Воскресенский новодевичий женский монастырь

Воскресенский Новодевичий женский монастырь

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА

Московский пр., д. 100. Тел.: 387-53-64

М. «Московские ворота»; авт. 3, 36, 64; трол. 15, 17

По преданию, императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть монастырь, куда намеревалась удалиться в старости и где хотела быть похороненной. В 1848 году для строительства новой обители выделили обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских ворот. Проектировал все главные монастырские сооружения архитектор Н.Е. Ефимов, а после его смерти работами руководили архитекторы Л.Л. Бонштедт и Н.А. Сычев. Первой возвели деревянную церковь, освященную во имя Казанской иконы Божией Матери, вторым — каменный соборный храм Воскресения Христова (1849-1861) с пятью приделами. По обеим сторонам собора в монастырских корпусах были устроены две церкви — в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери и во имя Трех Святителей Вселенских. При Новодевичьем монастыре действовали живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, ковровая, просфорная мастерские и поварня. Здесь были фермы, огороды, сады и пчельник. Старанием монахинь все содержалось в образцовом порядке. Позже в монастыре появились ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, кельи, рукодельни и кладовые. Открылись детский приют, церковно-учительская и церковно-приходская школы бесплатного обучения.

В 1845 году на территории монастыря заложили кладбище, где в разные годы были похоронены Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, К.А. Феофанов, М.А. Врубель, А. Головин, Г. Невельский, Д.О. Отт, С.С. Боткин, сестра А.С. Пушкина О.С. Павлищева, Я.К. Грот, М.И. Чигорин, П.И. Багратион, Н.А. Римский-Корсаков, Э.Ф. Направник, К.А. Варламов, А.К. Лядов и многие другие известные представители культуры и науки, государственные и военные деятели.

В центре кладбища находилась церковь Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (Карамзинская). Она была построена в 1856 году над прахом убитого в Крымскую кампанию полковника А.Н. Карамзина, сына знаменитого историка, на деньги его вдовы Авроры Карловны, замечательной женщины и прославленной красавицы, в честь которой был назван крейсер. В 1902 году ее похоронили рядом с мужем в том же храме. В 1929 году церковь закрыли, а в 1930-м снесли. При разрушении храма были уничтожены и могилы Карамзиных.

Казанская икона Божией Матери

Одна из святынь Новодевичьего монастыря. Первоначально эта реликвия рода дворян Ушаковых находилась в Успенском приделе храма Воскресения Христова. В 1932 году после закрытия собора были утрачены и его бесценные иконы. В 1990 году монастырская жизнь начала возрождаться. Первым обители был передан храм Казанской иконы Божией Матери, где ныне находится возвращенная монастырю икона. Ее потемневший от времени лик собирались реставрировать, но он чудесным образом обновился сам. Произошло это 6 ноября 1996 года в праздник иконе «Всех Скорбящих Радосте».

Тихвинская икона Божией Матери

По преданию, это один из образов, написанных евангелистом Лукой при жизни Богоматери. В период иконоборчества пропал и лишь в XIV веке явился на Ладожском озере, а затем — в Тихвине, где и хранится. Прославившаяся множеством чудес Тихвинская икона стала одной из особо почитаемых на Руси, а ее праздник (26 июня / 9 июля) был установлен по всей России. Копии с Тихвинской Одигитрии (Путеводительницы), созданные иконописцами Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, распространялись по всей России. Есть такой чтимый список в Воскресенском монастыре.

Афонская икона Божией Матери «Отрада и Утешение»

В церкви, освященной в 1854 году в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, находился чтимый список чудотворной Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» из Ватопедского монастыря на Афоне, присланным старцем Серафимом Святогорцем. Он исчез, но для восстанавливаемого Ватопедского храма Воскресенского Новодевичьего монастыря был на Афонской горе создан заново. В день празднования Афонской (Ватопедской) иконе Божией Матери (21 января / 3 февраля) в монастыре совершается ночное богослужение.

Икона Божией Матери «Державная»

Явила себя русскому православному народу в селе Коломенском под Москвой, куда ее привезли в 1812 году из Вознесенского монастыря Московского Кремля. Произошло обретение иконы 2 / 15 марта 1917 года, в день свержения с престола царя-мученика Николая II. Таким образом Царица Небесная дала православным знать, что принимает власть над Россией в момент ее величайшей национальной трагедии. Списки иконы разошлись по всей стране, при участии патриарха Тихона был создан прекрасный акафист. В 1999 году храм Христа Спасителя в Москве пожертвовал петербургскому монастырю чтимый список иконы Божией Матери «Державная». Теперь каждое воскресенье в обители совершается акафист иконе.

Икона Божией Матери «Знамение»

Образ «Знамение» принадлежит к числу самых первых в иконографии Богородицы. Царица Небесная изображается по пояс, с поднятыми в молитве руками. На ее груди — сфера, с которой смотрит благословляющий нас Божественный Младенец Спас-Эммануил. Иконы, известные под таким именем, появились на Руси в XII веке. Свое название они получили после знамения, случившегося в Новгороде 27 ноября / 10 декабря (день праздника иконе) 1170 года, когда Богоматерь явила новгородскому воинству чудо своего заступничества.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

«Скоропослушница», праздник которой отмечается 9 / 22 ноября, получила известность в России позже других афонских икон, но сразу стала одной из самых чтимых. Прообраз ее находится на Афонской горе, в монастыре Дохиар. На иконе Новодевичьего монастыря Божия Матерь, в отличие от «Невской Скоропослушницы», изображена с Богомладенцем, что отвечает канону афонской иконописи.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Церковь Казанской иконы Божией Матери. Интерьер.

Икона «Страшный суду»

Эта новгородская икона XVI века в 1930-х годах была легально продана за границу. Недавно ее выкупили, и в 2004 году В.В. Путин передал образ в монастырь. Тема иконы — вселенский суд, который произойдет во время второго пришествия Иисуса Христа. На ней представлены картины конца мира, воскресения мертвых, адских мучений грешников и райского блаженства праведников. Изображения Страшного суда имели целью не запугать человека, но заставить задуматься над своими грехами и через покаяние прийти в Царство Божие.

Образ Христа в окладе из эмали и серебра, созданный в 1886 году, привезла с собой в Россию великая княгиня Милица Николаевна, урожденная принцесса Черногорская. После преставления отца Иоанна Кронштадтского она положила эту икону на святые мощи своего духовного пастыря. Реликвия дома Романовых вместе с великокняжеской семьей претерпевала долгие годы изгнания, пока в 2004 году не была внуками Милицы Николаевны преподнесена в дар Новодевичьему монастырю.

В 1908 году состоялась закладка по проекту В.А. Косякова каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство его закончили к 1912 году. Архитектор использовал в отделке керамическую плитку, майолику, литые рельефы «под резьбу по камню», черепицу. Внешне здание напоминает храм Святой Софии в Константинополе.

В 1925 году монастырь был закрыт, началась конфискация его земель и имущества. Правда, иноческая жизнь в обители сохранялась, но лишь до тех пор, пока игуменью и сестер не отправили в ссылку в Башкирию. В 1930-х годах в монастырском комплексе производилась перестройка, в результате которой были разрушены колокольни, снесены купола собора и церквей, уничтожены часовни. Сносу подверглись и кладбищенские церкви.

В 1990 году началось постепенное восстановление монастыря. В 1996 году в нем появились первые насельницы. Жизнь прославленной обители продолжается.

Русская Православная Церковь
Николаевский Собор

Воскресенский Новодевичий женский монастырь в Санкт-Петербурге

Женская обитель обязана своим появлением государыне Елизавете I. По преданию, императрица собиралась провести в монастыре свои последние дни, приняв постриг в старости. Много испытаний выпало на долю обители. Сегодня она возродилась, но нуждается в масштабных восстановительных работах.

История обители

Царица Елизавета I отдала в 1748 году свой летний дворец Смольный под обустройство девичьей обители. Но, в то время, государство переживало тяготы Семилетней войны. Процесс строительства затянулся. Только в 1764 году в обитель заселились пять монахинь под предводительством настоятельницы. Когда на престол села Екатерина II, на базе монастыря было организовано училище, в котором предполагалось обучать девушек из дворянского сословия.

Чуть позже учебное заведение переросло в Смольный институт. В то же время крепкую монашескую общину сформировать не получилось. К 1822 году в обители не осталось ни одной насельницы. Монастырь расформировали.

Другие монастыри Санкт-Петербурга:

Ситуация изменилась с приходом к власти царя Николая I. Его дочь, княжна Ольга, обратилась с предложением о возобновлении Новодевичьего монастыря к обер-прокурору Святейшего Синода, Н. А. Протасову. В свою очередь, Протасов переговорил об этом с государем, и Николай Павлович счёл такую идею уместной. На тот момент в каждом крупном городе страны имелись женские обители. В Санкт-Петербурге же не было ни одной.

Изначально для возобновления монастыря был выбран Васильевский остров. Однако место показалось монахиням не слишком подходящим. Здание бывшей Униатской коллегии находилось в центре города. К тому же через Неву начали строить мост, проходящий как раз рядом с поселением монахинь. В результате сам император взял на себя хлопоты по поиску подходящего места для устройства обители.

Начало строительства

Выбор пал на земельные угодья вблизи Московских Триумфальных ворот, вдоль Царскосельской дороги. После окончательного утверждения нового места, началось возведение церкви Казанской иконы Божией Матери. Она строилась из дерева, и в 1849 году её уже освятил митрополит Никанор.

В этом же году состоялась закладка главного сооружения всего ансамбля монастыря — собора Воскресения Христова. Николай I присутствовал со своей семьёй на этом торжестве и сам лично заложил первый камень. Его строили до 1861 года под руководством архитектора Н. Ефимова. На покупку материалов значительную сумму пожертвовала купеческая семья Громовых. Также поступало финансирование из государственной казны.

Монахини прибыли на новое место жительства лишь в 1854 году и заняли каменный корпус.

С течением времени монастырский комплекс разрастался. На его территории появились новые храмы, мастерские, трапезная. Сёстры активно занимались хозяйственными делами: появились коровник, птичник, свинарник, пчельник, огороды и сады. Работы насельниц Воскресенского монастыря обрели популярность и пользовались спросом как по всей России, так и за её пределами. При обители удалось создать детский приют. Через некоторое время начала действовать воскресная Князь-Владимирская школа.

Советское время

С приходом большевистского режима начались печальные изменения в жизни монастыря. В 1925 году его ликвидировали и принялись активно изымать всё имущество. Некоторое время сестры с игуменьей оставались в родных стенах. Матушка пыталась спасти монастырь и подписала с властями договор об аренде помещения. Но это не помогло и, в конце концов, 126 монахинь арестовали вместе с настоятельницей и отправили в Башкирию.

В течение тридцатых годов церкви, собор и келейные корпуса варварски разграбили и подвергли разрушению. Купола сняли, колокольню взорвали, жилые помещения грубо перепланировали. В 1935 году на месте монастыря обосновался НИИ электромашиностроения.

Современное состояние

Процесс возрождения обители начался в 1989 году, с момента передачи Казанской церкви в ведение РПЦЗ. Уже в 1995 году монастырь возобновил действующий юридический статус. В ходе восстановительных работ обители вернули полуразрушенные корпуса, где находились кельи, мастерские, трапезная и библиотека. И всё же часть помещений продолжал занимать НИИ электромашиностроения.

Православные кладбища Санкт-Петербурга:

В 2001 году состоялась передача воскресной школы, а через несколько месяцев, осенью, утвердили решение вернуть монастырю всё имущество, которым он владел до революции. Это послужило толчком к началу масштабных реставрационных работ. С 2002 года приступили к реставрации Воскресенского собора.

На заметку! Полностью восстановлена Афонская церковь, в которой уже ведутся богослужения.

Южный корпус обители также действует. Северную часть начали восстанавливать в 2008 году.

И, хотя, былое благолепие возвращается к монастырю, на фоне высотных современных построек он немного затерялся и выглядит не так величественно.

Время от времени в обитель привозят святыни из монастырей Афона. Так, в 2011 году верующие выстаивали огромные очереди, чтобы приложиться к поясу Пресвятой Богородицы.

А в 2014 году из монастыря святого Павла были привезены дары волхвов. В этот период двери для паломников были открыты круглые сутки.

Архитектура монастыря

Келейные корпуса имеют П-образную форму и обращены закрытой стороной к Московскому проспекту. Стилистика построек — псевдорусская. Двухэтажные здания с арочными окнами выкрашены в пастельные тона розового цвета. В центре комплекса возвышается Воскресенский собор, некогда восхищавший своим великолепием жителей Санкт-Петербурга.

Историки считают, что прототипом для такой организации территориального пространства Новодевичьего монастыря послужила Николаевская богадельня в селе Измайлово.

С юга и севера к собору примыкают две церкви одинакового вида — Афонская и Трёх Святителей. Изюминку ансамблю придает церковь иконы Казанской Богоматери, которая строилась в начале XX века. Её спроектировали в византийском стиле.

До периода богоборчества в монастыре, помимо вышеуказанных, действовали следующие храмы:

  • церковь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость»;
  • церковь пророка Илии;
  • церковь преподобного Исидора Пелусиота.

На заметку! С восточной стороны расположено кладбище, где нашли покой многие известные личности, среди которых Ф. Тютчев, М. Врубель, С. Боткин и другие.

Расписание богослужений

В обычные дни попасть в монастырь можно с семи часов утра, когда начинается утренняя служба и до 20:00, когда завершаются вечерние богослужения.

Литургия совершается в храмах обители с 9:00. В праздничные и воскресные дни посетить Литургию можно в 7:00 и 9:40. Всенощное бдение и вечерня начинаются с 17:00. Более подробное расписание можно найти на официальном сайте монастыря.

Деятельность прихода

Воскресенский Новодевичий монастырь занимается активной просветительской и духовной деятельностью. При обители работает Князь-Владимирская воскресная школа, в которой воспитанники изучают Закон Божий и осваивают хоровое пение. Каждое утро в домовой церкви дети вместе с родителями и педагогами посещают службу. Так начинается день маленьких христиан. Также школьники принимают активное участие в театральных постановках на детских площадках.

Приют «Благодать» оказывает поддержку молодым мамам с детьми, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. В основном сюда попадают женщины, которые выпустились из приютов города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Их истории разные, но всех объединяет то, что в их жизни возникли трудности, преодолеть которые в одиночку почти невозможно. Строгих ограничений по сроку пребывания в приюте нет. Кто-то возвращается к самостоятельной жизни спустя пару месяцев, а кому-то требуются годы.

В богадельне немощные женщины преклонного возраста и престарелые сестры получают должный уход и кров над головой.

Важно! В медицинском центре «Белая Роза» женщины имеют возможность на бесплатной основе пройти обследования по выявлению онкологических заболеваний. Вовремя обнаружив опасность для здоровья, они получают необходимое лечение и восстанавливаются.

С 2003 года здесь также проводят мероприятия, направленные на помощь алкоголикам и наркозависимым людям. Группу самопомощи курирует духовник.

Святыни

В монастыре хранятся многочисленные иконы Богородицы, которые с большим благоговением почитаются в православном мире. Среди них: «Ахтырская», «Казанская», «Отрада и утешение», «Афонская» с частицей мощей. Также здесь находится частица пояса Приснодевы Марии с частицами мощей праведных Иоакима и Анны.

На кладбище находится чудотворный скульптурный образ Христа. Кроме того в монастыре пребывает частица Животворящего Креста Господня.

Престольные праздники

Главным праздников Воскресенского собора является Воскресение Христово. В других храмах почитаются следующие даты:

  • 12 февраля — день Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого;
  • 15 января, 1 августа — дни памяти преподобного Серафима Саровского;
  • 21 июля, 4 ноября — икона Казанской Божией Матери;
  • 15 марта — икона Богородицы «Державная»;
  • 3 февраля — икона Богоматери «Ватопедская».

Как добраться

Нынешнее местоположение Воскресенского женского монастыря: город Санкт-Петербург, проспект Московский, д. 100.

Доехать можно на метро до станций «Московские ворота» и «Фрунзенская». В первом случае следует идти влево от станции, во втором — направо.

В наше время обитель продолжает реставрироваться, но при этом активно помогает мирянам и щедро делится своими духовными дарами с верующими. Остаётся надеяться, что в скором будущем удастся полностью восстановить утраченное величие Новодевичьего монастыря, который в прошлые века был главным религиозным украшением города.

Воскресенский новодевичий женский монастырь

Около Московских ворот расположена первая женская обитель Санкт-Петербурга – Воскресенский Новодевичий монастырь. Первоначально он находилсяна левом берегу Невы, там где сейчас Смольный собор. Раньше это место называлось Смоляной двор, а рядом находился загородный дворец императрицы Елисаветы. Императрица Елисавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным, по месту расположения.

Екатерина II учредила при монастыре училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт.
Постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлен монастырь при Императоре Николае I. Заботясь о духовной жизни столицы, государь высочайше утвердил положение о строительстве обители. Игуменьей была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря.

Сначала для обители был выбран участок на Васильевском острове при Благовещенской церкви, затем в 1848 году было решено перевести обитель в более уединенное место к Московским триумфальным воротам.

Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери 10/23 окт. 1848 г. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню — старинный чудотворный образ Казанской Божией Матери.

3/16 нояб. 1849 г. произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. В 1854 г. в Неделю Всех святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери освятили в 1854 г., автором иконастаса был придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер, иконы были написаны сестрами обители.

В этой церкви находился чтимый список чудотворной иконы Божией Матери с Ватопедской иконы «Отрада и Утешение»,он был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон. Сама икона находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, в соборном храме, где совершаются пострижения в монахи братии обители. К сожалению, икона исчезла,хотя о ней есть сведения до 80-х годов.

Вторая церковь во имя Трех святителей вселенских в больничном корпусе освящена в 1855 г. Постройка пятиглавого монастырского собора с 5 приделами: в честь Воскресения Христова; Успения Божией Матери; Архистратига Михаила; свт, Николая и Всех святых завершена в 1861 г. Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием.

До революции в церкви было несколько бесценных икон – Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня, Казанская Божия Матерь – родовая святыня Ушаковых, Нерукотворный Спас 16века, которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.

Молитвами и трудами налаживалась строгая монашеская жизнь. При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник — все содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Изделия монастырских золотошвейных мастерских славились на всю Россию.
В новых домах расположились церковная ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, кельи, кладовые, людские службы

В 1895 г. монастырь украсила стройная четырехъярусная колокольня с золоченым куполом. За городом были устроены скиты.

8/21 июня 1908 г. был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, Строительство закончили к 1912 г. и приступили к отделке.
В 1925 г. монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть.
Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы.
Из шести монастырских церквей две были поминальные и построены на кладбище – это Божией Матери Всех скорбящих Радости (Карамзинская) и СвятогоПророка Илии. Оба храма снесены в 30-е годы.

Карамзинская церковь была возведена под склепом, в который перенесли прах А.Н. Карамзина, младшего сына знаменитого историка, который героически погиб в бою с турками под Калафатом на Дунае в 1854 году. Церковь была выстроена на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной – известной красавицы своего времени, в честь которой был назван роковой для России крейсер «Аврора».

Есть на кладбище образ Господа Иисуса Христа, установленный в 1915 году на могиле А.А.Вершиненой, она была женой генерала и умерла совсем молодой. Вспоминая печаль умирающей о том, что после смерти ее никто не вспомнит, любящий супруг поставил на ее могиле бронзовую скульптуру Спасителя. В безбожное время верующие , не имея возможности ходить в храмы, приходили на кладбище и молились перед образом Спасителя, почитание святого места продолжается и ныне.

В Казанском храме находится часть мощей сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, скончавшегося в больнице пересыльной тюрьмы.
В 1990 г. началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. Рождественским постом 1996 г. с первыми насельницами началось возрождение монашеского подвига в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

В храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Потемневший дивный образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 нояб. 1996 г. в праздник иконы «Всех скорбящих Радость», как только собрались передать его в Казанский храм.

Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь. Передан только один храм и три полуразрушенных флигеля. В них живут сестры; там же помещаются трапезная, богадельня, библиотека, мастерские.

Примечание
Богослужение: на седмице — 7.00, в суб., воскр. и празд. дни — 9.30.
Начало вечерних богослужений — в 17.00.

Праздники: 50 дек./12 янв. — Трех святителей; 2/15 янв., 19 июля/1 авг. -прп. Серафима Саровского; 21 янв./З февр. — Ватопедской иконы Божией Матери; 2/15 марта — Державной иконы Божией Матери; 26 апр./9 мая, 11/24 июля, 15/28 дек. — сщмч. Илариона, архиеп. Верейского; 8/21 июля, 22 окт./4 нояб. — Казанской иконы Божией Матери; 13/26 сент. — Воскресения Словущего; 28 нояб./ 1 дек. — сщмч. Серафима (Чичагова), митр. Петроградского.

Настоятельница — игумения София (Силина).

Адрес: Россия, 196084, Санкт-Петербург, Московский просп., 100; тел. (812) 294-53-64.

Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург)

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге находится по адресу: Московский проспект, д. 100 (в 1 км. от м. Московские ворота).

Воскресенский Новодевичий монастырь — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

На территории монастыря располагаются Воскресенский собор, Казанская церковь.

У монастыря находится Новодевичье кладбище (основано в 1845 году). Там похоронены многие известные люди: Некрасов Н.А., Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, С. П. Боткин, Н. А. Римский-Корсаков и многие другие. Здесь же похоронен и сам архитектор монастыря Н. Е. Ефимов. У входа на кладбище находится схема, с указанием номеров участков могил.

Историческая справка

Предшественником монастыря был Смольный девичий монастырь, основанный в 1746 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот.

В 1854 году монастырь переехал на новое место. Ещё до этого, в 1845 году, там было основано Новодевичье кладбище. Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в Высочайшем присутствии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора; первый кирпич заложил император Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён. Воскресенский собор построен в русско-византийском стиле и напоминает Владимиро-Суздальские храмы XV века.

Строился собор в 1849—1861 годах. В четырёх малых куполах располагаются звонницы. Каждый барабан опоясывает аркада с проёмом в каждой второй арке. Внутри у собора имеется 5 престолов: центральный во имя Воскресения Христова, правый во имя Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца. В 1874—1875 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского.

Росписи и образа собора выполнены монастырскими живописцами и монахинями. Особенно красив был находившийся в алтаре полукруглый пятиярусный иконостас.

Неподалёку от монастыря, у апсиды бывшего домового храма церковноприходской школы, находится могила обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, похороненного там по своему завещанию в 1907 году, а также его жены, умершей в Ленинграде в 1932 году.

Новая кирпичная Казанская церковь была заложена 8 июня 1908 года и строилась по проекту архитектора В. А. Косякова. В 1912 году строительство окончено, была проведена отделка храма. Росписи выполнены художником Ф. Р. Райляном. В 1910—1915 он же выполнил темперой живописные работы, большей частью сохранившиеся до наших дней. Круглый в плане церковный зал разделён на три нефа. Центральный зал напоминает ротонду, окружённую колоннадой, образованной колоннами из красного мрамора с позолоченными капителями. За пределами этой ротонды находятся два боковых нефа, заканчивающиеся иконостасами боковых приделов. Таким образом боковые иконостасы отделены от центрального стенами. Под каждым из малых куполов устроены хоры.

Особенную ценность представляют три пышных позолоченных иконостаса — двухъярусный в основном престоле и одноярусные — в боковых. Киоты икон также позолочены. Слева от алтаря между колоннами стоит рака с частью мощей святого Иллариона.

В 1912 году строительство храма было закончено, но освятить его не удалось, и росписи так и не были закончены. После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник.

В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 1918 году монастырь был упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности. В 1927—1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

В 1937 году церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась. В 1930-е годы внешний облик монастырского ансамбля был искажён. Для спрямления Международного (ныне Московского) проспекта — главной магистрали города, выводящей на Московское и Киевское шоссе — пришлось взорвать важнейшую вертикальную доминанту монастыря, Свято-Исидоровскую колокольню. Были также сняты купола Воскресенского собора, снесены часовни и кладбищенские церкви (Скорбященская и св. Илии Пророка). В основном корпусе монастыря разместился режимный оборонный НИИ электромашиностроения, в связи с чем были перестроены и внутренние помещения монастырских зданий.

В 1929 году в Казанской церкви расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под машиностроительный цех. В 1950-е годы было принято решение о взрыве Казанской церкви, в стене были подготовлены шурфы, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было. С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения.

Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших. Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери.

С 20 по 24 октября 2011 года в монастыре пребывал Пояс Богородицы из монастыря Ватопед на Афоне. В связи с этим у входа в монастырь стали появляться многокилометровые очереди по Московскому проспекту и Киевской улице, доступ в Казанскую церковь был круглосуточным.

Изображения

Казанская церковь Фрагмент декора Казанской церкви

Воскресенский собор

Воскресенский Новодевичий монастырь

История Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Адрес Воскресенского Новодевичьего монастыря: 196084, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100.
Телефоны Воскресенского Новодевичьего монастыря: (812) 387-53-64, 252-11-66.
Сайт Воскресенского Новодевичьего монастыря:
http://www.novodev.narod.ru/monastyr.html

Первая женская обитель Санкт-Петербурга была заложена указом Императрицы Елизаветы Петровны 30 октября 1748 г. на левом берегу Невы, на Смоляном дворе, там, где сейчас Смольный собор.

К 1797 г. часть монахинь перешла в другие обители, монастырь постепенно угасал и в 1827 г. был закрыт.

Весной 1845 г. Император Николай I издал указ о возобновлении монастыря.

Вначале монахини обосновались на Васильевском острове, при Благовещенской церкви, а осенью 1848 г. было принято решение перевести обитель в более уединенное место — к Московским триумфальным воротам.

Переезд был завершен к 1854 г.

Насельницы трудились в художественных, иконописных, швейных, сапожных, чеканных, ковровых, золотошвейных мастерских.

В обители один за другим появлялись храмы: Воскресенский собор, храмы Казанской иконы Божией Матери, Трех Святителей, Афонский храм.

В 1925 г. монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества.

Первый арест монахинь произошел в декабре 1930 г., второй — в декабре 1931 г.

В феврале 1932 г. были арестованы 9 насельниц, ночью 17 апреля 1932 г. — еще 126 сестер.

В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть.

Одно из самых знаменитых кладбищ Петербурга подверглось надругательству.

Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы.

Из 6 монастырских церквей 2 были поминальные и построены на кладбище — это иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Карамзинская) и Св. Пророка Илии.

Оба храма снесены в 1930-е гг.

В безбожное время верующие, не имея возможности ходить в храмы, приходили на кладбище и молились перед бронзовой скульптурой Спасителя, поставленной в 1915 г. генералом Вершининым ради памяти рано умершей супруги, печалившейся о том, что после смерти ее никто не вспомнит. Почитание святого места продолжается и ныне.

В 1990 г. началось постепенное возвращение монастырских святынь.

Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. Рождественским постом 1996 г. первые насельницы начали возрождение монашеского подвига в Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Сегодня возвращен весь комплекс монастыря, включая помещения храмов и келейные корпуса. Обитель восстанавливается.

Статус монастыря утвержден постановлением Священного Синода от 4 апреля 1997 г.

Главные праздники монастыря: 12 января — Трех Святителей; 15 января, 1 августа — прп. Серафима Саровского; 3 февраля — Ватопедской иконы Божией Матери; 15 марта — Державной иконы Божией Матери; 9 мая, 24 июля, 28 декабря — сщмч. Илариона, архиеп. Верейского; 4 ноября, 21 июля — Казанской иконы Божией Матери; 26 сентября — Воскресения Словущего; 1 декабря — сщмч. Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского.

При храме действует школа дополнительного образования.

Игумения София (Силина) — настоятельница.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Тел. (812) 387-53-64

Храм Казанской иконы Божией Матери заложен в 1908 г. на месте первой постройки монастыря — деревянной Казанской церкви, освященной 23 октября 1848 г.

Построен в 1912 г. в греко-византийском стиле (архитектор В. А. Косяков). Освящен не был.

В советское время закрыт и разорен, занят под производственный цех.

В 1992 г. передан (как приходской) Церкви. Восстановлен.

Торжественно освящен 17 июня 2006 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в сослужении благочинного Петергофского округа протоиерея Александра Кудряшова, настоятеля Рождество-Богородичного мужского монастыря игумена Исидора (Минаева) и др.

В Казанском храме находится часть мощей сщмч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, скончавшегося в больнице пересыльной тюрьмы и погребенного в 1928 г. на Новодевичьем кладбище (мощи перенесены в Москву).

Богослужения: на седмице — Литургия: 7.00, по субботним, воскресным и праздничным дням — 9.00 или 9.30.

Исповедь: во время всенощного бдения, перед Литургией и во время нее. Вечерние богослужения: 17.00.

Прот. Николай Волков — ст. священник; иер. Евгений Горянчик; иер. Кирилл Иванов; иер. Владимир Лущик; иер. Антоний Прилипко; диак. Андрей Морозов; диак. Алексий Сергеев.

Воскресенский собор

Воскресенский собор — главный храм монастыря, заложен 16 ноября 1849 г. в присутствии Царской Фамилии митрополитом Никанором (Климентьевским).

Постройка двухэтажного пятиглавого монастырского собора с 5 приделами — в честь Воскресения Христова; Успения Божией Матери; Архистратига Михаила; Свт. Николая Чудотворца; Всех Святых (архитектор Н. Е. Ефимов) — была завершена в 1861 г.

15 июля 1861 г. митрополит Исидор освятил главный престол, а 19 сентября 1862 г. епископом Леонтией был освящен последний престол — во имя Всех Святых.

В 1874-1875 гг. в подвальном помещении собора был устроен еще один придел, освященный в честь прп. Феодосия Печерского и свт. Григория Нисского (архитектор Г. И. Карпов). Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием.

До революции в соборе было несколько бесценных икон: Воскресения Христова с частицами Живоносного Гроба Господня, Казанская — родовая святыня Ушаковых, Нерукотворный Спас XVI в., которым Иван Грозный благословил своего сына Феодора.

13 июня 1932 г. президиум Леноблисполкома постановил закрыть собор.

Храм разграбили, срезали купола, взорвали колокольню.

После 2000 г. началось восстановление собора.

Храм Афонский

Тел. (812) 387-53-64

Пятикупольный «келейный» храм, заложен в июле 1850 в южном крыле монастыря, на втором этаже правого корпуса, а 19 августа 1854 г. в присутствии Великих княгинь Марии Николаевны и Александры Иосифовны и княгини Марии Максимилиановны Лейхтенбергской освящен митрополитом Никанором в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

Автором иконостаса был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер; иконы написаны сестрами обители.

В этой церкви находился чтимый список чудотворной Ватопедской иконы Божией Матери, присланный храму в 1852 г. старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон.

К сожалению, икона исчезла, хотя о ней есть сведения до 1980-х гг.

Храм был закрыт последним в монастыре — в 1938 г.

Храм отреставрирован и ведутся подготовительные работы для проведения богослужений.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Среди крупных храмов в Северной столице особенно выделяется Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт-Петербург ежегодно принимает тысячи туристов, которые приезжают посмотреть на его достопримечательности. И всех их поражает изумительная архитектура храма, привлекая на праздничные богослужения не только жителей города, но и гостей.

История создания

Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург), основанный еще в 1748-м году во время царствования Елизаветы Петровны, изначально располагался там, где стоит Смольный, однако в силу разных причин в нем не удалось создать общину, поэтому к 1797-м году храм был закрыт.

В середине девятнадцатого столетия, несмотря на то, что на Руси наблюдалось распространение женского монашества, Санкт-Петербург не имел ни одной подобной обители. Поэтому по просьбе княгини Ольги Николаю I был представлен доклад о целесообразности создания в тогдашней российской столице монастыря. Государь предложение поддержал.

Первоначально Новодевичий монастырь (СПб) разместили на Васильевском острове на территории Благовещенской церкви, но уже в 1848-м году императором под него были подарены обширные угодья, находящиеся у Московской заставы. А уже после окончания строительства новых корпусов туда переехала и монашеская община.

Первой настоятельницей обители являлась Феофания, которая являлась бывшей личной пансионеркой царицы Марии Федоровны во время обучения ее в Екатерининском институте. Монахиня была известна в Петербурге своим благочестием и достаточно активной деятельностью, которую проявляла в Горицком храме.

Архитектура

Кельи этой святой обители исполнены в псевдорусском стиле. Они выстроены в форме буквы «П».

На фоне келий особенно выделяется двухэтажное здание Воскресенского собора, построенного в русско-византийском архитектурном стиле. Вход в него сделан в виде арочного высокого портала. Он выходит к Московскому проспекту. Венчает Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) пятиглавие с позолотой, а в его куполах, которых всего четыре, устроены звонницы. Внутри собора, соответственно, располагаются пять престолов.

О малых церквях

Новодевичий монастырь, фото которого свидетельствует о том, что данная святая обитель не совсем типична для классического зодчества Северной столицы, расположен у метро «Московские ворота».

В Санкт-Петербурге существует несколько достопримечательностей, которые не вписываются в единую архитектуру города. Они более близки к московскому стилю. Одна из них — Новодевичий монастырь. Фото его золотых куполов и зеленых башенок настолько непривычно для Северной столицы, что кажется, будто это снимок совершенно другого города.

До революции

Все последующие после Феофании настоятельницы монастыря тоже внесли свой вклад в созидание данной обители. Игумения Евстолия добилась того, что был позолочен купол собора и приведено в порядок захоронение. Ее же силами был организован приют для девочек, при котором функционировало восьмиклассное училище.

Игумения Валентина (1888-1904 гг.) стала той настоятельницей, при которой учредили церковно-приходскую Князь-Владимирскую школу с домовой церковью и скитами. При Антонии (1904-1916 гг.) воздвигли колокольню, созданную по проекту Цейлера и Бенуа. Незадолго до революции была построена и каменная церквушка Казанской иконы Божьей матери. Она была возведена по проекту архитектора В. Косякова в стиле византийской архитектуры.

К 1917-му году Новодевичий монастырь (Петербург) имел уже более 400 насельниц, из которых семьдесят пять были монахинями, а остальные — штатными послушницами и сестрами «на испытании». При обители имелось добротное хозяйство — конюшня с коровником, птичьим двором, свинарником, пчельником и фермой. Здесь функционировали знаменитая иконописная, а также золотошвейная, квасоварня и ковровые мастерские. Значительную часть монастырского капитала обитель расходовала на благотворительную деятельность — на содержание детского приюта, больницы и богадельни.

После революции

Эту святую обитель постигла та же участь, что и многие храмы и соборы, которыми славился Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий монастырь тоже принял на себя удары от богоборческой власти. Вся тяжесть гонений обрушилась и на Игумению Феофанию (1918-1935 гг.), ставшую в те годы не только заботливой матерью для монашек, но и ярым защитником своей обители.

В 1929-м года было закрыто сразу три храма, первый из которых — разрушенная впоследствии деревянная церковь во имя иконы Казанской Богоматери. К осени того же года эта участь постигла часовни, которые разобрали по кирпичикам. Были разрушены и церковь Трех Святителей, а также кладбищенские часовни.

В апреле 1932-го года в Новодевичьем монастыре арестовали практически всех монашек и сестер, оставив лишь престарелых и больных послушниц, которые уже были не в состоянии двигаться. А в мае того же года Леноблисполкомом приняли постановление, по которому Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге был ликвидирован. Здание Воскресенского собора начали перестраивать под универмаг.

Через несколько месяцев была разобрана и высокая ограда, снесены купола и шатры, уничтожена звонница и внутреннее убранство. В некоторых строениях расположился НИИ Электромашиностроения.

Возрождение

Восстановление комплекса началось в 1996-м году с приходом сестринской общины. Она поселилась в двухэтажном строении рядом, в здании, где не было никаких удобств.

Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге получил новую жизнь. В настоящее время уже отреставрированы храмы — Казанский и Афонский, отстроена часовня, возрождается и Воскресенский Собор.

Сегодня при монастыре существует детский приют, богадельня, успешно функционирует Свято-Владимирская школа, недавно был открыт благотворительный центр по диагностике онкологии у женщин, работают швейные мастерские и лавка. В обители находят кров многочисленные паломники.

Ныне Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге вновь постепенно получает свое прежнее предназначение. Усилиями игумении Софии были начаты реставрационные работы, потихоньку налаживается и монашеская жизнь. Вообще, обитель сегодня духовно расцветает.

Новодевичье кладбище

За монастырем расположено одно из самых привилегированных кладбищ Северной столицы — Новодевичье. Здесь, несмотря на то что большая его часть снесена, все еще осталось много интересных надгробий и памятников. Здесь похоронено много известных людей: врач С. Боткин, контр-адмирал Ворожейкин, художник Врубель, такие поэты, как А. Майков и Ф. И. Тютчев, а также Н. Некрасов. На Новодевичьем кладбище покоится шахматист М. И. Чигорин и многие другие знаменитости.

Богослужения

Часы работы монастыря, как и большинства православных храмов города, следующие: с восьми утра до пяти тридцати вечера. В будни ежедневная утренняя служба начинается в половине десятого, а вечерняя — в семнадцать часов. По субботам Божественную литургию можно послушать с девяти, а всенощное бдение — в 17.00.

Для туристов

Посетить Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге интересно будет не только верующим горожанам, но и тем, кого интересует архитектура и история. Удивительная по красоте Казанская церковь поражает своими архитектурными решениями. Туристы могут увидеть старинные склепы и памятники, полюбоваться изделиями мастериц, продающимися в лавке, а также отведать домашние пирожки в трапезной-кафе.

Воскресенский Новодевичий женский монастырь

Воскресенский Новодевичий женский монастырь

Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 100.

Императрица Елизавета Петровна пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, для чего передала свой летний дворец, известный под названием «Смольный», где 20 монахинь положили начало монашеской жизни. Закладка храма во имя Воскресения Христова ознаменовала рождение Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто называемого Смольным по месту расположения.

Екатерина II учредила при монастыре училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Постепенно монашеская жизнь угасла с кончиной последних монахинь. Возобновлен монастырь был при императоре Николае I. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божией Матери в 1848 году. Из Казанского собора столицы по этому случаю доставили великую православную святыню – старинный чудотворный Казанский образ Божией Матери.

В ноябре 1849 года была произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова. Только в 1854 году в Неделю Всех святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери освятили в 1854 году. Список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон. Вторая церковь во имя Трех святителей вселенских в больничном корпусе освящена в 1855 году. Постройка собора с пятью приделами: в честь Воскресения Христова, Успения Божией Матери, архистратига Михаила, святителя Николая и Всех святых завершена в 1861 году.

При монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник – все содержалось в образцовом порядке радением монахинь. Изделия монастырских золотошвейных мастерских славились на всю Россию. В новоотстроенных домах расположились церковная ризница, трапезная, больница, библиотека, архив, кельи, различные рукодельни, кладовые, людские службы. В 1895 году монастырь украсила четырехъярусная колокольня с золоченым куполом. За городом были устроены скиты.

В июне 1908 года был заложен каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили к 1912 году и приступили к отделке.

В 1925 году монастырь был упразднен, началась конфискация земель и имущества. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть. Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню.

В 1990 году началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь Державной иконы Божией Матери. Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами началось возрождение монашеского подвига в Воскресенском Новодевичьем монастыре. В храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери. Потемневший дивный образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года в праздник иконы «Всех скорбящих Радость», как только собрались передать его в Казанский храм. Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь.

Воскресенский собор — Собор Воскресения Христова в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Южные районы

Воскресенский Новодевичий монастырь

Воскресéнский Новодéвичий монастырь в Санкт-Петербурге — православный женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви, близ Московской заставы.

Предшественником Воскресенского Новодевичьего монастыря стал Смольный воскресенский Новодевичий монастырь, основанный в 1764 году по указу императрицы Елизаветы Петровны с намерением удалиться в него в старости. Мечты императрицы о монашестве так и не сбылись, и монастырь был упразднён с кончиной последних монахинь. Там действовал только Смольный институт благородных девиц — первое женское дворянское учебное заведение в России.

В 1849 году императором Николаем I был основан новый Воскресенский Новодевичий монастырь. Для него было отведено временное место на Васильевском острове при Благовещенской церкви. Между тем для него строились здания на Царскосельской дороге, близ Московских ворот. В 1854 году монастырь переехал на новое место. Ещё до этого, в 1845 году там было основано Новодевичье кладбище.

Первой монастырской постройкой стала деревянная Казанская церковь, построенная по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. Этот храм простоял 80 лет, хотя сильно обветшал к концу XIX века.

3 ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии состоялась закладка пятипрестольного Воскресенского собора. Первый кирпич заложил лично Николай I. Собор строился по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и инженера Н. А. Сычёва. 2 июля 1861 года он был освящён.

После основания при монастыре действовали различные мастерские: живописная, рисовальная, чеканная, золотошвейная, башмачная, просфорная, поварня, появились фермы, огороды, сады, пчельник. В 1904 году в монастыре были построены здания, в которых расположились трапезная, ризница, библиотека, больница и др. При монастыре стали работать детский приют, богадельня и церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 1918 году монастырь был упразднён; но продолжал существовать явочным порядком. Были конфискованы имущество и церковные ценности.

В 1927-1937 годы игуменские покои монастыря служили резиденцией митрополитов Ленинградских последовательно: Серафима (Чичагова) и Алексия (Симанского).

В 1937 году церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась.

В половине 1930-х годов весь внешний облик монастырского ансамбля был варварски уничтожен. Полностью были снесены купола и колокольни Воскресенского собора и келейных церквей. В том числе для расширения Московского проспекта была взорвана и грандиозная Свято-Исидоровская колокольня. Были снесены все часовни, а кроме того две церкви — Скорбященская и Святого Илии Пророка, располагавшиеся на Новодевичьем кладбище. Внутренние помещения монастырских зданий были полностью перестроены, после чего их занял НИИ электромашиностроения.

С 1990 года началось постепенное восстановление монастыря. В 1989 году Казанская церковь была передана приходу РПЦЗ. В ноябре 1995 года монастырь был юридически возобновлён. К этому времени монахинями вновь была обретена могила игуменьи Феофании, расположенная между Казанской церковью и апсидой Воскресенского собора, в советское время она была осквернена и долго находилась под асфальтом. В момент восстановления монастыря ему были переданы три запущенных полуразрушенных флигеля. В одном из них помещались кельи, в двух других — трапезная, богадельня, библиотека, мастерские. Тем не менее, в большей части корпусов продолжал размещаться НИИ электромашиностроения. Летом 2001 года монастырю была отдана Князь-Владимирская церковно-приходская школа, а осенью того же года было принято решение о возвращении монастырю всех зданий, когда либо ему принадлежавших. Прихожане московского храма Христа Спасителя пожертвовали монастырю образ Державной иконы Божией Матери. С 2002 года начались реставрационные работы в Казанской церкви и южном корпусе, воссоздание Воскресенского собора и Афонской церкви. На данный момент у обоих этих храмов восстановлены купола, Афонская церковь полностью воссоздана и действует, как и южный монастырский корпус, в Воскресенском соборе пока ведётся реставрация, большая часть которой уже проведена. Казанская церковь также полностью отреставрирована. Реставрация северного корпуса ещё не начата, церковь Трёх Святителй по-прежнему стоит без куполов. Воссоздание этого корпуса планируется начать в 2008 году.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря вновь стал поражать глаз наблюдателя своим великолепием, однако за много лет на фоне современного Московского проспекта он заметно утратил свою величественность, как и из-за окружающей застройки, так и из-за потери колокольни.

Монастырские кельи расположены буквой «П», выходящей передней стороной на Московский проспект. В центре неё находится доминанта монастыря — Воскресенский собор, выходящий на Московский проспект высоким арочным порталом. Монастырские постройки выполнены в псевдорусском стиле. Их стены покрашены в нежный жёлто-розовый цвет. Кельи выстроены в два этажа. Окна келий собраны в группы по три штуки, при этом центральное окно является декоративным «глухим окном». Они имеют арочную форму, их наличники служат распорками для стрельчатых арок русского типа, завершающих каждое окно.

По бокам от Воскресенского собора расположены две одинаковые церкви: Афонская церковь (с южной стороны) и церковь Трёх Святителей (с северной стороны). В настоящий момент действует недавно восстановленная Афонская церковь, а церковь Трёх Святителей закрыта на реставрацию.

С псевдорусским стилем основного объёма монастыря контрастирует Казанская церковь, построенная в начале XX века архитектором В. А. Косяковым.

Воскресенский собор — Собор Воскресения Христова в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Южные

Исидоровская церковь — Церковь Исидора Пелусиота в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Южные районы

Громовская церковь — Церковь Илии Пророка в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Южные районы

Церковь-усыпальница (поминальная) на Новодевичьем кладбище, построена в псевдорусском стиле по проекту Л. Н. Бенуа. Разобрана в нач. 1930-х

Казанская церковь — Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Южные районы

Каменная церковь-усыпальница в византийском стиле, построена вместо старой деревянной. Строительство закончилось в 1912, но церковь не была освящена. В советское время предполагалось уничтожение здания. В 2006 совершено освящение.

Сергиевская часовня — Часовня Сергия Радонежского и Нины равноапостольной в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Южные районы

Кирпичная часовня у южной ограды Новодевичьего монастыря, построенная по проекту арх. Н. Е. Ефимова. Разрушена в сер. XX в. В 2005-2007 на прежнем месте выстроена новая часовня с повторением авторского проекта.

Трехсвятительская церковь — Церковь Трех Святителей Великих в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Южные районы

Церковь с шатровой колокольней (не сохр.) в больничном корпусе монастыря.

Карамзинская церковь — Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Воскресенском Новодевичьем монастыре, Южные районы

Церковь-усыпальница (поминальная) на Новодевичьем кладбище. Разобрана в нач. 1930-х.

Воскресенский Новодевичий монастырь. Санкт — Петербург.

А за этим фасадом спрятано великолепие, поражающее взгляд.
Воскресенский Новодевичий монастырь. Фото Карла Булла 1900 год. Кликабельно.
При Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге 31 октября 1889 по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева года была открыта Князь-Владимирская церковно-учительская школа для подготовки учительниц для церковно-приходских школ и школ грамоты Петербургской епархии.
В школу принимались девочки не моложе 11 и не старше 14 лет по предварительному экзамену. При школе имелось общежитие, в котором содержались на средства монастыря воспитанницы, принятые в школу из разных уездов Петербургской губернии и Финляндии. Монастырь также «доставлял стол 5-ти учительницам и прислуге школы». Поначалу воспитанницы ходили на церковные службы в монастырь, а в 1895 году к школе был пристроен двухэтажный деревянный дом, в котором разместился школьный храм. А его украсила четырёхъярусная колокольня по проекту Л.М.Бенуа.
Новодевичий монастырь был последней крупной постройкой, созданной в первой половине 19 века за Обводным каналом, на Царскосельской дороге. Он был возведен архитектором Н.Е. Ефимовым в 1845 году.
Воскресенский женский Новодевичий монастырь первоначально располагался в Смольном, на левом берегу Невы. Затем, в 1830 году, обосновался на Васильевском острове. А в 1845 году был преобразован в первоклассный монастырь и переведен на Большую Царскосельскую дорогу.
Когда Екатерина II взошла на престол, монастырь обрел новый статус – в штат была назначена игуменья Ельпифидора, а в двух корпусах разместились инокини из Московского Новодевичьего и Смоленского Воскресенского монастырей. В то же время было учреждено училище для воспитания девиц из дворянских семей, которое затем переросло в Смольный институт. К 1797 году часть монахинь перешла в другие обители, а в 1803 году здесь остались только игуменья Анатолия (Яковлева,Рейнбор) и три пожилые насельницы. В 1827 году Воскресенский Новодевичий монастырь был закрыт.

Весной 1845 года император Николай I решил возобновить Новодевичий монастырь и в марте этого же года подписал об этом указ. Сначала для обители был выбран участок на Васильевском острове, угол малого проспекта и 8-й линии, при Благовещенской церкви.
Осенью 1848 года было решено перевести обитель с Васильевского острова на более уединенное место, к Московским триумфальным воротам. Государь Николай Павлович взял на себя заботу о монастыре и выделил большой лесной участок 1418 кв. сажен. Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери 10/23 октября 1848 года по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и освященная митрополитом Никанором. По этому случаю из Казанского собора Петербурга сюда была доставлена чудотворная икона Казанской Божией Матери.

Освящение церкови во имя Казанской иконы Божией Матери. С рисунка, выполненного в день освящения
К началу XX в. церковь сильно обветшала храм стал тесен от большого количеств погребений, нуждался в ремонте и расширении. По заказу руководства Воскресенского монастыря профессором архитектры В. И. Косяковым (1862—1921) был разработан проект замены деревянной церкви новым каменным храмом, одобренный Святейшим Синодом 15 апреля 1907 г. и высочайше утвержденный 4 мая того же года. Новая церковь, построенная как храм-усыпальница в византийском стиле, ( было устроено 340 склепов) была возведена в 1908—1912 гг. Внутренняя отделка церкви продолжалась до 1915 г., но осталась незаконченной. Здание выполнено в стиле греко-византийской архитектуры. Прекрасный храм во имя Казанской иконы Божьей матери богато украшен майоликой, литыми рельефами , керамической плиткой. Этот храм — единственное, что сейчас напоминает о былом процветании монастыря. По внешнему виду церковь напоминает уменьшенный по размерам храм Святой Софии в Константинополе. В 1910—1915 гг. в интерьере церкви художником Фомой Райлиным были выполнены темперой живописные работы; стоимость их составила 173 тысячи рублей золотом. Значительная часть этих росписей сохранилась в церкви до наших дней. Большинство икон для храма было создано в иконописной мастерской Воскресенского монастыря игуменьей Антонией. Освящен храм был только после революции (по другим источникам не был освящен вообще), а росписи так и не были закончены.

В конце 20-х годов церковь была закрыта и использовалась как склад, а затем как машиностроительный цех. Во время «хрущевской оттепели», которая для многих наших церквей стала последней, Казанскую церковь собирались взорвать, и для этого в стенах храма были сделаны шурфы. Но, слава Богу, возникли какие-то технические трудности, которые помешали этому намерению. В 1990 году началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской иконы Божьей матери, который вначале был возрожден как приходской.

При монастыре были живописная мастерская и рисовальная, чеканная и золотошвейная, башмачная и просфорная пекарня. А также: огороды, сады, пчельник, фермы. И все радением монахинь содержалось в образцовом порядке. Монастырская иконописная мастерская славилась на всю Россию. В ней преподавали в разное время академики живописи Г.И.Яковлев, П.И. Невзоров. Заботливое попечение о монастырских иконописцах было со стороны ректора Академии художеств Ф.И Иордана. По просьбе святителя Николая (Касаткина) были написаны иконостасы для православных храмов в Японии. В обители получила образование и первая японская иконописица Ямасита Рин.

( Церковь Ватопедской иконы Божией Матери, именуемой «Отрада и Утешение»)
Вместе с собором Воскресения эта пятиглавая церковь с каменной колокольней, возведенная по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А. Сычева в 1850—1854 гг., являлась частью главного архитектурного ансамбля монастыря.
Икона, во имя которой была названа церковь — икона Ватопедской Божией Матери (называемая также иконой Божией Матери Афонской) — была привезена со Святой Горы иеромонахом Серафимом на благословение созидаемой женской обители.
Закладка храма произошла 10 июля 1850 г., освящение — 28 июля 1854 г.; церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I великой княжны Марии Николаевны. Закрыта 20 апреля 1938 г

Собор Воскресения Христова

Главным собором монастыря стал храм Воскресения Христова с пятью приделами. Первый кирпич в основание собора был заложен императором Николаем I 3 ноября 1849 года в присутствие митрополита Никанора (Климентьевым), а освящение храма совершил митрополит Исидор. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви: церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божьей Матери и церковь во имя Трех Святителей Вселенских в больничном корпусе. Постройка монастырского собора с пятью приделами завершена в 1861 году. В 1908 году монастырское каре было увенчано прекрасной колокольней с золоченым куполом, проектировал которую Л. Бенуа.

Значительные средства на сооружение собора были пожертвованы купцами Громовыми. Вся постройка обошлась в 119 тысяч 440 рублей (кроме иконостасов и клиросов). Фундамент и цоколь были сооружены в 1849— 1850 гг. на сумму, выданную из казны. Это был двухэтажный храм в русско-византийском стиле, построенный по проекту архитектора по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и гражданского инженера Н. А. Сычева и освящен 2 июля 1861 г.
В соборе было шесть приделов: во имя Воскресения Христова, Успения Пресвятой Богородицы, Всех Святых, Николая Чудотворца, Архангела Михаила, святых Феодосия Печорского и Григория Неокесарийского. Образа в храме написаны монахинями обители. В приделе во имя Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) , писанный игуменьей Феофанией (Игуменья Феофания (1787—1866), урожд. Александра Сергеевна Щулепникова, двоюродная пра-пра-прабабка автора С. С. Шульца-мл., дочь Сергея Афанасьевича Щулепникова. В январе 1809 г. вышла замуж за генерала С. С. Готовцева, погибшего через несколько недель после свадьбы на войне со Швецией. Родившаяся в том же году дочь умерла в 12-тилетнем возрасте. Через несколько лет после смерти дочери при переезде через реку сани с А. С. Готовцевой ушли под воду, и, тонущая, она дала обет: в случае, если останется в живых, уйти в монастырь. Чудом спасенная, она приняла постриг в Воскресенском Горицком монастыре под именем Феофании, где провела более 25 лет. и считавшийся чудотворным. После кончины игуменьи Феофании сестры основанного монастыря сделали на эту икону позлащенную ризу с надписью в память и поминовение игуменьи Феофании. Собор был закрыт 10 июня 1932 г.

Церковь во имя Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) Здание этой церкви, предназначенной для обслуживания монастырской больницы, было возведено в 1850—1855 гг. по проекту Н. Е. Ефимова и Н. А. Сычева; оно располагалось симметрично Ватопедской церкви с другой стороны от Воскресенского собора. Церковь Трех Святителей была построена на деньги крестьянина Василия Чижова, передавшего на ее постройку 10 тысяч рублей, и на пожертвования игуменьи Феофании. Закрыта в 1928—1930 гг.

Церковь во имя Святого Пророка Илии на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Построена по проекту Л. Н. Бенуа в 1883—1888 гг. в стиле московских церквей XVII в. над могилой лесопромышленника и мецената ИльиФеодуловича Громова (ум. 1882) по его духовному завещанию- душеприказчиками покойного, потратившими на постройку более 120 тысяч рублей. Была одной из самых интересных в городе церквей по архитектуре и внутреннему убранству. Снесена летом 1929г.

В 1848 году за монастырем открылось кладбище. Кладбище при монастыре очень почиталось в столице. Хоронили здесь состоятельных людей. В 1925 году здесь похоронили строителя монастыря Н.Е. Ефимова, затем здесь были захоронены многие выдающиеся деятели литературы, науки, искусства, военные. Среди них Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.Н. Майков, Э.Ф. Направник, художник Врубель, шахматист Чигорин, знаменитые врачи Отт и Боткин, сестра А.С. Пушкина и многие другие. Из шести монастырских церквей две возведены на кладбище. Здесь было много дорогих фамильных склепов и дорогих надгробий, за которыми следили сестры монастыря. Здесь хоронили государственных и общественных деятелей, военачальников, известных ученых, артистов.
Есть на кладбище образ Господа Иисуса Христа, установленный в 1915 году на могиле А.А. Вершининой. А.А. Вершинина (по отцу – Трубецкая, по матери — Волконская) была женой генерала от кавалерии и умерла совсем молодой от туберкулеза. Вспоминая печаль умирающей о том, что после смерти ее забудут, любящий супруг поставил на ее могиле бронзовую скульптуру Спасителя. Этому памятнику Божьим промыслом была уготованная особая судьба. В безбожное время верующие, не имея возможности ходить в храм, приходили на кладбище и молились перед образом Спасителя.
Теперь монашеская обитель возрождается. Здесь самая молодая настоятельница — Монахиня София.

уникальные фотографии начала XIX — конца XX века
Утраченные храмы Санкт-Петербурга
Lost temples of St. Petersburg

unique photos of XIX-XX century

Монастыри и соборы

Новодевичий Воскресенский женский монастырь (Смольный монастырь)

Воскресение Христово — основополагающая истина христианского вероисповедания.

Светлое Воскресение Христово, или Пасха, — главный христианский праздник, установленный святыми Апостолами в воспоминание о чудесном воскресении из мертвых Иисуса Христа. Во II веке под названием «Пасха» существовало два праздника: Пасха в честь смерти Христа и Пасха в честь Воскресения Христова. С V в. название «Пасха» соответствует только празднику Воскресения Христова, а Светлое Воскресение стали называть «царем дней», «праздником праздников». Празднование Пасхи происходит с особой торжественностью и по особому чинопоследованию. Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах в знак того, что воскресением Иисуса Христа всем верующим открыт доступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии «Христос воскресе!» дарят друг друга «красными» яйцами. Праздник Пасхи продолжается 40 дней в память сорокадневного пребывания Христа на земле по воскресении.

Монастырь был основан императрицей Елизаветой Петровной, которая строила его «для себя», собираясь удалиться в него под старость, но не дожила до окончания строительства. Комплекс Смольного монастыря построен в 1748 — 1764 гг. архитектором Ф.-Б. Растрелли.

В 1764 г. митрополит Димитрий объявил Синоду повеление императрицы Екатерины II: поселить в монастыре игуменью и от 12 до 16 стариц, которые были бы «честного и доброго жития и притом. из дворянок». Из Москвы и Смоленска в Петербург были направлены 14 монахинь.

В центре монастырского двора, окруженного жилыми корпусами с четырьмя церквами по углам, на площади, ныне носящей имя архитектора — Фран-ческо Бартоломео Растрелли, возвышается собор во имя Воскресения Христова (Воскресенский Смольный собор).

Собор для монастыря был заложен 30 октября 1748 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны. К 1761 г. собор практически достроили — был возведен главный купол и велись отделочные работы. Тогда же заложили колокольню, которая по проекту Ф.-Б. Растрелли должна была иметь высоту 140 метров. Этому проекту не суждено было осуществиться.

В конце 1820-х — начале 1830-х гг. было принято высочайшее решение достроить собор и провести его внутреннюю отделку. На объявленном конкурсе лучшим был признан проект архитектора В. П. Стасова, которому и было поручено ведение работ. За три года (1832 — 1835) собор был подготовлен к освящению, состоявшемуся в июле 1835 г. в присутствии императора Николая I, членов его семьи и высших государственных сановников. Указом императора собор при освящении был назван Собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны, вдовы императора Павла I, жертвовавшей большие суммы на дело народного просвещения. Одновременно были освящены все три престола: главный — во имя Воскресения Христова, и боковые — во имя святой Марии Магдалины и святой праведной Елизаветы.

Обширный и светлый собор, не загроможденный внутри столбами, имеет пять затейливых куполов, слитых в единую архитектурную группу. Солея отделялась от общего объема храма балюстрадой из граненого хрусталя. Амвон и ступени сделаны из уральского мрамора, а стены и колонны отделаны под белый мрамор и покрыты лепными изображениями. Справа под балдахином было устроено царское место, с другой стороны — кафедра для чтения проповедей. Среди достопримечательностей храма следует назвать иконы работы А. Г. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и дарохранительницу, сделанную из пяти пудов серебра по рисунку архитектора К. А. Тона.

В 1828 г., когда в живых не осталось ни одной монахини, Святейший Синод зафиксировал прекращение деятельности Воскресенского монастыря, вскоре возрожденного на другом месте — на Забалканском проспекте Санкт-Петербурга. Открывшийся в 1764 г. монастырь в конце столетия был упразднен. Освободившиеся корпуса занял Вдовий дом, а здание, построенное в 1806— 1808 гг. по проекту архитектора Дж. Кваренги, — Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц. Смольный институт — первый и самый привилегированный из институтов благородных девиц — был основан в 1764 г. по замыслу И. И. Бецкого. В институте одновременно воспитывалось около 200 девочек с 6 до 18 лет из семейств потомственных дворян. Курс делился на четыре (затем на три) возраста, которые различались по цвету платьев, по три года в каждом. Лучшие воспитанницы по окончании института определялись в придворную службу. В 1765 г. было открыто отделение для девиц мещанского происхождения. Институт просуществовал до 1917 г.

Судьба Воскресенского собора в годы Советской власти оказалась столь же печальной, как и многих других — больших и малых, приходских и полковых, и тем более домовых храмов: в 1922 г. из собора были изъяты все церковные ценности (печально знаменитая акция «Помощи голодающим» — Пом-гола), в 1923 г. он был закрыт. В 1972 г. был снят иконостас. Вскоре здесь было решено разместить экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра». Сейчас, наряду с выставками, собор используется и как концертный зал.

Ссылка на основную публикацию