Ватопедский монастырь на афоне

Ватопедcкий монастырь

Один из древнейших монастырей Афона — Ватопед. Это также одна из самых крупных богатых и влиятельных обителей на Святой горе. Наименование ее переводится как «дитя в кустарнике». По древней легенде, сын императора Римской империи плыл в Константинополь и был застигнут бурей близ этих берегов. Взывающий к помощи Пресвятой Богородицы юноша был смыт волной за борт. После бури его спутники сошли на берег близ Ватопедской обители и нашли юношу невредимым, спящим под кустом терновника. В месте где нашли чудесно спасенного Богородицей царевича, Феодосий Великий воздвиг храм. Ныне на этом месте главный соборный храм Ватопеда. Он посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы и является самым большим храмом Афона. Престольный праздник монастыря — Благовещение (25 марта/7 апреля).

История монастыря

Времена основания Ватопеда относят ко времени Константина Великого (3-4 век н.э), позднее, в 9 веке арабы разрушили его. Новая история монастыря началась в 10 веке, когда братья Афанасий, Николай и Антоний — состоятельные миряне из г Адрианополя взялись за восстановление Ватопеда с благословения Афанасия Афонского. Позднее они приняли монашество и остались в обители.

Уже в 11 веке монастырь занял второе место в иерархи значимости афонских монастырей, и сохраняет его до сих пор, несмотря на нападения пиратов и турок (14 в), и другие беды.

В 12-13 вв. монахами здесь были Савва и Симеон, впоследствии основавшие Хиландар сербские святые. Правители Сербии в эти и последующие века не оставляли монастырь своим вниманием и пожертвованиями. В судьбе Ватопеда принимали участие и другие западные властители, в том числе русские цари.

В 1748 году в этих стенах была открыта знаменитая Афонская академия, ставшая ведущим центром образования в Греции и на Балканах. Уклад жизни монастыря с 14 века часто менялся с coenobitic (общежитийный) на idiorrhythmic (своекоштный, уединенный) и наоборот. В конце 20 века Ватопед установил уклад coenobitic, который и сохраняется.

Архитектура монастыря

Главный храм монастыря построен на месте более старого, разрушенного арабами в 9 веке. Сегодня это один из наиболее обширных соборов всей Святой горы. Он освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сделанные в 14 веке росписи собора практически утрачены и закрыты росписями 18-19 века.

Близ главного храма расположена колокольня — старейшая и самая высокая на Афоне. Ее постройка датируется 1427 годом а высота 25 метров.

Также в Ватопеде 16 параклисов (малых храмов):

  • Рождества Богородицы;
  • Успения Пресвятой Богородицы;
  • в честь Пояса Пресвятой Богородицы;
  • свв. Апостолов;
  • Преображения Господня;
  • св. вмч. Георгия Победоносца,
  • св. Иоанна Предтечи;
  • прп. Онуфрия Великого;
  • свв. Архангелов;
  • и другие.

В монастыре 31 часовня, 12 из которых внутренние.

В Ватопед входят также 2 скита и 27 келий на территории и за пределами Афона.

Святыни и сокровища Ватопеда

К величайшим сокровищам монастыря относится библиотека, представляющая собой сокровищницу древних рукописей, свитков и книг, в числе которых «География» Птолемея. Сюда едут поклониться святыням, в числе которых честной пояс Пресвятой Богородицы, который она сплела собственноручно — ему поклоняются, испрашивая рождения и здоровья детей, исцеления от рака и других недугов, часть креста Господня и часть хламиды

Спасителя, множество св. мощей:

  • честная глава св. Иоанна Златоуста, главы прп. Афанасия, Николая и Антония — основателей обители, Григория Богослова, св. великомуч. Меркурия и другие.
  • частицы мощей св. Параскевы Римляныни, св. великомуч. Пантелеимона, св. Апостола Варфоломея, св. великомуч. Феодора Стратилата, апостола Андрея Первозванного и другие.

Если сравнивать монастыри Афона по количеству хранящихся в них святых реликвий, Ватопед сможет претендовать на первое место.

Чудотворные иконы Ватопеда

Монастыри Святой горы славятся чудотворными иконами Богородицы. В Ватопеде особо почитаются несколько таких образов:

  • Икона «Увещание» («Парамифия») XIV век — по преданиям, икона предупредила игумена о нападении пиратов гласом и изменением положения ликов. Ныне у нее просят исцеления от недугов, защиты от несчастий, стихийных бедствий, эпидемий. Один из почитаемых списков иконы хранится в Москве, в Афонском храме Новодевичьего монастыря.
  • Икона «Всецарица» (Пантанасса) — также именуемая «Губительницей раковой язвы», ей молятся об исцелении от этого заболевания.
  • Икона «Елеоточивая» на кухне монастыря славится благоуханием и чудом наполнения елеем сосудов;
  • Икона «Ктиторская» в алтаре соборного храма.
  • Икона Пресвятой Девы «Закланная» — ударивший икону кинжалом дьякон был наказан слепотой, а после смерти рука его почернела и стала нетленна;
  • Икона Божьей Матери «Предвозвестительница» или «Живоприятная» — от нее предупреждающий глас услышала царица Плакидия, дочь императора Феодосия.
  • Икона «Простреленная» — пронзенная стрелой турка, который впоследствии потерял разум и повесился у входа в монастырь.

Паломничество в Ватопед

Как и во все монастыри Святой горы, приехать сюда могут только мужчины или мальчики. Женщины на Афон не допускаются. Для поездки понадобится пакет документов:

  • загранпаспорт, с датой окончания не менее полугода на момент поездки;
  • виза в Грецию (шенгенская);
  • диамонитирион — допуск на территорию Афона, бывает двух видов:
  • «генико» дает возможность получить приют и в любом монастыре, где есть возможность принять паломника;
  • «идикон» — для посещения конкретного монастыря, который берет на себя размещение и питание приглашенных.

Попасть на Афон можно морем, на пароме («караваки») из Урануполи (Уранополис, находится на границе Афона).

Чтобы ничто в паломническом путешествии не отвлекало вас от восприятия особого духа, атмосферы, отличающей земной удел Пресвятой Богородицы, доверьте организацию поездки паломнической службе Товия. Мы возьмем на себя вопросы, связанные с комфортным перемещением, питанием и размещением на ночлег, а православный гид поможет больше узнать об истории и чудесных святынях монастырей, окажет информационную поддержку в любых вопросах, связанных с паломничеством.

Вид из порта обители

Следующая обитель – монастырь Ватопед, отстоящий от Ильинского скита километров на десять (около трёх часов ходу). Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе, ныне он второй по чести после Лавры прп. Афанасия. Согласно сохранившимся рукописным источникам обитель была построена в X веке на развалинах древнего монастыря. По устным преданиям первостроителем Ватопеда был в первой половине IV века святой равноапостольный Константин Великий, но в том же столетии монастырь был разорён богоотступником Юлианом. В конце того же века обитель была восстановлена византийским императором Феодосием Великим как благодарение Богу за спасение от потопления его сына Аркадия; с этим связывают происхождение названия монастыря: «вато педи» в переводе с греческого обозначает «ребёнок в кустах» (корабль утонул во время бури, но младенец Аркадий был найден невредимым в прибрежных кустах. Первым известным игуменом обители стал ученик преподобного Афанасия Афонского, монах Николай. Вместе со сменившими его Афанасием и Антонием он почитается как ктитор Ватопеда.

Ватопед быстро обрёл могущество и уже во втором афонском уставе (1046) указан как второй по чести среди прочих обителей. Вскоре из-за множества насельников и величественности строений монастырь стали называть Лаврой.

В конце XII века в Ватопеде подвизались будущие ктиторы Хилендара: свв. Симеон и Савва Сербские. Монастырь пережил непростые годы латинского и турецкого владычества, как и другие афонские обители столкнулся с набегами пиратов и каталонцев. В 1287 году он был провозглашён «царским монастырём». Это название неоднократно встречалось в различных документах в последующие годы, что свидетельствовало об особо тесных связях Ватопеда с византийским двором. В XIV веке из обители вышли многие выдающиеся представители исихастского движения. В этот же период Ватопед стал убежищем для отшельников, скрывавшихся за его высокими стенами от пиратских набегов.

Турецкое владычество со своим тяжёлым налоговым гнётом серьёзно подорвало финансовое могущество Ватопеда. Подспорьем монастырю служила и щедрая финансовая помощь русских царей и молдавских игемонов. Обители в этот период жертвовались значительные земельные наделы.

Число насельников Ватопеда всегда оставалось значительным. Неоднократно предпринимали попытки вернуться к общежительному устройству, которые, однако, по тем или иным причинам срывались. В 1854 и 1882 годах обитель сильно пострадала от пожаров. Восстановление старых и строительство новых построек связано с именем проигумена Хрисанфа. В начале XX века Ватопед потерял свои земельные владения в Малой Азии (они были конфискованы турецкими властями).

Игумен Ефрем

Новая страница в жизни монастыря открылась в 1989 году – Ватопед, наконец, вернулся к общежительному устройству. Обитель была передана новой братии – насельникам Нового скита во главе с известным старцем Иосифом Ватопедским (1921–2009), учеником приснопамятного подвижника Иосифа Исихаста (1897–1959). В 1990-е и в начале 2000-х годов монастырь играл большую роль в политической жизни Греции, активной миссионерской деятельностью руководил его активный и авторитетный игумен о. Евфрем. Общественная активность монахов не всем пришлась по душе, результатом чего стал так называемый «ватопедский скандал» – монахов несправедливо обвинили в незаконном присвоении некоторых территорий за пределами Святой Горы.

Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий Дохиар (Богородица наполнила ему пустой сосуд маслом), Геннадий, игумен Ватопедский, Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля.

Афонская академия

Большую роль обитель сыграла в просвещении и духовном возрождении Балкан во времена Турецкого владычества. По инициативе игумена Ватопеда Мелетия в 1748 году была создана Афонская академия, вскоре ставшая ведущим учебным заведением на Балканах. Среди её учеников и преподавателей многие способствовали возрождению Православия в этом регионе и сыграли ключевую роль в истории своих народов. С Афониадой связаны имена святых: Никодима Святогорца, Макария Коринфского, Космы Этолийского, Афанасия Паросского. Сегодня развалины старого здания Академии можно видеть недалеко от Ватопедского монастыря. Афониада существует и поныне. Сейчас это интернат для мальчиков, располагающийся на территории Андреевского скита.

Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери.

Икона Божией Матери Отрада или Утешение

Вот что повествует предание об этой иконе. Некогда шайка разбойников вознамерилась разграбить богатый Ватопед. Высадившись на берег ночью, они укрылись в кустах, чтобы утром, когда откроются монастырские врата, неожиданно ворваться в обитель. Однако игумен монастыря услышал голос, исходивший от Богородичной иконы:

Не отверзайте врат обители, но, взойдя на стены, прогоните разбойников.

Взглянув на образ, игумен стал свидетелем страшного чуда: лики Богоматери и Богомладенца ожили. Христос, закрывая десницей уста Своей Матери, повернув к Ней голову, сказал:

Не говори им сего, пусть они понесут заслуженное наказание!

Но Заступница Усердная, стараясь рукой удержать десницу Своего Божественного Сына, ещё два раза повторила предупреждение. Конечно, врата не открыли, разбойников отогнали пушками, которые в те времена были во всех святогорских монастырях. Но самое замечательное, что лики Христа и Богородицы на образе навсегда изменили своё положение.

Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе.

Икона Божией Матери Всецарица

В монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери: «Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская» (Виматарисса), «Елеоточивая» (Дохиарисса), Парамифия, и чудотворный образ Богородицы над вратами (он также называется Пировлифисса (от греческого «пироволо» – стрелять). Так образ был назван в 1822 году после того, как в него выстрелил турецкий солдат, сразу после этого сошедший с ума и повесившийся). Бесценная святыня Ватопеда – пояс Богородицы, сплетённый из Её волос. Кроме него здесь находятся части Животворящего Креста Господня, хламиды Христа, другие предметы, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы, честные главы свт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители прп. Николая, Афанасия и Антония и вмч. Меркурия, правая рука ап. Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, сщмчч. Харалампия и Андрея Критского, мчч. Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, вмцц. Екатерины и Марины, мцц. Параскевы, Пелагии и Феодосии, прав. Иоанна Милостивого, прп. Евдокима Ватопедского Чудотворца и других святых.

Библиотека хранит одно из самых богатых и редких собраний книг (более 10000) и рукописей (2068). Историческая драгоценность здешней библиотеки – Птолемеева «География» с картами. Богатейшим собранием обладает и ватопедская ризница. В ней, в частности, можно поклониться небольшим иконкам, которым царица Феодора молилась в годы иконоборчества.

В монастырской братской усыпальнице хранятся кости умершей братии более чем за тысячелетие. По афонскому обычаю останки каждого погребённого монаха через три года откапывают и кости слагают в общую усыпальницу. По цвету костей судят о загробной участи умершего: если они желтоватые, значит, преставившийся брат особенно угодил Господу. Если же останки не разложились полностью, то их снова зарывают в землю, а братия монастыря усугубляет свои молитвы о почившем.

В получасе ходьбы к юго-западу от Ватопеда находится скит святого Димитрия (по преданию он был построен родственниками великомученика). В его кириаконе сохранились уникальные древние фрески.

Христос воскресе
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Веселитеся, праведнии, Отец, благоизволи.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )

Ватопедский монастырь на афоне

» title=»Святой Ватопедский монастырь.

Ватопед расположен на северо-восточной стороне Святой Горы Афон.

Ватопед расположен на северо-восточной стороне Святой Горы Афон.

Святой и великий монастырь Ватопед (греч.Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου) является вторым по своей значимости в иерархии афонских монастырей. Это положение он сохраняет и до сих пор. Монастырь был построен во второй половине 10 века тремя братьями монахами из Адрианополя: Афанасием, Николаем и Антонием, которые были учениками святого Афанасия — основателя монашества на Афоне.

Ватопед имеет большое количество икон, церковных облачений, шитьё золотом, священных сосудов, имеющих уникальное значение, а также Честной пояс Пресвятой Богородицы.

Святой Пояс имеет особую благодать для лечения рака, а также бесплодия у женщин. На Святой Пояс сверху накладывается лента, которая получает благодать от святыни и её носят страждущие.

Чудотворные иконы ватопедского монастыря:
« Всецарица » (греч. «Παντάνασσα», «Пантанасса»)
« Отрада » или « Утешение » (греч. «Παραμυθία», «Парамифия»- «Увещание»)
« Елеоточивая » или «Келарница» (греч. «Ελαιοβρύτισσα» или «Δοχειάρισσα», «Элеовритисса» или «Дохиарисса»)
« Ктиторская » или «Алтарница» (греч. «Βηματάρισσα», «Виматарисса»)
« Закланная » (греч. «Εσφαγμένη», «Эсфагмени»)
« Предвозвестительница » или «Живоприятная» (греч. «Αντιφωνήτρια», «Антифонитриа»)
« Простреленная » (греч. «Πυροβοληθείσα», «Пироволифиса»)

В Ватопеде хранятся много святых мощей : голова св. Георгия Богослова, голова св. Андрея Критского; нога св. Апостола Варфоломея; части св. мощей св. великомученника Феодора Стратилата; стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть св. мученика Кирика; часть от головы св. мучеников Сергея и Вакха; часть головы священномуч. Харалампия; часть от правой руки священномуч. Ермолая; часть правой ноги св. великомуч. Пантелеимона; часть руки св. муч. Трифона; часть руки св. Иоанна Милостивого; часть от плеча св. Архидиакона Стефана; часть руки св. муч. Марины; головной череп нового чуд. Евдокима; часть головы св. Модесиа и честное миро св. великомученника Димитрия Солунского.

Престольный праздник монастыря: 7/4 (25/3), в день Благовещения.

Другие праздники: 17/1 (4/1)в день Преподобномученика Евфимия, игумена Ватопедского монастыря, и с ним 12 монахов;
23/7 (10/7) Собор Ватопедских Святых;
13/9 (31/8) Честный пояс Богородицы;
5/10 (18/10) Преподобный Евдоким и
вторник Светлой Недели — литания (крестный ход) с иконой Богородицы Ктиторской.

Паломничество на АфонВатопедский монастырь
Чтобы посетить монастырь Ватопед Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион, который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО» диамонитирион (общее разрешение) — дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега.
Паломники желающие посетить монастыри Афона, которые располагаются на восточном побережье (м.Хиландар — м.Эсфигмен — м.Ватопед — м.Пантократор — м.Ставроникита — м.Иверон — м.Каракал – Морфону), могут отправиться на скоростном катере из поселка Иериссос. При этом необходимо заранее зарезервировать места на скоростной катер и следует предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке на катер в п.Иериссос.
Паломники могут добраться до Ватопеда а)паромом из поселка Иериссос или из м.Эсфигмен б) на маршрутке из Кареи(административная столица Афона) в)пешком от м. Зограф 1час 30мин ходьбы или от м. Пантократор 2часа 30мин ходьбы.

Ватопедский монастырь на Афоне

Ватопедский монастырь на Афоне (Βατοπέδι или Βατοπαίδι) — обитель, в которой хранится Честной Пояс Пресвятой Богородицы и семь чудотворных икон.

Тел. Ватопедского монастыря: (30 — 23770) 414 — 88 (звонить с 9:00 до 13:00), факс (30-23770) 23 — 781 — для обращения за специальным разрешением на посещение(диамонитирион).

Надо сказать, что в 2011 году Пояс Пресвятой Божией Матери был в Москве, святыня открылась прихожанам в храме Казанской иконы Божией Матери Воскресенского Новодевичьего монастыря в Москве. В Пулковском аэропорту, куда прилетел самолёт из Афона, святыню встречал нынешний президент РФ В.В.Путин.

Ватопедский монастырь на Афоне, в котором постоянно находится Пояс Пресвятой Богородицы ( сплетён собственноручно Пресвятой Девой, она его носила во время беременности), широко известен среди верующих и мирян: к Поясу и другим хранящимся здесь святыням едут за здоровьем, за рождением детей, за исцелением от рака и бесплодия ( говорят, великие чудеса тут происходят постоянно. ).

Монастырь создан около 972 — 985 годов на пожертвования трёх богатых и знатных людей по имени Афанасий, Николай и Антоний. Они постриглись в монахи и стали учениками преподобного Афанасия Афонского, который и направил их жить и молиться в тем места, где построен нынешний монастырь.

Главный собор монастыря, построенный в X веке, был освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому и престольный праздник монастыря — 25 марта по юлианскому календарю (7 апреля по новому стилю), в честь Благовещения.

Обитель Ватопед, кроме главного собора, имеет ещё шестнадцать параклисов (так называются небольшие монастырские церкви). Также на Святом Афоне монастырю принадлежат два скита — скит святого Димитрия Солунского и скит апостола Андрея Первозванного (бывший русский Андреевский скит в Карее). Для справки: скит — монашеская община, объединяющая несколько келий, имеющих в распоряжении большой соборный храм, где и собираются монахи в субботние, воскресные и праздничные дни).

Ещё при монастыре числятся двадцать семь келий (отдельные небольшие дома с храмами, в них могут проживать до 20 монахов) и подворья за пределами Афона.

В 1743 — 1759 годах восемнадцатого века на территории монастыря функционировала знаменитая Афонская академия (сейчас о ней свидетельствуют лишь развалины), правда, в наше время на Святом Афоне есть Афонская церковная академия, она расположена в Андреевском скиту (другое его название — «Серай» — красивый дворец). Библиотека Ватопеда имеет в запасниках около 2000 рукописей и свыше 35 000 печатных книг.

Ватопедский монастырь на Афоне: чудотворные иконы

1. Икона «Отрада» (другое название — Утешение, греч. — Парамифия) — как говорится в первоисточниках, от неё

«был Ее глас игумену, чтобы не открывал дверей обители, ибо разбойники приготовилась ограбить Ватопед: лики Божией Матери и Младенца оживились, резко изменили свое положение в сравнении с прежним».

Произнесённая перед такой иконой молитва помогает в исцелении от болезней и недугов, защищает от несчастий, вызванных стихийными бедствиями и эпидемиями.

Надо сказать, что особо чтимый список с иконы «Отрада» находится на территории России, в Афонском храме Новодевичьего монастыря в Москве. Также список этого образа есть и в Свято-Благовещенском мужском монастыре Санкт-Петербурга. В Москве есть и храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле.

2. Икона «Всецарица» (Пантанасса) — она была написана в XVII веке. Образ почитается среди верующих как чудотворный. Ещё её именуют «Губительницей раковой язвы», она врачует больных раковыми заболеваниями. К иконе приходят с молитвой, чтобы получить исцеление от рака. Дата празднования иконы «Всецарица» — 18(31) августа.

Храмы, в которых есть чтимые списки иконы «Всецарица»:

  • Новоспасский монастырь г. Москва
  • Свято-Троицкий (Всецарицынский) мужской монастырь в селе Тарасково(Нижнетагильская епархия, Свердловская обл.).
  • Киево-Печерская Лавра (Храм Всех преподобных Печерских, г. Киев, Украина)

3. Икона «Елеоточивая» или «Келарница» (Элеовритисса, Дохиарисса) — образ Божией Матери (раньше её называли Одигидрия), от которого верующие ощущают особое дивное благоухание. Находится «Элеовритисса» на кухне монастыря. По сведениям очевидцев, от этой иконы было чудо: монастырские сосуды наполнялись елеем (оливковым маслом).

4. Чудотворная икона «Ктиторская» или «Алтарница» (Виматарисса) — такое название эта чудотворная икона Ватопедского монастыря получила по месту ее нахождения — в виме ( алтаре) соборного храма, на синфроне ( горнее седалище).

Как гласит предание, икона была припрятана от поругания одним из монахов Ватопеда во время нападения арабов на монастырь в Х-м веке. Прошло 70 лет и её снова обнаружили — совершенно невредимой, скрытой в колодце алтарного помоста монастыря.

5. Икона Пресвятой Девы «Закланная» (Эсфагмени) — святой лик её проткнут кинжалом: говорят, один дьякон, разозлившийся за то, что трапезарь не оставил ему пищу, совершил такое злодеяние. Чудо свершилось путём наказания гнева монаха: целых три года иконоубийца ходил слепым, но молитвы монастырской братии исцелили его. От наказания впоследствии остался лишь след на руке: после смерти она почернела и стала нетленной.

6. Чудотворная икона Божьей Матери «Предвозвестительница» или «Живоприятная» (Антифонитриа) — от этого святого лика в 382 году услышала предупреждающий голос царица Плакидия (Плацидия) — дочь императора Феодосия 1-го Великого Плацидия, когда собиралась войти в собор.

7. Икона «Простреленная» (Пироволифиса) — в Её святой образ в 1822 году выстрелил турецкий воин (на иконе остался след от пули). В наказание «Пироволифиса» лишила его рассудка, а затем он повесился на дереве, возле входа в монастырь. Кстати, и тело его осталось непогребенным.

Святыни Ватопедского монастыря

  • крест-реликварий с частицей мощей Животворящего Древа Господня и мощами святых
  • Честные главы: святого Григория Богослова, святого Иоанна Златоуста, великомученика Меркурия, великомученика Иакова Персянина, чудотворца Евдокима, основателей монастыря — Николая и Афанасия,преподобного Анапия, преподобного Иоакима Папулакиса, преподобного Никодима
  • частицы мощей святых: Григория Богослова, Андрея Критского
  • нога апостола Варфоломея
  • глава святого Андрея Критского
  • большая кость руки мученика Трифона
  • чудотворная рука мученицы Марины
  • крест императора Константина
  • трость от Страстей Господних
  • перст Иоанна Предтечи
  • десница апостола Андрея
  • мощи великомучеников Пантелеимона, Димитрия Солунского, Феодора Стратилата, Параскевы, Кирика, Сергия и Вакха, священномученика Харалампия,Трифона, Иоанна Милостивого, архидиакона Стефана

Бронировать отель на Афоне, Греция

Также монастырь Ватопед славится чудотворной иконой-фреской «Увещание» (Парамифия), написанной в XIV веке. Некогда она находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма, но после произошедшего чуда (образ предупредил монахов о том, чтобы они не открывали ворота обители, потому что монастырь могут захватить пираты; по преданию, чудо произошло 21 января 1320 года) фреска «Парамифия» перенесена в особый придел.

Ватопедский монастырь хранит ещё одну православную реликвию — честную главу Иоанна Златоуста с нетленным ухом. С ней связаны интересные факты.

По некоторым сведениям, в середине XVII века эта святыня по просьбе российского царя Алексея Михайловича была привезена из Ватопедского монастыря на святой горе Афон в Москву.

Это были трудные времена для афонских монастырей, тяжело им жилось в том числе и с точки зрения финансов. В знак признательности за поддержку православной церкви и за определённые денежные пожертвования(и немалые) честная глава Иоанна Златоуста была передана российскому царю и хранилась в специальном ковчеге в Успенском соборе Московского Кремля. Так же оказались в Успенском соборе и перст святителя Василия Великого, и глава святителя Григория Богослова. Хранились они в том же ковчеге.

Греки имели намерение со временем вернуть святыни на Афон. Но после кончины царя Алексея Михайловича мощи на Святой Афон, вопреки обещанию покойного, не вернули. Вместо реликвии послали грамоту, в ней было сказано, что царь «изволил оставить» святыни у себя, в Москве, «лет на двадцать или менши, на сколько лет доведетца», к грамоте приложили материальное вспомоществование (деньги и соболя, в целом на 1800 рублей). Далее Ватопетскому монастырю тоже продолжали поступать крупные финансовые пожертвования из Москвы, от русских царей-последователей, святыню не возвращали.

В наше время среди святых мощей Ватопеда тоже есть глава св. Иоанна Златоуста. Почему же так случилось и как такое можно объяснить?

Афонские монахи утверждают, что по ошибке ещё во времена Алексея Михайловича в Россию была отправлена голова святителя Андрея Кесарийского. Российская же православная церковь считает, что афонисты намеренно придумали миф о подмене, надеясь когда-нибудь вернуть оригинал на Святую Гору (кстати сказать, в качестве компенсации Ватопед получил от российских царей за всё время пребывания честной главы Иоанна Златоуста в Москве около 1,5 млн. долл. — в царских рублях).

В 2006 году ковчег с честной главой Иоанна Златоуста перенесли во вновь построенный Храм Христа Спасителя, где святыня находится и сейчас (слева от Алтаря).

В этом же ковчеге находятся:

  • частица мощей Александра Невского
  • частица мощей св. апостола Андрея Первозванного
  • част. мощи Кн. Михаила Черниговского и преподобной Марии Египетской
  • част. свт. Митрополита Московского Петра и свт. Митрополита Московского Ионы

Структурируя сведения о святынях Ватопедского монастыря, мы наткнулись ещё на один малопонятный и загадочный факт:

на хранении у Католической церкви находится ещё две головы Иоанна Златоуста: одна — в ризнице собора во Флоренции (найдена в запасниках городского собора Санта-Мария дель Фьоре), другая — в бюст-реликварии в кафедральном соборе города Майнц (Германия).

Также существуют предания о том, что частицы главы Златоуста хранятся и в монастыре-дворце Эскориал (предместье Мадрида) и в г. Пеша (Тоскана, Италия).

Но верующие люди знают, что все вышеупомянутые главы — подлинные: по вере приходящих к ним.

Монастырь Ватопед (Афон)

Ватопе́дский монасты́рь или Ватопе́д — православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон, 2-й в иерархии афонских монастырей, один из самых древних, богатых и обширных. Находится на северо-восточном побережье полуострова Афон, между монастырями Эсфигмен и Пантократор. Престольный праздник: 25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы.

Содержание

Ватопедский монастырь (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι , от греч. Βατος — куст и παϊς — дитя, отрок; куст отрока) – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе, ныне он второй по чести после Лавры прп. Афанасия. Согласно сохранившимся рукописным источникам обитель была построена в X веке на развалинах древнего монастыря. По устным преданиям первостроителем Ватопеда был в первой половине IV века святой равноапостольный Константин Великий, но в том же столетии монастырь был разорён богоотступником Юлианом. В конце того же века обитель была восстановлена византийским императором Феодосием Великим как благодарение Богу за спасение от потопления его сына Аркадия; с этим связывают происхождение названия монастыря: «вато педи» в переводе с греческого обозначает «ребёнок в кустах» (корабль утонул во время бури, но младенец Аркадий был найден невредимым в прибрежных кустах. Первым известным игуменом обители стал ученик преподобного Афанасия Афонского, монах Николай. Вместе со сменившими его Афанасием и Антонием он почитается как ктитор Ватопеда.

Ватопед быстро обрёл могущество и уже во втором афонском уставе (1046) указан как второй по чести среди прочих обителей. Вскоре из-за множества насельников и величественности строений монастырь стали называть Лаврой.

В конце XII века в Ватопеде подвизались будущие ктиторы Хилендара: свв. Симеон и Савва Сербские. Монастырь пережил непростые годы латинского и турецкого владычества, как и другие афонские обители столкнулся с набегами пиратов и каталонцев. В 1287 году он был провозглашён «царским монастырём». Это название неоднократно встречалось в различных документах в последующие годы, что свидетельствовало об особо тесных связях Ватопеда с византийским двором. В XIV веке из обители вышли многие выдающиеся представители исихастского движения. В этот же период Ватопед стал убежищем для отшельников, скрывавшихся за его высокими стенами от пиратских набегов.

Турецкое владычество со своим тяжёлым налоговым гнётом серьёзно подорвало финансовое могущество Ватопеда. Подспорьем монастырю служила и щедрая финансовая помощь русских царей и молдавских игемонов. Обители в этот период жертвовались значительные земельные наделы.

Число насельников Ватопеда всегда оставалось значительным. Неоднократно предпринимали попытки вернуться к общежительному устройству, которые, однако, по тем или иным причинам срывались. В 1854 и 1882 годах обитель сильно пострадала от пожаров. Восстановление старых и строительство новых построек связано с именем проигумена Хрисанфа. В начале XX века Ватопед потерял свои земельные владения в Малой Азии (они были конфискованы турецкими властями).

Новая страница в жизни монастыря открылась в 1989 году – Ватопед, наконец, вернулся к общежительному устройству. Обитель была передана новой братии – насельникам Нового скита во главе с известным Иосифом Ватопедским (1921–2009), учеником приснопамятного подвижника Иосифа Исихаста (1897–1959). В 1990-е и в начале 2000-х годов монастырь играл большую роль в политической жизни Греции, активной миссионерской деятельностью руководил его активный и авторитетный игумен о. Евфрем. Общественная активность монахов не всем пришлась по душе, результатом чего стал так называемый «ватопедский скандал» – монахов несправедливо обвинили в незаконном присвоении некоторых территорий за пределами Святой Горы.

Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий Дохиар (Богородица наполнила ему пустой сосуд маслом), Геннадий, игумен Ватопедский, Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля.

Большую роль обитель сыграла в просвещении и духовном возрождении Балкан во времена Турецкого владычества. По инициативе игумена Ватопеда Мелетия в 1748 году была создана Афонская академия, вскоре ставшая ведущим учебным заведением на Балканах. Среди её учеников и преподавателей многие способствовали возрождению Православия в этом регионе и сыграли ключевую роль в истории своих народов. С Афониадой связаны имена святых: Никодима Святогорца, Макария Коринфского, Космы Этолийского, Афанасия Паросского. Сегодня развалины старого здания Академии можно видеть недалеко от Ватопедского монастыря. Афониада существует и поныне. Сейчас это интернат для мальчиков, располагающийся на территории Андреевского скита.

Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери.

Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе.

Святыни и реликвии

В монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери: «Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская» (Виматарисса), «Елеоточивая» (Дохиарисса), Парамифия, и чудотворный образ Богородицы над вратами (он также называется Пировлифисса (от греческого «пироволо» – стрелять). Так образ был назван в 1822 году после того, как в него выстрелил турецкий солдат, сразу после этого сошедший с ума и повесившийся). Бесценная святыня Ватопеда – пояс Богородицы, сплетённый из Её волос. Кроме него здесь находятся части Животворящего Креста Господня, хламиды Христа, другие предметы, связанные с земной жизнью Спасителя и Пресвятой Богородицы, честные главы свт. Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иакова Персянина, ктиторов обители прп. Николая, Афанасия и Антония и вмч. Меркурия, правая рука ап. Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Предтечи, ап. Варфоломея, первомч. архидиак. Стефана, вмчч. Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, сщмчч. Харалампия и Андрея Критского, мчч. Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, вмцц. Екатерины и Марины, мцц. Параскевы, Пелагии и Феодосии, прав. Иоанна Милостивого, прп. Евдокима Ватопедского Чудотворца и других святых.

Библиотека хранит одно из самых богатых и редких собраний книг (более 10000) и рукописей (2068). Историческая драгоценность здешней библиотеки – Птолемеева «География» с картами. Богатейшим собранием обладает и ватопедская ризница. В ней, в частности, можно поклониться небольшим иконкам, которым царица Феодора молилась в годы иконоборчества.

В монастырской братской усыпальнице хранятся кости умершей братии более чем за тысячелетие. По афонскому обычаю останки каждого погребённого монаха через три года откапывают и кости слагают в общую усыпальницу. По цвету костей судят о загробной участи умершего: если они желтоватые, значит, преставившийся брат особенно угодил Господу. Если же останки не разложились полностью, то их снова зарывают в землю, а братия монастыря усугубляет свои молитвы о почившем.

Ссылка на основную публикацию