Троице сергиев монастырь был основан в

Троице сергиев монастырь был основан в

8 (19) июня 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь получил почётный статус лавры.

Троице-Сергиева лавра ведёт своё начало с 1337 г., когда родными братьями Варфоломеем (после пострижения в монахи принявшим имя Сергий Радонежский) и Стефаном на берегу речки Кончуры на холме Маковец была срублена небольшая деревянная церковь Святой Троицы. Постепенно обитель обстраивалась, а в окрестностях монастыря стали селится миряне, крестьяне-земледельцы. Заселение края шло быстро и спустя несколько десятилетий на месте сплошного леса выросли сёла и деревни, а дорога из Москвы на север стала проходить почти у самого монастыря.

В 1355 г. в Троицком монастыре был введён общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни. Новый порядок, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. Эта планировка сохранилась до наших дней. Игуменом монастыря стал его основатель.

Два раза обитель подвергалась нападению татар. Сначала в 1382 г., когда все монахи были вынуждены бежать в Тверь, и в 1408 г., когда монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем. Восстановление обители выпало на долю Никона, преемника св. Сергия. При Никоне в 1422 г. на месте сожжённой деревянной церкви, построенной ещё Сергием Радонежским, был возведён белокаменный Троицкий собор. Для росписи внутренних стен собора были приглашены преподобные иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. В 1550-х гг. Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной, а в 1585 г. по указу Ивана Грозного здесь был построен Успенский собор.

В годы Смутного времени монастырь шестнадцать месяцев (с сентября 1608 г. по январь 1610 г.) находился в осаде тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов. После освобождения от осады в монастырской крепости был создан постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей. Все эти меры оказались не напрасными. В ноябре 1618 г. обитель была вновь осаждена. Польский королевич Владислав, добиваясь русского престола, предпринял поход на Москву и подступил к стенам Троице-Сергиева монастыря, однако взять крепость ему не удалось. А вскоре в селе Деулине неподалеку от монастыря было заключено перемирие между Россией и Польшей , на продолжительное время прекратившее военные действия.

Благодаря пожертвованиям и вкладам прихожан, поступавшим в обитель, удалось в короткие сроки восстановить повреждённые в ходе военных действий строения монастыря, а затем приступить к возведению новых сооружений. В первую очередь были усовершенствованы оборонительные укрепления — крепостные стены значительно увеличены по ширине и высоте. В то же время строились новые храмы и украшались уже существовавшие. Строительство оборонительных сооружений было в основном завершено в середине XVII в.

В конце XVII в. Троицкий монастырь дважды выступал в роли крепости. В 1682 г. здесь скрывались во время стрелецкого бунта царевичи Иоанн и Пётр , и царевна Софья . А спустя семь лет в монастырских стенах будущий император Пётр I укрывался от преследований Софьи и её приверженцев.

После восшествия на престол Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета монастыря. В октябре 1742 г. по указу императрицы в обители была открыта духовная семинария, куда позднее, в 1814 г., была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России.

8 (19) июня 1744 г. указом Елизаветы Петровны «О высылке из Епархий монашествующих на требование Троицко-Сергиевского монастыря и об именовании сего монастыря Троицко Сергиевскою Лавраю» монастырь был удостоен почётного титула лавры.

Троице-Сергиева лавра была одним из богатейших монастырей России. Доходы монастыря благодаря торговле хлебом, солью, рыбой, изделиями монастырских ремесленников позволяли вести строительство монументальных зданий, привлекая лучших зодчих и мастеров страны. Со временем на территории монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более полусотни зданий и сооружений. Кроме Троицкого и Успенского соборов, были возведены: храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г.), надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.), шатровый храм преподобного Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-1637 гг.), храм преподобного Сергия Радонежского с трапезной (1687-1692 гг.), храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-1753 гг.), храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию (Михеевская церковь) (1734 г.), храм в честь Покрова Божией Матери (в Духовной академии), храм в честь преподобного Иоанна Лествичника (в Духовной семинарии), пятиярусная колокольня (1740-1770 гг.). Здесь жили и работали писатели-агиографы Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет, писатель и переводчик Максим Грек, писатель и историк Авраамий Палицын и др., живописцы Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, резчик Амвросий. Монастырь располагал одной из крупнейших на Руси библиотек, большой книгописной мастерской, вёл летописание. В XVIII-XIX вв. в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, а на её территории согласно Декрету СНК РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры» был организован историко-архитектурный музей.

Возрождение обители началось в 1946 г., когда согласно постановлению И. В. Сталина монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. Сейчас Троице-Сергиева лавра — это крупнейший в России мужской ставропигиальный монастырь, духовный центр всей православной России.

В 1993 г. архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Лит: Балдин В. И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. М., 1976; Балдин В. И. Загорск. М., 1989; Балдин В. И. Троице-Сергиева лавра. М., 1958; Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909; Голубцов С. А. Сергиев Посад и Лавра. М., 1997; Горский А. Историческое описания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1890; Ермакова С. О. Троице-Сергиева лавра. М ., 2004; Просвирин И., архимандрит. Троице-Сергиева лавра. М., 1985; Сухарёва О. Троице-Сергиева лавра. М., 2005; Трофимов И. В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры. М., 1961.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра: сайт. 2000-2014. URL : http://www.stsl.ru/#ad-image-0; Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник: сайт. Б. д. http://www.musobl.divo.ru/index.html.

См. также в Президентской библиотеке:

Троице-Сергиев монастырь в XIV-XV веках

Троице-Сергиев монастырь был основан в 40-е годы XIV века сыном разорившегося ростовского боярина Варфоломеем, получившим после пострижения в монахи имя Сергия. Сергий Радонежский стал одним из наиболее почитаемых на русской земле святых, а основанный им монастырь вошёл в русскую историю как наиболее значимый и важный центр духовной и политической жизни.

Монастырь расположился на горе Маковец, с двух сторон защищенной оврагами, образованными речками Кончурой и Вондюгой. Это место находилось недалеко от Радонежа (ныне село Городок). Основание монастыря связано с периодом борьбы великокняжеской Москвы против феодальной раздробленности Руси и борьбы русского народа с татаро-монгольским игом. В то время Москва, ставшая инициатором объединения русских земель, искала опоры у церкви. Поэтому, в частности, всячески поддерживалось строительство монастырей, способствовавших освоению новых земель и проведению московской политики в Северо-Восточной Руси.

С самого начала своего существования Троице-Сергиев монастырь принял активное участие в политической жизни Москвы. Сергий Радонежский ездил в Ростов и Нижний Новгород для улаживания конфликтов между великим князем и суздальско-нижегородскими князьями, мирил с Москвой рязанского князя Олега.

Введение общежитийного устава в монастыре превратило его в учреждение, подчиненное единой дисциплине. Согласно принятому уставу, все имущество монастыря стало общим, и монастырская братия принимала участие в повседневных монастырских делах. Это давало возможность использовать церковь как единую политическую силу и способствовало повышению активизации монастыря в проведении московской политики.

Накануне Куликовской битвы 1380 года, победа русских в которой положила начало освобождению народа от татаро-монгольского ига, в Троице-Сергиев монастырь приезжал московский князь Дмитрий Иванович. Чтобы еще больше поднять дух русского войска, вместе с Дмитрием Ивановичем на поле боя отправились два монаха-Пересвет и Ослябя. По преданию, Куликовская битва началась поединком Пересвета и татарина Темир-Мурзы. Именно об этих событиях рассказывают копии с древних миниатюр и современные нам рисунки. Куликовская битва, закончившаяся блестящей победой русского народа, развеяла господствовавшее ранее представление о непобедимости татар, но набеги врагов продолжались.

В 1408 году татарский хан Едигей сжег монастырь. Только в 1411 году его отстроили вновь.

В процессе становления Русского государства и расширения экономического влияния Москвы немалую роль играла и русская церковь. Троицкий монастырь был активным ее представителем. Только по инициативе Троице-Сергиева монастыря в XIV веке в различных областях Северо-Восточной Руси появилось более 30 монастырей, которые, в свою очередь, стали новыми очагами колонизации и распространения московской политики. Часто монастырская колонизация сопровождалась захватом ранее освоенных крестьянами земель. Это приводило к междуусобицам, о которых можно судить по некоторым летописям.

Первые привилегии были получены монастырем от Дмитрия Донского. Тогда в Московском Кремле было выделено место для монастырского двора и монастырю было дано право взимать пошлину с клеймения лошадей, что приносило большой доход. Известна жалованная грамота 1392 года, данная монастырю боярином Семеном Федоровичем Морозовым, на половину соляной варницы у Соли Галицкой. В те же годы монастырь получил право наловлюрыбы в озерах Смехро и Боровское в Стародубенском княжестве. Все это послужило основой создания хозяйства монастыря.

В последующем столетии владения Троицкого монастыря растут с невероятной быстротой, что происходит не только за счет государственных и частных пожалований. Монастырь и сам вел активные действия по присоединению земель, как приобретая участки, так и проводя операции по захвату общинных земель.

Одним из распространённых видов вкладов были вклады «по душе» и за право быть погребенным в стенах монастыря. Свидетельством этого является, в частности, белокаменная надгробная плита 1494 года, найденная на территории монастыря над захоронением Юрия Романовича Алексеева. Сын дьяка Романа Алексеева, посланного Иваном III в 1486 году в покоренную Тверь для приведения к присяге ее жителей, был погребен в монастыре за вклад села Ромазовского на реке Наре, Боровского уезда.

Некоторые представители троицкого духовенства участвовали на стороне врагов великого князя во время феодальной войны в середине XV века, известной под названием «шемякиной смуты». Эта война разразилась между великокняжеской властью и удельными князьями, поддержанными боярами. Троице-Сергиев монастырь поддерживал политических противников великого князя — щедрых вкладчиков в монастырь. Копии с древних миниатюр и современный нам рисунок рассказывают о захвате Василия II в монастыре сторонником Дмитрия Шемяки — князем Иваном Можайским. Однако, вернув престол, Василий II продолжал давать большие вклады в монастырь, стараясь заручиться с его влиятельной поддержкой.

Владения монастыря, отмеченные на картах того времени, свидетельствуют о том, что уже в XV веке монастырские земли выходили далеко за пределы Радонежского уезда, на территории которого находился монастырь. Ему принадлежали пахотные земли, пустоши, крестьянские дворы с огородами, заливные луга, соляные варницы, бобровые гоны (места, где ловили бобров), рыбные промыслы. В Троицко-Сергиевском музее представлена копия с миниатюры XVI века, изображающая работу крестьян на соляных варницах. Соль добывалась и обрабатывалась самыми примитивными способами, непосредственно контактировавшие с солью добытчики получали тяжёлые травмы и рано становились инвалидами. Однако соляные промыслы были одними из самых выгодных производств того времени.


Троице-Сергиева лавра. Современный вид

К концу XV века Троицкий монастырь представлял собой уже сложившийся и довольно крупный архитектурный комплекс. Монастырь занимал юго-западный угол позднее построенной крепости. На его территории располагались Троицкий собор, сооружённый в 1422-1423 годах на средства князя галицкого и звенигородского Юрия — сына Дмитрия Донского; построенные в 1469 году и не сохранившиеся трапезная и поварня. Создателем последних был талантливый московский зодчий Василий Ермолин. В 1476-1477 годах была построена Духовская церковь. В комплекс монастырских построек входили не только храмы, жилые и подсобные дома, но и многочисленные хозяйственные объекты, в частности конюшенный двор, житница, кузня. На территории монастыря также были разбиты сад и огороды. До середины XVI века монастырь огораживала деревянная стена, оборонное значение которой было невелико.

Троице-Сергиев монастырь в XV веке стал своего рода культурной столицей, местом работы выдающихся художников, писателей, философов, зодчих и мастеров прикладного искусства. В монастыре работала и книжная мастерская по переписке книг. В начале XV века в монастыре жил и работал выдающийся писатель Древней Руси Епифаний Премудрый. Его изображения сохранились на миниатюрах XVI века и на иконе «Сергий с учениками» XVII столетия. В середине XV века в монастыре жил и Пахомий Логофет, известный писатель, серб по происхождению. В 20-е годы XV века выдающиеся русские художники Андрей Рублёв и Даниил Чёрный украсили своими фресками и иконами Троицкий собор. Работал в монастыре известный резчик и ювелир Амвросий. И это только сохранившиеся имена. Нет сомнений, что Троице-Сергиев монастырь являлся своего рода истоком культурного и художественного прогресса, постепенно распространявшегося на русские княжества в эпоху закладки основ будущей империи.

Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра была основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским на реке Кончуре. Находится в Московской области, в центре города Сергиев Посад. Это один из самых крупных православных мужских монастырей России. Лавра является ставропигиальным монастырем (т.е. подчиняется непосредственно патриарху или синоду).

Сегодня Троице-Сергиева Лавра — действующий мужской монастырь. На его территории находятся Московские Духовные академия и семинария, а также музей-заповедник. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 году под названием «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад», культурные критерии: ii, iv.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры
включает в себя более 50 зданий и сооружений, построенных лучшими мастерами Руси. Ниже мы приведем список наиболее значимых и ценных объектов:

  1. Свято-Троицкий собор
  2. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов
  3. Успенский собор
  4. Церковь преподобного Никона Радонежского (южный придел Свято-Троицкого собора)
  5. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
  6. Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (так называемая Трапезная церковь)
  7. Церковь Рождества Cвятого Иоанна Предтечи
  8. Церковь Явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь)
  9. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
  10. Серапионова палатка (западный притвор Никоновской церкви)
  11. Успенская часовня над колодцем (кладезем)

История монастыря

Троице-Сергиев монастырь был основан в 30-х-40-х годах 14 века братьями Варфоломеем и Стефаном. Варфоломей, принявший монашеский сан с именем Сергий, вошел в историю под именем Сергий Родонежский не только как основатель монастыря, но и как активный сторонник московских князей, выступавший за объединение русских земель вокруг Москвы. Именно он благословил князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

В 1355 г. в Троице-Сергиевом монастыре впервые в северо-восточной Руси был введен общежитийный устав, что вызвало перестройку всей обители. Монастырь стал походить на небольшой деревянный городок, состоящий из трех частей: общественной, жилой и оборонительной. За прочной оградой — прямоугольник келий, внутри которого — церковь и трапезная. Любопытно, что эту планировку монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней.

Троице-Сергиев монастырь положил начало городу Сергиев Посад. Слава Преподобного Сергия Родонежского и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне. Первыми поселениями, ставшими основой будущему городу, были села Кокуево, Панино и Клементьево.

Троице-Сергиев монастырь всегда был крупным землевладельцем. Принадлежавшие монастырю земли имели большие государственные льготы, что способствовало развитию торговли и ремесел. На территории вокруг монастыря постепенно создавались слободы мастеровых людей. Так появились Иконная и Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая слободы.

Преподобный Сергий Родонежский скончался в 1392 году. В 1422 году состоялась канонизация Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой.

8 июля 1742 года указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю было присвоено наименование и статус лавры. Вслед за этим последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению от 22 июня 1744 г. об именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою.

Маленькая лесная обитель Сергия из Радонежа превратилась в самый знаменитый, самый богатый монастырь Русской земли — Троице-Сергиеву лавру, чей архитектурный ансамбль мирового значения в 1940 году был объявлен государственным заповедником. Уникальное собрание архитектурных и художественных ценностей относится к XV-XVIII векам.

Белоснежный Троицкий собор — первое каменное здание монастыря — украшен резными поясами. Его, как и уникальный иконостас, расписывали «со товарищи» А. Рублев и Д. Черный. Рядом высится построенная псковскими мастерами при Иване III стройная Духовская церковь, увенчанная голубой маковицей с золотым ободом. И эти две церкви отнюдь не закрывает, не подавляет доминирующее по высоте в монастырском ансамбле XVI века пятиглавое здание Успенского собора с каменной палаткой-усыпальницей Годуновых.

Вокруг много еще любопытнейших памятников: миниатюрная, нарядно орнаментированная надкладезная часовня возле Успенского собора — образец московского барокко XVII века; церковь Иоанна Предтечи XVII века, архитектурно оформлявшая главный вход в монастырь; Михеевская церковь в «голландском» стиле XVIII века; Смоленская церковь XVIII века и, наконец, композиционный центр ансамбля — взметнувшаяся в поднебесье пятиярусная ажурная, со сквозными пролетами колокольня, возведенная по проекту И. Я. Шумахера и Д. В. Ухтомского,- один из лучших памятников русского зодчества XVIII века. Примечательны и расположенные по обе стороны от церкви Зосимы и Савватия Больничные палаты, представляющие собой одно из сооружений русской гражданской архитектуры XVII века.

Не менее интересен и другой памятник-царский дворец «Чертоги», возведенный в конце XVII века вдоль северной крепостной стены в стиле московского барокко. Он богато расписан «в шахмат», украшен поливными рельефными изразцами, а внутри отделан лепниной, на потолке — амуры, в овальных медальонах — барельефы, посвященные победам Петра I. О богатых технических достижениях русского зодчества XVII века свидетельствует яркое, пышно изукрашенное здание трапезной с огромным залом без опорных столбов, имеющее галерею — гульбище. Великолепными образцами русского крепостного зодчества являются стены и башни Луковая, Водяная, Плотничья, Утичья. Из них самая красивая — Утичья, построенная на северо-восточном углу стены в конце XVII века, с которой якобы Петр I стрелял уток на соседнем пруду. На ее шпиле изображена утица.

Сколько интересных людей и событий перевидали эти стены! Вот здесь, в Троицком соборе, заперся, скрываясь от преследователей, Василий II, который вел борьбу за великое княжество с Юрием Галицким, Дмитрием Шемякой и Василием Косым. Московского князя все же вскоре схватили и ослепили. И он вошел в историю как Темный, т. е. слепой.

За крепостными стенами полтора года выдерживали осаду польско-шляхетских интервентов крестьяне, монахи и жители окрестных селений. Готовясь к штурму крепости, враги сделали подкоп против Пятницкой башни. По сей день в воротах лавры висит чугунная доска, на которой высечены слова: «9/Х1-1608 г. во время достопамятной осады Свято-Троицкая Сергиевы Лавры польскими и литовскими отрядами вражеский подкоп, веденный под Пятницкою башнею, был геройски уничтожен Клементьевскими крестьянами Никоном Шиловым и Слотою, тут же в подкопе и сгоревшими». Об «осадном сиденьи» защитников лавры напоминают огромный закопченный котел, где варилась смола, старинные пушки и небольшие четырехпалые «якоря» с острыми концами, так называемый чеснок, которые разбрасывали против конницы перед крепостью. Подвиг этой московской твердыни навеки вошел в историю.

В лавру прискакал 17-летний Петр I, поднятый с постели известием, что по наущению Софьи стрельцы замышляют против него бунт. Но с лаврой связаны имена не только государственных деятелей, а и замечательных представителей русской культуры. В XV веке здесь существовала мастерская письма. В монастыре жили и работали образованнейшие люди: писатель и путешественник XV века Епифаний Премудрый, знаменитый ученый, философ и переводчик XVI века Максим Грек, такие искусные умельцы, как основатель школы резчиков мастер монах Амвросий, положивший в XV веке начало коллекции прекрасных произведений, и глухонемой Татуга, вырезавший из дерева куклы в XVIII веке. Сейчас в Загорске созданы единственный в мире Научно-исследовательский институт игрушки с музеем и художественно-промышленное училище.

Троице-Сергиева Лавра

Автор: Роман Кияшко

Дата: 2015-02-14

В России,на территории Московской области,в самом центре города под названием Сергиев Посад,находится одно из святых мест и духовный центр Руси,архитектурное чудо и уникальный памятник-Троице-Сергиева Лавра.Эта чудесная обитель является самым большим мужским монастырём в России и всегда была оплотом русских правителей и всего народа,играя важную роль в духовной и политической жизни государства.Помимо этого,с XVIII по XIX век монастырь являлся крупнейшим землевладельцем и одним из богатейших обителей Руси.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, расположенная на реке Кончуре, была основана в 1337 году великим русским святым преподобным Сергием Радонежским,когда он с братом,иноком Стефаном,отстроили здесь деревянную церковь во имя Святой Животворящей Троицы.Тут и появился первый монастырь,который 1408 году был сожжён татарами и восстановлен уже преподобным Никоном Радонежским,над гробом которого в 1548 году был пристроен придел.

В 1422 году преп.Сергий был причислен к лику святых,его мощи были обретены и в том же году над его гробом был построен белокаменный собор Святой Троицы,который считается главной святыней Лавры.Над росписью храма работал преподобный Андрей Рублёв и для него же была написана известная икона «Троица».К началу XV века монастырь окружили поселения,которые к концу XVIII столетия и образовали Сергиев Посад.

С 1540 года началось укрепление обители-были отстроены мощные стены и башни,монастырь превратился в неприступную крепость.Одновременно с работами по укреплению,началось строительство Успенского собора по повелению царя Иоанна IV Грозного,который возводился по образцу собора Успения Богородицы на территории Московского Кремля.

В 1693 году появился храм святого Иоанна Крестителя,ворота под которым являются главным входом в Лавру.В 1734 году была построена Михеевская церковь,над могилой преподобного Михея Радонежского.Позднее,в 1747 году,была возведена церковь Смоленской иконы Божией Матери.Колокольня,состоящая из пяти ярусов и имеющая высоту 87 метров,считается венцом уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры,который формировался в течении четырёх веков-с XV по XVIII столетие.

Множество сокровищ и уникальных предметов хранится в ризнице,а библиотека Лавры хранит русские летописи и редкие книги XV-XVII веков,а также важные документы истории.

Таким образом,в состав Лавры входит более чем 50 строений разного назначения,главными из которых считаются:Духовская церковь(1476 года),Уточья башня(1650 года),колокольня(1740-1770 гг.),Трапезный храм и Успенский собор,Михеевская церковь,Водяная башня и водяные ворота,Патриаршие покои,усыпальница Годуновых(Бориса Годунова,его жены и дочери),храм Смоленской иконы Божией Матери(1747 года),Успенский кладезь с часовней(конец XVII века),храм препп.Зосимы и Савватия Соловецких.

В монастыре находились следующие святыни:мощи преподобного Сергия Радонежского,мощи преподобного Никона и Михея Радонежских,мощи святого Серапиона Новгородского,мощи митрополита Иоасафа и архимандрита Дионисия,мощи преподобного Максима Грека и икона Святой Троицы работы преподобного Андрея Рублёва.

В 1742 году на территории монастыря открылась Духовная семинария,а позднее,в 1814 году-Духовная академия.В 1744 году обитель получила статус Лавры,а 1867 году появился ещё один храм-в честь святого Филарета Милостивого.

С 1918 года начались для Лавры скорбные времена:монахов переселили в скиты,которые к 1929 году тоже были закрыты,в 1919 году распустили Московскую Духовную академию и в 1920 году святая обитель была превращена в музей.Многие здания были повреждены и разрушены.Были кощунственно вскрыты мощи преп.Сергия,могилы святителей Иннокентия(Вениаминова) и Филарета(Дроздова) были дерзко разграблены и осквернены,а мощи святых были выброшены в мусорную яму,монастырские колокола были переплавлены.31 мая 1920 года в Троицком храме состоялась последняя Литургия.Вплоть до 1956 года на территории монастыря действовал Загорский учительский институт.В 1940 году Лавра получила статус государственного музея-заповедника.

Монашеская жизнь Лавры была возрождена в 1946 году и в том же году мощи преп.Сергия вернулись в обитель.После 26-летнего перерыва,21 апреля 1946 года,в Пасхальную ночь,в монастыре состоялась первая Божественная Литургия.В 1949 году возобновила свою просветительскую деятельность Духовная академия.

Далее последовала реставрация Лавры,которая была окончена в 1970 году.С 1990 по 2000 год зданиям вернули первоначальный цвет,были отремонтированы крыши церквей,восстановлены росписи храмов и была отреставрирована колокольня.На колокольню в 2004 году был поднят новый Царь-колокол,который впервые зазвонил 30 мая 2004 года на праздник Пятидесятницы.

В 1993 году архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры был внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и стал охраняться государством. В 1994 году были торжественно обретены мощи святителей Иннокентия и Филарета,преп.архимандрита Антония,а в 1996 году-преп.Максима Грека.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра по праву считается великой святыней России и Православия,уникальным местом на планете и неповторимым памятником истории, архитектуры, человеческого гения и мастерства.

Просмотров: 5450

Комментарии к этой заметке:

Комментарий добавил(а): ИРИНА

Дата: 2015-02-19

кРАСОТА И ПРЕЛЕСТЬ! УДАЧИ ВАМ В ВАШИХ ДЕЛАХ!

Комментарий добавил(а): георгий

Дата: 2015-06-11

добрый вечер пожалуйста если можно передать в монастырь помолиться о Здравии буду вам очень благодарен раб Божий георгий благодарю вас

Комментарий добавил(а): Иван

Дата: 2016-11-18

Комментарий добавил(а): Алексей

Дата: 2017-09-08

Был там очень понравилось!

Комментарий добавил(а): света

Дата: 2018-05-19

великолепно мне нравится

Комментарий добавил(а): х. й

Дата: 2018-12-07

Комментарий добавил(а): настя

Монастыри преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра

Сергий Радонежский, самый чтимый русский святой, основал за свою жизнь десять монастырей. Многочисленные ученики продолжили его дело и основали ещё 40 обителей. У этих учеников были свои ученики, многие из которых также основывали монашеские общины — в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей, а русским девизом многие века оставалось «С нами Бог!».

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область

Главный русский монастырь Сергий основал, еще будучи набожным мирянином Варфоломеем: с братом-монахом Стефаном поселился на холме Маковец в Радонежском бору, где своими руками построил церковь Святой Троицы. Пару лет спустя Варфоломей принял монашество с именем Сергий, а дальше вокруг него сложилась иноческая община, оформившееся к 1345 году в монастырь с общежительным уставом. Сергий был чтим при жизни, ходил по Руси и мирил враждующих князей, и наконец в 1380 году благословил на битву с ордынцами Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

В Троицком монастыре в 1392 году Сергий и преставился, а тридцать лет спустя были обретены его мощи, к которым потянулся народ. Монастырь рос и хорошел вместе с Россией, пережил в 1408 году разорение ордой Едигея, а в 1608-10 годах – осаду польско-литовским войском пана Сапеги. В 1744 году монастырь получил статус лавры – второй на Руси после Киево-Печерской. Ныне это грандиозный архитектурный комплекс, достойный крупнейших российских кремлей – около 50 зданий за неприступной стеной длиной 1,5 километра. Старейшие храмы – Троицкий собор (1422-23) и Свято-Духовская церковь-колокольня (1476), причём именно для первого Андрей Рублёв написал свою великую «Троицу». Успенский собор (1559-85) – один из самых больших и величественных на Руси. Колокольня (1741-77) выше Ивана Великого, и на ней висит крупнейший в России 72-тонный Царь-колокол. Храмы, жилые и служебные палаты, учебные и административные заведения, мощи и могилы исторических личностей, музей с уникальными экспонатами: Лавра – это целый город, а также «градооборазующее предприятие» немаленького города Сергиев Посад.

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице-Сергиева лавра основана преподобным Сергием Радонежским около 1340 года. На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В стенах обители работали духовные писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, живописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и Дмитрий Плеханов, архитекторы И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский.

Свято-Троицкая Сергиева лавра основана братьями Стефан и Варфоломей, во иночестве – Сергий, сыновья обедневшего боярина, переселившегося из Ростова Великого в небольшой городок Радонеж, стоявший на притоке реки Клязьмы – Паже. После смерти родителей они ушли жить отшельниками в лесную пустынь, поселились на холме Маковец в десяти верстах от Хотькова монастыря и срубили здесь келью и «церквицу малую» во имя Святой Троицы. Так началась история Троице-Сергиевой лавры. Было это по одним данным – в 1337 году, по другим – в 1345 году.

Вскоре Стефан покинул брата и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Преподобный Сергий остался в одиночестве. Постепенно, через два-три года, вокруг него собралось несколько монахов. В 1355 году преподобный Сергий ввел у себя в пустыни один из первых на Руси монашеских общежительских уставов.

Св. Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью св. Дмитрия Солунского над воротами. Позднее этот план – четырехугольник келий и собор в центре – распространился на все русские монастыри. Недаром впоследствии говорили, что святой Сергий был «начальник и учитель всем монастырям на Руси».

Св. Сергий стал духовником князя Дмитрия Донского, он крестил его детей и был советником в государственных делах. Русские князья призывали игумена для решения междоусобных споров. Выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший духовный и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России.

Особенно широкий отклик на Руси вызвало участие преподобного Сергия в событиях, связанных с Куликовской битвой. Накануне выступления в поход Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь. Сергий напутствовал и благословил великого князя, военачальников и воинов на великий подвиг и отправил с ним двух монахов своего монастыря, Пересвета и Ослябю, «зело умеющих ратному делу, и силу имущих и удальство великое и смелость». Как известно, на битву оба монаха вышли без доспехов, воодушевляя воинов. Битва началась единоборством Пересвета с закованным в железо татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем). Они ударили друг друга копьями и остались лежать мертвыми…

После Куликовской победы благоверный князь Дмитрий Донской снова посетил обитель преподобного Сергия, чтобы совершить здесь поминовение по павшим в бою русским воинам.

Отряды Тохтамыша, пришедшие громить Русь в 1382 году, не нашли затерянную в лесах Сергиеву обитель, но в 1408 году, уже после смерти Сергия, монастырь был сожжен татарами дотла. Но погром 1408 года не стал катострофой – обитель быстро отстроилась заново.

Сергий, заступник земли русской, скончался 25 сентября 1391 года и был погребен в Троицком соборе основанного им монастыря. В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован русской православной церковью. Над его гробом было начато строительство белокаменного Троицкого собора.

Троицкий собор – сравнительно небольшое, скромное и строгое здание. Наряду с соборами Звенигорода Троицкий собор является произведением ранней московской архитектуры, продолжавшей традиции владимиро-суздальского зодчества, развитие которого было прервано татаро-монгольским нашествием. Троицкий собор украшался на протяжении веков.

Игумен Никон, преемник св. Сергия Радонежского, пригласил расписывать собор преподобного Андрея Рублева – величайшего русского художника, творца образов, олицетворявших собой эпоху русского национального возрождения. Тогда-то и была создана гениальная «Троица» — главная храмовая икона собора, непревзойденный шедевр древнерусской живописи. Ныне подлинник иконы находится в Третьяковской галерее, а копия – в иконостасе Троицкого собора.

Андреем Рублевым была создана монастырская мастерская иконописи, ставшая школой для многих поколений русских иконописцев. С начала XV века в Троицком монастыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги переписывали, украшали заставками и миниатюрами, переплетали. Здесь же, в монастыре, сформировалась одна из древнейших в России библиотек, в которой хранились сотни драгоценных рукописей.

Княжеская междоусобица 1425-1452 годов надолго приостановила каменное строительство в монастыре. Только в 1469 году в монастыре появилось второе каменное сооружение: известный московский зодчий Василий Ермолин построил новую трапезную палату, Это оригинальное здание (оно не сохранилось) послужило образцом для итальянских архитекторов, строивших Грановитую палату в Москве, а также стало прообразом множества подобных зданий в других монастырях.

В 1476 году рядом с Троицким собором была возведена кирпичная Свято-Духовская церковь «иже под колоколы», то есть в одном здании были соединены собственно храм и колокольня. Ее строили псковские мастера, использовавшие в отдельных частях храма характерные псковские архитектурные мотивы.

В церкви Святого Духа погребен митрополит Филарет (Дроздов), один из самых знаменитых иерархов русской православной церкви XIX века. К церкви Сошествия Святого Духа пристроена часовня над гробом святого преподобного Максима Грека. Этот выдающийся просветитель был переведен в 1553 году из Тверского Отроча монастыря в Троицкую лавру, где и скончался в 1556 году.

Иван Грозный был при крещении положен в раку Святого Сергия. Здесь, в Троицком соборе, он был крещен. Это связало царя особыми узами с монастырем Святого Сергия. Заботясь о процветании обители, в которой он был крещен, Иван Грозный благоволил к Троице, часто посещал ее, щедро одаривал. К тому времени разросшийся монастырь уже нуждался в новом, более просторном главном храме. В 1554 году на средства Ивана Грозного был заложен Успенский собор.

Успенский собор Троицкого монастыря сооружен по образцу московского Успенского собора. Его строительство велось двадцать шесть лет. Собор освящали уже при преемнике Ивана Грозного – царе Феодоре Иоанновиче. В XVIII веке в алтаре Успенского собора был установлен большой крест. Он обозначал то место, на котором юный Петр Великий искал спасения во время первого стрелецкого бунта 1682 года. Предание рассказывает, что один из ворвавшихся в храм стрельцов хотел поразить царя ударом ножа, но был удержан своими товарищами.

Собор был расписан в 1684 году артелью ярославских мастеров под руководством Дмитрия Плеханова. Великолепный иконостас выполнен в конце XVII века. В Успенском соборе погребена Мария Владимировна, дочь князя Владимира Владимировича Старицкого и вдова принца датского Магнуса, получившего от Ивана Грозного титул короля Ливонского. Последняя княжна из Московского княжеского дома – потомков св. князя Даниила умерла в 1617 году. Последние годы она провела в монашестве под именем инокини Марфы. У стен Успенского собора находится усыпальница Годуновых, в которой похоронен Борис Годунов и все его семейство.

Крепостные стены монастыря

В 1540-1550 годах монастырь опоясали мощные каменные крепостные стены, построенные по образцу московского Китай-города, с десятью башнями, рвами и надолбами. Стены, толщина которых колеблется от 6 до 10 метров, образует неправильный четырехугольник. Протяженность их составляет около 1200 метров, высота колеблется от восьми до четырнадцати метров. Стены прорезают линии бойниц нижнего, среднего и верхнего боя. По описи 1641 года в монастыре на стенах стояло 90 пушек и еще 20 находилось в резерве.

Спустя почти сто лет после постройки стен им пришлось выдержать длившуюся год, три месяца и двадцать дней осаду гетмана Сапеги и Лисовского. При этом никакого воинского гарнизона в монастыре практически не было, и защитниками монастыря стали монахи, монастырские служки и собравшиеся под защиту обители преподобного Сергия крестьяне.

Осадив крепость, поляки начали бомбардировку из шестидесяти трех орудий, длившуюся шесть недель. Но, несмотря на то, что число осажденных было в несколько раз меньше 15-тысячного войска интервентов и «воров», попытки захватить крепость штурмом не увенчались успехом.

Отчаявшись взять монастырь приступом, поляки начали вести подкопы. В ответ осажденные неоднократно делали вылазки, стремясь помешать земляным работам противника. В одну из таких вылазок два защитника монастыря, Никон Шилов и Слота, забрались в подкоп и взорвали его вместе с собой…

Несмотря на «преступные козни и хитрости» польского военачальника Сапеги, истощенный и смертельно уставший гарнизон выстоял. Верная заветам св. Сергия обитель, с недостаточными силами, благодаря лишь стойкости и мужеству оборонявшихся, успешно выдержала беспримерную 16-месячную осаду, воодушевив тем самым русский народ на освобождение Москвы. В Троицкой лавре получили благословение вожди земского ополчения Минин и Пожарский, шедшие к Москве.

Вскоре после Смуты началась перестройка монастырских укреплений. Стены были надстроены, а часть башен переложена заново. В 1635-1637 годы была построены больничные палаты с шатровой церковью святых Зосимы и Савватия Соловецких. Над главным входом в монастырь «именитые гости» Строгановы возвели в 1693-1699 годах храм Иоанна Предтечи.

Царские палаты в монастыре

Частые царские посещения заставили построить в монастыре так называемые Чертоги – царские палаты. Это большое здание ярко расписано «в шашку» («в шахмат») и украшено многоцветными изразцами. Одновременно с Чертогами была возведена новая трапезная (1682-1692).

С 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой. В 1747-1767 годах архитектором Дмитрием Ухтомским была построена в стиле барокко небольшая церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Она выделяется своей округлой формой, балконами-крыльцами с балюстрадами.

В 1747-1767 годах по проекту ведущих тогдашних архитекторов И. Мичурина, И. Шумахера и Д. Ухтомского была построена знаменитая монастырская колокольня. Хотя ее архитектурный облик принадлежит уже новому времени, колокольня не нарушила красоты и цельности древнего монастыря. Нижняя часть колокольни массивная, зато ее верх, тающий в небе, удивительно легок, почти воздушен.

Лаврскую колокольню иногда сравнивают с русской березой, «белая одежда и кудрявые ветви которой так напоминают белокаменный убор и кудрявую голову колокольни» (А.И. Михайлов). Сооружение увенчивается оригинальной главкой в форме золотой раковины.

Высота колокольни – 88 метров. На ней было устроено 42 (позднее 50) колокола. В 1759 году на колокольню был поднят лаврский Царь-колокол весом в 4000 пудов. Один язык его весил 88 пудов. Уникальный колокол в советское время был сброшен с колокольни и разбит.

Специально для лаврской колокольни «тульской ружейной слободы» мастером Иваном Кобылиным-Большим были изготовлены часы с курантами. Они безотказно прослужили 120 лет и были заменены в 1905 году на ныне существующие.

На протяжении столетий в Троице-Сергиеву лавру стремились тысячи паломников. В лавре бывали «гости беспрестанно день и ночь». Побывать у Троицы считалось святой обязанностью каждого. В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Достоевский сделал крюк, чтобы взглянуть на Троице-Сергиеву лавру, памятную ему с детства. «Что за архитектура, какие памятники, — писал он. – Ризница привела нас в изумление…Одежды нескольких веков – работы собственноручные русских цариц и царевен, домашние одежды Ивана Грозного, монеты, старые книги, всевозможные редкости – не вышел бы оттуда».

В 1919 году вся монастырская братия была арестована. Троицкий собор и другие храмы были опечатаны. Это событие вызвало возмущение верующих. Святейший патриарх Тихон обратился лично к Ленину с просьбой об открытии храмов Троицкой лавры. В ответ последовал декрет Совнаркома о превращении «Бывшей лавры» в музей. В советское время в лавре, кроме музея, размещались электротехническая академия, курсы-школа и институт народного образования. В бывшей трапезной был устроен тир, в других помещениях – столовая, клуб. Был уничтожен лаврский Царь-колокол и древние пушки, из которых в 1609 году защитники монастыря стреляли по осаждавшим лавру тушинцам.

После Великой Отечественной

После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева лавра была возрождена и на протяжении многих лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Как и прежде, лавра является сегодня главным духовным и просветительским центром Русской Православной Церкви, куда ежегодно стекаются тысячи людей – поклониться гробу преподобного Сергия.

Русская история

Троицкий Сергиев монастырь

Некоторые монастыри явились особенно деятельными метрополиями. Первое место между ними занимал монастырь Троицкий Сергиев, возникший в 40-х годах XIV в. Преподобный Сергий был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но и воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества. Его призывали строить монастыри и в Москву, и в Серпухов, и в Коломну. Он пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным.

Троице-Сергиева лавра

В 1365 г. великий князь Димитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей-братьев Константиновичей[26], и на пути, мимоходом, он нашел время в глуши Гороховского уезда, на болоте при реке Клязьме, устроить пустынку, воздвигнуть в ней храм св. Троицы и поселить «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили».

Обитель Сергия и развила широкую колонизаторскую деятельность. В XIV в. из нее вышло 13 пустынных монастырей-колоний и 2 — в XV в. Потом ее ослабевшую деятельность в этом отношении продолжали ее колонии и колонии колоний, преимущественно монастырь преподобного Кирилла Белозерского, вышедшего из основанного преподобным Сергием подмосковного Симонова монастыря (в конце XIV в.). Вообще в продолжение XIV и XV вв. из Сергиева монастыря или из его колоний образовалось 27 пустынных монастырей, не говоря о 8 городских.

Этими колониями и намечены были главные направления монастырской колонизации в те два века и частью даже в XVI в. Если вы проведете от Троицкого Сергиева монастыря две линии, одну по реке Костроме на реку Вычегду, другую по Шексне на Белоозеро, этими линиями будет очерчено пространство, куда с конца XIV в. усиленно направлялась монастырская колонизация из монастырей центрального междуречья Оки — Волги и их колоний. Небольшие лесные речки, притоки Костромы, верхней Сухоны и Кубенского озера, Нурма — Обнора, Монза, Лежа с Комелой, Пельшма, Глушица, Кушта, унизывались десятками монастырей, основатели которых выходили из Троицкой Сергиевой обители, из Ростова (св. Стефан Пермский), из монастырей Каменного на Кубенском озере и Кириллова Белозерского.

Водораздел Костромы и Сухоны, покрытый тогда дремучим Комельским лесом, стал русской заволжской Фиваидой[27]. Движение шло полосами по рекам, не соблюдая географической последовательности, делая широкие скачки от Троицкого Сергиева монастыря к Белоозеру (монастырь Кирилла Белозерского), а с Белоозера прямо на Соловецкий остров, сливаясь с боковым течением, шедшим туда же к Белому морю из Новгорода.

Во второй половине XV в. монастырская колонизация перешла из Белозерского края в бассейн реки Онеги; постриженник Кириллова монастыря преподобный Александр Ошевнев поставил Ошевенский монастырь к северу от Каргополя, на притоке Онеги, получив пособие от радетелей из Новгорода, а между тем еще в 1429 г. более ранний постриженник того же монастыря — Савватий поставил первую келью на Соловецком острове, где вскоре после его смерти выходец из Новгорода Зосима устроил знаменитый беломорский монастырь. Колония более ранняя иногда уходила в известном направлении дальше позднейших. В промежутках между метрополиями и этими ранними колониями и между полосами колоний оставалось много углов, столь же пустынных, как и дальнейшие пространства, в которые еще не проникала ни крестьянская, ни даже монастырская колонизация. Выходцы из разных монастырей в своих пустынных поисках обращались по временам и к этим обойденным промежуточным захолустьям.

Так продолжалось дело и в XVI в. В перестававших дремать, но все еще глухих лесах по Шексне и ее притокам, по Костроме с Нурмой — Обнорой, по Сухоне с ее притоками Песьей Деньгой и Маркушей появляются новые монастырские точки. Старые метрополии высылают сюда новые колонии; иные колонии в свою очередь становятся деятельными метрополиями. Основанный в конце XV в. на реке Нурме монастырь преподобного Корнилия Комельского, выходца из обители преподобного Кирилла Белозерского, в XVI в. выдвинул основателей 6 новых монастырей на берега Обноры, Белоозера, притока Шексны Андоги и даже Сойги, притока Вычегды. Неведомый инок Пахомий, вероятно, в самом начале XVI в. далеко оставил за собой Шексну и по Онеге продвинулся за Каргополь, поставив в 50 верстах от него к северу монастырь на реке Кене, а постриженник пахомиев двинский крестьянин Антоний передвинулся на Двину под Холмогоры и в 78 верстах от них к югу основал среди озер на притоке Двины Сии Сийский монастырь (около 1520 г.).

НазадОглавление Далее

Троице сергиев монастырь был основан в

Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.
С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю было усвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.
В Средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.

Троице-Сергиева лавра была основана в 1337 — 1345 году. Первоначально место представляло собой уединенную пустынь для сыновей ростовского боярина Кирилла (Варфоломея и Стефана). Варфоломей принял монашеское пострижение с именем Сергий. Он вошел в историю России не только как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизнь идеи трудолюбия.

В 1355 году пустынь стала поистине монастырем. Из-за увеличения числа иноков в Троицком монастыре был введен общежитийный устав, а вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. В таком виде монастырь дошел до наших дней.

В 1442 году основатель монастыря Сергий Радонежский был канонизирован. Над гробом святого был заложен белокаменный Троицкий собор.

Царь Иван Грозный придавал огромное значение сооружению, как оборонительной крепости, и в 1540-1550 годах вокруг монастыря возвели кирпичную стену со сторожевыми башнями. Сам Иван Грозный был здесь и получил крещение.

При Петре I монастырь по-прежнему представлял собой оборонительное укрепление. В 1689 году во время стрелецкого бунта в Москве царь Петр укрылся за стенами монастыря.

В 1744 году указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула «лавра». В середине XVIII века во владении монастыря находилось 214 тысяч десятин земли и более 106 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях и 45 городах страны, что делало лавру первой среди русских феодалов.

В 1814 году на территорию Троице-Сергиевой Лавры переместилась Московская Духовная академия, основанная в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII века).

С 1919 года по 1946 год были закрыты академия и Троцкий собор.

На территории лавры погребены попавшие в опалу во времена Ивана Грозного бояре Оболенские, воевода Ивана Грозного Василий Федорович Воронцов, убитый в Ливонской войне. В монастыре захоронены руководители первого народного ополчения в период польско-литовской интервенции Прокопий Петрович Ляпунов и Иван Стефанович Ржевский. За право быть похороненным на территории монастыря делались богатые вклады деньгами, землями, ценным имуществом. Все вклады записывались в книги монастырского учета.

В 1880 году был опубликован список погребенных в монастыре, в этом списке 893 захоронения. В настоящее время известно 120 надгробий или их фрагментов. Самые древние надгробия (XV в.) — над захоронениями Юрия Романовича Алексеева и новгородского архиепископа Сергия, постриженника Троице-Сергиева монастыря.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы Параскевы Пятницы — самые древние церкви Сергиева Посада. Они расположены с юго-восточной стороны Троице-Сергиевой лавры, у подножия холма, «на Подоле». Эти два сооружения поставили в 1547 году на месте деревянной приходской церкви Служней слободы. Введенская церковь была построена на средства боярина И. Хабарова, строительство Пятницкой церкви финансировал Троицкий монастырь.

Троицкий собор (1422 — 1423 гг.) — один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Этот небольшой со скромным резным декором храм является традиционным крестово-купольным четырехстолпным.

Духовская церковь (1476 — 1477 гг.) — оригинальное кирпичное сооружение, особенностью которого является наличие открытой шестипролетной звонницы у основания барабана купола.

Успенский собор (1559 — 1585 гг.) — самый большой храм Троице-Сергиевой лавры, повторяющий по внешним формам Успенский собор Московского Кремля XV в.

Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635 — 1637 годы) — один из немногих дошедших до наших дней памятников гражданского средневекового зодчества. Между двухэтажными больничными корпусами располагается единственная сохранившаяся в ансамбле монастыря шатровая церковь.

Трапезная палата с церковью Сергия Радонежского (1686 — 1692 гг.) — великолепный образец «русского узорочья». Снаружи и внутри палаты и церковь пышно декорированы росписью, лепниной, белокаменной резьбой. Так же нарядно выглядят и другие постройки монастыря конца XVII в.: здание Чертогов и Надкладезная часовня

Колокольня (1741 — 1769 годы) — самое высокое сооружение монастыря. Ее высота вместе с крестом составляет около 88 м. Построенная по канонам классической архитектуры, колокольня производит впечатление отлично найденными пропорциями ярусов и гармоничным сочетанием плоскостей стен и арочных проемов. Венчает здание необычное завершение в форме раковины.

Колокольня — последняя по времени значительная монастырская постройка, своеобразный финальный аккорд уникального архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Храм Зосимы и Савватия. Замечательное сооружение начала XVII столетия — комплекс Больничных палат с храмом Зосимы и Савватия, единственной шатровой церковью в ансамбле монастыря. Еще не так давно она была закрыта жилой застройкой и разрушалась. Долго работавший в лавре архитектор-реставратор И. В. Трофимов вернул былую красоту чудесному красно-белому храму с высоким граненым шатром, украшенным зелеными поливными изразцами.

Надвратная церковь Иоанна Предтечи (XVII в.). Построена Строгановыми, крупнейшими купцами и промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в таком виде остается превосходным памятником. Ее декор во многом повторяет декор Трапезной.

Царские чертоги (вторая половина XVII в.) — путевой дворец царя Алексея Михайловича. Он часто приезжал в Троице-Сергиев монастырь, главную святыню Московского государства, в сопровождении свиты, насчитывавшей свыше пятисот человек. Это и обусловило облик Чертогов, простого по формам, но вместительного здания, когда-то богато украшенного снаружи изразцами, частично сохранившимися и поныне. Декорировано лепниной и двумя изразцовыми печами.

Тогда же построили и маленькую Михеевекую церковь. Она стоит рядом с Трапезной палатой.

Смоленская церковь (Одигитрии) — одна из первых работ молодого тогда архитектора Ухтомского. Здание относится к «елизаветинскому барокко». Это восьмигранник с выпуклыми и вогнутыми криволинейными гранями. Здание стоит на высоком белокаменном цоколе и имеет четыре открытых крыльца-паперти с широкими парадными лестницами (восстановлены три крыльца), с резными каменными балюстрадами. На крыльцо выходили три двери и алтарная ниша, все одинаково декорированные порталами с парными пилястрами по бокам. Восьмигранный купол несет изящный фонарь с узкими арочными окнами. На сложной главе-кивере — крест, «попирающий полумесяц» (в XVIII веке шли одна за другой войны с мусульманской Турцией). Смоленская церковь была искажена пристройками и переделками. Долго был неизвестен и ее строитель. Приписывали постройку В. Растрелли. В результате исследований и реставрации было установлено имя зодчего — Дмитрия Ухтомского, последнего и наиболее одаренного из многочисленных создателей ансамбля Троице-Сергиевой лавры.

Настоятели

1344—1392 — Преподобный Сергий Радонежский
1398—1426 — Преподобный Никон Радонежский
1392—1398 — Преподобный Савва Звенигородский
1429—1432 — Преподобный Савва II
1432—1443 — Игумен Зиновий
1443—1445 — Игумен Геннадий (Саматов)
1445—1446 — Игумен Досифей
1447—1455 — Преподобный Мартиниан Белоетерский
1455—1466 — Святой Вассиан (Рыло)
1467—1474 — Игумен Спиридон (†1475)
1474—1478 — Игумен Аврамий
1479—1482 — Игумен Паисий (Ярославов)
1482—1483 — Игумен Иоаким
1483—1487 — Игумен Макарий
1487—1489 — Игумен Афанасий (Сук)
1490—1495 — Игумен Симон (Чиж)
1495—1505 — Святой Серапион I
1506—1507 — Игумен Досифей II
1508—1515 — Игумен Памва (Мошнин)
1515—1520 — Игумен Иаков (Кашин)
1521—1524 — Игумен Порфирий I
1525—1527 — Преподобный Арсений (Сахарусов)
1528—1529 — Игумен Александр
1529—1539 — Святой Иоасаф I (Скрипицьш)
1539—1541 — Игумен Порфирий II
1541—1543 — Игумен Алексий
1543 — Игумен Порфирий III
1543—1545 — Игумен Никандр
1545—1549 — Игумен Иона (Щелепин)
1549—1551 — Игумен Серапион II (Курцев)
1551—1552 — Игумен Артемий (Пустынник)
1552—1554 — Игумен Гурий (Лужецкий)
1554—1555 — Игумен Иларион Кирилловен
1555—1560 — Игумен Иоасаф II (Чёрный)
1561—1562 — Архимандрит Елевферий
1562—1566 — Архимандрит Меркурий, Дмитровец
1566—1568 — Архимандрит Кирилл
1568—1569 — Архимандрит Памва
1569—1573 — Архимандрит Феодосии (Вятка)
1573—1575 — Архимандрит Памва (вторично)
1575—1577 — Архимандрит Варлаам I
1577—1584 — Архимандрит Иона II
1584—1588 — Архимандрит Митрофан Дмитровец
1588—1594 — Архимандрит Киприан Балахонец
1594—1605 — Архимандрит Кирилл II (Завидов)
1605—1610 — Архимандрит Иоасаф
1610—1633 — Преподобный Дионисий (Зобниновский)
1633—1640 — Архимандрит Нектарий (Вязмитин)
1640—1656 — Архимандрит Адриан
1656—1667 — Архимандрит Иоасаф II
1667—1674 — Архимандрит Феодосии II
1674—1694 — Архимандрит Викентий
1694—1697 — Архимандрит Иов
1697—1700 — Архимандрит Евфимий
1701—1704 — Архимандрит Иларион (Властевинский)
1704—1707 — Архимандрит Сильвестр (Холмский)
1708—1710 — Архимандрит Иоасаф III
1711—1718 — Архимандрит Георгий (Дашков)
1718—1721 — Архимандрит Тихон (Писарев)
1722—1726 — Архимандрит Гавриил (Бужинский)
1726—1737 — Архимандрит Варлаам II (Высоцкий)
1737—1738 — Архимандрит Арсений (Воронов)
1739—1742 — Архимандрит Амвросий (Дубневич)
1742—1744 — Архимандрит Кирилл III (Флоринский)
1744—1752 — Архиепископ Арсений II (Могилянский)
1752—1758 — Архимандрит Афанасий (Вольховский)
1758—1761 — Архимандрит Гедеон (Криновский)
1761—1766 — Архимандрит Лаврентий (Хоцятовский)
1766—1812 — Архимандрит Платон (Левшин)
1812—1819 — Архиепископ Августин (Виноградский)
1819—1821 — Митрополит Серафим (Глаголевский)
1821—1867 — Митрополит Филарет (Дроздов)
1868—1879 — Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов)
1879—1882 — Митрополит Макарий (Булгаков)
1882—1891 — Митрополит Иоанникий (Руднев)
1891—1893 — Митрополит Леонтий (Лебединский)
1893—1898 — Митрополит Сергий (Ляпидевский)
1898—1912 — Митрополит Владимир (Богоявленский)
1912—1917 — Митрополит Макарий (Невский)
1917—1919 — Патриарх Тихон (Белавин)
1946—1970 — Патриарх Алексий (Симанский)
1971—1990 — Патриарх Пимен (Извеков)

Наместники

1739—1742 — Иеромонах Антоний (Нарожницкий)
1743—1745 — Иеромонах Феодосий (Янковский)
1745—1748 — Архимандрит Иоасаф Горленко
1749—1753 — Иеромонах Феофан Чарнуцкий
1753—1758 — Иеромонах Кирилл Ляшевецкий
1758—1761 — Иеромонах Гавриил Петров-Шапошников
1761—1763 — Иеромонах Иннокентий Нечаев
1763 — Иеромонах Платон Левшин
1763—1770 — Иеромонах Иоанн Черепанов
1770—1775 — Иеромонах Павел (Петр) Зернов
1775—1782 — Иеромонах Павел (Петр) Пономарев
1782—1783 — Иеромонах Аполлос (Андрей) Байбаков
1783—1787 — Иеромонах Мелхиседек (Михаил) Заболоцкий
1787—1792 Игумен Досифей Ильин
1793 — Иеромонах Никанор Николаев
1793 Игумен Ефрем
1793—1795 — Иеромонах Евлампий
1795—1800 — Иеромонах Назарий (Никита) Романовский
1800 — Архимандрит Августин Виноградский
1800—1803 — Архимандрит Мелхиседек Минервин
1803—1810 — Архимандрит Симеон (Савва) Крылов-Платонов
1810—1814 — Архимандрит Самуил Запольский-Платонов
1814—1818 — Архимандрит Никанор Клементьевский
1818—1831 — Архимандрит Афанасий Федоров
1831—1877 — Архимандрит Антоний Медведев
1877—1891 — Архимандрит Леонид (Кавелин)
1891—1904 — Архимандрит Павел (Глебов)
1908—1915 — Архимандрит Товия (Цимбал)
1915—1922 — Архимандрит Кронид (Любимов)
1946 — Архимандрит Гурий (Егоров)
1946—1954 — Архимандрит Иоанн (Разумов)
1954—1957 — Архимандрит Пимен (Извеков)
1957—1965 — Архимандрит Пимен (Хмелевский)
1965—1970 — Архимандрит Платон (Лобанков)
1970—1972 — Архимандрит Августин (Судоплатов)
1972—1982 — Архимандрит Иероним (Зиновьев)
1982—1984 — Архимандрит Евсевий (Саввин)
1984 — Архимандрит Алексий (Кутепов)[34]
1984—1988 — Алексий (Кутепов)
с 1988 — Феогност (Гузиков)

Троице сергиев монастырь был основан в

«Не забывай никогда, даже в самые темные дни своей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается.» — Праведный Николай Псковоезерский

Сейчас на сайте:



Троице-Сергиева Лавра в Московской области

Знаменитый на весь мир монастырь был основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 году.

На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.

Построенный Сергием Радонежским монастырь простоял немногим более полувека: во время очередного набега татар, в 1408 году, он был сожжен. Вскоре обитель была вновь отстроена, а ее основатель, преподобный Сергий Радонежский в 1422 году был канонизирован и стал почитаться как покровитель Руси.

Каменное строительство монастыря получило наибольшее развитие в XV веке, когда были построены трапезная и церковь в честь Сошествия Святого Духа. В середине XVI века освобожденные от повинностей крестьяне превратили монастырь в мощную, готовую к долговременной обороне крепость. Обитель была окружена каменной стеной протяженностью 1370 м, над которой возвышались двенадцать крепостных башен. Толщина шестиметровых стен составляла 3,5 м, в них были предусмотрены два оборонительных яруса.

За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятеля. В 1608—1610 годах обитель, в которой насчитывалось около трех тысяч человек, выдержала осаду тридцатитысячного польско-литовского войска. Защитники обители ожесточенно сопротивлялись, несмотря на болезни и голод. Следующая попытка осады крепости совершилась в 1618 году: польское войско подступило к стенам монастыря. И снова западным интервентам пришлось уйти ни с чем.

В середине XVII века монастырь был заново укреплен и на этот раз более основательно: в два раза увеличились высота и толщина стен. В 1744 году монастырь получил от императрицы Елизаветы Петровны почетное наименование Лавры, высшее в монастырском статусе.

В XVIII—XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. В этих небольших обителях, административно и духовно связанных с Лаврой, получили наставление знаменитые старцы — подвижники.

После революции Лавра была закрыта, а ее имущество национализировано.

В зданиях монастыря с 1920 года разместился историко-художественный музей. Часть строений была занята под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия лавры богослужении в Успенском соборе.

Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Православной Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Древнейшая постройка на территории Лавры — Троицкий собор, возведенный в 1422—1425 годах. Это первое каменное сооружение монастыря. Здание сложено из белокаменных блоков, оно представляет собой одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами. В нем находятся святые мощи преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма можно увидеть иконы, написанные великим мастером преподобным Андреем Рублевым. Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559—1585 годах по велению царя Иоанна IV Грозного. Возле собора расположена усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635—1637 годах.

Великолепием убранства в стиле «московского барокко» отличается церковь во имя преподобного Сергия с трапезной (1687—1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746— 1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741 — 1770).

За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен Иван Сергеевич Аксаков. На кладбище Черниговского скита погребены К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов и другие известные деятели русской культуры.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная

после пожара 1812 года в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII век). Закрытая в 1919 году академия возродилась в 1946 году. Московские духовные академия и семинария готовят священнослужителей Церкви, преподавателей духовных учебных заведений, церковных работников.

Одна из главнейших святынь Троице-Сергиевой Лавры — чудотворная икона Живоначальной Троицы.

Другие святыни Сергиева Посада — святые мощи преподобного старца Варнавы в Гефсиманском скиту, святой источник в пещерах Черниговского скита.

Адрес: Московская область, г. Сергиев Посад.

При полном или частичном использовании материалов, ссылка на наш сайт обязательна.

Троице-Сергиева лавра

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе преподобный Никон Радонежский, преподобный Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; †1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей.

Краткая история обители

В 1337 году будущий преподобный Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан поселились на холме Маковец, в десяти верстах от Хотькова. Это событие считается датой основания Троице-Сергиевой пустыни. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). После ухода Стефана в Богоявленский монастырь в Москву преподобный Сергий несколько лет подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии стали селиться и другие иноки.

Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя по благословению преподобного Сергия вышли иноки-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме Святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону.

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.

В 1422 году на месте деревянной церкви игуменом Никоном было заложено первое каменное сооружение монастыря — Троицкий собор. При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и по успешном окончании их (как, например, Василий III отметил здесь молебном успешный поход на Псков в 1510 году, а Иван IV Грозный совершил молебен в честь успешного взятия Казани в 1552 году), «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.

С Троицким монастырём связано одно из самых драматичных событий междоусобных войн в Московской Руси. В 1442 году в монастыре у гроба Сергия состоялось примирение Василия II с двоюродным братом Дмитрием Шемякой, которым закончились долгие годы междоусобицы. Однако спустя два года Дмитрий нарушил данную клятву; люди Шемяки схватили Василия, молившегося у гроба Сергия, и отправили под конвоем в Москву, где спустя два дня Василий был ослеплён и сослан в Углич. Духовенство Троицкого монастыря осудило действия Дмитрия Шемяки, а освобождённый из заточения Василий II в. 1450–1462 годах дал монастырю ряд жалованных грамот.

При Иване Грозном была осуществлена перепланировка монастыря. Ещё с 1540-х годов велось возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стен в форме неправильного четырёхугольника протяжённостью около полутора километров был построен. Именно тогда монастырская территория приобрела существующие ныне размеры. Троицкий монастырь превратился в мощную крепость. В 1559 году в присутствии царя был заложен новый большой собор, получивший название Успенского. Строительство храма растянулось на долгие годы. Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году.

К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим монастырём России; в его собственности насчитывалось 2780 поселений, велась активная торговля — торговые суда монастыря ходили в зарубежные государства.

В 1608—1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни.

В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье.

Возрождение обители началось в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.

Храмы и часовни

Троицкий собор (1422—1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена Земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма иконы письма преподобного Андрея Рублёва.

Успенский собор (1559—1585 гг.) построен по повелению царя Иоанна Грозного). Возле собора — усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи.

Храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г., псковские мастера). Надвратный храм в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693—1699 гг.). Шатровый храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635—1637 гг.). Храм преподобного Сергия Радонежского с трапезной (1687—1692 гг.). Храм Смоленской иконы Божией Матери (1746—1753 гг.). Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию (Михеевская церковь) (1734 г.). Храм в честь Покрова Божией Матери (в Духовной академии). Храм в честь преподобного Иоанна Лествичника (в Духовной семинарии). Надкладезная часовня.

Святыни (краткий перечень)

Святые мощи преподобного Сергия Радонежского, Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (в Троицком соборе), святые мощи преподобных Максима Грека и Антония Радонежского (в Духовской церкви), чтимая икона святителя Николая (в храме преподобного Сергия).

Информация для паломников

Лавра открыта для посетителей с 5.00 до 21.00. В великие праздники и дни памяти преподобного Сергия (5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — круглосуточно.

Действует издательство, паломнический центр.

Экскурсии по Троице-Сергиевой лавре организуются ежедневно с 9.00 до 17.00. Экскурсии по музею-ризнице проводятся ежедневно, кроме понедельника и вторника, в 12.15, 12.30, 15.30 и 15.45 (обязателен предварительный заказ по телефону +7 (496) 540-57-21).

Адрес: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра.

Телефон: +7 (496) 540-53-34.

Ссылка на основную публикацию