Свято благовещенский мужской монастырь

Благовещенский мужской монастырь на горе Мангуп

Пещерные монастыри привлекают многих туристов и паломников своим необычным и живописным видом. Особенно восхищает, когда это не музеи, а настоящие действующие обители, жизнь в которых не прекращается до наших дней. Среди подобных чудес, можно выделить Свято-Благовещенский монастырь в Крыму, основанный еще на рубеже ХІV—ХV веков.

История и география

Благовещенская обитель расположена на склоне горы Мангуп, на 20 метров ниже Мангупского плато. Над долиной монастырь возвышается на 210 метров, над уровнем моря — на 400. Весь монастырский комплекс представляет собой двухъярусный ряд пещер, вырезанных в скале. Всего их двадцать.

Эти пещеры были созданы монахами еще в VI веке, как полагают историки. В горной части полуострова Крым есть немало древних пещерных монастырей и городов. Когда-то местные жители любили селиться на труднодоступных возвышенностях, поскольку они лучше защищены. Это был аналог европейских феодальных замков.

Хотя пещеры появились намного раньше, сам Благовещенский монастырь был основан уже в ту эпоху, когда его территория относилась к землям православного княжества Феодорово.

Интересно! Это княжество находилось под влиянием Византийской империи и просуществовало с 13 до середины XV века, а затем было взято османами. Вместе с ним прекратила существование и Благовещенская обитель.

После этого святые пещеры опустели на целых 500 лет. Но окончательно о них не забыли. В XX веке это дивное по красоте место стало привлекать туристов. Правда, ничего хорошего эти посещения монастырю не принесли.

Читайте о других древних обителях Крыма:

Поскольку, за сохранностью пещер никто не наблюдал, туристы причинили памятнику немалый вред. Например, выцарапывали на фресках XIV века надписи, вроде «здесь были мы». Во многом благодаря деятельности туристов, к нашему времени от этих фресок почти ничего не осталось.

Наконец, в 90-х годах было принято решение возобновить в обители монашескую жизнь. Наступил новый период в существовании монастыря.

Святыни пещерной обители

В обители есть чтимая икона Божией Матери «Знамение», вырезанная прямо на скале. Есть также Богоявленский святой источник.

Муромский Благовещенский мужской монастырь Епархиальный женский монастырь

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает благоверному. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.

Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.

В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 годах обитель обнесли каменной оградой.

В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий. В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х годов. В 1940 году собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен (Извеков) — будущий Патриарх всея Руси. До 1991 г. Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом в городе. В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского — «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII в. В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан, среди которых — настоятель монастыря архимандрит Алексий (Полисадов) — прадед поэта Андрея Вознесенского.

В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале. Часть 7

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь – религиозное монашеское учреждение. Входит в состав Симферопольской и Крымской епархии канонической Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Больше известен, как Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Располагается православная святыня на горе Мангуп, в пределах 25 км от бывшей столицы Крымского ханства, города Бахчисарая неподалеку от сел Терновка (Севастопольское направление) и Залесное (Бахчисарайское направление). Добраться можно как из города федерального значения Севастополь, так и из Бахчисарая. Возможно, будет удобно посетить обитель через экскурсионное бюро, предлагающее посетить Мангуп-Кале. Как правило, экскурсоводы заводят экукурсантов в эту обитель. Но лучше воспользоваться услугами паломнических центров либо частных паломниковедов, которые целенаправленно вас туда отведут, мимо ходом посещая цитадель и само городище древней столицы православного княжества. Но до обители добраться непросто, поскольку нет шоссейного сообщения с ней. Чтоб посетить древнее монашеское общежитие, необходимо преодолеть подъем на гору.

В монастырь можно добраться двумя путями: со стороны трассы, ведущей в Бахчисарай от села Терновка и с самого плато, тропа на который веден мимо Мангупского озера (недалеко от села Хаджи-сала). В первом случае вам предстоит подняться с долины вверх на 200 метров, во-втором, спуститься лишь на 20 метров с плато (но на это плато всеже придется подняться). Проще, наверное, подниматься из долины, поскольку во втором случае вам придется преодолеть хоть и кратковременный, но резкий и непростой спуск по камням. Правда, обрамляют эту каменную лестницу в наиболее опасных местах деревянные перила.

Вы попадаете на естественное углубление в скале. Этот грот служит своеобразным входом к главной святыне монастыря – церкви Балговещения Пресвятой Богородицы. На этом дворике имеются в наличии платки и юбки, которые, при необходимости, чтобы иметь соответствующий вид в одители, можно взять на прокат бесплатно.

Свято-Благовещенский монастырь имеет в своем распоряжении два пещерных храмовых комплекса, которые раскинулись в два яруса. Всего насчитывается окло двадцати пещер. Назначение этих помещений различны: кельи для монашестующих (западная часть обители ими снабжена), хозяйственные помещения, места собраний, храмы и так далее.

Все пещеры – искусственные. Они вырыты человеком ещё в VI веке от Рождества Христова, хотя окончательное оформление православной обители состоялось лишь ХIV столетии. До этого местные пещеры населяли монахи-отшельники. Есть сведения, что поблизости проживали также исихасты – это особые монашествующие, которые берут на себя обет непрестанной молитвы Иисусовой.

Храмы и святыни. Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале

Главная церковь находится в восточной части. Она по размера освсем небольшая, намного меньше обычных современных храмов. В ней сейчас уже совершаются богослужения. Вблизи в нишах расположены иконы и свечи, которые иногда зажигают ночью. В самой церкви обнаруживаются две гробницы, вытесанные в полу. Возможно, там похоронили известных на тот момент монахов либо кого-то из местных князей. Храм оборудован небольшой колокольней.

Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале обладает некоторыми святынями. Одна из них — Богоявленский источник, который до недавнего времени продолжал давать воду. Другая важная святыня, находящаяся здесь, икона Божьей Матери, именуемая «Скоропослушницей». Ещё одна религиозная реликвия — старинные фрески XIV – XV веков, которыми украшена апсида в алтаре и арка. Они были изучены в ХХ столетии в 50-х годах археологами и искусствоведами и даже частично отреставрированы. На алтарной стене изображен Христос на троне.

Предположительно, древние монашеские келии

Монашеская жизнь на долгие годы прекратилась в этой древней обители с экспансией турецких войск на Крымский полуостров в 1475 году. Три столетия обитель была в полном либо частичном запустении. С присоединением Крыма к Российском империи в 1783 году, монашество в здешних местах возобновилось ,но вновь пресеклось в ХХ столетии с приходом большевиков к власти. И лишь в 90х годах прошлого столетия начались проводиться первые попытки к возрождению поруганной святыни.

В этом важном духовном центре былого княжества Феодоро несут монашеское послушание всего несколько человек, а постоянным насельников является лишь один – настоятель. Условия жизни в скалах тяжелы и непривычны для современного человека. Тем не менее, возрождаются скальные храмы, налаживается иноческий быт. Обитель украшена немногочисленными, но ухоженными клумбами.

Завораживающий пейзаж предстанет перед вашим взором у этой святыни. Вид на огромные пространства высот Внутренней гряды Крымских гор не оставят вас равнодушными. Таков Благовещенский монастырь на Мангуп-Кале. Кстати, эта обитель имеет некоторое отношение к духовным центрам Крымской земли, с которыми я вас приглашаю познакомиться.

Свято-Благовещенский монастырь

В центре Мурома, буквально «плечом к плечу» с Троицким монастырем, расположился великолепный Благовещенский монастырь. История Свято-Благовещенского мужского монастыря уходит корнями в период крещения Муромской земли на рубеже XI-XII вв., которое связано с именем князя Константина (Ярослава) Святославича. В этом деле ему помогали сыновья – Михаил и Федор. В «Повести о водворении христианства в Муроме» (XVI в.) говорится, что муромские язычники, не желая принимать христианства, убили его младшего сына Михаила, защищавшего княжеские палаты. Навстречу разъяренной толпе вышел Константин с иконой Богоматери в руках, а не с оружием. Образ просиял, и пораженные чудом язычники приняли христианство и раскаялись в злодеянии. В дальнейшем икона Богоматери греческого письма, привезенная князем из Византии, стала именоваться Муромской. В память об этом событии был поставлен деревянный храм Благовещения Богородицы, а рядом с ним похоронили убитого Михаила. Со временем, вся княжеская семья была похоронена здесь. В 1547 г. князья Константин, Михаил и Феодор были канонизированы. В Благовещенском соборе находилась икона Муромской Богоматери.

В 1552 г. во время похода на Казань царь Иван IV Грозный остановился в Муроме. Он отслужил молебен муромским святым и обещал построить в городе несколько храмов в случае победы над Казанью. В 1553 г., во исполнение этого обета, на месте старой деревянной церкви был возведен великолепный каменный Благовещенский собор, куда были перенесены мощи святых Константина, Михаила и Феодора. Так был основан Благовещенский монастырь, который пользовался высочайшим покровительством царя. Иван Васильевич выделил монастырю средства из государственной казны, земельные владения, прислал богатую церковную утварь.

В 1616 г. монастырь был разграблен и разорен во время польско-литовского нашествия. Отряд пана Лисовского вывез многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Но, благодаря новым царским пожертвованиям, началось постепенное восстановление обители. Основные же средства на обновление собора выделил богатый муромский купец Тарасий Борисов, прозванный в народе Богданом Цветным, который в конце жизни принял постриг в Благовещенском монастыре и был здесь похоронен.

В 1664 г. Благовещенский собор был основательно перестроен и приобрел совершенно новый облик, практически ничего общего не имеющий с творением зодчих середины предшествующего столетия. От прежнего здания сохранился лишь высокий подклет. Широкие стены собора делятся выступающими пилястрами-лопатками на три неравных части: средняя более узкая, чем боковые. Верхняя часть стен опоясана широким резным карнизом, с зубчиками и ширинками, который служит основанием для больших глубоких кокошников полукруглой формы, по три с каждой стороны здания. Над ними поднимается второй ряд несколько меньших по величине кокошников. Третий ряд килевидных кокошников служит основанием для вытянутых ввысь барабанов глав: центральный, световой барабан, более широкий; четыре угловых барабана – глухие, изящные, украшены аркатурно-колончатым поясом. Разнообразные по форме резные наличники больших окон с кокошниками создают на плоскостях стен причудливый орнамент, особенно эффектный в яркие солнечные дни.

С запада к собору пристроены невысокая крытая паперть и колокольня. Вход на паперть оформлен высокой беседкой крыльца, с бочкообразными и гранеными столбами. Над крыльцом возвышаются три шатра (один большой и два маленьких), увенчанные кувшинообразными главками. Нижний ярус стройной шатровой колокольни опоясан резным карнизом, близким по рисунку к собору. На колокольне были установлены часы с боем. Благовещенский собор по смелости композиционного решения и роскошному убранству не уступал столичным храмам.

Интерьер собора был также богато декорирован. Роскошный перспективный портал, оформляющий вход в собор с паперти, украшен разнообразными розетками, бусинами, кувшинообразными столбиками.

В Благовещенском соборе, как и во всех муромских храмах XVI-XVII вв. не было настенных росписей. Их отсутствие компенсировалось пышностью иконостаса в стиле барокко, старейшего в Муроме, сохранившегося до сегодняшнего дня. Он был поставлен в 1797 г. и сохранился благодаря тому, что храм практически не закрывался в советское время (не работал только в 1940-1942 гг.), единственный в Муроме. В нем есть старинные иконы XVI-XVIII веков: на западной стене храма – икона «Страшный Суд», рядом с ней – образы Николая Чудотворца и Иоанна Воина. Эти образы были написаны в самом Муроме, в иконописных мастерских при Благовещенском монастыре. В них работал один из известных муромских мастеров XVII – начала XVIII вв., А.И. Казанцев. Его иконы хранятся сейчас в собрании Муромского историко-художественного музея.

Во время войны с Наполеоном 1812 г., незадолго до сдачи Москвы, 10 сентября (по старому стилю), в Муром привезли две московские святыни – иконы Иверской Богоматери (ныне в московском храме в Сокольниках) и Владимирской Богоматери (ныне в храме при Третьяковской галерее). Их сохраняли в Благовещенском соборе до 20 октября 1812 г. Но еще до привоза этих святынь в Благовещенском монастыре уже был список Иверской Богоматери работы московских иконописцев 1688 г. Почитание ее вспыхнуло с новой силой, что выразилось в изготовлении серебряного чеканного оклада в 1816 г. на средства муромского купечества. Икона Иверской Богоматери является величайшей святыней Благовещенского монастыря.

В 1716 г. была возведена каменная надвратная Стефановская церковь. Несмотря на переделки 1836 г., эта небольшая одноглавая церковь не утратила своего первоначального вида и до сих пор очаровывает простотой и изяществом. Верх здания опоясан резным карнизом и одним рядом килевидных кокошников, а барабан главки украшен аркатурным поясом и карнизом, повторяющим декор стен. Арки в нижней части церкви декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты. Оформление храма напоминает архитектурные традиции муромских церквей XVII в.

В 1811 г. монастырь был обнесен новой каменной оградой с угловыми башнями. Тогда же обновили и надвратную церковь. Больше каменных храмов на территории монастыря не возводилось. Только в 1828 г. выстроили келейный корпус, а в 1900 г. – одноэтажный дом игумена, завершивший оформление архитектурного облика Благовещенского монастыря.

В 1919 г. монастырь был закрыт, братия разошлась жить по городским домам, но продолжала служить в соборе. Благовещенский собор действовал как приходской храм (кроме 1940-1942 гг.). В 1923 г. произошло вскрытие раки с мощами святых муромских князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до 1989 г.

Мощи святых князей были возвращены в храм в 1989 г. Там же хранится и надгробный камень с могилы святых князей, почитаемый в городе как помогающий исцелению больных. Он стоит у стены в притворе собора, слева от входа в придел апостола Ионна Богослова. В соборе лежит и другая реликвия монастыря – мощи святой XVII в. Иулиании Лазаревской.

В 1991 г. Благовещенский мужской монастырь был возобновлен. В 2007 г. у апсид Благовещенского собора, на месте захоронения (1914 г.) старца иеромонаха Аполлония Муромского, известного чудотворными деяниями, возведена небольшая стилизованная под древнерусские храмы часовня.

Святыни монастыря:

  • мощи святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора;
  • местночтимые иконы Божией Матери древнего письма: «Иверская», «Знамение», «Козельщанская».

Благовещенский мужской монастырь (гора Мангуп)

Благовещенский мужской монастырь на Мангупе — православный мужской монастырь Симферопольской епархии УПЦ. Мужской монастырь расположен 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему с плато довольно резкий — по валунам. Помещения обители устроены из гротов пещерных городов VI века.

Содержание

В научной литературе обитель отмечается как «Южный монастырь» Мангупа и описывается следующим образом: «В монастырь можно попасть по искусственному туннелю из небольшого естественного грота в подножии обрыва. Проход заканчивается на краю площадки обширного, также естественного, грота в средней части обрыва. В восточной стороне грота находится церковь, в центральной и северной части которой в полу вырублены три могилы с заплечиками… Фресковые росписи некогда покрывали апсиду, арку, окаймляющую алтарь и фриз над аркой… Рядом с входом в храм расположен пролом в прямоугольное в плане помещение. Оно скорее всего было ризницей или кельей. В западной части грота расположены четыре вырубных помещения, служивших, вероятно, кельями. Скорее всего монастырь следует датировать первой половиной XV в.» (Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму. Сомферополь, 2005, с. 138-139).

В нач. XXI в. в обители возрождена монашеская жизнь, монастырь обрел название Благовещенского.

Мужской монастырь расположен 20-ю метрами ниже уровня Мангупского плато и спуск к нему с плато довольно резкий — по валунам. Сам монастырь находится на возвышенности в 210 метров над остальной долиной и подниматься из которой к нему достаточно трудоемко, но интересно.

У подхода к монастырю заметны выложенные камнем клумбы, за которыми ухаживают послушники. С этой высоты открывается отличный пейзаж и становится ясно, почему люди создают монастыри в столь непригодных для жизни местах.

Помещения монастыря устроены из гротов пещерных городов VI века. Интересно смотрятся вмонтированные в небольшие отверстия верхних ярусов пещер современные окна, за которыми стоят домашние цветы. В монастыре имеется звонница и большой грот, видимо, служивший когда-то для собраний.

В 8 км к северу от монастыря, при храме Рождества Христова в с.Красный Мак Бахчисарайского района, устроено подворье обители.

Благовещенский монастырь в Муроме: князья Константин, Михаил и Феодор муромские

После удивительного Троицкого женского монастыря, где хранятся мощи Петра и Февронии, мы отправляемся в Благовещенский монастырь Мурома. Он находится совсем рядом: прямо через дорогу. Удивительно как-то все в Муроме получается. В соседнем Троицком монастыре муж и жена лежат вместе в одном гробу. А тут женский и мужской монастырь тоже располагаются в непосредственной близости.

Мужской Свято-Благовещенский монастырь выглядит более аскетично по сравнению с женским. Здесь тоже небольшая территория, тоже аккуратная, тоже цветы. Но какое-то в этом месте совсем другое ощущение. Вроде 2 монастыря находятся совсем рядом, а кажется будто воздух в них совершенно разный!

История монастыря

Благовещенский монастырь в городе Муром был основан в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань. Он возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает святому блаженному князю Константину (Ярославу) Святославичу (1096-1123). С именем этого князя связано крещение Муромской земли.

В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом во имя Благовещения Богородицы. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма.

В 1547 году на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. В то время их мощи находились под спудом. А с 1555 года в Благовещенском соборе открыто почивали мощи князя Константина.

И еще немного новой истории. Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году, но братия, поселившись в городе Муром, продолжала служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

В 1940 году собор был закрыт, но возобновлён два года спустя как приходской храм. В 1945-1946 годах здесь служил иеромонах Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх всея Руси. В сентября 1991 года Благовещенская церковь вновь была преобразована в мужской монастырь.

Паломников и прихожан в это раннее воскресное утро здесь совсем мало. Возможно, днем сюда подъедут многочисленные туристические группы.

В главном храме также справа от алтаря стоит рака с мощами благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. И опять удивляемся: как же здесь (в городе Муроме) все необычно. И эта семья (все трое) лежат в одном гробу. Честно говоря, такое единение людей после смерти приходится наблюдать впервые. Вот Петр и Феврония (в Троицком монастыре) лежат вместе, а вот князь Константин со своими детьми (в Преображенском монастыре). Да и сами эти два монастыря стоят почти стенка к стенке. Чудеса!

В Благовещенском соборе находится старейший из сохранившихся в городе иконостасов, состоящий из 6-ти ярусов. Он был установлен в 1797 году.

Иверская икона Богородицы

Еще одна святыня расположена в этом храме Свято-Благовещенского монастыря: чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Эта удивительная чудотворная икона находится в центральном соборе Спасо-Благовещенского монастыря. Она располагается в самой правой части храма у окна, рядом с правым алтарем.

Этот образ является копией прославленной в христианском мире Афонской иконы Богоматери, а также списком с Иверской иконы, которая была дарована монастырю в 1812 году.

Икона потрясающей красоты и силы! Под стеклом висит множество золотых и серебряных украшений, которые люди жертвовали Божьей Матери в знак благодарности за скорое и чудесное слышание молитв.

Рядом с Иверской иконой находится образ Илии Муромца с частицей его мощей. Эту икону Благовещенскому монастырю подарили монахи Киево-Печерской Лавры, где в пещерах находятся святые мощи былинного русского Богатыря.

Монастырские захоронения

Обходим вокруг Благовещенского собора. Здесь сохранились древние захоронения. Среди них могила одного из настоятелей монастыря, архимандрита Алексия (1814-1877), в миру Андрея Полисадова, прапрадеда поэта Андрея Вознесенского, посвятившему ему поэму «Андрей Полисадов».

И еще одна святыня находится на территории Свято-Благовещенского мужского монастыря — это могилка старца иеромонаха Аполлония. В настоящее время на месте его погребения возведена часовня,

в которой можно помолиться об упокоении старца и попросить его молитв. Говорят, что Аполлоний Муромский очень хорошо их слышит и быстро исполняет.

Прикоснувшись ко всем святыням, выходим за ворота монастыря. Еще раз оглядываем восхитительную панораму двух монастырей: мужского и женского. Фотографируем памятник святым Петру и Февронии, возведенный рядом на площади.

Ну а мы спускаемся к набережной Оки, чтобы увидеть красивейший храм Николы Мокрого и прикоснуться к мощам святой Иулиании Муромской.

Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Наша самостоятельная поездка во Владимирскую область состоялась 2-4 августа 2013 года. О других достопримечательностях Мурома и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой на карте. Подробное описание каждой из них смотрите здесь.

Поделитесь в комментариях, а какие достопримечательности Мурома и Владимирской области вам показались наиболее интересны, какие из них оставили самое сильное впечатление.

Свято благовещенский мужской монастырь

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Благовещенский монастырь — православный мужской монастырь в городе Муроме.

Возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает св. бл. князюКонстантину (Ярославу) Святославичу (1096—1123 гг.).

В 1616 г. монастырь сильно пострадал от польско — литовской отряда пана А. Лисовского: «церковь Благовещения Пречистыя Богородицы . каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи». Поляки вывезли многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен практически заново.
Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 году Благовещенский собор и установил на колокольне часы.
По описи 1636 г. в монастыре находились: одна каменная церковь Благовещения и три деревянных (Иоанна Богослова, Григория Богослова, надвратная Стефановская церковь), а также 14 братских келий.
В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В 1660-е гг. перестроен Благовещенский собор. В описи 1678 г. упоминается о каменной Стефановской церкви.
В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса, под управлением архимандрита.
В 1791 году на территории монастыря было открыто Муромское духовное училище.
В 1792 году обитель пережила пожар, однако каменные строения и главные святыни уцелели. В связи с пожаром Муромское духовное училище было переведено в дом смотрителя, а в 1800 г. закрыто.
В 1797 г. в Благовещенском храме был устроен новый барочный иконостас, сохринившийся в своем первозданном виде до сего дня.

В 1811 — 1812 г. вокруг монастыря возвели каменную ограду с угловыми башнями.
Война 1812 года соединила скорбь и радость в сердцах муромских жителей. Незадолго до сдачи Москвы Наполеону чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери были вывезены из столицы в Муром. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября. В память об этом событии городским духовенством ежегодно совершались Крестные ходы по городу. Список с Иверской иконы Божией Матери (конец XVII в.), хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.

В 1828 г. построили каменный одноэтажный келейный корпус.
В 1866 году монастырю был усвоен второй класс.

В 1866 году монастырь отнесли к разряду второго класса. Братия проживала необщежительно. В 1867-1882 годах им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.
К 1 января 1903 г. в обители находились: архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга; всего — 29 человек.
В 1900 г. — каменный двухэтажный дом игумена, завершивший формирование архитектурного облика Благовещенского монастыря.

Монастырь был закрыт в 1919 году, но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе.

22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей свв. благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

В 1940 году собор был закрыт, но возобновлён два года спустя как приходской храм.
В 1945- 1946 гг. здесь служил иеромонах Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх всея Руси.

В сентября 1991 г. Благовещенская церковь была преобразована в мужской монастырь.

Благовещенский мужской монастырь в Муроме — история Мурома, воплощённая в камне

Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, улица Красноармейская, 16
Первые упоминания: 1553 год
Основные достопримечательности: Благовещенский собор, церковь святого Стефания
Координаты: 55°34’57.0″N 42°03’13.2″E

Краткая история

История Благовещенского монастыря неразрывно связана с историей Мурома. Монастырь построен на месте самой древней муромской церкви, основанной князем Константином Святославичем, внуком Ярослава Мудрого.

Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить в христианскую веру местных язычников. В этом богоугодном деле князю помогали его верные чада — Михаил и Фёдор.

Памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронье на фоне Благовещенского мужского монастыря

Воспротивившись новой религии, муромцы убили младшего сына Михаила. Узнав об этом, Константин вышел к заговорщикам не с мечом в руках, а с иконой. Позднее эта икона получит название Муромской Божией Матери. Чудотворный образ засиял, и язычники, поражённые божественным знамением, раскаялись в злодеянии, и сами стали просить совершить над ними крещение. Вскоре после этого Константин воздвиг в Муроме первый деревянный храм — Благовещенский.

Обет Ивана Грозного

Князь Константин и его сыновья были причислены к лику святых Макарьевским собором в 1547 году, а уже спустя пять лет Иван Грозный молился новым чудотворцам накануне похода на Казань. Царь дал обещание Богу, что если возьмёт Казань, то построит в Муроме каменный храм и учредит монашескую обитель. Так и случилось: сразу после победы Иван Грозный прислал в Муром артель зодчих. В основанном царём Благовещенском соборе нашли приют мощи благоверного князя Константина и его сыновей. И поныне их нетленные тела покоятся в одной раке, символизируя верность единому делу. С первых дней своего существования Благовещенский монастырь пользовался царскими милостями. Царь прислал из Москвы богатую церковную утварь, даровал братии «милостыню неоскудну» и несколько деревень.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Дальнейшая судьба Благовещенского монастыря

В 1616 году монастырь разорили поляки, возглавляемые паном Лисовским. На протяжении XVII столетия обитель постепенно возрождалась из руин. В 1652 году к собору пристроили каменный храм Иоанна Богослова (до наших дней не сохранился). Благовещенский собор представляет собой пышно декорированное белокаменное здание в стиле «русского узорочья». Его четверик завершён рядами кокошников, увенчанных пятью синими главами-куполами. Стены фасада обильно покрыты резьбой — резными наличниками, карнизами, полуколоннами. Собор имеет нарядное шатровое крыльцо, а на его колокольне установлены часы.

В Благовещенском монастыре уцелели и другие каменные постройки: надвратная церковь св. Стефании, датируемая 1716 годом, и монастырская ограда с башенками, сооруженная в 1811 году. В 1812 году в кельях настоятелей монастыря хранились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Богоматери, привезенные в Муром незадолго до сдачи Москвы Наполеону. В память об этом событии городские священнослужители ежегодно совершали крёстный ход вокруг города. При советской власти монастырь закрыли, но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе. В 1946 году здесь служил иеромонах Пимен — будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1991 году в обители возобновилась иноческая жизнь.

Церковь св. Стефания

Реликвии Благовещенского монастыря

Кроме мощей благоверных князей, в Благовещенском монастыре покоятся мощи епископа Василия Муромского, совершившего таинство крещения над суровыми язычниками Мурома, а также нетленные останки преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII века. Элемент торжественности в убранство храма привносит барочный иконостас. Он состоит из шести золочёных ярусов, богато украшенных резьбой с растительными орнаментами. Здесь можно увидеть несколько старинных икон: «Благовещение» и «Святая Троица», датируемые XVI — XVII веками, «Муромские святые на фоне панорамы города» (XVIII век). Муромский иконостас в Благовещенском храме напоминает своего старшего собрата из Успенского собора во Владимире, но он миниатюрнее и младше (изготовлен в 1797 году). Просторные залы собора благоухают миррой и ладаном, горят свечи, а красивые голоса женского хора прославляют Бога. Спокойная церковная атмосфера вселяет в душу умиротворение.

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь

Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь

Этот действующий мужской монастырь расположился в искусственных гротах, которые были созданы ещё в VI веке. Сам же монастырь возник позднее, вероятнее всего, в XIV веке. Длительное время, сразу после захвата княжества Феодоро турками — османами и до XX века, монастырь был закрыт. Его возрождение началось лишь в конце прошлого столетия.

Расположен Свято-Благовещенский мужской монастырь чуть ниже пещерного города Мангуп. Некоторые историки считают, что возведён он был много позднее города, когда для православных монахов уже не было угрозы. Хотя он всё равно находится в очень труднодоступном месте, тропа, которая ведёт к монастырю, скрыта от посторонних глаз.

Приготовьтесь к тому, что подъём к монастырю будет не из лёгких, но при этом упрямого и выносливого туриста ожидает награда в виде потрясающих пейзажей.

«Прихожей» монастыря служит просторный грот, где женщины, по необходимости, могут подобрать себе платки и специальные фартуки, закрывающие ноги. Дальше придется пройтись по лестнице, слева от которой располагаются кельи монахов (очень интересно смотрятся в скалах современные пластиковые окна, за которыми в горшках растут цветы).

Справа от лестницы находится действующий храм, в нишах скалы стоят иконы и свечи, а на полу можно видеть два надгробия (вероятно, когда-то здесь захоронили кого-то из мангупских князей). Над храмом возвышается маленькая, старинная часовня, в которой тоже проходят службы.

В монастыре есть несколько святынь. Первая — чудодейственный Богоявленский источник. Вторая – икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Также монастырь известен своими фресками, которые были частично восстановлены в прошлом веке.

У монастыря есть и смотровая площадка, с которой можно полюбоваться величественной панорамой Крымских гор.

Территория монастыря очень ухожена. Монахи много работают над созданием особой, духовной атмосферы обители. Иногда Свято-Благовещенский монастырь называют «Крымским Афоном», так как именно здесь, в тишине и уединении, монахи пытаются сохранить древнее наследие исконной православной веры.

Благовещенский монастырь Мурома: фото, история

Город Муром заслуженно считается сердцем русского православия. Сюда ежегодно приезжают тысячи туристов не только из нашей страны, но и зарубежные гости, чтобы насладиться атмосферой чистоты и покоя.

Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в Благовещенский монастырь, который находится по соседству с Троицким монастырем. По сравнению с последним Свято-Благовещенский мужской монастырь в Муроме более строгий и аскетичный. Территория его невелика, но она ухожена, украшена цветами. Здесь царит удивительная атмосфера покоя и умиротворения.

Благовещенский монастырь в Муроме: история

Монастырь был основан по указу Ивана Грозного. Это произошло в середине XVI века. Прежде на этом месте находился Благовещенский храм, где хранились мощи святых князей Муромских – Константина и его сыновей Федора и Михаила. Князь Константин получил Муром в удел и его имя неразрывно связано с историей крещения горожан.

В «Повести о водворении христианства в Муроме», которая датирована XVI веком, говорится о том, что язычники, отказывавшиеся принимать христианство, жестоко убили сына княжеского сына – Михаила, и подступили к его палатам вплотную. Навстречу им вышел князь Константин, который в руках держал не оружие, как ожидали недруги, а икону Божьей Матери, которую впоследствии стала именовать Муромской.

Образ в руках князя просиял, и изумленные этим чудом язычники беспрекословно приняли христианство. Выдержавших необходимый пост крестил муромский епископ Василий в Оке. Князь Константин с сыновьями в 1547 году на церковном соборе были канонизированы, но еще и до этого их считали в Муроме святыми.

Исходя из этого становится совершенно понятно, почему Иван Грозный, который перед легендарным походом на Казань молился в Муроме этим святым, сразу же после победы в походе распорядился основать на месте, где они были погребены, монастырь.

С первых дней существования обитель не была обделена царскими милостями: грамотой от 1558 года она получила денежное жалованье, а также хлебную ругу из таможенных доходов Мурома, из Москвы в монастырь прислали большую коллекцию уникальной церковной утвари, а также была назначена солидная финансовая помощь из казны, подарено несколько деревень.

Благовещенский собор

Собор был возведен на месте старого разобранного храма. В ходе разбора деревянного сооружения Благовещенский монастырь в Муроме обрел мощи святых князей. В первозданном виде до наших дней не сохранился этот храм, поскольку несколько раз его перестраивали и сегодня, к сожалению, в его внешнем облике практически ничто не напоминает сооружение, которое было возведено московскими мастерами, которых прислал Иван Грозный.

Благовещенский собор высится на высоком подклете, и представляет собой прямоугольник, вытянутый с юга на север. Такая планировка вполне характерна для культовых сооружений XVI века. Архитектурные детали собора близки архитектуре московского зодчества. Собор отличается монументальными пропорциями и строгими формами. Здание по вертикали разделено широкими лопатками-пилястрами на три равных части. Основаниями барабанов является высокий карниз с зубчиками. Кокошники опираются на лопатки-пилястры.

Стены Благовещенского собора представляют собой сложную скульптурную конструкцию, которая состоит из по-разному обработанных оконных наличников: зубчатой короной или килевидным кокошником. Колонки наличников представлены разными по цвету кубышками и бусинами. Архитектурные детали собора имеют много общего и с муромскими традиционными памятниками, и с образцами московского зодчества XVII века. Однако муромские храмы по характеру узоров составляют отдельную, особую группу в истории зодчества России.

В архитектурном отношении исключительным можно считать южный фасад. Благодаря очень строгим пропорциям, сохранившимся с XVII века, здесь создана совершенная и гармоничная композиция. Есть подклет, по сути являющийся мощным цоколем, вход в который, обрамляют пилястры. На них опирается фронтон сложной конструкции. В боковых частях находятся окна арочной формы, утопленные в нишах.

Во время нашествия польско-литовских войск пана Лисовского (1616) монастырь очень пострадал. Собор был безжалостно разорен и разграблен. После завершения войны и смуты, монастырь стали восстанавливать не сразу, и вновь не обошлось без милостей царя. При этом основные средства для восстановления собора и обители были выделены муромским купцом Т. Б. Цветнов, который в самом конце своей жизни в монастыре принял постриг, получив имя Тихон. Здесь же он был и погребен.

Хотя собор одноэтажный, благодаря двум рядам окон создается необычное впечатление, что он двухэтажный. Этот интересный прием использовался во многих храмовых сооружениях XVI-XVII веков.

Восстановление

В 1664 году главный собор Свято-Благовещенского монастыря в Муроме был фактически построен заново: от прежнего здания уцелел лишь подклет. Сегодня это пышно украшенное здание в стиле русского узорочья, имеющее пять глав, ряды кокошников, расположенных поверху четверика, красивое шатровое крыльцо и колокольню.

На ней на средства Тарасия Цветнова установили часы. Первоначально главы храма имели шлемовидную форму, но позднее их сделали луковичными. Стены украшены великолепной резьбой – резные карнизами, полуколонками, наличниками.

В Благовещенском монастыре Мурома, точнее, в одноименном соборе, сохранился изумительный шестиярусный иконостас, выполненный в стиле барокко. Он был установлен в соборе в 1797 году и, вероятно, сохранился лишь благодаря тому, что в советские времена храм не закрывался. В нем сохранились уникальные иконы XVI-XVIII веков.

Вполне соответствует иконостасу и интерьер собора: пышный портал, который украсил вход с паперти, поражает разнообразными украшениями. После литовского разорения Благовещенского монастыря в Муроме, оставался каменным только этот собор. В 1652 году в летописях сохранилась запись о каменной церкви Иоанна Богослова, которая не сохранилась до наших дней. Прочие строения по-прежнему оставались деревянными.

Стефаниевская церковь

Еще одним каменным сооружением пополнился Свято-Благовещенский монастырь в Муроме в 1716 году. Им стала Стефаниевская надвратная церковь. Точная дата ее постройки некоторыми специалистами подвергается сомнению, поскольку в описи, относящейся к 1678 году, уже упоминается каменная церковь, предположительно Стефаниевская.

Она отличается довольно скромной, и одновременно изящной архитектурой: четверик венчает один ряд кокошников, а барабан, расположенный под единственной главкой, украшает тонкая красивая резьба. Все в этом храме напоминает архитектурные традиции муромских церквей, относящихся к XVII веку. Несмотря на некоторые изменения, проведенные в XIX веке, храм фактически не утратил своего первоначального облика.

В 1811 году в Благовещенский монастырь в Муроме был обнесен каменной оградой с башнями. Примерно в это же время надвратная церковь была обновлена.

Московские святыни

Во время войны с армией Наполеона были привезены в Благовещенский монастырь Мурома святыни из Москвы. Это были иконы Иверской и Владимирской Богоматери. Их сохранили в соборе, а затем они были перевезены во Владимир. Каменных храмов в Благовещенском монастыре Мурома не возводилось. Лишь в 1828 году был построен келейный корпус, а в 1900 году — возведен дом для игумена.

Монастырь в советское время

В советское времена монастырь, как и большинство культовых сооружений, был закрыт, братия перешла жить в городские дома, но, как ни странно, Благовещенский собор оставался действующим: по-прежнему в нем велись богослужения.

В 1923 году была вскрыта рака с мощами муромских князей. После этого их передали в музей, в качестве экспонатов. Собор все-таки закрыли в 1940 году, но ненадолго – до 1942 года.

Возвращение РПЦ

В 1989 году храму были возвращены святые мощи, а в 1991 году снова стал жить размеренной жизнью Благовещенский монастырь в Муроме. Адрес его — ул. Красноармейская, 16. Сегодня его посещают многочисленные туристы и паломники, чтобы поклониться хранящимся здесь святыням.

  • Раку с мощами князей Константина, Федора и Михаила Муромских.
  • Икону святых князей Муромских.
  • Икону Илии Муромца.
  • Икону святых Петра и Февронии.
  • Иверскую икону Богородицы.
  • Икону Знамения Божией Матери.
  • Икону Николая Чудотворца.

Икона Иверской Божьей матери

Эта икона считается чудотворной. Она находится в соборе Благовещенского монастыря в Муроме. Икона расположена в правой части храма, у окна, рядом с правым алтарем. Этот образ является копией всемирно известной среди христиан всего мира Афонской иконы Божьей Матери, а также списком с Иверской иконы, которая была принесена монастырю в дар в 1812 году. Паломники утверждают, что это икона необыкновенной силы и красоты.

Под стеклом хранятся многочисленные золотые и серебряные украшения, которыми люди благодарили Божью Матерь за скорое и чудесное исполнение услышанных в молитвах просьб. Рядом с этой иконой находится еще одна святыня — образ Ильи Муромца и частица его мощей. Эта икона была подарена Благовещенскому монастырю в Муроме монахами Киево-Печерской лавры. В ее пещерах находится русского богатыря.

Захоронения монастыря

На территории Благовещенского монастыря в Муроме до наших дней удалось сохранить древние захоронения: могила одного из первых настоятелей монастыря, архимандрита Алексия, в миру Андрея Полисадова, прапрадеда знаменитого поэта Андрея Вознесенского, посвятившего его памяти поэму «Андрей Полисадов».

На территории Свято-Благовещенского монастыря есть еще одна святыня, которую всегда посещают паломники — могила старца Аполлония. Сегодня на месте его погребения построена часовня, в которой паломники молятся об упокоении души старца. Они уверены, что Аполлоний их хорошо слышит, а потому так быстро исполняет обращенные к нему просьбы.

Благовещенский монастырь в Муроме: расписание богослужений

  • Начало Полунощницы — 5.30.
  • Утренние молитвы — 6.00.
  • Повечерие — 20.00.
  • Молитвы на сон грядущий — 20.40.
  • Молебен с акафистом преподобному Лазарю Муромскому Чудотворцу — 12.40.
  • Молебен перед иконой «Всецарица» (о страждущих и болящих) — 12.30.
  • Панихида (поминовение усопших) — 10.00.
  • Вечерняя служба — 16.00.
  • Божественная литургия — 9.30.
  • Молебен водосвятный — 12.30.

Следует уточнить расписание богослужений в праздничные дни в Благовещенском монастыре Мурома. Телефоны информационной службы есть на официальном сайте. Надеемся, что если вам удастся побывать в этой муромской обители, вы получите истинное наслаждение от экскурсии.

Ссылка на основную публикацию