Заиконоспасский монастырь в Москве

МОСКОВСКИЙ ЗАИКОНОСПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, вид от площади Революции. 20 сентября 2013

Заиконоспасский мужской монастырь в г. Москве, ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви

  • Адрес: Россия, 103012, Москва, ул. Никольская, 7-9 (м. «Театральная»)
  • Телефон: (495) 698-35-38
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившися вдоль Никольский улицы. С 1665 г. в монастыре была устроена школа, которую возглавлял Симеон Полоцкий. Школа готовила чиновников для правительственных учреждений. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, во главе которой встали известные в русской истории братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Из академии вышли многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 году академия была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, а в монастыре осталось Заиконоспасское духовное училище.

    Главный храм монастыря — Спасский собор — построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским. Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах — второй четвертью XVIII века). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера.

    Заиконоспасский монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. 20 сентября 2013

    В 1737 г. храм был сильно поврежден пожаром, но восстановлен при Елизавете Петровне искусным мастером И.Ф. Мичуриным. Императрица Елизавета Петровна, приехав в Москву на коронацию, лично повелела восстановить собор и летом 1742 года присутствовала на его освящении. Тогда верхний престол освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». А на следующий год Святые ворота, выходящие на Никольскую, были увенчаны колокольней.

    В 1812 г. весь комплекс монастыря сильно пострадал во время нашествия и бесчинств французской армии. Храм обновлялся в 1851 году, тогда на куполе собора появилась изящная луковичная главка-ротонда.

    Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде «столпа», иконы богато украшены. Вход в нижний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса идет со стороны монастырского двора. Первое впечатление при входе в храм — его необыкновенная мрачность, почти полное отсутствие дневного света из-за того, что этот низкий храм с трех сторон окружен высокими двухэтажными и трехэтажными монастырскими строениями. Храм поддерживается четырьмя каменными столпами.

    В соборе хранился список с чудотворной Владимирской иконы Богоматери в золотой ризе, подаренный графом Н.П. Шереметевым, чей московский родовой дом находился на Никольской улице. В праздник Владимирской иконы 21 мая сюда совершался крестный ход из Успенского собора в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

    В 1920-х храм стал центром обновленческого «Союза церковного возрождения», а в 1929 г. был закрыт.

    В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен — в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь.

    Храм был возвращён Церкви в 1992 году. Богослужения возобновились в июле того же года. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму были приписаны колокольни бывшего Заиконоспасского и бывшего Никольско-Греческого монастырей.

    5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы.

    Статистика

    • январь 2012 — ок. 20 насельников (5 монахов, 4 инока, послушники) [1]

    Настоятели

    • Макарий (упом. 1620) игум.
    • Варлаам (упом. 1634 — 1644) игум.
    • Пафнутий (1645 — упом. 1647) игум.
    • Мисаил (упом. 1650 — упом. 1653) игум.
    • Иосиф (упом. 1675 [2] — упом. 9 сентября 1676 [3]) архим.
    • Сильвестр (Медведев) (упом. 25 августа 1680) [4]
    • Лукиан (? — 1700) игум.
    • Палладий (Роговский) (1700 — 23 января 1703)
    • Рафаил (Краснопольский) (1703 — нач. 1704)
    • Сильвестр (Крайский) (1704 — 11 марта 1705)
    • Антоний Кармелит (1705 — 1706)
    • Иосиф (Туробойский) (1706 — 1708)
    • Феофилакт (Лопатинский) (1708 — 1722)
    • Гедеон (Вишневский) (1723 — 1728)
    • Герман (Копцевич) (1728 — 1731)
    • Софроний (Мигалевич) (2 мая 1731 — 16 августа 1732)
      • Феофилакт (Журовский) (30 августа 1732 — 12 декабря 1733) иером., в/у
    • Стефан (Калиновский) (12 декабря 1733 — 1736)
    • Антоний (Кувечинский) (14 октября 1736 — 10 апреля 1737)
    • Митрофан (Слотвинский) (1738 — 8 ноября 1738)
    • Платон (Левитский) (4 марта 1739 — 1741)
    • Кирилл (Флоринский) (июль 1741 — 5 сентября 1742)
    • Порфирий (Крайский) (5 сентября 1742 — 1748)
    • Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
    • Варлаам (Лящевский) (23 июля 1753 — июль 1754)
    • Иоасаф (Хотунцевский) (1754 — 12 мая 1757)
    • Геннадий (Драницын) (12 мая 1757 — 1758)
    • Гедеон (Сломинский) (30 апреля 1758 — 9 августа 1761)
    • Гавриил (Петров-Шапошников) (20 сентября 1761 — 6 декабря 1763)
    • Геннадий (Границкий) (1 января 1764 — 1768)
    • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (20 марта 1768 — 10 октября 1770)
    • Феофилакт (Горский) (12 октября 1770 — 8 августа 1774)
    • Амвросий (Подобедов) (18 августа 1774 — 1778)
    • Дамаскин (Семенов-Руднев) (май 1778 — 1782)
    • Павел (Пономарёв) (1782 — 1783)
    • Аполлос (Байбаков) (17 декабря 1783 — 1786)
    • Афанасий (Иванов) (1786 — 12 ноября 1788)
    • Мелхиседек (Заболотский) (декабрь 1788 — 1791)
    • Мефодий (Смирнов) (1 января 1792 — 1794)
    • Амвросий (Орлин) (1794 — 1795)
    • Евлампий (Введенский) (1795 — 1798)
    • Серафим (Глаголевский) (1798 — 1799)
    • Владимир (Третьяков) (6 января 1800 — 25 декабря 1801)
    • Августин (Виноградский) (25 декабря 1801 — февраль 1804)
    • Моисей (Близнецов-Платонов) (февраль 1804 — март 1808)
    • Сергий (Крылов-Платонов) (20 апреля 1808 — 1 января 1810)
    • Симеон (Крылов-Платонов)) (24 января 1810 — 12 августа 1814)
    • Евгений (Казанцев) (1814 — 1817)
    • Парфений (Чертков) (21 сентября 1817 — 1819)
    • Феоктист (Орловский) (июнь 1820 — 1827)
    • Виталий (Щепетов) (1827 — 1833)
    • Исидор (Никольский) (11 июня 1833 — 14 ноября 1834)
    • Иосиф (Богословский) (21 января 1835 — 27 декабря 1842)
    • Алексий (Ржаницын) (14 февраля 1843 — 1853)
    • Леонид (Краснопевков) (22 января 1854 — 26 апреля 1859)
    • Сергий (Ляпидевский) (8 августа 1859 — 1861)
    • Иоанникий (Холуйский) (3 марта 1861 — упом. 1868)
    • Николай (Трусковский) (? — 20 августа 1881)
    • Иосиф (Баженов) (1881 — 1884)
    • Арсений (Иващенко) (1886 — 1889)
    • Феодосий (Рождественский) (? — 23 января 1895)
    • Владимир (Филантропов) (1895 — 1898)
    • Анатолий (Станкевич) (? — 20 декабря 1898)
    • Феофилакт (Клементьев) (1903 — 1907)
    • Евфимий (Елиев) (2 июня 1909 — ?)
    • Владимир (Синьковский) (14 июля 1914 — 3 августа 1917)
    • Сщмч. Василий (Богоявленский) (11 августа 1917 — 27 августа 1918)
    • .
    • Московские и всея Руси патриархи (с 5 марта 2010)
      • Пётр (Афанасьев) (5 марта 2010 — 11 апреля 2016)
      • Даниил (Константинов) (с 8 июня 2016) и.о. наместника

    Литература

    1. Бельдова М.В., Воробьева Ю.С., Жукова М.П. и др. сост.; Иннокентий (Просвирнин), архим., научный руковод.. История Русской Православной Церкви в документах Федеральных архивов России; Архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннотированный справочник-указатель.. Москва. Новоспасский монастырь. 1995 . 397,[3] с..
    2. Судариков А.В., Чапнин C.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. М.. Братство Святителя Тихона. 1993 . 224 с..
    3. Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов.. Москва. Изд-во Братства Святителя Тихона. 1999 . 256 с..
    4. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

    Использованные материалы

    • Строев П.М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви. — СПб., 1877, стб. 158-162.
    • История Заиконоспасского монастыря // Официальный сайт мужского ставропигиального монастыря города Москве:
      • http://zspm.ru/istoriya-monastyrya-i-akademii (материал использован частично)

    [1] Богданова Ольга, «Игумен Петр (Афанасьев): Надо любить все, что дает Господь,» Татьянин день (интернет-издание), 20 января 2012, http://www.taday.ru/text/1426214.html

    [2] Упоминается в звании строителя (Строев, Указ сочин. ст. 158.)

    [3] Упоминается как архимандрит. См. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, Том II. — Москва: Изд-во «Русский Двор», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 254, 287.

    [4] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический. О бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, Том II. — Москва: Изд-во «Русский Двор», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с. 254, 287.

    Заиконоспасский монастырь

    Первый российский ВУЗ

    Эта обитель прославилась не подвигами во имя Господа, а светскими событиями. Памятная доска на доме №9 сообщает, что здесь размещалась Славяно-Греко-Латинская академия — первое в России высшее учебное заведение.

    Заиконоспасский монастырь основал в 1600 году Борис Годунов.

    Полное название обители: «Заиконоспасский мужской монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце что за Иконным рядом». Этим именем монастырь обязан своему расположению за иконными рядами на Никольской улице, где «обменивали иконы». За этим скрывалась бытовая хитрость: нельзя продать святой образ, но можно обменять на деньги.

    До нашего времени в Заиконоспасском монастыре сохранился Спасский собор. Его построили в 1660 году и перестроили в 1701 по проекту Ивана Зарудного. Сохранились также палаты XVII века (так называемый «Учительский корпус»).

    В 1664 году Алексей Михайлович задумал создать систему полноценного университетского образования.

    По его приглашению в Москву из Белоруссии приехал просветитель Симеон Полоцкий. Он поселился на территории Заиконоспасского монастыря и открыл там латинскую школу для подьячих Тайного приказа.

    Взошедшая на престол царевна Софья также была ученицей Симеона Полоцкого. Поэтому не удивительно, что в 1687 году она позволила открыть Славяно-Греко-Латинскую академию.

    Этот первый ВУЗ был исключительно религиозным. Педагогами академии стали прибывшие из Греции братья Иоаникий и Сафроний Лихуды. Они начали обучать в Заиконоспасском монастыре 30 студентов типографскому искусству (на Руси как раз начали печатать книги), диалектике, грамматике, риторике, логике, пиитике, латинскому и греческому письму и физике. Само учебное заведение называлось греко-латинской школой или — по месту нахождения — «Спасскими школами».

    Братья Лихуды преподавали здесь до последнего своего дня. Их даже похоронили в Заиконоспасском монастыре. Сменили Лихудов подготовленные ими же русские педагоги Поликарпов-Орлов и Семенов.

    К тому времени, как Петр I присвоил школе статус академии, в ней училось уже более 200 студентов. Ректором в то время был иеромонах Палладий. Он пригласил из Львова и Киева выпускников духовных заведений, знакомых с западноевропейской системой образования, и преподавание перевели на латынь. Академия стала славяно-латинской, а обучение разделили на две ступени — начальную и высшую. На начальной ступени изучали древние языки, христианскую догматику, арифметику, географию, историю. На заключительной стадии изучали пиитику, риторику, философию, богословие. Обучение длилось 12-15 лет. Неспособных к наукам, но имеющих добрый нрав и хорошее поведение, из академии не выгоняли. Их держали, надеясь, что у студентов откроется способность к учебе.

    Экзамены Академии собирали много зрителей, так как проходили в форме диспутов нескольких учеников о каком-нибудь предмете. А по уровню образования Славяно-Греко-Латинская академия в Заиконоспасском монастыре соответствовала лучшим западноевропейским университетам. Среди ее выпускников были создатель учебника «Арифметика» Леонтий Магницкий, писатель, поэт и переводчик Василий Тредиаковский, архитектор Василий Баженов.

    Выпускники Академии участвовали и в создании университета при Академии наук в Петербурге. Да и основатель Московского университета Михайло Ломоносов в 1731 году с рыбным обозом пришел именно в эти «классы» на Никольской. Получая стипендию 3 копейки в день, будущий ученый постигал здесь науки в течение пяти лет.

    В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона.

    В Спасском соборе устроили конюшню, в книжных лавках торговали спиртным, а в казначейской келье — шили мундиры. Все ценное разгромили и растащили. Монахов и учащихся Академии превратили в прислугу. Так как в Москве уже работал полноценный университет, Славяно-Греко-Латинскую академию не восстанавливали, а преобразовали в духовную академию. В 1814 году ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. Там она объединилась с семинарией.

    После этого Заиконоспасский монастырь переживал не лучшие годы. Спасла его только близость к Кремлю. Например, во время коронаций, когда по Никольской шли праздничные и нарядные процессии, монахи сдавали свои кельи внаем желающим зевакам.

    В 1884 году на территории монастыря открыли духовное училище для детей московского духовенства. Но это не помогло обители поправить дела.

    В 1929 году Спасский собор закрыли, колокольню сломали, а на месте надвратной иконы пробили окно. В здании собора разместились госучреждения. В доме №7 открылась телестудия «Радиопередача»: она транслировала первые телепрограммы. А в 1991 году тут открылась радиостанция «Эхо Москвы». В 1992 обитель вернули церкви.

    Сейчас Заиконоспасский монастырь действует, но многие его площади занимают нецерковные организации (Историко-архивный институт РГГУ, ресторан «Годунов», почтамт).

Ссылка на основную публикацию