Святой источник аулия как доехать

Пробуждение Аулии, или священные воды и горы Башкирии

В преддверии майских праздников внимание знающих людей приковано к небольшой башкирской деревушке Старобайрамгулово. Каждый год здесь начинает бить источник Аулия – его воды считаются целебными, и приходят всегда в разное время не больше, чем на месяц. Вести о приходе вод ждут с нетерпением не только жители близлежащих окрестностей, но и соседних областей. Говорят даже, что источник известен далеко за пределами страны. Некоторые паломники сравнивают Аулию со святым источником Зэм-Зэм в Саудовской Аравии, который, согласно верованиям, был иссечен пяткой самого пророка Мухаммеда.

Окутанный множеством легенд источник Аулия располагается на северном склоне горы Ауштау (Аушташ).

Согласно самой популярной легенде, в 1258 (1256?) году в окрестности пришел из Аравии странник Аулия. Он принес башкирам новую веру, но те подарка не оценили и отрубили проповеднику голову. Вот только на следующее утро им открылась пугающая картина: Аулия поднимался на гору, держа в руках свою отрубленную голову. Впечатленные жители со всеми почестями похоронили праведника на вершине горы Ауштау, а вскоре рядом забил и родник, получивший имя в честь странника. По другой легенде, старик умер все-таки своей смертью, прожив какое-то время в деревне и пытаясь приобщить жителей к своей вере.

Вода в роднике очень мягкая, талая снеговая, с повышенным содержанием кремнезема в виде коллоидов, чем и обусловлены ее целебные свойства, усиливаемые также благодаря тому, что гора, из которой берет начало источник, состоит из яшмы. Кстати, считается, что по-настоящему целебной вода становится только после 15 мая. Но это не мешает и за две недели до заветной даты сотням людей устремляться к роднику.

Впрочем, многие соглашаются, что наибольший исцеляющий эффект воде придает искренняя вера многочисленных паломников, устремляющихся к Аулии в надежде излечиться от многих болезней и надолго сохранить молодость и красоту.

В прошлом эту воду использовали как лекарство, давая пить по ложке. Целебность определяли не количеством испитого лекарства, а благостью помыслов, сопровождающих его употребление.

Сегодня эту простую истину современному обществу потребления приходится напоминать – один из плакатов возле источника содержит убедительную просьбу забирать с собой не более пяти литров воды на человека.

Несколько плакатов призывают паломников воздерживаться от традиционных для язычества обрядов повязывания ленточек и хождения вокруг могилы, расположенной на горе (до нее подниматься от источника – всего 15 минут, за которые успеваешь взмокнуть насквозь – настолько тропа крутая).

Несмотря на все предостережения, многие ими пренебрегают. На счастье и благополучие обходят семь раз вокруг могилы (в основном по часовой стрелке, хотя кое-где я встречала указания ходить против) и бросают монетки за оградку. Ленточки при мне, кажется, никто не повязывал. Но о том, что традиция живее всех живых, ярко говорят цветные вкрапления, разбросанные по всей горе.

Считается, кстати, что самыми первыми использовали гору для проведения своих ритуалов зороастрийцы. Именно об этом, кажется, свидетельствуют особым образом сформированные каменные круги чуть поодаль от могилы, рядом со старыми сухими лиственницами.

Кстати, могильная плита, говорят, появилась на вершине горы не более десяти лет назад. Хотя считается, что арабская вязь на ней была выбита имамом Зайнуллой Расулевым, а сама плита привезена из Бишкека в 1905 году.

Может быть, просто плиту с горы зачем-то убирали? Кстати, надпись на плите гласит «Это проповедник веры – Шейх Мухаммет Мигнан Алуса – 651 г. во время Беркехана – государство Берке-хана», или «Могила шейха – Мухаммеда Рамадана Алюши – 651 г. в эпоху – Барки хана – Бани сарай». Вот только незадача – 651 год по официальному летоисчислению – 1237-й, а Берке-хан, внук Чингисхана, правил в 1255-1266 годах! Еще более интересно, что у плиты была более древняя предшественница, гласящая «Рамазан Аулия – Пришел из города Ош – Его самого, жену, дитя – убили в 651 г.» Согласно одному из преданий, в дороге у Аушкуля своей смертью умер (или опять же – был убит местными жителями, принявшими мирный караван за военный) всеми почитаемый человек, шедший в составе торгового каравана из города Ош – его и похоронили на вершине горы. Согласно другой легенде, духовный провидец жил в этих краях и был убит пришедшими со стороны вооруженными людьми. Про жену и ребенка все легенды умалчивают.

Сейчас на горе собираются и язычники, и простые любопытствующие, и мусульмане. Молитву последних мне довелось наблюдать.

Удивительно видеть, как молитва меняет все окружающее пространство. Кажется, только секунду назад мальчишки и девчонки резво бегали и хохотали, а взрослые обменивались будничными новостями. Но только зазвучали первые слова молитвы – как руки сами замерли в почтительном жесте, а звонкая тишина больше не нарушалась ничем, кроме сакральных слов.

Завершается молитва, кстати, символической раздачей милостыни всем рядом присутствующим — для этого заранее запасаются мелкие монетки.

А без фото на память с горы не ушел, кажется, никто)

Внизу, недалеко от родника, местные торгуют классической башкирской продукцией. Наибольшей популярностью пользуется буза – напиток, напоминающий что-то среднее между кефиром и квасом. Если дать ему постоять пару дней – он станет уже алкогольным.

Всюду майскими выходными наслаждаются местные и приезжие. Расстилаются ковры, готовятся самовары и угощения, текут неспешно беседы. Окрестности радуют глаз.

© Ирина Файзуллина

UraloVed.ru

Гора Ауштау и источник Аулия

От истока Белой мы продолжили наше путешествие по Восточной Башкирии к горе Ауштау и озеру Аушкуль. Гора и озеро находятся рядом с двумя деревнями – Старобайрамгулово и Яльчигулово. Но к озеру мы поехали позже, а вначале решили забраться на гору. Основная тропа ведет со стороны Старобайрамгулово, но мы этого не знали и поехали через поле со стороны Яльчигулово. Дорога интересная, после поля начинается узкая автомобильная дорога между деревьев, пользуются ей редко. Заканчивается она выездом на основную широкую дорогу в гору Ауштау. Есть ещё пара вариантов названий горы: Аушташ и Ауш.

По широкой дороге рванули наверх, но склон очень крутой, а после прошедших дождей ещё и скользкий. Поэтому в определенный момент машина просто перестала ехать вверх, а потом и просто начала разворачиваться, скользя вниз. Чтобы не перевернуться, начал аккуратно съезжать вниз задом. Таким образом съехали к первой достопримечательности Ауштауисточнике Аулия. Около него мы и оставили машину.

Источник Аулия считается святым у мусульман Башкирии и говорят известен в Мекке. Особенность источника Аулия заключается в том, что вода из него идет только после 15 мая и всего три-четыре недели в году. Связывают это с таянием снега. На разных сайтах пишут списки болезней, от которых лечит вода из этого источника. В целом, все как всегда: святой источник, святая вода – панацея от всех болезней и бед. Верить или нет – дело каждого. Но в период активности источника Аулии около него собирается множество паломников, и не только с Башкирии, бывает, воды хватает не всем. Поэтому около места, где скапливается вода, весит табличка с ограничением пять литров воды в одни руки.

Само место вокруг источник Аулия облагорожено, есть беседки, вокруг источника стоит ограда с навесом. Порадовала ещё одна табличка против суеверий с просьбой не кидать монеты в источник и не вязать тряпочки. И действительно, если Вы или за Вас выбрали религию, то соблюдайте её правила, а не пытайтесь ещё и языческим богам понравиться.

Рядом с источником Аулия, вверх в гору Ауштау, идет дорога, по которой мы приехали, вдоль неё стоят беседки, чтобы во время тяжелого подъема паломники могли отдохнуть. А поднимаются они не только посмотреть красивые виды с Ауштау, но и чтобы посетить ещё одну мусульманскую святыню.

Мы пошли не по основной дороге, а стали подниматься по тропе, которая идет между берез от самого источника Аулия. Подъем крутой, но не затяжной, поднялись достаточно быстро.

Первое, что видишь когда выходишь из леса, это вышка мобильной связи и избушка рядом с ней. Чуть дальше за ними несколько берез, две из которых за оградой. Если приглядеться, то там же видна каменная табличка, на которой есть арабская вязь. С этим местом связано несколько легенд, напишу самую распространенную.

В этом месте находится могила мусульманского проповедника, в некоторых источниках встречается, что могилы три. Возможно остальные где-то под горами камней рядом. Имя проповедника тоже разнится от версии к версии легенды, но совпадают они в том, что пришел он пропагандировать ислам среди башкир, которые в ту пору были язычниками. Башкиры его убили, то ли закидали камнями, то ли просто отрезали голову, а может и то, и другое. А на следующий день они увидели его держащим свою голову в руках и поднимающимся на вершину Ауштау. И признали они его святым, похоронили, как положено. А позже и источник Аулия из этой горы тоже стали считать святым.

Как бы там ни было, но рядом с этой табличкой лежат монеты, разная еда, кругом повязано много тряпочек. Так что не только мусульмане поклоняются этому месту, но и язычники, хотя возможно это в этом месте всплывают воспоминания языческих предков башкир.

Кроме этих святынь, гора Ауштау интересна тем, что возвышается над озером Аушкуль. Высота горы над озером 230 метров, общая высота 645 метров. Не очень высокая, но Ауштау выделяется над ближайшей территорией.

Поэтому вид с неё прекрасный, мы посидели и насладились им, прежде чем отправиться на место нашей ночевки – озеро Аушкуль.

Ежегодно поздней весной старинное башкирское село с труднопроизносимым названием Старобайрамгулово наводняют толпы гостей. В селе нет ни особых достопримечательностей, ни туристической инфраструктуры — только одиноко стоящая гора Ауштау, не слишком высокая, не слишком крутая и не слишком сложная для подъема. Эта гора и является целью весенних паломников: они едут к источнику Аулия и старинным могилам на вершине — священным для башкирских мусульман.

Для начала надо разобраться с названиями. Все начинаются на А: Ауштау — гора, Аулия — источник на горе, признанный святым, а еще Аушкуль — большое озеро, у которого стоит село и возвышается гора с источником.

Для паломников восхождение на Ауштау, которое порой даже приравнивают к малому хаджу, состоит из двух этапов. Сначала надо добраться до источника (примерно половина пути вверх), а потом подняться на вершину (643 м), где находятся могилы.

Аулия — это не имя, а скорее термин, статус: арабское слово, означающее «близких, друзей» Аллаха, то есть праведников, исламских святых (причем во множественном числе).Трое таких праведников и похоронены на вершине Ауштау, а источник назван в их память. Обычно горные источники вытекают из вертикального камня, как из стены, а этот бьет прямо из земли. Но не круглый год: вода появляется в конце мая — начале июня, через пару недель снова пересыхает. Местные ждут его пробуждения и запасаются водой на все следующие месяцы. Так что в отношении потока паломников слово «наводняют» здесь особенно уместно.

Откуда берется вода — никакой тайны нет: она талая, спускается с горы после зимы. Такую воду считают полезной не только верующие, но и ученые, которые в 2010 году исследовали ее физико-химические показатели. Вода соответствует всем санитарным нормам и действительно может храниться в течение нескольких лет. Неудивительно, что ее запасают впрок, а к источнику выстраиваются длинные очереди.

У подножья горы со стороны озера поставлено нечто вроде ворот — начало проложенной тропы к источнику. Можно доехать и на машине, но это, безусловно, не паломнический путь. К святыне идут пешком. Хотя оформлена она скромно: источник обнесен деревянным заборчиком, выкрашенным в традиционный цвет ислама, зеленый.

Дальнейший путь к вершине, несложный с точки зрения альпинизма, все же требует усилий, что имеет религиозный смысл: каждый шаг должен очищать душу паломника. Эти 300 метров придется преодолеть пешком даже обычным туристам — проезд на гору закрыт. По дороге многие завязывают ленточки на кустах и ветках, хотя везде стоят таблички, предупреждающие о том, что это вредит растениям. Ленточки — обычай скорее языческий, чем мусульманский, они призваны «сбыть» желание. Подъем довольно крутой, и даже сильные мужчины останавливаются передохнуть. А вот местные коровы привычные — резво скачут по склонам, обгоняя сопящих путников.

Три могилы как бы распределены по старшинству, чем выше, тем почетнее. Главная — захоронение святого шейха, исламского миссионера. Документальных свидетельств об этой истории нет, но если верить преданию, в XIII веке три проповедника были убиты здесь местными жителями, а после их смерти как раз и забил источник. Убийцы испугались, раскаялись и похоронили шейха из Оша и его спутников на вершине горы. На плите надпись по-арабски о том, что это могила шейха Мухаммада Рамазана аль-Уш. Имеется дата — 651 год хиджры, то есть 1253, но трещина в камне мешает в точности разглядеть цифры. Эта «новая» плита была установлена на месте старой самым знаменитым персонажем, связанным с Ауштау и Старобайрамгулово — башкирским просветителем, теологом, суфием и просто чудотворцем Зейнуллой Расулевым. Если верить свидетельствам, надпись на старой плите была другая: в ней говорилось о праведнике, убитом здесь вместе с женой и ребенком. Обычно паломники обходят вокруг могильной ограды несколько раз, хотя там уже стоит табличка с запрещением это делать — для защиты памятника.

Кроме того, летом на гору наведываются парапланеристы. Какой-то станции или школы тут нет, просто приезжают отдельные компании на своих машинах. Спортсмены по-свойски называют гору «Пупырь» — за небольшую высоту и слабую лесистость той части, что служит для них стартовой площадкой. Местных это непочтительное название обижает.

Независимо от вероисповедания паломников (на Ауштау едут не только мусульмане), разумно будет соблюдать принятые правила. Женщинам рекомендуется подниматься на гору в закрытой одежде. Курить и распивать спиртные напитки на горе не стоит.

Обратите внимание: последний автобус уходит из Старобайрамгулово около пяти часов вечера. Чтобы выехать позже, придется ловить попутку или вызывать такси, которые едут сюда неохотно (до Учалов берут около 500 рублей).

Местные особенности

Для простых туристов Ауштау может быть привлекательна и сама по себе. Во-первых, с нее открывается красивый вид на озеро Аушкуль, на долину, холмы и горы. Во-вторых, здесь много яшмы. Местные даже говорят, что гора полностью из нее состоит. Выработка аушкульской яшмы началась еще в XVII веке. Две вазы из нее украшают парадную лестницу Нового Эрмитажа, еще две стоят в зале Рубенса. Сегодняшние паломники шагают к вершине Ауштау прямо на яшме: массивные отполированные подошвами камни бросаются в глаза. Многие путешественники возвращаются из Старобайрамгулова, отягощенные весьма ценными булыжниками приличных размеров.

Если побродить по горе, можно найти два курумника — это каменные реки, следы сходов камней. Один из курумников находится совсем близко к могилам, чуть ниже последней. Курумники тоже полны редкой палевой яшмой и очень эффектно выглядят, в том числе на фотографиях.Только ступать надо осторожнее.

Гипотетически Ауштау — вполне туристическое место. Но обычно тут тихо. При входе есть что-то вроде ворот, затем — место под сувенирную лавку (пустующее), чуть выше — беседка для привала и дощатый туалет.

На Ауштау ловит только «Мегафон» — вышка установлена на горе.

Чтобы избежать многих проблем с дорогой, перед поездкой на Аушкуль и Ауштау можно обратиться в туристско-спортивный центр в Учалах, на улице Первостроителей, 38. И за небольшую плату арендовать не только нужный транспорт, но и получить проводников. С ними, во-первых, вы точно заблудитесь, а во-вторых, они покажут все красоты в окрестностях — например, озера Карагайлы или Ахуновские менгиры центра: 8 (34791) 68-14-2.

В Башкирии «проснулся» святой источник Аулия

Святой источник проснулся. В Учалинском районе снова длинные очереди к роднику Аулия. Раз в году подножие горы Ауштау становится местом притяжения для тысячи паломников со всей России. Источник бьет не больше месяца. Рассказывают, что его полезные свойства способны излечить от тяжелых недугов.

В ход идут канистры, ведра, баллоны. Чтобы процесс шел быстрее, воду из родника качают насосом. Святой источник Аулия забил 2 мая. Такое явление случается раз в год. Уже через месяц подземная вода исчезнет. Ее вкус сравнивают с березовым соком, а из-за целебных свойств люди приезжают за ней из других регионов.

Рыскуль Ажегалиева /Челябинская область/: «Мы уже в возрасте, у нас суставы болят. И когда мы первый раз приехали, у нас очень сильно они болели – мы не могли подняться сюда. Мы уже четыре года подряд ездим сюда, нам помогает. Наверное, это свыше идет».

Объяснить резкое появление подземного источника не могут до сих пор, однако слагают на этот счет легенды. Проходивший в этих краях караван напугал местных жителей. Его предводителя Рамазана Аль-Ауша и остальных убили, посчитав вражеским племенем. Но как выяснилось позже, убитые были мирными людьми. Более того, Рамазан Аль-Ауш оказался проповедником. Как святого его похоронили на вершине этой горы. Позже у подножия и стал бить источник. А вот полезные свойства святой воды вполне объяснимы – в ее составе кремнезём и серебро. Поэтому как лекарство пить лучше дозировано – по одной столовой ложке три раза в день.

Гульшат Шагиева, экскурсовод: «Считают, что вода избавляет от кожных заболеваний, от желудочных заболеваний, при глазных болезнях помогает. Приезжают разные люди, они по- разному рассказывают. Кто-то излечился даже от рака легких, были такие люди».

В очереди за святой водой люди могут простоять часами, хотя это и не удивительно. Источник бьет раз в год. По правилам положено набирать не больше 5 литров воды на человека. Однако это правило здесь игнорируется. Люди запасаются водой на весь год.

Отстояв длинную очередь, люди не спешат покинуть святое место. От подножия, где бьет родник, поднимаются и на вершину горы Ауштау. Здесь похоронен сам проповедник. Путь больше чем 200 метров по крутому подъему преодолевают дети, пожилые и те, кому просто тяжело ходить. Райхана Хакимова приехала специально из Курганской области – в октябре женщине будет 80. Говорит, надеялась, что подняться помогут высшие силы.

Райхана Хакимова /Курганская область/: «Ну вот захотела, себе дала установку. Сколько могла Бога просила, он мне помог. Я поднялась. – Как себя ощущаете? – Сейчас уже нормально. Туда поднималась было тяжело. Говорю: хоть бы сердце не отказало. Боялась, но поднялась».

На вершине горы люди молятся и загадывают желания. Отсюда открывается живописный вид – кто-то просто делает фотографии.

Люди оставляют камни и завязывают ленточки. Однако, это считается лишним. Святое место помогает тем, кто просто верит в его чудодейственную силу.

Источник Аулия, озеро Ворожеич и гора Уйташ

Целительный родник, таинственное озеро и бодрый горный треккинг. Лучшего рецепта незабываемых выходных, пожалуй, не придумаешь.

Первая остановка маршрута – озеро Аушкуль и источник Аулия – святые для мусульман места. Каждый год в конце весны – начале лета здесь начинает бить родник, окутанный множеством легенд. Он расположен на склоне горы Ауштау, на вершине которой похоронен святой проповедник – аулия. Говорят, было это в середине 13-го века. Пришел из Аравии странник и принес башкирам новую веру, а они отрубили ему голову. Да только на следующее после злодеяния утро увидели местные жители идущего в гору старца с отрубленной головой в руках… Со всеми почестями похоронили башкиры аулию на вершине горы Ауштау, а вскоре рядом забил родник, который так и назвали – Источник Аулия.

Место это находится между Миассом и Учалами. Едем по трассе М5, в районе Миасса на перекрестке рядом с АЗС по левую руку, поворот на Учалы. После Черновского (3 км от перекрестка), выбираем правое направление (не на Кунравы!). Еще через 15 км нужно уйти направо на грунтовку по указателю «Сулейманово 4 км». После Сулейманово выезд на грунтовую дорогу Суюндюково – Старобайрамгулово. Последний населенный пункт стоит на берегу озера Аушкуль, под горой Ауштау. От окраины села до святого источника около 500 м.
Источник Аулия не кругологодичный, так как питается в основном талой снеговой водой. Соответственно бить родник начинает в самом конце апреля, а в июне уже пересыхает. Интересно, что по-настоящему целебной воду считают, начиная с 15 мая. Набирать ее можно не более 5-ти литров на одного человека, а употреблять рекомендуют по столовой ложке, как лекарство.

В мае-июне здесь многолюдно. Мусульмане приравнивают поездку к источнику Аулия с восхождением на гору Ауштау к малому хаджу. Кстати, идти от родника до вершины всего около 15 минут, тропа больше похожа на дорогу, но довольно крута.

От Старобайрамгулово через Яльчигулово и Шарипово едем к озеру Карагайкуль. По дороге обратите внимание на пруд в деревне Шарипово, точнее на то место, где из пруда на свободу, образуя небольшой, но живописный водопад, вырывается река Уй. Над сливом плотины перекинут деревянный мостик, если зайти сбоку, будет видно первую ступень Шариповского водопада. Почти сразу за ней идет вторая, где вода, встретив огромную глыбу яшмы, делится на два рукава.

До следующей цели нашего путешествия остается около 8-ми км. Это озеро известно под двумя именами – Карагайкуль и Ворожеич. Куль – озеро, карагай – сосна, так что с башкирским названием все понятно. Объясняя русское название, чаще всего говорят, что мол, когда-то люди сюда ходили ворожить. А еще рассказывают, что в озере водятся русалки, и что в годы богоборчества здесь утопили колокол Вознесенского храма.

Для пляжного отдыха водоем подходит плохо – дно и берега топкие, хотя вода чистая (на дне много ключей). Скальные выходы в окрестностях – это яшма, а в зарослях водной растительности можно разглядеть красивейшие цветы.

Не пожалейте полдня и сходите на гору Уйташ (874 м). Для этого в 800 м к северу от озера нужно найти ручей, который является началом реки Уй. Идем вверх по его течению до пересечения с лесовозной дорогой, на всех развилках выбираем левое направление. Впрочем, можно сразу идти напролом, без троп и дорог. Вершину видно с озера. Восходителей ждут останцы причудливой формы, среди которых есть камень со сквозным отверстием, а также великолепный вид на хребты Алабия и Нурали.

Возвращаемся к машине, через Воскресенку (этому селу и хребту Алабия посвящен отдельный маршрут) и Поляковку выходим на трассу Белорецк – Учалы – Миасс.

Текст: Светлана Логинова, маршрут из путеводителя
«33 маршрута. ЮЖНЫЙ УРАЛ», выход путеводителя — мая 2017 года

Озеро Аушкуль: как доехать, отдых, рыбалка

Башкортостан – относительно небольшая республика, в которой проживает чуть более 4 миллионов человек, но здесь необыкновенно красивая и первозданная природа. Башкиры смогли уберечь свои 12000 рек и более 2 500 озер от загрязнения, а леса, которые занимают 40% территории, – от вырубки.

Озеро Аушкуль является источником минерализованной воды, и местом, куда ежегодно съезжаются тысячи паломников, так как оно уютно расположилось у подножия священной горы Ауштау.

Месторасположение озера

Образованная очень давно в земной коре трещина стала на территории современной Башкирии (Учалинский район) озером Аушкуль. Оно лежит посреди каменистой степи в двухстах километрах от Челябинска, в 300-х км от Екатеринбурга и в 350 км от Уфы.

Места вокруг него малонаселенные. Поблизости расположена только одна деревня Старобайрамгулово, а ближайший город Миасс в 40 км. Рыбаки и паломники хорошо знают Аушкуль (озеро). Как доехать к этому священному для суннитов месту автотранспортом, подскажут указатели и карта: по Челябинскому шоссе до поворота на Миасс или Касли, а затем в Учалинском направлении до города Комсомольского. От него повернуть направо на село Старобайрамгулово, которое расположено на его берегу.

В переводе с тюркского название водоема означает “перевалочное озеро”, и связано оно с паломничеством на священную гору Ауштау, расположенную на его северо-западном берегу. Перед подъемом к священным реликвиям, путники делали привал на его берегу, откуда и взялся этот топоним у озера, раскинувшегося на равнине, а не на высокогорье.

Описание озера Аушкуль

Чаша с чистейшей голубовато-зеленой водой лежит у подножия горы Ауштау. Это озеро Аушкуль. Небольшое по размеру, всего 2 км в длину и 1,5 км в ширину, оно окружено берегом, покрытым мелкими разноцветными камешками. Если не пожалеть времени на поиски, то среди них можно обнаружить знаменитую аушкульскую палевую яшму. В далеком 18 веке из нее делали вазы для знати и Императорского дворца.

Бездонностью озеро Аушкуль не блещет, потому что самые глубокие места в нем не превышают 3 метров. Но это не мешает любителям рыбалки уходить отсюда с хорошим уловом.

Входя в бассейн реки Уй, это озеро смогло сохранить уникальный по своему составу набор минералов, что ставит его в один ряд с целебными гидрокарбонатными-кальциево-магниевыми источниками. Его вода отличается мягкостью, а наполняет озеро река Шартадм и дожди.

Единственный остров озера имеет загадочную особенность: он постоянно мигрирует на небольшие расстояния, а очертания в виде сердца придают ему романтического шарма. Ученые, лишенные сентиментальности, дают прозаическое объяснение этому явлению, связывая его с тем, что островок лежит на торфянике, который непрочно закреплен ко дну, вот его и относит ветрами то в одну, то в другую сторону вдоль берега.

Озеро Аушкуль стало домом для серых журавлей и крякв, а в небольшом березовом леске неподалеку от берега гнездятся тетерева.

Отдых на Аушкуль

Свой первозданный вид, чистоту и красоту это озеро сохранило благодаря отсутствию поблизости промышленных предприятий и туристических баз. Те, кто едут в Учалинский район, чтобы насладиться природой, должны быть готовы, что им придется жить среди нее в прямом смысле слова.

Берега озера Аушкуль пологие, поэтому найти место для палатки не составит труда.

Кто не может обойтись без благ цивилизации, могут остановиться либо в 40 км от водоема в гостинице города Миасс, или напроситься на постой к местным жителям. Второй вариант очень привлекателен, так как башкиры невероятно доброжелательные и гостеприимные люди.

Особенно многолюдно в этих местах весной. Связано это с тем, что верующие приезжают к святому источнику, который бьет всего месяц в году на вершине горы Ауштау. По легенде обезглавленный святой Аулий сам поднялся на вершину горы, где башкиры его и похоронили, а рядом с его могилой забил источник с целебной водой. К лету он пересыхает и полностью исчезает до следующей весны.

Зная его лечебные свойства, паломники поднимаются на вершину горы (645 м) за водой, и чтобы поклониться могиле святого Аулия.

Также завсегдатаями озера являются рыбаки, зная о его богатых рыбой водах.

Рыбалка на озере

Тем, кто рыбачил в этих местах, хорошо знакомо захватывающее зрелище, когда в первых лучах солнца в глади воды становится видно отражение горы Ауштау. Так выглядит на рассвете озеро Аушкуль. Рыбалка в нем особенно хороша с восточного берега.

Здесь оборудованы многочисленные костровища, а в расположенном неподалеку лесочке водятся грибы. Не менее заманчиво смотрится склон небольшого холма, спускающий к восточному берегу озера. Любителям сбора ягод понравятся заросший клубникой косогор.

Воды озера изобилуют лещами, плотвой, окунями, щуками, рипусами, карпами, золотыми и серебряными карасями. Рыбачить можно как с берега, так и на лодке. Для ловли на спиннинг потребуется глубина, поэтому плавсредство нужно либо везти с собой, либо арендовать у местных рыбаков.

К сожалению, на озере Аушкуль часты случаи браконьерства, что приводит к измельчению рыбы и уменьшению ее количества. Поэтому, даже при большом улове, вес рыбы редко кого впечатлит.

Достопримечательности возле озера Аушкуль

Каким бы чистым и привлекательным не было озеро Аушкуль, есть в Башкирии места для отдыха более оборудованные для этого, поэтому у местного населения этот край связан, прежде всего, со святынями, расположенными на горе Ауштау.

На вершине ее находятся захоронения, почитаемые не только башкирами, но и всеми суннитами. В одной могиле лежит прах арабского шейха, о чем свидетельствует старинная надпись на памятной плите. Рядом похоронены святые Аулий и Дивана.

Энергетика горной вершины много веков подзаряжается верой паломников в то, что желания, загаданные возле этих могил, обязательно сбудутся, чему есть многочисленные подтверждения. Не смотря на то, что путь наверх достаточно крутой, и пройти его людям пожилым или неподготовленным сложно без привалов, тропинка к святыням не зарастает травой. Растущее возле могил дерево хранит на себе тысячи ленточек – это желания паломников.

Туры на Аушкуль

Когда погода на озере Аушкуль благоволит, что особенно часто летом, то сюда приезжают парапланеристы и любители джип-туров.

Первых привлекает красивый вид озера с высоты птичьего полета, тогда как вторых ожидает 80 км пути из Миасса с отдыхом возле озера и восхождением на святую гору.

Турфирмы предлагают так же отдых тем, кто привык действовать в пути: однодневные поездки по окрестностям озера на квадроциклах и велосипедах, с покорением склонов холмов, станут прекрасной возможностью активно отдохнуть и проверить себя на выносливость.

Озеро Аушкуль сегодня

Должно в этом мире что-то оставаться неизменным, как, например, восходы и закаты. Так и озеру Аушкуль следует быть нетронутым цивилизацией. Тишина, красота и святая энергетика, свойственные этому месту, должны и дальше давать отдых человеческой душе.

Святой источник аулия как доехать

Гора Ауштау (Ауш-Таш), расположенная близ озера Аушкуль на берегу которого стоит село деревня Старобайрамгулово. Три недели, а когда и чуть больше месяца, бьет целебный источник, известный даже в Мекке Саудовской Аравии – неся в водах своих помощь, здоровье и души исцеление. Уже на протяжении многих веков весной к источнику устремляются тысячи паломников, чтобы свершить омовение и запастись водой на целый год. Воды Аулии выводят камни из почек, снимают аллергические реакции, излечивают заболевания верхних дыхательных путей, органов пищеварения и желудочно-кишечного тракта, но лечебные свойства вода приобретает только после 15 мая.

Анализ вод родника показал, что вода очень мягкая так как является — талой снеговой, а всем известны свойства талой воды. Возрастают: ранозаживляющий процесс у людей после операции быстрее идет восстановление и швы заживают значительно быстрее, также возрастает эффективность применяемых лекарств если их употреблять с талой водой. Воды источника не содержа каких либо вредных веществ и бытовых загрязнений. Обнаружено повышенное содержание кремнезема в виде коллоидов. Воздействие коллоидов кремнезема на организм как общеукрепляющее средство, нормализующее обмен веществ, повышают физическую и умственную работоспособность, стимулируют работу иммунной системы, замедляют процесс старения. Видимо, не зря каждой весной тянутся паломники к горе Ауштау.

Гора Ауш достаточно крутая, вершина конусообразная, один склон, обращенный к озеру, безлесный, противоположный — покрыт лиственным лесом. От деревни через березняк на вершину поднимается тропа. На горе находятся три могилы, обложенные камнями. На той, что обустроена на самой вершине, установлена гранитная плита с надписью на древнем арабском языке: «здесь в 1258 году похоронен шейх, пришедший из арабских земель».

На горе имеются и менее известные «Ключ Салихы» и «Родник Еланды», все они отличаются вкусом и отличительными свойствами.

Нарыстау святой источник — башкирская Мекка

Считанные дни остались до окончания поста, когда все мусульмане будут праздновать Ураза Байрам. В это время все верующие посещают святые места, сегодня я расскажу об одном из таких мест, входящее в ТОП самых посещаемых туристических мест в Башкирии — это гора Нарыстау святой источник. Оно считается меккой для паломничества и молитв, а так же загадыванию желаний. Мы прокатились к горе вместе с родными, это был маршрут выходного дня, который запомнился надолго и лег в наш семейную копилку приятных воспоминаний.

Гора Нарыстау, где находится. История

Волшебная гора Нарыстау находится в в Миякинском районе Республики Башкортостан, около одноименного башкирского села Нарыстау, в двух часах езды от столицы. Ее высота не такая впечатляющая, всего около 300 метров. И как вы понимаете, на вершину горы Нарыстау туристы отправляются не за покорением высоты, а совсем с другими целями, чтобы их узнать надо прежде всего ознакомится с историей.

Легенда говорит о том, что на вершине Нарыстау в седьмом веке были захоронены двое почитаемых людей — отец и сын, Зубаира ибн Заит и Абдуррахмана ибн Зубаир. Они были первыми сахабами, привезшими в нашу республику исламскую веру. Кстати, согласно еще одному преданию, на соседней горе покоится не менее значимый для Башкирии человек — это народный герой, батыр по имени Идукай, который защищал односельчан от нападений Золотой Орды.

Сегодня на месте захоронения сахабов установлен черный мемориал с высеченными на нём именами сподвижников пророка Мухаммеда. Он находится внутри белоснежной металлической юрты, выполненной в традиционном исламском стиле, а купол ее венчают три золотых полумесяца. Как вы понимаете для нашей республики, в которой большая часть населения верует в исламскую религию — это место является священным и очень популярным.

Я бы назвала это место еще отличной смотровой площадкой — так как с нее открывается панорамный вид на природный ландшафт, протекающую реку Дема и деревню Нарыстау. Здесь приятно находится, особенно после подъема на гору, насладится видом и отдохнуть на скамейках, особенно летом, когда вокруг в воздухе витает пьянящий запах земляники.

Нарыстау что посмотреть

Территория вокруг Нарыстау очень колоритная, но вместе с природой над благоустройством местности потрудились так же местные жители, которые своими руками сажали здесь деревья, сосны, цветы, поставили туалеты для туристов и поддерживают это место в ежедневной чистоте.

1. Ледяная купель

Помимо духовно религиозной направленности этого места, на Нарыстау есть еще одна достопримечательность — это источник с родниковой водой, пробивающийся у подножия священной горы. Родник Изге Гали на замерзает даже в зимнее время года, этому способствует его уникальный состав, насыщенный минералам и ионами серебра. Такие свойства воды наполняют её целебной и живительной силой, она способна лечить заболевания и оздоравливать организм, вылечить суставы, бесплодие, спасти близких от пагубных зависимостей. Именно поэтому интерес туристов к этому месту не угасает даже в крепкие морозы. Сюда приезжают не только с Башкирии, но и с бывших союзных Республик — Казахстана и Узбекистана. Паломники и обычные люди, окунаются в ледяную воду, чтобы выйти буквально заново родившимся.

Подход к купели оборудовали в виде деревянного сооружения, которое внутри поделено на две части — мужскую и женскую, поэтому принимать лечебные процедуры можно в чем мать родила) Интересный факт, что после купания в ледяной воде, никто не болеет, даже дети, которых сюда съезжается немало.

2. Святой источник

Недалеко от купальни находится деревянная беседка, в центре которой оборудована колонка, где можно набрать лечебной воды родника Изге Гали совершенно бесплатно, поэтому планируя поездку, стоит заранее позаботится о пластиковой таре.

3. Мечеть Сахаба

Красивая белоснежная мечеть возвышается на холме перед горой Нарыстау. Несмотря на её миниатюрный размер, она вмещает всех желающих, и я не заметила особого столпотворения, даже в выходной день.

Как правильно загадывать желания на Нарыстау, чтобы оно сбылось

Хотите загадать желание на Нарыстау и в стократ усилить его исполнение? Все очень просто — вам нужно знать ритуал, как правильно это делать. Первым делом вам необходимо сходить в купель, трижды окунутся. Этой процедурой вы смываете с себя, с физической оболочки все загрязнения, и приводите свое тело в обновленный вид. Теперь вы готовы к самому ответственному шагу — походу в мечеть.

Думаю, все знают, что в такие заведения нужно обязательно заходить с покрытой головой и в одежде прикрывающей ноги и руки. Если даже вы не умеете молится, главное здесь — вера, именно она открывает двери для Аллаха в вашем сердце. Можете просто проникновенно попросить Всевышнего о самом дорогом и желаемом, и не забудьте поблагодарить его за все что имеете) Хорошей традицией будет оставить садака или пожертвование на благоустройство мечети. Следующий шаг после молитв — это поход к юрте, к местам захоронения сахабов. Здесь можно поклониться святым могилам, и еще раз помолится о благополучии.

Нарыстау как добраться

В священное место Нарыстау можно приехать как самостоятельно, так и в составе экскурсий. Самостоятельная дорога на автомобиле из Уфы составит около ста шестидесяти километров и обернутся за один день вполне реально. Чтобы приехать на Нарыстау необязательно быть религиозным или мусульманином, сюда съезжаются представители многих национальностей, и многие, чтобы насладится красотой этого места и почувствовать его живительную силу)

Гора Ауш и источник Аулия

Гора Ауштау, расположенная близ деревни Аушкуль, знаменита водой родника Аулия, что у северного ее склона. Вот уже много веков весной к нему устремляются тысячи паломников, чтобы совершить омовение. Множество легенд сложено об этом загадочном месте, которое знают даже в Мекке Саудовской Аравии.

  • Русский писатель конца 19-го века Федор Нефедов, побывавший в деревне Аушкуль, написал одноименный рассказ. Будто бы на горе Ауш жил некогда злодей. В то время местный князь выдавал замуж свою дочь Нады. Но девушка поставила условие, что выйдет замуж за того, кто поднимется на вершину горы, убьет шайтана и принесет людям счастье. На подвиг решился батыр Галиахмет. Он поднялся на вершину и победил шайтана. И снизошло на башкирскую землю благословение и счастье.
  • Другая легенда считается самой популярной. Она связана о страннике по имени Аулия, которого не поняли местные жители и казнили. На следующее после казни утро они увидели Аулию поднимающегося в гору с собственной головой в руках. Потрясенные жители, осознав, что совершили страшную ошибку, похоронили Аулию на верши не горы и стали почитать как святого, в тот же день на склоне горы забил родник. По утверждению паломников, его вода по своим свойствам соответствует воде из знаменитого источника Зям-Зям, который был иссечен пяткой пророка Мухаммеда.

На горе находятся три могилы, обложенные камнями. На той, что обустроена на самой вершине, установлена гранитная плита с надписью на древнем арабском языке: «здесь в 1258 году похоронен шейх, пришедший из арабских земель». Плита привезена из Бишкека в 1905 году и установлена взамен ранее существовавшей. В южной части вершины расположены, по преданию, могилы святых Аулии и Диваны. Так сложилась классическая исламская триада: шейх – учитель, Аулия – святой мученик, Дивана – благословенный.

Родник бьет весной с момента таяния снега всего около 20 дней. Паломники запасаются водой на весь год. Считается, что вода Аулии излечивает воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, выводит камни из почек, снимает аллергические реакции. Лечебные свойства вода приобретает только после 15 мая. Так что же это за вода?

Вода родника является талой снеговой. Необычные свойства талой воды общеизвестны. Эффективность лекарств, применяемых с талой водой, резко возрастает. У прооперированных быстрее идет заживление ран и процесс выздоровления. Произведенный анализ состава воды в роднике Аулия показал, что она мягкая, отсутствует бытовой загрязнение, содержание кремнезема повышенное. Кремнезем в воде присутствует в виде коллоидов. Биологическое воздействие коллоидов кремнезема характеризуется как общеукрепляющее средство, нормализующее обмен веществ, повышающее физическую и умственную работоспособность, иммуностимулирующее, замедляющее процесс старения. Значит, не зря каждой весной тянутся паломники к Ауштау. Три недели бьет целебный источник, известный на весь мир – здоровью в помощь и душе в успокоение.

Недалеко от Аулии расположены яшмовые выработки, на которых туристы могут взять кусочки легендарного камня себе на память, есть озера и водопады. На берегу озера Аушкуль находятся мощные и интересные выходы скальной породы. Один из выходов обрел со временем, а может быть и искусственно, форму гигантского лингама (фаллоса).

Гора и озеро Ауш относятся к Вознесенкой зоне (село Вознесенка, храм, озеро), которая по всем эзотерическим канонам обладает мощной исцеляющей энергетикой, многочисленными культовыми местами древних ариев-славян (Курамино, Абзак, Азнашево (пирамиды, кубы, квадраты). Именно с этим связано нахождение на ней известных целителей и многовековое паломничество. Территория – 300 кв. километров.

Автор и составитель Дмитрий Дмитриев, г. Учалы

По священным местам Башкирии — Аушкуль — Ауштау

По священным местам Башкирии — Аушкуль — Ауштау

Ближайшие даты поездок:

26 мая 2019 (воскресенье)

Продолжительность тура: 09-11 часов.

Место отправления: Челябинск, проспект Ленина, 69 (Алое поле, пед.университет, памятник Горькому).

В стоимость тура включено:

Для готовых групп мы предлагаем индивидуальный расчёт стоимости тура и возможность выбора подходящей даты

Гора Ауштау и озеро Аушкуль – это излюбленное место сбора паломников и отдыхающих каждую весну! И происходит это именно тогда, когда в Святом источнике Аулия во всю «идёт» вода. Обычно это бывает всего три недели в году. Родниковая, «мягкая» вода источника возле горы Ауштау очень вкусная!

Причины посетить Учалинский район Башкортостана:

Программа тура « По священным местам Башкирии — Аушкуль — Ауштау »:

09:00 — Сбор группы в г. Челябинске;

12:00 — 16:00 – экскурсионная программа и свободный отдых.

— Восхождение на гору Ауштау (Аушташ; Ауш-таш; Ауш). Круты склоны горы! Но путник будет вознагражден необычной величественной красотой гор, долин, селений и круглого, как блюдце, озера Аушкуля: берега в россыпи многоцветной яшмы, вода мягка и чиста! С вершины на любую сторону взгляни — все влечет и притягивает взгляд! На склоне горы — расколотая каменная плита. На ней арабской вязью текст. Это древнее захоронение, ему более 700 лет.

— Посещение святого источника — родник Аулия;

16:00 — Выезд в г.Челябинск (время ориентировочное)

19:00 — Прибытие в г. Челябинск (время ориентировочное)

Питание в стоимость не входит. Есть небольшой базар, где можно купить что-то из еды или возьмите с собой перекус на весь день и чай.

Ссылка на основную публикацию