Высоцкий мужской монастырь г серпухов

О Монастыре

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию правед-ной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком полу-чивший название Высоцкого.

Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

Читать далее.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Высоцкий мужской монастырь, Серпухов

Основан в 1374 прп. Сергием Радонежским по просьбе серпуховского князя Владимира Андреевича. Первым игуменом был ученик прп. Сергия — прп. Афанасий. В кон. XIV в. один из крупных центров духовной жизни Подмосковья. Каменная ограда с башнями построена в сер. XVII в. (в основном утрачена), келейные корпуса в XVIII-XIX вв. С 1919 занят тюрьмой, окончательно ликвидирован в 1928. В 1950-1970-х занят под жилье, с 1967 велась реставрация. Возвращен верующим в 1991, постройки отремонтированы.

Высоцкий монастырь в г. Серпухов

В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое «Высоцкий» получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося «Высокое».

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: «. любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших. «

Представший перед Болотовым Высоцкий монастырь и поныне занимает пологий холм, возвышающийся над окружающейся местностью к югу от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Лесов, «видевших праотцев наших», близ Высоцкого монастыря давно уже нет; городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки.

Монастырь насчитывает более 20 насельников — монахов и послушников. Настоятель обители — игумен Кирилл. Службы в монастыре проходят по полному суточному кругу богослужения. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением и акафистом у Чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие и многие приезжающие в монастырь отмечают особенную молитвенную настроенность в стенах обители, стремление к покаянию и очищению, душевное успокоение в доме Пресвятой Богородицы.

Скоропослушнинская церковь — Церковь Иконы Божией Матери Скоропослушница в Высоцком монастыре, Серпухов

Домовый храм при покоях настоятеля Высоцкого монастыря. Устроен в 1998.

Покровская церковь — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоцком монастыре, Серпухов

Трапезный храм монастыря, стоит к западу от собора. Одноглавый четверик с трапезной, поставленный на высокий подклет. Сооружен в кон. XVII в. на месте каменного здания кон. XIV в., частично на подвалах трапезной XVI в. В 1834-1835 перестроен в стиле классицизма, северный Похвалинский придел пристроен в 1878. Закрыта в 1931, в 1950-х занята под жилье, позже заброшена. В 1991 возвращена верующим, отремонтирована в формах кон. XIX в.

Трехсвятительская церковь — Церковь Трех Святителей Великих в Высоцком монастыре, Серпухов

Помещена в колокольне над западными воротами монастыря. Современная надвратная колокольня в стиле классицизма сооружена в 1831-1840 на месте здания 1727, церковь была устроена во втором ярусе. Закрыта не позже 1920-х, здание отремонтировано в 1970-х, в 1991 возобновлены богослужения.

Всехсвятская церковь — Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре, Серпухов

Находится на кладбище за восточной стеной ограды монастыря. Сооружена в 1893-1896 как семейная усыпальница на средства купца Н. И. Коншина. Шатровая постройка эклектичной архитектуры. Закрыта не позже 1920-х, к 1980-м находилась в тяжелом состоянии. Отремонтирована в нач. 2000-х.

Зачатьевский собор — Собор Анны праведной Зачатия в Высоцком монастыре, Серпухов

Построен в кон. XVI в. на месте каменной церкви 1381. Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, окруженный двухъярусными галереями. Своды и купола сложены вновь в 1697 на средства Л. К. Нарышкина. В северной галерее Рождество-Богородицкий придел, под ним в подклете в настоящее время устроен придел Афанасия Афонского. Закрыт в 1920-х, отремонтирован в 1970-х, в 1991 возвращен верующим. К настоящему времени полностью отремонтирован, вновь освящен в 2001.

Сергиевская церковь — Церковь Сергия Радонежского в Высоцком монастыре, Серпухов

Каменная трехъэтажная одноглавая церковь, пристроенная с юго-востока к Зачатьевскому собору. Сооружена в кон. XVII в. вместо Никольского придела собора. В подклете Никольский престол, во втором этаже ризница, в третьем Сергиевский престол. Закрыта в 1920-х, отремонтирована в 1980-х, богослужения в Никольском приделе возобновлены в 1991, в Сергиевском в 1996.

Сергиевская церковь — Церковь Афанасия Афонского и Сергия Радонежского в Высоцком монастыре, Серпухов

Каменная однокупольная церковь в псевдовизантийском стиле, пристроенная с запада к Зачатьевскому собору. Была выстроена в 1878-1895 на месте каменного храма 1694, над могилой местно чтимого Афанасия Серпуховского. Единственный престол Афанасие-Сергиевский. Закрыта в 1920-х, сломана в 1967 в ходе реставрационных работ.

Высоцкий мужской монастырь

В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое «Высоцкий» получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося «Высокое».

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: «… любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших…»

Представший перед Болотовым Высоцкий монастырь и поныне занимает пологий холм, возвышающийся над окружающейся местностью к югу от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Лесов, «видевших праотцев наших», близ Высоцкого монастыря давно уже нет; городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки.

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Высоцкий монастырь — один из самых древних на Руси, он входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1374 году. В это время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского и его сподвижник князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за свою отвагу Храбрым.

Прозвали его так из-за битвы, которая была 8 сентября 1380 году на Куликовом поле, где русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич. В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 году трапезной церковью.

Владимир Андреевич владел и городком Радонежем, где в то время начинала расцветать обитель преподобного Сергия. Серпуховский князь был хорошо знаком с Преподобным — был его духовным чадом. Владимир Андреевич, как пишется в летописи, занимался строительством своего стольного града Серпухова. Он пожелал украсить город возграждением монастыря и поехал к преподобному Сергию с просьбой прибыть в Серпухов для совета и благословения на устроение обители. Несмотря на свои преклонные года и на то, что была зима, преподобный Сергий откликнулся на просьбу боголюбивого князя и пешком, в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из Радонежа в Серпухов. С великой радостью встретил Владимир святых подвижников. После обозрения местности избрали они место для будущей обители на берегу реки Нары, почти на месте впадения ее в Оку, на одном из холмов, который носил название «Высокий».

Князь Владимир выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери и честному Ее Зачатию праведной Анной, «дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе». Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом избранное место для обители, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители, и ныне ежедневно возносимую братией. Руководство обители преподобный Сергий поручил ученику своему Афанасию, хотя тот по смирению и отказывался от этого. Так в декабре 1374 года по Рождестве Христовом был основан Серпуховской мужской монастырь, который по месту основания «на Высоком» и был назван Высоцкий — под этим названием он известен всем последующим поколениям православных христиан.

Весной 1571 года татарский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, приблизился к Серпухову. Неподготовленному к сражению Царю Иоанну Грозному, который находился в то время с опричниной в Серпухове, пришлось спешно бежать, оставляя город на растерзание врагам. Татары прошлись по городу огнем и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути. Высоцкий монастырь, как и вся округа, был разграблен и сожжен. Судьба настоятеля — архимандрита Агапита — осталась неизвестна. Не успел монастырь оправиться от татарского нашествия, как наступило «смутное время» междуцарствия с царившим по всей стране произволом и безвластием. Как и вся Россия, Высоцкая обитель претерпела все бедствия этого времени. Она находилась без защиты, была постоянно разоряема шайками поляков и разбойников, пользующихся нестроениями в царстве для собственной наживы.

В годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I.

К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е годы вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями. Монастырь имел жалованные грамоты на земли от Царей и Великих князей, в обители было до 70 человек братии, огромная библиотека, большая ризница, на территории монастыря было 7 действующих церквей и собор, все они были каменными, а не деревянными, что по тем временам было высоким показателем цветущего состояния обители.

Но с середины ХVIII века, при введении Императрицей Екатериной II штатов для монастырей, цветущее благосостояние обители стало падать — от монастыря по указу 1764 года о секуляризации церковных владений отошли его вотчины, и он стал существовать только на положенное по штату государственное содержание и на пожертвования верующих.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 года была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 году совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 году расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 году воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 году). В 1896 году, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году на Православную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные в мире гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь.

В 20-х годах соседний женский монастырь был превращен в военное училище. Престарелые монахини были переведены в мужской Высоцкий монастырь, где были размещены в настоятельском корпусе и в подсобных помещениях. Настоятель обители, архимандрит Пантелеимон, переселился в верхние комнаты Покровского храма, братии монастыря было предложено покинуть обитель. Братский корпус заняли латышские стрелки. До 1931 года, пока не арестовали архимандрита Пантелемона, в Покровском храме совершались богослужения, за которыми пели монахини. Но после ареста настоятеля монахини разошлись кто куда, часть из них была выслана, а монастырь был превращен безбожной властью в тюрьму, где не раз производились массовые расстрелы. В послевоенные годы помещения монастыря использовались под жилье и складские помещения. В это время было разрушено три башни и большая часть стен. Монастырский комплекс постепенно разрушался, и в нем были начаты реставрационные работы, которые хоть как-то сохранили обитель от полного разрушения.

В 1928 году власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 году монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 года состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 года, монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

В 2002 году совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 года обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

В настоящее время монастырь насчитывает 10 насельников. Действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.


В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской.

Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы». Монастырь принимает паломников на несколько дней (обязательно наличие паспорта) — в обители обустроены мужская и женская гостиничные кельи по 20 мест каждая. Неподалеку у подножья храма, в низовье от холма на котором он стоит, благоустроили территорию и открыли новый парк, который получил название «Принарский». Оттуда открывается живописный вид на сам монастырь и реку Нара.

Как добраться

Добраться до Серпухова из Москвы можно либо на электричке с Курского вокзала, либо на автобусе со станции метро Южная.
От вокзала в Серпухове до монастыря едут автобусы №8,№3, №20.
Можно доехать и на маршрутном такси с названием «Высоцкий монастырь».

Часы работы и расписание богослужений

Монастырь открыт для свободного посещения круглый год. В будние дни можно посетить храмы с 5.30 утра до 19.00. В выходные и праздничные дни монастырь открыт с 7.30
Богослужения в монастыре проходят по так называемому полному суточному кругу: в 6.00 утренняя молитва, в 8.00 молитвы к исповеди и Литургия, затем до 17.00 проходят панихиды, заказные молебны, в 17.00 вечерняя молитва, и в 21.00 вечерняя молитва для монахов и паломников.

Источники:

2. Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности : историко-археологическое описание, с приложением древних грамот, описи монастыря, литографий и цинкографий в тексте. — Москва: Церковно-археол. отд. О-ва любителей духов. просвещения, 1902. — 152 с.

3. Ю. Крестников. Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 2 (рус.). Православие.Ru (2005). Проверено 23 апреля 2011. Архивировано 3 марта 2012 года.

4. РусАрх — Заграевский С.В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. Проверено 13 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.

Высоцкий мужской монастырь в Серпухове

В подмосковном городе Серпухове, на высоком берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулся Высоцкий мужской монастырь. В Покровском храме обители перед Чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв о спасении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, и всех тех, кто страдает недугами телесными и душевными. На протяжении многих лет образ Божией Матери “Неупиваемая Чаша” достойно почитается православным народом, как чудотворный. В конце ХХ века Высоцкий монастырь стал местом возрождения и почитания образа Богородицы, который в наши дни приобрел всероссийское значение и стал известен во всем православном мире. На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от этой иконы. Эти случаи люди записывают в специальной книге, которая ведется в обители, или сообщают о них в письмах, делясь своею радостью.

1. Зачатиевский собор (кон. 16 в.)
2. Покровская церковь с трапезной палатой(16-19 в.)
3. Колокольня (1840 г.)
4. Святые ворота
5. Ограда (1660-е гг.)
6. Службы
7. Кельи (1834 г.)
8. Настоятельский корпус (сер. 18 в.)
9. Церковь Сергия (кон. 17в.)
10. Туалеты
11. Всехсвятская церковь (1896 г.)
12. Ворота в хозяйственный двор
13. Дом паломника с домовой церковью
14. Юго-восточная башня (1660-е гг.)
15. Юго-западная башня (1660-е гг.)
16. Северо-западная башня (1660-е гг.)
17. Северная башня
18. Западные ворота хозяйственного двора
19. Южные ворота хозяйственного двора
20. Восточные ворота хозяйственного двора
21. Ограда хозяйственного двора
22. Постройки хозяйственного двора
23. Привратная сторожка (1842 г.)

Храмы Высоцкого мужского монастыря

1. Собор Анны праведной Зачатия
Самым первым храмом обители была деревянная церковь, заложенная преподобными Сергием и Афанасием и князем Владимиром Андреевичем во имя Пресвятой Богоматери, честного Ее Зачатия праведной Анной. Церковь эта находилась на месте нынешнего Никольского храма.
2. Храм во имя Покрова Божией Матери
В 1380 году был заложен храм во имя Покрова Божией Матери с обширной трапезой. В 1381 году оба храма, соборный и трапезный, были освящены Митрополитом Московским и всея Руси Киприаном. На освящение прибыл из своей обители и Преподобный Сергий Радонежский.

3. Сергиевская церковь
Храм, посвященный Преподобному Сергию, расположен с южной стороны Зачатиевского собора, над соборной ризницей и Никольским храмом. Сергиевская церковь существовала уже в конце XVI века.
4. Никольский храм
Никольский храм, посвященный небесному покровителю города Серпухова Святителю Николаю, расположен с южной стороны Зачатьевского собора, на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь. Над храмом, на втором этаже здания расположена соборная ризница, над ней — церковь во имя Преподобного Сергия.
5. Колокольня с Трехсвятительским храмом
Наиболее значительным событием Высоцкой обители в XIX веке было строительство новой колокольни взамен старой 1624 года, которая пришла в ветхость и рухнула, к счастью, никого не задев. Новый проект был разработан архитектором Е.Г. Малютиным в 1831 году.
6. Храм во имя Всех святых
Церковь Всех Святых, построенная в 1896 году, стала последним крупным строительным мероприятием Высоцкого монастыря в XIX веке. Храм возведен за пределами крепостных стен (по ул. Калужской) по проекту Р.И. Клейна на средства Н.Н. Коншина.

Монастырь открыт для посещения
утром — в будни с 5-30, в выходные и праздничные дни с 7-30;
вечером — при рядовой службе до 19-00, при всенощном бдении до 20-00.

Богослужение в Высоцком мужском монастыре совершается по полному суточному кругу Богослужений
6.00 – утренние молитвы, полунощница, утреня;
8.00 — молитвы к исповеди, часы, Литургия;
По окончании Литургии служится панихида (или отпевание), затем молебен перед Чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и другие заказные молебны.
17.00 – вечерня;
21.00 – повечерие (для братии), вечерние молитвы для паломников.

Службы в воскресные и праздничные дни совершаются
8:00 — Исповедь. Часы. Литургия. По окончании Литургии совершается водосвятный молебен пред чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Начало Всенощного Бдения накануне воскресных и праздничных дней в 17:00 часов.
По пятницам в 17:45 часов служится братский молебен с Акафистом преподобному Афанасию Высоцкому (Младшему).
По воскресеным дням в 17:45 часов совершается братский молебен с Акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Экскурсии для паломнических групп проводятся по окончании молебна до 14.00 (по предварительному заказу в иконной лавке). Братия монастыря познакомят Вас со святынями, архитектурой и достопримечательностями Высоцкой обители.

Где можно поесть
На территории монастыря, в колокольне, есть небольшая чайная, где можно быстро и недорого попить чай или кофе и перекусить. В наличии всегда есть свежая монастырская выпечка. С 12.00 до 14.00 вы можете полноценно пообедать в трапезной паломнического корпуса.

Проживание
Остановиться в Высоцком монастыре на несколько дней (не более 3-х суток) можно в паломническом корпусе. Большие группы паломников принимаются по предварительной договоренности по тел.: 8 (4967) 72 81 48.
В паломническом корпусе есть многоместные кельи и кельи для отдельного проживания со всеми удобствами. Пожертвование за проживание (сутки):160 руб., обед – 80 руб., ужин — 60 руб..
2-х местная келья — 1100 руб./сутки (входит обед и ужин)
3-х местная келья — 2200 руб./сутки (входит обед и ужин).

Как добраться в Высоцкий мужской монастырь общественным транспортом
До Высоцкого монастыря можно доехать городскими автобусами, которые в Серпухове отправляются с привокзальной площади. Вам нужны автобусы №3, №8 или №20.
Автобус №20 довезет Вас до самого Высоцкого монастыря – это его конечная остановка.
Автобусы №3 и №8 следуют дальше, чем Вам требуется, поэтому выходить надо на остановке «Магазин №9». От остановки до монастыря — 2 минуты пешком.

Как добраться в Высоцкий мужской монастырь автомобилем
Едем до Серпухова по Симферопольскому шоссе, заезжая в город по Борисовскому шоссе.
Далее на первом перекрестке со светофором поворачиваем налево на улицу Центральная. Едем по улице Центральная и поворачиваем направо, на улицу Прогонная, а потом через 300 метров еще раз направо на улицу 2-я Московская. Далее едем по улице 2-я Московская порядка 700 метров до первого большого поворота налево на Большой Высоцкий переулок.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества.

Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева Лавра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.

Цивильский Тихвинский Богородицкий женский монастырь
Недалеко от города Чебоксары находится Цивильский Богородицкий женский монастырь. Он был основан в 1675 году и принадлежит к числу древнейших монастырей России.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь в восточной части Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Это первый и наиболее крупный монастырь города.

Боголюбский монастырь Рождества Богородицы
В 2012 году исполнилось 855 лет одному из старейших монастырей России – Свято-Боголюбскому, находящемуся на территории древней Владимирской земли. Этот юбилей – особо значимое событие.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Валаам — самый большой остров Валаамского архипелага, расположенного в северной части Ладожского озера. Остров находится в 22 км от материка.

Ганина яма — монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев
Ганина Яма — именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царя и его семьи, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1991 году архиепископ благословил установить Поклонный Крест.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Туристы со всей России и других стран СНГ часто совершают паломнические туры в Серафимо-Дивеевский монастырь — православный женский монастырь (в разговорном обиходе Дивеево).

Архитектурный и этнографический музей — заповедник «Кижи»
Кижи — музей-заповедник под открытым небом, один из крупнейших в России. Этот уникальный природный и исторический комплекс является особой ценностью в культурном наследии РФ.

Ксения Блаженная Петербургская и Смоленское кладбище
Ксения Петербургская – русская православная святая, одна из самых почитаемых святых в православном мире. В 26 лет Ксения вышла замуж, но брак продлился недолго.

Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь
Желтоводский Макариев монастырь был заложен в 1435 году иноком Макарием, который позднее был причислен к лику святых. Через несколько лет обитель была разорена татарами.

Матрона Московская и Покровский женский монастырь
Матушка Матрона – так любовно называют православные блаженную Матрону Московскую. В стенах Покровского женского монастыря покоится прах столь почитаемой народом святой.

Введенская Оптина пустынь
Оптина Пустынь расположена недалеко от города Козельска у опушки соснового бора. Происхождение монастыря относится к концу 14 века. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта.

Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь
Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, «сильно заболел ногами».

Раифский Богородицкий мужской монастырь
Раифский Богородицкий мужской монастырь – один из самых знаменитых в Поволжье. Сотни людей приходят сюда послушать духовные песнопения братии.

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь
В живописном уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем «Санаксарский монастырь». Монастырь был основан в 1659 году.

Седмиозерная Богородицкая пустынь
В 17 км. от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит Седмиозерный Богородицкий монастырь. Пустынь появилась еще в начале 17 века, и на месте жилья монаха-отшельника.

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь

В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое «Высоцкий» получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося «Высокое».

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: «. любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших. «

Представший перед Болотовым Высоцкий монастырь и поныне занимает пологий холм, возвышающийся над окружающейся местностью к югу от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Лесов, «видевших праотцев наших», близ Высоцкого монастыря давно уже нет; городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки.

Монастырь насчитывает более 20 насельников — монахов и послушников. Настоятель обители — игумен Кирилл. Службы в монастыре проходят по полному суточному кругу богослужения. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением и акафистом у Чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие и многие приезжающие в монастырь отмечают особенную молитвенную настроенность в стенах обители, стремление к покаянию и очищению, душевное успокоение в доме Пресвятой Богородицы.

Высоцкий мужской монастырь г серпухов

История монастыря

Высоцкий монастырь расположен в городе Серпухове на высоком левом берегу реки Нары. Основан в 1377 г. серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского. Свое наименование монастырь получил от высокого места, на котором он был построен. Князь пожелал, чтобы обитель именовалась Зачатьевской. Преподобный Сергий Радонежский благословил начало строительства обители, игуменом которой был поставлен ученик Сергия Афанасий. Первой была воздвигнута Зачатьевская церковь (1374). А в 1381 г., в память о Куликовской битве, Владимир Храбрый выстроил Покровский собор. Он был освящен митрополитом Киприаном.

Высоцкий монастырь пережил немало бедствий. В 1571 г. он был разорен татарами, а в Смутное время сильно пострадал от разбойничьих шаек. Высоцкая обитель переживала некоторый упадок в XVIII в., но к ХIХ В. она достигла расцвета и известности.

В 1920-х гг. монастырь был закрыт. Частично были разрушены стена и Всехсвятский храм. К сожалению, от былого благолепия монастыря, который, по отзыву современников, к началу ХХ В. представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России, с приходом советской власти не осталось и следа. В 1931 г. Высоцкий монастырь, уже бывший тогда всего лишь приходом, был окончательно разорен, осквернен и закрыт. Очень немного, из того, чем был раньше богат наш монастырь, дошло до наших дней, часть ризницы была спрятана монахами во время революции и до сих пор не найдена. Некоторая часть, из того, что было в обители, теперь находится в хранилищах музеев. Все остальное погибло безвозвратно.

Ко времени передачи монастыря Православной Церкви в 1991 г. Покровский храм пришел в аварийное состояние. В 1992 г. началась работа по восстановлению храма. 9 июля 1993 г. было совершено освящение приделав честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 г. – главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Реставрация храма во имя преподобного Сергия произведена в 1991-1996 гг. Воссоздан резной трехъярусный иконостас. Освящение храма состоялось б сентября 1996 г., в день празднования явления Божией Матери преподобному Сергию. 11 августа 1991 г., в день Рождества Святителя Николая, было совершено великое освящение Никольского храма.

Храмы монастыря: соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной, храм во имя Покрова Божией Матери, Сергиевская церковь, Никольский храм, колокольня с Трехсвятительским храмом, храм во имя всех святых.

К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее состояние благолепия Высоцкого монастыря — это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог: кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым, кто помогал своими трудами.

Икона Божией Матери “Неупиваемая чаша”

Возрождение почитания иконы «Неупиваемая чаша» началось в монастыре в 1991 г. В следующем году одним из ведущих российских иконописцев Александром Соколовым была заново написана эта икона. В этом образе, несомненно, есть нерукотворность – то, что присуще только подлинной иконе. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. При освящении икону помазывали святым миром для привлечения сугубой благодати Святого Духа. Вскоре именно этот образ снискал любовь и благоговейное почитание среди верующего народа за ту скорую и действенную помощь, которую получали молящиеся перед Ним.

Через свою святую икону Матерь Божия помогает людям в избавлении от греха пьянства, курения и наркомании. Но есть и множество случаев исцелений при серьезных физических заболеваниях, когда медицина бывает уже бессильна помочь человеку. Известна ее помощь и во многих других жизненных проблемах. Есть свидетельства о нередких случаях, когда из людей, одержимых демонами, после молитвы перед этим образом Богоматери выходили бесы в разных видах.

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от нее. Уже на протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом как чудотворный. С полной уверенностью можно сказать, что, как возрождение почитания иконы «Неупиваемая чаша», так и ее всероссийское прославление, началось именно в Высоцком монастыре.

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» (ранее существовавший в рукописной форме в разных вариантах), который, наверное, является самым читаемым сегодня среди православного народа. 30 мая 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, и это явилось официальным актом признания всенародного почитания этой святыни.

Мощи преподобного Афанасия Младшего

Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря в наше время являются святые мощи преподобного Афанасия Младшего. 24 сентября 1994 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке.

Как раньше, так и в наше время, преподобный подает всем, с верою прибегающим к его многоцелебным мощам, свою благодатную помощь. На сей день известно немало случаев исцелений от его святых мощей, неоднократно были случаи явлений преподобного людям. Недавно мы получили письмо, сообщавшее о сильном благоухании иконы преподобного, продолжавшееся более года, и обильном ее мироточении в доме одного священника из Липецкой области. Замечено, что этим угодником Божиим часто подается помощь людям, страдающим от болезней ног. Нередко приходят письма из разных мест России с просьбами отслужить молебен перед мощами преподобного Афанасия.

Святые мощи угодников Божиих

В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей святой праведной Анны — матери Пресвятой Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеимона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина, около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинскик старцев; новомучеников Российских: Патриарха Тихона, священномучеников Фаддея Тверского, Илариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.

Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных ювелирной работой ковчегах и выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

Чудотворные иконы и другие святыни

Среди множества икон, украшающих храмы Высоцкого монастыря, особо чтятся верующими следующие иконы. Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца, новгородского письма XV в., с частицей его мощей; иконы Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика целителя Пантелеимона, чудного афонского письма XIX В. Чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», переданный обители в 1996 г., икона Николы Можайского XIV в., икона преподобного Сергия Радонежского, написанная на крышке от его раки. В нее вставлена частица его мощей и часть от его гроба. Икона «Всех скорбящих радость», находящаяся на горнем месте в Сергиевской церкви, была ранее очень почитаема в одной из деревень Ногинского района. Икона Божией Матери «Иверская» — точная копия с Валдайской Иверской иконы Божией Матери. Местная икона Тихвинской Божией Материв иконостасе Покровского храма. Икона священномученика Гермогена с дарственной надписью Патриарха Тихона. С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, часть от гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, который хранится в музее Московского Кремля. Епитрахиль святого Иоанна Кронштадтского и его небольшой потир. Часть рубашки преподобного Серафима Саровского, обагренная его кровью, когда он был избит едва не до смерти разбойниками. Святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого. Пояс Пресвятой Богородицы, часть дуба Мамврийского, камня, на котором молился 1000 дней и ночей преподобный Серафим Саровский, древа куста Неопалимой Купины со Святой горы Синай и другие святыни.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

Высоцкий мужской монастырь г серпухов

Высоцкий мужской монастырь был основан в 1374 году усилиями преподобного Сергия Радонежского и серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Обитель возникла на высоком берегу реки Нара, что и дало название «Высоцкий». В 1647 году для обороны от набегов крымских татар деревянные крепостные стены заменили каменными. И в настоящее время территория окружена мощными стенами с массивными башнями.

Князь Владимир Храбрый знаменит своим подвигом в сражении на Куликовом поле. Он возглавил засадный полк, вступление в бой которого сыграло решающую роль в исторической битве 1380 года. В память о великой победе русского оружия князь выстроил в Высоцкой обители храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, поставленный над братской могилой воинов серпуховской земли, павших на Куликовом поле.

Высоцкий монастырь не раз посещали выдающиеся люди. По легенде, в 1381 году для освящения новых церквей в обитель приехал митрополит Киевский и всея Руси Киприан, известный как видный представитель средневековой славянской книжности. Трижды монастырь посещал царь Иван Грозный.

Монастырь неоднократно повергался разорению и вновь возрождался с помощью царственных и влиятельных особ. Ему жертвовали средства Борис Годунов, Патриарх Филарет, представители династии Романовых, очень щедры были бояре Нарышкины. Перед секуляризацией Екатерины II обитель была весьма процветающей, она владела 3000 крестьян, поселениями, подворьем в Москве и др.

Следующий период невзгод начался с Октябрьской революции. В 1918 году на территории обители разместились латышские стрелки, через год здесь устроили концлагерь. В 1928 году советская власть упразднила монастырь, в 1931 году закрывается его последняя церковь. В зданиях располагались казармы, коммунальные квартиры, гаражи и склады. Постройки ветшали, часть из них была утрачена.

Восстановление монашеской жизни началось в 1991 году.

Церковь Трех Святителей Великих находится на втором ярусе колокольни, расположенной над западными воротами Высоцкого монастыря.

Трёхярусная колокольня в классическом стиле была возведена в 1831-1840 году.

Летний соборный храм Зачатия Пресвятой Богородицы с галереей и северным приделом в честь Рождества Богородицы построен в XVI веке.

Деревянный Зачатьевский храм стал первой церковью обители, его каменный вариант появился в 1381 году.

В 2006 году в нижней северной части церкви, в конце галереи, был освящён храм во имя преподобного Афанасия Афонского, первого настоятеля Высоцкой обители и любимого ученика Сергия Радонежского.

В церкви установлена гробница преподобного Афанасия Высоцкого (младшего), преемника первого настоятеля монастыря.

Домовая церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» устроена в настоятельском корпусе и освящена в 1998 году. Покои были сооружены в XVIII веке, в середине XIX века перестраивались.

Сейчас в обители проживают 20 монахов и послушников.

Большой интерес для паломников представляет чудотворная икона Пресвятой Богородицы Неупиваемая Чаша, хранящаяся в Покровском храме обители. Считается, что она исцеляет от пристрастия к алкоголю. Впервые явление первообраза иконы случилось в 1878 году.

Атмосфера в монастыре очень светлая, я бы даже сказала, радостная. Ухоженная территория, газончики, цветочки. Фотографировать можно практически везде.

Высоцкий монастырь в Серпухове

православный мужской монастырь в городе Серпухове, один из старейших в Подмосковье. Центр паломничества к иконе «Неупиваемая Чаша»

памятник архитектуры (федеральный)

Высо́цкий монасты́рь — православный мужской монастырь в городе Серпухове, один из старейших в Подмосковье. Центр паломничества к иконе «Неупиваемая Чаша» (почитается избавляющей от алкоголизма).

Монастырь основан серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году. Впервые упоминается в Симеоновской летописи XV века:

Того же л ѣ та пакы тотъ же христолюбивыи князь Володимеръ Андр ѣ евичь помысли въ соб ѣ мысль благу, яже о свят ѣ и и церкви Болжіи, и яже о манастырскомъ устроеніи; благодатію же Божіею не токмо помыслы, но и д ѣ ломъ сътвори. Въсхот ѣ възградити соб ѣ манастырь въ Серпохов ѣ на Высокомъ и въсхот ѣ въ създати богомолью…

Как управляющий городом Радонежем князь Владимир Храбрый обратился с просьбой о благословении и за помощью в устройстве монастыря к преподобному Сергию Радонежскому. По приглашению князя преподобный Сергий со своим учеником Афанасием пешком приходят в Серпухов и выбирают место для будущего монастыря. Выбранное место было расчищено, и преподобный Сергий совершил на нем молитву. Для строительства обители Сергий, по просьбе князя, оставил своего ученика. Таково церковное предание.

Из Высоцкого монастыря происходит так называемый Высоцкий чин — деисусный чин, стиль которого, как считается, оказал некоторое влияние на иконописную манеру Андрея Рублёва. Сведения позднейших насельников монастыря о существовании там ещё во времена Дмитрия Донского каменного храма новейшими исследованиями не подтверждаются.

В конце XVII века монастырь обзавёлся каменной оградой с башнями. Проезжая через Серпухов в XVIII веке, Андрей Болотов обратил особое внимание на эту обитель и на расположенный за Нарой монастырь Владычный:

При самом уже везде в оный [город] любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцов наших. Не менее того утешался я красивостью другого такого ж сограждения, за рекою Нарою, под большим сосновым бором предками воздвигнутого, и дивился усердию и особливой охоте древних россиян к созиданию сих памятников набожности их. Первый из них и поныне еще разрушающая все рука времени пощадила от разрушения; в нем и поныне еще обитают черноризцы, посвятившие жизнь свою возсыланию безпрерывных молений ко Творцу всех тварей.
  • Зачатьевский собор, постройка времён Бориса Годунова на высоком подклете с опоясывающей открытой двухъярусной галереей (гульбищем) и пятью крупными главами. Своды и купола переложены в 1697 году на средства Л. К. Нарышкина. Первоначальная роспись практически не сохранилась за записями 1800 и 1899 годов.
  • Трапезный одноглавый храм Покрова Пресвятой Богородицы (конец XVII века на подвалах XVI века), с обширным северным приделом Похвалы Пресвятой Богородицы (1872—78), в 1834 году обновлён и перестроен, в советское время обезглавлен, отремонтирован в 1990-е годы.
  • Церковь Сергия Радонежского, небольшая трёхэтажная пристройка к собору, заменившая собой в конце XVII века Никольский придел.
  • Колокольня с надвратным храмом Трех Святителей (1831—40, архитектор Д. Ф. Борисов)
  • Храм Всех Святых (1896), выстроенный в псевдорусском стиле по проекту Р. Клейна на средства Н. Н. Коншина — родовая усыпальница Коншиных.
  • В паломническом корпусе оборудована церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
  • В настоятельском корпусе действует церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
  • Церковь Афанасия Афонского и Сергия Радонежского снесена в 1967 году.

У монастыря с 1853 года имеется подворье на бывшем Тульском тракте — часовня Иверской Богоматери.

О святынях и святых

г.Серпухов. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь – это древняя обитель, находящаяся в подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, неподалеку от ее впадения в Оку. Основана она по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году, Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое». Святой старец — преподобный Сергий Радонежский — совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским.

Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика преподобного Афанасия старшего. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. (В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова).

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов.

К началу XX века Высоцкий монастырь по отзыву современников представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России, в которой находилось много святынь. С приходом Советской власти от былого благолепия монастыря не осталось и следа. Первым ударом по монастырю, под предлогом специально спровоцированного голода в Поволжье, явилось, всем известное, изъятие церковных ценностей в 1922-23 гг. Не всем известна подлинная причина этой акции. Ленин имел в виду иные цели: «Мы должны — писал он — именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». Поставленная цель была достигнута.

Милостью Божией в 1991 г. Серпуховской Высоцкий монастырь был передан Русской Православной Церкви. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими.

В настоящее время монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. В монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями: от страстей винопития, наркомании, табакокурения, других болезней, и оказанием помощи в различных жизненных проблемах. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».

В этом же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего, при жизни и по смерти почитаемого как чудотворца. Обретены были мощи 24 сентября 1994 года. Очевидно, что особым промыслом Божиим, святые мощи преподобного Афанасия находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения.

В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей св. прав. Анны — матери Пресвятой Богородицы, св. Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеймона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; Преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина; около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинских старцев; новомучеников Российских: патриарха Тихона, свщ.мч. Фаддея Тверского, Иллариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.

Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных ювелирной работой ковчегах. И выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

Особо чтятся: чудотворный образ св. вмч. Георгия Победоносца, новгородского письма ХV века, с частицей его мощей; иконы Божией Матери «Скоропослушница» и св. вмч. целителя Пантелеимона, чудного афонского письма XIX в., икона Божией Матери «Иверская» — точная копия с Валдайской Иверской иконы Божией Матери, местная икона Тихвинской Божией Матери в иконостасе Покровского храма, икона священномученика Гермогена с дарственной надписью патриарха Тихона, чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», икона Покрова Пресвятой Богородицы XVII в., небольшая икона Иосифа Волоцкого, икона Николы Можайского XIV в., икона прп. Сергия Радонежского — написанная на крышке от его раки (в нее вставлена частица его мощей и часть от его гроба), икона «Всех скорбящих Радосте» XVII в., и ряд других интересных икон.

С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, часть от гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, который хранится в музее Московского Кремля. Епитрахиль св.прав. Иоанна Кронштадтского и его небольшой потир. Часть рубашки преп. Серафима Саровского, обагренная его кровью (когда он был избит, едва не до смерти, разбойниками). Святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого.

Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Чего стоит только утрата большей части монастырских стен и храма в честь преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. Но все же, в наши дни, возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше.

Высоцкий монастырь город Серпухов. Путешествие по святым местам Московской области город Серпухов

За окном хорошая погода, выходной, а значит мы всей семьёй отправляемся путешествовать на машине по святым местам московской области. А в дороге будем узнавать историю родного края. Отличное времяпрепровождение для ребёнка и нас. Ведь мы едем не просто на экскурсию. Мы собираемся ещё запустить коптер, чтобы посмотреть на Высоцкий монастырь сверху. С землимы посмотрим сами, понятное дело, а вернувшись домой закрепим полученную информацию разбирая и отсматривая материалы коптера, отснятые в полёте.

Интересное занятие. Детям такое путешествие понравится ещё больше. В дороге мы узнаем интересные факты о Высоцком монастыре. Дети так лучше усваивают полученную информацию, запоминают её. Ведь они сначала услышат лекцию в машине, а потом увидят монастырь.

Вот какой исторической информацией я делилась в машине со своим ребёнком.

Высоцкий монастырь в Серпухове

Подмосковный город Серпухов известен, в том числе, Высоцким монастырем, разместившимся на высотах побережья реки Нары, недалеко от того места, где она впадает в Оку. Это мужской монастырь, который к тому же является одним из украшений и основных достопримечательностей Серпухова, а находится он на расстоянии 70 км от МКАД.

Основание его приходится на 1374 год, а благословение на него было дано Сергием Радонежским, который в те времена уже обладал огромным духовным авторитетом. Поддержку возведению монастыря оказал двоюродный брат князя Донского Д. И. – Владимир Андреевич Храбрый.

Сергий назначил первого настоятеля обители самостоятельно, и им был Афанасий – любимый его ученик.

Место, а точнее, холм, на котором построен монастырь, издавна в народе называли «Высокое», и именно от этого названия родилось и название монастыря.

В настоящее время в нем насчитывается 10 насельников, а игуменом его является сегодня Преосвященнейший Роман.

Одной из главных святынь обители является образ Божией Матери под названием «Неупиваемая чаша». Молебны перед ним отправляются ежедневно. Что касается богослужений, они проводятся согласно полного суточного круга.

Образ известен тем, что способствует избавлению от губительных привычек. Есть немало историй разных людей, стоявший в свое время «на краю пропасти», но приложившись к образу, находящемуся в Высоцком монастыре, их жизнь кардинально менялась.

Паломники, посещающие монастырь, говорят о том, что в этом месте всегда ощущается умиротворение, успокоение, настрой на молитву, очищение, атмосфера беззаветного служения Богу.

В обители можно заказать такие ритуалы, как поминовение перед образом Божией Матери к полугодовалому, годовалому сроку ухода усопшего из жизни либо в течение 40 дней. Заказать службу можно и за здравие.

В монастыре принимаются паломники, которые могут провести здесь несколько дней, но такое разрешение можно получить только при условии предъявления паспорта. Если группы паломников большие, обязательно требуется предварительная договоренность.

Как добраться до Высоцкого мужского монастыря?

Он находится по адресу: ул. Калужская, 110 в городе Серпухове Московской области.

Если ехать до него общественным транспортом, необходимо сначала добраться до станции «Серпухов», что можно сделать с Курского вокзала. Затем можно пересесть на автобус, следующий по одному из этих маршрутов — №3, №8 либо №20. Следуют к Высоцкому монастырю и маршрутные такси.

Если отправляться со станции метро «Южная», можно доехать до ж/д станции «Серпухов» посредством автобуса, курсирующего по маршруту №458. Отсюда до обители можно доехать автобусом №3, №8 или №20 до места. Остановка, на которой нужно будет выйти, имеет соответствующее название – «Высоцкий монастырь».

Добираясь до обители на автомобиле, нужно следовать по Симферопольскому шоссе. Далее нужно продолжать путь по Борисовскому шоссе. Достигнув первого перекрестка со светофором, необходимо повернуть налево. После нужно двигаться прямо, а когда дорога повернет вправо, нужно свернуть туда же, а затем снова вправо, чтобы выехать на Вторую Московскую. Далее нужно продолжать двигаться по прямой и свернуть на большом повороте влево.

Интересные факты о Высоцком монастыре

Князь Владимир Храбрый никогда не скупился на средства, которые выделял на украшение обители. Как только монастырь был основан, при нем был возведен храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.

Деятельность настоятеля Афанасия достойна внимания. Благодаря его трудам к обители привлекался все больший интерес, неустанно росло и количество ее насельников, среди которых выделялись святостью преподобный Никон Радонежский, являвшийся преемником Сергия Радонежского, Афанасий Младший.

В 1380 году войско российское, бывшее под командованием Д. Донского, победило Золотую Орду, выиграв битву на Куликовом поле. Огромная заслуга в этой победе принадлежит Владимиру Храброму – князем возглавлялся полк, который в решающем сражении заставил врага отступить.

В благодарность за одержанную победу Владимиром Храбрым был воздвигнут Зачатьевский собор, выполненный из камня. Он заменил деревянное сооружение, находившееся здесь прежде. Устроил он и трапезную, а также церковь в честь Покрова Святой Богородицы. Церковь была построена над братской могилой погибших в кровавых битвах воинов Серпухова.

Предание гласит, что в 1381 году Высоцкий монастырь был посещен митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном, который был виднейшим представителем средневековой славянской книжности – книгописцем, переводчиком, редактором. Сопровождал его преподобный Сергий Радонежский. Прибыл митрополит с целью освящения вновь возведенных храмов.

Есть сведения, что игумен Афанасий и Киприан после этой встречи стали духовными друзьями, которых объединило единомыслие.

Ввиду пограничного положения обители – она находилась на южных границах княжества Московского, вдоль нее обустраивались линии обороны для защиты от постоянных набегов соседей с юга. В эти времена Высоцкий монастырь постоянно пребывал под угрозой.

В 1382 году войсками под руководством хана Золотой Орды Тохтамыша было разрушено немало русских городов, в том числе и Серпухов. Высоцкий монастырь в тот период находился на полувоенном положении, что не могло не отразиться на его жизни – как внутренней, так и с точки зрения внешнего великолепия.

После смерти Афанасия Младшего в 1395 году игуменом обители на Высоком стал преподобный Никита, при котором она продолжила соблюдать и чтить устоявшиеся здесь традиции. Продолжалось здесь и строительство, в том числе, каменной сени, которая была построена над местом, где похоронен Афанасий Младший.

Времена правления Ивана Грозного могли бы стать для обители эпохой нового рассвета, поскольку государь не скупился на предоставление ей всяческих льгот, выделение средств, но все это содействие практически сводилось на нет из-за постоянных набегов иностранцев. Помимо этой неприятности, в государстве свирепствовала чума, что тоже сказалось на жизни монастыря.

В 1571 году он был сожжен татарскими войсками, равно как и вся округа Серпухова. Все пережитые обителью невзгоды обернулись для монастыря обветшанием, а позже вместо него было возведено новое здание, сохранившееся до сегодня.

Правительство Романовых в 17 веке принесло обители этап возрождения – ей выделялись льготы, пожертвования, началось строительство новых зданий.

В 18 веке обитель стала крупным вотчинником, владевшим мельницей, деревнями, а также порядка 3000 крестьян, но после секуляризации Екатерины II всего этого она была лишена. Монастырь на Высоком был причислен к третьему монастырскому классу.

В 19 веке его положение значительно улучшилось, и даже возводились новые сооружения, причем строительство было масштабным.

Не прошли для обители бесследно и революционные времена. В 1918-1919 гг. здесь были размещены латышские стрелки, а в 1920 г. в монастыре расположилось военное училище.

В 1928 году обитель была закрыта. В течение недлительного времени монахи продолжали поддерживать здесь религиозную жизнь, но пучина безбожия, охватившая тогда страну, в 1930 году добралась и сюда. С 1930 года помещения монастыря отдавались под гаражи, склады, казармы. Были здесь и коммунальные квартиры.

Лишь в 1991 году Священным Синодом было принято решение о возрождении монашеской деятельности в Высоцком монастыре. С этих времен началось его восстановление, а настоятелем его был назначен архимандрит Иосиф. В 1994 году здесь были обретены мощи преподобного Афанасия Младшего. Их поместили в раку, которая была перенесена в Покровский храм. К концу XX века монастырь полностью возобновил свое функционирование, которое продолжается по сегодняшний день.

Главное сооружение обители – летний храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, возведение которого пришлось на вторую половину 16 века. Форма собора – правильный квадрат. Кладка предыдущего храма стала основанием для двухсветного четверика четырехстолпного собора.

Восточная часть сооружения смыкается с трехчастным апсидом – алтарным выступом, обладающим уникальным граненым обликом и имеющим щелевидные окна. Около собора с трех сторон – северной, западной и южной размещена двухъярусная паперть из камня, представляющаяся как обходная галерея.

Арки галереи, имеющие разную величину, обладают опорой в виде массивных столбов квадратной формы. Изначально ко входу в галерею вели три лестницы, выполненные из камня, но к началу 20 столетия осталась только одна из этих лестниц, имеющая двойной сход. Находится она с юго-западной части сооружения. Нижняя часть здания в былые времена использовалась как усыпальница.

Лопатки разделяют фасады четверика на три части, а завершением фасадов служат закомары, которые отделены от стены посредством карниза.

Сегодня действующий Высоцкий монастырь является «маяком» для всех желающих найти Бога, умиротворение и гармонию в душе.

Ссылка на основную публикацию