Валаамский спасо преображенский мужской монастырь

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился со слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь

История

Современные исследователи относят основание монастыря к нач. XIV в. Уже к XV-XVI вв. монастырь стал широко известен на Руси. Из числа валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей на Руси: Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий, Герман Аляскинский, Антипа Валаамский. Большую любовь к обители имел свт. Игнатий (Брянчанинов).

С 1917 по 1940 г. Валаам территориально принадлежал Финляндии. В начале 1940 г. братия эвакуировалась в Финляндию.

14 декабря 1989 г. первые шесть иноков прибыли на остров для возрождения монашеской жизни.

В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю присвоен статус ставропигиального.

Храмы

Спасо-Преображенский собор, надвратный храм свв. апп. Петра и Павла, храм в честь Валаамской иконы Божией Матери, храм Успения Божией Матери, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и храм в честь Живоначальной Троицы.

Святыни

Мощи прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, в нижней церкви Спасо-Преображенского собора под спудом (память 28 июня/11 июля, 11/24 сент.); мощи прп. Антипы Валаамского (память 28 дек./10 янв.); чтимый список Валаамской иконы Божией Матери.

Православные Русские обители/Валаамский Спасо-Преображенский монастырь/ДО

Точность Выборочно проверено
← Выборгская губернія «Православныя русскія обители» — Валаамскій Спасо-Преображенскій монастырь
авторъ П. П. Сойкинъ (составитель)
Аврааміевскій скитъ при Валаамскомъ монастырѣ →
Источникъ: П. П. Сойкинъ (составитель). «Православныя русскія обители». — С.-Петербургъ: Книгоиздательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 102 — 107.

живописными группами цѣлый рядъ болѣе мелкихъ острововъ, числомъ около 40, образующихъ вмѣстѣ съ центральнымъ Валаамскимъ островомъ цѣлый архипелагъ, окружностью въ 30 верстъ. Всѣ они по своему геологическому строенію представляютъ изъ себя сплошныя массы темносѣраго гранита, который отъ дѣйствія различныхъ атмосферныхъ вліяніи медленно разрушается и превращается въ почву, годную для обработки. Вершины горныхъ гранитныхъ кряжей покрыты густыми хвойными лѣсами. Вообще природа Валаамскихъ острововъ отличается суровостью и дикимъ, негостепріимнымъ видомъ. И нужна была вся неутомимость, вся желѣзная энергія многочисленныхъ поколѣній валаамскихъ иноковъ, чтобы на дикихъ гранитныхъ скалахъ создать цвѣтущій, кипящій жизнью центръ монашества на сѣверѣ, создать, и вознести на недосягаемую высоту знаменитую обитель, которая съ многочисленнымъ рядомъ примыкающихъ къ ней скитовъ по справедливости заслужила названіе «Сѣвернаго Аѳона».

Но дикіе, не отличающіеся ни богатствомъ, ни разнообразіемъ красокъ ландшафты Валаамской природы очаровываютъ взоръ наблюдателя своей особенной, своеобразной, величественной красотой. Гранитныя [104] массы острововъ, изрѣзанныя озерами и живописными проливами, частью блещущія вѣчно-зеленымъ покровомъ хвойныхъ лѣсовъ, частью выступающія на необъятной шири озера черными, отвѣсными, какъ стѣна, скалами, образуютъ такую величавую картину, которая по красотѣ не уступаетъ видамъ даже Швейцаріи. И среди всей этой живой красоты, невольно возвышающей душу въ высь, къ красотѣ міра горняго, пріютились многочисленныя обители иноковъ въ полной тиши и уединеніи. Мірскихъ селеній на Валаамѣ совершенно нѣтъ. Ближайшіе населенные къ монастырю берега материка отстоятъ отъ него на 25 верстъ, а ближаишій городъ Сердоболь — на 45 вер. Бурныя воды Ладожскаго озера, которое даже въ зимнее время не бываетъ спокойнымъ и часто взламываетъ сковывающіе его льды, отдѣляютъ Валаамъ отъ суетливаго, мятущагося міра людей и препятствуютъ проникнуть въ него всему земному и грѣховному.

Начало иноческой жизни на Валаамѣ относится къ самымъ отдаленнымъ временамъ, къ тому періоду, когда надъ Русской землей во всей силѣ парилъ еще мракъ язычества. Много язычниковъ было и на Валаамѣ, гдѣ стояло даже языческое капище въ честь главнаго бога нашихъ предковъ Перуна. Существуетъ преданіе, что апостолъ Андрей Первозванный, прошедшій съ проповѣдью евангелія славянскую землю отъ Кіева до самого Балтійскаго побережья, посѣтилъ островъ Валаамъ, благословилъ его каменнымъ крестомъ и положилъ здѣсь первые начатки христіанской вѣры, которая, постепенно развиваясь, привела къ зарожденію иноческой жизни. Иночество возникло здѣсь задолго до св. князя Владиміра и матери его св. Ольги, приблизительно въ концѣ IX вѣка. Основателемъ монашества на Валаамѣ былъ св. Сергій, — священноинокъ, который долгое время подвизался здѣсь, ревностно трудясь въ то же время надъ распространеніемъ вѣры Христовой среди мѣстныхъ язычниковъ. Преемникомъ его былъ св. Германъ, который устроилъ тутъ первую монашескую общину, почему вмѣстѣ съ Сергіемъ и считается основателемъ монашества на сѣверѣ. Дѣло иночества, начатое свв. Сергіемъ и Германомъ, продолжало преуспѣвать и послѣ ихъ смерти, и къ половинѣ X вѣка Валаамская обитель подъ управленіемъ игумена ея преп. Авраамія Ростовскаго пріобрѣла большую извѣстность и вліяніе на сѣверѣ. Въ дальнѣйшей продолжительной нсторіи своего существованія Валаамскій монастырь претерпѣлъ много разнообразныхъ измѣненій и бѣдствій. Его исторія является тѣсно связанною съ исторіею всей Русской земли. Бѣдствія и невзгоды Россіи отражались и на Валаамской обители; по мѣрѣ того, какъ крѣпло и развивалось Русское государство, крѣпла и развивалась и обитель. Бѣдствія для обители начались еще въ XI вѣкѣ; когда она была разорена шведами. Впрочемъ, монастырь вскорѣ [105] оправился и въ продолженіе XII, XIII и XIV вѣковъ достигь даже значительнаго процвѣтанія, такъ что именовался въ то время «честною и великою лаврою». Но затѣмъ опять начался періодъ бѣдствій. Въ концѣ XVI столѣтія шведы вновь разрушили его и убили 34 инока, имена которыхъ доселѣ ежегодно 20 февраля поминаются въ обители. Вскорѣ затѣмъ страшный моръ и новыя нападенія въ конецъ подорвали обитель, такъ что она запустѣла. Возобновившись по милости царя Ѳеодора Іоанновича, она продолжала дѣло своего благоустройства, но въ 1611 году шведы овладѣли Валаамомъ и до основанія сожгли весь монаетырь, а братію частію убили, а частью разогнали. На островѣ поселились шведы и господствовали здѣсь сто слишкомъ лѣтъ, а монастырь столько же времени былъ въ совершенномъ запустѣніи.

Послѣ того какъ побѣдоносными войсками императора Петра I шведы были изгнаны изъ Сѣверной области, настало время возстановленія многострадальной обители. Въ 1715 году, по ходатайству архимандрита Кирилло-Бѣлозерскаго монастыря Иринарха, Петръ I далъ указъ о возобновленіи Валаамскаго монастыря. Трудами архимандрита Иринарха и на средства Бѣлозерскаго монастыря Валаамская обитель возродилась къ новой жизни. Дѣятельная поддержка русскихъ государей, въ особенности императрицы Елизаветы Петровны, дала монастырю твердую почву для укрѣпленія и развитія своего благосостоянія, а неутомимая, самоотверженная дѣятельность его иноковъ и настоятелей возвысила это благосостояніе до той высокой степени процвѣтанія, на какой она находится въ настоящее время.

Еще издали съ озера, за нѣсколько десятковъ верстъ при приближеніи кь Валаамскому монастырю виднѣются его величественные храмы съ блестящими куполами и обширныя монастырскія зданія. Монастырь расположенъ на обширной плошадкѣ огромной гранитной скалы, куда снизу ведетъ лѣстница съ 62 ступенями, высѣченными въ скалѣ.

Храмовъ въ монастырѣ четыре. Главный соборный храмъ двухъэтажный, въ честь Преображенія Господня. Здѣсь обращаетъ на себя вниманіе старинный Нерукотворенный 06разъ Спасителя въ серебряномъ окладѣ; въ него врѣзанъ небольшой крестъ, въ который вложены частицы Животворящаго [106] Креста Господня, часть камня Гроба Господня и 23 частицы мощей различныхъ святыхъ, имена которыхъ обозначены на оборотѣ иконы. Въ нижнемъ этажѣ этого храма помѣщается престолъ во имя преп. Сергія и Германа, Валаамскихъ чудотворцевъ. Здѣсь у второй колонны съ правой стороны почиваютъ подъ спудомъ ихъ нетлѣнныя мощи. Надъ мощами устроена серебряная рака. Остальные храмы въ честь Успенія Пресвятой Богородицы и двухэтажный свв. апостоловъ Петра и Павла: вверху — во имя Живоначальной Троицы и внизу — Живоноснаго Источника. Заслуживаетъ вниманія высокая монастырская колокольня 33 саж. въ вышину. На ней виситъ огромный колоколъ въ 1000 пудовъ, вылитый въ честь ап. Андрея Первозваннаго.

Изъ церкви Успенія крытая галлерея ведетъ въ замѣчательную ризницу монастыря. Здѣсь хранится много предметовъ, имѣющихъ высокій религіозный и историческій интересъ. Изъ нихъ замѣчательны два напрестольныхъ креста съ частицами св. мощей, образъ Казанской Божіей Матери съ частицею ризы Богоматери, образъ 26 святыхъ съ частицами ихъ мощей и т. п. Много здѣсь также различныхъ старинныхъ свв. одеждъ и церковной утвари, жалованной царями и знатными лицами. Въ библіотекѣ хранится много старопечатныхъ книгъ старинной московской печати XVII вѣка; всѣхъ хранящихся здѣсь книгъ больше 12,000 томовъ. Изъ нѣсколькихъ старинныхъ синодиковъ здѣсь особенно обращаетъ на себя вниманіе синодикъ Іоанна Грознаго. Есть также нѣсколько древнихъ рукописей.

На площадкѣ противъ святыхъ воротъ стоитъ мраморно-гранитная часовня Царская, воздвигнутая въ память посѣщенія Валаама императоромъ Александромъ II въ 1858 году, Съ сѣверной стороны монастыря подъ густою тѣнью вѣковыхъ кленовъ пріютилось старое братское кладбище, обнесенное каменною оградою. Здѣсь находится могила, въ которой, по преданію, погребенъ шведскій король Магнусъ II Смекъ. Въ 1371 году онъ, потерпѣвши отъ бури кораблекрушеніе, былъ прибитъ волнами къ Валаамскому острову и, видя въ своемъ спасеніи перстъ Божій, остался въ монастырѣ, принялъ схиму и здѣсь погребенъ. На могилѣ его есть надпись, составленная стихами.

Въ монастырѣ введенъ строгій уставъ на подобіе Саровской пустыни. Въ богослуженіи употребляется старинный столповой папѣвъ. Управляетъ обителью игуменъ, избираемый изъ монастырской братіи.

Крестные ходы совершаются 29 іюня кругомъ монастыря съ совершеніемъ литіи на братскомъ кладбищѣ, 1 августа тоже вокругъ монастыря съ освященіемъ воды въ Монастырскомъ заливѣ и въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ. При монастырѣ имѣются большая гостинница для богомольцевъ и странноприімный домъ. Обитель посѣщаютъ всегда множество [107] богомольцевъ, особенно 28 іюня и 15 августа, когда число ихъ доходитъ до 4,000.

Самый удобный путь на Валаамъ лежитъ черезъ Петербургъ, отъ котораго онъ отстоитъ на 200 верстъ. Съ половины мая и до конца сентября между Петербургомъ и Валаамомъ совершаются правильные пароходные рейсы.

Къ Валаамскому монастырю примыкаетъ цѣлый рядъ приписанныхъ къ нему скитовъ.

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.


Храмы монастыря:
1. Собор Спаса Преображения
2. Церковь Валаамской иконы Божией Матери
3. Церковь Петра и Павла
4. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
5. Церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной
6 Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы
7. Часовня иконы Божией Матери «Знамение»
8. Часовня иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
9. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы

Другие постройки и сооружения:
10. Келейный корпус (1785-1801 гг.)
11. Келейный корпус (1785-1801 гг.)
12. Хозяйственные постройки
13. Настоятельский корпус (1785-1801 гг.)
14. Западные ворота
15. Трапезная и кухня (1785-1801 гг.)
16. Галерея-переход
17. Рухольня и кельи духовника (1801-1837 гг.)
18. Гостиница (1801-1837 гг.)
19. Канцелярия (1801-1837 гг.)
20. Больничные палаты и кельи для престарелых (1801-1837 гг.)
21. Больничные палаты и кельи для престарелых (1801-1837 гг.)
22. Библиотека (1801-1837 гг.)
23. Монастырская лавка
24. Монастырская постройка
25. Причал
26. Некрополь (старое братское кладбище)

Примечание: Назначение сооружений дано большей частью по следующему источнику: Игнатий (Брянчанинов). “Посещение Валаамского монастыря”, публикация — http://valaam.ru/ru/bryanchaninov/

Храмы монастыря, не вошедшие в план:

Скиты монастыря:

  • Гефсиманский скит в 1,5 км к юго-западу от монастыря
  • Воскресенский скит в 1,7 км к юго-западу от монастыря
  • Никольский скит в 0,6 км к северо-западу от монастыря, на о. Никольском
  • Скит Всех Святых в 1 км к западу от монастыря, на о. Скитском
  • Смоленский скит в 1 км к юго-западу от монастыря, на о. Скитском
  • Предтеченский скит в 1,7 км к западу от монастыря на о. Предтеченском
  • Скит Александра Свирского в 3,5 км к северо-востоку от монастыря, на о. Святом
  • Коневский скит в 1 км к юго-западу от монастыря
  • Ильинский скит в 5 км к северо-востоку от монастыря, на о. Лембос
  • Германовский скит в Питкярантском р-не Республики Карелия
  • Авраамиевский скит в 3,5 км к югу от монастыря
  • Владимирский скит (Резиденция Патриарха) в 1 км к югу от монастыря
  • Сергиевский скит на о. Путсаари
  • Серафимиевский скит на Порфирьевском острове
  • Тихвинский скит в 25 км к юго-западу от монастыря, на о. Воссинансаари (утрачен)

Подворья монастыря:

Согласно валаамскому преданию, первый из учеников Христовых — Св. Андрей Первозванный, просвящая славянские народы, отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Монастырь был основан в Х веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже XV-XVIв.в. монастырь именовался «великою Лаврою».

В XVIII в. строителем Валаамской обители был определен иеромонах Назарий, старец-подвижник из Саровской обители. Важнейшим делом Назария было строительство каменного пятиглавого Преображенского собора и ограждающего его каре келейных корпусов с Успенской (1785г.) и Никольской (1793г.) церквями по собственному плану. По своей архитектуре и принципам построения Преображенский собор был близок собору Саровской пустыни и Византийских монастырей. Внешнее каре монастырских корпусов с надвратными церквями во имя Святых Апостолов Петра и Павла (1805г.) и больничной во имя Божией матери «Живоносный Источник» (1814г.) было построено при приемнике о. Назария — игуменом Иннокентием. В 1887 году происходит закладка нового собора — Преображенского. При его строительстве использовался как старый кирпич из разобранного собора, так и новый, изготовленный на двух валаамских кирпичных заводах. Проект составили епархиальный архитектор Г.И. Карпов и А.Н. Силин.

Монастырь неоднократно посещали императорские особы. В память об этом, возможно по проекту А.М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани лестницу была построена «Царская» часовня во имя иконы Божией Матери «Знамение» (1865г.). Как в закладке Преображенского собора, так и в освящении нижней, во имя преподобных Сергия и Германа (1892г.) и верхней, во имя Преображения Господня (1896г.) церквей участвовал Великий Князь Владимир Александрович. В память о его посещениях Валаама у пристани построена часовня во имя Божией матери «Всех Скорбящих радости» (1896г).

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, 1 класса, общежительный, на Ладожском озере, на острове Валааме, на вершине довольно высокой утесистой горы. Основан в первой половине XIV века. Основателями монастыря считаются преподобные греческие иноки Сергий и Герман (см. 28 июня). Монастырь не раз был сжигаем шведами и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.

Обитель состоит из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На самом большом из них и центральном красуется во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные (самые дальние верст 8-10) скиты: Авраамиев, Александро-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинский, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария. Монастырский соборный храм двухэтажный. Верхний храм — однопрестольный, в честь Преображения Господня, а нижний — двухпрестольный; главный придел во имя преподобных Сергия и Германа, а другой на правой стороне — во имя святого пророка Ильи. В нижнем храме, у второй колонны, почивают мощи основателей монастыря; над местом их упокоения установлена массивная серебряная рака. Скала, на которой построен собор, поднимается на 16 сажень над уровнем озера. Стиль постройки — византийский; колокольня — готической архитектуры, вышиною от уровня воды в 49 сажень; покрытая вызолоченными листами, она далеко видна с озера.

В монастыре принят устав Саровской пустыни; жизнь — строгая, с соблюдением самого строгого отшельничества в скитах; при богослужении употребляется древне-русский столповой напев; в скитах совершается неусыпное чтение псалтири по усопшим. В церкви Авраамиева скита у жертвенника в иконе хранится частица мощей преподобного Иакова Боровичского (см. 23 октября). В Александре-Свирском ските есть пещерка преподобного Александра (см. 30 августа), устроенная в расселине каменной скалы и по вместительности такова, что в ней один только не очень рослый человек может стоять выпрямившись и делать поклоны; в пещерке находится образ преподобного; близ самой церкви скита находится могила преподобного, осененная ныне гранитным крестом, которая, по сказанию, вырыта была собственными руками преподобного. Молочной пищи в этом скиту по уставу никогда не разрешается вкушать, рыбная же употребляется иногда в положенные дни.

В скиту женщинам дозволяется вход только в неделю Всех Святых; пища в этом скиту круглый год постная и даже в великие праздники иноки не вкушают скоромного масла и рыбы. В Предтеченский скит вход женщинам безусловно воспрещен. Недалеко от Коневского скита, с каменною церковью в честь Коневской Божией Матери, находится пустынька Дамаскина, бывшего несколько лет тому назад игуменом монастыря (+23 января 1881 года), это — келья, место обитания подвижника: в ней 4 маленькие комнатки, в одной из которых стоит деревянный некрашенный гроб, в котором строгий пустынножитель, для памяти смертной, полагал на краткие отдохновения многотрудное тело свое. Монастырские крестные ходы совершаются 1 августа и 29 июня — вокруг монастыря, а в неделю Всех Святых — в скит Всех Святых. В монастыре введено старчество. В монастырской библиотеке хранится синодик Иоанна Грозного с именем убиенных в опричину и среди многих старопечатных книг XVII века рифмованная псалтирь Симеона Полоцкого. При монастыре школа, больница, амбулатория, гостиница для богомольцев и разного рода мастерские. Монастырь имеет свои пароходы, на которых командиры и матросы — монахи. Во владении монастыря в Ладожском озере находится около 40 островов, которые занимают до 3100 десятин земли. Монастырю принадлежит в Москве (на 2-й Тверской — Ямской) подворье и часовня.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Сортавальского муниципального района (по состоянию на 15.04.2013 г.). Скит Авраамия Ростовского (остров Авраамиевский): 1) Дом настоятеля, келейный корпус; 2) колодец (1883 г.); 3) огород (конец 19 в.); 4) Поклонный крест на острове Дивный вблизи скита (конец 19 века, о.Дивный); 5) Церковь во имя Преподобного Авраамия Ростовского (1873 г.).

К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича. Монастырская усадьба включала в себя:

1. Соборную двухэтажную церковь о пяти главах, крытую железом, внутри украшенную великолепным и богатым иконостасом, с деревянными крестами, обитыми жестью. В верхнем этаже – храм во имя Преображения Господня, а в нижнем храм во имя преподобных Сергия и Германа, где почивают под спудом их святые мощи. 2. Церковь во имя Успения Божией Матери. 3. Церковь во имя апостолов Петра и Павла, над святыми вратами. 4. Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в северо-восточном углу. 5. Колокольню при соборной церкви. 6. Братские двухэтажные кельи по южной стороне от Никольской церкви, по западной – настоятельские, по северной – кухню и трапезу, по восточной – монастырские службы. 7. Здание поблизости от служб, обнесенное каменной оградой, в которой по правую сторону церкви апостолов Петра и Павла братские, а по левую – гостиные кельи, от юго-западного угла – больницу, а от северо-западного угла – три двухэтажных флигеля гостиных комнат. 8. Гостиные комнаты и купеческие лавки на западном берегу вне монастыря. 9. В трех километрах к юго-западу от обители скит, в котором находилась церковь во имя Всех святых, и шесть братских келий. 10. Скиты, построенные для валаамских пустынников.

На берегу Монастырской бухты расположена часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская часовня является памятником обретению святых мощей преп. Сергия и Германа Валаамских и избавлению обители от шведских набегов. Именно в этом месте причалило судно, доставившее на Валаам главную монастырскую святыню. Потом святые мощи были опущены в скалу на вершине горы, где и был построен монастырь. Первая часовня на этом крутом скалистом берегу появилась еще в 1825 году, однако в июле 1982 года она сгорела. Поскольку реставраторы уже успели ее обмерить, на месте сгоревшей часовни вскоре, в 1986 году, была поставлена ее точная копия.

Далее, по ходу следования к югу, расположена часовня во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости». Она была создана в 1896 году в память о посещениях Валаама Великим Князем Владимиром Александровичем — третьим сыном императора Александра II. Князь принимал участие в закладке Спасо-Преображенского собора и освящении его церквей в 1892 и 1896 годах. Часовня построена из валаамского кирпича с колоннами из красного и черного гранита на сером гранитном цоколе.

Ещё южнее, рядом с самим причалом расположена часовня Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в конце XVIII века. Благовещенская часовня относится к числу самых старых каменных строений на Валааме, ибо до середины 80-х годов XVIII века все здания монастыря были деревянными.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Авраамиевский скит. Освящен во имя прп. Авраамия Ростовского. Тип здания — скит. Архитектор Г. И. Карпов. Год 1873 (9.10), 1920 г. — разобран. Ктитор Ф. И. Тюменев.

В 2015 году исполнилось 1055 лет монашеского пострига преподобного Авраамия Ростовского на Валааме. В настоящее время Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь ведет работы по восстановлению исторического Авраамиевского скита.

«Восстановление и развитие валаамских скитов – очень важная задача, которую нам поставил Патриарх, – рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Святейший Патриарх отметил, что Валаам снова должен стать «Северным Афоном». Характерной особенностью Валаамского монастыря является то, что здесь существовали все формы монашеской жизни: общежитие – когда братия вместе проживает, участвует в богослужениях и послушаниях; скитская жизнь – более уединенная, молитвенная, отличающаяся строгим уставом, а также отшельничество – пустынножительство, пребывание в непрестанной молитве». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал восстанавливать островные исторические скиты. К их числу относится Авраамиевский скит.

Авраамиевский скит основан игуменом Дамаскиным. В скиту была часовня, капитально перестроенная архитектором Г.И. Карповым и освященная отцом Дамаскиным 9 октября 1873 г. В тот период в Авраамиевском скиту жили шесть монахов. Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли петербургского купца Ф.И. Тюменева. Он долгое время жил в скиту и подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио в Финляндии), а также частицу мощей св. Иакова Боровичского. Благотворитель похоронен на старом братском кладбище.

После получения Финляндией независимости на Валаам прибыли военные. В 1920–1930-х гг. рядом со скитом соорудили центральный форт Валаамского укрепрайона, входившего в линию Маннергейма. Во время войны 1939–1940 годов здесь находилась береговая артиллерия. Некоторые финские фортификационные сооружения сохранились до настоящего времени: форты, артиллерийские позиции в скалах, блиндажи и дзоты, казарменные постройки. В 1923 г. Валаамский монастырь пожертвовал Авраамиевскую церковь Тиурульскому приходу Финляндии.

В начале 20 века монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама, и 21 часовню.

На конец 2014 г. восстановлены десять из тринадцати скитов: скит во имя Святителя Николая Чудотворца (Никольский); скит во имя Всех Святых; скит во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Предтеченский); скит во имя Прп. Сергия Валаамского (Сергиевский); скит во имя Пророка Илии (Ильинский); скит во имя Преподобного Александра Свирского (Святоостровский); скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский); Гефсиманский скит; Воскресенский скит; скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский).

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

В алаамский центральный монастырь
и главный храм всего Валаама — Спасо- Преображенский собор.

Эта часовня «Всех скорбящих радости» встречает туристов первая. Она стоит прямо на пристани.

Валаам это земля святая. Остров неоднократно посещали императоры Александр I и Александр II, Путин и другие руководители страны )) Также приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Говорят Путин здесь венчался с Кабаевой (но может и врут что венчался. с Кабаевой. и что Путин).

Природа Валаама вдохновляла известнейших гениев творчества и науки: художники И.И. Шишкин (сосна которую он писал жива до сих пор), Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи, писатели и поэты Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев, А.Н. Апухтин, И.С. Шмелёв, Б.К. Зайцев, композиторы П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, учёные М.Н. Миклухо-Маклай, Д.И. Менделеев и множество других побывали здесь. В XIX веке во время своего путешествия по России остров посетил Александр Дюма-отец.

Хорошо известны валаамские пейзажи, написанные И.И. Шишкиным («Вид Валаама», 1860), А.И. Куинджи («На острове Валаам», 1873) и Николаем Рерихом («Святой остров», 1917). В 1970-х годах создал серию чёрно-белых линогравюр известный карельский художник-график А.И. Авдышев, посвятил Валааму ряд своих работ мастер объёмной резьбы по дереву, сортавальский художник Кронид Гоголев.

Главный собор Валаама стоит на горе, куда ведет гранитная лестница из шестидесяти двух ступеней.
именно там находится центральная усадьба монастыря.

Ступени с такими стяжками, которые ногами стерты с камнем вровень.

Центральная усадьба представляет собою два каре, образованных двух и трехэтажными жилыми и хозяйственными корпусами, расположенными один внутри другого.

Тут несколько церквей — Успенская, Никольская, церковь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», церковь во имя Живоначальной Троицы и надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла — во внешнем аре.
Большой Спасо-Преображенский собор и высокая многоярусная колокольня находится в центре. Его видно со многих точек острова, это его визитная карточка.

К этой «Знаменской» часовне я потом еще вернусь подробнее.

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. По одной из двух концепций возникновения монастыря спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство.

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор.

В 1719 году освящён деревянный Спасо-Преображенский храм, построены келейные корпуса и вспомогательные помещения.

Сам храм позже перестроили, сделав его вше и красивее. Таким он и предстает перед нами сегодня.
Когда Финляндия вошла в состав России княжеству передали Выбогскую губернию и вместе с ней и Валаам. Финны проповедуют лютеранство и тут настали тяжелые времена.

Во время советско-финской войны 1939—1940 гг. монахи, принявшие к тому времени финское подданство (тех кто отказались финны к тому времени вытеснили) покинули острова, увезя с собою всё самое ценное, включая подлинник иконы Валаамской Божией Матери и другие святыни и колокола. Межцерковные переговоры о возвращении подлинника иконы Валаамской Божией Матери в Валаамский монастырь ведутся между РПЦ и ФПЦ уже более 20 лет. Да все мимо.

Колокольня и купола Спасо-Преображнского собора.

Внутренний двор между внешним и внутренним каре.

Тут внутри уже фотографировать нельзя почему-то. экскурсии платные проводить можно, вещая занудным голосом на весь храм а вот фотографировать нельзя. Стоит дядя в костюме черном и при галстуке и строго следит. Неисповедимы пути православного малого бизнеса.

Горнее место нижнего храма Спасо-Преображенского собора. Фото (С) Википедия.

Тут такой занятный фонтанчик со святой водой. Так вот когда моя благоверная к нему подошла, он иссяк. перестал течь. Ей Богу не вру! А как отошла, заструился вновь. Аллилуйя! Чудо! Я всегда подозревал что она не ангел. прости Господи живу с ведьмой, сам не знаю зачем. не случайно и метла не заводилась намедне.

Сверху слева виднеется купол церкви во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Необычно видеть черную маковку. это церковь во имя Успения Божией Матери.

Этого кота хотел сфортографировать поближе, не дали. Сказали фиг! Ничего нельзя фотографировать! Даже рыжих котов. Обещали засветить пленку или отформатировать карту памяти молитвой. чудом уговорил повременить. обещал исправиться, искупить.

Кот гордо удалился, на кис-кис вообще не реагируя )))

Вот видите! С собаками нельзя, а с котами можно. Путешествуйте с котами, с ними даже в церкви пускают.

На Игуменском кладбище есть одно из Валаамских чудес — лик старца Назария, проявившийся в 1997 году после удара грозовой молнии.

А это молодой кот, который предлагал почесать ему животик. почесал. )))

Обошли монастырь со всех сторон куда только пускали.

Вид на монастырь с другой стороны.

У Трапезной много котов. стайка просто ))

Тут вокруг яблоневый сад. Благодать.

Мы выпили по чашечке кофе и пошли искать машину, проехать по дальним скитам острова.
Инфа и несколько фото (С0 Википедия.

Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня на острове Валаам

Церковный комплекс, расположенный на Валаамском архипелаге, притягивает паломников удивительной здешней природой и умиротворенностью атмосферы, которая позволяет забыть прихожан о мирской суете. Это православный монастырь имеет статус ставропигиального, то есть независимого от местной епархии.

История создания церковного комплекса

Считается, что Валаамский церковный комплекс создавался в конце X столетия (однако, некоторые исследователи указывают более раннюю дату), а его расцвет и развитие приходится на XV-XVI вв.

Читайте также похожие статьи:

В далеком прошлом здешние места, поражающие величием и красотой природы, привлекли язычников. Идолопоклонники построили на этой территории капище идолов, где приносились жертвы, и происходило поклонение богам. Появление христианства на Валаамских островах совпадает с периодом, когда Русь принимала Крещение.

Предание гласит: ученик Спасителя Христа апостол Андрей Первозванный, выполнявший миссию по проповеди Евангелия, шел на север из священных земель и добрался до неспокойных вод озера Нево. Именно здесь, на «Валаамских горах» он установил каменный крест, символизирующий обязательное пришествие христианства в эти живописные места. Если говорить об основании монастыря Преображения Господня, исследователи выделяют две исторические концепции.

  1. Согласно первой, через девять столетий после прихода на Валаам апостола Андрея Первозванного, сюда явились святые подвижники Сергий и Герман, которым приписывается роль просветителей карельских племен. Иноки пришли из греческих земель и основали на самом большом острове монашеское братство. К сожалению, письменные источники их жития считаются официально утраченными.
  2. Другая концепция склоняется к мнению, что церковный комплекс на Валааме основывался в X-XI вв. Версия опирается на летописи, в которых описывается житие святого Авраамия Ростовского. В тексте упоминается о том, что этот преподобный подвижник навещал Валаамский церковный комплекс в X столетии. В житие также рассказывается о перенесении в 1163 г. останков святителей Сергия и Германа в новгородские стены.

Дневной распорядок братии

О режиме, которого придерживаются монахи, рассказал епископ Панкратий, действующий настоятель Валаамской обители.

  • Утреня происходит в пять утра, после чего монахи переходят в церковь Валаамской иконы Богородицы, чтобы участвовать в литургии. Богослужения заканчиваются в восемь.
  • После завтрака и небольшого отдыха братия отправляется на послушание. Обед начинается в час дня. Через 30 минут у раки основателей обители читают молебен.

Становление обители

Место создания располагается в большом удалении от суеты материального мира. Острова окружены водной стихией и в совершенстве подходят для духовного становления иноков, ведущих уединенную и тихую жизнь. Восхитительный по своей красоте край включает великолепное разнообразие животных и растительности, среди которых попадаются экземпляры из Красной книги.

Практически вся территория озеленена хвойным лесом, испещрена различными скальными образованиями. В состав архипелага входит пятьдесят небольших островов, а Валаам, который изредка называют Северным Афоном, занимает более 34 от всей площади.

  • В первые годы после основания территория, которую облюбовали пришедшие монахи, подвергалась яростным набегам шведских наёмников, которые вымещали свою злобу на беззащитных иноков после того, как проигрывали сражения русским войскам.
  • Поле продолжительных варварских нападений на обитель было решено транспортировать останки основателей Сергия и Германа в один из храмов Новгорода. Мощи возвратили на Валаам только в конце XI столетия, когда угроза со шведской стороны утихла. Святыню предусмотрительно схоронили внутри скалы, и сегодня она лежит в этом месте.
  • После заключения мира с королём Швеции Магнусом, который после отказа от престола принял монашеский сан, Валаамская обитель начала активно развиваться. До XVI столетия монастырь Преображения Господа имеет особенное благословение со стороны российских царей. Правители освобождали священные земли от налогов, создавали законы, запрещающие нерациональное использование ресурсов на этих территориях.
  • Захватнические действия со стороны Швеции повторились в 1578 г. Иноземные войска истребляли карелов, грабили Валаамский монастырь и по-варварски истребляли монахов, не пожелавших отказаться от православия.
  • Через несколько лет обитель поразила еще одна беда. Множество невинных жизней унесла безжалостная эпидемия чумы. А еще позже шведские варвары окончательно разорили Валаамский монастырь, уничтожив все постройки и святыни. Некоторые иноки скрывались в Антониево-Дымском церковном комплексе, другие — в близлежащих лесах.
  • В начале XVII столетия Русь заключила мирное соглашение со Швецией. Царь Федор Иоаннович распорядился выделить финансы на восстановление святой обители. На территории монастыря отстроили храмы, кельи, трапезные, а также ограду. Церковный комплекс значительно расширился за счёт строительства целых двенадцати скитов, поэтому его стали именовать Великой Лаврою.
  • Однако вскоре неугомонные шведские воители вновь принесли беды на эти земли. Захватчики истребили всех монахов, уничтожили все церковные строения, а на их месте воздвигли свои дома, стремясь истребить православие из Валаама. Более сотни лет территории находились под полной властью шведского короля.

На заметку! Обитель на Валаамских островах имеет статус ставропигиального. Она находится под начальством Патриарха всея Руси и не подчиняется местным епархиям.

Алексий II восстановил здесь игуменство, основывающееся на старинном указе самой обители. Монастырский устав отличается строгостью и ссылается на законодательство Афонских монастырей. Настоятель не имеет права предпринимать решение без монашеского совета, поэтому в обители регулярно проводится Духовный Собор, рассматривающий мнения всех участвующих чинов.

Исторический период XVIII-XIX вв

Указ о полном восстановлении монастыря в 1715 г. издал царь Петр I. Помощь в этом великом деле оказывала Кириллова обитель, поставлявшая на Валаам церковную утварь, рабочие инструменты, провизию и т.п. Святые места на островах вновь активно зажили честной жизнью, а государство чрезвычайно лелеяло идею восстановления из праха.

На территории было воздвигнуто еще больше храмов, часовен и келий. К 1811 г. в стенах обители не находилось ни одной постройки из дерева, строительство велось при помощи кирпича. Вплоть до начала XIX столетия Валаамский монастырь активно обустраивался и возвращал прежний статус.

  • В 1811 г. территория, на которой располагался церковный комплекс, вошла в пределы Финляндской губернии (ныне Выборгская). Через восемь лет в святые места на Валаамский островах приехал царь Александр I.
  • В 1839 г. отца Дамаскина назначили настоятелем в монастыре, преподобный руководил более сорока лет. Он добился того, чтобы строительство церковного комплекса доверяли только квалифицированным специалистам. Одним из первых архитекторов, приглашенных отцом Дамаскиным, был А. Горностаев.
  • Настоятель стремился строго ограничивать братию, беря пример с великих послушников и святых. Приемником сурового игумена стал Ионафан II, который принялся осуществить строительство Спасо-Преображенского храма на территории Валаама. Этот величественный собор рассчитывался на 3 000 людей.
  • В головах послушников возникла мысль о том, чтобы сделать церковный комплекс Новым Иерусалимом, поэтому постройки начали именовать названиями, отсылающими к Новому Завету.

Послеоктябрьский период истории

В 1918 г. святые острова вновь вошли в состав финляндского государства, что позволило обители сохранить постройки от угрозы антирелигиозных большевиков. Однако православие на Валааме испытывало угнетающее давление со стороны лютеранства — главенствующей религии Финляндии. Власти требовали от настоятеля Серафима, чтобы он за короткий срок выучил финский язык. Преподобный отказался сдавать экзамен, и был сослан на остров Коневец.

Вскоре из Эстонии для управления Спасо-Преображенским монастырем прислали священника Германа, при котором обитель погрузилась в тяжелую атмосферу непонимания и раздоров.

Ещё интересные статьи о православии:

В период Советско-финской войны обитель стала местом боевых действий, все монахи покидали острова, забирая с собой ценные реликвии. В марте 1940 г. большой колокол возвестил о том, что церковный комплекс прекратил свою деятельность. В этом же году в кельях организовали школы для военных. Через четыре года финские военные покинули острова, а в стенах монастыря соорудили целлюлозный завод и организацию лесничества.

  • В 1950 г. здесь устраивали дома для ветеранов ВОВ, куда перемещали инвалидов из Ленинграда. С 60-х г. XX века на острова стал ходить пароход с паломниками. Через два десятка лет здесь соорудили музей-заповедник, началась полноценная реставрация памятников.
  • В 1989 г. на Валааме возрождается чин богослужений. В 1993 г. Алексий II назначает настоятеля обители, им становится архимандрит Панкратий. В 2005 г. паломники и туристы услышали звон колоссального колокола, который получил имя Андрея Первозванного.
  • Алексий II посетил церковный комплекс в сентябре 2007 г. и освятил храм в Смоленском ските. Во время визита он наградил особенным орденом наместника монастыря Панкратия. Патриарх совершил еще один визит через год.

Как добраться

Монастырь Преображения Господня отличается суровостью установленных правил. Игумен Мефодий отмечает, что из 20 людей, пытающихся начать духовный путь, на постоянное жительство остается только один. Ежегодно сюда прибывает примерно 100 000 паломников, 910 из которых — простые туристы.

Добраться до святого места удобнее из Приозерска, до которого можно доехать с Финского вокзала, что в Санкт-Петербурге. До города едет электричка и автобус. В Приозерске паломники должны добраться до монастырского причала. Теплоход на архипелаг отходит в 9:30 и доставляет людей в бухту церковного комплекса на Валааме.

По приезде прихожане регистрируются в гостинице и заселяются в номер.

Важно! За счет удивительного природного окружения и отдаленности от мирских сует Валаамский монастырь обладает колоссальной популярностью, ежегодно привлекая огромное количество паломников. Обитель прошла многовековую историю, которая изобиловала расцветами и полными разрушениями.

Сегодня же церковный комплекс укрепляется и совершенствуется, не забывая о тяжелейших временах собственного становления.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Порты и причалы:

Отзывы о круизах через Валаам (31)
Круизы через Валаам (194)
  • Экскурсия «Связь времён» по Валааму
  • Экскурсия «Скалистый берег» по Валааму
  • Пешеходная экскурсия «По скитам Валаама»
  • Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Валаамский монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Церкви, расположенный на островах Валаамского архипелага в Карелии.

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест. Спустя 900 лет двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными.

Достоверная документальнистория Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» ([1]) указан год основания — 1407 год:

К началу XVI века на архипелаге жили около 600 монахов, но неоднократные нападения шведов привели к запустению благодатного острова.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ (не сохранился?) о восстановлении Валаамской обители. В 1720 году построен деревянный Спасо-Преображенский собор, келейные корпуса и вспомогательные помещения. К 1730 году возведена Успенская церковь, построена деревянная ограда, но пожар 1754 года уничтожил эти первые постройки. Императрица Елизавета Петровна прилагала усилия для восстановления монастыря, но в 1765 году в нём жило всего 11 монахов. Усилия не пропадали даром и в 1774 году освящён храм Преображения Господня. Вокруг храма в виде квадрата были построены келейные помещения, по углам которого возведены Успенская («зимняя», то есть отапливаемая) и Никольская церкви. В 1805 году в южной части наружного каре была воздвигнута надвратная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла, а в северной — больничный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Над островом теперь возвышается монастырская колокольня 72-метровой высоты. В свою очередь был отлит и самый большой среди валаамских колоколов — колокол в честь апостола Андрея Первозванного весом в 1000 пудов.

Наибольший подъем обители пришёлся на XIX век. Игумен Назарий, возглавивший монастырь в 1781 г., начал большое каменное строительство. В 1839 году на пост настоятеля был назначен отец Дамаскин, который в течение 42-х лет руководил обителью. Именно он добился, чтобы строительные работы на острове велись только под руководством квалифицированных архитекторов. Первым, кого он пригласил, был петербургский архитектор, академик Алексей Горностаев. Отец Дамаскин установил для братии суровый режим: обязательное попечение старцев о послушниках и молодых монахах, неукоснительное посещение церковных служб, многочасовые трудовые послушания. После смерти Дамаскина монастырём управлял его преемник Ионофан II, который смог осуществить наиболее масштабное начинание игумена Дамаскина — строительство нового величественного Спасо-Преображенского собора, расчитанного более чем на 3000 человек.

Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале 20-го века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 человек. С 1811 по 1917 архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи. Революция 1917 года привела к тому, что Валаам вошел в состав вновь образованной Финляндии и обитель оказалась церковью нацменьшинства (основная религия Финляндии — лютеранство). Начиная с 1925 года стали проводиться службы на финском языке, а сами острова основательно были укреплены в военно-инженерном отношении.

Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий и монахи, принявшие к тому времени финское подданство, покинули острова, увезя с собою всё самое ценное (включая колокола). Они осели в местечке Хейнявеси (Hein?vesi) в Финляндии, в усадьбе Папиниеми. Там возник монастырь, получивший название «Новый Валаам». По окончании Великой Отечественной войны данный монастырь был присоединён на несколько лет к Московской Патриархии, но территориально остался в подчинении Финской Православной церкви. В 1977 службы на русском языке в прекратились, в 1981 умер последний русский монах. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов.

Осенью 1940 на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, которая в 1941 была эвакуирована на оборону Ленинграда. По окончании войны в 1944 году финские войска покинули остров, и на острове было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена монашеская метеостанция. В 1950 году в бывших кельях и скитах разместили устроили Дом инвалидов войны и труда, который был переведен на материк в 1984. Только с 1960-х годов на остров стали приходить первые теплоходы с туристами. В 1979 году на территории организован музей-заповедник, и немного позже началась реставрация памятников.

Валаамский спасо преображенский мужской монастырь

На самом большом из островов Валаамского архипелага возвышается величественный ансамбль Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря. Современные исследователи относят основание монастыря к началу XIV в. Монастырь неоднократно разорялся шведами. В огне войны погибли древние акты создания обители и жития преподобных Сергия и Германа. Во избежание осквернения шведами святых мощей братия иссекли в скале глубокую могилу, где святые мощи преподобных до сих пор пребывают «под спудом». Многочисленные чудеса от мощей вносились в монастырские летописи. По молитвенному обращению к ним, угодники помогают утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляя от душевных, нервных, глазных болезней и пьянства. В 1619 г. началось общероссийское почитание преподобных Сергия и Германа, была составлена служба, писались иконы.

Уже к XV-XVI вв. монастырь стал широко известен на Руси. Его уважительно называли «Честною и великою Лаврою», «Северным Афоном». Из числа валаамского братства вышли знаменитые подвижники и основатели многих монастырей на Руси. Это преподобные Александр Свирский, Арсений Коневский, Корнилий Палеостровский, Савватий Соловецкий.

В начале XVII в. во время очередного нападения шведов обитель разоряется дотла и восстанавливается лишь в XVIII в. при игумени Назарии. Подвижник из Саровской пустыни, он вводит на Валааме Саровский устав. В 1794 г., по благословению игумена Назария, шесть валаамских и два коневских инока во главе с архимадритом Иоасафом (Болотовым) отправились на Аляску, где основали Православную Духовную миссию. В их числе был и валаамский монах преподобный Герман Аляскинский. Наибольшего расцвета монастырь достиг в XIX в. В это время, особенно при игумене Дамаскине (Кононов, 1794-1881 гг.), проводились основные строительные работы. В обители действовали небольшие заводы — смоляной, кирпичный, свечной и кожевенный, несколько мастерских, была своя ферма, насельники занимались рыболовством и сельским хозяйством. Но главным делом монашествующей братии всегда была молитва. Устав Валаамской обители предусматривал все три формы монашеской жизни: общежительную, скитскую и отшельническую. В этот период на Валааме существовало полтора десятка скитов и множество пустынек в разных частях острова.

В начале XIX в. учениками великого старца Паисия Величковского на Валааме было возрождено старчество. Схимонахи Феодор, Николай, Клеопа, Агапий, Никита, преподобный иеросхимонах Антипа Валаамский — вот некоторые имена валаамских старцев, получивших от Господа за свою подвижническую жизнь дары рассуждения, прозорливости и непрестанной молитвы Иисусовой. Большую любовь к обители имел святитель Игнатий (Брянчанинов), не раз посещавший обитель и собиравшийся провести остаток своих дней в одном из валаамских скитов.

С 1917 по 1940 г. Валаам территориально принадлежал Финляндии, но монашеская жизнь продолжалась. С начала военных действий 1939-40 гг. обитель не раз подвергалась бомбардировкам. В начале 1940 г. братия эвакуировалась в Финляндию. Была вывезена ризница, большая часть библиотеки (около 20 тыс. томов), архив. В глухом местечке Паппиниеми был основан Ново-Валаамский монастырь, существующий до настоящего времени.

С 1940 г. здесь находилась школа юнг, с 1949 г. — совхоз, с 1952 по 1984 г. — дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. За несколько десятилетий было разрушено то, что создавалось веками. На кирпич разбирали каменные скиты, а деревянные использовались на топливо. Погибли Коневский, Ильинский, Тихвинский, Смоленский скиты, около 20 дерев, часовен.

14 декабря 1989 г. первые шесть иноков прибыли на остров для возрождения монашеской жизни.

Сейчас Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь насчитывает более 200 насельников. Священноигуменом обители является Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Помимо общежительной возрождается на Валааме и скитская жизнь — в Всесвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском и др. скитах. Обитель, как и в прежние времена, живет по Валаамскому уставу, с самого начала были заведены строго уставные службы, валаамский древний распев.

Дальнейшее возрождение обители затрудняет проживание в братских келейных корпусах мирян. При монастыре создана воскресная школа для детей и взрослых, организована православная приходская община для местных жителей. Летом Валаам посещает множество туристов и паломников.

Святыни: мощи преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев в нижней церкви Спасо-Преображенского собора под спудом (память — 28 июня/1 1 июля, 11/24 сент.); мощи преподобного Антипы Валаамского (память 28 дек./10 янв.); чтимый список Валаамской иконы Божией Матери.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Мужской Валаамский монастырь привлекает к себе большое количество паломников из разных стран мира, которые хотят прикоснуться к разнообразным святыням православия, важно помнить о том, что данный монастырь располагается на островах Ваалоамского архипелага. Паломники, которые хотя бы раз посетили данный храм, удивляются редкостной красоте природы, а также отдаленности от мирской суеты. Паломники говорят о том, что на островах Валаамского архипелага вместе, где располагается мужской ставропигиальный Валаамский монастырь, стоит звенящая тишина, которая оставляет неизгладимое впечатление у каждого человека, после посещения святыни.

История основания монастыря

Великий Валаамский остров является составляющей частью огромного архипелага на севере Карелии. Важно отметить, весомый факт географических данных, что Валаамский остров и еще 49 островов в общей сложности составляют примерно 36 кв.км, а самым большим из них считается остров где расположен святой храм. Остров поражает своей удивительной красотой, а природа считается неповторимой, поэтому многие посетители острова будь-то паломники или иные странники всегда получают массу впечатлений от увиденного. Благодаря природе и ее уникальности на Валаамские острова приезжают туристы, а благодаря расположению Святого монастыря, сюда приезжают различные паломники и православные верующие люди для того, чтобы прикоснуться к святыням.

Историки и ученые по сей день не могут определиться с предположительной точной датой образования Святого монастыря, однако многие склоняются к тому, что Валаамский Храм на острове был образован примерно в 1329 году.
Историки смогли установить тот факт, что в данном месте зачастую случались пожары и различные разорения, поэтому многие свидетельства, записи и летописи окончательно утрачены для истории. Однако благодаря тому, что в храме имеется собственные сведения и записи была восполнена информация, которая отражает все сведения о создании монашеской жизни на острове Валаам. До наших дней дошли 3 разнообразные истории (легенды) возникновения данного священного места, каждый человек естественно выбирает для себя более правдоподобную, поэтому необходимо услышать все для того, чтобы определиться, какая именно история является правдивой? Единственное, что объединяет такие легенды, является появление на острове Валаам двух монахов Сергия и Германа. Многие ученые и историки считают, что данные Валаамские святыни распространили на острове православную христианскую веру и изначально заложили создания монашеской жизни.

Согласно первой легенде в монастырском предание имеется информация о том, что в десятом веке на остров Валаам явились два греческих Святых, которых звали Герман и Сергий. Местным жителям они утверждали, что явились с миссионерской целью для того, чтобы просветить языческую Русь. Со временем святые греческие иноки поселились на острове Валаам и создали современный храм, именно с этого момента на территории данных владений правит христианская православная вера.

Старая легенда гласит, что Сергий Валаамский ранее являлся учеником самого Святого Андрея Первозванного. Считается, что именно данные Святой благословил в первом веке владение Валаамского острова, в тот момент он посетил его и предвидел именно в этом месте оптимальное развитие христианской православной веры. Поэтому Сергий Валаамский прислушался к словам собственного учителя и вместе со своим учеником Германом, приняли решение поселиться на территории острова и начал создавать здесь Обитель, поскольку считал, что Андрей Первозванный оказался прав, следовательно, православная христианская Вера распространилась не только на острове, но и за его пределами.

Третья легенда хранится в софийском свитке, а он, как известно, является письменным источником истории. В данном историческом документе говорится о том, что в 14 веке на острове Валаам поселились первые святые, которые хотели отречься от мирской жизни и всех благ, а также свершить различные православные и христианские подвиги именно на данном острове. Первыми иноками на острове являлись Сергий, и Герман Валаамские, которые впоследствии стали чудотворцами. Считается, что именно они пришли на Валаамскую землю для того, чтобы заложить новое начало для православной христианской веры и для создания первой Преображенской Обители. Таким образом, понятно, что святые создали православие на карельской земле и в то же самое время они защитили христианскую веру от жестокого и воинственного влияния католиков Швеции. Исходя, именно из Софийского свитка историки утверждают, что в 1329 году святые Сергий и Герман основали на острове Валаам Преображенскую Обитель совместно с общежитием. Поэтому со временем именно сюда стекались люди для того, чтобы наполнить себя духовной силой и приобрести некую мудрость. Именно на острове Валаам люди отрекались от мирских желаний и суеты.

Расцвет обители

В это же самое время на территории острова проживало более 600 человек. Различные данные и свидетельства утверждают тот факт, что монахи в данной святыне не покладая рук ежедневно усердно возносили хвалебные молитвы, таким образом, совершая некий подвиг в стенах Валаамского монастыря и в его кельях. Поэтому считается, что данная святыня привлекла к себе всеобщее внимание только благодаря молитвам, ведь многие православные верующие люди и паломники стекаются, сюда и по сей день для того, чтобы посвятить себя жизни в монастыре.

Из разнообразных источников известно, что монастырь располагается на границе между Россией и Швецией, поэтому обитель многократно подвергалась разнообразным набегам и разорению. Вследствие нестабильной ситуации, многие паломники и жители острова приняли мученическую смерть от воинствующих людей иной веры, другие же монахи, которые были, не столь храбры, спасали себя бегством, и при этом не оказывали никакого сопротивления иноверцам.
Летописи, исторические свидетельства и данные гласят, что в начале 17 века Преображенский монастырь был полностью разрушен и окончательно разорен, а земля, на которой ранее располагался Святой храм, отошла во владение к иноверцам, то есть к католикам шведам. И только после Великой Северной победы Петра 1 и только спустя 100 лет, данный остров вновь стал российским, а уже в 1715 году император издал указ о восстановлении Преображенского собора.

Устав обители

Примерно в 18 веке в Храме на острове Валаам был принят современный строгий устав, это было сделано под руководством игумена Назария, который взял за основу всем известный устав Саровской пустыни. Данные своеобразные канон, помог регламентировать все стороны жизни монахов, в том числе общежительную, отшельническую и скитскую жизни. Также благодаря игумену Назарию на острове Валаам было начато строительство из камня Петропавловской надвратной церкви, которая была выстроенная в 1805 году. Также именно при игумене был выстроен богородичный больничный Храм, который ныне именуют, как живоносный источник. А также именно в монастыре на Валааме стоит высокая колокольня высота, которой составляет 72 м, она также была выстроенного во времена игумена Назария.

Обитель в XIX веке

В 19 веке на острове Валаам были сооружений основные архитектурные памятники, которые современные поломки могут лицезреть и по сей день, поскольку монастырь именно в этот момент остров достиг своего апогея. Примерно в 1839 году в монастыре во главе стал игумен Дамаскин, который пробыл на данной должности около 42 лет, именно он совершенствовал всё строительство на Валааме, поскольку привлекал самых грамотных и профессиональных архитекторов того времени.

Помимо процветания на острове, 19 век принес множество перемен, как в традициях старчества, так и в духовной помощи, поскольку в тот период времени многие паломники стремились к тому, чтобы посетить данный остров и вознести молитву с монахами.

Самым ярким периодом 19 века для острова Валаам являлся приезд императорской семьи, которая отдыхала там не только душой, но и телом от мирских благ и суеты. Также в известный храм приезжали разнообразные знаменитые ученые, композиторы, поэты, художники для того, чтобы набраться духовных сил.

Святыни Валаама

На сегодняшний день многие паломники и православные христианские верующие люди стремятся к тому, чтобы посетить Валаамский монастырь, поскольку он считается северным уголком духовной России. Люди хотят прикоснуться к святыням, которые хранятся в монастыре, а также увидеть необычайную красоту природы. Также на остров Валаам отправляются туристы для того, чтобы полюбоваться красотами и посетить мужской Спасо-Преображенский монастырь. Важно напомнить, что возведение монастыря было начато примерно в 1887 году, а осветили его только лишь спустя множество лет в 1896 году. Во времена Советской власти здание монастыря была частично лишено некоторых архитектурных решений и нюансов.

Каждый паломник, который посещает остров Валаам стремиться к тому, чтобы лицезреть мощи основателей, то есть Святого преподобного Германа и Сергия Валаамских. Важно также отметить, что именно в Спасо-Преображенском мужском монастыре хранится главная чудотворная икона Божьей Матери, Валаамская она была написана в 1878 году Алипием, который являлся инноком. Также здесь располагается особый чудотворный образ Святой Анны, которая являлась праматерью Всевышнего и является главным списком с афонского подлинника. Считается, что такая чудотворная икона обладает не только целебными свойствами, но и помогает многим женщинам излечиться от бесплодия.

Поиск работы в монастырях. Монастыри России.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Валаамский монастырь окружен со всех сторон водой и расположен в северной стороне Ладожского озера Карелии. Важное отличие монастыря — до него нельзя дойти. Добраться можно только на пассажирском флоте. В наше время переправа не возможна в зимние месяцы. Открытие сезона на Валааме начинается с 22 мая. В этом монастыре стремятся побывать все туристы, ведь слава о красоте и благодати этого священного для России места известна всему православному миру. В монастырском комплексе хранятся святыни: мощи святых Сергия и Германа, мощи Антипы Валаамского и подлинник Валаамской иконы Божией Матери.

История возникновения монастырского комплекса

Точная дата возникновения монастыря не установлена. Существует два варианта появления монастыря.

Первый вариант – придерживается версии, что Сергий и Герман образовали братство в двенадцатом столетии.

Второй вариант — исходит из работ преподобного Авраамия Ростовского, они содержат информацию о пребывании преподобного в храме в десятом столетии. Также имеется упоминание о перенесении мощей святых Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году.

Как бы там ни было, известно, что в начале шестнадцатого столетия на острове находилось свыше шести сотен монахов. Между прочим отсюда начал свой путь монах Савватий, позднее основавший Соловецкий монастырь.

Процветание, разрушение и возрождение

На деятельность комплекса влияла близость границ государства. Остров несколько раз подвергался шведским нашествиям. В ходе Северной войны был разрушен шведами. По указу Пётра I был восстановлен Валаамский монастырский комплекс и начато строительство в 1715 году. В 1719 году сооружен Спасо-Преображенский храм из дерева и сооружения для проживания. В 1754 храм постиг пожар, уничтожено большое количество икон. Затем были выделены Елизаветой Петровной средства на восстановление. Крупное каменное строительство началось при игумене Назарии, он возглавил монастырь в 1781 г. После этого все построения монастыря были из камня.

В 1805 году построена знаменитая звонница, высота ее составляет 72 метра. Немного ранее был отлит огромный колокол, вес составил тысячу пудов.

В 1917 году Валаам территориально стал принадлежать Финляндии. Монастырь сохранялся но не все жители признавали данное вероисповедание, поскольку ведущую роль в Финляндии занимает лютеранство.

Послевоенное состояние

Во время второй мировой войны на территории монастырского комплекса колокола перестали биться. Монахи оставили остров и уехали в Финляндию. Ими была вывезена главная монастырская реликвия — Валаамская икона Божией Матери. Но переговоры между Россией и Финляндией о возврате иконы Божией Матери в Валаамский монастырь проводятся на протяжении многих лет и до сих пор. В 1945 г монастырь присоединен к Московскому патриархату. Кстати, после войны на территории комплекса был создан интернат для инвалидов.

Валаам стал местом для туризма и паломничества в шестидесятые годы двадцатого столетия. В следствие этого в 1979 году были начаты работы по реставрации церквей и на территории комплекса образован музей-заповедник. И наконец в 1989 года вновь начаты священнослужения. Датой нового возрождения храма принято считать 14 декабря 1989 г. Таким образом ежегодно в этот день проходит благодарственный молебен. На данный момент отреставрированы все постройки.

Хозяйство

На территории монастыря имеется пекарня, хлеб выпекается для нужд местного населения, молочная ферма, рыборазводный завод и огромных три сада. При суровом климате монахам удается выращивать фрукты и овощи, и даже арбузы, большую часть сада занимают яблони.

Вокруг монастыря расположены скиты — так называют уединённые места жительства монахов.

Посещение Валаамского монастыря

Перед посещением необходимо понимать в качестве кого хотите находиться в монастыре: как турист, волонтер, паломник или как трудник. Туристу не обязательно иметь православную веру но чтить традиции и обычаи. Паломник участвует в богослужениях, поклоняется святыням. Трудник человек, который готов трудиться во славу Божью. Монастырь предоставляет проживание и питание. Волонтер приезжает помочь своим трудом.

Наблюдение и управление осуществляет Патриарх Московский. Кстати, такие монастыри называют ставропигиальными. Валаамский монастырь является частью православной русской церкви.

Монастырь прошел безусловно длинный путь чтобы приобрести современный вид. Его неоднократно уничтожали но в конечном итоге он все равно воскрешен.

Валаамский монастырь. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Мужской ставропигиальный Валаамский монастырь, расположенный на островах Валаамского архипелага, привлекает к себе многочисленных паломников, желающих прикоснуться к святыням православия. Удивительная редкая красота природы, тишина и удаленность от мирской суеты оставляют незабываемые впечатления у всех посетителей этого святого места.

История основания монастыря

В северной части Ладожского озера (Карелия) располагается архипелаг, насчитывающий около 50 островов, площадь которых составляет примерно 36 кв. км. Самым большим из них является величественный остров Валаам. Природа этой местности обладает удивительной и неповторимой красотой, поражающей всех посетителей острова. Но привлекает к этому чудному месту не только она. Неописуемая святость этого места является главным стимулом для туристов, желающих посетить монастырь.

Историки наиболее склоняются к дате – 1329 год, предполагая, что именно в этом году была организована святая обитель. Валаамский монастырь многократно подвергался пожарам и разорениям, вследствие чего были утрачены летописи, отражающие исторические данные об организации монашеской жизни на этом месте. В итоге в наши дни существуют три версии зарождения Валаамского монастыря, связанные с появлением на острове двух монахов: святых Сергия и Германа Валаамских, распространивших здесь православную веру и заложивших основу монашества.

  1. Согласно монастырскому преданию, отраженному в текстах богослужебных книг, в X веке на этот остров пришли два греческих инока (Сергий и Герман) с миссионерской целью просвещения языческой Руси. Поселившись на острове, они основали обитель и утвердили Христову веру в этих краях.
  2. Другая версия предполагает, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего и благословившего в I веке эти святые места, предвидя здесь развитие христианства. Сергий Валаамский со своим учеником Германом подвизались на Валааме, заложив здесь благодатную почву для распространения христианства.
  3. Согласно Софийскому свитку как письменному историческому источнику, в XIV веке на острове поселились первые иноки, желающие отрешиться от мирской суеты и совершить христианский подвиг на этом месте. Преподобные отцы – Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы, пришли на сию землю, заложив начало Преображенской обители на острове Валаам. Преподобные способствовали утверждению православия на Карельской земле, защищая истинную религию от воинственного и жестокого влияния шведских католиков. Преподобные иноки Сергий и Герман в 1329 году основали на острове Спасо–Преображенскую обитель с общежитием, которая изначально стала многолюдной благодаря духовной силе и мудрости ее основателей.

Расцвет обители

Наибольшая слава пришла к обители только в XV-XVI веках. В этот период здесь насчитывалось до 600 насельников. Монахи Валаамского монастыря усердно трудились и совершали молитвенный подвиг в стенах скитов и келий. Таким образом, монастырь постепенно приобретал всемирную известность, привлекая к себе многих верующих паломников.

Обитель находилась непосредственно на границе России со Швецией, из-за чего многократно подвергалась разорению и набегам. Из-за регулярных нападений многие насельники принимали мученическую смерть от воинствующих иноверцев, другие же монахи спасались бегством, не оказывая вооруженного сопротивления.

В начале XVII века обитель была полностью разорена и разрушена, а земли архипелага отошли во владение Швеции. Только по прошествии 100 лет, в итоге Великой Северной войны Петра I, Валаам вновь возвращается в родную гавань. В 1715 году был издан указ императора о восстановлении обители и строительстве Преображенского собора.

Устав обители

В XVIII веке, благодаря усердию игумена Назария, в монастыре был принят Строгий Устав обители (за образец был взят устав Саровской пустыни). Чин регламентировал все стороны жизни насельников, предполагая три вида монашеской жизни: отшельническую, скитскую и общежительную. Скиты располагались на разных островах архипелага, давая братии возможность подвизаться в удалении. При игумене Назарии было начато каменное строительство на острове: была отстроена Петропавловская надвратная церковь (1805 год) и Богородичный больничный храм «Живоносный источник». Кроме того, была возведена колокольня высотой 72 метра.

Обитель в XIX веке

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь достиг наивысшего расцвета к XIX веку. Именно в этот период были сооружены многие памятники архитектуры, дошедшие до наших дней. В 1839 году во главе монастыря стал игумен Дамаскин, пробывший на этой должности 42 года. Он способствовал совершенствованию строительства на острове, привлекая к работам только профессиональных архитекторов.

В этом же веке благодаря ученикам Паисия Величковског, была возрождена древняя традиция старчества, предназначенная для духовной помощи и водительства новоначальным инокам. Многие паломники, стремясь получить совет, молитву и благословение от святых людей, приезжали в обитель издалека.

Нередко знатные особы посещали монастырские святыни и храмы. Члены императорской семьи регулярно приезжали на остров, надеясь отдохнуть душой от мирской суеты. Многие знаменитые поэты, композиторы, ученые, писатели и художники также стремились побывать на Валааме.

Период Советской Власти

С 1811 по 1917 годы Валаамский архипелаг входил в состав Российской Империи, Великого княжества Финляндского. Благодаря тому, что после Октябрьской революции Валаам отошел в состав независимого государства Финляндии, церковные здания не подверглись массовому истреблению от советских властей, так сохранились исторические постройки.

В итоге советско-финской войны острова перешли во владение Советского Союза. Спасаясь от политического и идеологического преследования, монахи были вынуждены оставить обитель, переселившись в Финляндию. Здесь на новом месте они основали Ново-Валаамский монастырь, сохранив сложившиеся традиции. Опустевшие здания бывшей Валаамской обители были используемы советской властью для гражданских целей. С 1950 по 1984 в бывших монастырских зданиях располагался Валаамский дом инвалидов ВОВ.

Возрождение монастыря

В 1989 году в канун праздника Андрея Первозванного на Валааме была возрождена монашеская жизнь. В 1991 году монастырь получил статус ставропигиального. Игуменом монастыря назначен Панкратий (Жердев), епископ Троицкий. В наши дни Валаамский мужской монастырь насчитывает примерно 160 человек братии, также возрождается скитская жизнь – за недолгий период были восстановлены 10 скитов. В 2008 году был построен новый, Свято-Владимирский скит, в котором расположены Патриаршая резиденция, музей и иконописная мастерская.

Паломнические туры на Валаам

Паломническая служба Валаамского монастыря организует однодневные и многодневные поездки на остров с расселением и проживанием в гостинице. Православные христиане, совершая паломничество, могут участвовать в суточном круге монастырских богослужений и приложиться к христианским святыням. Также предлагаются обзорные прогулки по острову с целью ознакомления туристов с природой, историей, архитектурой и святынями Валаама.

Святыни Валаама

Многие православные христиане стремятся посетить Валаамский монастырь, этот северный духовный уголок России, с целью прикоснуться к святыням и увидеть красоту самобытной природы. Одним из самых посещаемых мест на Валааме является Спасо-Преображенский мужской монастырь. Возведение собора было начато 1887 году, а освящение состоялось только в 1896-ом. При советской власти здание было частично лишено некоторых архитектурных решений. Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских, а верхний – в честь Преображения Господня.

Верующие православные паломники стремятся приложиться к мощам основателей монастыря — святых преподобных отцов Сергия и Германа Валаамских. Рака со святыней находится в Спасо-Преображенском соборе.

Одной из самых почитаемых святынь монастыря является чудотворная икона Божией Матери (Валаамская), написанная иноком Алипием в 1878 году. Еще одна чудотворная икона монастыря – икона святой праведной Анны, праматери Христа, являющаяся списком с афонского подлинника и обладающая чудесным свойством исцеления от бесплодия.

Хор братии Валаамского монастыря

По благословению Владыки Панкратия, епископа Троицкого, организован концертный праздничный хор Валаамской обители. Регент и руководитель хора Алексей Жуков является заслуженным артистом Республики Карелия. Солисты данного коллектива, дипломированные дирижеры и вокалисты, демонстрируют высокое профессиональное мастерство исполнения. Ежегодно данный хор участвует в Патриарших богослужениях Валаамского монастыря, является лауреатом многих хоровых конкурсов в России и за рубежом.

Кроме концертного состава, существует хор братии Валаамского монастыря, являющийся традиционным исполнителем разнообразных знаменных песнопений. Хор под руководством иеродьякона Германа (Рябцева) участвует в богослужениях, а также ведет концертную деятельность, предоставляя многочисленные записи унисонных или многоголосных произведений древнерусского творчества. Данную вокальную группу отличает своеобразная манера исполнения – чистый, выверенный строй, отличный ансамбль, глубокая проникновенность и задушевность.

В репертуаре хора множество различных церковных богослужебных песнопений, как знаменного распева, так и авторские произведения. Валаамская обитель активно сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Преподаватели оказывают огромную помощь в изучении древнего знаменного пения Руси.

Валаамский монастырь известен своей просветительской деятельностью. В 2000 году по благословению игумена была произведена студийная запись всех псалмов царя Давида. Чтение Псалтыри длится более пяти часов и перемежается хоровым исполнением некоторых молитв. Псалтырь Валаамского монастыря пользуется большой популярностью не только среди православных верующих христиан, но и у всех, кто интересуется церковной традицией богослужебного чтения.

Подворья Валаамского монастыря

Монастырское подворье является общиной монастыря, оно может находиться в любом городе патриархата, при этом состоит в ведении монастыря и подчиняется его правящему Архиерею. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь имеет 4 подворья:

  1. Подворье Валаамского монастыря, находящееся в Санкт-Петербурге, располагается по адресу: Нарвский пр., д. 1/Старо-Петергофский пр. 29.
  2. Валаамский монастырь – Москва: адрес подворья – ул. 2-я Тверская-Ямская, дом 52.
  3. В городе Приозерск подворье расположено по адресу: ул. Пушкина, дом 17.
  4. В Республике Карелия подворье располагается в Сортавальском районе, поселок Красная Горка, Свято-Никольский храм.
Ссылка на основную публикацию