Свято троицкий ипатьевский монастырь в костроме

Ипатьевский монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь расположен на стрелке между Волгой и рекой Костромой. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1432 году, однако создан он был значительно раньше. По монастырской легенде, время основания Ипатьевского монастыря знатным татарским мурзой Четом относится ко второй четверти XIV века. Выходец из Золотой Орды, мурза добровольно перешел на службу к великому князю Ивану Калите. Когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и раскинул шатер там, где сейчас стоит монастырь. Явившаяся во сне Чету Богоматерь обещала исцелить его, если он воздвигнет обитель в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия. Прибыв в Москву, мурза принял христианство, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя Святого Ипатия на месте своего исцеления.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Протяженность стен монастыря составляет 518 метров и высотой до 10 метров. В монастыре было пять въездных ворот, укрепленных квадратными башнями, однако сохранилась только башня над Южными воротами. Территория монастыря состоит из двух частей — Старого и Нового города, первый из которых был создан в 1586-1590 годах на средства Годуновых. Новый город появился в 1642-1645 годах по велению М. Романова, увеличившего почти вдвое территорию монастыря. Обороноспособные башни и стены Нового города одновременно выглядели декоративными и нарядными. В монастыре также строились каменные жилые и хозяйственные постройки: настоятельские и братские кельи, погреба, поварня, трапезная.

Троицкий собор и Звоница в Ипатьевском монастыре Архиерейский корпус с церковью Хрисанфа и Дарьи

В 1919 году монастырь закрыли, а его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре был создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник и проведена реставрация.

В настоящее время монастырь передан Русской православной церкви.

Ипатьевский монастырь, вид с моста через реку Кострому

Интересные факты

При Б. Годунове Романовы жили в ссылке в Ипатьевском монастыре, а в годы Смутного времени монастырь стал их вотчинным владением. Когда поляки расправились с И. Сусаниным, Михаил с матерью укрылись в Ипатьевском монастыре.

Усыпальница Годуновых в Ипатьевском монастыре

В результате пожертвований Годуновых и других лиц по количеству земляных владений монастырь занимал четвертое место среди крупнейших русских монастырей. В 1595 г. Б. Годунов дал Ипатьевскому монастырю двор в Москве, в Китай-городе, а в 1603 г. -два дома в Костроме. Монастырь стал называться «лаврой». На средства Годуновых в 1550-1605 гг. было проведено переустройство монастыря.

В Троицком соборе Ипатьевского монастыря в 1613 г. был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство.

По указу М. Романова в Ипатьевский монастырь перенесли прах И. Сусанина.

Ипатьевский монастырь

Душа и сердце Костромы, хрестоматийная колыбель дома Романовых, белокаменный Ипатьевский монастырь — объект культурного наследия России — возвышается на пологом берегу реки Костромы, отражая свои древние стены, приземистые башни и золотые главки собора в тихом течении ее вод. Судьба Ипатьевского монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 г. здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Обитель неоднократно переживала годы расцвета и упадка, ее церкви были разрушены и вновь восстановлены. Сегодня это ключевая достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги, посетить которую просто обязан каждый турист.

Кроме исключительно позитивных событий для царской фамилии, вроде тех, когда Михаил Фёдорович сначала успешно укрылся там от польских интервентов, накануне дня народного единства, который в современной России отмечается как официальный праздник, Ипатьевский монастырь имел в своей истории и более трагические страницы. Так, к примеру, старая церковь на территории обители была разрушена практически до основания, когда в 1649 году взорвалась бочка с порохом. Именно по этой причине последующим поколениям также уже никогда не удастся даже примерно представить себе, какой изначальный экстерьер был свойственен Ипатьевскому монастырю.

В 18 веке здания монастыря окончательно приняли современный облик и внешне уже не сильно менялись после екатерининской эпохи. Однако внутреннее содержание помещений пережило несколько поворотов судьбы.

Что посмотреть

На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.

Великолепный Троицкий собор 17 века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его пять золоченых чешуйчатых главок и изумрудный ажурный шатер колокольни видны за несколько километров со старого русла реки Кострома. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри стоит увидеть богатый иконостас середины 18 века в стиле барокко и стенную роспись 17 века, уникальную богатством мотивов и разнообразием цветовой гаммы.

Звонница собора была заказана боярином Годуновым в 17 веке. Сооружение интересно поясами каменных резных элементов и изящных зеленым шатром. В 2006 г. сюда был доставлен юбилейный колокол «Царь Михаил».

Главные святыни обители — часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Богоматери, частица мощей священномученика Ипатия, частицы гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской.

Палаты бояр Романовых, или Царские чертоги, самое знаменитое здание монастыря. Именно здесь проживал Михаил Романов со своей матерью во время призвания на престол. В 19 веке палаты были отреставрированы, и сегодня радуют глаз ярким «шахматным» фасадом в стиле древнерусского терема, изумительной царской лестницей на второй этаж и прекрасными изразцовыми печами внутри.

Непременно стоит увидеть и нежно-бирюзовые Екатерининские ворота в стиле барокко, возведенные в 1767 г. к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, посетить Архимандритский корпус — крупнейшее жилое здание обители и побыть на службе в красивейшей церкви Хрисанфа и Дарии, чьи интерьеры расписаны артелью палехских художников.

На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Просвещения, 1. Телефон: (4942) 312—589.

Время работы: монастырь — ежедневно с 7:00 до 18:00. Музей — с 1 мая по 30 сентября — с 9:00 до 18:00 часов, с 1 октября по 30 апреля — с 10:00 до 17:00.

Вход в монастырь бесплатный. Вход в музей — 100 RUB.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

По преданию, основателем Ипатьевского монастыря был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых. В 1330 году на пути в Москву – для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите – Чет остановился на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.

Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше – в середине или конце XIII века – новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге. Однако участие Захарии-Чета в судьбе Ипатьевской обители несомненно: оно подтверждается вниманием, которое оказывал этому монастырю род Годуновых.

Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость. В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе — прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев. В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.

В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы. До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом. В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы). Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве). В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей — древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года). Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Дата основания: 1330 год.

Троицкий Ипатьевский мужской монастырь основан в начале XIV века в честь священномученика Ипатия Гангрского. Несколько столетий находился на попечении русских царей. При советской власти разграблен и закрыт. Возрожден в 1993 г.

Содержание

Монастырь Костромы был заложен при впадении р. Костромы в Волгу, где в 1330 г., согласно преданию, по пути из Золотой Орды в Москву, остановился влиятельный монгольский чиновник Чет. В дубовой роще ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, после которого монгол исцелился от мучившей его болезни. Чет крестился с именем Захарии и основал на месте видения монастырь в честь священномученика Ипатия Гангрского. Захария и его потомки – Сабуровы, Вельяминовы и особенно Годуновы – заботились о монастыре, делая вклады землей, деньгами и ценными вещами. Благодаря им ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. С возвышением Годуновых «Ипатий» начал обустраиваться в камень. В 1560 г. вместо деревянной церкви Животворящей Троицы был возведён каменный пятиглавый Троицкий собор. В последующие годы, до начала Смутного времени, монастырь обнесли мощной каменной стеной с привратными церквями во имя Феодора Стратилата и великомученицы Ирины.

С 1613 г. под опекой Романовых монастырь продолжал благоукрашаться. В 1652 г. на месте Троицкого собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклете, был возведён новый, который мы видим сейчас.

В Троицком соборе, где был благословлён на царство Михаил Романов, сохранились росписи 1684 г., выполненные первоклассным царским изографом Гурием Никитиным, и иконостас сер. XVIII в. В храме хранится вклад Димитрия Годунова, дяди царя Бориса, изготовленные в Москве медные двери, на которых в редчайшей технике золотой наводки изображены античные поэты, философы – Гомер, Еврипид, Платон и даже языческий бог Аполлон. (Историки полагают, что Платон и Аполлон считались в древней Руси пророками, предсказавшими приход Христа.)

Святыней, издревле почитаемой в Ипатьевском монастыре Костромы как точный список с чудотворного образа Тихвинского монастыря, является икона Тихвинской Богоматери сер XVI в. Вероятно, икона была вложена в костромской монастырь царем Михаилом Федоровичем. Образ Божией Матери Тихвинской стоит в настоящее время в местном ряду Троицкого собора слева от Царских врат, что согласуется с монастырскими описями.

В 2005 г. Ипатьевской обители возвращена древняя святыня – часть Ризы Господней, присланная в 1626 году по повелению царя Михаила Федоровича и по благословению Патриарха Филарета. В течение трехсот лет она хранилась над Царскими вратами Троицкого собора Ипатьевского монастыря. В новом драгоценном ковчеге эта бесценная реликвия пребывает ныне в алтаре собора вместе со второй по важности святыней – иконой священномученика Ипатия, епископа Гангрского, в которую вмонтирован ковчег с частицей мощей святителя – покровителя монастыря.

Пётр I не пожалел и родовой святыни: часть колоколов была снята и переплавлена в пушки. Доходы монастыря были урезаны на общих основаниях, и уже к 1721 г. монастырь обветшал: «врата распалися и столпами деревянными подперты, всего же разорения обители вкратце и описать невозможно».

Новый период восстановления начался в 1744 г., когда была образована Костромская епархия и Ипатьевский монастырь стал резиденцией архиерея.

Российские императоры и императрицы считали своим долгом посетить свою фамильную святыню. При этом Екатерина II подарила Костроме герб с изображением ладьи «Тверь», на которой она прибыла в город, а Павел I одарил новым гербом, гораздо более сложным. Николай I повелел обновить все здания монастыря, и палаты Романовых реставрировал архитектор Тон. При Александре II палаты Романовых вновь отделали в стиле XVII в.

В 1913 г. все календари, посвященные 300-летию дома Романовых, вышли с видами Ипатьевского монастыря. 19 мая 1913 г. на литургии в Троицком соборе молился последний русский император.

В 1922 г. из Ипатьевского монастыря власть вывезла 14 кг золота и около 200 кг серебра в виде окладов с икон и церковной утвари. В церкви Рождества Богородицы сначала разместили антирелигиозный музей, потом и вовсе разрушили храм. Монастырь был превращён в рабочий посёлок «Текстильщица». В 1958 г. начали расселять посёлок и обустраивать в стенах обители Историко-архитектурный музей-заповедник.

В 1993 г. Ипатьевский монастырь Костромы был возрождён. В 2004 г. обитель была полностью передана Церкви. 23 марта 2005 г. Ипатьевскую обитель посетил Президент РФ В.В. Путин, оставивший памятную запись, наилучшим образом отражающую значимость монастыря: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия, с его возрождением будет связано и возрождение России».

Современное состояние

Духовная жизнь в Ипатьевской обители возродилась, ежедневно совершаются богослужения, число братии около 25 человек. Монастырские службы идут в Троицком соборе в возрожденном храме святых мучеников Хрисанфа и Дарии (построен в 1841-1863 гг.). Крупные реставрационные работы возвратили монастырю его первоначальное великолепие.

На территории Ипатьевского монастыря создан Историко-археологический музей Костромской епархии Русской православной Церкви. Открыты новые выставки и экспозиции:

Троицкий собор Ипатьевского монастыря – главный храм является открытой экспозицией выдающихся произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства.

«Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь», на которой представлено около 60 выдающихся произведений церковного искусства, издревле принадлежавших Костромскому Ипатьевскому монастырю и вложенных в обитель представителями боярского и царского рода Годуновых.;

«Церковные древности Костромской земли. Сокровища русского прикладного искусства XVII – XIX веков», включающая уникальные экспонаты, некогда имевшие употребление в литургической жизни храмов и монастырей Костромской земли. Многие из этих предметов имеют художественную и историческую ценность мирового значения.

  • «Ипатьевский монастырь – колыбель Дома Романовых» о связях обители с царствовавшей в России династией Романовых.

Ипатьевский монастырь

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Древний Ипатьевский монастырь — пожалуй, самая известная достопримечательность Костромы, монастырь называют «колыбелью династии Романовых». Именно с него обычно начинают знакомство с городом. Монастырь находится не в центре Костромы: он стоит на стрелке рек, на месте впадения реки Костромы в Волгу. От центра города и Сусанинской площади лучше доехать, идти пешком будет слишком утомительно.

Монастырь основан в XIV веке, предположительно в 1330 году, первое упоминание в летописях — 1432 год. Ипатьевский монастырь — это не место духовного паломничества, а скорее политически знаковое место для Руси. Здесь был призван на царство Михаил Фёдорович — первый представитель династии Романовых.

В начале XVII века в Ипатьевском монастыре во времена польско-литовской интервенции скрывался Михаил Романов, и в 1613 году к нему пришли московские посланники с предложением стать царём. После того, как согласие Михаила было получено, в Троицком соборе отслужили торжественный благодарственный молебен за спасение России от Смуты и за процветание нового царствующего дома. Из Ипатьевского монастыря будущий царь отправляется в Москву на царство.

С 1919 по 2004 год на базе Ипатьевского монастыря существовал историко-архитектурный заповедник, в 2004 году его полностью передали Русской православной церкви, и сейчас здесь действующий мужской монастырь. Поэтому приготовьтесь облачиться в соответствующие одеяния. Женщинам у входа предложат обязательные юбки и платки (кстати, юбки чистые, аккуратные, судя по всему, специально сшитые, и одеть их не противно). В майках и шортах на территорию просто не пустят.
Вход в монастырь — через Северные (Екатерининские) ворота, прорубленные в 1767 г. специально к приезду императрицы Екатерины II. До этого главные ворота были со стороны реки.

Территория монастыря, куда можно пройти туристу, довольно мала. Обитель делится на две части: Старый город, возведённый в 1586-1590 годах, и Новый город, пристроенный через полвека. На территорию Нового города проход закрыт.

Доминанта Ипатьевского монастыря, его главный храм — пятиглавый Троицкий собор , построенный в 1586-1590 на месте старинного деревянного храма. Обратите внимание на крыльцо.

За собором на фото выше вы видите жилой Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Троицкий собор знаменит своими фресками: в конце XVII века его расписывали мастера артели знаменитого русского иконописца Гурия Никитина. Фресковый ансамбль собора считается вершиной русской монументальной духовной живописи XVII века. Б о льшая часть фресок была обновлена в начале XX века.

Впечатляет огромный пятиярусный позолоченный иконостас, выполненный костромскими резчиками в XVIII веке.

В подклете Троицкого собора находится фамильная усыпальница бояр Годуновых, которые оказывали покровительство Ипатьевскому монастырю, здесь похоронены родители царя Бориса. На средства Годуновых был построен Троицкий храм, возведены каменные стены, собрана богатейшая библиотека, где, кстати, и была обнаружена летопись, названная по имени монастыря Ипатьевской, — едва ли не основной источник по истории Древней Руси.

Правее Троицкого собора, если смотреть от ворот, в которые вы вошли, стоит звонница (1601-1604 гг.). В 1645-1646 годах к ней была пристроена высокая колокольня. Здесь устроен небольшой буфет, где можно выпить чаю.

Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») XVII — XIX в. Именно здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. Сейчас здесь музейная экспозиция, посвящённая истории рода Романовых, которую вы можете посетить без дополнительной оплаты. В общем, достаточно интересная.

На территории Ипатьевского монастыря есть ещё одна экспозиция, посещение которой входит в стоимость билета. Выставочные залы разместились в бывшем Свечном корпусе: здесь представлены иконы XV-XX веков. Икон много.

За Троицким собором недавно была восстановлена ещё одна церковь, но пока внутренние работы там не закончены, и она по-прежнему закрыта для посещения — это храм Рождества Богородицы . Первоначальный храм был взорван в 1930 годы. Восстановление церкви приурочено к 400-летию династии Романовых. В июле 2015 года восстановленный храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Местные называют монастырь просто «Ипатий». Любя)

Не забудьте, что совсем рядом с Ипатьевским монастырём находится костромской Музей деревянного зодчества.

Читайте также о других русских православных монастырях:

Ипатьевский монастырь Святой Троицы

Официальный приходской сайт

Ипатьевский монастырь Святой Троицы

Храмы монастыря:
1.Собор Троицы Живоначальной
2.Церковь Хрисанфа и Дарии
3.Звонница (XVII-XIX вв.)
4.Святые ворота с привратными часовнями (1767 г.)
5.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Святыни и достопримечательности монастыря:

  • Здесь замечателен храмовый образ Святой Троицы в золотом окладе, в 35 фунтов весом, с крупным жемчугом и драгоценными каменьями; к нему привешаны на лентах три золотые медали с изображением короля Карла XI, присланные в 1616 году царю Михаилу Федоровичу на память заключения шведского мира.
  • Особо чтится в монастыре Тихвинская икона Богоматери древнего письма, в дорогом окладе, принесенная, по преданию, Московским посольством в 1613 году.
  • Здесь находится древняя икона, на которой изображено явление Пресвятой Богородицы князю Чету.
  • В монастыре хранится присланная сюда патриархом Филаретом Никитичем в 1626 году часть ризы Господней. Ризница обличается богатством исторических древностей.
  • Между прочим, сохранился доселе старинный фонарь больших размеров, с верхом в виде короны, украшенной медными бордюрами; с этим фонарем, по преданию, явилось в монастырь к царю Михаилу Федоровичу боярское посольство.
  • Особенного внимания также заслуживают: посох черного дерева и золотой ковш царя Михаила Федоровича, находившиеся прежде в Московской оружейной палате, а императором Николаем Павловичем присланные в дар Ипатьевскому монастырю.
  • Сверх того в монастыре хранится великокняжеское место князя Василия Дмитриевича, удалившегося сюда во время нашествия татар на Москву в 1408 году, и другое царское место, резное из липы, присланное царем Михаилом Федоровичем в 1613 году.
  • В монастыре погребены: основатель его Чет и Иван Сусанин. священнослужителей.

История:
В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.
Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».
Ипатьев Троицкий монастырь, 1 класса, близ Костромы, при впадении реки Костромы в Волгу. Основан в 1330 году; с 1613 года — ставропигиальный Московской Патриархии, с 1742 года — Святого Синода, с 1745 года — под управлением епархиального архиерея.
Построен татарским князем Четом, предком Годуновых, принявшим крещение по следующему случаю.
Проезжая в Москву через Костромские пределы, Чет заболел и, ожидая смерти, удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Получив по усердной молитве исцеление, он немедленно построил каменную церковь Живоначальной Троицы г приделами апостола Филиппа и священномученика Ипатия, поставил в ней икону, изображающую видение, и основал обитель. В монастыре совершилось принятие Всероссийского престола в 1613 году Михаилом Федоровичем. Палаты дома Романовых сохранились здесь в реставрированном виде; здесь находится портрет Сусанина, пожертвовавшего жизнью для спасения юного царя. При входе в ограду монастыря находитсяколонна, по сторонам которой изложена вся вековая история славной обители, ее достопримечательности, знаменитые события и посвящения ее.

Ипатьевский монастырь – одна из главных святынь России

Адрес: Россия, Кострома, Ипатьевская слобода, ул. Просвещения, 1
Основан: около 1330 года
Координаты: 57°46′35″N 40°53′40″E
Основные достопримечательности: Троицкий собор (фрески собора XVII века), звонница, палаты бояр Романовых, Наместничий корпус
Святыни монастыря: часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, икона священномученика Ипатия Гангрского с частицей мощей

Старинный мужской монастырь, расположенный в западной части Костромы, стоит особняком среди русских обителей. Он выделяется не только древней историей, берущей начало в XIV веке. Этот монастырь сыграл ведущую роль в становлении царских династий Годуновых и Романовых и сегодня хранит уникальные иконы и ценности. Посетить его будет интересно не только православным паломникам, но и любому образованному человеку, желающему прикоснуться к отечественной истории.

Вид на Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь со стороны реки Костромы

История Ипатьевской обители

Исследователи склоняются к мнению, что обитель создали в 1330 году на деньги, выделенные богатым татарским чиновником Четом, который через костромские земли направлялся в Москву в услужение князю Ивану I (Калите).

Существует предание, что на отдыхе, возле места, где Волга принимает воды Костромы, татарскому мурзе привиделись Богоматерь, апостол Филипп и священномученик Ипатий. И Чет повелел построить на речном берегу монастырь, а позже сам принял христианство под именем Захарий.

Слева направо: Домовая церковь Хрисанфа и Дарии, Троицкий собор, колокольня

Чет-Захарий стал прародителем двух влиятельнейших российских фамилий – Сабуровых и Годуновых. Известно, что потомки основателя обители были набожны и перед кончиной приезжали в монастырь, чтобы постричься в монахи и провести здесь свои последние дни. В монастырских стенах погребены оба родителя Бориса Годунова. И если бы Борис не стал русским государем, скорее всего, местом его упокоения также был бы Ипатьевский монастырь. Но прошло очень много лет, и сегодня на территории монастыря уцелела лишь одна из трех почитаемых усыпальниц.

Летописи свидетельствуют, что в XIV и XV веках об обители на берегу Костромы еще мало кто знал. Возвышение ее произошло во времена роста влияния рода Годунова при царском дворе. За пять десятков лет, с середины XVI века здесь провели большие работы по обустройству территории, а многие монастырские постройки возвели в камне. По обычаям тех времен обитель создавали как крепость, способную отражать набеги неприятеля. Для этого всю территорию опоясали надежной каменной оградой.

Собор Троицы Живоначальной

Годуновы делали монастырю богатейшие подношения. Они дарили ему драгоценные рукописные книги, имеющие серебряные и позолоченные оклады, а также жертвовали серебряную и золотую богослужебную утварь: блюда для панихид, потиры, дискосы, водосвятные чаши и звездицы. Сегодня часть этих ценностей можно увидеть в столице – в Оружейной палате, Третьяковской галерее и Историческом музее, а некоторые хранятся в музейной коллекции — на территории самой обители.

Смутные времена стали для монастыря суровым испытанием. Первое наступление польско-литовских войск Лжедмитрия II, благодаря ополченцам из Галича, удалось отбить. Но в 1609 году, когда неприятелей вторично выбивали из монастыря, взорвали одну из его стен. И от мощного взрыва сильно пострадали собор Живоначальной Троицы и два надвратных храма.

Домовая церковь Хрисанфа и Дарии

1612 год стал знаковым не только для самого монастыря, но и для в всего государства. Именно в этом году возле стен обители посольство из столицы вручило грамоту об избрании царем 16-летнему Михаилу Романову. Несколько последующих десятилетий, до самого конца XVII века, монастырь перестраивался и процветал. А работы по его обновлению проводились по распоряжению и на деньги царской фамилии. Новые монастырские храмы и здания возводили каменных дел мастера, жившие в Богословской и Ипатьевской слободах.

Монастырская братия постоянно создавала рукописные книги религиозного характера – евангелии, жития святых и синодики. Здесь же хранились ценные рукописи, привезенные из разных мест России и из-за рубежа. В 1814 году известному русскому историку Николаю Михайловичу Карамзину удалось разыскать в библиотеке обители ценнейшую рукопись XV века, созданную в Пскове, и позже названную Ипатьевской летописью. В ней описывается история становления Руси с начала XII по конец XIII века.

Звонница Ипатьевского монастыря

С конца XVII по середину XVIII века монастырь пережил полувековой период упадка. Из него в столицу для военных нужд вывезли несколько больших колоколов. Власти урезали денежное содержание для монахов, а саму обитель впервые стали использовать как место ссылки. Но в 1744 году обитель вновь ожила. На ее территории разместилась резиденция костромского архиерея, а через некоторое время здесь даже открыли Духовную семинарию.

Потом в монастырь стали наезжать представители царской фамилии. Первые визиты в костромскую обитель нанесла Екатерина II. А в XIX веке монастырская братия принимала всех правящих российских государей. Император Николай II бывал в монастыре неоднократно и последний раз заехал в обитель с семьей во время торжеств, посвященных 300-летию дома Романовых, которые отмечали во всей Империи в 1913 году.

С 1919 году, при советской власти, монастырь закрыли, всю братию изгнали из его стен, а имущество национализировали. Часть монастырских помещений отдали под музейные нужды, а в других поселили жителей костромской окраины.

Екатерининские ворота Ипатьевского монастыря

В начале 1920-х годов, когда государство экспроприировало церковные ценности из всех российских храмов, из обители забрали все серебряные и золотые изделия, а это свыше 14 кг золота и 200 кг серебра. К середине 30-х годов прошлого века на монастырской территории проживало уже около семисот человек, и часть древних храмов была разрушена.

Но с середины 1940-х годов отношение к древней русской обители поменялось. Ее, наконец, стали воспринимать как культурную и историческую ценность. Сюда перевезли уникальную деревянную церковь из села Спас-Вежи, которое подлежало затоплению новым Горьковским водохранилищем. А потом в монастыре создали музей-заповедник и начали постепенно выселять проживавших в нем людей.

Процесс возрождения православной обители начался в конце 1980-х годов. В 1989 году в Троицком соборе прошла первая служба, а спустя два года монастырь официально открылся. Освящение всей восстановленной территории произошло в 2002 году. Кроме того, в монастырских стенах возродили уникальный церковный музей.

Палаты бояр Романовых

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный Троицкий собор считается главным храмом на монастырской территории. Каменному зданию, которое появилось в 60-е годы XVI века, предшествовала деревянная Троицкая церковь – одна из самых первых монастырских построек. Но и первый каменный собор неумолимое время не пощадило. От взрыва при осаде в Смутные времена он сильно пострадал, и было принято решение о строительстве нового кирпичного храма.

Собор, который мы можем увидеть сегодня, возвели в середине XVII века. Эта пятиглавая крестовокупольная церковь имеет подклет и окружена живописной галереей. Ее крыльцо выходит на север со стороны богато декорированного фасада.

После строительства внутренние помещения храма стали расписывать. Но спустя два года по Костроме прошла большая эпидемия моровой язвы, и роспись прервали почти на три десятилетия. Заканчивала изографические работы в соборе знаменитая артель мастеров под руководством Гурия Никитина – известнейшего монументалиста того времени. Фрески распределены в четыре яруса, и их отличает манера письма, характерная для костромских иконописцев.

Зеленая башня Ипатьевского монастыря

В монастыре также можно увидеть храм Хрисанфа и Дарии (1852-1863 гг.). Эта домовая церковь имеет стройное шатровое завершение. Совсем недавно палехскими мастерами были закончены масштабные работы по ее росписи. И основными сюжетами фресок стали приход послов из Москвы к юному Романову и ввод русских войск в Париж в 1814 году.

В обители также сохранились звонница, построенная в XVII веке, Святые ворота с привратными часовнями (1767 г.), Архиерейский корпус (XVII в.), и несколько башен на монастырской ограде, возведенных в середине XVII века. А Церковь Рождества Богородицы, утраченная в годы борьбы советской власти с религией, была отстроена заново в 2013 году.

Современное состояние и режим посещения

Ипатьевская обитель – действующий епархиальный мужской монастырь, поэтому в нем следует вести себя в соответствие с церковными правилами и традициями. Войти на территорию и посетить Троицкий собор можно бесплатно. Богослужения в монастырских храмах проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.

Для посещения музея нужно покупать билеты. В летний период (с 1 мая до 30 сентября) он открыт с 9.00 до 18.00. Зимой (с 1 октября по 20 апреля) – с 10.00 до 17.00. Фото- и видеосъемка на монастырской территории и в музее возможна только на платной основе. А внутри храмов – вообще запрещена. Также не разрешена фото- и видеосъемка монахов и священнослужителей.

Как доехать до Ипатьевского монастыря

Монастырь расположен в Ипатьевской слободе, на ул. Просвещения, 1.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги — реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.

Вид на Новый город Ипатьевского монастыря

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. От городского автовокзала до монастыря ходят автобус и маршрутное такси № 14. Также до Ипатьевской слободы доходят маршрутные автобусы № 4, 8, 11 и 38.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

На берегу великой русской реки Волги возвышается прекрасный архитектурный комплекс великолепного Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы. Отражаясь своими белокаменными стенами в спокойных водах реки, он поражает красотой и одухотворённостью своих возвышающихся к небу линий.

Какая историческая версия вам ближе?

Существует несколько версий возникновения этого истинного украшения города. По одной, Ипатьевский монастырь основал брат великого князя Александра Невского, князь Владимир Ярославич в 1275 году, живший тогда в Костроме.

По другой же, более распространённой легенде, обитель основал в 1330 году татарский мурза Чет. Вопреки бытующему мнению, с татарами нас связывали не всегда только негативные отношения, были среди них и те, кто любил и уважал Русь.

А дело было так. Знатный вельможа Золотой Орды мурза Чет направлялся в Москву, к месту своей службы у Ивана Калиты. Приболев и устав с дороги, остановился он в понравившейся ему костромской дубовой рощице отдохнуть.

Во сне увидел Чет Божью Матерь с апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским, которые и вылечили его от болезни. В память об этом чуде и в благодарность за исцеление он на свои деньги поставил храм в этом месте.

Чуть позже вельможа Чет принял православие и, крестившись, взял себе имя Захарий. Это был родоначальник позже ставших очень знаменитыми двух родов Годуновых и Сабуровых. Все потомки Чета потом очень часто приезжали в монастырь, жертвовали здесь много денег и земель. А некоторые даже стали монахами обители.

Почти все завещали похоронить себя на монастырской земле, на кладбище монастыря. И со временем образовалось здесь 3 усыпальницы с 52 захоронениями его знаменитых потомков. До наших дней неразрушенной сохранилась всего лишь одна.

Некрополь бояр Годуновых формировался на протяжении четырех столетий, начиная с конца 13 века. Первыми в усыпальнице были погребены основатель рода Захарий, который до принятия православия был известен как татарин мурза Чет, и его сын Александр.

Династия Романовых. Как всё начиналось

После смерти Бориса Годунова Ипатьевская слобода стала принадлежать боярам Романовым. Здесь скрывался и будущий русский царь Михаил Романов со своей матерью. У него были причины опасаться за свою жизнь. Ведь после того, как Земский собор назначил его царём, поляки хотели убить юношу и поставить на царствование в России своего царевича Владислава.

Для этого был создан небольшой отряд поляков, который и отправился в Костромской монастырь. Но в пути они заблудились.

Здесь и совершил свой знаменитый подвиг Иван Сусанин, пообещав чужестранцам показать короткую дорогу, а сам завёл их в болотистый, непроходимый лес. Там он и погиб, но дорогу к монастырю так и не указал, спасая тем самым Россию и российский престол от иноземцев.

Долго отказывалась мать Михаила благословить сына на царствование. Да и сам шестнадцатилетний мальчик не хотел брать на себя такую ответственность. Но после долгих уговоров они согласились.

С благословения своей матери Феодоровской иконой Богородицы Михаил принял царствование.

С тех давних пор икона эта стала одной из главных святынь Романовых. Так, в 1613 году началось 300 летнее правление их династии. А костромской монастырь теперь называют «колыбелью дома Романовых».

Монастырь — оборонительная крепость

Первой постройкой в монастыре была небольшая деревянная церковь, освящённая во имя Живоначальной Троицы. Потом на этом же месте построили каменный пятиглавый Троицкий собор с одноимённым престолом и двумя приделами.

К монастырю вело 5 въездных ворот, среди них особо выделялись парадные Святые ворота с надвратной церковью. Считалось, что церковь над воротами призывает Небесные Силы для защиты монастыря или города.

Монастырь был укреплён. Кроме духовной, он выполнял ещё и функции оборонительной крепости — высокие, толстые стены, башни с бойницами, подземный ход к реке для снабжения водой — всё было предусмотрено для длительной защиты.

Время расцвета

Не жалели царственные особы богатых даров и пожертвований своей вотчине. Постоянно туда присылались новые иконы в богатых окладах, предметы церковной утвари.

Монастырская библиотека регулярно пополнялась редкими томами, украшенными драгоценностями. До 18 века там хранился древнейший список «Повести временных лет» — уникальная по своей исторической ценности летопись.

В 1835 году обитель посетил русский император Николай-1. Всё досконально осмотрев, он приказал отремонтировать и перестроить здания, чтобы возвратить им первоначальный вид. Глобальные изменения произошли тогда в архитектурном облике комплекса: практически все здания были восстановлены, а некоторые просто заново отстроены.

В 1913 году Кострома стала центром празднования 300-летия Дома Романовых. На праздник приезжали царские особы: Николай-2 со всем своим семейством, а также другие влиятельные люди того времени.

В городе состоялся грандиозный крестный ход, огромные толпы паломников прибыли в святую обитель. Этот год стал триумфальным для древнего монастыря.

и… запустения

После Октябрьской революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, как и многие другие, был попросту закрыт. К счастью, его не разрушили, а открыли в нём Костромской исторический музей.

Только в 1992 году было подписано соглашение о возрождении монастырской общины, и её совместной работе с находящимся там музеем. Это время стало новым периодом возрождения мужского монастыря.

Белоснежная достопримечательность России

Территория и музеи

В наши дни территория монастыря благоустроена. За монастырскими стенами очень уютно и спокойно.

Многочисленные экскурсии, гостей разных национальностей принимает у себя историко-археологический музей обители.

А отдельное здание, в котором жил когда-то будущий юный царь Михаил Романов сейчас называют Палатами бояр Романовых. Там открыта музейная экспозиция, посвящённая царской династии с их портретами и вещами, когда-то принадлежавшим царским особам.

Очарование Троицкого собора

Но центральным, главенствующим здесь храмом является Троицкий собор.

Необычайно красив он изнутри — свод, стены, столбы — всё расписано великолепными фресками. Расположены они в несколько ярусов, а всего на них изображено 80 композиционных рисунков. Каждая фреска посвящена определённому сюжету.

Фрески верхнего яруса красочно повествуют о явлении ангелов Лоту и Аврааму, дальше идёт история Иисуса Христа. Весь нижний ярус посвящён апостолам.

Люди, изображённые на картинах-фресках занимаются своими обычными делами — пекут хлеб, смеются, строят дома. Всё очень красиво и познавательно. На столбах, стоящих внутри собора, изображены некоторые русские князья.

Уникальные монастырские святыни

В 1758 году в Троицком соборе появился замечательный иконостас, состоящий из пяти ярусов. Изготовлен он по заказу русской императрицы Елизаветы Петровны Романовой и подарен ею Ипатьевскому монастырю. Великолепный иконостас полностью сделан из липы, все его части покрыты позолотой.

В центре иконостаса находится Тихвинская икона, копия того образа Тихвинской Божией Матери, которым был благословлён на царствование первый царь семьи Романовых. Оклад этой иконы украшен жемчугом и бриллиантами. Икона эта считается чудотворной, к ней приходят помолиться паломники из других, многочисленный городов и стран.

Подарки и святыни

Есть в обители прекрасные иконы святых с частицами их мощей и другие редкие, почитаемые верующими святыни. Когда-то, очень давно, в 1625 году царь Михаил Фёдорович получил от персидского шаха бесценный подарок — часть Ризы Господней в золотом ковчеге, богато украшенном драгоценными камнями.

Долгое время эта реликвия хранилась в Троицком соборе, но со временем была перевезена в другое место. И вот в 2005 году монастырь вновь обрёл свою уникальную святыню.

А еще здесь оберегается и почитается камень, который был привезен из Ипатьевского дома, где в 1918 году в ночь на 17 июля была расстреляна Царская семья. Он находился непосредственно в самой комнате в подвальном помещении, где приняли смерть Царственные мученики.

Прямо в центре монастырской площади стоит памятная колонна с именами знаменитых людей, побывавших здесь и принимавших участие в развитии истории костромской обители.

Монастырская звонница

Привлекает взгляд каждого паломника или туриста 4-х этажная белоснежная звонница. В течение нескольких веков она достраивалась с разных сторон.

К концу 17 века здесь располагалось 18 колоколов, самый крупный из которых был весом почти 10 тонн (600 пудов).

Сейчас здесь хранится в подарок кентского принца, пра-пра-правнука русского царя Николая-1. Это колокол «Царь Михаил» весом примерно 8000 кг (500 пудов). Отлит он специально к памятной дате: 400-летию коронования Михаила Романова.

Храм Хрисанфа и Дарии

В настоящее время на территории монастыря располагается храм в честь святых Хрисанфа и Дарии.

Не так давно он был расписан палехскими мастерами. Фрески рассказывают о приходе из Москвы послов к будущему юному царю Михаилу и о знаменательном событии 1814 года, когда русские войска вошли в Париж в окончание войны с Наполеоном.

Живописный храм по соседству

Здесь же, в Ипатьевской слободе находится церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенная в 1867 году. Пятиглавый храм своим внешним видом, да и внутренним оформлением очень похож на Троицкий собор.

Внутри он весь покрыт восхитительными росписями, они украшают весь интерьер. Расписывали церковь местные жители. Их имена, действительно мастеров своего дела, написаны на специальном клейме с северной стороны здания.

Композиция в главном куполе посвящена Иисусу Христу, восточный свод украшен картинами о Троице Новозаветной. Роспись на западной стене рассказывает о Страданиях Христа. С северной и южной сторон стоят написанные в полный рост Двенадцать апостолов. Храмовый иконостас выполнен в 19 веке, но иконы в нём написаны намного раньше.

Кострома — один из центров православной России

Здесь очень красиво, аж дух захватывает! И если говорить о духе, то он, русский дух, чувствуется во всём. Простота и роскошь, скромность и величие, духовное и материальное начало — всё переплетено здесь, в самом сердце России, как и в духе русского человека, духе земли русской!

Адрес, где находится костромской Ипатьевский монастырь: город Кострома, ул. Просвещения, 1.

Координаты: 57.7771, 40.89429.

Часы работы музея — в летнее время с 9 до 18 часов, а в зимнее — с октября по апрель — с 10 до 17. Богослужения проходят ежедневно в 8 и 17 часов.

Фотографировать можно, но только заплатив. Внутри храмов и священнослужителей фотографировать нельзя.

Добраться по Костроме до Ипатьевского монастыря можно на автобусе 14 или на маршрутном такси до остановки «Ипатьевская слобода».

Вы можете найти все достопримечательности Костромы на карте города (ее можно увеличить, нажав на «+», чтобы лучше рассмотреть территорию).

Для того, чтобы спокойно осмотреть разные интересные места города, мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!

Наша поездка в Ипатьевский монастырь состоялась 17 июля 2016 года. А далее мы отправляемся в Костромской музей деревянного зодчества под открытым небом: Костромская Слобода.

А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда отправляемся в Тридевятое Царство, которое мы неожиданно обнаружили на территории заповедника!

Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Поделитесь в комментариях, а в каких храмах и монастырях вам доводилось бывать и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

Костромской Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Последующие три императора удостоили монастырь своим посещением по два раза (один раз, будучи наследниками, второй раз – с титулами императоров). Александр II – в 1837 и в 1858 годах, Александр III – в 1866 и в 1881 годах и Николай II – в 1881 и в 1913 годах.

ТРЁХСОТЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ

В начале XX века монастырь производил необычайно сильное впечатление на паломников. Искусствовед Г. К. Лукомский писал в то время: «Ипатьевский монастырь. окружён высокими стенами: башни-бойницы, башни-дозорные, островерхие, круглые и уступчатые – придают внушительный, даже грозный вид древней обители. Но чёрные, лохматые кедры, пушистые лиственницы и плакучие берёзы вносят живописность, а выглядывающие из-за листвы золотые главы собора вливают торжественную ясность в тот архитектурный пейзаж, который открывается перед глазами обозревателя, когда он вступит на деревянный. мост через реку Кострому».

В 1913 году отмечалось 300-летие царствования Дома Романовых. Юбилей праздновался в Петербурге, Москве, других городах, но одним из главных мест проведения торжеств стала Кострома. Большинство календарей тогда вышло с видами Ипатьевского монастыря. Общественность города и насельники монастыря пребывали в ожидании торжеств, в ожидании царственных особ. Накануне празднования были произведены капитальный ремонт и реставрация Троицкого собора. Руководила реставрационными работами Археологическая комиссия во главе с архитектором Д. Милеевым. Вокруг собора был опущен грунт, открыт и облицован белым известковым камнем цоколь. Одновременно был исследован древний фундамент, который оказался выложенным из огромных булыжников.

На празднование в обитель прибыли император Николай II со всей семьёй, председатель Совета министров В. Н. Коковцев, министры и придворные. Сюда же прибыли потомки и правопреемники участников московского посольства 1613 года – управляющий Рязанской епархии, келарь Троице-Сергиевой Лавры, наместник Чудова и архимандрит Новоспасского монастырей, протоиереи Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. В огромной толпе народа, встречавшей Николая II у монастыря, находилась и группа потомков Ивана Сусанина.

Во время прибытия царского парохода из Нижнего Новгорода в монастырь через всю Кострому прошёл грандиозный крестный ход, в котором приняло участие всё духовенство Костромы во главе с викарием епархии епископом Арсением. У стен Нового города Николай II был встречен архиепископом Костромким и Галичским Тихоном. Император приложился к Феодоровской иконе Божией Матери, которой был благословлён на царство его предок Михаил, и вошёл в обитель. Под перезвон колоколов государь прошёл в Троицкий собор, где отстоял Литургию и молебен, после чего «в палатах бояр Романовых» осмотрел древлехранилище Церковно-исторического общества. В экспозиции сокровищ Ипатьевского монастыря была представлена Владимирская икона Божией Матери, принесённая Московским Посольством, икона-складень из молельной комнаты юного царя, посох, принадлежавший Михаилу Романову, и другие ценности. Во время пребывания Николая II в монастыре был момент, когда он вышел к народу, запрудившему всё пространство между обителью и берегом реки Костромы.

Ничего подобного торжествам 19 мая 1913 года в истории обители после марта 1613 года не было, и в каком-то смысле эти дни стали апофеозом древнего монастыря. В то же время это было как бы и прощание со всей уходящей старой Россией, Россией царской, Россией Михаила Романова и его потомков. Это был последний триумф монастыря. Революционные события 1917 года выдвинули новые ценности, среди которых не нашлось места ни монастырям, ни национальным святыням, ни самой идее Божьего Духа.

ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Новая власть с самых первых своих шагов была нацелена на искоренение православных святынь. В начале 1919 года монастырь был закрыт, монахи и епископ Филарет (Никольский) изгнаны, а всё имущество национализировано. Часть монастырских помещений была передана губернскому музею, а в большей части строений разместился Советский посёлок, где поселились жители фабричной окраины Костромы. Ещё какое-то время – до 1922 года – продолжалась служба в соборах и разносился по округе звон колоколов с монастырской звонницы.

Общая беда всех храмов России – проводимое под предлогом помощи голодающим изъятие церковных ценностей – не миновала и обитель на устье Костромы. В марте 1922 года губернская комиссия конфисковала священные сосуды, лампады, подсвечники, оклады для икон общим весом в 36 фунтов золота (более 14 килограммов) и 12 пудов 30 фунтов серебра (около 200 килограммов).

В конце 1922 года в архиерейском корпусе монастыря вспыхнул пожар, после чего обгоревшее здание было передано городскому профсоюзу текстильщиков, приспособивших его под жильё для рабочих костромских текстильных фабрик. Заселение бывшего архиерейского корпуса в декабре 1923 года описал со свойственной ему ненавистью к Православию и русской культуре в очерке «Конец св. Ипатия» один одесский журналист, ставший мелким революционным литератором (Иосиф Бабель).

К 1936 году количество квартир в монастыре достигло 140. В них проживало около 700 человек. В церкви Рождества Богородицы были размещены экспонаты антирелигиозного музея. В первой половине 30-х годов эта церковь была разрушена, кроме того, к разрушению были намечены стены монастыря и ряд других церковных построек. К счастью, большая часть из них сохранилась.

С середины 40-х годов начался постепенный пересмотр отношения властей к религиозным ценностям, понемногу монастырь стал восприниматься как достопримечательность. В 1956 году из зоны затопления Горьковского водохранилища на территорию монастыря был перевезён уникальный, сработанный без единого гвоздя деревянный Спасо-Преображенский храм из села Спас-Вежи. Низкий поклон тем труженикам и бессребреникам, которые по брёвнышку перевезли и восстановили это изумительной красоты творение русского зодческого гения. В 1958 году в стенах монастыря создаётся историко-архитектурный музей-заповедник, начинается выселение проживавших в нём людей.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Первая служба в монастыре после многих десятилетий гонений состоялась 23 ноября 1989 года. Её возглавил епископ Александр (Могилёв). Присутствовало практически всё духовенство города. В 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община, а в начале 1992 года была отслужена первая со времён революции Божественная литургия.

8 мая 1993 года монастырь посетил глава Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Летом 1993 года в монастыре произошло открытие фестиваля «Вехи», посвящённого 380-летию династии Романовых. 14 февраля 1994 года правительством России было подписано распоряжение о передаче Костромской епархии части зданий Ипатьевского монастыря. 12 апреля 1996 года, накануне Пасхи, на звонницу монастыря, в восполнение снятых в 1925 году, были водружены 6 новых колоколов. Самый крупный из них («Свет-колокол») весит шестьдесят пять пудов. 2 марта 1997 года представителем Антиохийского Патриархата при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась передача в монастырь частички мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.

Общее руководство монастырём осуществляет архиепископ Костромской и Галичский Александр, который являлся священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря до 2010 года (перемещён в Казахстанский митрополичий округ). Повседневные заботы о братии и хозяйственные дела в обители выполняются под руководством наместника монастыря архимандрита Павла (Фокина). В число владений монастыря входит звонница и небольшой храм в честь св. Лазаря Четверодневного, «кельи над погребами». Кроме того, за стенами монастыря имеется уникальный храм постройки XVII века во имя святого апостола Иоанна Богослова, который также передан братии.

В настоящее время в монастыре подвизается небольшое количество монашествующих и послушников. Основные послушания иноков – это келейные молитвы, церковные службы и работы по восстановлению и реставрации храма Иоанна Богослова.

Стоит особо сказать об этом храме. Согласно сохранившимся документам, он был построен в 1687 году. Замечательна его фресковая иконопись, которая сродни росписи Троицкого собора. В советское время фрески были высоко оценены искусствоведами, но дальше оценки дело не пошло. Со временем о них забыли. Новое открытие фресок и международное признание пришло к ним в 1998 году. Сейчас ведутся активные реставрационные работы на скромные средства верующих. Хорошо сохранилась каменная ограда церкви, в границах которой среди многих захоронений покоится прах известного богослова прошлого века, профессора Московской Духовной академии Ф. А. Голубинского. На месте храма Рождества Богородицы, разрушенного советской властью, в 2000 году был освящён первый камень новой церкви Царственных Мучеников.

В 2002 году Кострома отмечала 850-летие со дня основания города. На конец августа был намечен приезд Патриарха Алексия II. За три недели до этого визита было объявлено решение городских властей передать монастырю Новый город – часть монастырской стены, башни и корпус, где размещался отдел природы историко-архитектурного музея. Было объявлено, но документы тогда остались неподписанными. Уникальная, стоявшая на сваях, церковь Преображения осталась за музеем, и её должны были позднее перевезти на территорию музея деревянного зодчества. Это мероприятие требовало немалых (в масштабах города Костромы) средств.

Патриарх прибыл в Кострому 30 августа. Он совершил краткую заупокойную службу (литию) у Романовского обелиска. За богослужением поминались имена царя Михаила, его родителей – Патриарха Филарета и инокини Марфы, а также последнего наместника обители – иеромонаха Макария. Посетив Ипатьевский монастырь, Патриарх Московский и всея Руси призвал максимально ускорить процесс возвращения этой древнейшей в Костромском крае обители Русской Православной Церкви.

«Передача монастыря Церкви не означает закрытие музея или каких-либо ограничений для туристов – музей и монашеская община могут здесь гармонично сосуществовать», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. По его мнению, «возрождение в древних стенах монашеской жизни даст возможность во всём объёме оценить историческое и духовное значение выдающегося памятника Отечества».

Спустя несколько дней после визита Святейшего обитель понесла тяжелейшую утрату – 4 сентября 2002 года сгорела красивейшая деревянная церковь Преображения Господня, перенесённая сюда из села Спас-Вежи. Этот храм находился на территории Нового двора, недавно переданного монашеской общине, но тогда доступного для туристов и экскурсантов. Пожар начался в половине шестого вечера, когда музей был ещё открыт и на территории монастыря находились туристы, в том числе и иностранные. Пожару была присвоена высшая категория сложности. В тушении участвовала специальная пожарная часть МЧС. Столб пламени достигал в высоту пятидесяти метров. Огонь быстро перекинулся на близко стоящую угловую башню и стену, и они также сильно пострадали от огня.

Основной причиной пожара назвали брошенный кем-то из туристов непотушенный окурок. Это удивительно, но на территории музея деревянного зодчества туристам разрешалось курить! Стоит ли говорить о том, что это ещё и монастырь – место святое. Наместник монастыря архимандрит Павел многократно обращался к руководству музея с просьбами запретить курение для туристов на территории обители, но каждый раз его просьбы игнорировались. Храм не был даже ограждён, к нему мог подойти любой человек.

. Двумя месяцами ранее, 17 июля 2002 года, уже во второй раз в Ипатьевском монастыре память страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии была отмечена церковной молитвой. В переполненном Троицком соборе обители Божественную литургию в сослужении сонма духовенства как из Костромской, так и из других епархий, совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр. За Литургией владыка Александр рукоположил в священный сан выпускника Костромской Духовной семинарии диакона Андрея Лебедева.

В этот день в Ипатьевский монастырь многолюдным покаянным крестным ходом из Иванова была принесена чтимая икона Божией Матери «Державная», чудесно явленная, как известно, в день отречения императора Николая II от царского престола. По окончании богослужения состоялся крестный ход с образом Царицы Небесной вокруг храма и славление святых царственных страстотерпцев, после которого со словом проповеди к духовенству и верующим обратился архиепископ Александр.

В дар Ипатьевской обители в этот знаменательный день был преподнесён от Екатеринбургской епархии камень от стен разрушенного Ипатьевского дома, в котором была расстреляна царская семья.

Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу. Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах. В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося. Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год). Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.

  • чудотворная Тихвинская икона Божией Матери;
  • частица ризы Господней;
  • частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского;
  • часть главы блаженного Симона Юрьевецкого.

Ипатьевский монастырь расположен по адресу: Кострома, ул. Просвещения, 1.

Свято троицкий ипатьевский монастырь в костроме

Новостная лента епархиальной жизни

Документы

Опубликованные официальные документы

Видео

Официальный канал митрополии на Youtube

Правящий архиерей

Отделы

Отделы костромского епархиального управления

Карта митрополии

Храмы и монастыри митрополии на карте

Благочиния

Храмы

Справка по храмам Костромской епархии

Монастыри

Образовательный и миссионерский отделы

Братства и сестричества

История митрополии

Костромской кремль

Святые и подвижники благочестия

Святые особо чтимые
в Костромской митроплии

Феодоровская икона Божией Матери

История обретения. Молитвы. Акафист

Святые иконы

Особо почитаемые в Костромском крае иконы

Святые источники

Святые источники и родники в Костромской митрополии

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

По преданию, основателем Ипатьевского монастыря был татарский мурза (вельможа) Чет, первоначальник рода Годуновых. В 1330 году на пути в Москву – для поступления на службу к московскому князю Ивану Калите – Чет остановился на месте, где река Кострома впадает в Волгу; здесь в ночном видении ему явились Пресвятая Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским. После этого Чет принял крещение с именем Захария и основал на месте видения иноческую обитель во имя священномученика Ипатия.

Современные ученые полагают, что Ипатьевский монастырь был основан раньше – в середине или конце XIII века – новгородцами, особенно почитавшими священномученика Ипатия (как покровителя посадников Великого Новгорода) и апостола Филиппа; известно, что именно новгородцы использовали в древности реку Кострому для выхода к Волге. Однако участие Захарии-Чета в судьбе Ипатьевской обители несомненно: оно подтверждается вниманием, которое оказывал этому монастырю род Годуновых.

Первой монастырской церковью стал деревянный храм во имя Живоначальной Троицы; не позднее 1558 года здесь был возведен каменный Троицкий собор с приделом во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Около 1564 года завершилось возведение второго каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Ипатьевской обители были погребены многие представители семьи Годуновых, покровительствовавших монастырю. С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость. В 1609 году в обители несколько месяцев укрывались воинские отряды Лжедмитрия II («тушинского вора»), разбитые ополчением северных городов.

14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе — прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание; с того времени Кострома получила именование «колыбели дома Романовых», а Феодоровский образ Царицы Небесной стал семейной святыней российских самодержцев. В память об этом Церковь установила особое празднование Феодоровской иконе, совершаемое 14/27 марта.

В 1642-1645 годах по повелению царя Михаила Феодоровича с западной стороны к обители пристроили прямоугольник стен так называемого «нового города» с тремя башнями. В 1649 году Троицкий собор монастыря был разрушен взрывом пороха, хранившегося в его подклете. Новый Троицкий собор возвели к 1652 году, а в последней четверти XVII века с юго-запада к нему пристроили придел во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила. Собор был расписан костромскими изографами под руководством Гурия Никитина и Силы Савина. Под его сводами пребывала местночтимая чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери – вероятно, принесенная в монастырь царем Михаилом Феодоровичем в 1619 году при посещении им Костромы. До XVIII столетия в библиотеке обители хранилась уникальная летопись, названная впоследствии Ипатьевской – один из древнейших списков «Повести временных лет».

С 1744 года, когда была образована Костромская епархия, Ипатьевский монастырь стал резиденцией костромских архиереев, а его Троицкий собор – кафедральным храмом. В 1764 году здесь завершилось строительство нового собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в 1768 году в подклете Троицкого собора был устроен храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. В 1747-1754 годах в Ипатьевском монастыре размещалась Костромская духовная семинария.

После посещения Ипатьевской обители в 1834 году императором Николаем I началась новая эпоха монастырской истории. В 1835 году обитель получила статус первоклассного кафедрального монастыря (архиерейская же кафедра была перенесена в Успенский собор Костромы). Началась обширная перестройка зданий обители для возвращения ей, по словам царского распоряжения, «древнего вида»; руководителем работ стал архитектор К.А. Тон (создатель Храма Христа Спасителя в Москве). В архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии; фактически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор; перестроили корпуса обители, в том числе и келарский, где, по преданию, в 1613 году жил будущий царь Михаил Феодорович (теперь это здание именуется «палатами бояр Романовых»; в 1913-1918 годах здесь размещался епархиальный музей — древнехранилище).

В 1919 году Ипатьевский монастырь претерпел закрытие, его насельников изгнали из стен обители (хотя богослужения в монастырских соборах, получивших приходской статус, продолжались до 1922 года). Богородице-Рождественский собор, в 1927 году превращенный в антирелигиозный музей, в тридцатых годах ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году бывший монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником.

18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви. В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.

В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.

Святыни монастыря:

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Праздники:
День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Справочная информация:

Адрес: 156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1.

Секретарь тел./факс: (4942) 37-22-41
Паломнический отдел тел./факс: (4942) 31-25-89
Музей (научные сотрудники) тел.: (4942) 31-75-91

E-mail: ipatievsky@yandex.ru
E-mail (Паломнический отдел): ipatii_palom@mail.ru

Проезд (по г. Костроме): автобус № 4, № 14, № 38 и маршрутное такси № 8, № 11 до остановки «Ипатьевская слобода».

Ссылка на основную публикацию