Свято успенский псково печерский монастырь

«ИЗВОД»
Студия цифровой иконографии

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

История происхождения:
Более чем 500 летнюю историю ведет Псково-Печерский монастырь, основанный в 1473 году в северо-западных землях Древней Руси. По преданию, именно в этих краях родилась Великая княгиня Ольга, первая равноапостольная княгиня, просветившая языческий мир светом христианства.

По необычному стечению обстоятельств, основателем и насельником святых мест становится священник, носивший в миру имя Иоанн (Преподобный Иона) и служивший в местечке Юрьев (ныне г.Тарта), а так же его супруга. В тяжелые годы гонений им пришлось бежать от гнета со стороны немцев-латинян, проследовавших всех православных христиан. Место, которое они выбрали для своей затворной жизни называлось Богом Зданныя Пещеры. Пещеры эти чудесным образом были открыты охотниками в густых лесах псковской земли. В этом удивительном месте супруги построили Успенскую Церковь и начали свое благочестивое служение Богу. Жена Иоанна в скором времени умирает, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Вассы. С этого времени Иоанн становится иноком Ионой, в будущем Преподобным Ионой, канонизированным русской православной церковью вместе с инокиней Вассой в лике Святых.

Приемником Преподобного Ионы становится иеромонах Мисаил. Он многое делает для строительства и разрастания общины. Однако, благополучие продолжается недолго: в 15 веке монастырь подвергается частым и разорительным набегам иноплеменников. И только в 16 веке удается подняться с колен и войти в период расцвета.

Настоящий подъем духовной жизни наступает при игумене Герасиме, который внесет множество строгих введений в общежитийный монастырский устав. При нем церковный чин становится ежедневным и удлиненным, а монастырские правила необходимыми к соблюдению.
Расцвет продолжается и при игумене Преподобномученике Корнилие, трагически погибшем от рук царя Иоанна Грозного. В то время, за счет монастырской казны совершается огромное число добрых дел. Монастырь разрастается и укрепляется.

В начале 17 века усугубляется ситуация с иноземной агрессией. На монастырь нападают поочередно шведы, литовцы, поляки, но с Божией помощью никто не завоевывает неприступные стены святой обители.

В непростые годы советской власти, монастырь переходит в руки буржуазной Эстонии, таким образом, Господь спасает обитель от неминуемого разорения большевиками.
В период Великой Отечественной Войны монастырем мудро руководит игумен Павел (в миру Петр Михайлович Горшков), своей грамотной политикой и умением построить диалог с оккупантами, он не раз спасает обитель и ее братию. По окончанию войны только пару стен были повреждены артиллерийскими снарядами, основная же часть монастырского комплекса осталась невредимой.

В настоящее время Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь благоустраивается и расширяется. Бережно хранимые на протяжении многих веков традиции, не угасали в труднейшие времена, не угасают и сегодня.
Ныне всей духовной, просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев, благословляя и освящая труды иноков.

Почему стоит туда поехать:
Старейший и крупнейший мужской монастырь России, с уникальной системой пещерных комплексов, вырытых на протяженности более чем 215 метров. Внутри пещер покоятся мощи святых, хоронится монастырская братия, периодически для сугубой молитвы сюда спускаются монахи отшельники. Кроме того, в глубине комплекса находится церковь Воскресения Христова. Температура в пещерах постоянная и равняется 10 градусам. Помимо «Богом Зданных Пещер», Псково-Печерский монастырь потрясает паломников прекрасной древнерусской архитектурой. Крепостные стены, белокаменные храмы, сошедшие со страниц древних летописей, а так же неповторимый холмистый ландшафт создают здесь особенную атмосферу умиротворения и молитвенного настроя.
С 1967-2006 годах в монастыре подвязался знаменитый старец Иоанн Крестьянкин.

Где находится: 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Святыни:

Чудотворные иконы
За более чем 500 летнее существование, Псково-Печерский монастырь многократно подвергался нападениям агрессивно настроенных западных завоевателей. Но не одно из этих нападений не окончилось захватом могучих крепостных стен обители. Иногда, военная ситуация выходила из-под контроля и, казалось бы, уже ничего не должно спасти от неминуемой гибели, но Господь и Богородица не оставляли святое место. Монахи всегда уповали на Господа, и, в самые темные летописные времена выносили крестным ходом из ризницы три святыни:
-Икону Успения Божией Матери в житии, которую монастырю передали в дар псковские люди. В 1521 году икону написал монах Алексий, известный в те времена своей благочестивой жизнью.

-Икону Божией Матери «Умиление», которая была написана в 16 веке. Множество чудес происходило от этой иконы. В благодарность за святую милость, проявленную в виде освобождения города от польской осады, царь Феодор Иоаннович богато украсил ее драгоценными каменьями, жемчугом и золотом.

-Икону Святителя Николая в житии, написанную в 16 веке и исцелившую большое количество болящих людей.

Мощи
Мощи Преподобномученика Корнилия, пострадавшего от рук Иоанна Грозного покоятся в Успенском Соборе.
В святых пещерах покоятся мощи еще четырех псково-печерских подвижников: Марка, Ионы и Лазаря. У входа в пещеру находятся мощи инокини Вассы (в миру жены основателя монастыря). Святые мощи преподобного Симеона покоятся в Сретенском храме.

Источники:
Внутри обители находится всего один святой источник, носящий название «Кладезь Корнилия Псково-Печерского». Кладезь существует на этой земле со времен первых монастырских основателей — преподобных Ионы и Вассы, но название свое получил в честь Преподобномученика Корнилия, праведно возглавлявшего обитель целых 40 лет. За водой из этого чистейшего источника едут со всей России, она славится способностью исцелять недуги и укреплять веру. Источник находится недалеко от входа в Успенский Собор.
Близ монастыря располагаются несколько знаменитых святых источников:
-Источник Святой Вассы, протекающий у монастырских стен.
-Целебный источник в деревне Малы, рядом с храмом Рождества Христова.
-В городе Печоры находится колодец в честь Иоанна Крестителя, вода из которого многие века утоляет жажду горожан.
-В древнем городе Изборске есть два известных источника: знаменитые Изборские водопады и Никольский родник, некогда спасший наших воинов от неминуемой гибели во время долгой вражеской осады.
-Кипун-родник, славится множеством исцелений. А название у него говорящее — вода истекает из-под земли, бурля, будто при кипении.
-Онуфриевский источник, в былые времена спас жизнь монаха Онуфрия, укушенного змеей. По преданию воды из этого источника помогают женщинам получить исцеление от гинекологических болезней.

Как добраться:
Необходимо доехать до города Пскова на поезде. От вокзала пройти 200 метров и выйти на автовокзал. Оттуда почти каждый час ходят два рейсовых автобуса до города Печоры. Время поездки ориентировочно час. Стоимость 106 рублей по состоянию на конец 2017 года. С собой необходимо иметь паспорт.
Самостоятельная поездка на машине может облегчить путь и сделать его более быстрым.

Где разместиться:
1 июня 2012 года при Монастыре открылся так называемый «Домик паломника», он принимает гостей на безвозмездной основе и добровольных пожертвованиях. Паломников селят в кельи по 4 человека. Кормят в обед и ужин. Важное условие — пребывание на территории гостевого домика не должно превышать трех дней. Группа паломников от семи человек должна заблаговременно прислать прошение о заселении в домик, на имя настоятеля монастыря. Подробнее можно узнать тут: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/informatsiya-dlya-palomnika/1182-dom-palomnika
Для самостоятельных туристов в Печорах есть множество замечательных отелей, гостевых домов и частных квартир, где можно остановиться с комфортом. Цена начинается с 500 рублей за койка-место.

Что с собой взять:
Одежду по сезону. Главное — аккуратный и благочестивый вид. Женщинам приличествует быть в монастыре с покрытой головой и в юбке (платье) не ниже колен. Нельзя оголять плечи и руки. Мужчинам запрещено быть в шортах и кофтах с оголенными руками и вызывающими надписями.
Рубахи для окунания в Святых Источниках, или длинные майки.
Удобную обувь
Иконы, которые можно освятить у мощей, маленькие бутылочки для елея, пластиковую тару для Святой Воды.

Вы также можете посмотреть:

Иконы на деревянных досках это воплощение идей и новейших технологий цифровой рельефной печати плюс работа иконописца.

Такие иконы обычно заказывают и приобретают обычно в качестве подарка.

Мы создаем и печатаем иконы на досках для того, чтобы вы смогли порадовать не только себя, но и близких.

Давней и светлой традицией является создание домашнего иконостаса. Каждому христианину, соблюдающему молитвенное правило, полагается отвести место под Красный Угол, в котором будут находиться иконы Иисуса Христа, Богоматери и почитаемых в доме святых.

История монастыря начинает свое летоисчисление с 1350 года. Это было тяжелое и мрачное время для Руси. Изнуряющее монгольское завоевание усиливалось эпидемией чумы, и доводило людей до отчаяния, появлялась необходимость в духовной поддержке. Именно в это время Господь дарует земле русской множество святых угодников, которые беспрестанно молились о мире, уединившись в созданных ими монастырях.

Отправной точкой нашего экскурса станет Введенская Оптина Пустынь.

Печатные иконы на досках — это идеальное сочетание высоких технологий и канонов русской православной иконописи.

Доски для икон изготавливаются из липы с дубовыми шпонками со строгим соблюдением традиционных рецептур.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Адрес:
181500, Псковская область,
г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Время работы:
с 10:00 до 18:00

Телефоны:
+7 (81148) 2-27-43,
+7 (911) 360-11-77 (заказ экскурсий)
Звонить с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00)

Общая информация

Свято-Успенская Псково-Печерская обитель начинает свою историю в далеком прошлом. Все началось с того, что местные люди обнаружили пещеры на берегах ручья Каменец. Как гласит предание, это случилось в далеком 1392 г. Пещеры эти заселили монахи-беженцы, которые спасались от тогда великих и сильных крымских татар разорявших русичей. До нашего времени дошло имя всего одного монаха — преподобный Марк, которого еще называют «начальным иноком». Земля на которой стоит монастырь тогда принадлежала человеку случайно нашедшему пещеру, в которой кто-то написал — «Богом зданные пещеры», имя его Иван Деменьтьев.

Эту пещеру, в 1470 году, занял священник Иоанн со своей женой Марией (в постриге Васса), и выкопал еще одну пещеру, где обустроил церковь Успения Пресвятой Богородицы. Эту церковь освятили в 1473 году. Деменьтьев решил отдать эту землю монахам, где они в скором времени образовали свою обитель, а пещеры использовали в качестве кладбища.

Место, на котором находится обитель имело стратегическое значение, так как располагалось на границе с Ливонией, напротив их крепости Нейгаузен. Это осознали дьяк Мисюря Мунехин и помощник Ортюша, которые были направлены правительством в обитель, для надзора над нею в 1519 году. Игумен Дорофей, с помощью Мунехина, в 1523 году, обнес монастырь стенами из дерева, расширил пещерную церковь Успения, а на Святой горе возвел еще одну — церковь Антония и Феодосия, названную так, в честь святых основавших Киево-Печерскую лавру. Преемник игумен Герасим внедрил в жизнь монастыря такой же устав, как и в Киево-Печерской лавре. Таким образом, природные пещеры переросли в большой и полноценный монастырь, со стратегическим значением.

Преподобномученик Корнилий — следующий игумен обители, с которым связан расцвет и процветание монастыря. За время его главствования была построена трапезная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1541 год), монастырь укреплен стенами из камня (с 1558 по 1565 год), возведена церковь Николая Чудотворца над вратами (1565 год).

Это интересно
Игумен Корнилий принял мученическую кончину от руки царя Иоанна Грозного, который заподозрил его в измене. Сразу после убийства, осознав, что сделал, царь раскаялся и понес тело Корнилия на руках в Успенский храм. Этот участок пути, проделанный Грозным называют «Кровавый путь».

Монастырь, обнесенный каменными стенами, выдержал все осады в течении ста пятидесяти лет, при этом он развивался и обрастал новыми церквями. Так в период с 1758 по 1759 года, над пещерным Успенским храмом была построена Покровская церковь. С 1792 по 1800 года возведена церковь Лазаря Четверодневного, а Михайловский собор, как память в честь изгнания Наполеона из России, построен в период с 1815 по 1827 года. Сретенская церковь была достроена в 1870 году.

Тарутинский мирный договор 1920 года обязал передать обитель Эстонии, что и было сделано.

Великая Отечественная война принесла небольшие разрушения — пострадал Братский корпус и Трапезная церковь. Во время оккупации Псковской области, соответственно и монастыря, немцами, последний продолжал функционировать, так как священники были лояльны с захватчиками. Но несмотря на внешнюю лояльность, дошли свидетельства, что они прятали разыскиваемых немцами людей, под сводами куполов.

В 1945 году Псково-Печерская обитель была включена в Псковскую область и вышла из состава Эстонии. На то время, это был один из двух действовавших монастырей в Российской Федерации, на протяжении почти 40 лет. Вторым монастырем была Троице-Сергиева лавра,открытие которой состоялось в 1946 году. В тяжелые, для монастыря, советские времена, функционирование и восстановление продолжалось. Так, игумен Алипий, приложив немало усилий, вернул сокровища, вывезенные из обители немцами, отремонтировал крепостные стены в храмах и прилегающих постройках. Реставрационные работы проводились и в 1980-х годах. Так, в 1986 году был освящен храм преподобномученика Корнилия, расположившийся в Никольской башне. В честь Псково-Печерских преподобных была освящена деревянная церковь, располагающаяся на Святой горе, в 1995 году.

Это интересно
Про монастырь был снят фильм «Псково-Печерская обитель» епископом Тихоном, он написал и книгу «Несвятые святые и другие рассказы», которая связана с обителью.

Большая, удивительная и богатая на события, история Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, успешно функционирующего и по сей день.

Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание

На территории монастыря проводятся экскурсии. Для группы до 5 человек достаточно позвонить по одному из телефонов и записаться на экскурсию: +7 (81148) 2-27-43, +7 (911) 360-11-77. Запись по телефону осуществляется в период с 9.00 до 17.00, кроме обеденного перерыва с 13.00 до 14.00. Лучше всего звонить до 11 часов, так как потом начинаются экскурсии и на звонки отвечают реже.

Групповые экскурсии проводятся каждый час, начиная с 9.00 часов и заканчивая в 16.00.

Если группа численностью больше 5 человек, то для проведения экскурсии требуется написание прошения на официальном бланке, после заполнения который необходимо отправить на e-mail: excurs-ppm@mail.ru. Форму бланка можно найти ниже.

Это важно
Ежегодно с 6 по 9 января, с 26 по 29 августа Богом зданные пещеры закрыты!

Во время экскурсии можно посетить Ближние и Дальние пещеры, но стоит обратить внимание, что в свободном доступе находятся только Ближние пещеры, где находятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных, а Дальние пещеры, являющиеся местом упокоения братии монастыря, имеют свой микроклимат, нарушение которого сказывается на состоянии песчаника. В связи с этим количество паломников, которые могут находиться в дальних пещерах, ограничено!

Это важно
Дальние пещеры закрыты каждый понедельник и каждую пятницу

Свято успенский псково печерский монастырь

Предпоследний день летнего путешествия выдался очень насыщенным. Начну по порядку. Сегодня по расстоянию предстояло проехать максимально много в сторону дома, но были еще места которые обязательно хотелось посетить и не откладывать на «следующий раз».
Первым таким местом и стал город Печоры и расположенный в нем монастырь.
Что сам город, кстати самый западный в России, если не считать Калининграда, что монастырь с его историей очень интересны и наверняка заслуживают чего-то больше чем короткий наскок, но уж что было, то было. Пробежимся по доступным для простых посетителей частям монастыря и по периметру монастырских стен.

Погода с утра не звенела, было пасмурно и того гляди хотел пойти дождь. Припарковались, не найдя запрещающего знака на ул Международной и сразу пошли в монастырь.
Вокруг там везде знаки, так что с парковкой следует быть внимательным.
Вот вдоль Варваринской церкви категорически не стоит бросать машину.

2.

Мученик Корнилий тоже не одобряет беспорядочную парковку, пускай все будет как в старые добрые времена, без автомобилей!

3.

Через святые врата в Петровской башне входим в монастырь.

4.

Чтобы продвинуться в глубь монастыря нужно еще через одну башню и церковь в ней пройти. Никольская башня и церковь Николы Ратного.
Монастырские стены в нынешнем виде возведены в середине 16 века, а сам монастырь основан чуть больше чем на 100 лет раньше, в 1473 году в пещерной церкви, выкопанной в песчанике.

5.

Транспорт прибывших в монастырь. Велозамков не замечено.

6.

7.

Как-то мы довольно быстро спустились по крутой дороге ведущей от ворот вниз к главным церквям и пещерам, называемой еще «кровавым путем».
Кровь эта по преданию принадлежала тому самому игумену Корнилию, который чем-то разгневал Грозного Ивана, резко расправившегося с ним прямо в обители.
Я так понимаю, что монахам здесь на границе русских земель всегда доставалось. От того они вначале прятались по пещерам, а потом и вовсе правительство здесь построило настоящую крепость. И монахам защита и рубежам страны одновременно.

Изначально не хотелось ни какие церкви посещать, насмотрелись уже, хотелось только в пещерах побывать, но они оказались закрыты для посещения.
Что-то у них там совсем все хитро с ними. Не слишком туристические они. Пускают не всех и не всегда. Сейчас было закрыто под предлогом того, что на улице очень важно и открывать вход туда не следует, чтобы ни чего там не попортилось. Мы остались не у дел, а вот несколько организованных паломников под предводительством священника туда пошли. Мы остались довольствоваться наружной красотой. Если бы было солнечно все это золото играло гораздо ярче.

8.

Но даже и при таком свете видно, что монастырь далеко не бедствует. Все нарядное и яркое.
Беседка с куполом — святой колодец. Красное здание за ним — ризница и библиотека. Желтое — Успенская и Покровская церкви.

9.

Яркое зеленое здание — дом наместника монастыря.

10.

С церквями в монастыре проблем нет 🙂
Благовещенская и Сретенская церкви. За ними лестница на верх Святой горы, но туда что-то тоже табличка висела «не входить». Вот так вот у нас в церкви и захочешь чего-то духовного, а туда «не входить» и бабки с тряпками. 🙁

11.

12.

13.

Наверное по форме одежды можно понять ранг монаха, я в этом не особо понимаю, наверное такой прикид дает +50 к силе веры или просто заставляет других уступать дорогу.
Кто-нить из тех кто читает знает для чего такие покровы?

14.

Один из братских корпус монастыря. Я вообще где-нить написал что это мужской монастырь и он является одним из крупнейших в России?

15.

Поднимаемся обратно по «кровавому пути». Попробуем обойти монастырь вокруг, длина стен его не слишком большая порядка 800 метров, и кажется, что обойдем быстро.

16.

Юная художница нашла достойный вид снаружи монастыря на его постройки.

17.

Довольно живописно, согласен, стоит здесь посидеть и может даже картину написать. 🙂

18.

Монастырь расположен на 2 холмах, а между ними протекает небольшой ручей. Спустились с северного холма к башне Нижних решеток. Вот как раз под этой башней ручей и протекает.

19.

20.

Поднявшись на противоположную сторону на земляной Петровский бастион, можно осмотреть часть монастыря и стены немного сверху.
Отлично видно церковь Николы Ратного и Петровскую башню за ней.

21.

Дом баронессы Бюнтинг. 1920 года постройки. Казалось бы откуда здесь в России баронессы. А все очень просто: с 1920 по 1940 год Печоры принадлежали Эстонии и проблем с баронами и их женами не было 🙂

22.

Холмы и башни.
Благовещенская башня.

23.

24.

Памятный знак у Изборской башни.

25.

Изборская башня, земляной бастион перед ней и памятный столб с указанием расстояния до пунктов назначения. От Пскова сюда всего 48 верст — на машине чуть меньше часа.

26.

Западная сторона монастырских стен. Здесь наглядно видно холмы, ручей, земляные бастионы и немного выглядывает Михайло-Архангельский собор.

27.

Негоже такому месту быть совсем голым, хотя это и дает ощущения пространства и отличный обзор, здесь посадили молоденькие сосенки.

28.

Дядька по фамилии Проскурин (имя его я не записал), попросил сфотографировать и прислать ему фото по почте. Жаль у него нет электронки, придется обычным письмом слать.

29.

Высоченая Башня Верхних решеток. Прямо удивила своими размерами. Высота — 25 метров! Казалось бы ну зачем такую высокую строить. Видимо так надо было для обороны, чтобы было из этого оврага подальше видно. И не зря строили. Во время Шведской войны монастырь выдержал 4 штурма, а уже после ее окончания утратил свое военное значение и стал полностью духовным местом.

30.

31.

Михайло-Архангельский собор. Смотришь на него и сразу все понятно. Постройка 19 века, тех времен когда монастырь уже утратил оборонное значение и можно было разобрать одну из башен а на ее месте построить храм.

32.

33.

Замкнули круг, обошли монастырь, значит пора уезжать время разгуляться не дает.
Деревянная красная — церковь св. Варвары, а белая каменная с колокольней и часовней — церковь 40 мучеников.

34.

Не одни только церкви можно посмотреть в Печорах. Сам городок тоже может порадовать любителей европейской архитектуры. Успели эти европейцы всякого настроить пока хозяйновали здесь 🙂

Написано, что это здание Эстонской православной церкви. На церковь это совсем не похоже, значит здание просто принадлежало церкви?

35.

Современные городские скульптуры на Октябрьской площади без которых сейчас ни один город не обходится. В случае Печор эта скульптура — «Памятник уличному фонарю».

36.

А рядом памятник архитектуры — водонапорная башня дореволюционной постройки.

37.

На большее нет времени, возвращаемся к машине и едем к следующей точке в плотной отпускной программе.

Печоры. Свято-Успенский Псково-Пече́рский монастырь.

Продолжаю фото-отчет о посещении псковской земли, на этот раз — уникальный Свято-Успенский Псково-Пече́рский монастырь в г. Печоры.
Уникальность его во многом. Уникальна история его возникновения. Уникально то, что он никогда не прекращал свою монастырскую жизнь.
Да и вид его уникален — в этом вы убедитесь на нижеприведенных фото (в се фото кликабельны до полного размера ).

Монастырь представляет собой крепость, со всеми крепостными атрибутами: крепостные стены, башни;
1.

артезианский колодец (правда сфотографировал отдельно лишь второй — более современный).
2.

Но даже по крепостной стене можно догадаться чьим духом тут пахнет.
3.

Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, как бы огибая лощину, на дне которой протекает ручей Каменец. Общая длинна стен 726 метров, их толщина 2 метра. Сегодня крепостные сооружения состоят из 9 башен. Монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория (в Ливонскую войну), польского гетмана Ходкевича, шведских королей Карла-Густава и Карла XII. Военная история обители, славная героизмом ее защитников, — стрельцов и монахов, окончилась с Северной войной, с перемещением западных рубежей России к Балтийскому морю.

И вот из-за серо-желтых стен крепости глаз выхватывает храмы, звонницу, жилые постройки монастыря, сияющие всеми красками , даже в столь пасмурную погоду.
4.

4 октября 2012 года митрополит Псковский и Великолукский Евсевий совершил освящение памятника игумену Псково-Печерского монастыря Корнилию Псково-Печерскому.
6.

Игумен Корнилий был настоятелем Псково-Печерского монастыря с 1530 по 1571 годы. Именно при нем обитель расцвела и окрепла и приняла вид, каким мы видим монастырь сейчас.

Корнилий управлял монастырём в течение сорока одного года. За эти годы обитель из деревянной стала превращаться в каменную. Вокруг нее выросла мощная крепостная стена с оборонительными башнями. А монастырская братия при Корнилии увеличилась с пятнадцати до двухсот человек.

Корнилий был убит царём Иваном IV во время его похода на Псков. Подъехав к монастырю и увидев печорскую твердыню, разгневанный царь заподозрил, что здесь, на самом рубеже го­сударства, за крепостными стенами, может скрываться изме­на. Он выхватил саблю и отсек голову игумену Корнилию, встречавшему царя хлебом-солью у раскрытых ворот обители.

7. Никольские ворота. Во времена описываемых событий — ворота в крепость.

На царя нахлынуло раскаяние, и он, взяв на руки бездыханное тело игумена, понес его к Успенскому собору. Из раны Корнилия стекала кровь и тонкой красной нитью оставалась на камнях дорожки — кровавый след. И до сих пор дорога от Никольских ворот до Успенского собора, которой шел Иван Гроз­ный с телом Корнилия на руках, называется «кровавым путем».

8. Тот самый путь к Успенскому собору.

Вид «кровавого пути» от Успенского храма до Никольской башни.

По этой единственной дороге, ведущей к сердцу монастыря спускаемся к, я бы назвал — соборной площади.

Здесь, перед ступенями, ведущими к желтому зданию Успенского пещерного храма, расположен древний колодец — источник «живой воды». Над ним возведена часовня, на фасаде которой в специальных нишах расположены иконы. Колодец играл огромную роль для всего монастыря во время многочисленных осад, снабжая защитников крепости водой.

Здание за колодцем с красными стенами и белыми наличниками окон и поясков — ризница .
Один этаж ризницы служил только для хранения облачений церковной утвари. За долгие годы здесь скопилось множество настоящих произведений прикладного искусства: золотые и серебряные кресты, украшенные драгоценными камнями сосуды, евангелия, кадила, ризы, вышитые золотом плащаницы. Многие предметы подарены Иваном Грозным, Борисом Годуновым, Петром I.
В годы Великой Отечественной войны фашисты разграбили и ризницу, и книгохранилище монастыря.

Особая духовная связь существует между Пскове-Печерской обителью и Киево-Печерским монастырем, который «стал образцом для всех других монастырей и оказал огромное влияние на всю русскую религиозность». Видимым подтверждением этого глубокого духовного родства стали купола Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры.

Белая церковь — Сретенский храм. Красная — Благовещенский храм.
12.

К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

14.

Между Успенским собором и звонницей расположен вход в Богом зданные пещеры, которые стали подземным некрополем, усыпальницей. В них хоронили монахов, праведников и церковных иерархов. Кор­нилий ввел и новую традицию — погребение в монастырских пещерах людей мирских, известных своими богоугодными дея­ниями и добрым служением государству. В результате в пеще­рах нашли последний приют участники героических событий, например, воины, павшие в ходе Ливонской войны. Здесь по­коятся представители знаменитых русских фамилий — Пушки­ных, Мусоргских, Татищевых, Суворовых, Бутурлиных, Назимо­вых, Плещеевых, Кропоткиных.

Все три больших колокола монастырской звонницы подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.

Собор Михаила Архангела выделяется из всех храмов обители, отличаясь не только архитектурным стилем, но и духом, смыслом, заложенным в нем. Он воин, храм-памятник, поставленный в честь героев Отечественной войны 1812 года.

Вид на собор от центральной площади монастыря.
16.

6 октября 1812 года, во второй раз, подняли из монастыря и принесли во Псков чудотворный образ Успения Божией Матери,— тот самый образ, который в первый раз принесен был во Псков в 1581 году, во время осады этого города Баторием, и с тех пор 231 год оставался постоянно в монастыре. 7 октября с этим образом совершен был вокруг города крестный ход, и в этот самый день Полоцк был взят русскими под предводительством Генерала-фельдмаршала, Графа Петра Христиановича Витгенштейна. Этим Псков был избавлен от опасности.

Желая почтить, прославить и увековечить имя того, которого Господь избрал орудием избавления западных пределов наших от страшного врага, иноки Псково-Печерского монастыря приняли намерение соорудить в своей обители новый храм и поставить в нем обелиск в честь и память сего героя.

И теперь, когда входишь в современные ворота монастыря, через Петровскую башню, взляду открывается величественное здание Михайловского собора.
17.

Острожная башня крепости.
18.

Отправная точка, с которой обычно начинается пешее знакомство с крепостью и монастырем — Петровская башня или Святые врата.
19.

Пешком здесь вступают на территорию монастыря, а фото-экскурсию мы у входа в монастырь-крепость и закончим.
20.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Печоры находятся примерно в 50-ти километрах от Пскова. Там находится Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, который существует уже более 500 лет и ни разу за все эти годы он не был закрыт, даже в период, когда на территории СССР активно закрывались храмы и монастыри, так как земли, на которых расположен монастырь, с 1920 до 1945 год по Тартусскому договору были отнесены к Эстонии.

Датой основания монастыря считается 1473 год, когда была освящена выкопанная здесь в песке церковь Успения. Точных данных о том, когда здесь впервые поселились монахи, нет, но по некоторым сведениям это произошло около 1392 года. По легенде в эти места бежали от татарских набегов монахи Киево-Печерской обители. Здесь они нашли природные пещеры и поселились в них. Местные жители во время охоты, случалось, слышали пение, как будто бы идущее из-под земли.

Обнаружил вход в пещеры уже в 1470 году крестьянин Иван Дементьев, которому этот кусок земли достался в собственность. Во время заготовки бревен одно срубленное дерево покатилось по склону, повалило на своем пути другие деревья, и открылся вход в пещеру с надписью над ним «Богом зданныя пещеры».

Основателем монастыря считается преподобный Иона, в миру звавшийся Иоанном Шестником. Он с женой Марией и детьми бежал в эти места из Тарту, где семья подверглась гонениям за веру.

Услышав о пещерах, он решил поселиться рядом с ними и строить здесь пещерный храм. Жена Мария усердно помогала ему в строительстве, но тяжело занемогла, и, почувствовав приближение смерти, приняла постриг под именем Васса. Отпев и похоронив жену, как полагалось, Иоанн утром обнаружил ее тело в пещере. Решив, что упустил что-то при проведении обряда, он снова отпел и снова похоронил тело жены, но на следующее утро всё повторилось. Тогда он понял это как знак, что тела умерших следует оставлять в пещерах. После смерти жены Иоанн принял постриг под именем Иона и стал первым настоятелем пещерного монастыря.

О том, сколько человек на данный момент похоронены в пещерах, точных сведений нет. Называют цифры от 10000 до 14000. Здесь покоятся члены многих известных и уважаемых родов.

Монастырь расположен в глубоком овраге. Поскольку эта территория нередко подвергалась набегам, обитель необходимо было защитить надежной стеной.

Войти в монастырь можно через Святые ворота:

Перед входом в монастырь установлен памятник игумену Корнилию, который был настоятелем монастыря с 1529 по 1570 год.

В эти годы монастырь достиг наибольшего расцвета. Погиб игумен от руки Ивана Грозного в результате навета. Клеветники обвинили Корнилия в связях с ливонцами. Когда царь прибыл в монастырь, игумен вышел встречать его с крестом. Иван Грозный в гневе выхватил меч и отсёк ему голову. Ужаснувшись содеянного, он после нес обезглавленное тело игумена на руках до храма. Эту дорогу с тех называют «Кровавым путём».

За монастырскими стенами располагаются многочисленные и очень разнообразные по стилю постройки.

Успенский пещерный храм и вход в «Богом зданныя пещеры»:

Экскурсии пускают только в первые две небольшие пещеры, снимать там запрещено.

Никольский храм со звонницей:

Здания сильно различаются и по цветовым решениям, и по архитектуре:

Артезианский источник укрыт беседкой, вода в нем считается лечебной:

Неожиданный «экспонат» — коляска императрицы Анны Иоанновны. Так вышло, что императрица остановилась здесь на ночлег, а наутро вся земля оказалась покрытой мощным слоем снега. Двигаться дальше в экипаже было невозможно, и пришлось оставить его здесь, сменив на сани.

На осмотр монастыря нам было отведено не больше часа, так как по плану экскурсии пора было отъезжать в Изборск. Набрав воды из святого источника, мы двинулись дальше.

Свято успенский псково печерский монастырь

Этот раздел не завершён.

Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. Богом зданная пещера стала известна местным жителям в 1392 году.

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, финляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

В годы Великой Отечественной войны

После оккупации Пcково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллиннскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин) [1] . В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырём до конца войны.

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илья, Аркадий, Никон, схииеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.

В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А. А. Власов.

После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в «шпионаже» и сотрудничестве с оккупантами. Осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.

Послевоенное время

Этот раздел не завершён.

28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря [2] .

В монастыре провёл последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков).

В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей тамбовской организованной преступной группировки. [3] .

Современный облик монастыря

Этот раздел не завершён.

Успенская пещерная церковь

Церковь Николы Вратаря

Построена по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года при строительстве крепостных стен вокруг монастыря. Церковь соединяется с одной из боевых башен крепостной стены.

Большая звонница

К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

Михайловский собор

Сретенская церковь

Строительство начато в 1867 году, завершено в 1870 году. Капитальный ремонт проведён в 1924 году.

Стены и башни

Башня Верхних решёток — рядом с Тайловской башней, над оврагом и протекающем по его дну ручьём Каменец. В нижней части башни выложена небольшая каменная арка, сквозь которую воды ручья попадают внутрь крепости. Каменная арка или свод закрывался железной решёткой, чтобы осаждающие не воспользовались ручьём для проникновения в крепость. Решётка дала наименование и самой башне. Несмотря на то, что башня Верхних решёток стоит на дне оврага, она самая высокая в Печорской крепости, и её верхняя точка достигает высоты 25 метров. За стенами скрыты 6 боевых ярусов с бойницами и широкими камерами для установки пушек. Шатёр башни увенчан дозорной площадкой — караульней, караульной избой, с которой хорошо просматриваются подходы к крепости и ближайшая местность. От башни, словно крылья, расходятся участки стен — прясла, соединяя в одно целое башни, поставленные на берегах оврага. Особенно живописно этот участок боевых укреплений смотрится с туристической площадки, расположенной почти напротив башни Верхних решёток.

Башня нижних решёток, так же, как и Башня верхних решёток, поставлена на дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает северо-восточную дугу крепостной стены. Ручей здесь становится шире и глубже, чем там, где попадает в крепость. Башня Нижних решёток имеет четыре боевых яруса. На каждом из трёх нижних по четыре бойницы с широкими боевыми камерами. На самом верхнем ярусе — семь бойниц. Их расположение позволяло брать под контроль практически все направления возможных атак. Кроме того, на третьем ярусе имелся выход на крепостную стену. Эта деталь очень важна, ведь рядом с башней находятся нижние ворота. Чтобы усилить защиту ворот, над ними в крепостной стене были установлены бойницы, между которыми расположен киот с изображением Спаса.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Достоверная история Псково-Печерского монастыря прослеживается только с 1472 г., но по преданию первый отшельнический скит появился здесь еще в XIV в. Легенда рассказывает, как «плыли однажды охотники по реке Каменец[78], и добрались они до места, где лесистые берега словно бы вздыбились стеной розового песчаника. Снизу стена — гладкая, водой отшлифованная; а наверху, как морщинами, иссечена узкими вертикальными пещерами. И из глубины тех пещер несется пение… Испугались охотники, назад повернули. И только потом они уж рассудили, что был то знак Божий, а не козни бесовские».

Летопись «о начале пещерного монастыря» повествует о некоем Иване Шестнике (в иночестве Ионе), который бежал от преследований немцев из Ливонии, где служил в православной церкви. После избиения русских в Дерпте он нашел пристанище в «Богом зданной пещере» — в ложбине реки Каменец. Его и называют основателем Свято-Успенского монастыря в Печорах, хотя ученые считают, что монахи обосновались в здешних пещерах намного раньше.

После захвата Прибалтики немецкими рыцарями число братий в монастыре еще больше увеличилось, и в 1473 г. в обители была освящена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, «ископанная в земле». Храм положил начало обители, которая с самого начала своего существования стала опорой православия на границе Псковской земли и владений Ливонского ордена.

После кончины Ионы инок Мисаил в конце XV в. построил под горой новую обитель с церковью во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Первоначально скромная обитель служила только убежищем и никаких оборонительных функций не выполняла. Монастырь долгое время был бедным и малолюдным, хотя и располагался на торговом пути в Прибалтику. Но Ливонский орден никогда не давал обители спокойной жизни, раз от разу увеличивая поборы. В XV в. монастырь был упразднен, но уже в XVI в., после присоединения Пскова к Москве, возобновлен.

В 1519 г. в Псковские земли прибыл великокняжеский дьяк М. Мунехин — человек толковый и дальновидный. Оценив выгодное в стратегическом отношении расположение монастыря, он, по словам летописца, начал «надзирати убогое место» и к лету 1523 г. вместе с подъячим Ортюшей Псковитяниным развернул в монастыре на «свою казну» каменное строительство. И святые пещеры сохранил, и саму обитель «в подол меж гор» опустил, приблизив ее к воде, что придало монастырю особую живописность.

При игумене Корнилии (1529–1570) обитель превратилась в могучую крепость, крупного феодала и очаг миссионерской деятельности среди этнически разнородного населения. Вместе с игуменом Корнилием трудился на благо Псково-Печерского монастыря архитектор Павел Заболотный; их двоих и следует считать создателями этого шедевра оборонного и церковного зодчества. Укрепления, возведенные в 1558–1565 гг., состояли из мощной каменной стены с 9 башнями. И к началу Ливонской войны, в 20 км от немецкой крепости Нейгаузен, прочно встала на русской земле крепость православного монастыря, которая защищали уже не только обитель и окрестное население, но и прикрывала дальние подступы к Пскову.

Князь Андрей Курбский в своей «Истории о великом князе Московском» писал об игумене Корнилии: «Человек святой, великий и прославленный своей добродетельностью. Смолоду просиял он монашескими подвигами».

Таким его видели и жители земли Псковской, потому и выбрали всем миром встречать царя Ивана Грозного и уговорить его не разорять Пскова, как то случилось с Новгородом.

Но, как не раз бывало на Руси, старания игумена Корнилия и других были отмечены «особо»: архитектора П. Заболотного царь Иван Грозный повелел казнить без пыток, а игумену Корнилию собственноручно отсек голову — будто бы за то, что строили монастырские стены и башни по собственному почину. Тогда же казнили и еще одного монаха — Вассиана, который состоял в переписке с беглым князем А. Курбским, что в глазах Ивана Грозного было равносильно измене. Искоренять ее надо было безжалостно и без снисхождения, поэтому и казнили всех троих.

С той поры дорожка, которая ведет от Никольской башни на нижнюю территорию монастыря, называется «Кровавый путь». Якобы Иван Грозный, как прошел у него приступ ярости, раскаялся в содеянном и на своих руках отнес обезглавленное тело игумена Корнилия к святым пещерам[79] — для почетного захоронения.

В военных действиях монастырь впервые принял участие в середине 1581 г., когда на псковские земли вступила 100-тысячная армия польского короля Стефана Батория, захватившего Ливонские земли и многие западные русские города. Но путь в глубь России ему преградили Псков и Печоры. Защищалась обитель отчаянно: устояла перед приступом, а затем и перед штурмом знаменитого венгерского кондотьера Борнемиссы. А потом еще два месяца выдерживала глухую осаду, после чего с позором выпроводила едва ли не лучшую тогда в Европе армию. Да еще и пленных своих освободила, и обоз захватила!

За 450 лет (от Александра Невского до Петра I) земля Псковская отразила почти 40 крупных нашествий, находясь в условиях войны 130 лет. За это время только один раз Псково-Печерский монастырь оказался в руках врагов, когда в 1592 г. шведы внезапно напали на обитель в день окончания перемирия. Других случаев не было, хотя монастырь не раз штурмовали польские, литовские и шведские войска.

А после Октябрьской революции, по Тартускому мирному договору 1920 г., установившему границы между Эстонией и Советской Россией, монастырь против воли его братии был отторгнут от Всероссийского патриархата. В Эстонии по закону об отделении Церкви от государства духовенство было объявлено ликвидированным, и, чтобы сохранить обитель, иноки образовали «Успенскую трудовую общину», устав которой был утвержден на съезде мировых судей в Тарту.

Община содержала себя на доходы от свечного завода и предприятия по производству церковного вина из ягод. Кроме того, ей были переданы в аренду отобранные у монастыря земли. Некоторые из иноков занимались ремеслом, и в кельях стояли швейные машинки и портняжные столы. Пытались монахи заняться и другого рода деятельностью, но широкого развития она не получила.

Чтобы преодолеть экономические трудности, руководство обители обращалось за помощью (которая скорее напоминала милостыню) к другим православным монастырям и церквам Эстонии и стран Западной Европы. Но получало лишь мелкие пожертвования, которых не хватало ни на капитальные реставрационные работы, ни тем более на новое строительство. Проводился лишь небольшой ремонт отдельных зданий, без которого никак нельзя было обойтись.

В это трудное время во главе монастыря стоял епископ Печерский Иоанн, деятельность которого сохранила обитель и как центр Русского православия, и как памятник русской культуры. При нем богослужения шли по недельному расписанию, которое включало в себя росписи, кто и когда служит раннюю и позднюю литургии, бдения и т. д. Сам он тоже регулярно выступал с проповедями, в которых говорил, что все возрастающее в мире зло исходит от России, где отклонение от «христианского евангельского учения» привело «к печальным опытам плачевной революции, когда можно было бы обойтись без лишних жертв и страданий… А теперь в России разрушено, искажено и истреблено все хорошее, все нравственное». В своих поучениях епископ Иоанн призывал «уклоняться от слушания разных краснобаев-агитаторов и научаться страху Божьему… дабы никакие иноверие и злое еретическое учение не внесли бы в нашу церковную жизнь раздоров и смуты».

В течение тех 20 лет, когда Псково-Печерский монастырь находился на территории Эстонии, значительно изменился и состав братии: старые монахи умерли, другие разъехались, приняли постриг и послушание люди нового поколения. Среди насельников появилась целая группа лиц с военным прошлым; были среди них и участники Белого движения, для которых Свято-Успенская обитель стала своеобразным центром притяжения. Монастырь поддерживал связи с русской и церковной эмиграцией; обитель поддерживала тесные контакты с членами царского дома Романовых, обменивалась с ними рождественскими и пасхальными поздравлениями и подарками.

Но положение самого монастыря в Эстонии с каждым годом все более осложнялось. Власти стали административным путем вмешиваться в деятельность монастыря, предписывая инокам обязательное участие в различных государственных кампаниях. А в феврале 1928 г. на заседании Синода Эстонской православной церкви решался вопрос о монастырской недвижимости, и Синод принял решение закрепить ее за Церковью, т. е. за ним самим. Епископу Иоанну пришлось согласиться, но он выговорил условие, что получит доверенность на управление этим имуществом. Однако уже через два года Синод образовал инвентаризационную комиссию под председательством своего уполномоченного комиссара П. Пятса, который вскоре сделался фактическим экономом-хозяином и в официальных документах стал называть обитель «бывшим монастырем».

Начались репрессии и по отношению к братии. В административном порядке был выселен из обители и выслан из Печор архидиакон Вениамин, решительно противившийся самоуправству П. Пятса. А вскоре и епископ Иоанн стал нежелательной фигурой для Синода. Чтобы удалить его из обители, использовали освободившуюся вакансию архиепископа в Нарвской епархии. Никакие протесты церковной общественности и газеты «Печорский край» не помогли, и вскоре епископа Иоанна исключили из числа монастырской братии. А в начале ноября 1932 г. в обитель явился судебный пристав с уполномоченными Синода и полицейскими, которые принародно выдворили отца Иоанна из монастыря.

Отстранение епископа Иоанна вызвало волнения в монастыре, которые были жестоко пресечены Синодом. С большим трудом церковные власти уговорили протоиерея Николая (Лейсмана) взять на себя руководство Псково-Печерским монастырем, и в конце 1932 г. он был назначен настоятелем Спасо-Успенской обители. При нем страсти вокруг монастыря немного улеглись; в Печорах даже была открыта духовная семинария, которая сделала три выпуска.

Сама же обитель все больше приходила в упадок: разрушались старинные храмы, уменьшалось число братии, все труднее становилось совершать положенные богослужения. Многие ценные рукописи и книги из монастырской библиотеки были вывезены в Тартуский университет…

Годы Великой Отечественной войны тоже вписали немало трагических страниц в историю древней обители. В июле 1942 г. — по случаю годовщины немецкой оккупации — в Печерском монастыре по распоряжению митрополита Сергия было заказано торжественное богослужение в честь гитлеровского оружия. И служителя монастыря не жалели тогда слов, восхваляя Адольфа Гитлера и называя немецкое вторжение «великим шагом и благом для русского народа». Во всех церквах Псково-Печорской обители братии провозглашали здравицы в честь гитлеровской армии и призывали верующих активно помогать захватчикам.

Двери монастыря всегда гостеприимно распахивались перед немецкими офицерами. А в августе 1942 г. митрополит Сергий написал благодарственное письмо фюреру за «освобождение от коммунистического ига»:

«Прежде всего мы благодарим великого фюрера, спасающего Европу от красных захватчиков… Мы молили всевышнего, чтобы он и впредь ниспослал Адольфу Гитлеру силу и крепость для окончательной победы над большевиками».

При приближении победы иноки Псково-Печерского монастыря упаковывали монастырские ценности, чтобы вывезти их в Германию. Среди них были золотые и серебряные кресты, дарохранительницы, чаши, митры, золотая цепь — вклад царя Ивана Грозного, именной перстень и серьги из лазоревых яхонтов — дар одной из его жен, вышитая золотом и серебром шелковая плащаница — дар царя Бориса Годунова… Что ж, читатель, была и такая правда!

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Адрес: Печоры, Псковская обл., Россия, 181500

Координаты: 57.811226, 27.614797

Телефоны: 8 (811) 482-21-45

Расписание богослужений в 2019 г.: смотрите здесь

Как добраться

На автомобиле

Смотрите GPS координаты выше.

От Псковского автовокзала

Автобус 207 по направлению Псков — Печоры. В пути примерно 1 час. Прибытие на автовокзал Печор. До монастыря пешком 10 мин. Подробное расписание автобусов смотрите здесь: смотрите здесь

Из Санкт-Петербурга

От автовокзала на Обводном канале. Автобус по направлению на Печоры. В пути примерно 6,5 часов. Подробное расписание автобусов смотрите здесь: смотрите здесь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь — действующий православный монастырь в Псковской области. Один из крупнейших в России. Популярный паломнический центр и достопримечательность.

Название монастыря происходит от существующих здесь пещер («печоры» — на древне-русском языке означает «пещеры»), так называемых «богом зданных пещер», т. е. созданных богом. Научно эти пещеры никогда не исследовались, но по исследованию других, находящихся в Печорах пещер, ученые делают вывод, что пещеры монастыря имеют естественное, природное происхождение.

Точной даты основания монастыря не сохранилось. Сами пещеры впервые упоминаются в 1392 г. Первые монахи по всей видимости поселились в пещерах в XV в. Это были иноки, спасающиеся от нашествия крымских татар на юге. Из всех первых монахов известно имя только одного — инока Марка, который в монастыре считается «начальным иноком».

В 1470 г. в пещерах поселился священнослужитель Иоанн со своей супругой Марией. В искусственно созданной пещере они устроили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (освящена в 1473 г.) Позже вокруг этой церкви и возник монастырь. А пещеры стали местом захоронения монахов.

Так как монастырь находится возле границы, в разные периоды он подвергался разорению.

Расцвет монастыря пришелся на XVI в., когда игуменом обители был Корнилий Псково-Печерский. В этот период вокруг монастыря были возведены каменные оборонительные сооружения (построены в период с 1558 по 1565 гг.) Так же здесь были построены храмы: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (построена в 1541 г.), надвратная церковь Николая Чудотворца (построена в 1564 г.) Существует предание, что игумена Корнилия собственными руками убил царь Иван Грозный, когда заподозрил монаха в измене. Но когда царь раскаялся в содеянном, он пронес тело убиенного в храм Успения. С тех пор путь до этого храма от Никольской церкви стали называть «Кровавый путь».

Монастырские стены оказались на столько крепкими, что выдержали несколько осад. В 1581 г. их безуспешно осаждал польский король Стефан Баторий. В период с 1611 по 1614 гг. стены выдержали осаду шведов во главе с королем Густавом Адольфом. А в период Северной войны шведский король Карл XII так же не смог сокрушить эти укрепления.

В XVIII — XIX вв. здесь строилось множество храмов: Покровская церковь (построена в период с 1758 по 1759 гг.), церковь Лазаря Четверодневного (построена в период с 1792 по 1800 гг.), собор Михаила Архангела (построен в период с 1815 по 1827 гг. в честь победы в войне 1812 г.), церковь Сретения Господня (построена в 1870 г.)

После окончания Эстонской освободительной войны (в 1920 г.) монастырь по мирному договору оказался на территории Эстонии. Этот факт избавил обитель от разорения, когда многие монастыри упразднялись и осквернялись советскими атеистами. В 1940 г. Эстония вошла в состав СССР, таким образом монастырь вернулся на родину.

В период Великой Отечественной войны, когда монастырь оказался на оккупированной территории, в нем велось активное движение по возрождению духовной жизни. Так же на территории монастыря прятали людей, которых преследовало Гестапо.

В советский период монастырь никогда не закрывался. В течении 40 лет на территории всей страны действовали только два монастыря: Печорский и Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде.

В 1957 г. в монастырь приехали семь монахов из Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря, которые до этого покинули страну в 1939 г.

В 1986 г. здесь был возведен храм во имя Корнилия Псково-Печерского.

В 1995 г. возведена церковь Псково-Печерских преподобных на Святой горе.

Православный Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Псковская область, город Печоры

История


Ранний период
Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти преп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, «начального инока» обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано «Богом зданные пещеры».
В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда — Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.
Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство «назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом». Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших Киево-Печерскую лавру.
То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм — Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.

Войны: Ливонская и Северная
С приходом сюда преподобномученика Корнилия, игумена, тут наступил расцвет. Построен был трапезный Благовещенский храм и надвратный, Свято-Никольский, расширен Успенский, прокопаны пещеры. В итоге, получилась настоящая крепость с каменными стенами. Но игумена, по преданию, собственноручно убил заподозревший измену Иоанн Грозный, и после унесший убитого в Успенский храм.
150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия — Михайловского собора, а также Сретенской церкви.
С подвизавшимся в монастыре преп. Лазарем Прозорливым, бывшим как бы мертвым несколько дней, келейно беседовал в 1822 г. император Александр I.
Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.
До 1960 г. тут подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный не так давно к лику святых.

Великая Отечественная
Обстрелы фашистской артиллерии коснулись и монастырских храмов, Трапезная и Братский корпус были полуразрушены.
Обитель после оккупации была подчинена и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому). После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.).
Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.)
В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов.

После войны
В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).
Наместник (1949-1954 гг.) — архимандрит Пимен (Извеков), затем — Патриарх Московский и всея Руси.
В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 . с Валаама в Финляндию.
В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. – архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки).
Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).
В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных.
Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова.

Монастырский ансамбль
Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений.

Богом зданные пещеры
Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи преп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и преп. Вассы) — порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.

Храмы: Успенский пещерный и Покровский
Успенский пещерный храм — главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге — Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь преп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Церковь Николы Вратаря
Его строил зодчий Павел Заболотный в 1564 г. Этот надвратный храм мог быть в свое время главным входом в обитель. Никольскую башню и дополнительные прясла стен тогда построили позже, и с ней у храма общая кровля. Между Тюремной башней и храмом была звонница. Поскольку церковь находится рядом с главными воротами, ее называют храмом Николы Вра́таря, или Николы Ратного.

Большая звонница
Она находилась к востоку от Успенского собора. Строительство колокольни из камня начали в 1523 г., возводилась вместо старой, что из дерева. Большую звонницу считают одним из крупнейших архитектурных сооружений такого типа, а все колокола Псково-Печерского монастыря являются одним из самых значимых собраний в Северо-Западной России.

Собор Архистратига Михаила
Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора — десница св. мчц. Татианы, которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

Сретенский храм
Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами преп. Симеона (Желнина).

Ризница
При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим купо¬лом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра) и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ).

Святые источники
Во имя преподобномученика Корнилия (напротив Успенской церкви, неподалеку от Ризницы) и артезианский во имя иконы Божией Матери Живоносный источник (напротив Благовещенской церкви, над Живоносным источником выстроена была шестигранная часовня).

Монастырские стены и башни
К построенные в начале Ливонской войны каменным стенам с 6 башнями и 3 воротами позднее добавились еще 4 башни. Выдержав неоднократные осады и нападения врагов, Псково-Печерская крепость не раз принимала участие в приграничных боях до конца Северной войны. Сейчас в монастыре 9 башен. Собор Архангела Михаила построен на месте Брусовой башни. Святые монастырские ворота пришлись на Петровскую башню.
Башня Верхних решёток — устроена рядом с Тайловской башней. Внизу есть арка, закрытая решеткой (чтобы в крепость не попали осаждающие ее), через которую в крепость и попадают воды ручья. Это самая высокая (25 м) решетка в крепости. Она скрывает боевые 6 ярусов с бойницами. На шатре башни есть дозорная площадка для просматривания местности и подходов к крепости.
Башня нижних решёток, как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса.

Святыни
Мощи
преп. Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря и Симеона Псково-Печерских, мц. Татианы,

Иконы
Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), икона Николая Чудотворца,

Почитаемые могилы
митр. Вениамина (Федченкова), архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина), схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

Как добраться
Из Москвы или Питера. Отправление фирменного поезда «Москва–Псков» (010А) ежедневно в 18:30 с Ленинградского вокзала, прибытие в Псков — 7:30. Отправление поезда «Москва–Псков» – 098А по четным дням с Ленинградского вокзала в 15:35, прибытие – 5.00, можно попасть на раннюю Литургию, цена на билеты дешевле.
Автобусы ходят позже 5 утра. Те, что проезжают через Старый Изборск, дольше едут. Из Петербурга в Псков идут многие автобусы.
До Печор можно ехать и машиной.

Москва — сегодня, будь в курсе!

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

  • Создано: 21.01.2015 13:17
  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w >
  • Просмотров: 1689

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

Монастырь находится в г.Печоры, Псковской области. Название «Печоры» происходит от старо-русского «Печеры» (пещеры), дату открытия которых монастырская летопись определяет 1392 годом. Первое упоминание населённого пункта Печор (точнее — пещерной церкви) относится к 1473 году, когда была освящена Успенская церковь, первоначально прорубленная в пещере, и, таким образом, основан православный Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь.

Варваринская церковь. Приходской храм Св.Великомученицы Варвары:
Приход Варваринской церкви с 20-х годов XX века существовал как приход православной этнической группы эстонцев — сету. Более тридцати лет настоятелем храма Св.Великомученицы Варвары является протоиерей Евгений Пелешев, старейший священник Псковской епархии.

Церковь уникальна тем, что в ней сохранился старинный иконостас и тем что это один из немногих православных храмов народности сету. Их язык корнями уходит к финно-угорским языкам. Богатейшая культура и традиции совмещают эстонский образ жизни и исповедание русской православной веры. Зто один из самых посещаемых храмов в Печорах.

Петровская надвратная башня. Святые врата — главные в обители. Над ними находится Петровская башня. В 1913 году в Петровской башне установлены новые медные башенные часы.

За Варварианской церковью — Церковь Сорока мучеников севастийских. Дата постройки — между 1817 и 1860. Сорок Севастийских мучеников это воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севасии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии.

Если присмотреться — на фото возле дорожного знака стоит дяденька, его несколько лет назад «попросили» из Монастыря, и с тех пор он каждый день стоит напротив Святых врат, отдавая тем самым дань Господу Богу.

Памятник преподобному Корнилию Псково-Печерскому.

Никольская башня и церковь Николы Ратного (надвратная). При входе в монастырь на левой стороне, на горе, стоит каменная церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца. Она устроена над святыми воротами в 1565 году преподобным Корнилием при участии Павла Петровича Заболоцкого, в иночестве Пафнутия. Эта церковь привлекает к себе богомольцев резным изображением Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. Он держит в правой руке меч, а в левой трехглавую церковь. При Никольском храме устроена в одно время с ней каменная небольшая колокольня, бывшая звонницей; к трем каменным столбам в одну линию, уже в позднейшее время, приделаны с трех сторон тесовые стенки с одним окном.

Икона над входом в Монастырь

В 1547 г. монастырь посетил Иван Грозный. Память об этом визите сохраняет Кровавый путь – дорожка с большим уклоном, ведущая от Святых ворот к пещерам. Согласно преданию, игумен Корнилий держал себя перед царём слишком гордо и ему тут же на месте снесли голову саблей. Отсечённая голова докатилась до конца дорожки, оставляя за собой кровавый след.

В одной древней рукописи, хранящейся в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом, царь, заранее разгневанный на него, своей рукой ссек ему голову, но тотчас же раскаялся и, подняв тело его, на своих руках понес его в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес безжизненное тело к церкви Успения, в память этого события названа «Кровавым путем».

Свидетельством раскаяния царя Иоанна Васильевича служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика. Он оказал обители много благодеяний и много способствовал украшению ее, наградил селами, золотом, разными книгами и многими другими потребными вещами, а из собственных его царских вещей в память оставил цепь золотую, в коей 19 звеньев золотых, монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчаг седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников.

Вид на Псково-Печерский Монастырь

Коляска Анны Иоановны 1732 год. По преданию Анна Иоановна часто проезжала мимо монастыря и всегда заезжала помолиться. И вот один раз она ехала мимо и заехала в монастырь. Но был уже вечер и настоятель предложил ей остаться, но она поначалу отказалась. Но когда Анна Иоановна отъехала от монастыря у неё сломалась коляска, потом началась непогода и она вынуждена была вернуться. А ночью было ужасное ненастье. Анна Иоановна посчитала это знаком и в благодарность оставила свою коляску.
Теперь коляска стоит за стеклом. Это не новодел. Коляска сохранилась с того времени немного подреставрированная.

Красное здание это Ризница и библиотека. Здание является уникальным памятником архитектуры 17-го века, сочетающим в себе черты одновременно и гражданского, и церковного зодчества. Верхний этаж занимает библиотека, включающая в себя ценное собрание рукописных и старопечатных книг 16 — 17 веков (именно здесь в свое время был обнаружен сборник 16-го века, в который входило знаменитое «Слово о погибели Земли Русской», сохранившееся в единственном экземпляре), средний занимает собственно ризница — внушительное собрание церковной утвари, облачений и предметов быта 16 — 19 веков; в нижнем этаже устроен небольшой музейчик, посвященный преподобномученику Корнилию, в котором, помимо всего прочего, хранятся некоторые личные вещи Ивана Грозного.

Правее — Успенская и Покровская церкви.

На переднем плане — Святой колодец.

Святой колодец — сделан в виде веранды, на середине которой постамент, из него выходит труба с водой. Тут можно набрать Святой воды.

Часовня с артезианским колодцем. Внутри небольшая ёмкость, в которой установлено Распятие. Из концов Распятия вниз не переставая течёт вода.

Левее Ризница и библиотека, а справа — Звонница и Часовая башня 17-го века (от 17-го века на данное время остался только каркас).

Главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку. Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове). Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус. Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

Успенская и Покровская церкви. Главный и древнейший соборный храм монастыря освящен в честь великого праздника Успения Божией Матери (1473). Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была устроена поверх соборной Успенской церкви в середине XVIII века при игумене Иосифе (1753-1785). Впервые обновлялась при том же настоятеле, а последнее переустройство интерьера, начатое при архимандрите Гаврииле в 1987 году, завершено при наместнике архимандрите Павле.

Дом наместника монастыря

Стены монастыря. Псково-Печерская обитель, со дня основания беззаветно служившая Богу, с самого начала своей истории подвергалась испытаниям и несчастьям.

Труды первых строителей были уничтожены набегом лифляндцев, которые разрушили и сожгли все деревянные постройки монастыря, разграбили монастырское имущество. В середине XVI века над Россией нависла опасность вторжения польско-литовских завоевателей с северо-западных рубежей. На их пути стояла Печерская обитель. Опасность вторжения иноземцев стала одной из причин начала строительства каменной ограды вокруг монастыря в 1558 году. Массивная ограда из каменных плит с семью крепостными башнями и тремя укрепленными воротами была возведена к 1565 году. Каменные стены сделали монастырь почти неприступной крепостью. В настоящее время крепостные монастырские стены протяженностью 810 метров укреплены девятью башнями. По внутренней стороне стены устроены гульбища — специальные укрепления, с которых во время военных действий вели наблюдение и отстреливались от неприятеля. Теперь, как и прежде, по гульбищам можно обойти всю обитель.

Монастырские стены и вид на Псково-Печерский Монастырь

Михайло-Архангельский собор. Собор расположен на верхней площадке монастырского комплекса к югу от входа, западным портиком встроен в прясло крепостной стены. Он стоит на месте бывшей Брусовой башни, разрушенной в 1581г., остатки которой были разобраны в первой четверти XIX в. Здание выдержано в традициях русского классицизма, квадратное в плане, однокупольное с тремя 4-х колонными портиками и полукруглым алтарем. С западной стороны сделан прямоугольный притвор с хорами.

Храм буквально встроен в крепостную стену, за которую выходят только четырехколонные портики, которые как бы напрямик связывают город и монастырь. Это единственное здание в монастыре, которое имеет выход за стены крепости.

Ссылка на основную публикацию
Название: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Тип постройки: Монастырь
Адрес: Псковская обл., Печорский р-н, Печоры г., ул. Международная, 5
Телефон: +7 81148 2‑21-45
Расписание богослужений смотрите на официальном Web-сайте: http://pskovo-pechersky-monastery.ru
Тип: Мужской
Статус: Действующий
Дата основания: 1473
Видео: