Свято успенский пещерный монастырь в бахчисарае

БАХЧИСАРАЙСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Бахчисарайский Успенский монастырь

Бахчисарайский Успенский мужской монастырь

  • Адрес: Россия, 298405, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1
  • Телефон: +7 (365-54) 4-74-74
  • Официальный сайт: http://lavra-crimea.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Пещерный монастырь находится в 2 км от г. Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре (ущелье Святой Марии). На его дне расположены остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки XVI века: мавзолей Хаджи-Гирея и здание медресе.

    Точных данных о времени его возникновения, однако, нет. Большинство учёных считают, что он был основан предположительно в конце VIII — начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели — монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г. Тут они селились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Свято-Успенский. После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с конца XV века становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней и глубоко почиталась не только христианами, но и мусульманами.

    Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

    Отсюда в 1778 году по призыву митрополита Готфейского Игнатия (Гозадини) совершился выход крымских христиан в Приазовье. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем.

    В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).

    В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита. Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью. С этого момента начинается обновление скита. Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон.

    В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя святителя Николая Чудотворца, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписанный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет. Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью. По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем. Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I Павлович, Николай I Павлович с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

    Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери. Монахи в первое время испытывали здесь и голод и холод. Не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появились скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор. К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

    Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. На верх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.

    Во время Крымской войны 1853-1856 гг. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, в котором работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них – генерал-адъютант П.А. Вревский и генерал-майор П.В. Вейман, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.

    В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были проданы и разобраны на стройматериалы.

    В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.

    Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 году часть монастырских строений, которая не нужна была ни властям, ни предприимчивым лицам, была передана братии во главе с игуменом Силуаном. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Дело восстановления монастыря шло с большим трудом, и отец Силуан решился на невозможное. Он дал обет не брать ни одного карбованца за службы, которые будут отправляться для прихожан. С того дня здесь нет никаких расценок ни за крещение, ни за отпевание, ни за совершение молебнов, сорокоустов, освящение домов и начинаемых дел.

    В 1992 г. под каменными сводами пещерного храма владыка Лазарь отслужил Божественную литургию с освящением источника. В монастырь вновь вернулась жизнь, он неузнаваемо изменился. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое. Появились и паломники, и благодетели.

    В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:

    1. Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
    2. Копия с чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
    3. Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
    4. Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
    5. Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне «Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года».
    6. Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.

    Свято успенский пещерный монастырь в бахчисарае

    Пещерный монастырь находится в ущелье Майрам-дере вблизи Бахчисарая. Точная дата основания монастыря неизвестна, но, вероятнее всего, это было в XV в., к концу которого Успенский монастырь становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде. Это место освящено чудесным явлением иконы Божией Матери, которая стала главной святыней обители и почиталась не только христианами, но и мусульманами.

    Русские цари поддерживали монастырь материально. Об этом свидетельствуют грамоты царя Федора Иоанновича и Бориса Годунова.

    Отсюда в 1778 г. совершился выход крымских христиан в Приазовье. После переселения православных христиан из Крыма Успенский монастырь пришел в упадок, обитель обезлюдела, литургия служилась от случая к случаю.

    К середине XIX в. начинается восстановление христианских святынь. 15 августа 1850 г., в праздник Успения Богоматери, состоялось торжественное открытие Бахчисарайского скита. Монахи в первое время испытывали здесь и голод, и холод, не было подобающих облачений и даже свечей. Постепенно теснили лес виноградники и фруктовые сады, появился скот и пасека. Наладилась продажа духовных книг, икон, свечей, просфор. К началу XX в. здесь существовало уже пять храмов. Была значительно расширена древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка, построенный на пожертвования симферопольского чиновника Айвазова. Внизу, под скальным навесом, на средства Е. Берковой была построена церковь во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

    Помимо храмов были построены дом настоятеля и двухъярусный корпус, в котором разместились трапезная, кухня с пекарней и шесть келий. В скале было высечено еще 16 келий, и две построены под скалой. Наверх монастырского плато вела лестница из 84 ступеней, вырубленная в скале. Были построены два двухэтажных дома для приема паломников.

    Во время Крымской войны 1853–1856 г.г. монастырь предоставил гостиницу под госпиталь, здесь работал знаменитый хирург Н. Пирогов. Многие участники этой войны похоронены на монастырском кладбище. Среди них — генерал адъютант П. А. Вревский и генерал-майор П. В. Веймарн, погибшие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 г.

    В 1921 г. монастырь был закрыт, его заняла колония инвалидов, а позже помещения были разобраны на стройматериалы.

    В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре также располагался госпиталь. 170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке.

    Монастырь возродился в 1992 г., когда в пещерном храме Митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную Литургию с освящением источника. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя св. апостола и евангелиста Марка и храм во имя Равноапостольных царей Константина и Елены. Хотя до сих пор вокруг Успенского монастыря идут споры по поводу возвращения ему его исторической территории, восстановлено очень многое.

    ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
    православная литература, церковная утварь, облачения и пр.
    9:00 — 16:00 (пятница 9.00 — 14.00)

    Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

    ул. Героев Аджимушкая, 9/11

    БИБЛИОТЕКА
    ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
    9:00 — 16:00
    выходные пн.вт.
    Симферополь,
    ул. Александра Невского, 19

    Станислав Васильев

    Рекомендует…

    Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае (Крым) — фото, отзывы, сайт

    Уникальные места Крыма – Свято-Успенский монастырь

    В Крыму огромное количество культовых сооружений. Каждое из них по-своему оригинально, уникально. Особым спросом, как туристические объекты, пользуются святыни, обустроенные в скалах. Свято-Успенский пещерный мужской монастырь не стал исключением.

    Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

    Где находится, история

    Расположилась древняя святыня в районе Бахчисарая , в красивейшем ущелье Мариам-Дере. Считается, что появлением в этом месте монастырь обязан чудотворным появлением иконы Богоматери. Сегодня ученые до сих пор ведут споры о дате основания уникального комплекса. Историки утверждают: появился монастырь в конце VIII века, примерно в то же время, что и пещерный монастырь Качи-Кальон. Кстати, он входит в состав Свято-Успенского.

    Но археологические находки опровергают это мнение. В процессе раскопок на территории были обнаружены захоронения христиан, относящиеся в VI столетию. Точно известно только одно – в начале IX века храмовый комплекс уже функционировал. В то же время о судьбе монастыря, его жизни и развитии нет никаких данных вплоть до четырнадцатого века.

    Достоверно известно одно: в 13 веке его закрыли, уже в то время на полуострове была непростая политическая ситуация. Практически 100 лет комплекс не функционировал, оставались ли там жить люди тоже не известно. Благодаря московским князьям и их дотациям Свято-Успенский пещерный монастырь вновь начал действовать в конце XIV века. Но средств все равно хватало только на то, чтобы он худо-бедно сводил концы с концами.

    Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

    Комплекс пещерных келий смог избежать разрушения в 1475 году, когда на Тавриду (Крым) напало Османская империя. В то время уцелело не так много православных храмов. С XV века и на протяжении нескольких сотен лет тут обосновались митрополиты Готфские.

    Период расцвета пришелся на XIX столетие. В то время на территории появились:

    • Пять церквей;
    • Братские корпуса;
    • Паломнические домики;
    • Роскошный сад.

    Следующий тяжелый период монастырскому комплексу пришлось пережить в годы Крымской войны. Сегодня как яркое напоминание о событиях 1854 – 1855 годов туристы и паломники посещают могилы 170 солдат, похороненных на монастырском кладбище. В то время монастырь по факту служил госпиталем.

    Самый трагический период храмовый комплекс ожидал с приходом советской власти. В принципе в то время (послереволюционное, 20-е года прошлого века) пострадал ни один храм. Самое ужасное – «советы» расстреляли всех найденных на территории монахов, послушников. Все более-менее ценные вещи были украдены, вывезены или уничтожены.

    В стенах древней святыни в Великую Отечественную войну организовали госпиталь, а в послевоенные годы открыли психоневрологический диспансер. К счастью, уже в начале 90-х годов комплекс пещерных святынь отреставрировали, восстановили практически все разрушенные объекты. Сегодня Свято-Успенский монастырь составляет достойную конкуренцию Инкерманскому монастырю в Севастополе.

    Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

    Сегодня Свято-Успенский монастырь одна из главных достопримечательностей не только этого региона, но и всего Крыма. Благодаря основательной реконструкции все белоснежные сооружения на фоне серого камня выглядят величественно. Очаровывая каждого посетителя с первого взгляда. Восстановлен практически первозданный вид.

    Основное здание, как бы свисающее над обрывом, самое старое и популярное – Успенская церковь. Поверьте, сюда стоит приехать только чтобы увидеть ее. Святыня обустроена на самом краю скалы имеет правильную прямоугольную форму, притягивает внимание и очаровывает. К церкви ведет огромная белоснежная лестница, ее восстановили одну из первых.

    Ищите где остановиться в Бахчисарае?

    Слева от пролетов стену украшают изображения самых величественных храмов всей планеты, около рисунков храниться земля, привезенная с тех краев. Напротив сооружения в скальном образовании высечены монашеские обители, хозяйственные помещения. Благодаря белоснежной штукатурке они выглядят особенно эффектно. Ни один человек не сможет остаться равнодушным, глядя на все это великолепие. И к вере данный факт не имеет никакого отношения.

    Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

    У самого последнего марша лестницы найдете Гефсиманскую часовню 1867 года постройки. Недалеко от нее – фонтан, единственный уцелевший с того времени. Когда-то они располагались посреди удивительного сада, заложенного в тысяча восемьсот пятидесятом году. К сожалению, до наших дней он не сохранился, уцелело всего пару деревьев.

    В наши дни на территории Свято-Успенского мужского монастыря еще ведутся восстановительные работы в храмах: Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского. А также в других сооружениях. Возможно, через несколько лет это место станет самым посещаемым на всем Крымском полуострове.

    Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

    Полезная информация: адрес, контакты

    Адрес: Крым, Бахчисарай, ул. Басенко.

    Контактный телефон: 7365 5447474.

    Официальный сайт: lavra-crimea.ru.

    Как добраться до Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае

    На железнодорожном вокзале садитесь на автобус, идущий до Староселья (№2). От остановки до монастыря метров 500 надо будет пройти пешком. Красивые пейзажи скрасят поход, так что уже в процессе сможете получить максимум эстетического удовольствия.

    Не знаете чем заняться в Бахчисарае?

    Если поедите на автомобиле, ориентируйтесь по карте. Точные координаты на карте ниже. Кстати, если захотите увидеть больше интересного в окрестностях Бахчисарая, а личного транспорта нет, советую обратить внимание на отличную услугу «Аренда авто в Крыму». Сможете за максимально короткий срок добраться до самых интересных и популярных мест этого края.

    Свято-Успенский пещерный монастырь на карте, GPS координаты:

    Посещение Свято-Успенского пещерного мужского монастыря в Бахчисарае понравится не только верующим людям, паломникам. Но и каждому, кто ценит историю, древние памятники архитектуры и уникальные сооружения. Не стоит сбрасывать со счетов красивейшие пейзажи. Всем приятного, максимально интересного отдыха!

    Успенский пещерный монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

    Дороги Крыма извилисты, каменисты и иногда довольно опасны. Бывает так, что неожиданно приводят они в места, где веками царили благодать, стойкая вера и стремление к добру. Если вы оказались в Бахчисарае, вам обязательно стоит посетить Успенский пещерный мужской монастырь, славящийся своей древней славной историей, трагическими событиями и легендарными свершениями во имя веры. Дорога к обители стелется по красивейшей балке ущелья Марии, с правой стороны угрожающе нависают колоссальные глыбы, а слева – крутой обрыв ущелья. Поднимаясь вверх, вы встретите и гладкие, обтесанные скалы, в которых старательными руками были вырублены пещеры-келии. Наконец, совершенно неожиданно над головой появляется купол белого, как снег, Успенского храма монастыря, к которому ведет восхитительно красивая лестница. Путешествие по монастырскому комплексу лучше начинать именно здесь, присев в тени вековых деревьев и внимательно рассмотрев стену, на которой изображены храмы и монастыри со всего света.

    Адрес и телефон Свято-Успенского мужского монастыря в Бахчисарае

    Как лучше добираться монастыря

    1. Самый простой способ – поехать на автобусе №2, который ходит каждый день без выходных от железнодорожного вокзала в Бахчисарае. Выйти нужно на остановке «село Староселье», затем пешком дойти до монастыря.
    2. Если вы путешествуете на машине, удобнее всего попасть к монастырю с кольцевой дороги, которая расположена перед Бахчисараем, если ехать со стороны Симферополя. Примерно через пару минут вы увидите указатель, обозначающий поворот к Свято-Успенскому монастырю. Далее едем мимо живописных скал до Староселья, затем оставляем машину на одной из стоянок и идем пешком к обители. По пути можно ознакомиться с архитектурными прелестями старой мечети Тахталы-Джами, которая была построена в начале XVIII века. Фонтанчик в стене возле мечети позволит утолить жажду и пополнить запас воды перед подъемом в монастырь.

    Время работы монастыря

    Часы работы Свято-Успенского мужского монастыря разнятся в зависимости от праздников и дней недели. По будним дням комплекс открывает двери для туристов и паломников с 9:00 до 18:00.

    Расписание служб монастыря:

    Понедельник-пятница

    • 5:30 – 6:00 Монашеское утреннее правило, молитвы Богородице;
    • 6:30 – 8:30 Божественная литургия;
    • 15:00 – 18:00 Богослужение;
    • 19:30 – 21:30 Монашеское вечернее правило с канонами и акафистом у икон.

    Суббота и воскресень

    • 6:00 – 7:30 Монашеское утреннее правило, молитвы Богородице;
    • 7:30 – 10:00 Божественная литургия;
    • 15:00 – 18:00 Богослужение;
    • 19:30 – 21:30 Монашеское вечернее правило с канонами и акафистом у икон.

    История создания монастыря

    Очень многие достопримечательности и знаковые места Крыма связаны с оригинальными легендами и преданиями, не стал исключением и Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае.

    1. Как повествует одна из них, в стародавние времена на поселенцев принялся нападать «змий недобрый», и, уже утратив всякую надежду на избавление, они приготовились покинуть отчий дом и отправиться куда глаза глядят. Однако один из жителей случайно увидел просвет в ущелье Марии. Поселенцы принялись рубить ступени, а затем, спустившись вниз, пошли на блистающий впереди свет. Там они обнаружили пещеру, в которую рухнул поверженный змий. Рядом с ним ярко горела свеча, подле нее высилась икона Божьей Матери. Шокированные жители тут же приняли решение основать здесь обитель для верующих, что и было сделано вскорости.
    2. Другая легенда рассказывает, что эту самую икону обнаружил простой пастух, работающий в ущелье. Исследователи же полагают, что монастырь был основан еще скифами-иконопочитателями приблизительно в конце VIII века. Согласно бытовавшей в те времена традиции, первая церковь и кельи были вырублены в одной из скал.

    Архитектура монастыря

    Практически все строения монастыря не дожили до наших дней, сегодня ведется реставрация пещер и помещений обители, которые были заброшены в годы красного террора.

    • Колокольня обители одноярусная, построена в виде фигурного портика, на высоченном цоколе хорошо видны небольшие и аккуратные колонны тосканского ордера. Все это покрыто золоченой крышей в форме изящного шатра. Над главным храмом можно увидеть особо почитаемую икону Богоматери, расположенную в углублении с витым рисунком.
    • Красивый фонтан, расположенный у подножия лестницы к комплексу, украшен волнующей скульптурой ангела. Повернувшись налево, можно увидеть дом настоятеля монастыря, построенный в XIX столетии.
    • Перед главным входом в храм находится обзорная площадка, с которой открывается шикарный вид на ущелье и древние руины забытого греческого городка.
    • Подсобные комнаты обители построены необычным образом – их крыши на самом деле являются свисающими скалами, к которым искусно пристроили стены.

    Святыни и иконы монастыря

    На месте достославного явления животворной иконы Божией Матери «Панагия» построен храм Успения, в котором и хранятся самые ценные реликвии обители.

    1. Икона в серебряной ризе «Успение Божией Матери», под которой можно найти множество драгоценных цепочек и подвесок, которые прихожане оставляли здесь с благодарностью за исцеление.
    2. Полная копия чудотворной иконы с тем же наименованием, украшенная самоцветами и жемчугом.
    3. Мастерская копия исцеляющей иконы Киево-Печерской Богоматери, которую прислали в подарок из Киева в день рождения обители.
    4. Икона «Спаситель», содержащая 84 части мощей святых угодников.
    5. Крест, собранный из трех деревьев певки, кедра и кипариса. Эта реликвия была прислана из Старого Афона, в XIX веке.

    Фото монастыря

    Общий вид Свято-Успенского пещерного монастыря.

    Вид с лестницы на Успенский храм.

    Алтарь храма святителя Марка.

    Лики святых, выдолбленные в скале.

    Успенский пещерный монастырь — видео

    В этом видео вы услышите интересный рассказ о Успенском пещерном монастыре. Приятного просмотра.

    На этом все! Не теряйте летний отпуск попусту, посетите этот чудесный монастырь – потом будет что рассказывать коллегам, пролежавшим на пляже две недели.

    Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае

    Бахчисарайский Успенский пещерный монастырь – святейшее место города и одна из его самых известных достопримечательностей. С этой святой обителью связано множество старинных легенд и преданий. В её 120-летней истории были периоды и подъёма, и упадка.

    • Главная
    • Европа
    • Россия
    • Крым
    • Город Бахчисарай
    • Достопримечательности
    • Свято-Успенский пещерный монастырь

    Навигация по статье:

    Бахчисарайский Успенский пещерный монастырь – святейшее место города и одна из его самых известных достопримечательностей. С этой святой обителью связано множество старинных легенд и преданий. В её 120-летней истории были периоды и подъёма, и упадка.

    Монастырь расположен в 2 километрах от г. Бахчисарай в ущелье Святой Марии (Марьям-Даре), на дне которого сохранились остатки средневекового посёлка и татарских построек 16 века века.

    О том, при каких обстоятельствах был основан монастырь, есть 3 предания.

    Первое — о пастухе Михаиле. Однажды во время выпаса ему явилось чудо: на скале появилась икона Богоматери, а пред ней — горящая свеча. Михаил поспешил рассказать хозяину об увиденном и вскоре к иконе пришли люди и сняли её с большими почестями со скалы. Образ поставили в одном из домов в окрестных горах. Но к утру икона неведомым образом переместилась на прежнее место на скале. Тут людям стало понятно, что Божьей Матери угодно, чтобы Её икона находилась здесь. Они построили в скале храм и перенесли в него икону. Это явление случилось 15 августа, в день Успения Богоматери. Храм посвятили этому событию. А ущелью дали имя Марьям-дере (ущелье Св. Марии).

    Во втором предании повествуется о злом змее. В далёкие времена огромная рептилия поселилась в окрестностях ущелья стала уничтожать скот и людей. Местные жители день и ночь молились Богородице, прося об освобождении от чудовища. Их мольбы были услышаны: однажды ночью гора озарилась светом свечи, которая появилась на одном из её выступов. Чтобы подобраться к свече, люди вытесали в скале ступени. Поднявшись, они увидели образ Пресвятой Богородицы, а рядом с иконой — мёртвого змия. С того времени местные жители стали приходить к горе, чтобы помолиться Богородице.

    Согласно третьему преданию, чудотворную икону Богоматери, появившуюся на Успенской скале, перенесли туда из монастыря Сумеле, основанном в 368 году на территории современной Турции. В предании икона относится к апостольским временам и приписывается к 72-м иконам Божьей матери работы Евангелиста Луки.

    История и описание

    Время возникновения пещерного монастыря точно не определено. Учёные склоняются к тому, что его построили в конце 8 — начале 9 вв. Основание скита приурочивают к появлению на полуострове монахов и мирян, бежавших в Крым от преследований византийских иконоборцев. Они создавали горные поселения и основывали пещерные монастыри, в числе которых был Свято-Успенский. После захвата Крыма золотоордынскими войсками многие монастыри погибли, однако Успенский уцелел и в конце 15 века обрёл статус резиденции митрополита и таврическим православным центром. Чудесно явившаяся икона Божией Матери стала его основной святыней. Эта икона глубоко почиталась христианами и мусульманами.

    Русские цари оказывали монастырю материальную помощь, о чём свидетельствуют найденные грамоты царя Ф. Иоанновича и Б. Годунова.

    Со времён покорения Крыма Россией и до начала 19 века при Успенской церкви монастыря жил греческий священник Константин Спиранди. Впоследствии он переехал в в новый храм в Бахчисарае, где до самой смерти исправлял духовные требы для прихожан.

    В 1800 г. в Бахчисарае христиане возвели храм во имя святителя Николая Чудотворца. Скит же обратили в кладбищенскую церковь. В течение полувека он был приписан к городской церкви и существовал без собственных священнослужителей. Но даже в такие времена его не оставляла благодать Божия.

    В Успенской церкви совершались чудеса от иконы Успения Богоматери, преподнесённой храму в качестве дара в 1781 г. комендантом Бахчисарая Тотовичем.

    В 20-40 годах 19 столетия здесь побывали Александр и Николай I, Александр II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и графы.

    В начале 1850 года Свято-Успенский монастырь стал переживать второе рождение. Его восстановлением занялись Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий. Их стараниями монастырь был вновь открыт 15 августа. В нём было три кельи и храм Успения Богоматери. В первое время внутри было холодно и неуютно, не было ни свечей, ни облачений для монахов. Но вскоре здесь разрослись виноградники, фруктовые деревья, появился скот, пасека, а также наладилась продажа икон.

    К началу 20 столетия здесь находилось 5 храмов. Пещерную церковь в честь Успения Богоматери расширили, а ниже её заложили второй, пещерный, храм во имя св. апостола и евангелиста Марка. Под скальным навесом возвели третий храм во имя св. равноапостольных Константина и Елены. На другой стороне ущелья воздвигли четвёртый, во имя Георгия Победоносца. Пятую церковь, в честь святителя Иннокентия Иркутского, который был инициатором воссоздания святыни, основали на средней площадке скита.

    Кроме храмов были построены паломнические корпуса, дом настоятеля и 2-ярусный корпус с трапезной, кухней, пекарней и 6-ю кельями.

    16 дополнительных келий высекли в скале, а ещё две построили под ней.

    На верх монастыря вела 84-ступенчатая лестница в скале.

    Во времена Крымской войны монастырь предоставлял гостиницу под госпиталь. Множество солдат, сражавшихся на этой войне, похоронено на скитском кладбище.

    Как гласит «Краткое историческое описание » монастыря (1908 г.), в нём, кроме Святой иконы Успения Богоматери, находилось ещё несколько святынь. В документе говорится о копии с иконы Божьей Матери «Панагии», копии с иконы Божьей Матери Киево-Печерской, иконе Спасителя с 84-мя частицами святых мощей, кресте с изображением распятия, образе Божьей матери с младенцем на руке, 2-мя ангелами и 7-ю Херсонесскими священномучениками по сторонам.

    Перед Успенской церковью находится колокольня.

    В начале 30-х годов 20 века монастырь закрылся. Спустя время его помещения распродали и разобрали на стройматериалы.

    Во время ВОВ в бывшем ските также находился госпиталь. На кладбище в Монастырской балке покоится 170 героев освобождения Крыма.

    Монастырь возродился в 1992 году по благословению митрополита Лазаря. В 1993 г. часть его строений, не представляющих интереса для властей и предпринимателей, передали братии, возглавляемой игуменом Силуаном. Успенскую церковь вместе с кельями и хозяйственными постройками восстановили, звонницу отстроили заново. Возродились и храмы — во имя св. апостола Марка, св. равноапостольных Константина и Елены.

    Восстановление монастыря потребовало больших усилий. Отец Силуан принял решение более не брать деньги за службы. С того времени здесь нет расценок.

    Практическая информация

    Проезд: маршрутный автобус №2 от ж/д ст. «Бахчисарай» до ост. «Староселье».

    Адрес: Россия, Крым, г. Бахчисарай, улица Босенко, д. 57.

    Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае

    В каменных объятиях гор, украшенная изумрудным лиственным ожерельем, чарует взор многочисленных путешественников, посещающих Крым, архитектурная «жемчужина» Бахчисарая – Свято-Успенский пещерный монастырь. Его приютили глубины ущелья Марии (на татарском звучит – Мариам-Дере), что всего за пару километров от города.

    Сейчас монастырь – действующий, и среди крымских монастырских обителей Успенская – самая многонаселенная. Также она входит в список культурного наследия, как объект федерального значения. Храмовый комплекс, предназначенный для обитания представителей мужского пола, составляют 4 храмовых здания, монашеские опочивальни, колокольня, дом настоятеля, водный источник, широкая каменная лестница.

    История возникновения под Бахчисараем Свято-Успенского монастыря

    Как всякий древний храм, он окутан таинственными преданиями и всевозможными легендами. Народная молва повествует о змие, который досаждал местному населению. Спас людей святой лик Богородицы, обнаруженный рядом с поверженным чудищем в Ущелье Марии, куда местные жители проделали ступени. Затем на месте нахождения чудодейственного образа и был построен храм.

    Другая легенда приписывает находку иконы местному пастуху. Ученые-историки рассматривают две ведущие версии возникновения монастыря. По одной из них монастырский храм основали наследники древних скифов. Альтернативная версия создателями Успенского храма называет византийских монахов (здешняя местность им напомнила родные края). Ориентировочный период создания – VIII век.

    Во второй части XVIII столетия обитатели монастыря покинули Крым, перебравшись в город, ныне известный, как Мариуполь. Успенская монашеская община возобновила деятельность с средины XIX века. Монастырский архитектурный ансамбль тогда составляли пять церквей, жилые корпуса для монахов и паломников. Художественно дополняли комплекс фонтаны и фруктовый сад.

    В военные времена разных периодов храмовые здания монашеской обители отводились под госпиталь. Сейчас об этом напоминают памятники в глубине ущелья, недалеко от дороги, соединяющей храмовый комплекс с пещерным городом Чуфут-Кале. Советская эпоха ознаменовалась ее закрытием, затем здесь была обустроена лечебница для душевнобольных.

    Успенский монастырь: как добраться к пещерной обители?

    Ущелье Мариам-Дере, где приютилась старинная монашеская резиденция, находится в 2 км от Бахчисарая. Добраться туда можно воспользовавшись муниципальным транспортом № 2, который следует от автовокзала в направлении «Старого города» (обязательно убедитесь, что именно в Старый город). От остановки «Староселье» еще предстоит преодолеть около километра, где взору предстанет величавая и грациозная красота белокаменного ансамбля Успенской мужской обители.

    Совет: основные достопримечательности Бахчисарая — Ханский дворец, историко-археологический комплекс Салачик, Успенский монастырь и пещерный город Чуфут-Кале, хотя и находятся недалеко друг от друга в старой части города, осмотреть их за один день довольно сложно. Поэтому лучше разделить их осмотр на две поездки — первая в Ханский дворец и Салачик, вторая к пещерному городу и монастырю.

    Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырь

    Среди зеленеющих горных садов Крыма, на фоне высушенных ветром серых скал белоснежный Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае выглядит фантастическим творением, излучающим в солнечных лучах божественный свет. Уникальную христианскую святыню называют Крымской Лаврой и Афоном Крыма, подчеркивая уникальную роль Бахчисарайского мужского скита в распространении христианского учения.

    Исторические предания

    Свято-Успенский пещерный мужской монастырь в Бахчисарае — святыня, признанная Крымской Лаврой, Афоном Крыма.

    История не сохранила точной даты появление пещерных храмов на крымской земле. Существует несколько легенд, передаваемых из поколения в поколение христиан.

    Пастух Михаил и икона

    Некий пастух, выпасая коз на горах, однажды вечером увидел в одной из пещер яркий свет. Заглянув в пещерное углубление, Михаил обнаружил сияющую икону Божьей Матери, которую он перенес в свой дом. Это случилось на Успение Богородицы.

    Наутро пастух не обнаружил Святого Лика в доме, расстроенный потерей иконы, Михаил пошел на пастбище, и здесь его ждал сюрприз — сияющий образ снова был в пещере.

    Пастух перенес икону Богородицы домой, и на следующее утро вновь обнаружил ее в пещере.

    Узнавшие об удивительных событиях люди из окрестных мест устроили в скале пещерный храм.

    Пресвятая Богородица и дракон

    Другая легенда рассказывает о том, что в горах жил страшный дракон, который постоянно требовал жертвоприношения в виде человеческих жизней. Обессилевшие от борьбы горцы вскричали к Деве Марии, прося Ее о защите и помощи.

    Вскоре дракон исчез, а через некоторое время пастухи нашли пещеру, в которой стояла икона Божьей Матери, горела свеча, и на полу валялся побежденный дракон.

    В память и благодарность о спасении в пещере была устроена церковь, в которой люди собирались для благодарственной молитвы Богоматери и ее Сыну.

    Греческие монахи из Афона

    Третья легенда является самой правдоподобной. Во времена гонений, когда в мире правили римляне, греческие монахи искали убежище в горах и нашли его в ущелье Марьям-дере, так по-татарски звучит ущелье Марии. Удивительная природа, скалы напоминали грекам о родном Афоне.

    Древние люди умели ценить красоту окружающего мира, выбирая для христианских храмов самые красивые места. Обнаружение в горах источника с пресной водой окончательно решило вопрос о выборе места поселения, греки начали около него выдалбливать свои кельи и храм.

    Обнаруженные впоследствии могилы христиан, датированные шестым веком, подтверждают третью версию возникновения Успенского монастыря.

    Исторические сведения

    В 1475 году Крымом завладели турки. В это время монастырь был уже известен в христианском мире. Здесь обосновалась резиденция митрополита, чтобы приезжавшие в Крым христианские послы могли молиться.

    По слова московского историка Лызлова сам крымский хан не раз просил у Богородицы покровительства во время многочисленных походов, но при этом не снимал со скита дани, ухудшающей и без того нищенское существование монахов.

    В 1628 году царь Борис Годунов установил для священников ежегодную плату, подчеркивая заслугу Успенской святыни в защите христианства в то трудное время.

    В XVIII веке татары изгнали христиан, по призванию митрополита Игнатия монахи покинули Успенский храм и полуостров Крым. Впереди тысячи повозок, уезжавших с полуострова, находилась чудотворная икона Божьей матери Марии.

    Переселенцы обосновали в Приазовье город Мариуполь, митрополит Игнатий также переселился на новое место, разделяя с паствой все тяготы.

    Успенский монастырь остался под охраной греческого священника Константина Спиранди, который возобновил службы, привезя из Бахчисарая икону Успения Богоматери.

    О судьбе других храмов Крыма:

    В это время построили Царские ворота, фонтан перед храмом. Святой лик наполнялся целительной силой, даря чудеса исцеления, что послужило увеличению числа паломников к Успенскому мужскому скиту.

    Пещерная церковь расширялась, появились балконы и лестница, но первозданный вид пещерного храма был утрачен.

    Открытие в Бахчисарае собора св. Николая стало причиной оттока прихожан, монастырь пришел в запустение, и до 1850 года службы велись только на праздник Успения Богородицы. В конце XIX века по настоянию архиепископа Херсонского Иннокентия Успенский монастырь начал новую жизнь, стал называться Крымским Афоном или Успенским скитом, возглавляемый архимандритом Поликарпом.

    В восстановлении скита помогали всем миром, одни принесли церковную утварь, другие пожертвовали средства на иконостас, третьи — колокола.

    Во время Крымской войны скит служил госпиталем, где лечили раненых русских военных.

    После Крымской войны была реставрирована церковь Успения Богородицы, появилась фреска, изображающая Божью матерь с Младенцем, по сторонам которой изображены 2 ангела и 7 священномучеников Херсонеса.

    В это же время расширена лестница, ведущая к храму. Постепенно архитектурный облик Успенского скита преображался, в его строении появилось 3 яруса.

    На самом верху расположились храмы:

    • Успения Богородицы;
    • Евангелиста Марка;
    • Святых Константина и Елены.

    Средний ярус украшала церковь св. Ин. Иркутского, архитектура которой скорее напоминала ажурное изваяние. Около храма был обустроен фонтан.

    В 1921 году после революции скит закрыли, ценности разворовали, спасенные иконы передали в музей Бахчисарая. «Помогло» уничтожить христианскую святыню и землетрясение 1927 года, окончательно разрушив все храмы, кроме церкви Успения.

    Великая Отечественная война вернула в монастырь раненых воинов, разместив там госпиталь. Рядом с могилами монахов появились холмики с красными крестами.

    Возрождение Успенской святыни в Бахчисарае

    Возрождение монастыря началось в 1993 году, когда его настоятелем стал иеромонах Силуан.

    При помощи прихожан была восстановлена лестница, в конце которой паломников встречает ангел, высеченный в скале. С внутреннего дворика хорошо виден балкон и икона, хранительница монастыря «Панагия».

    О других почитаемых иконах Богородицы:

    Торжественные Литургии проводят в церкви Успения Божьей Матери. В монастырь была привезена икона «Троеручница», обладающая целительной силой.

    Вернулись копии и других икон.

    Современный Свято-Успенский мужской монастырь представляет собой не только православную святыню, но и комплекс архитектурных шедевров в идее фресок, мозаичных стен и полов.

    Обладающий удивительной акустической природной системой монастырь привлекает прихожан на праздники, когда звуки Литургии слышны даже в горах, отражаясь от скал, они наполняют славой Господней все окрестности.

    Советы желающим посетить Свято-Успенский скит

    Добраться до святыни можно несколькими путями:

    1. Пешком, это всего 2 км от Бахчисарая.
    2. Автобусом № 2., который довезет из города до остановки «Староселье».

    Внимание! Делать съемки на территории комплекса запрещено, на это требуется личное разрешение митрополита.

    При желании паломники могут пожить в монастыре, ночуя при церкви Евангелиста Марка и соблюдая порядок, установленный для монахов.

    Приезжие могут помочь в обустройстве храма как средствами, так и личным трудом, но на это нужно благословение настоятеля. Питание и проживание бесплатное.

    Службы в монастыре проходят по расписанию. По уставу монастыря Таинства Крещения и Венчания в обители не совершаются.

    Свято-Успенский монастырь

    Свято-Успенский монастырь в скале

    Географические координаты Свято-Успенского монастыря в Крыму на карте GPS N 44.744096, E 33.910369.

    Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае — один из древнейших храмов Крымского полуострова. В разные времена он носил множество названий: Крымская Лавра, пещерный монастырь, пещерный город и другие. Первое упоминание о Свято-Успенском монастыре относится к концу 8-го века. В одной из пещер ущелья Девы Марии поселился монах, который позже и основал монастырь. Существует две версии основания монастыря:​

    Первая версия берет свое начало в 754 году. Именно в этом году в Византии состоялся церковный собор, на котором иконы приравняли к идолам, а молитва у иконы стала считаться идолопоклонничеством. В том же 754 году началась борьба с иконами. Один из монахов Михаил решил спасти икону, забрав ее из монастыря. Он начал скитаться по миру и искать новое пристанище. И вот, спасая икону, Михаил добрался до Крыма, и у подножья ущелья ему во сне пришла Дева Мария и сказала, что гонения скоро закончатся, а ему следует поселиться в одной из пещер в ущелье, где вскоре появится большой монастырь. Пророчество сбылось: в 780 году борьбу с иконами закончили, а пещера с монахом превратилась в большой монастырь. ​

    Вторая версия основания Свято-Успенского монастыря также связана с иконой и Михаилом. В ней Михаил был простым пастухом и каждый день выгуливал свое стадо в ущелье. И вот однажды в одной из пещер Михаил увидел огонек. Пастух заинтересовался и пошел на свет. Зайдя в одну из пещер, он увидел, что свет идет от иконы Девы Марии. Обрадовался пастух и решил икону с собой забрать. Принес ее к себе домой, поставил на видное место. На утро проснулся пастух, а иконы нет в доме. Все обыскал и снова скот на прогулку повел, и снова свет в пещере увидел. Несколько раз он икону забирал, несколько раз он друзей приводил и показывал это место святое и чудо с иконой. Вскоре, посовещавшись с друзьями, решил икону Девы Марии в пещере оставить и храм там построить. Место стало настолько благодатное, что за несколько лет целый пещерный город получился.
    Первое явление иконы произошло 15 августа, в день Успения Божьей Матери, так монастырь и получил свое название — Свято-Успенский монастырь. ​

    Какая бы версия не оказалась правдивой, чудеса на этом не закончились.
    В 1475 году Османская империя захватывает город Чуфут-Кале. Вырезает половину его жителей и основывает новый город Бахчисарай. Все это происходит в радиусе 2-3 км от Храма. Во время боевых действий и во время строительства Бахчисарая, Свято-Успенский монастырь не только остается в целости и сохранности, но и становится центром христианства в Крыму. ​

    Существует множество легенд о том, что Крымские ханы перед важными событиями приходили в монастырь к святой иконе и просили помощи. И, судя по тому, что монастырь не пропал в средневековья, икона Божьей Матери помогала всем.
    Следующие трудные времена для храма наступили в 1778 году. Крымские ханы начали гонения на христиан и на веру. Большая часть православного населения перебирается к берегам Азовского моря, где основывает множество сел и будущий город Мариуполь. Крымский хан не останавливается на внутренних чистках на полуострове, делает набеги на материковую часть Российской империи, что приводит к войне с Россией.
    В 1783 году Крымский полуостров переходит под управление Российской империи, а Свято-Успенский монастырь вновь наполняется прихожанами и верующими со всех уголков России. ​

    Следующие тяжелые времена пришли после революции 17- года. Храм был закрыт и разграблен. Восстановление храма началось в 1993 году. Территорию храма передали Крымскому патриархату, и начались долгие годы восстановления этих древних святынь.
    На сегодняшний день Свято-Успенский монастырь открыт для всех. Посещение монастыря разрешается строго по церковным канонам: мужчинам не разрешается входить в шортах, женщины должны быть в юбках и косынках. Если Вы планируете посещение Бахчисарая, то оденьтесь соответственно или возьмите необходимое с собой. ​

    Обычно посещение Бахчисарая начинают с посещения Ханского дворца, потом Свято-Успенского монастыря, после монастыря начинается подъем на Чуфут-Кале. Второе посещения Бахчисарая можно посвятить Бахчисарайский парку миниатюр, посещению пещерного города Тепе-Кермен и Марсианского озера. Достопримечательности Бахчисарая довольно обширны и интересны. Посещение всех исторических мест обычно занимает около 2-3 дней.

    Свято-Успенский монастырь на карте Крыма

    Успенский пещерный монастырь (Бахчисарай)

    Пещерных монастырей в Крыму когда-то существовало очень много. Большинство из них было разрушено во времена нашествия Золотой орды. Но некоторые вырубленные в скале храмы все же остались целыми и невредимыми. В их число входит и Успенский пещерный монастырь, расположенный неподалеку от Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре. Место это, несмотря на то что является христианской святыней, почитается также и мусульманами. Марьям-Даре в переводе на русский означает Дева Мария.

    Версии о возникновении

    Первая половина XVI в. — это то время, когда начал строиться город Бахчисарай. Свято-Успенский пещерный монастырь был основан гораздо раньше. К сожалению, о том, кто именно построил в Крыму такие необычные храмы, до сих пор доподлинно никому не известно. В конце ХХ века было высказано предположение о том, что прорубили их византийские монахи-иконопочитатели, бежавшие от гнева императоров Льва III и Константина V во времена борьбы с идолопоклонством. Однако некоторые историки эту версию не поддерживают. Дело в том, что архитектурные особенности пещер-храмов не позволяют считать их созданными византийскими монахами. В традицию последних входило проживание коллективом с общими спальнями. В крымских же храмах имеется огромное количество индивидуальных келий.

    Во времена предположительной постройки этих скальных помещений в Крыму были еще сильны языческие культы. Помимо этого, широкое распространение имел иудаизм, принятый в качестве государственной религии в Хазарском каганате. Так что построить эти храмы мог кто угодно.

    Легенды о храме

    Сооружение это на самом деле очень необычное — Успенский пещерный монастырь (Бахчисарай). Впечатления туристов, судя по отзывам, от него просто незабываемы. О постройке Успенского пещерного монастыря существует несколько преданий. Одна из легенд рассказывает о том, что когда-то давно в этих краях появился ужасный змей, поедавший людей и скот. Уставшие от его бесчинств крестьяне начали усердно молиться Богородице об избавлении. Однажды люди увидели на скале горящую свечу и поднялись к ней. На скале ими был обнаружен образ Божьей матери и лежащий рядом мертвый змей.

    Другая легенда повествует о том, что однажды на этом месте была найдена икона Девы Марии. Обнаруживший ее крестьянин перенес ее вниз — в поселение. Однако на следующее утро образ оказался опять на том же месте. Это посчитали чудесным знамением и вырубили в этом месте пещерную церковь.

    Согласно третьей легенде, в ущелье св. Марии византийских монахов когда-то привела икона Божьей матери. Этим же образом было указано и место, где строить религиозный комплекс.

    Монастырь в VIII-XVIII вв.

    Если принять за основу предположение о византийских монахах, то основан Успенский пещерный монастырь был приблизительно в VIII в нашей эры. Вслед за священнослужителями в Крым пришли и греки-миряне, также бежавшие от преследователей иконоборцев. Предполагается, что пещерные храмы долго служили им основным местом проведения религиозных обрядов.

    Во времена нашествия Золотой орды большинство храмов были разрушены. Успенский пещерный монастырь сохранился и с конца XV в. стал резиденцией крымского митрополита. Одной из главных его святынь являлась чудотворная икона Божьей матери, почитаемая не только православными, но и мусульманами. Русские цари оказывали монастырю всяческую поддержку.

    Успенский пещерный храм в XVIII-XIX веках

    До XVIII в., таким образом, скальный монастырь процветал. Изменилось все после того, как русские войска заняли Крым. По повелению императрицы Екатерины II митрополит вместе со всеми христианами переселились в Россию, на Азовское море, основав город Мариуполь. Пещерный храм оказался заброшенным.

    Однако уже в 1850 году, по решению Синода, монастырь был открыт вновь. Но, к сожалению, все когда-то хранившиеся в нем книги и реликвии были безвозвратно утеряны. До сих пор неизвестно — увезли ли их монахи с собой или спрятали. Возможно, большинство святынь были попросту уничтожены. Ведь даже фрески на стенах монастыря оказались соскобленными.

    Во время знаменитой обороны Севастополя в стенах пещерного комплекса располагался офицерский госпиталь. Умерших раненых хоронили внизу — напротив скита. Лечил офицеров знаменитый доктор Пирогов.

    Святыни, хранившиеся в монастыре

    В 1908 г. был составлен особый документ — «Краткое историческое описание», в котором, помимо всего прочего, указывались реликвии обители. Какими же святынями располагал до революции Успенский пещерный монастырь (Крым)? Приведенный в этом документе список выглядит следующим образом:

    Икона Успенья Богоматери высотой 1 аршин и 3.5 вершка, шириной в 11.5 вершков в серебряной ризе. Этот образ считался чудотворным. Многие христиане получали от иконы исцеления.

    Копия с чудотворной иконы Божьей Матери Киево-Печерской. Этот образ был подарен монастырю митрополитом Филаретом. Перед этим образом 15 августа совершалось всенощное бдение.

    Образ Спасителя с 84 частицами мощей разных святых. Этот образ был прислан из Корсунского Богородичного монастыря.

    Копия иконы Божьей Матери «Панагия». Именно этот образ, согласно легенде, был явлен когда-то на скале. Судя по описанию, эта икона была помещена в серебряную ризу и украшена жемчугом и драгоценными камнями.

    Крест с изображением Христа, выполненный из трех пород дерева: певка, кипариса и кедра. На его обратной стороне имелась надпись «Прислан со Старого Афона русскому в день открытия в 1850 году».

    Написанный прямо на скале, на месте явления «Панагии» образ Богородицы. Перед этой иконой горела неугасимая лампада.

    В самой скале в те времена было вырублено 16 келий. Еще две располагались внизу. На плато при этом вела вырубленная в скале лестница в 84 ступени. Помимо келий, внизу были построены двухъярусный корпус для монахов, дом настоятеля и кухня с пекарней.

    В советское время

    Борьба с православием, начавшаяся с 1917 г., не обошла стороной и Успенский пещерный монастырь. Храм был полностью разграблен. Монахов же расстреляли. Окончательно скит был закрыт в 1921 году. Во время ВОВ войны в этих пещерах, как и когда-то давно, располагался госпиталь для раненых. Умерших советских солдат, как и офицеров царской армии во времена обороны Севастополя, хоронили внизу — рядом с самим монастырем. После войны здесь действовал психиатрический интернат.

    Восстановление

    В 1993 году пещерный монастырь был возвращен верующим. В настоящее время здесь действует мужской монастырь. Священнослужители отреставрировали храм и построили надворную часовню. Восстановление потребовало много вложений. Священники даже отказались брать деньги за службы. С тех пор в местной церкви больше нет расценок. Крещения, отпевания, сорокоусты, освящение домов и пр. священники современной мужской обители проводят бесплатно.

    Свято-Успенский пещерный монастырь (Бахчисарай, Крым): описание комплекса

    Самыми древними постройками монастыря являются пещерный храм Успения и дом настоятеля. Не так давно была отреставрирована также скальная церковь св. Марка. Помимо этого, продолжается реконструкция разрушенных храмов св. Елены и Константина. В самих церквях практически ничего интересного, к примеру, для любопытных туристов не сохранилось. Все реликвии, к сожалению, были уничтожены во времена советской власти. Немногие сохранившиеся иконы перевезены в музей в Мариуполе. Однако монахами были сделаны копии украшавших когда-то пещерные храмы образов. Воссоздана была даже главная когда-то святыня монастыря — образ Божьей Матери Успенской.

    Вырублен Свято-Успенский пещерный монастырь в Крыму прямо в стенке высокого, слегка выдающегося вперед массива. Он представляет собой очень впечатляющее зрелище. Из окон скальных церквей открывается живописнейший вид на крымские горы. С другой стороны ущелья простирается навес с вырубленными в нем кельями и подсобными помещениями.

    Довольно-таки интересной для туристов достопримечательностью может стать и полуразрушенное двухэтажное здание, в котором до революции жили прибывающие к монастырю паломники. Рядом с ним сохранились остатки древнего поселения Саланчик и оригинальные постройки крымских татар XVI века.

    Помимо всего прочего, на территории комплекса располагаются старинное офицерское кладбище и братские могилы советских солдат.

    Как добраться

    Многие туристы, приезжающие в Крым, наверняка хотели бы посетить Успенский пещерный монастырь. Бахчисарай — город, из которого до него можно добраться проще всего. Для этого нужно сесть на маршрутку или такси, идущие от железнодорожного или автовокзала. От остановки следует подняться примерно с километр по ущелью. Зависший над пропастью храм очень хорошо заметен издалека. Некоторые туристы добираются до монастыря из Бахчисарая и просто пешком. В этом случае нужно идти от начала улицы Р. Люксембург мимо старой мечети Тахталы-Джами.

    Окрестные достопримечательности

    Помимо самого Успенского пещерного монастыря, туристы Крыма часто посещают расположенный немного выше пещерный город Чуфут-Кале. Последний был образован предположительно в средние века и служил охранным объектом на границе Византийской империи. К сожалению, в настоящее время большая часть этого города находится в руинах. Между Успенским монастырем и Чуфут-Кале расположено турецкое кладбище Газы-Мансур. Находится оно в тенистом лесу. Захоронения на этом кладбище датируются XV-XIX веками. Большинство надгробий высечено из местного известняка. Погребены на этом кладбище в основном воины, защищавшие город при набегах. И Свято-Успенский пещерный монастырь и Чуфут-Кале относятся к объектам мирового наследия и внесены в список ЮНЕСКО.

    Бахчисарай. Успенский мужской монастырь.

    Точно определить время основания Успенского монастыря сегодня не берётся никто. В учёном мире существуют 2 версии. Согласно первой, монастырь основали греческие монахи-иконопочитатели, в VIII-IX вв. бежавшие из Византии. Ущелье, чем-то похожее на древний Афон, напомнило им родные края, поразило своей красотой, к тому же здесь находился источник пресной воды. Первые монахи, поселившиеся здесь, выдолбили в стене храм и пещеры-кельи свои новые жилища. Расположение монастыря оказалось интересным и выгодным: он существовал как бы на границе двух миров – христианского и языческого. В долинах неподалёку от монастыря археологи обнаружили христианские могильники, датируемые VI в. Эти находки косвенно подтверждают первую версию: верующим нужны были храмы для проведения богослужений. Христианские поселения соседствовали с языческими алано-готскими племенами. Это позволяло первым инокам заниматься миссионерским трудом, нести местным племенам свет Божественного Откровения.

    Сторонники второй версии относят основание Успенского монастыря к XV в. Возможно, ранее монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале). Но после захвата крепости турками 1475 году он был перенесён на новое место. Эту версию поддерживал известный учёный XIX века, исследователь Крыма А.Л. Бертье-Делагард, ссылаясь на рукописи, которые не дошли до наших дней. Во время турецкого вторжения в Крым в 1475 году Успенский монастырь избежал разгрома. Вскоре вблизи монастыря утвердилась новая столица Крымского ханства – Бахчисарай. Такое соседство позволяло послам, прибывавшим к хану из православных государств, молится среди единоверцев. Недаром в конце XV века монастырь становится резиденцией митрополита. Посол московский историк Лызлов в своём труде «Скифская история» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы… Главная заслуга Успенского монастыря заключается в том, что в трудное для христиан время он стал центром религиозной жизни, поддерживал их дух и защищал святую веру.

    Шло время, и монастырь, видимо, ветшал. Из письма князя Прозоровского к П.А. Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года мы узнаём, что церковь, хотя и была возобновлена, находится в упадке и архиерей намеревается строить новую. Но этим планам не суждено было сбыться. Успенскому монастырю довелось сыграть главную роль в переселении христианского населения Крыма. Именно в Успенской церкви митрополит Игнатий в день Святой Пасхи 23 апреля 1778 года призвал христиан покинуть пределы Крымского ханства… И потянулись вереницы подвод, увозивших тысячи христиан с полуострова. Опустела греческая деревня Мариамполь, расположенная рядом с монастырём, её жители осели на берегу Азовского моря, их поселение позже стало городом Мариуполем… Но полного запустения монастырь не узнал в те годы. В 1781 году в Крым из Анатолии приехал греческий священник Константин Спиранди. Получив разрешение хана Шагин-Гирея, он возобновил службу в Успенской церкви для оставшихся на родине христиан. Кроме церкви в монастыре сохранилось несколько монашеских келий. Успенский храм стал единственным во всей округе, поэтому его посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной русской армии. Постепенно монастырская церковь превратилась в приходскую. На место чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, вывезенной греками, поместили икону Успения Богоматери, подаренную Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Он же передал храму иконостас. На средства военного губернатора Каховского были изготовлены Царские врата. А симферопольский купец Естафий Савопуло устроил возле церкви фонтан. Всё больше людей приходило к святому месту за помощью… Богомольцев было так много, что они уже не могли уместиться в пещерном храме, поэтому церковный староста Стефан Калига позаботился о его расширении, построил лестницу и балконы. Это увеличило внутренний объём церкви, но лишило нас возможности увидеть пещерный храм в его первозданном виде. Чтобы посетить храм, многим христианам приходилось проделывать долгий путь. Поэтому в Бахчисарае решили построить ещё одну христианскую церковь. В 1800 году закончилось строительство собора святого Николая, и Успенский монастырь опустел. Лишь раз в году, 15 августа, в день храмового праздника Успения Богоматери древний монастырь наполняли богомольцы… Не обошли его своим вниманием и члены императорского дома, с 1817 года по 1838 год здесь побывали русские цари Александр I, Николай I с наследником, будущим императором Александром II, императрица Александра Фёдоровна, великие князья и княгини.

    Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, стремившегося восстановить древние обители в Крыму и основать новые. 15 августа 1850 года в торжественной обстановке при большом стечении народа был вновь открыт Успенский скит. Вновь открытый монастырь имел лишь 3 пещерные кельи и храм Успения Богоматери… В отличие от других крымских монастырей Успенский монастырь имел генеральный план застройки, разработанный губернским архитектором в 1848 году по указанию архиепископа Иннокентия. На средства от пожертвований уже в 1850 году сооружили колокольню. Но дальнейшему обустройству монастыря помешала Крымская война 1855-1856 гг. В монастыре располагался госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых, которых привозили из Севастополя… После войны монастырь постепенно строится и украшается. Храм в честь Успения Богоматери отремонтировали и отреставрировали. Лестницу, ведущую к храму, расширили…

    Постепенно в архитектурном облике монастыря стали различать 3 яруса. В верхнем ярусе, кроме Успенского храма, находились церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, колокольня и 13 пещерных келий. Небольшая церковь во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены устроена в 1857 году на средства дочери симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Ниже Успенского храма в 1879 году была высечена церковь во имя святого Евангелиста Марка, средства на её сооружение пожертвовал симферопольский чиновник М. Айвазов. В среднем ярусе находилась церковь во имя святителя Иннокентия Иркутского. Лёгкая, ажурная церковь была возведена в 1896 году на средства архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана. Здесь также располагались дом настоятеля, фонтан и 3 кельи. Фонтан был устроен в виде часовни: каменная ваза, посреди которой укрепили медный крест, из него в вазу стекала вода. Вокруг каменный полукупол с иконой Божией Матери. В долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и 2 гостиницы. При въезде устроили ворота с 2 кельями…

    Образ жизни монахов в Успенском скиту отличался особой суровостью, им приходилось много трудиться, чтобы заработать необходимые монастырю средства. Число монахов постепенно росло, в 1891 году общая численность братии составила 60 человек (включая Симферопольское подворье и Анастасьевскую киновию), в 1915 году в монастыре насчитывалось 30 человек. В 1878 году Е.Д. Беркова подарила скиту дом в Симферополе, где и было основано подворье монастыря с колокольней и церковью Введения Божией матери, построенной в 1872 году.

    После революции монастырь просуществовал ещё несколько лет. Но священники не приняли советскую власть, в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре и обитель закрыли. На её территории была создана трудовая колония имени Артёма. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине…

    Из-за невежественного и безразличного отношения к историческим, и особенно церковным, святыням в первые года новой власти погибли замечательные памятники: церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца. Землетрясение 1927 года разрушило часть храмов, расположенных на верхнем плато. Чтобы остатки этих зданий не упали вниз, где находилось колония, их разобрали на стройматериалы.

    В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и гостином доме разместили госпиталь. И вновь, как и сто лет назад, боролись врачи за жизни людей, только не было рядом молящихся монахов. И на военном кладбище рядом с могилами русских воинов, защищавших Севастополь в 1853-1856 годах, появились новые, с алыми звёздами – воинов, освобождавших Крым от фашистских захватчиков в 1944 году.

    Новое возрождение Свято-Успенского монастыря началось в 1993 году. В то время монастырю передали только дом настоятеля и пещерный храм Успения. В экономически трудное для страны время несколько монахов во главе с настоятелем отцом Силуаном по крупицам собирали средства на возрождение древней святыни. Им помогали прихожане. И вот уже отреставрирована пещерная Успенская церковь и лестница, ведущая на верхний ярус монастыря и в кельи, восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви, построена колокольня, позолотой засверкал её купол…

    По материалам книги «Крым: православные святыни: путеводитель». – Сост. Е.М. Литвинова. Симферополь, «РуБин», ЧП Бинькин, 2003.

    На странице официального сайта Симферопольской и Крымской епархии можно познакомиться с 2 публикациями о монастыре: http://orthodox.sf.ukrtel.net/monastyr/usp-mon.htm: 1) Панагия, или Успенский Бахчисарайский в Крыму скит. (Краткое историческое описание). – Одесса, 1901 г. 2) Протопопов М. Успенский скит в Крыму близ Бахчисарая. Севастополь, 1905 г.

    Успенский Бахчисарайский (или Панагия) скит, 1 класса, общежительный, в 2 верстах от города Бахчисарая, вправо от татарского урочища «Салачик». Время основания его с точностью неизвестно. Но с достоверностью начало скитской Успенской церкви относят к половине XV века, каковая церковь была построена по случаю чудесного явления здесь на скале иконы Божией Матери «Панагии» (т.е. «Всесвятой»), последовавшего в день празднования Успения Богоматери. От XVI века имеется известие о существовании здесь «монастыря Пречистой Богородицы на Салачике», и самый монастырь издавна был известен у татар под названием — «Майрим-Анай», что значит «Мать Мария». В 1779 году, с выселением греков из Крыма к Азовскому морю, монастырь пришел в упадок и был обращен в кладбищенскую церковь, но в 1850 году был восстановлен Иннокентием, архиепископом Херсонским. Скит состоит из пещер, в крутой и высокой горе, которые сообщаются между собой посредством легкой галереи; пещеры эти служат кельями для иноков, а в одной из них помещается Успенская церковь, возобновленная в 1850 году. Такое устройство скита невольно поражает собою всякого зрителя. Храмов пять.

    Новый храм во имя святого Иннокентия Иркутского освящен в 1896 году. В скиту, на месте явления иконы Успения Божией Матери, изображена на стене копия ее. Ежегодно 15 августа совершается крестный ход из Бахчисарайского собора в скит. Древняя явленная икона Богоматери, будучи взята в 1779 году греками с собою, теперь находится в предместье города Мариуполя, в Успенской церкви, и известна под наименованием Крымская, Бахчисарайская, Мариупольская и Панагия. К скиту приписана Анастасиевская киновия, в 8 верстах от него, при реке Каче, в урочище Качикален. Основана в 1851 году Иннокентием, архиепископом Херсонским. Ее каменная церковь во имя святой Анастасии Узорешительницы построена на месте древней церкви святой Анастасии. Богослужения там совершаются несколько раз в год. Здесь на высокой скале, усеченной полукругом, находится древний источник, который почитается целебным не только христианами, но и магометанами.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

    К началу XX в. в монастыре существовало пять храмов. Древняя пещерная церковь в честь Успения Богоматери. Ниже ее находился небольшой пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. Внизу, под скальным навесом, церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья воздвигли храм Георгия Победоносца. Пятый храм, в честь святителя Иннокентия Иркутского, построили в 1896 г. на средней площадке скита в память об архиепископе Херсонском и Таврическом Иннокентии (Борисове), которому принадлежала инициатива воссоздания этой святыни.

    Храмы монастыря, существующие сейчас: пещерная церковь в честь Успения Богоматери, пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка. Храм этот высечен в скале ниже Успенской церкви при настоятеле архимандрите Николае в 1859 г. на пожертвования Симферопольского чиновника Марка Айвазова. Храм этот гораздо меньше Успенской церкви, после закрытия он пострадал особенно сильно. Уже в середине 1920-х гг. храм требовал срочного ремонта.

    Монастырь возродился в 1992 г. по благословению владыки Лазаря. В 1993 г. часть монастырских строений была передана братии во главе с игуменом Силуаном. Восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки. Отремонтирован пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка. В настоящее время все будничные службы совершаются исключительно в Марковском храме. Храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены выстроен под скалой в 1857 г., собственным иждивением и редким усердием, дочерью симферопольского коллежского асессора Е.Д. Берковой. Вблизи этого храма в скале покоится прах устроительницы его Елизаветы Берковой, умершей в 1878 году. Сейчас эта пещерная церковь восстанавливается.

    Информация с сайта http://drevo-info.ru/articles/4261.html, книги «Пещерные города и монастыри Крыма» 2008 г. и журнала Православные монастыри «Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь».

    Сохранилась древняя Успенская церковь, вырубленная в скале. У дороги в Чуфут-Кале расположены дом настоятеля, колокольня и руины фонтана, длинный скальный навес со следами пристроек-келий. Кельи располагались и под скальными навесами на верхней террасе, откуда вырубленная в скале лестница ведет на плато. На дне ущелья находятся двухэтажное здание бывшей гостиницы и перестроенная церковь второй половины XIX в. Памятник включен как туристический объект во многие крымские маршруты.

    Колокольня, середина XIX в.

    Сложена из известняка, одноярусная, квадратная в плане, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе. Покрыта четырехскатной крышей в виде шатра.

    Дом настоятеля, середина XIX в.

    Одноэтажный, прямоугольный в плане, на высоком цоколе, сложен из тесаного камня-известняка, кладка порядовая, оштукатурен. Восточный фасад с ризалитом, завершенным фигурным фронтоном. Окна обрамлены профилированными наличниками. Вход подчеркнут фронтоном и крыльцом в виде четырех каменных столбов, пере крытых полуциркульным сводом. К нему ведеn каменная лестница. Планировка анфиладная.

    Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР

    Ссылка на основную публикацию