Воскресенский горицкий женский монастырь

Воскресенский Горицкий женский монастырь

Горицкий Воскресенский монастырь — женский православный монастырь в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области России.

Расположен на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Памятник архитектуры федерального значения.

Содержание

Основание монастыря

Основан монастырь в 1544 году княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

К тому времени в Кириллове уже действовал монастырь, а в Горицах существовала деревянная Воскресенская оброчная церковь и Введенская ружная церковь. Княгиня Евфросиния заменила деревянную Воскресенскую церковь каменной, с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Из первых лет Горицкой обители сохранились только имена игумений: Анисия, Анастасия, София, Мариамиа, Анна (ум. в октябре 1569).

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольга.

В 1727 году, после опалы Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подметного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Веревкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 — 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определенного в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла высоко поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменьи Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 — 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 — 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

Здания монастыря

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.

Воскресенская церковь

Двухэтажная каменная Воскресенская церковь построена в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

В настоящее время церковь не действует и нуждается в значительной реставрации.

Троицкий собор

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. После возрождения монастыря он был переведён за пределы монастыря.

Покровская церковь

В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время — контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Монастырские стены

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX века. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

Монастырский водопровод

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.

Водопровод действует и сейчас.

Здания внутри монастыря

К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня.

В XIX — начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.

Здания за пределами монастырских стен

В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём.

В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

Монастырь в XX веке

После революции на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой работали монахини. В 1932 году монастырь был закрыт. Монахини разошлись по окрестным деревням. В 1937 году многие из них, включая 70-летнюю игуменью Зосиму (Рыбакову), были арестованы и расстреляны.

После войны в монастыре располагался Дом инвалидов. После его закрытия монастырь был передан музею. Была начата реставрация, но выделяемых средств было недостаточно. В 1990-х годах было начато восстановление сельской Введенской церкви, позже переданной монастырю. 6 октября 1999 монастырь был официально признан действующим.

Современное состояние

В монастыре постоянно живут 10-20 насельниц. Монастырь посещают паломники и туристы, число которых резко увеличивается летом, когда открываются туристические водные маршруты. Настоятельница монастыря — игуменья Евфалия (Лебедева). В мае 2015 года обвалилась часть стены XVI века со стороны озера.

Престольные праздники


Как добраться

Проезд: Проехать в Горицкий монастырь можно несколькими способами.

1. Из Санкт-Петербурга поездом ехать до города Череповца. Оттуда автобусом до города Кириллова (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2 часа (100 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Череповец — Кириллов через Новую Ладогу, или 2) на Вытегру — Кириллов через Лодейное поле (последний вариант более короткий, но дорога не на всем протяжении хороша).

2. Из Москвы с Ярославского вокзала поездом до Вологды, а оттуда в город Кириллов идут автобусы (автовокзал с ж/д вокзалом на одной площади), на автобусе 2,5 часа (125 км). Если ехать машиной, то есть два пути: 1) на Ярославль-Грязовец-Вологду-Кириллов, или 2) на Ярославль-Пошехонье-Череповец-Кириллов.

3. Из Кириллова в село Горицы ходят три автобуса 7:20, 11:55 (будни), 17:15. В воскресенье 7:20 и 17:00

4. От автостанции также ходят такси (такса – 100 руб.). Расстояние до Гориц – 7 км.

Адрес: 161107, Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы.

Информация для паломников

Если вы рассчитываете на экскурсию или тем более на размещение и питание в монастыре, необходимо свой визит предварить телефонной договоренностью по номеру 8(81757)5-81-30.

Воскресенский Горицкий женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Начало монастырю положила княгиня Евфросиния Старицкая, вдова князя Андрея Ивановича — родного дяди Ивана IV Грозного.

На левом берегу Шексны у подножия горы Мауры издревле стояли деревянные церкви Воскресения Христова и Введения Богородицы во храм. В 1544 году княгиня выстроила вместо деревянной каменную Воскресенскую церковь с приделом в честь преподобного Кирилла Белозерского, а рядом — теплую церковь с трапезной в честь образа Божией Матери «Одигитрия». Этот год и вошел в историю как год основания Воскресенского Горицкого девичьего монастыря.

Из первых лет его существования сохранились только имена игумений – Анисия, Анастасия, София, Мариамна, Анна. В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». и вскоре стала насельницей основанной ею обители. Вместе с ней иноческий постриг с наречением имени Александра приняла и ее племянница Иулиания, вдова царского брата Юрия. Знатные монахини пользовались глубоким уважением сестер монастыря и проводили жизнь в правилах строгой христианской нравственности, в смирении и послушании. Монастырь начал расти и развиваться, и к 1569 году здесь было уже около 70 монахинь. .

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи.

В XVI-XVIII веках монастырь не раз становился прибежищем и для многих других женщин. Стены и храмы обители помнят и слезы отчаяния, и слезы теплой молитвы. Жены Иоанна IV – Анна Колтовская и Мария Нагая; Ксения Годунова – дочь царя Бориса, сосланная Лжедмитрием I; Касимовская царица Фатьма Салтансейтовна; Варвара Арсеньева – родственница опального семейства Меншиковых; княгиня Екатерина Долгорукова – невеста императора Петра II – все они, попав в обитель не по своей воле, имели здесь единственное упование – на волю Божию. Новые испытания начались в Смутное время. 5 декабря 1612 года польско- литовские захватчики разорили обитель, поругали храмы Божии, а многих насельниц, не успевших скрыться, замучили. От литовского разорения храмы монастыря возрождались с большим трудом. Царское жалование, сборы от перевоза через реку Шексну, от аренды монастырских земель и другие немногочисленные поступления не могли покрыть расходов на содержание и ремонт церквей и других монастырских построек, и они постепенно ветшали. Тогда знатные старицы, жившие в монастыре, вложили свои средства. И уже в 1625 году была выстроена новая Введенская церковь (за оградой монастыря), а в 1665 году отремонтированы старые храмы. Сами сестры нередко голодали, но с молитвой и трудом, со слезами и потом смогли пережить и это тяжелое время. Однако, после большого пожара, случившегося в 1693 году, монастырь снова пришел в упадок и более 100 лет пребывал в забвении. Постепенно оскудевала и духовная жизнь инокинь. Померкла слава Гориц – духовного светоча Белозерского края. Еще более ухудшили положение обители, проведенные после указа Екатерины II в 1764 году, секуляризация монастырских земель и введение штатов. Лежащие вокруг монастыря земли были отобраны в казну или отрезаны в пользу слобожан под пашню и сенокосы.

В 1811 году игуменией Воскресенского Горицкого женского монастыря была назначена монахиня Маврикия, в миру – Мария Матвеевна Ходнева, дочь белозерского помещика. Промыслом Божиим определенная в эту обитель, матушка Маврикия положила начало ее экономическому и духовному возрождению. Преодолев сопротивление многих монахинь, привыкших жить «по своему вкусу и обычаю», Маврикия в согласии со своим наставником – архимандритом Кирилло-Новоезерского монастыря Феофаном (Соколовым) добилась преобразования монастыря из особножительного в общежительный. Была устроена общая трапеза, открыты новые мастерские и небольшой кирпичный завод, что обеспечило обители твердый доход. На взятой в аренду земле сестры сажали овощи, разводили коров и коз. В рукодельных мастерских шили белье, монашескую одежду, церковное облачение, изготавливали обувь. Сама игумения показывала всем пример в труде и молитве. За 45 лет, что управляла обителью игумения Маврикия, изменился и сам облик монастыря. В 1821 году был возведен трехпрестольный собор, посвященный Святой Троице. В 1832-м в монастыре появилась двухэтажная Покровская церковь, построенная на средства княжны Параскевы Хованской. Старые деревянные стены вокруг монастыря были заменены каменными, построены длинные корпуса келий для сестер, трапезная палата, мастерская, хлебня, поварня с водопроводом, «странноприимница», больница и другие здания. Паломники отмечали особую атмосферу доброжелательности, царившую в монастыре, любовь и уважение, которые проявляли сестры к своей благочестивой начальнице. Монастырь начал расти, и к 1855 году здесь проживало уже 299 человек, из них 55 монахинь, причем все чаще стали поступать богатые женщины, вкладывавшие в казну монастыря свое состояние. Это вологодская дворянка Клементьева с тремя дочерьми, жена генерала Готовцева, княжна Хованская и другие. Подробнее следует сказать о семействе Клементьевых, оставивших яркий след в истории Гориц. Так, на средства Александры Алексеевны Клементьевой (в иночестве Агнии) были выстроены ограда, два корпуса и частично Троицкий собор. Старшая дочь Серафима (в иночестве Аркадия) стала «великой праведницей», младшая – Раиса (в иночестве Асенефа) – блаженной, получившей от Бога дар прозорливости. Воскрсенская обитель приобрела широкую известность по всей России. Труды матушки Маврикии были отмечены священноначалием и даже императорским семейством. Скончалась настоятельница в 1861 году, незадолго до смерти приняв великую схиму с именем Мария. Ее дело продолжили средняя дочь Клементьевой – Аполлинария (в иночестве Арсения), а также игумении Филарета, Нила, Арсения (Корчагина). Под их руководством во второй половине XIX века монастырь продолжал развиваться: укреплялось хозяйство, производились необходимые строительные и ремонтные работы. Благочинный обители архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков в рапорте митрополиту отмечал, что «Воскресенский Горицкий женский монастырь нашел в благоустройстве, как в отношении церковно-богослужебном и нравственном, так и в хозяйственном…»

К началу ХХ века монастырь превратился в одну из крупнейших и богатейших обителей Севера России. Благоденствие монастыря продолжалось до Октябрьской революции. В 1916 году в монастыре было 603 насельницы, включая 1 игумению и 95 монахинь, учитывая то, что к монастырю было приписано 3 скита: Зосимо-Ворбозомский, Фетининский и Никулинский.

А после 1917 года открылась новая, трагическая страница его истории, показавшая мужество, стойкость и духовную силу «невест Христовых» — от простых монахинь до настоятельницы. Сначала здесь была образована сельскохозяйственная артель «Колос», и несколько лет монахини жили привычной жизнью — в труде и молитве. Однако, монастырь продолжал оказывать большое влияние на местное население, и это не давало покоя новой власти. В 1932 году его закрыли, а насельницы разошлись по окрестным деревням. Начиная с 1921 года, игумению Зосиму (Рыбакову) арестовывали несколько раз. Матушка знала о своей мученической кончине, предсказанной ей в детстве блаженной странницей, и мужественно готовилась ее принять. Когда пришли ее арестовывать, радостно отворила дверь. Лампады в ее келье были зажжены, она была готова – пошла на смерть, как на Пасху. По рассказам, Матушку Зосиму расстреляли в Кириллово-Новоезерском монастыре в день праздника Покрова Божией Матери 14 октября 1937 года. Более 100 человек – инокинь, мирян и священников Кирилловского и Белозерского районов — арестовали по, так называемому «делу о контрреволюционной организации церковников», и отправили в Ленинград. Почти всем им были вынесены смертные приговоры. Стариц монастыря расстреляли в октябре 1937 года в Левашовской пустоши, ставшей печально знаменитым местом массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. Сейчас в память о них на Левашовском мемориале воздвигнут 6-метровый Поклонный крест. Но и в годы гонений не прекращалось женское старчество сестер Воскресенской обители. Те немногие матушки, которые выжили в это тяжелое время, укрепляли в людях веру, поддерживали слабых, утешали плачущих, исцеляли телесно и духовно. Некоторые старицы несли нелегкий подвиг юродства. Последней из них была мать Калерия (Калинина).

После Великой Отечественной войны в стенах монастыря до 1973 года располагался Дом инвалидов. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею и ветшали. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры, во Введенской церкви — тракторная мастерская, в Покровском храме — контора совхоза.

Начиная с 1990 года, в селе Горицы началось возрождение приходской жизни вокруг Введенского храма у стен монастыря. Игумения Евфалия (Лебедева) назначена управлять монастырем. 6 октября 1999 года был открыт Воскресенский Горицкий женский монастырь В 2000 году Введенская церковь была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью становится частично отреставрированный Покровский больничный храм. С 2016 года начинает действовать по праздникам обновленный Троицкий собор, в котором с 2018 года уже регулярно проводятся богослужения в летнее теплое время.

В настоящее время обителью управляет игумения Тавифа (Федорова), продолжая благоукрашать монастырь, устанавливая в нем молитвенно-духовную атмосферу, восстанавливая монашеские уставы.

ГОРИЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Горицкий Воскресенский монастырь. Фото И. Ионова

Женский монастырь в честь Воскресения Христова в селе Горицы Вологодской епархии

  • Адрес: Россия, 161107, Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Горицы, Воскресенский-Горицкий монастырь
  • Тел.: (81757) 5-81-30
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь расположен в шести километрах к западу от города Кириллова, на левом берегу реки Шексны. Основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна Грозного.

    В Горицком монастыре жила сама основательница и невестка ее Евдокия Александровна, супруга князя Владимира Андреевича, которые в 1559 году были утоплены в Шексне по повелению царя Иоанна Грозного. В 1586 году здесь жила старица царица Дария, переведенная отсюда в Тихвинский Введенский монастырь. В 1606 году в монастыре была заключена и пострижена в монахини Ксения Годунова, переведенная потом во Владимир. В 1619 году в монастыре в заключении жила старица княгиня Елена Масальская. В 1684 году была сослана в монастырь княгиня Анна Хилкова, бежавшая в 1685 году, а в 1733 году послана в монастырь Варвара Арсеньева и пострижена здесь в монашество.

    С 1764 года — общежительный женский монастырь третьего класса.

    После революции 1917 года на базе монастыря была организована сельхозартель «Колос», в которой продолжали работать и молиться монахини.

    В середине 1930-х обитель закрыли окончательно. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Нетрудоспособные и престарелые насельницы общей численностью около полусотни душ были потоплены на барже в Белом озере, остальные погублены позже — расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, уморены в лагерях в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви — Покровской Подгородней, трудились там по мере сил, там и похоронены.

    После войны в стенах бывшего монастыря располагался Дом инвалидов, который функционировал вплоть до 1973 года, после чего был переведен в Череповец. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею, а по сути брошены на поругание. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры. В Введенской церкви расположилась тракторная мастерская. В Покровском храме — контора совхоза. Воскресенский собор как памятник XVI века охраняла от разрушения вялотекущая музейная реставрация.

    Начиная с 1990 года, в селе Горицы возрождается приходская жизнь, которая сосредоточилась вокруг Введенского храма у стен монастыря. Приходская община проделала громадную работу по восстановлению церкви, эксплуатировавшейся как цех по ремонту тракторов. Первая служба в восстановленном храме была совершена 20 июля 1993 года.

    С Введенского храма началось и восстановление монастыря, который получил официальный статус 6 октября 1999 года. В 2000 году был совершен первый постриг, и в этом же году Введенская церковь была передана монастырю.

    В 2003 году главной монастырской церковью становится отреставрированный Покровский больничный храм, торжественное освящение которого состоялось 5 апреля.

    Храмы, архитектура

    Собор Воскресения Христова

    Наиболее старинная, ныне не действующая церковь Воскресения, построенная в 1544 году и требующая реставрации.

    Собор Троицы Живоначальной

    Построен не ранее 1850 года.

    Храм Покрова Пресвятой Богородицы

    Каменный двухэтажный теплый Покровский храм находился в ограде с восточной стороны монастыря, среди каменного корпуса. Он был построен и освящен в 1832 году иждивением княжны Хованской, в схиме Параскевы.

    С западной стороны храм выдается небольшим полукружием, покрыт на два ската железом, с небольшим посредине куполом и главою с железным крестом. Вход во храм с северной стороны, который ведет сначала в паперть, устроенную полукружием и отделенную от храма капитальною стеною. Первоначально вход на второй этаж осуществлялся по наружной лестнице, внутренняя лестница устроена в 1886 году. В потолке храма, посредине, большой квадратный просвет в верхний этаж, обнесенный перилами.

    В монастыре — два чтимых образа святителя Николая: один принесен по благословению патриарха из Москвы, а другой прославился чудесным мироточением сравнительно недавно.

    Особо чтится обновившаяся Тихвинская икона Божией Матери, по молитвам перед которой неплодные женщины обретают радость материнства. Возле обители есть посвященный Тихвинской иконе Божией Матери святой источник, к которому ежегодно 9 июня совершается крестный ход с водосвятием.

    Воскресенский Горицкий монастырь

    Основан в 1544 г.
    Располагался на территории Кирилловского уезда Новгородской губернии.
    Ныне – территория Кирилловского района Вологодской области.
    Действующий монастырь.

    Краткая история Горицкого монастыря. – М. : Синод.тип., 1891. – 8 с.

    Тимофеев В. Паломничество учеников 2-х классной Чуровской церковно-приходской школы в монастырь Кирилло-Белозерский, в Нило-Сорскую пустынь и в Горицкий монастырь / В. Тимофеев. – Ксерокопия.

    Иоанн (инок). Воскресенский Горицкий девичий монастырь (Новгородской епархии) и его подвижники / Инок Иоанн (Калинин). – Кириллов : Тип. И. В. Малькова, 1914. – 31 стб. : ил.

    Аринин В. Это нам нужно / В. Аринин // Красный Север. – 1982. – 30 ноября. – С. 4.

    О Горицкого монастыре и проблемах его реставрации

    1661 г. мая 31. – Отписная книга Воскресенского Горицкого девичьего монастыря отписчиков Кириллова монастыря черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца игуменье Марфе Товарищевых / предисл. Ю. С. Васильева // Кириллов : ист.-краевед. альм. – Вологда, 1994. – Вып.1. – С. 261-287.

    Летопись Горицкого монастыря / публ., вступ. ст. и коммент. Г. О. Ивановой // Кириллов : ист.-краевед. альм. – Вологда, 1994. – Вып.1. – С. 288-355.

    Новгородская губерния : обителей мужских 28, женских 16 // Православные русские обители : полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / [сост. П. П. Сойкин]. – Репринт. изд. – СПб., 1994. – С. 120-153 : ил.

    В т. ч. о Горицком Воскресенском монастыре Кирилловского уезда.

    Татиана (инокиня). Под покровом «Одигитрии» / Инокиня Татиана // К свету. – [1996]. – № 15: Край Кирилла Белозерского. – С. 186-191.

    Отрывки из летописи возрождающегося Горицкого монастыря. О появлении первых насельниц в 1995 г.

    Куликов С. Б. Некоторые итоги исследований истории возникновения и строительства Соборного комплекса Воскресенского девичьего Горицкого монастыря / С. Б. Куликов // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 169-187. : ил.

    Виноградова В. М. Социальный состав Горицкого Воскресенского девичьего монастыря. 1855-1919 / В. М. Виноградова // Ферапонтовский сборник. – М. ; Ферапонтово, 1999. – [Вып.] 5. – С. 152-156.

    Горицкий Воскресенский женский монастырь: село Горицы // Русские монастыри : Север и Северо-Запад России : Псковская, Новгородская, Санкт-Петербургская, Вологодская, Петрозаводская, Сыктывкарская, Архангельская, Мурманская епархии : посв. 2000-летию Рождества Христова. – М., 2001. – С. 443-449.

    Смирнов А. И. Горицкий Воскресенский женский монастырь во второй половине XIX века / А. И. Смирнов // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2003. – Вып. 5. – С. 97-116.

    Низовский А. Горицкий монастырь / А. Низовский // Православные храмы и монастыри. – М., 2005. – Ч. 10. Русская Фиваида. – С. 302-307.

    Мокиевская С. Удивительное путешествие в Горицкий монастырь с Прокудиным-Горским : [рассказ] / С. Мокиевская // Духовно-нравственное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 104-111.

    Обитель смиренных инокинь у подножия горы Мауры // Дорога к Северной Фиваиде : альбом-путеводитель / [авт. текста Н. Малахова]; под общ. ред. Митрополита Ташкент. и Среднеазиат. Владимира. – М. : Евразия Экс-пресс, 2007. – С. 248-257.

    О Воскресенском Горицком женском монастыре.

    Павловский А. А. Обители Российской империи : Новгородская епархия / А. А. Павловский // Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. – Репринт. воспр. изд. 1907 г. – СПб., 2008. – Ч. 1, гл. 28. – С. 441-479. – Из содерж. : Воскресенский Горицкий девичий монастырь. – С. 458-459.

    Воскресенский Горицкий женский монастырь, 1999-2009 : 10 лет возрождения . – М. : [б. и.], 2009. – 24 с.

    Кравченко Т. А. Врачевательница душ человеческих / Т. А. Кравченко // Благовестник. – 2009. – № 7-9. – С. 12-13.

    О жизни в Воскресенском Горицком монастыре.

    Глызина Л. И. Послушания насельниц Горицкого монастыря в начале XX века // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2009. – Вып. 7. – С. 75-87.

    Мокиевский А. Молитвой и трудом облагораживаются души / Протиерей Алексий Мокиевский // Благовестник. – 2009. – № 7-9. – С. 11-12.

    О назначении в Горицкий монастырь, об игумении Евфимии, о жизни в обители.

    Игумении и насельницы

    Некролог // Вологодские епархиальные ведомости. – 1909. – № 3. – С. 57-58.

    Таисия (в миру Мария Яковлевна Бурлова) – монахиня Горицкого монастыря.

    Смирнов А. Игуменья Воскресенского Горицкого монастыря матушка Маврикия / А. Смирнов // Новая жизнь. – Кириллов, 2002. – 5 января. – С. 6.

    Игуменья Маврикия (Мария Матвеевна Ходнева) – настоятельница монастыря в 1811-1855 гг.

    Стрельникова Е. Р. Игумения Зосима (Екатерина Реокатовна Рыбакова) и Горицкие насельницы / Е. Р. Стрельникова // Ленинградский мартиролог, 1937-1938 : [книга памяти жертв политических. – Санкт-Петербург, 2002. – Т. 5. 1937 год. – С. 577-580.

    Евфалия (Лебедева). Помощь Господа чувствуется : [рассказ настоятельницы Воскресенского Горицкого монастыря игумении Евфалии (Лебедевой)] / записал прот. Алексий Мокиевский // Благовестник. – 2009. – № 4-6. – С. 31-34.

    Ионкина Е. Игуменья Горицкого монастыря Арсения Корчагина / Е. Ионкина // Ферапонтовские чтения, 2012-2013. – Ферапонтово, 2014. – Вып. 5. – С. 35-39.

    Архитектура

    Куликов С. Б. Некоторые итоги исследований истории возникновения и строительства Соборного комплекса Воскресенского девичьего Горицкого монастыря / С. Б. Куликов // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 169-187.: ил.

    Об архитектурных особенностях храма и его многочисленных реконструкциях с 1544 г. по нач. XX в.

    Казинцева М. Архитектурный облик древнего собора Воскресенского Горицкого монастыря / М. Казинцева // Благовестник. – 2010. – № 3. – С. 27-29.

    Иконостас и иконы

    Мельник А. Г. Икона Леонтия Ростовского из Воскресенского Горицкого монастыря / А. Г. Мельник // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2001. – Вып. 4. – С. 212-218.

    Пуцко В. Г. Икона из Воскресенского Горицкого монастыря и северорусские иконографические схемы Покрова XVI века / В. Г. Пуцко // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2001. – Вып. 4. – С. 219-237.

    Сальников А. Чудо рядом с нами / А. Сальников // Вологодская неделя. – 2001. – 7-14 июня. – С. 15.

    Об обновившейся иконе Николя Чудотворца в Горицком монастыре.

    Пуцко В. Г. Икона Богоматери Одигитрии из Горицкого монастыря / В. Г. Пуцко // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2005. – Вып. 6. – С. 181-194.

    Пуцко Б. Г. Житийная икона великомученика Мины из Воскресенского Горицкого монастыря / Б. Г. Пуцко // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2009. – Вып. 7. – С. 179-188.

    Библиотека

    Смирнова А. В. Келейные библиотеки в монастырях Белозерья : (XVIII – начало XX века) / А. В. Смирнова // Кириллов : краевед альм. – Вологда, 1998. – Вып. 3. – С. 101-109.

    О книжных собраниях Кирилло-Белозерского, Нило-Сорского и Горицкого Воскресенского монастырей.

    Смирнова А. В. Книги Воскресенского Горицкого монастыря в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника / А. В. Смирнова // Кириллов : краевед. альм. – Вологда, 2003. – Вып. 5. – С. 117-128.

    Воскресенский горицкий женский монастырь

    Горицкий Воскресенский женский монастырь расположен в 6 км к западу от г. Кириллова, на левом берегу реки Шексны. Основан в 1544 году иждивением князя Андрея Ивановича Старицкого и супруги его Евфросинии Владимировны. Он замечателен в историческом отношении. В нем жила сама основательница и невестка ее Евдокия Александровна, супруга кн. Владимира Андреевича, которые в 1559 году были утоплены в Шексне по повелению царя Иоанна Грозного. В 1586 году здесь жила старица царица Дария, переведенная отсюда в Введенский монастырь в г. Тихвин. В 1606 году в нем была заключена и пострижена в монахини Ксения Годунова, переведенная потом во Владимир. В 1619 году в монастыре в заключениии жила старица кн. Елена Масальская. В 1684 году была сослана в монастырь кн. Анна Хилкова, бежавшая в 1685 году, а в 1733 году послана в монастырь Варвара Арсеньева и пострижена здесь в монашество.

    С 1764 года — 3-го класса общежительный женский монастырь.

    После революции 1917 года монастырь был преобразован в сельхозартель «Колос», в которой продолжали работать и молиться монахини вплоть до закрытия обители в середине тридцатых годов. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Нетрудоспособные и престарелые насельницы общей численностью около полусотни душ были потоплены на барже в Белом озере, остальные погублены позже — расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, уморены в лагерях в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви — Покровской Подгородней, трудились там по мере сил, там и похоронены. После войны в стенах бывшего монастыря располагался Дом инвалидов, который функционировал вплоть до 1973 года, после чего был переведен в Череповец. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею, а по сути брошены на поругание. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры. В Введенской церкви расположилась тракторная мастерская. В Покровском храме — контора совхоза. Воскресенский собор как памятник XVI века охраняла от разрушения вялотекущая музейная реставрация.

    Начиная с 1990 г., в селе Горицы возрождается приходская жизнь, которая сосредоточилась вокруг Введенского храма у стен монастыря. Приходская община проделала громадную работу по восстановлению церкви, эксплуатировавшейся как цех по ремонту тракторов. Первая служба совершается 20 июля 1993 г. С этого же храма началось и восстановление монастыря, который получил официальный статус 6 октября 1999 г. Уже в 2000 г. был совершен первый постриг. В том же году Введенская церковь приходской общиной была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью становится отреставрированный Покровский больничный храм, устроенный в 1831 г. кн. Параскевой Хованской, торжественное освящение которого состоялось 5 апреля.

    В обитель приезжают немало паломников, число которых резко возрастает в летний период. Духовная жизнь обители — это молитвенное правило, храмовое богослужение, чтение псалтири, монастырские послушания, дела духовного просвещения и благотворительности, экскурсии и прием многочисленных гостей.

    В период навигации, когда на пристань в Горицах прибывают круизные теплоходы, через село проходят группы иностранных и отечественных туристов, некоторые из которых заходят в монастырь, также сюда едут паломники со всей России. Кроме этого летом в обители гостят воскресные школы из самых разных мест, а также дети из детдомов области. Они живут небольшими группами со своими руководителями, участвуют в богослужениях и послушаниях (огород, сенокос, дрова и пр.).

    Подобная работа не могла бы быть осуществлена без отлаженного монастырского хозяйства. Монастырь обрабатывает гектар огорода, 36 га сенокосов и 7 га сада. Имеется скотный двор, а также полсотни кур. В монастыре большинство продуктов производится своими руками, даже печется хлеб, изготавливается сыр и сливочное масло. В ближайшей перспективе предполагается устройство пасеки. Летом монастырь просто утопает в цветах.

    На Рождество и Пасху в монастыре устраиваются праздники для детей, куда приходят все дети села Горицы и его окрестностей. Сестры проводят концерты, викторины, делается сладкий стол и раздаются подарки. Ведется просветительская работа: в Алешинской школе уже третий год преподаются «Основы православной культуры», в Горицкой школе сестры проводят музыкальные уроки и ведут занятия по программе «Истоки», в Кирилловской школе проходят тематические беседы, при Кирилловском центре досуга молодежи действует клуб православных вожатых «Ровесник», при доме-музее Бриллиантовых — клуб «Православная беседа». Издается информационный листок, готовится к изданию новый буклет о монастыре. Собирается библиотека (уже более 2 тысяч томов), в которой кроме богословской, святоотеческой и духовно-просветительской литературы имеются книги и по сельскому хозяйству.

    Сестры, занимаются рукоделием — шьют церковные облачения и монашеские одежды, реставрируют иконы. Кроме этого ухаживают за больными и престарелыми. Помогают вернуться к нормальной жизни людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.

    Богослужения: совершаются в праздничные и воскресные дни, утром начало в 8:00, вечером в 16:00, требы и экскурсии — по предварительной договоренности.

    Святыни обители:
    — Частицы мощей Киево-Печерских святых, свят. Феодосия и Лаврентия Черниговских, прп. Феодосия Тотемского и Александра Свирского, блаж. Матроны Московской.
    — Два чтимых образа Святителя Николая: один принесен по благословению Святейшего Патриарха из Москвы, а другой прославился чудесным мироточением сравнительно недавно. Особо чтится обновившаяся икона Божией Матери «Тихвинская», по молитвам перед которой неплодные женщины обретают радость материнства.
    — Возле обители есть посвященный Тихвинской иконе Божией Матери святой источник, к которому ежегодно 9 июня совершается крестный ход с водосвятием.

    Адрес: 161107, Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, Воскресенский-Горицкий монастырь

    Телефон: +7 (817 57) 5 81 30, организация экскурсий или размещение в монастыре, необходимо согласовать заранее.

    Общественным транспортом:
    поездом из Санкт-Петербурга ближе ехать до г. Череповца. Оттуда автобусом до г. Кириллова, автовокзал с ж/д вокзалом расположены на одной площади, 2 часа в пути, расстояние 100 км.

    поездом из Москвы с Ярославского вокзала до Вологды, оттуда в г. Кириллов идут автобусы, автовокзал с ж/д вокзалом расположены на одной площади, 2,5 часа в пути, расстояние 125 км.

    Из Кириллова в с. Горицы ходят три автобуса в будни, а в воскресенье два раза. Кроме этого с автостанции ходят такси. Расстояние до Гориц — 7 км ели что и пешком можно дойти.

    На личном транспорте:
    из Санкт-Петербурга есть два пути: 1) на Череповец-Кириллов через Новую Ладогу, или 2) на Вытегру -Кириллов через Лодейное поле, последний вариант более короткий, но дорога не очень хорошая.

    из Москвы есть два пути: 1) на Ярославль-Грязовец-Вологду-Кириллов, или 2) на Ярославль-Пошехонье-Череповец-Кириллов.

    Желающим сделать пожертвования Банковские реквизиты:

    Воскресенский Горицкий монастырь
    Филиал 7 Вологодского ОСБ № 8638 г. Вологды
    р/с 40703810612110100119
    к/с 30101810900000000644
    БИК 041909644
    ИНН 3511004057

    Авторы фото
    Прокудин-Горский, 1909 год
    paraplan36, 2007 год

    Горицкий Воскресенский монастырь

    «Обитель женских слез» — такое прозвище закрепилось за Горицким Воскресенским монастырем, древней и невероятно красивой обителью, спускающейся почти к самой кромке воды на пологом берегу живописной реки Шексны. На протяжении долгой истории монастыря, а основан он был в середине 16 века, сюда исправно ссылали неугодных государственных жен, насильно подстригая в монахини. Родственницы и супруги Ивана Грозного, Меньшиковы, Долгоруковы, Годуновы. — много блистательных женских жизней окончилось в стенах Горицы. Сегодня о личных трагедиях здесь не напоминает почти ничего: веет покоем от белокаменных стен, пронзает высокое вологодское небо шпиль монастырской звонницы, а воздух полнится пением птиц из окружающих обитель зарослей лиственных деревьев.

    Немного истории

    Горицкий Воскресенский монастырь был основан в 1544 г. на месте деревянной церкви в селе Горицы княгиней Евфросиньей Старицкой, вдовой дяди Ивана Грозного. Попав в опалу 20 годами позднее, Евфросинья была насильно подстрижена в монахини и сослана в обитель вместе с бывшей в миру знатной дамой монахиней Иулианией. Вплоть до начала 19 века монастырь был местом ссылки и, нередко, убийства женщин из высокопоставленных семей. В годы революции на его территории сначала устроили сельскохозяйственную артель, потом обитель закрыли, а монахинь — безжалостно расстреляли. После Великой Отечественной здесь действовал дом инвалидов, затем — филиал музея-заповедника. Восстановление монастыря ведется с начала нашего столетия.

    Что посмотреть

    В Горицком Воскресенском монастыре сегодня располагаются недействующий собор и 3 церкви, жилые корпуса монахинь и хозяйственные постройки. Стены 16 века сохранились почти полностью, за исключением выходящего к реке участка. Реставрация обители еще продолжается, поэтому единого архитектурного ансамбля здесь нет, однако это создает особое впечатление живого, работающего, возрождающегося монастыря.

    Попав на территорию монастыря через выходящие к пристани Святые ворота, первым делом стоит подойти к главному храму — Троицкому собору. Он был построен в 1820-х гг. на месте захоронения основательниц монастыря и представляет собой однокупольный храм в стиле классицизма, с характерными портиками и изящным световым барабаном.

    Воскресенская церковь определенно превосходит собор богатством былого убранства; монастырская колокольня прилегает именно к ней. Сегодня церковь не действует, нуждаясь в серьезной реставрации, и о ее первоначальном облике можно только догадываться.

    Покровская церковь 1830-х гг. — единственный действующий храм монастыря. Она расположена в ограде, с противоположной реке стороны. Внутри стоит обратить внимание на несколько старинных икон. Введенская церковь стоит на берегу Шексны за пределами монастырских стен. Именно с нее в девяностых началось восстановление обители.

    В монастыре до сих пор действует водопровод, проложенный в первой трети 19 столетия, а вот подвалы-ледники уже не используются.

    Практическая информация

    Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Горицы.

    Монастырь открыт с раннего утра до захода солнца. Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

    Горицкий монастырь в Вологодской области: обитель неугодных жен

    Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

    Мы приехали в Горицкий монастырь на машине, катаясь по окестностям с частным гидом. Стоит отметить, что деревня около монастыря необычайно живописна, ухженная и даже дороги практически идеально почищены.

    Около входа в монастырь висит табличка об условиях фотографирования, правда, я не нашла ни одной коробочки.

    К нас сразу пристал местный «несчастный», но гид рассказала, что он много лет всем врет о том, что нужны деньги на похороны матери, а сам все пропивает. Мы такое не поощряем, да и Бог с ним! Идем в монастырь и слушаем рассказ.

    Немного истории монастыря

    История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

    В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.

    Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
    Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

    Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.

    Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.

    Неугодные жены «синей бороды»

    Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.

    Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

    Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось. Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь — начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

    Другие женщины Горицкого монастыря

    Жила в этом монастыре и Ксения Годунова. Дочь приближенного к царю советника, который затем стал царем, она была одной из самых красивых и образованных девушек своего времени. Ей в мужья сватались многие иностранные принцы, и отец долго выбирал, пока не выбрал датского принца Иоанна. Но жених умер незадолго до свадьбы. А в скором времени случился очередной переворот, и Бориса Годунова со всей семьей казнили. В живых осталась только Ксения, так как приглянулась «новому» царю, который вошел в историю как Лжедмитрий. Почти пол года царевна пробыла у него в наложницах, пока не скинули Гришку (настоящее имя проходимца). Царевна Ксения приняла постриг в Горицком монастыре, под именем инокини Ольги.

    Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

    Судьба монастыря

    Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.

    Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

    А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

    Легенды о монахине

    После войны здесь открыли Дом инвалидов. Сюда привозили самых тяжелых, таких которые остались без рук и без ног. Местные жители называли их самоварами. В теплое время года выносили их на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и давали они концерты приезжающим сюда на пародах туристам. А вечером всех обратно уносили. Но вот случилась оказия и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, и ночи еще совсем холодные. Замерз бы и вовсе, но пришла молодая монахиня и подоткнула одеяло. А через несколько минут прибежала и санитарка, которая проснулась от того, что ее толкнула все та же монахиня и погрозила пальчиком.

    И еще один случай известен. Жила в Горицах доярка Глаша, которая не отличалась добродетелью. И вот пришла Глаша к стенам монастырским на свиданку, и вдруг видит женщину в монашеской рясе, которая сурово качает головой. Так Глашку проняло видение, что с тех пор стала прилежной женой. А женщину в монашеской рясе не раз видели вот такие же беспутные девки – это призрак монахини Марии, которая когда-то согрешила и забеременела. Ребенок родился мертвым, а монахиня умерла после родов, с тех пор ее дух наставляет на путь истинный всех вот таких же заблудших, как и она сама.

    Вновь зазвучали молитвы в этих стенах уже после 1991 года. Восстановили Троицкий собор, который построен еще по указке Марии Нагой на моголах убитых Иваном Грозным монахинь и Дмитриевская церковь (в память об ее рано умершем сыне), а также Воскресенская церковь с которой и начиналась обитель. Но есть еще и полуразрушенные здания, которые требуют немедленного ремонта, хотя живут в ни монахини, которым не привыкать к суровым лишениям.

    Монахиню из легенд мы не встретили, зато к нам пристали все местные кошки, валялись в ногах, выпрашивая еду.

    Кстати, на территории монастыря до сих пор сохранились жилые дома.

    Удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известным на всю матушку-Русь.

    Адрес: Вологодская область, Кирилловский р-н. село Горицы
    Отзывы и цены на отели в Вологде

    Горицы, Горицкий Воскресенский женский монастырь

    Горицы, Вологодская область, река Шексна. Летний круиз на Соловки открыл мне новые названия. В Кирилло-Белозерском монастыре бывала в далеком прошлом, но ехала туда автобусом, по земле. В этот раз увидела Горицы с реки со странным названием Шексна. Это левый приток Волги, вытекает из Белого озера, воды свои несет в Рыбинское водохранилище, является участком Волго-Балтийского канала. По Шексне ходят многочисленные туристические теплоходы, в частности, и мой «И.А. Крылов» от компании «Мостурфлот», на котором работает прекрасная команда, все продумано до мелочей, ты находишься в хороших руках и видишь много такого, чего не рассмотреть с берега. Также тут ходят баржи с металлоломом, который везут на переработку в Череповец.
    Горицы носят такое название из-за того, что рядом возвышаются разные горы. Не очень высокие, конечно, потому и маленькое такое название, ласковое, женское, не суровое совсем — Горицы. Местные произносят название с ударением на «и».
    В 1963 году на Шексне устроили Шекснинское водохранилище, уровень воды поднялся, дома из подлежащей затоплению зоны перенесли повыше, построили новую пристань. Холмы превратились в острова.

    Фотография Прокудина-Горского, сделанная в 1909 году, так выглядела пристань до затопления.
    2

    3

    Горицкий женский монастырь встречает туристов теплоходов.
    4

    В 1544 году княгиня Евфросиния Старицкая (вдова князя Андрея Старицкого, младшего отпрыска Ивана III) решила обустроить женскую обитель на месте двух деревянных храмов, которые тут уже были построены ранее. Сюда же потом ссылали опальных жен, в частности, тут закончили свой век две жены Ивана Грозного.

    Введенская церковь.
    5

    6

    7

    Вы говорите — дороги. Даже детские машины теряют колеса.
    8

    Женский монастырь пережил разные времена, был и расцвет, когда инокини были деятельными, после революции монастырь просуществовал несколько лет, престарелые монахини были утоплены в Белом озере, другие расстреляны. После войны монастырь отдали под богадельню — дом инвалидов, затем там был сельский клуб, сейчас там возрождается монашеская жизнь, но монашек пока мало, менее десяти, освоить большую территорию без мужских рук сложно, у них есть добровольные помощники, которых я видела при работе.
    9

    «Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею, а по сути брошены на поругание. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры. В Введенской церкви расположилась тракторная мастерская. В Покровском храме — контора совхоза. Воскресенский собор как памятник XVI века охраняла от разрушения вялотекущая музейная реставрация.

    Начиная с 1990 г., в селе Горицы возрождается приходская жизнь, которая сосредоточилась вокруг Введенского храма у стен монастыря. Приходская община проделала громадную работу по восстановлению церкви, эксплуатировавшейся как цех по ремонту тракторов. Первая служба совершается 20 июля 1993 г. С этого же храма началось и восстановление монастыря, который получил официальный статус 6 октября 1999 г. Уже в 2000 г. был совершен первый постриг. В том же году Введенская церковь приходской общиной была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью становится отреставрированный Покровский больничный храм, устроенный в 1831 г. кн. Параскевой Хованской, торжественное освящение которого состоялось 5 апреля.» — отсюда
    10

    11

    Пока всё очень скромненько.
    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
    12

    Церковь Троицы Живоначальной. На заднем плане — собор Воскресения Христова.
    13

    14

    15

    16

    Тихо, уютно.
    17

    18

    19

    Как могут, украшают тут территорию радостью — клетка с павлинами и лебеди из покрышек.
    20

    21

    Маленький помощник
    22

    23

    24

    25

    26

    Монастырь обрабатывает гектар огорода, 36 га сенокосов и 7 га сада. Имеется скотный двор, а также полсотни кур. В монастыре большинство продуктов производится своими руками, даже печется хлеб, изготавливается сыр и сливочное масло. В ближайшей перспективе предполагается устройство пасеки. Летом монастырь просто утопает в цветах.

    Лестница на пригорок.
    27

    Наверху — поклонный крест.
    28

    Вид от него.
    29

    Сельсовет.
    30

    Радостно раскрашенный дом.
    31

    Жизнь на пенсии.
    32

    Рынок на пристани.
    33

    34

    Готовь сани летом.
    35

    Два теплохода-конкурента, а отношения между работниками дружеские:)
    36

    Такая вот красотка на соседнем теплоходе. Русалка, понимаешь:) Ждет своего принца:)
    37

    Поплыли дальше.
    38

    Так живут простые или не очень жители прибрежных деревень на реке Шексна.
    39

    40

    41

    Баржа с чем-то насыпным.
    42

    43

    Сестры, занимаются рукоделием — шьют церковные облачения и монашеские одежды, реставрируют иконы. Кроме этого ухаживают за больными и престарелыми. Помогают вернуться к нормальной жизни людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.

    Богослужения: совершаются в праздничные и воскресные дни, утром начало в 8:00, вечером в 16:00, требы и экскурсии — по предварительной договоренности.

    Святыни обители:
    — Частицы мощей Киево-Печерских святых, свят. Феодосия и Лаврентия Черниговских, прп. Феодосия Тотемского и Александра Свирского, блаж. Матроны Московской.
    — Два чтимых образа Святителя Николая: один принесен по благословению Святейшего Патриарха из Москвы, а другой прославился чудесным мироточением сравнительно недавно. Особо чтится обновившаяся икона Божией Матери «Тихвинская», по молитвам перед которой неплодные женщины обретают радость материнства.
    — Возле обители есть посвященный Тихвинской иконе Божией Матери святой источник, к которому ежегодно 9 июня совершается крестный ход с водосвятием.

    Адрес: 161107, Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, Воскресенский-Горицкий монастырь

    Телефон: +7 (817 57) 5 81 30, организация экскурсий или размещение в монастыре, необходимо согласовать заранее.

    Общественным транспортом:
    поездом из Санкт-Петербурга ближе ехать до г. Череповца. Оттуда автобусом до г. Кириллова, автовокзал с ж/д вокзалом расположены на одной площади, 2 часа в пути, расстояние 100 км.

    поездом из Москвы с Ярославского вокзала до Вологды, оттуда в г. Кириллов идут автобусы, автовокзал с ж/д вокзалом расположены на одной площади, 2,5 часа в пути, расстояние 125 км.

    Из Кириллова в с. Горицы ходят три автобуса в будни, а в воскресенье два раза. Кроме этого с автостанции ходят такси. Расстояние до Гориц — 7 км ели что и пешком можно дойти.

    На личном транспорте:
    из Санкт-Петербурга есть два пути: 1) на Череповец-Кириллов через Новую Ладогу, или 2) на Вытегру -Кириллов через Лодейное поле, последний вариант более короткий, но дорога не очень хорошая.

    из Москвы есть два пути: 1) на Ярославль-Грязовец-Вологду-Кириллов, или 2) на Ярославль-Пошехонье-Череповец-Кириллов.

    Желающим сделать пожертвования Банковские реквизиты:

    Воскресенский Горицкий монастырь
    Филиал 7 Вологодского ОСБ № 8638 г. Вологды
    р/с 40703810612110100119
    к/с 30101810900000000644
    БИК 041909644
    ИНН 3511004057

    Горицкий Воскресенский женский монастырь

    Адрес: с. Горицы, Вологодская обл., Россия, 161107

    Координаты: 59.864500, 38.260325

    Как добраться

    На автобусе

    От автовокзала. Автобусы по направлениям: Кириллов. Расписание автобусов смотрите здесь. Прибытие на автовокзал Кириллова. В пути примерно 2 часа 45 мин.

    Далее пересадка на автобус до села Горицы. В пути примерно 10 мин.

    От автовокзала. Автобусы по направлениям: Кириллов, Вытегра, Талицы, Липин Бор. Расписание автобусов смотрите здесь . Прибытие на автовокзал Кириллова. В пути примерно 2 часа.

    Далее пересадка на автобус до села Горицы.

    На теплоходе

    В Горицах есть причал, где швартуются экскурсионные теплоходы. Экскурсии с посещением монастыря отправляются из городов: Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Нижний Новгород, Пермь, Волгоград, Саратов, Самара, Казань, Петрозаводск и др.

    Горицкий Воскресенский женский монастырь — действующий православный монастырь в селе Горицы Кирилловского района Вологодской области. Памятник религиозной архитектуры и культуры середины XVI в.

    Село Горицы впервые упоминается в XVI в. , тогда название встречается как Девичья Гора или Древняя Гора. Название Горицы происходит от того, что вокруг села находится несколько невысоких гор: Маура , Сандырева , Городок , Никитская и др. Известно, что к первой половине XVI в. в селе уже находились две деревянные церкви: Воскресенская и Введенская.

    Монастырь был основан в 1544 г. княгиней Евфросиньей Андреевной Старицкой, родственницей царя Ивана Грозного. Княгиня очень любила посещать Кирилло-Белозерский монастырь, поэтому недалеко от него основала женскую обитель. Деревянная церковь Воскресения Христова была заменена каменной, с приделом во имя Кирилла Белозерского, и вокруг нового храма стал зарождаться монастырь. Так же была построена новая церковь во имя Божией Матери Одигитрии.

    Княгиня Старицкая не пользовалась поддержкой государя, так как еще в 1537-40 гг. ее муж поднял бунт в Новгороде против действующего царя. Тогда княгиня вместе со своим сыном была заключена под стражу. Позже освобождена. Но во время тяжелой болезни Ивана Грозного бояре видели в сыне Старицкой претендента на трон. В 1563 г. на княгиню был составлен донос, в результате чего она была сослана в основанный ею монастырь, где приняла монашество под именем Евдокии. Однако княгине было разрешено взять с собой слуг, и даже переместить в монастырь из княжеской усадьбы золотошвейную мастерскую (до наших времен сохранилось 12 работ этой мастерской, из которых 6 ныне хранятся в Государственном Русском музее). В 1569 г. княгиня была казнена по указу царя (согласно историческим сведениям, была утоплена в реке Шексне). Она была похоронена на территории Воскресенского монастыря. Над могилой была построена деревянная часовня, на месте которой в 1821 г. был сооружен Троицкий собор. Мощи княгини почитаются как святые.

    В последующие годы монастырь стал местом ссылки многих опальных светских женщин. В 1575 г. сюда была сослана четвертая супруга Ивана Грозного Анна Колтовская, и пострижена в монахини под именем Дарья. А так же последняя (шестая) жена Ивана Грозного — Мария Нагая , в 1591 г. после убийства в Угличе ее сына — царевича Димитрия. В память о своем сыне инокиня Марфа (под таким именем она приняла монашество) устроила при Воскресенском соборе Дмитриевский придел. В 1606 г. по указу Лжедмитрия I в монастырь была сослана дочь Бориса Годунова — Ксения, принявшая постриг под именем Ольга. В 1727 г. насельницей монастыря стала Варвара Михайловна Арсеньева — любовница Петра I. А в 1739 г. — несостоявшаяся жена Петра II , Екатерина Долгорукова.

    Наибольшего расцвета монастырь достиг в период игуменства Маврикии Ходневой (период с 1810 по 1861 гг.) Здесь были построены Троицкий собор, надвратная Покровская церковь, множество хозяйственный и жилых строений, каменная ограда, а так же проведен водопровод от источника, найденного недалеко от монастыря.

    В 1888 г. с восточной стороны обители было устроено монастырское кладбище.

    В 1905 г. была построена речная пристань у стен монастыря.

    После революции 1917 г. монастырь некоторое время действовал как сельхозартель, в которой трудились бывшие насельницы. В 1932 г. обитель была упразднена советской властью. Монахини разошлись по соседним селам. Известно, что в 1937 г. многие из них, включая игумению Зосиму, были репрессированы.

    После окончания ВОВ в монастыре действовал Дом инвалидов. Позже здания были переданы в ведение Кирилло-Белозерского музея-заповедника, началось восстановление архитектурного ансамбля. И начиная с 1964 г. на пристани стали останавливаться круизные теплоходы, туристы могли осмотреть монастырь, а так же от сюда отправиться в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.

    В 1999 г. монастырь был возвращен верующим.

    Воскресенский Горицкий монастырь

    Воскресенский Горицкий монастырь основан в 1544 году, и расположен по левому берегу реки Шексны (левый приток Волги), вдовой князя Андрея Ивановича Старицкого (дяди Иоанна Грозного), княгиней Евфросинией Старицкой.

    Ниже приводится фотография сделанная в июле 1909 года, автор: Прокудин-Горский С. М., и обработанная с помощью современных цифровых технологий обработки цвета реставратором Свердловым С. З. Общий вид Воскресенского Горицкого монастыря Вологодской области. В центре монастырская колокольня и Воскресенский собор. Слева от Воскресенского собора виден купол теплой Троицкой церкви. Справа от монастыря кладбищенская Введенская церковь.

    Место под монастырь было выбрано в 7 верстах от любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря. В те времена там стояла деревянная Воскресенская церковь, которая была заменена на каменную.

    Результат доноса на князей Старицких Иоанну IV, стал причиной расправы над ними, и княгиня была пострижена и отправлена в ссылку в монастырь, который сама же и основала, под именем Евдокия.

    Вскоре после убийства Иоанна и всей его семьи, монахиню Евдокию — бывшую княгиню, утопили в реке Шексне.

    По историческим данным её смерть стала причиной многих бед того времени, она была захоронена в Горицком монастыре, после чего, это место стало особо почитаемо.

    Трагическая история основательницы монастыря послужила возможностью мужьям избавиться от опостылевших им жён. Ссылали в обитель женщин и знатных семей, в числе которых были княгини И. И. Милославская, М. Н. Черкасская, супруги Иоанна Грозного: Мария Нагая и Анна Колтовская.

    С 1739 по 1741 год в монастыре, против воли жила Екатерина Алексеевна Долгорукая – дочь самого Долгорукова. Она была названа невестой несовершеннолетнего царя — Петра II, но после его неожиданной кончины заточена в стенах монастыря. Вступление на престол Елизаветы Петровны стало для юной пленницы спасением. Её освободили от заточения и выдали замуж за графа Александра Брюсова.

    Воскресенский Горицкий монастырь в те времена обогащался вложениями именитых инокинь и царской помощью. А по завещанию, когда-то жены царя — Марии Нагой, в 1611 году в монастыре была построена каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия.

    Устав Горицкого монастыря в XVIII веке значительно отличался от остальных, за счёт знатных и состоятельных насельниц, которые моги себя обеспечивать. Они вели отдельное хозяйство и имели собственную келью, в соответствии со своим достатком.

    После монастырь пришёл в упадок, и в 1810 году настоятельницей стала Маврикия Ходнева, она привела его к процветанию и при ней были возведены строения из камня и ограда.

    В 30-е годы прошлого столетия монастырь был закрыт и многие насельницы и монахини были репрессированы. Корпусы монастыря были отданы под дом инвалидов, собор же, в одно время был сельским клубов.

    В состав Воскресенского Горицкого монастыря входит: церковь Вознесения от 1544 года, колокольня (ХVII век), Троицкий собор (XIX век), монашеские корпуса и ограда (начало XIX века).

    С 1999 года, с октября месяца часть монастырской территории возобновила свою жизнь, в том числе и женская монашеская община, и даже в полуразрушенных знаниях сегодня живут люди.

    Ссылка на основную публикацию