Свято троицкий серафимо дивеевский женский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь

Содержание:

Серафимо-Дивеевский монастырь (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь, в обиходе — Дивеевский монастырь) — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными православными церквями как четвёртый «земной Удел Пресвятой Богородицы».

История возникновения Серафимо-Дивеевского монастыря

Серафимо-Дивеевский монастырь своим образованием обязан богатой дворянке Агафье Семеновне Белокопытовой. Овдовев, Агафья решила уйти в монастырь, выбрав Фроловскую обитель и приняла там постриг с именем Александра.

Как-то ей явилась Пресвятая Богородица, которая молвила идти ей на север России и в указанноми месте, служить Богородице до скончание дней своих. Александра так и поступила, двинулась в путь и дойдя до села Дивеево остановилась на отдых. Место это понравилось ей, берег речки был высок и с возвышенности открывался живописный вид на окружающую местность. Мать Александра присела у стены небольшой деревянной церкви. Усталая, она уснула и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь и услышала от нее следующее:

«Вот то самое место, которое я повелела тебе искать, живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих».

Александра распродала все свои имения, на вырученные деньги на месте явления ей Божией Матери возвела каменную Казанскую церковь.

Матушка Александра была человеком великолепно образованным, досконально изучившим все уставы, и к ней постоянно стекались люди за советом, судом и молитвенной поддержкой. Местная помещица Жданова пожертвовала матушке свои земли рядом с церковью, на ней возвели келий, в которых и поселились Александра и послушницы. Сестры стали шить свитки и вязать чулки для Саровской обители, а монастырь, в свою очередь, снабжал маленькую общину всем необходимым.

Вскоре мать Александра обратила внимание на подвижника Серафима, тот жил уединившись в Саровских лесах в непрестанной молитве, стоя на коленях на двух камнях. Всех приходящих к нему Серафим приветствовал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!»

После смерти матушки Александры Серафим Саровский стал заботиться о ее сестрах, он устроил для дивеевских сестер новую мельницу и велел обнести мельничную территорию канавкой и валом. Так образовалась Мельничная община, переросшая вскоре в Серафимо-Дивеевский монастырь, которому суждено будет стать четвертым уделом Пресвятой Богородицы на Земле.

Ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря

При игуменье Марии (Ушаковой) Серафимо-Дивеевская обитель стала такой, какой мы видим ее сегодня. С 1862 по 1904 год в монастыре появились предсказанные Серафимом Саровским постройки — Свято-Троицкий собор, игуменский корпус с храмом Марии Магдалины, трапезный храм, посвященный Александру Невскому, колокольня, а также десятки служебных корпусов и келейных зданий. Ансамбль Серафимо-Дивеевского . . .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Дивеевский монастырь история

Сам Дивеевский монастырь был, как мы сейчас бы сказали, самоокупаемым. Он получал доход от множества мастерских: девушки владели всевозможными техниками вышивки, умели делать литографии, писали иконы, занимались фотографией. В обители были свои портные, ткачихи, швеи. Кроме того, сестры возделывали огромный сад и огород, содержали житницы, водокачку, иконную и бакалейную лавки. Отдельные корпуса были отведены под богадельню, стоматологический кабинет, приют для девочек-сирот и престарелых сестер.

В начале XX века нижегородский епископ Иоанникий так охарактеризовал обитель: «Это не монастырь, а целая область, раскинувшаяся на три версты!» Пожалуй, сказано очень метко!

Дивеевский монастырь после революции

После бурных событий октября 1917 года монастырь лишился всех своих владений — земли, хутора, угодья были изъяты. Женский монастырь превратился в трудовую артель, однако все дивеевские храмы, в том числе Троицкий собор, оставались действующими. Так продолжалось до 1927 года, когда обитель окончательно упразднили, а в соборе устроили сначала зернохранилище, а затем склад стройматериалов.

Троицкий собор вернули церковной общине в октябре 1989 года. А через несколько месяцев, уже весной, на нем установили крест. Присутствовавшие при этом событии верующие потом вспоминали, что в небе тогда неожиданно появилась радуга. Вскоре состоялось освящение главного придела, и в соборе возобновились богослужения.

А летом 1991 года произошло еще одно знаменательное событие — в обитель торжественно привезли обретенные незадолго до этого мощи преподобного Серафима Саровского и установили раку, конечно же, именно в Троицком храме.

Святая Канавка Дивеевского монастыря

Одной из главных святынь Дивеевского монастыря, выделяющей его среди прочих, является Святая Канавка.

История Святой Канавки начинается с 1829 года, когда пришло известие о выделении Серафиму трех десятин земли, он распорядился в первую очередь обойти ее, вбивая колышки и укладывая между ними камушки — ведь по весне колышки могло смыть талой водой, а камушки остались бы на своих местах.

По заповеди Божией Матери участок было необходимо окружить канавкой глубиной в три аршина, а из вынимаемой земли сформировать вал — тоже высотой в три аршина. На склоне для его укрепления следовало посадить кусты крыжовника.

Однако сестры почему-то медлили копать канавку. И вот ночью, в канун праздника Троицы — 2 июня 1829 года, — как гласит летопись, преподобный духом перенесся в Дивеево, и одна из монахинь вдруг увидела, что батюшка лично стоит и копает. Она бросилась рассказывать об увиденном остальным, те побежали к канавке и бросились в ноги батюшке Серафиму. А когда поднялись — никого не увидели. На земле лежали только мотыжка и лопата. А канавка с аршин уже была прокопана. Тут уж и сестры взялись за дело. Работа кипела три года, даже в лютые зимы монашки рубили мерзлую землю.

Когда закончили рыть Канавку, преподобный Серафим Саровский скончался, оставив сестрам своей обители устав, данный самой Богородицей. И завещал при обходе Святой Канавки читать Архангельское приветствие «Богородице, Дево, радуйся». Произнести это правило следовало 150 раз. Кто-то успевал сделать это за один обход, кто-то — за три.

В 1842 году начали засыпать Святую Канавку всевозможным мусором. Навели через нее мосты, что батюшка Серафим категорически запрещал делать. В середине XIX века по Святой Канавке уже разъезжали в экипажах. Говорят, однажды, не выдержав такого надругательства, одна из сестер воскликнула: «Канавка, Канавка, возопий за нас до Неба!»

Лишь к середине 1860-х годов, когда Дивеевской игуменьей стала Мария (Ушакова), Святую Канавку начали приводить в порядок. Первым делом снесли все мосты и переходы, затем вывезли мусор. Посыпали желтым песком дорожку на валу. И взяли за правило каждый день ходить там с молитвой.

После революции Святую Канавку Дивеевского монастыря частично засыпали, вал сровняли. После войны того хуже — через Канавку проложили различные коммуникации, а в южной ее части устроили канализацию. В 1991 году, когда в России началось возрождение духовной и религиозной жизни, о Канавке напоминали только тополя, посаженные вдоль нее.

Всерьез заняться приведением в порядок Святой Канавки удалось только в последних числах августа 1997 года. Работы начались сразу же после торжественного молебна.

Теперь, в веке XXI, все невзгоды, выпавшие на долю обители, кажется, остались позади. И каждый день вдоль Святой Канавки снова проходят десятки верующих, перебирая четки и молясь Пресвятой Богородице.

2 часть: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

(10 июня) 2 часть: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Мы приехали в Дивеево. Прежде всего, наш автобус проехал по улице Гагарина к дому № 27. Это место нам велели запомнить. Это была наша частная гостиница в 2х этажном доме.

Комнат в доме много, так, что вся наша группа в 47 человек разместилась по разным комнатам. Нам досталась небольшая комната на 3х человек. Мы с удовольствием оставили наши скромные вещи, умылись во дворе и сразу поехали к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю. Этот монастырь является одним из главных духовных центров страны. Проходим на территорию монастыря, и нашему взору открылся Архитектурный ансамбль – главный собор во имя Святой Троицы. Он зелёного цвета.

Слева располагался собор Преображения Господня белого цвета. Этот белоснежный храм сверкал на солнце золотыми куполами.

Справа стоял храм во имя иконы Божией Матери Казанской. Мы же отправились в Троицкий собор, где уже шла служба. Народу в храме много. Наши паломники рассеялись среди толпы верующих людей. Сюда приезжают помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются.

На территории монастыря высится Колокольня, которая состоит из пяти ярусов.

Наша группа паломников рассеялась среди многочисленных верующих. Экскурсия по территории женского монастыря у нас должна состояться около 16 часов дня. Территорию украшают зелёные газоны и цветы.

Нам было предложено пока сходить в трапезную и пообедать. Трапезная находилась под открытым небом. Стояла огромная очередь, и наша группа присоединилась в ожидании обеда. Народ здесь дружелюбный и спокойный. А вот и мы уже подошли к раздаче еды. Здесь нам предложили гороховый суп, и чай. Взяв свои порции, находим свободные места среди обедающих людей, сидящих за длинными столами.

Время уже полдень. Погода стоит очень жаркая. Так, что горячий чай мы уже не можем пить. После трапезы наша группа собирается, нам сказано взять с собой для купания сорочки и бутылочки для воды, и мы отъезжаем на автобусе на источник Серафима Саровского.


Ехать не далеко. Автобус останавливается на стоянке, а мы отправляемся пешком до родника. И вот нашему взору открывается чудесный вид: зелёное озеро, на берегу которого небольшие теремки с зелёными крышами.

Здесь можно надеть сорочку, и спуститься по ступенькам к воде. Паломников, желающих искупаться в святых источниках очень много. Нам повезло. Мы с подругой остались на этом берегу. Быстро переодевшись в ближайшей кабинке, идём босиком по глинистой дорожке к воде. Немного страшно, оттого, что вода ключевая и очень холодная.

Теперь очередь за мной. Перекрестив себя, я осторожно спускаюсь по скользким ступенькам. И вот эта чудесная обжигающая прохладой вода. Испытываешь такой шок, что забываешь обо всём на свете. На губах только слова молитвы. С головой окунаюсь трижды. На берег мне помогают выбраться другие женщины. Я чувствую себя такой, словно заново родилась. Здесь у источника купаются все, и старушки, и дети. На всех нисходит благодать.

После купания у нас ещё много времени, и мы гуляем по берегу, любуясь красотой этих мест. Родник существует с незапамятных времен. Серафим Саровский, будучи отшельником, нашел его в конце 18 века, и не раз пил родниковую воду. Мы тоже набрали этой вкусной освежающей воды в свои бутылочки. На улице стоит жара + 36 C. На автобусе вновь возвращаемся в Дивеево. В 16 часов у нас состоялась экскурсия по территории монастыря.

Возрождение монастыря началось в 1991 году. В этом же году святые мощи Серафима Саровского были перенесены в Дивеевскую обитель. Рака со святыми мощами хранится в Троицком соборе. Видим необычную деревянную часовенку.

После экскурсии мы вчетвером решили добраться до гостиницы своим ходом. По ошибке прошли лишнее расстояние по улицам посёлка. Еле добравшись до гостиницы, мы просто протянули ноги на постели. Не было сил идти ещё на вечернюю службу в 18 часов. Немного отдохнув, снова отправились пешком в Троицкий храм, что находился примерно на расстоянии 1-1,5 км. Теперь спешим на вечернюю трапезу. После трапезы можно отправиться на святую канавку. По преданию, говорят, что здесь Божия Матерь каждые сутки обходит святую обитель. Святая канавка — это насыпная дорожка, которая тянется по периметру вокруг женского монастыря. Ещё говорят, кто успеет пройти и прочитать 150 раз молитву о Богородице, тому будет благодать. Мы тоже решили попробовать с молитвой и с чётками пройти этот святой путь. Времени на это ушло примерно с полчаса. Паломники, не спеша, идут друг за другом, читая медленно молитву «Богородица Дево радуйся»…Я сделала снимки, и удивилась этим цифровым кадрам. Словно от каждого идёт своя мощная энергетика, особенно у батюшки с седыми волосами.

Погода начала портиться. Подул сильный ветер. На горизонте сверкали молнии.

Рядом с канавкой можно было набрать святой землицы. Погода совсем уже пугала нас, и мы поспешили пешком до своей гостиницы. Только успели дойти, как пошел дождь. Нам только и оставалось, что ложиться отдыхать. День казался таким насыщенным и длинным.

Свято троицкий серафимо дивеевский женский монастырь

Монастырь основан во второй половине XVIII века преподобной Александрой Дивеевской (Агафьей Семеновной Мельгуновой), поселившейся около 1760 года в деревне недалеко от Дивеева.

Ее усердием в 1773-1780 годах в Дивееве была сооружена каменная Казанская церковь, при которой была устроена Казанская женская община, существовавшая под духовным руководством старцев близлежащей Саровской пустыни.

9/22 декабря 1826 года по благословению праподобного Серафима Саровского рядом с Казанской была устроена Мельничная община. В 1842 году, через девять лет после преставления преподобного Серафима, они были объединены в Серафимо-Дивеевскую общину.

В январе 1861 года указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904). За годы управления игумении Марии обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер.

19 июля / 1 августа 1903 года в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых преподобного Серафима Саровского. 20 июля / 2 августа Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами царской фамилии.

После смерти игумении Марии в 1904 году в игумени была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская), ставшая последней настоятельницей перед закрытием обители.

После революции в 1919 года монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие.

В сентябре 1927 года монастырь был закрыт, в 1937 году была закрыта Казанская церковь. В годы советской власти многие монастырские здания и святыни были разрушены.

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 года, была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 года был вновь освящен Троицкий собор.

Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 году — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 года в Дивеевском монастыре встречали мощи преподобного Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.

17 ноября 1991 году митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Свято-Троицкий собор построен в 1848-1875 годах. Центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения.

Спасо-Преображенский собор построен в 1907-1916 годах. Не был освящен из-за революции. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. В соборе четыре придела: Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, Всех святых, иконы Божией Матери «Тихвинской» и Новомучеников Российских.

Казанский собор построен в 1773-1780 годах. После закрытия монастыря в нем долгое время был склад. Освящение главного престола состоялось 31 июля 2004 г. Приделы св. Стефана, свт. Николая, прп. и блж. Жен Дивеевских, свщмч. Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских.

Церковь Рождества Христова построена в 1827-1829 годах. Однопрестольная церковь, пристроена с запада к приходской Казанской по указанию Серафима Саровского. Повторное освящение в 1992 году.

Церковь Рождества Богородицы построена в 1829-1830 годах. Однопрестольная церковь, устроена по указанию Серафима Саровского под Христорождественской церковью. Повторное освящение в 1993 году. В 2000 в церкви устроены усыпальницы мощей преподобных Александры, Елены и Марфы Дивеевских.

Домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса (построена в 1902 г.). Освящена повторно в 2006 году.

Трапезный храм святого благоверного князя Александра Невского (построен в 1895 г.). Повторное освящение состоялось в 2000 году.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы построен в 2012 году, отделка до 2015 года.

Однопрестольная Скорбященская домовая церковь при монастырской богадельне построена в 1861-1883 годах.

Тихвинская церковь построена в 1842-1847 годах на месте Мельничной общины внутри Святой Канавки. Приделы: Михайло-Архангельский и Всехсвятский, в 1850 в нижнем этаже устроен придел иконы Богоматери «Утоли Моя Печали». В 1927 закрыта, в здании устроена паровая мельница, в конце 1920-х церковь сгорела.

Домовая церковь Иконы Божией Матери Целительница при монастырской больнице, устроенной в здании бывшей школы, построенной в советское время на закрытом монастырском кладбище. После передачи здания монастырю в 2004 году, северная пристройка была перестроена для устройства в ней больничной церкви.

Домовая церковь Марии Магдалины в старом игуменском корпусе монастыря.

Деревянная однопрестольная кладбищенская церковь Преображения Господня построена в 1855 году тщаянием монахини Дорофеей Каменской. В церкви использовался алтарь, принесенный из дальней пустыньки Серафима Саровского. В советское время закрыта, снесена. Старое кладбище упразднено, на его территории построено здание школы.

Часовня при старой водокачке на источнике построена в 1890 году из кирпича.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня, Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного!

История монастыря

Начало Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю было положено в середине XVIII века. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё благословение основать новую обитель.

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась странствовать по России. Путь её лежал в 1760 году к одной из знаменитых русских обителей — Саровскому монастырю. По совету саровских старцев мать Александра поселилась вблизи Дивеева в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери она продала все свои имения и окончательно переселилась в Дивеево. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь. В 1773-1780 годах её усердием была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Как и всё в Дивееве, первая церковь новой обители была построена матушкой Александрой по благословению Царицы Небесной.

В конце жизни матушка Александра стала устраивать общину, чтобы исполнить указание Божией Матери. В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала ей 1300 кв. сажен (полдесятины) своей усадебной земли. Преподобная Александра построила на этой земле три кельи с общей оградой. Одну заняла сама, в другой пригласила жить трёх послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась один раз в сутки с саровской трапезы. Сестры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах.

В 1789 году матушка заболела и по её желанию была пострижена в схиму. Через несколько дней её навестили Саровский строитель иеромонах Пахомий с казначеем иеромонахом Исаией и иеродиаконом Серафимом, бывшие в Дивееве проездом. Получив извещение от Господа о скорой кончине, она умоляла отцов-подвижников позаботиться об обители, обетованной ей Царицей Небесной. Ссылаясь на свой преклонный возраст, строитель Пахомий указал ей на молодого иеродиакона Серафима, известного своей духовностью. Матушка Александра просила отца Серафима заботиться об обители, как Сама Царица Небесная изволит его на то наставить.

Преподобная Александра отошла ко Господу 13/26 июня 1789 года, оставив сестер на попечение старцев Саровской обители. В день её похорон шёл такой проливной дождь, что ни на ком не осталось сухой нитки, но отец Серафим по своему целомудрию не согласился даже обедать в обители и тотчас после погребения ушёл пешком в Саров. С тех пор он никогда более в Дивеевской обители не бывал.

В 1793 году отец Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после кончины старца Пахомия, который передал отцу Серафиму заботу о Дивеевской обители, подвижник удалился в Саровский лес.

К 1825 году Казанская община, основанная матушкой Александрой, к этому времени разрослась: число сестёр в ней достигло 50. Строгий устав, скудная пища, тяжёлые работы и ежечасное молитвенное правило были не под силу многим из поступавших в обитель сестёр: принимались и девицы, и жёны, и вдовы. Преподобный Серафим просил Ксению Михайловну Кочеулову, бывшую тогда начальницей, смягчить строгость устава, но она не согласилась.

22 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном преподобному Серафиму Царицей Небесной. Новая общинка стала называться Мельничной. Сёстры должны были вести строгую жизнь и кроме духовных подвигов заниматься физическими трудами. Жизнь в Мельничной общинке походила на апостольские времена единством духа любви ко Христу, Царице Небесной и преподобному Серафиму, взаимной любовью между сестрами. Всё было общее, хотя жили бедно и питались скудно.

После смерти преподобного Серафима Мельничная девичья обитель самостоятельно просуществовала всего десять лет. В 1862 году община была возведена в монастырь и игуменьей была назначена Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).

За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) с 1862 по 1904 годы обитель в основном приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранившийся до наших дней. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (освящён в 1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (завершена в 1902 г.), а также около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом.

Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был очень большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающая ей весь монастырь и две бани. У главных ворот монастыря были устроены иконная и бакалейная лавки и караулка.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы, как для дворян, так и для простого народа, конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом. При монастыре было три штатных священника и один диакон. К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь.

После кончины игумении Марии в 1904 году по её указанию сёстрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия. В 1917 году в монастыре проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы, а численность населения села Дивеево была всего 520 человек. В 1919 году монастырь был преобразован в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Все земли, хозяйства, хутора — всё было изъято. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк.

Несмотря на трудности, обитель до закрытия в 1927 году была крупным паломническим центром и принимала тысячи людей, тянувшихся в эти тяжелые годы к святыням Дивеева.

В 1927 году на праздник Рождества Богородицы обитель была упразднена. Большинство сестёр рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Монастырь оказался за стенами обители.

Игумения Александра с близкими сёстрами поселилась в Муроме. Там она сохранила часть дивеевских святынь, которые потом передала своей келейнице монахине Марии (Бариновой), а та, в свою очередь, — протоиерею Виктору Шиповальникову, который вовратил многие святыни возрожденному монастырю в 1999 году.

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сёстры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия, в 1937 году, ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сёстры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущёвские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.

Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 г. был вновь освящён Троицкий собор.

21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. 17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно, при большом стечении народа посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор с великой, неоценимой святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В 2000 году состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой), которые явились новыми помощницами всем прибегающим к ним с молитвами о себе и ближних.

Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные всеми православными христианами соответственно в 2003 и 2004 годах. В Дивеевской обители были проведены грандиозные работы по реставрации соборов и зданий, восстановлению Святой Канавки, перепланировке монастырской территории, а также благоустройству гостиниц и трапезных для приёма многочисленных гостей.

В 2004 году состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии.

Сегодня в Серафимо-Дивеевском монастыре подвизаются более 400 сестёр.

Храмы монастыря

  • Троицкий собор
  • Спасо-Преображенский собор
  • Казанская церковь
  • Домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в восточной части игуменского корпуса
  • Трапезный храм во имя святого Александра Невского
  • Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Скиты монастыря

Обитель насчитывает более двух десятков скитов. Из них: Покровский скит в селе Канерга, Кутузовский скит, Никольский скит в селе Автодеево, Понетаевский скит, Свято-Троицкий Белбажский монастырь в Ковернинском районе и другие.

Святыни монастыря

  • Святая Канавка Царицы Небесной
  • Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
  • Святые мощи преподобного Серафима Саровского
  • Вещи преподобного Серафима Саровского
  • Святые мощи преподобных жён Дивеевских Александры, Марфы и Елены
  • Святые мощи блаженных жён Дивеевских Пелагии, Параскевы и Марии
  • Святые мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой)

Социальное служение

Для паломников, прибывающих в монастырь, организовано двухразовое бесплатное питание и проживание в монастырских гостиницах в Дивееве или в скитах — Никольском, Знаменском, Покровском.

Монастырь оказывает помощь малообеспеченным жителям села Дивеево и неимущим паломникам — продуктами, вещами, а также материальную (для приобретения дров, одежды, на оплату лекарств и лечения), бесплатную медицинскую помощь постоянным и временным трудникам монастыря и паломникам. При необходимости монастырь обеспечивает питанием заключенным в следственном изоляторе Дивеевского РОВД. Кроме того, монастырь отправляет посылки, бандероли и заказные письма в места заключения и неимущим с духовной литературой, дивеевскими сувенирами, средствами личной гигиены и канцтоварами. По просьбе заключённых такие же посылки отправляются для их родных.

Обитель духовно окормляет воинские части и соединения, расположенные вблизи монастыря — Сатисскую бригаду МЧС, Саровскую дивизию внутренних войск МВД РФ, Арзамасский гарнизон. Сёстры монастыря оказывают попечение медицинским учреждениям, детским домам и интернатам, в том числе находящимся далеко за пределами Нижегородской области.

Просветительская деятельность

Монастырь занимается широкой просветительской деятельностью. Ежегодно Дивеевскую обитель посещает несколько сот тысяч паломников. Для них организуются экскурсии по монастырю.

В 1996 году при монастыре создана православная школа:

  • НОУ «Дивеевская общеобразовательная монастырская православная средняя школа»
  • 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, ул. Полевая, дом 15
  • Телефон: (83134) 4-25-99
  • Директор: инокиня Наталья (Лялюшко)

Совместно с Саровским благочинием работает воскресный лекторий для жителей села Дивеево и паломников.

В 2010 году был создан информационный центр с библиотекой для жителей села Дивеево и паломников.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Женский Дивеевский монастырь. Дивеево. Россия.

Среда, 23 Апреля 2014 г. 22:18 + в цитатник

Россия. Дивеево. Женский Дивеевский монастырь.

.

Недалеко от Арзамаса находится знаменитый женский Дивеевский монастырь (один из крупных в России — в начале века здесь было около тысячи монахинь). Это центр православного благовестия. Окружает его славящаяся чудесами Канавка Божьей Матери – невидимая граница монастыря.

Считается, что игуменьей здесь является сама Царица Небесная, и каждые сутки она обходит по Канавке монастырь. По преданию, Божья Матерь взяла эту территорию себе в четвертый удел (первые три ее удела находятся в Иверии, Киеве и Афоне), и никогда сюда не ступит нога Антихриста.

Спасо-Преображенский собор монастыря.

Преображенский собор был заложен в 1907 году. В годы советской власти в нем был гараж, затем тир. В 1991 собор был передан возрожденному монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. В соборе покоятся мощи дивеевских святых.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Альпинарий.


Свято-Троицкий Серафимо- Дивеевский женский монастырь основан около 1780 г. В 1927 году закрыт, возобновлен в 1991 г. Святыни: мощи прп. Серафима Саровского, прп. жен Дивеевских. В обители около 400 насельниц. Почитается как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы.

Троицкий собор был построен в 1848-1865 годах. Первоначально предполагалось назвать собор в честь иконы Божьей матери «Умиление». Но при воздвижении Креста в 1874 году в небе над собором вились три голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги. Это было изволение Божие, и собор назвали во славу Живоначальной и Животворящей Троицы.
В соборе пребывают святые мощи Серафима Саровского. а также некоторые его вещи: нательный железный крест, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и епитрахиль.

Закладка собора состоялась 5/17 июня 1848 года. Освящение собора состоялось 28 июля/9 августа 1875 года в день празднования иконе Умиление Серафимо- Дивеевской. В честь этой иконы 2/14 июня 1880 года освящён нижний южный придел. 3/15 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи.

Нижний северный придел игумения монастыря Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым в течение 28 лет, ожидая прославления батюшки Серафима Саровского. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён.

В Преображенском соборе.Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

В Троицком соборе.

Рака со святыми мощами преподобного Серафима.

30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена главная святыня Дивеевской обители – рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни.

Рака со святыми мощами преподобного Серафима.

Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года

В Серафимо-Дивеевском монастыре совершен чин погребения Божией Матери.

И считается эта канавка не только преградой на пути Антихриста, но и тропой, по которой обходит свой удел сама Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева.
Преподобный Серафим говорил, что Царица Небесная сама своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя свой удел и благословляя всех. Поэтому нужно остаться в Дивеево на ночь, чтобы получить благославение самой Царицы. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». Значит, можно сделать вывод, что более святого и чудесного места, чем эти 800 метров Канавки в Дивеево у нас нет.

В Серафимо-Дивеевском монастыре совершен чин погребения Божией Матери.

Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых русских святых.

В Троицком соборе, заложенном в 1848 году хранятся мощи Преподобного Серафима. Они были возвращены туда в 1991 году.

Серафим Саровский прозорливец с поразительной точностью предрек грядущую судьбу России: «Произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция — ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются… Будет такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут успевать принимать души… Я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима». «Когда же будет самое страшное время?» — однажды спросил преподобного один из его почитателей. «Немного позже, чем через сто лет после моей смерти», — отвечал старец Серафим Саровский».

Старинные корпуса монастыря.
Дом Галактионовых. Построен на рубеже 19-20веков. В нем проживали благотворители монастыря.
Принадлежал сестрам Галактионовым — Екатерине Ивановне и дивеевской монахине Михаиле.

Дом Долгинцевой был построен в начале ХХ века рядом с домом Галактионовых. В нем жила схимонахиня Серафима (Долгинцева), которая была духовницей дивеевских сестер, принимала их в монашеском постриге.Ее очень почитали в монастыре и называли украшением Дивеевской обители. Здесь же жил в последние годы жизни ее отец — благотворитель Серафимо-Дивеевс кого монастыря Федор Васильевич Долгинцев.
Сейчас здесь монастырские кельи и сад с теплицами.

Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского.

Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе.

В 1885 году в Дивеевском монастыре построили игуменский, или как называл его Батюшка — начальнический, корпус. В 1902 году для болевшей игумении Марии (Ушаковой) в восточной части начальнического корпуса была устроена домовая церковь, вмещавшая не более 50 человек. Храм освятили в честь небесной покровительницы игумении Марии — св. равноапостольной Марии Магдалины.


В 1903 году в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыня Императрица и особы Царствующего дома, посетившие Дивеевский монастырь после торжественного прославления прп. Серафима в Сарове. Посещение Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией воспринимается как исключительно важное событие в истории монастыря. В память о нем в обновленной церкви в иконостасе помещена икона Царственных мучеников.

Серафимо-дивеевский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь удивил меня количеством преданий и легенд о чудесах, связанных с ним.

Где находится Дивеевский монастырь?

В с. Дивеево Нижегородской области и расположился этот удивительный монастырь, и поскольку деревня эта небольшая, никакого специального адреса у монастыря нету.

  • В урочище Ездаково расположился Архангельский скит;
  • В Пушкарке – Иоанно-Богословский;
  • Троицкий скит расположился в одноименном поселке;
  • В Кутузовке – Кутозовский скит;
  • В д. Солнечная поляна – Ломовский скит;
  • Серафимовский скит находится в Новостройке.
  • Дежурная: 8(83143)42886;
  • Паломнический центр: +7(243)43445, 30015.

Также вы можете воспользоваться факсом: +7(243)42690.

Как лучше добираться до монастыря

Если вы хотите побывать в Дивеево и его прославленном монастыре, но не знаете, как доехать сюда из Москвы – не волнуйтесь, дорога довольно простая.
Сначала вам нужно добраться до Нижнего Новгорода, Мухтолово либо ж/д станций Армазас-1, 2. Это вы можете сделать на поезде либо на автобусе. Потом вы быстро доберетесь до с. Дивеево на автобусе.
Также можно доехать и на личном транспорте, воспользовавшись одним из маршрутов:

  • От Москвы через а/д Волга до Горьковского шоссе, далее по трассам Е22 и М7 до Дивеево (этот путь быстрее);
  • От Москвы по трассе Р75 до Дивеево.

Режим работы монастыря

  • Соборы монастыря открыты ежедневно с 8:00 до 16:00 (летом на час дольше).
  • Паломнический центр имеет более длительный рабочий день – сюда вы можете обратиться с 8:00 до 21:00 ежедневно.
  • Именно в паломническом центре можно заказать экскурсию по монастырской территории.

Расписание служб в Дивеевском монастыре

Богослужения в Дивеевском монастыре Серафима Саровского проводятся ежедневно в Троицком соборе:

  • В 7:00 начинается молитва и Акафист преп. Серафиму;
  • В 7:45 проводится общая исповедь;
  • В 8:00 начинается Литургия.
  • В субботу богослужения начинаются раньше: в 5:15 происходит общая исповедь, и уже в 5:30 звучит Ранняя Литургия.
  • Также по субботам в 8:00 в Преображенском соборе проводится Поздняя Литургия.

В воскресенье расписание также отличается от будничного:

  • В 5:30 в Преображенском соборе начинается Ранняя Литургия;
  • В 8:00 в стенах Троицкого собора звучит Параклис;
  • В 9:00 здесь же читается Поздняя Литургия;
  • В 16:00 (летом в 17:00) проводится вечернее богослужение – также в Троицком соборе.

Где остановиться рядом с монастырем?

  1. Село Дивеево, хоть и маленькое, но имеет вполне развитую инфраструктуру – здесь вы найдете много удобных гостиниц, где сможете остановиться на ночлег рядом с монастырем. Стоимость такого ночлега может составить от 600 рублей/чел.
  2. Также вы можете попытать счастья и в частном секторе – тут стоимость будет зависеть от вашего умения договориться.
  3. На территории монастыря действует Дом Паломника и отдельная гостиница для священников.
    Если у вас возникнут сложности с поселением – обратитесь за помощью в Паломнический центр, возможно, у них найдется подходящий для вас вариант.

История создания Дивеевского монастыря

  1. Считается, что монастырь был основан где-то в 1780 году монахиней Александрой. Ей явилась Богоматерь, которая рассказала, что нужно идти на Север России и строить там монастырь. Когда монахиня дошла до Дивеево, Божья Матерь явилась ей повторно, указав на нужное место.
  2. Серафим Саровский тесно связан с историей Дивеевского монастыря. Именно по просьбе монахини Александры перед ее смертью саровские старцы указали сестрам монастыря на их будущего настоятеля – тогда еще молодого Серафима.
  3. Во времена его заботы о монастыре происходило много чудес, монастырь достраивался, открывались целебные источники, исцелялись люди. Именно ему Богородица явилась и рассказала о том, что она лично станет Игуменией монастырской Обители.
  4. Во времена Советского правления монастырь был закрыт и частично разрушен. С конца 1990 года здесь снова начали проводиться богослужения, храмы постепенно восстанавливались, монастырь возрождался.
    Игумения Сергия, которой недавно исполнилось 70 лет, ныне возглавляет Дивеевский монастырь, достойно продолжая его благородные и чистые традиции.

Достопримечательности монастыря

Конечно, в основном сюда едут не для любования архитектурой, а для молитв и уединения, но и храмы монастыря также довольно красивы.
Главное внимание привлекает к себе изящный Троицкий собор монастыря. Его строительство началось по благословению преп. Серафима Саровского, хоть и закончилось уже после смерти святого. Строительство собора сопровождалось множеством чудес, и в итоге получился просторный и очень красивый храм.
Другие храмы монастыря:

Святое Дивеево — под особым покровительством Царицы Небесной

Дивеево — село в Нижегородской области на берегу речки Вычкинзы, которое находится не далеко от города Арзамаса, не менее интересного православного города. На данный момент в селе Дивеево проживают около 9 тысяч жителей. Раньше на Нижегородскойй Земле мордва жила родами и старейшину звали Вычкинз, и жил этот род как раз на берегу той самой речки, где сейчас находится село. Через некоторое время рядом с мордвой «по — соседству» поселились русские люди. И речку они назвали в честь старейшины мордовского рода — Вычкинза.
Во времена похода Ивана Грозного на Казань, здешние жители оказали помощь в борьбе, и царь в благодарность назвал село в честь отважного воина Дивея и решил отдать ему во владение всю округу — отсюда и название села Дивеево.

Во второй половине 18 века Дивеево представляло небольшое село с деревянной церковью в честь Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви.

Существует четыре места на Земле, которые Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы — Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Именно в Дивеево на нижегородской святой земле располагается удивительный Свято — Троицкий Серафимо — Дивеевский женский монастырь — единственное место, куда Богородица является ежедневно. И говорят, что, когда приежаешь в святое Дивеево нужно остаться там на ночь, чтобы получить благославение самой Богородицы.

Называть монастырь в Дивеево Свято — Троицким стали совсем недавно, когда его освятили во имя Пресвятой Троицы. На протяжении долгих и трудных лет строился и облагоустраивался монстырь в Дивеево и история его создания, конечноже тесно связана с именем Святого преподобного Серафима Саровского. Строительство монастыря началось с Казанской церкви. Через некоторе время были пристроены церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы, естественно по благославению преподобного Серафима, а потом построили и Троицкий собор, который расположился в центре монастыря. День освящения храма в Дивеево совпал с праздником иконы Умиление или «Всех Радостей Радость» как называл ее отец Серафим, пред которой всегда молился и коленопреклоненно скончался — 10 августа 1880 года, но освятили его во славу живоначальной и Животворящей Троицы.

Далее в Дивеево предполагалось за Троицким собором на одной линии построить Преображенский собор, и в начале 20 века был заложен Преображенский собор, расположившийся сбоку напротив начала Святой Канавки. (как можно видеть на фотографии справа, два храма недалеко друг от друга). Собор воздвигался на большие пожертвования, в конструкции собора применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения.

Слова из летописи: «Серафимо — Дивеевский монастырь – есть необыкновенная обитель, как следствие своего основания, так и духовного роста. Первоосновательницей считается раба Божия, схимонахиня Александра, в миру – Агафья Семеновна Мельгунова, которая учредила общину, не по своей воле, но по воле и указанию самой Царицы Небесной, на месте, взятым Богородицей Себе в четвёртый удел на Земле. Старец отец Серафим засвидетельствовал эту истину тысячам народа и поэтому во многих информационных объектах cвятое Дивеево называется «четвёртым жребием Божьей матери на земле.

Троицкий собор или храм преподобного Серафима Саровского — главный храм обители в Дивево, в котором в настоящее время покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Верующие люди, как и в прошлом, получают у мощей Преподобного благодатную помощь и исцеление. В Троицком соборе хранятся некоторые вещи, принадлежащие батюшке Серафиму: мантия, нательный железный крест, епитрахиль, кожанные рукавички, башмаки, чугунок и некоторые другие вещи. В алтаре хранится котелок, из которого отец Серафим оделял посетителей сухариками.

Так же в храмах дивеевского монастыря почивают в святых мощах и другие её покровители: преподобные жёны дивеевские — Александра, Марфа, Елена; блаженные дивеевские — Пелагея, Параскева, Мария.
В истории православной церкви Серафим Саровский занимает особое место как проповедник любви и мира. Как истинный подвижник он имел дар исцеления и прозорливости. Всегда помогал и обещал после своей смерти помогать своим девицам обители в Дивеево. Только просил, чтобы они приходили к нему на могилку и рассказывали, что в обители происходит.

В Дивеево несколько источников, прославленных множеством исцелений. Это источники Казанской и Иверской икон Божией Матери, источник матушки Александры. Особенно любим паломниками источник батюшки Серафима, расположенный в в Саровском лесу, недалеко от мест, где жил и молился отец Серафим. Так же паломники могут поклониться мощам вновь прославленных святых преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Параскевы, Пелагеи, Марии.

В России, бесспорно, много замечательных монастырей, но Святая Канавка — только в Дивеево. Святая Канавка, представляет собой молитвенное духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы — ее сердце. Преподобный Серафим говорил, что Царица Небесная сама своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя свой удел и благословляя всех. Поэтому нужно остаться в Дивеево на ночь, чтобы получить благославение самой Царицы. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». Значит, можно сделать вывод, что более святого и чудесного места, чем эти 800 метров Канавки в Дивеево у нас нет.

После закрытия монастыря в Дивеево святая Канавка потерпела большие повреждения. Во многих местах ее засыпали, вал сровняли, в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации. Восстанавливать ее начали в 1997 году и сейчас она имеет очень красивый и ухоженный вид, как и заповедовал отец Серафим (можно наблюдать по фотографии справа). Очень много чудесных исцелений произошло в Дивеево, а именно в этом святом месте.

В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году — 250 летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была обновлена, а старинная Казанская церковь почти восстановлена в прежнем виде. В дни празднования и прославления преподобного Серафима Саровского в Дивеево, и в наши дни происходят чудеса. Первое случилось когда ко дню рождения Преподобного восстанавливали Казанскую церковь. Едва строители приступили к очистке стен от плесени, как вдруг увидели, что на левой стене сами собой проявляются фрески! И восстановились нижние фрагменты росписи, на которой были изображены Апостолы Петр и Иоанн.

Сейчас в селе святое Дивеево расширяется и развивается ослуживающая инфраструктура — гостиницы, магазины, такси.

Вот уже почти два столетия идут и идут в Дивеево непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного Серафима, за Царицей Небесной, по Её следам.

По материалам летописи Серафимо-Дивеевского монастыря.

Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь

Четвертый удел Богородицы

Дивеевская обитель считается одним из четырех мест на земле, которые находятся под особым покровительством Пресвятой Богородицы. История монастыря началась в 1767 году. Его основала рязанская помещица Агафья Мельгунова, принявшая постриг под именем Александра в Киево-Печерской Лавре.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Фото Владимира Ештокина

Однажды монахине Александре явилась Пресвятая Богородица, повелевшая ей найти место для нового монастыря на севере России. Поиски привели Александру в Дивеево, деревню, которая находилась недалеко от Сарова . Здесь, при Казанской церкви, монахиня основала женскую общину.

В начале своего существования в обители, помимо самой настоятельницы было всего пять монахинь. Монахиня Александра управляла общиной под руководством старца Саровского монастыря Пахомия. Он же и завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму Саровскому.

Казанская и Мельничная

Преподобный Серафим Саровский принял общину в 1789 году. С тех пор она стала его главным детищем. При этом сам он никогда лично не посещал Дивеевскую обитель. Считается, что все решения по окормлению монастыря святой старец принимал, следуя наставлениям Самой Богородицы. Так, преподобный указал основать в Дивеево, помимо Казанской, еще одну общину — Мельничную. В отличие от первой, предназначенной для вдовствующих монахинь, Мельничная была создана для девиц. Преподобный Серафим завещал монахиням новой общины «непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать и быть радостными, дабы никогда не допускать духа уныния».

“…. и Афон, и Иерусалим, и Киев”

Святая Канавка в Дивеево также появилась по велению Самой Пречистой Девы. Она повелела преподобному Серафиму Саровскому обнести общину канавою и валом, что и было сделано в последние годы жизни старца. Рыли канавку сами монахини. На это у них ушло около трех лет. Работу они закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.

О канавке преподобный Серафим Саровский сказал, что Сама Божия Матерь измерила ее Своим поясом и ежедневно проходит по ней. И “кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” — цитируют слова преподобного многочисленные источники. Ежедневно все сестры ходили по Канавке вечером, неся перед собой икону Божией Матери “Умиление”.

Забегая вперед, можно сказать, что в советские годы, после закрытия монастыря, канавку засыпали в нескольких местах, вал сровняли с землей. Но в наше время святыня восстановлена. И с 1992 года сестры монастыря вновь совершают ежедневный ход по Канавке, также как и многочисленные паломники обители.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Мельничную и Казанскую общину объединили в 1842 году, а в 1861 году преобразовали в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Верховной Игуменьей этой обители почитается Сама Богородица, а все настоятельницы — Ее наместницы. К началу 1917 года в обители было около 300 монахинь и почти полторы тысячи послушниц. Одной из святыней монастыря, помимо Святой Канавки и иконы Божией Матери “Умиление” был камень, на котором совершил свой подвиг столпничества преподобный Серафим.

Расцвет монастыря был прерван Революцией. В 1919 обитель стала трудовой артелью, а в 1927 году была полностью закрыта. Монастырь был разграблен, а камень преподобного разбили.

В 90-х годах двадцатого столетия монастырь начали восстанавливать. В 1991 году сюда перенесли мощи преподобного Серафима Саровского.

Храмы Дивеевского монастыря

Первым строением Дивеевской обители была Казанская церковь (1773-80). Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»

Казанский собор Серафимо-Дивеевского монастыря

По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год).

Троицкий собор

Самый большой собор обители построен по проекту архитектора А.И. Резанова. (Он был учеником академика К.А.Тона, и именно ему пришлось завершить строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому нельзя не заметить сходства Троицкого собора с московским храмом — вынести в отдельную статью).

Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря

Закладка первого камня собора состоялась в 1848 году, но потом строительство было отложено и началось только в 1865 году. Через десять лет состоялось его освящение во имя Живоначальной и Животворящей Троицы. Именно в этом храме хранилась одна из главных святынь монастыря – икона Божией Матери «Умиление», принадлежащая самому Серафиму Саровскому.

Изначально Троицкий собор строился как летний, в нем не предполагалось отопления, он был предназначен ля летних праздников. А в 1905 рядом с ним началось возведение еще одного храма, который должен был стать зимним собором монастыря. Его хотели освятить в честь Иконы Божией Матери “Умиление”, событие было назначено на февраль 1917 года, но революция не позволила сбыться этим планам.

Преображенский собор

Закладка собора состоялась в 1904 году. Решение о его строительстве приняла игумения Александра (Траковская), избранная после смерти игумении Марии Ушаковой. Говорят, что в то время, когда уже шло строительство храма блаженная Прасковья Ивановна , сказала: «Собор-то собор, а я усмотрела, черемуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили».

Строительство завершили в 1916, но понадобилось дополнительное время для устройства отопления, это оттянуло освящение храма, наступил 1917 год, освятить здание не успели.

Преображенский собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Освящение восстановленного здания состоялось 3 сентября 1998 года в честь Преображения Господня.

Церковь св.равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе

Домовая церковь была построена в 1902 году для игумении Марии (Ушаковой). Церковь освятили в честь небесной покровительницы игумении Марии — св. равноапостольной Марии Магдалины.

Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в Серафимо-Дивеевском монастыре

После закрытия монастыря, эта церковь, как и другие храмы собора, была подвергнута разорению. Реконструкцию здания провели в 1996 году, а в 2006 состоялось ее повторное освящение.

Церковь во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в богадельне

Больничная церковь не была отдельным зданием, а занимала часть корпуса. Именно в ней состоялась последняя служба перед закрытием монастыря — 27 сентября 1927 года.

Церковь во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в богадельне

Позже храм был разрушен, его восстановление началось в 2003, а повторное освящение состоялось в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 6 ноября 2006 года.

Колокольня

Колокольню начали строить в 1893 году. Первые колокола на ней появились в 1901. Высота строения вместе с крестом — более 70 метров.

Колокольня Серафимо-Дивееского монастыря

В годы советской власти колокольня лишилась креста и колоколов, и служила телевизионной вышкой. В настоящее время — полностью восстановлена.

Дивеевский монастырь

Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь в Дивееве

Дивеевский монастырь или Серафимо-Дивеевский монастырь или Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь — православный женский монастырь Нижегородской епархии РПЦ.

Располагается в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается верующими как четвёртый после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры земной Удел Пресвятой Богородицы.

История монастыря

Дивеевский монастырь возник во второй половине XVIII века. История его появления связана с Агафьей Семеновной Мельгуновой. Богатая рязанская помещица овдовела еще в молодости и дала обет посвятить свою жизнь Богу. В 1758 году она прибыла в Киев и приняла постриг в Киево-Флоровском монастыре. В монашестве получила имя матушка Александра.

Во время одного из ночных молитвенных бдений в Свято-Успенском монастыре Киево-Печерской Лавры, ей было видение. В этом видении Пресвятая Богородица сказала матушке Александре идти в место на севере России, в котором она и должна основать монастырь и дожить до конца своих дней.

Старцы Киево-Печерской Лавры благословили монахиню на странствия по Руси. Самым первым на пути матушки встал Саровский монастырь. Но по дороге к нему она остановилась для отдыха в селе Дивеево. В этом самом месте ей снова было видение, в котором Божья Матерь указала с. Дивеево местом благодати для закладки церкви.

В 1773 – 1774 годах матушка Александра рядом с первой в селе деревянной Стефановской церковью на собственные средства организовала постройку фундамента Казанской церкви. Освящена церковь была вначале 1780 года Пахомием строителем Саровской пустыни. Казанская церковь имела два придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

Казанская община

С самого начала Казанская каменная церковь была приходской. Но отец Серафим запрещал сестрам ее так называть, так как со временем церковь станет большим монастырским собором.

Слова Преподобного Серафима о Казанской церкви:

«Казанская церковь будет таким храмом, которому нет подобного! После светопреставления только три церкви останется: одна в Киевской Лавре, другая…., а третья Казанская».

В 1788 году матушка Александра попросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. сажен земли рядом с Казанской церковью. На этой земле Агафья Семеновна построила дом, где и поселилась вместе с четырьмя послушницами. Согласно строгому церковному Саровскому уставу общину назвали Казанской.

В 1798 году общиной опекался молодой иеродиакон Серафим. Когда вторая настоятельница Анастасия Кирилловна умерла, на место настоятельницы сестры выбрали Ксению Кочеулову. При ней сестры жили в большой строгости, а сестер в Казанской общине стало 40.

Мельничная община

Рядом с Казанской общиной была устроена Мельничная община. 9 (21) декабря 1826 года была заложена мельница. 7 июля общину заселили 8 сестер из Казанской общины. Первой наставницей общины стала дворянка Елена Васильевна Мантурова. В обустройстве Мельничной общины активно принимала участие брат Елены Васильевны, помещик Михаил Мантуров. Именно он построил в 1829 году каменный храм на честь Рождества Христова на паперти Казанской церкви.
В 1830 году в пользу общины было передано 400 кв. сажень земли от наследницы Веры Андреевны Постниковой (Баташевой).

До 1839 года община насчитывала 115 сестер.

Серафимо-Дивеевский монастырь

В 1842 году обе общины объединились в одну Серафимо-Дивеевскую, а Казанская церковь отделилась от общины. Статус монастыря общине присвоили в 1861 году. Елизавета Алексеевна Ушакова стала первой его игуменьей.

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков заложил первый камень в фундамент Троицкого собора, который строился 27 лет. Проект храма разработал архитектор А. И. Резанов. Одним из главных попечителей общины монастыря в то время был Мотовилов Н. А., который вел биографию преподобного Серафима Саровского. 28 июля (9 августа) 1875 года храм был освящен.

Строительство игуменского корпуса было завершено в 1885 году, а в 1902 году построена церковь в честь Марии Магдалины. В 1903 году церковь посетил император Николай II, где по его просьбе отслужена Божественная литургия.

В начале XX века Дивеевский монастырь стал большим центром иночества: на 1917 год в нем проживало 270 монахинь и 1474 послушницы.

Судьба моностыря после революции

В 1919 году монастырь стал трудовой артелью, а сестры продолжали соблюдать монастырский устав и прежний жизненный уклад.

21 сентября 1927 года советские власти закрыли монастырь. Некоторые обитательницы монастыря рассеялись по окружным селам, стараясь сохранить монастырские святыни. Некоторые сестры приютились в селе Елизарьево.

Игуменья монастыря Александра Траковская с частью сестер поселилась в Муроме у стен Благовещенского монастыря. В Муроме жили монахини, которых изгнали из разных монастырей, но по словам батюшки дивеевские монахини были наполнены благодатью.

В 1937 году была закрыта и сама Казанская церковь, но традиция празднования Казанской иконы сохранилась. Икону несли окрестностями и заходили в дома. Прошения об возобновление работы монастыря в 1947 и 1951 остались не рассмотренными. В 1950-х годах были разрушена верхняя часть колокольни, купол и часть трапезной Казанской церкви.
Серафима (Булгакова) дожила до восстановления монастыря. Также она сохранила и передала монастырю некоторые личные вещи Серафима Саровского и Параскевы Дивеевской.

Восстановление обители

Возвращение монастыря и его храмов верующим состоялась в октябре 1989 года. Весной 1990 года восстановлен крест, богослужения возобновились в апреле 1990 года. С 1 января 1991 года богослужения в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно.

30 июля 1991 года святые мощи преподобного Серафима Саровского прибыли в Дивеево и размещены в Троицком соборе.

Церкви и часовни монастыря

В состав монастыря входит колокольня, несколько церквей и часовен:

Где находится и как доехать, телефон, сайт

Адрес: Нижегородская область, Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь

Как доехать: Проезд из Нижнего Новгорода: Нижний Новгород — Арзамас — Дивеево. Из Москвы: Москва — Владимир — Муром — Ардатов — Дивеево.

Телефон: 8 (831-34) 4-34-45

Дивеевский монастырь на карте

GPS координаты: 55.039900, 43.246259

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (с. Дивеево,Нижегородская обл.)

31.05.2010 г.


Свято-Троицкий Серафи́мо-Диве́евский монасты́рь
— женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы.

Монастырь возник в половине XVIII века: около 1758 прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.
В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.
Казанская община
Первоначально Казанская каменная церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сестрам так её называть, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор.
В 1788 году местная помещица Жданова пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, на которой Мельгунова построила три кельи с общей оградой, где поселилась с тремя послушницами. Община называлась Казанской, жили сёстры по строгому Саровскому уставу.
В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим.
Мельничная община По благословению Серафима Саровского рядом с Казанской, была устроена Мельничная община. Закладка мельницы состоялась 9 (21) декабря 1826 года, в день зачатия праведной Анны. 7 июля 1827 года первыми насельницами стали 8 сестёр Казанской общины. А первой наставницей общины стала дворянская девица Елена Васильевна Мантурова. На средства её отца Михаила Васильевича Мантурова в 1829 году к паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова. В нижнем этаже которого располагался храм во имя Рождества Божией Матери.
Серафимо-Дивеевский монастырь
Троицкий собор (слева) и Преображенский собор (справа)
В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины.
В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елисавета Алексеевна Ушакова).
Огромный Троицкий собор сооружался с 1848 по 1875 годы по проекту архитектора А. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского.
В 1885 году завершено строительство игуменского корпуса. В 1902 году в восточной части корпуса построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Во время визита императора Николая II в 1903 году, по его просьбе в этой церкви была отслужена Божественная литургия.
К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием.
В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 года он был закрыт.
Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сел и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной.
Одной из немногих дивеевских сестер, доживших до восстановления монастыря была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской.
Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход.
С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами препеподобного Серафима, Саровского чудотворца

607320, Нижегородская область

(информация о требах)

Фотографии Вадима Бабакина.
Полная авторская версия фотоальбома «Дивеево» опубликована в рубрике «Очерки».

Ссылка на основную публикацию