Тихвинский богородичный успенский мужской монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Последний пункт в нашей обширной экскурсионной программе – посещение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Монастырь этот был создан в 1560 году по указу царя Ивана Грозного. Главная святыня монастыря – чудотворная икона Тихвинской Божьей матери, которая чудесным образом была явлена рыбакам на Ладожском озере в 1383 году, и, побывав в Старой Ладоге, избрала себе местом пребывания Тихвин. По преданию этот образ был написан апостолом Лукой при жизни Богородицы. Долгое время икона находилась в Константинополе, но затем чудесным образом перенеслась на Русь в Тихвин. Тихвинцы решили ставить для иконы храм, заготовили бревна и успели сделать нижние венцы, но стемнело и пришлось прерваться. Помолясь, работники разошлись, оставив на ночь стражу. Стража ночью заснула, а поутру ни иконы, ни бревен на месте не оказалось. Бросились на поиски, и обнаружили икону и перенесенную постройку на другом берегу реки. Так сама чудотворная икона указала место для строительства храма, вокруг которого впоследствии строился монастырь.

К чудотворной иконе Тихвинской Божьей матери было особое отношение у многих русских правителей. Отец Ивана Грозного Василий III молился у этой иконы о наследнике, которого в скором времени и получил. Все последующие государи почитали эту икону.

Тяжелые времена пришли в 20 веке. В 20-е годы начались гонения на монастырь со стороны новой власти. А в 1941 году Тихвин был захвачен гитлеровцами. Оккупация продлилась всего месяц, но отступая, немцы забрали с собой икону Тихвинской Божьей Матери. После она оказалась в Риге, и дальнейшая судьба иконы оказалась в руках священника отца Иоанна Гарклавса. Любой ценой он решил спасти чудотворный образ. Уже наступали советские войска, священнослужителю трудно было ожидать чего-то хорошего от советской власти, и отец Иоанн принял решение увезти икону на Запад. Вместе с ним в эмиграцию уехал его приемный сын Сергей, который вместе с отцом долгие годы берег и сохранял икону. Сначала отец с сыном скитались в Европе по лагерям беженцев, потом им удалось уехать в Америку. Там отец Иоанн стал архиепископом Чикагским. Он завещал своему приёмному сыну Сергею, также ставшему священником, вернуть икону в Тихвинский монастырь, как только жизнь в нём будет возрождена. 63 года чудотворная икона находилась в вынужденной эмиграции и только в 2003 году, предварительно посетив Тихвинский монастырь и убедившись, что он возрождается, отец Сергий принял решение вернуть сюда икону Тихвинской Божьей Матери. Сам он также поселился в Тихвинском Успенском монастыре. Президент Путин в благодарность за возвращение чудотворной иконы предложил отцу Сергию выбрать в любом месте участок земли. Отец Сергий выбрал место рядом со Святым озером в Антониево-Дымском монастыре. Там ему поставили домик и летом, когда приходит жара, отец Сергий перебирается туда.

Мы подъехали к монастырю со стороны прудов. Экскурсовод обратила наше внимание на то, что пруды эти – рукотворные. Сейчас тихвинцы с удовольствием ловят здесь рыбу.

В отличие от Антониево-Дымского монастыря, который никогда не имел надежных укреплений, Тихвинский Богородичный Успенский монастырь обнесен крепкой стеной.

Кроме религиозного, немаловажным было и его оборонное значение. Неоднократно к его стенам приступали шведские войска. В один из штурмов казалось, что монастырю уже не устоять, и тогда, как к последней надежде, обратились с молитвой к иконе Тихвинской Божьей Матери. Участвовавшим в штурме шведам вдруг показалось, что на них движутся неисчислимые полчища. Шведское войско в страхе отступило от стен монастыря.

Мы начинаем осмотр монастыря с надвратной церкви Тихвинской иконы Божьей матери.

Здесь находится чудотворный образ, который был написан прямо на церковной стене. К нему вели 24 ступени, поэтому в народе образ прозвали «Божья Матерь на крылечке».

Позже к стене была пристроена часовня, и теперь образ скрыт внутри нее. Эта фреска, так же, как и икона славится, многочисленными чудесами исцеления. Известен случай исцеления, который был подтвержден результатами медицинского обследования. 31 января 1856 года произошло исцеления жителя Тихвина Александра Боровского. С детства он страдал заболеванием, которое привело к тому, что у молодого человека отказали ноги. Передвигаться он мог, только ползком на коленях или опираясь на костыли. Александр вспоминал, что однажды ему явился незнакомый старец, который велел идти в Тихвинский монастырь, где он получит исцеление. Юноша последовал совету старца и, несмотря на плохое самочувствие, отправился к чудотворной иконе. 24 ступени, ведущие к образу, он преодолевал ползком, а обратно спустился уже на своих ногах, и больше болезнь к нему не возвращалась.

В часовне ожидал приятный сюрприз – хор певчих порадовал нас небольшим концертом.

А после концерта мы отправились на долгожданную трапезу с кагором. Надо заметить, что к этому времени все уже изрядно проголодались. Монастырская трапеза – не обед в ресторане: на первое постный овощной суп, на второе – кусочек рыбы с рисом, капустный салатик, компот с маленькой булочкой, и в завершении – стопочка кагора. Некоторые представители мужской части группы ворчали и требовали побольше хлеба, но я вполне определенно этим обедом насытилась.

Тем временем предыдущая экскурсионная группа закончила осмотр Успенского собора, и мы смогли войти внутрь.

Именно здесь находится чудотворная икона Тихвинской Божьей матери:

Кстати, список с этой иконы находится у нас в Санкт-Петербурге в Исаакиевском соборе. Эта икона также известна чудесами исцеления.

С Тихвином связана история еще одного списка с иконы Тихвинской Божьей Матери. Эту икону в народе прозвали Стокгольмской. Неизвестно как эта икона оказалась в Швеции, но однажды ее увидели тихвинские купцы в доме шведа, с которым вели дела. Шведа этого тихвинцы называли на свой лад Фокой. Увидев родной образ в чужой стране, купцы решили любой ценой икону выкупить и вернуть домой. Швед долго не соглашался, но, видимо, решил, что деловые связи дороже, и продал купцам икону за 100 золотых монет. На обратном пути купцы попали в жестокий шторм, и уже не чаяли увидеть землю. В отчаянии взмолились они перед образом и в скором времени увидели свет маяка Никольского собора на Ладоге. Так чудотворная икона была возвращена на родную землю. Долгое время эта икона находилась в Спасо-Преображенском соборе Тихвина. В 1928 году икона вместе с другими церковными ценностями была конфискована советской властью, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы. К сожалению, на этом следы чудотворного образа теряются.

В основание придела Илии Пророка заложен огромный камень весом в 9 тонн. С ним тоже связана необыкновенная история – этот камень в 1820 году приплыл к монастырю на льдине. Остается загадкой, как такой огромный и тяжелый камень мог держаться на льдине и не тонуть. Подивившись такому чуду, камень решили поместить в фундамент строящегося придела Илии Пророка. Большая часть камня выходит в алтарную часть.

Когда мы выходили из собора, лицо нашего экскурсовода вдруг осветилось каким-то особым светом. Проследив направление ее взгляда, мы увидели вдалеке фигуру пожилого человека в монашеском облачении. Экскурсовод пояснила: «Вам удивительно повезло – это сам отец Сергий Гарклавс. Тот самый, что вернул в монастырь чудотворную икону. Нечасто можно увидеть его вот так на территории монастыря!» Но мы не только увидели издали отца Сергия – он подошел к нашей группе, поприветствовал нас и сказал, что, несмотря на усталость, у нас очень светлые и радостные лица. Он пожелал нам здоровья и пригласил еще раз посетить монастырь. Отцу Сергию 87 лет, но он ничуть не напоминает дряхлого старика – ясный взгляд, прямая спина. Очень приятный и доброжелательный человек. Как только он отошел от нас, его немедленно обступили желающие получить совет.

За Успенским собором находится Крестовоздвиженская церковь. Она была построена по проекту Леонтия Бенуа. Сейчас церковь реставрируется, поэтому мы можем только взглянуть на нее снаружи.

А вот на великолепную монастырскую звонницу можно подняться:

Наверху небольшой музей – келья монаха Арсения, который жил здесь и была расстрелян в 1937 году, так же, как инокиня Иоанникия и отец Василий Сенновский.

В галерее звонницы выставлены многочисленные свидетельства о верующих и священнослужителях, погибших от рук представителей советской власти. Многие из них были расстреляны в Левашовской пустоши под Петербургом.

Есть здесь и портреты их палачей. Высшим проявлением гуманизма называлось то, что приговоренному к смерти не сообщали о приговоре – человеку просто стреляли в затылок, когда он шел по коридору…

Сверху открывается прекрасный вид:

На пруду блаженствуют холеные монастырские гуси:

А наше пребывание в Тихвине подходит к концу, пора в обратный путь. Удивительно, несмотря на обещанные дожди, они нам ничуть не помешали – дождь какое-то время шел утром, когда мы ехали сюда, и пошел снова на обратном пути. А родной Петербург встречал нас закатным солнышком.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь — православный мужской монастырь, расположен в городе Тихвине, на берегу реки Тихвинки.

Как добраться

Адрес: 187555, Ленинградская область, г. Тихвин, ул. Тихвинская д. 1.

Адрес для GPS-навигаторов: Ленинградская область, город Тихвин, улица Красноармейская д. 12

Телефон: 8(81367) 51-084, 8(81367) 35-084

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Епархиальный мужской монастырь

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской

Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.

При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора—жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу.

Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя». Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой. Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных».

В 1610 г.—«литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год—неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон. Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости.

Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще».

В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».

В середине 20-х годов ХХ в. монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.

Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.

В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.

СвятоМестоРусь☦

Тихвинский Богородичный Успенский Мужской Монастырь

История образования Тихвинского Богородичного Успенского Мужского Монастыря.

История образования Тихвинского Богородичного Успенского Мужского Монастыря начинается с чудесного явления в далеком 1383 году на берегах реки Тихвинки иконы Божией Матери, покинувшей Влахернский храм в Константинополе за 70 лет до завоевания его Османской империей. На берегу реки Тихвинки в тот же день началось строительство деревянного храма, но сруб вместе с иконой, заготовленными бревнами и даже щепой чудесным образом был перенесен на другой берег реки. На этом избранном Богородицей месте и была построена первая Успенская церковь. Три раза храм горел, но икона оставалась неповрежденной, и в 1505 году Велики князь Василий решил построить Успенский храм, как реликварий для русской святыни, и итальянский архитектор Фрязин, вместе с нарядчиком Дмитрием Сырковым, в 1515 завершили строительство Успенского собора, «по облику и размерам не уступавшему столичным храмам».

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери в Успенском соборе Тихвинского монастыря.

В 1560 году по Указу царя Иоанна Грозного, вокруг Успенского собора разворачивается масштабное строительство. Им руководит Федор Дмитриевич Сырков — новгородец, сын строителя собора— Дмитрия. Сносятся дома Пречистенского погоста вошедшие в «пятно застройки», строятся храмы и кельи, возводятся мощные деревянные стены и башни. Уже через 4 года после завершения работ по возведению монастырских стен в посаде было 8 церковных и 52 посадских двора, 37 лавок.
Надо отметить, что в период смутного времени на Руси и до захвата Тихвина шведским гарнизоном в 1611 году строительство больше не велось.

Захватив большую часть северо-запада России, шведы повели себя как оккупанты. Тихвинцы, под предводительством воеводы Симеона Прозоровского, воспротивились захватчикам, прогнали их с территории монастыря, и после их безрезультатной попытки овладеть осадой обителью, прогнали шведов до Волхова. Так Тихвин стал первым городом Руси, освобожденным от оккупантов, инициатором народной борьбы против захватчиков. Эта война завершилась Столбовским (д.Столбово, Тихвинского уезда) миром 1617 года, в результате которого Русь избавилась не только от шведской, но через год и — от польской оккупации.

Тихвинский монастырь.

Во время осады шведами Тихвина Тихвинская икона вновь явила чудо, заставив шведов бежать от горстки защитников обители. Монастырь сильно пострадал во время осадных боев, и на протяжении ⅩⅦ века отстраивался, в основном — в камне. Полтора века монастырь числился Великой Лаврой или Великой обителью. Увеличился поток паломников идущих на поклонение Святыне и город стал бурно развиваться. К началу ⅩⅩ века в Тихвине было 8000 жителей, в Тихвинском уезде—более 60 тысяч, монастырь принимал более 70000 паломников.

Успенский собор Тихвинского монастыря.

Тихвинский монастырь пережил те же самые ужасы унижения, которые пережили и другие монастыри и храмы. Но он сохранил свою Святыню, вплоть до кратковременной фашистской оккупации (с 8 ноября по 9 декабря 1941 года.) И это тоже было чудо, поскольку почти все святыни были переданы в музеи, или уничтожены. Это был первый город страны, который был освобожден от фашистских захватчиков. Но, уходя, они похитили Тихвинскую Святыню. Новгород, Псков, Рига — таков ее путь следования в плену. Но не погибла Святыня и в огне войны, что было чудом не меньшим. Спасший Ее из плена православный священник Иоанн Гарклавс стал хранителем чудотворной иконы, вплоть до самой своей смерти 11 апреля 1982 года. Завещав своему приёмному сыну Сергию вернуть икону в Тихвин, когда там падёт безбожный режим и возродится монастырь. Впоследствии, отец Сергий Гарклавс выполнил волю приёмного отца и в 2004 году Тихвинский образ вернулся в Россию.

Пятигнездная звоница Успенского Тихвинского монастыря.

Когда-то не одно важное для страны дело не обходилось без молитвы перед Тихвинской иконой. Тихвин посещали практически все высочайше особы Московского государства. Сегодня поток паломников не иссякает, и в течение первого года с момента возвращения Святыни преклонили колени перед Чудотворной иконой гости со всех концов Старого и Нового Света. Ежегодно 9 июля всенародно отмечается день явления Тихвинской иконы Божией матери, светлый праздник всей православной РОССИИ.

Адрес обители: 187550, Ленинградская область, г. Тихвин, Тихвинская ул. 1 Тел. 8(81367)51-669, 51-084
С 5 марта 2015 Правящий архиерей — Мстислав (Дячина) епископ Тихвинский и Лодейнопольский.
Адрес подворья — СПб, Дегтярная ул. 18а. Тел. 8(812) 274-55-86

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, июнь 2018

На днях скатались опять в Тихвин в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, привезли новых летних фотографий.

Монастырь старый, основан по указу Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

Звонница. Колокола звонят периодически.

Звонница и Покровская церковь с трапезной палатой. (Там столовка! кофе вполне приличный!, ну и перекусить можно).

Успенский Собор, построен в 1515 году.

Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии. (сама икона известна с 1383 года)

Но и на остальное интересно посмотреть. Впечатляет.









Подворье монастыря не очень большое.

Прудик такой миленький.

Тишина, собаки лают, котики сидят.

За воротами парк полудикий и большой луг, и речка Тихвинка.

За лугом, на той стороне речки – дом-музей Римского-Корсакова.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Все статьи из этого путешествия:

1. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
2. История про Шугозеро, вепсов и кукол

В середине января мы с коллегами из компании Ройбер ездили отдыхать в нетронутые леса под Тихвином, это чуть больше 200 километров от Санкт-Петербурга в сторону Вологды. Помимо Тихвина мы доехали до Вепсского леса, где нас научили делать народную игрушку-оберег, но это — тема моего следующего рассказа. А пока — время сказать пару добрых слов про Тихвин, куда мы и выбрались в первый же день из маленького коттеджа, спрятавшегося недалеко от города в густом непроходимом лесу.

Большинство российских городов очень похожи друг на друга. Так же и Тихвин — в нём я не нашёл ничего особо для себя привлекательного. Ну да — тихо, провинциально и грязно. Ну да — есть пара красивых улиц с деревянной застройкой. Не более того.

Мне как человеку, интересующемуся архитектурой, было интересно посетить один из древних русских монастырей — Тихвинский монастырь Божьей матери. Самые старые данные о существовании на этом месте небольшого поселения относятся к концу XIV века. Монастырь же был заложен парой веков позже — в 1560 году, по указу Ивана Грозного.

Православные паломники едут сюда со всех концов света, чтобы поклониться тихвинской иконе Божьей матери. Считается что она чудесным образом в 1383 году перенеслась из Константинополя на Русь и явилась на реке Тихвинке, где и было решено построить в её честь храм.

Лично меня иконы никогда не привлекали, поэтому обратим внимание на архитектуру.

Белокаменно и по-северному монументально. Красота!

В центре — Успенский собор. Он был построен примерно за полвека до основания монастыря.

Самое интересное в монастыре — древние фрески, дожившие до наших дней.

Наиболее восхитительны они внутри собора. Особенно вот эта — эпическая, чем-то напоминающая по сюжету похожую фреску в шведском замке Або, правда значительно превосходящая её по своему безумию.

Так же интересна пятишатровая звонница. Это вообще, наверное, самое интересное строение монастыря.

На звонницу пока ещё пускают, но есть у меня опасения, что это ненадолго. Сужу по Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Монастырь сразу строился как укреплённая крепость — свою роль он прекрасно сыграл в XVII веке, защищая границы Руси от шведов.

В Тихвине мы провели буквально пару часов — зимнее солнце предательски завалилось за горизонт, отправляя нас прятаться от январской морозной ночи обратно в коттедж.

Напоследок — важный факт: кредитки в Тихвине ни в магазинах, ни даже на новеньких заправках не принимают. Просто зверство какое-то !

The show will go on!

Сейчас ещё про субботнее ралли в Карелии забабахаю отчётик. Фотографии уже обработаны, надо только текст написать.

Мне важно ваше мнение! Была ли интересной эта статья? Есть что дополнить? Хотите рассказать свою историю или поделиться своими фотографиями? А может быть вы нашли ошибку в моём тексте?
Оставьте свой комментарий!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке , вКонтакте , в Одноклассниках или в Твиттере — там публикуются анонсы всех постов. Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS .

Ещё рекомендую подписаться на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени. А все мои видео — на YouTube .

Все статьи из этого путешествия (19–21 января 2012):

1. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, или странствия Иконы Божией Матери Одигитрии

Что-то мне подсказывает, что следующей осенью нас уже не будет в Питере…. А ведь столько всего еще не смотрено в Ленобласти! Хотя…, нет, я себя недооцениваю . Много чего посмотрели мы в Ленинградской области, но кое-что осталось не посещенным. К таким местам мы и отправимся в этот прекрасный осенний солнечный день! Мы успели одним глазком взглянуть на Волховскую ГРЭС, осмотреть достопримечательности Старой Ладоги и совершить прогулку в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь в Тихвине. И именно о последнем месте сегодня мне хочется рассказать. В этом году мы уже посещали один монастырь на острове Коневец в Ладожском озере, и мне то путешествие очень понравилось. Но поездкой к монастырю в Тихвин я осталась не менее довольна!

Тихвинская Икона Божией Матери Одигитрии: от легенды к истории

История Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря уходит в далекое прошлое. Началось все с 1393 года, когда явился на берегах реки Тихвинки образ Божией Матери. Приехали со всей округи сюда священники, стали молитвы читать с просьбой, чтоб образ обернулся в икону. Тут свершилось чудо великое: с неба прямо в руки священникам снизошла икона с образом, которую именовали Тихвинская Икона Божией Матери Одигитрии.

Было решено: быть тут храму. В первый же день заложили три венца. На ночь оставили сруб с иконой под охрану. С утра глядь – а нет ничего! Оказалось, икона и венцы (даже щепки) за ночь самостоятельно перенеслись аж на две версты на другую сторону речки Тихвинки. Ну раз уж икона выбрала это место – так тому и бывать!

Чудотворная Тихвинская Икона очень почиталась вельможами. Будучи еще князем, в 1547 году сюда приезжал Иван Грозный I V, дабы получить одобрения с небес на царствование. А в 1560 году, будучи уже царем, указал заложить в Тихвине монастырь.

В 1941 году, во время войны, Икона была вывезена захватчиками. Проделав долгий путь, Тихвинская Икона Божией Матери Одигитрии, оказалась в США. Ее владелец, Иоанн Гарклавс, завещал вернуть Икону в Тихвин при условии, если Храм будет возрожден. В 1995 году начались вестись работы по восстановлению монастыря, а в 2004 Образ Божией Матери Одигитрии был привезен из Чикаго. Вот так Чудотворная Тихвинская Икона вернулась в свою обитель. Сейчас этот монастырь в Тихвине часто называют монастырь Тихвинской Иконы Божией Матери.

Наша фото прогулка в Тихвинский Успенский мужской монастырь в Тихвине

У автомобильной стоянки в Тихвине перед входом на территорию в Тихвинский Успенский мужской монастырь вас встретят эти ворота:

А вот фото стен Тихвинского монастыря:

На территории монастыря в Тихвине такой камушек:

Успенский собор в монастыре в Тихвине:

Успенский собор Тихвинского монастыря внутри расписан фресками:

Внутренний монастырский дворик:

Справа звонница Тихвинского монастыря:

Еще снаружи – пруд и гуси. Гуси любят кушать, как следствие, будьте осторожны, лужайка «заминирована» :):

Костик бросает прощальный взгляд в сторону монастыря, нам пора домой:

Как доехать из СПб в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Добраться до Тихвинского Успенского монастыря можно, используя следующие координаты — 59˚39’07» с.ш. и 33˚31’13» в.д., до города Тихвина из Санкт-Петербурга сначала нужно доехать по Мурманскому шоссе (трасса Е-105, М-18) 130 км до Новой Ладоги, после моста через реку Волхов вернуть вправо и продолжать движение по трассе А-114 еще 100 км до кольца, там будет указатель на Тихвин. Еще около 5 км по Р-36 и вы окажетесь прямо у входа на территорию Тихвинского мужского монастыря.

Адрес: 1875500, Ленинградская обл., г.Тихвин ул.Тихвинская, 1.

Тихвинский монастырь на карте Тихвина и Ленинградской области:

Совершали фото прогулку в монастырь в Тихвине

Константин и Марина Саморосенко

Полезные и интересные статьи:

Привет! Мы, Марина и Константин Саморосенко, – авторы данного блога о путешествиях. Вся предоставленная информация на сайте бесплатная. Но если вы хотите отблагодарить авторов, примите участие в сборе средств на дорогостоящую операцию по восстановлению слуха нашему сыну Елисею. Подробности и нашу историю можно узнать тут.

Реквизиты для помощи:

Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Контактная информация

Своим возникновением обитель обязана царю, прославившемуся не только жестокостью, но и богоугодными делами – Ивану Грозному. Именно по его велению 11 февраля 1560 г. было начато строительство монастыря епископом Пименом в честь одной из наиболее почитаемой на русской земле святынь – образа Тихвинской Богоматери. Монастырь расположен на берегу речки Тихвинка, действует и в наши дни. За свою долгую историю ему пришлось пережить многое: времена лихолетья и смуты, нашествие атеизма, века славы и минуты горечи.

После создания Тихвинский монастырь традиционно, как и многие святыни, использовался не только в качестве религиозного сооружения, но исполнял и оборонительную роль. Особенно важным его значение было в смутные времена: на протяжение трех месяцев он бесстрашно сдерживал осаду шведских войск, в результате вражеские силы были вынуждены с позором отступить. Оставшиеся в живых шведы уверяли, что когда немногочисленные, обессиленные русские ополченцы вышли вперед, неся перед собой Лик Божьей Матери, врагам повсюду стали мерещиться несметные полчища, спешащие на подмогу русским. Так с Божьей помощью был спасен не только монастырь, но и Отечество.

Чудесное заступничество продолжалось и далее, особенно ярко проявилось оно во времена войны 1812 г., в это время икона находилась за пределами монастыря, поддерживая воинский дух Тихвинской дружины. После этого в ее названии появилось слово «ополченная», свидетельствующее о том, какую роль сыграл образ Богоматери в ратных подвигах тихвинцев.

Монастырь расстраивался, пользовался почетом и уважением, становился местом паломничества. В 1852 г. ему было присвоено звание первого класса, казалось, перед ним открывается безоблачное, светлое будущее. Но пути Господни, как известно, неисповедимы. И вскоре Россию ожидало еще одно испытание, схожее с катастрофой, на этот раз не военное, а внутриполитическое – к власти пришли большевики. Почти сразу же возникли гонения на верующих людей, Тихвинский монастырь тоже оказался в опале – в 1920-х гг. его ждало закрытие и разорение, а творящая чудеса икона лишилась своего дома и стала просто одним из экспонатов местного краеведческого музея. В дальнейшем ей пришлось пережить множество испытаний, прежде чем вернуться в монастырь.

Тихвинский Успенский Богородичный монастырь был восстановлен в правах в 1995 г., когда жители городка обратились с прошением к Алексию II об открытии обители, просьба их была немедленно удовлетворена.

По праву главной святыней монастыря является знаменитый Лик Тихвинской Богоматери. История его появления на этих землях гораздо старше, чем сам монастырь. Икона относится к так наз. типу «Одигитрии» — т.е. «указующей путь». Считается, что автором ее является сам Святой евангелист Лука, изобразивший Матерь Божью еще во времена ее земного существования. Манера исполнения традиционна для этого типа иконописи: Богоматерь изображена по пояс, на левой руке у нее сидит младенец-Иисус, а правой она указывает на него. В левой руке Богомладенец держит свиток, а правой творит благословение.

Непосредственно сразу после своего создания икона была отослана автором в дар шестому епископу Антиохийской Церкви – Феофилу. Есть сведения, что в V веке она уже находится в Царьграде Константинополе, где специально для святыни был построен реликварий – Влахернская церковь. Но Византийскую империю раздирали смуты, постепенно ее моральное состояние приходило в упадок и в 1383 г. икона неожиданно пропала, по разъяснению позже самого Константинопольского патриарха, вследствие множества людских грехов.

Икона чудесным образом перенеслась по воздуху и была найдена рыбаками на берегу Ладожского озера, недалеко от древнерусской столицы. Услышав рассказы новгородских купцов об удивительном появлении образа, Константинопольский патриарх внимательно расспросил их, после чего пришел к выводу, что это и есть исчезнувшая икона. Впоследствии икона появлялась еще несколько раз в разных местах, но как только дело доходило до строительства храма, сразу же непонятным образом исчезала (всего икона появлялась семь раз), пока не обнаружила себя в достаточно болотистом месте у берега реки Тихвинки. Случилось это сразу же после победы войск Дмитрия Донского над татаро-монгольскими захватчиками.

По преданию, к берегу незамедлительно была организована торжественная процессия, священники вместе с народом молились, радуясь оказанной им чести, и икона, словно желая отблагодарить за такое отношение, сошла к ним в руки. Было решено незамедлительно приступить к постройке храма, срубили лес, обозначили место. Люди разошлись на ночь по домам, решив вернуться с утра. Но их ждало большое разочарование: за ночь икона опять исчезла, не было даже никаких следов готового начаться строительства. Разочарованные, жители Тихвина заплакали, и тут икона опять каким-то чудом показала себя на другом берегу реки, уже вместе с заготовленным вчера лесом. Так началось строительство новой церкви.

За свою дальнейшую жизнь икона Божьей Матери из Тихвина еще много раз проявляла свои удивительные и целительные свойства. На Руси ее почитали безмерно – постепенно Богоматерь была украшена потрясающим своей красотой сребропозлаченным окладом, на ризе ее было бесчисленное множество драгоценных камней, жертвовали на украшения ей как простые люди, так и царские особы.

Икона находилась в монастыре, покидая его только в самых крайних случаях (война 1812 г.), вплоть до 1920 г., когда, как уже обозначено ранее, она стала одним из музейных экспонатов. После этого ей было суждено пережить немало потрясений. В годы немецко-фашистской интервенции с великими предосторожностями, из боязни богохульства, икона была вывезена из атеистической трясины будущим Чикагским архиепископом Иоанном и его сыном (приемным) Сергием. Спасать икону пришлось под угрозой смерти, она в буквальном смысле прошла огонь и воду. Иоанн взял с Сергия обещание вернуть образ как только вера в России одержит победу над атеистическим мировоззрением, что и произошло в 2004 г. Икону встречали с большими торжествами и почестями. Так закончилось ее долгое путешествие домой.

Храмы обители: история и архитектура

Вследствие своей долгой истории архитектурный облик Тихвинского монастыря богат и разнообразен, отличается обилием храмовых построек. Всего он насчитывает восемь храмов.

Старшинство по праву нужно отдать Собору Успения Святой Богородицы, он является самым древним из расположенных на территории монастыря храмов. Дата основания: середина десятых годов XVI века. В архитектурном плане представляет собой традиционное шестистолпное трехапсидное здание с пятью куполами. Богослужения тут были прерваны в 1936 г. Сначала большевиками здесь был устроен продовольственный склад, затем военный госпиталь, вскоре разместились цеха всесоюзного общества слепых. Только в 1997 г. храм снова был отдан верующим.

Здесь же находится всенародно почитаемый образ Тихвинской Божьей матери. При строительстве храма учитывалась игра света и тени, западные барабаны сделаны таким образом, чтобы в центре света оказывалась именно икона.

Покровская (Богородицкая, Покрова Пресвятой Богородицы) церковь основана в 1591 г. Служила трапезным храмом. Построена как двухэтажное здание, наверху – горка кокошников, которые венчает небольшая главка, со стороны алтаря, пристроена звонница в пять пролетов, сильно пострадавшая (разрушена) во время войны 1941–1945 гг. Храм закрылся по настоянию коммунистов в 1920 г., но с 1999 г. снова стал действующим. Звонница отреставрирована еще в 1970-е гг.

Вознесенская (или Вознесения) церковь – еще один старинный храм, основан в конце XVI века (предположительно, 1591–1593 гг.). Представляет собой два одноглавых четверика – церковь и северный предел Феодора Стратилата. Церковь в 1623 г. горела, работы по восстановлению начались в 1640 г. Как и другие храмы, церковь вскоре после прихода к власти большевиков была закрыта (1920 г.). Испытала на себе варварское обращение, использовалась новой властью в качестве жилья. Реставрирована в 2004 г.

Церковь Двенадцати Апостолов построен в середине XVII в., изначально числился при больничных кельях. Несколько раз перестраивался, поэтому от первоначального облика практически ничего не осталось. Закрыт примерно через три года после февральской революции (1920 г.). В время последней перестройки в 1877–1878г. надстроен небольшой по размерам шатровый купол, но на данный момент венчание практически разрушено.

В 1791 г. появилась знаменитая церковь, именуемая в народе «Крылечко», посвященная иконе Божьей Матери. Позже перестраивалась в 1860–1865 годах знаменитым архитектором Н. Л. Бенуа. Имеет в себе элементы псевдорусского стиля. Закрыта позднее других храмов монастыря в 1937 г., однако, ее ожидала более счастливая судьба, в отличие от других храмов уже в 1944 г. она была открыта вновь и с тех пор здесь находили утешение многие верующие.

Никольская церковь (в честь Николая Чудотворца) была перестроена из башни монастырской ограды в 1798 г.: надстроился декоративный четверик, который увенчал небольшой купол с главкой. К сожалению, церковь не сохранилась, уничтожена гонителями веры в 1930 г., что, без сомнения, является большой потерей.

В 1802 г. была построена Скорбященская церковь, примыкающая к зданию богадельни, сохранившегося и по сей день.

Воздвиженская церковь (Воздвижения Честного Креста Господня), относится уже к более позднему периоду, строилась на протяжении шести лет (1871–1877), здесь четко прослеживаются элементы эклектики, характерной для русской архитектуры второй половины XIX в. Храм сильно пострадал во времена религиозных гонений – венчание его сломано. Дата закрытия, ориентировочно, относится к 1920 г.

У монастыря была довольно развитая инфраструктура, всего в описи насчитывается 18 построек различного назначения. Среди них особый интерес с точки зрения архитектуры представляют башни. Всего согласно историческим источникам XVII в. насчитывалось девять башен, соединенных между собой крытыми переходами. В центре оборонительных прясел были Столбовая, Раскатная, Омутная, Тайпичная и Озерная; Федоровская и Мельницкая построены как угловые, а Никольская и Введенская – воротные. Вместе с мощными стенами они создавали довольно эффективный оборонительный комплекс.

Кельи первоначально выглядели как одноэтажные кирпичные корпуса, немного позже под руководством каменщика Агипова был надстроен второй этаж, а еще позже они были перестроены под архиерейские.

Утерянные сокровища и начало возрождения

К сожалению, время и политическая история долгое время играли против Тихвинского монастыря. Помимо стертых с лица земли храмов, пострадало внутреннее убранство, стены монастыря. Из невосполнимых потерь следует отметить прекрасные чугунные ворота, дарованные монастырю Александром I. Были специально привезены в 1805 г. из Аничкова дворца. Сейчас на их месте можно наблюдать только арку. Сами ворота были вывезены в неизвестном направлении, след их утерян. Осталось лишь несколько относительно небольших фрагментов, свидетельствующих о прошлой красоте.

И все-таки, с Божьей помощью монастырь возрождается, ежегодно сюда стекаются тысячи паломников, а внешний облик Тихвина с открытием монастыря изменился исключительно в лучшую сторону.

  • Самый простой вариант – добираться на автобусе из Санкт-Петербурга, транспорт ходит регулярно в соответствии с рейсовым расписанием от набережной Оводного канала.
  • На автомобиле нужно ехать по Мурманскому шоссе до Иссада, после этого следует повернуть направо (трасса в направлении Вологды).
  • При организации поездок паломников следует предварительно связаться с руководством монастыря.

Тихвинский мужской монастырь .

1. Описание Тихвинского монастыря.

Богородичный Успенский православный мужской монастырь, расположен в городе Тихвине, на берегу реки Тихвинки. Основан по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

Главной реликвией монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, а чудотворная икона стала экспонатом местного краеведческого музея.

Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали Псковской духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.

В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.

По преданию этот Святой образ был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукой. В 1383 году за 70 лет до падения Византийской Империи из Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Несомая по воздуху ангелами, в начале появилась над водами Ладожского озера. Затем, шествуя по воздуху вдоль Валаамского архипелага, задержалась над островом Вощаным, где святыню впервые увидели рыбаки. Отмеченным посещением чудотворного образа был и остров Восковой, принадлежащий Коневецкой обители. В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV—XVI вв., ее появление в новгородских пределах относится к 1383 г. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», (так в сказании), икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки.

Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.

Молитва Тихвинской Божьей Матери

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

2. Тихвинский монастырь

26 июня (9 июля) 1383 года в сиянии явилась над берегом реки Тихвинки икона Божьей Матери. Сюда со множеством народа пришли с крестным ходом священники. Все вместе они молились Пресвятой Богородице, чтобы икона с Ее святым образом низошла к ним. И свершилось чудо — икона сошла с высоты воздуха прямо на руки священников.

В тот же день по благословению священников все начали строить храм, и в первый же день устроили три венца. На ночь святую икону и венцы оставили охранять стражу. Но утром следующего дня свершилось новое чудо — народ не узрел на месте ни иконы, ни венцов. Ночью икона перенеслась на 2 версты, на другую сторону реки Тихвинки. Вместе с иконою чудесно перенесены и начатый храм и сруб с бревнами, приготовленный для постройки храма, и даже самые щепы, — как будто перенесено незримо было само место. На оном, окончательно избранном благодатном месте и был достроен православными храм. Икону поставили в нем. По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные. Устроенная в честь двунадесятого праздника — Успения Божией Матери деревянная церковь простояла 7 лет и сгорела от “свещи ночию”.

Церковь горела после еще два раза, однако икону каждый раз находили в пепле невредимой. В 1505-1515 гг. по указу великого князя Василия III на этом же месте был построен каменный Успенский собор. За исходный образец был взят Успенский собор в Московском Кремле — создание Аристотеля Фиорованти (1479). Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей. Однако собор много раз перестраивался и реконструировался и облик его значительно изменился. Во второй половине XVII века Успенский собор был расписан Родионом Сергеевым, Петром Фалилеевым, Иваном Шемушским. Частично их работы сохранились на наружных стенах собора. Дважды в собор приезжал молиться великий князь Иван IV (Грозный). Иван Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. По указу Ивана Грозного в 1560 г был основан Тихвинский Успенский монастырь.

Стены Тихвинского монастыря строили из дерева, а затем их перестраивали в камне. Тихвинский монастырь постепенно развивался: была построена монастырская трапезная с церковью Рождества, двухпролетные «Святые ворота» с церковью Вознесения и приделом Федора Стратилата. К числу самых интересных сооружений Тихвинского Успенского монастыря относится трехъярусная пятишатровая звонница – «часозвоня».

В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

В 1669 году на средства московского дьяка Богдана Силина в Тихвинском монастыре строится воротная каменная башня «Введенские ворота». В 1791 году, в верхнем ярусе башни устраивается надвратная церковь во имя чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Изображение Тихвинской иконы расположено на западном фасаде башни.

С XVIII века при Тихвинском Успенском монастыре существовала богадельня для бедных и увечных людей.

3. Фотографии Тихвинского монастыря (фото Ивана Черепкова (зима) и Андрея Демкина (лето)).

Тихвин монастырь Божией матери где находится сейчас

Русская Православная церковь старается не отставать от развития технологий и быть ближе к людям, поэтому Тихвинский монастырь, находящийся в Тихвине, имеет свой официальный сайт, на котором расположена вся необходимая для возможных посетителей информация. Однако мы хотим подробнее рассказать об этой православной обители.

Успенский Тихвинский монастырь – православный мужской монастырь, святая обитель, к стенам которой ежегодно приезжают десятки паломников, путешествующих по святым местам нашей Родины, люди, желающие отречься от мирской жизни и посвятить себя служению Богу и молитве, а также просто туристы, которых восхищает сам облик, история святого места и чудотворной иконы.

«Сестрой» Успенского мужского монастыря считается основанный с ним одновременно, по царскому указу от 11 февраля 1560 года, действующий и сейчас Введенский женский монастырь.

Описание и месторасположение

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — таково его полное название, как уже известно, предназначен для мужчин. Он создан архиепископом Новгородским Пименом в 1560 году, как указано было ему царём Иваном Грозным.

Здесь находятся Успенский собор, Покровская Церковь, Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери «Крылечко», звонница и келейные корпуса, в которых живут монахи. Настоятель — игумен и священноархимандрит Мстислав.

Местонахождение обители — Ленинградская область, в живописном городке Тихвин, названном так потому, что стоит на реке Тихвинке.

История обители

История общины насчитывает 457 лет со дня его основания по указу Иоанна Грозного 11 февраля в 1560-ом году. Главной святыней обители стала икона Тихвинской Божьей Матери, заступницы и путеводительницы земли русской. Лавра является не только святыней для всех православных людей и источником силы духа для всего русского народа. Когда-то служила оборонительным рубежом защиты от захватчиков.

Тихвинская обитель, находясь на северо-западе Руси, служила ещё и дозорным пунктом во время Ливонской войны, которую вёл Иван Грозный. Осаждали крепость и шведы в 1613 году, однако, благодаря храбрости тех, кто его защищал, так и не смогли взять неприступные стены. Пережил монастырь и страшные времена Смуты в начале 17-го века.

20 век был особенно тяжёлым для общины. Когда произошла революция, большевики монастырь разграбили, все ценности вынесли, обитель закрыли. Во время Великой Отечественной войны она стала ареной, где Красная армия вела жестокий бой с немецкими захватчиками.

В 1945 году состоялась передача церкви Тихвинской Божьей Матери «Крылечко» для богослужений русскому православному сообществу. Этот храм стал единственной действующей церковью на территории двух районов: Тихвинского и Бокситогорского. А в 1995 монастырь передали в полное владение Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановили.

История Тихвинской иконы

Тихвинская Икона Божьей Матери Одигитрия попала к нам из Царьграда. Согласно древней легенде, за несколько лет до падения этого города, в 1383 году, сия икона «испарилась» по воле Божьей и очутилась на Руси, где явился рыбакам образ Богоматери, парящей над гладью Ладожского озера. Важно, что патриарх Константинополя, услышав рассказы новгородских купцов и посмотрев на срисовки с иконы, подтвердил, что эта икона является той иконой, которая покинула Константинополь за кровь, распри и гордыню, воцарившиеся в нём. В Тихвин же икона попала после того, как Дмитрий Донской разбил войско Мамая.

При быстром отходе немцев образ был увезён в Псков, а оттуда переслан в Ригу, затем в Либаву, позже в Яблонцы, а уж оттуда он попал в зону оккупации американцами Германии. Оттуда образ был вывезен епископом Иоанном в Чикаго, в Соединённые Штаты Америки. Его сыну, Сергию, епископ завещал вернуть икону в Россию, как только в России наступят благополучные времена.

Храмы и сооружения

В стенах этого древнего монастыря всего находится шесть различных сооружений: две церкви, звонница, само здание монастыря, кельи, гостевой домик, ограда с башенками. Все они несут на своих стенах отпечаток истории, все они уже множество раз выдерживали натиск врага. Стены эти были не только вместилищем всего, что свято нашему народу, защитой для нашей веры, но и были и защитой для наших людей. Все здания сами по себе уникальны и имеют особу архитектурную ценность.

Успенский собор

Успенский собор является старейшим сооружением Тихвинской лавры, создан он был ещё в 1515 году. Это пятиглавый собор, там в основном и проходят богослужения, именно в нём хранится то самое сокровище – Тихвинская икона Божьей Матери.

Однако и сам храм, центральное сооружение архитектурного ансамбля, можно по праву назвать достопримечательностью: великолепные росписи его сводов – фрески, созданные руками Родиона Сергеева, Петра Фаллиева и Ивана Шемушского, создают впечатление, словно в нём всегда солнечно. Великолепное убранство алтаря, множество икон, всё это радует глаз.

Покровская церковь

Покровская церковь – резная, лёгкая и изящная: высотой она в два этажа, основание составляет бесстолпный четвертак, украшенный горкой кокошников с главкой, и, вместо старого венчания, на церковь был установлен купол.

К церкви примыкает одностолпная трапезная палата. Смотришь на неё – и сразу же становится светло и легко на душе. Это второе по старшинству сооружение при общине, построенное в 1581 году. Храм находится к югу от Тихвинского Успенского собора, здесь также ведутся службы, а также располагаются трапезные палаты, в которых с древних времен проводятся обеды. Справа от неё находится звонница – ещё одна интересная достопримечательность этого места.

Какой же храм может быть без звонницы? Звонница нашего монастыря расположена в стене, ограждающей территорию общины, она трёхъярусная и стоит под пятью шатрами, сверкая колоколами и маленькими смотровыми оконцами.

Раньше внутри неё находились склады продовольствия и оружия на случай осады. Местные называют её не звонницей, а «часозвоней», ведь колокола бьют по определённому времени. Каждый день, каждый праздник звонкие колокольные голоса озаряют округу, разлетаясь над царящей вокруг тишиной.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Церковь встроена в Западную надвратную башенку в начале 17-го века и устроена в 1791 году под попечением монахини Тавифы. Куб резной башенки увенчан срезанным четвертиком с куполом-луковичкой на нём.

Маленькая и уютная церковь, в которой велась служба даже тогда, когда монастырь был разрушен, очень полюбилась народу. Церковь пережила многое: с революции была закрыта до 1944 года, но затем по просьбе прихожан её всё же открыли и более никогда не закрывали.

Ограда с башнями

Монастырские земли окружает мощная ограда на столбах с проходом по стене. Есть четыре круглых каменных башенки, увенчанных остроносыми шпилями, в них есть маленькие слуховые окошечки внутри стен.

Изначально ограда храма была сделана из деревянных брёвен, как и сам храм, и лишь в начале 19-го века вся обитель полностью оделась в камень. В крепость встроены колокольни-звонницы и обе церкви.

Также особенностью ограды являются его двухпролётные «Святые ворота». Внутри них находится церковь «Вознесения Господня» и придел Фёдора Стратилата. Над вратами два святых образа — Тихвинской Божьей Матери и Святого Николая.

Музей-келья монаха Арсения

На территории обители есть ещё одна достопримечательность – это музей келья старца Арсения. Он находится в келейном корпусе, где проживал старец. В апреле 1899 года он пошёл послушником в монастырь. Арсений был острижен в монахи 8 ноября 1904 года, в 1913 году был возведён в сан иеромонаха.

В 1924, даже тогда, когда монастырь закрыли и разграбили, он служил в Тихвинской полковой церкви. Старец, несмотря на приход новой, богоотступнической власти, не отрёкся от веры и своих убеждений. Даже страх смерти не смог заставить его этого сделать. Игумен Арсений расстрелян большевиками в 1937. Монаха похоронили на Левашовском кладбище, в 2000 г. причислили к лику священномучеников.

Подворье в Санкт-Петербурге

Существует также монастырское подворье, которое располагается в Северной столице, это Храм святого Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

Регулярно, с самой первой литургии в 2003 году, здесь проводятся богослужения и молебен с Акафистом иконе Тихвинской Божьей Матери.

Восстанавливаются и строения Реконьского монастыря, что находится в Любытинском районе Новгородской области, некогда находящегося в ведении Тихвинского Успенского монастыря.

Информация для паломников и туристов

На святое место регулярно приезжает большое количество туристов и паломников, чтобы помолиться и приложиться к святыне, или чтобы полюбоваться красотами храма, узнать больше о монашеской жизни, об истории сего монастыря.

Здесь проводятся таинства, служат молебны, совершают заупокойные богослужения. Также в нём проводятся освящения, а ещё можно передать церковную записку о просьбе помолиться за здравие или за упокой.

В святой обители проводятся различные экскурсии, есть место для ночлега, если вы решите на некоторое время остановиться в обители. Большинство информации находится на официальном сайте монастыря http://tihvinskii-monastyr.ru.

Пожертвования

Братия собирает пожертвования на нужды обители, на которые затем и существует, а также содержится и реставрируется Успенский храм. На сайте есть подраздел «Благотворительность», здесь указано всё то, что требуется братии для того, чтобы восстановить в былом величии Тихвинский монастырь. Здесь вы сможете найти банковские реквизиты, на которые можно перечислить деньги.

В этом разделе также указаны контакты эконома монастыря, по которым вы сможете с ним связаться, чтобы сделать какие-то уточнения или договориться о передаче вещей, если вдруг решите что-то пожертвовать.

Как добраться

Добираться сюда лучше всего из Санкт-Петербурга.

Сделать это можно четырьмя способами:

  • На собственном автомобиле.

Если вы решили добраться на личном автотранспорте, то вбейте адрес для GPRS навигатора: Ленинградская область, город Тихвин, ул. Красноармейская, дом 12. Если такового не имеется, тогда нужно следовать следующим указаниям: по Мурманскому шоссе М118 едете до поста ДПС (Иссада), затем поворачиваете направо и выезжаете на трассу А118, ведущую на Вологду. По ней вы и доберётесь до Тихвина примерно за 3 часа;

  • На одном из рейсовых автобусов.

От одного из питерских автовокзалов (набережная Обводного канала, д. 36) каждый день отходят автобусы. Вы можете добраться при их помощи. Внимание: уточняйте расписание и рейсы автобусов на кассе или на сайте автовокзала;

Из Москвы или другого города можно доехать до Петербурга, а затем на электропоезде с Московского или Ладожского вокзалов до обители. Предварительно уточните расписание поездов на вокзале;

  • С паломническими группами.

Вы можете обратиться в одну из турфирм, организующих поездки для паломников на один-два дня в Тихвинский монастырь. Вместе с группой паломников вы будете доставлены в обитель на автобусе без пересадок. Организацией таких поездок занимаются несколько фирм, сотрудничающих с общиной, все контакты которых вы сможете найти на официальном сайте. Время поездки занимает от 3 до 7 часов, в зависимости от избранного вами транспорта и маршрута его пути.

Где остановиться

Переночевать можно в находящемся при братии Домике Паломника.

Это уютный и простой домик, рассчитанный на 70 человек, но спальные места могут добавляться. В домике есть всё необходимое: функционирующий душ и туалет, розетки, и телевизор, если кому-нибудь захочется посмотреть телепередачи.

Домик тёплый, спальные принадлежности паломникам предоставляет монастырь. За ночлег вы можете оставить пожертвование в размере около 500 рублей, если вы приезжаете и остаётесь ночевать группой, то пожертвования вносятся в Паломнической службе.

Все необходимые контакты вы можете найти на официальном сайте http://tihvinskii-monastyr.ru. Это новый сайт, и на нём пока ещё нет всей необходимой информации, но вы можете перейти на старый, полностью заполненный сайт, где найдёте всё, что вам необходимо.

Тут вы найдёте все нужные номера телефонов и e-mail адреса, сможете связаться с настоятелем монастыря, задать какие-то дополнительные вопросы по поездкам или по организации служб и молебнов. И именно здесь вы сможете найти точное расписание всех богослужений.

Заключение

Успенский Тихвинский монастырь – это место, которое стоит посетить каждому, здесь любой паломник или турист найдёт что-то своё. Кто-то сможет помолиться перед святым чудотворным образом Тихвинской Божьей Матери, сможет восстановить свои духовные силы.

Кто-то сможет полюбоваться красотами монастыря, церквей и зданий, а также природой, окружающей его. А кому-то будет интересна история России, а значит и этого места, коснувшегося многих её периодов. Может быть кто-нибудь приедет, чтобы стать послушником и принять постриг.

Тихвинский Монастырь — это место силы, веками хранившее веру русского народа, его мудрость и его историю, место чистоты и душевного спокойствия, место подвига. Эту обитель можно с уверенностью назвать одним из символов нашей страны.

Предлагаем Вашему вниманию интересное и познавательное видео о Тихвинском монастыре в Тихвине:

Ссылка на основную публикацию