Троице сканов монастырь пензенская область

Основание Наровчатского Троицкого Сканова монастыря Пензенской области

Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. В «Истории церковной Российской иерархии» (т.5,стр.136) сказано, что название Сканова монастыря произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости от монастыря. По преданию старожилов название монастыря произошло от фамилии бояр Исканских, которым принадлежала земля.

Точная дата основания монастыря также неизвестна. Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. То есть, до 1676 года монастырь уже имел благоустроенный вид.

Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, позднее перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. При утверждении в 1801 году Пензенской губернии упраздненный г. Наровчат был восстановлен в Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных.

После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана.

Было принято решение все строения в монастыре строить каменные. В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, посреди обители был заложен новый двухэтажный соборный храм, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.

Расположенная к северу от соборного храма стоящая отдельно трехъярусная каменная колокольня заложена в 1792 г., а 23 апреля 1796 г. в ней была освящена надвратная церковь во имя св. Николая Чудотворца.

Первым строителем каменных зданий был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, родом из дворян Левицких, чем, по-видимому, и объясняются большие пожертвования, позволившие в такой глуши возвести прекрасный ансамбль.

После смерти Арсения его дело продолжил игумен Корнилий. При нем Троицкий собор был расписан казначеем монастыря иеромонахом Парфением, который написал также для собора и колокольные иконы.

В 1-й половине 19 в. вокруг собора построили настоятельский (1815), трапезный, большой и два малых братских корпуса, три башни по углам, а на четвертом – больничную церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (1809 г., освящена в 1812 г.), соединенную с больничным корпусом, а также келарню с хлебней и столярной мастерской и ледник. Здания, расположенные по периметру длиной 400 м, были объединены между собой каменной оградой, в результате чего в плане образовался неправильный четырехугольник со скошенной из-за протекавшей поблизости реки Ошли южной стороной.

В середине 19 в. у северо-восточного угла монастыря вне его стен построили четыре гостиных корпуса, а в 1853 г. – кладбищенскую церковь в честь иконы Трубчевской Божией Матери, написанной в г. Трубчевске Орловской епархии священником Евфимием в 1765 г. и хранившейся в Успенском приделе Троицкого собора. Этой иконе приписывается прекращение эпидемий холеры в Наровчате в 1831 г. и 1848 г.

В 1880 г. настоятелем монастыря назначен Гедеон.

В горе, расположенной в 1,5 км, был устроен пещерный монастырь.

В Наровчате Троицкому Сканову монастырю принадлежал участок земли на углу Базарной площади, на котором в 1820 г. была сооружена каменная часовня с двумя кельями, а в 1857 г. – двухэтажный каменный дом, перестроенный в 1872 г. после пожара.

К 1907 г. в монастыре проживали настоятель-игумен, 49 монашествующих и 117 находящихся на испытании. Божественная служба в монастыре совершалась по общему церковному уставу. В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлей в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом I в 1797 году водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены хлебный амбар, каменная рига, скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

Троице-Сканов монастырь

0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Ресторан-клуб «Экспедиция»

Приволжский ФО, Пермский край, г. Пермь

Гостиница «City Star»

Приволжский ФО, Пермский край, г. Пермь

  • Описание
  • Дополнительно

2.Основан в середине XVII века. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. После 1917 года монастырь был закрыт. С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский.

3.Россия, Пензенская область, Наровчатский район, село Сканово

4.Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.С 1985 г. монастырь возобновил свою деятельность уже как женский, в нем 70 насельниц, в том числе 10 детей. 12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевская», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Челнском мужском монастыре.На нижнем этаже храма размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт.

5.http://troice-skanov.ru/, «Истории церковной Российской иерархии» (т.5,стр.136), «Пензенские епархиальные ведомости» (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21)

6.На горе Плодской, расположенной в живописном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь,который представляет собой трехуровневые ходы с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяженность пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основатель пещерного монастыря — Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры. У подножия горы источник. На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. Сейчас ходы сохранились протяженностью более 600 м, а всего было 2,5 км.

8.С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви

Троице-Сканов монастырь

Монастырь
Троице-Сканов монастырь
53°51′54″ с. ш. 43°45′07″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Местоположение село Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Конфессия православие
Епархия Сердобская и Спасская
Тип женский
Настоятель Иннокентия (Татаркина)
Статус ОКН № 5810034000 № 5810034000
Состояние восстановлен
Сайт troice-skanov.ru
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. [1] По другой версии, по преданию, Скановым монастырём его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.

Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в которой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти — игумен Корнилий, при нём собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящён настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освящённый 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт. [2]

В горе Плодской, расположенной в живописном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь, который представляет собой трёхуровневые ходы с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяжённость пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основатель пещерного монастыря — Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры. [3] У подножия горы источник. На горе в 1866—1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. Сейчас ходы сохранились протяжённостью более 600 м, а всего было 2,5 км.

С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский.

12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Ныне в монастыре около 60 насельниц. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевской», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Чолнском мужском монастыре близ города Трубчевска (ныне Брянской области). [4]

Троице сканов монастырь пензенская область

Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. [1] По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.

Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в которой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти – игумен Корнилий, при нем собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт. [2]

Пещерный монастырь

В горе Плодской, расположенной в живописном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь,который представляет собой трехуровневые ходы с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяженность пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основатель пещерного монастыря — Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры. [3] У подножия горы источник. На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. Сейчас ходы сохранились протяженностью более 600 м, а всего было 2,5 км.

Возрождение монастыря

С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский, В нем 70 насельниц, в том числе 10 детей. 12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевская», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Челнском мужском монастыре (ныне г. Трубчевск Брянской области). [4]

Троице сканов монастырь пензенская область

Возникновение Свято-Троицкого Сканова монастыря следует отнести ко времени начала XVII века. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю. По преданиям старожилов, перешедших к потомству, эта обитель существует более 350- ти лет, ибо из патриарших Грамот, данных в 7184 (1676) г. на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения.

Так в Грамотах патриарха Иоакима о построении церквей во имя Николая Чудотворца, Живоначальныя Троицы, между прочими, говорится, нто в оном 7184 (1676) г. апреля в 26 день в Скановой пустыни сгорели три церкви и монастырь мало не весь выгорел. (Грамоты между актами монатыря). На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал еще задолго до 1676 года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении патриархов, в позднейшее же время перешла в ведение преосвященных тамбовского, нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г. Пензы в 1801 году губернским, упраздненное село Наровчат было восстановлено и присоединено к Пензенской губернии. Из монастырских указов видно, что под ведением

тамбовского преосвященного обитель состояла с 1748 по 1800 гг., нижегородского — с 1800 по 1804 гг. и с оного по настоящее время принадлежит Пензенской епархии. (Указы между актами монастыря). С с. Наровчатом и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных преосвященных, в коем и доныне состоит. Название Сканова монастыря, как значится в истории Российской иерархии, произошло от речки Скановой. («История церковной Российской иерархии» т.5, стр. 136). По преданию старожилов, местность пустыни вместе с селом, находящимся по близости, принадлежала боярам Исканским, которые приняли участие в становлении монастыря. По правильному произношению обительдолжна именоваться Исканской, а слово «Сканова» есть уменьшенное в последствии времени. В народе эта пустынь называлась Скань.Свято-Троицкий Сканов монастырь имел основательное устроение как в XVII веке, так и в последующее время. Он твердо сохранял свою жизнеспособность в течении XVIII века, когда многие монастыри, особенно после учреждения монастырских штатов (1764г.), упразднялись и приходили в запустение. Так, после 1764 года в Свято — Троицкий Сканов монастырь были переведены монашествующие упраздненных обителей: Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни.

Около 1786 года в монастыре вводится Устав строгого общежития, как значится об в Представлении Святейшему Правительствующему Синоду Пензенского епископа Афанасия на предмет увеличения штатного числа монашествующих. В XIX веке штатное число монашествующих в обители еще более увеличилось. Хранение монашеских традиций и юная жизнь в монастыре привлекали в обитель всех, ищущих вечного спасения.Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу не опустительно. нощное бдение было довольно продолжительное , потому что в продолжении его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого Прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра, зимою в больничной, а летом — в кладбищенской церкви. В зимнее время с Покрова Божией Матери к Литургии благовест начинался в 9 часов в праздники и в летнее время в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери.На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило — канон Иисусу сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу — акафист Спасителю, на понедельник же, вторник, четверг и субботу акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое Повечерие, затем — помянник и вечерние молитвы. Крестных ходов, кроме совершаемых по всей России в три известные дня, т.е. 6 января, 1 августа и в день Преполовения, совершалось в Скановом монастыре еще три: два — вокруг монастыря в храмовые праздники Святой Троицы и Успения Божией Матери (эти ходы введены издревле) и один в честь Трубчевской иконы Божией Матери, во вновь построенную кладбищенскую

церковь, в день освящения ея (3 октября ). Этот ход введен по устному благослове&нию епископа Амвросия II с 1854 года. Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом. Среди архивных рукописей замечательны следующие восемь.1. Две рукописи от 31 октября и 4 ноября 7181 (1673) года об отводе Скановой обители земли илшенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, для сенных покосов по смете на семьсот копен», по Указу царя Алексея Михайловича, вследствии челобития черного попа Феодосия с братией для старца Кирилла».

Две выписки с писцовых 7187 (1679) и 7188 (1680) годов книге Семена Секиотова на отведенную выше землю десятин с п0лд6сятин0ю первая от 19 декабря 7189 (1681 )г; данная мерным попом Феодосию и строителю Иоанну с вратней вторая от 31 июля 7197 (1689) г., данная строителю иеромонаху Моисею с братией. Два Указа Великих Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни Софии Алексеевны. Содержание их изложено в Грамоте из Приказа Большого двора:»против мелови- тия Ннжеломовского уезда Нлровмлтского городища, Живонамальные Троицысклно- вой пустыни строителя старца Кирилла с Братнею, велено им в Наровматском городище из пустого огороду, на котором, прежде всего севали на обиход Великих Государей янис, отвесть под двор и масовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину. Первый дан строителю старцу Кириллу с братией 7192 (1684) г. 19 февраля, второй — строителю иеромонаху Иоанну с братией 7196 (1688) г. 10 февраля. Две Грамоты патриарха Иоакима, данные вследствии «меловития мерного попа Феодосия с вратией, да казнамея старца Кирилла» первая от 28 августа 7184 (1676) г. на построение деревянной церкви во имя Живо- начальной Троицы; вторая от 4 февраля 7186 (1678) г. на построение деревянной церкви во имя святителя Николая.После пожара 1676 года были вновь построены деревянные церкви во имя Святой Троицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Но Свято-Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято — Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1792 году на северной стороне, среди ограды, была заложена, а затем построена высокая каменная колокольня. В ней над святыми вратами, с 1793 до 1796 года устроена была Свято — Никольская церковь, которая, по благословению епископа Тамбовского Фефила, строителем монастыря иеромонахом Назарием 23 апреля 1796 года была освящена.

С 1795 года посредине монастыря, на месте разобранной одноэтажной каменной Свято-Троицкой церкви, началось строительство

каменного двухэтажного пяти главах, Свято — Троицкого собора.Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и Трех святителей был освящен 8 октября 1801 года строителем монастыря Корнилием. 29 мая 1808 года, по благословению епископа Пензенского Моисея, архимандритом Израилем был освящен верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

На южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которая игуменом монастыря Корнилием в 1812 году была освящена. В 1853 году при игумене монастыря Филарете, по благословению епископа Пензенского Амвросия, была построена, и тем же Преосвященным освящена, каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

В 7181 (1673) году по Указу царей Алексея Михайловича, Феодора, Петра Алексеевича и царицы Софии Алексеевны была отведена монастырю земля:л по мере той земли к той округе, что отказано Скднову монастырю, плшенной и лесной поросли в полянклх девяносто десятин, для сенных покосов по смете по семьсот копен, и клк сказано в другом документе, распашные земли и редколесья сорок десятин с полутретью десятиною в поле, л в дву потому ж, т.е. как яснее выражено еще в ином акте, рдспашной земли и редколесья сто двадцать десятин с полдесятиною подле мерного леса около Земля, пожалованная в 7192 (1684) г. в с. Наровчате и составляющая треть десятины, имела площадь в длину 40, а в ширину 20 сажень. Со времени же генерального межевания монастырь имел во владении 480 десятин, 820 квадратных сажень для посева ржи, овса и гречихи.В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдоис, при селе Монастырское, находилась пожалованная монастырю императором Павлом I в 1797 году водяная дере­вянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

В с. Наровчате, на углу базарной площади, на пожертвованной царями: Иоанном, Петром и Софиею Алексеевичами, усадебной земли (40 саженей длины и 20 саженей ширины), где был прежде огород, на котором для обихода царей сеяли анис, устроена была прежде деревянная, а затем — каменная часовня, покрыта железом, внутри коей был поставлен иконостас со святыми иконами, местами позлащенный. При часовне имелось две келлии для живущего из числа братии монаха. Рядом с часовней в 1857 году построен был двухэтажный с надворными строениями дом настоятеля монастыря архимандрита Амвросия, который после пожара в 1872 г., вновь был возобновлен. Часовня, принадлежащая монастырю, к настоящему вре­мени сохранилась.

Чудотворная Трубчевская икона Божьей Матери. Икона была написана священником г. Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году .

Жемчужина Пензенского края

Монастырь на Мокше

Никто не знает, почему Наровчатский Троице-Сканов монастырь носит такое загадочное имя. Речки с названием Сканов поблизости монастыря нет. Говорят, впрочем, что местность, на которой в незапамятные времена был основан монастырь, принадлежала неким боярам Исканским. Но и это в точности никому не ведомо. Да ведь и расположенный не слишком далеко от этих мест, на берегу той же реки Мокши Санаксарский монастырь также неизвестно отчего имеет такое имя. И прославленная Оптина пустынь — тоже… А когда нет фактов, открывается простор для легенд и вымыслов… То появится легенда про раскаявшегося разбойника Опту, то про бояр со странными, почти мифическими именами…

По преданию, монастырь начался в двух километрах отсюда. Пришедшие из Киево-Печерской Лавры монахи вырыли в горе подземные пещеры 570 метров длиной (Киево-Печерские пещеры чуть меньше — 510 метров). Сегодня пещеры являются главной достопримечательностью монастыря, во многом благодаря им сюда стали заворачивать с основных «паломнических магистралей» автобусы с паломниками. Но монастырь пока еще тих и уютен. И паломникам здесь действительно рады. Возглавляет обитель игумения Евстолия, немолодая женщина с удивительно добрым лицом. По всему видно, что она из тех редких «администраторов», которые стараются все вопросы решать любовью. А о духовнике обители игумене Германе идет молва как о сильном молитвеннике. Многие приезжают к нему за духовным советом.

Точно не известно, когда был основан монастырь. Но известно, что в 1676 году этот монастырь подвергся пожару, и значит, его история началась гораздо раньше этой даты. Таким почтенным возрастом не все даже и прославленные обители могут похвастаться.

В советские годы монастырь был закрыт. В одном из его храмов — во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи — разместился клуб и в нем много лет проходили «танцульки», где юные саломеи, словно на пиру у Ирода, извивались и корчились на святом месте, требуя «усекнуть» честную главу святого…

А новая история Наровчатского Троице-Сканова монастыря началась в 1989 году. Тогда на территории бывшего монастыря находились реставрационные мастерские. И вот одного из руководителей товарищи по «цеху» решили уволить. И он, чтобы насолить своим бывшим сослуживцам, стал добиваться, чтобы не ему и не им досталась эта территория, а… Церкви! И в этом, с Божьей помощью, преуспел. Так человеческие слабости послужили Божьему Промыслу. Открылся женский монастырь одним из первых в перестроечные годы. А через десять лет, 3 октября 1999 года, обитель эту посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он осмотрел восстановленные храмы, корпуса, отслужил молебен у чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери, и, завершая визит в Троице-Сканов монастырь, сказал, что это — жемчужина всего Пензенского края…

Трубчевская икона Божией Матери

— одна из великих святынь России. Эта икона, хранящаяся в обители, вошла в список чудотворных икон Русской Церкви. Празднество ее совершается 3 октября — и не случайно именно в этот день посетил обитель Святейший Патриарх Алексий II. Икона эта написана в г. Трубчевске ныне Брянской области в 1765 году монахом Евфимием из Челнского монастыря, как значится в надписи на иконе. Нет сведений о том, как и когда оказалась икона в Троице-Скановом монастыре. Но зато в летопись монастыря занесены известия о том, как во время эпидемий холеры, уносивших множество жизней, монахи крестным ходом выносили чудотворную икону из обители и проходили с ней вокруг Наровчата. После этого эпидемии прекращались. В знак особого почитания иконы жители города в 1853 году неподалеку от монастыря построили кладбищенскую церковь во имя Трубчевской иконы Божией Матери.

После закрытия монастыря эта икона долгое время хранилась в местном краеведческом музее. Во время очередной описи музейных ценностей в 1975 году напротив строки «Трубчевская икона Божией Матери» появилась надпись: «утеряна». Но стараниями местного краеведа и журналиста, в то время редактора газеты «Наровчатские новости» Владимира Афанасьевича Полякова эта икона была найдена в запасниках музея. На этом чудотворном образе лежали другие музейные экспонаты. После такого «хранения» икону пришлось отвозить на реставрацию в Троице-Сергиеву Лавру. Но от этого святой образ не потерял своей чудотворящей силы. Совсем недавно, перед Новым годом, в обитель из Саранска приехала больная туберкулезом женщина. Она молилась перед Трубчевской иконой Божией Матери и, уезжая домой, взяла с собой масло от лампадки перед чудотворной иконой. Дома она с молитвой мазала себя этим маслицем и вскоре получила полное исцеление. Через месяц она вновь приехала в Наровчатский монастырь, чтобы воздать хвалу святой иконе за чудесное исцеление…

Игумения Евстолия

родом из Саранска. Там она принимала постриг, там молилась при храме, в котором в те давние годы сторожем был ставший впоследствии известным на всю Россию старец схиигумен Иероним ( 2001 г.). В 1989 году Пензенский Архиепископ Серафим пригласил ее в только что переданный епархии Троице-Сканов монастырь. Конечно, было не просто оставить родной город и ехать в неблагоустроенную обитель. Но она свой выбор сделала. Первые монахини монастыря жили в очень трудных условиях — в холоде, в сырости. Иподиаконы говорили Владыке Серафиму, что монахини не выдержат трудностей и вот-вот уедут из монастыря…Тогда он приехал в монастырь, собрал их вокруг себя и строго сказал: «Этот монастырь после долгого поругания возвратили Церкви. Если вы уедете отсюда, нам придется отдать его обратно государству…» Ни одна монахиня тогда из монастыря не уехала… А в 1994 году благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители.

И вот мы разговариваем с ней в благоустроенном, уютном игуменском корпусе, где из окна открывается вид на прекрасный, недавно отреставрированный Соборный храм с престолами во имя Святой Троицы и во имя Успения Божией Матери.

— Многое сделано за эти годы, — рассказывает игумения Евстолия. — Но еще не восстановлен храм во имя Трубчевской иконы Божией Матери. Не восстановлен храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Пещеры нуждаются в срочной реставрации, это же ведь и святыня, и памятник культуры для всей России! Люди должны видеть, какие чудеса совершала вера наших предков. Монахи-пещерники жили в таких условиях, в каких мы не можем и помыслить жить…Но денег на реставрацию пещер у нас нет. Государство на восстановление пещерного храма денег не выделяет… Предложили мне отказаться от пещер, отдать их под музей — но ведь пещеры и монастырь всегда были едины. К тому же, есть планы возле пещер построить для светских туристов… ресторан. Ну нет, этого мы никогда не допустим и от пещер не откажемся.

Несколько лет назад городские власти «келейно» спросили у игумении Евстолии, будет ли она возражать против восстановления в Наровчате местной церкви. Корректно объяснили ей, что если храм в городе будет действовать, то все местные жители пойдут в него и монастырь останется без средств к существованию. Игумения не раздумывая ответила: «Страшный грех — препятствовать восстановлению храма!» Вскоре храм в городе стал действующим и люди пошли в него. Но в тихую эту обитель почему-то как раз в это время стали «заворачивать» многочисленные автобусы с паломниками из Самарской области и из других регионов страны. С монастыря, таким образом, не убавилось. Но это уже «высшая математика», которая только истинным христианам понятна!

Игумен Герман

еще мирянином двенадцать лет назад приехал в этот монастырь паломником. И остался здесь навсегда — приняв монашеский постриг и священнический сан. Раньше он был в Перми конструктором. Сейчас окормляет не только шестьдесят насельниц монастыря, но и многочисленных паломников. Говорят, строгий он. Не знаю, так ли это — сам я этого не заметил. Но вот и в нашем автобусе большую часть женщин отлучил он на неделю от Причастия — а ведь многим так хотелось причаститься именно в паломничестве! Я спросил об этом у отца Германа.

— В паломничество едут в основном люди пожилые или средних лет, — ответил он. — Чаще всего едут женщины. Люди искренне хотят примириться с Богом, начать новую жизнь. Но это невозможно, если не осознают они, какой это страшный грех — аборт! А ведь очень многие из них этот грех совершали. Я не накладываю строгих епитимий, но не благословляю причащаться неделю. Делаю это для того, чтобы люди осознали всю тяжесть этого греха. Вспомнили о Боге и раскаялись.

После долгой ночной исповеди отец Герман остался поговорить с паломниками из Самары, и мы услышали много интересного. Приведу лишь один эпизод.

— Многие из вас — пенсионного возраста, — говорит паломницам игумен Герман. — И все равно вы стараетесь работать. Ведь так? («Так», — слышны нестройные голоса). Помогаете детям, внукам… А я вам советую уйти с работы. Вы свое уже отработали. Сейчас надо встать вам всем на молитву. Но уже на настоящую молитву. По пять часов в день молиться за своих детей и внуков. Будете молиться — и жизнь у них наладится. И уже не вы им, а они вам деньги понесут… Вот мне известен случай. Приехала в монастырь заплаканная женщина, сказала, муж сильно пьет. Я посоветовал ей в день прочитывать всю Псалтирь за мужа… Она уехала — и вскоре вернулась, уже счастливая. Подействовало, он теперь совсем не пьет… У другой женщины сын никак не мог найти работу. Стала она за него молиться по четыре часа в день, со слезами. Он сразу устроился на хорошую работу. Молитва все меняет, молитвой все можно получить…

Подземный монастырь

У подножия горы Плодской бьет из земли источник Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Наверное, источник этот вымоленный. Когда здесь стали копать пещеры монахи, пробился из земли этот целебный источник, чтобы хоть чуточку облегчить их труды…

В пещеру ведет довольно узкий проход. Но тот, кто решился идти туда — непременно пролезет. Из нашей группы отважилось после дождя, по грязи пронырнуть в подземный мир почему-то именно двенадцать человек. Я уже много слышал об этих пещерах, что они в три этажа, что самые длинные в России, и даже то, что их исследовали специалисты и пришли к однозначному выводу — эти пещеры рукотворные… Но лучше все же один раз увидеть. И потому иду вниз, в числе двенадцати.

Я в юности лазил по знаменитым пещерам Братьев Грей у берега Волги, невдалеке от Самары. Там было страшно, веяло преисподней. Все время казалось, что вот-вот что-то может случиться, и уже никогда не вылезешь из этого мрачного лабиринта. Спустя годы там произошла трагедия — в пещерах на первомайские праздники задохнулось трое туристов, а потом еще и несколько спасателей. Позднее я ходил по величественным Римским катакомбам. Там были совсем иные ощущения, и из них главное — победа над смертью. И вот я в русском подземном монастыре.

…Пробираемся глубже и глубже. Темные узкие коридоры, кельи с небольшими углублениями для икон. Вот сидит, нахохлившись, летучая мышь. Проходим мимо нее с опаской. Со стен капает, хотя и не сильно. Изо рта идет пар — температура здесь в любое время года, в зависимости от яруса, от 6 до 12 градусов. Идем, растянувшись длинной колонной, чтобы замыкающий всегда мог указать путь к отступлению. Здесь ведь и заблудиться можно, идем без проводника. В одном месте вижу кирпичную кладку, видимо, монахи тут укрепляли стену. Сколько же сил потребовалось, чтобы киркой и лопатой продолбить во «чреве земли» эти затейливые анфилады, эти кельи и лазы! А сколько сил требовалось на то, чтобы здесь жить и молиться! История почти не сохранила имен создателей этих пещер. Только в «Пензенских епархиальных ведомостях» за 1877 год есть строчка: «Над ископанием их (пещер) первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели вполне обитаемый вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещеры были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была совсем молодая, — рассказывала монахиням жительница села Сканово, — работала я в монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Кельи показывал. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подошли к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».

Нам уже трудно понять строителей этого подземного монастыря. Зачем они лезли сюда на молитву, когда рядом, на вершине горы, открывается такой чудный вид на вечно радостную природу. Разве не лучше возносить молитву «о всех и за вся», глядя на первозданную красоту Божьего мира? Оказывается, не лучше. Ведь и Господь Иисус Христос родился в Вифлеемской пещере…

Чтобы духом вознестись Горе, считали наши предки, надо заживо похоронить себя под землей. Чтобы уже никаких земных упований не оставалось. Мир — великий обманщик, красота имеет свою обратную сторону и часто бывает причиной соблазнов. Монах — это ведь заживо погребенный, которому уже ничто не страшно и которого ничем не взять… И если в иных великих творениях человеческого гения — будь то китайская стена, египетские пирамиды или даже город на воде — величественная и прекрасная Венеция, — чудится некая гениальная безсмысленность, некий величественный абсурд, то как раз тут, в этом подземном городе, вдруг открывается смысл. Да такой великий, что его очень трудно вместить. Не случайно русское монашество началось именно с Киевских пещер. Пещерами оно и закончится — во времена последних гонений на веру. Тогда этот смысл оживет и предстанет воочию — как единственно верный, реальный путь… И тогда мы вспомним о наших предках, и не будем гадать о том, почему они так стремились оказаться не поверх Плодской горы, а в ее утробе…

Вылезаем на Божий свет, а наши товарищи там, наверху, строго отсчитывают вновь прибывших. Один, два… восемь… двенадцать. Чтобы кто-то из нас невзначай не остался там, запутавшись в подземных коридорах — с летучими мышами, но и с Владимирской иконой Царицы Небесной, которую обнаружил в пещере один из паломников.

Троице-Сканов монастырь, разрушенный за долгие годы, в настоящее время находится в трудных условиях периода реставрации монастырских построек и восстановления монастырского хозяйства. В срочной реставрации нуждаются древние пещеры. Мы обращаемся с просьбой оказать нашему монастырю посильную помощь. Коленопреклоненно просим не оставить наше прошение без внимания. Мы будем молиться о здравии всех жертвователей.

Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь.

Расчетный счет 40703810348290108002

В Наровчатском офисе Нижнеломовского ОСБ 4291 Поволжского банка СБ РФ

Кор. счет 30101810000000000635

Наш адрес: 442637 Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово, Троице-Сканов монастырь, игумении Евстолии (Фроловой) .

Троице-Сканов монастырь

Монастырь
Троице-Сканов монастырь
53°51′54″ с. ш. 43°45′07″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Местоположение село Сканово, Наровчатский район, Пензенская область
Конфессия православие
Епархия Сердобская и Спасская
Тип женский
Настоятель Иннокентия (Татаркина)
Статус ОКН № 5810034000 № 5810034000
Состояние восстановлен
Сайт troice-skanov.ru
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. [1] По другой версии, по преданию, Скановым монастырём его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.

Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в которой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти — игумен Корнилий, при нём собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящён настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освящённый 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт. [2]

В горе Плодской, расположенной в живописном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь, который представляет собой трёхуровневые ходы с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяжённость пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основатель пещерного монастыря — Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры. [3] У подножия горы источник. На горе в 1866—1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. Сейчас ходы сохранились протяжённостью более 600 м, а всего было 2,5 км.

С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский.

12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Ныне в монастыре около 60 насельниц. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевской», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Чолнском мужском монастыре близ города Трубчевска (ныне Брянской области). [4]

Троице-Сканов монастырь


Вид на монастырь в 2009 году Страна Россия Село Наровчат Пензенской области Конфессия Православие Епархия Сердобская и Спасская Тип женский Дата основания ранее середины XVII века Настоятель Тавифа (Бакулина) Статус действующий Состояние восстановлен Сайт Официальный сайт

Координаты: 53°52′00″ с. ш. 43°45′35″ в. д.  /  53.8667000° с. ш. 43.7597472° в. д.  / 53.8667000; 43.7597472 (G) (O) (Я)

Содержание

История монастыря [ править ]

Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. [1] По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.

Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в которой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти — игумен Корнилий, при нем собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт. [2]

Пещерный монастырь [ править ]

В горе Плодской, расположенной в живописном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь, который представляет собой трехуровневые ходы с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяженность пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основатель пещерного монастыря — Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры. [3] У подножия горы источник. На горе в 1866—1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. Сейчас ходы сохранились протяженностью более 600 м, а всего было 2,5 км.

Возрождение монастыря [ править ]

С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский.

12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Ныне в монастыре около 60 насельниц. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевской», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Чолнском мужском монастыре близ города Трубчевска (ныне Брянской области). [4]

Троице-Сканов монастырь

Краткая информация

Монастырь
Троице-Сканов монастырь
Вид на монастырь в 2009 году
В какой стране находится: Россия
В каком селе: Наровчат Пензенской области
Какова конфессия: Православие
Епархия монастыря: Сердобская и Спасская
Тип монастыря: женский
Когда основан (Дата основания): ранее середины XVII века
Кто настоятель монастыря: Тавифа Бакулина
Статус: действующий
В каком состоянии: восстановлен
Официальный сайт: Официальный Официальный сайт:

Описание монатяря «Троице-Сканов монастырь»

Троице-Сканов монастырь — дамский монастырь Сердобской епархии Российской православной церкви, расположенный в 4 км от районного центра Наровчата Пензенской области. монумент архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.

Содержание

История монастыря

Троице-Сканов монастырь основан посреди XVII века как мужской монастырь. Четких документов о заглавии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий заглавие вышло от речки Скановой, типо протекавшей неподалеку от монастыря. По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его окрестили по фамилии вельможи Исканского, местного землевладельца.

Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все древесные строения монастыря. После пожара были вновь построены древесная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в какой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двуэтажный храм с внешней росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его погибели — игумен Корнилий, при нем собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В первом этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Мамы, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были построены бессчетные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт.

Пещерный монастырь

В горе Плодской, расположенной в красочном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь, который представляет собой трехуровневые ходы с маленькими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяженность пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основоположник пещерного монастыря — Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры. У подножия горы источник. На горе в 1866—1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. На данный момент ходы сохранились протяженностью более 600 м, а всего было 2,5 км.

Возрождение монастыря

С 1985 года постройки переданы в ведение Российской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как дамский.

12 апреля 1990 года вышло 1-ое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Столичный и всея Руси Алексий II.

Сейчас в монастыре около 60 насельниц. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Мамы, называемая «Трубчевской», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Чолнском мужском монастыре близ городка Трубчевска (сейчас Брянской области).

Медведев Андрей

Троице-Сканов монастырь

В один из последних дней мая мне удалось побывать в одном из самых удивительных мест Пензенской области – селе Сканово Наровчатского района, в котором расположен действующий Троице-Сканов женский монастырь и Сканов пещерный мужской монастырь.

Чтобы попасть в это место, нужно доехать до города Нижний Ломов, а затем повернуть на село Наровчат и ехать ещё сорок пять километров, а потом ещё пять до села Сканово.

Главные сооружения монастыря – пятиглавый соборных храм, расписанный снаружи, пятидесяти шести метровая колокольня и церковь во имя Святителя Чудотворца Николая над святыми Вратами.

Точная дата основания его неизвестна, пожар в тысяча шестьсот семьдесят шестом году уничтожил все исторические документы. После пожара храмы и церкви неоднократно перестраивались.

В храме расположена уникальная икона Трубчевской Божьей Матери.

Мужской монастырь расположен в двух километрах от села Сканово. Он находится в горе Плодской. Чтобы зайти в ходы пещеры, нужно подняться по 236 ступенькам лестницы на гору.

Посетить пещерный монастырь может любой желающий. Местный священник проведет людей по ходам монастыря.

У подножия горы возведен деревянный храм, очищен и обустроен святой источник, построено две купели.

Все набрали святой воды из источника в бутылочки и довольные поехали домой, в Мокшан.

Стена храма и колокольня

На территории монастыря. Все везде ухожено прибрано.

Колокольня монастыря вид со двора

Деревянный храм. Вид с горы Плодской

Вход в пещерный монастырь

Я на фоне лестницы, которая ведет к входу в пещеру

Ссылка на основную публикацию