Свято пафнутьев боровский мужской монастырь

Свято пафнутьев боровский мужской монастырь

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь (Пафнутьев-Боровский, Свято-Пафнутьев-Боровский) — мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине города Боровска.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый, в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века.

В XVI веке монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями, обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербатова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

В 1610 году монастырь оборонял от поляков князь Михаил Волконский, однако он был взят приступом и сожжён. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен епископом Коломенским и Каширским. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Против боровских противников реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержались под стражей и были уморены голодом боярыня Морозова (в иночестве Феодора) и её сестра княгиня Урусова.

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нём разместили исправительную колонию, потом — сельхозтехникум. При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи начала XVI века. Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею. Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

В 1859 году, по данным описи, в монастыре было девять колоколов, из которых до наших дней сохранился небольшой колокол с надписью, указывающей на дату изготовления: «6996 (1488) года, месяца октября 10 дня. А делал его Федька Пушечник». В настоящее время этот колокол является экспонатом музея в Коломенском.

В 1991 году Митрополит Калужский и Боровский Климент благословил Власия на покровительство Пафнутьева монастыря, и число паломников многократно возросло. Все они нуждались в духовной помощи. В 1998 году отец Власий уехал на гору Афон. Там среди монахов он прожил пять лет. Затем он снова вернулся в Пафнутьев монастырь, где и находится по сей день. Встречи с отцом Власием ищут тысячи прихожан со всего мира. Одни приходят к старцу, чтобы избавиться от неизлечимых недугов, другие — чтобы получить житейский совет для разрешения важных мирских дел. Многие находят в его лице духовную поддержку. Для каждого прихожанина Власий находит доходчивый простой ответ.

Самую актуальную информацию о приеме отцом Власием могут сказать по телефону привратной монастыря (проходной), ведется ли прием, — и приезжать. Но лучше всего приезжать с запасом, на несколько дней. Тогда ваши шансы попасть к батюшке возрастут (с учетом большой очереди тоже).

Адрес: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова д. 1; Телефон привратной: (48438) 4-37-39; Телефон паломнической службы: 8 960 515 54 53

Из Москвы добраться можно так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом или маршруткой на Боровск до остановки «Роща» или «Рябушки» (около 20 минут).

Расписание автобуса Боровск – Ермолино:
— из Боровска 6.50, 8.00, 9.10 (через монастырь), 10.25, 12.30 (через монастырь), 13.45, 14.55, 16.05, 17.20 (через монастырь.
— из Ермолино 7.25, 8.35, 9.50 (через монастырь), 11.00, 13.10 (через монастырь), 14.20, 15.30, 16.40, 17.50 (через монастырь).

Из Москвы на автомобиле добраться можно так: по Киевской трассе в направлении г. Калуги ехать до поворота направо на Балабаново. Свернув на этом повороте, Вы около километра двигаетесь до пересечения с трассой А-108. Здесь нужно повернуть направо на Боровск. Двигаясь по этой дороге Вы проедете д. Ермолино и вновь окажетесь на развилке, где Вам нужно будет повернуть налево — на г. Боровск. Двигаясь по дороге в направлении г. Боровска около километра, Вы окажетесь еще перед одной развилкой, где нужно будет вновь повернуть налево (на развилке есть указатель на Свято-Пафнутьев монастырь). После поворота Вам останется около 1.5 километров до монастыря по асфальтовой дороге.
скачать dle 12.1

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Содержание:

В 1444 году преподобный Пафнутий, бывший до того настоятелем Боровского Высоко-Покровского монастыря, перебрался на другой берег Протвы, где предался уединенной молитве. Однако, как всегда происходило в подобных случаях, вскоре к подвижнику стали собираться ученики — так был основан Боровский монастырь. Уже в 1448 году в монастыре появился первый деревянный храм.

Преподобный Пафнутий окончил свой земной путь в 1477 году, Почитая преподобного Пафнутия как великого подвижника и чудотворца, ко гробу его стекались богомольцы, и некоторые из них делали богатые вклады в обитель. Уже при жизни преподобного Пафнутия к нему с величайшим благоговением относились представители московского княжеского дома. Не оставили они монастырь и после его смерти. В 1480 году эти места посещал Иван III, в 1529 году — Василий III с супругой Еленой Глинской (они молились здесь о чадородии). Не будет преувеличением сказать, что для последних Рюриковичей обитель являлась фамильной святыней.

Эпоха первых испытаний, пришедшихся на долю Боровского монастыря — это — эпоха русской Смуты, которая не обошла стороной Боровскую обитель — в 1610 году монастырь взяли приступом отряды Лжедмитрия II и Яна Сапеги; защищавший обитель князь Михаил Константинович Волконский последний, смертный, бой с наступавшими «воровскими людьми» принял в самом соборе, у раки преподобного Пафнутия Боровского.

Три года после разорения 1610 года монастырь пребывал в полной разрухе. В 1613 году в него стали возвращаться иноки — постепенно знаки пережитой беды исчезли.

Архитектурный ансамбль Пафнутьево-Боровского монастыря

Великолепный архитектурный ансамбль Пафнутьево-Боровского монастыря складывался веками. Нынешний облик обитель в общих чертах приобрела во второй половине XVIII века.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Мощи Пафнутия Боровского основателя монастыря

На фото: Рака и сень для святых мощей Преподобного Пафнутия

Когда в 1991 году первые насельники пришли в переданную Церкви Пафнутьево-Боровскую обитель, святыня в ней имелась лишь одна, но, самая главная — мощи основателя монастыря преподобного Пафнутия Боровского. Таковой она остается но сей день.

История мощей преподобного Пафнутия Боровского не вполне обычна. По большому счету, ныне мы знаем лишь то, что они почивают под спудом в Пафнутьевом монастыре в соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где устроена специальная рака с сохранившейся частицей мощей святого.

Известно, что мощи преподобного были обретены до 1610 года. Общецерковное прославление Боровского игумена состоялось на известном Соборе 1547 года, при святителе Макарии, митрополите Московском.

Трагическим водоразделом в истории Свято-Пафнутьева монастыря стал 1610 год — полученные тогда раны обитель залечивала долгие годы. Согласно преданию, при осаде монастыря войсками «Тушинского вора» Лжедмитрия II монахи достали мощи святого из раки и спрятали их. Возможно, это сделали те иноки, которые во время сражения, развернувшегося в самом соборе, скрылись в потайном помещении над алтарем. Обитель пала — предводитель русского воинства князь Михаил Волконский бился до конца и погиб последним. На то, что рака была к тому моменту пуста, косвенно указывает описание смерти князя: «От великой злобы поляки бросили тело убитого князя в раку преподобного Пафнутия».

С тех пор местонахождение мощей святого неизвестно. Рака же над почивающими, как предполагается, здесь под спудом мощами преподобного оставалась объектом молитвенного поклонения на протяжении веков.

В 1674 году раку «обложили золоченым серебром» — это был вклад князя Ивана Борисовича Репнина. В 1747 году над ракой была устроена сень.

В начале 1920-х годов, когда развернулась кампания по изъятию церковных ценностей, все более или менее ценные монастырские предметы, в том числе и раку, большевики конфисковали.

После освящения собора Рождества Пресвятой Богородицы в 1995 году раку над местом первоначального погребения преподобного Пафнутия — перед иконостасом, у южных дверей, — возобновили.

И в первый же год возрождения монастыря в обитель была перенесена частица мощей преподобного Пафнутия, чудесно обретенная в Псково-Печерском монастыре.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь богослужения контакты как добраться расположение на карте

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь расписание богослужений

Богослужения в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре совершаются ежедневно: в 5:30 (братский молебен; утренние молитвы; полунощница; 3-й, 6-й часы; Божественная литургия; в воскресенье — ранняя Божественная литургия в 6:30, поздняя Божественная литургия в 9:30), в 12:00 (молебен с акафистом; в воскресенье — в 14:00) и в 17:00 (вечернее богослужение; накануне праздников и воскресных дней — всенощное бдение).

Престольные праздники Богородице-Рождественского собора —14 мая (день памяти преподобного Пафнутия Боровского) и 21 сентября (Рождество Пресвятой Богородицы). Даты даны по новому стилю.

  • Адрес монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1
  • Тел. привратной монастыря: +7 (48438) 4-37-39
  • Тел. паломнической службы: +7 (48438) 6-61-96
  • Сайт: www.pafnuty-abbey.ru

Как добраться самостоятельно в Боровский монастырь

На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), дальше пешком (минут ю).

На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу.

Далее поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не пропустите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога идет прямо к обители.

Расположение Боровского Пафнутьева монастыря на карте

Разгром Пафнутьева монастыря в 1610 году

На фото: Картина В. К. Демидова «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского в Пафнутьевом монастыре в Боровске в 1610 году»

Летом 1610 года Лжедмитрий II вместе с Яном Сапегой двинулся на Москву. Боровска ему было не миновать.

Царь Василий Шуйский, доживавший на троне последние дни, послал навстречу «вору» в Боровск 800 московских стрельцов под командованием князя Михаила Волконского. Князь, оценив невыгодность обороны в самом городе (где, к слову, было немало сторонников самозванца), перебрался в Пафнутьев монастырь, уже тогда представлявший собой хорошо укрепленную крепость. На протяжении десяти дней войска Лжедмитрия II трижды безуспешно штурмовали монастырь. Четвертый приступ оказался роковым — обитель пала. При этом причины ее падения называются разные.

Одна из версий — условно говоря, «изменническая». Согласно ряду источников, помощники воеводы Афанасий Челищев и Яков Змиев еще до осады уговаривали князя переметнуться на сторону Лжедмитрия II и, не добившись согласия, ночью открыли врагу ворота Тайницкой башни, которая с тех пор в народе называлась не иначе как «башня измены».

По другой версии, измены не было, но возле ворот собралось множество местных крестьян. Они стремились укрыться от врагов за монастырскими стенами. Волконский будто бы приказал открыть ворота, чтобы впустить их, чем и воспользовались «воровские» отряды.

Наконец, третья версия утверждает, что наступавшие в честном бою сломили сопротивление русских стрельцов. В дневнике, который вел Ян Сапега, находим лаконичную запись:

«15 июня нападение на монастырь св. Пафнутия. Войска убито 4909 человек. Гусарская конница, сошедши с коней, содействовала овладению монастырем, который разорен до основания. Воевода Михаил Волконский убит; из 50 чернецов осталось не более ю человек».

После того как неприятель ворвался в обитель, жестокая сеча развернулась прямо среди монастырских построек.

О судьбе мощей преподобного Пафнутия. Несколько старцев прятались с мощами во время битвы в тайной комнате над алтарем. Дождавшись ухода неприятеля, они сокрыли мощи святого, а сами с их частицей ушли в Троице-Сергиев монастырь.

После погрома, устроенного людьми самозванца в Пафнутьевом монастыре, не осталось в Боровске и окрестностях такого семейства, в котором кто-либо не погиб от рук интервентов.

В Писцовой книге за 1621 год, где перечислены имена боровчан, против многих из них так и значится:

«Убит ляхами в Пафнутьевом монастыре».

Пафнутьев Боровский монастырь в 1812 году

На фото: Картина «В 1812 году» (1874) кисти известного передвижника И. Прянишникова.

Гроза 1812 года

Подлинным несчастьем для Пафнутьева монастыря и его соборного храма стал 1812 год. Наполеоновские солдаты трижды опустошали боровскую землю — когда шли на Москву; когда бежали из нее, пытаясь прорваться на Калужскую дорогу; когда, наконец, откатывались обратно, получив сокрушительные удары под Тарутиным и Малоярославцем. В последний раз «непобедимая» армия Наполеона, заметно поутратившая уже тогда свое «величие», квартировала в Боровске почти неделю — с 10 по 15 октября. По ее отходе город напоминал пепелище.

В эти страшные месяцы прославились своим мужеством боровские крестьяне — фельдмаршал Михаил Кутузов призывал соотечественников следовать их примеру.

Они развернули активную партизанскую борьбу против захватчиков. Гражданское население являло образцы самопожертвования. Большую известность получил случай со стариком-крестьянином Титом. Французы, у которых украли хорошего скакуна, схватили двенадцать стариков, объявив, что казнят их, если местные жители не выдадут похитителя лошади. Крестьянин Тит взял всю вину на себя и был утоплен в пруду близ стен Пафнутьевой обители. Пруд этот с тех пор стали звать Титовым.

Боровский монастырь являлся ориентиром слишком приметным, чтобы его французы не заметили. В результате был разрушен третий этаж келейного (юго-восточного) корпуса, повреждены фрески в церкви Рождества Христова, в трапезной и в паперти под колокольней. И это не считая более мелких разрушений и элементарного грабежа.

vigersans

МОЙ ЖУРНАЛ

Пафнутьево-Боровский монастырь

Пафнутьево-Боровский монастырь является одним из самых древних и живописных монастырей в России. Расположен он в Калужской области в небольшом городке Боровске. Пафнутьево-Боровский монастырь так же встречается под названиями: Свято-Пафнутьев-Боровский мужской монастырь или просто Пафнутьев-Боровский.

Что касается происхождения названия монастыря, то здесь все довольно просто, монастырь был назван в честь его основателя – преподобного Пафнутия Боровского(1394—1477).

Икона преподобного Пафнутия Боровского.
Дед Преподобного был ордынским баскаком в Боровске, где, приняв христианскую веру, остался навсегда. В Боровске же сам прп. Пафнутий с 20-летнего возраста подвизался в Высоком Покровском монастыре под руководством священноинока Никиты, ученика прп. Сергия Радонежского, проведя там около 30 лет, из них 13 — игуменом. Впав в тяжкую болезнь, Преподобный принял схиму. По выздоровлении он, отказавшись от настоятельства, ушел с одним из братии вниз по течению Протвы и 23 апреля 1444 г. поселился в лесу между реками Протвою и Истерьмою.

Здесь основав монастырь, на небольшом холме у слияния двух рек, р.Истремы в реку Протву.

Официальным годом создания монастыря считается 1444 год. С тех пор монастырь пережил многие события, и примерил на себе разные образы, порой даже совсем не священные.

После кончины Пафнутия на смену ему пришел ученик Иосиф Волоцкий. Изначально храм был деревянным, но уже в 1467 году был выстроен белокаменный собор в центре монастыря. Еще позднее в 16 веке, монастырь был обнесен стеной из камня. Причем это была довольно прочная постройка, которая включала в себя несколько оборонительных башен.

Таким образом монастырь превратился в нечто похожее на крепость. Главным достоянием монастыря является тот факт что первозданный храм расписывал сам Дионисий. Дионисий – ведущий иконописец Москвы конца 15 и начала 16 века. Он же расписывал знаменитую Успенскую церковь в Москве. Предположительно являлся продолжателем стиля Рублёва.

К сожалению так сложилось что до наших дней сохранились лишь некоторые участки расписанные Дионисием. Во время полной перестройки монастыря в 1586 года, храм был полностью уничтожен и отстроен заново. А в основания храма были заложены обломки с уникальными росписями Дионисия.

Затем наступили печальные времена Смуты. Что только не пережил монастырь, он был и осаждаемой крепостью, во время войны с поляками. Был сожжен в ходе войны с Бонапартом. Был местом массовых убийств. В общем история у Пафнутьево-Боровского монастыря большая и интересная.

Буквально ожил и начал существовать как православная святыня монастырь начал лишь в марте 1991 года. Незадолго до этого он был объектом Главмузея. В настоящий момент в Рождественском соборе хранятся мощи самого основателя храма – преподобного Пафнутия.

На сегодняшний день монастырь активно функционирует и готов принять всех желающих исповедоваться или попросить совета у священника. В настоящий момент прием ведет старец монастыря Власий. Он готов принять каждого обратившегося к нему с проблемой или бедой. К нему устремляются люди со всей России.

Отсюда бесконечная очередь на прием. Очередь ведут сами посетители, следя и считая очередь для каждого желающего, неразберихи никогда не происходит, все таки образованность пришедших сюда людей говорит сама за себя. Единственная просьба отца Власия не беспокоить его и не тратить время на совершенно глупые вопросы в которых каждый должен разбираться лично.

Вот так на сегодняшний день выглядит Пафнутьево-Боровский монастырь. Территория конечно небольшая но зато все очень гармонично сочетается а атмосфера внутри монастыря легкая и уютная.

Не менее красивая и живописная природа вокруг Пафнутьево-Боровского монастыря. Небольшой лес, река, все это в полной мере представляет роскошную красоту русской природы.

ПРОЗОРЛИВЫЙ СТАРЕЦ СХИАРХИМАНДРИТ ВЛАСИЙ

Как проехать к Свято-Пафнутьеву Боровскому монастырю: из Москвы — с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10).

Свято пафнутьев боровский мужской монастырь

5. Как доехать до Свято-Пафнутьев Боровского мужского монастыря

Схемы проезда до Боровска:

В Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь
можно доехать на автобусе или маршрутке Балабаново — Боровск

Старинный Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, основанный в 1444г., находится внизу от дороги, между остановками «Рябушки» и «Роща» — после изменения границ города теперь уже на территории г. Боровска.
В старину это были отдельные села. Сейчас их названия остались только в виде названий места (как микрорайона) и остановок.
Помимо монастыря в Рябушках и на Роще есть свои действующие Храмы:
Церковь Димитрия Солунского в Рябушках и Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Роще

Если Вы едете на своей машине со стороны Москвы, Балабаново:

Проезд по Киевскому шоссе и от Балабаново до Звездочки — подробно описан на других страницах сайта. Поэтому только несколько уточнений по дороге от Балабаново:

Проехав Русиново Вы увидите развилку. Отсюда до монастыря 1,5 км.
На ней к монастырю нужно повернуть влево от основной дороги .
Перед ней справа на дороге стоит указатель ,
а на самой развилке поставлен новый указатель:

Здесь расположена современная граница г. Боровска, она обозначена стелой слева около дороги, сразу после развилки.
Прямо дорога отсюда ведет в центр Боровска через остановки «Рябушки», «Роща», затем через «Красивый поворот», «Долы».
Ориентир развилки: сначала справа будут видны стеклянные оранжереи. Это теплицы с розами (ночью видно яркое свечение), а затем справа площадка перед воротами. На этой территории находятся также «Табачная фабрика» и завод по производству CD/DVD дисков.

При подъезде на своей машине со стороны Боровска развилка перед остановкой РОЩА. Здесь нужно повернуть вправо от основной дороги. После поворота по дороге справа будет церковь с. Рощи.

Если Вы едете на маршрутке или автобусе из Балабаново: (монастырь будет слева от дороги)

Можно выйти на остановке РЯБУШКИ .
Перейдя дорогу, спустится к монастырю, сначала по неасфальтированной дороге, затем направо, вдоль автодороги — выйти к главному входу монастыря. Это более длинный, но пологий путь !

Можно выйти на остановке РОЩА .
Перейдя дорогу, спустится к монастырю по тропинке в лесу: прямо, вправо, влево вниз к мостику. Затем пройти по мостику через ручей (река «Истья») и обогнув монастырский пруд, поворачивая налево, выйти к главному входу монастыря. Это более короткий, но крутой путь — с горки перед мостиком !

Дополнительно из Боровска есть возможность доехать прямо до ворот монастыря в рабочие дни.
По словам водителя, 3 рейса автобуса по маршруту Боровск — Ермолино № 105 с понедельника по пятницу делают «петлю», проезжая через в Пафнутьев-Боровский мужской монастырь.
Расписание этого маршрута есть в разделе «Расписания других машрутов из Боровска».
Рейсы с заездом «через монастырь» я там выделил зеленым цветом.

В Боровске в конце улицы Рабочей (бывшей ул. Подвысоковской в селе Высокое) над рекой Протвой возвышается деревянная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (конец XVII—XVIII века). На склоне горы, под церковью, есть родник. В 2010 году церковь была полностью восстановлена.

По преданию, первая церковь на этом месте была основана еще родителями преподобного Пафнутия, могила которых находится здесь же и отмечена каменной часовней XIX в. На этом месте в монастыре, основанном в 1410г. (упраздненном в 1776 году) был монахом, а затем игуменом сам Пафнутий.

По имеющимся данным основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский (Парфений по рождению), родился в 1395 году в селе Кудинове, около Боровска. В 1414 году Парфений принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком, где впоследствии он был настоятелем в течение 13 лет (возведен в сан игумена митрополитом Фотием).
Пафнутий находился в послушании у Никиты Серпуховского — ученика преподобного Сергия Радонежского. А впоследствии стал учителем и наставником для другого известного церковного деятеля — Иосифа Волоцкого.

После болезни и принятия схимы около 1440 г. он оставил игуменство в монастыре на Высоково и основал в 1444 году новый монастырь (обитель) в 3-х верстах от этого места. В 1444 Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. В последствии эта новая обитель прославилась, как Пафнутиев Боровский монастырь.
1444 год принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI века были возведены оборонительные укрепления. В 1511 году здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.
Более 63 лет длился монашеский подвиг Пафнутия. Он умер в 1478 году. О его жизни сохранилось два литературных документа, написанных его учениками: «Житие преподобного Пафнутия Боровского» Вассиана Санина, епископа Ростовского, и «Сказание о кончине преподобного Пафнутия Боровского» старца Иннокентия.
По прошествии многих лет Пафнутий Боровский был канонизирован Русской православной церковью.
На московском Соборе в 1547 г. преподобный Пафнутий причислен к лику святых, как великий чудотворец, а 1 мая (14 мая по-новому стилю) становится днем его памяти и всецерковного празднования.

Монастырь по стратегическим соображениям с XVI века стал одной из основных и сильно укрепленных крепостей на юго-западном рубеже Московского государства.
К строительству крепостных башен и стен, как усматривают специалисты исследователи, причастны знаменитые государевы мастера Федор Конь и Трофим Шарутин.
В настоящее время протяженность крепостных стен составляет 673 метра. Основу боевой устойчивости монастыря, как средневекового фортификационного сооружения, составляют 6 башен:
Тайницкая, Входная, Сторожевая, Оружейная, Георгиевская, Круглая.

Ссылки на сайты о Храмах Боровска и района:

Свято пафнутьев боровский мужской монастырь

Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь относится к памятникам истории и культуры. Его история началась в 1440 году и связана с именем преподобного Пафнутия. Он родился около 1395 года в благочестивой семье в селе Кудиново, принадлежавшему его отцу — татарскому баскаку, принявшему христианскую веру и поселившемуся на русской земле. Мальчик, названный Парфением, с ранних лет проявлял смирение и уже в 12 лет поступает в Высоцкий монастырь, где прослужил более 20 лет и стал игуменом обители.

В 1444 году после тяжелой болезни Пафнутий покидает Высоцкий монастырь и основывает новую обитель, которую называл домом Пречистой Божией Матери. Он оставался здесь свыше 30 лет, пока не скончался в 1477 году. В 1547 году преподобный Пафнутий был причислен к лику святых.

В 1529 году в Пафнутьевскую обитель приезжает московский князь Василий III со своей женой Еленой Глинской, чтобы помолиться о рождении наследника. В 1530 году на свет появляется будущий царь Иван Грозный.

Первое здание церкви Рождества Богородицы было выстроено в 1444 году. Это деревянное сооружение в 1467 заменили белокаменным собором, росписи которого относят к самым ранним работам иконописца Дионисия. Когда в 1586 году храм разобрали, то блоки с росписями использовали при возведении нового собора. Позднее их фрагменты перенесли в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровский филиал Калужского государственного областного краеведческого музея.

Ныне существующий Рождественский собор появился в 1584-1589 годы. Его строительством ведал Борис Годунов.

Масштабный пятикупольный храм венчают кресты с царскими коронами в честь того, что его возведение велось при поддержке государя Федора Ивановича.

В церкви устроены приделы во имя Федора Стратилата и Великомученицы Ирины — небесных покровителей царя Федора и его супруги Ирины Годуновой.

В 1837 году к собору была пристроена трапезная.

Росписи и внутренне убранство храма поражает воображение.

В соборе хранятся мощи преподобного Пафнутия Боровского.

За свою историю монастырь дважды был разорен — в 1610 году войском Лжедмитрия II и в 1812 году армией Наполеона. Оба раза обитель возрождалась.

Нарядная церковь святого Митрофания в стиле барокко, выделяющаяся на фоне белокаменных построек, возведена в 1759-1760 годы. Она примыкает к Палатам настоятеля .

Самый древний храм монастыря — церковь Рождества Христова 1511 года с трапезной и достроенной в 1688 году колокольней.

Колокольня выполнена в барочном стиле и примыкает к трапезной. Она была возведена вместо звонницы 1523 года по заказу князя К. О. Щербакова, который пожелал, чтобы она вторила формам колокольни московского Высоко-Петровского монастыря.

Внутри колокольни можно увидеть фрагменты древних росписей.

В небольшом помещении, куда ведет лестница, хранятся облачения священнослужителей.

Одна из дверей ведет в трапезную.

На окошке у лестницы стоят такие иконы.

В XVI веке Пафнутиева обитель была обнесена каменными стенами и внушительными укреплениями. Монастырь стал мощной пограничную крепостью. Круглая башня — старейшая из его башен.

Оружейная башня построена в XVII веке.

Сторожевая башня выглядит особенно воинственно и напоминает о врагах, не раз нападавших на Пафнутьевский монастырь. Возведена в XVII веке.

Погребной корпус и Тайницкая башня, датируемая XVII веком.

Поваренная башня, также построенная в XVII веке.

Советский период нанес обители большой ущерб. В 1922 году власти изымают все ценности в фонд помощи голодающим Поволжья, а вскоре и вовсе закрывают монастырь и преобразуют его в историко-художественный музей. На территории размещают учебные заведения, возводят гаражи и мастерские. Здесь появляется нефтебаза.

Монастырские постройки стали ветшать. В 1954 году обрушился главный купол храма Рождества Богородицы, после чего в 1955 году начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации зданий.

Со временем здесь создаются общественные музеи: в 1968 году историко-архивный и краеведческий, в 1984 — декоративно-прикладного искусства. В 1987 году на их основе открывается Государственный музей, филиал Калужского областного краеведческого музея.

С 1991 году Пафнутьевская обитель вновь становится действующей.

Пафнутьев монастырь

Подъезжая к старинному русскому городу Боровску, когда уже видны колокольни его древних церквей, по левую сторону от дороги расположился монастырский парк. Там на берегу небольшой речушки Истерьмы, в окружении прудов находится древний монастырь святого Пафнутия.

Как ни различны история и облик крупнейших русских монастырей, в судьбе их было много общего. Сначала это скромные деревянные «обители», потом военные крепости, потом пышные «святыни», собирающие толпы богомольцев. Вырос и разбогател и Пафнутьев-Боровский монастырь, но, к счастью для нашей архитектуры, облик его остался «крепостным». Это, наверное, самый суровый монастырь в Подмосковье. (Собственно, это уже Калужская область, но граница проходит совсем рядом и здесь все точно такое же, как в ближней Верее. Еще километров через восемьдесят пейзаж уже не спутаешь с подмосковным.)
Он стоит на берегу Истерьмы — ручья, впадающего рядом в р. Протву, стоит в низине, точно войско в укрытии. Протва петляет, подмывая то правый, то левый берег. Кругом старинные села, леса со всех сторон окаймляют горизонт. Кажется, что земля эта создана для жизни самой мирной: хлебопашества, охоты, рыбной ловли. Но тихая Протва долгое время была ближней границей московской земли: местом опасным (сейчас сказали бы — стратегическим). Недаром монастырь окружен мощными стена¬ми и вели в него чисто военные проезды в двух башнях.
Монастырь основан в середине XV века монахом одного из здешних монастырей Пафнутием. Пафнутий родился в Кудинове под Боровском, но дед его был татарином, присланным сюда из Золотой Орды для сбора дани. В ту пору монастыри играли иной раз важную политическую роль. Крупным политиком был и Пафнутий: он враждовал с митрополитом и был союзником московского князя, вероятно, хорошо понимая, что только Москве удастся объединить русские земли. Авторитет его был очень велик, к нему за советом и благословением съезжались почти со всей России. Одним из его учеников был Иосиф Волоцкий — тоже видный политик и писатель Древней Руси.
Первые сведения о монастыре похожи на поэтическую легенду: крошечный деревянный монастырь в густом бору, среди поющих птиц, где настоятель, добрый и мудрый, творит чудеса. Действительность была куда суровее: вражда с Василием Боровским, поджоги монастыря и поначалу — бедность. Но монастырь быстро рос и богател. Среди его вкладчиков были не только крупнейшие бояре, но и сам великий князь. Ко временам Ивана Грозного монастырь владел уже множеством сел, деревень и угодий.
В 1476 году закончен каменный собор (вероятно, довольно скромный), в 1511 году построена каменная трапезная, а к кончу XVI века, словно в предчувствии грозных событий, возвели на месте старого огромный новый собор и каменные стены вокруг монастыря.
Для тех лет монастырь был довольно сильным укреплением. Подошедший к Боровску в 1610 году «тушинский вор» (второй Лжедимитрий) не смог взять его до тех пор, пока двое изменников-воевод (по одной из версий) не открыли ворота. Битва продолжалась в монастыре. И хотя исход боя был уже ясен, воевода Михаил Волконский, будучи раненым, продолжал сражаться. Он был оттеснен к собору и там у его стен изрублен. В страшном побоище погибло двенадцать тысяч человек. Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. В память об этой обороне и о подвиге М. Волконского много лет спустя, в 1777 году,

Свято пафнутьев боровский мужской монастырь

Pождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь расположен на левом низком берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской обл. и в 83 км к юго-западу от Москвы. Основан в 1444 г. прп. Пафнутием Боровским (1395 — 1 мая 1477 гг.).

Прп. Пафнутий родился в с. Кудиново, в 4,5 км. от Боровска в семье благочестивых родителей и при крещении наречен Парфением. Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник-баскак, принявший Православие. Достигнув 20 лет, Парфений поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где и принял постриг с именем Пафнутий.

В 1444 г. Преподобный. по внушению Божьему оставил Покровский монастырь и поселился в 3 км от него, в пустынном месте при впадении р. Истерьмы в Протву.

Прп. Пафнутий был сторонником объединения удельных княжеств под властью Москвы. Поэтому он пользовался поддержкой Великого князя; уже в 1467 г. в обители возвели каменный собор во имя Рождества Богородицы, расписать который пригласили крупнейших иконописцев того времени — Митрофания и его ученика Дионисия. Именно Дионисию было адресовано знаменитое «Послание иконописцу» прп. Иосифа Волоцкого. Великий художник и мыслитель оказал сильное влияние на процесс формирования в монастыре особой художественно — ремесленной традиции. Среди тех, кто глубоко воспринял ее, был свт. Макарий, также постриженик Пафнутьева монастыря, позднее глава Русской Православной Церкви (в 1542-1563 гг.).

Преподобный преставился 1 мая 1477 г., оставил 95 человек братии, каменный соборный храм, расписанный известным Дионисием и главное, завещал духовные начала, ставшие одной из опор державного домостроительства.

В XVI в. Боровский монастырь превращается в сильную пограничную крепость, суровый облик которой сохраняет до сих пор. В возведении стен и башен участвовал знаменитый градоделец Фёдор Савельевич Конь.

В XVI веке Пафнутьев монастырь становится одним из славнейших и богатейших в России. Именно здесь летом 1513 г. останавливались основные силы русского войска во главе с Василием III перед походом на Смоленск. Уже во 2-ой половине XVI в. монастырь, занимавший стратегически выгодное положение на юго-западных подступах к Москве, получил каменные стены и башни. Сильно пострадавшие в годы Смуты, они будут восстановлены в XVII в. Трофимом Шарутиным, потомственным каменщиком из Кашина.

Центральную группу строений монастыря составляют собор Рождества Пресвятой Богородицы, трапезная с храмом Рождества Христова и колокольня. Далее расположены Архимандричьи (Настоятельские) палаты с церковью Святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, больничные палаты с церковью Ильи Пророка, братские кельи и Погребной корпус. Все постройки окружены крепостными стенами с башнями, что придает монастырю вид крепости. На самом деле, монастырь занимает очень важное стратегическое положение на подступах к Юго-Западным границам Столицы

Недалеко от монастыря находится святой источник, над которым возведена купальня. На территории поселка Рябушки находится братская могила, в которой похоронены защитники Родины, положившие свои жизни во время Великой Отечественной Войны 1941-45гг.

Ощественным транспортом с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10).

Адрес: 249010, Калужская область, г. Боровск, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Телефон: +7 (484 38) 4 37 39, паломнической службы +7 (484 38) 6 61 96

Пафнутьев-Боровский монастырь

Пафнутьев-Боровский монастырь — старинный мужской монастырь на окраине Боровска.

Официальный сайт: Pafnuty-Abbey.Ru

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — (Иосифо-Волоколамский монастырь).

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербатова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI—XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.

В 1610 году монастырь был сожжен поляками. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Против боровских противников реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержалась под стражей боярыня Феодосья Морозова (в иночестве Феодора, ум. 1675).

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельхозтехникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи начала XVI века. Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

Если Ваш комментарий нарушает правила комментирования, то он обязательно будет вскоре удалён.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

тел.: +7 (48438) 437 39

Архимандрит Серафим (Савостьянов)

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь связан с важнейшими событиями русской истории. Он был основан преподобным Пафнутием Боровским в середине XV в. После его кончины игуменом монастыря стал ученик Иосиф Волоцкий, который из-за разногласий с братией покинул обитель и основал Иосифо-Волоколамский монастырь.

На месте деревянного храма Рождества Богородицы в 1467 году был построен белокаменный. Его стены были расписаны ставшим впоследствии знаменитым иконописцем Дионисием. Собор полностью разобрали в 1586 году и на его месте поставлен новый, сохранившийся до наших дней. Тогда же большая часть монастыря была перестроена и достроена: появились крепостные стены, башни, звонница, трапезная.

Во время церковного раскола в XVII веке монастырь выступил против реформ патриарха Никона, в результате чего боровский протопоп Полиект был казнен. В 1660—1670-х годах здесь находились в заточении сторонник старой веры протопоп Аввакум, боярыня Морозова и ее сестра Урусова. После гонений никоновской эпохи монастырь уже не смог подняться на прежний уровень. В 1812 году он был сожжен французами, но его удалось восстановить. Судьба обители в советское время оказалась типичной: здесь была устроена исправительная колония, затем сельхозтехникум и краеведческий музей, который продолжил свое существование до возвращения монастыря Русской православной церкви в 1991 году.

Интересные факты о Пафнутьево-Боровском монастыре

Блоки с росписями Дионисия были использованы в фундаменте храма XVI века, благодаря чему они частично сохранились (хранятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

Пафнутьев-Боровский монастырь

Небольшой подмосковный городок Боровск примечателен живописными окрестностями, богатой историей и своеобразной архитектурой. Но главное, что привлекает сюда путешественников – это Пафнутьев-Боровский монастырь. Здесь, на пологом берегу Протвы, основал в пятнадцатом веке обитель преподобный Пафнутий Боровский.

Известно, что первый монастырский собор расписывал известный иконописец Дионисий, последователь Андрея Рублева. К сожалению, тот храм был разобран в шестнадцатом веке. На его месте встал пятиглавый собор Рождества Богородицы, в кладке которого были использованы блоки с фресками Дионисия – так уникальные росписи дошли до нашего времени.

Примечательна крепостная ограда Пафнутьева Боровского монастыря. Поваренная, Оружейная, Георгиевская башни соединены между собой настолько мощными стенами, что обитель могла служить надежным бастионом при осаде. Так, Лжедмитрий Второй, самозванец, который выдавал себя за сына Ивана Грозного, с польским войском не мог взять монастырь до тех пор, пока двое предателей не открыли ворота. Ворвавшись, поляки убили всю братию обители и местных жителей, которые укрывались за монастырскими стенами. Погиб в том сражении и воевода Боровска, Михаил Волконский. Эта страница монастырской летописи, подвиг князя Волконского и мужественных иноков подарил городу Боровску герб, символ верности – сердце и крест, заключенные в лавровый венок.

Монахи, погибшие в сражении 1610 года, были похоронены в северо-восточной части монастырской территории – сейчас на месте захоронения стоит церковь в честь пророка Илии. Этот маленький одноэтажный храм по сути является памятником героям, защищавшим обитель.

В Ильинской церкви стОит обратить внимание на интересную архитектурную деталь. Стена, которая соединяет храм с примыкающими к нему больничными палатами, имеет зарешеченный проем. Он сделан специально для того, чтобы больные могли слышать богослужение.

Церковь пророка Илии первой среди монастырских храмов была освящена в 1991 году, когда в обители возобновились богослужения после семидесятилетнего перерыва. Именно сюда была перенесена часть мощей преподобного Пафнутия Боровского из Псково-Печерского монастыря.

Посещая Пафнутьев монастырь, непременно стоит дойти до святого источника, вода которого почитается целебной. Находится родник в трехстах метрах от монастырских стен, напротив Сторожевой башни, в низинке – вы сразу заметите голубую крышу часовни, которая сооружена над ним.

От Москвы до Боровской обители можно добраться буквально за два часа. Сначала с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, потом автобусом на Боровск. Выйти можно на остановке Роща, и пройти к монастырю по короткой, но крутой дорожке под горку. От остановки РЯбушки дорога чуть подлиннее, зато пологая. Но и тот, и другой путь порадуют вас живописными видами.

Ссылка на основную публикацию