Варлаамо хутынский спасо преображенский женский монастырь

Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Новгородской епархии был основан в середине XII века. Его основатель – преподобный Варлаам Хутынский (†1192 г.) – почитается, наряду с преподобным Антонием Римлянином, отцом иночествующих в пределах Новгородских.

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам . Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).

Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Монастырь возобновлен как женский решением Священного Синода от 20 апреля 1994 г. Его настаятельницей стала монахиня, ныне игумения Алексия (Симдянкина).

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Новый Спасо-Преображенский собор возводился в начале XVI века. Архимандрит Макарий (Миролюбов), автор обстоятельного «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях», изданного в 1860-е годы, указывает: «Собор сей был построен монастырскою казною из камня и кирпича, квадратным, с четырьмя столбами внутри, с пятью главами над кровлею и с тремя полукружиями на восток». В 1515 году его освятили.

Образцом для нового соборного храма послужил Успенский собор Московского Кремля. В XVI веке на Руси возводили довольно много подобных храмов. В Новгороде, незадолго до этого приведенном Москвой к повиновению, строительство «типично-московского» храма имело еще и политический характер. Со всем тем, нельзя сказать, будто Спасо-Преображенский собор вовсе лишен новгородских черт. Искусствовед и археолог М.К. Каргер (1903-1976) совершенно справедливо отмечает, что существование новгородской архитектурной школы «не закончилось с падением политической независимости Новгорода». Еще раньше на это указывал архимандрит Макарий: «Судя по тому, — писал он, — что Спасо-Преображенский собор в Хутынском монастыре строился тогда, как Новгород находился под московскою державою и даже под управлением московского митрополита, надлежит принять, что он строен по образцу московских храмов. Но, с другой стороны, в архитектуре собора нет таких особенностей, коими он отличался бы от древних новгородских церквей, кроме разве того, что он построен без хор и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной». «По описи 1642 года, — продолжает архимандрит Макарий, — собор был о пяти главах, обитых дубовою чешуею. На большой главе крест был деревянный, обитый медью золоченою, с яблоком также медным позолоченным, а на прочих главах кресты были железные. Вход в соборную церковь был с трех сторон. С западной стороны двери створчатые, обитые белым железом; с северной стороны двери были створчатые дощатые, обитые с одной стороны черным, а с другой внутренней белым железом, и при них дверцы были деревянные решеткою».

В 1646 году к Спасо-Преображенскому собору пристроили два придела — Иоанно-Богословский с севера (впоследствии был переосвящен во имя Архенгела Гавриила по просьбе вдовы Г.Р. Державина) и Покровский с юга. С запада была сооружена новая паперть, а главы собора вместо «дубовой чешуи» покрыли белым железом.

В следующем столетии храм подвергался незначительным изменениям. В 1712-37 годах, при архимандрите Вениамине, был обновлен иконостас. В 1799-1802 годах в соборе настелили новый пол («путиловскою плитою», как указывает архимандрит Макарий) и растесали окна. В 1835 году сочли нужным до основания разобрать Покровский придел. Возобновлен и украшен он был на средства Д.А. Державиной, вдовы поэта.

Впервые церковь во имя прп. Варлаама появилась в Хутынском монастыре в XIV веке, то есть еще до начала общецерковного почитания преподобного. Она была мала и не имела трапезной. В 1552 году, при игумене Гурии, вместо нее построили новый, более обширный храм с просторной трапезой. Предполагается, что такой храм потребовался при введении в монастыре общежительного устава, согласно которому иноки должны были обедать вместе в определенное время и воздерживаться от вкушения пищи в кельях. Трапезные палаты строились обыкновенно на подклетах, где располагалась кухня. Необходимой принадлежностью монастырской трапезной была церковь. В описи 1642 года о церкови прп. Варлаама говорится: «Церковь каменная во имя преподобного Варлаама чудотворца с трапезою. На церкви глава обита чешуею дубовою; крест на главе железной по краям призолочен. А церковь крыта тесом полатками».

С архитектурной точки зрения храм представляет собой вытянутый вверх куб с тремя алтарными апсидами в толще стены и одной главкой. Внутри храм разделен на два этажа. Церковь — бесстолпная, и это важно отметить, потому что подобные трапезные церкви были вообще обычны для новгородских монастырей . Покрытие храма первоначально было позакомарным, но закомары впоследствии скрыли под четырехскатной кровлей. Помещение трапезной примыкает к храму с запада. Оно обширнее, чем сама церковь. Своды трапезной палаты опираются на два восьмигранных столба (а не на один, как это бывало чаще всего).

XX век не пощадил церковь преподобного Варлаама. К 1990-м годам, когда в монастыре вновь затеплилась монашеская жизнь, она подошла в полуразрушенном состоянии.Сейчас и храм, и трапезная восстановлены полностью.

Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Тип монастыря: женский
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина)
  • Престольные праздники:
    • Преображения Господня — Август 19 [по н.с.]
  • Святыни: Мощи прп.Варлаама Хутынского, Почаевская икона Божией Матери
  • Краткая историческая справка: Первое летописное упоминание о Хутынском мона-

    стыре относится к 1192 году и связано с именем его

    основателя, прп. Варлаама – одного из самых почита-

    емых святых на севере России. Сын богатых новго-

    родцев, названный при крещении Алексием, он рано

    приобщился к книжной премудрости и слову Божию.

    После смерти родителей, раздав все свое имущество

    бедным, принял пострижение, получил монашеское

    имя Варлаам. Преподобный подвизался в глухом лесу,

    в Хутыне, считавшейся нечистым «худым» местом,

    обнадеженный бывшим ему знамением – ярким лучом

    света, исходившим из непроходимой чащи. В память

    о том «небесном свете» первая церковь Хутынского

    монастыря была освящена во имя Преображения

    Господня. Построенный храм Варлаам обогатил как

    церковной утварью, так и другими вкладами для рож-

    дающегося монастыря. При освящении 6(19) августа

    1192 г. архиепископ Григорий возвел Варлаама в сан

    игумена над начавшей собираться сюда братией.

    Устроив Хутынскую обитель, св. Варлаам почувство-

    вал приближение своей кончины. Поручив мона-

    стырь своему духовному брату Антонию (Добрыне

    Ядрейковичу), вернувшемуся в это время из

    Константинополя, прп. Варлаам мирно скончался 6

    (19) ноября 1192 г.

    По смерти преподобного Хутынский монастырь не

    пришел в упадок. Обитель все больше расширялась

    и благоустраивалась. Чудеса и исцеления прославили

    прп. Варлаама как великого чудотворца. С почитанием__этого святого связано много житийных преданий. В

    одном из них рассказывается, как прп. Варлаам в пер-

    вую пятницу Петрова поста (в июне месяце) приехал в

    Новгород к архиепископу на санях, так как выпал снег.

    Это свое чудесное посещение преподобный предска-

    зал. Внезапное похолодание истребило червей, под-

    тачивавших корни злаков. На другой день, как пред-

    сказывал св. Варлаам, наступило тепло, и был в тот год

    невиданный урожай. В ознаменование этого чуда была

    установлена торжественная служба в святой обители с

    крестным ходом вокруг ее стен.

    Существует предание о том, что великий князь Иван

    III хотел видеть открытыми мощи прп. Варлаама и на-

    меревался вскрыть его могилу, но в страхе бежал, по-

    раженный чудесно изшедшим из гроба пламенем.

    Начиная с XVI в. Хутынский монастырь являлся од-

    ним из центров церковной и политической жизни

    Новгорода и России, в 1608-09 г. в монастыре была

    учреждена архимандрития. Многие русские архиереи

    были до хиротонии настоятелями или насельниками

    До революции 1917 г. обитель прп. Варлаама

    была самой процветающей в Новгороде. В 1920 г.

    Хутынский монастырь закрыли, Варлаамиевский и

    Преображенский храмы передали Новгородскому му-__ский монастырь. Настоятельница монастыря Алексия

    (Симдянкина) до игуменства в Варлаамиевом мона-

    стыре была монахиней Пюхтицкого Свято-Успенского

    женского монастыря, единственной действовавшей

    женской обители на всей территории СССР.

    В 1994 г. в келейном корпусе монастыря был освящен

    домовый храм во имя святого Льва I, папы Римского.

    К 1998 г. завершён ремонт приделов Преображенского

    собора: южного Покровского и северного, освящённо-

    го в августе 1998 г. во имя апостола Иоанна Богослова.

    В этом приделе ныне покоится прах Державиных. К

    2003 г. восстановлены также церковь св. Варлаама

    Хутынского с трапезной и колокольня, в которой ос-

    вящен храм во имя Новомучеников и исповедников

    Российских. В Преображенском соборе устроена но-

    вая серебряная рака над пребывающими под спудом

    мощами прп. Варлаама. На горке построена деревян-

    ная часовня Варлаама Хутынского, а над колодцем, по

    преданию вырытым прп. Варлаамом, поставлена сень.

    Постепенно трудами и молитвами насельниц наладил-

    ся монастырский быт. Возведён сестринский корпус,

    работает швейная мастерская, на колокольню подняты

    колокола, подаренные православными людьми.

    На монастырском кладбище последний покой об-

    рели бывший мэр Новгорода А. Корсунов, ректор

    Новгородского университета В. Сорока, родители ми-

    трополита Новгородского и Старорусского Льва, свя-

    щеннослужители и известные новгородцы.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

Варлаа́мо-Ху́тынский Спасо-Преображенский монастырь — женский (ранее — мужской) монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц.

Содержание

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).

Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Современное состояние

С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). В монастыре проживает около 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.

Духовник обители — игумен Макарий (Шамсутдинов). По словам одной из паломниц: «Самое неизгладимое впечатление на меня произвел батюшка — игумен Макарий. В суетном мире, в котором мы живем, каждый раз поражаюсь, встречая таких удивительных людей. Я бы сравнила отношение отца Макария к другим людям с добротой и любовью Христа. Рядом с таким человеком начинаешь чувствовать в себе свет. Как ребенок учишься по-новому любить людей, и за это я ему благодарна. Образ его светящейся улыбки я буду нести с собой по жизни». По словам другой паломницы: «Он имеет от Господа дар любви и утешения. Сколько бы ни приехало паломников, для каждого у него найдется улыбка и доброе слово, на горочке каждого помажет маслицем после молебна, каждому уготовано ведро воды из колодца, причем независимо от погоды и времени года. Паломники в шутку зовут о. Макария гидромонахом». К о. Макарию едут за духовным советом и помощью люди из многих городов России, исповедь он принимает перед началом Литургии.

ma6y

на красивом холме

Привет, меня зовут Аня, я живу в Великом Новгороде, работаю в Москве, люблю путешествовать и хочу реанимировать этот блог. Подскажите, остались ли тут еще люди или все разбежались по твиттерам и инстаграмам?

У меня накопилось много рассказов с картинками из прошлого года, но давайте начнем прямо с сегодняшнего дня, 8 января 2014 года. Во многом благодаря соседям с перфоратором мы внезапно оказались в Варлаа́мо-Ху́тынском Спасо-Преображенском монастыре.

Монастырь расположен на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода. Несмотря на близость к городу, так вышло, что я там не была очень много лет, поэтому сегодня фактически изучала всё заново.

Согласно народному преданию, ранее это место находилось во власти нечистой силы, потому и получило название «Хутынь», то есть худое место. В 12 веке здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алексей Михалевич). Монастырские буклеты рассказывают о его жизни в стихотворной форме:

Срубив келью и одержав победу над нечистой силой, Варлаам поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор.

Давайте прогуляемся по территории. Фотографий будет не очень много, мы приехали в 5 часу вечера, уже темнело. Вход в монастырь:

Слева от входа имеются туалеты (10 рублей), сегодня они не работали.

С двух сторон на створках ворот поместились 16 изображений (клеймов) с эпизодами из жития преподобного, в том числе совершенные им воскресения мертвых. Подробнее можно посмотреть здесь.

Слева от ворот, на земле, была обнаружена карамель «Москвичка».

«А двор весь цветами с любовью украшен, вокруг чистота, красота и уют» (из того самого буклета).

Насаждения укрыты еловыми лапками от холода.

Травка зеленеет, капает дождик. Январь с плюсовой температурой. Впервые не тянет в это время года в тёплые страны.

На одной из клумб встречается знак. И снег!

Проходим еще дальше вперед, взгляд назад:

Темная куча справа — это аккуратно сложенные дровишки.

Кстати, в монастыре захоронен прах русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги.

Дальше все идут к горке. Многие при этом несут в руках буханку хлеба. Это выглядит странно, но ничего странного в этом нет — на территории монастыря пекут и продают хлеб. Буханка ржаного или пшеничного обойдется в 60 рублей. Еще можно купить яйца. И сметану летом.

Есть поверье, что если попросить прп. Варлаама о чем-нибудь хорошем и добром и обойти вокруг часовни три раза, то эта просьба обязательно исполнится.

Примечательно, что сейчас монастырь женский (а ранее — мужской).

После трех кругов все поднимаются наверх и заходят внутрь. В одном углу свечи и иконы, во всех остальных продажа различных освещенных предметов. Например, за 280 рублей в торговом ларьке можно купить платок, освещенный на мощах Варлаама. Говорят, помогает от болезней. Взяла маме в подарок.

В Спасо-Преображенском соборе (на фото ниже он справа) фотосъемка запрещена. Внутри собора мощи, иконостас. еще там же можно купить хлеб, мед, сухарики (освещенные), иконки, крестики и другие товары. Много туристов и паломников.

Довольно необычно покупать хлеб в соборе, в десятке метров от мощей, хотя после уютных тайских храмов, где прямо в главном зале можно налить себе воду/чай/кофе, это не особо удивляет. На фото храм Wat Phra Singh в Чианг Мае. На правой колонне висят часы — тоже удобно 🙂

В завершение небольшой рассказ. В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

Оказалось, что рядом с красивым неработающим туалетом рядом есть еще один. Без очереди его можно и не заметить.

Варлаам Хутынский, чудотворец новгородский

Апрель. Утро Светлой седмицы. Здесь, в Сибири еще лежит снег, а на Новгородской земле природа уже просыпается от зимнего сна, и начинают появляться первые листочки и первая травка, отчего на душе делается еще радостнее. Радостно еще и оттого, что мы едем в Хутынь, поклониться мощам угодника Божия – святого преподобного Варлаама.

Сейчас Хутынь – это довольно большая деревня километрах в пятнадцати к северу-востоку от Великого Новгорода, неподалеку от которой, на берегу реки Волхов, находится Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский (ранее — мужской) монастырь. А тогда, во времена преподобного Варлаама, место это пользовалось дурной славой («хутынью» называли худое место) по мнению народному, здесь обитала нечистая сила. Тут находилось болото, слывшее в народе под именем Видынь, где, как верили, «видятся» (водятся) нечистые. Но никакая нечистая сила не может испугать православного христианина, ведь ему дано против нее грозное оружие – Крест Христов. Не испугала она и пришедшего сюда по указанию Божию Алексия Михайловича – будущего подвижника Варлаама.

Родился Алексий в Великом Новгороде в семье благочестивых и богатых родителей – Михаила и Анны. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного писания. Еще будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При сем он отличался воздержанием, и никогда не ел чего-либо услаждающего вкус занимался не земным, а небесным, постился и молился. Родители мальчика даже были опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника.

Рано пришел преподобный к мысли о суетности земной жизни и сказал себе: «Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо». Он возненавидел мир и его прелести, оставил славу мира сего и богатство и вышел из родного города в пустынное место на берегу реки Волхов. Родители Алексия тогда уже умерли. Монашеский постриг Алексий принял в Лисицком монастыре, и при постриге получил имя Варлаама.

Свято-Преображенский
Варлаамо-Хутынский монастырь

Подходя к Хутыни, он увидел луч света, идущий из чащи леса, и из этого знамения понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божьей.

Поселившись в Хутыни, преподобный срубил себе небольшую келью, и ночью воссылал в ней молитвы ко Господу, Которого возлюбил всей душою еще с детства, а день проводил в трудах и заботах.

О строгости отшельнической жизни преподобного можно судить по сохранившимся в монастыре до наших дней его веригам и власянице, которые имеют вес 8 и 18 фунтов соответственно.

Однако такая жизнь святого была противна врагу спасения рода человеческого, и он всячески старался изгнать пустынника с места его подвигов. Желая устрашить Варлаама, бесы являлись ему в виде различных зверей и змиев, но он прогонял их, осеняя себя Крестным Знамением. Иногда бесы научали мирских людей наносить отшельнику всякие обиды, или возбуждали в нем всякие помыслы, стараясь довести его до нарушения поста, но Преподобный кротко переносил все эти искушения, слезной молитвой и строгим постом разрушая все ухищрения диавола.

По словам Самого Господа, «не может укрыться город, стоящий вверху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф., 5:14-15). Так и богоугодная жизнь преподобного скоро стала известна миру, и отовсюду потянулись к нему люди – шли и богатые, и бедные, и князья, и простые люди – кто-то приходил просто за советом, а кто-то просил у святого Варлаама позволения поселиться вместе с ним. И, не смотря на свою любовь к уединению, преподобный, помня заповедь Господню о любви к ближним, с любовью и заботой принимал всех, к нему приходящих.

Никто не уходил от него неутешенным, для каждого святой подвижник находил подходящие слова, каждому давал наставление, применительно к его положению. Он кротко поучал всех: «Дети мои, остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь – мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами».

Число иноков, желавших подвизаться в обители преподобного, постоянно увеличивалось. Св. Варлаам построил несколько келий и небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда святой Варлаам принял намерение поселиться здесь.

Получив от Господа дары прозорливости и чудотворения, преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Раз, когда приближался праздник Светлого Христова Воскресения, преподобный послал монастырских рыбаков ловить рыбу, и, по молитвам его, улов был очень хорош. Между прочим, пойман был огромный осетр, но рыбаки скрыли его и принесли преподобному только мелкую рыбу. Разбирая рыбу своим посохом, он сказал: «Детей вы принесли, а куда девали мать?» Рыбаки пали ему в ноги, покаялись в своем грехе и принесли спрятанную рыбу.

Не оставлял святой своей заботой и молитвой и сам город. В жизни Новгорода увековечен следующий случай прозорливости преподобного Варлаама. Однажды преподобному случилось быть у Новгородского архиепископа. Святитель, отпуская его от себя, сказал, чтобы старец побывал у него через неделю. Святой Варлаам отвечал: «Если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Святых Апостолов Петра и Павла».

Удивился архиепископ такому ответу, но не решился потребовать объяснения этих непонятных слов. Между тем, накануне указанного преподобным дня, выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к архипастырю. Видя печаль владыки по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, св. Варлаам сказал ему: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие».

На другой день, как предсказывал Св. Варлаам, наступило тепло, снег растаял и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены были погибшие от мороза черви. И в то лето был такой урожай хлебов, какого давно не видали.

Но не только при жизни помогал преподобный людям, но и после своей блаженной кончины, последовавшей 6 ноября 1192 года по ст. ст., не оставляет он с верой притекающих к нему, и при святых мощах его продолжают происходить чудеса.

Рака с мощами преподобного
Варлаама Хутынского

У одной поселянки, жившей при реке Мсте, был десятилетний сын – глухой, немой и слепой. Взяв его с собою, женщина пошла в Хутынский монастырь помолиться св. Варлааму. Когда они подошли к воротам монастыря, отрок внезапно прозрел и проговорил: «Это ли Хутынь монастырь?» Изумленная мать с радостью увидела, что по молитве угодника Божия, сын ее стал видеть, слышать и говорить. Со слезами благодарности припала она ко гробу Преподобного.

Во время пребывания князя Василия Темного в Новгороде любимый постельничий князя Григорий тяжко захворал и был близок к смерти. Григорий читал ранее житие и чудеса преподобного Варлаама и, веруя в чудодейственную силу его молитв, просил отвезти себя в Хутынский монастырь. И вот во сне явился ему Преподобный и обещал исцеление. Обрадованный юноша с верой говорил окружавшим его: «Если на пути меня застанет даже смерть, все равно – и мертвого везите меня к Преподобному».

Дорогой он действительно умер и мертвым был везен в обитель. Но недалеко от обители мертвец вдруг ожил, и прибывши в обитель, поклонился преподобному Варлааму и совершенно выздоровел. Когда исцеленного спросили, что с ним было, он поведал следующее: «В час смерти видел я около себя множество бесов, и один из них держал свиток, где были записаны грехи мои. Но Святитель Николай, отгоняя от меня демонов, сказал: «Немногия добрыя дела его значат больше, чем грехи его, в которых он притом раскаялся духовному отцу».

Тогда бесы скрылись, явились ангелы, и один из них повел меня в светлое место, где росло множество прекрасных деревьев. Здесь я увидел преподобного Варлаама с посохом в руке, как изображен он на иконе. Подойдя ко мне, он сказал: «Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем. Теперь ты хочешь ли оставаться здесь?» — «Хочу здесь пребывать», — ответил я. Св. Варлаам сказал: «Хорошо бы было остаться тебе здесь, но будут скорбеть родители твои иди утешь отца и мать». Взяв меня за руку, Преподобный повел меня, а ангел шел впереди в диаконском одеянии. Пройдя мимо цветущих деревьев, ангел скрылся, а Преподобный, осенив меня крестом и иконою Святителя Николая, сказал: «Через семь лет ты будешь у меня» и стал невидимым, а я ожил. Это чудо совершилось 31 января 1445 года.

Часовня преподобного
Варлаама Хутынского

Несмотря на скорую кончину преподобного Варлаама, построенный им Преображенский собор и монастырь вокруг него не пришли в запустение, а, наоборот, обитель все больше расширялась и благоустраивалась, особенно до 1764 года. Изначальные ее деревянные постройки с течением времени сменились на каменные. Первые пожертвованные угодья были приумножены благотворительностью жертвователей, и особенно щедротами великих князей и московских царей: Василия III, Ивана Грозного, Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей.

В 1920 году монастырь был закрыт, монастырское имущество конфисковано, 10 престарелых насельников приписали к обращенным в приходские Преображенскому и Варлаамиевскому храмам, остальных монахов поставили на учет на бирже труда. В 1930 и 1932 годах Варлаамиевский и Преображенский храмы были переданы новгородскому музею, остальные постройки – военному ведомству. В 1932 году последний настоятель монастыря, архимандрит Серафим, иеромонахи Виталий и Никодим и несколько послушников переселились в деревню Хутынь и стали совершать регулярные богослужения. Вскоре они были арестованы, обвинены в создании нелегального монастыря и «антисоветской агитации» и приговорены к 3 годам ссылки. В 1937 году иеромонах Виталий был расстрелян.

В разное время в корпусах Варрлаамо-Хутынского монастыря размещалась школа, тракторная станция, психиатрическая больница.

Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор) — сильно пострадали.

В 50-80-х гг. ХХ в. в полуразрушенные храмы монастыря приходили верующие, зажигали лампады и свечи, и возносили свои молитвы к преподобному Варлааму.

В 1991 году монастырь был передан Новгородской епархии РПЦ, 19 ноября 1993 года, в день памяти преподобного, возобновлен как женский. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. В 1994 г. в келейном корпусе был освящен домовый храм во имя святого Льва I, папы Римского. К осени 1998 года завершен ремонт приделов Преображенского собора. К 2003 году восстановлены также трапезный храм святого Варлаама Хутынского, колокольня, к востоку от которой возводится больничный корпус. В Преображенском соборе устроена новая серебряная рака над мощами преподобного Варлаама.

В настоящее время Варлаамо-Хутынский монастырь является любимым местом паломничества православных не только из соседних регионов, но и со всей России.

Сподобил Господь и нас побывать в этой святой обители. В монастыре нас приветливо встретили сестры, заботливо помогли подать записки и выбрать иконы святого Варлаама. Купив иконы и свечи, идем в храм, поклониться мощам святого и иконам. Подходя к мощам, шептали преподобному свои нужды, просьбы (хотя тут, за стенами, монастыря все мирские проблемы куда-то отступают, кажутся мелкими и незначительными), просили его благословения и молитв.

Колодец преподобного Варлаама

Поклонившись святыням, присели в храме на скамеечку – не хотелось покидать это святое благодатное место, и возвращаться к мирским трудностям и заботам. Но уходить было надо – до автобуса, идущего в город, времени оставалось немного, а еще остались непосещенными другие святыни монастыря – часовня на месте, где была келья преподобного и колодец святого Варлаама.

Часовня расположена на горке, которую, по преданию, наносил шапкой сам Преподобный. Паломники, следуя традиции, трижды обходят горку, осеняя себя Крестным Знамением, а затем ложатся на нее. Мы же просто поднимаемся в часовню, чтобы еще раз поклониться святому и попросить его заступничества и помощи.

Далее выходим за ограду монастыря и идем к колодцу, вырытому самим преподобным Варлаамом, чтобы набрать святой воды. Но не тут-то было – как ни пытались мы набрать святой воды, не под силу оказалось нам, городским жителям, разгадать простой механизм действия колодца – никак не могли мы опустить ведро в глубокие его воды, и уже хотели было уйти, но не оставил нас Преподобный. Как при жизни святого, никто не уходил от него, не получив желаемое, так и сейчас не захотел он отпустить нас ни с чем. Подошли местные деревенские жители и с легкостью набрали воды себе и нам!

Счастливые, идем на остановку. И хотя радость наша – с легким оттенком грусти оттого, что пришло время покидать это святое место, мы верим, что молитва и помощь Преподобного всегда с нами, и что Господь сподобит нас еще когда-нибудь поклониться святым мощам Своего угодника.

Святой преподобный отче Варлааме, моли Бога о нас!

P.S. При подготовке статьи использованы следующие материалы:

1. Несмеянова В.Н., Соболева Г.С. Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII в
2. Житие преподобного Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца.
3. Варлаамо-Хутынский монастырь
4. Русские церкви
5. Храм святой мученицы Фотинии
6. Православная газета

Новгородская область. Варлаамо-Хутынский монастырь

В первое мое посещение Великого Новгорода ночевали около руин Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря — монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви, расположенный на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, на северной окраине деревни Хутынь, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км (по прямой) от Кречевиц.

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Монастырь появился в XII в. на «худом месте», находившемся во власти злых сил.

Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Силой молитвы Варлааму удалось изгнать злых духов и воздвигнуть храм — церковь Спаса Преображения.

В обители хранятся железные вериги весом 4 кг. Обитель была самой процветающей в Новгородской епархии. В день памяти (19 ноября) преподобного Варлаама на поклонение ему стекались сотни паломников из разных земель. Мощи прп. Варлаама Хутынского.

Церковь Григория Армянского

Самой известной постройкой монастыря считали церковь Григория Армянского (сохранился только фундамент).

13 декабря 2015 года на территории притвора Спасо-Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря состоялось торжественное открытие хачкара — армянского памятного креста, выполненного из камня.

В притворе Спасо-Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря состоялось торжественное открытие хачкара — армянского памятного креста из камня.

Место для установки хачкара выбрали неслучайно — в древности на территории Варлаамо-Хутынского монастыря построили церковь в честь святого Григория, просветителя Армении — фундамент которой сохранился.

Митрополит Лев отметил, что открытие армянского памятного креста для современного новгородца покажется событием необычным, однако место для установки хачкары выбрали неслучайно — в древности на территории Варлаамо-Хутынского монастыря построили церковь в честь святого Григория, просветителя Армении — деревянную, позже каменную, фундамент которой сохранился.

Этот крест будет свидетельствовать о древних общих святынях и станет памятью о долге сохранять и развивать братскую христианскую любовь и дружбу между русским и армянским народами, сказал митрополит Лев. В 1915 году турками, как известно, была устроена резня армян, унёсшая сотни тысяч жизней.

В Москве также в соборе Василия Блаженного на Красной площади в память взятия Иоанном Грозным Казани был устроен предел в честь священномученика Григория, просветителя Армении.

После церемонии открытия викарий Главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону иеромонах Погос Варданян с представителями Армянской Апостольской Церкви совершил чин освящения креста.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, XII в. Сегодня монастырь представляет собой архитектурный комплекс XVI–XIX вв. На его территории находится святая горка с часовней Варлаама Хутынского, недалеко от монастыря — святой колодец.

В Преображенском соборе под спудом почивают мощи прп. Варлаама. В приделе Св. апостола Иоанна Богослова покоится прах великого русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, завещавшего похоронить себя в Хутынском монастыре.

В Варлаамо-Хутынском монастыре многолюдно, экскурсии. Монастырь восстановлен из руин. Я был 70-е годы там были руины. Вокруг лежали кучи кирпичей не верилось, что восстановят. Монастырь очень понравился.

Продают монастырскую выпечку, варенье, заготовки. Торговля идет бойко. Многолюдно, жизнь кипит. Место почитаемое как местными, так и приезжими.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. С 20 апреля 1994 года — действующий монастырь.

Дополнения от Игоря Леванова 13.06.2018

В монастыре поразили необычно сложенные дрова на зиму. И икона на которой карта и монастырь, получается они сами на себя молятся.

P.S. Это для России необычно складывать поленья шатром, а для Прибалтики обычно.

Рецензия на «Новгородская область. Варлаамо-Хутынский монастырь» Леда Шаталова 19.06.2019

Огромное Вам спасибо за такую интересную информацию! С почтением Леда

Рецензия на «Новгородская область. Варлаамо-Хутынский монастырь» Николай Павлов Тычкин от 01.07.2019

Вы любите историю и очень хорошо, с теплотой описываете древности. Очень понравилось!

Варлаамо-Хутынский монастырь

Варлаамо-Хутынский женский монастырь находится в Новгородской области, близ деревни Хутынь, что примерно в 7 км от Великого Новгорода. Туристы и паломники круглый год едут сюда толпами. Одних привлекает многовековая история обители, другие просят помощи у преподобного Варлаама Хутынского. Но обо всем подробнее. Согласно летописным источникам, Варлаамо-Хутынский монастырь был заложен в 1192 г. уже упомянутым монахом Варлаамом. Усилиями аскета на этом месте был воздвигнут каменный храм во имя Преображения Господня, который просуществовал до начала 16 века. На его месте был построен Спасо-Преображенский собор. Величественный храм украшает женский монастырь и по сей день.

Изначально это была мужская обитель, но в 1920 г. жизнь в Варлаамо-Хутынском монастыре внезапно остановилась. Собор и монастырские помещения закрыли, а ее настоятелей и служителей предали жестоким гонениям. Чтобы храм и корпуса обители не пустовали, здесь сначала размещалось училище для военных, а затем и вовсе психиатрическая больница. В годы войны Варлаамо-Хутынский монастырь неоднократно становился мишенью в бомбежках и победу над фашистами встретил в полуразрушенном состоянии. Но даже в мирное время здесь мало что изменилось. Многие десятилетия обитель простояла в запустении, без ремонта и реконструкции.

Лишь в 1994 г. в обители стала зарождаться монашеская жизнь. Причем служение стали нести не монахи, а монахини. Во многом благодаря их стараниям сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь встречает верующих в обновленном и достойном виде. Как уже было сказано выше, главная святыня обители — мощи преподобного Варлаама Хутынского. Но мало кто уезжает отсюда, не побывав на могиле известного поэта и государственного деятеля 18 века Гавриила Державина. Он покоится недалеко от главного собора вместе с супругой — Дарьей Дьяковой.

Время работы Варлаамо-Хутынского монастыря: ежедневно с 9:00 до 20:00. Богослужения в будние дни совершаются в 7:30 и в 18:00, в воскресенье и в праздничные дни — в 9:00 и в 18:00. При монастыре работает паломнический центр, который занимается организацией трансфера и размещения туристов. Связаться с паломническим центром можно по следующим телефонам: +7 (81-62) 74-96-02, +7 (921) 20-15-641.

Как добраться

До Варлаамо-Хутынского монастыря можно добраться самостоятельно. Для этого нужно прибыть на автовокзал Великого Новгорода и там пересесть на автобус № 121, который доставляет туристов до деревни Хутынь.

Варлаамо-Хутынский монастырь

Варлаамо-Хутынский монастырь — (Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский (ранее — мужской) монастырь) находится на правом берегу реки Волхов в Новгородском районе Новгородской области, в 7 км от Великого Новгорода и 3 км от Кречевиц.

Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благославляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. После присоединения Новгорода к Москве был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.

В 1462 году в Хутынский монастырь приехал Иван Васильевич III дабы поклониться святым мощам и по легенде стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опалившие стену и южную дверь иконостаса. Иван Васильевич в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причем из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, царь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опаленная дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.

В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.

В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своем доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в свое последнее пристанище. Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Кремле. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.

Монастырь был закрыт в 1925 году. C 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

Рубрики

  • Живопись (2446)
  • Фото (1218)
  • Цветы (1146)
  • Женский образ (978)
  • Стихи (972)
  • Натюрморты в живописи (873)
  • Розы (682)
  • Мой любимый Петербург (616)
  • Петербург в фотографии (255)
  • Прогулка по городу (161)
  • Петербург в живописи (144)
  • Художники Петербурга (98)
  • Стихи о Петербурге (36)
  • Дворцы Петербурга (31)
  • Прогулка в прошлое (28)
  • Связь времён (17)
  • Дома Петербурга (15)
  • Cоборы Петербурга (15)
  • Фестиваль цветов (13)
  • Мои фотографии (458)
  • Искусство (458)
  • разное (157)
  • Фарфор (77)
  • Украшения (50)
  • Серебро (37)
  • Скульптура (34)
  • Вазы (33)
  • Стекло (26)
  • Одежда (22)
  • Шитьё (20)
  • Камни (18)
  • Часы (12)
  • Шоколад (12)
  • Федоскинская миниатюра (11)
  • Керамика (10)
  • Резьба по кости (10)
  • Мебель (7)
  • Арт-нуво (7)
  • Бронза (4)
  • Витражи (4)
  • Шерстяные картины (3)
  • Жостово (3)
  • Хохлома (2)
  • Ростовская финифть (2)
  • Мозаика (1)
  • Палех (1)
  • Гжель (1)
  • Петриковская роспись (1)
  • Музыка (452)
  • Видео (411)
  • Фотонатюрморты (379)
  • Акварель (326)
  • Личное (293)
  • Пейзажи в живописи (282)
  • Это интересно (217)
  • Из сокровищ Эрмитажа (211)
  • Мудрость,афоризмы (180)
  • Мои путешествия (175)
  • Православие (174)
  • Графика (173)
  • Юмор (158)
  • Сады и парки (156)
  • Фотопейзажи (144)
  • История (99)
  • Притчи (83)
  • Великие художники (80)
  • Батик (79)
  • Великие люди (75)
  • Моё творчество (61)
  • Сирень в живописи (58)
  • Актёры театра и кино (57)
  • Кулинария (56)
  • Поздравления (51)
  • сирень в фото (43)
  • Ретро (35)
  • Для оформления (33)
  • Плейкаст (29)
  • Композиторы (26)
  • Города (26)
  • Наши знаменитости (25)
  • Уроки-ликбез (24)
  • Моё настроение (23)
  • Архитектура мира (14)
  • Фракталы (11)
  • Рассказы о шедеврах живописи (8)
  • Эпиграммы (4)
  • Уроки по фотошоп (3)

Статистика

Варлаамо-Хутынский монастырь

Понедельник, 20 Июля 2009 г. 02:06 + в цитатник

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский (ранее — мужской) монастырь находится на правом берегу реки Волхов в 10 км от Великого Новгорода. Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Вот сюда-то и уединился для молитвы монах Варлаам. Увидев луч света, идущий из чащи леса, он решил, что это — знамение Божие, и что именно здесь нужно поселиться. Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня «в память того небесного света, который осенил его здесь».

Построенный храм Варлаам обогатил как церковной утварью, так и другими вкладами для рождающегося монастыря. При освящении церкви 6 августа 1192 года архиепископ Григорий возвел Варлаама в сан игумена. Преподобный Варлаам прожил всего год в основанном им монастыре. За это время он избрал преемника себе в игуменстве Антония, который впоследствии стал основателем другого новгородского монастыря — Свято-Троицкого Дымского. Через год после основания своей обители Преподобный Варлаам скончался и был погребен самим архиепископом Григорием 6 ноября 1193 года в Спасо-Преображенской церкви, где его мощи пребывают и по сей день.

В середине XV века новгородский архиепископ Евфимий Второй освидетельствовал святые мощи Варлаама Хутынского. Гроб старца был открыт, и мощи преподобного в нем были найдены нетленными.

Вскоре после того Хутынский монастырь посетил великий князь Иоанн Васильевич Третий. Войдя в собор Преображения, князь пожелал увидеть нетленные мощи святого Варлаама, но сделать это ему не удалось. Когда крышку саркофага приподняли, из гроба полыхнуло пламя настолько сильное, что, как свидетельствовали очевидцы, от него едва не загорелась деревянная храмовая дверь. Князь Иоанн в испуге бросил возле саркофага жезл и выбежал из церкви. Как впоследствии это событие описали лето писцы, князь «чудесно пораженный удалился».

Иоанн Васильевич Третий положил отсчет богатым вкладам и пожертвованиям Хутынскому монастырю от российских князей и царей. Собственные вклады в новгородскую обитель делали Дмитрий Пожарский, Василий Шуйский и многие другие исторические личности России, вплоть до Петра Великого.

Несмотря на скорую кончину Преподобного Варлаама, построенный им Преображенский собор и монастырь вокруг него не пришли в запустение, а, наоборот, обитель все больше расширялась и благоустраивалась. Ее основатель был очень почитаем как среди монахов, так и среди всех новгородцев, а позже и на всем северо-западе Руси, так как и при жизни, и после своей смерти преподобный Варлаам прославился своими чудесами и исцелениями. С почитанием этого святого связано много житийных преданий, дошедших до нас. В одном из них рассказывается о том, как в первую пятницу Петрова поста (в июне месяце) выпал снег и преподобный Варлаам приехал в Новгород навестить архиепископа на санях. Это свое чудесное посещение Великого Новгорода преподобный предсказал, немало удивив этим князя. По молитвам Преподобного Варлаама внезапное похолодание не только не погубило уже начавшую цвести в начале лета рожь, а, наоборот, способствовало богатому урожаю: ударивший мороз истребил вредных насекомых, поразивших злаки. В ознаменование этого чуда была установлена торжественная служба в святой обители с крестным ходом вокруг ее стен. Эта традиция существует и по сей день. Другая легенда повествует, что если в Новгородских землях наступала засуха или становилось очень дождливо, то горожане во главе с архиепископом совершали крестный ход в Хутынский монастырь, и по молитвам Преподобному Варлааму устанавливалась благоприятная погода.

В 1611 году Хутынский монастырь стал штаб-квартирой шведов, напавших на Великий Новгород, и это спасло православную обитель от шведского нашествия. Тем не менее, захватчики увезли с собой более 139 фунтов серебра с гроба Варлаама-чудотворца и жемчуга на 58 рублей.

В 1764 году обитель в Хутыни получила первый монастырский класс.

В 1816 году в Богословском приделе собора Преображения Господня был, согласно завещанию, захоронен поэт Гаврила Державин.

После революции, в двадцатых годах минувшего столетия, монастырь разграбили. Тем не менее, он не прекратил своего существования


Такое складирование дров я здесь увидела впервые.

ГОРОЧКА ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА, которая была нанесена его скуфьею. Здесь излечиваются болезни ног. Чтобы это произошло, следует босиком по ходу солнца, с молитвой трижды обойти горочку.

ЧАСОВНЯ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА.
При жизни, как и после смерти, преподобный Варлаам прославился чудесными исцелениями страждущих, изгонял бесов и даже возвращал к жизни умерших.


Монастырские цветы

Возрождение монастыря началось ранней весной 20 апреля 1994 года с первыми насельницами. За короткий срок буквально из руин восстановлены основные храмы и строения монастыря. В настоящее время Варлаамо-Хутынский монастырь выделяется своей цельностью и ухоженностью, является любимым местом паломничества православных не только из соседних регионов, но и со всей России. Святая обитель Преподобного Варлаама становится одним из центров возрождающейся русской духовности.

Рубрики: Православие
Мои путешествия
Мои фотографии

Метки: варлаамо-хутынский монастырь

Процитировано 9 раз
Понравилось: 1 пользователю

Монастырь Варлаамо-Хутынский: отзывы, адрес, как доехать, расписание богослужений, фото

Варлаамо-Хутынский монастырь, расположенный в семи километрах от Новгорода, раньше был мужским, а ныне он женский. Главной святыней храма испокон веков считаются мощи его основателя — преподобного Варлаама. Однако никто не уезжает отсюда, не посетив могилу известного русского поэта и государственного деятеля восемнадцатого века Гавриилы Державина. Он похоронен недалеко от главного собора, рядом со своей супругой Д. Дьяковой.

Точное месторасположение этой святой обители – северная окраина небольшой новгородской деревеньки, по названию которого и назван сам храм. Монастырь Варлаамо-Хутынский возвышается на красивом берегу Волхова. Эта река так величава и неспешна, что местами больше похожа на стоячий обширный пруд.

Варлаамо-Хутынский монастырь, знакомый паломникам со всей России, находится всего в нескольких километрах от Новгородского кремля. Еще издалека видны его серебряные купола, а подъехав поближе, можно увидеть и сам белоснежный собор, стоящий на крутом берегу реки Волхов.

Исторически монастырь являлся мужским, но сегодня его приходится возрождать женщинам. В 1994-м году сюда из Пюхтицкой обители перешли четыре послушницы с матушкой Алексией. В настоящее время здесь живет и трудится, ежедневно молясь, около сорока насельниц.

Сегодня Варлаамо-Хутынский монастырь считается одним из самых посещаемых мест для паломничества на северо-западе нашей страны. Каждое воскресенье сюда приезжает несколько автобусов из столицы и Петербурга, Белгорода и Воронежа, из многих других городов не только России, но и Украины. Паломников в монастыре привлекают не только мощи преподобного, но и горка, которую нанес этот святой, используя только свою скуфейку. Интересно, но землю с нее брать не разрешается. Здесь рассказывают, что к одной из женщин, забравшей горстку земли, во сне пришел разгневанный Варлаам и повелел отнести взятое обратно. До нас дошел и колодец, который вырыл преподобный. Считается, что вода в нем не только очень вкусная, но и целебная. Многие приезжают за этой водой, особенно когда наступает сезон зимних заготовок.

Варлаамо-Хутынский монастырь, отзывы о паломничестве в который полны теплых воспоминаний, пережил на протяжении своей многовековой истории существования и взлеты, и падения. Более того, он славится чудесами, которые происходили при мощах его основателя – Варлаама преподобного. Первое упоминание о монастыре относится к 1192 году.

Его основатель подвизался в деревеньке Хутынь достаточно давно, задолго до того, как здесь появился монастырь Варлаамо-Хутынский. Место это в те времена было довольно мрачным. Удаленное от Новгорода на несколько верст, оно имело дурную славу. Берега реки Волхов, обильно поросшие лесом, внушали местным жителям суеверный страх. Поговаривали, что в этих местах властвует нечистая сила и есть много змей. Видимо, поэтому и название свое этот новгородский пригород имел соответствующее — Хутынь, подразумевающее «худое место». Однако преподобный Варлаам, не испугавшись дурной молвы, все-таки решил поселиться именно здесь. В этом мрачном и глухом лесу ему пришло знамение – яркий луч света, исходивший из самой глубины непроходимой чащи. И именно это вселило в него надежду. Согласно легенде преподобный запретил змеям приближаться к обители ближе чем на двенадцать верст. Поэтому до сих пор ни одна рептилия здесь больше не появилась. В память об этом самую первую церквушку монастыря освятили в честь Преображения Господня.

Основатель

Будучи в мирской жизни достаточно богатым человеком, преподобный Варлаам потратил немалые средства на открытие и благоустройство Хутынской обители. Историки указывают, что монастырь Варлаамо-Хутынский получил от него по завещанию целых два села с холопами, а также несколько «пожень и ловель». Таким образом, преподобный заложил основу будущего благосостояния обители, потратил немало труда и на ее духовное процветание. Именно Варлаам первым воспитал целую плеяду подвижников, которые впоследствии стали достаточно выдающимися деятелями.

Заслуги преподобного Варлаама

Но буквально через несколько месяцев после освящения храма, который тогда назывался Спасо-Преображенским, преподобный Варлаам скончался. Произошло это в 1192 году. Погребал его сам архиепископ. Это, по мнению историков, являлось свидетельством огромного уважения, которым пользовался игумен в Новгороде. После его смерти монастырь Варлаамо-Хутынский продолжал действовать, он не пришел в состояние упадка. Напротив, огромными стараниями учеников преподобного он все больше укреплялся и обустраивался.

Считается, что своей внешней красотой и величавостью обитель обязана вкладам, которые делали состоятельные новгородцы, высоко чтившие преподобного Варлаама. К большому сожалению, крайне мало сохранилось документальных сведений о самом раннем периоде существования этого монастыря. Поэтому сегодня сложно представить все те приобретения, которые тогда делались. Это затруднено и потому, что ни одна из построек, датируемых тем временем, в том числе и Спасо-Преображенский храм, не сохранилась.

Жизнь первых насельников

Считается, что преподобный Варлаам, который был человеком «книжным» и воспринимавшим христианские традиции древней Византии полностью, установил в обители общежительный устав. Некоторые историки считают данное утверждение всего лишь догадкой, поскольку самые ранние летописи, рассказывающие о монашеской жизни в монастыре, относятся к шестнадцатому веку. Их дал в своих «Записках о Московии» Зигмунд фон Герберштейн, который рассказывает, что настоятель, имевший общую трапезу с братией, всегда советовался с несколькими старшими иноками, прежде чем выносить важные вопросы на обсуждение других насельников.

Удивительные факты

Варлаамо-Хутынский монастырь, фото которого свидетельствуют о величавости этого храма, как общерусская святыня был возвышен во второй половине пятнадцатого столетия. Уже с 1460 года к мощам преподобный Варлаама начали совершаться паломничества. Почтить его приходил и великий князь Василий II со своими сыновьями Андреем и Юрием. В том 1460 году у мощей преподобного Георгию Тумгеню — княжескому постельничему – было даровано исцеление.

А спустя несколько лет, в 1471 году, в монастыре происходит событие, о котором до сих пор новгородцы вспоминают с большим удовольствием. Великий князь Иоанн III, пожелавший открыть мощи Варлаама, был посрамлен. Когда по его велению начали раскапывать могилу святого, вырвавшийся прямо из земли огонь опалил стену и дверь иконостаса. Великий князь со страхом убежал, а его сгоревший посох и часть алтаря еще долго хранились в ризнице монахов.

Одна из самых известных русских святынь

Именно это событие стало причиной того, что сегодня преподобный стал наравне с Сергием Радонежским наиболее известным на Руси святым. И хотя монастырь после присоединения Новгорода к Москве утратил некоторую часть своих имений, он все равно оставался одним из богатейших в епархии, уступая только Юрьеву.

В 1540 году храм пострадал от пожара, который начался у чудотворцева гроба. Сгорело все, начиная от икон и заканчивая входной дверью. Но монастырь недолго бедствовал: на восстановление очень быстро было собрано достаточно средств, львиную долю которых пожертвовала местная знать. Очень скоро Спасо-Преображенская обитель стала еще красивее, чем была раньше.

Спустя несколько десятилетий, в 1611 году, монастырю пришлось пережить более тяжелое испытание. Во время нашествия шведов, предводителем которых был Якоб Делагарди, именно Хутынская обитель была выбрана для устройства штаб-квартиры чужеземцев. И нужно сказать, вели себя шведы в ней довольно бесцеремонно. Историками их действия прямо называются ограблением. И это действительно так: даже раку преподобного Варлаама шведы не пощадили, сняв с нее все серебро.

В середине семнадцатого века, после изгнания захватчиков, было принято решение о разборе древнего Спасо-Преображенского собора и о строительстве каменного сооружения. Выстроенный на прежнем месте, и сегодня поражает своим величием Варлаамо-Хутынский монастырь.

Как доехать

В отличие от многих других российских церквей и храмов эта обитель вполне доступна для приезда сюда на общественном транспорте. Варлаамо-Хутынский монастырь, адрес которого: Новгородская область, пос. Хутынь, является местом, куда на праздники съезжаются тысячи верующих. Добраться до него не составляет труда. Из Новгорода с автовокзала до Хутыни довольно регулярно курсирует автобус № 121.
На автомашине из областного центра можно добраться, если двигаться по Большой Московской улице. На пересечении с улицей Державина следует повернуть направо и, добравшись до указателя на Хутынь, поехать налево. Через несколько минут будет развилка, которая приведет на Монастырскую улицу. Она-то и выведет прямо на Варлаамо-Хутынский монастырь.

Расписание богослужений

Ежедневно в стенах храма проводится общая утренняя молитва и полунощница, а также акафист и литургия, которая начинается в половине седьмого утра. После окончания обедни в храме и в часовне преподобного Варлаама, а также у его колодца служат молебны. Вечернее богослужение начинается в 18 часов. По воскресеньям в вечерние часы в главном соборе перед мощами преподобного Варлаама читается акафист.

Праздники и особые дни в монастыре связаны в основном с именем его основателя. Память преподобного празднуется 19 ноября и в первую пятницу во время Петрова поста. Престольный праздник Преображение Господне в обители проходит 19 августа.

Впечатления паломников

Настоятельницей является матушка Алексия. Именно ею был благословлен сбор пожертвований от прихожан на строительство часовни на горке, которую возвел собственноручно преподобный, основавший Варлаамо-Хутынский монастырь.

Отзывы о посещении этого святого храма полны тепла и любви. Многие отмечают отличный хор прихожан, который поет в пюхтицких традициях. Полюбился паломникам и отец Макарий. Варлаамо-Хутынский монастырь гордится своим духовником. И хотя батюшка еще очень молод, он, судя по отзывам, имеет дар любить и утешать. Сколько бы сюда ни приезжало паломников, у него для каждого найдется доброе слово и улыбка, каждого он, как рассказывают посетители монастыря, благословит, а на горочке помажет маслицем после молебна каждого, кто пришел в Варлаамо-Хутынский монастырь. Макарий настолько полюбился паломникам, что они его в шутку зовут гидромонахом. Дело в том, что каждому из них он может уготовить ведро воды из знаменитого местного колодца, причем независимо от погоды или времени года.

На территории монастыря, на небольшом холме, находится часовня св. Варлаама. Ходят легенды, что, если походить по горке босыми ногами, пройдут все хвори. Многие рассказывают, что им не хотелось оттуда уходить, поскольку там какая-то волшебная и просто нереальная атмосфера, которую словами не передать.

Варлаамо-Хутынский монастырь находится в таком живописном месте, где все вокруг кажется просто сказочным. Даже воздух здесь особенный. А служительницы, судя по отзывам, встречают каждого гостя с таким радушием и гостеприимством, что человек ощущает себя как дома.

Ссылка на основную публикацию