь — и богомольцу, и туристу — следует помнить, что для монашествующих обитель является домом. А посетители — всего лишь гости. И монашеская община — это одна семья, являющаяся в этом доме хозяевами. Все здесь подчинено уставу монастыря — традиции, распорядок дня, уклад жизни. Как и в миру, приходя в гости в семью, мы уважаем традиции и обычаи хозяев.

Выполнять данные Вам послушания надо с молитвой, ничего не изменяя в ходе работы по своему усмотрению. Если Вам хочется внести какие-либо улучшения, со смирением предложите Ваш вариант, не настаивая на своем мнении. Решение вопроса о способе выполнения оставьте на усмотрение монастырской сестры. Нельзя уходить с места послушания, никого не предупредив. Если Вы не можете выполнять физическую работу или у Вас другие ограничения — заблаговременно предупредите об этом благочинную.

А также сообщите ей, если Вы готовитесь ко Причастию, чтобы на трапезе, по возможности, Вам дали постную пищу и предоставили время для чтения правила ко Причащению.

По монастырской традиции мужчины и женщины размещаются отдельно, за исключением семейных пар с детьми. Священникам (при наличии священнического удостоверения или письма из епархии) и насельницам монастырей проживание предоставляется безвозмездно. Не поселяются паломники без документов, в нетрезвом виде, психически больные, люди без определенного места жительства. Препятствием к поселению является наличие серьезных заболеваний и инвалидности, в связи с отсутствием необходимых условий.

На территории монастыря и в доме паломника необходимо соблюдать чистоту и порядок. Паломники должны быть одеты соответственно православным традициям: женщины в юбках и с покрытой головой, мужчины – в одежде, пристойной святой обители. Памятуя, что в монастыре ничего не делается без благословения, испрашивать на свои начинания в пределах монастыря благословение у игумении или ответственных за послушание сестер.

На территории монастыря и в келиях категорически запрещается:
1. курить,
2. распивать спиртные напитки,
3. играть в карты, электронные игры и т.д., слушать мирскую музыку,
4. употреблять бранные выражения и сквернословить,
5. приглашать в гостевые келии родственников и посторонних лиц,
6. женщинам приходить в храм и прикладываться к святыне с накрашенными губами,
7. ходить по монашеским корпусам и заводить праздные разговоры с сестрами обители;
8. дарить или передавать сестрам монастыря вещи, деньги, литературу (книги, брошюры, листовки) без благословения матушки игумении.
Время проживания паломников в монастыре не ограничивается, если они не нарушает правила и общий порядок обители. Необязательно заранее предупреждать о приезде в монастырь, но по прибытии нужно найти благочинную и получить благословение на размещение. Выходить за ограду монастыря можно с благословения игумении или благочинной. Монастырь не может обеспечить достаточную сохранность в паломническом корпусе ценных вещей, документов, денег. Цените, пожалуйста, труд сестер, уезжая, не оставляйте в келье беспорядок.

Для организованных паломнических групп предварительный заказ мест производится по телефону :
+7(982) 621-14-06
Послушница Елена.

При необходимости, возможно заранее заказать трапезу (обед или ужин) для группы в паломнической трапезной.

Cтоимость поселения (на одного человека): 250 руб/ночь.
Стоимость трапезы (на одного человека): 180 руб.

Свято-Покровский женский монастырь был основан в 1621 году архиепископом Сибирским Киприаном (Старорусенниковым), следовавшим на Тобольскую кафедру через Верхотурье. В следующем же 1622 году была назначена первая игумения Анисия.

Благодаря попечению основателя Богословских заводов Максима Походяшина закладывается новый каменный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1744-1753 гг.) и двухэтажный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижний престол во имя святой великомученицы Варвары освящают в 1768, а верхний во имя Рождества Иоанна Предтечи, с колокольнею над папертью — в 1776.

Сильный пожар 18 июля 1738 наносит большой ущерб городу. Закрываются таможни, Сибирский тракт переносят на Екатеринбург, умирает благотворитель обители Походяшин. И в 1782 отсутствие средств на содержание приводит к упразднению монастыря. Находящаяся в нем Покровская церковь обращается в приходскую.

Монастыря не стало, однако сестры продолжали жить недалеко от Покровской церкви. Эта частная община была со временем принята под ведомство епархиального начальства и получила статус богадельни.

Указ Святейшего Синода от 30 ноября 1895 года обращает Богадельное общежитие в «Покровскую» женскую общину. Она открывается 27 марта 1896 года, и в должность начальницы вступает монахиня Агния.

Для сестер была пожертвована обширная усадьба, в которой Покровская община и разместилась, заняв, таким образом, целый квартал города на левом берегу реки Туры.

Новый храм в честь Покрова Пресвятыя Богородицы закладывают 12 сентября 1898 года, а освящают 11 сентября 1902 года.

В 1914 г., в качестве паломников, в обители останавливались Великая Княгиня Елисавета Федоровна и фрейлина Анна Вырубова.

В начале 20-х годов территорию монастыря занял детский дом. В 1922 г. монашеская община была переименована в сельскохозяйственную артель «Надежда», но не смотря на это 16 апреля 1924 года монастырь все же был закрыт. В Ново-Покровском храме, вплоть до 1991 г., располагалась общественная городская баня.

5 декабря 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Покровского женского монастыря в Верхотурье.

Первой его настоятельницей стала монахиня Василисса (Занкова) (+1993 г.).

С 1994 года настоятельницей монастыря была назначена игумения София (Любых) (+2016 г.).

28 апреля 1995 г. было совершено перенесение мощей блж. Космы из Николаевского мужского монастыря в Свято-Покровский.

15 октября 1996 г. совершилось освящения престола и храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

25 сентября 2013 г. настоятельницей Свято-Покровского монастыря была назначена игумения Магдалина (Сулеменева).

Богослужение совершается ежедневно, а также читается Неусыпаемая псалтирь.

Верхотурский Свято-покровский женский монастырь

Адрес: ул. Сенянского, 13, Верхотурье, Свердловская обл., 624380

Координаты: 58.855481, 60.811896

Телефоны: 8 (343) 892-22-07

Как добраться

Из Екатеринбурга

На автобусе. От автовокзалов: Северный (расписание: смотрите здесь ), Южный (расписание: смотрите здесь ). В пути примерно 5 часов.

Ж/Д транспортом. От вокзала на поезде по направлению Екатеринбург — Приобье. В пути от 5 до 7 часов.

На автомобиле. Смотрите GPS координаты выше.

Из Нижнего Тагила

На автобусе. От автовокзала (расписание: смотрите здесь ). В пути примерно 3 часа.

Ж/Д транспортом. От вокзала на поезде по направлению Екатеринбург — Приобье. В пути от 3 до 5 часов.

На автомобиле. Смотрите GPS координаты выше.

Из Перми

Ж/Д транспортом. От вокзала поездом по направлениям: Москва — Приобье или Анапа — Приобье. В пути от 8.30 до 10.30 часов.

На автомобиле. Смотрите GPS координаты выше.

От ж/д станции Верхотурье

Маршрутное такси №6.

Верхотурский Свято-покровский женский монастырь — действующий монастырь в городе Верхотурье Свердловской области. Находится рядом со Свято-Николаевским монастырем.

Монастырь основан в 1621 г. Основатель — епископ Русской православной церкви Митрополит Киприан. Изначально все строения монастыря были деревянными. Они часто страдали от пожаров. В XVIII-XIX вв. постепенно на месте деревянных сооружений строились каменные храмы: церковь Покрова Богородицы (период строительства: с 1744 по 1753 гг.), церковь Рождества Иоанна Предтечи (построена в 1768 г.), церковь Ново-Покровская (период строительства: с 1898 по 1902 гг.)

Знаменательным событием монастыря является паломничество сюда в 1914 г. великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

В 1926 г. монастырь упразднен Советским правительством. Восстановление монастыря началось с 1991 г., когда он был возвращен Церкви.

В монастыря хранятся мощи святого юродивого Космы Верхотурского.

Ссылка на основную публикацию