Святогорский монастырь донецкая область

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Лавра находится на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. Послушание в обители несут более сотни человек братии. При обители есть гостиница для паломников.

Содержание

Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.

Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит: Всехсвятский храм (2010 г.); храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, (2005 г.);
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области: двухэтажный храм (2005 г.) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Сергия Радонежского; двухэтажный храм — Благовещенский (идет строительство), равноап. кн. Владимира (идет строительство); часовня св. блгв. кн. Александра Невского (2005 г.);
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области: двухэтажный храм — вмч. Георгия Победоносца (идет строительство), мч. Иоанна Воина (идет строительство);
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области: двухэтажный храм — свт. Иоанна Шанхайского (идет строительство), в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех (идет строительство);
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области: храм свт. Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1870 г.).

Святогорье, Святогорская Лавра в Донецкой области

В самом начале рассказа хотелось бы отметить, что поездку в Святогорскую Лавру мы не планировали. В очередной раз проведывая нашего дедушку в Харьковской области решили, что будний погожий денек приятно провести где-нибудь в интересном месте. Так как по «родной» Харьковской области в 2011 году мы катались довольно много, то в этот раз приняли решение начать осматривать соседнюю — Донецкую. Свое знакомство с этим регионом Украины мы начали со Святогорска. И надо сказать, что мы ни разу не пожалели о своем выборе: Святогорская Лавра — удивительное по красоте и атмосфере место, в котором обязательно нужно побывать. Святогорский историко-архитектурный заповедник находится на территории национального природного парка «Святые горы» и включает в себя 30 памятников истории и культуры, первые упоминания о которых относятся к 16 веку. По одной из версий обитель основали монахи из Киево-Печерской лавры, по другой — монахи святой горы Афон. Существует и красивая легенда о том, что монастырь лавры сам вырос из-под земли. Лавра пережила и набеги крымских татар, и польскую войну. Дважды обитель упраздняли. Первый раз во времена Екатерины II — монастырь был превращен в дачу графа Потёмкина. Второй раз советская власть организовала тут санаторий для рабочих. Богослужения возобновились лишь в 1992 году, а статус лавры обитель получила совсем недавно, в 2004 году.

Свято-Успенская Святогорская Лавра находится в одноименном городе Святогорске, на берегу реки Северский Донец. Если Вы добираетесь на автомобиле, то вам нужна улица Заречная. Но даже не зная точного адреса, вы вряд ли заблудитесь — даже в будний день в сторону лавры идет большой поток автобусов и машин с паломниками. Из Харькова до Святогорска можно добраться на поездах, которые идут в сторону Донецка, Мариуполя или Луганска, а затем на такси или автобусе до самой Лавры. Дорога займет чуть больше трех часов. Тем, кто планирует посетить Святогорско-Успенскую Лавру в качестве паломника, будет полезен сайт Православного Донбасса, на котором указано расписание служб и молебнов. Для туристов же стоит знать, что музей на территории Святогорской Лавры работает с 9 утра до половины пятого вечера. Цена билета всего 8 гривен (0,68 евро), а вход в саму Лавру — бесплатный.

Еще на подъезде к Святогорску, на вершине «Лысой Горы», можно заметить памятник революционеру Артему. Появился он на территории монастыря в 1927 году. Высота памятника 27 метров, вес 1000 тонн. Возводился он в течение двух лет, так как много работ проводилось вручную. Детали памятника отливались на террасе монастыря, а затем грузовиками поднимались на гору, где с помощью автокрана устанавливались на свои места.

По специальной лестнице можно подняться на гору Артема, чтобы увидеть монумент с близкого расстояния. Рядом находится мемориал Великой Отечественной войны — там захоронены советские бойцы, которые погибли при обороне Святогорья. Мы не стали тратить время на подъем на «Лысую Гору», а отправились сразу в Лавру.

Визитной карточкой Святогорской Лавры считается храм святителя Николая Мерликийского, который был возведён в XVII веке на обрыве меловой скалы. До посещения Святогорска мы никогда не видели ничего подобного: практически невозможно увидеть место, где храм переходит в гору. Создается впечатление, что церковь выросла из горы. Только ради того, чтобы увидеть это своими глазами стоит посетить Святогорск.

Парковка для гостей располагается достаточно далеко от входа в заповедник, поэтому придется прогуляться пешком. Но именно по дороге к Святогорской Лавре открываются самые красивые виды на храм Святого Николая, Северский Донец и меловые горы.

Как и в большинство других православных монастырей и лавр, вход для женщин — только в юбках и только с покрытой головой. Для тех, кто забыл об этом, в сентябре 2011 года на входе можно было приобрести платки за 10 гривен (0.84 евро).

Свято-Успенская Святогорская Лавра получила свой статус только в 2004 году, возродив славу Святых гор. В честь этого события у входа на территорию заповедника была установлена мраморная скульптура Богородицы.

Налюбовавшись видом Николаевской церкви, мы решили ее посетить. Но нам, к сожалению, не удалось побывать внутри храма святителя Николая — он был закрыт на частичную реставрацию. Кстати, именно здесь находится самая известная из местных святынь — икона Николая Чудотворца. По преданию икона появилась на меловом столбе, когда обитель только начинали возводить. Среди туристов и паломников ходит легенда, что если погрызть мел с этого столба, то никогда не будет зубной боли. ?

На территории архитектурно-музейного заповедника Святогорская Лавра находится несколько интересных и очень красивых церквей. Самой «громкой» церковью Святогорья считается Покровская церковь, построенная в 1850 году по проекту А. Тона. Под церковью расположены Святые врата — парадный вход в монастырь, украшенный росписью.

Во время закрытия Святогорского монастыря в стенах Покровской церкви находилась сначала водолечебница, а потом, после войны, разместился зал лечебной физкультуры и библиотека.

Над церковью располагается колокольня с восьмью колоколами. Звон Покровской церкви слышно на 10 километров вокруг, поэтому ее называют «самой громкой».

Самое монументальное сооружение Святогорской Лавры — Успенский собор, построенный в 1859-1868 годах. Его купола покрыты настоящим золотом 999-й пробы. В Успенской церкви находится главная святыня Святогорья — икона Божьей Матери Святогорской.

По преданию ее написал паломник со святой горы Афон в Греции и подарил монастырю. В праздники и выходные дни очередь к святыне несколько раз опоясывает храм. В будний же день мы потратили всего несколько минут, чтобы прикоснуться к всемирно известной святыне.

Перед храмом фонтан в виде креста.

А рядом с Успенским храмом — импровизированный зоопарк с домашними птицами и вход в монастырские пещеры, в которые нам посчастливилось попасть совершенно случайно: дело в том, что на экскурсию приехала группа из Донецка, а мы за небольшую денежку попросили экскурсовода взять нас в пещеры вместе с ними. Если Вы собираетесь посетить заповедник, то лучше заранее заказать сюда экскурсию на официальном сайте Святогорской лавры.

В пещерах, к сожалению, фотографировать нельзя, как и часовню, находящуюся на вершине меловой скалы. Длина этих пещер — более 800 метров. Со свечкой в руках и в полной тишине группа туристов поднимается на самый верх меловой скалы в храм Иоанна Предтечи.

По пути мы побывали в пещерной церкви святого Алексея, в монашеских кельях и посмотрели усыпальницы. Это очень необычная и интересная экскурсия и если вам представится шанс на нее попасть — ни в коем случае не упускайте его.

Свято-Успенская Святогорская Лавра — удивительное и необыкновенно красивое место, в котором хоть раз обязательно стоит побывать.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

Святогорская Лавра на карте

Поделиться «Святогорье, Святогорская Лавра в Донецкой области»

Ваc также могут заинтересовать эти публикации

Святогорская лавра: чудотворные святыни обители

Есть красивая легенда о том, что монастырь на горе над Северским Донцом сам по себе появился из-под земли, — так гармонично его постройки дополняют пейзаж этого старинного места. Однако не только своим великолепием известна Свято-Успенская Святогорская лавра. Ее вырубленные в горе пещеры хранят немало секретов, а о великой силе чудотворных святынь этой обители знают православные всего мира.

Старинное прибежище

Первое официальное упоминание о Святогорском монастыре Донецкой области в исторических документах датировано началом XVI века, однако, согласно преданиям, иноческая жизнь в горах над Северским Донцом зародилась гораздо раньше.

Легенда гласит, что именно здесь нашли прибежище монахи, бежавшие из Византийской империи в VIII веке, во времена иконоборчества. Переселенцы прорубили в горе над рекой первые пещеры, дабы укрываться там от преследователей и воинственных кочевников. Именно там были устроены скрытые от посторонних глаз первые часовни и храмы. Они и положили начало будущей обители. Спустя несколько столетий в монастыре поселились насельники из Киево-Печерской лавры, разрушенной во времена нашествия Батыя. Считается, что тогда горы над Северским Донцом были названы Святыми, и это имя закрепилось за ними навсегда.

Однако существует и другая легенда, объясняющая это название. Когда монахи из Византии копали в горе первые пещеры, в одном из меловых столбов они нашли образ Николая Чудотворца. Икона стала главной святыней этого места, а ее многочисленные чудеса прославили место обретения образа на века.

Что скрыто в «Фаворе»

Ныне монастырская гора (прозванная монахами и паломниками «Фавором») представляет собой поистине удивительное место. Дело в том, что в своих недрах она скрывает старинную усыпальницу обители, кельи монахов-затворников, несколько храмов, часовни и множество проходов, которые пронизывают гору сверху донизу.

Одно из самых интересных «горных» сооружений, без сомнения, — Успенская церковь, находящаяся на самом верхнем ярусе. Дело в том, что ее основание, южный притвор и алтарь располагаются в пещере, высеченной из мела, а вот купола и крыша — наземные постройки, они венчают «Фавор» Святогорья. Этот главный храм лавры был известен еще в XVII веке, но за свою долгую историю пережил немало реставраций и даже не раз менял месторасположение, а нынешний облик приобрел лишь в 1868 году после глобальной перестройки всего здания.

Ярусом ниже в горе располагается храм Иоанна Предтечи, основанный еще в середине XVI столетия, в центре которого — массивный меловой столп. Согласно преданию, именно здесь много веков назад и был обретен чудотворный образ святителя Николая, а потому многочисленные паломники, посещавшие обитель, годами старались отколоть от столпа кусочек мела, так как верили, что такой «трофей» обладает целебными свойствами. Да и сам храм изначально был посвящен Святому Угоднику. Но после реконструкции в середине XIX века был переосвящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя мецената Ивана Малиновского, так как ремонтные работы проходили на его средства. Однако в то же самое время в честь Николая Чудотворца была освящена огромная наземная церковь, построенная на соседней горе.

По афонскому обычаю

На самом нижнем ярусе святогорского «Фавора» расположены Алексеевская церковь, усыпальница, где покоятся останки 17 иноков — первых насельников обители, — и часовня Святителя Николая. Считается, что именно отсюда берет свое начало Святогорская лавра. Часовня — самая первая ее постройка, и именно здесь собирались на молитву монахи, рубившие в горе первые пещеры. От Алексеевского храма извилистый ход ведет в особое помещение-усыпальницу, где еще сто лет назад находилось несколько ниш (многие из них были разрушены в советское время) разного размера. Дело в том, что много лет назад монахов в Святогорье хоронили по афонскому обычаю. Сначала тело умершего погребали на обычном кладбище, а через 3-4 года — «когда кости очищались от плоти» — останки извлекались из земли и переносились сюда, в заранее приготовленные ниши. Причем черепа хоронили отдельно от скелета.

Изучив этот погребальный обычай, принятый в монастырях Афона и Палестины, ученые, исследовавшие Святогорскую лавру, выдвинули гипотезу, что основателями обители могли быть монахи-подвижники с греческого полуострова Ашан-Орос (он же Афон). Однако других подтверждений этой версии пока не найдено.

Подвиг Затворника

Надо сказать, что сегодня к лику православных святых причислены семнадцать монахов, подвизавшихся в Святогорской лавре в самое разное время. А самым почитаемым из них является Иоанн Затворник.

Этот подвижник, принявший постриг в середине XIX столетия, изначально нес в Святогорском монастыре послушание эконома, и именно он обнаружил и расчистил в горе кельи монахов-затворников прошлых веков. После этого он тоже решил нести подвиг затворничества в одной из древних келий, где провел в полном одиночестве долгих 17 лет. Жил будущий святой в крохотной, высеченной из мела пещерке, большую часть которой занимал гроб, служивший подвижнику кроватью. Ежедневно он совершал 100 поясных и 700 земных поклонов, не снимая при этом грубой власяницы и тяжелых вериг, которые были выкованы для него в монастырской кузнице. Еду и воду Затворнику подавали через специальное окошечко, проделанное в двери кельи. Раз в неделю Иоанн по тайному ходу отправлялся в храм Иоанна Предтечи, где в алтаре принимал святое причастие.

От неизбежной сырости в келье одежда подвижника быстро истлевала и превращалась в лохмотья, но он неохотно менял ее на новую. В келье и в гробу кишели мириады насекомых, но Иоанн стойко переносил посланные ему испытания.

И лишь когда от постоянного сумрака Затворник стал терять зрение, он согласился принять помощь молодого послушника, читавшего ему по нескольку часов в день Святое Писание.

За несколько дней до своей смерти подвижник был перевезен в больничный скит монастыря, где и скончался 24 августа 1867 года. Согласно завещанию Иоанна Затворника, он был похоронен в том же самом гробу, который служил ему ложем на протяжении 17 лет. Также он не позволил снимать со своего тела вериги и власяницу, которые стали невольными свидетелями его подвига.

Иоанн был похоронен у больничной церкви Ахтырской Богоматери, а вскоре на его могиле стали происходить многочисленные чудеса исцеления. Однако после 1917 года больничный скит был закрыт и разрушен, место погребения святого утрачено. Мощи Иоанна Затворника были обретены вновь в 1988 году, и сегодня они покоятся в Успенской церкви Святогорской лавры, куда ежегодно приезжают несколько тысяч паломников, чтобы попросить святого избавить их от неизлечимых болезней.

Благодать чудотворных икон

Приезжают в Святогорскую лавру и многочисленные посетители, чтобы поклониться чудотворным иконам обители.

Одна из них — образ Святого Николая Чудотворца с частицей его мощей. Считается, что эта икона является копией, написанной в XVII веке с образа, некогда обретенного в скале Святогорья. В годы Великой Отечественной войны святыня была вывезена в Германию, но в 1999 году ее выкупил в одном из антикварных магазинов неизвестный меценат и преподнес в дар Святогорской лавре.

Сегодня чудотворный образ находится в Покровском надвратном храме обители, и известно немало случаев его благодатной помощи. Так, несколько лет назад в лавру привезли маленького мальчика с обваренными кипятком ногами. По прогнозам врачей, ребенка ожидала ампутация поврежденных конечностей, но после молитвы его бабушки у чудесной иконы несчастный получил полное исцеление.

Немало чудес произошло в лавре и у иконы Богоматери Святогорской, дарящей бесплодным женщинам счастье материнства. Она была написана в середине XIX века афонским монахом. Считается, что этот образ был укрыт в 1918 году иноками обители в доме одного прихожанина по подсказке самой Богородицы. После открытия монастыря в 1992 году икона вернулась в обитель — в храм Иоанна Предтечи, где она хранилась до революции.

Донецкая область, Святогорский монастырь: история, настоятель, реликвии и святыни

Первое упоминание о Святогорском монастыре в Донецкой области встречается в документах XVI века . Расположена обитель на правом берегу Северского Донца. В статье изложена история Свято-Успенской Святогорской лавры.

Первые монахи на территории современного Святогорского монастыря в Донецкой области появились ещё в шестнадцатом столетии. В одном из исторических документов 1526 года эти места именуются » Святыми горами » . Вкратце рассказано о них и в записках Сигизмунда Герберштейна . Точная дата основания Святогорского монастыря в Донецкой области неизвестна. Скорее всего, приходится она на середину XVI века . Точно известно, что в 1624 году духовенство получило право на пользование этой землей . А спустя пятьдесят лет монастырь был разграблен иноверцами, а именно крымскими татарами.

Упразднение монастыря

После нашествия крымских татар обитель была частично восстановлена. Возобновилась, конечно, и работа храма, расположенного на ее территории. Однако в конце XVIII века монастырь был упразднён по указу Екатерины II. Земля и угодья, принадлежавшие ему, отошли в казну. Близлежащими деревнями долгое время владели представители рода Потемкиных . В упраздненном состоянии обитель прибывала более полувека.

Возрождение

В 1844 году Татьяна Потемкина подала ходатайство императору, в котором просила восстановить работу монастыря. Николай I ее просьбу выполнил. Обитель была восстановлена, а за последующие семьдесят лет достигла небывалого расцвета. Монастырь стал одним из крупнейших в империи. Когда он поменял статус и превратился в Святогорскую лавру, известную на всю страну? Во второй половине XIX века вопрос об этом поднимался несколько раз. На территории монастыря действовали кирпичные мастерские, торговые лавки, мельница, сюда съезжались верующие из близлежащих губерний. Но статус лавры монастырю был присвоен значительно позже — в начале XXI века.

Советская эпоха

К началу Первой мировой войны в стенах монастыря обитало более 600 послушников. История Святогорского монастыря включает страницы как радостные, так и трагические. Печальные повествуют о 20-х годах прошлого века, когда в стране была установлена новая власть, а храмы, церкви и монастыри нещадно уничтожались. В судьбе обители немалую роль сыграл Фёдор Сергеев, имевший обыкновение подписываться именем Артём . В честь этого политического деятеля названы многие объекты Луганской и Донецкой области. Одна из центральных улиц Донецка носит его имя. По предложению Сергеева некоторые монастыри не были полностью разрушены, но использованы, конечно, уже в совершенно других целях.

Реликвии и святыни Святогорского монастыря в начале двадцатых годов были уничтожены. К счастью, большевики не взорвали исторические постройки. В 1922 году на территории Святогорского монастыря в Донецкой области был образован дом отдыха, предназначенный для трудящихся Донбасса.

Девяностые годы

После распада Советского Союза монастырь был возвращен верующим. Сперва на его территории поселилось несколько послушников из Донецка. В 1992 году монастырю отдали Свято-Успенский собор, который за прошедшие десятилетия был разграблен, осквернен , превращен в кинотеатр. Часть храма была переоборудована в общественные туалеты. Сама старинная постройка разделена на два этажа.

Количество братьев существенно увеличилось в середине девяностых. Началась реставрация, восстановление храма. В 2003 году монастырю были переданы все исторические постройки, которые некогда ему принадлежали. На протяжении нескольких десятилетий они относились к санаторию.

Обитель возрождалась весьма активно, что оказывало благотворное влияние на духовную жизнь всего региона. И наконец в 2004 году монастырь получил статус лавры. Для верующих на Украине это событие имело огромное значение. Свято-Успенская Святогорская лавра стала третьей лаврой в стране. Стоит сказать, что из числа монахов этого монастыря 17 причислены к лику святых. Сегодня лавра является духовным центром восточной части Украины и юга России.

Обо всех настоятелях Святогорского монастыря рассказать, конечно, невозможно. За долгую историю существования Святогорской лавры их было немало. Кроме того, информация о многих из них утеряна. Но стоит сказать несколько слов о тех, о ком что-либо известно.

Иоиль Озерянский

Настоятель монастыря происходил из казачьего рода. Подвизался в обители Святогорска. В 1663 году принял участие в основании Куряжского монастыря. Но вскоре снова вернулся в Светогорск. В 1679 году Озерянский уже стал настоятелем. Послушников тогда было немного, около тридцати. Озерянский очень много сил отдавал обустройству монастыря. В эти годы татарские набеги были не редкостью. От них пострадал не только сам монастырь. Настоятель и несколько послушников были однажды захваченны в плен, где провели более двух лет. Точная дата смерти Озерянского неизвестна. В XIX веке в одном из склепов случился провал. Мощи Иоиля были обнаружены нетленными. В 2008 году Озерянский был канонизирован.

Арсений Митрофанов

Этот священнослужитель был настоятелем монастыря в первой половине XIX века. Он родился в 1805 году в Орловской губернии. В возрасте 27 лет отправился в Соловецкий монастырь, где прожил всего год. В 1835 году поступил в Глинскую пустынь. Настоятелем Святогорского монастыря Арсений Митрофанов стал 1844 году. Скончался спустя пятнадцать лет.

Трифон Скрипченко

Это последний настоятель Святогорского монастыря в эпоху Российской империи. В 1922 году он был арестован за укрытие церковных ценностей и приговорён к двум годам лишения свободы.

Сегодня настоятелем монастыря является Арсений Яковенко.

Монастырь в наши дни

Святогорский монастырь Украинской Православной церкви ежегодно посещают тысячи паломников. На сегодняшний момент полностью отреставрированы Успенский собор, Покровский храм и колокольня. Всехсвятский скит можно назвать настоящим памятникам деревянного зодчества.

Послушников в монастыре более сотни. Летом 2014 года здесь нашли приют более 800 беженцев.

Лавра находится в живописном месте. Она уже издали притягивает взор каждого, кто приезжает в Святогорск. Приезжают сюда ежегодно жители различных городов Украины и России. На Пасху в монастыре особенно много народу. Пещеры к посещению в праздничные дни закрыты. Цены на жилье в этот период в Святогорске резко поднимаются.

Монахи, которые появились здесь еще в XVI веке , селились на меловых горах. Сегодня эта гора пронизана ходами и кельями. Попасть сюда можно исключительно в сопровождении экскурсовода. Фотосъемка запрещена. Прежде чем отправиться в Святогорский монастырь, следует узнать о том, открыт ли в эти дни вход в пещеру. Если, конечно, ее посещение входит в программу. Гиды-экскурсоводы рассказывают удивительные истории. Например, о том, что один из входов прорыт буквально под рекой Северский Донец. Но этот тоннель, безусловно, закрыт для туристов. Прежде всего по причине его опасности.

Святогорский монастырь расположен на самой возвышенности. Есть два варианта пути наверх. Первый — довольно короткий, на него уйдет не более тридцати минут. Но иногда он открыт исключительно для священнослужителей. Длинной дорогой, по серпантину, подниматься к монастырю придется не менее часа. Но этот долгий путь стоит преодолеть. Ведь с высоты открывается удивительный вид на город и лавру.

На территории монастыря порядки, конечно, довольно строгие. Повсюду таблички, напоминающие о запрете фотосъемки . Согласно мнению туристов, строгие правила, прежде всего, касаются внешнего облика женщин. Но скорее всего, авторы подобных отзывов не очень часто бывают в монастырях, а потому многочисленные запреты им кажутся чересчур жесткими . Всё же, прежде чем посетить Святогорскую лавру, стоит ознакомиться с правилами. Территория монастыря находится под охраной донских казаков, которые следят за соблюдением порядка.

Здесь также находится довольно интересный музей, посвящённый истории монастыря. Стоимость входа составляет не более 50 рублей. В музее фотографировать можно, но за отдельную плату, которая, впрочем, согласно отзывам, является символической. В музее туристы также приобретают всевозможные сувениры.

Святогорский монастырь донецкая область

Никаких документов, повествующих о начале Святогорской Лавры, о раннем периоде ее истории, не сохранилось. Однако косвенные свидетельства указывают на то, что монастырь этот существовал уже в XIV веке. Повествуя о начале Святогорского монастыря, издание «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии» (1896) со­общает: «О первых насельниках Святых Гор предание говорит, что они были выходцы из Киева, после татарско­го погрома в 1240 году.

Иллюстрация слева : Святогорская Икона Божьей Матери.

Все главные праздники в Святогорской обители и главные престолы храмов Святогорских посвящены в честь тех же свя­щенных лиц и событий, как и в Киево-Печерской Лавре: Успения Пресвятой Богородицы, преподобных Антония и Феодосия Печерских и впоследствии св. Николая, в честь чудотворного об­раза этого святителя, каковой образ явился в первой половине XVI, столе­тия. Очень может быть, что киевские переселенцы-монахи и здесь хотели удержать все киевское, тем более, что сами Святые Горы напоминают горы Киева, и пещеры святогорские очень похожие с пещерами киевскими».
Документальных доказательств эта гипотеза, широко распространенная как в XIX столетии, так и сейчас, не име­ет. Впрочем, отсутствие документов не опровергает ее совершенно. Местность, где был основан Святогорский мона­стырь, длительное время являлась по­граничной и часто подвергалась напа­дениям со стороны немирных соседей. Поэтому по части летописных источ­ников здесь вообще дело обстоит очень худо. Они попросту не сохранились. Об этом свидетельствует и монастырский синодик, составленный в 1710 году: «Начало сей Святогорской обители, кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келий устроил и начал жительствовати, за многими татарскими нахождении и разорении, особно же за частами пе­ременами прежде бывших строителей,потом игуменов и архимандритов, зде, во святой обители не обретохом».

Однако обратим внимание чита­теля на то, что уже в XVI веке топо­ним «Святые Горы» существовал. Он встречается в «Записках о Московских делах» Сигизмунда Герберштейна — и встречается в таком контексте, кото­рый подчеркивает укорененность это­го топонима, его старинное происхож­дение.

Иллюстрация слева : Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль. На фото: фрагмент росписи Святых врат обители, иллюстрирующий «пограничный’ этап в истории Святогорского монастыря.

«С какого времени стали здесь жить иноки, — писал свт. Филарет (Гумилевский; 1805—1866), — на это нет пока письменных свидетельств. Несо­мненно только то, что столь общая из­вестность, в какой представляется свя­тыня Донецкой скалы с 1547 года, ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, спасав­шихся в пещерах скалы. Поэтому, со всею вероятностью можем положить, что в XIV веке уже существовал Свя­тогорский Монастырь».

Святогорская Лавра , хронология :

  • Середина XVI века — впервые упоминается топоним «Святые Горы».
  • XVII век -в документах встреча­ется упоминание — Святогорский Мона­стырь — важный оборонительный и дозорный пункт.
  • Около 1663 — настоятель преподобный Иоиль ( Святогорский Мона­стырь ) основывает Куряжскую обитель близ Харькова, а затем вновь возвращается в Святые Горы.
  • 1787 — монастырь закрыт, иноки выселены из него.
  • 1844 — возобновление Святогорской общежи­тельной пустынинь.
  • 1848 — 49 — строительство нового Покров­ского храма с колокольней.
  • 1850 — 51 — реставрация храма свт. Николая.
  • 1858 — начато строительство нового Успенского собора.
  • 1859 — кончина архимандрита Арсения — который возобновлял монастырь. Святогорский Мона­стырь получает нового настоятеля — архимандрита Германа.
  • 1867 — кончина прп. Иоанна Затворника.
  • 1868 — освящение Успенского собора.
  • 1914 — с началом Первой Мировой Войны мона­стырь организует посильную помощь изувеченным воинам.
  • 1915 — монастырь и прилегающие районы принимает тысячи беженцев из западных районов. Живут здесь также монахи, эвакуирован­ные из Почаевской Лавры.
  • 1917 — первый обыск в обители.
  • 1919 — в монастырь переносят детскую колонию.
  • 1922 — монастырь закрывают и передают его здания под санаторий им. Артема.
  • 1931 — закрыта Всехсвятская кладбищенская церковь, при которой спасались некото­рые святогорские иноки.
  • 1992 — Святогорская Лавра — начало возрождения.
  • 2004 — решением Священного Синода Украин­ской Православной Церкви Святогор­ский Монастырь — теперь Лавра.

Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль.Иллюстрация слева отображает «пограничный» период в истории Святогорского Монастыря.

Иллюстрация слева : Архимандрит Герман (Клица), следующий по архимандрите Арсении настоятель Святогорского монастыря, также причислен ныне к лику святых.

В 1679 году преподобноисповедник архиманд­рит Иоиль писал государю, прося его обеспечить обитель порохом и свин­цом: «Нужда наша, монастырская, от приходу неприятельских людей, и для проезду на послушание и куда случится поехать, а неприятельские люди часто нас богомольцев твоих, крымские и ногайские и азовские докучают и в до­роге братию в неволю берут, а боро­нить нам, богомольцам твоим, нечем, свинцу и пороху не имеем и взять стало негде. Милосердный Государь, царь и Великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России са­модержец, пожалуй нас, богомольцев твоих, вели Государь нам дать своего государева жалованья в наш убогий монастырь пороху и свинцу ».

Надо сказать, что русские самодерж­цы понимали значение Святогорского монастыря (особенно возросло оно начиная с середины XVII века, когда берега Северского Донца стали обжи­вать переселенцы из западных районов, гонимые из родных мест притеснения­ми католиков и униатов, а обитель ес­тественным образом приняла на себя функцию их окормления и духовной, да и не только духовной, поддержки).

Иллюстрация слева : портрет Потемкиной Т.Б.

В своих — весьма скромных, впрочем, просьбах «на высочайшее имя» монахи отказа почти не знали. Гак продолжа­лось до 1787 года, когда Святогорский монастырь был упразднен. С юридиче­ской точки зрения это произошло даже раньше, в 1786 году, когда на Украине вступил в действие Манифест о секу­ляризации церковной и монастырской собственности, но описали имущество обители и выслали из нее монашест­вующих годом позже.Земельные владения Святогорско­го монастыря отошли в казну, а уже в 1790 году хозяином Святогорья — со всеми землями и приписанными к ним крепостными крестьянами —стал свет­лейший князь Потемкин-Таврический. Наследовал ему князь Энгельгардт, затем — княгиня Юсупова. Наконец, после смерти сей последней Святогор-ское имение перешло к сыну княгини от первого брака — графу Александру Михайловичу Потемкину и его жене Татьяне Борисовне Потемкиной.К этому моменту в

Святогорской монастыре еще сохранялись многие по­стройки, хотя все они — кроме камен­ного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставшего после упраздне­ния обители приходским, — пребывали в весьма ветхом состоянии. Местность же окружающая не потеряла своей поэ­тической привлекательности, и супру­ги Потемкины не раз высказывали друг другу сожаление о том, что иноки здесь больше не живут. Татьяна Борисовна даже раздумывала — не приняться ли

Иллюстрация слева : портрет Потемкина А.М.

ей за хлопоты по возобновлению обите­ли, причем в качестве женской. В этих раздумьях ее застал иеромонах Арсе­ний (Митрофанов), посетивший петер­бургский дом Потемкиных в 1842 году (он собирал пожертвования для строи­тельства нового собора в Глинской пустыни). Татьяна Борисовна как-то сразу доверилась ему и высказала свое заветное желание — устроить в Святых Горах женский монастырь. Выслушав ее, отец Арсений будто бы ответил: «Нет, матушка, монастырю женскому не годится быть там, во-первых, потому, что место там лесное и пустынное, для слабого женского пола боязно будет там жить, а во-вторых, сами подумайте, прилично ли будет женским костям лежать поверх мужских монашеских костей?» Потемкины рассмеялись ост­роте отца Арсения и согласились с ним, что лучше возобновлять мужской мо­настырь. «А Вы пойдете туда в настоя­тели?» — последовал вопрос Татьяны Борисовны. «Охотно пойду, — согла­сился монах, — и хорошую братию вам с собой приведу, устроим вам общежи­тельный монастырь по уставу Глинской пустыни и нашего незабвенного старца игумена Филарета».

Хлопоты по восстановлению Свято­горского монастыря, начатые Потем­киными и поддержанные епископом Харьковским Иннокентием, увенчались успехом. В 1844 году, по решению Свя­тейшего Синода и Высочайшему указу, обитель была возобновлена. Первыми ее насельниками стали, как и предпола­галось, двенадцать монахов Глинской пустыни. Рассказывают, что по выходе из нее, на первом ночлеге, двое из них были утешены во сне явлением покой­ного старца Филарета. «И я, детки, еду с вами в Святые Горы, чтобы там по­могать вам в трудах!» — сказал старец, придав инокам сил и бодрости.
После торжественного освящения Святогорской обители, совершенного на Успение Божией Матери владыкой Иннокентием, начались суровые буд­ни. «С вершины горы увидели мы сию обетованную для нас землю, и хотя от­радно было в ней вселиться, однако тя­готило нас чувство нашего крайнего убо­жества и беспомощности», — вспоминал о тех днях архимандрит Арсений.
Строительные работы в Свято­горской пустыни решено было вести в двух направлениях — одновременно чинить старые здания и возводить новые. Благодаря помощи Потемкиных, доставлявших и необходимые материа­лы, и рабочих, монастырь благоустраи­вался довольно быстро. Спустя десять лет владыка Филарет (Гумилевский), в то время епископ Харьковский и Ах-тырский, так описывал в своем пред­ставлении Святейшему Синоду плоды деятельности архимандрита Арсения (приводим это описание с сокращения­ми, ибо оно очень пространно): «В пер­вом, по восстановлении сей Пустыни, в 1844 году он, архимандрит Арсений, при всем затруднении в способах к ее улучшению. успел исправить на пер­вый раз четыре отделения прежних совершенно уже павших деревянных келий и устроить братскую трапезу, просфорню, хлебню, гостиницу с не­обходимыми службами и кирпичный завод. В 1846 году открыл и возобно­вил подземную древнюю церковь во имя преподобных Антония и Феодо­сия. построил другую гостиницу со службами, каменный придел у входа в подземную церковь и таковой же у входа в пещеры; завел монастырскую пасеку и скотоводство, с устройством для последнего особого хутора вне мо­настыря. В 1847 году устроил другую церковь в углублении меловой ска­лы. и деревянную на каменном фун­даменте больницу о 16 номерах, для престарелых и болезнующих братий. В 1848 и 1849 годах соорудил новый теплый храм во имя Покрова Богоро­дицы с колокольнею при нем. В 1850 и 1851 годах возобновил на скале горний храм Святого Николая. » И так далее. К моменту кончины преподобного архимандрита Арсения (1859 год) все первейшие благоустроительные рабо­ты были завершены. Его преемнику (им стал при. Герман (Клица)) требова­лось лишь продолжать начатое отцом Арсением дело.

При отце Германе в монастыре по­явились Преображенская церковь (на самой вершине горы, до наших дней не сохранилась), новый Успенский собор и трапезный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — причем на постройку последнего пошли камни от старой Успенской церкви.
К концу XIX века Святогорская обитель выделялась среди прочих мо­настырей Слобожанщины благоустро­енностью. Ее посещало множество паломников, а местные жители совер­шенно не мыслили своего существова­ния без Святых Гор. В. И. Немирович-Данченко, посетивший Святогорский монастырь в 1870-е годы, отмечал: «Окрестному же населению вообще монастырь старается быть полезным. И влияние его все растет и растет. Так, например, случился около пожар; оби­тель не только послала свои инструмен­ты, но погоревшим выдала пособие от десяти до пятидесяти рублей».
Тяжелые времена для монасты­ря настали с началом Первой миро­вой войны, когда настоятелем его был иреиодобноисповедник Трифон (Скрипченко). В 1914 году в Святых Горах открылся лазарет на 50 кроватей, в 1915 году — еще один, на 60 пациен­тов. Кроме того, обитель постоянно содержала воинов-калек, а с сентября 1915 года принимала по мере своих возможностей беженцев из западных районов Российской империи. Мно­гие из них были истощены, и почти все лишились каких бы то ни было средств к существованию. К сожале­нию, документы, которые могли бы дать нам представление о масштабах помощи, оказываемой монастырем, пропали после революции. Но допод­линно известно, что беженцы получали от обители не только кров, а и горячее питание дважды в день. Многим из них это спасло жизнь. Одновременно с бе­женцами-мирянами в Святогорскую обитель прибыли эвакуированные ино­ки Почаевской Лавры. Всех их также необходимо было и питать, и покоить.
Трудности военного времени пере­росли вскоре в тяготы революционной эпохи. В июне 1917 года в Святогор­ской монастыре прошел первый обыск, чрезвычайно смутивший и настоятеля, и братию, и священноначалие. Одна­ко это было лишь начало. С 1918 года обыски и ограбления обители приняли систематический характер. Они сопро­вождались поруганием святынь и ос­корблениями монахов. Вот выдержка из «Описания действий большевиков в Святогорской пустыни Харьковской епархии», составленного иеродиаконом Лукой (Грицкевичем): «26 марта/8 апреля (1918 года — прим. ред.) явились в обитель 16 человек кавалерии Крас­ной Армии и направились в пещеры с обысками оружия. В церквах пещер­ных в шапках входили в святые Алта­ри, прикасались к святым Престолам с кощунственными словами и обло­качивались о них, клали свои шапки; один плетью ударил святую икону. Придя к настоятелю, дерзко, с угроза­ми расстрела, требовали вина. Набрав церковного вина, они расположились в настоятельских помещениях выпи­вать, а затем сели на лошадей, захватив при этом одну монастырскую лошадь, переехали через Донец, выстроились в шеренгу, сделали по обители несколь­ко залпов и уехали».
В 1922 году Святогорский мона­стырь был окончательно закрыт и преобразован в дом отдыха им. Арте­ма. Храмы переоборудовали соответ­ствующим образом — в Успенском соборе отдыхающим показывали кино, а в Покровской церкви — лечили гря­зями и водами. Возрождение обители началось лишь спустя семьдесят лет (восстановительные работы в пещерах проводились и несколько раньше — в 1980-е годы, усилиями Святогорского историко-архитектурного заповедни­ка), хотя дом отдыха функционировал в монастырских строениях вплоть до 2003 года, когда, наконец, все здания были переданы Церкви.

«СВЯТО-УСПЕНСКАЯ СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА»

84131, Украина, Донецкая область, г. Святогорск, ул. Заречная, 1
Тел.: (06262) 5-30-24, (06262) 5-34-24, (06262) 5-30-20
www.svyatogorsk.dn.ua

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА

Основатели Святогорской обители, несомненно, были романтиками, потому что более поэтичного и красивого места в восточной Украине нет. Умилительный уголок находится в звенящем птичьими голосами уголке донецких гор, подымающихся ввысь террасами, как на знаменитой «Троице» Андрея Рублева! Пребывая на вершине этих гор, как будто обретаешь настоящие крылья.

ИСТОРИЯ
Знаменитая Святогорская Лавра расположена на высоком правом берегу Северского Донца в местности, издревле известной под названием Святые Горы. Благодаря меткому выражению выдающегося русского писателя А. Чехова, за этой живописной местностью закрепилось еще одно название – «Донецкая Швейцария» . Святые горы – это меловые скалы, реликтовые сосны и лиственный лес, живописные ущелья и крутые обрывы над рекой на территории небольшого четырехкилометрового участка правого берега Донца между с. Богородичным и Татьяновкой. Северский Донец, самая большая река Восточной Украины, не случайно одна из первых воспета древнерусской литературой. Это наиболее живописная река Восточноевропейской равнины и наиболее удобная для отдыха. Именно Северский Донец, а вовсе не г. Донецк (ранее – Юзовка), дал название этому краю – Донбасс. Тяжело поверить, что всего лишь 300 лет тому Донецкий край, теперь один из наиболее густонаселенных районов мира, называли Диким полем. Тогда это была пограничная территория Московского царства: сюда из городов Рыльска и Путивля выставлялась боевая стража, охранявшая страну от крымских татар. С XVI века Святые Горы уже неоднократно упоминаются в русских летописях, переписях донецких сторож. Однако монахи считают, что основателями пустынножительства в Святых Горах стали выходцы Киево-Печерской Лавры, бежавшие от нашествия монголо-татар в середине XIII века.
Выбор места основания обители определялся наличием естественной крепости – меловой скалы, относительно недоступной для внешних врагов, и близостью существующей единственной переправы через Донец – «большого» или «посольского» перевоза, ставшего важной и чуть ли не единственной статьей дохода монастыря в первоначальный период существования. Первоначально монахи жили в пещерах меловой скалы , но уже в 1679 году была построена первая деревянная церковь у подножия утеса на берегу Донца – Церковь Петра и Павла. С этого времени начинается переселение монахов в наземные сооружения, а меловая скала оставалась пристанищем только для затворников. Святогорский монастырь стает не только популярной обителью, но и важным стратегическим пунктом приграничья. Святое место также служило прибежищем для бежавших из крымской неволи соотечественников, для гонимых Униею украинцев, а порою и для преследуемых царскими приставами донских казаков.
Активная колонизация края в XVII-XVIII веков сделала Святогорский монастырь крупным феодалом и одновременно религиозным центром Левобережной Украины и казацкого Дона. После закрытия монастыря в 1787 году указом Екатерины II (царица провела в стране секуляризацию – реформу уменьшения роли религии в жизни общества), новым владельцем Святогорского имения стал фаворит императрицы Г. Потемкин. Некоторые памятники архитектуры были построены по его инициативе, в частности Преображенская церковь в 1860 года. В этом же году был возведен так называемый Потемкинский дворец, служивший летней резиденцией магнатов. На берегу живописного озера по мановению царедворца возникают купальни для именитых гостей. Такие купальни в те времена назывались банями. Отсюда озеро и селение, возникшее на его берегу, получили название «Банное». В густом сосновом бору были выстроены благоустроенные и роскошные коттеджи, воздвигнуты корпуса с верандами для игр и увеселений, в графском парке по вечерам играл духовой оркестр. С тех пор Святые горы стали пользоваться большой популярностью и как рекреационный комплекс. В 1864 году село Банное было переименовано в Святогорск . Владеть этим удивительным уголком возжелала и сама государыня Екатерина II, о чем поставила в известность владельца: «Друг мой сердечный, князь Григорий Александрович! Дав тебе рай земной сегодня, как ты называешь ту дачу, которую ты у меня просил, прошу тебя, если вздумаешь оную паки продать, предпочтительно мне оную продать. ».
Упразднённый монастырь продолжал оставаться невероятно популярным среди паломников, которые в престольные праздники десятками тысяч наполняли полуразрушенные храмы бывшей обители. В связи с этим император Николай I вынужден был в 1844 году возобновить его работу. Первыми насельниками стали последователи знаменитого старца Глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского). Количество подвижников в течение 2 половины XІX века непрерывно растет, достигнув в начале XX века 500 человек. Среди них яркие личности – талантливые самоучки: отец Стефан, чьи снимки Святогорья обошли всю Россию (сегодня эти снимки являются важнейшим материалом для реставрационных работ), отец Антоний, прозванный «русским Эдисоном». Как и древние подвижники, 17 лет, заточенный в пещере на верхушке скалы, провел святой Иоанн Заточник. Ежедневно он совершал по 700 земных и сотни поясных поклонов, 5 тысяч молитв Иисусовых, тысячу Богородичных и других молитв. Отшельник имел дар прозорливости и чудотворения. Известно, что в гостинице Святогорского монастыря останавливались Г. Сковорода, А. Чехов, И. Бунин, Ф. Тютчев, Н. Немирович-Данченко, И. Репин и другие выдающиеся соотечественники. На месте страшной аварии царского поезда 17 октября 1888 года и чудесного спасения царской семьи – на ж/д станции «Борка», святогорские монахи создают знаменитый на всю империю Спасов скит. Получение одним из крупнейших в Российской империи монастырей статуса Лавры было прервано трагическими событиями большевистского переворота. В 1922 году советская власть преобразовывает монастырь в Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Были уничтожены монастырские скиты, Преображенский, Всехсвятский и Петропавловский храмы. В Успенском соборе был устроен кинотеатр, в подземной церкви пр. Антония и Феодосия Печерских – овощехранилище, а в храме преподобного Алексия – музей антирелигиозной пропаганды. На вершине соседней горы, напротив золотых куполов, был установлен памятник революционеру Артему.
27 мая 1980 года постановлением правительства УССР монастырские здания, представляющие культурную ценность, вошли в состав Государственного историко-архитектурного заповедника г. Славяногорска (теперь – Святогорска) Донецкой области. С возращения монастырю в 1992 году Успенского собора, начинается возрождение обители. В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении заповедника жилые и хозяйственные строения. В части строений монастыря разместилась одна из старейших здравниц Украины – санаторий «Святые горы». В 2004 году Священный Синод УПЦ МП принял решение предоставить Святогорскому мужскому монастырю Горловской епархии статус Лавры. Святогорская Лавра – третья в Украине, после Киево-Печерской и Почаевской, и пятая – в СНГ. На сегодняшний день количество братии составляет более 120 послушников. В одном из помещений Гостиничного двора Лавры действуют музей истории Святогорской обители. В 2004 году состоялось открытие панорамы (диорамы) «Святые горы в XVII веке». Лавра и заповедник находится в зоне Национального природного парка «Святые горы» (создан 13 февраля 1997 года Указом Президента Украины).

АРХИТЕКТУРА
В настоящее время монастырь включает следующие сооружения:
Успения Пресвятой Богородицы собор (сер. XIX в.) – самое главное и монументальное сооружение монастырского ансамбля. Построенный академиком А. Горностаевым в русско-византийском стиле собор поблескивает на десятки километров настоящим сусальным золотом своих пяти глав.
Покрова Пресвятой Богородицы церковь (сер. XIX в.) – классическое сооружение воздвигнутое знаменитым архитектором К. Тоном. Присущи этому стилю строгие архитектурные объемы, прямые линии, цилиндрической формы колонны гармонично увенчиваются традиционно российским тяжелым луковичным куполом. В барабане колокольни устроены куранты, сделанные мастером самоучкой, монахом Антонином. С расположенной над зданием церкви колокольни раздается звон на десятки километров.

Дом настоятеля (сер. XIX в.) – 2-х этажное здание, примыкающее к Покровской церкви. Сохранено стилевое единство с соседствующим храмом.
Николаевская церковь (XVII в.) – памятник украинского барокко. Храм расположен на самой вершине меловой скалы, визуально завершает очертания грубого утеса. Правильность форм в сочетании с живописным ландшафтом подчеркивают скромную и вместе с тем подлинную элегантность сооружения. Церковь имеет высеченный в меловой части скалы – алтарь. У однонефной, трехкупольной церкви восточный купол – меловый, центральный – кирпичный, западный – деревянный.
Св. Андрея Первозванного часовня (или Верхний павильон паломников, сер. XIX в.) – расположена восточнее Никольского храма. Без алтаря, предназначена для молебна. Имеет видовую площадку, с которой открывается лучшая в округе панорама. Хаотичная кладка четырех массивных столбов часовни навевает исторические ассоциации с древней крепостью и позволяет окунуться в захватывающие и приключенческие времена прошлого.
Пещерный монастырь («Пещерник» или Нижний павильон XVII ст.) – самая древняя часть обители, включающая два яруса сооружений в меловой скале – церкви, кельи, трапезная, километровый лабиринт подземных ходов. Архитектурными памятниками «Пещерника» являются церковь Св. Иоанна Предтечи (в центре храма – столб, на котором, по преданию, обрели чудотворную икону Николая Угодника и который помогает от зубной боли) и храм Св. Алексия.
Преподобных Антония и Феодосия Печерских пещерная церковь (сер. XIX в.) – вырублена в соседней горе (гора Артема), при входе в церковь в 2001 году. На поверхности создан скит св. Антония (каменная колокольня, домик для подвижников, ограда).
Церковь Всех Святых Всесвятского скита (2001 г.) – один из лучших образцов современного деревянного зодчества, имитирующий древнерусский теремной стиль XVI-XVII веков. Скит – место обитания для монахов-аскетов, поэтому доступ мирянам разрешен только четыре раза в год.
Гостиничный двор (сер. XIX в.) – помещения для богомольцев, трапезная, музей, хозяйственные постройки.
Святых Кирилла и Мефодия часовня.

СВЯТЫНИ
Святогорская икона Божьей Матери (сер. XIX в.) – главная святыня монастыря, исцеляющая от разных недугов после усердной молитвы перед ней. Исцеление получают также от помазания больного места маслом от лампады, горящей перед иконой, а также от прикладывания засушенных цветков, украшавших святыню.
Икона святителя Николая с изображением Святогорской обители внизу.
Святые мощи Иоанна Затворника. Рака Иоанна вместе с материнским крестом, который святой всю жизнь носил на себе, находятся в Успенском соборе монастыря.

ЗАПОВЕДНИК
В состав комплекса заповедника входят 35 объектов, среди которых главные культовые сооружения монастыря – Успенский собор, Покровская церковь, Николаевская церковь, подземная церковь Антония и Феодосия, а также памятник Артему и, находящийся рядом, Мемориал Великой отечественной войны. В 2001 году постановлением Кабинета Министров Украины объекты Святогорского заповедника были отнесены к памятникам национального значения. Памятник Артему (24 м) – единственное из дошедших до настоящего времени произведений в таком стиле, как кубизм. Артем – это псевдоним соратника Сталина и известного кровавого революционера Ф. Сергеева, являющегося основателем на этих землях в 1918 году Донецко-Криворожской республики. За 30 лет до появления на горе памятника, это событие предсказал блаженный монастыря Исаакий, который убедил настоятеля не строить на этой горе новый храм, так как там будет стоять «большой человек». Эта гигантская фигура революционера, созданная выдающимся советским скульптором И. Кавалеридзе, является единственной в Донбассе монументальной скульптурой внесенной в реестр памятников национального значения Украины. Находящийся рядом Мемориальный комплекс создан в 1985 году и посвящен воинам легендарной 62 армии В. Чуйкова, в том числе Героям СССР – Шуклину, Сечкину, Батюку и другим. В состав комплекса входит братская могила 272 воинов, погибших во время освобождения этого района от фашистов, Блок памяти (2095 имен погибших) и памятник разведчику-артиллеристу Камышеву.

МЕРОПРИЯТИЯ
Святогорские скалы и особенно памятник Артему являются излюбленным тренировочным местом отечественных скалолазов и альпинистов.
Свято-Успенская Святогорская Лавра
84131, Украина, Донецкая область, г. Святогорск, ул. Заречная, 1
Тел.: (06262) 5-30-24, (06262) 5-34-24, (06262) 5-30-20
www.svyatogorsk.dn.ua

Возможен заказ экскурсий по телефону: (06262) 5-53-38, (06262) 5-51-63, (06262) 5-51-25
Стоимость экскурсионного обслуживания – 3 грн. с человека.

График работы музея и экскурсионного обслуживания на территории Лавры:
ежедневно, кроме вторника и религиозных праздников, с 9.00 до 17.00.

Расписание/график богослужений:
06.00 – ранняя литургия и полунощница;
07.45 – соборный молебен с акафистом почитаемым святым:
— вторник – акафист святителю Николаю;
— среда – Божией Матери (Покрову и Успению попеременно);
— четверг – преподобному Иоанну Затворнику;
09.00 – поздняя литургия в Успенском соборе;
14:00 – молебен святителю Николаю в одноименном храме на скале;
17.00 – вечернее богослужение.
Кроме того:
— каждую субботу в Лавре служится панихида по усопшим;
— в воскресные дни (кроме дней, когда происходит Всенощное бдение), после окончания вечернего богослужения, служится соборный молебен перед иконой Святогорской Божией Матери;
— в дни Великого Поста, по вторникам, со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование;
— в Покровском храме обители ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтыри;
— особо торжественные богослужения происходят в престольные дни монастыря.

Святогорский монастырь донецкая область

Первые монахи поселились в XIV или XV веках (по некоторым данным, даже в XI веке). Основателем Святогорской монашеской общины считается преподобный Иоасаф. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года. В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор.

В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.

28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

Учитывая древность обители, ее историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры [1] . Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине (после Киево-Печерской и Почаевской) Лаврой.

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших [2] . В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый [3] . Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38) [4] . Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года [5] .

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина). [6]

Современное состояние

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России.

На сегодня отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Со стен древних пещер стерты раны богоборческой эпохи, и восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божьего и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Настоящим памятником деревянного зодчества можно считать возрожденный Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.

Сегодня все храмы, пещеры и уцелевшие здания вернули монастырю. Послушание в обители несут более сотни человек братии.

Описание монастыря

Первые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проемы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проемы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене еще видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 г. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX в. Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет ее с квадратной трапезной, севернее которой шел проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведет к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 г. сюда, во времена царя, сослали раскольника Чекменьева, который «сиял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия.

Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали ее последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалеку от нее археологи нашли посуду VIII—X вв. Следовательно, здесь жили еще в каменном веке, сюда бежали люди в момент опасности, здесь отправляли язычники (язычники) и первые христиане свои культовые обряды.

На площадке мелового утеса торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, построенной в Харьковско-Изюмском стиле украинской архитектуры. Согласно рисунку монастыря в 1679 г. на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленимы окошками. Очевидно пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала ее украшением. Как в других украинских церквях, ее купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI вв., пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объема восьмигранник меньшего объема. Над алтарем церкви возвышается пирамидальная баня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Центральную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) бани.

flackelf

Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь!

Для жителей центральной,а тем более западной Украины ,восток страны ассоциируется к сожалению только с шахтами,терриконами,индустриальным пейзажем,ну и таким нелюбимым президентом Януковичем со своими мифическими «донецкими бандитами»

Хочу попытаться сломать этот идиотский стереотип.
Есть на севере донецкой области местность под названием «национальный парк Святые горы» .Вдоль Северского Донца,а это самая крупная река на востоке Украины,тянутся живописные леса и меловые горы,на одной из которых прямо над Северским Донцом и расположен Свято Успенский мужской монастырь,которому в 2004 году был дан статус лавры.

Добраться сюда из Киева можно через городок Славянск,через который идет поезд №120 Киев-Донецк.Правда сейчас движение на этом жд участке сокращено из за реконструкции ,но вскоре поездов будет больше.Ехать туда из Киева через Донецк не рекомендую,Донецк по жд дальше от Киева чем Славянск ,да и ехать от него в Святогорск почти 180 км,через всю область,а Донецкий регион отнюдь не маленький.

В тот день я убежал от холодного циклона,накрывшего запад и весь центр страны.В Донбассе было почти жарко.

Для киевлянина сразу бросается в глаза обилие надписей на русском языке.Вернее почти полное отсутствие на украинском.На государственном пишет только почта,железная дорога и государственная администрация и то ,иногда надпись по украински продублирована русской.Неслыханно для Киева,ведь у нас вторая надпись обычно только по английски,
Английский это второй язык для киевлян,а вы не знали?Любой киевский обыватель,не говоря уже о пенсионерах,свободно им владеет. Все таки в Европу идем как никак.
А русский,это конечно иностранный, ведь так хочет государство .

Еще бросаются в глаза совершенно разбитые дороги и практически полное отсутствие дорогих автомобилей.

Иногда попадаются бигборды с вот такой идиотской рекламой.

На автовокзале Славянска

Маршрутка на Святогорск,единственная курсирующая в тот день.Транспортное сообщение Славянска со Святогорском отвратительное.Много проходящих из Донецка автобусов и маршруток ,но мест практически нет. Прямое сообщение Святогорска с Харьковым и другими города восточной Украины отсутствует.А ведь до Харькова ,крупнейшего города Украины,расстояние отсюда не более чем до Донецка.
Сказывается инфраструктурная и административная связанность Святогорского курорта только со своим регионом-Донецкой областью.Пора бы дончанам подумать о туристической «раскрутке» этих мест в общегосударственном масштабе.А места действительно очень красивые.

Ничего не оставалось, как 40 километров,отделяющих Славянск от Святогорска,проехать в совершенно забитой маршрутке.Водитель гнал со скоростью 100 км в час,петляя по извилистой дороге.Местность тут сильно пересеченная и когда маршрутка, на огромной скорости ,в очередной раз «проваливалась» в балку сердце замирало.Впрочем местные жители похоже привыкли к такой езде.

Совершенно разбитая международная трасса Харьков-Ростов на Дону.Дорога Е40 связывает Европу с Кавказом и югом России,через Украину.

В маршрутке конечно пришлось стоять,причем на одной ноге.Еще хорошо,что водитель брал стоячих. Альтернативой было только такси.Таксисты просят от Славянска до Святогорска 100 гривен,а маршрутка стоит всего 10гр с человека.Если ехать компанией,то лучше конечно воспользоваться такси.

Городок,вернее скорее поселок Святогорск, довольно маленький но очень ухоженный.Единственной отраслью экономики тут является туризм.

С северной стороны к поселку вплотную подходит сосновый лес,в котором расположены базы отдыха,бывшие санатории и пионерские лагеря.Некоторые из них в плачевном состоянии,но большинство этой инфраструктуры сохранилось.Тут расположены здравницы всего Донецкого края.

Кстати мой, уже покойный отец, родом из Донецкой области (город Краматорск), когда то рассказывал мне о этих местах.

Весь поселок в таких вот табличках.Я совершенно зря договаривался о жилье заранее ,по интернету.

Скульптуры из меловых пород

Почти со всех точек поселка открывается великолепный вид на высокий правый берег Северского Донца и храмы лавры,расположенные на меловой горе.

Неспешная провинциальная жизнь

В этих местах очень почитают все связанное с Великой Отечественной войной.В 1941-43 годах река Северский Донец была линией фронта и тут беспрерывно шли тяжелейшие бои.Мой отец,подростком пережил оккупацию недалеко отсюда,в городе Краматорске.Он много рассказывал о войне ,в том числе и о беспрерывной канонаде,доносящейся с фронта,проходящего по Донцу.

Уже на подходе к берегу Донца открывается потрясающий вид на Святогорскую лавру .

Река Северский Донец не очень широкая,наподобие нашей Десны,возможно даже уже.Течение у Донца не быстрое.Во времена СССР, Донец был грязной рекой и деиндустриализация последних 20 лет положительно сказалась на местной экологии.Впрочем это похоже единственный позитивный аспект ,развала отечественной индустрии.

Мостик,ведущий в Свято Успенскую Святогрскую лавру

Когда основан Святогорский монастырь точно не известно.Большую известность эта обитель приобрела с 16 века,но монахи тут жили с гораздо более древних времен.
Нелегко им приходилось,потому как места эти находились на самой южной окраине Руси ,на границе с Диким полем.
Статус лавры,как я уже писал,был дан монастырю совсем недавно,в 2004 году. Впервые за 170 лет,со времени присвоения этого статуса Почаевскому монастырю в 1833г.
Между прочим нынешний президент Украины,в бытность губернатора Донецкой области,оказывал большое содействие в возрождении обители.

На другой горе стоит огромная статуя Артема,установленная в советский период нашей истории.Во времена СССР монастырь был закрыт и использовался как дом отдыха.
В 1992 году обитель была возрождена.Вот такой неоднозначный был 1992 год,с одной стороны расчленение моей страны СССР и рассечение её искусственными границами,с другой -возрождение Православия на Руси.

Николаевская церковь на Святой Скале и часовня Андрея Первозванного

Заметил большое количество автомобилей из сопредельных регионов Российской федерации.Паломники и туристы приезжают сюда с Юга России,Северного Кавказа и это не считая приезжих с юго востока Украины,которых большинство.Со слов хозяина,у которого остановился,приезжие из Киева -тут нечастые гости.

Статуя Святой Богородице у входа в лавру.

Вход в лавру охраняется казаками.Все очень строго,женщин в брюках и мужчин в шортах не пускают.При этом никому не приходит в голову брать с людей деньги за проход на территорию святыни,как это делается в Киеве.

Успенский собор лавры.Отрыт для посещения только во время богослужений.

за Успенским собором находятся вольеры ,в которых живут павлины и другие красивые птицы.

Отсюда начинается ход в пещеры,прорытые монахами в меловых породах горы.По пещерной галерее идет 900 метровый подъем на Святую гору ,где расположены храмы.Посетители и паломники могут пройти туда только со специальным экскурсоводом,экскурсия совсем недорогая,всего 8 гривен

Совершенно потрясающий монастырский кот.

Вместе с группой,через пещеры, я поднялся на Святую гору.Нет слов передать великолепие видов,открывающихся с неё.Оттуда на много километров на север видна прилегающая местность.
Представляю с какими трудностями столкнулась Красная армия,когда в 1943 году штурмовала донецкий фронт, ведь тут была идеальная позиция для немецких наблюдателей.

Здесь хорошо видны размеры Святогорска.Весь поселок -как на ладони.

Далее ,за горой расположен монашеский скит ,названный Всехсвятским,в честь Всех Святых в земле Русской просиявших.
Построен (восстановлен) в последние 10 лет в русском стиле

Тут же рядом ,могилы воинов Красной армии

По этой дороге,длинной в 2,5 километра,идет извилистый спуск вниз,к мосту через Донец.По ней кстати можно подняться на Святую гору, минуя экскурсию по пещерной галерее.

Скит преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Места изумительные и воздух чистейший

Продолжение в виде отчета по Харькову и Изюму ,следует.

Свято-Успенская Святогорская лавра

тел.: +7 (06262) 530 24

Архиепископ Святогорский Арсений (Яковенко)

Святогорская лавра — один из крупнейших монастырей Украины. Она расположена на высоком правом берегу Северского Донца, известна своими великолепными видами. В лавре находится чудотворная Святогорская икона Божией Матери.

Достоверных сведений об истории Святогорского монастыря до XVII века практически нет. В XVII веке монастырь часто подвергался набегам крымских татар, которые разоряли обитель и уводили в плен монахов. Для защиты от неприятеля неподалеку от монастыря была поставлена крепость, просуществовавшая до XVIII века. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был закрыт, а все его имущество передано в казну. Вновь монастырь открылся только в 1844 году, при Николае I. До революции Святогорский монастырь рос и богател, привлекая паломников со всего юга Российской империи. В годы Первой мировой войны монастырь дал приют 700 беженцам с охваченных войной территорий, при нем была построена больница для раненых солдат.

В 1922 году монастырь был закрыт советской властью, а на его месте расположился дом отдыха. В пещерной церкви Алексия человека Божьего открыли музей антирелигиозной пропаганды.

Монастырь вернули Церкви в 1992 году. В 2004 году он получил статус лавры и стал третьей православной лаврой на Украине — после Киево-Печерской и Почаевской.

Интересные факты о Святогорской лавре

Святогорская лавра славится своими колоколами: всего в монастыре 54 колокола, а звонари используют 25 мелодий звона.

Первые сооружения — как жилые помещения, так и церкви — Святогорского монастыря были пещерными. До конца XVII века монастырь не имел ни одного наземного сооружения.

В XIX веке Святогорский монастырь посещали многие путешественники, в том числе император Александр II с семьей. О Святых горах писали Тютчев, Бунин, Чехов, Немирович-Данченко.

Пещерный храм Алексия человека Божьего, в котором с 30-х годов до Великой Отечественной войны действовал музей антирелигиозной пропаганды, выдавался агитаторами за бывшую подземную тюрьму с камерами пыток.

Святогорская лавра – православная святыня Украины

Сюда всегда стремились не только группы паломников, но и обычные туристы. Многие бывавшие здесь говорили, что земля эта переполнена благодатью и любовью, которая чувствовалась и в богатстве зелени и цветов, и в доброжелательности местных жителей, и во многих исцелениях, которые получали здесь больные и страждущие.

Пять веков истории Святогорской Лавры…

Монастырь был основан в 16 веке. Сначала монахи жили в пещерах в высокой меловой скале, и только с конца 17 века стали строить церкви и жилые здания у реки и переселяться туда. В этом святом месте не отказывали в пристанище странникам.

В конце 18 века Екатерина II закрыла монастырь и передала Святогорье Григорию Потемкину, который создал здесь роскошные условия для дворянских увеселений. Но народ продолжал поклоняться монастырским святыням, поэтому по приказу Николая I в 1844 году обитель была возрождена и после этого 70 лет процветала.

В 1922 году здесь был организован дом отдыха для донбасских трудящихся. В соборах и храмах находились кинотеатр, овощехранилище, антирелигиозный музей. Здравница сохранилась в виде санатория «Святые горы» рядом с Лаврой.

Возродилась снова обитель ровно через 70 лет, в 1992 году. Статус Лавры был дан Святогорскому монастырю в 2004-м. Святогорская Лавра находится на территории созданного в 1997 году национального парка «Святые Горы».

Чем интересна Святогорская лавра для туристов?

Программа для не особо набожных посетителей здесь давно налажена. Между самыми интересными местами приличные расстояния, поэтому экскурсии в основном автобусные. Опытные гиды увлекательно рассказывают о самых главных святынях обители. Это:

  • Успенский собор с нетленными мощами Святого чудотворца и прозорливца Затворника Иоанна;
  • меловые пещеры в близлежащих Святых горах;
  • пещера Иоанна Затворника на вершине скалы;
  • памятник революционному деятелю Артему на горной вершине;
  • монашеский деревянный скит, но туда туристы могли попасть только два дня в году;
  • село Богородичне с освященным родниковым источником.

За порядком на территории Святогорской лавры следят казаки. Они не пропустят в обитель женщину без платка, в брюках или юбке выше колена, с голыми выше локтя руками, мужчину в шортах или спортивном костюме. Летом разрешается купание в Северском Донце недалеко от монастыря, отдых среди природных красот здесь никогда не запрещался.

3.
Деревянный скит

Не хочется писать об этом святом месте в прошедшем времени. Молитвы, которые возносятся к небу из белых храмов с золотыми куполами, должны быть услышаны. В Святогорскую лавру должны вернуться мир и благополучие, как и на весь Донбасс. Мира и добра Вам, друзья!

Информация для путешественников:

Адрес: ул. Заречная, 1, г. Святогорск, Донецкая область, Украина.
Телефоны: +38-06262-5-30-24, 5-34-24
График работы Лавры: без выходных. Начало богослужений — 6:00.

Музей истории Святогорской Лавры
Время работы: ежедневно с 9 .00 до 16.30 , кроме церковных праздников.
Стоимость билетов: взрослый — 8 гривен, детский — 4 гривны.

Как добраться:

На автомобиле из Харькова Вы можете доехать по трассе Е-40. Из Донецка (160 км.) можно доехать на автобусе или маршрутном такси. Также через Святогорск проходят поезда Киев – Луганск, Донецк – Москва, Харьков – Луганск и Донецк – Луганск.

Святогорская лавра на карте:

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях:

Ссылка на основную публикацию