Свято троицкий селенгинский мужской монастырь

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь

Монастырская ограда. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
В 1681 году по благословению Патриарха Иоакима и всего Освященного Собора Русской Православной Церкви и по решению царя Феодора Алексеевича в Забайкалье была направлена первая православная миссия, в современной литературе обыкновенно именуемая Даурской миссией. Цель миссионеров, «людей духовных… добрых и учительных», определена была Собором следующим образом: «Приехав в Дауры (то есть Забайкалье. – Прим. авт. ), в Селенгинском и в иных даурских городах и острожках иноверцев всяких вере к истинной православной христианской призывать, поучая от Божественных Писаний со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, и приводить к тому иноверцев, без тщеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления… чтобы от каких слов… иноземцев чем не отлучить, а святого дела не отвратить». Царь особо оговаривал необходимость развития противораскольнической деятельности. В то время старообрядцы, убегая из областей центральной России «в пустынь», порой опережали православное духовенство и мирян.

Примечательно, что Собор Русской Православной Церкви, а с ним и государь Феодор Алексеевич, предписывали относиться к людям, живущим на недавно включенных в состав России землях, как к своим братьям, отвергая всякую попытку насилия в деле евангельской проповеди. Возглавил Даурскую миссию, в составе которой было двенадцать человек, игумен Феодосий, один из основателей Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря, человек высокодуховной жизни. Кроме него в Забайкалье отправились иеромонах (впоследствии игумен) Макарий, иеродиакон (впоследствии архимандрит) Мисаил, иеромонах Серафим, два иеромонаха Иосифа, иеродиакон Трифиллий, монашествующие Зосима, Иона, Тихон, Филарет, Иоасаф. Первые миссионеры, призванные благовествовать жителям Забайкалья истинную православную веру, получили от государя и царицы богатые дары, среди которых, вероятно, наибольшую ценность представлял святой крест «сребропозлащенный» с частицами Животворящего древа Креста Господня и мощами многих святых. Также в дар Даурской миссии были преподнесены драгоценные ризы, богато украшенное Евангелие и многое другое. Миссионерам было велено основать на Селенге, в том месте, которое они сами сочтут удобным, монастырь во славу Живоначальной Троицы.

Свято-Никольский храм. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
11 мая 1681 года на левом берегу Селенги у речки Пьяной (прозванной так за ее извилистое течение) был основан Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Место было выбрано отнюдь не случайно: ранее здесь уже существовала православная монашеская обитель. По имеющимся сведениям, так называемый старый Свято-Троицкий монастырь был основан еще в первой половине XVII века бывшими служилыми людьми, искавшими монашеского подвига. Существовал ли этот монастырь к моменту прибытия миссии или же пришел в запустение, как полагают некоторые исследователи, – неясно; тем не менее можно с уверенностью утверждать, что Свято-Троицкий Селенгинский монастырь является старейшей православной монашеской обителью к востоку от Байкала.

Основанный по благословению самого Патриарха и являвшийся резиденцией главы Даурской духовной миссии, Свято-Троицкий монастырь на протяжении длительного времени подчинялся непосредственно митрополиту Тобольскому. В последующем, по мнению ряда историков, он не находился в ведении Иркутской епархии и оставался на особом положении, напоминавшем ставропигию (вплоть до конца XVIII века). Такое привилегированное положение обители в значительной степени объяснялось ее тесной связью с Духовной миссией в Китае, которая одновременно выполняла также и дипломатические функции.

Служение первых православных миссионеров на Забайкальской земле отнюдь не было легким. В монастырском синодике, на основании которого были восстановлены имена членов Даурской миссии, иеромонах Серафим и монах Иоасаф значатся убиенными. Мы не можем, конечно, точно сказать, где и при каких обстоятельствах они погибли, однако вполне возможно, что отец Серафим и отец Иоасаф были мучениками, пострадавшими Христа ради от рук язычников. Ныне это знает только Бог!

Основой монастырского хозяйства, с необходимостью устройства которого братия столкнулась сразу по прибытии в Забайкалье, стали богатые природные ресурсы, и прежде всего байкальская рыба. Рыболовные угодья на Байкале тогда уже были известны русским людям, однако до прибытия сюда членов Даурской миссии никто на них свои права не заявлял, и потому с момента основания монастыря и до его разгрома, начавшегося после октябрьского переворота, байкальская рыба была одним из основных источников материальных средств для монашествующей братии. Кроме того, земли вокруг монастыря были свободными, что создавало возможность для развития земледелия, столь необходимого тогда Забайкалью.

Разгрузка кирпича для келейного корпуса с наместником обители отцом Алексием. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
Игумен Феодосий пробыл в Забайкалье около десяти лет, однако его служение, пусть и не слишком продолжительное в сравнении с трудами других миссионеров, принесло обильные плоды. В Троицком монастыре на Селенге была достаточно крепкая монашеская братия, и ее миссионерская деятельность, осуществлявшаяся под его руководством, была вполне успешной. Период с последней четверти XVII века, или прибытия Даурской миссии в Забайкалье, и примерно до 1730 года считается наиболее успешным для православных миссионеров в Забайкалье. Государство тогда еще старалось способствовать развитию православной миссии, и многие монголы (или, если выражаться более точно, бурято-монголы), в то время исповедовавшие почти исключительно шаманизм, переходили в Православие. Деятельность Даурской миссии была очень обширной. В то время, при наличии очень слабых связей со всеми государственными и церковными центрами, а равно и при отсутствии институтов церковного и государственного управления на недавно присоединенных забайкальских землях, миссия стала единственным органом церковной власти в Забайкалье. Помимо собственно миссионерской деятельности было необходимо надзирать за открытыми и открывающимися приходами, искать подходящих для рукоположения во священников лиц, так как нехватка священнослужителей была очень велика, а также противодействовать усиливавшемуся влиянию старообрядцев. Необходимо было также окормлять недавно созданные монастыри. Кроме Свято-Троицкого Селенгинского в то время существовал уже и монастырь в Нерчинске – во имя Успения Божией Матери. Наконец развивалась и Свято-Никольская Посольская обитель – подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, основанное на месте гибели русского посольства, отправленного к монголам и подвергнувшегося вероломному нападению с их стороны в 1651 году. Территория, на которой игумену Феодосию было благословлено «ведать церковные дела и догматы», была весьма велика.

После игумена Феодосия настоятелем Свято-Троицкого Селенгинского монастыря стал отец Мисаил (Трусов) – один из уникальнейших церковных деятелей Забайкалья. Будучи «закащиком» Даурской десятины (то есть благочинным Забайкальского благочиния, по нынешней терминологии), он наблюдал за церковными делами на огромной территории, равной по площади нескольким европейским государствам (примерно территория трех Германий). Круг его обязанностей был самым широким: миссионерство, наблюдение за порядком в церквях, подбор ставленников во священники и т. п. Служение почти постоянно проходило в дороге.

О высоте духовной жизни отца Мисаила (возведенного впоследствии в сан архимандрита) говорит то, что он, по имеющимся сведениям, был духовником святителя Иннокентия (Кульчицкого, + 1731 г.), впоследствии епископа Иркутского. Будучи назначен епископом для Духовной миссии в Китае, святитель Иннокентий не был пропущен маньчжурскими властями на китайскую территорию. Около пяти лет вынужденного ожидания он провел в Свято-Троицком Селенгинском монастыре, после чего был назначен на только что учрежденную Иркутскую кафедру.

Архимандрит Мисаил, один из «братов», прибывших с миссионерской целью в Забайкалье, долгое время не мог добиться того, чтобы его отпустили на покой. И лишь когда ему исполнилось 106 лет, его прошение было удовлетворено. Остаток дней он провел, вероятно, в Свято-Троицком Селенгинском монастыре.

XVIII век стал временем расцвета монастыря. Именно тогда в нем были возведены первые каменные храмы, некоторые из которых, хотя лишь отчасти, сохранились и до настоящего времени. В 1785 году был построен новый Свято-Троицкий собор, а уже в XIX столетии началась постепенная масштабная перестройка обители: строились каменные корпуса, возводилась новая каменная ограда. Государство уделяло огромное внимание обители как своеобразной «базе снабжения» Духовной миссии в Китае. Именно поэтому владения Свято-Троицкого монастыря (как, впрочем, и располагавшегося неподалеку Посольского) были в значительной мере избавлены от секулярного грабежа как при Петре I, так и при Екатерине II. При этом, однако, необходимо отметить, что миссионерская деятельность в «просвещенный век» почти совершенно прекратилась прямым запретом из Петербурга. Мотивировка была политическая: дабы не раздражать Китай.

В XIX столетии православное миссионерство в Забайкалье вновь оживает, однако теперь центром новой миссии, именуемой теперь уже Забайкальской, стал Спасо-Преображенский Посольский монастырь. Бывшее подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря – Посольская обитель стала к этому времени уже одним из самых развитых забайкальских монастырей (что, среди прочего, было вызвано и его особым положением на пересечении транспортных путей из Прибайкалья в Забайкалье и далее). Тем не менее викарные епископы, возглавлявшие миссию, имели титул Селенгинских. Обитель продолжала действовать до 1920 года. История ее закрытия не вполне ясна; известно лишь, что после ликвидации монастыря какое-то время Свято-Троицкий храм продолжал действовать как приходской (закрыт, судя по имеющимся данным, в конце 20-х гг.) После того как монастырь был разорен, там была размещена исправительная колония, находившаяся в монастырских стенах до 1926 года, после чего ее сменила психиатрическая больница, остававшаяся там де-факто до 2005 года.

В 1961 году монастырский комплекс получил статус исторического и архитектурного памятника. Это помогло сохранить то, что к тому моменту еще не было разрушено. И лишь в середине 1990-х годов в селе Троицком был зарегистрирован приход, и верующим была передана часть надвратного Михайло-Архангельского храма. Богослужение совершалось периодически приезжавшими священниками.

25 декабря 2000 года президент Республики Бурятии подписал распоряжение о переводе психиатрической лечебницы за пределы монастырского комплекса. Решение это выполнялось на протяжении пяти лет; постепенно один за другим передавались монастырские здания в ведение Забайкальской епархии. Охраняли и поддерживали в порядке их послушники, посылавшиеся для этой цели из Посольского Спасо-Преображенского монастыря, возрожденного в апреле 2000 года.

Рождество 2007 г. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
Осенью 2005 года в Свято-Троицкий монастырь прибыл иеромонах Николай (Кривенко), ранее бывший наместником Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Он принимал оставшиеся здания монастырского комплекса до июля 2006 года, когда указом правящего архиерея Читинской и Забайкальской епархии епископа Евстафия исполняющим обязанности наместника был назначен иеромонах Алексий (Ермолаев). Это событие стало значимой вехой в истории обители: впервые после разорения монастыря в 20-х гг. прошлого века в нем появилась собственная братия и свой наместник (до этого временно проживавшие в нем послушники были приписаны к Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю).

Осень 2005 года также была отмечена очень важным событием: святитель Иннокентий Иркутский вновь посетил обитель, в которой некогда провел несколько лет земной жизни. Его святые мощи были привезены в возрождающийся монастырь, что стало великим утешением для братии и паломников обители.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить старейший монастырь на восточном берегу Байкала – Свято-Троицкую Селенгинскую обитель.

В настоящий момент силами братии, пока еще относительно немногочисленной (один иеромонах-наместник о. Алексий (Ермолаев), один иеродиакон да полтора десятка послушников), возрождается в обители монашеская жизнь. С первого августа 2006 года совершается полный круг богослужений, ежедневно совершаются крестные ходы вокруг монастыря. А 27 августа впервые за более чем восемьдесят лет в стенах обители были крещены полным погружением семь человек.

Главный храм обители – Свято-Троицкий, который пребывал в крайнем запустении, милостью Божией и благодаря самоотверженным трудам братии и помощи доброжелателей монастыря удалось отремонтировать к празднику усекновения главы святого Иоанна Предтечи (11 сентября), как и планировалось. В этот же день состоялся крестный ход от обители к располагающейся неподалеку горе (в семи километрах от монастыря), где некогда был явлен чудотворный образ святого Иоанна Предтечи. Традиция этого крестного хода имеет двухсотлетнюю историю, и его возрождение стало также видимым символом воскресения старейшего забайкальского монастыря.

Однако нерешенными остаются еще очень многие проблемы. Большинство монастырских зданий сильно пострадало за время советского хозяйствования. В срочной реставрации нуждается Михайло-Архангельский надвратный монастырский храм. Необходимо продолжение реставрационных работ и в Свято-Троицкой церкви. И если в ближайшее время они не будут проведены, то мы рискуем навсегда утерять и храмы обители, и те памятники архитектуры, которые есть в ее пределах.

Кроме того, в негодность пришли и те новостройки, которые использовались психиатрической больницей. Вся территория монастыря изрыта помойными и выгребными ямами; к тому же существует нужда и в дезинфекционных работах, так как пациентами больницы были туберкулезные больные. Есть также множество нерешенных хозяйственно-административных вопросов.

Остается надеяться, что по милости Божией общественность Забайкалья и всей России отнесется со вниманием к нуждам одного из старейших монастырей на востоке нашего отечества.

Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь на Байкале

Свято-Троицкий Селенгинский монастырь

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник – иеромонах Макарий и с ними 10 монахов.

Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.

Административное, культурное и духовно-нравственное значение обители с самого времени её создания для развития края было во многом определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени к востоку от Байкала. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. Например: прадед А.С.Пушкина – А.П. Ганнибал, крестник Петра-I; будущий император России цесаревич Николай II Александрович; в обители принял монашеский постриг преподобный Варлаам Чикойский, Забайкальский чудотворец. В Троицком монастыре долгое время проживал величайший духовный светильник Сибири епископ Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители сохранился источник, освященный, по преданию, святителем Иннокентием.

В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница.

С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. В настоящее время братия обители состоит из четырёх монахов (два иеромонаха, два иеродиакона) и пятерых послушников. Здесь постоянно проживают по уставу монастыря от 15 до 20 трудников. Налаживается монастырская жизнь. Совершаются полный круг суточного богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Звонят новоприобретенные колокола, происходит реставрация храмов, зданий обители. Развивается хозяйственная деятельность: есть скотный двор, приусадебное хозяйство, технический парк. Монастырь становится излюбленным местом посещения всё большего и большего числа паломников и гостей, для них построена гостиница.

6.00 — 7.00 – утренние молитвы, полунощница.

9.00 — 11.00 – Божественная литургия (по окончанию литургии – заказные молебны и панихиды).

16.00 – 19.00 – вечерня и утреня.

19.00 – 20.00 – повечерие.

21.00 – 22.00 – вечерние молитвы и крестных ход вокруг монастыря.

Селенгинский мужской монастырь

Основанный в середине 17 века Селенгинский монастырь стал форпостом православия в Забайкалье. Первоначально деятельность монахов была сконцентрирована на «призвании иноверных в христианскую веру», однако со временем в обители открылась церковно-приходская школа, и часть послушников занялась промыслами, сельским хозяйством и скотоводством.

Монастырь был заложен в 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича. Обитель возвели на перекрестке важнейших дорог региона — Московского тракта и дороги в Монголию и Китай, поэтому она быстро разрослась и приобрела статус культурного и духовного центра. Монастырь выполнял и защитные функции — его мощные стены были хорошо укреплены, а в конце 17 столетия в нем был расквартирован полк, который отстаивал Забайкалье у маньчжурско-монгольских феодалов. В 18 веке на территории обители находились 4 церкви, флигели из камня и дерева, сад, баня, скотный двор и другие постройки. Кроме того, настоятели заведовали большим хозяйством: обширными земельными угодьями, рыболовными промыслами, крупным рогатым скотом, заводами и мельницами. Монастырь был закрыт с приходом к власти большевиков и на протяжении 70 лет использовался как психиатрическая лечебница.

Что посмотреть

Монастырь расположен в живописной долине реки Селенги, на ровных лесистых землях. Деревья для строительства первой церкви и оборонительных сооружений рубили прямо на месте, но позже оригинальные постройки снесли и выстроили заново из камня. До наших дней дошли Троицкий собор, Никольская церковь, надвратная церковь Михаила Архангела и несколько второстепенных зданий. Весь архитектурный комплекс соответствует традициям древнерусского зодчества и органично вписывается в окружающий ландшафт. Богатое внутреннее убранство некоторых помещений — к примеру, иконостасы, — сохранено в оригинальном виде, как и угловые башни, части оградок и корпус настоятелей.

В разное время в обитель с ознакомительным визитом заезжали известные государственные, культурные и религиозные деятели — А. П. Ганнибал, цесаревич Николай II, преподобный Варлаам Чикойский и другие.

Обитель вновь стала функционировать как мужской монастырь относительно недавно: лишь в 2006 г. последние пациенты, проходившие там лечение, были перевезены, и их место по праву заняли монахи и послушники. Сейчас братия состоит из 4 монахов и 5 послушников, в монастыре постоянно живут и работают до 20 трудников. Трижды в год посетители могут стать участниками Крестного хода на Иоаннову гору.

Практическая информация

Адрес: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Троицкое, ул. 60 лет Октября, 74. Веб-сайт.

Как добраться: из Улан-Удэ на маршрутном такси до с. Троицкое; на электричке – до остановок «Троицк» или «Таловка».

Часы работы: свободный вход в светлое время суток. Посещение — бесплатное.

Троице-Селенгинский монастырь (Бурятия)

Мужской православный монастырь в селе Троицкое Прибайкальского района Республики Бурятия.

Расположен в 81 км к северо-западу от Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги. Первый православный монастырь в Забайкалье. Основан в 1681 году. Относится к Монастырскому благочинию Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии РПЦ.

Содержание

В 1675 году, в заимке Средней селенгинских казаков нерчинскими служилыми людьми были построены Никольская церковь и монастырское строение.

В грамоте от 1681 года царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». 11 мая 1681 года началось строительство обители, названной впоследствии Троицко-Селенгинским монастырём. Согласно грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория по нижнему течению Селенги от хребта Хамар-Дабан до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — в черте города Бабушкин).

После основания Посольского монастыря из наделов Троицкого монастыря были выделены земли для вновь открытой обители.

В 1680-е годы с помощью монастыря в 35 верстах к северу от Селенгинского острога был построен солеваренный завод.

В августе 1687 года в Троицко-Селенгинском монастыре побывал полномочный российский посол граф Ф. А. Головин, сделавший большие пожертвования для монастыря. В 1688 году по его распоряжению недалеко от обители выше по течению Селенги был построен Ильинский острог.

В конце XVII века в монастыре располагался полк Ф. И. Скрипицына, который защищал Забайкалье от маньчжуро-монгольских набегов. По описи 1732 года в монастыре было 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы.

С 1831 по 1876 год деревянная ограда вокруг Троицко-Селенгинского монастыря была заменена на каменную.

22 июня 1891 года монастырь посетил цесаревич Николай Александрович.

В 1920 году после установления советской власти монастырь был закрыт. Здесь располагалась колония для преступников, впоследствии в течение 70 лет — психиатрическая больница.

Современное состояние

С 2005 года на территории психиатрической больницы стали селиться в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года больница окончательно съехала.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря.

Монастырь охватывает обширную территорию, обнесенную стенами. Внутри на начало XXI века сохранялось три полуразрушенных храма — Троицкий, Михаило-Архангельский, Никольский, — а также различные постройки построенные в период хозяйства в обители психиатрической больницы.

Развитие архитектурного ансамбля монастыря до закрытия можно условно разделить на три периода: До 1724 года — период основания и постройки первоначального комплекса зданий, господство острожно-клетского стиля со значительными элементами шатрового зодчества; середина XVIII века — период перестройки части зданий, придания им в основном шатрового характера; после 1785 года — период значительного сдвига в архитектурном облике, господство каменного зодчества.

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Престольные праздники

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.



Как добраться

Адрес: Россия, 671253, респ. Бурятия, Прибайкальский р-н, с. Троицкое, ул. 60 лет Октября, 74

Телефон: 8(30144) 59-8-62 (общий), 89243988233 (наместник), 89247575413 (эконом), 8(30144) 59-8-68 (канцелярия и бухгалтерия)

Проезд: маршрутным такси до с. Троицкое; электричкой до ост. Троицк или Таловка.

Свято троицкий селенгинский мужской монастырь

ПЕРВЫЙ МОНАСТЫРЬ НА БАЙКАЛЕ

Селенгинский Свято-Троицкий (или Троицко-Селенгинский) мужской монастырь был на протяжении почти двух с половиной веков, пожалуй, самым известным среди забайкальских. Из-за места его расположения (поблизости от тракта), проехать мимо него было практически невозможно. Его посещали дипломаты: И.Э. Идес, Л.В. Измайлов, л. Ланг, С.Л. Владиславич-Рагузинский. Гостями становились практически все путешественники, исследовавшие Забайкалье. Это известные всей России: Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, И.Э. Фишер. Несомненно, объектом пристального внимания был монастырь и для иркутских, а позже забайкальских архиереев. Среди них можно назвать Варлаама (Коссовского), Иннокентия (Кульчицкого), Иннокентия (Вениаминова), Софрония (Кристалевского), Макария (Дарского), Мефодия (Герасимова) и др.

Широкую известность получила обитель в связи с посещением ее в 1891 г. Наследником Престола Цесаревичем Николаем (будущим Императором Николаем II). Произошло это вовремя его поездки по России. Данное событие описано в изданной позже книге. Цесаревича на подъезде к монастырю встречали настоятель и братия. Им преподнесен в дар обители крест и 300 руб. деньгами (достаточно значительная по тем временам сумма).

Основание монастырю было положено, скорее всего, в первой половине 80-х гг. XVII в. Основателями его стали члены первой духовной миссии в Забайкалье. Братия обители должна была содействовать распространению православия среди аборигенного населения края. С момента своего появления монастырь становится главным из забайкальских и одним из значимых в Иркутской епархии, которая образована в1727 г. стараниями Иннокентия (Кульчицкого) (впоследствии станет первым епископом новой епархии).

Располагалась обитель в 80 верстах (около 85 км) от озера Байкал, на берегу р. Селенга, ниже села Ильинское. С начала XVIII в. за ней закрепляются участки земли и рыболовные угодья. Монастырь владел несколькими вотчинами, усадьбами в Иркутске, Кяхте, Селенгинске. Обитель становиться крупным по забайкальским меркам землевладельцем. Вокруг нее начинают активно селиться люди, образовывая небольшие поселения. Вновь прибывающие получают в пользование монастырские земли на условиях работы для монастыря. Количество принадлежавших ему крестьян составляло около 600 чел. Монашествующие, послушники и монастырские крестьяне занимаются возделыванием целинных земель, разведением скота, рыболовством. Обитель вела активную торговлю. На первых порах в Иркутске, позже в Верхнеудинске, Кяхте, на Преображенской ярмарке у реки Селенга. Некоторое время монастырю принадлежали соляные варницы.

Огромным почитанием пользовалась обитель у населения окрестных сел в связи с тем, что в ней хранилась значимая для Забайкалья икона Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского, получившая название Катакельской (по озеру, где была впервые обнаружена). Поклониться образу стекались богомольцы со всего забайкальского края.

Помимо отмеченного выше, Свято-Троицкий монастырь привлекал внимание и своим архитектурным ансамблем. Четыре (или даже пять, по другим данным) церквей, одна из которых имела высокую колокольню, две часовни — культовая составляющая. Наряду с ними, множество построек бытового назначения, среди которых имелась и гостиница для приезжих. Находились все строения за высокими стенами, по углам которых располагались массивные башни. Строения монастыря были заметы издалека, еще на подходе обители.

Современными исследователями истории Троицко-Селенгинского монастыря отмечалось, что в первый период су¬ществования обители ее постройки несли и оборонительные функции. Первоначально деревянные стены должны были защищать от набегов кочевых племен, в башнях хранился запас пороха и свинца, были пушки и ружья. Монашествующие должны были, наряду с прочим, быть готовыми к защите оплота Церкви и государства на забайкальских землях (а им в конце XVII — начале XVIII вв. и являлся Селенгинский Свято — Троицкий монастырь).

Первое столетие существования Селенгинского монастыря было связано с постоянными строительными работами. Возведены, помимо ограды, кельи для настоятеля и братии, трапеза, кухня, просфорная, амбары, баня, конюшня, мельница. Из культовых построек: церковь во имя Святой Троицы (1684 г.) — долгое время главный храм обители, единственная в Забайкалье надвратная церковь — во имя Всех Святых (1710 г.), центральное здание монастырского архитектурного ансамбля — каменный собор во имя Живоначальной Троицы(1785 г.), построенный вместо сгоревшей старой деревянной церкви.

Поворотным в истории мо¬настыря стал 1764 Г., когда в результате церковной реформы обитель лишилась основных земельных и рыболовных угодий, за ней оставлена лишь небольшая часть. Причислен монастырь был к третьему классу, и стал получать ежегодное денежное содержание от государства.

Сложно сказать, насколько были достигнуты поставленные при строительстве монастыря цели. На настоящий момент не установлены объемы миссионерской деятельности монашествующих за первые 150 лет существования обители. Неясно, каково число обращенных в Православие коренных жителей, хотя в архивных документах встречаем имена отдельных бурят. Известно, что монастырская братия собирала свою библиотеку, которая по большей части состояла из богослужебных книг. Возможно, это первая за Байкалом библиотека.

О том же, какой известностью пользовалась Свято-Троицкая обитель в России, говорит тот факт, что она упоминалась во всех изданных справочниках и энциклопедиях. Сведения о ней встречаются и практически во всех епархиальных отчетах. Невозможно говорить о Православии в Забайкалье, забывая об истории Селенгинского монастыря.

печатается по книге «Православие в Забайкалье: история и современность», Чита, 2004 г.

СЕЛЕНГИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ХХ ВЕКЕ

В 1921 году монастырь был ликвидирован, его здания были переданы детскому дому, который занимал их до 1929 г., а после этого строения монастыря пустовали. В 1932-1936 гг. здесь размещался Восточно-Сибирский санаторий юных пионеров, а затем, до 1938 г., помещалась детская психоколония Облздрава и в дальнейшем открыто подобное же спецучреждение для взрослых, существующее по настоящее время.

После ликвидации монастыря монастырские постройки, и исторический комплекс в целом, претерпели значительные утраты и изменения. В последние годы некоторые из строений не использовались вообще (Никольская церковь, западная башня ограды и др.) или занимались лишь частично (Троицкий собор и др.), а какая-то их часть представляет из себя руины. На территории монастыря имеются также построенные в последние десятилетия, а также заброшенные и недостроенные капитальные здания. Большая часть территории предельно захламлена, действующий въезд только один – через арку надвратной церкви в южной стене, другой же ранее существовавший въезд в северной стене в настоящее время не используется и заброшен.

За более чем 60-летний период нахождения ансамбля монастыря в ведении Министерства здравоохранения Бурятии, последнее не предпринимало никаких мер по поддержанию, сохранению и реставрации его как уникального памятника культуры государственного значения, а произвольно, в нарушение законодательства об охране памятников, меняло облик древних строений, пристраивало к ним и возводило отдельно новые строения. Нарастающая деградация технического состояния строений монастыря отчётливо видна уже из сравнения фотографий прошлых лет с современным их видом.

В 1979-1984 гг. Министерством культуры Бурятии финансировались работы по обследованию и составлению институтом «Спецпроектреставрация» проектов реставрации строений монастыря. К сожалению, они так и не были доведены до практической реставрации ни одного из них. С 1998 г. по заказу Научно-производственного центра охраны памятников Минкультуры Бурятии и Благочиния бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии Московского патриархата русской Православной церкви, в связи с подготовляемой передачей бывшего монастыря в ведение Благочиния, ведётся поэтапное инженерное обследование его сохранившейся каменной ограды, Никольской церкви, Троицкого собора, дома настоятеля и других прежних строений.

И заключая, важно ещё раз отметить, что Селенгинский Троицкий монастырь, как и Посольский на Байкале, был и остается уникальным явлением в истории, культуре и духовной жизни Забайкалья и Бурятии, в частности. Именно исходя из этого и того, что историко-архитектурный ансамбль монастыря является ценнейшим памятником Отечества, общегражданским достоянием, следует подходить к его православному возрождению.

Свято-Троицкий Селенгинский монастырь

Самый крупный в Забайкалье и один из самых значительных мужской православный монастырь в долине реки Селенга

  • Рейтинг
  • Исторический период XVII в.
  • Бюджет бесплатно
  • Религия русская православная церковь, христианство
  • Художественный Стиль сибирское барокко

Местонахождение

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен примерно в 60 км северо-западнее Улан-Удэ в долине реки Селенги. Монастырь — один из самых значительных в Сибири.

Иконостас Троицкого собора Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь был основан по указу царя Федора Алексеевича членами Даурской духовной миссии 1681 года.

Вид на святой источник на территории монастыря Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Глава Миссии игумен Феодосий, иеромонах Макарий и с ними 10 монахов, основав в 1683 г. на месте старого монастырского строения (построенного ранее Нерчинскими казаками) обитель, уже в 1684 г. возвели первый монастырский храм во имя Святой Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития монастыря, в нем были воздвигнуты храмы святого Архистратига Михаила, Всех Святых, святого Николая Чудотворца.

Задачи и значение монастыря

Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России.

Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял из себя мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными.

Надвратная церковь Михаила Архангела Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Административное, культурное и нравственное значение обители для истории края было определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с ВОстока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени.

Знаменитости в стенах монастыря

Его посещали многие выдающиеся религиозные деятели, например: прадед А.С. Пушкина — А. П. Ганнибал, крестник Петра I, будущий император России цесаревич Николай II Александрович, подаривший обители»сребропозлащенный» напрестольный крест.

Отец Петр Шестаков проводит экскурсию Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

В Троицком монастыре долгое время проживал великий духовный светильник Сибири Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители, по преданию, сохранился источник, освященный святителем.

Закрытие обители

В 1920 г. монастырь был закрыт. В советское время здесь в начале располагалась колония, а позже психиатрическая больница.

Возрождение обители

В наши дни начато возрождение обители, возвращен весь комплекс монастырских строений. Регулярно совершаются богослужения, церковные Таинства, Крестный ход. Налаживается уклад монашеской жизни.

Строительство хозяйственных помещений монастыря Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Прими участие

Все желающие приглашаются принять участие в возрождении одного из древнейших монастырей Сибири.

Фотогалерея

Полезная информация

Свято-Троицкий Селенгинский монастырь

Адрес и контакты

671253, Республика Бурятия, Прибайкальский район,
с. Троицкое, ул. 60 лет Октября, 74.

☎ +7 (924) 39-88-233 наместник монастыря игумен Алексий; +7 (924) 75-75-413 эконом монастыря иеромонах Ефрем; +7 (30144) 59-8-68 — канцелярия и бухгалтерия, +7 (30144) 59-8-62 – общий
selenginskii-monastery.cerkov.ru

Как добраться

Проезд из Улан-Удэ маршрутным такси до с. Троицкое, электричкой до ост. Троицк или Таловка.

Расписание служб

Будние дни

6:00 — 7:00 – утренние молитвы, полунощница

9:00 — 11:00 – Божественная литургия (по окончанию литургии – заказные молебны и панихиды)
16:00 – 19:00 – вечерня и утреня.
19:00 – 20:00 – повечерие.
21:00 – 22:00 – вечерние молитвы и крестных ход вокруг монастыря.

Праздничные дни и воскресение

6:30 – утренние молитвы.
Остальные службы – как в будние дни.

Каждое воскресение с 14:00.

В контакте

Помогите монастырю

Отправьте на номер 7715 sms-сообщение с текстом: Селенга пробел сумма пожертвования. Средства будут списаны. Например: Селенга 100

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии

Бурятия, в 60 километрах северо-западнее г. Улан-Удэ, на левом берегу реки Селенги, с. Троицк (Троицкое).

Основание монастырю было положено, скорее всего, в первой половине 80-х годов XVII в. Основателями его стали члены первой духовной миссии в Забайкалье. Братия обители должна была содействовать распространению православия среди аборигенного населения края. С момента своего появления монастырь становится главным из забайкальских и одним из значимых в Иркутской епархии, которая образована в1727 году.

Располагалась обитель в 80 верстах (около 85 км) от озера Байкал, на берегу реки Селенга, ниже села Ильинское. С начала XVIII в. за ней закрепляются участки земли и рыболовные угодья. Монастырь владел несколькими вотчинами, усадьбами в Иркутске, Кяхте, Селенгинске. Обитель становиться крупным по забайкальским меркам землевладельцем. Вокруг нее начинают активно селиться люди, образовывая небольшие поселения. Вновь прибывающие получают в пользование монастырские земли на условиях работы для монастыря. Монашествующие, послушники и монастырские крестьяне занимаются возделыванием целинных земель, разведением скота, рыболовством. Обитель вела активную торговлю. На первых порах в Иркутске, позже в Верхнеудинске, Кяхте, на Преображенской ярмарке у реки Селенга. Некоторое время монастырю принадлежали соляные варницы.

Огромным почитанием пользовалась обитель у населения окрестных сел в связи с тем, что в ней хранилась значимая для Забайкалья икона святителя и чудотворца Николая Мирликийского, получившая название Катакельской (по озеру, где была впервые обнаружена). Поклониться образу стекались богомольцы со всего забайкальского края.

В первый период существования обители ее постройки несли и оборонительные функции. Первоначально деревянные стены должны были защищать от набегов кочевых племен, в башнях хранился запас пороха и свинца, были пушки и ружья. Монашествующие должны были, наряду с прочим, быть готовыми к защите оплота церкви и государства на забайкальских землях.

Первое столетие существования Селенгинского монастыря было связано с постоянными строительными работами. Возведены были, помимо ограды, кельи для настоятеля и братии, трапеза, кухня, просфорная, амбары, баня, конюшня, мельница. Церковь во имя Святой Троицы (1684 год) – долгое время главный храм обители; единственная в Забайкалье надвратная церковь – во имя Всех Святых (1710 год); центральное здание монастырского архитектурного ансамбля – каменный собор во имя Живоначальной Троицы (1785 год), построенный вместо сгоревшей старой деревянной церкви.

Поворотным в истории монастыря стал 1764 год, когда в результате церковной реформы обитель лишилась основных земельных и рыболовных угодий, за ней оставлена лишь небольшая часть. Причислен монастырь был к третьему классу и стал получать ежегодное денежное содержание от государства.

В 1921 году монастырь был ликвидирован, его здания были переданы детскому дому, который занимал их до 1929 года, а после этого строения монастыря пустовали. В 1932–1936 годы здесь размещался Восточно-Сибирский санаторий юных пионеров, а затем, до 1938 года, помещалась детская психоколония облздрава и в дальнейшем открыто подобное же спецучреждение для взрослых, существующее по настоящее время.

После ликвидации монастыря монастырские постройки и исторический комплекс в целом претерпели значительные утраты. В последние годы некоторые из строений не использовались вообще (Никольская церковь, западная башня ограды и др.) или занимались лишь частично (Троицкий собор и др.), а какая-то их часть представляет из себя руины. На территории монастыря имеются также построенные в последние десятилетия, а также заброшенные и недостроенные капитальные здания. Большая часть территории предельно захламлена, действующий въезд только один – через арку надвратной церкви в южной стене, другой же ранее существовавший въезд в северной стене в настоящее время не используется и заброшен.

С 1998 года по заказу Научно-производственного центра охраны памятников Минкультуры Бурятии и Благочиния бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии в связи с подготовляемой передачей бывшего монастыря в ведение благочиния ведется поэтапное инженерное обследование сохранившейся каменной ограды, Никольской церкви, Троицкого собора, дома настоятеля и других прежних строений.

Свято-Троицкий Селенгинский монастырь

Страна Россия Местоположение Бурятия Бурятия
село Троицкое Конфессия православие Епархия Улан-Удэнская Тип мужской Первое упоминание 1675 год Дата основания 1681 год Основные даты: Настоятель игумен Алексий Статус действующий Сайт Официальный сайт

Координаты: 52°07′10″ с. ш. 107°10′38″ в. д.  /  52.119639° с. ш. 107.177278° в. д.  / 52.119639; 107.177278 (G) (O) (Я)

Культурное наследие
Российской Федерации, объект № 0410029000
объект № 0410029000

Расположен в 81 км к северо-западу от Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги. Первый православный монастырь в Забайкалье. Основан в 1681 году. Относится к Монастырскому благочинию Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви.

Содержание

История [ править ]

В 1675 году, в заимке Средней селенгинских казаков нерчинскими служилыми людьми были построены Никольская церковь и монастырское строение.

В грамоте от 1681 года царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». 11 мая 1681 года началось строительство обители, названной впоследствии Троицко-Селенгинским монастырём. Согласно грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория по нижнему течению Селенги от хребта Хамар-Дабан до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — в черте города Бабушкин).

После основания Посольского монастыря из наделов Троицкого монастыря были выделены земли для вновь открытой обители.

В 1680-е годы с помощью монастыря в 35 верстах к северу от Селенгинского острога был построен солеваренный завод.

В августе 1687 года в Троицко-Селенгинском монастыре побывал полномочный российский посол граф Ф. А. Головин, сделавший большие пожертвования для монастыря. В 1688 году по его распоряжению недалеко от обители выше по течению Селенги был построен Ильинский острог.

В конце XVII века в монастыре располагался полк Ф. И. Скрипицына, который защищал Забайкалье от маньчжуро-монгольских набегов. По описи 1732 года в монастыре было 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы.

С 1831 по 1876 год деревянная ограда вокруг Троицко-Селенгинского монастыря была заменена на каменную.

В 1920 году после установления советской власти монастырь был закрыт. Здесь располагалась колония для преступников, впоследствии в течение 70 лет — психиатрическая больница.

Хозяйственная деятельность монастыря [ править ]

В начале XVIII века монастырь был крупным хозяйственным центром Забайкалья. Ему принадлежало 1500 десятин земли на побережье Байкала, в низовьях Селенги и её притоков. В 1723 году к монастырю было приписано 5 деревень: Темлюй, Буй, Куналей, Елань, Хилоцкая слобода, с общим числом в 84 двора [2] .

По указу от 27 ноября 1713 года Селенгинский монастырь передал Посольскому монастырю залив Прорву, а взамен в 1714 году получил «в вечное владение» озеро Котокель с впадающими в него реками [3] . Кроме того за монастырём были закреплены реки Мостовка, Черемховая, Голая, Турка, Коточик и Исток. Владения эти располагались на расстоянии 130—140 вёрст к север-востоку от монастыря. Так же обители принадлежала прибрежная полоса по Байкалу от Селенги на северо-восток. Все эти владения сохранились за монастырём до начала XX века.

Основной статьёй дохода Троицкой обители было рыболовство. Рыбные ловли сдавались в аренду. В XIX—начале XX веках в Байкале и прилегающих к нему с восточной стороны реках водилось тридцать с лишним видов рыбы. Ежегодная прибыль Селенгинского монастыря от её продажи составляла до 40 тысяч рублей. Рыбные промыслы катастрофически снизились в 1880-е годы из-за хищнического лова.

Монастырь владел большими земельными угодьями. Ему принадлежали Тимлюйская, Хилоцкая и Кударинская вотчины, усадьбы в Иркутске, Кяхте, Селенгинске. К 1730-м годам у обители было около 1,5 тысяч десятин земли. Монастырских крестьян было 529 душ (по другим данным 334). Всего было около 10 деревень, где проживали крестьяне Селенгинского монастыря. Располагались они вдоль рек Хилок, Буй и Куналей в Тарбагатайской волости. В начале XX века монастырь, по разным данным, владел 80—114 десятинами земли.

Помимо земли обитель владела соляными варницами к северу от Селенгинска. На заводе работали монастырские крестьяне [4] .

Возрождение. Современная жизнь [ править ]

С 2005 года на территории психиатрической больницы стали селиться в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года больница окончательно съехала.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря.

Памятники архитектуры [ править ]

На территории монастыря находятся памятники архитектуры:

  • собор Троицы Живоначальной
  • надвратная церковь Архангела Михаила
  • церковь Николая Чудотворца
  • башни восточная и западная
  • келейный корпус
  • дом настоятеля
  • ограда с северными воротами
  • амбар
  • трапезная

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь

1. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ мужской общежительный, 3 класса.
В 1681 г., по повелению царя Феодора Алексеевича и по благословению патриарха ИОАКИМА (САВЕЛОВА), церковный собор решил «В дальние города, на Лену, в Дауры, посылать людей духовных, архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законам». В результате, 22 февраля того же года, послана была из Москвы в Тобольск полная миссия, под начальством игумена Темникова Сретенского монастыря ФЕОДОСИЯ, состоявшая из 12 человек братии, в числе коих были черный поп МАКАРИЙ, черный диакон МИСАИЛ, старцы: ИОНА, ТИХОН, ФЕОДОСИЙ, ФИЛАРЕТ и другие. Митрополиту Сибирскому и Тобольскому ПАВЛУ велено было отправить их с должными наставлениями в дальние Сибирские Дауры, и «где приищут — построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев. ». Игумен с братией получили деньги, церковную утварь и соответствующие инструкции о миссионерской деятельности. Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в недавно присоединенном к Российскому государству крае. 11 мая 1681 г. на левом берегу реки Селенги, между параллельно идущими лесистыми хребтами гор, на довольно ровном и возвышенном месте, на берегу мельничной речки Пьяной (названной так за ее извилистое течение), миссионеры нашли старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 г. Здесь и решили обосноваться они. На царское жалованье, вывезенное из Москвы и дополненное в Енисейске из сибирских доходов, они заново обустроили Селенгинский монастырь с главным храмом во имя Троицы. В том же, 1681 году была построена первая церковь — Троицкая, положившая начало монастырю. В описании 1732 г. об этой церкви говорилось, что она «с трапезою с западну и северну стороны, с папертью» имеет «верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной». Упоминание о трапезе с северной стороны, очевидно, свидетельствует о пристройке к зданию. Храм этот, по своему времени, был очень замечателен по богатству вкладов, сделанных для него царем Феодором Алексеевичем и тобольским воеводой и стольником Федором Головиным, который был в нем в августе 1687 г. во время проезда российского посольства Головина в Старо-Селенгинск. (Головин Федор Алексеевич, 1650 — 1706, граф, ближайший соратник Петра I, генерал-адмирал с 1699 г. и генерал-фельдмаршал с 1700 г. Подписал Нерчинский договор 1689 г., участник Великого посольства 1697-98, с 1699 г. главный руководитель русской внешней политики. Первый кавалер ордена Андрея Первозванного). Так одна из риз, шитых золотом, парчой и серебром была подарена основателю монастыря ФЕОДОСИЮ супругой царя Феодора Алексеевича, царицей Марфой, при отправлении ФЕОДОСИЯ в Сибирь. «Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на «холстах живописью», в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства, весьма тонкой работы ХVII — ХVIII вв. Например, на особой подставке лежало Евангелие праздничное на александрийской бумаге. Обложки и защипы были из кованого серебра с позолотой. Несколько листов в середине этой книги с парчой и цветными гравюрами тоже были серебряными. Вес серебра этого уникального издания составлял 537 граммов».

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь

Расположен в 81 км к северо-западу от Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги. Первый православный монастырь в Забайкалье. Основан в 1681 году. Относится к Монастырскому благочинию Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви.

Содержание

История [ | код ]

Монастырь [ | код ]

где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель.

11 мая 1681 года началось строительство обители, названной впоследствии Троицко-Селенгинским монастырём. Согласно грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория по нижнему течению Селенги от хребта Хамар-Дабан до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — в черте города Бабушкин).

После основания Посольского монастыря из наделов Троицкого монастыря были выделены земли для вновь открытой обители.

В 1680-е годы с помощью монастыря в 35 верстах к северу от Селенгинского острога был построен солеваренный завод.

В августе 1687 года в Троицко-Селенгинском монастыре побывал полномочный российский посол граф Ф. А. Головин, сделавший большие пожертвования для монастыря. В 1688 году по его распоряжению недалеко от обители выше по течению Селенги был построен Ильинский острог.

В конце XVII века в монастыре располагался полк Ф. И. Скрипицына, который защищал Забайкалье от маньчжуро-монгольских набегов. По описи 1732 года в монастыре было 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы.

В 1735 году началось почтовое сообщение от Посольского монастыря до Кяхты. Селенгинский Троицкий монастырь содержал почтовую станцию [1] .

С 1831 по 1876 год деревянная ограда вокруг Троицко-Селенгинского монастыря была заменена на каменную.

28 ноября 1884 года в монастыре открылось училище для мальчиков. В 1885 году в училище обучалось 24 ученика [2] .

Во время своего путешествия по Сибири 22 июня 1891 года монастырь посетил цесаревич Николай Александрович [3] .

В 1920 году после установления советской власти монастырь был закрыт. Здесь располагалась колония для преступников, впоследствии в течение 70 лет — психиатрическая больница.

Троицкий собор [ | код ]

В 1681 году была построена деревянная церковь — Троицкая, положившая начало монастырю.

31 января 1684 года освятили главный соборный храм во имя Св. Троицы. [4]

Верх ее представлял собой четырехгранный объем с двумя крестовыми «бочками об одной главе», покрытыми чешуйчатым лемехом. Венчал церковь большой деревянный крест, обитый белым железом. С северной стороны к основному объему был прирублен пятистенный алтарь, на котором высился крест. [5]

В 1785 году «усердием» майора Карпова на месте Троицкой церкви был сооружен новый каменный храм в архитектурном стиле барокко.

Построили каменную колокольню, к которой примыкали два одноэтажных здания. В одном из них находилась монастырская библиотека.

В советское время колокольня была уничтожена.

Троицкий собор входит в состав архитектурного ансамбля Селенгинского Троицкого монастыря.

В настоящее время ведутся реставрационные работы.

Никольская церковь [ | код ]

В 1675 году, в заимке Средней селенгинских казаков нерчинскими служилыми людьми были построены Никольская церковь и монастырское строение.

9 мая 1685 года церковь освятили. [4] .

В 1797 году на месте Никольского храма построили новую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла (Петропавловская). Ремонтировали в 1895 году.

Позже (1900-1905) на этом месте возвели каменную церковь, получившую свое первоначальное имя — Никольская. [5]

Никольская церковь входит в состав архитектурного ансамбля Селенгинского Троицкого монастыря.

В настоящее время ведутся реставрационные работы.

Надвратная Михаило-Архангельская церковь [ | код ]

В 1835 году над главным въездом была построена надвратная Михайловская церковь.

В мае 1849 года она была освящена иркутским архиепископом Нилом. [5]

Михаило-Архангельская церковь входит в состав архитектурного ансамбля Селенгинского Троицкого монастыря.

В настоящее время ведутся реставрационные работы.

Церковь во имя всех Святых (Всесвятская) [ | код ]

По челобитью архимандрита Мисаила, рядом с западными воротами, в апреле 1710 года была заложена церковь во имя всех Святых. Освящена в 1713 году. [5]

Вначале верх ее представлял собой восьмигранную бочку. Ниже располагались другие главы. На одном из «куполов» был изображен «Спасителев образ, сидящий во облаце».

Настоятели [ | код ]

  • Илья (Веприцкий), иеромонах (с 30 января 1757 [6] — ?)
  • Илья (Сизых), иеромонах (? — 1760) [7]
  • Аркадий, иеромонах (1760 — 1763) [8]
  • Антоний (Максимович) (1762 — 1764) [9]
  • Илия (1788 — 1789) в 1789 переведён в Посольский монастырь [10] .
  • Иннокентий, иеромонах (? — 1817)
  • Нафанаил, иеромонах (? — 1829)
  • Израиль (Фёдоров), иеромонах (1829 — 1834)
  • Гавриил, иеромонах (1835 — 1836)
  • Михаил, архимандрит (? — 30 января 1884) [11]
  • Иринарх, архимандрит (26 апреля 1884 [12] — ) бывший иеромонах климовского Покровского монастыря

Хозяйственная деятельность монастыря [ | код ]

В начале XVIII века монастырь был крупным хозяйственным центром Забайкалья. Ему принадлежало 1500 десятин земли на побережье Байкала, в низовьях Селенги и её притоков. В 1723 году к монастырю было приписано 5 деревень: Темлюй, Буй, Куналей, Елань, Хилоцкая слобода, с общим числом в 84 двора [13] .

По указу от 27 ноября 1713 года Селенгинский монастырь передал Посольскому монастырю залив Прорву, а взамен в 1714 году получил «в вечное владение» озеро Котокель с впадающими в него реками [14] . Кроме того за монастырём были закреплены реки Мостовка, Черемховая, Голая, Турка, Коточик и Исток. Владения эти располагались на расстоянии 130—140 вёрст к север-востоку от монастыря. Так же обители принадлежала прибрежная полоса по Байкалу от Селенги на северо-восток. Все эти владения сохранились за монастырём до начала XX века.

Основной статьёй дохода Троицкой обители было рыболовство. Рыбные ловли сдавались в аренду. В XIX—начале XX веках в Байкале и прилегающих к нему с восточной стороны реках водилось тридцать с лишним видов рыбы. Ежегодная прибыль Селенгинского монастыря от её продажи составляла до 40 тысяч рублей. Рыбные промыслы катастрофически снизились в 1880-е годы из-за хищнического лова.

Монастырь владел большими земельными угодьями. Ему принадлежали Тимлюйская, Хилоцкая и Кударинская вотчины, усадьбы в Иркутске, Кяхте, Селенгинске. К 1730-м годам у обители было около 1,5 тысяч десятин земли. Монастырских крестьян было 529 душ (по другим данным 334). Всего было около 10 деревень, где проживали крестьяне Селенгинского монастыря. Располагались они вдоль рек Хилок, Буй и Куналей в Тарбагатайской волости. В начале XX века монастырь, по разным данным, владел 80—114 десятинами земли.

Помимо земли обитель владела соляными варницами к северу от Селенгинска. На заводе работали монастырские крестьяне [15] .

Возрождение. Современная жизнь [ | код ]

С 2005 года на территории психиатрической больницы стали селиться в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года больница окончательно съехала.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря.

Памятники архитектуры [ | код ]

На территории монастыря находятся памятники архитектуры:

Ссылка на основную публикацию
Монастырь
Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь
52°07′10″ с. ш. 107°10′38″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Село Бурятия, Прибайкальский район
с. Троицкое
Конфессия православие
Епархия Улан-Удэнская
Тип мужской
Первое упоминание 1675 год
Основные даты
1920 — закрыт
2006 — возрождён
Настоятель игумен Алексий
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 031520240030006 (ЕГРОКН ). Объект № 0410029000 (БД Викигида)
Состояние действующий
Сайт uud-eparh.ru/index.php/u…