Старицкий свято успенский монастырь

Успенский мужской монастырь (Старица)

Успенский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской области. Возвращен Церкви в 1996 году.

Содержание

В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор» пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а, может быть, и на месте нынешней Старицы.

Трифон скончался в 1127 году, другой же инок, Никандр, в 1153 году, спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища. Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих и появилась потребность в постройке большого храма. И вот, в 70-х годах XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии, уже управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу.

Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии, и все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

С историей Старицкого Успенского монастыря тесно связана и жизнь первого Московского и Всероссийского патриарха, свт. Иова, который был отдан в монастырь мальчиком, там получил солидное по тому времени образование и там же скончался, уже в сане патриарха. Собор 1589 г. положил быть на Руси Патриаршеству. Божие благословение всей Тверской земле — так было справедливо понято тверитянами избрание в первые Российские Патриархи именно тверитянина — святителя Иова.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась та рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица.

Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 годах возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием.

В 1570 году царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой.

В 1694 году над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта. В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранились с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 голу закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма.

Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 года здесь находились уникальные часы-куранты. В помещении церкви долгое время размещался историко-археологический музей. Создатели его — И. Крылов и Е. Клодт, внук знаменитого скульптора. В монастыре проводятся музейные работы. Со временем здесь разместится крупный музейный комплекс.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х годах интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г., причисленный к разряду третьеклассных, монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, и содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Собор Троицы Живоначальной
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Церковь свт. Иоанна Богослова
  • Надвратная часовня
  • Часовня вмч.Георгия Победоносца
  • Колокольня с часовней Иова, патриарха Московского
  • Успенская часовня в юго-восточной башне
  • Мощи местночтимой схимонахини Пелагии

Престольные праздники

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Собор Троицы Живоначальной

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы



Как добраться

Адрес: Тверская обл., Старицкий р-н, г. Старица, ул. Пушкина, 1

Из Москвы (от станции метро «Тушинская») и Твери (от автовокзала) в Старицу ежедневно отправляются рейсовые автобусы.

Но можно добраться до Старицкого монастыря и на личном автотранспорте. Дорога от Твери по живописному Старицкому шоссе займет не более полутора часов. Из Москвы придется добираться дольше — около трех часов.

По трассе М-10 (Москва-Санкт-Петербург) до Твери, а потом по указателям на Ржев и Старицу, или же по трассе М-9 (Москва-Рига). С последней нужно поворачивать направо в Зубцове и следовать по дороге Ржев-Тверь.

Успенский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь

Религиозная организация Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

История и описание:

Основан монастырь около 1110 г. Киевопечерскими иноками Трифоном и Никандром. Примечательно, что обитель была одной из первых обителей на Севере России и стала центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона. В монастыре настоятелем были Старицкий уроженец Герман, в будущем Архиепископ Казанский; постриженик архимандрита Германа, архимандрит Иов, в последствии первый Патриарх Московский, также уроженец г.Старицы и архимандрит Дионисий, впоследствии архимандрит Троице-Сергиевой Лавры.

Ансамбль Старицкого Успенского монастыря относится к числу наиболее значимых архитектурных комплексов Тверской области. Основанный в глубокой древности, а затем возобновлённый в первой трети XVI века, к началу XX столетия монастырь стал украшением и гордостью Старицы.

В белокаменном Успенском соборе монастыря до сих пор покоятся мощи схимонахини Пелагии. Пелагия, мать Святейшего патриарха Иова, исконно почиталась жителями Старицы, считалась заступницей веры и благочестия. Успенский монастырь был окружён заботой не только старицких князей, но и царей, среди которых особо заметен Иван Грозный – заказчик одной из основных построек обители. Немало сделали для монастыря и именитые представители других эпох

Монастырь предположительно был закрыт в 1918 г., но ликвидирован в 1923 г.

В соответствии с представлением Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ от 17.04.1997 г. благословил открытие монастыря и возрождения и возрождения монашеской жизни с назначением наместника игумена Гермогена (Чиркова Димитрия Станиславовича). Древняя обитель возвращена Тверской епархии в весьма разрушенном состоянии. Обитель стала действующей, но остается открытый вопрос в отношении возвращения всего монастырского комплекса, в связи с расположением музея в одном из монастырских храмов.

Наконец в 2002 году наметилась возможность производства работ по восстановлению Свято-Успенского монастыря, благодаря образованию Фонда, в учреждение которого активное участие принял зам.председателя правительства Христенко. В связи с этим выполнен генплан по восстановлению обители, закончена работа по прокладке подземного газопровода, осуществлялась реставрация и настоятельского корпуса.

В 2003 году выполнялись следующие работы: восстановлены межэтажные перекрытия, смонтирована и перекрыта кровля, осуществлен монтаж отопления, проведены газ и вода, смонтирована канализация, произведена наружная реставрация и отделка настоятельского корпуса, установлены все оконные блоки, изготовлены и установлены кованные изделия: балкон, паникадила, подсвечник, семисвечник, оконные решетки. Изготовлены столярные изделия церковной утвари домовой церкви. Закончено изготовление кровли, водосточных труб, флюгарок на трубы, заканчивается устройство подоконных отливов из платоизола. Проведены археологические исследования в местах прохождения газопровода и частично в местах будущих прокладок подземных коммуникаций. Полностью осуществлено научное исследование состояния почв и оснований Успенского собора, Троицкой церкви, надвратной церкви Иоанна Богослова.

Осуществлены все вспомогательные, подготовительные, восстановительные, реставрационные и строительно-монтажные работы не только на настоятельском и братском корпусах, но и в целом по всему комплексу монастыря.

Подготовлен для богослужения Успенский собор, в котором проходят регулярно службы. В храме сооружен временный иконостас и престол.

В течении 2001-2002 г.г. проводилась работа по очистке развалин Вознесенской церкви, где по преданию было захоронение местночтимой святой схимонахини Пелагии (Ланяевой), ближайшей родственницы Патриарха Иова, по всей вероятности – сестры. Во время работ были обнаружены останки схимонахини Пелагии, а затем была проведена медико-антропологическая экспертиза и по исследовании останки помещены в раку и установлены в Успенском соборе монастыря.

В 2004 году завершено воссоздание Настоятельского корпуса с домовым храмом. Совершена замена кровли на храме Иоанна Богослова. Отреставрирована колокольня, с устройством на ней двух келий. На колокольне устроена звонница из 12 колоколов. Воссоздан из руин 1-й этаж братского корпуса. Проведено отопление Успенского собора. Сделаны археологические изыскания и вскрытие основания древней водосвятной часовни для последующего воссоздания.

Ежегодно с момента открытия монастыря в день памяти первого Патриарха Московского и всея Руси Иова из приходской Ильинской церкви совершается Крестный ход в монастырь, где у первого захоронения Патриарха Иова совершается молебное пение с чтением акафиста. Крестный ход также совершается и в день памяти местночтимой святой Пелагии, родительницы Святейшего Патриарха Иова.

Восстановление обители было завершено в 2010 году к празднованию 900 летия основания монастыря.

  1. Соборная, каменная, построена в 1503-1537 гг. иждивением Старицкого князя Андрея Иоанновича, престол один Успения Пресвятой Богородицы.
  2. Введенская, теплая, каменная, двухэтажная, построена в 1569-1584 гг. царем Иоанном Васильевичем Грозным, престола два: Святителя Арсения Тверского и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  3. Иоанно-Богословская, каменная, холодная, построена в 1694 г., престол один Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
  4. Троицкая, каменная, двухэтажная, холодная, построена в 1819 году, престола три: главный Святой Троицы, придельные: правый Преподобного Сергия Радонежского, левый Преподобного Дионисия.
  5. Домовая Державная.

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской Лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «. именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Старицкая обитель была основана не на том месте, где распо­лагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше – в глухом лесу, где два инока поставили для себя келью. Постепенно число братии множилось, место вокруг иноков обживали и другие монахи – с мо­литвою и без празднословия. Так образовался монастырь, а вокруг мо­настыря – селение.

При Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь, которая «необходима была для них; как место общественной молитвы и обучения приходивших людей слову Божию».

В Успенском монастыре резко увеличивается и число бра­тии. Так, после имени архимандрита Филарета в большом синодике пере­числено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леванида написано уже 154 имени.

В 1272 г. настоятель Успенского монастыря Леонид был воз­веден в сан архимандрита, а накануне храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон. Решение тверского епископа об открытии второй ка­федры в Старице, с включением названия города в титул, способствовало оживлению жизни в ней. Таким образом, судьбы города и монастыря оказались тесно связаны с тверским епископатом.

В неспокойное время крепла монастырская жизнь. Мирной жизни обители помешало татаро-монгольское нашест­вие. Как повествует летопись, в 1292 г. татары убили игумена Серапи­она и с ним 124 инока Свято-Успенского монастыря. Убитых бросили в реку Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиа­не «погребоша я честно в доме Пречистыя».

После страшного татарского погрома обитель, обагренная кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась нена­рушенною».

Именно Старицкий монастырь стал духовным фундаментом старицкого городища. Первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице отно­сится к 1297 году: «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцеву, на Старице».

То было время, когда мерялись силами удельные князья, а Старица серьезно беспокоила набиравшую силу Москву. Ведь именно Старица была одним из главных форпостов тверской земли.

Московские князья неоднократно пытались завладеть Старицей. В 1375 году это удалось отрядам Дмитрия Донского. Потом еще не раз город переходил из рук в руки. И лишь в 1485 году тверские земли были присоединены к Московскому государству.

По всей видимости, именно в период войны тверских князей с московскими город Старица был разорен. В это же время, вероятно, был разрушен и Успенский монастырь, поскольку упоминания о нем отсутствуют вплоть до XVI века.

После 1485 года Старица становится центром уезда Московского государства. Это положило начало новому этапу в жизни Успенской обители – этапу ее расцвета.

В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место – ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор – оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.

Старицкому князю Андрею не суждено было дожить до окончательного устройства обители. В 1537 году его уморили голодом за непокорность малолетнему великому князю Ивану, будущему Гроз­ному, и его матери Елене Глинской.

Строительство монастыря продолжил князь Владимир Иванович Старицкий. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель – игумен Герман.

Царь Иван Грозный обвинил своего двоюродного брата в измене, отправил его в ссылку в Старицу, а впоследствии вынудил его принять яд.

Однако именно Старицу Иван Грозный полюбил и даже звал его ласково «Любим-город». Здесь же, в Успенском монастыре в 1570 году царь выстроил Введенскую церковь с просторной тра­пезной палатой.

XVI век – не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия Дионисий (позднее – настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Ста­рицкого Успенского монастыря в обитель был принят маль­чик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, – святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605-м Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.

Старицкий Свято-Успенский монастырь, воспитавший многих великих подвижников православия, был не только оплотом веры. Обитель вошла в историю и как крупное хозяйство. Монастырская братия выращивала хлебные злаки, овощи и фрукты, разводила домашний скот, знала многие ремесла. Монастырь был центром грамотности и культуры.

Представление о состоянии Успенского монастыря в начале XVII века, при архиманд­рите Дионисии, дает опись 1607 года, сохранившаяся в подлиннике. Согласно описи, в монастыре «иеро­монахов и иеродьяконов было 73; послушников 32 человека; слуг монас­тырских 43». Церквей в обители было три: соборная во имя Успения Божией Матери, с приделом Похвалы Богородицы; трапезная – во имя Вве­дения во храм Пресвятой Богородицы и святые ворота – во имя священно­мученика Василия Анкирского. Колокольня была деревянная, «на ней че­тыре колокола, а в особом чулане часы боевые, а при колокольне на столбах висел большой колокол благовестник в 100 пудов». Вокруг монастыря была камен­ная ограда.

События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.

Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

На протяжении XVII столетия положение монастыря было достаточно стабильным. Но в 1681 году страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 году была сооружена каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались повреждённые здания и строились новые.

Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.

В 1730-е годы, в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В конце 30-х годов XVIII века в Старицком Успенском мо­настыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.

В 1750 году завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е годы обновлён Успенский собор. Тогда же Трапезная перестроена в тёплый храм, перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.

Начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Успенский монастырь был отнесён к 3-му классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях 1-го и 2-го классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2888 душ мужского пола), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии.

Игуменами настоятели Успенского монастыря оставались до 1798 года, когда по «Высочайшему повелению» обители было разрешено «для благолепия церковной службы, посвящать монастырских настоятелей, вместо игуменов, в сан архимандрита».

В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

В тяжелое для всей России время 1812 года от всех сословий Рос­сии, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства. Новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на во­енные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».

В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.

20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.

В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления переведено монастырское духовное училище.
В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.

19 июня 1907 года архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа отслужил всенощное бдение. На следующий день были отслужены заупокойная литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.

После октября 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в монастыре. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 года и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобождён в новогоднюю ночь 1 января 1942 года. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято ещё до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем – и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.

В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату – 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

18 апреля 1997 года произошло событие, которое придало новый смысл жизни Старицы. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Старица. Старицкий Успенский мужской монастырь.

Другие постройкие монастыря:

10. Настоятельский корпус (XVIII-XIX вв.)
11. Братский корпус (XVI-XVIII вв.)
12. Духовное училище (сер. XIX в., восстановлено в 2000-х гг.)
13. Башни и стены ограды (XVIII в., восстановлены в 2000-х гг.)
14. Некрополь
15. Беседка
16. Гостевой дом (2009 г.)
17. Памятник Патриарху Иову (2012 г.)
18. Баня (2009 г.)
19. Церковная лавка (2009 г.)
20. Памятный камень
22. Хозяйственная постройка
23. Внутренняя ограда
24. Северные ворота
25. Трансформаторная будка

Подворье монастыря
Собор Александра Невского в Твери

Старицкий Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части города, немного выше устья реки Верхней Старицы, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны. Предание так описывает историю возникновения обители. В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор», как называлась тогда эта местность, пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а может быть, и на месте нынешней Старицы. Трифон скончался в 1127 г., другой же инок, Никандр, в 1153 г., спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища.

Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих, появилась потребность в постройке большого храма. И вот в 70-х гг. XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии и управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу. После опустошения XIII века Старицкий монастырь нигде не упоминается до XVI столетия, а потому и неизвестно, существовал ли он или нет в продолжение более 200 лет. Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии; все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

С историей Старицкого Успенского монастыря тесно связана и жизнь первого Московского и Всероссийского патриарха свт. Иова, который был отдан в монастырь мальчиком, там получил солидное по тому времени образование и там же скончался в сане патриарха. Собор 1589 г. положил быть на Руси Патриаршеству. Божие благословение всей Тверской земле — так было справедливо понято тверитянами избрание в первые Российские Патриархи именно тверитянина — святителя Иова.

Будущий Патриарх (в миру Иоанн) родился в г. Старице Тверской епархии. Родители его были посадскими. О благочестии родителей Святейшего убедительно свидетельствует письменный источник, содержащий перечень имен ближайших родственников первого Патриарха, в том числе и родителей: «Род Святейшего Патриарха Иова: инок Серапион (отец?), инок Кирилл, Матфей, инокиня Пелагея (мать?), князь Иосиф, священноархимандрит Авраамий, инок Феодосий, Феодор, Елиазар, Дионисий, Иона, Феодосий, Никифор». Родители хотели женить сына, нашли ему подходящую невесту, и день венчания был уже определен, но Иван, не чувствуя стремления к жизни семейной, отпросился сходить к своему духовнику. Тот, не мешкая, постриг юношу по его просьбе в иноки. «От архимандрита Германа (его духовника, настоятеля Старицкого Успенского монастыря) был воспитан в грамоте и всему благочинию изучен, и страху Божию добре обучен». В той же обители «Иоанн изволи мира сего суетного отлучитися и восприяти святый ангельский образ (…) наречен бысть во иноцех Иов». У того же архим. Германа Иов «в послушании и покорении бысть».

Иноческие труды будущего Патриарха в старицкой обители продолжались пятнадцать лет, затем Иов был избран братией в настоятеля. В сане архимандрита Иов упоминается под 1569 г. Его возвышению немало способствовало и благоволение к нему царя Иоанна Грозного, наезжавшего в свою старицкую вотчину и любившего беседовать с необычным иноком. Благодаря феноменальной памяти, Иов прекрасно знал церковный Устав, читал наизусть некоторые длинные и редкоупотребительные молитвы, знал наизусть весь текст литургии Василия Великого. Отличался он также и другими редкими качествами. По свидетельству жизнеописателя святителя, свойства эти выражались достаточно очевидно: «. Не обретеся человек, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом». И далее поясняет: «Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек». Однако старицкий инок не превозносился, напротив, он в продолжение всей жизни хранил милосердие и любовь к братии и ближним; никого никогда не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Побыв несколько лет настоятелем московских Симонова и Новоспасского монастырей, с 16 апреля 1581 г. Иов — епископ Коломенский, позже — Ростовский. По избрании в Митрополиты Московские (11 декабря 1587 г.), а затем и в Патриархи, святитель Иов девятнадцать лет нес бремя управления Русской Церковью, принимал деятельное участие в гражданских делах, а в Смутное время употреблял все зависящие от него меры к спасению Церкви и Отечества от «самозванца». «Самозванец» неоднократно посылал в Старицу для соблюдения внешнего порядка просить у свт. Иова благословения на патриаршество для своего ставленника — Рязанского архиепископа Игнатия, родом грека, ранее в Риме тайно принявшего унию, и угрожал самому Иову мучениями, если искомое благословение дано не будет. Но святитель был непреклонен. Он сказал только, характеризуя Игнатия: «По ватаге и атаман, а по овцам и пастырь».

По убиении первого самозванца, царь Василий Иванович Шуйский предлагал Иову снова занять патриарший престол. Иов ответствовал о себе, слепом старце, отказом, но благословил на Патриаршество (и, как оказалось, на мученичество за Веру Христову) митрополита Казанского Гермогена. Священный Собор духовенства принял это благословение. Сразу по избрании патриарх Гермоген просил Святителя Иова прибыть в Москву для разрешения народа от присяги, данной Самозванцу. 14 февраля 1607 г. Патриарх Иов прибыл в Москву и остановился на Троицком подворье. Московским жителям предложено было собраться 20 февраля в Успенский собор. Один из исследователей Жития Патриарха Иова так повествует об этом величественном, потрясающем душу событии (в изложении): «Торжественная минута для всего русского народа. Пред лицом Бога и Его служителей он хочет принести покаяние в своем преступлении. Многозначительна минута эта и для Патриарха, свидетеля народных прегрешений и всенародного покаяния. Много скорбных воспоминаний воскрешает сия минута в памяти слепого старца. Немало горьких испытаний принесли с собою эти годы. Немало слез пролил он о заблуждениях своей паствы за отпущенные ему годы святительства. Глубоко печалило Патриарха недоверие народа, когда одна вера в его свидетельство могла спасти Отечество от преступлений, народом совершенных, и от наказаний, за них терпимых. Все это и многое другое пробуждается в душе престарелого Патриарха в эту бесконечную минуту, перед тем, когда он должен был выслушать всенародную исповедь. И вот, весь народ, как один человек, повергся пред ним как пред своим отцом, и просил разрешения в своих преступлениях». После того как была зачитана разрешительная грамота, народ вновь упал на колени пред Святейшим Иовом и кричал: «Во всем виноваты, честный отец! Прости, прости нас и дай благословение, да примем в душах своих радость великую». Слепой старец-Патриарх встал и обратился к народу со следующими словами: «Чада Духовные! Надеясь на щедроты Божии, мы прощаем вас и разрешаем соборно, да примете благословение Господне на главы ваши. Впредь же молю вас, не позволять себе подобного клятвопреступления; великое дело целовать Честный и Животворящий Крест, на котором распялся наш Владыка Христос, дабы избавить нас от мучительства диавола». Чин разрешения произвел сильное воздействие на народ: все плакали, каялись, просили прощения у Патриарха, преклонялись к его стопам, «лобызали его десницу». Великий старец, так много пострадавший среди общих народных бедствий, но вместе с тем и духовно обновленный в эти минуты, с радостью благословлял коленопреклоненный народ и давал свое последнее наставление: хранить верность святому Православию. Недолго побыв в Москве, свт. Иов возвратился в свой монастырь, в Старицу. Не подействовали ни просьба Патриарха Гермогена, ни царские просьбы остаться в Москве. В скором времени, по возвращении в свою скромную обитель, Святейший Патриарх Иов мирно отошел к Богу. Блаженная кончина его последовала в воскресенье, 19 июня 1607 г.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица. Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 гг. возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием. В облике храма прослеживаются черты как московского, так и псковско-Новгородского зодчества. Это выдающийся памятник древнерусской архитектуры. В 1570 г. царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой. В 1694 г. над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта.

В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранился с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885 г.), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 г. закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма. Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 г. здесь находились уникальные часы-куранты.

В помещении церкви долгое время размещался историко-археологический музей. Создатели его — И. Крылов и Е. Клодт, внук знаменитого скульптора. В монастыре проводятся музейные работы. Со временем здесь разместится крупный музейный комплекс.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х гг. интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г. причисленный к разряду третьеклассных монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).

Успенский монастырь, 3 класса, в городе Старицах. Основан в начале XVI века. Монастырский Успенский собор построен из белого камня в 1530 году. Здесь находятся местно чтимые иконы Божией Матери: Успения и Всех Скорбящих Радость.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Основан в 1110 г. иноками Киево-Печерской лавры Никандром и Трифаном.

Церкви:
1. Соборная, каменная, построена в 1503-1537 гг. иждивением Старицкого князя Андрея Иоанновича, престол один Успения Пресвятой Богородицы.
2. Введенская, теплая, каменная, двухэтажная, построена в 1569-1584 гг. царем Иоанном Васильевичем Грозным, престола два: Святителя Арсения Тверского и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
3. Иоанно-Богословская, каменная, холодная, построена в 1694 г., престол один Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
4. Троицкая, каменная, двухэтажная, холодная, построена в 1819 году, престола три: главный Святой Троицы, придельные: правый Преподобного Сергия Радонежского, левый Преподобного Дионисия.
5. Домовая Державная.

Подворья монастыря: Собор блг. кн. Александра Невского в Твери. Часовни: Никольская — г. Ржев, пл. Мира; Святителя Николая — г. Старица; вмч. Георгия Победоносца — г. Старица.

Ведомость 1836 года фиксирует функциональное назначение южных башен монастыря. В юго-восточной в это время находилась часовня.
Ведомость 1868 года свидетельствует о том, что размещенная в юго-восточной башне часовня, как и соборный храм, была посвящена Успению Богоматери. Устройство в башне часовни уже на раннем этапе могло повлечь за собой изменение внешнего облика здания. Напомним, что до реставрации 1960-х годов юго-восточная башня отличалась от аналогичных сооружений обители. В конце XIX — середине ХХ веков она имела не шатровое, а сложное многоярусное завершение и пробитый снаружи дверной проём. Стилистически венчающая часть башни была соотносима с эклектикой, т.е. с архитектурой середины — второй половины XIX века, поэтому в более раннее время (в 1836 году) завершение могло выглядеть иначе.

По материалам: Салимов А.М., Салимова М.А. Старицкий Успенский монастырь. — Москва: Издательство «Медиа Академия», 2008.

После революции Успенский Старицкий монастырь «как культовый объект» подлежал закрытию. В тридцатые годы все его постройки, включая монастырские стены, разобрали на хозяйственные нужды. И, как знать, возродилась ли когда-нибудь обитель к жизни, если бы. не странное увлечение Виктора Христенко художественной фотографией. В начале «нулевых» Виктор Христенко, занимавший в то время пост заместителя Председателя Правительства, в поисках красивых пейзажей впервые посетил старинный город на Волге. Увиденное поразило его, и он загорелся идеей возродить монастырь. Вскоре был создан специальный фонд, и работа закипела. За десять с небольшим лет практически из небытия были возрождены монастырские постройки — храм Успения Пресвятой Богородицы, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Троицкая церковь и т. д.

Из журнала «Православный Паломник». Выпуск №2 (февраль), 2015 г.

Комментарии и обсуждение

24 августа 2012, Т..

Источник информации — объявление при входе в Успенский собор.

Старицкий свято успенский монастырь

Старица. Свято-Успенский монастырь.

Ночью приснился сон: плавный изгиб Волги, дальний пологий берег и монастырь на мысу. Как на картинке из книжки. Старица! Тут же проснулся. Бегом к компьютеру. Включил. Точно, она! Вернее он – Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь. О его рождении скупо доносят до нас строки древних рукописей: «… В 1110 году, пришли в урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Вид на Старицкий Свято-Успенский монастырь от заволжской стороны.

Обитель быстро росла, крепла. В неё потянулись люди. О многочисленности братии свидетельствует хотя бы такой факт. Во время татарского погрома 1292 года только убитых монастырских иноков насчитали 125 душ, включая игумена Серапиона.

Храм Успения Пресвятой Богородицы (1530 – 1537) с колокольней-часовней
Святейшего патриарха Московского Иова (1685/1686).

При сыне Ивана III Андрее Старицком монастырь обретает как бы второе рождение. Начинается этап бурного строительства. Возводится величественный Успенский собор, стены с башнями, братские кельи, многочисленные хозяйственные службы…

Святые (южные) ворота с надвратной часовней. 1885.

Любил бывать в Старице и грозный царь Иван Васильевич. В обители, по его велению, заложена была Введенская церковь, дошедшая до нас практически без каких-либо серьёзных изменений.

Входной портал южных ворот. 1885.

Будущий патриарх Иов – первый из Московских патриархов – принял в монастыре постриг, а спустя годы был его архимандритом. Здесь же в монастыре, в 1607 году, он завершил свой земной путь, сосланный в Старицу за отказ присягнуть Самозванцу.

Угловая юго-восточная монастырская башня ( XVIII в.) с расположенной в ней Успенской часовней.

Смута не пощадила Свято-Успенский монастырь. В 1609 году он был сожжён войсками Лжедмитрия II , а грандиозный пожар 1681 довершил разорение.

Монастырские стены. Восточная сторона. XVIII – XIX вв.

Следующий этап в жизни древней обители наступил с приходом «века просвещения». В 1750 году было завершено строительство новой каменной монастырской ограды, были восстановлены пострадавшие в прежние времена храмы, вновь перестроен братский корпус.

Надвратная церковь во имя Святого Иоанна Богослова. 1694.

В 1809, при монастыре открылось духовное училище, а в 1819 стараниями и иждивением генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина (1770 – 1823) в обители был возведён новый величественный храм – собор Живоначальной Троицы.

Троицкий собор. 1819. Храм-усыпальница Тутолминых.

После 1917 года монастырь был закрыт. Одно время во Введенской церкви действовал небольшой музей, а Старицким уездным исполнительным комитетом даже рассматривал вопрос об устройстве в бывшей обители постоялого двора, столовой и гостиницы.

Надвратная церковь во имя Святого Иоанна Богослова. 1894.
Сооружена на месте сгоревшей в 1681 году.

Великая Отечественная война также оставила свой кровавый, разрушительный след в древних стенах. Рассказывают, что зимой, в одной из промёрзших церквей оккупантами были насмерть заморожены пленные красноармейцы…

Северо-западная башня ( XVIII в.) и участок монастырской стены.

Монашеская жизнь вернулась в Старицу в 1996 году. Немногочисленная братия рьяно взялась за восстановление обители. Огромную помощь оказывает ей созданный в 2001 году благотворительный Фонд возрождения Свято-Успенского монастыря. Результаты этой подвижнической работы вы можете видеть на предлагаемых фотографиях.

Вид на собор Успения Пресвятой Богородицы (1530 – 1537) со стороны монастырского некрополя.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1570.
Построена по велению Ивана Грозного.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1570.
Ф рагмент фасада с боковым входом.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1530 – 1537.
На переднем плане мавзолей-усыпальница генерал-аншефа Ивана Фёдоровича Глебова (1707 – 1774).

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1530 – 1537.
Входной портал.

Ансамбль Успенского (1530 – 1537) и Троицкого (1819) соборов.

Центральная часть монастыря. Вид с восточной стороны.

Колокольня-часовня Святейшего Иова, патриарха Московского. 1685/86.
Памятный знак.

Колокольня-часовня Святейшего Иова, патриарха Московского. 1685/86.
Общий вид.

Колокольня-часовня Святейшего Иова, патриарха Московского. 1685/86.
Оконный декор.

Настоятельский корпус. XVIII век.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1570.

Старицкий Свято-Успенский монастырь.
Вид со стороны автомобильного моста через Волгу.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился со слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь

Старицкий Свято-Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части г. Старица, немного выше устья реки Верхняя Старица, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны.

Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «. в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Старицкая обитель была основана не на том месте, где располагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше — в глухом лесу, где два инока поставили для себя келию. Постепенно число братии умножалось, место вокруг иноков обживали и другие монахи. Так образовался монастырь, а вокруг монастыря — селение. Также при Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь.

В 1127 г. скончался Трифон, а спустя 26 лет, в 1153 г., скончался второй основатель Успенской обители — инок Никандр.

Память о первых иноках была увековечена в построенном при иноке Феодорите храме «в честь Успения Божией Матери, да похвалы Пресвятые Богородицы». Храм был построен за один год. При его освящении в 1165 г. присутствовал великий князь Суздальский Андрей Боголюбский.

С конца XII века обитель стала управляться игуменами.

XVI век вписал особую страницу в историю Старицкого Свято-Успенского монастыря. И связана она, в первую очередь, с деятельностью старицких князей — одного из знатнейших русских родов, потомков Рюриковичей.

В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место — ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор — оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.

XVI век — не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия (позднее — настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Старицкого Успенского монастыря в обитель был принят мальчик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, — святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605 г. Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.

Представление о состоянии Успенского монастыря в начале XVII века, при архимандрите Дионисии, дает опись 1607 г., сохранившаяся в подлиннике. Согласно описи, в монастыре «иеромонахов и иеродьяконов было 73; послушников 32 человека; слуг монастырских 43». Церквей в обители было три: соборная во имя Успения Божией Матери, с приделом Похвалы Богородицы; трапезная — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратная — во имя священномученика Василия Анкирского. Колокольня была деревянная, «на ней четыре колокола, а в особом чулане часы боевые, а при колокольне на столбах висел большой колокол благовестник в 100 пудов». Вокруг монастыря была каменная ограда.

События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 г. войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.

Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

В 1681 г. страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 г. была сооружена каменная церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались поврежденные здания и строились новые.

Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.

В 1730-е гг., в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В конце 30-х гг. XVIII века в Старицком Успенском монастыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.

В 1750 г. было завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е гг. обновлен Успенский собор. Тогда же трапезная была перестроена в теплый храм, были перестроен братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.

Начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Успенский монастырь был отнесен к третьему классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях первого и второго классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2 888 мужчин), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии.

Игуменами настоятели Успенского монастыря оставались до 1798 г., когда по Высочайшему повелению обители было разрешено «для благолепия церковной службы, посвящать монастырских настоятелей, вместо игуменов, в сан архимандрита».

В 1809 г. в Старицком монастыре было открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

В тяжелое для всей России время 1812 года от всех сословий, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства. Новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на военные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».

В 1819 г. в обители был построен еще один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращен в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.

20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был совершен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.

В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления было переведено монастырское духовное училище.

В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.

Первое десятилетие XX в. ознаменовалось для истории Старицкого Свято-Успенского монастыря двумя важнейшими событиями: празднованием 300-летия со дня преставления первого Патриарха Российского и 800-летним юбилеем обители.

19 июня 1907 г. архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа возглавил всенощное бдение. На следующий день были совершены заупокойная Литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.

После октября 1917 г. монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в истории монастыря. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 г. и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобожден в новогоднюю ночь 1 января 1942 г. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято еще до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.

В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату — 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения Патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

18 апреля 1997 г. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 105) наместником Успенского мужского монастыря г. Старица был назначен казначей Нило-Столобенской пустыни, член Епархиального совета Тверской епархии игумен Димитрий (Севостьянов).

Огромный вклад в восстановление монастыря внес, основанный в 2001 г., Благотворительный фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря (председатель — В.Б. Христенко).

В 2009 году начался заключительный этап восстановления и реконструкции монастыря.

Старицкий Свято-Успенский монастырь
Адрес: 171361, Тверская обл., г. Старица, ул. Пушкина, д. 1.
Наместник монастыря: игумен Димитрий (Севостьянов)
Телефон/факс: 8 (48-263) 2-36-35

Путешествие в Старицкий Свято-Успенский монастырь

Так получилось, что Старицу мы проезжали много-много раз, спеша в какой-то другой пункт назначения. Старица — милый старинный городок, в котором и вокруг которого масса интереснейших достопримечательностей. Безусловно, Свято-Успенский монастырь, основанный еще в 12 веке, просто жемчужина Старицы.

И вот в эту-то жемчужину мы ни разу не заехали: все время спешили куда-то дальше, или наоборот, обратно домой, всякий раз думая — в следующий раз, будет еще время. тем более, что в Тверскую область мы наезжаем частенько — недалеко, а места богатейшие! И как же я рада, что наконец-то пришло это самое время, и внезапное решение изменить маршрут, вычтя из него пару пунктов, подарило нам почти целый день в Успенском монастыре.

Пару лет назад, в очередной раз проезжая мимо, мы сделали снимок со старого городища — все еще было в лесах. Прошлым летом, по дороге в Зубцов, снова проскочили мимо, отметив, что вид у монастыря уже совсем другой.

Сейчас монастырь выглядит, наверное, даже лучше, чем был когда-то, во времена своей «молодости». Какие-то работы явно еще ведутся, но по всей видимости, это незначительные доделки.

Первое, что встречаем у входа. нет, первый, кто встречает нас у входа — упитанный кот. Смотрит строго — наверное, нагружен ответственностью за вверенную ему территорию 🙂

День был выходной, и все три храма обители были открыты. Порадовало, что в монастыре разрешена бесплатная фотосъемка на всей территории, включая и внутреннее храмовое пространство. Разумеется, мы этим с радостью воспользовались.

Пройдя мимо строгого кота, мы направились в Успенский собор, главный храм обители, построенный в 1530 году, во времена правления князя Андрея Старицкого.

Историки отмечают, что этот собор очень похож на Успенский собор в Москве, и это было одним из проявлений конфликтного соперничества старицкого князя с Москвой, которое и закончилось гибелью князя. Однако московский собор кирпичный, а старицкий — белокаменный. Успенский собор, как и весь монастырь, как и многое в Старице и окрестностях, строился из белого камня, добываемого в старицких каменоломнях. И сейчас в городке можно встретить какой-нибудь отгораживающий посадки ветхий заборчик, сложенный из этого знаменитого белого камня.

Камень использовался не только для местных построек, его отправляли водным путем в Тверь, Ярославль, а когда началось строительство Петербурга, отправляли и туда. Равного старицкому камню не было не только по фактуре и качеству, но и в первую очередь — по морозоустойчивости. Увы — месторождения давно истощены. В Старицком районе сохранилось множество входов в бывшие каменоломни, которые стоит исследовать любопытному путешественнику, если, конечно, вы не боитесь летучих мышей 🙂

Величие собора приводит нас в благоговейное настроение, и мы тихонько заходим внутрь.

Это иконостас собора.

Чтобы сделать этот снимок, нам пришлось изрядно задрать головы.

В Успенском соборе покоятся мощи местночтимой святой — преподобной старицы Пелагеи, которая по преданию являлась то ли матерью, то ли сестрой святителя Иова, первого патриарха Московского и всея Руси.

Рака, в которой лежат мощи, как и все убранство в соборе, украшена прекрасной резьбой. Контраст теплого резного дерева иконостаса, окладов икон с холодными белокаменными стенами придает особую атмосферу собору.

Справа от Царских врат стоит посох. Оказалось, это символ власти настоятеля монастыря.

Красивый символ. И провинившихся удобно наказывать 🙂

Выйдя из собора, мы обратили внимание на трехярусную шатровую колокольню. Это тоже памятник старины, о чем нам красноречиво сообщает привинченная к стене табличка, а так же еще и о том, что колокольня находится под охраной министерства культуры СССР 🙂

Внизу колокольни есть крылечко — это вход в усыпальницу святителя Иова. Значение этого человека для истории Старицы трудно переоценить. Родился около 1525 года в Старице, принял постриг в Успенском монастыре, затем стал настоятелем этого же монастыря. Был возвышен Иваном Грозным и переведен в Москву, где дорос до высокой и многотрудной должности первого патриарха. Затем попал в опалу за то, что отказался признать истинного царя в Лжедмитрии, был сослан в родную Старицу для заточения в Успенском монастыре, где и скончался, и был похоронен. Над его усыпальницей построили колокольню. Как это часто бывает, мощи святителя Иова перевезли в Москву, в Успенский собор. Это было в 1652 году, а мы сегодня можем видеть только саму гробницу.

Местные рассказали нам о том, что существует поверие о том, как святитель Иов, сам бывший человеком исключительной для того времени образованности, помогает стремящимся к знаниям учащимся. Алгоритм такой: берете щепотку песка (а песок там образуется постоянно от разрушения известняка) с надгробной плиты, чуть-чуть посыпаете на голову, а чуть-чуть — на страницы учебника по предмету, по которому предстоят экзамены. Пятерка обеспечена! Мы посмеялись, на всякий случай посыпали головы детям и отправились дальше.

На паперти Успенского собора расположена часовня-усыпальница генерала Глебова-Стрешнева, построенная в конце 18 века. Внутри часовни — надгробие в виде белокаменного саркофага. Позади часовни виднеется монастырское кладбище.

На кладбище тоже можно зайти. Видно, что за ним ухаживают, стараясь сберечь в благопристойном виде то, что осталось от прежнего.

На заднем плане виден еще один монастырский храм — Введенский, белокаменный красавец шатровой постройки. Туда мы сейчас и отправимся.

Введенский храм был построен в 1570 году по приказу Ивана Грозного. Царь любил Старицу, ласково называл ее «любим-город» и частенько наведывался в Успенский монастырь. Введенский храм — единственный храм в монастыре, который изначально построен теплым, к тому же двухярусным, с просторными трапезными палатами, а в нижней части размещались поварня, кладовые, погреба. Замаливание грехов — дело богоугодное, но не без удобств же государю оставаться, в самом-то деле?! 🙂 Теперь в нижнем ярусе храма расположен конференц-зал, в котором в праздничные дни проводятся концерты, которые представляет созданный монастырем духовно-просветительский центр «Образ», и прочие публичные мероприятия.

В храме просторно, внутреннее убранство строгое: резное дерево и ковка.

Дерево кажется теплым даже на вид

Место для хора в центре храма. Жаль, нам не пришлось услышать, как поют

Прогуляемся по территории. День, напоминаю, выходной, поэтому гуляем далеко не мы одни.

Здания на этом фото — настоятельский и братский корпуса. Здесь, собственно, и живут монахи. За дальним зданием виднеется монастырская теплица, мы было хотели сунуть и туда свои любопытные носы, но вход на территорию корпусов запрещен посетителям.

Продолжаем прогулку. Чистота и ухоженность приятно удивляет жителей мегаполиса.

Обратите внимание на церковь Иоанна Богослова, украшенную резьбой по белому камню. Была построена в 17 веке на месте сгоревшей в 1681 году кирпичной церкви. Сейчас она не действует.

Надвратные церкви ставились над воротами (что очевидно из названия), тем самым отдавая в руки Бога охрану места и людей, в нем живущих. И действительно, эта прекрасная церковь была надвратной, но в 19 веке случился особенно высокий разлив волжских вод, и монастырь затопило. После этого эти ворота заложили кирпичом, а центральный вход в монастырь перенесли на более высокую западную сторону, где он и поныне находится.

Посмотрим на Иоанно-Богословскую церковь и бывшие главные ворота с другой стороны

Справа от ворот — здание монастырской трапезной и гостиница для паломников. Не могу на этом месте удержаться, отвлекусь от духовного на радости плоти 🙂 В монастыре пекут восхитительные пирожки и сумасшедше вкусный хлеб, разный — ржаной, пшеничный, нам достался с какими-то семечками-зернышками. Можно купить и взять с собой, но это если повезет- выражение «разлетаются, как горячие пирожки» здесь следует понимать в буквальном смысле 🙂

Еще в трапезной можно пообедать, будет просто, вкусно и сытно, нам потом до дома ничего не хотелось.

Ладно, хватит об этом, все-таки про монастырь взялась писать, возвращаемся к духовным ценностям 🙂 Собственно, вот вид, снятый с крыльца трапезной

Успенский собор вы уже узнаете, а вот слева от него находится желтое здание третьего храма обители — Троицкого. Он был построен значительно позже, в 1819 году, по инициативе и на средства генерал-майора Алексея Тутолмина, который очень желал устроить в Старицкой обители усыпальницу для своих родителей. Как именно ему удалось получить разрешение на то, чтобы пристроить храм совершенно иного стиля вплотную к Успенскому собору 16 века, остается загадкой. Впрочем, эта загадка знакома каждому, кто пытается получить разрешение на перепланировку чего-либо в наше с вами время 🙂

Троицкий храм двухэтажный, на первом этаже — усыпальница, наверху — собственно храм с алтарем, в центре второго этажа — отверстие, через которое можно видеть гранитный обелиск с двумя саркофагами, стоящие в нижней части. Архитектор, видимо, был очарован парижским Домом инвалидов. Раньше рядом с надгробиями стояли бронзовые скульптурные изображения плачущей женщины, весов и правосудия (сейчас они находятся в Тверской областной картинной галерее).

Внизу служат панихиды в дни поминовения усопших — например, 9 мая в память о погибших в Великой Отечественной.

Троицкий храм вплотную примыкает к Успенскому собору, ему принадлежит белокаменная часть стены, которую вы видите на следующем снимке. Полагаю, эта стена в храме имеет отдельную ценность как памятник старины 16 века, иначе отчего бы ей так выделяться-выпадать из общего храмового убранства?

Храм расписан в академической манере, рассматривать его можно часами. Нечасто можно встретить православный храм, расписанный в таком стиле.

В некоторых местах сохранены исторические образцы росписи 19 века, о чем заботливо сообщают таблички.

Под куполом — Лик.

Пора двигаться дальше, время поджимает, двигаемся к выходу.

Желающие ставят свечки. Они тут, кстати, просто так лежат.

Следующий снимок сделан «с черного хода» — вот такой небольшой монастырь, видите — на заднем плане главные ворота. Кстати, на этом фото особенно заметно, что монастырь построен на склоне горы, спускающейся к Волге. Попросту говоря, ровного места на территории не найти.

На переднем плане водосвятная часовня Георгия Победоносца. Чистый новодел, построена уже во времена реставрации, но ее это не портит 🙂 В часовне источник, в котором можно набрать воды и даже искупаться. Поэтому внутрь мы не попали — слишком много было желающих, а когда их поток схлынул, монастырю пора было закрываться.

Удивительно: монастырь занимает совсем небольшую территорию, а провести здесь можно целый день. Время летит незаметно, и думается, что для того, чтобы лучше узнать историю этого удивительного места, нам понадобится еще не один раз приехать сюда.

Выйдя из монастыря, мы побродили по берегу Волги, любуясь закатом.

В лучах склоняющегося майского солнца золотилась волжская вода и разрушающаяся Никольская церковь.

Мы дождались последних отблесков на водной глади

Свято-Успенский монастырь Старицы

Старицкий Свято-Успенский монастырь — один из самых древних монастырей Тверской земли. Хотя по ухоженному внешнему виду и благоустроенной территории и не скажешь, что духовная жизнь здесь кипела уже в 16 столетии. Впрочем, по местному преданию обитель была заложена еще в 12 веке, когда два инока поставили себе келью в глухом лесу. Со временем количество монахов значительно выросло, и монастырь перекочевал туда, где он находится по сей день — на Волги. И уже вокруг обновленной, окруженной мощными глухими стенами обители начал расти город Старица.

Немного истории

Основанный в первой половине 16 века, монастырь практически сразу стал центром православия Тверского княжества. Правда, стремительный рост сменился таким же быстрым падением: в 1764 г. землю у обители отобрали, а количество монахов сократилось до 12 человек. Окончательно монастырь закрыли в 1919 г., и, к счастью, его строения практически не подверглись разрушению. В 1997 г. патриарх Алексий II постановил заново открыть Свято-Успенский мужской монастырь. В 2013 г. храм полностью восстановили в первозданном виде.

Что посмотреть

На компактной территории монастыря более 20 зданий и сооружений, как исторических, так и новоделов. Однако последние выполнены «под старину» и не сильно выбиваются из ансамбля. Одной из доминант монастырского комплекса считается живописный Успенский собор из белого камня.

Из этого стройматериала сложены многие здания в Старице, Твери, Ярославле, и Питере. Старицкий камень выделялся не только фактурой и качеством, но и морозоустойчивостью. К сожалению, месторождения его давно истощились, а каменоломни превратились в любимые места встречи «сталкеров».

В Успенском соборе хранятся мощи преподобной Пелагеи, матери святителя Иова, самого первого патриарха Московского и всея Руси. Красивое убранство храма дополняет замечательная резьба. Светлый и теплый цвет дерева гармонично смотрится на фоне холодных белокаменных стен, что придает собору особую атмосферу. Слева от Успенского храма стоит желтое здание собора Живоначальной Троицы. Главное сокровище этой церкви — росписи в академической манере, напоминающие фрески католических храмов. Что интересно, они были воссозданы уже в наши дни. Справа от главных монастырских ворот находится здание трапезной и гостиницы. Тут же размещена и пекарня, которая славится великолепным хлебом и пирожками. Правда, закупаться этими съедобными сувенирами лучше с утра: после обеда, как правило, они уже раскуплены.

Практическая информация

Адрес: Старица, ул. Пушкина, 1. Веб-сайт.

Монастырь расположен в самом центре Старицы в пешей доступности от автовокзала. Обитель открыта ежедневно, расписание богослужений представлено на оф. сайте.

Старицкий свято успенский монастырь

Ночью приснился сон: плавный изгиб Волги, дальний пологий берег и монастырь на мысу. Как на картинке из книжки. Старица! Тут же проснулся. Бегом к компьютеру. Включил. Точно, она! Вернее он – Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь. О его рождении скупо доносят до нас строки древних рукописей: «… В 1110 году, пришли в урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Вид на Старицкий Свято-Успенский монастырь от заволжской стороны.

Обитель быстро росла, крепла. В неё потянулись люди. О многочисленности братии свидетельствует хотя бы такой факт. Во время татарского погрома 1292 года только убитых монастырских иноков насчитали 125 душ, включая игумена Серапиона.

Храм Успения Пресвятой Богородицы (1530 – 1537) с колокольней-часовней
Святейшего патриарха Московского Иова (1685/1686).

При сыне Ивана III Андрее Старицком монастырь обретает как бы второе рождение. Начинается этап бурного строительства. Возводится величественный Успенский собор, стены с башнями, братские кельи, многочисленные хозяйственные службы…

Святые (южные) ворота с надвратной часовней. 1885.

Любил бывать в Старице и грозный царь Иван Васильевич. В обители, по его велению, заложена была Введенская церковь, дошедшая до нас практически без каких-либо серьёзных изменений.

Входной портал южных ворот. 1885.

Будущий патриарх Иов – первый из Московских патриархов – принял в монастыре постриг, а спустя годы был его архимандритом. Здесь же в монастыре, в 1607 году, он завершил свой земной путь, сосланный в Старицу за отказ присягнуть Самозванцу.

Угловая юго-восточная монастырская башня ( XVIII в.) с расположенной в ней Успенской часовней.

Смута не пощадила Свято-Успенский монастырь. В 1609 году он был сожжён войсками Лжедмитрия II , а грандиозный пожар 1681 довершил разорение.

Монастырские стены. Восточная сторона. XVIII – XIX вв.

Следующий этап в жизни древней обители наступил с приходом «века просвещения». В 1750 году было завершено строительство новой каменной монастырской ограды, были восстановлены пострадавшие в прежние времена храмы, вновь перестроен братский корпус.

Надвратная церковь во имя Святого Иоанна Богослова. 1694.

В 1809, при монастыре открылось духовное училище, а в 1819 стараниями и иждивением генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина (1770 – 1823) в обители был возведён новый величественный храм – собор Живоначальной Троицы.

Троицкий собор. 1819. Храм-усыпальница Тутолминых.

После 1917 года монастырь был закрыт. Одно время во Введенской церкви действовал небольшой музей, а Старицким уездным исполнительным комитетом даже рассматривал вопрос об устройстве в бывшей обители постоялого двора, столовой и гостиницы.

Надвратная церковь во имя Святого Иоанна Богослова. 1894.
Сооружена на месте сгоревшей в 1681 году.

Великая Отечественная война также оставила свой кровавый, разрушительный след в древних стенах. Рассказывают, что зимой, в одной из промёрзших церквей оккупантами были насмерть заморожены пленные красноармейцы…

Северо-западная башня ( XVIII в.) и участок монастырской стены.

Монашеская жизнь вернулась в Старицу в 1996 году. Немногочисленная братия рьяно взялась за восстановление обители. Огромную помощь оказывает ей созданный в 2001 году благотворительный Фонд возрождения Свято-Успенского монастыря. Результаты этой подвижнической работы вы можете видеть на предлагаемых фотографиях.

Вид на собор Успения Пресвятой Богородицы (1530 – 1537) со стороны монастырского некрополя.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1570.
Построена по велению Ивана Грозного.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1570.
Ф рагмент фасада с боковым входом.

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1530 – 1537.
На переднем плане мавзолей-усыпальница генерал-аншефа Ивана Фёдоровича Глебова (1707 – 1774).

Собор Успения Пресвятой Богородицы. 1530 – 1537.
Входной портал.

Ансамбль Успенского (1530 – 1537) и Троицкого (1819) соборов.

Центральная часть монастыря. Вид с восточной стороны.

Колокольня-часовня Святейшего Иова, патриарха Московского. 1685/86.
Памятный знак.

Колокольня-часовня Святейшего Иова, патриарха Московского. 1685/86.
Общий вид.

Колокольня-часовня Святейшего Иова, патриарха Московского. 1685/86.
Оконный декор.

Настоятельский корпус. XVIII век.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. 1570.

Старицкий Свято-Успенский монастырь.
Вид со стороны автомобильного моста через Волгу.

Старицкий Успенский монастырь

Монастырь
Старицкий Успенский монастырь

Успенский монастырь
56°30′51″ с. ш. 34°55′47″ в. д. H G Я O
Страна Россия Россия
Город Старица
Конфессия Православие
Епархия Тверская
Тип мужской
Основатель иноки Трифон и Никандр Киево-Печерской лавры
Основные даты
XVI век — основание монастыря
1919 год — закрытие монастыря
1997 год — возрождение монастыря
Наместник игумен Димитрий (Севостьянов)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 691520205040006 (ЕГРОКН ). Объект № 6901503000 (БД Викигида)
Состояние действует
Сайт fondumstar.ru
Старицкий Успенский монастырь на Викискладе

Ста́рицкий Свя́то-Успе́нский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской епархии. Расположен в городе Старице на реке Волге выше устья реки Верхней Старицы.

Содержание

История монастыря

Согласно преданию, монастырь основан в 1110 году двумя монахами Киево-Печерской лавры: «… в 1110 году пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Постепенно сюда пришли и другие иноки — образовалось пустынническое братство [1] . :21-26 Построена деревянная церковь [1] :26-27 , близ которой возникли поселения, деревни и в 1297 году основан город Старица.

Последние сведения о существовавшей здесь обители относятся к 1312 году, когда монастырь был разрушен во время междоусобной войны между тверскими и московскими князьями [1] :33 . Монастырь некогда славился разветвлённой системой подземных коммуникаций [2] .

Монастырь был заново основан в первой половине XVI века при князе Андрее Ивановиче Старицком [3] , хотя местное предание утверждает, что на небольшом удалении от волжского берега монашеская жизнь велась ещё в XII—XIII веках [1] :33—34 .

С 1559 года монастырём правил архимандрит Иов, уроженец Старицы. В 1571 году он послан настоятелем московского Симонова монастыря [1] :35—36 , впоследствии стал первым Патриархом Московским и всея Руси.

В 1606 году во время правления Лжедмитрия в Старицкий монастырь был отправлен патриарх Иов, где он скончался через два года. На месте его погребения в углу Успенского собора построили четырёхъярусную колокольню с часовней. В 1652 году по велению царя Алексея Михайловича мощи Иова торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля [1] :43—45 [4] .

Расцвет монастыря относится к XVII веку. Однако в 1764 году земли у монастыря отобрали, и монахов осталось всего 12 человек.

Монастырь закрыт в 1919 году, а в 1930-х годах разобрана стена с угловыми башнями, окружавшая монастырь.

В 1944 году в монастыре начался ремонт, но основные постройки остались законсервированными.

В 1997 году Святейший синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нём монашеской жизни».

К 2013 году восстановлен в первозданном виде [5] .

Патриаршим подворьем Свято-Успенского Старицкого монастыря является храм Святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси (Москва, Можайское шоссе, 54) [6] .

Ссылка на основную публикацию