Задонск монастырь тихона задонского

Добро пожаловать в Задонск!

Небольшой город в западной части России получил звание русского Иерусалима. Задонск это православная столица страны, богатая монастырями, храмами и святыми источниками. Однако не только верянам будет интересно посетить место: Задонск в Липецкой области (Находится в 60 км от областного центра — Липецка.), как современный город, предлагает экотуризм, семейный отдых, развлечения для молодых людей.

Откройте вместе с нами прекрасный город Задонск !

идеальное место для семейного туризма и отдыха

Благодаря компактному размещению почти все интересные места можно посетить пешком буквально за 1 день. Некоторые парки и развлечения находятся немного дальше самого города, поэтому до них добираются общественным транспортом или на такси.

Самые известные монастыри Задонска

  • Рождество-Богородицкий мужской монастырь в центре города на ул. Коммуны, 14.
  • Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь за пределами города, возле Тихоновской купели.
  • Церковь с послушницами иконы Божией Матери.

Сегодня обители восстанавливаются и достраиваются. Внешне они составляют прекрасный архитектурный ансамбль города, на который стоит посмотреть, даже не будучи верянами.

Православные храмы в Задонске

  • Собор Владимирской иконы Божьей Матери.
  • Троицкий собор.
  • Вознесенский собор.

Двери храмов открыты для посетителей, настоятели просят соблюдать правила входа в святую обитель.

Задонск: необычные памятники

  • Город стал популярен из-за творения рук местного ветеринарного врача: памятник пенициллину и микроскопу. Они спрятаны в двориках, выполнены доктором на досуге из дерева.
  • Важным моментом в истории Задонска является Вторая мировая война. В память о погибших сыновьях многодетной матери Марии Фроловой в парке Победы установлен памятник героине. Ее дом можно найти в переулке с памятной табличкой.
  • Славу завоевал памятник Дракону или Змею Горынычу в развлекательном парке “Кудыкина гора” в нескольких км от Задонска. С него начинается знакомство посетителей с огромным комплексом скульптур, зоопарком и других развлечений.

Другие достопримечательности

Стоит выделить источники, например, водопад Русанов ключ — единственный в Липецкой области. Не менее известны гончарные мастерские — одна есть в самом Задонске, а “столицей” гончарства при царе считали с. Юрьево. Известны народные предания о поющем дубе во дворе одной из жительниц.

Для семейного отдыха подойдут:

  • сафари парки;
  • веревочный городок;
  • многочисленные базы;
  • заповедник “Галичья гора”;
  • упомянутый комплекс “Кудыкина гора”.

Небольшой город на берегу Дона предлагает разный отдых от экскурсий по храмам до активного на природе, либо семейного с детьми. Остановиться в Задонске получится в немногочисленных гостиницах. Верянам предлагают размещение в отелях при храмах. Однако в сезон православных праздников там большой спрос.

Из истории Задонска

Ранее на этом месте располагалось селение Тешевка. Впервые упоминается в 1615 г. Слобода была основана при Богородицком монастыре, учредителями его считаются монахи Кирилл и Герасим. В 1779 г. по указу императора переименовали в Задонской (город), но позднее название сократилось до современного.

Этимология простая — город находится за одноименной рекой. Вероятно, в те времена добраться до него было непросто, поэтому это и легло в основу названия. Через 2 г. после переименования его наделили гербом и начали застраивать.

Важное событие в жизни города — открытие мощей свт Тихона в 1861 г. С тех пор Задонск в Задонском районе Липецкой области стал местом паломничества, что значительно подняло его экономический уровень.

В период советской области монастыри и храмы были закрыты и отведены под цехи, заводы и т.д. Лишь в 90-х гг. началось восстановление ранее утерянных святынь, реконструкция церквей.

Районный центр, связан транспортом с селами и деревнями и большими городами: Воронеж, Москва, Тула, Орел, Калуга, Елецк, Новомосковск. Приведем цифры:

  • до Москвы — 430 км;
  • до Воронежа — 99 км;
  • до Тулы — 230 км.

Большая часть транспорта транзитная, поэтому придется заранее позаботиться о билетах. Прибывает он на автостанцию города на ул. Карла Маркса.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь. (Монастырь Тихона Задонского)

Задонский монастырь называют Русским Иерусалимом, а святителя Тихона русским Златоустом.

Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске.

В самом городе заблудиться трудно — он небольшой, и кресты Задонского монастыря видны со всех его точек.

Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха — Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери.

Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. На данное время Задонск и его окрестности имеют четыре монастыря, которые находятся на отдалённости не более 2х км. друг от друга и только один монастырь удалён от города на 7 км. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря .

Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.

С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов.

Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России .

Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов ( Собор Владимирской иконы Божией Матери • Колокольня с церковью Николая Чудотворца • Церковь Тихона Задонского и Игнатия Богоносца • Церковь Рождества Богородицы • Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» • Надвратная часовня • Церковь Тихона Задонского • Часовня-купальня на источнике ), странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.

В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы.

Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители — Владимирского собора — началась новая эпоха в истории Задонского монастыря.

Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы.

Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.

В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился Святитель Тихон был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному Синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I.

В дальнейшем для установления факта обретения мощей была создана комиссия, в которую входили митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московский Покровского монастыря Паисий, два человека из Задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая ими было засвидетельствован факт нетленности мощей и облачения Святителя Тихона. После этого Священный Синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение Александр Николаевич подписал так: « Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр ».

3.00 — ранняя Литургия (в Великие праздники и в воскресные дни)

6.00 — ежедневно утренние молитвы

6.40 — молебен с акафистом

7.30 — Литургия, исповедь

10.00 — молебен о здравии с освящением воды, панихида

12.00 — молебен свт. Тихону Задонскому у его мощей

17.00 — вечернее богослужение

На территории монастыря имеется гостинный дом поломника с очень строгим режимом пребывания в нём.

Нахождение внутри дозволяется только с 12 до 16, поскольку к 16.30 надлежит прийти ко Всенощной (однако сама Всенощная в 17), к 22 – вернуться, в 22.30 всё электричество отключается .
Но наиболее интересным для нас пунктом был тот, что извещал об обязанности в 5.30 утра покинуть помещение Дома паломника. Новыми красками это предписание играет тогда, когда знаешь, что начало Литургии в 7.30.

К монастырю относится множество скитов. Есть скиты с Афонским уставом, который, очевидно, оказался так хорошо переработан на русской земле, что приезжающие со Святой горы монахи не выдерживают его строгости и едут обратно.

Задонск. Монастыри и храмы

Самый известный монастырь Задонска — это, конечно, Рождество-Богородицкий, в котором хранятся мощи святителя Тихона Задонского. Но поход по монастырям и храмам города я начну не с него.
Километрах в трёх от моста через Дон в бывшем селе Тюнино находится Богородице-Тихоновский женский монастырь.
«Здесь место святое и весьма приятное: оно утешает дух мой радостью, точно рай земной». Эти слова святитель Тихон Задонский сказал о том месте, где сейчас расположен монастырь.
Начался монастырь с церкви иконы Богородицы «Живоносный источник», построенной рядом с родником, обустроенным Тихоном.

Официальная дата утверждения Богородице-Тихоновского монастыря – 1867 год. Монашеская жизнь укреплялась, росло хозяйство. Святая обитель с целебным источником и купальнями стала местом паломничества богомольцев.

2. Монастырь украсился новым пятикупольным собором в честь Вознесения Господня.

После революции насельницы долго терпели притеснения, голод, лишения. Постройки монастыря были приспособлены под городские нужды.
В 1930 году при окончательном разорении обители многие сестры были приговорены к разным срокам ссылки, а матушка игумения Мелитина и духовник монастыря отец Гордей расстреляны.
Восстановление монастыря началось в 1994-м году, монашеская жизнь возобновилась в 2002 году.
3. В 2011-м начались службы в Вознесенском соборе.

4. Устроен иконостас.

Но к росписи стен ещё не приступали.
5. Лестница на хоры.

6. Келейный корпус.

7.

8.

9. Километрах в пяти от Тюнино в лесу уютно разместился Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь.

10. Белая стена, белая церковь-колокольня, белый храм.

Своим появлением монастырь тоже обязан Тихону Задонскому.
11. Тихон любил в поисках молитвенного уединения ездить в эти тихие спокойные места по берегам речки Проходни.

12. Здесь тоже был родник, а потом ещё и купальня.

После канонизации Тихона Задонского в 1861-м году не остались без внимания и его любимые места.
Богородицкий монастырь выкупил землю рядом с источником и на холме была обустроена пасека и поставлены несколько деревянных изб, где жили иноки, присматривающие за пчёлами.
13. Пасека в монастыре есть и сейчас.

К тому времени Богородицкий монастырь стал достаточно суетным местом из-за большого числа паломников и братия пожелала построить в лесу скит для монашеского уединения и молитв.
В 1865-м году в скит перенесли деревянную церковь из села Гнилуши, которую освящал ещё сам Тихон.
Строительством монастыря занимался архимандрит Димитрий — настоятель Богородицкого монастыря. Официально монастырь был открыт в 1873-м году.
14. В 1877-м году была построена колокольня, совмещённая с надвратным храмом и святыми воротами.

15. В 1883-м году по типовому проекту Тона был построен храм Троицы Живоначальной напоминавший уменьшенную копию Храма Христа Спасителя в Москве.

При восстановлении храма в конце 1990-х выяснилось, что грунт сдвинулся, и воссоздать храм в первоначальном виде уже не получится.
Количество насельников достигало 100 человек, были выстроены братские корпуса, больница.
16. Сейчас в монастыре ведётся большое строительство — сразу несколько больших жилых корпусов.

17. Думаю. что кроме монастырских нужд, они предназначены и для приёма паломников, прибывающих поклониться святыням Богородицкого монастыря.

18.

В 1921-м году монастырь был закрыт. Насельников моложе 50 лет и крепких здоровьем отправили на принудительные работы, остальных — в дом инвалидов. В 1922 году на территории монастыря расположился совхоз, а в 1923-м — большая детская колония «Уют».
В войну в монастыре был госпиталь и школа разведчиков. Колокольни всех четырёх задонских монастырей были разобраны, чтобы не служили ориентирами для немцев. Немецкий десант прорвался на территорию госпиталя и расстрелял всех раненых.
19. При восстановлении монастыря было обнаружено множество останков раненых бойцов, они были захоронены в братской могиле рядом с монастырём.

На мемориальных досках 170 фамилий, больше установить не удалось. Каждый день на службах поминаются их имена. Ещё поимённо поминаются погибшие на «Курске», погибшие при ликвидации аварии в Чернобыле.
В 1950 – 1960 годы здания монастыря перестроились под нужды размещенного здесь Задонского психоневрологического интерната. Колокольня, сохранившая только свой первый ярус, была превращена в сушилку. Соборную Троицкую церковь, снеся купола, перестроили в двухэтажное здание, на верхнем этаже которого разместился кинозал для больных, а внизу – столовая и кухня с соответствующими службами. От братской трапезной, старого настоятельского корпуса не осталось и следа. Деревянный Тихоновский храм, освященный самим Святителем, был разрушен еще раньше: после войны местные жители разобрали его на стройматериалы.
Рассказывают, что один из монахов, который не захотел расстаться с родным монастырем, проживал в интернате на правах больного, хотя все знали, что он не только здоров, но и имеет многие духовные дарования. К нему приходили за утешением и советом. А чтобы не привлекать к себе внимания, он юродствовал, катая одной бутылкой разбитые стекла от другой.
Медсестры психоневрологического диспансера рассказывали, что во время разрухи они тайно организовывали походы к источнику вместе с больными, старались поддерживать святой источник в чистоте и порядке.
Сейчас интернат тоже существует, но уже за территорией монастыря, во вновь построенных в 1989-м году специально приспособленных зданиях.
20. В одной из угловых башен, построенной на месте, где находился шалашик Тихона Задонского, устроена часовенка.

В 1991-м году монастырь был возвращён церкви и ныне действует уже как женский. Первая служба прошла в праздник Преображения Господня, поэтому монастырь получил к своему названию ещё и «Преображенский».
Уже в 2000-х стали открываться послушания: швейная, пекарня, просфорня, прачечная, хозяйственный двор с коровником, овчарней, курятником и теплицей. Разбивается огород. Идут работы на монастырских полях.
21. У монастыря своя техника, насельницы стараются сами себя обеспечивать.

Открываются басменная мастерская, прядильная, резьба по дереву.
22. Во дворе устраиваются цветники, широким зеленым ковром ложится газон.

Кроме трёх монастырей, в Задонске есть ещё два больших городских храма — Успенский и Троицкий.

23. Успенский собор. Построен в самом конце 18 века рядом с главной городской площадью и долгое время был главным приходским храмом Задонска, в том числе и при советской власти.

24. Но, в 1970-м году городские власти, видимо, посчитали, что за спиной у Ленина вести церковные службы нельзя и храм закрыли.

Сейчас на реставрации.
25. Классическая колокольня

26.На улице Карла Маркса, в двух кварталах от улицы Коммуны находится Троицкий собор.

Он был построен в конце 19-го века по проекту воронежского архитектора Александра Кюи, освящён 12 августа 1897 года.
Более 30 лет он был соборным храмом Свято-Троицкого Тихоновского женского монастыря (Скорбященского). Монастырь играл «вспомогательную» роль — основной задачей сестёр было служение больным и бедным странникам, прибывшим в Задонск поклониться святыням. К 1917 году в монастыре было около 200 насельниц. После революции монастырские постройки постепенно отбирались для нужд новых властей и в 1929-м монастырь окончательно был закрыт. В монастыре была детская колония, келейные корпуса отдали под квартиры, в главном корпусе был хлебозавод. Скорбященскую церковь 1860-го года постройки снесли. Сохранился Троицкий собор.
27.

В 1970-м городские власти закрыли Успенский собор и вынудили общину перейти в полуразрушенный Троицкий. К тому же, в 1971-м во время сильной грозы молния ударила в купол, возник сильный пожар. Службы начались только в 1974-м году. И сейчас работы по восстановлению внутреннего убранства далеки от завершения. С возрождением Рождество-Богородицкого монастыря центр духовной жизни переместился туда, а Троицкий собор остался единственным приходским храмом.
28.

А про Рождество-Богородицкий монастырь я расскажу в следующий раз

Другие отчёты по этой поездке:
Пальна-Михайловка
Задорный Первомай в Ельце
Елец воинский
Задонск светский
Задонск. Монастыри и храмы
Задонск. Рождество-Богородицкий монастырь
Богородицк. Парк, дворец, город

Аудиогид по Задонскому Рождество-Богородицкому монастырю

История этой светлой, невероятно красивой и гостеприимной обители неразрывно связана с личностью и духовными подвигами святителя Тихона Задонского, одного из самых почитаемых русских святых.

Здесь, на территории монастыря, он провел последние годы своей земной жизни. Мы узнаем, где находилась келья Тихона Задонского, увидим место, где святителю явился сам Господь, полюбуемся прекрасным собором, в котором почивают мощи святителя Тихона и познакомимся с другими достопримечательностями Рождество-Богородицкого монастыря. В этом аудогиде мы старались уделить особое внимание истории создания обители и основным вехам в ее жизни.

В создании аудиогида активное участие приняли братья Задонского Рождество-Богородицкого монастыря. Мы искренне благодарим их за доброту, открытость и огромную помощь! Еще на этапе создания аудиогида, мы планировали сделать его особенным: глубоким и поддерживающим у паломников сосредоточенное и молитвенное настроение. Аудиогид по Задонскому Рождество-Богородицкому монастырю звучит голосом служителя паломнического отдела монастыря, отца Афанасия, которому мы хотели бы выразить особую благодарность. Негромким аккомпанементом к аудиогиду служит запись песнопений хора Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Полную версию аудиогида можно найти здесь. Скачать аудиогид можно, установив приложение izi.TRAVEL на телефон и набрав в поиске «Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь».

Мы надеемся, что аудиогид по Рождество-Богородицкому монастырю принесет вам пользу и частичку благодати, которая царит в этом удивительном святом месте!

Выражаем огромную благодарность за помощь в создании гида всем членам Липецкого областного краеведческого общества и лично – Александру Юрьевичу Клокову. Тексты, представленные в аудиогиде, содержат, в том числе, сведения, представленные в научно-публицистических трудах участников Общества. Благодарим Государственную дирекцию по охране памятников культурного наследия Липецкой области и Андрея Анатольевича Найденова – лично, за большое содействие в организации поездок по области и консультирование по историко-архитектурным вопросам.

Выражаем благодарность Центру кластерного развития Липецкой области за огромную поддержку содействие в организационно-консультативных вопросах. Аудиогид подготовлен командой блога «Летопись русской усадьбы»: Вадимом Разумовым, Екатериной Гавриловой, Александром Телицыным.

Мы благодарим братьев Задонского Рождество-Богородицкого монастыря за огромную помощь, гостеприимство и доброту!

2. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Главный храм обители.

Общая высота монастырской колокольни составляет 82 метра. Колокольню венчает 5-метровый крест. А вес самого тяжелого колокола составляет 5 тонн.

3. Надвратная Никольская церковь с колокольней и гостиничными корпусами.

Собор Владимирской иконы Божией Матери является «сердцем» задонской Рождество-Богородицкой обители. Именно в нем находятся главные святыни монастыря: чудотворная икона Владимирской иконы Божией Матери и мощи святителя Тихона Задонского.

4. Сияющие купола Рождество-Богородицкого монастыря видны из любой точки Задонска.

В первом ярусе колокольни по-прежнему сохраняется вход в обитель. Символично, что паломников и гостей монастыря встречают позолоченные фигурки ангелов, расположенные на колокольне. Переливаясь на солнце, они, как и прежде, радостно приветствуют путников.

5. Надвратную колокольню украшают позолоченые фигуры ангелов.

Эта архитектурная достопримечательность была построена в период с 1845 по 1853 год выдающимся русским архитектором Константином Андреевичем Тоном. Именно он спроектировал проект Храма Христа Спасителя в Москве. К созданию собора во имя Владимирской иконы Божией Матери приложил свои усилия и другой известный человек — художник Тимофей Егорович Мягков. Он создал иконостас старинного храма.

6.

Архиерейский корпус был построен в 1906 году. Это здание, выполненное в стилевых формах эклектики, предназначалось для проживания епархиальных архиереев и почетных гостей монастыря. Некоторое время в корпусе располагалось Уездное духовное училище. Сейчас там проживают монахи обители.

7. Архиерейский порпус.

8.

На средства задонского городничего Ивана Дулова на месте кельи Тихона Задонского был установлен гранитный памятный знак. После прославления святителя Тихона, в 1865 году, на месте монумента была появилась миниатюрная церковь, которую освятили в честь Тихона Задонского.. Как и большинство построек комплекса Задонского мужского монастыря, Церковь на месте кельи Святителя Тихона Задонского пострадала в советские годы. Однако, общими усилиями храм, расположенный на столь памятном для православных христиан месте, восстановлен и вновь открыт для прихожан.

9. Церковь на месте кельи Святителя Тихона Задонского.

В южной части территории монастыря расположено двухэтажное здание с протяженным фасадом, украшенной изящными колонными портиками. Это – трапезный корпус монастыря, в котором расположена церковь во имя Вознесения Господня. Трапезный корпус появился в Задонске еще в конце XVIII века, однако в середине XIX столетия здание подверглось существенной перестройке. В 1817 году к корпусу была пристроена церковь Вознесения Господня, а в 1842 году – часовня на месте так называемой «Митрофановской пещеры» — места, где скрывался для уединенной молитвы соратник Тихона Задонского, святитель Митрофан. Рядом со святителем Митрофаном в «Митрофановской пещере» нашли свой покой несколько задонских праведников.

10. Трапезный корпус с церковью Вознесения Господня.

В самом центре площади между Владимирским собором и Трапезным корпусом находится памятник святителю Тихону Задонскому. Великий духовный деятель изображен на монументе, благословляя Задонск, монастырь и всех посетителей обители.

11. Памятник Тихону Задонскому.

Этот храм был построен на том самом месте, где в усыпальнице под алтарем прежнего Владимирского собора покоились мощи святителя Тихона Задонского до их обретения в 1846 году. Знаковый храм был построен в 1870 году. Постройка, лишенная пышного декора, выдержана в стилевых формах эклектики. В настоящее время церковь во имя святителя Тихона отреставрирована.

12. Церковь над гробом Тихона Задонского.

13. Территория монастыря похожа на райский сад. Здесь высажено множество цветов, которые благоухают как-то особенно сладко.

Открытие памятника было приурочено ко дню прославления святителя Тихона Задонского 26 августа 2005 года. В Задонск устремились крестным ходом сотни паломников из Липецка, Ельца, Воронежа и других городов. В Задонске они объединились в общий крестный ход и проследовали в обитель, к месту торжественного открытия памятника святителю Тихону. В ходе торжества памятник был освящен по чину иконы. То есть, он является одной из святынь монастыря.

14. Памятник святителю Тихону был освящен по чину иконы, то есть он является одной из святынь обители.

15.

16. Владимирской собор был построен по проекту русского зодчего Константина Тона. Ему же принадлежит авторство проекта Храма Христа Спасителя в Москве.

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы является вторым по величине храмом Задонского мужского монастыря. Эта величественная церковь находится южнее Владимирского собора. Храм в его нынешнем виде был построен в 1862 году.

17. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

18.

19.

Еще одно здание со скромным декором, выдержанное в стиле эклектики, до революции являлось казначейским корпусом. В нем проживали монастырские, ризничие, благочинные и братья. Сейчас там тоже находятся братские кельи.

20. Казначейский корпус.

За алтарной частью Владимирского собора находится могила выдающегося военного, общественного деятеля, дипломата и путешественника Николая Муравьева-Карского. У человека, который только начал знакомиться с историей Липецкой области, может возникнуть вопрос: «Почему могила этого светского человека расположена в столь почетном месте, у главного храма обители»?

21. Могила Николая Николаевича Муравьева-Карского, великого военного деятеля и мецената. С историей его усадьбы Скорняково-Архангельское в Задонском районе вы можете ознакомиться здесь.

22.

23.

24.

25. Общая высота монастырской колокольни составляет 82 метра. Колокольню венчает 5-метровый крест.

26. Вид на монастырь.

27.

У основания высокого холма, на котором расположен Рождество-Богородицкий монастырь, проистекает чудотворный Богородичный источник. На протяжении нескольких веков он привлекал множество паломников. Существует версия, согласно которой первый храм над источником был построен в 1610 году – в год основания самого монастыря. Однако, достоверно известно о том, что каменная часовня появилась здесь в первой половине XVIII века. В 1870 году на месте этой часовни появилась церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

28.

Святой источник, расположенный у подножия монастырского холма, не раз являл чудеса исцеления верующим из разных уголков мира. Ежегодно его посещают тысячи паломников. Во время возрождения монастыря у источника была оборудована купель.

29. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Святой источник и купель.


30.

31.

32.

33. Обязательно посетите эту удивительную обитель!

Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь

  • blue
  • cyan
  • deep
  • default
  • orange
  • purple
  • default
  • left-main
  • left-right-main
  • main-left-right
  • main-left
  • main-only
  • main-right-left
  • main-right
  • right-main-left

Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский задонский монастырь г. Задонска Липецкой области

Эти слова святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский и всея России чудотворец, произнес о месте будущего Богородице-Тихоновского монастыря.

История Тюнинской обители ведет начало с 1814 года, когда был построен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» над тем самым колодезем с родником, который обустроил еще при жизни святитель Тихон. Он любил пребывать здесь в уединении и молитве.

С первых же дней при храме поселились благочестивые девицы, стремившиеся к богоугодной подвижнической жизни. Под покровительством первого ктитора храма А.Ф. Викулина община сестер-отшельниц постепенно росла, были выстроены колокольня и храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Устройству общины немало содействовал святой владыка Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский.

Но промыслом Божиим этой тихой обители была уготована многоскорбная жизнь. Два периода тяжких испытаний были перенесены матушками.

После смерти своего первого благодетеля более тридцати лет сестры терпели притеснения со стороны местных властей и помещиков, угрозы выселения, оскорбления, нищету и всевозможные лишения, вплоть до закрытия храма.

Удивительная стойкость отшельниц, их вера, смирение и кротость были вознаграждены самим Богом: постепенно здесь возрастает женский монастырь. Официальная дата утверждения Богородице-Тихоновского монастыря – 1867 год. Монашеская жизнь укреплялась, росло хозяйство. Святая обитель с целебным источником и купальнями стала местом паломничества богомольцев. Монастырь украсился новым пятикупольным собором в честь Вознесения Господня.

Но вот одна за другой стали обрушиваться страшные бури XX века. Долго держались матушки, пережили революцию, голод, изъятие имущества, а когда пришел час исповедничества веры, проявили мужество, верность Богу и единство во Христе. В 1930 году при окончательном разорении обители многие сестры были приговорены к разным срокам ссылки, а матушка игумения Мелитина и духовник монастыря отец Гордей расстреляны за веру.

Символичны совпадения по времени трагических событий, или лучше сказать, подвигов мученичества за Христа, в судьбе священномученика о. Александра Вислянского (бывшего диакона монастыря) и Тюнинских страдальцев. Как арест, так и казнь их произошли почти в одни и те же дни.

Но это не стал о концом истории обители. И как сегодня не благодарить Бога и небесных покровителей монастыря, Пресвятую Владычицу Богородицу и святителя Тихона, за чудо воскресения Руси, чудо воскресения и Тюнинского монастыря. С 1994 года начато восстановление обители; с июля 2002 года здесь возрождено женское монашеское общежитие.

Сегодня число насельниц немного превышает тридцать человек, вместе с игуменией. И хотя остается множество нерешенных проблем, многое еще предстоит, но самая большая радость в том, что живет монашеская обитель, совершается молитва и служение Богу, а значит, и спасительный покров Царицы Небесной пребывает над монастырем.

В 2011 году, впервые за 80 лет, возобновлено богослужение в Вознесенском соборе монастыря.

В 2012 году монастырь отметил десятилетие своего возрождения.

В 2014 году исполнилось 200 лет храму в честь Живоносного Источника Пресвятой Богородицы, с которого началось существование Тюнинской женской общины .

  • В 2017 году монастырь отметил 150 лет со дня своего официального утверждения.
  • Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь в Липецкой области

    Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь в Липецкой области — христианская обитель, божественный город в мирском окружении, состоящий из девяти храмов и наполненный славой Господней.

    История возникновения мужской обители

    Рождество-Богородицкий храмовый комплекс обязан своим существованием двум старцам — схимонахам Кириллу и Герасиму. В 1610 году выходцы Сретенской обители со списком чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери пришли в задонские земли и основали мужскую обитель в 1630 году. Так было положено основание Русского Иерусалима, который быстро обрастал храмовыми строениями.

    Новость о чуде молниеносно распространилась далеко за пределы обители, к иконе устремились паломники, приносящие пожертвования на восстановление святыни.

    Интересно! В 1692 году после сильного пожара храмовые постройки были полностью уничтожены, но среди пепелища был найден неповрежденным Владимирский святой образ Богородицы.

    Прежде монастырские храмы назывались Тешевскими, а в 1779 году с переименованием города в Задонск появился Задонский Богородицкий мужской монастырь. В 1769 году слава Богородицкого монастыря засияла по-новому, благодаря поселению в нем святителя Тихона.

    Российский Златоуст обладал дарами:

    • любви;
    • исцеления;
    • чудотворения;
    • утешения;
    • веры и постоянной молитвы.

    Ни один нищий или обездоленный не ушел из храма без утешения и молитвенной поддержки.

    В 1783 году, 13 августа святитель Тихон тихо отошел к Богу, после чего началось настоящее паломничество к могиле святого. Проявилась чудотворная сила святого лика Божьей Матери в дни свирепствования чумы 1830 года. Насельники мужской обители проводили часы в молитве перед чудотворной иконой, и ни один из них не умер во время чумы.

    Интересно! В 1846 году, при строительстве нового собора Владимирской иконы Богородицы, мощи святителя Тихона были найдены нетленными.

    13 августа 1861 года в день кончины святого по случаю его прославления небольшой городок Задонск с населением в семь тысяч человек принял более трехсот тысяч паломников.

    Николай Второй своим указом возвел Задонский Рождество-Богородицкий храмовый комплекс в ряды первого класса.

    Деятельность комплекса в XX веке

    Двадцатый век насельники обители встретили в монастыре с 6 храмами, духовным училищем, больницей, гостиницей.

    Храмовый комплекс сам обслуживал себя, имея фабрику по производству свечей и 2 завода, где изготавливают кирпичи. Своим христианским долгом паломники, отправлявшиеся в Святую землю, считали вначале посетить Богородицкую обитель в Задонске, Киев, а затем уже отправляться в Иерусалим.

    Революция не пощадила святыню, мощи святителя Тихона вскрыли, отправили в музей Задонска, а затем переправили в Орел.

    Священство и монахов арестовали, часть расстреляли, часть отправили в ссылки.

    В 1929 году после конфискации имущества христианскую святыню, служащую пристанищем для русского народа в часы бед, закрыли. В святых храмах устраивали детский дом и больницу, в этих стенах сушили овощи, изготавливали колбасы.

    Возрождение Русского Иерусалима

    Только в 1988 году было начато возрождение Русского Иерусалима, здания постепенно освобождались от производства и возвращались насельникам, живущим в нескольких кельях.

    В 1991 году был совершен первый послереволюционный обряд пострига в монахи, когда иночество приняло 5 послушников. В этом же году при собрании тысяч православных мощи святителя Тихона были торжественно перенесены в Задонский храм, а через 2 года вернули мощи остальных праведников.

    В 1998 году Патриарх Московский и всея Руси при посещении храмового комплекса дал свое Первосвятительское благословение.

    2003 год — все прежние здания были возвращены монастырю.

    Возрождение обители шло очень быстро. При храме работали художники в иконописной мастерской, восстанавливающие иконостасы. Владимирский храм снова привлекал прихожан золотым сиянием куполов, а в 2005 году пятитонный колокол огласил округу колокольными переливами.

    Святыни Задонской мужской обители

    Чудотворная Владимирская икона и мощи святителя Тихона — живоносные источники мужской обители Задонска, дарующие чудеса исцеления и освобождения. Паломники едут в Задонский монастырь поклониться у мощей святого Тихона, они хранятся с 2006 года в новой, серебром покрытой раке, и нетленным одеждам святителя, увидеть которые можно через стеклянный ковчег.

    Владимирский собор является хранителем еще 11 мощей святых подвижников, которые приобрели вечную славу.

    Имеются в Задонской православной святыне иконы из Святой земли, мощи святых.

    Среди местных праведников выделяется Георгий Машурин, его мощи хранятся в Рождество-Задонском монастыре.

    Среди местнопочитаемых святых выделяется и схимонах Митрофан, ближайший друг, ученик отца Тихона, прозорливец.

    На заметку! Праздник Крещения Господнего является важным событием в жизни мужской обители, когда после Торжественной Литургии все присутствующие могут совершить погружение в святую купель.

    В 2005 году на территории собора в знак особого почитания был открыт памятник Святителю Тихону.

    Расписание богослужений и престольные праздники

    Все богослужения ведутся на церковнославянском языке.

    • В 6.00 в храме начинается чтение утренних молитв.
    • В 6.45 чтение переходит в молебен с чтением акафист дня.
    • После молебна, начинающего в 7.30, все желающие могут исповедаться.
    • Чаще всего прихожане и паломники стараются попасть на молебен у святых мощей святителя Тихона, который начинается в 10.00.
    • 17.00 — начинается всенощное богослужение.

    Текущая деятельность обители

    Мужская обитель помимо молитвенной жизни полностью обслуживает себя по хозяйственной линии.

    Мед добывается на пасеке, рыба и живность поставляется с собственных хозяйств, работают мастерские:

    • по кузнечному делу;
    • лепке скульптур;
    • вышивке;
    • изготовлению обуви;
    • швейные.

    Наследуя дар любви, оставленный святителем Тихоном, братья обители занимаются милосердием и благотворительностью, помогая обездоленным и находящимся в местах лишения свободы пищей и словом ободрения.

    На заметку! Под опекой Задонского Рождество-Богородицкого монастыря находится несколько детских домов, домов престарелых и больниц.

    Найти приют в стенах монастырского комплекса в Задонске могут все нуждающиеся.

    Информация для паломников и туристов

    Посетить Русский Иерусалим в Липецкой области можно каждому человеку. Великолепное строение видно с любой точки города Задонска, оно находится на улице Коммуны, д. 14.

    Чтобы доехать до Липецкой обители из столицы, следует отправиться на поезде у Курского вокзала Москвы до Липецка, там пересесть на автобус, идущий в Задонск.

    Междугородний автобус «Москва-Воронеж» идет прямо в Задонск, при въезде в который видны кресты Богородицкого монастыря.

    Планируя паломничество в русскую святыню XVII века, следует учесть, обойти огромную территорию в течение одного дня нереально, если при этом посетить святыни храмового комплекса:

    • иконы Владимирской Богородицы;
    • Рождества Божьей Матери;
    • Вознесения Господня;
    • Тихона Задонского;
    • Тихона Задонского и Игнатия Богоносца;
    • Иконы «Живоносный источник»;
    • Николая Угодника.

    Совет! При этом желательно посетить Надвратную часовню и искупаться в часовне-купальне на источнике.

    Задонские святыни

    Задонск – город христианских духовных традиций, его называют «Русским Иерусалимом». Закрепление за городом такой славы совпало с прославлением великого молитвенника, епископа Воронежского и Задонского чудотворца – святителя Тихона Задонского, соединившего с городом свою судьбу. Сюда ежедневно стекаются тысячи паломников со всей земли русской. Люди приезжают, чтобы поклониться православным святыням, мощам святителя Тихона Задонского и чудотворным иконам.

    Одну из таких поездок по святым местам организовало предприятие «Курский агрохолдинг». От предприятия были выделены автобусы, и все желающие, жители Старого Оскола и поселка Горшечное, смогли побывать в Задонске.
    Дорога от Старого Оскола до Задонска превышает двести с лишним километров и пересекает Курскую, Воронежскую и Липецкую области. Она проходит мимо необъятных полей с наливающейся живым колосом пшеницы, ярко-желтыми шапками подсолнечника, лесов с кряжистыми дубами и тоненькими белесо-черными березками. Мимо больших городов со строящимися многоэтажками, заводов, деревень, больших и малых рек и озер. Едешь и не перестаешь удивляться, как необъятна русская страна с ее землями – удел Пресвятой Богородицы…
    Задонск встречает издалека сверкающими золотом куполами храмов и монастырских колокольных шпилей, которые видно почти в каждой точке города. В Задонске свой уклад жизни, размеренный, благочестивый, на который, несомненно, откладывают духовный отпечаток монастыри.

    Рождество-Богородицкий монастырь

    Задонский Рождество-Богородичный
    мужской монастырь

    Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь стал первым местом нашего паломничества. Здесь проживает более 500 человек, монашеская братия составляет около 180 человек. Этот монастырь был основан двумя старцами Московского Сретенского мужского монастыря Кириллом и Герасимом еще в начале XVII века. Обитель поражает своим простором. На центральной площади монастыря находится памятник святителю Тихону Задонскому. Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери возвышает свои купола на несколько десятков метров. Остроконечный шпиль монастырской колокольни, увенчанный крестом, устремлен в небо на 81 метр. На маленьких башенках нижней части колокольни, словно отлитые из золота, стоят фигуры ангелов, которые трубят во славу Божию. Выше над колоннами – более величественные статуи херувимов. В советское время храм и колокольня были разрушены, здесь было культпросветучилище. Колокольню возводили уже в 90-х годах прошлого века.
    К небесного цвета Владимирскому собору ведут множество ступеней. Когда стоишь на нижней и смотришь на купола собора, кажется, что они теряются своим золотом где-то в облаках. Находясь рядом с этим храмом, чувствуешь, что внутри душа наливается каким-то благодатным теплом.
    Экскурсовод – инок Петр ведет за собой по храмовым ступеням и начинает рассказ об этой обители:
    – Первые монахи пришли сюда с иконой Владимирской Божией Матери, – рассказывает он. – Построили первый храм. Случился пожар, все сгорело, лишь чудесным образом сохранилась икона Владимирской Божией Матери. Ее извлекли из пепелища без опалин. Вскоре сюда потянулись паломники. За тридцать лет обитель прославилась и возросла от часовни до большой обители. Начали строиться каменные храмы: Владимирский, храм Рождества Богородицы. В советское время церкви разрушали, здесь располагались цеха овощесушильного завода. В 1929 году мощи Тихона Задонского, которые хранились в обители, увезли в орловский краеведческий музей. В 1991 году они были возвращены в лоно Православной Церкви и доставлены во Владимирский собор нашей обители. Также были обретены в нетлении мощи задонских старцев. В 20-е годы прошлого века их вывезли из монастыря. В НКВД испугались, что это вызовет смуту среди верущих. Они разрубили мощи старцев на части и вывезли на городское кладбище, захоронили в общей могиле. Могила получила народное название – святая могилка. В 2003 году эти мощи были обретены и находятся во Владимирском храме.
    Рядом с Владимирским – маленький храм во имя святителя Тихона Задонского на месте кельи, где жил и молился святитель более 14 лет. Келья была разрушена, но на этом месте установили памятную плиту и построили храм.
    – В XIX веке храм обветшал, – продолжил инок, – на его месте возвели новый. Во время разборки старого храма были обнаружены нетленные мощи святителя Тихона, пролежавшие в сыром склепе более 70 лет. Но не только тело, но и даже облачение, которое было на святителе Тихоне, также не поддалось тлению. Нетленной были и нижняя часть гроба, и гробовая доска. На ней была написана икона святителя во весь рост, которую разместили после канонизации за ракой с мощами. Рака сейчас находится во Владимирском соборе.
    Инок ведет нас по храму к святыням обители. За правым клиросом в соборном киоте – чудотворная Владимирская икона Богоматери, по преданию, благословенная от Сретенского Московского монастыря старцам Кириллу и Герасиму. От нее совершилось много чудес. Святой Тихон при жизни питал к ней особое благоговение.
    За левым клиросом между столбами, поддерживающими церковный свод, находятся мощи святителя Тихона. На крышке раки вычеканено изображение святителя Тихона во весь рост; по бокам раки – изображения: кончина святого Тихона, первое обретение его мощей, освидетельствование их перед торжественным открытием. Очередь к мощам никогда не ослабевает, к ней идут все – дети, старики. Каждый благовейно прикладывается к ним.

    Свято-Тихоновская Преображенская обитель

    Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь славится своим источником святителя Тихона Задонского. Чтобы набрать святой воды и окунуться в источнике, сюда едут со всех концов страны. Вода считается чудотворной, существует предание, что источник обустраивал в XVIII веке сам святитель Тихон Задонский.
    Каждый окунается трижды в воду. Температура ее не выше десяти градусов, но когда в святой источник окунаешься с молитвой, холод и не замечаешь. А когда выходишь, необычная благодать и бодрость духа разливается по телу. Ощущаешь себя другим человеком.
    Свято-Тихоновский монастырь утопает в зелени. Кругом цветущие клумбы, вокруг зданий, где располагаются кельи монахинь, растет множество деревьев и кустарников. Здесь какая-то особая благодать и умиротворение. На территории монастыря три храма. Верхняя церковь действующая, здесь совершаются основные богослужения. Она освящена в честь Пресвятой Троицы. Нижний храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с ним высится стройная надвратная колокольня с Преображенским храмом. Отсюда обитель и получила наименование – Свято-Тихоновский Преображенский монастырь.
    По рассказам инокини-экскурсовода, в 2000 году в монастырском храме произошло чудо – закровоточило Распятие. Это произошло в День празднования всех святых. Неожиданно на глазах паломницы тело Спасителя на кресте покрылось испариной, из-под самого венца показались капельки крови – на лбу, волосах и висках… Чудо произошло во время Богослужения. Женщина позвала сестер и матушку-настоятельницу. Сейчас Распятие находится в крестном приделе Успенского храма.

    Судьба чудотворной Иверской иконы Божией Матери

    Здесь есть и чудотворная Иверская икона Богоматери. Она была написана на святой горе Афон в 1870 году. В 20-х годах прошлого века шло разорение монастыря. После этого судьба иконы Богородицы долгое время оставалась неизвестна. Позже монастырю ее подарила благочестивая семья Шматовых из Воронежа. Ее обнаружил покойный отец Шматовых на скотном дворе, где она служила дверью. Во время крестного хода, когда эту икону несли в монастырский храм, были видны облака кадильного дыма. Об этом чуде тоже рассказала инокиня-экскурсовод. От Иверской иконы Божией матери, которая располагается в киоте справа от входа, исходит необычная благодать, это отмечали многие, кто к ней прикладывался.
    «Первый раз в этом святом месте, несказанные эмоции, – делится впечатлениями Надежда Тетерева из села Сосновка Горшеченского района. – Здесь хорошо и красиво, душа просто радуется».
    «Здесь необычно умиротворенно, вся обыденная суета покинула нас, мы помолились, каждый попросил о своем Богородицу, святых, – добавляет оскольчанка Оксана Герботова. – Когда окуналась в воду, сначала было холодно, но я окуналась с молитвой. Когда вышла из источника, почувствовала необычайное облегчение».

    Вячеслав Ведьманов
    Фото автора

    Задонск монастырь тихона задонского

    Наше паломничество в Задонский монастырь (в народе — Тихоно-Задонский) началось нетривиально: беглого взгляда на собравшуюся группу было достаточно для того, чтобы понять, что и мы после нескольких лет работы паломнической службы неожиданным образом пришли к тому, чего все это время благополучно удавалось избегать, – по соотношению полов наш состав напоминал птичник. А там, как известно, предводитель мужеского пола может быть только один. Вот таким составом, напутствованные и щедро окропленные нашим пастырем мы отправились в путь.

    Прелесть южного направления состоит в том, что тут, как нигде, можно ощутить беспредельность данной нам земли, а сейчас – не санкциям ли благодаря? — еще и порадоваться тому, что почти все эти просторы до горизонта вспаханы или засеяны. Сменяющие друг друга полосы чернозема, почти весенней зелени озимых, коричневые и бежевые пятна жухлого степного разнотравья, и все это – на фоне развидняющегося, все более и более голубого яркого неба и заливающего тонкую золотистую березовую дымку солнца.

    Автобус довез нас до стен монастыря, и только там выяснилось, что наше прибежище – Дом паломника – находится где-то за пределами монастырского ансамбля.

    Мы бодро пошли куда-то в неизвестном направлении, пока в конце золотой от уже опавших и от еще держащихся за свои законные места березовых листьев аллеи нам не попалась бабушка. «Туда, — бабушка махнула рукой, – и до тупика». «Туда» уходило очень по-киевски круто вниз мощеной булыжником дорогой между двух высоких каменных стен. Тупиком оказалась еще одна стена, на первый взгляд, также какого-то монастыря, — за ней был виден храм и некие постройки, — но табличка на глухих воротах сообщала, что это и есть Дом паломника.

    У крыльца нас встречал пушистый серый, но при этом отливающий в какую-то характерную для старых вещей рыжину, кот.

    Симпатичные келии, довольно просторные, теплые (после Свирского монастыря стало ясно, что и это обстоятельство очень ценно), вид на солнечную площадь – все располагало к благодушному взгляду на свою паломническую бытность.

    Но тут грянули режимные новости. На дверях келий, изнутри, поначалу не замеченные никем, были прикреплены листы с порядком проживания. Как правило, они все примерно однотипны и не содержат для бывалого паломника ничего нового. Но не в этот раз. Дом паломника в Задонске оказался строгого режима: нахождение внутри дозволяется только с 12 до 16, поскольку к 16.30 надлежит прийти ко Всенощной (однако сама Всенощная в 17), к 22 – вернуться, в 22.30 электричество отключается, причем мобильные телефоны должны быть выключены из розеток. Но наиболее интересным для нас пунктом был тот, что извещал об обязанности в 5.30 утра покинуть помещение Дома паломника. Новыми красками это предписание играет тогда, когда знаешь, что начало Литургии в 7.30.

    На монастырскую трапезу мы опоздали, поэтому гастрономические предложения пришлось осваивать вне монастырских стен. Ближайшее кафе было закрыто на свадьбу, и совсем невпопад с выпавшим на нашу долю проживанием строгого режима единственным пристанищем для нас оказался ресторан центральной гостиницы города.

    В качестве отступления замечу, что для поименования центральных гостиниц в русской провинции, очевидно, выработана строгая схема, отступать от которой не рекомендуется: если город стоит на реке, а гостиница – на набережной, она будет «Волгой» или «Окой»; если водоема не случилось или он не столь значителен, быть гостинице «Центральной», «Юбилейной» и т.п.; но поскольку ни тот, ни другой вариант не обещают эксклюзивности, у хозяина взыскательного в ход идет третий вариант – его детище станет тезкой места расположения. В нашем случае здравый расчет на то, что, если и отыщется в России второй город с этим названием, то в таком регионе, который самим своим положением исключит всякую конкуренцию, привел хозяев к «Задонску».

    Очевидно, впечатление наша замотанная в платки женская группа производила вполне однозначное, поскольку, когда мы предстали перед работниками ресторана, нам не столько вопросительно, сколько утвердительно сказали: «Вам надо подешевле». Постно откушав между стенными росписями в духе Ренессанса и помещенными в стеклянные витрины яйцами из финифти, мы отправились на Всенощную.

    Еще по прибытии в Дом паломника нас облетела весть о том, что вечерняя служба будет архиерейской, и, действительно, расстояние между центральным аналоем и кафедрой с ковром энергичными шагами мерил митрополит Липецкий и Задонский Никон. И это не преувеличение. Первым, что обращало на себя внимание во всем облике Владыки, были несвойственные для человека его лет скорость и динамика перемещения – и порой возникало ощущение, что помощники, поддерживающие митрополита под руки при вступлении им на кафедру, скорее, призваны сдерживать эту энергию бурного потока, нежели оказывать помощь человеческой немощи.

    Практически всех, кто присутствовал на службе, Владыка помазывал лично, при этом то и дело прерывая привычный нам конвейер разговорами с тем или иным подошедшим, причем, судя по выражению лиц собеседников, митрополит шутил, что вызывало немалый интерес в очереди.

    А у центрального аналоя стоял уже немолодой охранник с седыми длинными волосами и оделял каждого подходящего ребенка конфетой.

    Вот так народ и шел: от даров земных у аналоя к дарам небесным от жизнерадостного Владыки.

    Необычность ситуации вынужденного изгнания в 5.30 гнала сон, и к моменту пятичасового звона колокольчика в коридоре народ уже бодрствовал.

    Сквозь темноту и пустоту монастырских площадей мы направлялись к главной цели нашего приезда – мощам Святителя Тихона Задонского. Во Владимирском соборе идет реставрация, службы временно не проводятся, поэтому под его своды мы вошли в, своего рода, одиночестве – только нашей группой.

    В пустом, едва освещенном огромном соборе, с темными богатыми росписями, находился единственный человек – монах, стоящий около открытых мощей Святителя.

    До 1991 года мощи Тихона Задонского мирно почивали в запасниках краеведческого музея, и только после принятия решения о передаче Русской Православной Церкви всего комплекса Задонского монастыря смогли занять подобающее им место в соборе под единственной из сохранившихся от прежнего иконного наследия монастыря иконой Святителя.

    Литургия же проходила в Рождество-Богородицком храме. Проповедь была посвящена опасностям экуменизма и методам уловления душ в обширные и прочные вражеские сети. Протоиерей рассказывал о сомнительного рода «чудесах», явленных в последнее время при большом скоплении народа, отличающихся зрелищностью и яркость визуальных эффектов. Нам напомнили о том, что во времена Спасителя все чудеса имели скромную визуальную форму и при этом несли в себе мощный духовно-нравственный посыл, в ситуации же с обсуждаемыми «лазерными шоу» ни о какой нагрузке подобного рода говорить не приходится. Но, в любом случае, при соприкосновении с какими-либо необъяснимыми явлениями надлежит руководствоваться старым святоотеческим принципом «не принимай и не отвергай».

    Когда по окончании службы все оргвопросы с хлебом насущным были улажены, а братия завершила свой непродолжительный завтрак, мы, наконец, оказались в трапезной, а точнее – в трапезном храме, – огромном вытянутом помещении, от одного конца которого до другого тянулись в три ряда столы со скамьями, увенчиваясь с одной стороны неизвестно откуда взявшимися тут аквариумами.

    Набор блюд выражал поистине вневременность – творог, пироги с вишней, каша и какао соседствовали с салатом на манер Оливье, супом и тарелкой с целыми луковицами и головками чеснока. Совершенно очевидно, что все продукты были не просто местными, но выращенными именно в монастырском хозяйстве.

    Но самая большая неожиданность ждала нас после трапезы. Причем ждала она (неожиданность) нас вместе с монахом, которому было поручено проводить для нас экскурсию, и делала это не менее получаса.

    Оказалось, что по какой-то нелепой случайности вместо положенной нам трапезной для паломников мы попали и умудрились отзавтракать (и, учитывая, меню — отобедать) в трапезной для братии, приходящих в монастырь монахинь и, возможно, групп, прибывших со священником. Ввиду данного курьеза прикрепленный к нам отец Тихон, прождал нас неподалеку от паломнической трапезной и сам остался без обеда. Рассказывая про монастырское хозяйство, на восторги одной из наших паломниц о том, как мы уже успели приобщиться к их продукции, отец Тихон заметил: «Ну, может, и мне тоже удастся попробовать».

    Наш провожатый меньше всего походил на монаха – скорее, ему пристали бы лампасы, бурка и казачья шашка, нежели ряса воина Христова. Типичный донской казак, – такими мы привыкли видеть их в старом кино, — отец Тихон был молод, и с первого взгляда бросалась в глаза так непривычная для монаха физическая мощь. Уже позднее этому нашлось объяснение – отец Тихон попал в Задонский монастырь прямиком с контрактной службы. Причем, уже имея благословение духовника на монашество, он еще сопротивлялся этому, не ощущая в себе и сил и призвания. В тот момент ему попалась книга «Неотправленное письмо другу» (к сожалению, память зловредно не сохранила имя автора, поэтому будем признательны, если кто-то поможет его восстановить), где совершенно непостижимым образом он обнаружил ответы на все свои сомнения и вопросы, причем именно в той последовательности, в которой они его терзали.

    Совсем небольшой по территории монастырь оказался, практически, целым агро-промышленным комплексом – с 400 га сельскохозяйственной земли, скотоводческим хозяйством, пекарней, кондитерской и так далее, и тому подобное.

    Более того, в нашей паломнической практике это оказался самый густонаселенный монастырь – около 380 насельников, состав которых, по словам отца Тихона, пополняется ежесезонно. На фоне привычных нам обителей с немногочисленной братией, исчисляемой парой десятков, масштаб выглядит поистине фантастичным.

    К монастырю относится множество скитов. Как рассказал наш провожатый, есть скиты с Афонским уставом, который, очевидно, оказался так хорошо переработан на русской земле, что приезжающие со Святой горы монахи не выдерживают его строгости и едут обратно.

    Наша экскурсия завершилась на маленьком монастырском кладбище, рядом с последним пристанищем иеросхимонаха Алексия — духовника отца Тихона, — бывшего, по его словам, человеком святой жизни и прозорливцем. Например, как-то одному приехавшему к нему священнику, когда тот собрался обратно, старец не хотел благословлять ехать, батюшка колебался, беспокоился, но отец Алексий снова повторил свои слова во второй и третий раз, но тот не послушался. Ослушание совета старца стоило гостю жизни, оборвавшейся в автокатастрофе.

    На могилке отца Алексия кто-то заботливо выложил маленькими цветочками «Слава Богу за все».

    Перед отъездом мы еще раз зашли во Владимирский собор – проститься со Святителем. Монах у мощей уже сменился, а с ним сменился и «устав». Теперь смотритель строго надзирал за подходящими к святыне: вся поклажа – даже самые маленькие сумочки – должна была быть оставлена, и к мощам надлежало подойти не отягощенным никаким житейским имением.

    Последней точкой на нашей паломнической карте был святой источник с купелью, расположенный за монастырской стеной, рядом с храмом в честь иконы «Живоносный источник». Наш приезд совпал с окончанием молебна, после которого, когда мы подошли под благословение, батюшка осведомился, откуда мы. Тот факт, что Задонск был главной и единственной целью нашей поездки привел его в изумление (очевидно, несмотря на репутацию Русского Иерусалима, город почему-то является проходным пунктом стандартных паломнических маршрутов, задуманных, главным образом, под Воронеж), но еще больше его удивило наше размещение в Доме паломника. Батюшка с нескрываемым сочувствием произнес: «Там же в 5 часов вставать надо!».

    Провожаемые все тем же будто от времени порыжевшим котом, мы двинулись к автобусу.

    И, глядя в окно на местность, прозванную ныне за обилие святых мест «Русским Иерусалимом», а некогда – полученную в управление Святителем «дикую» епархию, погрязшую в невежестве и язычестве, — явственно понимаешь, что усилия «российского Златоуста» Святителя Тихона Задонского не прошли зря.





    СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ТИХОНЕ, МОЛИ БОГА О ВСЕХ НАС!

    Задонский монастырь

    Содержание:

    Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь — православный монастырь в Задонском районе Липецкой области, на левом берегу Дона.

    Задонский монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная.

    История Задонского Богородицкого монастыря

    Впервые Задонский монастырь упоминается в платежных книгах Елецкого уезда в 1615 году, где об Задонской обители пишут именно как о монастыре, а не как о пустыни, стало быть, старцы-основатели не планировали никакого уединенного житья. И действительно, москвичи Кирилл и Герасим изначально хотели возвести тут своего рода форпост в диком поле.

    Про старцев-основателей Задонского монастыря известно, что пришли они из московского Сретенского монастыря и принесли с собой копию Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона имела особое значение для здешнего края.

    В конце XIV века в южные русские земли вторглись полчища Тамерлана. У него было отлично обученное и многочисленное войско, которое быстро продвигалось вперед. Отчаянное сопротивление захватчику оказали жители города Ельца, но силы оказались неравны. Елец был захвачен и разорен, но дальше вглубь Руси, вплоть до самой Москвы, Тамерлан почему-то не пошел. Вместо этого он развернулся и подался обратно в степь.

    Считается, что все время, что «Железный Хромец» бесчинствовал в южных землях, москвичи усердно молились перед образом Владимирской иконы Божией Матери об избавлении от врагов. И Небесная Заступница вдруг явилась во сне Тамерлану, когда тот стоял лагерем недалеко от Ельца. Когда его мудрецы растолковали ему, кто посетил его ночью, полководец якобы и велел своим войскам разворачиваться. В летописях тогда написали: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

    Естественно, первый возведенный на территории монастыря храм был посвящен именно Владимирской иконе. В конце XVII века он сгорел, однако на пепелище монахи обнаружили уцелевший образ Богородицы. Известие об этом разнеслось быстро — и в обитель потянулись паломники, которые щедро жертвовали на восстановление храма.

    Монастырь полностью отстроился к 1697 году. Но прошло чуть менее полувека, и Владимирская церковь обветшала. К 1741 году на ее месте возвели уже третий по счету Владимирский храм — на сей раз каменный. Он простоял почти сто лет, а к середине XIX века встал вопрос и о его замене.

    К слову, примерно в то же время Владимирский образ вновь проявил себя как чудотворный. Во время эпидемии холеры ни один из насельников Задонского монастыря не заболел этой страшной болезнью.

    В 1853 году в Задонском монастыре было закончено строительство того собора, который мы видим сегодня. По сей день он является главным и самым большим храмом обители и всего города. Архитектором, по проекту которого возвели
    это выдающееся сооружение, был знаменитый Константин Андреевич Тон, проектировавший храм Христа Спасителя в Москве и многие другие известные шедевры отечественного зодчества.

    К этому времени на территории монастыря уже имелось огромное количество всевозможных построек — келья настоятеля, двухэтажный корпус для служителей, жилой корпус для паломников, трехэтажное здание духовного училища. Одно время в монастырских стенах также «квартировалось» уездное казначейство, присутственные места!

    Задонский монастырь в XX веке

    К началу XX века Задонская Рождество-Богородицкая обитель превратилась в крупный духовный центр, который стоял в одном ряду с такими монастырями, как Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры.

    Задонский монастырь напоминал небольшой город с шестью храмами, колокольней, странноприимным домом, аптекой, больницей, двумя кирпичными и одним свечным заводами, а также со своей церковно-приходской школой. К обители были приписаны более 300 человек братии.

    Но произошла революция, и Задонский монастырь стал одним из первых, пострадавших от новой власти. Хотя монахам некоторое время еще позволяли оставаться в своих кельях, уже в 1918 году уездный исполком национализировал все постройки, находившиеся на территории обители. В самом монастыре почти на десять лет обосновались обновленцы. Потом его закрыли.

    В 1970-1980-х годах на территории уже бывшего монастыря разместился консервный завод,а Владимирский собор приспособили под склад готовой продукции. И это несмотря на то, что еще в конце 1940-х его официально поставили на охрану как памятник истории и культуры! И только в 1990 году начался процесс передачи монастырских построек Церкви. Первое архиерейское богослужение состоялось во Владимирском соборе в день памяти святителя Тихона — 26 августа.

    Судьба мощей святителя Тихона

    Мощи святителя Тихона Задонского сначала отправили в местный музей, потом — в антирелигиозный музей Ельца, который разместился в Великокняжеской церкви города, а затем — в орловский Богоявленский храм. Там тоже действовал антирелигиозный музей, и святые мощи выставили там, где они демонстрировались вместе с фильмом о вскрытии гроба.

    Когда же началась война и в Орел вошли фашисты, согласно документам, городское духовенство обратилось к коменданту города Адольфу Гамаку с просьбой об открытии храмов. И первым был открыт Богоявленский храм, самым главным достоянием которого стали мощи Тихона Задонского, стоявшие на горнем месте алтаря.

    В конце 1950-х комиссия установила, что мощи святителя Тихона представляли из себя довольно полно сохранившийся скелет. Причем, на отдельных участках имелись мумифицированная кожа и сухожилия. Практически не тронута тлением оказалась кисть левой руки святого. Однако такое заключение не устроило власть, и мощи Тихона Задонского отправили в запасники краеведческого музея.

    Свое законное место во Владимирском соборе они заняли только через год после возвращения монастыря верующим — в августе 1991 года. Чудесным образом рака, в которой мощи хранились до революции, уцелела. И именно в нее поместили мощи святителя.

    Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, Задонск

    БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ ТЮНИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В Г. ЗАДОНСК

    Богородице-Тихоновский (Тюнинский) женский монастырь стал таковым в 1867 году, 21 октября. А началась история обители несколькими десятилетиями ранее, с женской отшельнической общины, обосновавшейся у стен церкви в честь Божией Матери, покровительницы Живоносного Источника воздвигнутой на средства помещика А. Ф. Викулина над родником, у которого любил бывать и молиться в уединении святитель Тихон во дни своего пребывания в Задонске. «Здесь место святое и весьма приятное; оно утешает дух мой радостью, точно рай земной», — говаривал Задонский чудотворец. Освящение храма совершил 15 августа 1813 года епископ Воронежский Антоний (Соколов).

    На первых порах новой церкви присвоили статус кладбищенской, так как находившееся на противоположном склоне лога кладбище города Задонска таковой не имело. Постепенно к стенам церкви с одобронения храмосозидателя переселились тридцать женщин, искавших спасения на Задонской земле, но, за отсутствием здесь женской обители, ведших монашескую жизнь в миру. Супруги Викулины, по возможности, благотворили новорожденной общине, стараясь облегчить ей период становления. Так было положено основание Богородице-Тихоновскому Тюнинскому монастырю.

    Тюнинская обитель, начавшаяся с соломенных хижин близ кладбищенской церкви, пройдя через тяжкие гонения и испытания, выпавшие на долю насельниц из-за длительного конфликта с сыном скончавшегося благодетеля, не только выжила, но и умножилась численно. В. А. Викулин, вразумленный в своей неправоте, примирился с сестрами. И, видимо пытаясь загладить предшествующие недоразумения, пожертвовал в их пользу «дом в Задонске с флигелями, двором и садом». А в 1860 году, благодаря покровительству теперь уже новой благотворительницы — петербургской купчихи Е. Н. Богачевой, стойко перенесшие невзгоды добровольные монашки стали официально учрежденной женской общиной при Богородице-Тихоновской церкви. Так сестры обрели законом утвержденное право постоянно проживать на этом месте и постоянно участвовать пением и чтением в богослужении своей церкви. К этому времени, попечением благотворителей, здесь были выстроены необходимые жилые и хозяйственные постройки.

    Еще несколько лет спустя — 21 октября 1867 года — община была утверждена как нештатный общежительный монастырь.

    Первой настоятельницей уже монашеской обители стала бывшая настоятельница общины — Поликсения (Кондратьева). 12 ноября 1867 года матушка Поликсения была посвящена в сан игумении. Она еще многие годы трудилась на благо новой обители. Причем, настолько успешно, что по Указу императора 20 июля 1878 года игумении Поликсении был пожалован золотой наперсный крест.

    В 1889 году в Тюнинском монастыре было начато по проекту А. А. Кюи, а в 1900 закончено строительство более просторного соборного храма из красного кирпича, стоящего и поныне. Новая церковь, с главным престолом во имя Вознесения Христова, была освящена 14 августа 1900 года.

    В это время обителью руководила игумения Клавдия (Нарциссова). На рубеже веков Тюнинская женская обитель насчитывала около ста сестер (включая послушниц), помимо молитв и трудов по хозяйству занимавшихся шитьем золотом, изготовлением образков и четок. В 1914 году здесь числилось 54 монахини и 77 послушниц. Далее, вплоть до первых послереволюционных лет, число насельниц оставалось практически неизменным.

    Игумения Клавдия скончалась 20 августа 1920 года. После погребения почившей настоятельницы сестры вверили управление обителью монахине Мелитине (Введенской). Избранная матушками кандидатура получила одобрение епархиального начальства и была посвящена в сан игумении. Это был мудрый выбор. Последняя игумения Тюнинской обители совершила поистине подвиг — в годы жесточайших гонений ей удалось сохранить монастырь вплоть до 1930 года. И лишь с началом коллективизации обитель все-таки разгромили под предлогом надуманного обвинения в противодействии «проводимым в деревне Советской властью мероприятиям». Игумения Мелитина была расстреляна по приговору от 13 мая 1930 года, вынесенному «тройкой» по внесудебному рассмотрению дел, разделив крест мученичества с духовником Тюнинского монастыря, священником, отцом Гордеем Аргуновым. Всего по делу проходили 15 человек. Остальные были приговорены к различным срокам отбывания в лагерях.

    Монастырские здания изрядно пострадали за годы советской власти, побыв в распоряжении колхоза, МТС, а затем — совхоза «Задонский».

    С осени 1994 года, по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова), насельники Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря взяли на себя попечение о восстановлении практически дотла разоренной Богородице-Тихоновской обители. (Посмотреть).А 26 декабря 2002 года состоялось решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Богородице-Тихоновского (Тюнина) женского монастыря.

    Возглавить вновь созидаемую женскую монашескую общину, в должности старшей сестры, правящий архиерей Воронежско-Липецкой епархии митрополит Мефодий (Немцов) благословил монахиню Арсению (Семенову) из числа насельниц Свято-Тихоновского Спасо-Преображенского женского монастыря, что расположен в лесном урочище «Скит» к северу от Задонска. И с 24 июня 2002 года несет она хлопоты по устроению нового монастыря на руинах некогда разрушенного. После раздела бывшей Воронежско-Липецкой епархии, 17 августа 2004 года, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен рапорт преосвященного епископа Липецкого и Елецкого Никона (Васина) об утверждении монахини Арсении настоятельницей Богородице-Тихоновского Тюнинского женского монастыря города Задонска Липецкой области. И Синод постановил утвердить ее в должности настоятельницы указанной обители

    ЗАДОНСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Задонский Рождество-Богородицкий монастырь — мужской монастырь основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона.

    Основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. В монастыре находятся мощи святого Тихона Задонского, на поклонение которым стекаются со всех концов России.

    В 1692 году пожар уничтожил все постройки монастыря. Невредимой осталась лишь святыня — икона Богоматери.

    В 1697 году обитель была восстановлена. В начале XIX века весь монастырь был перестроен.

    В 1845-1853 годах по проекту архитектора К. А. Тона (автор храма Христа-Спасителя в Москве) был построен новый величественный пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году, были обретены нетленные мощи святителя Тихона. 13 августа 1861 года состоялось его прославление. У мощей святителя совершилось множество благодатных исцелений.

    К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из 6 храмов, колокольни, странноприёмного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковноприходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек.

    В 70-80-х годах XX века на территории монастыря, во всех его зданиях, располагался консервный завод, а сам собор был переделан под склад продукции.

    В 1990 году Владимирский собор и часть построек монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. Первое архиерейское богослужение в соборе состоялось 26 августа 1990 года, в день памяти святого Тихона Воронежского, Задонского чудотворца. В настоящее время монастырь восстановлен; управление монастырской братией в числе более 200 послушников и 60 монашествующих осуществляет наместник игумен Трифон (Голубых).

    Монастырь принимает паломников, при нём действует ряд бесплатных паломнических гостиниц.

    1 сентября 2008 года Банком России была выпущена серебряная памятная монета, посвящённая Владимирскому собору Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

    Мощи святого Тихона Задонского.

    В монастыре сберегается деревянный ковчег, содержащий частицы мощей наиболее чтимых на Руси святых. Мощи 11 задонских праведников сегодня находятся в мраморной гробнице во Владимирском соборе монастыря.

    Найдены и восстановлены два наиболее почитаемых из 20 насчитывавшихся до революции святых источников. Восстанавливается храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

    ЗАДОНСКИЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Задонский Тихоновский нештатный общежительный мужской монастырь существовал с 1865 г. в виде скита Задонского Богородицкого монастыря, в 7 км от Задонска, на берегу Дона. В 1873 г. преобразован в самостоятельный монастырь стараниями тамбовского помещика Василия Алексеевича Воейкова, пожертвовавшего монастырю сельскохозяйственные угодья.

    В годы советской власти монастырь подвергался разрушению дважды: в 20-е и в 60-е годы.

    С 1992 года обитель возрождается как женская.

    Благодаря энергии и таланту ныне покойного архитектора Зарубина А. Д. удалось восстановить храм Живоначальной Троицы почти из руин. Сейчас в этом храме проходят богослужения.

    Задонск (Липецкая область.)

    Задонск — город (с 25 сентября 1779) в России, административный центр Задонского района Липецкой области. Задонск расположен в пределах Среднерусской возвышенности в живописной местности на левом берегу реки Дон, при магистральной автодороге «Дон» федерального значения (Ростов на Дону — Москва). В 92 км от Липецка. Население 10,2 тыс. чел. (2005). До 1779 года на месте Задонска располагалась слобода Тешевка, названная по реке Тешевка, впадающей в городской черте в реку Дон.

    Возникает как слобода Тешевка при основанном около 1610 года Тешевском (позднее Задонском) Богородицком монастыре. Впервые упоминается в платежных книгах Засосенского стана Елецкого уезда 7123 (1615) г. : «За монастырем, под Тешевским лесом, слободка Тешевская на речке Тешевке на верхах».

    Основание монастырю положили выходцы из московского Сретенского монастыря монахи Кирилл и Герасим, принесшие сюда список с Владимирской иконы Божией Матери, впоследствии прославившийся как чудотворный. В 1769 году в монастыре поселился ушедший в отставку по состоянию здоровья епископ воронежский Тихон (Тимофей Савельевич Соколовский) — знаменитый иерарх и духовный писатель. В Задонске были написаны его главные духовные сочинения «Истинное христианство», «Письма келейные», «Сокровище духовное, от мира собираемое» и др. После смерти Тихон был причислен к лику святых.

    В 1779 году Задонская слобода при образовании Воронежского наместничества была преобразована в уездный город Задо?нск по местоположению за р. Доном относительно столицы России — Санкт-Петербурга. Первоначальное, по имперскому указу, наименование города было «Задонской». В более краткое «Задонск» оно трансформировалось в ходе употребления.

    21 сентября 1781 года, согласно высочайше утвержденному докладу Сената «Об утверждении гербов городам Воронежского Наместничества», Задонску был дан герб. Им стала «за Доном рекою построенная башня в серебряном поле, означающая подлинное положение сего города».

    19 марта 1782 года высочайше утвержден был Генеральный план застройки Задонска, согласно которому в дальнейшем и формировался архитектурный облик города.

    13 августа 1861 года в Задонске произошло событие сделавшее город одним из православных центров России — открытие святых мощей святителя Тихона Задонского. Большое количество паломников со всей России стали основой городской экономики, ориентированной на обслуживание приезжих.

    В конце XIX — XX веков в городе действовало несколько небольших предприятий — 2 мельницы, салотопленный и воскобойный заводы, несколько черепично-кирпичных производств и филиал Елецкой табачной фабрики. В городе действовали несколько учебных заведений для получения среднего образования: Школа ремесленных учеников, Высшее начальное училище, Уездное духовное училище, Задонская женская гимназия.

    C Задонском и Задонским уездом связана жизнь известного военачальника и государственного деятеля, генерала Н. Н. Муравьёва-Карского (похоронен в Задонске) — брата декабриста А. Н. Муравьёва.

    27 сентября 1937 года Задонск и Задонский район вошли в состав образованной Орловской области.

    Во время Великой отечественной войны, город дважды подвергался налетам немецкой авиации.

    В 1954 году Задонский район из Орловской области перешел в состав новосозданной Липецкой области.

    В 1974 году в Задонске построили Дом культуры на 600 мест.

    В 2000 году вокруг Задонска была построена объездная дорога. До этого весь большегрузный транспорт, идущий по федеральной трассе «Дон», проезжал через этот небольшой город.

    В 2005 году создана гранитная набережная реки Тешевки.

    ЦЕРКОВЬ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО В ЗАДОНСКОМ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКОМ МОНАСТЫРЕ

    Одноглавая церковь в стиле классицизма, поставлена на месте кельи Тихона Задонского. Расширялась в 1870.

    ЦЕРКОВЬ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО И ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА В ЗАДОНСКОМ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКОМ МОНАСТЫРЕ

    СОБОР СРЕТЕНИЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДИМИРСКАЯ В ЗАДОНСКОМ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКОМ МОНАСТЫРЕ

    Каменный трехэтажный собор. Внизу приделы: Троицкий, праведной Анны и Екатерины; на хорах приделы царицы Александры и Стефановский. На втором этаже главный престол с Покровским и Алексеевским-Симеоновским приделами.

    ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЗАДОНСКОМ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКОМ МОНАСТЫРЕ

    ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ЗАДОНСКОМ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКОМ МОНАСТЫРЕ

    Церковь при трапезных палатах в южном братском корпусе. Изначально размещалась на втором этаже корпуса. При перестройке (1862) братского корпуса алтарная часть церкви была вынесена наружу, заняв место разобранной Митрофаньевской часовни (усыпальницы).

    Ссылка на основную публикацию