Воскресенский собор новоиерусалимского монастыря век

Воскресенский собор

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» — книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.

2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)

4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.

5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря, Истра. Архитектор, где находится, фото, история

Воскресенский Собор — главная доминанта ансамбля Новоиерусалимского монастыря, который, по замыслу создателей, должен был стать ландшафтной иконой Святой земли и центром всего Православия. В комплекс также входят две церкви, больничные и кузничные палаты, трапезные, настоятельские покои, погреба для кваса и оборонительные сооружения.

Адрес Воскресенского Собора

Собор располагается по адресу: Московская область, город Истра, улица Советская.

Как добраться на машине

Автомобилем из Москвы нужно ехать по Волоколамскому шоссе до города Истры. Затем по центральным улицам Истры около 5 км, следуя указателям.

Как доехать на общественном транспорте

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря находится в исторической части города. Расстояние от станции Истра до святыни составляет не более 2 км. В нужном направлении ходят автобусы № 4, 22, 25, 33, 34.

Из Москвы до станции Истра можно добраться с Рижского вокзала. Туда следуют поезда № 6123, 6527 и 6529. Время в пути составляет около 1 ч. 30 мин.

История храма

Строительство монастыря близ реки Истры началось в 1656 году под руководством великого русского патриарха Никона и длилось 113 лет. Недостаток знаний мастеров в области архитектуры с лихвой компенсировали многочисленные эксперименты: построенные части разбирались, а на их месте взводились новые. В 1666 году были закончены последние элементы здания: большая глава и шатер над ротондой.

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря история культурного достояния.

А зимой 1685 года его освятили в присутствии представителей царской семьи. После освящения монастырь неоднократно преследовали несчастья. В 1723 году упало шатровое завершение ротонды. В 1726 году вспыхнул пожар. А в 1759 здание оказалось практически полностью уничтоженным.

Первая реконструкция началась во времена царствования Императрицы Елизаветы Петровны. На ее пожертвования внутренние интерьеры украсили росписями, мозаиками и лепниной, а территорию благоустроили.

В 1780 — 1792 год по велению Императрицы Екатерины II были отстроены все сгоревшие постройки, а на первом этаже Рождественского храма обители появились Рождественский вертеп, приделы Обрезания Господня и Поклонения волхвов. В XIX — ХХ веках монастырь стал самым популярным и посещаемым центром паломничества во всем мире.

Во время Второй мировой войны отступающие войска нацистской Германии взорвали монастырь. Большая часть здания была разрушена, а большая часть святынь утеряна. Чудом уцелели лишь Часовня Гроба Господня и распятый Христос на Голгофе.

Второе полномасштабное восстановление монастыря началось только в середине 90-х годов ХХ века. В 2011 году привели в порядок и всю прилегающую территорию: образа Богородицы с ребенком на руках и ценные мозаики художника Васнецова. Сейчас историю собора и его святынь можно прочесть на белоснежных плитах, украшающих арочные своды у центрального входа в храм.

Архитектор и внешняя отделка собора

Внешняя отделка всех зданий комплекса выполнена в классическом национальном варианте барокко. Они выглядят нарядно и вызывают ассоциацию со сказочными теремами. Главный автор архитектурного ансамбля – Патриарх Никон.

Над керамикой работали такие великие мастера как Степан Полубес, Пётр Заборский и Игнатий Максимов.

Архитектурный ансамбль собора

Помимо собора в ансамбль монастырского комплекса входит более десятка других построек, выполненных в едином стиле:

  • Церковь Рождества Христова и трапезные палаты. Комплекс в стиле московского барокко, состоящий из расположенных в линию просторных помещений, к фасаду которых примыкает одноглавая двухэтажная церковь. В XVIII веке барочную галерею заменила аркада в классическом стиле, а на нижнем ярусе церкви появилось четыре придела, посвященных евангельским сюжетам. В 1941 году трапезные палаты уничтожил пожар, а храм чудом уцелел. На его фасаде сохранились детали XVII века и ценные росписи.
  • Подземный храм. Заглубленный в землю одноглавый храм, примыкающий к центральному собору с востока. Появился в столь необычном месте в связи с легендой о распятии, найденном на глубине шести метров.
  • Церковь Входа Господня. Была возведена вместе с воротами, являющимися ее составной частью, и освящена зимой 1697 года. Служит символом входа Иисуса Христа в Иерусалим. В ходе Второй мировой войны была уничтожена, а в конце ХХ века восстановлена и отдана историческому и художественному музею.
  • Крепостные ограды. Каменные ограды, возведенные на месте деревянных в 1690 -1697 годах под руководством Якова Бухвостова. Имеют девять метров в высоту и протяженность более километра. На верхушке стен установлен ряд бойниц, а на изломах находится семь башен с необычными палестинскими названиями.
  • Богоявленский скит. Примыкающие к церкви и звоннице палаты, датируемые 1657 годом: для хозяйственных нужд, для келейников, для трапез и для «приемов» прихожан.
  • Елеонская гора. Высокий холм, на котором находится небольшая часовня и установлен каменный поклонный крест, обозначающий место, где произошло Вознесения Спасителя.
  • Некрополь. Старые захоронения по обеим сторонам от Подземной церкви, где находится более сотни хорошо сохранившихся надгробных памятников.

Внутреннее убранство

У входа располагается Камень миропомазания, представляющий собой копию каменной плиты, на которую было положено тело Иисуса после снятия с Креста. Алтарь храма, символизирующий единство земли и неба, украшают Врата, проходя через которые Христос обретает человеческую плоть.

Богатые растительные орнаменты, покрывающие Врата, посвящены явлению Божьему при Неопалимой купине и непорочному зачатию. На месте Гроба Господня установлена небольшая Кувуклия. Близкая к оригиналу часовня, внутри которой находится копия камня, на который было положено Его тело.

А над местом погребения Спасителя возведена роскошная ротонда, соединяющаяся двухъярусной аркой с основным пространством храма. Интерьеры выдержаны в строгой цветовой гамме. Барочная лепнина соседствует с монохромными скульптурами и светлыми сводами. Резная лестница ведет на второй этаж, к Голгофе. Отдельному храму, расположенному на месте горы Распятия.

Святыни и мощи храма

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря бережно хранит святыни, имеющие мировую ценность:

  • Модель Храма Гроба. Копия оригинального храма, выполненная из слоновой кости с перламутром. Применялась в качестве образца во время строительства собора. Датируется первой половиной XVII века.
  • Часть омофоры Никона. Фрагмент епископского облачения из итальянской ткани XVI века, расшитой золотными нитями и пряденым серебром.
  • Дарохранительница Марии Магдалины. Кивот (сосуд) святой равноапостольной, предназначенный для хранения Тела Господнего, украшенный серебром и золочением. Датируется XVIII веком.
  • Иконы, являющиеся списками со старинных православных святынь. Образ Смоленской Богоматери, к которому приходят просить избавления от болезней и проблем в семье, предположительно списанный с икон XVII века. Образ Святой Троицы, содействующий верующим в преодолении сложных жизненных испытаний, скопированный с иконы Дионисия начала XVI века.
  • Старинный антиминс. Подписанный Патриархом плат XVII века, изображающий положение Иисуса Христа в гроб. Используется в совершении литургии.

Наставники

О благополучии обители и братии Воскресенского Собора заботятся многочисленные наставники. Наместники следят за поддержанием дисциплины и порядка, наблюдают за благолепием Богослужений, исполнением послушаний, покаяний и причастий Святых Тайн.

Благочинные отвечают за сохранение порядка и нравственное поведение братии, следят за тишиной во время Богослужений, своевременности посещений служб и общих трапез, чистотой келий и времяпровождением братии. Духовники совершают таинства Покаяния и руководят братией, утешают душевно и телесно больных, назначают наставников над новыми иноками.

Уставщики наблюдают за чином церковных служб и суточными чтецами: исправностью чтения синодик, поданных поминальников на литургиях, проскомидиях, молебнах и панихидах. Ризничие заботятся о хранении церковной утвари, облачением священнослужителей, освещением алтаря и работой звонарей.

Наставники монастыря:

Патриарх Кирилл Священноархимандрит
Безукладников Феофилакт Наместник монастыря
Даниил Игумен Насельник. Благочинный монастыря
Соловьёв Диодор Духовник монастыря
Баглай Гавриил Уставщик монастыря
Михеев Анастасий Ризничий монастыря
Коноваленко Паисий Насельник монастыря

Расписание служб, режим работы

Воскресенский Собор открыт для посетителей с 10.00 до 18.00 со вторника по пятницу. По субботам собор Новоиерусалимского монастыря работает до 21:00, а по воскресеньям до 19:00.Ежедневно проводятся различные Таинства и требы: Крещение, Очное или заочное отпевание, Исповеди, Освящение икон, нательных крестов и автомобилей. Венчания возможны в разрешенные Церковью дни.

Купить билет на экскурсию можно на месте, но касса закрывается на 30 мин. раньше. Время работы экскурсоводов совпадает со временем работы храмов комплекса.

Стоимость посещения музеев и прилегающей территории составляет от 250 до 450 руб. в зависимости от количества объектов. Группы набираются по месту из тех, кто уже приобрел входной билет. Бесплатно осмотреть комплекс без экскурсовода можно при помощи подробных схем храма и монастырского подворья.

Правила посещения храма

Отправляясь на экскурсию в собор, следует одеться подобающим образом и придерживаться определенных правил поведения:

  • Женщинам рекомендованы головные уборы и длинные юбки. Никакой чрезмерно облегающей или укороченной одежды.
  • Мужчинам следует избегать футболок с вызывающими или провокационными надписями.
  • На территории комплекса запрещено курить и употреблять спиртные напитки. Не приветствуется чрезмерно громкие разговоры, смех и нецензурная брань.

Престольные праздники

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря отмечает более четырех десятков праздников, крупнейшими из которых являются Пасха, Рождество, Вход Господень в Иерусалим и День Елены и Константина равноапостольных.

На Пасху проводятся многочисленные богослужения и проповеди: «Огласительное Слово», «Кондак, тропарь и стихиры», «Пасхальные часы», «Канон с толкованием», «Пасхальное Евангелие».

Празднование Рождества начинается малым колокольным звоном, произнесением псалмов и молитв. Затем под большой колокольный звон зажигают лампады и устанавливают перед центральными вратами иконостаса горящие свечи. Наставники совершают молитву, окуривают кадилом всех собравшихся, читают священное послание к Всевышнему и светильничные молитвы.

На праздник Входа Господнего в Иерусалим проводятся молитвы благословения и освящение ваий. Чтение молитв предваряется окуриванием ветвей, а завершается их окроплением святой водой.

В День равноапостольных Константина и Елены можно посетить службу, посвященную торжеству церкви над ересями и расколами. Послушать учение об иконопочитании и проповедь, рассказывающую об истории праздника.

Интересные факты про собор

Во время Второй мировой войны внешнее и внутреннее убранство комплекса сильно пострадало. На состоявшемся вскоре после ее окончания Международном судебном процессе факт разрушения монастыря войсками нацистской Германии был признан тяжким преступлением против человечества.

Коллекция святынь храма значительно пополнилась в июне 2015 года, когда российский бизнесмен Феликс Комаров, потрясенный величием монастыря и объемом выполненных реставрационных работ, передал ему в безвозмездный дар пять ценных икон возрастом не менее 100 лет.

Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря и прилегающие к нему постройки иногда называют царскими палатами Татьяны Михайловны, так как многие архитектурные элементы были построены благодаря ее пожертвованиям и с учетом ее пожеланий.

Информация для посетителей

Воскресенский Собор Нового иерусалимского монастыря всегда открыт для паломников, желающих поклониться святым и поучаствовать в богослужениях. А желающих познакомиться с культурным наследием, архитектурой и древней историей монастыря ждут на экскурсии.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Воскресенском Соборе Новоиерусалимского монастыря

Новоиерусалимский монастырь, Истра, обзор:

Новоиерусалимский монастырь Воскресенский собор

Воскресенский собор

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» — книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Воскресенский собор новоиерусалимского монастыря век

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» — книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.

2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)

4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.

5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».

Ссылка на основную публикацию