Свято боголюбский женский монастырь

Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Содержание

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века[2], однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Современное состояние

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

  • Боголюбский собор (1855-66, арх.К. А. Тон) и колокольня
  • Рождественский собор (1751)
  • Остатки дворца Андрея Боголюбского (1158—1165)
  • Благовещенская церковь (1683), перестроена в 1804
  • Боголюбский собор (1866)
  • Надвратная колокольня (1841)

Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея (см. 18 июня), находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 ½ аршина, а в ширину 11/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир.

Свято-Боголюбский монастырь в Боголюбово – архитектура, Боголюбская икона Божией Матери

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово – это уникальный памятник архитектуры, построенный в духе древнерусских традиций 12 века. Святыня, расположенная на Владимирской земле, восхищает своей самобытностью, строгостью линии. Объект прекрасно гармонирует с окружающим ландшафтом и находится вблизи трассы, участок поселка ухожен и благоустроен.

Когда разливаются реки Нерль и Князьма территория поселка становится еще более загадочной. Знаменит храм тем, что именно здесь находятся фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Это здание является единственно уцелевшим со времен гражданской архитектуры. В древности самому князю явилась Богоматерь. Она указала место для строения святыни и резиденции.

Сегодня от замка осталась только лестничная башня, которую открыли еще в 1950-х годах и небольшой закрытый переход. В 18 веке над обителью находилась шатровая колокольня.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Сложностей с тем как добраться до достопримечательности не возникнет. Она находится во Владимирской области Суздальского района. Сам же монастырь расположился возле дороги М 7. Если вы едите на поезде, то от станции ГЖД Боголюбово потребуется идти 10-15 минут. С Щелковского автовокзала из столицы ходит рейсовый автобус.

Многие приезжают сюда экскурсионным туром. Святыню посещают в рамках программы по Золотому кольцу. Недалеко от достопримечательности предусмотрена автомобильная стоянка.

Интересные факты из истории

Погиб князь Андрей Боголюбский в 1174 году в своей резиденции. Причины трагического обстоятельства неизвестны. Возможно, этому послужило открытие монастыря при его приемниках.

По проекту К.А. Тона было принято решение возвести белокаменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году обитель закрыли и потом передали в пользование музею. Помещение вернулось церкви только в 1991 году. Открытие монастыря состоялось в 1997 году.

Сегодня фрагменты замка Андрея Боголюбского можно рассмотреть в составе церкви. Они представлены нижними секциями колокольни и частями перехода на хоры. Сама обитель отреставрирована, покрыта штукатуркой. Стены замка имеют характерные арочные пояса. В качестве основного строительного материала применялся белый известняк.

Новые открытия

Институт археологии РАН в 2018 году проводил археологические раскопки на территории комплекса. В результате проведенной работы были получены новые данные. Представления о плане объекта, архитектуре изменились. Специалисты пришли к выводу, что вероятно, в возведении объекта принимали участие профессионалы из Ломбардии и Эмилии-Романьи. Таким образом, предположение о европейских корнях строения не подтвердилось.

История появления монастыря интересная, да и само место является необычным. Объект находится на стратегически важном месте. В этой точке сливаются две реки Клязьма и Нерли. С этого пункта было удобно вести контроль над ремесленно-торговым городом. Кроме того, в древние времена чиновники старались выбирать место жительства подальше от скопления людей. Но народ очень любил князя. Это был удачливый и харизматичный правитель.

Где остановится на ночлег?

В Боголюбово и рядом распложенных городах можно подобрать жилье на любой вкус и бюджет. Повышенным спросом пользуются гостиницы «Доброе», «У золотых ворот», «Владимир», «Заря», «Клязьма». Имеется много привлекательных вариантов в частном секторе. Перекусить можно в монастырской трапезной. Там простая и вкусная еда. Здесь можно приобрести необходимые продукты.

Архитектурный ансамбль

Загородная крепость представлена следующим ансамблем – собор, элементы разрушенного замка, Боголюбский собор, Благовещенская церковь, колокольня, святые ворота, пруд, ограды, корпуса хозяйственных и жилых построек.

Сам замок не уцелел. Дело в том, что длительное время достопримечательность находилась под «культурным слоем». Территория на протяжении долгого периода не убиралась. Мусор накапливался годами. Все это привело к разрушению колонн. После этого нашли портал, который выступал неотъемлемой частью здания, его разрушили в 1772 году. На этом месте впоследствии появился храм Рождества Богородицы, который радует наш взгляд в настоящее время. Сегодня внутри организован небольшой музей, его интересно посетить.

Колонны замка когда-то были круглой формы. В процессе восстановительных работ их сделали прямоугольными. Сам храм имеет европейский стиль и состоит из блоков известняка.

Когда-то напротив западного угла находился резной киворий. Сегодня на его месте стоит часовня из кирпича 18 века. Внутри нее чаша из белого камня. Если верить приданию, из нее наделялись средства на возведение обители.

Кроме кивория на белокаменной площади находился Богородничий столп. С юга стояла Благовещенская трапезная церковь. В 1804 году ее реконструировали. Они сильно изменила свой первоначальный вид.

На месте надвратной церкви в 1842 году возвели колокольню в честь св. апостола Андрея Первозванного. В конце 18 столетия ее демонтировали, а на ее месте построили колокольню.

В восточной части территории, где сейчас стоят Святые ворота, находилась усыпальница, украшенная живописью. Створы святых врат имели четыре лика — князей Александра Невского, Андрея, Глеба и Георгия. Новый соборный храм вчесть Боголюбской иконы Божией Матери заложили в 1855 году. В строительстве принимали участи разные купечества. Среди них владимирское, ивановское, московское княжество. Стройка шла на протяжении 11 лет. Освещение проводил святитель Феофан Затворник. Внутренним благоустройством храма занимался архимандрит Даниил. Над иконостасом работал Ф.Г. Солнцев. В 70-х была сделана эффектная роспись в классическом академическом исполнении.

С восточной стороны от собора есть двухэтажный келейный корпус. Его построили в 1830 году в духе классицизма. На верхних этажах находились зал для приема, комнаты, келий, а на нижнем ярусе были кухни и трапезная. Когда обитель закрылась, здесь начала работать средняя школа.

С западной стороны находится дом архимандрита. Его построили в 1786 году. Сегодня это здание является частью монастыря. До 1999 года оно эксплуатировалось как телефонная станция. Южнее вы увидите двухэтажный келейный корпус. Первый этаж его возвели еще во второй половине 18 века, а второй ярус был выполнен из дерева и появился спустя сто лет. На протяжении нескольких лет в этом доме проживал епископ Иустин. В советский период корпус был отдан под общежитие, а после районному отделу милиции. В 1999 г. начались реставрационные работы. Сегодня это приемные покои для гостей-архиереев.

В восточной стороне имелось множество и других построек – баня, скотный двор, номерной фонд с тремя этажами, поликлиника. В 2013 году хозяйственная часть снова стала принадлежать монастырскому комплексу. Сегодня она применяется по своему назначению. Здесь оборудована гостиница для приезжих.

Помимо этого, в обители была еще одна пристройка – маленькая часовня, которую поставили с южной стороны. На этом месте лежало на протяжении трое суток тело святого князя Андрея. Внутри святыни находилось изображение правителя. Сегодня от строения остался только фундамент. В 2008 году святыню возобновили.

Боголюбский монастырь отличается торжественностью. Белокаменные стены восхищают своим величием. Они эффектно смотрятся на фоне зеленых лесов. Купала синего цвета гармонично комбинируют с синем небом. Архитектура, характеризующаяся сочетанием византийского стиля и монументальности, выглядит броско и торжественно.

Внутреннее убранство сегодня лишено древних фресок. Главным его достоянием является Боголюбская икона Богоматери. На соборной звоннице расположен крупный колокол, вес которого составляет 8 тонн. Древнейшее сооружение 12 столетия является часто посещаемым среди туристов местом. Длительное время величавый замок был частично потерянным. В 1954 году удалось найти башню и переход на хоры.

Разлив на Нерли и Клязьме

После осмотра Свято-Боголюбского женского монастыря непременно стоить проехать к железнодорожной станции для того чтобы полюбоваться бескрайними красотами луга. Во время таяния снега поляна уходит ко дну. Место становится сказочно красивым. Деревья стоят на половину погруженными в воду. Складывается невероятно живописная картина. Иногда подтапливаются даже постройки.

Можно пройтись по пешеходному мосту, который идет через железную дорогу. Переходя через него, вы попадаете на другую сторону. С высоты заливной луг еще более прекрасен. На окраине виднеются золотые купола храма Покрова на Нерли. Дата его постройки 1158 год. Это первая святыня на Руси, которая была освещена в честь праздника Покрова Богородицы. Если верить приданию, то для строительства сооружения был привезен камень белого цвета из Булгарского царства. Строительство объекта произведено на рукотворном холме, на месте, где происходит слияние двух рек. С течением времени русло реки видоизменилось, но холм так и остался там стоять. Когда-то это место окружала галерея. Но в скором времени ее разрушили.

В период паводка до обители можно добраться воспользовавшись лодкой. Перед железнодорожной станцией есть маленький рынок. Здесь продаются местные сувениры – магниты, шкатулки, платки, деревянные изделия и разнообразные предметы ручной работы.

Монастырская колокольня

Уникальной достопримечательностью Владимирской области является монастырская колокольня. Ранее на ее месте находилась надвратная церковь в честь св.апостола Андрея Первозванного, которую разобрали в 18 веке. Звонница появилась в 1842 году. Вес самого тяжелого колокола составляет 498 пудов (8 тонн). При этом длина самой постройки ровна 58 метрам. В восточной зоне святых врат расположена усыпальница. Она украшена живописью. В 1884 году на высотку установили куранты, оснащенную четырьмя циферблатами.

Особенности возрождения монашеской жизни, период советской власти

После революции началась череда разгрома и осквернения святынь. Многие монахи были разогнаны и умерли тяжелой смертью. Корпусы монастырей использовались под различные заведения – школу, склады, хранилища, поликлинику, почту. В 1991 году началось возрождение жизни монахов. Часть зданий стала находиться во владении схиигумена Никодима. В 1997 году появилось два монастыря – мужской и женский. С этого момента православная жизнь началась активно возрождаться.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью отреставрирован. Его оштукатурили и провел паровое отопление. В нем установили паникадила, вес центрального составляет 2 тонны. Пол выложили гранитом и мрамором. Алтарь, престол и жертвенник отремонтировали. В 2002 году изготовили новый иконостас, стоящий из трех ярусов. Соорудили хозяйственные постройки и посадили красивый фруктовый сад.

Сегодня в храме хранится Боголюбская икона Божией Матери. Она признана наиболее почитаемым образом в русской православной церкви. Ее написали еще в 18 веке по приказу Андрея Боголюбского. Древнейший лик русского происхождения относится к числу чудотворных и почитаемых. День празднования установлен 18 июля.

Келейные корпуса тоже отреставрировали. Возобновили свою деятельность швейные, иконописные, столярные мастерские. Сегодня окрестности поселка оглашаются торжественным звоном колоколов. На святом источнике появилась часовня и две купели. Также возродили традицию крестного хода. Он совершается каждый год 1 июля из города Владимир. Обустроили чудотворный источник. В настоящее время полностью завершены работы по реставрации Спасо-Преображенского храма. Расписание богослужений рекомендуется уточнять заранее.

Свято-Боголюбский монастырь

Самый крупный из монастырей Владимира и окрестностей, Свято-Боголюбский монастырь — свидетель более чем 8 столетий русской истории, в событиях которой он неоднократно играл важную роль. Уникальность монастыря в том, что он занимает мирские здания: в 12 веке здесь располагалась резиденция князя Андрея Боголюбского, а его главный на тот момент храм — Рождественский собор — был буквально встроен в комплекс княжеских палат.

Сегодня от княжеского замка осталась совсем немного. Свято-Боголюбский монастырь стоит посетить, чтобы полюбоваться творениями архитектора Тона, постоять в гулкой тишине одного из самых больших храмов России — Боголюбском соборе, побродить по берегам полузаросшего монастырского пруда и, если повезет, услышать звон великолепного колокольного ансамбля.

Немного истории

Свято-Боголюбский монастырь был основан в 1155 г. князем Андреем Боголюбским по чудесному видению ему Богородицы. Первоначально здесь появился храм, который вскоре оброс церковными и мирскими строениями — князь решил построить на памятном месте свои палаты. После того как Андрей Боголюбский был убит заговорщиками, во искупление греха комплекс резиденции был отдан в ведение монастыря. Службы велись в заложенном князем храме Рождества Богородицы, собора же здесь не было вплоть до середины 19 века.

Боголюбский собор воздвигли в 1855-1866 гг. на частные пожертвования из Москвы по проекту К. А. Тона. После революции монастырь закрыли, затем здесь организовали музей. Возрождение обители началось в 1990-х гг. Сегодня это действующий женский монастырь со 120 монахинями.

Что посмотреть

Свято-Боголюбский монастырь невероятно красив и торжественен: белые стены храмов и церквей сияют на фоне зелени лесов, а купола пронзительно синего цвета — традиционного цвета Богородицы — сливаются с высоким небом.

Первым делом стоит направиться к Боголюбскому собору, чтобы полюбоваться его узнаваемой архитектурой: сочетание византийского плана и монументальности с русской декоративностью, легкостью и праздничностью — характерный почерк архитектора Тона. Хотя его интерьеры не могут похвастать древними фресками, именно здесь хранится монастырский образ — Боголюбская икона Богоматери.

На соборной звоннице разместился прекрасный ансамбль колоколов, самый большой из них весит 8 тонн.

Остатки дворца князя Андрея — древнейшее сооружение на территории монастыря, относится к середине 12 века. Здание считается единственным дошедшим до нас гражданским строением времен Древней Руси, которое дошло до нас хотя бы частично. Замок считался утраченным, но в 1954 году были найдены переход на хоры и лестничную башню.

Примыкающий собор Рождества Богородицы — изящный храм с единственной главкой. Еще здесь стоит увидеть Благовещенскую церковь 19 века, осмотреть келейные корпуса и посетить часовню, воздвигнутую над местом, где лежало тело князя.

Практическая информация

Адрес: Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово, ул. Ленина, 49. Веб-сайт.

Монастырь открыт с раннего утра до окончания вечернего богослужения. Службы проводятся ежедневно в 6:00 и 16:00, на праздники устанавливается особый режим богослужений.

Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

Свято-Боголюбовский монастырь в поселке Боголюбово Епархиальный женский монастырь

Сохранилась летопись Свято-Боголюбовского монастыря, составленная игуменом Аристархом, который управлял обителью с 29 октября 1762 г. по 9 февраля 1767 г. В декабре 1770 года игумен Аристарх был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, где и скончался в январе 1775 года в возрасте 58 лет. После его кончины и была найдена рукопись летописи Свято-Боголюбской обители. В ней отражены основные моменты жизни монастыря, указаны даты всех татарских набегов, разорявших град Владимир и его окрестности, описаны грамоты, подтверждающие царские милости Свято-Боголюбскому монастырю.

Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился св. князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель Московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и Московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. Летом 1475 года постройки древнего Боголюбова монастыря осматривал известный итальянский архитектор Аристотель Фьораванти. В 1552 г. во время похода на взятие Казани сюда заезжал помолиться царь Иоанн IV. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. Сюда приезжали на богомолье патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855–1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России – вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 года братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетелей постройка собора была завершена. В строительстве храма принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. С 1882 года стал резиденцией викарных архиеереев. К началу XX века братии в обители было около 75 человек.

Монастырь также имел подворье в г. Владимире. Один его одноэтажный дом с мезонином в 1880 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом, выстроенный в 1877 г., был двухэтажный деревянный, и в нем находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

Кроме того, у обители было два приписных монастыря: Покровский в 1,5 верстах и Николаев-Волосов в 27 верстах от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, основанного в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители. Покровский монастырь в древности был женский, а позднее был преобразован в мужской.

Последним настоятелем Боголюбского монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель-исповедник Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых.

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них, как бывший настоятель монастыря архимандрит Александр (Григорьев) – расстрелянный 7 января 1938 г. в Красноярской тюрьме и иеромонах Владимир (со слов старожилов), приняли от рук безбожников мученическую кончину.

Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием в иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, который и посвятил его в священный сан.

Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 года. Богоборцами не случайно была выбрана эта дата, ведь именно с 3 июня начинался в течение вот уже полутора веков крестный ход во Владимир с Боголюбской иконой Божией Матери. Именно эта дата стоит на акте-описи «конфискованного имущества у ликвидированного Боголюбовского монастыря».

В годы Великой Отечественной войны в монастыре размещался учебный центр – полковая школа по подготовке новобранцев, было три выпуска по 150 человек, принявших здесь присягу и отправленных на фронт. В среднем ярусе колокольни вплоть до реставрации 2012 г. сохранялись надписи – «Тяжело в ученье – легко в бою» и т.п.

В последующее время в Боголюбове размещалась администрация районного центра, и многие монастырские здания были заняты под различные учреждения: райисполком, банк, отделение милиции, почту, телеграф, больницу и поликлинику. В соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери было устроено хранилище для зерна, в боковых приделах – склады медикаментов, стеклотары и даже бочкового пива. Вплоть до начала 80-х гг. монастырские корпуса использовались для своих целей и нужд различными организациями, здесь же были расположены и жилые квартиры.

В 1960-80 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Свято-Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи и схемы, сметы. По этому плану в монастырских зданиях должны были быть устроены гостиницы на 32 и 40 номеров, а в самом соборе предлагалось сделать выставочный зал, кинозал, лекторскую аудиторию, фотолабораторию и т.п., но грандиозные проекты архитекторов не состоялись.

В 1991 г. часть монастырских зданий была возвращена Православной Церкви.

14 января 1997 г. в Свято-Боголюбский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в целях церковного устроения из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря были переведены сестры, которые приступили к восстановлению обители.

В настоящее время настоятельницей обители является игумения Антония (Шаховцева).

25 мая 1997 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящен престол в отреставрированном трапезном Благовещенском храме XVII в. А с середины июня 1997 г. возобновлены службы и в соборе Боголюбской иконы Божией Матери.

Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Свято-боголюбский женский монастырь

В поселке Боголюбово Владимирской области находится действующий Свято-боголюбский женский монастырь, который изначально был мужским. Этот монастырь основал Андрей Боголюбский в 1158 г. на реке Клязьме (по другим данным, в 1155 г.). Как рассказывает предание, когда он переносил чудотворную икону Божией Матери из Киева, кони остановились в этом месте, никакими силами не смогли заставить их продолжать путь. Пришлось ночевать здесь. ночью молившемуся в походном шатре князю явилась Богоматерь, велела везти икону во Владимир, а на месте своего явления построить обитель. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом православной Руси, а Владимиро-Суздальская земля — центром Русского государства.

По ведению Андрея Юрьевича была написана Боголюбская (или Боголюбивая) икона Божией Матери в том виде, как она явилась князю в ночном видении(ныне эта чудотворная икона находится в Свято-.успенском Княгинином монастыре во Владимире). Все эти события определили историческое прозвище князя Андрея Юрьевича — Боголюбский, название монастыря, поселения. Князь построил здесь в 1158 г. храм в честь Рождества Богородицы, рядом с ним — свою загородную резиденцию -посад с белокаменным дворцовым ансамблем. Этот посад назвали Боголюбовым, а князя — Боголюбским. В 1174 г. именно здесь, в своей резиденции, князь Андрей Боголюбский был убит заговорщиками-боярами. После убийства князя его дворец и монастырь претерпели разорение и разграбление. Позже он пережил и другие беды, его неоднократно разоряли захватчики (в 1177 г. — рязанский князь Глеб и половцы, в 1239 г. — хан Батый, в 1389 г. — хан Тохтамыш). Но монастырь всегда восстанавливался. Этому способствовали его выгодное экономико-географическое положение на оживленной дороге, ведущей в Нижний Новгород и Казань, а также канонизация в 1702 г. князя Андрея Боголюбского. Многие русские цари, императрицы, великие князья и княгини приезжали в этот монастырь, в том числе Федор Алексеевич, императоры Петр I, Павел I, Александр I, Александр II, Николай II.

К началу XX в. в монастыре жили почти 75 человек братии. Монастырь был закрыт в 1921 г., его последнего настоятеля Афанасия Сахарова арестовали и расстреляли, богатства обители национализировали, в 1922 г. в закрытом монастыре разместили конный полк ГПУ. Позже в монастырских корпусах разместили школу, больницу, отделения милиции, консервный завод, в храмовых зданиях устроили склады и хранилища. Монастырь мужской возродился в 1991 г., в 2001 г. в нем жили 14 человек братии. В 1997 г. в этот монастырь перевели из Задонского Преображенского монастыря 60 сестер и архимандрита, сейчас в нем живет более 100 сестер. Получилось, что мужской монастырь сменили на женский.. В монастырском комплексе развернули большие ремонтно-реставрационные работы. Сохранились главные монастырские исторические строения: большой пятиглавый собор Боголюбской иконы Божьей Матери (построен в 1866 г. по проекту архитектора К.А. Тона, его освятил Феофан Затворник), белокаменный храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII-XVIII вв; дворцовый собор XII в. в 1722 г. рухнул при перестройке и его разобрали, в 1751 г. построили новый), Благовещенская трапезная церковь (1683, перестроена в 1804), часовня-киворий (XVII в., построена на месте явления Божией Матери князю Андрею Боголюбскому, поставившему здесь в 1158 г. чашу из цельного камня, из которой она наделял наградами строителей, потом в ней была святая вода), трехъярусная колокольня с надвратной Успенской церковью (XVIII-XIX вв.), остатки палат князя Андрея Боголюбского (XII в.). Святынями монастыря являются пребывающая в Рождественском соборе чудотворная Боголюбская икона Божией Матери (список XIX в.), частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских сподвижников. В храмах этого монастыря мироточат более 40 икон; в 1998 г. засвидетельствовали миротечение настенного образа Андрея Боголюбского в лестничной башне (в сцене убийства). Как утверждают верующие люди, под куполом Рождественского собора явился лик Государя императора Николая II, убитого вместе с семьей в день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Как добраться до Боголюбово:

на общественном транспорте — от Москвы до Боголюбово можно добраться с Курского вокзала поездом или ежедневными автобусами до г. Владимира. Далее городским общественным транспортом — на любом автобусе — до ВХЗ (Владимирского хлебозавода), а там уже можно воспользоваться гораздо большим количеством маршрутов (до монастыря в Боголюбово примерно 6 км).

С Владимирского вокзала также можно добраться на такси.

Из Москвы во Владимир автобусы ходят также с Щёлковского вокзала.

На личном транспорте из Москвы по трассе Е22 / М7

Контактная информация монастыря:

601270, пос. Боголюбово,
Суздальский район,
Владимирская область,
Свято-Боголюбский женский
монастырь т.: 8 (901) 888-66-93
Телефон монастырской
гостиницы: 8 (904) 958-46-74

Свято-Боголюбский монастырь

История монастыря. Свято-Боголюбский женский монастырь расположен на территории бывшего Боголюбов-города – загородной крепости-резиденции владимирского князя Андрея Боголюбского, построенной в 1158-1165 гг. Как считает исследователь владимиро-суздальской земли Н.Н. Воронин, после убийства князя в 1174 г., вероятно, во искупление этого злодеяния, при преемниках Андрея в начале XIII в. на территории замка был основан монастырь. Однако ранние сведения об истории монастыря очень немногочисленны.

В ноябре 1263 г. в Боголюбский монастырь было привезено тело владимирского князя Александра Невского, который умер в волжском Городце на пути из Золотой Орды, а отсюда – перенесено во Владимир, и погребено в храме Рождества Богородицы в мужском Рождественском монастыре. В 1723 г. по указу Петра I останки Александра Невского были перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

В первой трети XVI в. Боголюбский монастырь получил права на рыбную ловлю в реке Клязьме. В 1550-е годы в Боголюбской обители побывал царь Иван Васильевич IV (Грозный), который своим указом подтвердил все ранее действовавшие жалованные грамоты монастырю.

В 1680-е годы Боголюбский монастырь стал Патриаршим домовым монастырем. В 1690 г. после посещения Боголюбского монастыря царем Петром I обитель получила в дар часы с боем шведской работы, которые были установлены на колокольне над палатами Андрея Боголюбского. Около 1702 г., в период правления Петра I, князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью. В 1717 г. в Боголюбскую обитель на богомолье приезжала опальная царица Евдокия Федоровна (Лопухина), жена Петра I. Она пожертвовала на украшение древней Боголюбской иконы Божьей Матери свои золотые серьги с подвесками из жемчуга и драгоценных камней.

Богатая история и святыни Боголюбского монастыря привлекали многих российских государей и представителей царской династии. Здесь побывали императоры Павел I, Александр I, Александр II. В 1913 г. обитель посетил и последний российский император Николай II.

1851 год остался в истории Боголюбского монастыря печальным событием: 20 мая во время крестного хода с Боголюбской иконой Божьей Матери через мост над оврагом, отделяющим село Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился, погибло около 160 человек. Они были погребены у стены в юго-восточной части монастыря.

Свято-Боголюбский монастырь имел подворье во Владимире: двухэтажное здание, построенное в 1877 г. по проекту архитектора Н.А. Артлебена, с часовней в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. В этом здании сегодня находится администрация Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ул. Большая Московская, д.43).

У Боголюбской обители было два приписных монастыря: Покровский с церковью Покрова на Нерли и Николо-Волосов в 30 км от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли ежегодно на престольный праздник 14 октября совершается крестный ход из Боголюбова.

В 1923 г. Боголюбский монастырь был закрыт. Все ценные предметы церковной утвари были переданы в ведение Владимирского музея. Боголюбская икона Божьей Матери после недолговременного пребывания в церкви Иоакима и Анны в Боголюбово также была передана на хранение в музей. В 1992-2009 гг. она находилась во Владимирском Княгинином монастыре, потом была отдана на длительную реставрацию.

В конце 1920-х годов в бывшем Боголюбском монастыре размещался приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. В 1930-е годы монастырский собор был приспособлен под зерновой склад и хозяйственные нужды местного колхоза. Лишь в 1950-е годы в храме Рождества Богородицы и княжеских палатах был открыт музей.

В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Владимирской Епархии и здесь организован мужской монастырь. В июле 1991 г. во время перенесения мощей Серафима Саровского в Дивеево в обитель заходил крестный ход. Патриарх Алексий II отслужил молебен перед мощами, а также освятил в цокольном помещении собора Боголюбской иконы Божьей Матери первый на Владимирской земле храм в честь Серафима Саровского.

В 1997 г. в Боголюбский монастырь стал женским, в него были переведены более шестидесяти сестер из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря. На протяжении нескольких лет проводились восстановительные и реставрационные работы в монастырских храмах и зданиях, а также благоустройство территории обители.

С 2001г. Свято-Боголюбский монастырь помогал восстановлению своего Спасо-Преображенского подворья в Спас-Купалище, которое получило самостоятельность в 2012 г.

К сохранившимся архитектурным памятникам Свято-Боголюбского монастыря относятся:

Богородице-Рождественский собор, построенный в 1751 г., на фундаменте и цокольной части храма XII в., с остатками княжеских палат Андрея Боголюбского и лестничной башней (1158-1165 гг.).

Часовня-киворий XVII в. Построена на площади перед Рождественским собором на месте резного кивория в виде восьмигранной аркады XII в. (по преданию, здесь стоял шатер, в котором во время ночной молитвы князю Андрею Боголюбскому явилась Богоматерь). Внутри часовни находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее Андрей Боголюбский наделял деньгами строителей храма.

Благовещенская трапезная церковь (около южной стены монастыря, замыкает соборную площадь). Построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 г. В 1804 г. она была перестроена, практически утратив первоначальный вид.

Центральный собор Боголюбской иконы Божьей Матери, построенный в 1855-1866 гг. по проекту московского архитектора К.А. Тона, в византийско-русском стиле. В 1870-х годах храм был расписан изнутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин села Боголюбово И.И. Шорохов с братьями. В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же в главном приделе им был создан новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.

Надвратная колокольня 1842 г. Она была воздвигнута на месте надвратной церкви Андрея Первозванного (XII в.), разобранной в конце XVIII в. Высота колокольни 58 м; в первом ярусе помещались святые ворота, во втором – церковь Успения Божьей матери, в третьем – звонница с колоколами (самый тяжелый колокол весил 8 тонн). В 1884 г. на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами, которые через каждые 15 минут, по словам очевидцев, вызванивали мелодию гимна «Боже, царя храни».

Двухэтажный келейный корпус (расположен к востоку от центрального собора). Построен в 1830 г. в строгих формах классицизма. В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем – 11 братских келий, две кухни и братская трапезная, с расписанными стенами и с полом из соснового паркета. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас в этом корпусе живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.

Дом архимандрита (расположен к западу от собора) – небольшое двухэтажное здание, построенное в 1786 г., выделяющееся декором стен (широкий резной пояс разделяющий этажи, широкие лопатки между центральными окнами, красивые наличники окон верхнего этажа). Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем – помещались две кельи и настоятельская кухня. Вплоть до конца 1999 г. в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас это здание принадлежит монастырю.

Двухэтажный Иустиновский келейный корпус (к югу от собора). Нижний каменный этаж был построен во второй половине XVII в., второй деревянный этаж был надстроен спустя сто лет. В 1863-1879 гг. в этом доме жил преосвященный епископ Иустин (И.Е. Михайлов) после ухода на покой с Владимирской кафедры. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, а в верхнем – гостиница для приезжавших архиереев. В советское время в этом здании было сначала общежитие, а затем разместился райотдел милиции. Летом 1999 г. года дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем находятся приемные покои для гостей-архиереев.

Часовня, построенная в 2008 г. на месте, где, по преданию, трое суток лежало выброшенное убийцами тело святого князя Андрея Боголюбского.

Сегодня ансамбль Свято-Боголюбского монастыря является архитектурной доминантой поселка Боголюбово. Купола и кровли храмов и часовен обновленного монастыря выкрашены в синий цвет, считающийся цветом Богородицы. Сочетание его с белыми стенами делает весь монастырский комплекс торжественным и запоминающимся.

Святыни монастыря:

  • чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери;
  • святой источник Боголюбской иконы Божией Матери.

Время работы Рождественского собора в Боголюбово (экспозиция «Город камен именем Боголюбый»):

  • вторник-воскресенье: с 10:00 до 17:00;
  • понедельник – выходной день;
  • 3-я среда месяца – санитарный день.

Свято боголюбский женский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово. Россия.

Я уже писал раньше о храме Покрова на Нерли, который находится недалеко от села Боголюбово Владимирской обл. Но там есть ещё одно интересное место, которое обычно все пробегают мимо, направляясь к храму Покрова на Нерли — это Боголюбский женский монастырь.

У меня накопилось несколько фотографий с этим монастырём снятых в разные дни.

Около монастыря старый обмелевший пруд и судя по рыбакам, которые сидят на берегах пруда, в нём есть рыба. На фото ниже, мужик ловил рыбу двумя удочками и пока мечтал об огромном улове, одна удочка у него уплыла. Пришлось второй удочкой ловить первую, забрасывая снасти в попытках зацепить за леску 🙂

1.

А вот так выглядит монастырь с заливного луга, на котором стоит храм Покрова на Нерли.

2.

Хоть специальной вечерней подсветки у монастыря нет, но он неплохо освещается уличными фонарями.

3.

4.

А это утренний кадр, который я сделал после утренней съёмки храма Покрова на Нерли.

5.

с сайта Соборы.ру я взял историю этого монастыря:

Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Божией Матери» из Киева. А возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы. Вскоре (1158) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы.

Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи».

Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца».

Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.

До настоящего времени от белокаменного города дошли только часть лестничной башни, переход из нее в собор и северная часть древнего храма.

После смерти князя Андрея его замок в Боголюбове был разграблен заговорщиками, которые забрали золото, драгоценные камни, жемчуг и любимые князем вещи. Преемники отдали княжескую резиденцию под монастырь, но через три года Боголюбово было второй раз разграблено во время распри Всеволода III с рязанскими князьями, когда Глеб Ростиславович привел с собой половцев. Тогда уцелели только монастырские кельи, княжеская молельня и церковь. Через полвека монастырь был почти полностью разрушен татарами, и только образ Боголюбской Божией Матери чудесным образом сохранился в огне невредимым.

Со временем рухнули княжеский дворец и надвратная церковь с древними воротами.
Собор, хоть и сильно обветшавший, стоял до середины XVI века. И стоял крепко, т.к. дошедшее до нашего времени основание лестничной башни, рассчитанное на легкое ажурное навершие, держало взгроможденную на него в середине XVIII века массивную колокольню.

В конце XVII века, когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать щелевидные окна церкви, чтобы в новые окна вставить стекла, и выломать хоры. От таких перестроек Рождественская церковь в 1722 году рухнула, и, по преданию, все Боголюбово в тот день было покрыто известковой пылью.

В 1756-1765 годы, при игумене Иннокентии, к северной (уцелевшей) части храма в стиле барокко была пристроена новая (нынешняя). Мастера старались сохранить все, что только можно было сохранить: основание старого собора с фигурным цоколем, до половины сложенные на прежнем фундаменте стены, несколько резных масок на западной стене и пр.

В 1683 году возле южной стены монастыря – на месте деревянной церкви мученика Леонтия, возведенной еще при Андрее Боголюбском, была возведена Благовещенская трапезная церковь. Но в 1804 году ее весьма значительно перестроили, отчего она утратила свой первоначальный вид.

Так как обитель стояла на оживленной дороге, которая вела в Нижний Новгород и Казань, то цари, князья и другие именитые лица часто посещали монастырь. Так, в 1690 году (по пути во Флорищеву пустынь) в Боголюбском монастыре останавливался царь Федор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой наперстный крест, украшенный драгоценными камнями. Приезжал в монастырь и Петр I, приславший потом в дар часы с боем, изготовленные шведским мастером. А император Павел I, посетивший обитель в 1789 году вместе с сыновьями по пути в Казань, подарил монастырю мукомольную мельницу.

Император Николай II, посетив все святые места обители, под конец с благоговением взирал на нишу под лестницей, где в известковые камни пола темными пятнами на века впиталась кровь великого русского князя. А потом император на некоторое время задержался у святого шатра, на месте которого прежде стоял интересный памятник XVII века – восьмиколонный киворий. Под сенью его помещалась кандея – старинной формы белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Во время раскопок, проводившихся под руководством Н.Н. Воронина, археологи обнаружили в земле ее трехступенчатое круглое подножие. По одной из версий, в этой чаше ежегодно – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери (18 июня) – освящали воду в память того дня, когда Пресвятая Богородица в лучезарном сиянии явилась благочестивому князю Андрею. Правда сохранилось и предание, что из кандеи князь Андрей Боголюбский раздавал деньги строителям Боголюбовской обители и бедным людям. (В настоящее время остатки этой чаши хранятся в Рождественской церкви).

В Рождественской церкви в настоящее время расположен музей, в котором представлены обнаруженные во время археологических раскопок обломки резных капителей, белокаменных деталей, каменные женские маски, каменная голова дракона. У южной стены собора археологи оставили раскоп, обнаживший основание древнего здания.

В свое время князь Андрей Боголюбский возвел еще надвратную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в конце XVIII века она была разобрана, и на этом месте в 1842 году возвели колокольню, высота которой равнялась 58 метрам. В первом ярусе колокольни помещались Святые врата, во втором – храм Успения Божией Матери, в третьем – звонница с колоколами; самый тяжелый весил почти 500 пудов.

В центре монастыря высится громада собора, освященного в 1866 году в честь Боголюбивой иконы Божией Матери. Закладка же этого храма состоялась в 1855 году – ровно через 700 лет с того дня, когда благочестивому князю явилась Пресвятая Богородица. Этот огромный пятиглавый собор строился по проекту знаменитого архитектора К.А.Тона под наблюдением губернского архитектора Я.М.Никифорова. А средства на его возведение пожертвовала московская купчиха А.Г.Алексеева и ее сыновья – Симеон и Дмитрий Петровичи.

После Октябрьской революции в Боголюбовском монастыре разместились колония для несовершеннолетних, музей, школа-интернат, отделение милиции, а в храмах были устроены склады и хранилища. В соборном храме устроили тир…

В январе 1997 года в стенах древней обители поселились насельницы Задонского женского монастыря (60 человек) вместе с духовным архимандритом Петром – участником Великой Отечественной войны. И старинная Боголюбская обитель вновь зажила полнокровной жизнью.

Боголюбово. Боголюбский женский монастырь.



Храмы и часовни монастыря:

Другие постройки монастыря:

Подворья, приходские и бесприходные храмы:

Василий Шелёмин
август 2001

Свято-Боголюбский монастырь основан в 1158 г. св. кн. Андреем Боголюбским. Церковь Рождества Богородицы пристроена к палатам князя — самой старой сохранившейся гражданской постройке России. Главный храм в честь иконы Боголюбской Божьей Матери возведен в 1866 г.

Укрепленная загородная резиденция великого князя выдерживала сравнение даже с лучшими образцами дворцового строительства романского Запада. В отделке храмов кроме барельефной резьбы необычайно широкое применение получил своеобразный прием оковки порталов и барабанов куполов золоченой медью. Впечатление золотых листов производили блестевшие медные плиты пола боголюбовского собора, в состав которого была введена и круглая скульптура.

Особенно яркое впечатление производил белокаменный замок Андрея Боголюбского. Его красота предопределялась самим местом расположения — на высоком берегу Клязьмы, откуда открывалась величественная панорама на заречные леса, устье реки Нерли и далее на раскинувшиеся во все стороны бескрайние просторы. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался «святой шатер», поставленный на тонкие колонки.

Из книги Косточкин В. Древнерусские города. М., Искусство. 1972, стр. 36

Боголюбов Рождественский Богородицкий монастырь, 1 класса, на реке Клязьме, в 10 верстах от города Владимира, при селе Боголюбове. Построен около 1158 года святым князем Андреем Боголюбским 4 июля на месте явления ему Богоматери (см. 21 мая), с главным храмом во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Подле этого храма святой князь построил другую каменную церковь во имя святого Леонтия, создал каменные ворота для монастыря и на них каменную церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Для украшения созданной обители святой князь не щадил никаких издержек. Эта обитель была разоряема в 1178 году рязанским князем Глебом и половцами, в 1239 году Батыем, в 1382 году Тохтамышем.

Нынешняя Боголюбова обитель существует в обновленном виде. Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея, находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 1/2 аршина, а в ширину 1 1/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир. В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя.

При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом. К Боголюбову монастырю приписан Покровский монастырь, находящийся в 1 1/2 версте от города Боголюбова; он основан в 1165 году; здесь хранится современный основанию монастыря престол и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы; эта святая икона ежегодно, вместе с Боголюбской, приносится во Владимир.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Согласно преданию, князь Андрей Боголюбский тайком вывез чудотворную икону «Божией Матери» из Киева. А возле впадения реки Нерли в Клязьму лошади, запряженные в повозку с иконой, неожиданно отказались идти. Князь остановился на ночлег, и во сне к нему явилась Богоматерь, указав место для церкви во имя Рождества Богородицы. Вскоре (1158 г.) в Боголюбове было начато строительство загородной крепости для князя и продолжалось оно до 1165 года. По замыслу князя это должен был быть небольшой, но хорошо укрепленный замок. Его окружали мощные земляные валы, имевшие в основании до 20 метров, а высота их равнялась шести метрам. На валах были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями; самая длинная сторона крепости шла вдоль крутого берега Клязьмы.

Главным в дворцовом ансамбле был белокаменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны. Благоверный князь Андрей дивно «украси ю (церковь) иконами многоценными, златом и каменьем драгымъ, и устрои е различными цятами (плитами) и апсидными цятами украси и всякими узорочьи». Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца».

Не мене богато был украшен храм и снаружи: купол его был вызолочен; церковные своды и аркатурный пояс, охватывавший собор со всех сторон, тоже были позолочены и расцвечены камнем; стены покрывала каменная резьба в виде женских и львиных голов.

До настоящего времени от белокаменного города дошли только часть лестничной башни, переход из нее в собор и северная часть древнего храма.

После смерти князя Андрея его замок в Боголюбове был разграблен заговорщиками, которые забрали золото, драгоценные камни, жемчуг и любимые князем вещи. Преемники отдали княжескую резиденцию под монастырь, но через три года Боголюбово было второй раз разграблено во время распри Всеволода III с рязанскими князьями, когда Глеб Ростиславович привел с собой половцев. Тогда уцелели только монастырские кельи, княжеская молельня и церковь. Через полвека монастырь был почти полностью разрушен татарами, и только образ Боголюбской Божией Матери чудесным образом сохранился в огне невредимым. Со временем рухнули княжеский дворец и надвратная церковь с древними воротами.

Собор, хоть и сильно обветшавший, стоял до середины XVI века. И стоял крепко, т.к. дошедшее до нашего времени основание лестничной башни, рассчитанное на легкое ажурное навершие, держало взгроможденную на него в середине XVIII века массивную колокольню.

В конце XVII века, когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать щелевидные окна церкви, чтобы в новые окна вставить стекла, и выломать хоры. От таких перестроек Рождественская церковь в 1722 году рухнула, и, по преданию, все Боголюбово в тот день было покрыто известковой пылью.

В 1756-1765 годы, при игумене Иннокентии, к северной (уцелевшей) части храма в стиле барокко была пристроена новая (нынешняя). Мастера старались сохранить все, что только можно было сохранить: основание старого собора с фигурным цоколем, до половины сложенные на прежнем фундаменте стены, несколько резных масок на западной стене и пр.

В 1683 году возле южной стены монастыря – на месте деревянной церкви мученика Леонтия, возведенной еще при Андрее Боголюбском, была возведена Благовещенская трапезная церковь. Но в 1804 году ее весьма значительно перестроили, отчего она утратила свой первоначальный вид.

Так как обитель стояла на оживленной дороге, которая вела в Нижний Новгород и Казань, то цари, князья и другие именитые лица часто посещали монастырь. Так, в 1690 году (по пути во Флорищеву пустынь) в Боголюбском монастыре останавливался царь Федор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой наперстный крест, украшенный драгоценными камнями. Приезжал в монастырь и Петр I, приславший потом в дар часы с боем, изготовленные шведским мастером. А император Павел I, посетивший обитель в 1789 году вместе с сыновьями по пути в Казань, подарил монастырю мукомольную мельницу.

Император Николай II, посетив все святые места обители, под конец с благоговением взирал на нишу под лестницей, где в известковые камни пола темными пятнами на века впиталась кровь великого русского князя. А потом император на некоторое время задержался у святого шатра, на месте которого прежде стоял интересный памятник XVII века – восьмиколонный киворий. Под сенью его помещалась кандея – старинной формы белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Во время раскопок, проводившихся под руководством Н.Н. Воронина, археологи обнаружили в земле ее трехступенчатое круглое подножие. По одной из версий, в этой чаше ежегодно – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери – освящали воду в память того дня, когда Пресвятая Богородица в лучезарном сиянии явилась благочестивому князю Андрею. Правда сохранилось и предание, что из кандеи князь Андрей Боголюбский раздавал деньги строителям Боголюбовской обители и бедным людям. В настоящее время остатки этой чаши хранятся в Рождественской церкви.

В Рождественской церкви в настоящее время расположен музей, в котором представлены обнаруженные во время археологических раскопок обломки резных капителей, белокаменных деталей, каменные женские маски, каменная голова дракона. У южной стены собора археологи оставили раскоп, обнаживший основание древнего здания.

В свое время князь Андрей Боголюбский возвел еще надвратную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в конце XVIII века она была разобрана, и на этом месте в 1842 году возвели колокольню, высота которой равнялась 58 метрам. В первом ярусе колокольни помещались Святые врата, во втором – храм Успения Божией Матери, в третьем – звонница с колоколами; самый тяжелый весил почти 500 пудов.

В центре монастыря высится громада собора, освященного в 1866 году в честь Боголюбивой иконы Божией Матери. Закладка же этого храма состоялась в 1855 году – ровно через 700 лет с того дня, когда благочестивому князю явилась Пресвятая Богородица. Этот огромный пятиглавый собор строился по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона под наблюдением губернского архитектора Я.М. Никифорова. А средства на его возведение пожертвовала московская купчиха А.Г. Алексеева и ее сыновья – Симеон и Дмитрий Петровичи.

После Октябрьской революции в Боголюбовском монастыре разместились колония для несовершеннолетних, музей, школа-интернат, отделение милиции, а в храмах были устроены склады и хранилища. В соборном храме устроили тир…

В январе 1997 года в стенах древней обители поселились насельницы Задонского женского монастыря (60 человек) вместе с духовным архимандритом Петром – участником Великой Отечественной войны. И старинная Боголюбская обитель вновь зажила полнокровной жизнью.

Суздаль. История. Легенды. Предания. / Надежда Ионина. – М.: Вече, 2011.
Золотое кольцо. / И.Кочергин. – М.: Аякс-Пресс, 2006.
Золотая книга русской культуры. / Соловьев В.М. – М.: Белый город, 2007.

Свято-Боголюбский женский монастырь

Свято-Боголюбский женский монастырь.

Адрес Боголюбского монастыря: Владимирская область, Суздальский район, пос. Боголюбово
Телефон Боголюбского монастыря: (4922) 30-05-34
Проезд к Боголюбскому монастырю: От Москвы до Боголюбово можно добраться с Курского вокзала поездом (по расписанию) или автобусом (с 6-00 до 20-00 с интервалом каждые полчаса) ежедневно до г. Владимира.
Далее городскими маршрутами — до Боголюбово примерно 6 км (до монастыря): практически на любом автобусе — до ВХЗ (Владимирского хлебозавода) и там уже можно воспользоваться гораздо большим количеством маршрутов.
Также с Владимирского вокзала можно добраться на такси: тел. (4922) 40-02-02. Другие телефоны такси в г. Владимире: (4922) 35-35-35, 42-01-01, 32-15-25, 44-16-44.
Из Москвы во Владимир автобусы ходят также с Щёлковского вокзала.
Фотоальбом Боголюбово. История Боголюбово.
Рассказ о поездке во Владимир, и в том числе в Боголюбово.
Свято-Боголюбовский женский монастырь: http://sv-bogolubovo.ru
Посмотреть на карте яндекса:
Боголюбский женский монастырь в Боголюбово.

Оглавление:

1. Предисловие.

Боголюбов монастырь: одна из древнейших русских обителей. Родина и колыбель самодержавия в России. Место, освященное Небесным посещением Богоматери. Место, где написана Боголюбивая Ее икона — одна из первых прославленных на Руси. Белокаменные плиты княжеского дворца, обагренные мученической кровью святого князя Андрея Боголюбского. Обитель, откуда провожали в последний путь тело св.кн. Александра Невского. Величественный собор, который освящал святитель Феофан Затворник. Монастырь, который удостоил своим посещением царь-мученик Николай II. Православная святыня, которую промыслительно сохранил Господь и до наших дней. Ибо, вобрав в себя восемь с половиной веков русской истории, монастырь является живым свидетелем как былой славы и могущества русского государства, так и его безславного разорения и упадка. Ведь на протяжении веков это случалось не единожды. Но каждый раз русский народ обретал в себе силы восстать из бездны падения и возродить славу Отечества, находя на это помощь в благодатной Православной церкви, ее таинствах, ее святынях — монастырях — хранилищах благочестия и истинного христианского духа.

Многие из них, ныне возрожденные, как и Боголюбский монастырь, стоят незыблемо на Русской земле, свидетельствуя об Истине Православия и призывая народ последовать примеру благочестивых предков — принести покаяние, чтобы, как и встарь, Господь помиловал и спас Россию.

Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово

Боголюбский монастырь Рождества Богородицы — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Боголюбский замок

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

История монастыря

Князь Андрей был убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII века, однако ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится.

По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём; в 1753 году — синодальным; позднее перешёл в ведение Владимирских архиереев; с 1882 года до закрытия управлялся викариями Владимирской епархии. При учреждении штатов в 1763 году монастырю был усвоен 3-й класс, в 1872 — 2-й, в 1891 году — 1-й. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 гг. в т. н. «русско-византийском стиле» по проекту его основоположника, К. А. Тона.

В 1921—1923 годы настоятелем был викарий Владимирской епархии Ковровский епископ Афанасий (Сахаров). 3 июня 1923 года монастырь был закрыт; 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.

Возрождение монашеской жизни

В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года, по решению священноначалия, сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спас-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью оштукатурен, проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и ещё девять малых боковых; гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Завершена реставрация росписи, с 2002 года изготовлен новый трёхъярусный резной позолоченный иконостас. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

Ссылка на основную публикацию