Свято успенский мужской монастырь Красноярск

Красноярский Успенский мужской монастырь

Свя́то-Успе́нский мужско́й монасты́рь — мужской монастырь, расположенный в посёлке Удачном города Красноярска на берегу реки Енисея.

Содержание

Предпосылками для создания монастыря было стремление укрепить позиции Церкви в противовес влиянию ссыльных раскольников и революционеров.

В декабре 1873 года епископ Антоний (Николаевский) обратился к городскому голове П. И. Кузнецову с предложением о покупке территории для устройства иноческой обители. После рассмотрения вопроса городской Думой Владыка получил постановление об отдаче земель под устройство монастыря.

С марта 1874 по ноябрь 1875 года специально созданный строительный комитет собрал 21320 рублей в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, построены главный деревянный дом с церковью, кельями и деревянный флигель.

15 мая 1879 года состоялось торжественное открытие монастыря.

В 1886 году монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 года в главном корпусе обители находилось иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни.

В 1888 году на Енисее произошло сильное наводнение и монастырь потерял деревянный флигель, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 году из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 рублей, а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была построена.

К 1890 году в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомолец-послушник.

С приходом большевиков начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 году Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. Хозяйство обители оказывается в ужасном состоянии. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при монастыре устраивается детский приют для детей отправившихся на войну солдат.

В 1919 году по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей.

В 1920 году с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому, на землях Успенского монастыря была образована школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 года монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены. Их дальнейшая судьба неизвестна.

С 1946 года в корпусах монастыря разместился дом отдыха «Енисей».

Восстановление

В 1992 году под руководством епископа Антония (Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению Церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с Атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к Главе администрации Красноярского края, по благословению Владыки Антония, «убедительно просят передать …разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в п. Удачный и принадлежащую ему землю площадью 12 га, с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это Комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 года рассматривает возможность передачи монастыря Епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и Крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 году при участии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который положительно ответил на предложение владыки Антония.

В апреле 2000 года был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %).

Современное состояние

При обители действует культурно-исторический центр «Успенский».

  • Храм Успения Божией Матери
  • Храм святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены
  • Храм святого праведного благоверного князя Олега Брянского
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»

В главном храме Успения Божией Матери находятся иконы с частицами мощей святых, а также ковчег с мощами святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и ковчег с мощами святых сщмч. Гермогена, еп. Тобольского, свт. Иннокентия, еп. Иркутского, свт. Феодосия, еп. Черниговского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, прп. Лаврентия Черниговского, прав. Феодора Ушакова, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, которые выносятся на поклонение верующим за всенощным бдением.

В роще на территории монастыря находится поклонный крест, посвященный памяти братии монастыря, убитой в 1920-е годы. Здесь постоянно совершаются панихиды и проходят крестные ходы.

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: Красноярский край, г.Красноярск, п.Удачный, ул.Лесная, 54.

Проезд: Автобусом №12 от остановки «Предмостная площадь» до поселка «Удачный»

Где остановиться

Летом 2015 года в СМИ появилась информация, что при обители в сентябре 2015 года появится гостиница для паломников:

Открылась ли гостиница — на данный момент точно не известно. Вы можете уточнить информацию по телефону: 8(391)299-14-12

Расписание богослужений

Монастырь открыт ежедневно с 8:00 часов до 19:00 часов.

Богослужения совершаются ежедневно.

Божественная Литургия в 8:00 часов, в воскресные и праздничные дни в 9:00 часов.

Вечернее богослужение в 17:00 часов.

Исповедь в 8:00 часов, в воскресные и праздничные дни в 8:30 часов.

Каждую среду за вечерним богослужением в 17:00 часов, чтение акафиста перед иконой Божией Матери Неупиваемая Чаша.

Каждое воскресение до начала Великого поста за вечерним богослужением в 17:00 часов, чтение акафиста перед иконой Божией Матери Всецарица.



Успенский мужской монастырь г. Красноярска Епархиальный мужской монастырь

Желая с помощью иночества укрепить позиции Церкви в Красноярской губернии, в декабре 1873 г. епископ Антоний (Николаевский), третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П.И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 гг. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников Преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения Указа Его Императорского Величества с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 года была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

Вплоть до 1881 года Владыка Антоний, считающийся первым настоятелем монастыря, продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском).

13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 — дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 тыс. руб., а монастырь — 1 тыс. бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. В это смутное время хозяйство обители оказывается в плачевном положении, что в значительной мере было виной тогдашних наместников. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при Успенском монастыре устраивается детский приют для детей солдат, отправившихся на войну.

Несмотря на свержение власти большевиков, отчуждение монастырских земель продолжалось. В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе Советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок №2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов и монастыря и скита, к сожалению, неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: с 1920-1946 г. известная уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

Ныне Успенский мужской монастырь г. Красноярска — один из духовных центров епархии, весьма посещаемый паломниками и почитаемый за благочестие как в народе, так и в среде благотворителей, а также и многими руководителями властных и административных структур. Возрождавшийся с трудами и молитвами из руин не один год, сейчас вновь являет собой подлинную жемчужину в ожерелье храмов и обителей епархии, украшение красноярской земли.

Успенский монастырь расположен в удалении от центра города, на красивейшем берегу Енисея, является одним излюбленных мест молитвы горожан, любящих уединенный и скромный образ богослужения. Люди, уставшие от городской суеты, нередко посещают монастырь, ища не только общения со священнослужителями, избравшими иноческий образ жизни, но и желая оказаться в прекрасном природном ландшафте, в коем сочетаются намоленность и красота здешних мест. По договоренности с епархиальной паломнической службой, в маршрут экскурсионной поездки по храмам города включено посещение монастыря. Также сложилась традиция во время летних каникул проводить посещение богослужений и экскурсии по монастырю для детей, отдыхающих в близлежащих детских лагерях отдыха. Благодаря этому молодое поколение знакомится с историей монастыря, с традициями и уставом монастырской жизни.

С 26 июля 2012 г. и по сей день наместником Успенского мужского монастыря г. Красноярска является игумен Иннокентий (Нилов), опытный духовный руководитель, положивший много сил для устроения духовной жизни обители и созидания благолепия внешнего облика монастыря, который кардинально изменился за последние годы.

Сегодня монастырь действительно пережил второе рождение — реконструкцию, до неузнаваемости преобразившую обитель. Это стало возможно благодаря огромным усилиям правящего Архиерея Красноярской епархии митрополита Пантелеимона, наместника игумена Иннокентия (Нилова) и неоценимой помощи государства в лице губернатора края В.А. Толоконского, председателя Законодательно собрания края А.В. Усса и многих других.

Монастырь ведет размеренную монашескую жизнь в соответствии с Уставом и традиционной практикой существования и функционирования мужских обителей. Сегодня монастырь действительно является духовным центром Красноярской земли, чем, вкупе со своим прекрасным расположением на берегу Енисея, и привлекает в свои стены многих и многих поломников-богомольцев, людей ищущих помощи и наставления на пути спасения и просто любопытствующих горожан, в сердце которых только начинает просыпаться интерес и тяга к вере Христовой. Так же на территории обители расположен культурно-исторический центр «Успенский» — совместный проект Красноярской епархии и министерства культуры края. Двери центра открыты для всех горожан, желающих познакомиться с историей края, приобщиться к культурной жизни Красноярья и, конечно же, получить знания о Православной вере.

Успенский монастырь (Свято-Успенский монастырь), Красноярск

Для укрепления позиций церкви среди сибиряков, которых, как отмечали путешественники, отличали гордость, свободное и вольное обращение с властями, непокорность и несдержанность, в XIX в. и был заложен Успенский монастырь в Красноярске.

Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь, расположенный в 7 км от города Красноярска в поселке Удачном (ранее Плотбище ) на берегу реки Енисей. Учрежден в 1879 г. указом Святейшего синода по ходатайству преосвященного епископа Антония (Вениамина Ивановича Николаевского).

Предпосылками для ходатайств об открытии в Красноярске православного монастыря являлись два фактора. Во-первых, по мнению путешественников, бывавших на Красноярской земле, местных жителей отличали гордость, свободное, вольное обращение с властями, а также непокорность и несдержанность в гневе. По их словам, практицизм и житейская сметка причудливо уживались с самыми темными суевериями, и даже церковь могла превратиться в место, где пили вино и на кулаках сводили счеты между собой. Во-вторых, с середины XVII в. губерния становится местом ссылки раскольников-старообрядцев, а с 20-х гг. XIX в. — декабристов, поляков, высланных в Сибирь за участие в восстании 1863 г., революционеров организации «Земля и воля» — с 1879 по 1892 г.

Желая с помощью иночества укрепить позиции церкви, в декабре 1873 г. епископ Антоний, третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П. И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». После рассмотрения вопроса городской Думой в феврале 1874 г. владыка получил копию постановления об отдаче земель (в длину 2 версты и 80 погонных саженей, в ширину от 10 до 100 саженей) в районе Плотбища под устройство монастыря. 5 мая 1874 г. при Архиерейском доме был создан строительный комитет в составе четырех человек: кафедрального протоиерея В. Д. Касьянова, ключаря собора А. К. Угрюмова, эконома Архиерейского дома иеромонаха Зосимы (Александра Сидоровского) и почетного гражданина Н. П. Токарева. С марта 1874 по ноябрь 1875 г. комитету удалось собрать 21 320 руб. в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, устроены главный деревянный дом с церковью, летним помещением для архипастыря, братскими кельями, деревянный флигель. Проект всех зданий монастырского комплекса был составлен иеромонахом Зосимой. Он же руководил строительными работами. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 г. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения указа императора с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 г. была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска.

В архитектуре памятника заметны принципы построения, характерные для древнерусских монастырей. Прежде всего, это стремление к геометрической правильности очертаний, восходящее к традиционному уподоблению монастыря небесному граду праведных — Горнему Иерусалиму. Композиционная ось всего комплекса перпендикулярна природной оси — Енисею. Идейным и архитектурным акцентом ансамбля служила деревянная церковь, перенесенная сюда при основании монастыря из Езагашского селения (ныне село Езагаш Емельяновского района). К моменту переноса храму насчитывалось более 30 лет. Южную часть территории монастыря занимал братский корпус, северную — сад, разбитый на месте природной рощи. Святые ворота были ориентированы на восточный фасад храма. За монастырской оградой, с восточной стороны, параллельно всему комплексу тянулась полоса служебных зданий. Южную часть этой полосы занимал дом настоятеля, в верхнем этаже которого находилась домовая церковь Святого Великомученика Пантелеймона.

Кирпичный корпус Успенского монастыря напоминает учреждения для стационарного лечения больных, многочисленные примеры которых хорошо известны в архитектуре европейской части России, Украины и Белоруссии. Здания этих учреждений имели П-образную композиционную структуру с широким продольным коридором, по обе стороны которого располагались стандартные по величине палаты. В отличие от госпитальных корпусов, кельи в главном здании Успенского монастыря имели различные размеры в соответствии с должностной иерархией монашествующих. Протяженным южным фасадом здание выходило на Енисей, служа основной архитектурной доминантой речной панорамы монастыря. В целом наивное и жизнерадостное звучание декоративного убранства братского корпуса, не совсем соответствующее суровой природе места строительства и монастырской жизни, ассоциируется с проектами «русского стиля» 1870-х гг.

К настоящему времени от комплекса монастырских строений сохранились лишь настоятельский и братский корпуса, а также несколько строений хозяйственного назначения.

В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни.

В 1888 г. на Енисее произошло сильное наводнение, и монастырь потерял деревянный флигель, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление путей сообщения монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 рублей, а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была построена.

К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомолец-послушник.

В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. С этого же года по инициативе епископа Енисейского и Красноярского Никона (Николая Николаевича Бессонова) при обители открываются временные паломнические курсы приблизительно на 50—55 человек, для нищих и калек учрежден приют. В апреле 1915 г. наместник Успенского монастыря иеромонах Серапион заключает контракт на аренду рыболовного участка в низовьях Енисея протяженностью 300 саженей. На следующий год туда командируются монахи с рабочими во главе с иеромонахом Симеоном. В то же время часть помещений монастыря сдается в аренду свечному заводу за 900 рублей.

С приходом большевистской власти начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 г. Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского правительства. Хозяйство обители приходит в упадок во многом по вине его наместников. Тем не менее в сентябре того же года при монастыре устраивается детский приют для детей отправившихся на войну солдат.

В 1919 г. по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей. В 1920 г. с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому (в 1921 г. переименован в детский трудовой городок № 2), на землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. Также в его зданиях размещался сыпно-тифозный госпиталь, затем, предположительно, — госпиталь для выздоравливающих. Постановлением Президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Дальнейшая судьба монахов, монастыря и скита неизвестна. За 70 лет безбожия в монастырском комплексе размещались: в 1920—1946 гг. — известные уже нам школа-коммуна и детский дом, с 1946 г. — дом отдыха учителей, который в 1992 г. упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

В 1992 г. под руководством епископа Антония (Ивана Ивановича Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к главе администрации Красноярского края по благословению владыки Антония убедительно просят «передать. разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в поселке Удачном, и принадлежащую ему землю площадью 12 га с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 г. рассматривает возможность передачи монастыря епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 г. при содействии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который в ответ на просьбу владыки Антония приказывает «решить этот вопрос положительно, без вариантов». В апреле 2000 г. был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %). 28 августа того же года в главном корпусе вновь устроенного храма отслужена праздничная литургия с пострижением первого инока (Евлогия).

На данный момент работы по благоустройству монастыря продолжаются.

Свято успенский мужской монастырь Красноярск

592. Красноярский Свято-Успенский мужской монастырь

В один из недавних морозных дней мы съездили в Свято-Успенский мужской монастырь, который расположен в поселке Удачный. Это живописное место на левом берегу Енисея, напротив заповедника «Столбы». В непосредственной близости располагается резиденция губернатора «Сосны» и одноименный коттеджный поселок.

В 1873 году в правление Енисейской епархией вступил третий по счету епископ, Преосвященнейший Антоний (в миру — Вениамин Иванович Николаевский). В декабре того же года он обращается к красноярскому городскому голове П. И. Кузнецову с предложением об уступке части городской территории для устройства «иноческой обители».

На фото главный корпус монастыря с северной стороны:

Монастырь на карте 1924 г. Обратите внимание на расположение дач близ монастыря и Гремячего лога — мы их еще увидим:

В 1874 г. земли были предоставлены, составлены чертежи, заложен каменный корпус. В 1875 г. к будущему монастырю была проложена дорога, «столь же полезная для устрояемого монастыря, сколь нужная и для самого города, жители которого, преимущественно же хлебопашцы, получили теперь полную возможность во всякое время года пользоваться удобством при доставке в город плодов от трудов своих». В 1877 году из деревни Езагаш Балахтинской волости была перевезена и вновь заложена в более просторном против прежнего виде Успенская церковь. В Езагаше церковь была построена в 1864 г. на средства владельца винокуренного завода И.Г. Щеголева (об этом см. книгу «Мое возлюбленное младое чудо», с. 12. Основание: ГАКК, Ф. 600, оп. 1, д. 11, л. 4). В это время к строительству монастыря активно привлекаются средства известных в городе благотворителей: золотопромышленников Щеголевых, П. и А. Кузнецовых, А.И. Пискунова, А.К. Матонина и других.

Строительными работами руководил первый наместник монастыря иеромонах Зосима. В 1874-1882 годах были построены главное каменное здание со святыми воротами с восточной стороны и колокольней с западной, деревянные постройки: уже названная Успенская церковь, больничный двухэтажный корпус, флигель для богадельни, двухэтажная гостиница для богомольцев, хозяйственные постройки (амбары, погреба, каретник с сеновалами, сушильней, конюшнями и навес; помещение для хлебопеков, просфорника и рабочих, сарай для хранения извести).

Композиционное построение комплекса монастырских строений развивается по оси, перпендикулярной Енисею. Идейным и архитектурным центром служила деревянная Успенская церковь. В ориентации Святых ворот использован древнерусский прием, когда ворота были ориентированы на восточный фасад храма. За монастырской оградой, с восточной стороны, параллельно всему комплексу тянулась полоса служебных зданий. Южную часть этой полосы (ближе к Енисею) занимал дом настоятеля, в верхнем этаже которого находилась домовая церковь святого великомученика Пантелеимона. Смотрите все это на старой фотографии обители, переснятой мною (простите за качество) с фотографий, представленных в монастыре:

А это фото 2009 года. Каменный корпус и дом настоятеля сохранились. Цел также деревянный домишко, прилегающий к настоятельскому:

Деревянная Успенская церковь (вид с запада), справа — Святые ворота:

Торжественное открытие Красноярского Успенского общежительного мужского монастыря состоялось 15 мая 1879 года. Во всех церквах города Красноярска в этот день прошла раняя литургия, а затем совершен Крестный ход в монастырь. После духовного торжества все духовенство и высшее начальство пригласили в келии настоятеля «на чай и откушать хлеба-соли по христианскому обычаю. Посетителям и богомольцам вблизи монастырских зданий приготовлена от обители особая трапеза». В 4 часа пополудни Крестный ход возвратился в город.
Замечу, что в это время каменный корпус еще не был достроен. Скорее всего он был полностью построен уже при епископе Исаакии, преемнике Антония, после 1881 года.

Нынешние монастырские ворота:

До ремонта в 1913 г., в центре главного корпуса размещалась братская трапезная. По главному фасаду с правой и левой стороны продольного коридора помещались братские келии, числом 17. В западном крыле размещалось также иконописное училище (просуществовало недолго, упразднено за неимением средств), швейная и сапожная мастеркие, просфоро — и хлебопекарни. При монастыре было большое хозяйство: более 20 коров, пашни, огороды, сенокосы.

По всему периметру фасады каменного корпуса сохраняют одинаковый рисунок. Окна лучковые с сандриками, завершенные декоративным замком в виде коронки:

Ряд окон разделен пилястрами с капителью из фигурных кирпичей. Пилястры тоже украшены двумя вытянутыми вертикальными эллипсами с острыми углами, которые находятся один в другом и выполнены из кирпича. Индивидуальность зданию придает окраска отдельных деталей:

В 1888 году монастырь сильно пострадал от наводнения: разрушен деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузница, а главное — дорога и мосты, обеспечивающие связь с городом. Было принято решение построить новую дорогу через лес, для решения этого вопроса организовалось общество из дачников, проживающих летом близ монастыря. Дорога вскоре была устроена, и в последующий год монастырь посетили около 4000 богомольцев из европейской и азиатской России. Паломники размещались в гостинице и странноприимном доме. Богадельня к тому времени была упразднена, но при монастыре была открыта двухклассная церковная школа для сирот. В 1890 г. в монастыре проживало 44 человека, из них 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, богомольцев-послушников — 31.

Для обеспечения монастыря и благотворительных при нем учреждений в 1888 году монастырю была отведена дача, в 4602 десятины и 2080 квадратных сажень по обе стороны Енисея. В том же году на правом берегу Енисея устроен Знаменский Скит-монастырь иконы Божией матери «Знамение» (Абалакской). История этой иконы весьма замечательна и заслуживает отдельного поста. А это церковь Знаменского скита:

В 1913 г. в Успенском монастыре был произведен капитальный ремонт. Храм св. вмч. и целителя Пантелеимона, который находился в архиерейских покоях «в старой деревянной гостинице, перенесен в братский каменный корпус, в бывшую братскую трапезную». В каменный корпус переместились и архиерейские покои, устроена новая трапезная, установлены новые печи и т.д. Новая церковь взамен обветшавшей деревянной Успенской так и не была построена.

С 1913 г. при монастыре открыты временные паломнические курсы, приблизительно по 50-55 человек, которые продолжались не более 5 недель. «. Для нищих и калек учрежден приют». В годы первой мировой войны в монастыре был открыт приют для бедных детей лиц, призванных в действующую армию. 39 детей жили и учились при монастыре в те годы.

У входа в главный корпус:

В монастыре мы побеседовали с отцом Саввой и получили его разрешение на фотографирование. Вход в монастырскую церковь, расположенную в центре каменного корпуса:

Мы познакомились в монастыре с послушником Владимиром, который много рассказал интересного из истории обители:

В смутное время гражданской войны монастырю жилось нелегко. Есть документы, говорящие о произволе и несостятельности наместников двух обителей. «. Те впечатления, какие мною были получены при посещении этих обителей, — пишет епископ Назарий, — приводят меня к заключению, что хозяйство ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. «

В 1920 году установившаяся в губернии советская власть объявляет о национализации церковного имущества. Этот процесс начинается с домовых и тюремных церквей, архиерейского дома. Процесс национализации сделал невозможным сохранение монастырского имущества.
На землях Успенского мужского монастыря была образована первая показательная школа-коммуна. В его зданиях также размещались сыпно-тифозный госпиталь, несколько позже — госпиталь для выздоравливающих. Артели из монахов и послушников Красноярских Успенского мужского монастыря и общежительного скита были ликвидированы решением 2-го съезда Советов губернии. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 г. монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены на улицу. Судьба монахов и монастыря, к сожалению, для нас остается пока белым пятном.

Деревянный храм-часовня святых равноапостольных Константина и Елены (справа на фотографии) освящена в 2002 году, пожертвована Ю.В. Кузьминым и его супругой. Храм-часовня в честь благоверного князя Олега Брянского освящена 16 апреля 2007 года (построена по инициативе генерал-лейтенанта Шаешникова, начальника ГУИН Красноярского края в память о погибшем сыне Олеге):

Храм-часовня в честь благоверного князя Олега Брянского:

Со стороны леса:

В лесу — монастырское кладбище, центром которого является Поклонный крест на братской могиле монахов:

Итак, судьба около 200 монахов, которых выгнали из монастыря в 1920 году, неизвестна. Версия о том, что часть из них расстреляли, документально не подтверждена. Но братская могила существует, и на ней установлен крест с именами погибших монахов.

Рядом — две могилки младенцев:

Старая надгробная плита:

В 1924 году в помещениях Успенского монастыря разместили детский дом, который находился здесь до 1946 года. В этом году детей перевели в Канский детский дом, а в корпусах монастыря разместился дом отдыха «Енисей». Здесь с 1962 по 1980 гг. работал врач, библиофил Иван Маркелович Кузнецов. Именно в эти годы была собрана значительная часть его библиотеки, ставшей в 1982 г. одной из лучших личных библиотек России, а в 1983 г. — народной библиотекой. К Кузнецову в дом отдыха приезжали известные писатели и книголюбы — К. Лисовский, И. Ерошин, Н. Устинович, В. Астафьев, В. Распутин, Р. Солнцев и др.

В 1992 г. на территории бывшего монастыря размещался пионерский лагерь «Красноярский». В 2000 г. бывшие здания Успенского мужского монастыря были переданы Красноярской и Енисейской епархии РПЦ. Началось восстановление обители.
Нынешние хозяйственные постройки:

Дом настоятеля, он же архиерейский дом, сохранился до наших дней. Ныне он жилой, расположен за монастырской оградой:

Бывший архиерейский дом имеет три крыльца: на восток, юг и запад.

Этот деревянный домик сохранился с дореволюционных времен, когда-то принадлежал монастырю:

Несколько старых фотографий архиерейского дома и каменного корпуса:

Абалацкой церкви Красноярского Знаменского скита (еще раз прошу прощения за качество, в сети этих фотографий не нашла):

А вот и обещанные прежние дачи, (новые здешние дома не сфотографировала из-за страшного мороза, обездвижевшего пальцы) — дача Верещагина за Успенским монастырем:

Красноярск. Успенский мужской монастырь.

Мужской общежительный монастырь, созданный в 1879 г. на земле, пожертвованной городским обществом под монастырь, по инициативе епископа Антония (Николаевского), был немноголюден. Окончательно закрыт в 1921 г., занят школой-коммуной. С 1946 г. — дом отдыха учителей, позже пионерский лагерь, часть построек сломана. Восстановлен в 2000 г. В 1887 г. в монастыре были уже следующие постройки: Главный каменный корпус, здание одноэтажное; деревянный корпус с домовой церковью во имя св. великомученика Пантелеимона: флигель 5-стенный; амбар 5-стенный; коровник 6-стенный; каретник двухэтажный 6-стенный; хозпостройки — летняя кухня для квартирантов монастыря и каменная кузница Монастырь был основан в шести верстах на запад от Красноярска, вверх по течению реки Енисей. В августе 1879 г. по распоряжению правительства к монастырю отмежеваны земельные угодья — луга, леса и рыбньие ловли, в количестве 4602 десятин, и 2080 квадратных сажен, расположенные в Канском округе по реке Мане. В монастыре до 1918 г. проживало 200 насельников.

Е. Успенский монастырь, общежительный, в 6 верстах от города Красноярска. Основан в 1878 году. При монастыре отделение Енисейской миссии, мужская школа иконописания и ремесел для сирот всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей епархии и странноприимница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Проект монастырского ансамбля разработан иеромонахом Зосимой. Здание келейного корпуса заложено в июне 1874 г. Строительство келейного корпуса осуществлено в 1879-1883 гг. под надзором архитекторов С. Нюхалова и А. Лассовского. В ходе ремонта 1914 года в трапезной была устроена Пантелеймоновская церковь, перенесенная из архиерейского дома, располагавшегося на территории монастыря. На северном фасаде корпуса была устроена паперть в виде деревянного крыльца с крышей, покрытой железом.

Здание келейного корпуса расположено на берегу Енисея. Протяженное одноэтажное здание П-образной формы имеет коридорную планировку: широкий продольный коридор делит здание на переднюю и заднюю половины, в которых расположены помещения жилого и хозяйственного назначения.

В центральной части передней половины здания две поперечные капитальные стены вычленяют крупное помещение (бывшая трапезная и домовая церковь); в юго-восточном углу здания расположено крупное квадратных пропорций помещение. Южный (речной) фасад здания имеет 45 осей. Ритмику членений фасадов братского корпуса создают широкие пилястры, перемежающие метрический строй оконных проемов, в котором выделяются более широкие проемы, ранее освещавшие коридоры. Декоративные элементы сосредоточены на вертикальных архитектурных линиях и вокруг дверных и оконных проемов, что выявляет конструктивную структуру здания и подчеркивает его устойчивый тектоничный образ. Плоскость верхней половины лопаток энергично вскрывается мощными изломами, в которых едва угадывается мотив поребрика. Нижняя половина лопаток украшена накладной филенкой, по форме напоминающая лист.

Оконные проемы охвачены кирпичной полочкой с различными по характеру «перехватами», расположенными по обеим сторонам окон. Верхняя дугообразная часть полочки увенчивается двумя вариантами деталей: либо клинчатым замковым камнем, либо элементом, напоминающим «солнечную корону». Декоративное обрамление окон включает «подоконные доски» в виде растянутого по горизонтали шестигранника с крестообразной деталью в центре. Оформление центральной части южного фасада несколько отличается от других фасадов. Окна имеют иной характер перемычки в виде треугольного подвышения, которое малогармонично сочетается с надоконной дугообразной бровкой. Пилястры этой части фасадов украшены небольшим киотцем с полуциркульным завершением. Внутри киотца помещена деталь — стилизованное изображение горящей свечи.

В 1914 году помещения здания были частично перепланированы. Утрачены элементы внутреннего убранства, главка с металлическим крестом над центральной частью здания.

В 2004 году архитектурной мастерской ООО «АП Мастерская Анатолия Блохина» по заказу настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря г. Красноярска Иерея Елисея был выполнен эскизный проект капитального ремонта.

Памятник церковной жилой архитектуры в формах «русского стиля» последней четверти XIX века c оригинальным декоративным убранством.

Комментарии и обсуждение

В Свято-Успенском мужском монастыре строится монастырская колокольня, начало строительства 2014 г.

В Свято-Успенском мужском монастыре строится новая деревянная церковь, посвящение пока неизвестно.

Успенский мужской монастырь в Красноярске

Красноярск — один из крупнейших городов Сибири, являющийся её культурным и духовным центром. В старинном поселении функционирует множество культовых православных построек. Одной из них является Успенский мужской монастырь, созданный специально ради укрепления духовной культуры сибиряков.

История

Недалеко от Красноярска на берегу Енисея в конце XIX в. заложили монастырь, который за более чем вековую историю претерпел множество испытаний и бедствий.

Основание

Сибирь — уникальное место, население которого отличалось вольнолюбием и независимостью. Этому способствовал приток населения из европейской части России, состоящего из ссыльных декабристов, революционеров и вольнодумцев. В конце 1873 г. глава Красноярской епархии епископ Антоний обратился к городским властям с просьбой продать земельный участок для организации на нём монашеской общины.

В начале следующего красноярская Городская Дума приняла решение передать Церкви участок земли в районе посёлка Плотбище на берегу Енисея. Следующие 1,5 года сбором средств для начала строительства занимался специально созданный комитет, которому удалось более 21000 рублей. Этих денег хватило для выполнения следующих работ:

  • обустройства дороги к монастырю;
  • возведения главного братского корпуса;
  • устройство деревянного дома для архиерея.

Строительные работы шли медленно, так как епископу Антонию приходилось преодолевать различные бюрократические препоны и нехватку средств. Официальное разрешение на открытие монастыря во имя Успения Богородицы император подписал в мае 1879 г.

Дореволюционное время

К началу 90-х гг. XIX в. в монастыре постоянно проживали 44 инока. Помимо духовного служения, они занимались следующими видами хозяйственной деятельности:

  • животноводство (в монастырском хозяйстве жили более 20 голов рогатого скота);
  • огородничество и хлебопашество (на землях, арендованных у города);
  • работа в швейной и сапожной мастерской;
  • выпечка хлебобулочных изделий и просфор;
  • создание икон и обучение этому ремеслу.

В 1988 г. монастырь пережил сильное наводнение, в результате которого были разрушены кузница и монастырская дорога. Через год важная для обители дорога была восстановлена совместными усилиями монастырской братии и жителей окрестных летних дач.

В начале XX в. на территории монастыря прошёл капитальный ремонт. В обновлённой обители открылись паломнические курсы, рассчитанные на 50 человек. Помимо этого, на её территории открыли приют для нуждающихся и немощных людей. Часть монастырских построек сдавалась в аренду свечному производству.

Закрытие и советские годы

С 1918 г. Успенский монастырь начал приходить в упадок. Большевики начали конфискацию принадлежащих ему земель, приостановленную с приходом в город белогвардейцев. После окончания Гражданской войны в зданиях монастыря разместили следующие организации:

  • детский дом;
  • школа-коммуна;
  • сыпнотифозный госпиталь;
  • больница для выздоравливающих.

В 1921 г. монастырскую церковь закрыли, а насельников выгнали с территории обители. Точных сведений об их судьбе нет, но есть мнение, что они были расстреляны и захоронены в братской могиле в лесу за оградой монастыря.

С 1946 по 1992 гг. на территории монастыря располагался дом отдыха.

Возрождение

Последнее десятилетие прошлого столетия в сохранившихся монастырских зданиях размещался детский лагерь. В это же время церковные власти Красноярской епархии начинают предпринимать шаги по возвращении территории Успенского мужского монастыря. Но из-за бюрократических проволочек возможность восстановления обители появилась только в 1998 г.

Губернатор А. И. Лебедь бескомпромиссно решил вопрос в пользу передачи участка на берегу Енисея в распоряжение Русской православной церкви. К этому времени большинство зданий находились в полуразрушенном состоянии. С 2000 г. началась работа по восстановлению обители.

Современное состояние

После полутора десятков лет реконструкции Успенский мужской монастырь, расположенный на окраине Красноярска, стал центром духовной и культурной жизни Красноярского края. Красивые храмы, расположенные на его территории, входят в экскурсионный маршрут, проходящий по культовым постройкам Красноярска.

Архитектура

На земле современной обители располагается несколько культовых построек. К ним относятся:

    Часовня в честь святого благоверного князя Олега Брянского. Средства на постройку храма выделили и участвовал в его постройке красноярец В. К. Шаешников. Как и церковь святого Константина, постройка имеет простую конструкцию, но отличается от неё цветом кровли и формой глав. Престольный праздник отмечается в часовне 3 октября.

В силу объективных причин к строительству культовой постройки приступили после 100 лет после создания проекта. Средства на строительства на строительство предоставила строительная компания “Сибиряк”. Её же специалисты занимались возведением постройки. Храм, выполненный в стиле классической русской архитектуры XIV в, построили менее чес за год.
Центральная часть представляет собой конструкцию, состоящую из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шатром с луковичной главой. Идентичные главы, установленные на узкие декоративные барабаны, расположены на углах четверика. К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида, а к остальным — притворы в форме килевидных закомар.
Такую же форму имеет паперть с главным входным порталом, над которым располагается большое мозаичное панно. Внутренние стены белоснежного храма покрыты росписями. Освящение храма состоялось 4 декабря 2015 года. Престольный праздник в храме отмечается 31 августа.

Помимо культовых построек, на территории монастыря располагаются колокольня, здание культурно-исторического центра “Успенский”.

Интересно! На монастырской земле располагается храм во имя преподобного Сергия Радонежского, к которому примыкают архиерейские покои.

Расписание богослужений

Богослужения в монастыре во имя Успения Пресвятой Богородицы проводятся ежедневно по следующему расписанию:

  • с понедельника по субботу проводятся 2 богослужения в 8 и 17 часов;
  • в воскресенье и праздничные дни службы проходят в 7, 9, 17 часов.

Социальная деятельность

Совместно с департаментом культуры Красноярска Успенский монастырь создал культурно-исторический центр “Успенский”. Его деятельность направлена на развитие и укрепление культурных традиций и нравственных ценностей российского народа. На базе центра проводятся следующие мероприятия:

  • занятия для детей в творческих кружках;
  • выставки, посвящённые традиционным ремёслам и различным видам искусства;
  • организация и проведение православных музыкальных фестивалей.

Интересно! Занятия в творческих кружках и участие в мастер-классах проводятся на бесплатной основе.

Где находится и как добраться

Успенский мужской монастырь расположен в Красноярске на улице Лесная, владение 55. Для туристов и паломников, желающих доехать до обители на общественном транспорте, необходимо сесть на автобус №12. Он отправляется от остановки “Предмостная площадь”. Выходить необходимо на остановке “Послушников переулок”. Затем следует пройти около 500 м пешком по ул. Послушников.

Успенский мужской монастырь — духовно-культурный центр и архитектурная достопримечательность Красноярска. Здесь можно не только помолиться в красивом храме, но и отдохнуть от городской суеты, и познакомиться с историей и культурой красноярской земли и обители.

Свято-Успенский монастырь (Красноярск): адрес, фото и история

В 2000 году, после многолетнего перерыва, был возрождён к иноческой жизни Успенский мужской монастырь (Красноярск). Отзывы побывавших в нём единодушно свидетельствуют о той радости, которую принесло зримое свидетельство того, что вопреки всем тяготам, обрушившимся на Православную Церковь в XX веке, она сумела выстоять и возродить в себе монашество – высшую форму служения Богу.

Обеспокоенность Красноярского владыки

В декабре 1873 года глава Красноярской епархии обратился в Городскую думу с просьбой о предоставлении земельного надела с целью создания на нём иноческой обители. Поводом для этого послужило возросшее влияние на жителей края со стороны многочисленных ссыльных, проживавших как в самом Красноярске, так и в его окрестностях.

Смутьяны и их пагубное влияние

Это были и преследуемые властями раскольники-старообрядцы, ссылавшиеся туда с середины XVII века, и декабристы, отбывшие срок каторги, но лишённые права возвращения в Центральную часть России, и поляки, оказавшиеся в Сибири как участники восстания 1863 года. Последнее же пополнение состояло из членов антиправительственной организации «Земля и воля».

По мнению духовенства, они оказывали на жителей края самое пагубное влияние, в результате которого, как пишет в своём обращении к городскому голове епископ Антоний, среди простых жителей укоренилось недопустимо вольное обращение с представителями власти, нарочитая гордость, а также несдержанность в гневе и непокорность. Владыка отмечает, что в жителях края житейская смётка и практицизм стали уживаться с самыми тёмными предрассудками, в результате чего повсеместно укореняется безверие и нигилизм.

Мудрое решение

Решение проблемы почтенный архиерей видел в создании мощного религиозного центра, способного противостоять духовному распаду, наблюдавшемуся в народе. Этой цели и должен был послужить, по его мнению, Свято-Успенский монастырь (Красноярск), для создания которого требовался достаточно обширный участок земли, о котором шла речь в его обращении к гражданским властям.

Городская дума отнеслась к инициативе епархиального владыки с сочувствием и, удовлетворив его просьбу, выделила надлежащий участок на берегу Енисея, в районе села Плотбища. Был также создан и Строительный комитет, взявший на себя труды по изысканию средств на проведение необходимых работ. В скором времени сумма 21 320 рублей была собрана исключительно за счёт добровольных пожертвований горожан.

Начало строительства монастыря

Когда этот важнейший этап всего предприятия был завершён, сквозь лесной массив проложили дорогу от города к месту, где должен был строиться Свято-Успенский монастырь (Красноярск). Затем на берегу Енисея возвели главное здание обители с примыкавшей к нему церковью, летние архипастырские покои и братские кельи. Кроме того, построили ряд хозяйственных помещений, в которых разместились погреба, амбары, сеновалы, сушильни и конюшни. Не забыли и об учебных классах, в которых должны были обучаться дети из бедных семей.

Поскольку главное здание монастыря предполагалось возводить из камня, а средств на привлечение к этому профессионального архитектора недоставало, решили обойтись собственными силами, и работу по составлению проекта будущей постройки превосходно выполнил свой же иеромонах Зосима. Вразумлённый Господом, он столь блестяще справился со своей задачей, что заслужил высшую оценку комиссии, приехавшей по завершении работ в Свято-Успенский монастырь (Красноярск).

Бюрократические проволочки

Но строительство главного здания было лишь началом великих трудов по созданию обители, и на этом пути встретилось немало трудностей, связанных главным образом с медлительностью и волокитой чиновников. Помощь же и поддержку он получал, как это всегда бывало, от благотворителей, щедро жертвовавших средства и использующих для решения текущих проблем своё влияние и связи. Известно ведь, что на святой Руси для успеха любого начинания, кроме Божьего благословения, требуется и дозволение высокого начальства.

День ликования и торжеств

Наконец, настал долгожданный день 15 мая 1879 года, когда из Санкт-Петербурга прибыл высочайший указ, на основании которого Успенский мужской монастырь в Красноярске получил официальный статус. По этому случаю состоялись торжества, в которых приняли участие, кроме епархиального духовенства, представители всех слоёв общества, включая и простонародье, имевшее несчастье подпасть под влияние ссыльного элемента и дать тем самым повод для постройки обители.

В тот день под несмолкаемый перезвон колоколов всех городских церквей многотысячный крестный ход направился по недавно проложенной сквозь тайгу дороге к обители, отмечавшей своё рождение. В главном её храме – Успенском соборе — состоялась торжественная литургия, после которой духовенство и высшее гражданское начальство были приглашены в кельи настоятеля на подобающую этому случаю трапезу. Отобедав «чем Бог послал» и возблагодарив Всевышнего, они покинули Свято-Успенский монастырь (Красноярск) и в прежнем порядке, то есть крестным ходом с хоругвями и иконами, возвратились в город.

Отступничество Городской думы

Но известно, что враг рода человеческого не упускает случая изгадить любое доброе дело, творимое во славу Божью. Вот и в этот раз он ожесточил сердца местной интеллигенции, а заодно и городского головы, посеяв в них плевелы губительного влияния ссыльных революционеров – безбожников и нигилистов.

Вняв его наущению, Городская дума отказалась финансировать дальнейшее строительство, в результате чего Свято-Успенский мужской монастырь (Красноярск) остался без средств. Положение спасли лишь простые крестьяне, о чьём моральном падении так скорбел епископ Антоний. Именно на их добровольные пожертвования и удалось довести до конца строительство Божьей обители.

Последнее десятилетие благодатного XIX века

С тех пор и до переломного момента российской истории, наступившего в 1917 году, Свято-Успенский мужской монастырь (Красноярск), фото которого тех лет приводится в статье, пребывал в завидном благополучии. Сохранились данные о его состоянии на 1895 год. Согласно им, в монастыре проживало сорок четыре человека, включая наместника, монахов и послушников.

Им принадлежало двадцать голов крупного рогатого скота, а также земли, когда-то полученные у города и сдаваемые теперь в аренду для хлебопашества и огородничества. Кроме того, известно, что на территории монастыря действовали швейная и сапожная мастерские, хлебопекарня, иконописное училище и школа для бедных.

Вопреки расхожему мнению, монахи, особенно те из них, кто был выходцем из простонародья, не боялись тяжёлого труда. Примером тому может служить несчастье, попущенное Господом в 1888 году. Тогда в результате сильнейшего паводка произошло наводнение, уничтожившее часть монастырских построек, а также единственную ведущую в город дорогу и соединяющие с ним мосты. Оказавшись отрезанными от мира, братия не пали духом, а основательно помолившись, своими силами проложили новый путь прямо через лесную чащобу.

В преддверии грядущих бедствий

В последние годы, предшествовавшие Октябрьской революции, в обители был произведён ряд важных преобразований. На основании полученного от Священного Синода благословения на правом берегу Енисея учредили скит, в который перешли на жительство несколько иноков. Кроме того, при монастыре открыли паломническое училище, рассчитанное на пятьдесят человек, а также приют для нищих и калек. Был произведён и капитальный ремонт большинства сооружений, включая Успенский собор.

Под властью богоборцев

В октябре 1917 года тот самый бес, что смущал когда-то умы красноярской интеллигенции, дождался, наконец, своего часа – пришедшие к власти большевики сразу приступили к конфискации монастырских земель. Правда, сразу сделать это в полном объёме они не успели, так как были оттеснены белогвардейскими войсками, в результате чего установилась власть Временного Сибирского правительства. Однако в 1920 году, когда богоборческая диктатура окончательно утвердилась, враг рода человеческого наверстал упущенное.

В ходе национализации церковных ценностей всё монастырское имущество было отнято у его владельцев. Большинство иноков, проживавших тогда в обители, были вывезены в лес и там расстреляны. На месте, где они сподобились принять мученическую смерть, теперь ежегодно совершаются поминальные молебны и служатся панихиды.

В последующие годы на территории бывшего монастыря, а также принадлежавшего ему скита, был размещён ряд медицинских и учебно-образовательных учреждений, безусловно, нужных, но созданных ценою поругания и разрушения Божьих святынь. Этот грех во всей полноте пришлось искупить и тем, кто разорял обитель, и многим последующим поколениям россиян.

Веянья нового времени

Процесс передачи верующим монастыря, вернее того, что от него осталось, начался в 1992 году, на волне всеобщего прозрения, раскаяния и поспешного возврата к духовным истокам. Инициатором этого благого дела стал глава Краснодарской епархии епископ Антоний (Черемисов), горячо поддержанный местным казачеством и их атаманом В. П. Мастьяновым.

Они направили письмо Главе администрации Красноярского края с просьбой передать в распоряжение епархии участок, на котором некогда размещался Свято-Успенский мужской монастырь (Красноярск), адрес: ул. Лесная, 55а. Одновременно казаки брали на себя обязательство восстановить прежние постройки и создать на базе монастыря военно-спортивный лагерь.

Однако, несмотря на то что большинство чиновников к этому времени уже «уверовали» и с постным видом выстаивали церковные службы, с передачей монастыря они не торопились. Дело затянулось, и лишь вмешательство генерал-губернатора А. И. Лебедя, человека решительного и бескомпромиссного, помогло сдвинуть его с мёртвой точки. Акт передачи был подписан в 2000 году, и на его основании епархия получила принадлежавшую ей когда-то землю и здание, чудом сохранившееся на нём, но имевшее на тот момент 87 % износа.

Успенский мужской монастырь (Красноярск): как проехать и часы работы

В 2012 году на территории монастыря был построен и освящён каменный храм в честь иконы Божьей Матери «Всецарица». В нём проводятся регулярные богослужения, как и в былые годы, привлекающие верующих в Успенский мужской монастырь (Красноярск). Адрес и часы работы храма можно узнать из статьи: сообщаем, что во все дни недели он открыт с 8:00 до 18:30. Находится же он, как было указано выше, по адресу: Красноярск, ул. Лесная, 55а. Проехать к нему можно автобусом № 12 от остановки «Предмостная площадь».

Сообщаем также для тех, кто хотел бы получить какие-либо уточнения, прежде чем посетить Успенский мужской монастырь (Красноярск), телефон: 7 (391) 299-14-12.

Свято-Успенский мужской монастырь

Информация

  • +7 (391) 299‒14‒12 Показать телефон

Это ваша компания? Зарегистрируйте бесплатный бизнес-аккаунт и отвечайте на отзывы от имени компании

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Как же теперь здесь красиво!

Знаю, что уже больше года назад эту территорию облагородили, но лишь сегодня удалось побывать. Набережная стала местом отдыха горожан. Очень много семей с детками. Все лежат на пледах, играют в бамбинтон и просто любуются видом. Красота.

Уж не знаю, святость места влияет, или что иное, но (на первый взгляд) люди уносят.

Как же теперь здесь красиво!

Знаю, что уже больше года назад эту территорию облагородили, но лишь сегодня удалось побывать. Набережная стала местом отдыха горожан. Очень много семей с детками. Все лежат на пледах, играют в бамбинтон и просто любуются видом. Красота.

Уж не знаю, святость места влияет, или что иное, но (на первый взгляд) люди уносят за собой мусор. Чисто!! Я живу на берегу Енисея, мне есть с чем сравнить.

Еще насекомых почти нет. Приятный бонус.

Это отзыв благодарности всем, кто каким-либо образом поучаствовал в преображении этой территории. Спасибо!

  • Подписаться на комментарии
  • Пожаловаться модератору
  • Добавить в друзья

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

  • Чудное, святое место для души и отдыха на свежем воздухе.

    Монастырь был закрыт до 2000 года, потом реконструирован и отремонтирован.

    На территории есть храмы и часовня.

    Территория очень ухоженная, летом много цветов.

    Если спуститься вниз по дороге, выход на берег Ениссея, там любят отдыхать люди и кормить уточек.

    • Подписаться на комментарии
    • Пожаловаться модератору
    • Добавить в друзья

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Имею дерзновение описать впечатления от посещения на прошлой неделе сего благого места. Впервые был на воскресной службе в монастыре, да ещё и под тяжестью грехов своих — не был на исповеди с детства, и вот сподобился просить у Господа отдание грехов. Впечатления о храме только положительные: внутреннее и внешнее убранство, множество икон которых.

    Имею дерзновение описать впечатления от посещения на прошлой неделе сего благого места. Впервые был на воскресной службе в монастыре, да ещё и под тяжестью грехов своих — не был на исповеди с детства, и вот сподобился просить у Господа отдание грехов. Впечатления о храме только положительные: внутреннее и внешнее убранство, множество икон которых не видел больше нигде (великие подвижники Серафим Саровский, Пантелеймон . ), службу читают внятно, без формальности. Особенно хорош мужской хор. «Отче наш» читали всей толпой прихожан, необычное явление.

    Особенность этого монастыря — по воскресеньям на вечерней службе в 17.00 читают акафист у иконы Всецарицы Божьей Матери. Желающим излечиться от алко- и наркозависимости присутствовать на этой службе — прямая дорога к спасению.

    Исторически сложилось, что в монастыре не совершают таинств Крещения и Венчания — имейте ввиду.

    Храни Бог постояльцев и прихожан этой обители!

    В монастыре строже, чем в армии

    Напомним, в этом году «Комсомольская правда» как победитель международного грантового конкурса «Православная инициатива» организует экскурсии для учителей, чтобы полученные знания и новые знакомства они могли обратить на благо своих учеников, а мы – на благо наших читателей. На этот раз отправляемся в монастыри Красноярска , мужской и женский.

    Молимся, чтобы история не повторилась

    Сибиряки всегда были народом буйным и независимым. И монастыри нужны были в этом суровом краю для укрепления веры. В Красноярске землю под монастырь отвели в 1874 году, тогда это место называлось Плотбище, и сразу здесь началась стройка. До революции он жил как один отлаженный организм: кроме служения Богу вели большое хозяйство – к 1918 году здесь жили 260 человек плюс паломники. Во время Гражданской войны имущество конфисковали, монахов убили.

    Фото: Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

    — Каждый день до открытия и после закрытия монастыря, пока никого нет, здесь молимся за них и за то, чтобы это время никогда не повторилось, — рассказал нам отец Тихон.

    За 70 лет советской власти в монастыре были школа-коммуна и детский дом, с 1946 года — Дом отдыха учителей, а в 1992 г. он упоминается как пионерский лагерь «Красноярский».

    К моменту возвращения его церкви, к апрелю 2000 года, монастырь был разрушен на 87%, на крыше главного корпуса выросли деревья. А 28 августа того же года во вновь устроенном храме главного корпуса отслужена праздничная Литургия, с пострижением первого инока (Евлогия).

    — Была проделана огромная работа, монастырь восстановили, на его территории построили храм Елены и Константина, храм Олега Брянского, уникальный храм Всецарицы, по чертежам, созданным 100 лет назад, — рассказывает отец Тихон. – Есть архиерейский дом, культурно-исторический центр « Успенский » с кинозалом, кружками, библиотекой для мирских мероприятий. Совсем недавно расселили жилой дом рядом с монастырем, он был построен в 1879 году, это был архиерейский дом, возможно, в нем будет музей. Будет и гостиница для паломников, чтобы они приезжали не на один день, а могли помолиться, покушать, отдохнуть без спешки.

    Фото: Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

    Сейчас у монастыря нет подсобного хозяйства, огорода, мы живем на пожертвования. И наш женский монастырь угощает разносолами, у них огород есть.

    В одном здании – три храма и монастырь

    Рождение Свято-Благовещенского собора можно отнести еще к 1795 году, когда красноярцы обратились в Духовное правление с письмом-прошением построить в городе новую церковь:

    Первый камень был освящен в ноябре 1804 года, а строительство окончательно завершилось в 1817-м.

    Благовещенская церковь строилась по индивидуальному проекту, и первоначально она задумывалась двухэтажной.

    Но в честь победы в Отечественной войне 1812 года появился незапланированный третий ярус, и новый придел назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского. Кстати, это единственная в Красноярском крае трехэтажная церковь!

    В 1921 году Благовещенский храм отдали под склад меховой пушнины, а в 1988 году вернули церкви.

    Монастыря здесь никогда не было, его решили открыть в 1995 году.

    Сейчас в здании три храма: на первом этаже – Благовещенский, на втором — Иоанна Богослова, на третьем – Александра Невского, и при них – женский монастырь.

    Как приходят в монастырь?

    Монахов на весь большой Красноярский край всего несколько десятков. Никто не агитирует, не принуждает, наоборот, отговаривают, проверяют и долго ждут. Здесь главное — не количество, а полностью осознанный выбор. Времена, когда в монастырях принимали абсолютно всех, прошли. Как это происходит сейчас, рассказал отец Тихон:

    — Когда к нам приходят люди и хотят жить в монастыре, мы обязаны спросить паспорт, сообщить в правоохранительные органы, чтобы к нам не попал преступник. Если человек чист перед законом, он становится послушником, а у нас трудно. Распорядок строже, чем в армии, я был в армии, здесь строже. Подъем в 6 утра, отбой в 23 часа, свободного времени очень мало. В город мы почти не выходим, а зачем? Только в больницу. До 35 лет в монахи никто постригать не будет, нужно, чтобы человек справился со всеми соблазнами мирской жизни. Бывали случаи, когда послушники, уже став монахами, вдруг видят мир, и плоть человеческая побеждает веру. Они женятся, но венчать их нельзя, они предали бога, это очень серьезно.

    Фото: Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

    Та же ситуация и в женском монастыре. Их не торопят, наоборот, отговаривают, чтобы женщины полностью и добровольно осознали свой выбор. Женатых и замужних не принимают, их место в миру, пока не выросли дети.

    Есть среди красноярских монахинь и бывшие врачи, и бывшие журналисты. За порогом обители остались выросшие дети и растущие внуки, а у их мам и бабушек наступил новый период в жизни, на этот раз посвященный Богу.

    Монастыри Красноярского края

    Свято-Успенский мужской монастырь

    Благовещенский женский монастырь

    Курагинский Вознесенский женский монастырь

    Иверский женский монастырь Енисейска

    Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь

    Свято-Троицкий Туруханский монастырь

    Расписание богослужений в Успенском мужском монастыре

    Монастырь открыт ежедневно с 8.00 до 19.00.

    Божественная Литургия в 8.00, в воскресные и праздничные дни в 9.00.

    Вечернее богослужение в 17.00

    Исповедь в 8.00, в воскресные и праздничные дни в 8.30.

    Расписание богослужений в Благовещенском женском монастыре

    Божественная Литургия – в 8.30, в воскресенье совершается ранняя и поздняя Божественная Литургия – в 6.30 и в 8.30

    Вечернее богослужение – в 17.00

    Таинство Исповеди – в 8.30

    Проект «Время веры» выходит при грантовой поддержке международного конкурса «Православная инициатива».

    Еще больше материалов по теме: ««Время веры». Экскурсии»

    Свято-Успенский монастырь (Красноярск)

    Свя́то-Успе́нский монасты́рь — мужской монастырь Красноярской епархии Русской православной церкви, расположенный в посёлке Удачном города Красноярска на берегу реки Енисея.

    Монастырь
    Успенский монастырь
    55°58′45″ с. ш. 92°44′23″ в. д. H G Я O L
    Страна Россия
    Местоположение Красноярск
    Конфессия православие
    Епархия Красноярская
    Тип мужской
    Дата основания 1879
    Основные даты
    1879 — основание
    1921 — закрытие
    2000 — открытие
    Наместник игумен Иннокентий (Нилов)
    Статус ОКН № 2430029000 № 2430029000
    Состояние действует
    Медиафайлы на Викискладе

    Содержание

    Предпосылками для создания монастыря было стремление укрепить позиции Церкви в противовес влиянию ссыльных раскольников и революционеров.

    В декабре 1873 года епископ Антоний (Николаевский) обратился к городскому голове П. И. Кузнецову с предложением о покупке территории для устройства иноческой обители. После рассмотрения вопроса городской Думой Владыка получил постановление об отдаче земель под устройство монастыря.

    С марта 1874 по ноябрь 1875 года специально созданный строительный комитет собрал 21320 рублей в поддержку строительства. На эти средства была проложена дорога к будущему монастырю, построены главный деревянный дом с церковью, кельями и деревянный флигель.

    15 мая 1879 года состоялось торжественное открытие монастыря.

    В 1886 году монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 года в главном корпусе обители находилось иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни.

    В 1888 году на Енисее произошло сильное наводнение и монастырь потерял деревянный флигель, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 году из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 рублей, а монастырь — 1 000 бревен. Вскоре дорога была построена.

    К 1890 году в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомолец-послушник.

    С приходом большевиков начался процесс конфискации монастырских земель, который был прерван в 1918 году Гражданской войной и установлением власти Временного Сибирского Правительства. Хозяйство обители оказывается в ужасном состоянии. Епископ Назарий по этому поводу отмечал: «…хозяйство монастырей ведется без всякого контроля и зависит от произвола наместников. В Знаменском скиту игумен Серапион распродал весь запас рыбы, продал без нужды и не во время часть скота, не запас в прошлом году должного количества корма. Бывшие наместники Успенского монастыря отказались от аренды земли, лежащей вблизи монастыря и так ему необходимой». Тем не менее, в сентябре того же года при монастыре устраивается детский приют для детей отправившихся на войну солдат.

    В 1919 году по причине малочисленности насельников Успенского монастыря и Знаменского скита было принято решение о слиянии обителей.

    В 1920 году с окончательным установлением в регионе советской власти была объявлена национализация церковного имущества, в том числе монастырских земель. Постройки Знаменского скита были переданы детскому дому, на землях Успенского монастыря была образована школа-коммуна. Также в его зданиях размещались сыпно-тифозный госпиталь, затем госпиталь для выздоравливающих. Постановлением президиума Енгубисполкома от 28 июня 1921 года монастырская церковь была закрыта, а монахи выселены. Их дальнейшая судьба неизвестна.

    С 1946 года в корпусах монастыря разместился дом отдыха «Красноярский».

    Восстановление

    В 1992 году под руководством епископа Антония (Черемисова) разворачивается деятельность по возвращению Церкви разрушенного монастыря. Казаки во главе с Атаманом 3-го отдела В. П. Мастьяновым в письме к Главе администрации Красноярского края, по благословению Владыки Антония, «убедительно просят передать …разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в п. Удачный и принадлежащую ему землю площадью 12 га, с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». В ответ на это Комитет по делам культуры и искусства 5 января 1993 года рассматривает возможность передачи монастыря Епархии, для чего советует провести переговоры с объединением «Красноярсккурорт» и Крайсовпрофом, на балансе которых находился в то время монастырский комплекс. Однако реальная возможность передачи монастыря появилась в 1998 году при участии генерал-губернатора края А. И. Лебедя, который положительно ответил на предложение владыки Антония.

    В апреле 2000 года был подписан акт приема-передачи, по которому были приняты полуразрушенные стены (общий износ главного здания составил 87 %).

    На данный момент в монастыре подвизается 11 монахов.

    Помимо храма Успения Пресвятой Богородицы, на территории монастыря находятся два небольших деревянных храма, пожертвованные православными христианами. Один из них освящен в честь святого преподобного благоверного князя Олега Брянского, другой — святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены, в которых богослужения совершаются в летнее время и в престольные праздники этих храмов.

    Развитие в наши дни

    В 2011 году началось строительство каменного храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» по изначальному проекту известного красноярского архитектора Леонида Чернышёва (1875—1932), разработанному в 1914 году. 7 декабря 2015 года произошло освящение церкви. Отмечается, что возведение производилось на частные пожертвования. Монастырь предполагается развивать не только как духовный, но и как культурно-исторический центр.

    В главном храме Успения Божией Матери находятся иконы с частицами мощей святых, а также ковчег с мощами святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и ковчег с мощами святых сщмч. Гермогена, еп. Тобольского, свт. Иннокентия, еп. Иркутского, свт. Феодосия, еп. Черниговского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, прп. Лаврентия Черниговского, прав. Феодора Ушакова, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, которые выносятся на поклонение верующим за всенощным бдением.

    В роще на территории монастыря находится поклонный крест, посвященный памяти братии монастыря, убитой в 1920-е годы. Здесь постоянно совершаются панихиды и проходят крестные ходы.

    Ссылка на основную публикацию