Женский монастырь в нижнем новгороде

Женский монастырь в нижнем новгороде

Основан как Зачатьевский в 70-х годах XIV века Василисой (в иночестве Феодорой) — вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. Располагался под кремлевским холмом близ волжского берега. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую.

В 1814 году после очередного пожара был перенесён к Казанской заставе (нынешняя Площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря — гостиный двор. В 1814—1823 годах строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848). В 1815 году при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь. В 1838 году при монастыре открыто училище для девочек. [1]

До революции ежегодно в субботу Светлой седмицы проходил крестный ход из Оранского монастыря в Крестовоздвиженский с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Монастырь считался местом прохождения епитимийного искупления для женщин, совершивших преступления против нравственности.

В 1848 году Крестовоздвиженский монастырь был зачислен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В конце XIX века в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. [1] Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестер вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. [1] В 1906 году в монастыре начала работать живописная школа.

Монастырь упразднён в 1917 году. С территории монастыря все монахини были выселены к январю 1928 года. [1] Община перешла в Казанскую кладбищенскую церковь. [1] В Светлую седмицу 1935 года были арестованы члены клира Казанской церкви и митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений (Зернов). [1] 19 августа 1935 года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать под снос. [1] В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий.

Современная жизнь обители

Крестовоздвиженский собор восстанавливался с 1995 года. 25 марта 2004 года решением Священного Синода приход собора снова преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь. [2] 18 августа 2004 года наместницей монастыря назначена инокиня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Татиана (Гажу). [3] 26 сентября 2005 года старший священник обители Николай (Алясов) совершил чин освящения звонницы. [4] 8 колоколов, самый большой из которых весит 600 кг, были отлиты на средства благотворителей в городе Касли. [4] Колокола были установлены на временную звонницу, первым в них ударил игумен Тихон (Затекин). [4]

25 апреля 2006 года по благословению Патриарха Алексия II монахиня Филарета (Гажу) назначена настоятельницей монастыря. [5] [6]

1 декабря 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь Иверской иконы Божией Матери, находящийся в подклети собора. [7]

17 декабря 2008 года, в нижнем приделе в честь Иверской иконы Божией Матери был совершен первый постриг, после закрытия монастыря в 1917 году. [8]

7 марта 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совместно с архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном совершили Божественную литургию. [9] Накануне перед литургией монашеский постриг приняли ещё две насельницы монастыря. [10]

27 сентября 2011 года, в день праздника в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня архиепископом Георгием был совершён чин Великого освящения Крестовоздвиженского собора. [11] За неделю до праздника художниками иконописной мастерской «Ковчег» была завершена роспись в западной части собора. [11] Всего роспись собора велась более двух лет. [11] От старой живописи сохранилось только несколько фрагментов: композиция «Воздвижение Креста Господня», образы святого Николая Чудотворца и Архангела Михаила. [11] При восстановлении росписей использовались сохранившиеся фотографии южного и северного сводов. [11]

22 ноября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении викария Саранской епархии епископа Рузаевского Илии (Быкова) освятил правый придел Крестовоздвиженского собора в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и священномученика Дионисия Ареопагита. [12] 30 декабря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Димитрия Солунского был освящён левый придел Крестовоздвиженского собора. [13]

В монастыре действует воскресная школа и православный медицинский пункт. [7] Ближайшая сохранившаяся из приходских церквей — Воскресенская, расположенная в 700 метрах от монастыря.

  • Крест-распятие высотой 4,5 метра. Расписан иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В Великую Пятницу 2005 года крест пронесен в Иерусалиме крестным путем Спасителя группой нижегородских паломников во главе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. [1]
  • Крест с частицей Животворящего Креста Господня. Подарен Владыкой в престольный праздник. [1]

Однопрестольный храм в честь Воздвижения Святого Животворящего Креста Господня в селе Быдреевка Семеновского района является подворьем монастыря. [14]

Решение об этом принято 20 ноября 2008 года [15] , вскоре началось восстановление храма [16] .

milutkin

Мысли маленького человека

Сегодня прогуляемся по территории Крестовоздвиженского монастыря. Он находится, можно сказать прямо на одной из центральных площадей Нижнего Новгорода, площади Лядова, но закрыт от взоров общежитием технического университета.

Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь есть один из замечательнейших женских монастырей в России: во-первых, по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку; во-вторых, что в нем соединены три женских обители, из которых древность одной (Зачатейской) доходит до половины XIV столетия; в-третьих, что в нем учреждено общежитие, заведены больница для больных и престарелых, не имеющих родных и всеми оставленных, училище для бедных сирот духовного звания; словом, что в нем сделано истинно тихое пристанище, устроенное от всех забот мирских, для желающих вполне посвящать себя Богу…

На самом высоком месте старого Нижнего Новгорода, на возвышенности Дятловых гор, близ старинного Арзамасского тракта, стоит красивый православный собор, имеющий форму равноконечного креста и освященный также в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Стоит непоколебимо и благословляет, и освящает крестом своим всю, до далекого горизонта простирающуюся окрестность: величественный город с живописными предместьями и две могучие русские реки – Оку и Волгу. Собор, как лепестки цветка, обрамляют корпуса Крестовоздвиженского женского монастыря. И весь осеняемый этим дивным крестом прекрасный город, с ныне возрождающимися церквями, монастырями и святынями, открывается перед духовным взором паломника как единый соборный храм, созданный на протяжении веков нашими великими предками.

Зачатьевская обитель, в честь святого Зачатия Пресвятой Богородицы, — первая по древности из трех перечисленных. Она была основана еще в середине ХIV века супругой великого князя Нижегородско–Суздальского Андрея Константиновича – великой княгиней Анастасией Ивановной (в иночестве – Вассой, в схиме Феодорой, впоследствии причисленной к лику местночтимых святых; память совершается 16/29 апреля).

Монастырь стоял на самом берегу Волги, неподалеку от мыса у устья реки Почайны, вблизи нынешних Красных казарм.

Второй монастырь, исторически связанный с современной Крестовоздвиженской обителью, — Воскресенский. Поначалу он находился внутри Нижегородского кремля, у Никольских ворот, пробитых около одноименной башни. Когда и кем была основана эта обитель, достоверно не известно, но она упоминается в нижегородской сотной грамоте 1621 года. И эту обитель постигла печальная участь: пожар 1715 года уничтожил монастырский храм, святые ворота, ограду и кельи. В 1723 году монахини (всего семь стариц), с уцелевшим имуществом, были переведены владыкой Нижегородским Питиримом также в Происхожденский монастырь.

8 июня 1716 года храм был освящен митрополитом Нижегородским Сильвестром (Волынским) – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь был наименован Крестовоздвиженским.

В таком положении обитель пребывала в течение сорока трех лет. В 1807 году игумения Крестовоздвиженского монастыря Дорофея (урожденная Мартынова, по мужу Новикова), управлявшая обителью с 1802 года, учредила в ней, с Высочайшего соизволения, общежитие (в память основательницы Зачатьевской обители великой княгини Анастасии Ивановны – святой Феодоры).

В начале 1812 года игумения Дорофея обратилась с прошением к епархиальному владыке, Преосвященнейшему Моисею (Близнецову-Платонову), о позволении избрать для построения обители другое место, недалеко от города. Архипастырь вполне одобрил благую мысль игумении и сам указал ей обширную площадку на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Территория эта принадлежала городу, но горожане уступили ее с условием, чтобы и по присоединении кладбища с церковью к монастырю можно было по-прежнему совершать погребения городских жителей.

К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми воротами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви; вне монастыря устроен гостиный двор.

В благополучном состоянии Крестовоздвиженский монастырь пребывал до октября 1917 года. Сразу же после издания декрета об отделении Церкви от государства монастырь лишился всех юридических и экономических прав. А при учете в 1918 году монастырского имущества и богослужебных ценностей здесь произошел инцидент с человеческими жертвами.

В апреле 1918 года перед Вербным воскресеньем в монастырь въехал вооруженный отряд так называемых «красных латышей», который намеревался конфисковать монастырское имущество. Игумения Мария отказалась выдать ключи. Собрались монахини и богомольцы, по которым отряд открыл огонь, убив двух паломников. По воспоминаниям монахини Крестовоздвиженского монастыря Анны, одним из убитых был Сергей Трофимов.

Спустя малое время обитель была закрыта, и на ее территории устроен концентрационный лагерь для заложников из городского дворянства, священников и интеллигенции. Перед этим Петроградская «Красная газета» от 6 сентября 1918 года дала сообщение, что в Нижнем Новгороде «в пустующем женском монастыре будет устроен первый концентрационный лагерь».

Но документов, прямо или косвенно подтверждающих существование концлагеря в Крестовоздвиженском монастыре, пока не найдено.

После закрытия монастыря монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были называться «трудовой артелью» и взять здание своей обители в аренду. Позже они соединились с приходской общиной, созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения под детсад. 347 монахинь подали заявление о вхождении в «общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище Нижнего Новгорода» — общества, объединившего жителей улиц Б. Покровской, Б. Ямской, Крестовоздвиженской и улицы Белинского.

В 1927 году монастырь (точнее, его территория) был переименован в «военный городок имени Ворошилова». Уже к январю 1928 года все монахини с территории бывшей обители были выселены, собор пустовал. Община поначалу перешла в Казанский кладбищенский храм, который позже, в 1935 году, был также закрыт. Поводом послужило то, что Пасхальной литургией в соборе священнослужители «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Обвиненные как «участники контрреволюционной организации», они были приговорены к заключению и исправительным трудовым лагерям.

В 50-е годы ХХ века монастырский ансамбль, чудом уцелевший, был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения монастыря занимались различными учреждениями, часто менявшими друг друга, а также сдавались жильцам. До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом им. Я.М. Свердлова и СКТЮ «Логос».

В 1995 году Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были переданы Нижегородской епархии. Как следует из документов, на момент передачи износ корпусов составлял 100%. Были стерты с лица земли склепы благотворителей обители, погребенных у стен собора. Усыпальница в бывшей Иверской церкви использовалась заводом для сброса мусора. Здесь несколько десятилетий находилось гальваническое производство…

23 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, совершил постриг инокини Татианы в мантию с наречением имени Филарета (св. Филарет Дроздов), а в канун Пасхи, в день Великой субботы 9/22 апреля того же года, настоятельница Крестовоздвиженского монастыря матушка Филарета была награждена золотым наперсным крестом (по должности).

Помимо забот о восстановлении монашеской жизни обители и реставрации храма и зданий монастыря, сестры активно ведут и воспитательно-просветительную работу: при монастыре имеется воскресная школа, а также инокини, имеющие педагогические способности, опекают детей из неблагополучных семей и сирот – воспитанников соседнего детского дома-интерната.

Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород)

Ведет историю от Зачатьевской обители, основанной около 1370г. женой великого Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Василисой под кремлевским холмом на берегу Волги. В 1621г. в нем стояли Покровская рубленая церковь с приделом в честь Михаила Малеина и 36 кельями. В 1685 и 1715гг. монастырь выгорел «без остатку» , к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Игуменья Дорофея Новикова добилась от губернатора и епископа Моисея согласие на перенос монастыря за территорию города, к кладбищенской Казанской церкви. Проект монастырского комплекса разрабатывал губернский архитектор И.И.Межецкий. Монастырь, по его замыслу, должен был включать в себя крестообразный собор, восемь каменных корпусов (по два с каждой стороны), кирпичную ограду с небольшими круглыми башенками по углам и четырьмя въездами по осям.

Строительство монастыря началось в 1811 году на средства, полученные от царского дома и пожертвованные добровольцами. В 1819-1823 годах был построен собор, отличавшийся оригинальным архитектурным решением: план его представлял собой равноконечный крест (35х35 метров) с четырьмя внутренними пилонами, поддерживающими центральный купол. Еще четыре малых главы были поставлены над крыльями. Над главными западными воротами — 34-метровая звонница с семью колоколами, самый большой из которых, Благовестный, весом 197 пудов.

Весной 1832 года центральная глава рухнула. В течение трех последующих лет под надзором архитектора А.Л.Леера здание капитально перестраивалось. Тогда же были возведены монастырские больничные корпуса. В XIX веке в монастыре проживали 30-35 инокинь и более ста послушниц, дочерей нижегородцев, которых отдавали сюда для обучения и воспитания. В 1838 году при монастыре открылось женское училище. Содержалась обитель за счет пожертвований, сборов в часовне Нижегородской ярмарки, а также выручки от рукоделия и доходов от мельницы.

Во второй половине XX столетия городские власти неоднократно отдавали распоряжение взорвать монастырский собор. По легенде, храм остался нетронутым потому, что всякий раз, когда нанятые для исполнения этого варварского указа рабочие подходили к его стенам, перед ними являлся призрак игуменьи, идущей по воздуху и грозящей посохом.

Сейчас в Крестовоздвиженском монастыре ведутся восстановительные работы и возобновились богослужения.

Женский монастырь в нижнем новгороде

История монастыря началась в XIV веке, когда тверская княгиня Анастасия вышла замуж за нижегородского князя Андрея. Ей было 12 лет, и она мечтала принять монашеский постриг и посвятить свою жизнь Господу, но не могла ослушаться воли родителей. В 24 года Анастасия овдовела. Князь Андрей, незадолго до смерти принявший монашеский постриг, был похоронен на территории Кремля в Спасо-Преображенском соборе.

Овдовев, Анастасия, в монашестве Феодора, организовала Зачатьевский монастырь (близ Кремля). Позже монастырь был перенесен и располагался между Георгиевской церковью (где ныне гостиница «Волжский откос») и Георгиевской башней Кремля. Обитель неоднократно подвергалась опустошению из-за пожаров, в пламени которых погибли и все документальные сведения о происходивших в те далекие времена событиях монастырской истории.

В 1811 году несколько обителей объединились, и игумения Дорофея начала хлопотать о перенесении монастыря за город. С 1813 года она приступила к устроению на новом месте обители. Так, на месте, где располагались Второе городское кладбище и Казанская церковь, построенная в конце 90-х годов XVIII века купцом Стешовым, обосновался Крестовоздвиженский женский монастырь. К 1821 году в обители проживали 22 монахини, не считая игумении и казначеи и 44 послушницы.

6 ноября 1815 года был освящен первый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Василия Блаженного. Построенный вскоре Крестовоздвиженский собор имел форму креста. Центральный деревянный купол поддерживали внутренние пилоны с четырьмя малыми главами. Нижний этаж предназначался для склада церковной утвари. Церковь располагалась на втором этаже. Собор в честь Воздвижения Креста Господня освятил епископ Моисей в августе 1823 года.

В вопросе об авторе проекта монастырского ансамбля нет единого мнения. Некоторые приписывают авторство самой игумении Дорофее, славившейся умом, красотой и бескорыстием. Также мало сведений и о самой Дорофее. Известно, что родом она из богатого сословия. Овдовев, постриглась в монахини, оставив в миру троих детей. Сестры прославились своим рукоделием. Великолепие их искусства поразило посетившего обитель в 1834 году принца Ольденбургского. В 1839 году при монастыре была открыта школа для сирот, а в одном из сел — устроена богадельня.

К 1917 году в монастыре проживали более 100 монахинь, была своя больница, школа для подготовки регентов, мастериц-золотошвеек. Здесь же вплоть до революции находилась женская тюрьма, куда направлялись «для исправления» женщины различных сословий за всякие провинности, в том числе воровство и кровосмешение.

Сразу после издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь был лишен всех прав. А в 1818 году при проведении учета монастырского имущества произошло столкновение между монахинями, прихожанами и представителями власти, повлекшее человеческие жертвы. Комиссар по церковному имуществу Карпов докладывал нижегородскому исполкому, что монастырский инцидент произошел «отчасти по вине монахинь, а главным образом по недоразумению стоящих на посту вблизи монастыря милиционеров».

А. И. Солженицын писал: «В петроградской «Красной газете» от 6 сентября 1918 года читаем, что первый концентрационный лагерь будет устроен в Нижнем Новгороде, в пустующем женском монастыре…». Это написано о Крестовоздвиженском монастыре.

Перед Отечественной войной площадь, на которой находился монастырь, была отдана горсоветом в распоряжение Медицинского института для строительства студенческого общежития, а монастырское кладбище было решено преобразовать в парк. Однако Казанскую церковь, как и кладбище (территория современной спортивной площадки), ликвидировали уже после войны. Между тем, на кладбище покоился прах многих выдающихся нижегородцев.

После закрытия монастыря бывшие его насельницы вынуждены были называться трудовой артелью и взять здание обители в аренду. В апреле 1923 года при Крестовоздвиженском соборе был зарегистрирован приход, при котором, в частности, как значилось в документах, «некоторое время состоял служителем культа» митрополит Сергий (Страгородский).

Именно здесь будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси отбывал арест в конце 1926 — начале 1927 года.

В 1927 году монастырь был переименован в «военный городок имени Климента Ворошилова». В 1928 году все насельницы обители были выселены с территории монастыря. Община перешла в Казанский кладбищенский храм, который был также закрыт в 1935 году. В советские времена в соборе располагались сначала склады, затем завод. В корпусах — многочисленные учреждения. На территории кладбища — бензохранилище.

В 1995 году Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были переданы Нижегородской епархии. Первым храмом возрождаемой обители стала домовая церковь в честь новомученицы Великой Княгини Елисаветы (1997 год).

В праздник Воздвижения Креста Господня 1999 года состоялось первое богослужение в Крестовоздвиженском соборе.

В 2004 году Священный Синод благословил возобновление монашеской жизни в Крестовоздвиженском монастыре. Настоятельницей обители стала инокиня Татиана (Гажу). В 2006 году Преосвященным архиепископом Георгием инокиня Татиана была пострижена в мантию с именем Филарета. В 2006 году в Крестовоздвиженском монастыре были проведены исследования в усыпальнице монастыря. В результате исследований были обретены останки шести игумений (из семи), управлявших обителью до разорения.

Богослужения в монастыре совершаются согласно церковного устава ежедневно. Количество молящихся в храме — от 20 в будние дни до 350 в праздники.

При монастыре действует воскресная школа, где обучаются 35 учащихся. Монастырь оказывает благотворительную помощь детскому интернату.

В июне 2006 года при монастыре открыт Медицинский центр Нижегородской епархии.

Мало-Пицкий женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Не важно, только начинаете вы свой паломнический путь или уже повидали много православных святынь, мы будем рады встретить вас в женском Богородичном монастыре, расположенном в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области, в селе Малая Пица. Наш женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» имеет давнюю историю — с конца XVIII века. В советское время он был полностью разрушен, но в последние годы восстановлен, и вновь монахини ведут здесь свою тихую праведную жизнь.

Из истории женского монастыря во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Всё началось с одной единственной женщины — крестьянки Марфы Димитриевой, которая по благословению преподобного Серафима Саровского начала жить в уединении недалеко от приходской церкви села Большая Пица. Со временем к ней присоединялись другие женщины, и образовалась небольшая богадельня. Спустя годы, Господу было угодно, чтобы сестры перешли в соседнее село — Малая Пица, которое ныне находится в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области. Именно там к 1901 году и был образован наш женский Богородичный монастырь, просуществовавший до 1928 года.

Более подробно об испытаниях, выпавших на долю монахинь, можно прочитать в разделе «История».

Что ждет паломниц?

Несмотря на небольшой возраст восстановленного здания, здесь полностью сохранен дух изначального женского Богородичного монастыря. Вы сможете осмотреть овеянные историей места, помолиться вместе с монахинями, исповедаться и причаститься. В обители находится икона «Всех скорбящих Радость», написанная специально для нашего монастыря, и икона Божией Матери «Экономисса», привезенная со Святой горы Афон.

Более подробно о том, что ждет паломниц и какие правила нужно соблюдать в Мало-Пицком женском монастыре во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», можно узнать в разделе «Памятка паломникам».

Мы будем рады всем паломницам. Чтобы договориться о паломнической поездке, можно позвонить нам или написать на электронную почту.

Поздравляем всех с праздником, Покрова Пресвятой Богородицы! Мира, Помощи Царицы Небесной всем нам!

Всех сердечно поздравляем с двунадесятым праздником, Успением пресвятой Богородицы! Желаем всем покрова и помощи Царицы Небесной !

31 июля Святейшим патриархом Московским и всея руси Кириллом , был освящён Успенский собор Саровской пустыни На торжество приехало много […]

Сегодня в монастырь приезжали детдомовские и местные детки , им была проведена экскурсия по монастырю и храму .

Сегодня дети с села Малая Пица провели прекрасный пасхальный утренник . На утреннике присутствовала матушка Филарета с сёстрами монастыря! Христос […]

28 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, в Нижнем Новгороде состоялся традиционный Пасхальный крестный ход. Перед началом шествия у Михаило-Архангельского […]

18 апреля, в нашем монастыре , состоялась экскурсия для учащихся 4 класса Дальнеконстантиновской средней школы. Помощник благочинного […]

Радостная встрече ковчега с частицей мощей святого праведного воина Феодора Ушакова .

Дорогие друзья с 1 по 8 февраля , в монастыре будет пребывать ковчег с частицей мощей святого праведного Феодора Ушакова […]

16 января в Никольском храме поселка Дальнее Константиново Нижегородской области была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил викарий Нижегородской епархии епископ […]

Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде

Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде «спрятался» за спины современных домов. Островок покоя и умиротворения практически в самом центре мегаполиса. Он пережил множество пожаров и гонений, но каждый раз восставал из руин. В результате церковной реформы 1764 г. монастырь собрал под своим кровом три обители — Происхожденскую, Зачатьевскую и Воскресенскую. Зачатьевская — самая старая из них. Основана еще в середине 14 столетия женой нижегородского князя Андрея Константиновича — княжной Анастасией, после смерти мужа ставшей монахиней с именем Феодора. Деревянный Крестовоздвиженский монастырь находился рядом с кремлем, но пожары регулярно разоряли его. В 1812 г. были выделены земли на крутом берегу Оки, рядом со старинным Арзамасским трактом и Казанским кладбищем. Именно здесь он стоит и по сей день, освещая духовным светом все вокруг.

Немного истории

Крестовоздвиженский монастырь был отстроен в 1814 г., слава о нем шла по всей России, здешних монахинь часто приглашали настоятельницами в другие обители. На территории находились больница, школа и общежитие для девочек-сирот, пекарня, швейные и иконописные мастерские, удобные жилые помещения. В радости и благочестии жил монастырь до октября 1918 г., но при Советской власти его постигла участь большинства русских храмов. Обитель разорили и устроили в ней сначала лагерь для заключенных, а затем склады и различные подсобные помещения. Только в 1995 г. территорию монастыря передали нижегородской епархии, с этого момента началось постепенное возрождение храма. Сейчас он практически восстановлен, но все еще расширяется — строится колокольня. Как и 200 лет назад работают мастерские, вечерняя школа, пекарня, есть кабинет врача, идет монашеская жизнь.

Что посмотреть

Нижний Новгород богат монастырями и храмами, но Крестовоздвиженская обитель — особое место для каждого православного верующего. Здесь есть несколько святынь к которым приезжают поклониться люди со всей России. Икона Казанской Божией Матери, написанная еще до революции, явившая чудо просветления после восстановления монастыря. К ней идут люди, желающие исцелиться от болезней глаз, слепоты, всякой немощи телесной и защите от вражеского нападения. Икона Иверской Божией Матери, подаренная дочерью чудесно исцелившейся женщины. Ей молятся об избавлении от бед и утешении в скорбях и печалях, о плодородии и защите от пожара, об исцелении телесных и душевных недугов.

В архивах найден строгий приказ об уничтожении монастыря. Подрывники уже было приехали на место, и. уехали восвояси. Причина осталась неизвестной.

Также здесь находится крест с частицей Животворящего Креста Господня, иконы с частицами мощей святых Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Пантелеймона Целителя, Нектария Эгинского, Киево-Печерских святых. Крест-Голгофа, освященный во граде Иерусалиме и пронесенный Крестным путем Спасителя. Икона Божией Матери «Страстная», написанная монахами на Святой горе Афон.

Практическая информация

Адрес: Нижний Новгород, Окский съезд, 2Б. Веб-сайт.

Добраться можно пешком от станции метро «Горьковская», на автобусе или маршрутном такси до остановок «Площадь Лядова» или «Окский съезд».

Монастыри Нижегородской области

Нижегородская область славится тем, что на ее территории размещается немало монастырей, среди которых 5 мужских и 4 женских обителей являются действующими. К слову, они считаются одними из красивейших монастырей в России.

Мужские монастыри Нижегородской области

Самый древний из монастырей Нижегородской области – это Благовещенский монастырь. Его основали в начале XIII века. В одном из 5 храмов обители содержатся Икона Божьей Матери «Корсунская» и икона с частицей мощей Сергия Радонежского.

Оранский монастырь Нижегородской области возвели в 1634 году на средства дворянина П.А. Глядкова. В доминирующем храме хранится святыня – Оранская икона Божьей матери.

Вознесенский Печерский нижегородский монастырь был основан в 1328-1330 годах. На территории комплекса возвышаются Вознесенский собор, Успенская церковь, Евфимиевская церковь и колокольня.

Красивейший Спасо-Преображенский монастырь был пристроен к церкви Александра Невского в 1905 году. После закрытия Советской властью в 1927 году он был разворован. К 1990 году монастырь был возвращен Церкви.

Свято-Успенская Саровская пустынь была основана в начале XVIII века под руководством преподобного Серафима Саровского. Главным храмом монастыря считается Успенский собор. Здесь сохранились древние пещеры с кельями, где проживали первые иноки.

Женские монастыри в Нижегородской области

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь построен во второй половине XVIII века. На его территории расположены одни из самых величественных храмов области – Троицкий собор и Преображенский собор.

Самая «молодая» обитель области – Покровский монастырь – был основан в 2000 году.

Крестовоздвиженский монастырь возник во второй половине XIV века. В Крестовоздвиженском соборе размещены святыни крест-распятие высотой 4,5 м и крест с частицей Животворящего Креста Господня.

Свято-Николаевский монастырь основали в 1580 году. В его Никольском храме верующие молятся чудотворной иконе Божьей Матери «Избавление от бед страждущих» и иконе блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы.

Монастыри Нижнего Новгорода

Самый знаменитый и один из самых древних монастырей Нижнего Новгорода – Печерский (еще его называют Печерский Вознесенский). Он находится на склоне высокого берега Волги примерно в 3 км вниз по течению от кремля по адресу Нижний Новгород, Приволжская слобода, д. 10б. Обитель была основана в 1330 г. Ее основатель, монах Киево-Печерской лавры Дионисий, прибыл к берегам Волги и на крутом берегу вырыл себе пещерную келью. Спустя некоторое время к нему присоединились последователи, которые также стали селиться в пещерах. Однако жизнь в пещерных кельях не всем была под силу, было решено основать на этом месте монастырь. Стали строить деревянные храмы и кельи. Жизнь в Печерском монастыре Нижнего Новгорода велась по принципу общежития, монахи не имели своей собственности, все имущество было общим. В 1579 г. оползень разрушил обитель, после чего ее решили перенести на новое место. Однако Смутное время и нашествие польско-литовских интервентов отодвинули строительство, которое удалось начать только в 1629 г. Тогда начал формироваться великолепный архитектурный ансамбль Вознесенского Печерского монастыря, сохранившийся до наших дней. Обитель развивается и становится важным духовным и культурным центром Руси, монахи ведут миссионерскую и просветительскую деятельность. Во времена Петра Первого сюда стали помещать умалишенных для изоляции. В 1924 г. монастырь ожидает обычная для тех времен участь – его закрывают, а здания используют для различных нужд. Духовная жизнь вновь возрождается в 1993 г., в настоящее время Печерский монастырь является действующим мужским. С 2000 по 2004 гг. проводятся реставрационные работы, внешний облик многих зданий восстановлен, однако интерьер нуждается в дополнительных работах. Сейчас на территории Печерского монастыря находится музей Нижегородской епархии, а также издается исторический журнал «Нижегородская старина». Как уже говорилось выше архитектурный ансамбль начал складываться в XVII в. В 1629-1633 гг. был построен главный храм – Вознесенский собор. Он был создан талантливым зодчим Антипом Возоулиным, а строительство вели те же мастера, которые возводили Михайло-Архенгельский собор в кремле Нижнего Новгорода, при чем использовали оставшиеся после него материалы. Вознесенский собор представляет собой пятиглавый храм из белого камня, по своей архитектуре он напоминает Успенский собор Московского кремля. В 1645 г. возведена надвратная церковь во имя Святого Евфимия Суздальского. С 1647 по 1649 гг. строится еще одно примечательное здание – это Успенская шатровая церковь с трапезной. Шатер здесь играет чисто декоративную роль, так как он не используется для формирования внутреннего пространства, помещение перекрыто сводом. Церковь несколько раз достраивали. В XVII в. она была соединена с Вознесенским собором галереей, в XIX в. сооружены приделы, в 1857 г. здесь устроена усыпальница. На первом этаже располагались монастырская кухня и кладовая, помещения отапливались печами. В здании Успенской церкви размещалась богатейшая библиотека. В те же времена была построена колокольня, а братские корпуса, здание монастырской больницы и архиерейские палаты – чуть позже.

Благовещенский монастырь Нижнего Новгорода расположен на правом берегу Оки недалеко от места ее впадения в Волгу по адресу Мельничный переулок, д. 8. Он был основан великим князем Юрием Всеволодовичем в 1221 г. и служил важным укрепленным пунктом на подступах к городу со стороны Оки. Спустя несколько лет после основания на обитель напал мордовский князь Пургас и сжег все постройки. А в 1369 г. на монастырь вновь обрушилось несчастье, на этот раз в виде стихии. В результате снежных завалов он вновь сильно пострадал. Однако каждый раз духовная жизнь возрождалась, а здания восстанавливались. Главной реликвией являлась Корсунская икона Божьей матери, которая очень почиталась. В 1921 г. деятельность монастыря была приостановлена и возобновлена в 1993 г., проведены реставрационные работы. Сейчас Благовещенский монастырь Нижнего Новгорода является действующим мужским, в его стенах располагается духовная семинария.

Крестовоздвиженский женский монастырь находится по адресу Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а. Однако он берет свое начало от древнего Зачатьевского монастыря, который располагался в другом месте – возле стен кремля. Последний в 1370 г. основала жена нижегородско-суздальского князя Андрея Константиновича Василиса после того как овдовела. Обитель была уничтожена в результате разрушительных пожаров, первый из них случился в 1685 г., второй – в 1715 г. После чего было получено согласие на перенос обители в другое место, туда, где сейчас находится Крестовоздвиженский монастырь. В 1811 г. началось каменное строительство, в 1815 г. освящена первая церковь. Вскоре воздвигли главный храм – Крестовоздвиженский собор. В его здании на первом этаже располагался склад церковной утвари. В те же времена были построены колокольня со святыми вратами, несколько корпусов. В 1838 г. открылось женское православное училище. В советское время деятельность монастыря приостановлена и возобновлена в 2004 г.

В 70 км (по прямой) от Нижнего Новгорода на левом берегу Волги возле поселка Макарьево расположен один из красивейших монастырей области – Макарьевский, еще его называют Желтоводским. Когда-то здесь находилось Желтое озеро, которое так назвали из-за обилия золотистого песка. С течением времени русло Волги несколько поменяло свое расположение, оно «поглотило» озеро, и теперь река протекает непосредственно у стен монастыря. Однако близость реки представляет некоторую опасность для построек, вода подмывает берега, в результате чего в 1829 г. рухнула северо-западная башня (позже была восстановлена). Гармоничный архитектурный ансамбль великолепно вписывается в живописную местность. Монастырь был основан в 1435 г. выходцем из Нижнего Новгорода Макарием, в последствии получившим прозвище Желтоводский. Спустя несколько лет, в 1439 г. на обитель напали татары и сожгли ее. Основатель был взят в плен, но хан решил отпустить этого доброго и мудрого человека, взяв с него обещания не возобновлять монастырь на прежнем месте. Макарий сдержал обещание, он удалился к берегам реки Унжы и основал там новую обитель. Макарьевский монастырь стали восстанавливать лишь 1620 г., в 1624 г. построили первую деревянную церковь. С 1641 г. здесь была учреждена крупная ярмарка, которая проводилась три раза в год (зимой, весной и летом) по большим церковным праздникам. Макарьевская ярмарка способствовала развитию монастыря, слава о нем разошлась по всей стране. С 1651 г. по 1667 г. строятся каменные здания, дошедшие до наших времен. Помимо церквей и жилых корпусов были возведены мощные стены с башнями. Высота стен достигает 8 метров, а ширина 2,5 м, в плане они представляют собой прямоугольник со сторонами 200 м каждая. Так как все здания построены за достаточно короткий срок, они очень гармонично сочетаются, прослеживается единый логичный замысел. После нескольких пожаров, в результате которых Макарьево сильно пострадало, в 1816 г. ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, поселок приходит в упадок. В настоящее время Макарьевский монастырь привлекает огромное число туристов, он входит в программу экскурсий в Нижний Новгород и речных круизов по Волге. Сейчас монастырь является действующим женским.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА г.НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Народные промыслы в женских монастырях Нижегородской епархии

Древнейшие монастыри
на территории Нижегородской земли

Феодоровский Городецкий мужской монастырь. Считается, что великий князь Юрий Владимирович Долгорукий основал в 1152 г. Городец и при нем монастырь, на месте еще более древней часовни со святой иконой Божией Матери Одигитрии. (В 1238 г. Батый сжег Городец и разорил обитель, икона чудесным образом явилась в г. Костроме в 1239 году, была поставлена в Костромской Федоро-Стратилатовой церкви и стала именоваться Федоровской. Жители Городца списали с нее копию и поставили в Городецком монастыре). В Городецком монастыре в 1263 г. скончался великий князь Александр Невский, приняв схиму с именем Алексия.
Нижегородский Благовещенский мужской монастырь основан одновременно с основанием Н. Новгорода. Восстановил его, после разорения Пургасом в 1229 г. святитель Алексий Митрополит Московский и вложил в него древнейшую икону Корсунской Божией Матери (993 г.).
В княжение Суздальского князя Александра Васильевича, между 1328 и 1330 гг., иеродьяконом Киево-Печерского монастыря, впоследствии архиепископом Суздальским, святым Дионисием был основан Печерский Вознесенский мужской монастырь.
В 1530-е гг. был основан при Иване Грозном Спасский Арзамасский монастырь для крещения мордвы-эрзя.
В последние годы царствования Ивана Грозного был основан в Арзамасе Никольский женский монастырь.
В половине XVI в. также был основан Островоезерский Троицкий монастырь при с. Ворсма. Основатель – князь Борис Камбулатович Черкасский, которому принадлежало с. Ворсма. Он разрешил пустыннику Макарию-веригоносцу основать обитель.
В 1634 г. в местности «Орано поле» дворянином Петром Алексеевичем Глатковым основан Оранский монастырь, прославленный своей чудотворной иконой.
1721-1725 гг. – Ветлужский Троицкий Варнавинский монастырь (Костромская губ.);
1848 г. – Крестовоздвиженский монастырь с. Осинки Семеновского р-на;
1904 г. – Единоверческая женская община, бывшая старообрядческая;
1889 г. – Лукояновский Тихоновский монастырь;
1892 г. – Спасский женский монастырь в Лысковском уезде;
1898 г.– Азрапинская женская община в Лукояновском уезде;

В первой четверти XVII века в Нижегородской губернии было 8 монастырей: 5 мужских и 3 женских, с 6-ю церквами.
В 1888 г. в нашей епархии 25 монастырей (3 единоверческих), в 1904 г. стало 8 мужских монастырей и 17 женских.
В 1915 г.— монастырей 25: 7 мужских монастырей и 18 женских.
а) Мужские:
1. Архиерейский дом (3 иеромонаха, 2 иеродьякона)
2. Нижегородский Печерский I класса (6 иеромонахов, 5 иеродьяконов). Настоятель – Преосвященный Макарий, епископ Балахнинский. Наместник – архимандрит Парфений.
3. Нижегородский Благовещенский 3-го класса (6 иеромонахов, 3 иеродьякона, 12 бельцов). Архимандрит Иеремия, 69 лет.
4. Городецкий Федоровский 1-го класса (16 иеромонахов, 10 иеродьяконов, 7 монахов, 8 бельцов). Архимандрит Алексий, 57 лет.
5. Островоезерский Троицкий (4 иеромонаха, 5 иеродьяконов, 4 монаха, 7 бельцов). Заштатный настоятель иеромонах Сергий 49 лет.
6. Оранский Богородицкий 1-го класса (14 иеромонахов, 13 иеродьяконов, 9 монахов, 8 бельцов). Архимандрит – просвещенный Иоаким, епископ Нижегородский и Арзамасский, наместник – архимандрит Серафим, 72 года.
7. Арзамасский Спасский 3-го класса (3 иеромонаха, 3 иеродьякона, 1 монах, 1 белец).
8. Высокогорская пустынь Арзамасская (6 иеромонахов, 5 иеродьяконов, 3 монаха, 20 бельцов). Настоятель – пресвященный Арсений, 50 лет.
б) Женские:
1. Нижегородский Крестовоздвиженский 1-го класса, штатный (25 монахинь, 56 белиц). Игуменья Мария, 71 год.
2. Спасо-Зеленогорский 3-го класса, общежительный (63 монахини, 200 белиц). Игуменья Таисия.
3. Мало-Пицкий Скорбященский внештатный, общежительный (28 монахинь, 160 белиц). Игуменья Поликсения, 53 года.
4. Выксунский Иверский 3-го класса, общежительный (72 монахини, 412 белиц). Игуменья Серафима, 50 лет.
5. Дально-Давыдовский Богородицкий внештатный, общежительный (37 монахинь, 197 белиц). Игуменья Августа, 68 лет.
6. Абабковский Николаевский (Георгиевский) 3-го класса, общежительный (40 монахинь, 162 белицы). Игуменья Рахиль, 61 год.
7. Ягодинский Введенский 3-го класса, общежительный (62 монахини, 224 белицы). Игуменья Магдалина, 61 год.
8. Макарьевский Желтоводский Троицкий 2-го класса, общежительный (44 монахини, 156 белицы). Игуменья Рафаила, 58 лет.
9. Осиновский единоверческий Крестовоздвиженский внештатный, общежительный (26 монахинь, 131 белица). Игуменья Агния, 72 года.
10. Медведевский единоверческий Покровский 3-го класса, общежительный (22 монахини, 95 белиц). Игуменья Маргарита, 70 лет.
11. Керженский единоверческий Благовещенский 3-го класса, общежительный (2 монахини, 33 белицы). Игуменья Ангелина, 63 года (ум. 23 дек. 1918 г.).
12. Арзамасский Алексеевский Новодевичий 3-го класса, общежительный (73 монахини, 308 белицы). Игуменья – монахиня Алевтина, 77 лет.
13. Лукояновский Тихоновский 3-го класса, общежительный (26 монахинь, 24 белицы). Игуменья Асенефа, 81 год.
14. Серафимо-Понетаевский Скорбященский 3-го класса, общежительный (125 монахинь, 683 белицы). Игуменья Нектария, 76 лет.
15. Серафимо-Дивеевский Троицкий 3-го класса, общежительный (145 монахинь, 1084 белицы). Игуменья Александра, 53 года.
16. Ардатовский Покровский 3-го класса, общежительный (56 монахинь, 66 белиц). Игуменья Тарасия, 59 лет.
17. Кутузовский Богородицкий заштатный (55 монахинь, 257 белиц). Игуменья Феофания, 74 года.
18. Арзамасский Николаевский 3-го класса (66 монахинь, 61 белица). Игуменья Ефросиния, 65 лет.
Сверх того, в епархии находились следующие женские общины:
1. Знаменская при урочище «Куриха».
2. Святотроицкая Спасская (с 1918 г. – монастырь, начальница, затем настоятельница – монахиня Антония)
3. Маровская Крестовоздвиженская.
4. Азрапинская Спасская.

Сведения о промыслах монастырей

В фондах Центральной городской библиотеки сохранились неполные сведения о бытовавших монастырских промыслах; большая часть касается женских обителей.
Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь: живопись, мозаика, финифть, школа академической иконописной живописи, завод для производства восковых свечей, пчельник, выделывание и чернение монатейного сукна, пошив одежды, обуви, белья, вязание поясов и чулок, златошвейный промысел, фотографное, метахромотипное и хромолитографное дело. Серафимо-Дивеевский – один из крупнейших монастырей епархии, поэтому совершенно естественно, что в нем присутствовали самые разнообразные и отлично развивавшиеся до 1917 года промыслы.
Серафимо-Понетаевский Скорбященский женский монастырь: златошвейная мастерская, мозаика, финифть, чеканка иконописных образов, вышивки и вязание на продажу, выделывание и крашение материи для монастырских одежд, прядение льна и шерсти, ткачество.
Ардатовский Покровский женский монастырь. Пошив одежды для сестер и священнослужителей, вышивка, вязание, шитье кожаной обуви, ткачество холстов.
Спасо-Зеленогорский женский монастырь во имя иконы Спаса Нерукотворного (на месте упраздненного мужского монастыря): пошив одежды для сестер и священнослужителей, украшение икон фольгою, вязание поясов и чулок, шитье кожаной обуви, ткачество холстов.
Мало-Пицкий Скорбященский женский монастырь. Украшение икон фольгой и цветами, вязание и ткачество для своих нужд и на продажу.
Курихинская Знаменская женская община. Пошив одежды для сестер и священнослужителей, льнопрядение, ткачество холстов.
Милявская женская община во имя иконы «Умиление». Вышивка, ткачество.
Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь: златошвейный промысел. Продукция монастыря получила широкую известность в России.
Выксунский Иверский: шитье, вязание, украшение икон фольгой, башмачный промысел – собственная известная за стенами обители мастерская.
Дально-Давыдовский Богородицкий: украшение икон, мастерская по изготовлению искусственных цветов, вышивальня; сестры вязали для своих нужд и на продажу.
Абабковский Николаевский (Георгиевский): вышивка шерстью и бисером, златошвейное дело – самая известная в епархии мастерская.
Ягодинский Введенский: пошив облачения для сестер и священнослужителей, плетение поясов, плетение кружев, ткачество.
Макарьевский Желтоводский Троицкий: иконопись, шитье облачений для монахинь и священнослужителей, ткачество, льнопрядение, вязание поясов, вышивка на продажу.
Арзамасский Алексеевский Новодевичий: иконописная и златошвейная мастерские, вязание, ткачество.
Кутузовский Богородицкий: украшение икон фольгою, вязание, вышивка, плетение кружев, ткачество, прядение, шитье одежды для сестер и облачений для монахинь и священнослужителей, небольшая иконописная мастерская, башмачное ремесло (обучались в Иверском Выксунском женском монастыре).
Арзамасский Николаевский: вязание, вышивка, плетение поясов, шитье одежды для сестер и облачений для монахинь и священнослужителей
Что необходимо отметить, в целом при такой – достаточно скудной – статистике: 1) монастыри были центрами хранения и развития традиционных промыслов в Нижегородской губернии;
2) Труд в традиционных промыслах для насельниц нижегородских монастырей был средством сохранения монашеской жизни путем поддержания старческого духа в среде сестер разных возрастов и происходивших из разных социальных групп.

Список литературы:
1. Архимандрит Серафим Чичагов. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Ч.1. – СПб, 1903.
2. Снежницкий А. Адрес-календарь Нижегородской епархии в память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. – Н.Новгород, 1888.
3. Макарий (Миролюбов). Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. – СПб, 1859.
4. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. – М., 1908.
5. Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода. – Н. Новгород. 1998.
6. Сойкин П.П. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. – СПб, 1910.
7. Букова О.В. Женские обители преподобного Серафима Саровского. История десяти нижегородских женских монастырей / О. В. Букова. – Н. Новгород: Книги, 2003.
8. Дёгтева О.В. Игумения Евгения Страгородская // Нижегородская старина. – 2007. – № 14.
9. Дёгтева О.В. Арзамасский Алексеевский женский монастырь: исторический очерк // Нижегородская старина. – 2007. – № 14.
10. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь // Храмы России. – М., 2008.
11. Монастыри и храмы Нижнего Новгорода: Путеводитель / авт.-сост. М. Пчелинцева. – Н. Новгород : Глагол, 2008.
12. Дегтева О.В. Монастырское подворье. История строительства и ликвидация // Нижегородская старина. – 2008. – № 16.
13. Букова, О.В. Из истории Лукояновского Свято-Тихоновского женского монастыря и жизни его основательницы Анны Никифоровны Листовой. – Н. Новгород: Литера, 2010.
14. Приокская глубинка: Краеведческий альманах. – Выкса: Адм. Выксунского р-на Нижегород. обл., 2008.
15. Шумилкин, М.С. Архитектура нижегородских монастырей эпохи классицизма // Ученые записки Волго-Вятского отделения Международной Славянской академии наук, образования и культуры. Вып. 27. – Н. Новгород, 2010.

А.А. Медведева,
главный библиотекарь по краеведческой работе
МУК «Центральная городская библиотека
им. В.И. Ленина» г. Н. Новгород

Мало-Пицкий женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Нижегородской епархии

Святая обитель в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» была основана в конце XVIII века по благословению преподобного Серафима Саровского. Вначале община имела статус богадельни и находилась в селе Большая Пица Нижегородского уезда, а впоследствии продолжила свою жизнь в соседнем селе Малая Пица, с 1901 года – как монастырь.

В годы безбожия и гонений на Православную Церковь Мало-Пицкая обитель разделила крестную судьбу большинства русских монастырей.

В ноябре 1918 года, накануне престольного праздника обители, иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», на нижегородском подворье монастыря сестры и прихожане молились за всенощным бдением. В это время мимо храма вели из острога в здание ЧК епископа Балахнинского Лаврентия (Князева), арестованного в сентябре того же года. Милостью Божией, конвой разрешил епископу остановиться у храма, где служилась всенощная. Узнав, что Преосвященный стоит на улице, народ стал выходить, чтобы получить его благословение, многие плакали. На следующий день владыка был расстрелян. Он стал одним из первых новомучеников Церкви Русской XX века. Благословение священномученика Лаврентия стало для сестер Мало-Пицкого монастыря укреплением в начале их собственного крестного пути.

Менее чем через два месяца, в конце декабря 1918 года, в обитель ворвался вооруженный отряд красноармейцев с намерением захватить хлеб, который хранился в монастырских амбарах. В монастыре успели ударить в набат. Прибежавшие на звон колокола крестьяне были готовы защищать монахинь. Игумения Поликсения и сестры сумели мирным путем отстоять имущество монастыря. Отряд красноармейцев ушел, но, спустя несколько дней, настоятельницу арестовали. В тюремном остроге, где матушка Поликсения провела несколько месяцев, от пережитых испытаний она тяжело заболела.

В 1919 году на Нижегородскую святительскую кафедру был назначен архиепископ Евдоким (Мещерский). Сохранился его запрос в Нижегородский Епархиальный Совет, в котором владыка спрашивает, «за что старица игумения арестована» и что предпринято для ее освобождения. Видимо, именно по ходатайству архиепископа игумению освободили, но здоровье ее было подорвано. Вернувшись в монастырь, матушка опасно заболела тифом. В последнем своем годовом отчете за 1920 год игумения пишет архиепископу Евдокиму: «Чувствуя слабость сил и желание остаток дней своих посвятить молитве, я, с разрешения Вашего Высокопреосвященства, приняла схиму и просила Ваше Высокопреосвященство ходатайствовать пред Высшею Церковною Властью об освобождении меня от должности настоятельницы. Просьба моя была уважена. На должность настоятельницы монастыря сестрами обители избрана была в Вашем присутствии послушница монастыря Анна Сотова. Священным Синодом она была утверждена в означенной должности, и Вашим Высокопреосвященством была пострижена в монашество 12 декабря с наречением имени Алексии, а 13 декабря за Литургией возведена была в сан игумении». Матушка Поликсения ушла на покой, приняв схиму с именем Пульхерия.

Рясофорная послушница Анна Сотова несла в монастыре клиросное послушание. Она отказывалась от настоятельства, считая себя не готовой к нему, однако, видя непростое положение насельниц, оставшихся в то смутное время без руководства, молодая послушница смирилась с выбором сестер. Схиигумения Пульхерия обещала помогать ей молитвою и советом.

О матушке Алексии (Сотовой) известно совсем немного. Родилась она в Петербурге 1 октября 1882 года. Отец ее Андрей Сотов был безземельным крестьянином Тверской губернии, каждый год он ездил в Петербург на отхожий промысел. Спустя какое-то время Сотов переехал в Петербург на постоянное жительство и работу, мать Анны тоже устроилась на ткацкую фабрику. В материальном отношении семья не знала нужды. Анна была единственным ребенком, любимицей родителей, их отрадой и утешением. Они очень баловали ее, однако это не испортило девочку, которая была доброй и ласковой.

К двенадцати годам Анна приняла твердое решение уйти в монастырь. Отец ее к тому времени уже умер. Мать, несмотря на всю родительскую любовь к дочери, не стала ей препятствовать. Она даже подсказала Анне сходить к святому праведному Иоанну Кронштадтскому за благословением и советом. Отец Иоанн при встрече прозорливо предрек Анне, что она будет игуменией, и благословил ее крестом, какой обычно дают при постриге. Получив благословение святого старца, Анна вместе со своей двоюродной сестрой Евдокией Карасевой уехала в Нижегородскую губернию, во Всех-Скорбященский Мало-Пицкий монастырь. Через три года после поступления Анны в монастырь умерла ее мать. Двадцать один год прожила Анна послушницей в Мало-Пицкой обители и в тридцать три года стала ее настоятельницей.

В 1920 году из девяти монастырских корпусов два были изъяты уездным отделом социального обеспечения, один под богадельню, а другой – под школу. Бывшая монастырская церковно-приходская школа также отошла в отдел народного образования. Были национализированы монастырская водяная мельница в Васильсурском уезде и два жилых дома на монастырском подворье в Нижнем Новгороде. Количество земель в обители сократилось с двухсот восьмидесяти трех десятин до семидесяти девяти. Власти требовали закрытия и самого монастыря.

Перед новопоставленной игуменией Алексией встал вопрос о сохранении обители, имевшей на тот момент сто семьдесят семь сестер: двадцать семь монахинь и сто пятьдесят послушниц. В сложившихся условиях матушка составила и зарегистрировала из числа насельниц сельскохозяйственную артель, избавив этим монастырь от разорения поборами и налогами. Жизнь сестер была налажена по монашескому уставу. Игумения являлась одновременно и председателем артели.

Советское начальство считало Мало-Пицкую артель самой передовой в области. Монахини пользовались всеми агротехническими достижениями и собирали большие урожаи, не истощая земли. Представители властей любили приезжать к ним с проверками и удивлялись умелому ведению хозяйства. Им оно казалось плодом коллективного труда. Одно им здесь было чуждо – христианская вера и все монашеское. Очень не нравилось власть имущим, что женщины живут без мужчин, ходят в церковь, носят монашеские «костюмы». «Закройте церковь, снимите костюмы», – предлагали они. «Если мы это сделаем, то нам тут делать нечего, мы разойдемся по домам», – отвечали им на это сестры.

С 1922 по 1924 годы на Нижегородском подворье обители жил и молился епископ Балахнинский Филипп (Гумилевский), фактически управлявший всей Нижегородской епархией в период обновленческой смуты. Владыка окормлял и духовно укреплял насельниц Мало-Пицкого монастыря.

1 мая 1926 года, после тяжелой болезни, на шестьдесят пятом году жизни тихо скончалась схиигумения Пульхерия. Перед наступлением 1927 года с монастырского собора неожиданно упал крест. Летом в жару вспыхнул пожар на конном дворе; потушить его не смогли, и конный двор сгорел дотла вместе с лошадьми. Сестрами эти беды были поняты как знак скорого закрытия монастыря.

В начале 1928 года благожелательно настроенный к обители представитель власти, видевший труд монахинь и их образцовое хозяйство, предупредил игумению Алексию о уже принятом решении ликвидировать монастырь к 1 мая 1928 года, что и было сделано. Сестры, вынужденные покинуть свою обитель, разъехались: некоторые вернулись в родные места, часть перебралась в Нижний Новгород на подворье, пока не уничтожили и его.

В тридцатые годы несколько монахинь Мало-Пицкого монастыря проживали в Нижнем Новгороде при Покровском храме на так называемом Новом кладбище, на улице Пушкина. Здесь они исполняли различные церковные послушания: алтарниц, уборщиц, дворников и сторожей.

Игумения Алексия поселилась с несколькими сестрами в небольшом частном домике по ул. Володарского. Она практически не выходила из дома. Сестры зарабатывали на жизнь рукоделием, стегали одеяла. Матушка много молилась. Всегда нетребовательная и чуждая роскоши, она до минимума ограничивала себя в вещах и еде, пользуясь лишь самым необходимым.

30 апреля 1939 года сотрудники НКВД арестовали игумению Алексию. Престарелую игумению обвиняли в том, что она являлась участницей антисоветской церковно-фашистской организации «Тайного монашества», возглавляла один из ее филиалов и проводила активную антисоветскую деятельность. Вещи для тюрьмы были собраны заранее – долгие годы жила матушка в ожидании ареста. Во время обыска у нее был изъят ее игуменский серебряный наперсный крест.

Задачей следствия являлось продолжение громкого процесса по обвинению нижегородского духовенства в антисоветской деятельности, который был сфабрикован еще в 1937 году по делу митрополита Горьковского Феофана (Тулякова). Но матушка свою вину отрицала, ни о ком другом показаний не дала.

Год отсидела игумения Алексия в спецкорпусе нижегородской тюрьмы. 31 марта 1940 года решением Особого совещания при НКВД СССР она была приговорена к ссылке в лагерь сроком на пять лет. В мае 1940 года ее отправили в Красноярский край.

Матушка была тяжело больна раком. К тяготам ссылки добавились физические муки, которые, по милости Божией, были недолгими. Все испытания игумения Алексия переносила с кротостью и смирением. За полмесяца до своей кончины матушка перестала принимать пищу. На девятнадцатый день, когда все отболело, она почувствовала себя лучше, съела маленькую булочку, выпила глоток молока. В этот же день 14 августа 1940 года в десять часов вечера игумения-исповедница отошла ко Господу.

После закрытия святой обители многие монастырские здания, в том числе храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», были взорваны. На месте храма построена школа. В 1942 году Мало-Пицкая земля приняла двести детей, вывезенных из блокадного Ленинграда, которые разместились в уцелевших монастырских постройках. В 2005 году из-за сокращения количества учеников школа в селе Малая Пица была закрыта.

Молитвенным предстательством Пресвятой Богородицы, преподобного Серафима Саровского, собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех святых началась новая страница в жизни Мало-Пицкого монастыря − его возрождение. В 2013 году разрушенную школу вместе с территорией передали Нижегородской митрополии. 22 августа 2014 года инокиня Филарета (Андрейко) на настоятельство была назначена настоятельницей Всехскорбященского монастыря. Первый монастырский храм в честь Собора Архистратига Михаила освятили 13 июня 2015 года. Началась молитвенная жизнь первых насельниц.

День в возрожденной обители «Всех скорбящих Радости» начинается в 6:15 с утреннего правила и акафиста Пресвятой Богородице. С 7:30 совершается утреня и Божественная литургия. На утреннем богослужении молятся все сестры, кроме несущих череду на кухне и на трапезе.

После Божественной литургии насельницы идут на общую трапезу, а затем вместе обходят монастырь с иконой Божией Матери, читая сто пятьдесят раз молитву «Богородице Дево, радуйся». После часового отдыха сестры расходятся по послушаниям.

Вечернее правило совершается в храме в 19:30, после него сестры келейно занимаются Иисусовой молитвой.

Кельи насельниц в основном двухместные, но есть и одноместные. Сестры живут на одном этаже с матушкой настоятельницей и, если нужно, всегда могут с ней побеседовать, спросить совета. По благословению матушки сестры имеют возможность ездить не менее одного раза в месяц к настоятелю мужского монастыря отцу Феодосию для разрешения духовных вопросов монашеской жизни.

За каждой сестрой закреплено свое послушание, и меняется оно только по благословению настоятельницы в случае необходимости. Сестры читают Псалтырь, трудятся в храме, на клиросе, на кухне, на трапезе, в церковной лавке, на цветниках, на огороде. Чтобы насельницы обители не переутомлялись и имели возможность больше бывать в храме, им помогают миряне-сотрудники. На данный момент в монастыре один работник (помогает на огороде, чистит снег и др.) и три сотрудницы (помогают в храме, на кухне, в уборке помещений). Со светскими людьми сестры соприкасаются только по послушанию (церковная лавка, храм). Планируется при монастыре открыть воскресную школу.

Желающие поступить в обитель вначале беседуют с матушкой настоятельницей и живут на искусе не менее недели. После этого, если настоятельница благословит, сестра остается в качестве трудницы. Главное качество, по которому оставляют потрудиться в монастыре, − желание учиться духовной жизни и осознавать свою немощь.

Самое важное в монастыре – послушание, молитва, мир и смирение, и матушка настоятельница стремится устроить все так, чтобы в жизни сестер это действительно было главным.

Ссылка на основную публикацию