Свято вознесенский женский монастырь

Свято-Вознесенский женский монастырь

Официальный сайт монастыря

Православный календарь

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Прп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850). Прп. Льва Оптинского (1841). Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших1.

Прп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мцц. Зинаиды и Филониллы (I).

Сщмчч. Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).

Флп., 238 зач., I, 20–27. Лк., 41 зач., IX, 7–11. Ап.: Деян., 20 зач., VIII, 26–39. Лк., 50 зач., X, 1–21.

Облако меток

Святыни монастыря

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери

Икона пожертвована в 2005 году архимандритом Назарием, наместником Александро-Невской Лавры из запасников этого монастыря и является списком с чудотворной Тихвинской иконы, которая находится в г. Тихвине. Ныне она находится в монастырском храме и ей сделана богато украшенная риза.
Интересно, что до революции в монастыре находилась местно-чтимая икона Божией Матери Тихвинская, которая впоследствии была утеряна. Вот небольшие сведения о ней:
«Весной 1910 года при очередном посещении монастыря Преосвященный Гермоген особо интересовался местно-чтимой чудотворной Тихвинской иконой, для которой он на свои деньги заказал новую серебряную вызолоченную ризу и металлический киот. Эта икона была пожертвована торговцем Краюшкиным Дубовскому монастырю после чудесных событий, связанных с нею. Икона во время пожара, бывшего в доме Краюшкина осталась невредимой, когда сгорел весь дом с имуществом. По прошествии двух лет неожиданно потускнел и исчез лик Божией Матери и также неожиданно проявился через несколько лет.
В монастыре икона помещалась во время зимы в теплой церкви под особым балдахином, летом на аналое в летнем храме. Одержимые беснованием люди не могли подходить к этой чудотворной иконе близко. Однажды, две девочки, одержимые этим недугом, были насильно подведены несколькими людьми к этой иконе, и они получили исцеление, причем одна из них осталась жить в монастыре. Свидетелями этого события были все сестры обители.»

Мощи протоиерея Иоанна Покровского

протоиерей Иоанн Покровский

Протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский родился в 1816 г. Настоятель Успенского собора посада Дубовки Царицынского уезда Саратовской губернии в 1847–1850 гг. и в 1853–1876 гг. В 1850–1853 гг. — протоиерей Аткарского Михаило-Архангельского собора. Вел высокоаскетическую жизнь, удаляясь по временам в ископанную им самим пещеру для уединенной молитвы. Красноречие и особенный такт в проповеди Слова Божия были характерной особенностью о. Иоанна, позволявшей обращать многочисленных раскольников из местного населения.
В 1850 г. он был назначен первоприсутствующим в Аткарском духовном правлении, но дубовские прихожане через Святейший Синод опять возвратили его к себе в Дубовку.
По благословению старца о. Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии о. Иоанн взялся за устройство в Дубовке женского монастыря. В 1864 г. он ездил к епископу Саратовскому Иоанникию (Рудневу) за благословением на строительство монастыря. Основание обители сопровождалось чудом — во время молитвы о. Иоанна на месте будущего монастыря его видели стоящим на воздухе. 7 ноября 1865г. о. Иоанн отслужил первую всенощную для первых насельниц обители, а 25 мая 1867 г. освятил первый каменный храм монастыря, и в течение 1865–1876 гг. о. Иоанн — бессменный духовник монастыря.Ковчег в храме с мощами протоиерея Иоанна Покровского

По ходатайству о. Иоанна игуменией стала монахиня Виталия († 1907 г.) но вскоре в обители начались нестроения: некоторые монахини оклеветали о. Иоанна, и он был оправдан лишь после смерти. Лишь вмешательство императрицы Марии Александровны помогло водворить в обители мир.

По свидетельству монахинь Дубовского монастыря, о. Иоанн стяжал дар прозорливости: он предсказал день своей смерти, грядущее успокоение в монастыре после его смерти и свое посмертное оправдание. О. Иоанн умер в ночь на 29 октября 1876 г., и его отпевал епископ Тихон (Покровский), приехавший освящать новопостроенный Воскресенский храм в Дубовке. Протоиерей Иоанн составил сборник поучений и сочинений на духовные темы.

Ковчег с мощами отца Иоанна

В годы безбожного гонения склеп о. Иоанна Покровского был разграблен. 25 мая (7 июня) 1992 г. его останки были обретены и поставлены в соборной церкви возрожденного монастыря. Читать подробнее…
В настоящее время в Волгоградской епархии собираются материалы для прославления праведного Иоанна Дубовского в лике святых.

49° 3.5901 ′N , 44° 49.3171 ′E
49.05983N, 44.82195E
49°3′35.41″N, 44°49′19.03″E

5 материалов по 1 объекту, 127 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Дубовке.

Свято-Вознесенский женский монастырь / Holy ascension convent

49° 3.4174 ′N , 44° 47.1080 ′E
49.05696N, 44.78513E
49°3′25.04″N, 44°47′6.48″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Провинциальный монастырь главнее областного храма

Материал понравился:

49° 3.4078 ′N , 44° 47.1290 ′E
49.05680N, 44.78548E
49°3′24.47″N, 44°47′7.74″E

Мы привыкли, что основные события и главные здания расположены в столицах или хотя бы в областных центрах. Но не всегда так бывает. Обстоятельства сложились так, что в течение двух дней сначала я побывал в храме, расположенном в областном центре Волгограде Храм-путешественник и его окрестности, но который является подворьем Свято-Вознесенского женского монастыря, находящемся в нескольких километрах возле города Дубовка.

Ехать в Дубовку в 2014 году я не планировал, а когда мои родственники, с которыми я приехал в Волгоград, собрались на Мамаев курган, то я хотел прогуляться по Волгограду. Но муж моей двоюродной сестры предложил навестить их. Потом сестра удивлялась — на её памяти муж никогда в церковь не заходил, а здесь аж в монастыре побывал. Видимо есть какое-то чувство убеждения у меня, ведь хочется новое увидеть.

Перед нашим взором раскинулась территория монастыря и храм в глубине.

Основателем, учредителем и строителем будущего монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский (1816-1876), служивший настоятелем в Успенском соборе Дубовки в 1847—1850 годах и в 1853—1876 годах .

Протоирей Иоанн Алексеевич Покровский

Как вспоминали о нём современники: «Скромный человек замечательной жизни, усыпанной терниями, отличавшийся по своим остроумным проповедям и по особой любви к страждущему человечеству. Он чуток был ко всем, к нему приходили все : молокане и всевозможные сектанты, и он, всегда отзывчивый на чужое горе, никого не отпускал без посильной помощи, поэтому всё население Дубовки его любило и уважало».

Интересно, что на месте современного санатория «Дубовка» На встречу с дубом-патриархом находился его сад, в котором он выкопал небольшую пещеру в которой он молился в одиночку.

Какая разная покупная способность была у рубля в ту пору и в современности. Прошлое даёт огромнейшую фору настоящему. Летом 1864 года Иоанн покупает у мещанки А.И.Шишлянниковой за 1000 рублей усадьбу с садом и двумя прудами. В октябре 1865 года был построен первый флигель, а 7 ноября 1865 года (по старому стилю) служится первая торжественная всенощная. Эта дата считается основанием обители.

Летом 1866 года было начато строительство двухэтажного келейного корпуса и пристроенным к нему домовым холодным однопрестольным храмом в честь святого Иоанна Предтечи. Храм был освящён осенью 1866 года.

29 мая 1880 года был заложен собор в честь Вознесения Господня. Несчастливая судьба была у этого храма. После пяти лет строительства ночью рухнул внутрь храма главный купол. Исправлять положение прибыл известный архитектор, сделавший много для архитектуры Саратова, Алексей Маркович Салько (1839—1918). В результате в 1891 году храм был освящен.

Свято-Вознесенский Барколабовский женский монастырь

Б арколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра к югу от деревни Барколабово, в 12 верстах от города Быхова. Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака.тВ 1564 г. он основывает замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака, Евы, с князем Соломерецким, деревня Барколабово становится культурным центром приднепровского края. Здесь создается известная во всей Речи Посполитой библиотека.

У князя Соломерецкого в то время жили и работали домашними учителями Лаврентий Зизаний и Мелентий (Максим) Смотрицкий – известные ученые и общественные политические деятели. «Азбукой» и «Грамматикой» Л. Зизания пользовались в школах Беларуси, Украины и Литвы. Самым авторитетным учебником по славянскому языку более двух столетий была «Грамматика» М. Смотрицкого. «Вратами своей учености» назвал М.В. Ломоносов его «Грамматику». Удивляет, что мы знаем про Мелентия Смотрицкого из биографии Ломоносова и не знаем про его деятельность в нашем крае из истории Беларуси.

С мотрицкий надолго связывает свою судьбу с семьей князя Соломерецкого, часто живет в его имении, выезжает за границу с его сыном Богданом для продолжения образования. Они провели несколько лет в разных городах Силезии, Словакии и Германии, слушая лекции во многих университетах. За границей Смотрицкий получил и степень доктора медицины. Обширна его деятельность по защите и установлению православия в нашем крае. За это он преследовался властями Речи Посполитой.

В то время Беларусь входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой, все жители которой по соглашению должны были иметь одинаковые права. Но королевские власти проводили жесткую политику ополячивания белорусского народа, насильно насаждали католицизм. М. Смотрицкий одним из первых повел решительную борьбу с пленением родного края. В это время он пишет вместе со многими другими произведениями свое главное сочинение – «Трэнас» или «Лямант восточной церкви», где от имени Матери-Церкви призывает белорусский, русский и украинский народы к объединению, к борьбе за свои права.

М ногие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляли жить, придерживаясь чужих обычаев и традиций. К чести Баркулаба Корсака и его наследников, они не изменили духовным народным традициям, родному языку, православной вере, настойчиво боролись за свои взгляды. Вот почему Корсак сразу же строит в деревне и в округе православные церкви. В 1594 г. князем Соломерицким была заложена церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В 1626 г. дети князя Соломерицкого, Богдан и Анна, наставником которых был Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово.

Б олее того, через некоторое время княжна Елена Соломерецкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 г. Стеткевич получает «разрешение на Барколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Южнее местечка Барколабово, в живописном уголке около Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов красивая и величественная Соборная церковь. Позже выросли высокая колокольня – ворота, каменное ограждение и другие постройки.

В скоре после сооружения главного храма в жизни обители произошло событие исключительного значения. Возвращаясь летом из Польши, князь Пожарский, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимой им иконой Божией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. И вот описание того, что совершилось в знаменательный для Барколабовской обители 1648 г. «Тайну Цареву подобает хранить, дела же Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше-Литве, в лето от сотворения мира 7156, от Рождества Христова 1648, при державе польского короля Владислава четвертого, грядущаго из Польши, князь воинов Российских, прозванием Пожарский, с собою имеяша сию Икону Пресвятыя Богородицы из Польши и егда прииде на место сие идеже ныне у врат великих, тогда ста икона неподвижима; трудяся же князь, хотя конскою силою и младыми отроки двигнути, и ничтоже успе, и бысть икона неподвижима. Сие видя, князь пойде в монастырь к игумении тогда бывшей, Фотинии Киркоровне, рече: возмите икону Пресвятыя Богородице, ибо хощет Мати Божия зде пребывати. Тогда игумения с сетрами пришедши, взяше с подобающею честию икону ресвятыя Богородицы, поставила ю посреде церкве, и оставиша до утрия, где бы поставиша оную; егда же приидоша на утрие в церковь, обретоша икону саму о себе ставшу при стене, идеже ныне стоит. Празднование оной совершается месяца июля 11 числа, в день святыя великомученицы Евфимии Прехвальныя в оньже день сия икона прибыла в монастырь Барколабовский».

В есть о чудесном явлении быстро распространилась и с разных концов стали стекаться богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу. И доныне, каждый, кто с искренней верой молится перед Барколабовской иконой Божией Матери, прося заступничества Царицы Небесной, получает утешение и помощь. 13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре освящен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 2011 г. завершено строительство колокольни, заложен фундамент для строительства сестринского корпуса. Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью 14.0466 га земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5,6900 га, для строительства и обслуживания монастыря.

В обители проживает 17 насельниц (2017 г.). Настоятельница монастыря – схиигумения Антония (Полуянова).

Свято-Вознесенский Флоровский Женский Монастырь

Монастырские храмы.
Вознесенский собор с южным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери – единственный действующий. Восстанавливающиеся храмы: Казанский, Воскресенский и трапезный Тихвинский.

Престольные праздники.
Отмечаются как престольные праздники: Вознесение Господне, дни памяти мчч. Флора и Лавра (18 / 31 августа), свт. Николая (9 / 22 мая, 6 / 19 декабря), а также дни празднования Казанской (22 октября / 4 ноября, 8 / 21 июля), Руденской (13 / 26 июля) и Тихвинской (27 июля / 9 августа) икон Божией Матери.

История.
Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре – грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда ІІ Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать здавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения. В 1632 г., при свт. Петре (Могиле), Митрополите Киевском, внук о. Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии (Гуменицкой) и по ней наступаючей игумении. и законницъ теперешнихъ и напотомъ будучихъ. Непременное условие: монастырь должен принадлежать Православной Церкви.
В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Св. врат Лавры (ныне на этом месте – бывший арсенал Киево-Печерской крепости). Вознесенский собор освящен в 1732 г. Остальные храмы (Воскресенский, Казанский, трапезный Тихвинский и кладбищенский Свято-Троицкий), келейные корпуса и др. здания устроены в XIX в. (после опустошительного пожара 1811 г.). До 1920-х годов в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери (праздн. 13 / 26 июля).
До 1917 г. в обители было 5 каменных храмов:
Вознесенский собор построен в 1722 – 1732 гг.;
Трапезный 2-этажный каменный храм сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма. В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм – в честь Тихвинской иконы Богородицы, надстроенный в 1818 г.;
Воскресенский храм – в 1811 г. (первый после опустошительного подольского пожара того года);
Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова – в 1841 г.;
Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы – в 1857 г.
3-ярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в. Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий. Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек). Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 г. было 38.
В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1934 г. был разрушен храм Св. Троицы на монастырском кладбище. В 1942 г. монастырь открылся и более не закрывался. Но в 1960 г. были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.
Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм. Как и в былые времена, Флоровский монастырь является своекоштным (необщежительным).

Святыни.
Местночтимые иконы Божией Матери Казанская (с частицей мощей вмч. Георгия), Тихвинская и Скоропослушница.
В Алтаре – ковчежец с частицами мощей прпп. Печерских.
Иконы с частицами мощей прп. Иова Почаевского и вмц. Варвары.
На территории монастыря находится могила местнопочитаемой подвижницы благочестия инокини Елены (Бахтеевой; †1834).
Постриженицей Флоровского монастыря стала основательница Серафимо-Дивеевской обители прп. Александра (Мельгунова; †1789, пам. 13 / 26 июня и 8 / 21 июля).

Настоятельница – игумения Антония (Филькина).

Богослужение ежедневное. Монастырь не переходит на «летнее время». Богослужение: вечернее – 16.30 (летом – 17.30), Литургия – 7.00 (летом – 8.00). В воскресные и праздничные дни: 2 Литургии – 7.00 и 9.30 (соответсвенно летом – 8.00 и 10.30).

Адрес: 04071 ул. Фроловская, 6/8. Тел. 416-01-81.
Проезд: ст. м «Контрактовая площадь».

Русская духовная миссия в Иерусалиме

В 1870 г. начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли к юго-востоку от места Вознесения Спасителя на самой вершине Елеонской горы.

Во время раскопок, проведенных под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены:

под часовней, на месте обретения честной главы св.Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, подобные мозаикам Крестного монастыря в Иерусалиме и отнесенные к V, VI, и IX векам; а также памятная надпись о некоем «Иакове, армянском епископе Метцпинском»;

в т.н. «архимандричьем доме» — мозаичные полы византийского стиля, возможно ранее VI века;

в игуменском доме – мозаика с греческой надписью V века: «Феодосия, славнейшая кувикулария»;

многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями.

Все это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы, в древности, существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов, как греческих, так и армянских.

Недалеко от места обретения главы св. Иоанна Предтечи на Елеоне находится камень, на котором по преданию, стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа. При раскопках, проведенных о.Антонином возле этого камня, была обнаружена, как он пишет, «куча золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основание двух колонн, все относящиеся к V или VI веку по Р.Х., а также гробница иеродиакона VI века. Вокруг этой древней церкви существовал некогда греческий женский монастырь (м.б. одной из преп. Меланий). Во время нашествия персидского царя Хазроя в 614 году Иерусалим был разрушен и из истории известно, что на Елеоне было найдено 1207 убиенных. Монастырь был также разрушен, а монахи претерпели мученическую смерть.

На месте древнего византийского храма о.Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня.

Прежде строительства храма о.Антонин построил странноприимный дом, где могли останавливаться для отдыха русские паломники, обычно восходящие на Елеонскую гору после посещения пещеры Лазаря Четверодневного в Вифании. Затем паломники могли налюбоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.

В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 г. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о.Антонину пришлось выехать в Афины.

Храм построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии- на 8-стороннем барабане с 24 окнами. Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки 2 колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, посередине которых видны раздробленные древние куски того «белого мрамора одной из древнейших церквей Иерусалима», найденной о. Антонином.

Храм в то время назвали Спасо-Вознесенским по требованию Иерусалимской Патриархии. В настоящее время к нему вернулось его первоначальное наименование.

Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-х ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами.

По окончании строительства колокольни в 1885 г. в моанстырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов ( 4 928 кг), диаметром 2 м 13 см., пожертвованный близким другом о.Антонина, соликамским купцом Рязанцовым.

В течении 7 дней колокол, несмотря на многие затруднения, был благополучно доставлен (на руках!) из порта в Яффо. Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча», господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду и синеву Средиземного моря.

Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о.Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.

Во время сильного землетрясения 1927 г. наиболее пострадала гора Елеон. Были повреждены храм, игуменский дом, жилые корпуса сестер. Колокольня во время землетрясения качалась как маятник.

Отец Антонин намеревался создать здесь мужской монастырь, но архимандрит Леонид (Сенцов), новый начальник Миссии отказался от этой мысли поскольку за много истекших лет нашелся только один прижившийся на Елеоне монах Памво, служивший сторожем. Поэтому о.Леонид принял решение основать здесь женскую обитель.

В 1906 году Елеонская женская община была утверждена Святейшим Синодом. Игумен Парфений был назначен духовником, а монахиня Евпраксия (Мария Миловидова), прибывшая в Иерусалим в 1880 году, была назначена настоятельницей. Уже к 1907 году в общине насчитывалось до 100 сестер, а к 1914 г. — 150 сестер.

В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня настоятельница возведена в сан игумении с вручением ей жезла.

В эти же годы была закончена часовня в честь св. Иоанна Предтечи и заложен фундамент нового собора в честь Страшного суда, которому не суждено было быть достроенным. Часовня построена на средства благодетельницы Ирины Силаевой. Она похоронена возле южной стены часовни.

Незадолго до Первой Мировой войны паломниками была привезена из России в дар Елеонской обители Черниговская икона Божией Матери, русско-византийсого письма.

Икона была помещена в алтаре еще незаконченной трапезной церкви во имя св. прав. Филарета Милостивого.

Своим благолепным, несколько скорбным Ликом, икона полюбилась сестрам обители и они стали прибегать к ней в своих молитвах.
С началом первой Мировой войны России с Германией и Турцией, РДМ постигли тяжелые испытания. Все духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены в Египет. Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан. Для сестер святая икона стала «прибежищем и утешением» и наименовали ее «Елеонской Скоропослушницею», ибо скоро Она слышала их молитвы и ниспосылала им Свои милости.

В январе 1919 г. монахини из Александрии возвратились на Елеон, а в июне церковь была освобождена от наложенных в 1914 г. печатей. Тогда сестры обители перенесли икону в главный храм и со дня её перенесения, Лик Божией Матери просветлел, а ризы Божией Матери и Богомладенца сделались яркими. Образ почитается 9 ноября – в день празднования Афонской чудотворной иконы «Скоропослушница».

В монастыре есть еще одна чтимая икона Божией Матери — «Взыскание погибших». В 1911 г. она была специально написана по заказу палонмиков в благодарность за спасение во время бури. 6 февраля день празднования этой иконы в Елеонском монастыре.

В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ. Она с сестрами пережила ожесточенную перестрелку во время шестидневной войны 1967 г.

Игумения Тамара скончалась на Успение 1979 г., оставив светлую память обители о своей благородной, доброй душе.

  • Путеводитель по Святой земле
  • Карты, GPS-координаты и навигаторы
  • Публикации о Cвятой земле
  • Палестинская агиография
  • Иерусалимская Православная Церковь
  • Разрешения на съемки в Святой земле

КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме.
подробнее

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
подробнее

Русская Духовная Миссия приняла участие в конференции памяти игумена Серафима (Кузнецова)

24 октября 2019 23 октября в Историко-культурном просветительском центре ПСТГУ, расположенном в московской подробнее

Начальник Миссии возглавил богослужение в день престольного праздника подворья в Хевроне

22 октября 2019 22 октября, в день памяти свв. прав. Авраама праотца и племянника его Лота, Начальник подробнее

Новая встреча с соотечественниками прошла в Аммане

21 октября 2019 21 октября в Российском центре науки и культуры Федерального агентства «Россотрудничество» в подробнее

Воскресное богослужение в Троицком соборе возглавил митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава

20 октября 2019 19 и 20 октября митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, совершающий по благословению подробнее

Начальник РДМ возглавил богослужения в праздник Покрова Божией Матери

14 октября 2019 13 и 14 октября в русских храмах в Святой Земле состоялись праздничные богослужения, подробнее

Свято вознесенский женский монастырь

662921, Красноярский край, Курагинский район, с. Кочергино, ул. Советская, д. 21.

Тел. (39136) 9-12-40.

Священство

Настоятель – иерей Киприан (Дядькин).

Игуменья – Екатерина (Бальва).

Историческая справка

В 1857 году был открыт Вознесенский приход в с. Кочергино. В состав прихода вошло население нескольких близлежащих деревень: Шошино, Мурино, Таскино, Жерлык и Белый Яр. В этом же году в селе была заложена деревянная на каменном цоколе однопрестольная Вознесенская церковь.

В 1862 г. завершено строительство Свято-Вознесенской церкви.

8 января 1863 г. церковь освятили.

В 1879 г. здание церкви ремонтировалось, эта церковь просуществовала по крайней мере до 1906 года, времени когда начала действовать каменная. Таким образом, настоящая каменная Вознесенская церковь является второй по счету церковью, выстроенной на территории села Кочергино.

В 1896 г. прихожане обратились в енисейское Духовное правление с просьбой решить им строительство нового каменного храма взамен сильно обветшавшего деревянного. Получив разрешение, прихожане начали заготовку строительных материалов.

Церковь Вознесения заложили в 1900 году. Постройка осуществлялась силами жителей п. Кочергино и близлежащих деревень. В 1901 году строительство было прервано, хотя здание возвели до карнизов. Достройка церкви продолжалась в 1905-1906 годах: церковь побелили внутри и снаружи, в окна вставили решетки и рамы со стеклами, крыши наполовину покрыли железом.

Лишь в 1908 году после того, как здание окончательно оборудовали внутри, и в храме разместили иконостас, церковь освятили присланным антиминсом, и она начала действовать.

Весной 1913 года вокруг церкви была построена железная на каменном основании.

Ограда, сооружение которой началось еще в 1908 году, но приостановившееся позднее из-за недостатка средств.

В 30-е годы с приходом советской власти храм закрыли, скинули купола с крестами, и как полагалось тогда, устроили в нём зернохранилище. Последнего настоятеля — священника Всеволода Баркова арестовали и сослали на 10 лет в Колымские лагеря.

Несколько раз чиновники, понимая все же, что это историческая ценность, принимали решение о его реставрации. В 60-е годы прошлого столетия были выделены деньги, строители приступили к работе. Но средств хватило только на возведение лесов. Долгое время жители района с надеждой на них смотрели, но восстановление исторического памятника на этом и закончилось

Возрождение храма и основание обители

5 июля 2002 года в день памяти святого священномученика Евгения, епископа Самосатского, по благословлению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония на Курагинскую землю Красноярского края в с. Кочергино прибыли первые три насельницы из Свято-Благовещенского монастыря г.Красноярска, чтобы с Божией помощью восстанавливать Свято-Воздвиженский храм и возводить женскую обитель при этом храме. Настоятельницей и устроительницей первого сестирчества по благословлению Владыки назначена монахиня Елисавета (Усталова).

20 июля 2002 года вечером, накануне праздника иконы Божией Матери Казанская, матушка Елисавета и монахиня Олимпиада отслужили первую праздничную службу Воскресению Христову и Казанской иконе с акафистом.

С 2005 года появилась традиция ежегодно идти на праздник Вознесения крестным ходом от Спасского собора г.Минусинска до Свято-Вознесенского храма с.Кочергино.

1 июня 2006 года архиепископ Антоний возглавил торжественную праздничную Божественную Литургию с чином освящения храма. В день освящения храма на небе явилось чудо – радуга вокруг облака.

В феврале 2007 года в обитель назначен духовником иерей Игорь (Корнатовский) Указом Высокопреосвященнейшего Владыки Антония.

В октябре 2007 года матушка Екатерина (Бальва) архиерейским указом назначена настоятельницей Свято-Вознесенского монастыря с возложением на нее обязанностей по восстановлению Свято-Троицкого Храма в с. Шалоболино. Бывшая матушка Елисавета (Усталова) назначена настоятельницей Свято-Благовещенского монастыря г. Красноярска.

5 июня 2008 года обитель отметила 100-летний юбилей храма. Праздничную службу возглавил Владыка Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский. Матушка Екатерина была посвящена Владыкой Антонием в сан игумении.

Чем помочь храму

Для желающих оказать посильную помощь монастырю:

Серия 24 ? 002453247
ОКПО 76747457
ОКАТО 04230820001
КПП 242301001
ОГРН 1052400007582
Р/с 40703610275420000011
ГРКЦГУ Банка России по Красноярскому краю, Красноярск.

Православная религиозная организация «Свято-Вознесенский женский монастырь Красноярско-Енисейской епархии Русской Православной Церкви», с. Кочергино Курагинского района Красноярского края.

Если кто-то захочет послать пожертвования по почте: 662921 Красноярский край, Курагинский район, с. Кочергино, ул. Советская, 21. Елене Александровне Бальве. (Елена Александровна — это мирское имя настоятельницы.)

Портал «Дивное Дивеево»


Свято-Вознесенский женский монастырь был основан 7 ноября (по старому стилю) 1865 года. Основателем, учредителем и строителем будущего монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский– благочинный Дубовского округа, служивший в Успенском соборе посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии.

Скромный человек замечательной жизни, усыпанной терниями, отличавшийся по своим остроумным проповедям и по особой любви к страждущему человечеству. Он чуток был ко всем, к нему приходили все : молокане и всевозможные сектанты, и он, всегда отзывчивый на чужое горе, никого не отпускал без посильной помощи, поэтому всё население Дубовки его любило и уважало».

Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин на имя Преосвященного Иоанникия, епископа Саратовского и Царицынского послали письмо о создании женской общины. В письме-обращении мы читаем дословно: «Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин для блага тамошнего степного края хотят «насадить благочестие через основание женского монастыря».

Жизнь отец Иоанн, особенно после смерти супруги и гибели единственного сына, вёл аскетическую, духовно окормлялся он у старцев: отца Адриана из Югской пустыни Ярославской губернии и отца Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии. Отец Петр сам через посланца благословил на постройку монастыря. Было получено и святительское благословение Преосвященнейшего Иоанникия. При учреждении общины Дубовское городское самоуправление обещало безвозмездно отвести под святую обитель столько земли, сколько потребуется, а жителем дать все то, что необходимо будет. В 1864 году отец Иоанн на свои личные средства купил усадьбу с двумя прудами, в степи на возвышенности в пяти верстах от посада Дубовка.

Почтовый адрес:

404002, г. Дубовка, Волгоградской области

Свято-Вознесенский женский монастырь

настоятельница монастыря Игумения Анна (Ерофеева Т.В.)

Copyright © Свято-Вознесенский женский монастырь г. Дубовка, 2007

Свято вознесенский женский монастырь

женский монастырь

Основана обитель была протоиереем Иоанном (Покровским). С его именем связана одна интересная легенда. Говорят, когда только начинались строительные работы, здесь был серьезный дефицит питьевой воды. Отец Иоанн долго молился о решении этой проблемы, после чего его тело поднялось над землей, а сам священник был будто бы в трансе. Очевидцы вскрикнули от увиденного, после чего протоиерей очнулся и распорядился выкопать колодец на месте его левитации. До сих пор сохранился этот колодец, из которого даже в самые знойные дни можно вдоволь напиться ледяной ключевой водицей.

Первая монастырская постройка была закончена в 1865 году, этот год и считается годом основания монастыря. Вознесенский собор был заложен в конце мая 1880 года. Через пять лет после начала строительства он обрушился ошибок рабочих. Постройка началась заново.

В 1920 году большевики расстреляли настоятельницу и сестер. Через два года начинается грабеж святыни под предлогом голода. Монастырские здания стали использовать в государственных целях, а Вознесенский собор разрушили.

Передача обители Русской Православной Церкви началась в 1991 году, а последние здания сестры получили лишь в 1995 году. С этого года начинается реставрация монастырских зданий. Заново отстраивается церковь, украшается новыми иконами. На сегодняшний день восстановление обители хоть и не завершено на все сто процентов, но выглядит она уже очень приветливо и уютно.

Здесь находятся мощи основателя – Иоанна Покровского, а так же ковчег, в котором хранятся частички мощей сорока святых. Есть тут и другие святыни, которые представляют не только религиозную, но и историческую ценность.

Адрес: Дубовский район, г. Дубовка, женский монастырь

Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь в Иерусалиме

К 100-летию основания русского монастыря на вершине горы Елеон

Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь в Иерусалиме

В 2006 году Елеонская Обитель в Иерусалиме празднует свой юбилей – 100-летие со дня утверждения в 1906 году Священным Синодом Русской Православной Церкви женской монашеской общины.

Чтобы украсить место, лишенное всякой растительности, а также укрепиться на купленном участке отцу Антонину пришла мысль насадить на нем деревья[3]. Это также было определено некоторым своеобразием турецких законов о недвижимости. Два разных лица могли быть владельцами одного и того же участка, где земля принадлежит одному, а деревья другому. Но если бы первому вздумалось продать свою землю, то предпочтительное право приобретения ее принадлежало владельцу деревьев. Именно при посадке деревьев архимандрит Антонин натолкнулся на мозаики и нашел гробницы, но до получения разрешения-ходжета на раскопки он не решился их продолжать, и они были присыпаны землей. В конце мая 1871 года, когда необходимые ходжеты были выданы, отец Антонин смог беспрепятственно заниматься своими археологическими работами[4].

Вид Вознесенской церкви и посаженных перед ней деревьев

Мозаика с флорой и фауной Святой Земли в часовне

обретения честной главы св.Иоанна Предтечи

«Архимандричьий дом» — здание где находится

археологический музей архимандрита Антонина

Памятная надпись о некоем Иакове армянском епископе

в часовне обретения честной главы св. Иоанна Предтечи

Мозаика с греческой памятной надписью VI века в зале игуменского корпуса

Вид на купол восьмерика Вознесенского храма с колокольни

Вид на Спасо-Вознесенский храм и колокольню.

Архитектор храма итальянский мастер — Джан Батисто Бизели

Иконостас, возможно спроектированный и начерченный

самим архимандритом Антонином

«Русская свеча» — Елеонская колокольня

работы итальянского архитектора Антония Лангодорки

Так доставляли колокол на Елеон

Колокол принесли на Елеон 7 февраля 1885 года. Несмотря на внушительные размеры, колокол создает впечатление изящного и не подавляет взоры своей массой, имеет 213 см. в диаметре и около трех метров высоты[25]. На верхней полосе колокола имеется надпись: «Во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа». По нижнему краю, в два ряда тоже славянским шрифтом написано «Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге его Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п[удов] 20 ф[унтов] (ок. 5 тонн)[26]».

Колокол доставлен на Елеон

Установка колокола внутри фундамента будущей колокольни

Елеонский колокол, подаренный купцом Александром Рязанцевым

Надпись на колоколе

Горельеф Вознесения на Елеонском колоколе

Часовня обретения честной главы

св. прав. Иоанна Предтечи

Вид с колокольни

Место первого и второго обретения честной главы св. прав. Иоанна Предтечи

Могила игумена Парфения

Вид на Вознесенскую церковь с колокольней

© Павел Викторович Платонов

Страница гида Павла Платонова в фейсбуке

Примечания

[1] ЦГИА СПб. ф. 796. г. 1858-1890. оп. 205. № д. 462. Цит. по О.Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле». Журнал Санкт-Петербургские епархиальные ведомости № 21-22 2000 г.
[2] Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин) архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 170.
[3] Дневник отца Антонина за 1873 год позволяет восстановить подробности: «5 января. Напившись чаю, отправились на Элеон. Кричали с Якубом по поводу ям, вырытых под маслины. 9 января. Отправление на Элеон ящика с 60 кипарисами. Зазеленеет Св.Гора. 11 января. Поездка на Элеон. Кипарисные соображения. Будущия рощи, аллеи, куртины, парки, и все другия пространства». Цит. по книге «Русские раскопки на Елеонской горе»
[4] С.М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеонской горе». Стр. 55
[5] Там же.
[6] Статьи о. Антонина в «Церковном Вестнике» 1876 г. № 32 и 1880 г № 28 и в последнее время статья Е. С. Лукъяновой «Le Musee de couvent пдие du M-t de» Oliviers a Jerusalem» in «Bulletin de 1″Institut d»Egipte», t. XIII (1931). p 101. Цитируется по книге архимандрита Киприана (Керна).
[7] Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин) архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 171
[8] С.М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеонской горе». Издательство «Индрик». Стр. 61
[9] Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин) архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 171
[10] Серай — (французское serail, от персидского серай, турецкого saray — дворец), европейское название султанского дворца и его внутренних покоев (гарема) в Османской империи.
[11] Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин) архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.). Глава VIII. Иерусалимские годы. Стр. 171
[12] Н.Н.Лисовой. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том 2. Русский вознесенский монастырь на Елеоне. Стр. 598
[13] Там же.
[14] Н.Лисовой. Путеводитель по Святой Земле.
[15] Н.Н.Лисовой. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том 2. Русский вознесенский монастырь на Елеоне. Стр. 598
[16] Там же.
[17] Там же.
[18] О.Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле». Журнал Санкт-Петербургские епархиальные ведомости № 21-22 2000 г.
[19] Кампанила — (итал. campanile), колокольня в итальянской архитектуре средних веков и эпохи Возрождения. Кампанила строилась в виде 4-гранной (иногда круглой) башни, которая, как правило, стояла отдельно от храма. Прототипом Кампанилы были городские сторожевые башни. Нарастание числа или размеров проёмов кверху (нижние этажи были большей частью глухие) придаёт Кампаниле стройность и лёгкость. (БЭС)
[20] Горельеф — вид рельефной скульптуры, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Горельеф используется архитектуре. фр.Haut — высокий + Relief — выпуклая резьба. (Словарь естеств. наук)
[21] С.М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеонской горе». Издательство «Индрик». Стр. 63
[22] М.И. Осипов. Отчет…стр.457
[23] Цит. по А.А. Дмитриевский «Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке, и в частности в Палестине. (По поводу десятилетия со дня его кончины // Сообщения ИППО. 1904. Т. XV.Вып.2. с.95-148).
[24] С.М. Дмитревский. «Русские раскопки на Елеонской горе». Издательство «Индрик». Стр. 64
[25] Там же.
[26] Там же.
[27] Н.Н. Лисовой. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том 2. Русский вознесенский монастырь на Елеоне. Стр. 599
[28] Там же.
[29] Там же.
[30] Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава IV. Русская Духовная Миссия от смерти отца Антонина до войны 1914 года. Стр.270
[31] Там же.
[32] Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Глава IV. Русская Духовная Миссия от смерти отца Антонина до войны 1914 года. Стр.372
[33] Русская Православная Церковь Заграницей под ред. А.А. Сологуба. 1918-1968 гг. Том I. стр. 425
[34] Анатолий Пашков. «Батурина-Батуринское. Священеческий род Карустиных». Изд-во «Исеть». Стр.171
[35] Архимандрит Никодим (Ротов). Указанное произведение. Стр.372
[36] Профессор А.А. Дмитриевский. Памяти члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. игумена Парфения, убиенного 14 января 1909 года на горе Елеонской. С-Пб. 1909 г. Стр. 7
[37] Архимандрит Никодим (Ротов). Указанное произведение. Стр.372
[38] Русская Православная Церковь Заграницей под ред. А.А. Сологуба. 1918-1968 гг. Том I. стр. 426
[39] Анатолий Пашков. «Батурина-Батуринское. Священеческий род Карустиных». Изд-во «Исеть». Стр.172
[40] Русская Православная Церковь Заграницей под ред. А.А. Сологуба. 1918-1968 гг. Том I. стр. 425
[41] Архимандрит Никодим (Ротов). Указанное произведение. Стр.377
[42] Там же. Стр. 380.
[43] Русская Православная Церковь Заграницей под ред. А.А. Сологуба. 1918-1968 гг. Том I. стр. 428
[44] ВЦУЗ – Высшее Церковное Управление Заграницей.
[45] Архимандрит Никодим (Ротов). Указанное произведение. Стр.382

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь. Киев

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь. Киев

Саныч » 23 ноя 2015, 14:49

Старейший из действующих женских монастырей Киева. Славился школой художественного шитья. Большинство зданий относятся к XIX в.

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве существовал еще в 1482 году, но первое документальное упоминание о святой обители датируется 1566 годом и встречается в грамоте, написанной королем Польши Сигизмундом II Августом киевскому князю К.К. Острожскому.

Документ говорит о том, что права на управление монастырем, расположенным при церкви Святых Флора и Лавра, должны быть переданы протопопу Якову Гулькевичу, а впоследствии, его потомкам-священнослужителям. Богослужения, согласно этой грамоте, следует проводить по греческому обычаю. В 1632 году Иоанн Богуш-Гулькевич передал право на наместничество во Флоровском монастыре игумене Агафии (Гуменицкой), при этом поставил условие, что обитель должна принадлежать Православной церкви.

Колокольня Флоровского монастыря
Указ Императора Петра I, изданный в 1711 году, положил начало реорганизации Флоровского монастыря. К нему был присоединен Вознесенский женский монастырь, расположенный на то время напротив Святых врат Лавры, где сейчас находится бывший арсенал Киево-Печерской крепости. Сам Вознесенский монастырь был основан в начале 17 века, ему принадлежали обширные угодья, доставшиеся при игуменстве в монастыре матери известного украинского гетмана И. Мазепы Марии Магдалине Мазепиной. Поэтому, при присоединении к Флоровскому монастырю Вознесенского эти угодья также отошли ко флоровским монахиням.

В 1718 году из-за сильного пожара многие постройки, в том числе и церковь Святых Флора и Лавры, были уничтожены, однако благодаря пожертвованиям прихожан все было быстро восстановлено.

Церковь Святых Флора и Лавра является самым старым зданием обители. Первый ярус прямоугольного храма с выступающей вблизи юго-западного угла главой был возведен в 18 в., а второй закончен уже в начале 19 века. В 1732 году началось строительство колокольни над Святыми вратами (стиль классицизма), которое проходило в несколько этапов и завершилось только в 1821 году. В 1872 году на территории монастыря воздвигнут каменный Вознесенский храм, функционирующий до сих пор. Его строительство заняло почти 10 лет. Архитектура собора по-своему уникальна, поскольку черты крестовокупольной церкви здесь гармонично соединены с расположением куполов по одной продольной оси, что было характерно для деревянного украинского зодчества. Храм имеет правый придел во имя Казанской иконы Божией Матери (в начале он назывался во имя Собора пресвятой Богородицы).
https://img-fotki.yandex.ru/get/6307/27 . 7f10c_orig
Свято-Вознесенский храм

Колокольня Флоровского монастыря-прямо и Свято-Вознесенский храм -справа

Свято-Вознесенский Флоровский монастырь в Киеве, кроме своей архитектурной ценности, известен еще и тем, что здесь жили и принимали постриг известные на Руси женщины. Это княгиня Шаховская, княжна Екатерина Милославская, графиня Апраксина, Александра Мельгунова, позже основавшая Серафимо-Дивеевский монастырь, игумения Парфения, которая была духовной дочерью и первым биографом Преподобного иеросхимонаха Парфения Киевского. Княгиня Наталия Долгорукова также посвятила свою жизнь Богу. После казни мужа И.А. Долгорукого, во Флоровском монастыре она приняла постриг с именем Нектарии, перед тем бросив в Днепр свое обручальное кольцо. Все перенесенные страдания княгиня описала в своих мемуарах «Своеручных записках», которые были изданы в 1810 году. Довольно известной на территории Руси стала книга «Благоговейные христианские размышления», написанная игуменией Флоровского монастыря Смарагдой.

Могилка Игуменьи, возле Свято-Вознесенского храма

В 1810 году сильнейший пожар охватил весь Подол, пламя достигло и Свято-Вознесенского Флоровского монастыря. Огонь был такой силы, что плавились купола. Начался длительный процесс восстановления. На деньги, выделенные государственной казной (133 тысячи рублей) были реконструированы Вознесенская и Трапезная церкви. Кроме того, чуть западнее церкви Святых Флора и Лавры в 1824 году на деньги прихожан построена классическая церковь-ротонда во имя Воскресения Христова. В 1844 году состоялось освящение каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, здание которого в советские времена было перестроено под фабрику. В 1835 году в ведение Свято-Вознесенского Флоровского монастыря была передана гора Киселевка, где в 1857 году была построена Троицкая церковь. Первоначальное название этой горы – Замковая. Изначально эта территория была городским детинцем, а после сожжения замка, где жил глава польской администрации А. Кисель, именем которого впоследствии и была названа гора, она опустела. Кроме церкви здесь основали еще и монашеское кладбище, которое действовало и как гражданское вплоть до 1960 года. На сегодняшний день от Троицкой церкви остался только фундамент.

Тихвинский трапезный храм.
Флоровская церковь на территории монастыря была переименована в церковь Святого Николая Мирликийского. В 1870 году на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей. До конца 19 века здесь организовали еще богадельню и больницу.

Роспись Тихвинского трапезного храма

Флоровский монастырь, как и многие другие святые обители, был закрыт в 1929 году, а возрождение его началось в 1941 году. Пережив военные годы, монастырь выстоял и радушно принимал прихожан. Флоровская обитель прославилась еще и тем, что здесь произошло чудо. После молитвы перед иконой Божией Матери «Призри на смирение» от глухоты исцелилась девочка. В течение многих лет схимонахиня Феодора, которой реликвия досталась от священника Введенской обители Бориса Красницкого, тайно хранила ее у себя в келье, а в 1992 году передала ее в дар Свято-Введенскому монастырю. На сегодняшний день каждый приезжающий в Киев турист, не говоря уже о паломниках, старается посетить Свято-Вознесенский Флоровский монастырь, чтобы воочию убедиться в его архитектурной красоте, почувствовать духовную атмосферу святой обители.

Свято- Тихвинский трапезный храм

О том, что в XVI веке монастырь уже существовал известно, из грамоты короля Сигизмунда II Августа данной 17 мая 1566 г. на имя киевского воеводы, князя Константина Константиновиче Острожского в которой говорилось, что «Киевский девичий Флоровский монастырь на Подоле предоставляется со всем тем, что он имел в потомственное владение или заведывание Киевскому протопопу Иакову Гулькевичу (возобновившему этот монастырь) с правом совершения в нём богослужений ему самому, его детям и потомкам, какие годны быть священниками». В официальной росписи Киева, составленной в 1682 г. говорится о существовании девичьего монастыря на Подоле с двумя деревянными церквями. Одна во имя св. мученика Флора, а другая во имя св. муч. Лавра.

В 1711 г. в монастыре произошли коренная реорганизация – по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Св. врат Лавры (ныне на этом месте – бывший арсенал Киево-Печерской крепости).

Свято-Вознесенский Флоровский женский монастырь.

Причина была политическая. Игуменьей этого монастыря была Мария Магдалине (мать гетмана И. Мазепы).
По ее смерти флоровские сестры унаследовали и угодья Вознесенского монастыря, которых тот особенно много получил при игумений Марии Магдалине.

Кельи Свято-Вознесенского Флоровского женского монастыря (корпус № 10), 1822—1832 гг

Охранная табличка Кельи Свято-Вознесенского Флоровского женского монастыря

Главный храм – Вознесенский собор построен в 1722 – 1732 гг. и был освящен в конце 1732 г.
Остальные храмы Казанский, трапезный Тихвинский и кладбищенский Свято-Троицкий), келейные корпуса и др. здания построены в XIX в. (после опустошительного пожара 1811 г.).
До 1920-х годов в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери (праздн. 13 / 26 июля).
До 1917 г. в обители было 5 каменных храмов: Трапезный 2-этажный каменный храм сооружен на месте сгоревшего древнего деревянного Флоровского храма.
В нижнем этаже – теплый храм во имя свт. Николая; холодный верхний храм – в честь Тихвинской иконы Богородицы, надстроенный в 1818 г.;
Казанский храм с приделами во имя мчч. Флора и Лавра и во имя Ап. Иоанна Богослова – в 1841 г.;
Свято-Троицкий кладбищенский храм с приделом в честь Ахтырской иконы Богородицы – в 1857 г. (в 1934 г. разрушен большевиками).
3-ярусная колокольня со Святыми вратами в нижнем ярусе появилась в первой половине XVIII в.
Первоначально два верхних яруса были деревянными. Они сгорели во время пожара 1811 г.; огонь был такой силы, что плавились колокола. В 1821 г. при реконструкции колокольни ее выполнили полностью каменной.
В 1870 г. при обители на собственные средства было открыто училище для девочек из бедных семей различных сословий.
Кроме того, с конца XIX в., здесь существовали богадельня (к 1918 г. здесь на полном монастырском обеспечении находились 100 чел.) и больница (на 10 коек). Всех зданий (и каменных, и деревянных) к 1918 г. было 38.
В 1929 г. монастырь был закрыт. В 1934 г. был разрушен храм Св. Троицы на монастырском кладбище.
Во время оккупации Киева немцами, в 1942 г., монастырь открылся и более советской властью не закрывался.
Тогда же (1942 г) в обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь келейно в 1961—1992 гг. великой киевской святыни – иконы Божией Матери «Призри на смирение», прославившейся в 1993 г. передачей своего негативного отпечатка на стекло киота (см. статью о Киево-Введенском монастыре).
Но в 1960 г. на монастырь снова обрушились репрессии: были отобраны Казанский храм (перестроен под пошивочный цех), Воскресенский и трапезный храмы (для мастерской по реставрации икон объединения «Укрреставрация») и много келейных корпусов.
Сейчас в обители все богослужения проходят в Вознесенском соборе. Все храмы (кроме разрушенного Свято-Троицкого) возвращены монастырю. Восстанавливается Казанский храм.
Особенностью монастыря является то что он как и в былые времена, является своекоштным (необщежительным).

Справка: Особое (необщежительное, своекоштное) житие предшествовало монастырскому общежитию и было подготовительной ступенью к нему. Оно было очень распространено на Руси как простейший вид иночества и принимало различные формы. Иногда люди, отрекавшиеся или помышлявшие отречься от мира, строили себе кельи у приходского храма, заводили даже игумена как духовного руководителя, но жили отдельными хозяйствами и без пределенного устава.
Такой монастырь-особняк составлял не братство, а товарищество, объединявшееся соседством, общим храмом, иногда и общим духовником.
С тех пор прошло много изменений в организации церковной жизни, но уникальность Фроловского женского монастыря как своекоштного осталась.
Насельниками монастыря были многие известные в Росии и Украине люди.
Ок. 1760г. в монастыре приняла иночество и в видении получила указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле – Серафимо-Дивеевскую обитель- подвижница Александра Мельгунова.
С 1758 г. здесь до самой кончины трудились, приняв постриг с именем Нектарии, княгиня Наталия Долгорукова (1714—1771 гг.; погребена в Киево-Печерской Лавре), дочь сподвижника Петра I Б. Шереметева. Когда сватавшийся к ней и любимый ею князь И.А. Долгорукий оказался в бироновской опале, она не отказалась стать его супругой и отправилась с мужем в ссылку. В 1739 г. И.А. Долгорукий был казнен. Мужественно перенеся все страдания, княгиня описала их в «Своеручных записках» (изданы в 1810г.) и стала таким образом первой российской мемуаристкой, чья жизнь была примером великого смирения. Свое обручальное кольцо Н. Долгорукова, по преданию, бросила перед постригом в Днепр.

Блаженная Ирина Зеленогорская.
Парфения (Адабаш— ( 1808—1881 гг., погребена в обители) – духовная дочь и первый биограф преп. иеросхимонаха Парфения Киевского (ум.1855 г.), духовная поэтесса, автор одобренной Свящ. Синодом Русской Православной Церкви службы свв. Кириллу и Мефодию. Приняла постриг в 1856 г. и игумения с 1865 г.
Елены (Бахтеевой; †1834). Местнопочитаемая подвижница благочестия, инокиня. Погребена у северо-восточной стены, под застекленным балдахином . Гроб, в котором почивает подвижница, изготовил для себя святитель Тихон Задонский. Когда на тело усопшего иерарха возложили праздничные архиерейские облачения, этот гроб оказался тесен и, замененный другим, при раздаче имущества святителя бедным, достался инокине Елене.

Престольные праздники. Отмечаются как престольные праздники: Вознесение Господне, дни памяти мчч. Флора и Лавра (18 / 31 августа), свт. Николая (9 / 22 мая, 6 / 19 декабря), а также дни празднования Казанской (22 октября / 4 ноября, 8 / 21 июля), Руденской (13 / 26 июля) и Тихвинской (27 июля / 9 августа) икон Божией Матери.

Казанский собор (реставрация)

Местночтимые иконы Божией Матери Казанская (с частицей мощей вмч. Георгия), Тихвинская и Скоропослушница.В Алтаре – ковчежец с частицами мощей прпп. Печерских. Иконы с частицами мощей прп. Иова Почаевского и вмц. Варвары.

Кладбище на Флоровскоей горке (Замковой)

Адрес: Киев, ул. Фроловская, 6/8. Проезд: ст. м «Контрактовая площадь», далее по Константановской улице в сторону фонтана «Самсон», мимо церкви успения Богородицы новодел в византийском стиле «Пирогощи».

Панорама с горки, справа на горке-виднеется Андреевская церковь

Ссылка на основную публикацию