Свято николаевский женский монастырь

Свято-Николаевский женский монастырь (Запорожье)

Свято-Николаевский женский монастырь — православный женский монастырь в городе Запорожье.

Содержание

В 1888 году произошло покушение на императора Александра III и его семью (в том числе и на будущего императора Николая II, страстотерпца) возле станции Борки в районе Харькова, Южной железной дороги. Чудом Самодержец и вся его семья спаслись.

Так, как чтимым Святым Царя был Святитель Николай то на узловых станциях Южной железной дороги (в том числе на станции Александровск (Запорожье I)Царским указом было дано повеление о строительстве храмов в честь Святителя Николая. На станции Александровск (Запорожье I) была установлена икона Святителя Николая и начался сбор пожертвований.

В 1891 году две семьи меннонитов пожертвовали свои участки земли под строительство церкви. И в этом же году началось строительство.

22 мая 1893года храм был освящён. На входных вратах храма была надпись:”В память 17 октября 1888года” (день спасения Царской семьи ). Церковь стояла на месте будущего трамвайного кольца возле железнодорожного вокзала «Запорожье I».

1930 году по генеральному плану реконструкции города для прокладки трамвайной линии к вокзалу Запорожье I церковь разрушили, разобрали по кирпичику, а в 1932 г. все сравнялось с землей.

В 1991 году усилиями и настойчивостью бывшых (уже пожилых) прихожан Свято-Никольского храма городские власти выделили участок земли (в районе Южного рынка) под строительство новой церкви

Первым настоятелем был о.Сергий Марущак он отслужил первую Божественную литургию в честь праздника Рождества Христова в 1992 году в помещении бывшего продовольственного склада.

С февраля 1992 года указом преосвященного Глеба Епископа Днепропетровского и Запорожского настоятелем Свято-Никольского храма был назначен иерей Владимир Беспалый (ныне духовник монастыря Архимандрит Василий)

При настоятельстве о.Владимира территория храма значительно расширилась.

На территории находился старый бывший магазинчик батюшка с прихожанами оборудовали в нём помещение с бассейном для крещения взрослых и детей и к 1997 году пристроили храм в честь Рождества Иоанна Крестителя и достроили второй этаж для сестринских келий. Параллельно шли работы по пристройке к Никольскому храму Богородичного придела в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» вместе с колокольней. Этот придел начали строить потому, что в храме появилась икона Божией Матери «Взыскание погибших» Она была изуродована, её реставрировали (ныне покойный) Владимир Осьмуха и Светлана Беспалая (ныне монахиня Тамара) во время реставрации обнаружили надпись, что икона писана на Афоне в 1904 году иеромонахом Иоаникием.

Среди прихожан были люди желающие монашеского жития и в 2000 году по благословению высокопреосвященнейшаго Василия, Архиепископа Запорожского и Мелитопольского при Свято-Никольском Храме образовалось подворье Свято-Елисаветинского женского монастыря (с.Камышеваха игумения Ирина (Скотар)

В этом же, 2000году состоялся первый монашеский постриг

В 2010году пристроили к Никольскому храму придел в честь Пророка Илии (его икону реставрировали вместе с иконой «Взыскание погибших»)

20 декабря 2012 года по представлении рапорта Высокопреосвященнейшим Лукой, Архиепископом Запорожским и Мелитопольским, Священный Синод Благословил открытие Свято-Николаевского женского монастыря на основе Свято-Никольской церкви.

  • Тихвинский женский скит

Адрес: Запорожская обл., Васильевский р-н., с. Плавни, ул. Набережная, 89

Свято-Николаевский женский монастырь, г. Арзамас Епархиальный женский монастырь

Время основания Свято-Николаевского женского монастыря точно не установлено. Предположительно обитель возникла около 1580 года. Известно, что в 1588 году в дар новому монастырю была принесена резная скульптура Николы Можайского. В дальнейшем, обители покровительствовал царь Василий Иванович Шуйский, который в свое недолгое правление успел подарить монастырю мельницу. Большую помощь монастырю оказывал также царь Михаил Федорович.

Первые строения обители просуществовали до большого пожара первой трети XVII века, когда, кроме монастыря, сгорела и арзамасская крепость. Теплый Богоявленский храм вскоре был восстановлен на благотворительные средства и был единственным в обители около 30 лет. Лишь в 1683 году была отстроена и освящена первая каменная Никольская церковь.

Новый большой пожар случился в 1726 году. Однако трудами сестер и жителей города обитель вновь поднялась. На месте деревянной теплой церкви в 1738 году был выстроен каменный двухэтажный храм в честь Богоявления. На первом этаже храма размещалась больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

С 1764 года являлся общежительным женским монастырем III класса.

До закрытия монастыря в ХХ столетии на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие. Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа. В монастыре проживало более 200 насельниц.

В 1918 году Арзамас стал ставкой Восточного фронта Красной армии. Здания Свято-Николаевскиого монастыря частично были приспособлены для размещения прибывающих частей. 15 сентября 1920 года насельницы обители объединились в Николаевскую трудовую артель с действующим уставом согласно советскому законодательству. Сестры артели вплоть до лета 1923 года выполняли срочный военный заказ по пошиву папах для Красной Армии, вязали сети для Главрыбы, мыли полы в помещениях органов власти, а также трудились на полях района. Несмотря на лояльное отношение к большевикам, в 1928 году артель была разогнана, а монастырь закрыт.

Церковные здания монастыря частично разрушили, частично стали использовать под жилье и различные светские учреждения.

В 1994 году монастырь был передан Нижегородской епархии, началось восстановление обители и возрождение монашеского делания.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

В Богоявленской церкви внизу размещался больничный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». всех скобящих радосте с грошикамиЭто название храм сохранил и поныне. Нет более высокого служения, чем нести радость скорбящим. Под скорбью подразумеваются не только горестные переживания, но и физические страдания от болезней. Недаром больничный храм назвали именем этой иконы. Вот сквозь эти беды и страдания, которыми полон мир, и несёт радость утешения икона Богородицы «Всех скорбящих радость». Сейчас в этом находятся две святыни монастыря – иконы Божией Матери «Избавление от бед страждущих» и «Достойно есть» (Рубленая). Здесь хранится дореволюционная плащаница, шитая серебряной нитью

Не уменьшается поток паломников в любое время года. Живым ручейком они стекаются в нижний храм, где сестры проводят им экскурсию, рассказывают о истории чудотворных икон. На коленях верующие поют акафист перед иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих», и каждый со слезами на глазах просит Царицу Небесную о помощи. Также благоговейно молятся перед другой чудотворной иконой «Достойно есть». Прикладываются в молитвенном прошении к иконам «Скорбящих всех радость», Святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Все дышит стариной и молитвенным духом. В 1994 году храм вернули монастырю. И под омофором Божией Матери все ожило. И уже, как страшный сон, канули в лету годы неумолимого богоборчества. И православный, с любых концов нашей необъятной страны» стремится сюда, к святому месту, помолиться и утешиться.

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет. По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской). Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла. С тех пор мно­гие бо­ля­щие и страж­ду­щие, при­бе­гав­шие к Пре­свет­лой Вла­ды­чи­це с ис­крен­ней ве­рой и го­ря­чей мо­лит­вой, по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние пе­ред Ее свя­тым об­ра­зом. В 1898 го­ду на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Свято-Николаевский Городокский женский монастырь

Содержимое

Свято-Николаевский Городокский женский монастырь — православный женский монастырь Ровенской епархии Украинской Православной Церкви. При обители имеется гостиница для паломников.

Предыстория

Городок документально известен с сер. XV в. Сменив нескольких владельцев, он в 1470-х гг. достался князю Семену Несвицкому, который тогда владел и соседним Ровно. В центре Городка на острове р. Устье стоял замок. После Несвицкого Городок и Ровно принадлежали его вдове Марии. Поселившись в Городке, она провела ряд строительных и организационных мероприятий, направленных на получение Ровно статуса города. Когда этот статус был утвержден, Мария переехала в Ровно.

Скит Киево-Печерской Лавры

Дочь Марии Ровенской Анастасия, жена князя Семена Ольшанского, подарила Городок Киево-Печерской Лавре. 1-е известие о Городке как лаврском имении датировано 6 марта 1516 г.: в тот день князь Константин Иванович Острожский, женатый на дочери Анастасии Татьяне, подтвердил завещание тещи о передаче Городка Лавре.

На острове в Городке Лавра основала свой скит. В 1590-х гг. здесь почил владыка Мелетий Хребтович-Богуринский, который с 1576 г. был архимандритом Лавры, а с 1588-1589 гг. – епископом Владимир-Волынским (сохраняя лаврское настоятельство). В 1627 г. архимандритом Лавры стал, также не раз посещавший Городок свт. Петр Могила (†1647), с 1632 г. – митрополит Киевский (также с сохранением настоятельства в Лавре.

В 1628 г. в Городке состоялся церковный собор для слушания трактата Полоцкого архиеп. Мелетия Смотрицкого о различиях православной и католической вер. В Городок Мелетий прибыл уже после тайного принятия унии. На соборе он утверждал, что принципиальных различий у Православия и католичества нет. Духовенство созвало в Киеве новый собор с участием мирян, который опроверг взгляды Смотрицкого. В том же году Мелетий публично признал себя униатом.

Под 1650 г. документы упоминают храм св. прор. Илии в Городке. Посвящение храма связано, вероятно, с памятью о князе Илии (1510†1539) – сыне К.И.Острожского, внуке Анастасии Ольшанской, владельце Ровно.

Униатский период

После Хмельниччины и Руины, Лавра и Городок оказались по разные стороны границы между протекторатом России и владениями Речи Посполитой в Украине; в этой связи Городок присвоил себе Львовский епископ Иосиф Шумлянский, который вскоре перешел в унию.

С 1715 г. Городок, по воле короля Польши, принадлежал светским вельможам, а с 1730 г. – униатскому митрополиту Афанасию Шептицкому; именно тогда православный монастырь прекратил существование. В 1740 г. Шептицкий построил на острове каменный храм свт. Николая Мирликийского. XVIII в. датируют и каменный корпус келий, примыкающий к церкви с юго-запада. В 1772 г. на некотором удалении к северу от храма была сооружена деревянная колокольня (впоследствии 1-й из 2-х ярусов сделан каменным).

Имение Эстергази и Штейнгелей

Присоединив в 1793 г. Ровно к Российской империи, Екатерина II пожаловала в 1794 г. Городок графу Валенту Эстергази. Используя стройматериал из стен древнего замка, новый хозяин переделал корпус келий в усадебный дворец в стиле классицизма и посадил на острове парк. После Эстергази и его сына Городком владели их родственники, проживавшие в Австрии.

В 1878 г. имение купила семья инженера барона Рудольфа фон Штейнгеля. Его сын Федор (1870†1946), окончив физико-математический факультет Варшавского университета, стал меценатом. Современники писали о нем: «В лице его перед нами, прежде всего, один из тех немногих в нашем краю просвещенных помещиков, которые не ограничиваются эксплуатацией только своих имений, но вносят свет, добро и веру в темную крестьянскую жизнь». В 1895 г. Ф. Штейнгель открыл в Городке больницу и передал ее в ведение органов местного самоуправления. В 1896 г. усилиями барона Штейнгеля, историка Николая Беляшевского и других ученых, которых Федор Рудольфович знал со времени своей учебы, в Городке был учрежден 1-й на Волыни краеведческий музей. Многие его экспонаты были уникальными. Музей занял один из 3-х корпусов, построенных меценатом северо-восточнее храма. В 1898 г. Штейнгель открыл в селе 2-классное народное училище. В 1905 г. в усадьбе помещика прошел съезд учителей, которые решили учредить в Городке отделение Всероссийского учительского союза. Федор Рудольфович участвовал в краеведческих конференциях в Киеве, Харькове, Санкт-Петербурге, создал хор, гастролировавший во многих городах. В 1906 г. барон Штейнгель был депутатом I Государственной Думы России. Во время 1-й мировой войны он отправил коллекции музея к своим родичам на Кубань (до 1942 г. они находились в Армавире, дальнейшая их судьба неизвестна, часть этнографической коллекции хранится в Государственном краеведческом музее Ровенской области). В годы революции и гражданской войны барон Штейнгель в правительстве Украинской Народной Республики был министром торговли и промышленности, послом в Германии. После войны и включения Западной Украины в состав Польши Федор Рудольфович жил в Городке, а после присоединения в 1939 г. Западной Украины к СССР был вместе с семьей депортирован в 1940 г. в Германию, где и окончил земные дни.

Лечебница и приход

Во время Великой Отечественной войны на острове в Городке размещался военный госпиталь, в 1948-1990 гг. – областной туберкулезный санаторий. В 1950-1970-х гг. для нужд санатория соорудили ряд вспомогательных помещений. Но при этом, как и во времена новостроек Ф. Штейнгеля, архитектурной доминантой острова остался храм свт. Николая. До нач. 1960-х гг. он действовал как приход, затем был хранилищем экспонатов Ровенского краеведческого музея, в 1989 г. вновь открылся как приходской.

Возрождение монастыря

В 1991 г. санаторий закрыли, поскольку он находился в санитарной зоне промышленных предприятий, соседствующих с Городком. В том же году гражданские власти передали комплекс построек на острове Ровенской епархии УПЦ. Епархиальное священноначалие разместило при храме свт. Николая 1-е на Ровенщине регентские курсы. Невзирая на множество бытовых проблем, уже с 1 сент. 1991 г. здесь начались занятия.

В 1992 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение в Городке монастыря. В конце того же года храм свт. Николая и колокольня были заняты УПЦ КП. После этого в старинном келейном корпусе устроили домовой храм св. прор. Илии. Его освящение состоялось в праздник Похвалы Божией Матери, который в 1993 г. отмечался 3 апр. Этот день считается датой фактического возрождения обители.

22 июня 1993 г. женские регентские курсы обрели статус Духовного училища. С 1995 г. при монастыре действует музыкальная студия для детей (изучение Закона Божия, участие в богослужебном пении, рисование, рукоделие). При монастыре устроена женская богадельня. С кон. 1990-х гг. архитектурный ансамбль монастыря дополняется новыми сооружениями.

У южного конца моста, переброшенного на монастырский остров, паломника встречает здание св. ворот (2004-2008). За ним следует главная улица обители – вначале она идет вдоль северо-восточного берега острова, а затем огибает церковь свт. Николая с бывшим дворцом и приводит к 3-м новым храмам монастыря.

Начальный отрезок улицы представляет собой подъем по северному склону острова. На этом склоне восточнее подъема возвышается часовня 2000-летия Рождества Христова (2000), южнее – 2-ярусная колокольня 1772 г. (изначально деревянная, впоследствии 1-й ярус сделан каменным).

На следующем отрезке пути, между колокольней и поворотом в средину острова, по северо-восточной стороне улицы протянулись 3 корпуса, сооруженные в кон. XIX в. Федором Штейнгелем; в среднем из них в 1896-1914 гг. находился 1-й краеведческий музей Волыни. Миновав корпуса, улица огибает храм свт. Николая Мирликийского (1740) и примыкающий к нему с юго-запада дворец XVIII-XIX вв. (с 1993 г. внутри дворца существует домовой храм св. прор. Илии).

Западнее дворца расположен корпус келий с колокольней и 2-мя храмами: Похвалы Пресвятой Богородицы и свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (1998-2004). Юго-запанее упомянутого корпуса возвышается храм Рождества Христова (1998-2003). К юго-востоку от него (и юго-западу от дворца) расположен храм-пещера свв. мчч. младенцев Вифлеемских (2003-2011). Юго-восточнее дворца расположен комплекс жилых и хозяйственных сооружений 2-й пол. ХХ и нач. XXI вв.

Скит святой праведной Анны

В 1991 г. у Источника святой Анны был освящен каменный храм св. прав. Анны. В 2000 г. при нем был открыт скит Городокского Свято-Николаевского женского монастыря и начаты работы по благоустройству новой обители. За прошедшие годы в скиту устроены летний храм в виде часовни-алтаря с примыкающим навесом, храм Онишковецкой иконы Божией Матери, храм свв. равноапп. Константина и Елены, купальни, корпуса келий, архиерейских покоев, гостиницы. В 2005-2006 гг. к храму св. прав. Анны пристроен более просторный притвор. Засвидетельствованы чудеса исцелений людей, погружавшихся в источник с верой и молитвой о помощи Божией. В числе святынь обители – копия Иерусалимской иконы Божией Матери, Онишковецкая икона Божией Матери (новый образ Пречистой в виде Отроковицы, попирающей змия).

Адрес: 35600, Украина, Ровненская область, Дубенский район, с. Онишковцы

Свято-Георгиевское подворье

Подворье обустроено в 2000-2001 гг. в пустующем 1-этажном доме кинопроката бывшего военного городка (по архивным данным, на этом месте еще во 2-й пол. XVIII в. по указу российской императрицы Екатерины II предполагалось выстроить православный храм). Здание капитально отремонтировано и реконструировано, в нем устроена церковь св. вмч. Георгия Победоносца. В 2012 г. на подворье начато строительство гостинично-жилого корпуса.

Адрес: ул. Соборная, 225а, г. Ровно, 33000

Патриарх Кирилл: Прошу всех хранить духовное единство

Москва, 3 января 2014 г.

«Я обращаюсь отсюда ко всей Руси — к России, Украине и Беларуси, ко всем другим странам, где живет своей духовной, культурной традицией Святая Русь, – обратился Святейший Патриарх Кирилл в своем слове в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца.

«Я прошу всех хранить то духовное единство, основоположником которого был святой равноапостольный великий князь Владимир, то единство, которое оберегалось иерархами Церкви Русской, в том числе святителем Петром. Неслучайно святитель всю жизнь свою отдал для того, чтобы сохранить это единство. Он путешествовал по епархиям разоренной Руси, он примирял обезумевших феодальных князей, он пробуждал чувство любви к единому Отечеству, он старался всех примирить, чтобы Русь накопила силы и свергла иноземное иго».

«Его великий подвиг — это ответ всем тем, кто говорит, что нет ничего общего между Россией и Украиной, что история России начинается чуть ли не с XVII века, – подчеркнул Патриарх, – Это ответ всем тем, кто считает, что Церковь на Украине и в России — это две разные Церкви. Это одна единая Церковь Святой Руси, скрепленная подвигами святителя Петра, святителя Алексия, великих угодников Киево-Печерских, святого преподобного Сергия Радонежского. И верим, что это духовное единство сохранит всю историческую Русь от духовной пагубы, от соблазнов, от нового идолопоклонства, от преступления Божиих заповедей. Оно не даст нам за чечевичную похлебку продать наше духовное первородство. Мы молимся святителю Петру, чтобы он, предстоя Богу, приклонил Его милость к исторической Руси — к России, Украине и Беларуси».

История обители

Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.

Слово Патриарха

«С особым радостным чувством ступил я сегодня на землю этой святой обители, потому что много слышал о том, как она созидалась; лично знал и основателя обители схиархимандрита Зосиму в то время, когда он еще был Ваней Сокуром и учился в Ленинградской духовной семинарии, где я тоже был студентом, а позже и ректором. Хорошо помню Ваню — человека доброго, отзывчивого, смешливого, с которым всегда было радостно общаться. Уже позже я с радостью узнал о том, что он принял монашеский постриг и был направлен на Донбасскую землю. Будучи человеком правдивым, он говорил правду и власть предержащим, потому власти не любили отца Савватия — в то время он носил именно такое имя — и послали в это уединенное место, которое не могло похвалиться. »

Аз грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей (Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей), оставляю последнюю свою волю:

  • и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанных братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до ма-лейших подробностей и не допуская никаких отступлений;
  • Строго держитесь Русской православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси;
  • В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или «законная», – автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые за-коны милосердия:

Свято-Никольский женский монастырь, п. Монастырский

Настоятельница: игумения Севастиана (Власова).

Храмы: Храм во имя святителя Николая Чудотворца, храм-часовня в честь Покрова Божией Матери.

Святыни: частица мощей святого преподобного Сергия Радонежского, переданная в дар храму Епископом Саратовским и Вольским Лонгином 17 апреля 2010 года. Частица мощей святителя и Чудотворца Николая, переданная в дар Епископом Егорьевским Тихоном 28 октября 2016 года.

Освящен: 20 сентября 2008 года Епископом Саратовским и Вольским Лонгином.

Богослужения: в воскресные и праздничные дни литургия в 8.00, вечернее богослужение в 15.00.

Службы, действующие при храме: принимаются паломнические группы. Монастырь сотрудничает с Гидромелиоративным техникумом г.Пугачева.

Адрес: 413720, Саратовская область, Пугачевский район, п. Монастырский; тел.: (845-74) 2-22-47.

Проезд до храма: рейсовый междугородний автобус Саратов-Пугачев, поезд до г.Пугачева, далее такси до монастыря 3 км. Расстояние от г. Саратова до г. Пугачева 250 км.

Основан: В 1764 году как старообрядческий.

Из истории: Средне-Никольский женский монастырь был основан в 1764 году сначала как старообрядческий мужской скит выходцем из Польши старообрядческим священноиноком Пахомием. Монастырь располагался в живописном месте, в излучине реки Иргиз. Указом Саратовской духоной консистории от 6 февраля 1837 года скит был обращен в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской общежительный монастырь 3-го класса.

31 августа 1843 года монастырь был преобразован в женский и передан в управление инокине Ефросинии (Ерёминой), ставшей его первой настоятельницей. В 1851 году Николаевский уезд Саратовской губернии, в котором находился монастырь, вошел в состав новообразованной Самарской губернии.

В монастыре имелись 2 церкви: Свято-Никольская и Покровская. Свято-Никольская церковь была деревянной, холодной, снаружи она была обшита тесом, а внутри оштукатурена. На церкви имелось 14 глав. При церкви находилась 4-х ярусная деревянная обшитая тесом колокольня. Высота колокольни с крестом достигала 12 сажен. В 1886 году Свято-Никольская церковь была перестроена, а 31 мая 1887 года — освящена.

Покровская церковь сначала была деревянной, теплой, без колокольни. Снаружи церковь была обшита тесом и окрашена с 3-х сторон паперти, а внутри оштукатурена. На церкви имелась одна глава с крестом, высота которой достигала 4½ сажен.

Новая каменная Покровская церковь, устроенная в монастыре вместо старой деревянной, была перестроена из старой ризницы в 1863 году. В 1864 году новая каменная Покровская церковь была освящена. На церкви имелась одна глава с крестом. Высота церкви вместе в крестом достигала 7½ сажен.

В 1871 году на месте старой деревянной Покровской церкви в монастыре была построена деревянная часовня па каменном фундаменте для постоянного чтения псалтыря.

Святынями монастыря считались пять Евангелий, напечатанных во время царствования Михаила Феодоровича.

Для размещения сестер и настоятельницы в монастыре имелось 11 зданий: 2 деревянных двухэтажных корпуса и 9 одноэтажных корпусов. В монастыре имелась больница на 5 человек, которая помещалась на первом этаже одного из двухэтажных корпусов.

В 1891 году в монастыре было открыто училище, в котором обучались и дети из окрестных сел. В 1893 году в нем обучались 12 девочек, находившихся на полном содержании от обители.

Последней настоятельницей монастыря перед его закрытием в годы советской власти была игумения Августа (Афанасьева). При монастыре служили два священника и диакон. Для монастырского причта имелись деревянные дома со всеми надворными постройками.

В годы Советской власти: После октябрьского переворота, в 1918 году, монастырь был закрыт. С февраля 1918 года по январь 1920 года все постройки и имущество монастыря находились в ведении Николаевского уездного земельного отдела. Свято-Никольский храм был отдан под зернохранилище. Постановлением Пугачевского уездного исполкома от 11 феврале 1920 года все монастырские здания были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования, в Свято-Никольском храме был размещен клуб.

Все трудоспособные монахини были мобилизованы на различные работы. Часть сестер монастыря были переданы в распоряжение уездного отдела здравоохранения и использовались для борьбы с эпидемиями, другая часть сестер трудилась на молочной ферме. Нетрудоспособные монахини были переданы в распоряжение отдела социального обеспечения.

Монастырски фруктовый сад был отдан в ведение райсобеса. Помещения подворья в Самаре в 1922 году были муниципализированы и переданы под жилые помещения.

В мае 1928 года постановлением ВЦИК административно-территориальное деление РСФСР было изменено: Самарская губерния была ликвидирована, а вместо нее образована Средне-Волжская область, а затем и Средне-Волжский край. 16 июля 1928 года было утверждено разделение Средне-Волжской области на 9 округов, а бывший Николаевский уезд, в составе которого находился Средне-Никольский единоверческий женский монастырь, был передан в Нижне-Волжский край, административным центром которого стал Саратов.

В 1929 году храм Покрова Пресвятой Богородицы был разобран.

В 1930 году на территории обители и во всех ее уцелевших помещениях расположилась колхозная бригада. При колхозе, в одном из бывших монастырских зданий, был основан опорный пункт, названный «Международная Объединённая Помощь Революции». По аббревиатуре этих слов колхозное поселение на территории монастыря получило название Мопр.

В наши дни: В 1997 году началось восстановление Свято-Никольского храма поселка Мопр силами прихожан Воскресенского храма города Пугачева. Помощь в восстановлении храма и монастыря оказывали предприятия города Пугачева и Пугачевского района: колхоз «Родина», на балансе которого находились здания монастыря, ПМК-19, Пугачевский элеватор, ликеро-водочный завод, завод «Птицемаш» и прихожане храмов Пугачевского района.

Приход во имя Святителя Николая Чудотворца поселка Мопр Пугачевского района был зарегистрирован Министерством юстиции Саратовской области 26 ноября 1998 года.

При приходе, на территории монастыря, образовалось сестричество. Сестры-насельницы принялись за восстановление храма и зданий монастыря: келейного двухэтажного дома и дома для послушниц (в других сохранившихся зданиях монастыря проживают жители поселка). Был заготовлен материал для восстановления монастырской стены, ведется строительство бани и прачечной, проводится электричество в келии.

По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2000 года при храме во имя Святителя Николая Чудотворца поселка Мопр Пугачевского района Саратовской области был учрежден Свято-Никольский женский монастырь. Настоятельницей монастыря определена, по представлению правящего Архиерея, приснопамятного архиепископа Александра (Тимофеева; †2003), монахиня Севастиана (Власова).

20 сентября 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Чин освящения и первую Божественную литургию в востановленном храме во имя святителя Николая Чудотворца в Свято-Никольском женском монастыре поселка Мопр ( ныне Монастырский) Пугачевского района.

С августа 2013 года в обители начали строить новый храм-часовню.

22 ноября 2014 года Епископ Покровский и Николаевский Пахомий совершил Великое освящение храма-часовни в честь Покрова Божией Матери Свято-Никольского женского монастыря п. Монастырский Пугачевского района.

28 октября 2016 года наметсник Московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) передал в дар обители ковчег с частицей мощей святителя и Чудотворца Николая.

Илецкий Свято-Николаевский женский монастырь

Бывший братский корпус и Поклонный крест

Свято-Николаевский общежительный женский монастырь был учреждён в 1900 году из общины, открытой в 1892 году. Монастырь был построен на земле десяти десятин (одна десятина равна 1,09 га), отведённой Илецким городским управлением бесплатно. Монастырь находился в двух верстах от города Илецкой Защиты; с западной стороны он примыкал к реке Елшанке.
Первой настоятельницей обители была монахиня Рахиль (вдова коллежского секретаря Ольга Николаевна Виноградова, в монашестве с 1893 года), по инициативе которой и возникла община из 30 сестёр. Матушка Рахиль, несмотря на свой преклонный возраст и слабость здоровья, неусыпно старалась и хлопотала во всех ведомствах и у частных лиц о возможно достаточном обеспечении возникавшей общины земельными угодьями и материальными и денежными средствами на возведение храма, жилых и подсобных построек, на жалованье священнику. В 1896 году основательница общины ходатайствовала через Оренбургского епископа Николая (Адоратского) о принятии в дар Императрицей Марией Фёдоровной пуховой шали, изготовленной сёстрами самой южной из православных обителей России.
С февраля 1901 года на должность заступила игуменья Серафима (Соломия Макаровна Гусева), также понёсшая немало трудов к благоустроению степного монастыря, расположенного «среди киргиз-магометан и на рубеже Уральской области вблизи закоренелого раскола, где особенно важным было просветительское значение в духе православия и русской народности». В то время в монастыре было 37 монахинь, 126 послушниц, из них 11 указных. В 1894 году при настоятельнице Рахили был построен и освящён в том же году 20 ноября во имя святителя Николая Чудотворца деревянный однопрестольный храм на каменном фундаменте с одной большой главкой и колокольней в два яруса. Церковь снаружи и внутри была оштукатурена, железная крыша окрашена зелёной масляной краской.
В 1904 году на благотворительные средства возведён второй храм, уже каменный, в честь Вознесения Господня. Храмовый праздник в монастыре 9 мая – перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар-град. Крестные ходы бывали на Пасху с артосом вокруг храма во всю Пасхальную седмицу и в престольный праздник 9 мая вокруг монастыря.
Обитель постепенно обрастала постройками: деревянный дом для помещения настоятельницы, с северной стороны его – терраса с парадною дверью. Против террасы пристроена кухня деревянная. Дом отапливался водяным отоплением трубной системы.
В деревянном главном корпусе помещались монахини и послушницы монастыря. В 1893 году для них был отстроен второй деревянный, из соснового леса, корпус. Построены были дома: деревянные для помещения просфорной, для трапезной и кухни, больницы, каменные – под устройство школы, для живописных работ и рукоделий. Два деревянных дома для священников располагались вне монастырской ограды.
В монастыре имелись три конюшни, два каретника, три кельи для лошадниц и коровниц, пять погребиц, дровянник и шесть сараев, три амбара, две бани, горн для обжигания кирпича.
Были у монастыря свои дома в Илецкой Защите (бывшие Гребенко и Каратаевой), монастырское подворье в городе Оренбурге по ул. Телеграфной (квартал 202, владение №17/7) (ныне ул. Цвиллинга). Кроме этого, купец Иван Петрович Сластников пожертвовал Илецкому женскому монастырю недвижимое имущество в городе Нарве: деревянный дом с надворными постройками. (В Ивангородском форштадте по Новой линии в 6 квартале под № 84 на улице, ведущей на русское кладбище.)
Монастырь владел тремя земельными участками: 1-й, 300 десятин в 25 верстах от монастыря, пожертвован при основании обители вдовой казачьего офицера Касперовой; 2-й, 318 десятин в 15 верстах от монастыря, пожертвован Оренбургским казачьим войском; 3-й участок земли в 600 десятин, пожертвованный Оренбургским купцом Иваном Алексеевичем Зарывновым, находился в 16 верстах от монастыря.
На кладбище монастыря, вблизи храма с северной стороны, погребались, кроме монашествующих, и миряне за особую плату. На многих захоронениях имелись мраморные памятники.
В пойме реки Елшанки монахини развели фруктовый сад.
На скотных дворах содержалось 40 коров, 40 быков, 10 телят, 30 лошадей. 4 верблюда, 30 овец.
Из 165 сестёр (1911 год) половина занималась трудом в собственном смысле (в мастерских, в больнице, на хуторе, по уходу за лошадьми, просфорницы, калачницы, трапезницы, колодезницы); остальные – более лёгкими послушаниями: сбором пожертвований, чтением Псалтири и пр..
В обители имелись мастерские: пуховязальная, одеяльная (по стёжке одеял), живописная, белошвейная, сапожная (по ремонту обуви). Во всех мастерских работали исключительно певчие. Значительно тяжелее был труд на хуторе. Сёстры косили траву и убирали сено, возили солому, собирали хлеб, доили коров, на особенно тяжёлые работы привлекалась наёмная сила. Именно от занятий сельским хозяйством, хлебопашеством на хуторе поступали основные средства на жизнь монастыря. Все проживающие в обители пользовались готовым столом. Хлеб пекли пшеничный, вкусный. Стол всегда, даже в будничные дни, был сытным, состоял, как правило, из трёх блюд.
Благотворительность монастырю проявлялась в содержании его и одноклассной церковноприходской школы. В ней бесплатно обучались 32 девочки, 17 из них жили при обители за удалённостью от села и находились на полном монастырском обеспечении. При монастыре проживало 10 девочек-сирот.
Богослужения в монастыре совершались ежедневно. В будничные дни вечерня начиналась в 5 часов вечера продолжительностью 3–4 часа. Утром в 6 часов – утреня и Литургия 2,5–3 часа. По воскресным и праздничным дням – накануне всенощное бдение в 5 часов вечера, утром в 8 часов – Литургия с чтением акафиста. В будничные дни богослужения посещались исключительно одними монахинями, поскольку послушницы, особенно в летнюю пору, были заняты полевыми работами на монастырском хуторе, находившемся в 8 верстах от монастыря.
Управлением монастыря занимались игумения, благочинная, отвечавшая за благоповедение сестёр, постоянно присутствующая на трапезе, имевшая в помощницах экономку и казначею. Отлучки из монастыря сестёр были крайне редки: только в случае болезни или смерти родственников и только с разрешения игумении. Время от времени обитель посещали благотворители, родители и родственники сестёр, при желании имевшие возможность проживать здесь от трёх дней до года.

Храм Ивангородского подворья Николаевского Илецкого монастыря

У монастыря имелось подворье в г. Нарва. Нарвская женская община была создана по инициативе монахини Маргариты (Ольги Архиповны Ямниковой). Она предложила организовать в Нарве подворье Илецкого Николаевского женского монастыря Оренбургской епархии, в котором несла послушание. Местные жители поддержали её в этом богоугодном деле. На помощь пришли видные горожане: И.П. Сластников, Ф.Я. Пантелеев, И.П. Павлов, Н.Л. Карзинский, А.И. Осипов и другие. В 1904 году было официально основано Нарвское подворье. Монахиня Маргарита осталась в Нарве. К ней присоединились несколько местных жительниц, ставших послушницами. С 1909 года заведующей Нарвским подворьем назначили монахиню Тавифу (Татьяну Поликарповну Иванову). 8 сентября 1913 года в Ивангороде, рядом с кладбищем состоялась закладка двухпридельного храма в честь празднования Пречистого Иверского образа Божией Матери, сооружаемого Нарвским подворьем. Монастырская церковь была основана в память 300-летия царствования Дома Романовых. Проект храма в стиле древнерусских церквей создал петербургский архитектор А.П. Аплаксин. Строительство велось за счёт добровольных пожертвований, но вскоре работы были остановлены примерно на половине. Первая мировая война, революция и Эстонская освободительная война помешали завершению постройки храма. В 1921 году в жилом деревянном здании устроили временную домовую церковь, которую освятили в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. К 1930 году возведение каменного здания церкви в основном было завершено. 28 декабря 1930 года епископ Печерский Иоанн (Булин) освятил храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Через четыре года строительство завершилось. 19 августа 1934 года митрополит Эстонский Александр освятил новый придел во имя святителя Николая. Во время военных действий под Нарвой в 1944 году храм частично был разрушен, пострадали и жилые помещения. Насельницы переехали в Пюхтицкий женский монастырь. В 1950-х годах руины храма были снесены.
В годы гражданской войны монахини Илецкого Николаевского монастыря помогали беспризорным детям, собирали еду и шили одежду для голодающих.
Монастырь закончил своё существование при советской власти в 1930-х годах.
В настоящее время от монастырских построек сохранились несколько каменных зданий и деревянная келья. Рядом, на территории современного автодрома, была обнаружена могила монахини, которую с большим трудом удалось отстоять и установить на её месте надгробный крест.

Авторы: С.Е. Сорокина, С. Плаксин

Приведено по материалам издания:
Оренбуржье православное: история и современность. – Оренбург, 2014.

Свято николаевский женский монастырь

Адрес: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2

Телефон: +7 (48431) 2-14-69

Настоятельница: игумения Николая (Ильина)

Клирики: протоиерей Алексий Порядный, иерей Сергий Кошманов, иерей Владимир Матвийчук

E-mail: otrada06@mail.ru

Официальный сайт: http://stnikolamon.ru/

Монастырь был создан в конце XVI в. на месте церкви, построенной князьями Оболенскими в XIV в. В начале XVII в. в Смутное время монастырь был разорен, и только к 1659 г. при старце Ипатии в нем возобновлена монашеская жизнь. В 1764 г. монастырь стал заштатным, а в следующем году по бедности обращен в приходскую церковь.

По ходатайству и на средства Московского купца Целибеева, уроженца г. Малоярославца, в 1799 г. монастырь стал возрождаться. В 1809 г., когда наместником был назначен насельник Оптиной пустыни иеромонах Макарий (Фомин), началось строительство нового храма. Вместе с отцом Макарием из Оптиной в монастырь перешли 7 человек: один иеромонах, 2 монаха и 4 послушника. Его преемником был преподобный Антоний (Путилов), впоследствии подвизавшийся в Оптиной. Трудами своих настоятелей –– выходцев из Свято-Введенской Оптиной пустыни –– на протяжении XIX и в начале XX вв. монастырь был благоустроен внешне и внутренне, и в нем сложились традиции строгой монашеской жизни.

В 1812 г. территория монастыря стала местом решающего сражения в войне с Наполеоном. В этой битве погибло по разным оценкам от 6000 до 8000 русских воинов. От военных действий монастырь, как и весь город, сильно пострадал. Все его здания были выжжены, и только сохранились главные врата, испещренные картечью, но написанный на них Нерукотворный Образ Спасителя Божиим чудом остался невредим. За последующие 10 лет Свято-Никольский монастырь был полностью восстановлен. В 1817 г. он стал штатным третьеклассным монастырем «в память и в вечное благоволение Всевышнего, Отечеству нашему над врагами преславную победу под стенами его даровавшего».

Комплекс зданий монастыря сформировался к середине XIX в. В него входили 3 храма: Никольский собор, построенный в память победы русских войск в войне с Наполеоном, с храмом в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. Собор был заложен в 1812 г. настоятелем архимандритом Макарием (Фоминым), строительство завершено в 1843 г. в настоятельство преподобного Антония Оптинского, и 26 августа 1843 г. был освящен его главный придел. На хорах собор имеет придел в честь Преображения Господня. Предположительно, автором проекта собора является архитектор А.Витберг. Высота храма –– 47 метров. Купол опирается на четыре колонны коринфского ордера, середина храма образует обширную ротонду. Рядом с входом на хоры располагалась монастырская библиотека.

К собору примыкает паперть, от которой ведет лестница к нижней площадке монастыря и входу в храм Всех Святых. Этот храм служил монастырской усыпальницей. Каменный храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен двухэтажным, на хорах имел придел в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Кроме храмов в монастырский комплекс входили: трехъярусная колокольня над Святыми вратами, больничные каменные кельи, 3 двухэтажных монашеских корпуса (в одном из них размещались трапезная и кухня), странноприимница и каменная ограда с башнями. На внешней территории монастырь имел 2 каменных дома, скотный и конный дворы, суконную фабрику, кирпичный завод, хлебопекарню и пруды. У монастыря было подворье в Москве рядом с храмом святителя Николая Чудотворца в Пыжах. На могилах защитников Отечества, павших в 1812 г., была выстроена часовня, при которой читалась Неусыпаемая псалтирь с поминовением. 12/25 октября к часовне совершался Крестный ход из всех храмов города.

В 1918 г. монастырь был закрыт. С 26 декабря по 8 января местная Чрезвычайная комиссия произвела здесь несколько обысков, в результате которых было конфисковано все имущество монастыря. Настоятель монастыря, архимандрит Илия, был помещен под домашний арест и в марте 1919 г. выселен из обители. До 1926 г. оставался действующим только Никольский собор.

С 1930 г. в монастыре размещался педагогический техникум. В 1939 г. в здании Никольского собора была открыта экспозиция музея 1812 г. После Великой Отечественной войны музей переместили в здание бывшей часовни, а монастырь заселили жильцами. В последующие годы в нем в разное время размещались педагогический и библиотечный техникумы, шахматный клуб, общеобразовательная и художественная школы, хлебозавод, строительные организации. Постепенно монастырь пришел в полное запустение: кроме храмов, из монастырских зданий уцелел только один корпус, в котором располагалась художественная школа.

20 августа 1991 г. монастырь был возвращен Церкви и открыт как мужской, но малочисленная братия разошлась по другим обителям, и в феврале 1993 г. Священный Синод постановил Никольскому Черноостровскому монастырю быть женским.

В настоящее время восстановлены все жилые здания монастыря, ведется строительство комплекса детского приюта на 80 человек. Во всех храмах совершаются богослужения. Полностью восстановлены храм в честь Всех Святых (освящен в 1996 г.) и храм в честь Корсунской иконы Божией Матери. В главном приделе Никольского собора установлен временный иконостас и ведутся восстановительные работы. Благоустроен источник в честь святителя Николая. В 1996 г. над источником была установлена и освящена купальня. Монастырь имеет скотный двор, огороды, теплицы, 44 га сенокосных и пахотных земель. Многие сестры монастыря проходили послушания в Русской Духовной Миссии на Святой Земле.

В монастыре установлен общежительный устав: общая трапеза, послушания, обязательное посещение богослужения, откровение помыслов. Каждый день сестры присутствуют на уставных службах в храме; читается Неусыпаемая псалтирь. Также ведется работа по духовному образованию сестер: проводятся занятия по изучению Священного Писания, творений Святых отцов, Богослужебного устава. Ежедневно в монастыре совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила. В обители возобновлен ежегодный Крестный ход к братской могиле защитников Отечества 1812 г. Он совершается 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, в память заступничества Богородицы в войне 1812 г. Монастырь имеет библиотеку. Образовано 2 монастырских скита –– в с. Карижа и в с. Боболи Малоярославецкого района.

В Никольском монастыре имеются следующие святыни: резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; частица мощей святителя Николая в ковчеге, привезенная в 2001 г. в дар из г. Бари; стопа преподобного Антония (Путилова), старца Оптинского; частица мощей преподобномученика Космы Протатского; 2 креста-мощевика. Также имеются иконы с мощами Киево-Печерских святых, преподобных старцев Оптинских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елисаветы.

Монастырь ведет благотворительную и просветительскую деятельность среди населения г. Малоярославца, принимает многочисленных паломников. С 1993 г. при монастыре действует приют-пансион «Отрада» для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью. В нем проживает 58 воспитанниц. Попечителем строительства комплекса детского приюта является благотворительный фонд «Связь поколений», который возглавляет генерал-майор А.И.Котелкин.

В июле 1999 г. обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексей II, в 1998 г. –– Блаженнейший Патриарх Болгарский Максим.

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Фотографии: Дмитрий Филиппов, Дмитрий Иванов, Михаил Чупринин

Свято-Никольский Городокский женский монастырь

Свято-Никольский женский монастырь находится на небольшом островке, который окружён водами речки Устя Село Городок известно с середины XV века. На рубеже XV – XVI столетий владелица Городка, княгиня Анастасия Гольшанская-Дубенская, жена князя Константина Острожского дарит свои земли Киево-Печерскому монастырю. Когда иноки Печерские прибыли на остров, чтобы осмотреть свои новые владения, им здесь очень понравилось, и было решено основать в Городке монастырский скит. Сохранилось предание, что в те годы в скиту подвизались 187 иноков, которые мученически закончили свою жизнь — были утоплены в речке Устя, что омывает своими водами остров. В 1730 году монастырь прекратил свое существование.

Во время Великой Отечественной войны на острове в Городке размещался военный госпиталь, в 1948 – 1990 годах здесь был областной туберкулезный санаторий Возрождение церковной, а позже и монашеской жизни началось с открытия в 1991г. И уже через 2 года в день Похвалы Пресвятой Богородицы состоялось открытие обители. На сегодняшний день в обители подвизается более 100 сестер.За это время отстроен центральный монастырский корпус, восстановлена и расширена трапезная. При монастыре действует Духовное Регентское училище, иконописная школа детская Воскресная школа, детский церковный хор, недавно отстроен новый храм в честь Рождества Христова. В 2003 году в монастыре завершена закладка храма-пещеры.

Главной святыней Городокского Свято-Николаевского женского монастыря является Козельщанская икона Божией Матери «Милосердная» , переданная в начале января 2000 года Киево-Печерской Лаврой в дар святой обители. К сожелению, первоначальное происхождение иконы неизвестно. Достоверно известно только то, что образ Божьей Матери был привезен из Италии в Россию (1741-1761) одной из придворных дам империатрицы Елизаветы Петровны. Более 50-ти лет (XIXв.) святыня находилась в семье графа Владимира Ивановича Капниста в селе Козельщина Полтавской губернии. Именно здесь совершилось первое чудо от иконы – исцеление от неизлечимого недуга младшей дочери графа Марии. Девочка в результате болезни практически потеряла чувствительность рук и ног. Однажды вечером, когда в доме были гости пришла телеграмма от отца из Москвы в которой говорилось, чтобы Марийка ехала в столицу для встречи со знаменитым врачом Шарко, для определения окончательного диагноза. Девочка очень страдала, переживала, плакала, боясь, что врач отнимет у неё последнюю надежду на выздоровление.

Мать пошла собирать вещи в дорогу, затем подошла к дочери и, указывая на фамильный образ сказала: «Мы едем завтра в Москву, возьми с собой икону и покрепче помолись перед нашей Заступницей, проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и вразумить врачей облегчить твою болезнь». Девочка с благоговением обняла образ и с горячей молитвой обратилась к Царице Небесной Заступнице всех скорбящих искать той защиты и помощи, которой не могли дать ей люди. Во время молитвы Марийка почувствовала, что с ней творится что-то необычное. Пламенная молитва к Божией Матери была услышана: Пресвятая Богородица через свой благодатный образ исцелила Марию.

Быстрыми движениями она начала срывать со своиг ног бинты. На её крик все сбежались и увидели, что расслабленная до того времени девушка, предстала перед ними совершенно здоровой. На следующий день графиня со своей уже здоровой дочкой, взяв с собой образ Божьей Матери отправились в столицу. Каково же было удивление всех врачей, лечивших её, когда увидели девушку совершенно здоровой, без всяких признаков болезни. Сам знаменитый французкий врач Шарко признал, что подобного исцеления он в своей практике не встречал и обьяснить не может. После этого случая граф Капнист передал икону для всеобщего поклонения в церковь.

И в наше время Богоматерь дарует Свою милость тем, кто молитвенно обращается к Ней за помощью. По преданию, она особенно помогала молодым людям, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье. Кроме того, существовал обычай: с чисто-сердечной молитвой протирать образ Богоматери, получая в дар исцеление болезней. К благодатной иконе Богоматери «Милосердная», которая является копией Козельщанской иконы Божией Матери, в обители особое отношение сестер и паломников. Теплая молитва сестер, благоговейное почитание паломниками благодатного образа Богородицы неоднократно свидетельствуют о милосердии Царицы Небесной и в наши дни.

Свято николаевский женский монастырь

Построен князями Оболенскими в XIV веке на реке Луже, в пределах г. Малоярославца, на Особной горе, называвшейся прежде Черный Острог. В старых памятниках название монастыря — Черноострожский. Далее в просторечии название приобрело современное звучание. Обитель впервые упоминается в конце XV в. в грамоте кн. Верейского.

В Смутные времена начала XVII в. монастырь был разрушен, стоял «без пения», но в 1659 г. восстановлен старцем Ипатием. В 1764 г. по «причине бедности и малого владения» (у монастыря было только 7 душ) оставлен за штатом на своем иждивении, но в 1775 г. обращен в приходскую церковь. Возобновлена обитель в 1800 г., когда уроженец Малоярославца московский купец Целибеев снабдил его утварью и внес 20 тыс. руб. на содержание братии.

Под стенами монастыря в 1812 г. произошло знаменитое Малоярославецкое сражение с войсками Наполеона. В результате сражения монастырь был разрушен, остатки имущества разграблены. Территория монастыря и уцелевшие постройки были заново освящены 11 дек. 1813 г. и началось его восстановление.

В 1817 г. по личному распоряжению императора Александра I из Государственного казначейства были выделены еще 10 тыс. руб., и монастырь был введен в число штатных. Он получил статус памятника Отечественной войны 1812 г.

Храмы: собор в честь святителя Николая Мирликийского, построенный в византийском стиле, 3-этажный: второй этаж — храм в честь Преображения, нижний этаж — усыпальница. Освящен собор в 1843 г. в день Бородинской битвы — 26 авг. Храм в честь Корсунской иконы Божией Матери с приделом в честь свв. Антония и Феодосия Киево-Печерских, построенный в 1814 г. Храм в честь Всех святых.

Колокольня со Святыми вратами (1821 г.), в советское время 2 верхних яруса были разрушены. С другой стороны колокольни — больничный корпус (1813 г). Слева и справа от Никольского собора — трапезная и настоятельский корпус (1810 г.); на нижней площадке — хозяйственные строения.

В 1918 г. монастырь решили закрыть. Бесследно исчезли грамоты и древние акты XVII в., ценнейшие иконы, богатая ризница, церковные сосуды и многое другое. В середине 20-х гг. обитель покинули все монахи. В монастыре размещались: педагогический техникум, в Никольском соборе с 1939 по 1946 г. находился музей, затем монастырь заселили жильцами.

В 1991 г. Николаевский Черноостровский монастырь был передан Калужской епархии. Открылся монастырь 4 окт. 1992 г.

За последние годы в монастыре проведены большие ремонтные, реставрационные и строительные работы. Возобновлена служба в Никольском соборе. Ежедневно звучат слова молитвы в храме Всех святых. Отстроены настоятельский, архиерейский, трапезный и сестринский корпуса, гостиница, обустроен Святой колодец, разбиты цветники и овощники.

При монастыре имеется православный приют «Отрада» для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией.

Бывшая приписная часовня, в ней раположен музей с диорамой битвы в 1812 году.

Путешествуйте нами!

Ваш путеводитель

СВЯТО НИКОЛАЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Свято-Николаевский монастырь — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви.

История монастыря

Точная дата основания монастыря неизвестна, однако считается, что основан он ещё при Иване Грозном в 1580 году. Изначально был построен деревянный Никольский храм, при котором позднее основана женская обитель.

Дважды за свою историю, в 1650 и 1726 годах, монастырь выгорал дотла.

В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца.

В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным.

В 1777 году деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной.

В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня, освящена в 1813 году. В 1878 году поновлёна и освящена как Никольский храм.

До закрытия монастыря в советское время на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие.

Свято-Николаевский женский монастырь, Арзамас: отзывы

Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа. В монастыре проживало более 200 насельниц.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания заброшены.

Монастырь возобновлен в 1994 году.

В 2001 году монастырю возвращена Никольская церковь.

Храмы монастыря

В настоящее время в монастыре два действующих храма:

в честь Богоявления и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»
строящийся храм в честь святителя Николая Чудотворца.

Святыни монастыря

  • чтимая икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»,
  • чтимая икона «Достойно есть»,
  • иконы святого Николая Чудотворца,
  • иконы блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы с частицами мощей,
  • ковчег с частицами мощей Оптинских старцев и других святых.

Где находится и как доехать, телефон, время работы, сайт

Адрес: Нижегородская область, Арзамас, Соборная площадь, 1

Телефон:+7 83147 3-00-02

Время работы:ежедневно

Сайт:nicola-arzamas.ru

Арзамасский Николаевский женский монастырь на карте

GPS координаты:55.386103, 43.814587

Спасо-Преображенский мужской монастырь в городе Арзамасе основан около 1555 (по другим сведениям — 1556) года. В 1578 году государь Иоанн Грозный отписал город Арзамас в удел своему сыну Феодору, который был набожен и уделял много внимания устроению монастырской жизни. К этому времени монастырь имел две церкви, шестнадцать келлий и двадцать человек братии.

Илецкий Свято-Николаевский женский монастырь

Все строения монастыря были деревянными.

Вскоре случился большой пожар, почти полностью уничтоживший монастырь. Спустя 40 лет, в 1626 году другой документ уже сообщает о том, что в обители двадцать пять келлий и тридцать три монаха, те же два храма и колокольня, на которой «девять колоколов да часы боевые». Башенные часы со звучащим механизмом были в то время большой редкостью. Указаны названия врат обители — Святые (на западной стороне) и Водяные (на южной стороне). Долгие годы монастырь был деревянный, построенный по древним традициям русского деревянного зодчества. В XVII веке монастырь развивался и богател, обустраивался новыми храмами и хозяйственными зданиями. Деревянные постройки разбирались, возводились каменные. В 1638 году начал строиться каменный храм во имя Преображения Господня. Затем была построена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы «четвериковая о пяти главах», в ней придел во имя Сретения Господня.

Третья церковь над Святыми Вратами во имя Св. Вмч. Георгия. Четвертая церковь – под колокольнею во имя Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня (ныне разобранная), относящаяся ко второй половине XVII века, имела 10 колоколов. Часовня во имя Спаса Нерукотворного примыкает к зданию Духовного Училища.

В монастыре находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, прославившаяся 2 июня 1739 года спасением братии от гибели во время сильной грозы, когда при чтении акафиста Богоматери ударом молнии были разбиты большая глава и свод соборного храма, опалены столбы у местных икон и зажжен пол у южных дверей.

О первых игуменах ничего не известно, однако опираясь на исторические документы, можно предположить, что зачинателями Спасо-Преображенского монастыря были подвижники из Троице – Сергиевой Лавры. Игумены Спасского монастыря с его зарождения всегда пользовались большим уважением у горожан и первенствовали среди духовенства. Впоследствии настоятели монастыря стали носить высший и почетный сан – архимандрит. Крестные ходы и торжественные общегородские службы часто начинались и проходили не в Соборе, а в Спасском монастыре. В обители было расположено и главное духовное управление города, которое возглавляли Архимандриты Спасского монастыря, являясь викариями Патриархов, к епархии которых принадлежал Арзамас. В правлении игумена Иосафа II в 1767 году Арзамас посетила императрица Екатерина II, по дороге из Симбирска в Москву. На устроенный ею прием для первых лиц города, был также приглашен игумен Иосаф II. За всю свою историю монастырь взрастил 19 игуменов и 23 архимандрита, многие из них прославились святостью жизни, выдающимися духовными и организаторскими дарованиями.

В 1815 году в Спасском монастыре основано Арзамасское Духовное Училище, для которого был выстроен каменный корпус на юго – западе монастыря. Под опекой тогдашнего архимандрита Александра заведение росло и развивалось, в 1838 году ему был присвоен титул уездного.

В монастыре имелся деревянный крест в серебряном чеканном окладе, в ковчежец которого вложены частицы святых мощей Божиих угодников, а также многие святыни, на поклонение которым сходился православный люд. Близ амвона в Преображенском соборе находилась украшенная чудотворная икона Казанской Божией Матери.

К началу XX века Спасо-Преображенский монастырь существовал, как общежительный III класса. При монастыре находился приют. Монастырь владел значительными земельными угодьями, занимался обширной хозяйственной деятельностью, в том числе рыболовством.

Спасо – Преображенский монастырь был закрыт в двадцатые годы прошлого столетия. В 2004 году монастырь стал возрождаться. К нему был приписан храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. Первая литургия в этом храме и возрожденном монастыре была отслужена на Рождество в 2006 году.

Долгое время в главном Соборе обители располагался городской Архив. В настоящее время Архив переехал на новое место, что дало возможность 22 июля 2015 г. провести первую после почти 90-летнего перерыва Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе, которую возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Первым наместником обители был игумен Паисий (Яцко), при котором были развернуты реставрационные работы в Благовещенской церкви: восстановлен внешний вид, оштукатурен и покрашен фасад, возведена колокольня, позолочены купола, расписан нижний храм Трех Святителей. Реставрирован также внешний облик часовни Спаса Нерукотворного, начались работы по восстановлению храма Рождества Богородицы. 22 мая 2016 года и. о. наместника монастыря назначен архимандрит Тихон (Затекин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. При нем восстановление монастыря продолжается. Идет ремонт кровли и фасада Спасо-Преображенского собора. Храм Рождества Богородицы возведен под крышу. Начались работы по строительству разрушенной колокольни храма Рождества Богородицы, ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. Сторонние организации покидают монастырь. Почти расселен бывший игуменский корпус. Будем надеяться, что милостью Божией набранный темп восстановительных работ не ослабнет.

Монастырь сотрудничает с Межрегиональной благотворительной общественной организацией социальной адаптации граждан «Твой дом» (www.mbootvoydom.ru), которая присылает людей потрудиться и пожить в монастыре, поучаствовать в богослужении, помолиться вместе с братией, тем самым способствуя их социальной адаптации.

Свято-Николаевский женский монастырь в Арзамасе

В самом центре древнего город Арзамаса, воздвигнутого по велению Ивана Грозного в 1552 году, стоит Свято Николаевский женский монастырь — великая святыня, трепетно почитаемая жителями города и многочисленными паломниками, которые едут сюда со всего мира, чтобы преклониться перед чудотворной иконой «Исцеление от бед страждущих». Много горя выпало на монастырь, но не смотря ни на что, он и по сей день является действующим и помогает всем нуждающимся.

Свято Николаевский женский монастырь был основан в 16 веке одним из жителей города — Феофилактом Яковлевым. В дар воздвигнутому монастырю игумен Спасо-Преображенского монастыря Сергий передал большой резной образ святителя Николы Можайского, который в дальнейшем прославился, как чудотворная святыня, исцеляющая больных и совершающая многочисленные чудотворения. Одним из покровителей обители был Царь Василий Шуйский, который за свое правление оказывал большую помощь и подарил святой общине мельницу. Также помогал монастырю и Михаил Федорович, оказывая значительную материальную поддержку.

За историю своего существования монастырь сгорал два раза. После первого пожара, который случился 1650 году, средства на восстановление святой обители были пожертвованы вдовой отца Феофилакта Пелагеей и его сыновьями Афанасием и Григорием. Второй пожар случился в 1726 году. В этот раз огонь уничтожил не только монастырь и церковь, но и большую часть города. Но, не смотря на всеобщую беду, монастырь стараниями игумений, святых сестер, и жителей города, которые жертвовали средства на восстановление обители – Божий дом был восстановлен.

В 19 веке Арзамас славился разными женскими рукоделиями и монастырь играл немаловажную роль в развитии и жизни города. Так в 1840 году в Николаевской обители сестры овладели новым видом рукоделия – вязание сапожек и ботинок из разноцветной шерсти. Вскоре не только красавицы Арзамаса готовы были красоваться в такой обуви, и она стала продаваться во всех уголках России, таким образом, святые сестры не только обеспечивали свою обитель, но и позволяли зарабатывать женщинам Арзамаса, которые успешно переняли новое ремесло.

После 1928 года монастырь был закрыт.

Свято-Николаевский монастырь (Арзамас)

Келии были переданы под жилье обычных людей, а церковные здания понемногу разрушались.

Сегодня Свято-Николаевский женский монастырь активно восстанавливается после закрытия. В 1994 году монастырь был возвращен Церкви и монашеская жизнь стала возрождаться. В 2001 году в монастыре проживало около 25 сестер во главе с игуменьей Георгией.

Посетить святую обитель предлагает «Дивеево Тур». Посещение монастыря позволит не только преклониться перед чудотворной иконой, но и близко соприкоснуться с историей обители.

Арзамас (Нижегородская область) — Добро пожаловать!

Ссылка на основную публикацию