Троицкий собор ипатьевского монастыря

Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Традиционная схема, планировки монастырских ан­самблей отводила место в центре главному соборному зда­нию, с которым композиционно увязывались все остальные здания.

Не сохранилось, никаких данных и даже описаний о первоначальном, деревянном Троицком соборе Ипатьевсокго монастыря. Сооружение каменного здания, относится, к середи­не XVI века (1558 год). Письменные источники свиде­тельствуют, что в конце XVI века собор по заказу Году­новых был расписан фресками. Одновременно были проведены некоторые строительные работы. В расходных монастырских книгах за 1595-1596 годы; имеется запись: «…церковь соборная Троицкая и паперти, достраиваны и внутри церкви: стенное письмо писано…». Это первона­чальное каменное здание собора разрушилось 29 января 1649 года от взрыва пороха, хранившегося в подклетях, и восстановлено в 1652 году по разрешению царя Алек­сея Михайловича. Можно предполагать, что при сооружении нового собора были использованы сохранившиеся при взрыве части старого, здания.

Композиция сооружения типична для соборных зданий середины XVII века. Кубический объем храма, увен­чанный пятиглавием на высоких барабанах, с трех сторон окружен крытой галереей, с высоким крыльцом с северной стороны. Все здание поднято на подклет.

Эта композиция сложилась в XVII веке и была про­диктована требованиями, жизни того времени и климатическими условиями. В высоких подклетах хранились, раз­личные. товары и ценности. Крытые галереи, обставленные по стенам скамьями, служили местом входа, где прихожане, собравшись задолго до богослужения, могли обсуждать различные дела и события или просто переждать ненастье.

Внешний декор четверика немногословен. Он сводится к трехчастному членению стен лопатками. Членения соответствуют контурам закомар сводчатого перекрытия собора. Верхняя часть стены с закомарами отделена не­большим карнизом. Исключение составляет северная стена четверика, выходящая на соборную площадь. Здесь лопатки сохранены только по углам, а вместо средних лопаток поле стены богато украшено мелкой аркатурой с килевидными очертаниями. Обогащен и декор стены се­верной галереи, где профилированные ширинки пропущены до цоколя в вертикальных пилястрах, в то время как на южном и западном фасадах они даны только в верх­ней части галерея. Мотив мелкой аркатуры использован в декоре барабанов глав. Особенно нарядно оформление барабана большой центральной главы, где аркатура имеет, два яруса, а карниз усложнен дополнительными профи­лями. Восточный фасад собора имеет гладкие стены ал­тарных апсид, прорезанных узкими окнами в глубоких нишах, и по своей простоте близок к XVI веку. Венча­ющий карниз апсид с мелким поребриком, сухариками и арочками еще более подчеркивает суровую монументаль­ность стен.

С южной стороны четверика устроен придел в честь святого Михаила Малеина, считавшегося покровителем Миха­ила Романова. Придел, увенчай маленькой главкой.

В высоких подклетах собора, кроме кладовых, устрое­ны усыпальницы. В подклети западной галереи усыпаль­ница рода Годуновых. В числе похороненных здесь нахо­дятся отец и мать Бориса Годунова. В подклети южной, галереи, под приделом Михаила Малеина, в XVIII веке была устроена, усыпальница высшего духовенства. Подклети собора представляют интерес своим архитектурным, и конструктивным решением. Мощные своды и столбы несут всю массу здания.

Здание собора имеет один вход с северной стороны. Из светлого с низкими сводами помещения галереи в четверик ведут перспективные порталы, украшенные резьбой по белому камню. Двери порталов из листовой меди с рисунками, выполненными техникой «золотой наводки», сохранились от первоначального убранства XVI века. По документам известно, что это вклад Д.И. Годунова. Похожие двери имеются в московских Успенском и Благо­вещенском соборах. Интересно, что среди персонажей, изображенных на дверях, встречаются греческие писатели и философы — Платон, Менандр, Демокрит и даже бог Аполлон.

Внутри высокий объем собора, массивные столбы, поддерживающие своды с системой разгрузочных арок и распалубок, лишены каких бы то ни было архитектурных украшений.

Помещение освещено в верхней части. Свет надает из окон четверика, расположенных высоко над полом, и из окон барабанов глав. Это делает собор как бы еще выше. Монументальность здания, тектоника конструкций и яркий ковер стенописи, покрывающий сплошь все стены и своды внутри собора, производят необычайно сильное впечатление.

Артель костромских живописцев, работавшая с 1660 по 1690 год : под руководством известного изографа Гурия Никитина, пользовалась большой популярностью и привлекалась к созданию многих памятников монументальной живописи и в том числе росписи в Москве в Архангельском соборе Кремля и церкви Грегория Неокесарийского, Данилова монастыря в Переславле Залесском, Успенского собора в Ростове, церкви Ильи Пророка в Ярославле.

В 1685 году Гурий Никитин «с товарищи» (всего 19 человек) расписывал Троицкий собор Ипатьевского мона­стыря. Можно смело сказать, что стенопись Троицкого собо­ра — одно из лучших творений этих мастеров. Росписи необычайно красочны, пронизаны оптимизмом и пора­жают свободной и своеобразной трактовкой религиозных сюжетов.

Изменив традиционные композиции, художники вве­ли дополнительные персонажи, бытовые детали, пейзаж и архитектуру, и религиозные сцены приобрели реалисти­ческий и вполне светский характер. Стены собора расчленены горизонтально на пять ярусов, которые в свою очередь разделены по вертикали на от­дельные композиции удачно вписанными архитектурны­ми элементами.

Нижний ярус на высоту человеческого роста расписан орнаментом, заканчивающимся фризом с надписью о соз­дании росписей. В этом же ярусе на северной стене имеется клеймо где перечислены имена, всех 19 живописцев, которые расписы­вали храм.

Второй ярус посвящается теме «деяния апостолов». В третьем и четвертом даны сцены «земной жизни» Христа. В пятом ярусе изображены сюжеты на тему «деяний» ветхозаветной Троицы, а на сводах — евангельские празд­ники. В барабанах и куполах изображается новозаветная Троица, богоматерь, архангелы, пророки и апостолы.

На столбах среди фигур различных святых есть изоб­ражения и русских князей и царей, в том числе Михаила Романова, венчавшегося на царство в Троицком соборе. В южной части алтаря имеется композиция, где изображе­но крещение мурзы Чета святым Ипатием.

Наряду со сложными по сюжету, сравнительно неболь­шими но размеру многофигурными композициями, полны­ми движения, насыщенными чисто, жанровым содержани­ем и детализацией, в стенописи Троицкого собора встречаются и поражающие своей монументальностью и внут­ренней экспрессией образы. К их числу относятся, фигуры архангелов в центральном барабане. Изыскам и лиричен образ богоматери в композиции «Благовещенье».

В галерее собора к первоначальной древней росписи относятся только композиции на западной стене четверика, входящей в галерею, и в распалубках свода над ним. Композиция к северу от портала изображает «страшный суд», наказания за все грехи человеческие. К югу от входа показано «Видение Иоанна Лествичника». Над входом фигуры двух ангелов: один записывающий имена входящих в храм, другой — с мечом, предостерегающе поднятым над головой.

Все остальные стены галереи, и своды, были, расписа­ны в 1912-1913 годах при реставрационных работах, производившихся к трехсотлетию дома Романовых.

Иконостас Троицкого собора — интересный образец искусства резьбы XVIII века. Он установлен в 1756-1758 годах и выполнен артелью костромских резчиков во главе с Петром Золотаревым и Макаром Быковым. Резьба отличается большим мастерством. Особенно искусно выре­заны колонны, ствол которых представляет собой перепле­тение виноградных лоз и гроздьев. Иконы в соборе также ценны, как и произведения искусства древней станковой живописи. Кованые подсвечники в виде кронштейнов над первым ярусом иконостаса свидетельствуют о мастерстве костромских кузнецов XVIII века.

За время своего существования Троицкий собор неод­нократно ремонтировался. Несколько раз переделывались главы собора, перекрывались кровли. В 1709 году после большого наводнения в стенах и сводах собора образовались трещины и были порваны ме­таллические связи. Сильный ураган 1835 года снес, покрытие глав собора. Перестраивалась ризница, размещавшаяся в юго-запад­ном углу. В 1863 году она была соединена с зимней церковью Рождества богородицы.

Троицкий собор является главным культовым зданием на территории Ипатьевского монастыря.

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1
Телефон: (4942) 31‒25‒89
Режим работы: с 9.00 до 17.00, зимний период с 9.00 до 18.00
Официальный сайт: www.ipatievsky.ru

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • кулинария (8951)
  • Хочу приготовить (2931)
  • Здоровое питание (1394)
  • Для настроения (701)
  • БЫСТРЫЕ РЕЦЕПТЫ (673)
  • Россия (603)
  • Разное (547)
  • Медицина (516)
  • Природа (513)
  • ДД (451)
  • Для Дани (406)
  • МОИ ЛУЧШИЕ РЕЦЕПТЫ (403)
  • Мне нравится, мне интересно (384)
  • Украина (316)
  • САЙТЫ (313)
  • Живопись (271)
  • МОИ ПОДБОРКИ РЕЦЕПТОВ (225)
  • СОВЕТЫ (203)
  • Нужные сведения (178)
  • Д-9 (162)
  • Куда бы поехать (148)
  • Художественная резьба (145)
  • Записная книжка (128)
  • юмор (128)
  • Цветы в подарок (119)
  • Стихи (110)
  • Москва (105)
  • Мудрость (101)
  • ДНЕВНИЧОК (99)
  • Музеи (94)
  • Музыка (82)
  • Из «Одноклассников» (82)
  • Развлечения: головоломки, викторины, задания. (80)
  • Одесса (76)
  • Подмосковье (74)
  • ликбез по компу (56)
  • Крым (47)
  • Трогательо (46)
  • Избранное (39)
  • Краснодарский Край (36)
  • Беларусь (30)
  • Аудиокнига, кино (23)
  • Абхазия (16)
  • ПОКУПКИ (15)
  • Фото из путешествий (4)
  • Гиацинты (2)
  • Подтверждение e-mail (2)

Метки

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

КОСТРОМА. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

Среда, 28 Января 2015 г. 13:40 + в цитатник

К Ипатьевскому монастырю мы шли пешком:сначала по улицам старого города, потом — по мосту через р. Кострому.

Монастырь основан в 1330 г. татарским князем Четом, предком Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение.
В монастыре сохранилась усыпальница древнего и знаменитого боярского рода Годуновых, в том числе, могилы отца и матери Бориса Годунова. Здесь похоронен и сам основатель Чет. А еще — Иван Сусанин.

На территории монастыря — множество исторических построек — Троицкий собор (1652), палаты бояр Романовых (XVI в., реконстр. сер. XIX в.), Братский корпус (XVIII в. ) звонница, построенная на средства Годуновых, и многое другое.

В годы смуты с осени 1612 года в кельях монастыря жил юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, а на следующий день, 14 марта 1613 года, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. За ним раскинулась Ипатьевская слобода. Раньше Слобода принадлежала монастырю. Как раз там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век), которую я показывала вам в прошлых заметках.
1

Фрагмент церкви святого апостола Иоанна Богослова (XVII век)
2

р. Кострома при впадении в Волгу.
3

4

Мост И «Влюбленные замочки».
5

Он же. По нему мы перешли на правый берег р. Костромы. Набережную не показываю — она сплошняком уставлена торговыми палатками.

6

Входные Святые ворота. Здесь покупаются билеты в музеи. На территорию вход свободный.

7

На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор.

8

Справа — Ипатьевская слобода.

9

Вход на территорию монастыря. Левее — Троицкий собор, где и был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова. Справа — звонница.

10

Центр монастыря — Троицкий собор и колокольня. Надвратная церковь и Архиерейский корпус.

11

12

ТРОИЦКИЙ СОБОР был построен около 1560 года, но в 1648 году от взрыва пороха в подвале, был разрушен. В 1650-1652 годах он был заново отстроен и в таком виде сохранился до нашего времени. За все время своего существования, Троицкий собор только один раз был на реставрации и капитальном ремонте. Это было в 1911-1912 годах, накануне празднования 300-летия дома Романовых.

13

Вод в храм.
14

Фрагмент фресок Троицкого собора.
Фрески ковром покрывают все поверхности храма: стены, своды, барабаны и колонны. Они расположены в пять ярусов и представляют собой единое целое, но, весь цикл росписи состоит из восьмидесяти одной композиции. Расписала собор артель иконописцев, состоящая из восемнадцати человек, во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным, за три месяца 1685 года!
У каждой фрески свой сюжет. Рассматривать фрески очень интересно даже людям, далеким от церкви и мало знакомых с Евангелием.
Фрески Троицкого собора Ипатьевского монастыря — одна из последних работ мастеров, итог их творчества.
Фрески на стенах отлично сохранились.

15

Интерьер Троицкого собора. В 1756-1758 годах в соборе был сооружен грандиозный пятиярусный иконостас. Его выполнили резчики костромского посада Большие Соли Петр Золотарев и Макар Быков.

Императрица Елизавета Петровна заказала петербургским резчикам верх иконостаса и прислала его в дар монастырю. Получилось великолепное творение! Иконостас украшен девяносто двумя колонами сквозной резьбы! Он выполнен из липы, и все его детали покрыты позолотой.

16

В иконостасе находится знаменитая Тихвинская икона ( на фото правее). Это точная копия великой православной святыни — Тихвинской иконы Божией Матери. Впервые икона была принесена в Кострому в 1613 году. Послы из Москвы привезли ее, когда приехали сообщить Михаилу Романову о его избрании на всероссийский престол. С тех пор, Тихвинская икона участвует во всех ежегодных крестных ходах в Костроме наравне с Федоровской иконой. На народные пожертвования была изготовлена риза, украшенная драгоценностями — жемчугом и бриллиантами.

17

Посетить Троицкий собор Ипатьевского монастыря совсем не сложно. Каждый год, на второй день празднования Рождества Христова, в соборе совершается божественная литургия. В остальное время он открыт для всех желающих, как часть музейной экспозиции.

Фрагменты декора.
18

Звонница возведена в 1603 г. в десятке метров от Троицкого собора ( предшественница была разобрана). Высота ее составляет около 30 м, длина – 19-20 м, ширина – 5-6 м.

Звонница представляет собой трехъярусное сооружение с арками для колоколов во втором и третьем ярусе. Первый ярус использовался для хозяйственных нужд. Во втором ярусе находился часовой механизм, а третий был предназначен для звона. С одного яруса на другой можно было попасть по внутренним лестницам

Во второй половине XVII в. на звоннице было 18 колоколов. Во время Северной войны четверть веса колоколов отдали на военные нужды.

В настоящее время на монастырской звоннице играют колокола, которые были привезены из села Малое Анфимово в 1956 г.

19

Справа от Святых ворот — палаты бояр Романовых.

20

Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь, как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

21

В Палатах сейчас музей. Все ооочень строго. Смотрители ходят по пятам, смотрят неприветливо, с недовольством. Находиться в такой обстановке неприятно.

22

23

По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними.

Вид от Палат.
24

Святые ворота и корпус монастыря.
25

26

27

28

29

«Зеленая» башня с восьмигранным каменным шатром была заложена на месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.

«Зеленая» башня, она же Надвратная церковь великомучеников Хрисанфа и Дарии

30

Ну и еще несколько фото.

31

В кафе продают монастырский квас, хлеб и вкусные горячие пирожки.

32

На территории монастыря ооочень много роз.
33

Пока, все. Скоро «пойдем» в Музей льна.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Фото и описание

В Костроме при Ипатьевском монастыре действует Троицкий собор или храм Святой Троицы. Возведение собора пришлось на 1560 год, но спустя некоторое время, а именно в 1648 году, он был разрушен по причине взрыва пороха в подвальном помещении. В период между 1650 и 1652 годами Троицкий собор выстроили заново, после чего он стал самым красивым пятиглавым храмом в городе. Если судить об архитектуре храма, то он относится к крестово-купольному типу. Стоит отметить, что? попав на территорию Ипатьевского монастыря, трудно не обратить внимания на прекрасный величественный собор, поражающий торжественно-нарядным видом.

Троицкий храм несет в себе функции центрального собора при монастыре. За все время его существования он не один раз подлежал реставрации и капитальному ремонту. Например, в 1911-1912 годах были проведены масштабные реставрационные работы по причине 300-летия со дня вступления на престол династии Романовых. До настоящего времени Троицкий собор является единственным, сохранившим свой изначальный вид среди всех храмов Ипатьевского монастыря.

Немалый интерес вызывает так называемый фресковый цикл Троицкого собора, ведь фрески почти полностью покрывают своды, стены, а также столбы и барабан храма. Они располагаются в несколько ярусов, при этом полный цикл состоит из более чем 80-ти различных композиций. Известно, что роспись собора была осуществлена в 1685 году группой из восемнадцати человек под руководством Савина Силы и Никитина Гурия.

Каждая из имеющихся фресок имеет свой собственный сюжет. Самый верхний ярус иллюстрирует красочную легенду явления небесных ангелов Лоту и Аврааму, а следующие ярусы повествуют об истории Христа, представленной самым большим циклом. Нижний ярус посвящается апостолам – на нем изображаются аллегории на различные темы Песней. Отличным является сюжет на тему «Видение Иоанна Лествичника», который посвящен трудностям и препятствиям, встречающимся на пути монахов по дороге в Царствие Божие.

Прихожанам особенно интересно рассматривать фрески, что относится к людям, мало знакомым со святым Евангелием. В церкви множество уникальных и по-своему необыкновенных картин. Практически все события разворачиваются на основе дворцов и сказочных палат, роскошных рощ и благоухающих лугов. На фресках изображены персонажи, занимающиеся самыми разнообразными делами: читают книги, крестят детей, бегут от преследователей и пожаров, пекут домашний хлеб, строят дома, веселятся и грустят. Все персонажи красиво одеты, но выглядит это все очень реально. Внутри на столбах изображены русские князья.

В период между 1756 и 1758 годами в Троицком соборе был выстроен массивный пятиярусный иконостас, выполнение которого поручили резчикам из костромского посада Большие Соли – Быкову Макару и Золотареву Петру.

Царствующая в то время Елизавета Петровна велела исполнить заказ резчикам из Санкт-Петербурга отделать верхнюю часть иконостаса, после чего подарила ее Троицкому монастырю. Работа получилась поистине великолепной, ведь он украшен при помощи 92-ух колонн сквозной резьбы. Иконостас выполнен из липы, при этом все его составляющие покрыты позолотой.

Центральное место в иконостасе занимает святая Тихвинская икона, которая является точной копией знаменитой иконы Тихвинской Богоматери. Первый раз икона была привезена в город Кострому в середине 1613 года. Московские послы привезли святыню, когда приехали оповестить Михаила Романова о том, что он избран на всероссийский престол. Начиная с этого времени, икона стала принимать участие почти в каждом из крестных ходов в Костроме. Народ особенно полюбил эту икону, поэтому было принято решение о собрании пожертвований на выполнение ризы, которую впоследствии украсили бриллиантами и жемчугами.

На сегодняшний день ежедневно в Троицкий храм к иконе приходят люди, которые верят в ее чудотворную силу. В праздничные дни икона пользуется особой популярностью, ведь чтобы к ней подойти, нужно выстоять огромную очередь.

Ежегодно проводится божественная литургия в день празднования праздника Рождества Христова.

Кострома. Ипатьевский монастырь

(Свято-Троицкий Ипатьевский) — православный мужской монастырь Русской Церкви в Костромской епархии. Находится в городе Костроме, на стрелке между реками Волгой и Костромой.

Впервые упоминается в летописи в 1432 году, но основан был значительно раньше. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор и звонница.

Монастырь уже в древности окружали дубовые стены — это была своего рода крепость на Волге. Во второй половине XVI века монастырь был обнесен каменными стенами. На средства бояр Годуновых из камня возводится ряд монастырских зданий.

С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. В 1613 году здесь, в Троицком соборе, был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова; монастырь занял особое положение как «колыбель дома Романовых». На ремонт и застройку монастыря выделяются значительные средства, работы выполняются московскими и местными мастерами.

В древних рукописях и документах монастыря содержаться материалы первостепенной важности для воссоздания его истории. Монастырская библиотека сохранила ценнейший памятник письменности, один из древнейших летописных сводов — Ипатьевскую летопись. Сейчас она находится в Библиотеке Академии наук России в Петербурге.

В 1910 — 1913 годах, по случаю празднования трехсотлетия дом Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены значительные по объему реставрационные работы. В 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали. В настоящее время Ипатьевский монастырь возвращается Православной Церкви.

Первая каменная постройка в монастыре — соборный храм Троицы — был построен около 1560-го года, но разрушен взрывом в 1648 году. В 1650-1652 гг. в монастыре был построен новый пятиглавый Троицкий храм крестово-купольного типа. Он поставлен на высокий подклет и окружен с трех сторон галереей с крыльцом, выходящим на соборную площадь. В 1652-1653 годах была начата роспись папертей; стенопись выполнялась костромскими иконописцами.

Фрески Троицкого собора

Огромный интерес вызывает фресковый цикл Троицкого собора. Фрески ковром покрывают стены, своды, барабаны и столбы храма. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев, состоящая из восемнадцати человек, во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года!

У каждой фрески свой сюжет. Верхний ярус – иллюстрированная легенда явления ангелов Аврааму и Лоту. Два последующих яруса – история Христа. Это самый большой цикл, который занимает еще и откосы стен.

Нижний ряд посвящен деянию апостолов и на нем изображены аллегории на темы Песни Песней. Сюжет «Видение Иоанна Лествичника» посвящено препятствиям и трудностям, которые подстерегают представителей монашества на дороге к Божьему Царству. У врат рая, на вершине лестницы, к нему ведущей – всего один праведник, преодолевший все испытания.

Рассматривать фрески интересно даже людям, далеким от церкви и мало знакомых с Евангелием. Перед нами увлекательные необыкновенные картины. События разворачиваются на фоне сказочных палат и дворцов, цветущих лугов, раскидистых рощ, поросших цветами и травами гор.

Персонажи, изображенные на фресках заняты различными делами. Они крестят детей, читают книги, слушают проповедников, пекут хлеб, переплывают моря, спасаются от преследований, пожаров, возводят города, пируют и веселятся. Люди красиво одеты, и выглядят очень реалистично. На столбах собора изображения русских князей и царей, в том числе Михаила Романова.

Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря – уникальное явление. Коллектив Гурия Никитина и Силы Савина, благодаря значимости их работ, можно назвать художниками – монументалистами. Фрески – одна из последних их работ, итог их творчества.

1756-1758 годах в соборе был сооружен грандиозный пятиярусный иконостас. Его выполнили резчики костромского посада Большие Соли Петр Золотарев и Макар Быков.

Императрица Елизавета Петровна заказала петербургским резчикам верх иконостаса и прислала его в дар монастырю. Это великолепное зрелище! Иконостас украшен девяносто двумя колонами сквозной резьбы! Он выполнен из липы, и все его детали покрыты позолотой.

Одно из центральных мест в иконостасе занимает знаменитая Тихвинская икона. Это точная копия великой православной святыни — Тихвинской иконы Божией Матери. Впервые икона была принесена в Кострому в 1613 году. Послы из Москвы привезли эту икону, когда приехали сообщить Михаилу Романову о его избрании на всероссийский престол. С тех пор, эта икона участвовала во всех ежегодных крестных ходах в Костроме наравне с Федоровской иконой. Народ любит и почитает ее, и на народные пожертвования была изготовлена риза, украшенная драгоценностями – жемчугом и бриллиантами.

Каждый день к иконе приходят люди, верящие в ее чудотворную силу. А в праздники, чтобы подойти к иконе, приходится выстоять огромную очередь.

Каждый год, на второй день празднования Рождества Христова, в соборе совершается божественная литургия. В остальное время он открыт для всех желающих, как часть музейной экспозиции.

Рядом с Троицким собором расположена монастырская звонница. Южная ее часть построена в 1601-1604 гг. по заказу Д. И. Годунова. Она напоминает крепостную стену.

Палаты Романовых расположены у западной стены Старого города. В 1613 г. здание келий предоставлялось Михаилу Романову и его матери для жилья, отсюда название палат.

Там все благополучно, после передачи музея епархии территория приведена в порядок, уровень экспозиций замечательный, музейные тетушки на редкость вежливы. Здесь удобная система для фотографирования — платишь 50 р. за съемку и снимаешь все, что хочешь

Как доехать: Любым видом транспорта до Костромы, от Москвы 400 км.

Троицкий собор ипатьевского монастыря

Часть 1 – немного о городе, о отеле, о кафе и ресторанах.

Часть 2 – исторический центр города, памятники, монастыри, церкви.

Часть 3 – Итатьевский монастырь.

Часть 4 — музей народной архитектуры и быта Костромской области.

Начнем. Ипатьевский монастырь.

Татарский мурза Чет покидает Золотую Орду и направляется в Москву. В пути он тяжело заболел. Ночью ему явилась Пресвятая Дева с Богомладенцем на руках. Матерь Божия, повелевает мурзе принять христианскую веру, и за это исцеляет его. По прибытии в Москву он принимает святое крещение, получает христианское имя Захария и строит монастырь на месте чудесного явления Пресвятой Богородицы. Таково придание об основании Ипатьевского монастыря.

На фотографии ниже: мурза Чет и явление Пресвятой девы.

Монастырь основан в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского.

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители, в это время, связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

На фото: Крепостная стена и Северо-Западная башня (17 век)

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых.

Екатерининские (северные) ворота (18 век). Построены в честь приезда Екатерины II в Кострому. Забавный факт: для строительства ворот, в Кострому, были присланы чертежи кареты Екатерины. Одно из требований к строителям – это, что бы карета полностью проезжала через ворота.

История монастыря очень интересная. Почитать о монастыре можно на сайте Ипатьевской обители. Так же можно заказать индивидуальную экскурсию по монастырю. Мы заказали полную, четырехчасовую. Ни капли не пожалели! Простое шатание по территории, не создает атмосферы и ауры монастыря. С экскурсоводом – совсем другое дело!

Братский корпус. Здесь жили монахи. Монастырь постоянно перестраивался и строились новые помещения. На фотографии хорошо видны разные этапы строительства. Первый этаж – самый старый (16 век). Так как отопления не было, то окошки делали маленькие, что бы тепло ни уходило из келий. С появлением отопления и расширением обители, стали надстраивать новые помещения (18 век). Уже другой стиль, окна побольше.

Наместничий корпус. Здесь жил наместник монастыря. Также хорошо видно три этапа строительства. Отделка, в отличии от Братского корпуса, побогаче.

Засенье. Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами — Братским и Наместничим. В военное время, засенье служило дополнительным оборонительным рубежом, в мирное — использовалось в хозяйственных целях. Хорошо ходить с правильным экскурсоводом — мы побывали в таких местах, куда простых туристов не пускали!

Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами. Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: 19 марта (1 апреля по новому стилю) 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство. В этот же день (в 1814 году) император Александр I, с русской армией, вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Новый город. В настоящее время, здесь живут монахи. Посетителей туда не пускают. Справа: Зеленая башня. Башня защищала западные ворота монастыря. Служила главным въездом в монастырь со стороны Московской дороги. Через эти ворота провожали Михаила Романова в Москву на престол. Слева: Юго-Западная башня Нового города. Построена на средства царя Михаила Федоровича в 1642-1645 годах. Интересный факт: в 1988 году, Нижегородским театром оперы и балета им. Пушкина, на территории Нового города, была поставлена опера М. Глинки «Иван Сусанин». Декорациями оперы были крепостные стены и золотые купола Ипатьевского монастыря. По словам очевидцев – это была непередаваемая красота и грандиозное зрелище!

Квасная башня и часть крепостной стены Старого города. Башня построена в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней квасоварной палате. Сейчас в квасной палате располагается столовальня для президента РФ. Нас туда не пустили!

Крепостная стена и Юго-Восточная башня (1586-1590 года). Еще её называют – Водяной башней. Находится недалеко от берега реки Кострома. От этой башни идет подземный ход к реке, что бы осажденные врагами монахи, могли спускаться к речке и пополнять запасы воды. Обычно туда людей не пускают, но нам разрешили полазить по крепостным стенам и башне. Спускаться в подземелье и к поземному ходу, нам «настоятельно» не рекомендовали – все находится в аварийном состоянии и опасно для жизни. Мы не настаивали!

Звонница (1601-1604 г.) и Троицкий собор. Звонница построена на средства Годуновых. К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18 колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды. В 2006 году, принцем кентским Майклом (пра- праправнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.

Занимательный факт: «Вклад» — это пожертвование монастырю. Обычно, вклады делались для найма монастырской молитвы ради спасения души. Вклады были разнообразными – это могли быть свечи, иконы, богослужебные книги, хозяйственные принадлежности, домашний скот, просто деньги или недвижимость. Колокола же, очень ценились, как «вклад». Чем больше был вклад в монастырь, тем дольше поминали в молитвах дарителя и его потомков. Как-то помню, в 1630 году, вдова княгиня Голенина, сделала вклад в один из монастырей в размере 70 рублей, для поминания в молитве своего отца, мужа, и двух сыновей. Она хотела, что бы родичей поминали особо, а не на общих панихидах. Из монастыря пришел ответ, что для таких условий, нужен более весомый вклад! Чем закончилось препирание княгини с монастырем, история умалчивает!

Под звонницей, мы видели автомобиль Рено. Это был тоже один из «вкладов».

Перед Троицким собором. Троицкий собор — главный храм Ипатьевского монастыря. В соборе можно увидеть выдающиеся произведения по иконописи, монументальной живописи, русскому прикладному искусству.

Под руководством первоклассного изографа Гурия Никитина костромская артель в 1684 году создала в Троицком соборе фресковый ансамбль, представляющий собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия. (Фото выше и ниже)

В 1756-1758 годах, костромские резчики во главе с Макаром Быковым и Петром Золотаревым, воздвигли резной иконостас в стиле барокко. (Фото выше и ниже)

В 1654-1656 годах иконы для иконостаса были выполнены царскими иконописцами Василием Ильиным Запокровским, Семеном Павловым и Сергеем Рожковым.

Красота, которую создали Костромские мастера – поражает!

Палаты бояр Романовых (Царские чертоги). Здание построено в 16 веке, на средства бояр Годуновых. В этом здании, в 1613 году, проживал молодой боярин Михаил Романов со своей матерью, инокиней Марфой. Отсюда, в марте 1613 года, он был призван на московский престол. Отсюда начинается царствование рода Романовых на престоле. Поэтому и было дано название палатам: Царские чертоги. Левую сторону палат, занимал Михаил; правую – его мать. Сейчас в помещении устроен музей рода Романовых.

На фотографии, слева: мемориальная колонна. Поставлена 1839 году, в честь знаменательных событий и людей, которые оставили след в истории Ипатьевского монастыря.

Экспонатов в музее много. Все они имеют большую историческую и культурную ценность. Размещать здесь фотографии всех экспонатов, нет смысла. Их нужно смотреть вживую и желательно с экскурсоводом. Наш экскурсовод, подробно нам рассказал про коллекцию музею. Было очень интересно и познавательно.

Вот некоторые из некоторые из них:

Бывшая келья матери Михаила Романова. Сейчас здесь музей.

Изразцовая печь в палатах бояр Романовых. На этой печи спал боярин Михаил Романов.

Дорожная икона Богоматери Казанской (в окладе и киоте). XVII век Москва. Дерево, металл, серебро, золочение, стекло, камни, жемчуг, чеканка. Икона с дверками, что бы в дороге не повредить её.

Икона. Богоматерь Корсунская (в окладе). Вторая половина XVII века Москва. Икона — дерево, темпера, золочение. Оклад — серебро, золочение, чеканка, резьба. Сорочка — ткань, ткачество. Вклад царя Алексея Михайловича в Ипатьевский монастырь.

Крест кипарисовый четырехконечный. Афон. Нач. XVII в. Дерево (кипарис) резьба. Вклад патриарха Филарета в костромской Макарьевский Унженский монастырь.

Хоругвь двусторонняя. Троица ветхозаветная. Митрополит Алексий, Блаженный Алексий — человек Божий, великомученик Феодор Стратилат. Середина XVII века Москва. Ткань (бархат, атлас), золотная, серебряная и шелковая нити, металл, блестки, лицевое шитье.

Икона. Богоматерь Умиление. (В окладе и киоте). XV-XVII в.в. Москва. Икона: дерево, темпера, золочение. Оклад: серебро, чеканка, золочение. Вклад царя Алексея Михайловича в Ипатьевский монастырь. В этой иконе, некоторые фрагменты, были изготовлены из мамонтовой кости, что в то время было очень большой редкостью. Мы видели эти фрагменты – действительно, очень тонкая и красивая работа.

Про Ипатьевский монастырь всё. С экскурсоводом ходили – примерно 4-5 часов. Самостоятельно – еще часа полтора-два. Время не было потеряно зря!

Источники: заказанная экскурсия и сайт Ипатьевского монастыря.

В последней и заключительной части, мы посетили Музей деревянного зодчества и быта Костромы. Часть 4 >> (оформляется)

paul_egorov

Блог Павла Егорова

Обо всём понемножку.

К Ипатьевскому монастырю приехали в пол-восьмого вечера. Монастырь уже закрылся, так что решили обойти монастырские стены снаружи, а также заглянуть в музей деревянного зодчества, которые еще работал.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595-1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.

В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета. В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. Костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года. В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Утром продолжили осмотр внешних стен монастыря. Вот кадры сделанные почти с одного ракурса вечером и утром:

Так же с утра сфотографировали монастырь с другого берега реки.

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады. По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство. Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. В 1837-1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку».

В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений. В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса. 23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 1993 году, в пользование монашеской общины была передана территория Нового города. В сентябре 2002 года полностью сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города — церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи. В 2004 году монастырь был передан в пользование Русской православной церкви, а музей-заповедник фактически оказался на улице.

Действительно, по сравнению с 1999-м годам, когда я был в монастыре последний раз, изменения не в лучшую сторону. Половина монастыря (так называемый Новый город) закрыта для посещения, также нет возможно зайти за «обруб», уж кому это-то мешает, не пойму. Вход, судя по всему в монастырь бесплатный, билет нужно покупать для посещения музеев (и не дешево, в районе 200-300 рублей), 100 рублей берут за фотографирование.

Закрытый проход в «Новый город».

Собор Троицы Живоначальной.
Троицкий собор, возвышающийся в центре Старого города Костромского Ипатьевского монастыря, построен в 1650-1652 гг. на месте более древнего одноименного собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклетах храма в 1649 году. В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексея Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с приделом во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
Впервые Рождество-Богородицкая церковь упоминается каменной (шатровой) в 1564 г. В 1760-1764 гг. из-за ветхости и тесноты построена новая трапезная церковь. В подклете устроен придел Смоленской (Шуйской) иконы Богоматери, упразднённый в 1879 г. В 1860-1864 гг. возведён новый тёплый храм в русско-византийском стиле по проекту К. А. Тона — пятиглавый, с двумя крыльцами, соединённый переходом с Троицким собором. С южной стороны устроен Трёхсвятский придел. Закрыт в 1922 г., в здании устроен антирелигиозный музей. Взорван в 1930-х гг. В настоящее время ведутся работы по восстановлению церкви в формах 1860-х гг., приуроченные к 400-летию династии Романовых. Внешне здание окончено.

Троицкий собор ипатьевского монастыря

Часть вкладных годуновских икон находятся теперь в Костромском музее-заповеднике, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря; некоторые из них попали в Третьяковскую галерею, Исторический музей, Оружейную палату Московского Кремля и другие музеи. В Третьяковской галерее находится местная икона «Троица»: она была написана в 1586 году, а в 1600 году к ней прибавили четыре створки с изображением Троицы в деяниях, где сцены из истории Авраама и Лота приобрели бытовой характер с изображением боярского двора и русского застолья.

В соборе Ипатьевского монастыря сохранилась икона «Дмитрий Солунский», вложенная в 1586 году Дмитрием Ивановичем Годуновым.

Вкладная книга отмечает, что в 1586 году Иван Васильевич Годунов дал 62 образа в окладе; в 1588 году Дмитрий Иванович Годунов вложил «85 образов окладных, а у них 48 золотых, да осмь серебряных»; в 1598 году Иван Васильевич Годунов подарил 6 образов деисуса и 3 образа Богоматери в серебряных чеканных окладах со сканью, обнизанными жемчугом венцами.

После призвания в 1613 году на царский престол малолетнего Михаила Федоровича, который пребывал в Ипатьевском монастыре вместе со своей матерью инокиней Марфой, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Однако взрыв, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. Иконостас, поставленныйк освящению нового храма в 1652 году, также был намного больше прежнего. Иконы для него писали лучшие костромские мастера во главе с Василием Ильиным. Ими были исполнены три верхних ряда: праотеческий, пророческий и деисус. Самому Василию Ильину принадлежат, видимо, деисусные иконы Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила, а также апостолов Петра и Павла (Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1981. С. 55.). В местном, нижнем ряду помещались вкладные иконы разного времени, частью из старого храма.

Первоначально иконостас был тябловым: ряды с иконами держались на горизонтальных деревянных балках с пазами. По лицевой стороне их расписывали орнаментом. Иконы были покрыты басменными окладами XVI века, вероятно, снятыми с годуновских икон.

По позднему письменному свидетельству можно судить о составе троицкого иконостаса в XVII веке: «Над царскими дверьми в деисусе 19 образов. В другом поясу господских праздников 21 образ, в третьем поясу вначале образ Знамение пресвятой богородицы, по обе стороны пророк 21 образов, а в четвертом поясу вначале Отечество, а по обе стороны праотцев 20 образов, а в четвертом поясу вначале Отечество, а по обе стороны праотцев 20 образов, писаны все на золоте. Меж образов столбцы веревчатые и по столбцам репьи писаны сусальным золотом и серебром, тябля писаны по золоту красками». (Переписная книга церковной утвари Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря. 1701 г.).

Этот иконостас просуществовал до 1756 года, когда был заменен новым, каркасным иконостасом со столбиками. Сохранился контракт с костромскими резчиками Макаром Быковым и Петром Золотаревым из посада Большие Соли. Заказчик представил мастерам готовый проект, согласно которому в рядах предполагалось установить меньшее число икон, так как, по всей видимости, столбики между иконами занимали значительное место в общей площади иконостаса. Предполагалось в навершии «над праотеческим рядом на середины сделать клеймо, в нем крест и распятие и по сторонам образы Богоматери и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, резные ж как в том рисунке показано». По монастырской легенде, распятие на верху иконостаса делали петербургские резчики по вкладу императрицы Елизаветы Петровны. Судя по контракту, это не так. Деньги мастера получили за все сполна.

В иконостасе 1756 года праздничный ряд был заменен и перемещен под деисус, чтобы его было лучше видно, но это является отклонением от канонической церковной традиции. Местный чин также претерпел значительные изменения. В него были привнесены новые образы, например, икона «Казанской Богоматери», вторая слева от царских врат.

Иконостас Троицкого собора выполнен в технике флемской резьбы, которая была чрезвычайно распространена в русском иконостасном деле XVII—XVIII столетий. Рельефная резьба украшает не только царские врата, но также карнизы и волюты. Основной ее орнаментальный мотив — виноградные лозы и гроздья, листья и завитки аканта. Ее резные детали покрыты тончайшими листами сусального золота и иллюминированы оранжевым фоном, что усиливает сходство фигурной резьбы с произведениями художественного литья.

Некоторые исследователи, в частности И. Н. Соболев, связывают появление в России нового, флемского вида резьбы по дереву с расширением связей Русского государства с европейскими странами. Само ее название, вероятно, происходит от немецкого слова flamisch — «фламандский». Подобная техника практиковалась в католических монастырях Фландрии, откуда монастырскими резчиками, посылаемыми для украшения костелов своего ордена, была занесена в Польшу. Здесь она оказала влияние на украинскую и белорусскую резьбу и таким образом дошла до Руси.

Фигурная флемская резьба обладает высоким рельефом, что придает произведению ярко выраженный объем. В православной церкви круглая скульптура была запрещена, и подобная резьба отчасти ее заменила: по существу, она стала скульптурой с ограниченным диапазоном изображений. Объемные грозди груш, яблок, гранатов, виноградные листья, розы, подсолнухи, раковины, кубки, акант — все эти плоды и предметы прочно вошли в практику русских резчиков, работавших над иконостасами.

Таким иконостас Троицкого собора дошел до нашего времени. Для него характерны многие типические черты барочного стиля середины XVIII века.

К 300-летнему юбилею дома Романовых в 1912—1913 годах иконостас поновляла московская иконописная артель Дикарева и Чирикова. Они убрали потемневшую олифу, «подправили» живопись, а некоторые иконы, пришедшие в ветхость, заменили на новые.

Троицкий собор ипатьевского монастыря

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Продолжая наше путешествие в длинные майские праздники мы добрались до Костромы.

Во время подготовки к поездке узнали, что одной из главных достопримечательностей города является Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

И вот мы уже у его стен.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Оставив машину (места для парковки здесь предостаточно) направляемся к Северным воротам монастыря.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

После выполнения всех формальностей (это относится к внешнему виду слабого пола) с величайшего позволения охранника мы попадаем во внутренний двор монастыря.

Если вы не имеете «специальной подготовки» — рекомендуем прямиком направиться к мемориальной колонне 19 века.

Обойдите ее с четырех сторон — и вы уже будете знать о монастыре практически все самое главное.

Надписи на двух сторонах колонны повествуют об истории создания монастыря.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

На третьей стороне описаны все его достопримечательности.

Ну а четвертая сторона посвящена настоятелям монастыря (начиная с 1443 года).

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

В связи с вышеизложенным (точнее вышепоказанным), мы не будем тратить время и силы на вопросы, связанные с общей историей монастыря и его легендами (при желании вы сможете найти достаточно много информации по этим вопросам в интернете)..

Итак, мы обошли колонну, и имея за плечами необходимый исторический минимум, начинаем осмотр монастыря.

Центральное место в нем отводится Троицкому собору.

До 16 века все постройки монастыря были выполнены исключительно из дерева. В 16 веке в монастыре наблюдается «каменный бум» — появляются источники финансирования и за дело берутся мастера-каменщики. В достаточно сжатые сроки монастырь преображается. Но, красота оказалась недолговечной — в 1649 году взрываются пороховые погреба. Большая часть монастыря, в том числе и Троицкий собор, разрушены.

В 1652 году на месте руин возводится новое здание Троицкого собора. За основу берется Успенский храм Ярославля. В росписи собора принимает участие артель под руководством уже известного нам Гурия Никитина, которая справилась с поставленной задачей всего за один летний сезон.

Троицкий собор считается местом призвания Михаила Федоровича на царство. В подвалах собора размещен храм во имя Лазаря Четверодневного, который служил усыпальницей для костромских священников высокого ранга.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Слева от Троицкого собора расположен восточное крыло Архиерейского корпуса с церковью Хрисанфа и Дарьи.

Говорят, что это единственная на территории России церковь, посвященная этим мученикам (Хрисанф и Дария пострадали за христианску веру в 283 году в Риме). Причина такого посвящения заложена якобы в следующих фактах: 19 марта (день памяти Хрисанфа и Дарии) 1613 года Михаил Федорович отправился на царствование в Москву и 19 марта, но уже 1814 года, русская армия вошла в Париж.

Храм был заложен в 1840 году, автор проекта — К.А. Тон. Спустя год церковь была уже построена, но . вдруг обрушилась. Повторно была возведена в 1868 году по проекту уже губернского архитектора Н.П. Григорьева. Некоторые специалисты считают, что и сегодня состояние этой церкви вызывает определенные опасения. Так что спешите ее увидеть.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Продолжаем наше путешествие по монастырю.

Перед нами его З вонница . Ее история берет свое начало с 1586 года, однако «нынешний» вариант датируется 1601-1603 гг. ( хотя и в последующие годы Звонница неоднократно перестраивалась). Нижний ярус здания отведен под хознужды, во втором размещен часовой механизм (считается одним из самых древних на Руси), ну а верхний — используется по прямому назначению. После октября 1917 года колокола с звонницы были демонтированы и отвезены в неизвестном направлении.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

В 2007 году на Звонницу устанавливают копию главного колокола «Царь Михаил» (вес — 8 тонн). В настоящее время Звонница используется еще и в качестве осмотровой площадки (ее высота 30 метров) Ипатьевского монастыря.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Следующее здание на территории монастыря, которое явно выделяется своими красками — Келарский корпус или, как его еще называют — Палаты Романовых.

Возведены они в конце 16 века по распоряжению Годунова и предназначались для жилья строителей монастыря.

Позднее возникла версия (а может это и правда), что в 1613 году здесь проживал Михаил Романов со своей матерью. Об этом «факте» позднее было доложено Александру II . Естественно, высочайшая особа не могла допустить, чтобы его предок проживал в каком-то непристойном помещении, и буквально за несколько лет обычный неказистый гостевой домик был превращен в «палаты бояр Романовых» (по образу и подобию московского варианта).

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Сейчас здесь, впрочем как и во многих других помещениях монастыря, находится музей «Колыбель Дома Романовых». (Кстати, относительно музейных экспонатов монастыря — они выложены на отдельной страничке сайта)

Как и во многих других монастырях, на территории Свято-Троицкого Ипатьевского находятся старинные захоронения.

Близко подойти к ним не предоставляется возможности, а вот оптика позволяет рассмотреть наваленные вдоль стен надгробные плиты и памятники.

Очевидно кладбище находится на реконструкции.

Ну что же, на этом наша экскурсия по монастырю завершается

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

и мы отправляемся к выходу. Милые женщины — не забудьте сдать безвозмездно арендованные платки и юбки.

Кострома. Ипатьевский монастырь. Троицкий собор.

Согласно Писцовой книге 1628 года, известно, что «мерою та церковь была невелика, внутри в ширину только пять сажень, а в длину четыре сажени» (то есть 10 на 8,5 метров), с приделом во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Собор был двухстолпным и предназначался для торжественных богослужений. Д. И. Годунов пожертвовал в храм до 90 икон, из которых 45 имели золотые оклады, остальные — серебряные. Престол в храме был также серебряный, чеканный; пожертвован Д. И. Годуновым в 1595 году вместе с бархатной, вышитой жемчугом индитией. В это же время собор был расписан. В храм вели трое металлических двустворча­тых дверей, украшающих вход в собор с западной, северной и южной сторон — выполненных в технике золоченой огненной наводки.
29 января 1649 года Троицкий собор был разрушен взрывом пороха, хранившегося в под­клетах храма; заново собор отстраивался с 1650 по 1652 годы. В новом храме были устроены приделы — один во имя святого апостола Филиппа и священномученика Ипатия, епископа Гангрского, другой — во имя преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. Северная сторона храма являлась как бы парадной; поэтому ее укра­сили фресковым изображением Господа, восседающего на троне, с общей надписью по поясу храма: «Приидите людие Триипостасному Божеству поклонимся». Вход в храм был устроен с запада через обширную паперть, к которой ведет с северной стороны каменное крыльцо.
Притвор расписывался в разное время. В западной части притвора сохранились фресковые изображения Страшного суда и Лествицы преподобного Иоанна начала XVII века — работы костромского иконописца Василия Ильина-Запокровского. Своды притвора расписала артель палехских иконописцев к 1913 году — специально к приезду в Кострому семьи Романовых, в честь 300-летия Царского Дома. В северной части притвора у входа в собор имеется надпись древнеславянской вязью, вырезанная на белом камне, который в 1798 году был вынут из сте­ны экономских келий и вставлен в стену собора: «Лета 7094 (1586) повелением благоверного и боголюбивого и великого государя царя великого князя Федора Ивановича всея Руси само­держца, и его благочестивыя и христолюбивыя царицы великия княгини Ирины, в третие лето государства его начаты бысть делати сии святые врата и оградка камена около сея преве­ликия Лавры святыя пребезначальныя Троица Ипацкаго монастыря, тщанием и верою бояри­на Димитрия Ивановича Годунова, да боярина конюшево Бориса Федоровича Годунова, на память от рода в род и по душех своих и по своих родителех в вечный поминок».
Металлические двери, ведущие из притвора в собор, были взяты из прежнего полуразру­шенного Троицкого собора и замечательны по своей древности, иконографическому содержа­нию и технике исполнения. Двери сделаны из железа, обиты латунью и украшены чеканными по золоту изображениями и изречениями из Священного Писания и сивиллиных книг. В опи­си 1609 года содержатся конкретные данные об их происхождении: они были пожертвованы в собор Д. И. Годуновым в 1595-1596 годах.
Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Андреевском); иконостас — с резными тяблами, липовый — выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне — Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила монастырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами. Имеющийся в Троицком соборе иконостас устроен в 1756 году при епископе Костромском и Галичском Геннадии (Ан­дреевском); иконостас — с резными тяблами, липовый — выполнен артелью резчиков из посада Большие Соли (Костромского уезда, ныне — Ярославская область) под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова. В 1758 году императрица Елизавета Петровна подарила мона­стырю навершие к иконостасу с изображением Распятия Господа Иисуса Христа. Навершие выполнено петербургскими мастерами.
Троицкий собор, включая алтарную его часть, был расписан за один летний сезон 1685 года. В алтаре храма — изображение Пресвятой Богородицы по песнословию «О Тебе радует­ся, Благодатная, всякая тварь». На стенах храма фресками изображены события Свя­щенной истории — вверху Ветхого, а внизу Нового Завета. Внутренние столбы Троицкого со­бора также украшены стенописью. В ряду изображений святых на юго-восточном столбе на­ходятся портретные изображения царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича в полный рост, в царских облачениях, со скипетрами в руках и с нимбами над головами. Появ­ление этих изображений в Троицком соборе объясняется, с одной стороны, тем значением, какое имел этот храм как место призвания Михаила Федоровича на царство, а с другой — воспоминанием о восстановлении этого храма в 1650-1652 годах в царствование Алексея Ми­хайловича. К столбу было приставлено царское место, присланное из Москвы 1 июля 1613 года царем Михаилом Феодоровичем в память о призвания его на Престол государства Рос­сийского в этом храме. Оно было сделано из липы, с различными мелкими изящными укра­шениями, высокое — наподобие остроконечной короны древних царей — с двуглавым орлом вверху и короной над ним. В память о том, что императрица Екатерина II при посещении Ипатьевского монастыря стояла на этом царском месте во время Божественной литургии, на левой стороне его сделан резной вензель Екатерины II.
На стенах Троицкого собора имеются две записи о времени исполнения настенной живопи­си в храме и авторах ее. Первая запись крупной древнеславянской вязью сделана в виде ши­рокой ленты по трем сторонам храма и содержит в себе сведения о том, что церковь «изо­графством подписана» в 1685 году, «при державе благоверных великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малые и Белые России самодержец, патриархе Московском Иоакиме и архимандрите Ипатьевского монастыря Пахо­мии с братиею». Вторая запись сделана в клейме на северной стороне храма и содержит в себе имена 18 костромских иконописцев, принимавших участие в росписи храма: «О Бозе трудившиися сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василей Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григо­рей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Ники­тин, Федор Липин, Федор Логинов».
В подвальном помещении Троицкого собора находится храм во имя святого праведного Ла­заря Четверодневного. До устройства этого храма здесь находилась кладовая с сенями. Глав­ный вход в Лазаревскую церковь сделан со стороны монастырского кладбища. Внутри храм — небольшой, с низкими сводчатыми потолками. Он был устроен в 1768 году епископом Дамас­киным и имел назначение служить усыпальницей для костромских архипастырей. Не­большой иконостас Лазаревской церкви — первоначально деревянный — позднее заменили на каменный; при этом иконостасом послужила каменная стена храма, отделяющая алтарь от церкви с арками для царских и северных дверей. На этой стене были написаны местные ико­ны Спасителя и Казанской Божией Матери. В 1888 году вместо каменного в храме установи­ли металлический чугунный иконостас. В Лазаревской церкви находились гробницы Ко­стромских архипастырей: епископа Дамаскина (Аскаронского; +16 июля 1769), епископа Ви­талия (Щепотова; +29 января 1846) и епископа Александра (Кульчицкого; +16 декабря 1888).
Вскоре после революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был закрыт. В тридца­тых годах ХХ века здесь располагался рабочий поселок «Текстильщица». Лишь на рубеже пя­тидесятых- шестидесятых годов началась реставрация архитектурного комплекса монастыря, в котором разместился историко-художественный музей-заповедник.
В январе 1991 года впервые за многие десятилетия в епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию. В настоящее время Троиц­кий собор совместно используется Костромской епархией и музеем-заповедником: в заранее согласованные дни (в частности, как правило, на второй день празднования Рождества Хри­стова, в понедельник Светлой седмицы, в День Святого Духа) в соборе совершается Боже­ственная литургия, в остальное время он доступен для верующих лишь как часть музейной экспозиции.

Кострома. Ипатьевский монастырь Святой Троицы.

В июне 325 года в турецком городе Никея, что теперь именуется Изник, состоялся Первый Никейский собор. Созвал его римский император Константин Великий для того, чтобы уже наконец установить основные догматы христианства. Именно этот момент считается переломным в жизни христиан. Задачи у Никейского (Вселенского) собора были глобальные, а потому продолжался он более двух месяцев. Помимо всего, в ходе собора необходимо было закон­чить спор с приверженцами арианства, которые в своей вере отрицали единство Бога, что почему-то не нравилось остальным. Среди участников Вселен­ского собора был и епископ Гангры Святой Ипатий. Уже возвращаясь домой по окончании собора на него напали арианы. Изранив мечами его сбросили в болото. По легенде, женщина, что нанесла ему камнем по голове смертельный удар, тут же начала бить этим камнем саму себя. Жители города нашли тело святого, перенесли в город и там его похоронили. Впоследствии на могиле было немало чудес. Там же исцелилась и та самая женщина.

В настоящее время нет единого мнения о том, кто же основал Ипатьевский монастырь. Эти деяния приписывают и князю Василию Ярославовичу, что по совместительству был братом Александра Невского, и Василию Юрьевичу Квашне — костромскому князю, в число заслуг которого приписывают находку чу­дотворной иконы, которую он обнаружил висящей на дереве. Но более интересная легенда касается Захария Чета — военачальника Золотой Орды.

В 1330 году, когда ордынец ещё не был Захарием, а был самым что ни на есть Четом, он благополучно приехал в Москву к Ивану Калите, принял право­славие, окрестился, а заодно получил земельные наделы недалеко от Костромы. Примерно в это же время у Захария случилось видение Божьей Матери, апостола Филиппа и святого Ипатия Гангрского. После видения Чет внезапно исцелился от всех болезней, а в благодарность за это начал строительство Ипатьевского монастыря. Тем не менее, в летописи впервые обитель упоминается веком позже.

Спустя пять колен в роду Захария родились два брата — Фёдор Сабур и Иван Годун. Именно от них пошёл род Годуновых и Сабуровых. Все в роду Захария были люди набожные, они приезжали в монастырь, чтобы после кончины быть погребёнными в его стенах. Сейчас из трёх усыпальниц осталась лишь одна, а захоронения Захария и его потомков считаются утеряными.

В Смутное время костромичи восстали против сторонников Лжедмитрия и патриарха Филарета. Перебив гарнизон они осадили Ипатьевский монастырь. Однако, монастырь — прекрасный образец крепостной архитектуры Древней Руси, так просто не сдался. Помимо крепостных стен угрозу представляли и 27 пушек, аккуратно установленных по периметру. Сдалась обитель лишь спустя полгода. Тремя годами позже в кельях монастыря поселился Михаил Романов со своей матерью, а годом позже посольство Земского собора избрало шестнадцатилетнего юношу царём. Это событие положило конец Смутному време­ни, а сам монастырь занял привилегированное положение — Романовы стали покровителями обители.

В советское время, как и большинство сооружений имеющих религиозный подтекст, Ипатьевская обитель была упразднена, все ценности национализи­рованы, церковь уничтожена. В монастырских кельях оборудовали жильё для рабочих фабрики. Расселили корпуса только в 50-х годах 20-го века, тогда же создав в монастыре Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Сейчас монастырь передан в пользование РПЦ, при этом в нескольких помещениях присутствуют экспозиции музея.

Расположен Ипатьевский монастырь на стрелке рек Волги и Костромы. У фасада обители раскинулся архиерейский сад. Который почему-то не виден в зимнее время.

Монастырь представляет собой две объединённые территории — Старый город и Новый город. В Старом находятся основные постройки. Стена впереди является границей между Старым и Новым городом, а заканчивается она Кузнечной башней.

Екатерининские ворота, они же — Северные. Этот вход был прорублен в 1776 году из-за приезда в Кострому Екатерины. После посещения императрицей обители этот вход стал основным.

Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии в Архиерейских палатах. Это единственная в России церковь, посвящённая этим двум мученни­кам. Однако, выбор этих святых был не случаен. День их памяти — 1 апреля. В этот же день из монастыря в Москву «на царство» выехал Михаил Фёдорович. Ну и ещё русские войска в 1814 году зашли в Париж.

Наместничий корпус. Здесь обитал ближайший помощник настоятеля Ипатьевского монастыря, его «наместник».

Палаты бояр Романовых. К сожалению, от первоначального облика палат тут осталось немного. Сначала был ремонт после пожара 1797 года, а после,
в 1858 году, и вовсе решили придать палатам более царский облик. Кроме всего была возведена каменная лестница, окрашен фасад, а внутри здание пол­ностью перепланировали.

С конца 19-го века в этом здании находится музей Романовых.

Троицкий собор. Много веков тому назад на этом месте Захарий Чет поставил деревянную церковь Святой Троицы, окружённую дубовой стеной и парой келий. Так началась история Ипатьевского монастыря.

Первый каменный храм на месте деревянного появился в 16-м веке, однако продержался недолго — в 1649 году он был разрушен взрывом порохового погреба. Восстановление храма завершилось к 1652 году.

Архиерейские палаты. Это крупнейшее жилое здание монастыря. Именно здесь в советское время расселялись рабочие ткацких фабрик.

Памятный знак — мемориальная колонна. В нишах пьедестала находилась информация о посещениях монастыря членами царской семьи, а также важнейшие моменты в жизни самого монастыря.

Свечной и Трапезный корпуса. С середины 18-го века начинается свечное производство, что вынуждает веком позже построить специальный корпус для свечного заводика. Сейчас здесь располагается экспозиция музея.

Ворота между Старым и Новым городом.

Корпус над погребами. Изначально был построен только первый этаж и использовался под сушильни. Второй этаж был возведён полтора века спустя. Это здание целиком сохранилось в первозданном виде.

Звонница Троицкого собора. Это здание было построено на месте уже существующего в начале 17 века.

Северная стена монастыря с Кузнечной башней.

Зелёная башня Ипатьевского монастыря. Это был главный въезд в монастырь со стороны московской дороги.

Ссылка на основную публикацию