Зеленецкий троицкий мужской монастырь

История создания и восстановления Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря

Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь находится в Ленинградской области в поселке Зеленец Волховского района. Обитель — действующая, православная, на ее территории расположен Троицкий собор, Благовещенская церковь, колокольня и жилые здания. Другое название монастыря — Мартириева Зеленая пустынь.

Монашеская обитель стоит на правом берегу реки Рассоха, притоке реки Полона. Сегодня это — храмовый комплекс, в котором ведутся реставрационные работы.

История монастыря

В Новгородских летописях первое упоминание о Троицко-Зеленецком ските относится к 1583 году. Тогда на Зеленом Острове в 58 километрах от Ладоги поселился преподобный игумен Мартирий, известный тем, что, будучи в Твери, излечил от хвори сына бывшего царя казанского Симеона Бекбулатовича.

В благодарность за чудесное исцеление своего сына Иоанна царь упросил игумена Мартирия принять от него серебро для возведения каменного храма в честь Пресвятой Богородицы. Мартирий же искал место для подвижничества и нашел его среди болота «Зеленецкие мхи», на маленьком пятачке суши, где и основал обитель.

Постепенно стали появляться жилые помещения и ограда, налаживался уклад монашеской общины.

Возведение и основание

В строительстве общины, согласно летописям, принимал участие Федор Сырков из богатой купеческой семьи, известный своими архитектурными работами при возведении храмов в Москве, Тихвине и Новгороде. Первоначально здание самого монастыря было вырублено из дерева и окружено деревянной же оборонительной изгородью. Строительство велось с 1565 по 1570 годы.

Вместе с деревянными постройками монастыря были возведены две церкви: Троицкая и Благовещенская. Первые же каменные здания в комплексе появилась в 1601 году.

С благословения преподобного Мартирия строители возвели:

  • каменную церковь во имя образа Пресвятой Богородицы «Одигитрии Тихвинской»;
  • рядом с церковью был возведен каменный храм во имя святителя Иоанна Златоуста.

Сам преподобный скончался 1 марта 1603 года.

Историческая судьба

Мужской монастырский комплекс просуществовал до начала «смутного времени». В 1612—1613 годах он был разграблен и почти полностью сожжен шведами, которые стремились завоевать Тихвин, а заодно напали и на Зеленец.

Несмотря на понесенные потери, святая обитель не прекращала своей деятельности:

  1. В 1624 году ей была жалована грамота, к Зеленцу были приписаны окрестные земли и проживающие на них крестьяне. Восстановлен монастырь был к концу XVII века.
  2. В 1674 году Новгородским митрополитом был назначен инок Корнилий, его назначение повлекло за собой восстановление разрушенных обителей и храмов.

При отце Корнилии было проведено строительство дорог от монастыря на восток и на запад, откуда можно было добраться до Новгорода. Митрополит Корнилий пожаловал святой обители церковную утварь и книги. На монастырской колокольне имелось 15 колоколов, самый большой из них весил 200 пудов (более 3-х тонн).

Над местом погребения святого Мартирия была установлена каменная усыпальница. Сам Корнилий скончался 26 февраля 1698 года и был похоронен в Троицком соборе возле гробницы преподобного.

В 1764 году монастырь получил самостоятельность, с 1771 года он относится к Санкт-Петербургской епархии и назначен местом ссылки для церковного покаяния.

Следующее испытание на долю монашеской обители выпало в 1765 году. Тогда группа раскольников совершила у северных ворот монастыря акт самосожжения, что вызвало возгорание в хозяйственных постройках: хлебном амбаре и квасоварне. В результате пожара сгорели некоторые древние иконы и церковные книги.

В 1811—1834 годах в монастыре были выстроены угловые башни ограды и настоятельский корпус над Святыми Вратами. В дальнейшем монашеская обитель процветала вплоть до революционных событий 1917 года.

В 1919 году монастырь закрыли, а в 1937 — вывезли из него последних остававшихся там монахов. О их дальнейшей судьбе ничего не известно. Сами здания монастырского комплекса были разграблены и осквернены, превратившись в руины, кое-какие сохранившиеся постройки использовались властью для нужд народного хозяйства.

Одно время в них располагались:

  • трудовая колония;
  • подсобное хозяйство Волховского алюминиевого завода;
  • профтехучилище для инвалидов.

Во время Второй мировой войны помещения обители были заняты военным госпиталем, а с 1945 по 1975 годы здесь работал Дом инвалидов.

Восстановление и реставрация

Вновь возвращен верующим Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь в Петербурге был только в 1992 году, а со следующего года в нем начались восстановительные и реставрационные работы, которые идут по сей день.

В Санкт-Петербурге было организовано подворье монашеской обители на базе часовни в честь Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками). 28 мая 1992 года в обитель приехали первые постоянные насельники, а 28 августа того же года был совершен первый монашеский постриг у раки преподобного Мартирия.

Первое время молодые иноки жили в палатках, пока не привели в порядок кельи. Затем были постепенно восстановлены церкви, храмы и трапезные. 24 ноября 1998 года обитель посетил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, к началу 2000 года в монастыре постоянно проживало 16 монахов.

Современное положение

Территориально обитель расположена среди болотистой местности. Раньше единственная дорога к ней вела от железнодорожной станции. В 2001 году была открыта новая автомобильная дорога, что позволило добираться сюда в любое время года.

Сегодня Зеленецкая монашеская община живет тихой, отдаленной от шума крупных городов жизнью. В монастырских корпусах продолжается ремонт, как и в Троицком соборе, но нижняя церковь, где покоятся мощи преподобных Мартирия и Корнилия, уже полностью благоустроена.

Месторасположение храма

Мужской монастырь во имя Пресвятой Троицы относится к Тихвинской епархии, находится в Ленинградской области в Волховском районе в поселке Зеленец. Стоит он на островке твердой почвы (Зеленый остров), вокруг раскинулись болотные топи.

Места вокруг общины безлюдные, если не считать деревню Зеленец. Паломников и прихожан в ней немного ввиду удаленности от «обитаемых» мест, однако в престольные праздники и в день памяти преподобного оба храма полностью заполнены верующими прихожанами из окрестных деревень и приезжими из Санкт-Петербурга.

Как добраться (чем и откуда доехать, дойти в городе)

Добраться до монашеской обители можно на прямой электричке с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга по пятницам и воскресеньям. В остальные дни недели добраться до нее можно только с пересадками: сначала на электричке до станции Волховстрой-1, затем на электричке в направлении Бабаево, Тихвин, Пикалево.

На автомобиле из Петербурга по шоссе Р-21 (в сторону Мурманска) до Кисельни, затем — на Волхов. Там перебраться на другую сторону реки и двигаться на юг до поворота на Усадище, потом — по грунтовой дороге до Зеленца.

Архитектура и убранство сооружения

Зеленецкая обитель на протяжении нескольких веков претерпевала разрушения и восстановления, однако, благодаря удаленности от остального мира, основное ее ядро оставалось нетронутым. Только первая каменная церковь «Тихвинская» была разобрана из-за ветхости еще при митрополите Корнилии.

Внешний вид

При постройке зданий комплекса была широко использована керамика, из нее выложены кресты и наличники западного фасада. Также керамические украшения использованы на фасадах и барабанах Троицкого собора.

Раньше керамикой были украшены также интерьеры жилых корпусов и третий ярус колокольни. Для этих целей еще митрополитом Корнилием был приглашен гончар с подмастерьями из Валдайского Иверского монастыря.

В настоящее время Санкт-Петербургским Институтом «Спецпроектреставрация» ведутся разработки плана полной реставрации зданий комплекса. Планируются восстановительные работы на кровле Троицкого собора и в жилых помещениях для монашествующей братии.

Внутреннее оформление

Внутреннее убранство Троицкого собора в Зеленецкой обители можно назвать аскетичным. На стенах, правда, неплохо сохранилась масляная роспись начала XIX века. Пол в соборе из простых досок, отопление отсутствует. Несмотря на это, в нем регулярно проводятся богослужения.

В барабане и нижней части столпов Троицкого собора восстановлены фрагменты фресок конца ХVII века. Само помещение — с мощными столпами и низкими нависающими над головой сводами, довольно темное, иконостас выполнен в минималистическом стиле.

В отличие от Троицкого собора, Благовещенская церковь обители полностью отреставрирована, как и колокольня. Пол в церкви выложен из камня, есть печное отопление.

Святыни храма

Основной почитаемой в Свято-Зеленецком монастыре святыней являются мощи преподобного Мартирия. Поклониться им приезжают паломники и верующие.

Есть и другие почитаемые святыни:

  1. Рядом с мощами хранятся три посоха, один из которых, в виде костыля, по преданию, принадлежал самому преподобному.
  2. Святыми свойствами обладает колодец, который находится на монастырском подворье. Вода в нем обладает целебными качествами, и каждый приезжающий сюда стремится испить и умыться водой из источника.
  3. Также почитаемы верующими хранящиеся в обители мощи святого Корнилия, который много трудов положил при жизни для возрождения святого места, скончался преподобный Корнилий в стенах Зеленецкого монастыря.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Зеленецкого мужского монастыря (Мартириевой пустыни) составляет группа культовых построек, окруженная пониженными зданиями жилых помещений и хозяйственных построек.

В храмовую группу входят:

  • Троицкий храм (церковь Троицы Живоначальной), дата постройки — 1684 год;
  • Благовещенская церковь (построена в 1565 — 1570 г. г., перестроена в 1683 году);
  • восьмигранная колокольня, дата постройки — 1686 год;
  • часовня Мартирия Зеленецкого.

Раньше все здания соединялись между собой деревянными переходами, образуя сложную объемную композицию. Кроме этих переходов, ансамбль не утратил ни одной составной части за долгие годы своего существования. Монастырь окружен массивным забором почти правильной четырехугольной формы.

Кроме того, у обители есть подворье в Петербурге, это храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками), который находится на проспекте Обуховской обороны, д. 24.

Паломничество в обители

Паломники приезжают на помощь Зеленецкому монастырю из всех уголков Ленинградской области. Кто-то помогает на восстановительных работах, кто-то просто едет помолиться святым мощам преподобных Мартирия и Корнилия.

В Санкт-Петербурге многие туристические фирмы организуют паломничества в Свято-Зеленецкую пустынь. Желающим предоставляется комфортабельный автобус и гид, который рассказывает историю монастыря и сопровождает паломников все время их пребывания на территории обители.

Тем же, кто хочет самостоятельно совершить паломничество в Мартириеву Зеленую пустынь, рекомендуется обговорить дату приезда, посетив подворье Свято-Зеленецкого монастыря в Санкт-Петербурге.

Богослужения и другие возможности посещения

Настоятелем Зеленецкого монастыря назначен архимандрит Пахомий (Треуглов). Богослужения совершаются ежедневно. В нижнем храме Троицкого собора служатся утрени — в 7.00 и вечерни — в 18.00.

Накануне престольных Праздников, которые в монастыре отмечаются в дни памяти преподобного Мартирия Зеленецкого 14 марта и 24 ноября, а также двунадесятых Праздников и воскресных дней, совершаются всенощные бдения с 18.00.

В Благовещенском соборе монастыря богослужения совершаются в Праздник преподобного Мартирия и на Рождество Христово.

В храме Святой Троицы монастыря Божественные Литургии совершаются в Престольный Праздник и в Праздник Святой Пасхи Христовой.

В этом видео рассказывается о паломничестве на остров Зеленый в Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь.

ЗЕЛЕНЕЦКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь

Монастырь во имя Пресвятой Троицы в д. Зеленце Тихвинской епархии

  • Адрес: Россия, 187370, Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Зеленец
  • Тел.: (263) 37-131
  • Проезд: С Московского вокзала Санкт-Петербурга до станции Волховстрой, а затем до Зеленца
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь основан в 1565-1570 годах преподобным Мартирием Зеленецким, иноком Тихвинского Новгородского монастыря, при поддержке и под покровительством царя Федора Иоанновича.

    Обитель расположилась на плоском возвышенном месте с ярко зеленеющей растительностью, как бы на острове, со всех сторон окруженном топями и болотами. Отсюдо пошло название местности — «Зеленый остров», и монастыря — Зеленецкий.

    Первоначально все постройки монастыря были деревянными. В возведении одной из церквей участвовал Федор Сырков, известный своей строительной деятельностью в Москве и Новгороде. Писцовая книга 1620 года свидетельствует, что первую каменную церковь Одигитрии с приделом Иоанна Златоуста построили в монастыре еще в 1601 году. До нашего времени она не дошла — ее разобрали в 70-х годах XVII века. В смутное время, в 1612-1613 годах, монастырь был сожжен шведскими войсками, шедшими к Тихвину, но вскоре снова был отстроен благодаря покровительству царя Михаила Федоровича и стараниям Новгородского митрополита Корнилия, бывшего инока Зеленецкого монастыря. Этому способствовало улучшение его экономического положения: жалованная грамота 1624 года закрепила за монастырем окрестные земли и крестьян, освобожденных от податей. Ансамбль, дошедший до наших дней, сложился в период расцвета монастыря — в 1674-1698 годах, после того как его бывший инок, а затем игумен Корнилий, став новгородским митрополитом (1674-1698), много способствовал широкому каменному строительству. Именно в эти годы и возведены были все основные каменные постройки ансамбля. Храмовая группа размещена посреди обширного двора, обнесенного каменной оградой (XVII-XVIII вв.) с небольшими угловыми башнями и тремя воротами.

    План Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря

    В центре монастыря — пятиглавый Свято-Троицкий собор, возведенный в 1684 году при митр. Корнилии. В нижнем этаже соборного храма почивают под спудом мощи основателя монастыря прп. Мартирия (+1603). В 1698 году рядом с ним был погребен митрополит Корнилий.

    В XlX веке игумен Антоний (Бочков) написал поэму «Зеленецкий монастырь», в которой изложил предание о жизни митрополита Корнилия. Оно гласило, что на одном из допросов, происходивших после Стрелецкого бунта, кто-то сказал, что митрополит Корнилий будто бы был причастен к заговору. Разгневавшись, Петр I издал указ о лишении Владыки сана. Однако, преосвященный Корнилий, находившийся на покое в Зеленецком монастыре, как раз в те дни скончался. Гонца с царским указом подвели ко гробу, где в облачении митрополита лежал Корнилий: «Ну, снимай облачение, лишай сана». Гонец ужаснулся, не решившись на святотатство. Поэма гласит, что во время чтения указа «с ресниц Владыки пал слезы алмаз». Позже царь отменил указ.

    К северу от собора — трапезная палата с Благовещенской церковью, заложенная в 1680 году. Композиция этого сооружения характерна для монастырских трапезных XVII века, но декоративное убранство оригинально и самобытно. Помимо традиционных наличников из лекального кирпича (на южном фасаде) здесь использованы и широкие керамические наличники, украсившие окна второго этажа западного фасада, а в простенках выложены кресты из изразцов. Благовещенский храм был освящен в 1686 г.

    К юго-западу от собора возвышается стройная восьмигранная трехъярусная колокольня, завершавшаяся раньше деревянным шатром с главкой, который в первой четверти XIX века был заменен куполом со «шпицем».

    Все три постройки центральной группы — собор, трапезная и колокольня — были соединены раньше деревянными переходами. Келейные корпуса Зеленецкого монастыря, возведенные в 1680-х годах, также представляют немалую архитектурную ценность, в связи с тем что жилых построек XVII века сохранилось относительно немного. Со смертью игумена Корнилия в 1698 году завершилась пора активного строительства в монастыре: до начала XIX века в нем не было возведено ни одной каменной постройки.

    С 1698 по 1764 год монастырь был приписан к Новгородскому архиерейному дому. В 1764 году получил самостоятельность. В 1771 году переведен из Новгородской епархии в С.-Петербургскую и назначен местом ссылки для церковного покаяния по епархии.

    В 1765 году монастырю, а точнее зданию у его северных ворот был нанесен существенный ущерб. В здании находились важные помещения хозяйственного назначения: хлебные амбары, квасоварня, а второй и третий этаж занимали жилые помещения. В них то и начался пожар, уничтоживший ряд древних икон и книг. Причиной пожара явилось самосожжение группы раскольников.

    К началу XIX века (1811-1834 гг.) относится сооружение угловых башен в ограде и настоятельского корпуса над Святыми воротами.

    Святынями монастыря были иконы Святой Троицы и Тихвинской Божией Матери «Одигитрии», принесенные сюда по преданию самим преподобным Мартирием. Монастырь владел обширными угодьями и имел большой капитал.

    В советские времена монастырь прошел большой путь от процветающей обители до запустевших разграбленных руин. В 1937 году последних оставшихся монахов вывезли из монастыря в «неизвестном направлении». После этого монастырь использовался различными советскими структурами «в народно-хозяйственных целях».

    В 1992 году монастырь был возвращен верующим и начал восстанавливаться. В Санкт-Петербурге было устроено подворье монастыря при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) [1]. В середине ноября 2001 года деревню Зеленец связали автомобильной дорогой с большой землей, что позволило добираться до нее в любое время года.

    Статистика

    • ок. нач. 2000-х — 16 насельников
    • Свято-Троицкий собор
    • Благовещенский храм

    СвятоМестоРусь☦

    Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь

    1563-1566 г.г. — Первое документальное свидетельство о существовании монастыря в писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины, составленной в 1563-1566 гг. Андреем Лихачевым «с товарищи»: «Монастырь Живоначальной Троицы Зеленая пустыня, а на монастыре церковь деревянная Живоначальныя Троицы, да на монастыре же келья строителя Мартирья, да 2 кельи, а в них 2 брата, поп да проскурник; пашни четверть полуосмины в поле, а в дву по тому же, сена 15 копен, а в обжи не положена, потому что распахали старцы на черном лесу сами». Первую монастырскую церковь построил сам преподобный Мартирий.

    Икона Преподобного Мартирия Зеленецкого.
    19/10/2016

    Основан был этот монастырь в шестидесятых годах ⅩⅥ века иноком Тихвинского монастыря Мартирием, который искал уединения и нашёл его на Зелёном острове. Представляет интерес то, что в начале строительства обители участие в нём как благотворитель принимал Фёдор Дмитриевич Сырков, известный нам как строитель Тихвинского монастыря.

    Прп. Мартирий принял сан игумена в Великом Новгороде, а в 1595 году получил (лично) от царя Фёдора Иоанновича жалованную грамоту на земли и рыбные ловли на Ладоге.

    По пути в Москву он воскресил сына Великого князя Симеона Бекбулатовича — Иоанна.
    На эту историю следует обратить внимание.
    Бывший царевич Казанский, Симеон Бекбулатович Касимовский, после покорения Казани Иоанном Грозным, принял православие.
    В период опричнины, в 1575 году, почти 11 месяцев величался Великим Князем всея Руси.

    В 1576 году князь Симеон получил от царя в дар Тверские земли, где и проживал с семьёй во времена царствования первого Романова до своей смерти в 1616 г.
    Так вот, его сын — Иоанн, названный в честь царя, победившего Казань, находился, как теперь говорят «в состоянии клинической смерти» в то время.

    Когда преподобный Мартирий в 1595 году ехал в Москву.
    Это, пожалуй, единственно известный случай воскрешения, совершённого русским святым.

    Богатые дары, с которыми отпустил князь прп. Мартирия, позволили устроить в 1601 году каменный храм во имя чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, который через 72 года был разобран.

    Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь

    Скончался прп. Мартирий 14 марта 1603 года.
    Его мощи почивают в соборном храме Святой Троицы Зеленецкого монастыря.

    Монастырь был разграблен и сожжён шведами в 1613 году, но благодаря покровительству царя Михаила Фёдоровича, продолжившего дело, своего царственного отца, был восстановлен.

    В 1674 году игумен монастыря, прп. Корнилий, заняв митрополичью кафедру в Новгороде, решил оказать помощь своему монастырю.
    Начался расцвет Зеленецкой обители, который длился 21 год.
    Тот монастырь, который мы видим сейчас, отражает грандиозное строительство этого светлого периода, выполненное в канонических традициях, предписанных ещё патриархом Никоном.

    Колокольня Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря

    Вызывает восхищение также трёхъярусная колокольня постройки 1686 года, увенчанная сегодня более поздним шатром.

    Поскольку Зеленецкий остров был отрезан болотами от всего мира, пришлось построить дороги — одна шла в сторону Гостинополья на Волхове, другая, восстановленная в наши дни — в сторону Тихвинского тракта.
    В 1698 году митрополит Корнилий удалился на покой в Зеленецкую пустынь и был похоронен возле гробницы Преподобного Мартирия.

    В первой половине ⅩⅧ века монастырь пережил шесть пожаров, в 1765 году был захвачен, разграблен и сожжён раскольниками, а в 1772 году, во время службы, в монастырь ворвалась шайка разбойников, которые взяли все монастырские деньги и провизию.

    После этой череды бедствий монастырь отстраивался, и к началу XX века вновь стал оазисом православия посреди пустынных лесов и болот.

    Часовня над колодцем Мартирия Зеленецкого.

    Его жизнь была прервана революцией, после которой судьба монастыря, казалось, была предрешена.
    Пострадали строения монастыря и в войну, несмотря на то, что сама природа охраняла его от врагов.
    Самолётам не страшны болота.
    Завершилось полное разграбление обители в 80-е годы ⅩⅩ века.

    Некогда процветавшая русская святыня превратилась в руины. Казалось, что её ждёт окончательное разрушение и забвение.

    Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Зеленецкого мужского монастыря.

    Но св. Мартирий не оставил созданную им обитель без своего покровительства.
    Иначе ничем нельзя объяснить тот факт, что уже в 1990 году монастырь был передан Епархии и началось его возрождение.

    Здесь появились насельники, по кирпичику собиравшие все эти годы разрушенное, и защитившие обитель от окончательной гибели.

    Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь.

    24 ноября 1998 года — Перенесение мощей прп.Мартирия и свт.Корнилия.

    Настоятель монастыря, игумен Пахомий, получив благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в день памяти преподобного Мартирия, отслужив молебен, под пение величания преподобному, с двумя иеромонахами переложили святые мощи в специально изготовленные ковчеги.

    Под пение тропарей и звон колоколов ковчеги с мощами святого преподобного Мартирия и угодника Божия преосвященного Корнилия перенесли в Благовещенскую церковь, где они с тех пор и находятся.

    187370, Ленинградская обл., Волховский р-н, Усадищенская волость, станция Зеленец, монастырь
    Тел. +7 (921) 598-69-46

    Обитатели зеленого острова. Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь

    Мы приехали уже затемно. В лунном свете, на трескучем морозе, когда снег хрустел под ногами, кажущийся пустым монастырь выглядел по-особенному живописно. Монахи знали, что мы приедем, и фигура настоятеля, игумена Пахомия (Трегулова), высокого, с благородными чертами лица, встречавшего нас у ворот, только добавляла колорита.

    Отец Пахомий управляет монастырем уже 20 лет. В 1996 году, когда он был назначен руководить братией и восстановлением обители, здесь была страшная разруха. Не то что кровель на постройках — окон не было. Не говоря уже об электричестве, водопроводе и канализации, которые появились только в последние годы. Любые попытки прежних настоятелей сдвинуть дело с мертвой точки были малоуспешны — просто потому, что к монастырю не было дороги для подвозки стройматериалов. Новому настоятелю удалось договориться с властями и проложить путь для автомобилей — и обитель начала постепенно, но верно возрождаться.

    — Первым делом, что нужно было сделать, — это наладить быт, — говорит игумен. — Условий для жизни не было никаких. Да и сейчас непросто — например, печное отопление. На Рождество стояли сильные морозы, кельи промерзли так, что снаружи казалось теплее, чем внутри.

    О где же ты, брат?

    То, что братии обычно не видно во дворе монастыря, объясняется просто: во‑первых, их совсем немного, а во‑вторых, каждый с утра до самого отбоя находится на послушании. Труд насельников очень прост и естественен в том смысле, что продиктован самой жизнью здесь, а потому праздных минут у монахов почти нет. Работы много, и разной: от уборки снега до приготовления еды, от сбора яблок осенью до колки двор. Собственно, каждый здесь просто обязан быть мастером на все руки — иначе нельзя. Но у каждого насельника есть, конечно же, особенное послушание.

    Иеромонах Иоанн (Сёмин) — благочинный монастыря, он отвечает в первую очередь за богослужения, устав знает наизусть. С первого взгляда на этого монаха угадываешь в его прошлой жизни страницы, связанные с военной службой, — чувствуется строгость и выправка. И правда, Евгений Сёмин родился в семье офицера, пожил в разных уголках Советского Союза, пока не приехал в Ленинград на учебу в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. Но шли 1980-е годы: богемные тусовки, музыка, игра на гитаре, поиски смысла, подпольные кружки с философскими разговорами, медитативные практики, на полках — Бхагавадгита и сочинения Шри Ауробиндо. А где-то между томов с индийской мистикой — Евангелие и святоотеческая литература. Затем — Крещение, знакомство с братией восстанавливающейся Зеленецкой обители, которая тогда собиралась в Иоанновском монастыре на Карповке, и осознание, что дальнейшая жизнь будет связана только с этим. Родители так и не смогли до конца принять выбор сына.

    Инок Алексий (Перегонцев) вырос, в отличие от отца Иоанна, в православной семье с крепкими традициями, его бабушка была монахиней еще до революции. Бывший моряк. Ходил в промысловые рейсы судовым механиком. Потом был разнорабочим. О том, почему стал монахом, говорит уклончиво: «Так обстоятельства сложились, приехал потрудничать, остался, — а потом добавляет: — Дети выросли, с женой развелся». Инок Алексий мастер на все руки, что бы ни поломалось — позовут его.

    Послушник Виктор Бочаров — бывший айтишник, системный администратор. Самый молодой насельник, а значит, несет послушание на кухне. С будущим настоятелем, отцом Пахомием, познакомился в начале 1990-х годов, во время службы в армии, после по его совету год жил послушником в Печорах. «Очень народу много, и братии, и туристов», — объясняет он, почему тогда не остался там насовсем.

    Есть еще монах Варсонофий (Тимофеев), эконом обители. Должность говорит сама за себя: большинство хозяйственных, финансовых вопросов — на нем. Застать его в монастыре нам не удалось — он как раз уехал по делам в город.

    Зимние заботы

    Монастырь стоит на островке твердой почвы (он так и называется — Зеленый остров), со всех сторон окруженной болотом. Эта особенность определяет и здешний климат, влажный, знойный летом и очень морозный зимой. Места вокруг монастыря безлюдные, прилегающая деревня Зеленец не в счет — старожилов можно пересчитать по пальцам одной руки, а в остальном населена она лишь в теплое время года немногочисленными дачниками, рискнувшими облюбовать места в такой глуши. Зато округа богата фауной: в лесу, ввиду почти полного отсутствия охотников, можно встретить медведя. Частые гости монастыря — кабаны, положившие глаз на местный яблоневый сад. Зато бобры — помощники монахов: их развелось столько, что надобность рубить деревья для отопления обители почти отпала — можно приходить и брать уже сваленный ими ствол.

    Топливом для печей заведует иеромонах Иоанн. Так повелось еще со времен, когда он был послушником. Утром, после службы, он берет топор и выходит за ворота — наколоть дров. Распиленные стволы пролежали под навесом в лесу уже около месяца, и сегодня очень удачное время, чтобы поработать топором — на морозе древесина становится хрупкой.

    — Ольха — хорошее дерево, — говорит священник, расколов пополам большой чурбан, — совсем не «благородное», в отличие от сосен или елей, растет как кустарник, горит хорошо, дымоход не засоряет. Береза дает много тепла, но нагару и сажи от нее тоже много.

    В это время оставшаяся в монастыре братия борется с последствиями погодных явлений: совсем скоро обед и нужно готовить трапезу, но замерзла вода в водопроводных трубах. На кухне температура колеблется в районе нуля градусов, о чем красноречиво свидетельствует прикрепленный над раковиной термометр. Прощупывая замерзшие места, брат Виктор отогревает трубы строительным феном, пока брат Алексий чистит картошку и морковку — хотя это и не его послушание, но поспеть к обеду как-то надо.
    А в братском корпусе в душевой кабине ждет своего часа водонагреватель. Он засорился осадками болотной воды — другой здесь просто нет. И раз в год водонагреватель нужно чистить.

    Для настоящих трудников

    Когда Рустик Трегулов, недавно крестившийся, размышлял о своем дальнейшем пути в жизни, ключевую роль в его судьбе сыграл протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит. «Нет его здесь, в Москву уехал», — ответил кто-то из-за двери кельи старца на вопрос пришедшего молодого человека. И когда тот уже развернулся, чтобы уйти, голос продолжил: «Стой, Рустик. Давно тебя жду!».

    — Прямо-таки затащил меня в келью и рассказал, что будет со мной в ближайшее десятилетие, — говорит настоятель. — Сомнений в выбранном пути уже не было.

    Послушник в Псково-Печерском монастыре, староста комплекса храмов в Шлиссельбурге, настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала (всё пришлось поднимать из руин), одновременно — келейник и помощник митрополита Иоанна (Снычева). И уже с большим багажом опыта отец Пахомий был назначен в Зеленецкий монастырь.

    Восстанавливая обитель, ему приходилось много узнавать о том, что здесь было в недалеком прошлом. Поочередно в этих стенах располагались: трудовая колония города Волхова, подсобное хозяйство алюминиевого завода и профтехучилище для инвалидов. Во время Великой Отечественной — военный госпиталь, поэтому вокруг очень много захоронений умерших воинов.

    С внешней стороны монастырской стены отец Пахомий специально оставил нетронутым место, изрешеченное пулями. По рассказам местных жителей, здесь были расстреляны духовенство и братия монастыря в первые годы гонения на Церковь. После войны, вплоть до 1975 года, здания монастыря занимал (как и на Валааме) сначала дом инвалидов, а потом психоневрологический интернат. После этого монастырь был в запустении и просто разрушался.

    Братия рассказывает, что однажды в Зеленец приехала большая семья: бабушка, ее дети и внуки.

    — Набожные какие, подумали мы, — говорят монахи. — Но оказалось, что это бывший работник ПНИ. Санитарка, что ли. Привезла внуков показать, где прошла ее молодость. О Боге даже не вспоминала.

    Паломников и прихожан здесь мало в принципе — сказывается всё та же удаленность от городов. Монастырь и до революции не отличался многолюдством из-за суровых условий жизни среди болот и уединенности. Однако в дни больших православных праздников и в день памяти преподобного Мартирия паломники полностью заполняли храмы обители, что происходит и в наши дни.

    Отдельная история — отношения монастыря с трудниками.

    — Раньше их было много, — рассказывает отец Иоанн. — За стеной стояла старая деревянная гостиница, в которой они все жили. Пока не сгорела… Контингент ведь был совершенно определенного склада, в основном неблагополучные в социальном плане люди. Ну а потом они поняли, что у нас тут строго, не забалуешь. И большинство разбрелись по другим монастырям, где им больше внимания и свободного времени. Особенно любят они женские монастыри. Знаете, есть такой тип, «перекати-поле» — в одном монастыре поживут, в другом, так и скитаются. Нет, к нам летом тоже приезжают трудники, но самые настоящие — едут именно помочь, поработать, а не отдохнуть.

    Преподобный Мартирий (начало XVI в. — 14 марта 1603)

    Мартирий Зеленецкий (в миру — Мина) родился в Великих Луках в начале XVI века. Рано осиротел, до 17 лет воспитывался у клирика Благовещенской церкви иерея Боголепа. Потом удалился в пустынную местность в 60 километрах от Великих Лук. Затем, совершив паломничество к Смоленской иконе Божией Матери и чудотворцу Авраамию, будущий преподобный отправился в Тихвин, а оттуда удалился на Зеленый остров, где и вырос знаменитый монастырь. Сохранилось предание о воскрешении преподобным умершего царевича Иоанна, отец которого, Симеон Бекбулатович, был по просьбе царя Иоанна Грозного в 1575 году венчан на царство в Успенском соборе Кремля. Игумен Мартирий всегда был почитаем русскими самодержцами, а после посещения 3 февраля 1747 года Зеленецкой обители императрицей Елизаветой Петровной, повелевшей служить ему молебны, был причислен Церковью к лику святых.

    Те, кто ушли…

    Между двумя монастырскими храмами — Троицким собором и Благовещенской церковью — две могилы. Здесь лежат иеродиакон Марк и монах Николай. Первый умер совсем молодым, в тридцать три года, от заболевания неизвестной этиологии, как написано в его свидетельстве о смерти. Второй — всю жизнь проработал в Волховском депо, но еще до закрытия монастыря был здесь на послушании и потом пострижен в монашество.

    — А когда монастырь вернули, он пришел и сказал, что хочет здесь умереть, — рассказывает настоятель.

    Бывали в Зеленецкой обители и другие истории. Братия рассказала, что раз к ним приехал постриженный при городском храме монах, ни разу в монастырях не бывавший. «Буду теперь с вами жить», — сказал он. Сказано — сделано, отвели новоприбывшего в трапезную, тот посмотрел на собратьев, огляделся вокруг, вышел и… пропал. Весь монастырь обошли — не нашли: как оказалось, уехал обратно на ближайшей электричке.

    Но это, конечно, из ряда вон выходящий случай — когда человек рисует себе монашескую жизнь в идиллических тонах и, сталкиваясь с реальностью, которая требует намного большей самоотдачи, оказывается к ней не готов.

    — Сами вы никогда не жалели, что стали монахом? — спрашиваю я у отца Иоанна. — Вы говорили, что родители были не очень рады вашему выбору.

    — Уныние — обычное для монаха искушение. Мысли в голову всякие лезут. Но такого, чтобы жалел именно о монашеском пути, — не было.

    Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь

    Мужской Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь был назван по имени создателя — божьего человека Мартирия Зеленецкого, жившего в конце 16 века на территории Обонежской пятины, ныне поселок Зеленец Ленинградской области. Обитель стоит на берегу реки Рассоха и окружена массивной оградой, скрывающей ее от посторонних глаз. Часть построек находятся в плачевном состоянии, но восстановительные и реставрационные работы ведутся постоянно — можно надеяться, что кремовые стены и изящные маковки храма вскоре обретут прежний величественный вид.

    Во времена своего правления монастырь посетила императрица Елизавета Петровна. Ее восхитили иконостас и гробницы святых, и она лично оставила крупное пожертвование.

    Немного истории

    Согласно писцовым книгам, обитель была основана в 1564 г., но из сохранившихся построек самая старая датируется 1680-м г. Первая церковь была возведена преподобным Мартирием Зеленецким, позже на пожертвования купца Федора Сыркова построили деревянную Благовещенскую церковь. В Смутное время монастырь был разорен и сожжен, но вновь отстроен около 1620 г. В конце 18 века на обитель напали 10 вооруженных бандитов: они избили и связали богослужителей и под пытками отобрали у них крупную сумму монастырских денег. После этих событий обитель получила дополнительную государственную поддержку, ветхие здания были обновлены, а территория благоустроена.

    Что посмотреть

    На территории монастыря расположены Троицкий собор, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, старинная колокольня и жилые постройки последней четверти 17 века. Ранее часть зданий соединялись деревянными переходами, но они не сохранились. Более всего здесь почитаются захоронения преподобного Мартирия и митрополита Корнилия. Многие важные святыни не дошли до наших дней из-за одного инцидента, произошедшего в середине 18 века. Тогда обитель захватили раскольники, которые на целый месяц забаррикадировались внутри, угрожая предать все постройки огню. В пожаре погибли 20 человек и несколько строений, большинство старинных икон и святынь были нарочно повреждены раскольниками. Они изорвали книги, архивные документы, разгромили гробницы и ризницу. После этого инцидента коллекция драгоценных святынь монастыря значительно уменьшилась и никогда не была восстановлена.

    Сейчас в обители живут 16 монахов, проводятся богослужения. Большая часть построек доступна для осмотра, хотя многие здания находятся в аварийном состоянии.

    Практическая информация

    Адрес: Ленинградская обл., пос. Зеленец. Координаты: 59.7579, 32.5834113. Веб-сайт.

    Как добраться: на общественном транспорте — электричкой с Московского или Ладожского вокзалов Санкт-Петербурга до ст. «Волховстрой», затем на пригородном поезде до ст. «Зеленец» и пешком до монастыря; на личном транспорте — из Питера по Мурманскому ш. до г. Волхова, затем до пос. Мыслино, далее по новой дороге до ст. «Зеленец», всего 160 км.

    Зеленецкий троицкий мужской монастырь

    Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь

    Монахи Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря не любят принимать туристов, мешающих им спасаться. Они ушли от мира, а мир достаёт. Цель монашеской жизни — личное спасение келейными молитвами. Самые достойные — молятся за других. Зеленец находится на острове посреди болот между Тихвинской дорогой и Волховом, там есть железнодорожная платформа, но мы ехали по грунтовке, вдоль которой много венков – водители съезжают по пьяни в болото.

    В Зеленецком монастыре я была в 1992 году – тогда его только-только передали церкви. Я монастырь почти не запомнила, только монаха, упорно не хотевшего нас пускать (экскурсия была устроена от моей тогдашней инженерской работы). Мне почему-то казалось, что купола там — в псевдовизантийском стиле, но я ошиблась. Монастырь более-менее приведён в божеский вид за последние пять лет. Сейчас купола в лесах. Их недавно обшивали медью, но гвозди использовали железо. Результат — гальваническая пара, придётся заново крыть.

    И ещё Зеленец мне запомнился клюквой, которую вёдрами продавали местные жители.

    Как всегда, наш экскурсовод Андрей по дороге рассказывал о местах, которые мы проезжали. Лиговка — старая шведско-новгородская дорога. Кошка залезает на чердак и слезать не хочет — к наводнению. Губернаторша продала под рестораны помещения, где при советской власти были общественные туалеты. Сейчас с этими полезными заведениями на Невском проблема — остались при крупных магазинах и кафе. Не, это свинство. Старожил, конечно, в такой общепит не пойдёт, а вот какого пообедавшему человеку узнать такую милую подробность о ресторане? Кстати о гостях нашего города. Питерцы живут по часам – пятнадцать минут есть пятнадцать минут. Для москвичей 15 минут — 25, краснодарцев — 40, одесситов — 1-50 (по подсчётам нашего экскурсовода).

    Монастыри северо-западного региона официально образованы, начиная со времён Ивана Грозного, но насельники без документов были и раньше. В монастыре есть и миряне – раньше они назывались служки, теперь трудники. Как правило, трудниками живут в монастыре года три. Но может быть и больше. После этого трудники надевает рясу и камелавку (шапочку) и становится рясофорным послушником, которому до пострига поручаются низовые чёрные работы. Только после этого послушник принимает обряд и обеты нестяжания, послушания, целомудрия. Человеку меняют имя, и он становится мантийным монахом. Монах-священник называется иеромонахом. Келарь добывает на жизнь. Монах дьякон, иеродьякон. Послушание может быть самое разное – например, сварщик и экскурсовод. Одно время в Зеленце жил монах, специалист по садам. Но в апреле его творчество оценить сложно, да он к тому же уехал.

    Монастыри Санкт-Петербургской епархии меньше псковких. Больше женских монастырей, что считается признаком кризиса. В монахини не было принято было постригать раньше 45 лет, теперь — младше.

    Рай — четырёхугольник, по 12 ворот. В монастырях, конечно – меньше, четыре, по одним в каждой стене. Обычно есть и надвратные церкви, но в Зеленце сохранились не все.

    Соборная площадь шириной с высоту собора. При советской власти в соборе продсклад был. В Зеленецком монастыре собор, как и сам монастырь – Троицкий (1684 год).Собор отличается от церкви тем, что в нём идёт полный богослужебный цикл, 9 служб ежедневно (если служба вообще ведётся). Троицкий собор не отапливаемый, так что служат в нём летом.

    В холодной церкви богослужения по праздникам, в тёплой — обычные. Зимой служат в тёплой Благовещенская церковь с трапезной (1680). Железяки под сводами церкви – старинные укрепляющие конструкции.Икона святого Мартирия Зеленецкого, основателя монастыря. Святой Мартиний был нестяжателем, т.е. придерживался учения (самый знаменитый представитель – святой Нил Сорский), что церковь должна быть бедной, монахи – питаться трудами рук своих. Сам он плёл лапти местным жителям. Нестяжатели считали, что заботы о крепостных мешают спасению. Но верх взяли сторонники богатой церкви – иосифляне, по имени святого Иосифа Волоцкого, рассуждавшего иначе: монастыри должны быть богаты, чтобы кормить крестьян в голод, и чтобы дворяне в монахи шли.

    Между собором и церковью — колокольня и кладбище. По периметру — жилые корпуса, за оградой – колодец с освящённой водой.

    Икон в церкви немного. Мне понравился ангел, похоже на новгородскую школу, дивное Благовещение вышивкой, и совершенно необыкновенная композиция Богоматери, целующей руку младенцу – никогда раньше такой не видела.

    Трапезная строится так, чтобы при входе-выходе монах не оказался спиной к церкви. В трапезной нас кормили обедом, как когда-то Елизавету Петровну с её тайным мужем Алексеем Разумовским. Постно, но вкусно. Думаю, царицу угощали не хуже. Перед обедом и после него все помолились.

    Андрей рассказывал об устройстве монастыря, но от проповедей нам воздерживался. Мирянин по канону не имеет права заниматься миссионерской деятельностью, хотя, конечно, может рассказать об отдельных обрядах и правилах разговора со священнослужителями. Не надо креститься перед разговором со священником. Креститься, стоять на коленях — только когда положено. Меньше экзальтации. Если мысль о ногах мешает молиться, то можно сесть. Свечи ставить, не зажигая. Их затеплят перед службой. Жена священника — не матушка, а сестра. Матушка — настоятельница монастыря. Батюшка — священник. Монах — брат. Напоследок экскурсовод посоветовал: «Не занимайтесь православным шаманизмом :)», вернее, передал слова отца Иоанна, и с большим скепсисом рассказал о каком-то крестном ходе Петербург-Екатеринбург в честь увеличения рождаемости: «лучше бы пошли полы в роддомах мыть».

    Монастырь ставропигиальный, т.е. когда-то богатый, подчинён патриарху. Из-за удалённости и затерянности в болотах использовался для ссылки провинившихся лиц духовного звания.

    Подворье Зеленецкого монастыря находится в Лавре. Здесь живёт игумен. До революции эта должность была синекурой профессоров Духовной академии, некоторые из которых ни разу не выбирались в свой монастырь.

    Один из настоятелей, Корнилий, хотел сделать Зеленец богатым, насильно привёл крестьян.

    В каждом монастыре — свой устав. Где-то пьют кофе, где-то нет, где-то любят туристов, где-то нет. Головной убор при посещении монастыря женщинам обязателен, а о брюках в библии ничего не сказано, так что юбок нам не выдавали, хотя в Печоре иные порядки. Ограда может быть чисто символической — отгороженность от мира, XIX век, а может быть всерьёз. Угловые башенки – единственное, что пристроили позже XYII века.

    Если государство финансирует монастырь, то и гарнизон при нём – тоже. В таких случаях на монастырь возлагается оборонительная задача и крещение местного населения. До Сергия Радонежского были распространены особно-житенские монастыри, т.е. у каждого своя келья и источник существования. В результате

    монастырь не становится образцом святой жизни. Начинается имущественное расслоение, а кто хочет святой жизни – в пустынь. За ним – ученики, вклады, крестьяне. (Ключевский). Россию осваивали монахи.

    После Сергия Радонежского получил распространение общежитский тип монастыря. Никакие деяния в миру не препятствуют уйти в монастырь. Из бухгалтеров, из рок-музыкантов, из уголовников, из садоводов, инженеров. Родители привозят алкоголиков, наркоманов. Несколько лет назад один из трудников бывший уголовник сжёг в церкви иконы.

    Чем в монастыре строже, тем больше монахи улыбаются. С XIV века устав Сергия Радонежского запретил издевательство над организмом. Пост — ограничение в преддверии Пасхи, а не диета.

    Ко времени Екатерины II треть полезных земель — монастырские. Монахи не хотели пахать. Содержало государство. Монахи из мелких монастырей перешли в крупные.

    Приграничная зона есть приграничная зона. Упаси Бог жить в ней в смуту. Один из коренных народов — водлян Гитлер отправил в Финляндию, потом Маннергейм вернул, а Сталин — в места не столь отдалённые. Есть два средних учебных заведения на вепском. Самый древний из финских народов. Осталось тысяч пять. И в сети о них – Яндекс выдаёт только четыре ссылки, две из которых – на мой рассказ об экскурсии «От Руси изначальной до Рериха», размещённый на разных ресурсах, в т.ч. без моего ведома и ссылки. Водляне – чухонское племя, у чухны другой язык, чем у финнов.

    Около Ниеншанца два могильника по две тысячи трупов. Сначала отряд Петра Потёмкина вырезал Ниеншанц, а потом отряды Понтуса Делагарди — село Спасское. Хоть варяги не хулиганили, хорошо погулявшие по Европе – на Руси удрать через речные пороги трудно, а у них тактика – налетел, грабанул, удрал в родные фиорды. Да, ещё варяги воинов-гребцов называли руотси.

    Злоключения местных жителей средними веками не закончилось. Постановлением 1946 года ингенманландским финнам было запрещено селиться в Ленобласти. Но за взятки меняли пятую графу или позволяли просочиться между законами. Семья моего деда с детьми кочевала по области – знакомые подсказывали, когда ждать проверок.

    По дороге в Зеленец мы проезжали город Волхов. Волховская ГЭС построена на порогах — первенец ГОЭЛРО. Оборудование — немецкое, 20-х годов. Нынче самый быстрый интернет в Волхове — 600 руб. безлимитка на 1Мб/с. ГЭС я не щёлкнула, только мост.

    Зеленецкий монастырь в своё время отдали Волховскому комбинату, устроившему сельхозпосёлок. Но после перестройки народ разбежался, остались пенсионерки, алкоголики, потребляющие «Льдинку». Похоже, всё-таки есть и нормальные хозяева, или дачники – не все дома ужасны.

    Предупреждение: не покупать рыбу на трассе. Её закупают мороженой, коптят в Питере, хранят в ящиках неделями и где-то в Юшково продают вдвое дороже, чем в городе, выдавая за ладожскую. В том числе какую-то тихоокеанскую. На Ладоге промышленного лова нет. Если что ловят и коптят, то только в частном порядке, мало и летом. Лесовозы раздалбывают дорогу, и вообще вырубка ведётся хищнически, без восстановительных лесопосадок. Сами вырастают только берёзы — сорное дерево. В Санкт-Петербургской губернии за незаконную вырубку леса вешали – Пётр был крутенек.

    ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

    EASTERN AMERICAN DIOCESE
    Russian Orthodox Church Outsside of Russia

    Первый Благочиннический Округ

    NEW YORK CITY DEANARY

    Нью-Йоркское благочиние

    Зеленецкий Троицкий монастырь

    Троицкий мужской монастырь расположен в поселке Зеленец на берегу реки Рассоха, что примерно в 130 километрах от Санкт-Петербурга.

    Обитель вместе с деревней находятся на большой поляне, окруженную со всех боков огромным болотом. Лишь в одном месте есть проход на большую землю. Зеленецкий монастырь является уникальным памятником, сохранившим в первоначальном виде архитектуру XVII века.

    Впервые эта обитель упоминается в 1560-х года, когда монах Мартирий из Тихвинского монастыря странствовал по здешним окрестностям в поисках уединенного места для духовных подвигов. Его выбор остановился на месте, где затем его трудами был устроен монастырь. Здешние края были сами по себе суровыми, ведь окружавшие болота полностью отрезали здешнюю местность от внешнего мира, к тому же сложности жизни прибавляли дикие животные и просто облака комаров. Как видно, эта местность как нельзя лучше подходила для подвижнической жизни.

    Поселившись здесь, святой Мартирий жил в скорбях и лишениях, но ничего не поколебало его веры. Со временем его подвижническая жизнь привлекла последователей и, таким образом, в Зеленце возникла монашеская община. Господь наделил своего верного угодника дарами, в частности, чудотворением. Известно, что старец воскресил умершего сына царя Симеона Бекбулатовича. Поэтому о преподобном говорили как об единственном русском святом, воскресившим человека.

    Устроение Зеленецкого монастыря началось в 1565-1570 годах. Первые постройки, в том числе и Троицкая церковь, были построены из дерева. В записях 1583 года значится, что в монастыре, в котором проживало 12 монахов и игумен Мартирий, помимо Троицкого храма был еще и Благовещенский, территория была обнесена деревянной оградой, а за ее пределами находились конюшенный и коровий дворы. Первое строение из камня – церковь Одигитрии с Иоанно-Златоустовским пределом возвели в 1601 году.

    Вскоре Троицкая обитель, как и многие святыни в том регионе, пала от завоевателей. Во время смуты 1612-1613 годов, несмотря на труднопроходимость местности, монастырь разграбили и разрушили шведские солдаты.

    В том же столетии монастырь был восстановлен, чему поспособствовал митрополит Новгородский Корнилий (1674-1698), в свое время бывший монахом и игуменом Зеленецкой обители. Тогда был возведен целый ансамбль монастырских зданий, большая часть которых сбереглась до сегодняшнего дня. При святителе Корнилии в 1684 году был построен каменный пятиглавый собор Живоначальной Троицы, а в нижнем приделе он устроил гробницу преподобного Мартирия, рядом с которым и сам был погребен.

    В 1765 году обитель пострадала от пожара. Сильно повредилось здание, в котором находились важные хозяйственные помещения, а именно, хлебные амбары и квасоварня, а на верхних этажах – кельи. Огнем были уничтожены древние иконы и книги.

    В первой половине XIX века в ограде построили угловые башни, а также настоятельские покои над главными воротами.

    Стоит сказать, что большевистского переворота Троицкий монастырь имел обширные угодья и соответственно большие средства, что сделало его процветающей обителью. Здесь были очень почитаемые святыни, по преданию принесенные самим основателем: Троицкая и Тихвинская иконы.

    Богоборческая власть привела монастырь к очередному разграблению и запустению. В 1919 году он был закрыт, а последних насельников 1937-м увезли «неизвестном направлении». Бывшие монастырские владения использовались хозяйственных целях.

    Зеленецкий монастырь возвратили Церкви уже после распада СССР. С 1992 года и поныне он возрождается. Трудами братии, на начало 2000 годов проживало до 20 человек, обитель уже выглядит заброшенной. В 2001 году с большой земли к монастырю проложили автомобильную дорогу. Теперь в это святое место можно легко добраться в любое время года.

    Святыни: мощи св. Мартирия Зеленецкого.

    Епархия: Тихвинская (Санкт-Петербургская Митрополия).

    Адрес: Россия, Ленинградская обл., Волховский р-н, пос. Зеленец.

    Зеленецкий троицкий мужской монастырь

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Зеленецкий-Троицкий монастырь» в других словарях:

    Зеленецкий-Троицкий монастырь — или Мартириева Зеленая пустынь мужской 2 кл. м рь, СПб. губ., Новоладожского у.; существовал уже в 1582 г. В нем покоятся основатель м ря, преп. Мартирий, и митроп. Корнилий. Место ссылки для церковного покаяния … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Троицкий монастырь — Троицкий (Свято Троицкий) монастырь монастырь, посвящённый Святой Живоначальной Троице. Содержание 1 Беларусь 2 Латвия 3 Литва 4 … Википедия

    Зеленецкий монастырь — Монастырь Зеленецкий Троицкий Страна Россия Посёлок Зеленец … Википедия

    ЗЕЛЕНЕЦКИЙ [МАРТИРИЕВ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ] ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — (С. Петербургской и Ладожской епархии), находится близ ст. Зеленец Октябрьской железной дороги (Волховский р н Ленинградской обл.). Название мон ря происходит от наименования участка, представлявшего собой зеленый остров в окружении болотных… … Православная энциклопедия

    ЗЕЛЕНЕЦКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь — С. Петербургская еп., в местности, известной под именем Зеленого острова. Основан около 1580 прп. Мартирием, мощи которого и покоились под спудом в нижнем этаже монастырского Троицкого собора, в церкви св. Иоанна Богослова. В 1612 13 монастырь… … Русская история

    Мартирий Зеленецкий — (Великолукский) Фрагмент с иконоп … Википедия

    МАРТИРИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ — преподобный (ск. 1.03.1603), во св. крещении Мина, родился в семье горожан г. Великие Луки. Когда ему было десять лет и он, окончив изучение Часослова, начал Псалтирь, его родители скончались. Воспитал его иерей Борис, духовный отец всей его… … Русская история

    Мартириева Зеленая пустынь — Монастырь Зеленецкий Троицкий Страна Россия Посёлок Зеленец … Википедия

    Список монастырей России — Соловецкий монастырь в 1915 году. Фото С. М. Прокудина Горского В список включены монастыри нескольких религиозных конфессий (православие … Википедия

    Корнилий (митрополит Новгородский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Корнилий. Митропролит Корнилий Митрополит Новгородский и Великолуцкий 6 августа 1674 3 марта … Википедия

    Зеленецкий-Троицкий монастырь

    Содержание:

    Годом основания Зеленецкого-Троицкого монастыря считается 1564 год. Каменный ансамбль монастыря был создан более трех веков назад — в 1680-х годах.

    В 1992 году состоялись первое богослужение в возрожденной Зеленецкой обители. Монастырь, возвращенный Церкви, выглядел так, будто только накануне окончилась война.

    Сегодня Зеленецкий монастырь живет нешумной, отдаленной от крупных городов жизнью. Он — пустынь в точном понимании этого слова. В Троицком соборе, равно как и в монастырских корпусах, продолжается ремонт, но нижняя церковь, где пребывают мощи преподобного Мартирия Зеленецкого, уже вполне благоустроена.

    Паломников в обители пока немного, но они есть, преподобный Мартирий Зеленецкий — святой известный, почитаемый православным народом.

    Строительство Зеленецкого монастыря

    Место, где преподобный Мартирий основал Зеленецкий монастырь, и сейчас достаточно глухое — во второй же половине XVI века это и вовсе была именно пустынь, вокруг которой на десятки верст не нашлось бы живой души. Зеленец представляет собой по сути остров в окружении топких болот. В те времена, когда сюда пришел преподобный Мартирий, добраться до него можно было лишь тайной тропинкой, известной немногим. Основание Зеленецкого монастыря предположительно относят к 1565—1570 годам.

    Писцовые книги 1583 года сообщают о Зеленецкой пустыни как о вполне благоустроенном монастыре. Преподобный Мартирия, умевший находить богатых благотворителей, оставил обитель в цветущем со стоянии.

    Новому расцвету монастыря предшествовала большая беда, связанная с событиями русской Смуты. В 1612 или 1613 году в Зеленец нагрянули шведы. Монахи, загодя узнавшие о том, что идут непрошеные гости, собрали все ценное имущество и скрылись в лесах.

    По окончании Смуты Зеленецкая обитель долгие десятилетия не могла вполне оправиться от нанесенных ей ран.

    С 1668 года Зеленецким монастырем управлял архимандрит Корнилий. Тщанием архипастыря в начале 1680-х годов в обители развернулось каменное строительство. Размах его поражает — в 1683 году был освящен Благовещенский храм, годом позже — Троицкий собор; в 1686 году окончили колокольню; одновременно возводились четыре жилых корпуса и каменная монастырская ограда.

    Владыка обильно снабдил монастырь книгами, колоколами и церковной утварью, осушил каналами ближние болота и построил две дороги, связавшие Зеленец с Тихвином и Новгородом.

    История Зеленецкого-Троицкого монастыря

    История Зеленецкой обители была непростой — монастырю постоянно приходилось «преодолевать» жизненные обстоятельства. Огонь, административные реформы, недостаток средств — вот далеко не полный перечень проблем, с которыми сталкивалась зеленецкая братия.

    Уже в начале 1720-х годов Зеленецкий монастырь лишился многого ценного имущества, приписных обителей, своих сел и деревень, а чуть позже его и вовсе приписали к Новгородскому архиерейскому дому, лишив самостоятельности.

    Беда не приходит в одиночку. На протяжении всего XVIII века монастырь страдал от пожаров, повторявшихся с какой-то пугающей периодичностью. Особенно страшный пожар разразился здесь летом 1747 года.

    Позже монастырь захватывали раскольники, он подвергался нападению разбойников. В 1764 году, в ходе секуляризации, обитель отправили за штат; спустя семь лет ее сделали третьеклассной.

    После революции монастырь лишился всех своих земель. В 1922 году он был ограблен в рамках кампании по «изъятию церковных ценностей». Одного золота тогда вывезли из обители две с половиной тонны. Исчезла и драгоценная рака преподобного Мартирия.

    Участь оставшихся в Зеленце иноков, видимо, была трагической; во всяком случае, западная монастырская стена хранит множественные следы пуль — в монастыре говорят, что это память о расстреле последних зеленецких монахов.

    Помещения обители заняла трудовая колония, которой «наследовали» подсобное хозяйство, училище для инвалидов, госпиталь (в военные годы), а с 1945 года — Дом инвалидов общего профиля, преобразованный в 1969 году в Дом психоневротиков. С 1975 года он стоял брошенный на произвол судьбы.

    Ситуация изменилась лишь в начале 1990-х годов: в мае 1992 года в монастыре появились первые насельники; в июне было совершено первое богослужение.

    Архитектурный ансамбль Зеленецкого монастыря

    Архитектурный ансамбль Зеленецкого монастыря уникален тем, что это один из немногих в современной России монастырских комплексов, сохранившихся в целости и относительной сохранности. Потери здесь минимальны — в сущности, к таковым можно отнести только поздний настоятельский корпус, располагавшийся к западу; от него остался лишь фундамент из валунов.

    Строительные работы в Зеленецкой обители велись на протяжении веков, но при этом ядро ансамбля пребывало неизменным. Собственно, первая каменная церковь, Тихвинская, была разобрана «за ветхостью» уже в ходе грандиозного строительства, развернутого при митрополите Корнилин. Первоначально Святые врата с возведенной над ними церковью Иоанна Богослова находились в западной стене — они обозначали главную монастырскую ось, на которой стоял Троицкий собор. Позже их перенесли в южную стену, а на их месте построили настоятельский корпус; Иоанно-Богословский храм при этом устроили в подклете Троицкого собора. Ныне из прежних монастырских врат в более или менее «аутентичном» виде сохранились лишь северные — с «палатой кладовой каменной» над ними.

    К северу от Троицкого собора находится Благовещенская церковь 1683 года постройки. Поставленная на высокий подклет, она состоит из обширной одностолпной трапезной, покрытой двускатной крышей неправильной формы, и храма, совсем небольшого, — в нем сейчас совершаются основные богослужения. Храм представляет собой простейший куб с пониженной апсидой и главой на восьмигранном глухом барабане. Верхняя его часть богато декорирована широким многосоставным поясом; такие же, но менее «насыщенные» пояса украшают верхнюю часть апсиды и трапезной. Но не это самое интересное в декоре, а широкое использование керамики — отметим хотя бы кресты из изразцовых плиток и наличники западного фасада; согласно описи 1739 года, главка Благовещенского храма тоже была покрыта зеленой глазурованной черепицей.

    Керамические украшения мы найдем и на фасадах и барабанах Троицкого собора; в ныне «пустые» квадратные углубления третьего яруса колокольни также были помещены керамические плитки, украшали они даже интерьеры жилых корпусов. То есть это — общий для ансамбля Зеленецкого монастыря принцип декорирования построек. Известно, что по просьбе митрополита Корнилия в Зеленецкую обитель в разгар строительных работ специально направили мастера-гончара с подмастерьями из Валдайского Иверского монастыря.

    Колокольню построили в 1686 году. Ее составляют четыре восьмигранных яруса, чуть-чуть сужающихся кверху; над ярусом звона с его арочными проемами возвышается шатер. Интересно, что первоначальный шатер в конце XVIII или начале XIX века заменили куполом со шпилем; восстановили шатровое завершение уже в наши дни. Троицкий собор с Благовещенским храмом и колокольней изначально соединяли крытые переходы на столбах, разобранные в XVIII столетии.

    Монастырская ограда образует четырехугольник неправильной формы со слегка «изломанной» западной стеной.

    Зеленецкий монастырь богослужения контакты как добраться расположение на карте

    Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь богослужения

    В нижней церкви Троицкого собора, освященной во имя Иоанна Богослова, совершаются утрени (в 7:00) и вечерние богослужения (в 18:00). Всенощные бдения — накануне двунадесятых и престольных праздников, а также воскресных дней — в 18:00.

    Престольные праздники: день Святой Троицы, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; память апостола и евангелиста Иоанна Богослова — 9 октября; память преподобного Мартирия Зеленецкого — 14 марта и 24 ноября. Даты даны по новому стилю.

    • Адрес: 187310, Ленинградская область, Волховский р-н, Усадищенская волость, ст. Зеленец, Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь
    • Сайт: www.zelenets.ru
    • Координаты: 59.78888, 32.774303

    Как добраться самостоятельно в Зеленецкий монастырь

    Для тех, кто хочет добраться до Зеленца на общественном транспорте, доступен один-единственный его вид — электропоезда. Есть прямая электричка из Петербурга (с Ладожского вокзала), но ходит она только по пятницам и воскресеньям, во второй половине дня. В остальные дни придется ехать «на перекладных» — сначала на электричке до станции Волховстрой-1, потом на другой электричке (направление: Тихвин, Пикалево, Бабаево). Их немного, расписание движения можно уточнить в Интернете.

    На автомобиле из Санкт-Петербурга следует ехать по шоссе Р21 (на Мурманск), в районе Кисельни поворот направо — на Волхов. Если вы пожелаете заглянуть в Старую Ладогу, то поворачивать нужно чуть дальше. В Волхове перебираемся на правый берег реки и едем на юг, до поворота на Усадище (меньше 10-ти километров). За Усадищем, в Мыслине, начинается новая дорога на Зеленец, грунтовка, как уже было сказано. Расстояние от Волхова — около 40 км, от Петербурга — около 170 км.

    Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь

    Фото и описание

    Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь возник в середине 16 века и располагается между Тихвином и Старой Ладогой, в поселке Зеленец (Волховский район), на берегу реки Рассоха, на болотистой возвышенной местности, которую летом покрывает ярко зеленеющая растительность. Основал монастырь Мартирий, инок Тихвинского Успенского монастыря, который пришел в это место в середине 16 века, а точнее в 1564 году. Назвали монастырь Зеленою Мартириевою пустынью. Особое покровительство монастырю проявлял царь Федор Иоаннович.

    Первые монастырские постройки были деревянные. В строительстве одной из церквей монастыря принимал участие известный в те времена представитель купечества, занимавшийся строительством в Новгороде, Москве, Тихвине, Федор Сырков.

    Первую церковь Одигитрии (из камня) с приделом Иоанна Златоуста построили здесь еще в 1601 году, об этом говорится в писцовой книге 1620 года. Но до наших дней она не сохранилась – ее разобрали в 1670-х годах.

    Изначально здания монастыря были построены из дерева и окружались деревянной оградой. В 1612-1613 годах, в Смутное время, монастырь сожгли шведские войска, которые шли к Тихвину, но скоро он заново был отстроен стараниями митрополита Новгородского, Корнилия, бывшего инока, а потом игумена этого монастыря. Именно в эти времена Зеленецкий монастырь достиг наиболее высокого уровня благоустройства. В 1624 году за монастырем были закреплены окрестные земли и крестьяне, освобожденные от податей.

    Весь комплекс монастыря, который дошел до наших дней, в основном, сложился в 1674-1698 годах, в период расцвета Зеленецкого монастыря, когда Корнилий, будучи новгородским митрополитом, способствовал распространению каменного строительства.

    Архитектурный ансамбль Зеленецкого монастыря – это группа храмов, размещенная в центре широкого двора, окруженная жилыми и хозяйственными сооружения и обнесенная каменной стеной с небольшими башнями по углам и тремя воротами.

    В центре Зеленецкого монастыря расположен пятиглавый двухэтажный Свято-Троицкий собор, построенный в 1684 году. Нижний храм – в честь Иоанна Богослова. Здесь находятся мощи основателя монастыря, Мартирия Зеленецкого, умершего в 1603 году. В 1698 году рядом с ним похоронили митрополита Корнилия.

    Композиция трапезной палаты и Благовещенской церкви, заложенной в 1680 году с севера от соборного храма, типична для трапезных монастырей 17 века, но украшение ее отличается самобытностью и оригинальностью. Помимо традиционных наличников из лекального кирпича здесь применены и широкие керамические наличники, которые украшают окна второго этажа на западном фасаде, в простенках – кресты из изразцов. Благовещенский храм освятили в 1686 году.

    На юго-западе от собора возвышается восьмигранная стройная трехъярусная колокольня. Ее внешний облик был изменен в первой четверти 19 века: деревянный шатер с главкой, венчавший колокольню, заменили на купол со «шпицем».

    В центральную группу основных строений входят: непосредственно сам собор, трапезная, колокольня. Раньше они соединялись деревянными переходами, но до наших дней они не дошли.

    Большую архитектурную ценность имеют корпуса с кельями, которые были возведены в 1680-х годах, поскольку жилых построек 17 века сохранилось немного.

    Со смертью Корнилия завершилось время активного строительства в Зеленецком монастыре: вплоть до начала 19 века здесь не было построено ни одного каменного здания. В 1771 году монастырь из Новгородской епархии перевели в Петербургскую и назначили местом ссылки для церковного покаяния.

    В Зеленецком Свято-Троицком монастыре особенно почитались иконы Тихвинской Божией Матери «Одигитрии» и Святой Троицы, которые по преданию были принесены сюда преподобным Мартирием.

    В 1919 году монастырь был закрыт. В 1937 году оставшиеся монахи были вывезены в «неизвестном направлении». Здания монастыря использовались разными советскими структурами. В 1992 году монастырь возвратили верующим. Сегодня он восстанавливается. Сейчас в обители – 16 насельников, ведутся богослужения, налаживается монашеская жизнь. В ноябре 2001 года проложили автомобильную дорогу, связывающую деревню Зеленец и большую землю.

Ссылка на основную публикацию