Введенский женский монастырь тихвин

Введенский женский монастырь г. Тихвина. Епархиальный женский монастырь

Летописные источники повествуют, что именно на месте будущего Введенского монастыря в 1383 году на берегу реки Тихвинки было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери.

Сам же Введенский девичий монастырь был основан в 1560 году одновременно с Успенским мужским монастырем. Но о нем не упоминалось, пока в конце XVI века здесь не появилась четвертая супруга царя Иоанна Грозного – Анна Колтовская, принявшая постриг с именем Дарья и ставшая впоследствии игуменией монастыря. Она привела его в цветущее состояние, завещав все свое имущество обители. В 1626 году она была погребена во Введенском соборе. Все российские государи и великие князья, бывавшие у Тихвинской иконы Божией Матери, приезжали и во Введенский монастырь поклониться царице-игумении.

В 1863 году здесь начала свой иноческий путь Мария Солопова, будущая игумения Таисия, открывшая большое количество скитов и монастырей, прославившаяся своим подвижничеством в Леушинской обители. Прожив в монастыре более 10 лет, она оставила в своих «Записках игумении Таисии» воспоминания о Введенской обители, как о «местечке первого опыта монашеских подвигов и молений, колыбели монашеской жизни».

За 366 лет существования обители, до её закрытия в 1926 году, сменилась 31 настоятельница. При советской власти монастырь разделил тяжелую участь почти всех церковных учреждений. В 1937 году вместе с большинством духовенства Тихвина была арестована игумения монастыря Иоанникия (Кожевникова). 3 декабря, накануне престольного праздника обители – Введения во Храм Пресвятой Богородицы, она была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками.

Решением Священного Синода Русской православной Церкви было благословлено с 25 января 2010 года открыть Введенский женский монастырь в г. Тихвине.

На территории обители расположены три храма: Введенский собор (начало XVII в.) с двумя приделами — в честь святителя Николая-чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского; храм-трапезная в честь Рождества Богородицы (середина XVII в.), из-за аварийного состояния на данный момент закрыт; надвратная церковь с колокольней (середина XIX в.), освященная в честь святых великомученицы Екатерины и царицы-мученицы Августы.

Во Введенском соборе совершаются ежедневные богослужения, благоустраивается монастырская территория. Немногочисленные насельницы святой обители из разных источников по крупицам собирают сведения об истории возникновения и развития монастыря, молитвенном подвиге его подвижниц и укладе жизни, что способствует преемственности духовных традиций.

В возрождающемся Введенском женском монастыре, как во всех восстанавливающихся обителях — особая благодать, особое возвышенное молитвенное состояние. Мы искренне верим, что Господь благословит Тихвин второй жемчужиной православия, которая станет достойным украшением древнего города, как и в былые времена.

Тихвин. Тихвинский Введенский монастырь

Еду с «Первыми линиями» на однодневную экскурсию в Тихвин. Программа экскурсии включает посещение Тихвинского Введенского женского монастыря, Свято-Троицкого скита в Сенно, Антониево-Дымского монастыря и Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Программа достаточно насыщенная для одного дня, поэтому задержаться надолго в каждом из этих мест не получится, перемещаться нам придется довольно быстро, чтобы успеть посетить всё, что запланировано, и вернуться в город до закрытия метро. Экскурсионный автобус отправляется в 8-00 от станции метро Звенигородская.

От Санкт-Петербурга до Тихвина около 200 километров, это 3,5-4 часа езды на экскурсионном автобусе с учетом перманентного ремонта наших дорог и плановой остановки в Юшково для посещения туалета.

На протяжении всего пути экскурсовод знакомит нас с историей мест, по которым мы проезжаем, и с историей Тихвина.

Люди селились в этих местах издавна, археологами обнаружены слои, относящиеся как минимум к восьмому веку, если не ранее. До прихода в эти места славян здесь проживали финно-угорские племена. Что касается Тихвина, статус города он получил в 1773 году по указу императрицы Екатерины II, а первые упоминания о посаде относятся к 1383 году. Считается, что своё название поселение получило от местной реки Тихвинки. В переводе с одного из финно-угорских наречий это означает «злой поток». Река имела важное транспортное значение – она была частью водного пути, связывавшего Балтийское море и Ладожское озеро с Волгой, но провести по ней суда было непростой задачей из-за многочисленных порогов и мелей. И всё же, поскольку более удобного пути не было, река активно использовалась. Тихвин постепенно развился до богатого торгового города, он входил в Ганзейский союз. Статус города Тихвин получил не сразу, прошение подавалось несколько раз, но Екатерина II отказывала, ссылаясь на отсутствие четкой планировки и прочие недостатки. В народе ходила молва, что когда Екатерина, еще не будучи императрицей, проезжала через Тихвин, у нее украли шубу, за что будущая государыня и невзлюбила тихвинцев, но, вероятней всего, она просто не хотела конфликта с монастырями — светской власти здесь долгое время не было, тихвинский посад находился в подчинении построенных по указу Ивана Грозного Успенского и Введенского монастырей.

До начала 20 века Тихвин был уездном городом и развивался за счет торговли и ремёсел.

В ноябре 1941 года Тихвин был оккупирован немецкими войсками, но находился под властью немцев ровно месяц. В результате тяжелейших, кровопролитных боев город был отбит. Это было спасением для блокадного Ленинграда, хлеб в который поступал только через Тихвин.

В 2010 году президентским указом Тихвину было присвоено звание «Город воинской славы».

Когда мы въехали в Тихвин, оказалось, что проехать по некоторым улицам большому экскурсионному автобусу будет не так-то просто – многие дороги ремонтируются, город готовится отмечать 26 июня (9 июля) очередную годовщину обретения главной тихвинской святыни – Тихвинской иконы Божьей матери, которая чудесным образом появилась в 1383 году на берегу реки Тихвинки. В настоящий момент чудотворная икона находится в Успенском соборе Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

А наша экскурсионная программа начинается с посещения Введенского женского монастыря. К сожалению, на данный момент он находится в довольно плачевном состоянии.

Решение о восстановлении монастыря было принято в 2005 году, но до 2012 года на его территории располагалась спортивная школа, частные заведения, в некоторых монастырских постройках были квартиры горожан, которым необходимо было предоставить другое жильё. Сейчас все сохранившиеся здания находятся в ведении монастыря и по мере возможностей здесь ведутся восстановительные работы. Настоятельницей монастыря с 2011 года является матушка Тавифа, на плечи которой легла непростая задача восстановления монастыря практически с нуля.

А образован Введенский женский монастырь был в 1560 году по указу царя Ивана Грозного, и просуществовал он до 1924 года.

Одной из самых известных настоятельниц монастыря была четвертая жена Ивана Грозного Анна Колтовская (в монашестве Дарья). Вероятно, Анна была женщиной незаурядной, и кроме красоты, отличалась и мудростью. Явно в государственные дела она не вмешивалась, но имела сильное влияние на царя. Царица пыталась убедить его отказаться от опричнины. Естественно, это не могло устраивать Малюту Скуратова и он «принял меры» — ему удалось убедить Ивана Грозного в неверности жены, что, учитывая подозрительность царя, наверное, было не так уж сложно сделать. Лишать жену жизни царь не стал, но Анна была насильно пострижена в монахини.

Монастырь находился на землях, которые неоднократно подвергались нападениям шведов и литовцев. В 1613 году шведский генерал Делагарди полностью сжег Введенскую обитель.

После заключения в 1617 году Столбовского мирного договора монастырь начал постепенно возрождаться под руководством царицы-инокини Дарьи. Введенскому монастырю благоволил первый царь династии Романовых Михаил Федорович.

Скончалась игуменья Дарья в 1626 году и была погребена здесь же во Введенском монастыре.

До начала 20 века Введенский монастырь был одним из процветающих монастырей России, но с приходом советской власти этому благополучию пришёл конец, в 1924 году монастырь был закрыт, и на его территории разместилась колония для несовершеннолетних.

Последняя игуменья монастыря Иоанникия продолжала своё служение и после прихода советской власти, но в 1937 году она вместе с другими священнослужителями была арестована по сфабрикованному обвинению в заговоре против советской власти. Несмотря на жестокие методы, которые применялись к ней на допросах, матушка Иоанникия виновной себя не признала, никого не оговорила, и в результате была расстреляна. Было ей на тот момент 78 лет.

На сегодняшний день в монастыре возобновлено постоянное богослужение. Восстанавливается Введенский собор и надвратная церковь во имя великомученицы Екатерины и Августы.

Храмы восстанавливаются буквально по кирпичику.

Каждый кирпич внимательно осматривается и простукивается. Если он признается достаточно крепким, оставляется в стене, если нет – заменяется на новый. Средств на это требуется немало, так как матушка Тавифа старается приобретать только качественные кирпичи. Храм должен стоять века.

К сожалению, снимать внутри храмов не разрешается, поэтому показать внутреннее убранство собора не смогу.

В монастыре живут удивительной окраски коты:

Эта кошечка ожидает пополнение.

Забавный диалог удалось случайно услышать по этому поводу. Молодая мама с тремя девочками-погодками, на вопрос младшей дочери, почему кошечка так выглядит, отвечает:

— А почему она беременная?

— Ну, так получилось.

А нам пора двигаться дальше. Нас ожидает Свято-Троицкий скит в Сенно, который относится к Введенскому монастырю, хотя территориально он располагается уже не в Тихвинском, а в Бокситогорском районе.

Введенский женский монастырь тихвин

Над домом возвышается купол колокольни Введенского монастыря.

20 августа 2014 г.

Второй большой (в прошлом) монастырь — женский Введенский. (Современный адрес: ул. Зайцева, 8.)

Считают, что он был основан тогда же, что и мужской Успенский монастырь, — в 1560 году. С конца XVI века до своей смерти в 1626 г. здесь жила монахиня Дарья — в миру Анна Алексеевна Колтовская, четвертая жена Ивана Грозного; с 1613 г. она была настоятельницей монастыря.

Из других обитательниц монастыря следует назвать известную подвижницу Таисию Леушинскую (М.В.Солопову), которая провела в монастыре десять лет — с 1862 до 1872 г. — впоследствии фактическую основательницу и настоятельницу Леушинского монастыря (в советское время затопленного Рыбинским водохранилищем).

Введенский монастырь был закрыт в 1926 г. [ 7 ] . Последняя игуменья (с 1900 года) Иоанникия (А.Я.Кожевникова) расстреляна в 1937 г. (в 2002 г. причислена к лику святых).

В 2005 г. началось возрождение Введенского монастыря. С января 2010 г. монастырь вновь официально открыт.

К 2013 году действовала церковь в колокольне; с территории монастыря убран гараж, началось восстановление храмов, колокольни, монастырских корпусов, разбиты цветники. В 2014 г. я уже видел на территории монастыря женщин в длинной одежде — вероятно, сестер возрождающегося монастыря. А в 2015 г. монастырь уже действовал.

Рядом с входом в монастырь установлен его план, который можно посмотреть здесь.

Изображение Введенского монастыря на плане Тихвинского посада 1678 года:

В это время в монастыре были каменные здания — Введенский собор, колокольня и трапезная (?).

На плане монастырь изображен с запада. В настоящее время главный вход в монастырь — с другой стороны, с юга (этот вход тоже показан на плане справа). Сюда, к улице обращен фасад надвратной колокольни над Святыми вратами.

Вид надвратной колокольни в начале XX века (фотография А.М.Кузнецова) [ 1 ] :

Колокольня построена в 1834 — 1836 гг., при игумении Августе (Свешниковой). Автор проекта этого красивого здания в стиле ампир (поздний классицизм) — архитектор И.И.Шарлемань 1-й.

И.И.Шарлемань 1-й — талантливый (хотя и не очень широко известный) петербургский архитектор первой половины — середины XIX века. Следует заметить, что в первой половине 1830-х гг. в творчестве Шарлеманя (работавшего в это время в основном в Петергофе) произошел резкий перелом: он отошел от классицизма и начал работать в духе эклектики. В 1834 году он начал строительство этой еще чисто классицистической колокольни, а также столь же строгой по архитектуре Князь-Владимирской церкви при Орлово-Новосильцевской богадельне на Выборгской стороне (уничтожена в советское время). Это, вероятно, последние классицистические постройки И.И.Шарлеманя: в том же 1834 году он приступил к строительству ансамбля Разводной площади в Петергофе в формах необарокко.

Над Святыми вратами расположена церковь св. вмц. Екатерины и мц. Августы.

Сами Святые врата открывались редко, по особо торжественным случаям, для высоких гостей. А в повседневной жизни в монастырь входили через ворота, расположенные справа от колокольни.

В советское время уничтожен купол (и, конечно, закрыта церковь). Разрушены ворота справа от колокольни (может быть, в них не могли проехать большие грузовики?). Вот как стала выглядеть колокольня:

Около 2014 г. был восстановлен купол и началось восстановление основного объема. Однако оно надолго затянулось, отдельные части колокольни стояли в лесах.

К 2018 г. леса сняли. Но у меня такое впечатление, что фасады так и не отремонтированы:

В 2007 г. перед колокольней установлен поклонный крест в память о новомучениках и исповедниках Тихвинских:

Войдем в монастырь через разрыв в стене справа от колокольни (бывшие ворота):

31 июля 2013 г. 20 августа 2014 г.

Слева церковь Рождества Богородицы, справа Введенский собор. Оба храма изуродованы в советское время.

Вот как выглядел Введенский собор в начале XX века (фотография А.М.Кузнецова) [ 1 ] :

Собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы построен (на месте деревянного храма) в начале XVII века (предположительно в 1606 г.). Он сгорел в Смутное время, при взятии шведскими войсками, и восстановлен около 1620 г., при игумении Дарье (Колтовской). [ 8 ]

К сожалению, этот ценный памятник архитектуры был искажен перестройкой в 1882 г. (при игумении Рафаиле). Однако судя по старой фотографии, и после переделки сохранились общие пропорции объемов храма характерные для XVII века. Особенно красиво было монументальное завершение храма — три огромные главы на высоких барабанах.

Именно верх собора и был уничтожен в советское время. В начале XXI века (по меньшей мере, до 2009 года) в здании размещалась детская спортивная школа. Около 2013 г. началось, наконец, восстановление храма. А летом 2015 г. он уже действовал. Внутри — красивое, хорошо освещенное сводчатое пространство с хорами — пока еще неухоженное, но постепенно возрождающееся.

Введенский женский монастырь тихвин

Введенский женский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, с которым был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

Досинодальный период

История монастыря становится известной с конца ХVI века, когда здесь около 1590 года поселились четвертая супруга Ивана Грозного — Анна Колтовская, постриженная в Горицах под именем Дарии, и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины. Прибытие в монастырь Царицы Дарьи трактуется по-разному: традиционно — как ссылка после измены князя Курбского, в доме которого она воспитывалась и провела детство и юность, рано оставшись сиротой. Проявившаяся благосклонность к монастырю и его игуменье со стороны царских особ дает основание для иной трактовки: это был добровольный уход в монашество. Документальных свидетельств, освещающих, этот вопрос, не сохранилось.

Во время польско-шведских войн Введенский монастырь подвергался неоднократным нападениям и частичным разорениям со стороны литовцев и шведов: в сравнении с Успенским монастырём в военном отношении он был уреплён гораздо хуже, что позволило шведским войскам под предводительством Магнуса Делагарди занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки (14 сентября 1613 года). Согласно историографии, во время нападений неприятельских войск царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель». [2] По преданию, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, называемом теперь в память о тех событиях Царицыным. Однако стоит отметить, что никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины Игуменьи Дарьи, согласно духовному завещанию, обитель получила всё её состояние.

XIX век — начало XX века

В конце XIX — начале XX века, Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи, с капиталом свыше 100 тыс. руб. [3]

Советский период

Введенский монастырь просуществовал до 1924 года. После революции советская власть разместила в монастыре детскую колонию и целый ряд не церковных учреждений. Сёстры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе с вселившимися туда новыми поселенцами.

В конце 1980-х годов монастырь решили реставрировать: в документах КГИОП Ленинградской области имеются разработки проектных предложений по реставрации архитектурного ансамбля Тихвинского Введенского девичьего монастыря от 1988 года с указанием противоаварийных работ на 1990 года, однако они проведены не были.

Современное состояние монастыря

С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина) создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которую возглавляла Л.Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса) [4] .

10 апреля 2005 года в надвратной церкви Введенского монастыря состоялся первый молебен. Молебен служил иерей Сергий Ремизов [5] .

25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского женского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Тавифа (Фёдорова) [6] .

29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Фёдорова) возведена в игуменское достоинство [7] .

На начало восстановительных работ в монастыре, здания на его территории, не находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить в отсутствии отопления. До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В руинированном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды — разрушена.

С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение. В монастыре проживают: игуменья; 1 монахиня; 2 девочки-послушницы; Богослужение совершает служащий иеромонах [8] .

В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на послушание (в том числе в рамках проекта «Тихвин. Прикоснись к святыне») [9] .

Здания и сооружения монастыря

  1. Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год)
  2. Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитекторИ. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году[10]
  3. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
  4. Игуменский корпус
  5. Монашеский корпус («Леушинский»)
  6. Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)

Скиты монастыря

Свято-Троицкий скит Тихвинского Введенского женского монастыря располагается в деревне Сенно Бокситогорского района Ленинградской области.

Настоятельницы

  1. Евпраксия — 1608 г.
  2. Дария (Колтовская) (до смерти 5 апреля 1626)
  3. Агафия (упом. 1613)
  4. Еврония — 1632 г.
  5. Евраиса — 1656 г.
  6. Платонида (княжна Гагарина), племянница Игуменьи Дарии — 1642
  7. Платонида — 1669 г.
  8. Измарагда — 1675 г.
  9. Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа того же года
  10. Таисия — 1677 г.
  11. Евдоксия — 1678 г.
  12. Параскева — 1686 г.
  13. Евдоксия — 1691 г. (вторично)
  14. Юлиания — 1692 г.
  15. Еврония — 1696 г.
  16. Евдоксия — 1700 г.
  17. Капитолина — 1703 г.
  18. Еврония — 1705 г. (вторично)
  19. Ольга — 1722 г.
  20. Дорофея — 1738 г.
  21. Александра — 1743 г.
  22. Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г.
  23. Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря и уволена на покой 1761 г.
  24. Наталия — переведена из десятинского монастыря 1780 г.
  25. Мария — 1805 г.
  26. Таисия (Чертова) — из дворян, бывшая казначея этого монастыря, 1815 г.
  27. Августа (Свешникова) из Новгородского Зверина монастыря с 1823 г. по 21 февраля 1858 г.
  28. Серафима (Тимковская) — из дворян, с 1858 по 1876 г.
  29. Рафаила (Варнот) — из дворян, с 14 октября 1876 г. по 18 ноября 1900 г.
  30. Аполлинария (Владыкина) — из дворян, с 1901 г.
  31. Иоанникия (Кожевникова) — расстреляна 3 декабря 1937 г., преподобномученица, канонизирована: Архиерейский СоборРусской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 17 июля 2002г. [11]
  32. Тавифа (Фёдорова) (c 25 декабря 2009 г.)

2 декабря 2007 года, у входа в Введенский монастырь, был установлен мемориальный поклонный Крест «Тихвинская Голгофа», в честь Собора тихвинских новомучеников и исповедников [12]

Интересные факты

  • В Веденском монастыре был крещёнНиколай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем» [13]

сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова

  • Во время настоятельства игумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла свое послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью» [14] .
  • При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.
  • 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.
  • Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии Иосифу Владимировичу Лохвицкому. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университетаЕвгения Эрнестовича Жибера.

Тихвинский Введенский монастырь

Тихвинский Введенский монастырь

Тихвин, Ленинградская область

архиепископ Пимен Чёрный

11 февраля 1560 года

царица Дария, Таисия Леушинская

игуменья Тавифа (Фёдорова)

Тихвинский Введенский женский монастырь — действующий православный женский монастырь, расположенный в городе Тихвин. Основан в 1560 году новгородским архиепископом Пименом, успешно действовал на протяжении нескольких столетий. В 1924 году монастырь был закрыт. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви открыт с 25 января 2009 года.

История монастыря

Основание монастыря

Введенский женский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, с которым был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

«Введенский монастырь всегда имеет неразрывное — духовное отношение с Большим Тихвинским монастырём, составляет с ним как бы одну обитель. Крестные ходы, совершаемые в обители в храмовый праздник введения и на Светлой неделе в Четверг, всегда бывают с иконой Тихвинскою и честными крестами из большого монастыря. Посещение Высочайших Особ Царствующего дома, Архипастырей и других важных лиц после большого монастыря, также бывают и для Введенской обители».

Досинодальный период

История монастыря становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыряинокиня-царица Дария — четвёртая супруга Ивана Грозного, и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Игуменья Дария «местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре».

Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки (14 сентября 1613 года). По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель». По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях «Царицыным». Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарьи, согласно духовному завещанию, обитель получила её вотчину под Устюжной.

В 1739—1764 годы для Новгородской епархии было сделано описание обители:

«В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тёсом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.

При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом».

До секуляризационной реформы 1764 года года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.

XIX век — начало XX века

В конце XIX — начале XX века, Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи, с капиталом свыше 100 тыс. руб.

В справочнике «Православные Русские обители» 1910 года имеется следующее описание монастыря:

Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами. На левой стороне собора при входе возвышается гробница царицы Дарьи; над ней горит неугасимая лампада. На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горняго места находится древняя икона Тихвинской Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В ризнице хранится несколько замечательных рукописей XVII и XVIII веков, между прочим и духовное завещание царицы Дарии. В монастыре введён строгий устав. К числу непременных обязанностей инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители.

Советский период

После революции советская власть разместила в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сёстры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе с вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в ходе большого террора.

В советское время, собор превратили в спортивный зал, в притворе разместили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет.

В конце 1980-х годов монастырь решили реставрировать: в документах КГИОП Ленинградской области имеются разработки проектных предложений по реставрации архитектурного ансамбля Тихвинского Введенского девичьего монастыря от 1988 года с указанием противоаварийных работ на 1990 года, однако они проведены не были.

Современное состояние монастыря

С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина)создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которую возглавляла Л. Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса).

10 апреля 2005 года в надвратной церкви Введенского монастыря состоялся первый молебен. Молебен служил иерей Сергий Ремизов.

25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского женского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Тавифа (Фёдорова).

29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Фёдорова) возведена в игуменское достоинство.

На начало восстановительных работ в монастыре здания на его территории не находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить в отсутствии отопления. До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды — разрушена.

С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение. В монастыре проживают игуменья, 1 монахиня, 2 девочки-послушницы. Богослужение совершает служащий иеромонах Иннокентий (Гайда).

В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на послушание (в том числе в рамках проекта «Тихвин. Прикоснись к святыне»).

Здания и сооружения монастыря

  • Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год)
  • Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
  • Игуменский корпус
  • Монашеский корпус («Леушинский»)
  • Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)

Скиты монастыря

Свято-Троицкий скит Тихвинского Введенского женского монастыря располагается в деревне Сенно Бокситогорского района Ленинградской области.

Настоятельницы

  • Евпраксия — 1608 г.
  • (Дария (Колтовская), царица-инокиня — предположительно)
  • Агафия (упом. 1613 и в духовной грамоте Дарии (Колтовской), датированной 31 марта 1626)
  • Еврония — 1632 г.
  • Евраиса — 1656 г.
  • Платонида (княжна Гагарина), племянница Игуменьи Дарии — 1642
  • Платонида — 1669 г.
  • Измарагда — 1675 г.
  • Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа того же года
  • Таисия — 1677 г.
  • Евдоксия — 1678 г.
  • Параскева — 1686 г.
  • Евдоксия — 1691 г. (вторично)
  • Юлиания — 1692 г.
  • Еврония — 1696 г.
  • Евдоксия — 1700 г.
  • Капитолина — 1703 г.
  • Еврония — 1705 г. (вторично)
  • Ольга — 1722 г.
  • Дорофея — 1738 г.
  • Александра — 1743 г.
  • Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г.
  • Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря (1761); уволена на покой
  • Наталия — переведена из Десятинского монастыря; в 1780 г. уволена на покой
  • Мария († 1805)
  • Таисия (Чертова) (1805—1823) из дворян, бывшая казначея этого монастыря
  • Августа (Свешникова) (1823 — 21 февраля 1858) из Новгородского Зверина монастыря
  • Серафима (Тимковская) (1858—1876) из дворян
  • Рафаила (Варнот) (14 октября 1876 — 18 ноября 1900) из дворян
  • Аполлинария (Владыкина) (1901 — 14 мая 1918)
  • Иоанникия (Кожевникова) (1918—1929) канонизирована в 2002 году
  • Тавифа (Фёдорова) (c 25 декабря 2009)

2 декабря 2007 года, у входа в Введенский монастырь, был установлен мемориальный поклонный Крест «Тихвинская Голгофа», в честь Собора тихвинских новомучеников и исповедников.

Интересные факты

  • В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
  • Во время настоятельстваигумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла своё послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».
  • При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.
  • 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.
  • Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии, городскому голове Иосифу Владимировичу Лохвицкому, похороненному около Введенского собора. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университета Евгения Эрнестовича Жибера.

Просмотров: 2790

Создан: 2016-07-19

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Тихвинский Введенский женский монастырь

Контактная информация

Тихвинский Введенский женский монастырь

Основан по указу Ивана Грозного в 1560 году на правом берегу реки Тихвинки. Руководил строительными работами новгородский мастер Фёдор Дмитриевич Сырков.

В конце XVI века в Тихвин приехала четвёртая жена Ивана Грозного Анна Алексеевна Колтовская, постриженная в монахини в Горицах под именем Дарьи. Дарья стала настоятельницей Введенского монастыря, что обусловило его быстрое развитие: правительство выделило в собственность обители земли и деревни с крестьянами. Появление Дарьи повысило статус Тихвина, власти мужского монастыря и местные дворяне очень ценили новое знакомство с бывшей царицей.

В 1613 году в ходе боевых действий на территории Тихвина монастырь был сожжён. После изгнания интервентов монахини вернулись и под руководством Дарьи восстановили обитель. Скончалась царица Дарья в 1626 году и была погребена во Введенском соборе монастыря.

27 марта 1844 году во Введенском соборе крещён Н. А. Римский-Корсаков — известный русский композитор.

В 1861 году в монастырь поступила выпускница Павловского института Мария Солопова, известная как игуменья Таисия Леушинская, духовная дочь святого Иоанна Кронштадского.

Мария Лохвицкая — поэтесса, известная под именем Мирра Лохвицкая венчалась во Введенском монастыре 23 августа 1892 года с Евгением Жибером.

В 1920-е года монастырь был закрыт, его последняя настоятельница – игуменья Иоанникия (Кожевникова) была репрессирована в 1937 году, и ныне причислена к лику святых.

В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался один из госпиталей. В послевоенные годы на территории обители располагались учебные заведения и склады. Комплекс монастыря постепенно разрушался. В конце 1980-х годов был подготовлен проект комплексной реставрации обители.

Сегодня в монастырском ансамбле сохранились: Введенский собор (постройки 1620 года), трапезная с теплой церковью Рождества Богородицы (постройки 1645 года), надвратная церковь Святой великомученицы Екатерины и мученицы Августы (постройки 1834-1836 годов, архитектор И. И. Шарлемань), настоятельский и сестринский корпуса, участки кирпичной стены ХIХ века.

В 1998 году во дворе монастыря со стороны алтаря Введенского собора установлен поклонный крест. С 2005 года на многих зданиях архитектурного ансамбля ведутся восстановительные работы под руководством настоятельницы обители – игуменьи Тавифы.

ort_palomnik

Православный паломник

Минувшим летом, мы с Людой tvoja_lubov , совершая обзорную поездку по Тихвину и его окрестностям, заглянули в Тихвинский Введенский женский монастырь, основанный новгородским архиепископомо Пименом в том же году, что и знаменитый Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, в котором нам так же удалось побывать, и в отличие от которого этот монастырь отличается куда большим уровнем упадка и атмосферой заброшенности, несмотря на то, что с 2009 года является официально действующим.

Любопытно, что в царский период своей истории этот монастырь был одним за богатейших во всей Российской Империи. Сейчас же впечатление от посещения этого места остаются самые тягостные.

Итак: Тихвинский Введенский женский монастырь — действующий православный женский монастырь, расположенный в городе Тихвин. Основан по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 годановгородским архиепископом Пименом, успешно действовал на протяжении нескольких столетий. В 1924 году монастырь был закрыт. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви открыт с 25 января 2009 года.

Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки. По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель». По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях «Царицыным». Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарьи, согласно духовному завещанию, обитель получила её вотчину под Устюжной.

29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Фёдорова) возведена в игуменское достоинство.

Храм Рождества Богородицы:

На начало восстановительных работ в монастыре здания на его территории не находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить в отсутствии отопления.

До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды — разрушена.

Храм Рождества Богородицы:

Жилые корпуса монастыря:

Сейчас ранее богатейший монастырь сейчас переживает восстановление после длительного периода упадка и поругания. Наведаться бы сюда лет через десяток, да посмотреть: сможет ли соперничать отреставрированный женский монастырь по красотам и богатству со своим братом-одногодкой — Тихвинским мужским монастырём.

Тихвинский Введенский женский монастырь

Адрес: ул. Зайцева, 10, Тихвин, Ленинградская обл., Россия, 187552

Координаты: 59.653133, 33.508841

Телефоны: 8 (813) 675-86-71

Расписание богослужений в 2019 г.: смотрите здесь

Как добраться

На автобусе из Санкт-Петербурга

В пути примерно 4 часа. Прибытие на автовокзала Тихвина. Расписание смотрите здесь: смотрите здесь

От автовокзала на Обводном канале. Адрес вокзала: ст. метро «Обводный канал», наб. Обводного Канала, 36, Санкт-Петербург. Автобусы по направлениям: Тихвин, Бокситогорск, Устюжна.

От Северного автовокзала. Адрес вокзала: пос. Мурино, ст. метро «Девяткино», Привокзальная пл. Автобус по направлению Санкт-Петербург — Тихвин.

От ст. метро «Ладожская». Автобус 860Л до Тихвина.

Ж/д транспортом из Санкт-Петербурга

На поезде от Ладожского вокзала (расписание: смотрите здесь ). В пути от 3,5 до 5 часов.

Поезда: 618Я (Санкт-Петербург — Вологда), 072Е (Санкт-Петербург — Екатеринбург), 074Е (Санкт-Петербург — Тюмень), 388А (Санкт-Петербург — Воркута).

На электричке от Ладожского вокзала (смотрите здесь ). По направлению Санкт-Петербург — Бабаево. В пути примерно 3,5 часов.

На автомобиле

Смотрите GPS координаты выше

От ж/д вокзала и автовокзала Тихвина

Автобусы: 151, 151А, 157, 164, 165. До остановки «улица Гагарина». Далее пешком по ул. Зайцева до дома №10. Пешком примерно 2 мин.

Введенский женский монастырь — действующий православный монастырь в городе Тихвин Ленинградской области, основанный в XVI в.

Монастырь основан в тот же год, что и мужской Богородичный Успенский монастырь (1560 г.), по указу Ивана Грозного.

Монастырь был разорен в период Смутного времени. Как оборонительное сооружение его стены значительно уступали стенам Богородичного Успенского монастыря, поэтому он не смог устоять под гнетом шведских войск под предводительством Якоба Делагарди.

После революции 1917 г. в стенах монастыря была размещена детская исправительная колония. Позже — в главном храме собора был устроен спортивный зал.

Восстановление монастыря началось в 2005 г. С 2009 г. возобновлено регулярное богослужение.

Введенский монастырь Тихвин

На фото: Введенский девичий монастырь Тихвина на дореволюционной фотографии.

На правом берегу Тихвинки расположен еще один тихвинский монастырьВведенский женский. Он был основан одновременно с Богородичным Успенским, в 1560 году. Строил Введенский монастырь в Тихвине Федор Сырков.

Иногда Тихвинский Введенский монастырь называли Царицыной обителью — и вот почему. В начале XVII столетия в ней подвизалась монахиня Дария — в миру Анна Колтовская, четвертая жена Ивана Грозного, с которой он не прожил и полугода и развелся в 1572 году. Причина этого развода по сию пору остается загадкой для исследователей.

Постриженная в монашество с именем Дария, бывшая царица некоторое время жила в суздальском Покровском монастыре, потом — в Воскресенском Горицком монастыре, а в 1604 году, то есть накануне русской Смуты, перебралась в тихвинскую Введенскую обитель.

В 1613 году монастырь был сожжен шведами, инокиня-царица скрывалась в лесу, позже обитала в Устюжне — в Тихвин она вернулась лишь в 1624 году и последние два года своей жизни, до 1626 года, являлась настоятельницей Введенского монастыря, облекшись перед кончиной в схиму. Энергично занималась восстановлением и благоустройством обители, в связи с чем почиталась тихвинцами как местночтимая святая; на могиле ее в паперти Введенского собора было установлено богатое резное надгробие.

Введенский собор — древнейшее каменное здание монастыря. По некоторым сведениям,построили его в 1606 году; после шведского погрома храм был восстановлен стараниями игумении Дарии (Колтовской); в 1880-х годах его перестроили в духе эклектики. Это была интересная постройка с довольно необычным декором и не менее необычным завершением в виде трехглавия, напоминавшего о древнем новгородском зодчестве. Введенский собор монастыря до сих пор стоит без глав. Хотя богослужения в соборе уже совершаются. Разруха еще полностью не преодолена, и восстановительных работ впереди непочатый край.

Между тем 1917 год второклассная Введенская обитель встречала в превосходном состоянии. Уже в конце XVII века в ней имелось три каменных здания — помимо Введенского собора, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной и трехшатровая звонница. В XIX столетии появились каменные келейные и игуменский корпуса, ограда с башенками, четырехъярусная колокольня с надвратной церковью. Накануне революции в монастыре насчитывалось до 200 насельниц, при нем действовал приют для девочек-сирот.

В 1920-е годы всему этому благолепию пришел конец. Закрыли Введенский монастырь Тихвина в 1926 году, приспособив ее здания под детскую колонию. Позже на территории монастыря размещались детская музыкальная школа, спортивный зал, художественная мастерская, гаражи, мастерская надгробий, пожарное депо, часть помещений оказалась приспособлена под жилые квартиры.

Лишь с 2005 года началась постепенная передача аварийных зданий Церкви. В 2009 году верующим вернули колокольню с надвратной церковью великомученицы Екатерины и мученицы царицы Августы, а спустя год был официально возрожден и Введенский женский монастырь.

Как видим, времени с тех пор прошло совсем немного, и поэтому нынешнее неблестящее состояние монастырских зданий не должно удивлять. Оно наверняка изменится к лучшему, ибо насельницы обители не покладая рук трудятся, молясь и веря в то, что эпоха нового расцвета Введенского монастыря не за горами.

Введенский женский монастырь в Тихвине

Некогда один из крупнейших монастырей России, Введенская обитель в Тихвине была основана в 1570 г. Она появилась на месте, где по летописным источникам впервые явилась знаменитая Тихвинская икона Божией Матери. Монастырь не раз разрушался и начал свою более-менее спокойную жизнь лишь через столетие после освящения, к концу 16 века. Достигнув к 1917 г. расцвета, после установления советской власти он использовался как спортивный зал и даже как детская колония. Возрождение Введенского женского монастыря началось лишь в 2005 г., и уже через 4 года здесь стали проводить регулярные богослужения.

Что посмотреть

На сегодняшний день сохранились три каменных корпуса: Введенский собор с поклонным крестом, колокольня и церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезной. Собор и колокольня находятся в восточной части, а трапезная — в западной. Как ни странно, именно последняя привлекает больше всего внимания. В этом памятнике классицизма когда-то размещались хозяйственные помещения — это и уберегло его от разрушения. Что касается собора и церкви, то, к сожалению, аутентичный их интерьер считается утерянным.

Внутреннее убранство довольно аскетично: побеленные стены, на которых висят репродукции икон.

Помимо архитектурной ценности, монастырский комплекс интересен и процессом своего восстановления: здания возводят в прямом смысле по кирпичику. Каждый из них внимательно осматривается и простукивается и если не признается достаточно крепким, то заменяется на новый — можно заметить небольшое различие во цвете старой и новой кладок. Обитель хоть и действующая, но монашки здесь пока не живут. Их скит находится в деревне Сенно Бокситогорского района Ленинградской области. Вокруг комплекса когда-то была возведена каменная ограда с небольшими башнями. До наших дней она сохранилась лишь фрагментарно.

Практическая информация

Адрес: Ленинградская обл., Тихвин, ул. Зайцева, 8. Веб-сайт.

Вход бесплатный. Богослужения проводятся нечасто, но регулярно, их расписание можно узнать на оф. сайте монастыря. От автобусной остановки на ул. Гагарина (маршруты №№ 151, 151А, 157, 164 и 165) до монастыря идти 2 минуты. В шаговой доступности находятся Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова (он был крещен в Введенском монастыре) и Полковая церковь.

Ссылка на основную публикацию