Сретенский монастырь на лубянке

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Сретенский монастырь был основан в конце XIV века на месте встречи («сретения» святыни русского православия — Владимирской иконы Божией Матери — при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 году. Основание монастыря связывается с 1397 годом.

В 1476 году по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы..Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

К XVI веку в монастыре было возведено еще два каменных храма — церковь преподобной Марии Египетской и небольшой храм неизвестного посвящения по улице Большая Лубянка. Именно на эту улицу традиционно был ориентирован ансамбль монастырских строений.

В конце XVII — начале XVIII века также сложился комплекс монастырских построек по Большой Лубянке, в значительной степени разобранный в 1928 году. Он включал святые врата с надвратной колокольней, церковь Николая Чудотворца, в состав которой вошел небольшой объем храма XVI века, а также братские и настоятельские кельи. Последние, в перестроенном виде, сохранились до наших дней (вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 2). Колокольня монастыря, поставленная на переломе Большой Лубянки, замыкала перспективу улицы и являлась важнейшей градостроительной доминантой района.

В XVIII веке монастырь переживал упадок. По реформе 1763 года он был оставлен «за штатом», то есть перестал получать содержание от казны. Важным источником существования монастыря тогда стала сдача внаем принадлежавших ему земель.

В 1750–1790-е годы из монастырской территории было выделено северное подворье (совр. вл. улица Большая Лубянка, 21), используемое в доходных целях вплоть до 1917 года. В конце XVIII века, вскоре после разбивки Рождественского бульвара, обращенная к нему часть монастырского огорода также была превращена в наемный (отдаточный) двор (совр. вл. Рождественский бульвар, 18). Внутриквартальная часть бывшей огородной земли стала хозяйственным двором и монастырским садом. На границе между ними и парадной зоной монастыря, обращенной к Большой Лубянке, в первой половине XIX века были возведены новые каменные кельи (не сохранились до наших дней). Сложившееся в результате этих мероприятий планировочное и функциональное зонирование монастырской территории сохранялось до 1917 года.

В 1876 году монастырь приобрел еще одно доходное владение — южное подворье (совр. вл. улица Большая Лубянка, 17). В 1876–1877-х годах в нем был выстроен трехэтажный доходный дом по проекту архитектора И. П. Миронова, включивший небольшие здания второй половины XVIII века(вл. улица Большая Лубянка, 17, стр.1).

В конце XIX — начале XX века на территории отдаточных монастырских владений были возведены новые каменные здания: монастырская школа (1897–1899 гг., вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 5), доходные дома по Рождественскому бульвару (1897 — 1899 и 1912 гг., вл. Рождественский бульвар, 18, стр. 2 и 3) и по Большой Лубянке (1913 г., архитектор Н. Гондагсазян, вл. улица Большая Лубянка, 21, стр. 1).

Приобретенный в первой половине XIX века архитектурный облик Сретенский монастырь сохранялся вплоть до своего закрытия в конце 1920-х годов. Именно тогда два из трех имевшихся на обширной территории монастыря храмов были утрачены. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, но усилиями свмч. Илариона (Троицкого) в 1923 году он был возвращен Православной Церкви и тогда же стал одним из главных центров борьбы с обновленческой церковью. 4 декабря 1925 года здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В конце 1925 года монастырь был закрыт. В 1928 году при «спрямлении» улицы Лубянки были разобраны расположенные на этой улице монастырские здания: двухэтажный храм свт. Николая Чудотворца с приделами свт. Димитрия Ростовского и всех святых, органично вписывавшийся в общегородской архитектурный ансамбль, святые врата с колокольней, кельи, а также восточная торцевая часть настоятельского корпуса.

Несмотря на то, что храм прп. Марии Египетской с приделом Сретения Господня (наряду с храмом Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи) располагался в глубине монастырской территории, он также был разобран. В оставшихся зданиях обители разместились структуры НКВД. На монастырской территории, к зданиям главного в то время ведомства страны, велись расстрелы. Таким образом, в настоящее время от уникального монастырского ансамбля XVI — начала XVIII века сохранилось только два здания — собор Владимирской иконы Божией Матери 1679 года и настоятельский корпус конца XVII века, значительно перестроенный в XIX–XX веках.

Главный храм обители – Владимирский собор – долгое время использовался как жилой дом (общежитие НКВД), но в 1958–1959 годах он был отреставрирован с восстановлением первоначального облика (архитектор-реставратор Г. К. Игнатьев).

На месте бывшего монастырского сада и разобранных келий первой половины XIX века в 1952 году было выстроено здание школы (совр. вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 3). В нем расположился отдел скульптуры научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря.

Лишь в 1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был передан Церкви — в статусе приходского храма. На бывшей монастырской территории тогда по-прежнему располагалась общеобразовательная школа, открытая в 1952 году, остальные здания принадлежали светским организациям и находились в страшном запустении.

В 1994 году в обители возродилась монашеская жизнь. Первое время Сретенский монастырь существовал как подворье Свято-Успенского Псково — Печерского монастыря, но вскоре указом Святейшего Патриарха Алексия II оно было преобразовано в Сретенский мужской ставропигиальный монастырь.

Со времени возрождения Сретенского монастыря прошло чуть более 20 лет. На сегодняшний день в обители воссозданы и заново отстроены настоятельский, келейный, административный и трапезный корпуса. Был значительно расширен монастырский храм — за счет пристройки к нему придела прп. Марии Египетской и продления придела Рождества Иоанна Предтечи. Также удалось осуществить масштабную реставрацию фресок собора.

В 2010 году монастырю было передано здание школы №.1216 (ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3), в котором после капитальной реконструкции расположилась Сретенская духовная семинария. Возвращение обители исторически принадлежавших ей зданий продолжается и в настоящее время.

В 2010 году в обители были построены домовые храмы в честь Святой Живоначальной Троицы в корпусе Наместника и святого праведного Иоанна Кронштадтского при лазарете монастыря.

На территории монастыря в настоящее время расположены семинария, крупнейшее православное издательство, магазин, редакция одного из самых посещаемых интернет — сайтов «Православие.Ru», Патриарший совет по культуре, Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы и многие другие подразделения. Здесь проживают 45 человек братии и более 200 семинаристов.

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном монастыре и возглавил Божественную Литургию в новоосвященном храме. На богослужении присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился со слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

История

Основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г. и освящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи. Хорошо сохранились фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве (1707 г.). В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы.

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре.

После октябрьского переворота 1917 г. Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был сподвижник Святейшего Патриарха Тихона сщмч. архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами», но усилиями священномученика Илариона в 1923 г. монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином.

4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II.

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы.

В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 г. в монастыре состоялось прославление сщмч. Илариона, епископа Верейского (†1929 г.).

Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал Православие.ru. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 г. кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

Храмы

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи (1677 г.). Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской (2017 г.).

Храм прп. Марии Египетской (1385 г., возобновлен в 1784 г., ныне не существует). Храм свт. Николая (ныне не существует).

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

В 1995-2018 гг. наместником обители был Преосвященный Тихон (Шевкунов). Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 19 мая 2018 г. и.о. наместника назначен иеромонах Иоанн (Лудищев).

Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. (журнал № 105) наместником монастыря назначен архиепископ Верейский Амвросий.

Сретенский монастырь в Москве на Большой Лубянке

Сретенский монастырь – это ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, который находится в центре Москвы, на улице Большой Лубянке.
Монастырь был основан в 1395 году и получил название в честь установленного в Москве праздника Сретения Владимирской иконы Божией Матери, в благодарность чудесного избавления Москвы от нашествия полчищ хана Тамерлана. 26 августа 1395 года крестный ход, который вёл митрополит Киприан, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый из Владимира-на-Клязьме. После этого Тимур-Тамерлан повернул в сторону от Москвы.
На месте встречи иконы была построена деревянная церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Позднее около церкви построили Сретенский мужской монастырь, и церковь стала главным монастырским храмом.
В это же время установили крестный ход с Владимирской иконой, которую каждый год 26 августа несли сюда крестным ходом из Успенского собора Москвы.
Монастырь заложили в 1397 году на Кучковом поле, где жители Москвы встретили образ Владимирской Богоматери.
В 17 веке храм перенесли на нынешнее место. В Синодальный период монастырь имел статус заштатного (находящегося на собственном содержании), сейчас храм имеет статус ставропигиального.
В 1917 году новая власть стала выселять монахов из монастыря.
Наступили плохие времена, монастырь на год захватили раскольники-обновленцы. Службы проводил обновленческий «митрополит» Антонин (Грановский). Престол из алтаря был перенесен в центр храма, а литургию Антонин совершал на русском языке по собственному чину.
5 июля 1923 года, накануне праздника Владимирской иконы Божией Матери, святитель Иларион на Всенощном бдении совершил великое освящение оскверненного обновленцами собора Сретенского монастыря.
В 1926 году обитель была закрыта и монастырь обратили в приход. В 1928-1930 годы многие монастырские здания были разрушены, в том числе один из самых древних храмов Москвы — церковь Марии Египетской.
На месте монастырского некрополя в 1952 году построили среднюю школу. Школа №1216 на земле Сретенского монастыря существовала до 2010 года. Здание школы стояло на месте захоронения воинов, павших во время Отечественной войны 1812 года. В 2010 году школьное здание передали монастырю и в 2012 году отреставрировали.
В 1994 году при приходе разместили подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Сретенский монастырь получил статус ставропигиального.
В 1999 году начались занятия в Сретенском высшем православном училище, которое в 2000 году преобразовали в Сретенскую духовную семинарию.

Адрес монастыря: Москва, Большая Лубянка, дом 19, стр.1
Подробная информация о Сретенском монастыре — Православие.Ru

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь — одна из старейших православных обителей на территории современной Москвы. За свою многовековую историю он пережил множество войн и переворотов. Видел, как меняются правители и эпохи, его стены слышали усердные молитвы и стоны людей, умирающих за свою Веру.

История обители

Со дня своего основания Сретенская обитель пережила периоды расцвета и упадка. Она была практически уничтожена, но возродилась и расцвела в начале XXI века.

Основание

В 1395 году на Москву двигалось войско грозного Тамерлана. Князь Василий I выдвинулся ему навстречу, повелев перед этим перенести из Владимира в Москву, образ Владимирской Богоматери. 26 августа жители города встретили чудотворный образ в районе Кучкого поля. В честь этого события на этом месте заложили деревянную церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Со временем вокруг храма образовалась мужская монашеская община.

Другие монастыри Москвы:

С началом строительства стен Белого города монастырь был перенесён на современное место расположения. Современные исследователи считают, что его организовали на месте двора князя Андрея Храброго, в котором уже находилась небольшая церковь Марии Египетской.

Монастырь являлся центром московских крестных ходов. В нём останавливались богомольцы, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру. Здесь встречали первого русского царя Ивана Васильевича после покорения Казани.

Интересно! Некоторые исследователи считают, что перенос монастыря связан не только со строительством стен Белого города, но и с желанием укрепить власть Московских князей, поместив на месте двора мятежного князя оплот православной церкви.

Первый расцвет

В Смутное время обитель становится центром народного ополчения. Монахи этой общины первыми встречали в столице молодого царя Михаила Романова. А её настоятель Ефрем по велению нового правителя разделил участь польского плена с митрополитом Филаретом.

Сретенская обитель достигла наивысшего расцвета в начале XVII века. В правление Михаила Фёдоровича на его территории появились настоятельский и келейный корпуса.

В 1697 году возвели здание современного Сретенского собора. Роспись его стен уникальными фресками в древнерусском стиле заказал в начале XVIII века столь ник С. Ф. Грибоедов. В это же время в нём появился придел в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1706 году в церковь преподобной Марии Египетской привезли частицу её мощей.

В середине века расцвет сменился упадком. В конце тридцатых годов восемнадцатого столетия произошёл пожар, уничтоживший часть монастырских строений. После церковной реформы, проведённой Екатериной II, монастырь содержался на собственные средства, на которые можно было содержать всего семь монахов.

Монастырь в XIX веке

В начале XIX века начинается второй расцвет Сретенского монастыря. Во время Отечественной войны 1812 года не прекращались богослужения. На монастырском кладбище похоронили многих погибших в великом сражении. Захватившие Москву французы, разграбили главные монастырские храмы. Но богослужения продолжались в маленькой надвратной церкви святителя Николая Чудотворца. В обители остались четыре монаха, которые молились о спасении России и императора Александра.

После произошедшего в столице пожара и изгнания из неё французских оккупантов в монастыре на улице Сретенка хранились иконы Владимирской и Иверской Богоматери. А также некоторое время в нём располагалась резиденция митрополита Августина.

На заметку! Святая обитель на Сретенской улице к началу XX века была одной из самых известных в столице. При ней были открыты церковно-приходская школа и гостиница. Жители столицы приходили сюда молиться и послушать колокольные звоны.

Советский период

После революционных событий 1917 года Сретенский монастырь становится одним из центров православной церкви. Его настоятелем с 1920 по 1923 годы был архиепископ Иларион — сподвижник патриарха Тихона, который был противником политики, проводимой советской властью. В 1917 году начался захват монастырских помещений большевиками. Через пять лет из обители вывезли иконы и все предметы, представляющие материальную ценность. А настоятеля отправили в ссылку в Архангельскую область. На год монастырь захватили обновленцы.

В июне 1923 года Иларион вернулся из ссылки. 5 июля вновь освятили главный храм обители. В ноябре настоятель был вновь арестован и сослан в лагерь на Соловецких островах. Новым главой монашеской общины стал епископ Борис Рукин — один из участников григорианского раскола. В конце 1925 года братия, несогласная с позицией настоятеля, разошлась.

В 1926 году обитель была закрыта. Соборная церковь действовала в статусе приходской ещё три года. К 30-м годам большинство зданий монастыря и его стены были уничтожены. В оставшихся зданиях расположились учреждения и общежития НКВД, а во дворе проводились расстрелы.

В начале 60-х годов фасад Сретенского собора отреставрировали. Здание передали научно-реставрационному центру имени Грабаря, которое размещалось здесь до начала девяностых годов.

Возрождение обители и современное состояние

В 1991 году Сретенский храм передали Православной церкви. Через два года монастырская территория стала подворьем Псково-Печерской обители. На заседании Священного Синода в 1996 году было решено возродить Сретенский мужской монастырь, присвоив ему статус ставропигии. Наместником назначили игумена Тихона.

С 1995 года начинается активное строительство и благоустройство на монастырской территории. В конце XX-начале XXI века были построены следующие архитектурные объекты:

  • стена и колокольня со стороны улицы Большая Лубянка;
  • поклонный крест, установленный в память о жертвах советской власти;
  • приделы Марии Египетской и Воскресения Христова, пристроенные к Сретенскому собору;
  • храм Новомучеников Российских, освящённый в 2017 году.

В современной обители работают крупное издательство православной литературы и интернет-портал. С 1999 года начались занятия духовной семинарии. Мужской хор монастыря является главным хором Русской православной церкви. С мая 2018 года обитель возглавляет иеромонах Иоанн.

Святыни

На территории Сретенской обители хранятся несколько почитаемых в православном мире святынь.

  1. Почитаемый чудотворный список иконы Владимирской Божьей Матери.
  2. Частица мощей святой Марии Египетской, которые хранятся в одноимённом приделе Сретенского храма.
  3. Точная копия Туринской плащаницы, которая с 1997 года хранится в крипте главного монастырского храма.
  4. Мощи священномученика Илариона (до 2017 года находились в Сретенском соборе, а после освящения храма в честь новомучеников Российских перенесены в новую церковь).
  5. Икона Серафима Саровского с частицей мощей.

Интересно! В соборном храме обители сохранилась рака, в которой до 2017 года хранились мощи святого Илариона. Прихожане храма продолжают прикладываться к ней и получать чудесную помощь.

Расписание богослужений

Попасть на территорию монастыря могут и паломники, и туристы, желающие познакомится с историей и архитектурой древней обители. Богослужения в соборах обители проводятся ежедневно.

В будние дни расписание следующее:

В воскресные и праздничные дни Божественная литургия проводится в 7 и 10 часов утра.

Особенно много верующих людей собираются в монастыре на престольные праздники:

  • Сретение Господне (15 февраля);
  • Марии Египетской (14 апреля);
  • Николая Чудотворца (22 мая и 19 декабря);
  • Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября);
  • Святого Илариона Троицкого (3 ноября).

Как добраться

Сретенский мужской ставропигиальный монастырь расположен на улице Большая Лубянка, 19. Добраться до обители, расположенной практически в центре столицы, проще всего на общественном транспорте.

Метро

Жители столицы и туристы могут воспользоваться метро. Ближе всего к обители располагаются следующие станции метрополитена:

  • Лубянка и Чистые пруды (красная ветка);
  • Тургеневская и Сухаревская (оранжевая ветка);
  • Сретенский бульвар (салатовая ветка).

От станций Сретенский бульвар, Тургеневская или Чистые пруды пешком дойти до Сретенских ворот, повернуть налево на Большую Лубянку. Справа по ходу движения находится Сретенская обитель. Пешая прогулка займёт 10-15 минут.

От станции «Лубянка» необходимо идти по одноимённой улице в сторону Бульварного кольца. Примерно через 10 минут по левую сторону покажутся стены монастыря. Из станции «Сухаревская» следует выйти на улицу Сретенка, повернуть налево и идти по направлению к центру столицы. Пересечь Бульварное кольцо и продолжать двигаться по Большой Лубянской улице до монастыря.

Проезд на автобусе

Ближайшая остановка наземного общественного транспорта называется «Сретенские ворота», на которой останавливаются маршруты М 2 (Рижский вокзал — Фили), М 9 (метро Китай-город — Владыкино), Н 6 (станции метро Китай-город — Осташковская).

Кроме этого, подойдёт любой автобус, следующий мимо близлежащих станций метро.

Совет! От поездки в обитель на личном автомобиле лучше отказаться. Это связано с затруднённым движением на магистралях в центре столицы и возникновением проблем, возникающим при парковке машины.

Сретенский монастырь — тихое, спокойное место в центре современного мегаполиса. Посетить его следует не только, чтобы приложиться к святым мощам, но и для приобщения к духовной русского народа и любования архитектурными шедеврами прошлых лет и современного времени.

Москва. Сретенский монастырь.


Храмы монастыря:

3.Братский корпус (XVII-XVIII вв.)
4. Келейный корпус (бывш.доходный дом Сретенского монастыря ( XIX в.)
5.Монастырская постройка
6.Монастырская постройка
7.Монастырская постройка
8.Настоятельский корпус (середина XIX в.)
9.Поклонный крест
10.Школа № 216 на месте кладбища
11.Въездные ворота
12.Южные ворота
13.Стены ограды

Основан в 1397 году сыном св.Димитрия Донского Василием Димитриевичем на месте встречи (сретения) чудовторной Владимирской иконы Божией Матери, доставленной в Москву из Владимира в связи с угрозой нашествия Тамерлана. По другим данным, место сретения и сам монастырь первоначально размещались в другом месте Москвы — в конце Никольской улицы, но в XVI веке (по-видимому, в связи со строительством китайгородских стен) монастырь был перенесен на нынешнее место, где москвичи также встречали иконы Богоматери и Спаса Вседержителя из Владимира, но уже в 1518 году. В любом случае, на месте монастыря уже стояла одна из древнейших церквей монастыря — храм Марии Египетской. Этот храм известен с 1385 года как деревянный, в 1482 году перестроен в камне. Этот храм, один из древнейших в Москве, вошел в состав монастыря.

Монастырь в 1922 году ненадолго захватили обновленцы. Но уже в 1923 году усилиями свщм. архиепископа Иллариона (Троицкого) Сретенская обитель (первый из монастырей), вновь вернулась под омофор Патриарха Тихона. При этом архиепископ Илларион заново освятил собор по великому чину, показывая тем самым, что обновленчество не имеет отношения к Православию и оскверняет храм подобно ереси.

В 1925 году монастырь закрыт. В 1928-1930 годах были уничтожены храмы монастыря — упоминавшийся храм Марии Египетской, и церковь Николая Чудотворца, а также колокольня, Святые ворота и настоятельский корпус. В монастыре разместили общежитие НКВД; позже, в 1960-х годах — реставрационные мастерские. Было уничтожено монастырское кладбище, на котором были похоронены герои 1812 года.

В 1991 году собор монастыря возобновил службы, сначала как приходской храм, затем с 1993 года — как подворье Успенского Псково-Печерского монастыря. Наконец, в 1995 году возобновлен сам монастырь. В монастыре возведена колокольня, восстановлены некоторые монастырские помещения, возведены два новых корпуса. При входе в монастырь установлен поклонный крест в память о всех жертвах богоборческой власти.

Монастырь имеет два скита: мужской, во имя преп. Серафима Саровского (в Рязанской области) и женский, во имя пророка Илии (в Московской области).

Сретенский монастырь, заштатный, в Москве, на Сретенке. Основан в 1395 году в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери (см. 23 июня и 26 августа). Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679 году. В монастыре хранится часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенные из Константинополя в 1706 году, и замечателен крест резной работы вышиной 10 аршин 14 вершков, шириной 6 аршин. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершается крестный ход из Успенского собора, в память избавления Москвы от нашествия татар.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Существовавшая ранее церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре построена была в 1385 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII ст. фабрикантом А. Милютиным; в 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова.

С 1832 г. богослужение в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени царя Александра I.

Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом № 14.

Московский Сретенский мужской монастырь расположен на улице Большая Лубянка, вблизи бывших Сретенских ворот Белого города. По названию монастыря получила со временем свое наименование соседняя улица Сретенка. Сретенский монастырь был основан в конце XIV в. на месте встречи («сретения» святыни русского православия — Владимирской иконы Божией Матери — при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 г. Основание монастыря связывается с 1397 г. В 1476 г. по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

К XVI в. в монастыре было возведено еще два каменных храма — церковь преподобной Марии Египетской и небольшой храм неизвестного посвящения по улице Большая Лубянка. Именно на эту улицу традиционно был ориентирован ансамбль монастырских строений. С запада к монастырю примыкало обширное огородное место, имевшее выход на проезд у Белого города (будущий Рождественский бульвар). Расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII в. — время правления царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича. В 1679 г. по указу царя Федора в монастыре был выстроен новый каменный собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, сохранившийся до наших дней (вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 1).

В конце XVII — начале XVIII в. также сложился комплекс монастырских построек по Большой Лубянке, в значительной степени разобранный в 1928 г. Он включал святые врата с надвратной колокольней, церковь Николая Чудотворца, в состав которой вошел небольшой объем храма XVI в., а также братские и настоятельские кельи. Последние, в перестроенном виде, сохранились до наших дней (вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 2). Колокольня монастыря, поставленная на переломе Большой Лубянки, замыкала перспективу улицы и являлась важнейшей градостроительной доминантой района.

В XVIII в. монастырь переживал упадок. По реформе 1763 г. он был оставлен «за штатом», то есть перестал получать содержание от казны. Важным источником существования монастыря тогда стала сдача внаем принадлежавших ему земель. В 1750–1790-е г.г. из монастырской территории было выделено северное подворье (совр. вл. улица Большая Лубянка, 21), используемое в доходных целях вплоть до 1917 года. В конце XVIII в., вскоре после разбивки Рождественского бульвара, обращенная к нему часть монастырского огорода также была превращена в наемный (отдаточный) двор (совр. вл. Рождественский бульвар, 18). Внутриквартальная часть бывшей огородной земли стала хозяйственным двором и монастырским садом. На границе между ними и парадной зоной монастыря, обращенной к Большой Лубянке, в первой половине XIX в. были возведены новые каменные кельи (не сохранились до наших дней). Сложившееся в результате этих мероприятий планировочное и функциональное зонирование монастырской территории сохранялось до 1917 г.

В 1876 г. монастырь приобрел еще одно доходное владение — южное подворье (совр. вл. улица Большая Лубянка, 17). В 1876–1877 г.г. в нем был выстроен трехэтажный доходный дом по проекту архитектора И. П. Миронова, включивший небольшие здания второй половины XVIII века(вл. улица Большая Лубянка, 17, стр.1).

В конце XIX — начале XX в. на территории отдаточных монастырских владений были возведены новые каменные здания: монастырская школа (1897–1899 г.г., вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 5), доходные дома по Рождественскому бульвару (1897-1899 и 1912 г.г., вл. Рождественский бульвар, 18, стр. 2 и 3) и по Большой Лубянке (1913 г., архитектор Н. Гондагсазян, вл. улица Большая Лубянка, 21, стр. 1).

Приобретенный в первой половине XIX в. архитектурный облик Сретенский монастырь сохранялся вплоть до своего закрытия в конце 1920-х годов. Именно тогда два из трех имевшихся на обширной территории монастыря храмов были утрачены. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, но усилиями свмч. Илариона (Троицкого) в 1923 г. он был возвращен Православной Церкви и тогда же стал одним из главных центров борьбы с обновленческой церковью. 4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В конце 1925 г. монастырь был закрыт. В 1928 г. при «спрямлении» улицы Лубянки были разобраны расположенные на этой улице монастырские здания: двухэтажный храм свт. Николая Чудотворца с приделами свт. Димитрия Ростовского и всех святых, органично вписывавшийся в общегородской архитектурный ансамбль, святые врата с колокольней, кельи, а также восточная торцевая часть настоятельского корпуса.

Несмотря на то, что храм прп. Марии Египетской с приделом Сретения Господня (наряду с храмом Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи) располагался в глубине монастырской территории, он также был разобран. В оставшихся зданиях обители разместились структуры НКВД. На монастырской территории, к зданиям главного в то время ведомства страны, велись расстрелы. Таким образом, в настоящее время от уникального монастырского ансамбля XVI — начала XVIII в. сохранилось только два здания — собор Владимирской иконы Божией Матери 1679 г. и настоятельский корпус конца XVII в., значительно перестроенный в XIX–XX в.в.

Главный храм обители – Владимирский собор – долгое время использовался как жилой дом (общежитие НКВД), но в 1958–1959 г.г. он был отреставрирован с восстановлением первоначального облика (архитектор-реставратор Г.К. Игнатьев). На месте бывшего монастырского сада и разобранных келий первой половины XIX в. в 1952 г. было выстроено здание школы (совр. вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 3). В нем расположился отдел скульптуры научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря.

Лишь в 1991 г. собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был передан Церкви — в статусе приходского храма. На бывшей монастырской территории тогда по-прежнему располагалась общеобразовательная школа, открытая в 1952 г., остальные здания принадлежали светским организациям и находились в страшном запустении. В 1994 г. в обители возродилась монашеская жизнь. Первое время Сретенский монастырь существовал как подворье Свято-Успенского Псково — Печерского монастыря, но вскоре указом Святейшего Патриарха Алексия II оно было преобразовано в Сретенский мужской ставропигиальный монастырь.

Со времени возрождения Сретенского монастыря прошло чуть более 20 лет. На сегодняшний день в обители воссозданы и заново отстроены настоятельский, келейный, административный и трапезный корпуса. Был значительно расширен монастырский храм — за счет пристройки к нему придела прп. Марии Египетской и продления придела Рождества Иоанна Предтечи. Также удалось осуществить масштабную реставрацию фресок собора. В 2010 г. монастырю было передано здание школы № 1216 (ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3), в котором после капитальной реконструкции расположилась Сретенская духовная семинария. Возвращение обители исторически принадлежавших ей зданий продолжается и в настоящее время. В 2010 г. в обители были построены домовые храмы в честь Святой Живоначальной Троицы в корпусе Наместника и святого праведного Иоанна Кронштадтского при лазарете монастыря.

На территории монастыря в настоящее время расположены семинария, крупнейшее православное издательство, магазин, редакция одного из самых посещаемых интернет — сайтов «Православие.Ru», Патриарший совет по культуре, Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы и многие другие подразделения. Здесь проживают 45 человек братии и более 200 семинаристов.

25 мая 2017 г., в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения нового храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском ставропигиальном монастыре и возглавил Божественную Литургию в новоосвященном храме. На богослужении присутствовал Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского (2010 г.)

Домовый храм при лазарете монастыря в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского освящен малым иерейским чином 31.07.2010 г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

Храм в честь Святой Живоначальной Троицы (2010 г.)

Домовый храм в честь Святой Живоначальной Троицы в корпусе Наместника освящен малым иерейским чином 14.12.2010 г. архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

СРЕ́ТЕНСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 127-128

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СРЕ́ТЕНСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ, муж­ской, в честь Сре­те­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Рас­по­ло­жен в цен­тре Мо­ск­вы. Ос­но­ван в 1397 на мес­те встре­чи (сре­те­ния) Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по мо­лит­вам к ко­то­рой в авг. 1395 Мос­ков­ское кня­жест­во бы­ло чу­дес­но из­бав­ле­но от на­ше­ст­вия Ти­му­ра (Та­мер­ла­на). Вкла­ды в С. м. де­лали мн. рус. пра­ви­те­ли. Здесь в 1613 встре­ча­ли ца­ря Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча . В 1720-х гг. оби­тель обед­не­ла, в 1764 пре­об­ра­зо­ва­на в за­штат­ную (в ней жи­ли 14 мо­на­хов). Во вре­мя вой­ны 1812 мо­на­стырь не по­стра­дал от по­жа­ра. В нач. 20 в. пло­щадь С. м. со­став­ля­ла ок. 2,5 га, в 1907 в нём жи­ли ар­хи­ман­д­рит, 6 ие­ро­мо­на­хов и 4 ие­ро­диа­ко­на. В 1922 из оби­те­ли изъ­я­ли 7 пу­дов цер­ков­ных цен­но­стей, на год его за­хва­ти­ли по­сле­до­ва­те­ли об­нов­лен­че­ст­ва . В 1923 в С. м. слу­жил еп. Ила­ри­он (Тро­иц­кий) . В 1928 С. м. пре­об­ра­зо­ван в при­ход и вско­ре за­крыт. Ком­плекс ото­шёл в ве­дение ор­га­нов гос­безо­пас­но­сти, в 1920–30-х гг. здесь про­во­ди­лись рас­стре­лы. В 1930-х гг. боль­шин­ст­во по­стро­ек раз­ру­ше­ны, в со­бо­ре уст­рое­но об­ще­жи­тие для со­труд­ни­ков НКВД (в 1958–62 рес­тав­ри­ро­ван, пе­ре­дан Все­со­юз­но­му ху­дож. на­уч­но-рес­тав­ра­ци­он­но­му цен­тру им. И. Э. Гра­ба­ря). Пе­ре­дан РПЦ в 1991, в 1994 при С. м. от­кры­то под­во­рье Пско­во-Пе­чер­ско­го мон., в 1995 оби­тель по­лу­чи­ла ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го мо­на­сты­ря. При С. м. от­кры­то из­да­тель­ст­во (с 1994), Ду­хов­ная се­ми­на­рия (с 1999 пас­тыр­ские кур­сы, с 2001 Ду­хов­ное учи­ли­ще, с 2002 се­ми­на­рия). Дей­ст­ву­ет скит прп. Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го в с. Крас­ное Ми­хай­лов­ско­го р-на Ря­зан­ской обл., хор С. м. – с 2005.

    Сретенский монастырь на лубянке

    Сретенский монастырь — древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского — с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники.

    Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. Полчища Тамерлана дошли до Дона. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их.

    Чтобы понять, какая угроза нависла над Русью, вспомним, кем был хан Тамерлан, или как его еще называли — Железный Хромец. Он снискал себе славу непобедимого полководца, совершив завоевательные походы в Индию, Персию и Закавказье.

    Мусульманские полчища были смертельной угрозой всему христианскому миру. Незадолго до описываемых событий, в 1371 году, произошла битва на реке Марице, в которой османская конница полностью уничтожила войска правителей Македонии. В 1389 году в страшной битве на Косовом поле мусульманские войска разгромили сербов. Возглавлял битву сын султана Мурада — Баязид Йилдырым. Тот же султан Баязид в битве при Никополе (на Дунае) полностью разгромил войско крестоносцев, состоявшее из отборных французских, немецких, венгерских рыцарей во главе с императором Священной Римской империи Сигизмундом. Почти все рыцари пали в бою, а император Сигизмунд спасся бегством.

    Но Тимур-Тамерлан был особым завоевателем даже среди этих восточных деспотов.

    В 1391 году он разбил близ Волги хана Золотой Орды Тахтамыша, а в 1395 на реке Терек окончательно уничтожил его войска. Впоследствии, в 1402 году, он наголову сокрушил султана Баязида Йилдырыма, того самого, который разбил сербов и крестоносцев. По преданию, Тимур возил плененного султана Баязида в клетке и с этой клеткой садился на боевого коня.

    С такой поистине смертельной ратью, возглавляемой прославленным полководцем, теперь предстояло встретиться немногочисленным русским войскам. Только несколько лет прошло со времени Куликовской битвы, победа в которой была невелика по масштабам, но имела важнейшее значение для становления земли Русской. Еще народ не успел оправиться от тяжелейших потерь недавней войны. Москва как центр единения Русских земель, как центр Православия подвергалась ужасной угрозе. Стоял вопрос погибели не только Москвы, но и всей Руси.

    Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию», — пишет Н.М.Карамзин. С огромным войском хан подошел к границе Московского княжества на реке Оке, а великий князь Василий Дмитриевич спешно вышел навстречу врагу в Коломну. По всей земле Московской служились молебны об избавлении от нашествия. Сознавая превосходство силы врага, благочестивый князь Василий Дмитриевич искал Вышней помощи и перед битвой горячо молился с христолюбивым воинством своим об избавлении от страшной угрозы.

    Митрополит Киприан, который был тогда первосвятителем Московским, безвыходно находился в храме и вместе со всем народом молился Богу и Пресвятой Богородице, призывая на помощь великих угодников Божиих, митрополитов Петра, Алексия и Сергия Радонежского. Великий князь Василий Дмитриевич повелел, чтобы наступивший Успенский пост во всем княжестве был посвящен усердному покаянию. Повелел он, чтобы великая икона — заступница земли Русской, Владимирская — была принесена из Владимира в Москву.

    Отправлено было во Владимир духовенство московского Успенского собора. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве.

    Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, с усердием молилися: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» 26 августа (8 сентября по новому стилю) произошла встреча иконы: крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, неподалеку от Кремля принял чудотворный образ из рук владимирского духовенства. Владимирская икона была торжественно перенесена в кремлевский Успенский собор.

    В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг, как повествуют русские и татарские летописи, он увидел во сне гору великую, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела она Тамерлану оставить пределы Руси.

    Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена — это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом непобедимый хан на следующий день бежал из Русской Земли. До сих пор историки теряются в догадках относительно причин этого бегства. Но православные восприняли и воспринимают это событие с верой и благодарностью Божией Матери, усердной Заступнице рода христианского.

    В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора (это был главный праздник Москвы, исторический праздник города), а во время Отечественной войны 1812 года образ находился в обители постоянно.

    Со Сретенским монастырем связаны имена многих деятелей русской истории. Так, Иван Грозный, возвращаясь после взятия Казани, посетил Сретенскую обитель и одарил ее щедрыми пожертвованиями. Последующие русские цари также были богомольцами, вкладчиками и строителями монастыря. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители.

    Мученики за веру:
    Архиепископ священномученик Иларион (Троицкий)
    Архиепископ Гурий (Степанов)
    Протоиерей Николай Лавров

    До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. Однако в советское время на месте священного для каждого русского человека погоста была возведена школа, и, как ни странно, с углубленным изучением именно французского языка.

    В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви. Однако история имеет странное свойство повторяться, и приходской храм бывшего Сретенского монастыря на несколько лет оказался в руках новых обновленцев, которые ратовали за кардинальную ломку церковной жизни. В 1994 году вышел Указ Святейшего Патриарха об основании здесь подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Тогда обновленцы начали открытое противостояние церковной власти, и в ход пошли излюбленные их предшественниками орудия: оголтелая кампания в прессе, клевета, подтасовки, давление через гражданские инстанции. Первую службу в праздник Сретения Господня монахи Псково-Печерского монастыря провели на морозе, поскольку двери были заперты обновленцами. И все же история повторилась до конца: церковные большевики были изгнаны, собор — переосвящен великим чином, монашеская жизнь начала возрождаться. В 1995 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого назначен игумен Тихон (Шевкунов).

    Ныне Сретенский монастырь является одним из важных религиозных центров не только столицы, но и всей России. Монастырь насчитывает 40 насельников; ежедневно в соборе совершается Божественная служба.

    Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. Ежегодно в издательстве выходит более ста наименований книг.

    Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра. Не в последнюю очередь этому способствуют окружающие обитель новые белокаменные стены, которые прекрасно вписались в облик Первопрестольной. Практически завершено восстановление собора в честь Владимирской иконы Богоматери; в его иноностасе, написанном по древнему канону, можно увидеть настоящие шедевры современной иконописи: например, образ «Снятие пятой печати» или современный список чудотворной Владимирской иконы. Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого), перенесенные из Санкт-Петербурга в мае 1999 года.

    Несколько раз в году служба совершается в заново отстроенном приделе Рождества Иоанна Предтечи; здесь же совершается ежедневное иноческое правило. Возведена колокольня, восстановлено старейшее монастырское помещение — трапезная XVII века. Возведены два новых пятиэтажных корпуса, где разместилась братия обители.

    В 1997 году монастырь отметил свое 600-летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Государственной Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу тогда, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек.

    В том же 1997 году в Сретенском монастыре был создан Московский центр по изучению Туринской Плащаницы.

    Осенью 1999 года начались занятия в Сретенском высшем православном училище. Преподавание ведется по двум специальностям: «Православное богословие» и «Апологетика». Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской Духовной академии, Российской академии наук, Московского государственного университета, столичное духовенство.

    Главной отличительной особенностью этого православного вуза по сравнению с образованными ранее (Свято-Тихоновским институтом, Российским православным университетом и др.) является участие студентов в жизни монашеской общины. Во время учебы они живут в монастыре, участвуют в богослужениях, выполняют послушания. С другой стороны, перед студентами ставятся вполне конкретные цели, связанные с некоторыми книжными проектами Сретенского монастыря — крупнейшего издателя православной литературы. Наконец, первостепенной задачей нового вуза является подготовка образованного духовенства, которое сможет свободно ориентироваться не только в богословской, но и в современной научной и культурной проблематике.

    У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное. Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с кельями, домовой церковью, огородами и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря.

    Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Шесть насельниц ежедневно вычитывают уставные службы в домовой церкви, следят за монастырским хозяйством, а также ведут издательскую работу.

    Сретенский монастырь на лубянке

    Описание Сретенского монастыря в г. Москва

    Сретенский монастырь в Москве — православный мужской монастырь, находящийся в центре современной Москвы, на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). До 1918 года монастырь имел статус заштатного.

    Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена.

    В память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы.

    Первоначальные постройки монастыря давно исчезли. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича; южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году.
    Снесённая колокольня монастыря

    4 декабря 1925 в монастыре Сергей Извеков (впоследствии Патриарх Пимен) был пострижен в рясофор с именем Платон.

    В конце 1925 года обитель была полностью закрыта. В 1928-1930 годах многие храмы и сооружения монастыря — церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, святые ворота с колокольней и братские корпуса — бы­ли разрушены. На территории разместились учреждения НКВД.

    Вплоть до начала 1990-х в Сретенском соборе находился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря.

    В январе 1991 года сохранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращён Русской Православ­ной Церкви, здесь был создан один из приходов братства «Сретение» во главе со священником Георгием Кочетковым.

    В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря. Перевод братства сопровождался эксцессами: в его выдворении из храма участвовали казаки, которые оцепили собор и не пускали туда прихожан.

    В июле 1996 года решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов). Последний часто фигурировал в прессе 2000-х как «духовник Путина».

    В память о всех жертвах «богоборческой» власти при вхо­де в монастырь в сентябре 1995 года был установлен поклонный крест, освящённый Патриархом Алексием II.

    Монастырь начал интенсивно восстанавливаться и строиться после 1994 года в значительной мере, по сообщениям СМИ, за счёт средств С. Пугачёва, имеющего репутацию близкого к Кремлю предпринимателя. Монастырь находился в конфликтных отношениях с некоторыми арендаторами соседних помещений.

    9 — 10 мая 1999 года в монастырском соборе состоялось прославление священномученика Илариона, епископа Верейского († 1929), бывшего настоятелем монастыря в 1923 году.

    С осени 1999 года начались занятия в Сретенском высшем пра­вославном монастырском училище. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года училищу был присвоен статус Духовной семинарии, а 26 декабря 2002 года Священный Синод переименовал училище в Сретенскую Духовную семинарию.

    В 2000 году в Сретенском монастыре создан интернет-портал Православие.Ru, на протяжении многих лет сохраняющий позицию наиболее посещаемого православного веб-сайта.

    Паломнические поездки к Сретенскому монастырю в г. Москва

    Интересный факт

    Послушником Сретенского монастыря в 1925-1927 годы был будущий патриарх Пимен (1971-1990).

    «Семинаристы не обязательно монахи. Они и в город ходят с девчонками гулять, в кино», – рассказал отец Афанасий. Случается, что, еще учась в семинарии, молодые люди решают посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Однако чаще всего решение – становиться монахом или жениться – молодые люди принимают по окончании семинарии. «Немногие семинаристы приходят к монашеству», – отмечает отец Афанасий, ставший монахом в 19 лет. «Семья хорошо отнеслась, – добавляет он, рассказывая о своем опыте. – Сложнее всего им называть меня новым именем».

    По словам священнослужителя, лишь половина семинаристов – из воцерковленных семей. «Бог приводит к себе людей самыми разными путями», — отмечает монах.

    «Несвятые святые»

    Основной доход обители приносит издательская деятельность. «Издательство работает с момента возрождения монастырской жизни, с 1994 года. Издаем до 200 наименований в год. Чтобы содержать 50 человек монахов, 200 человек семинаристов, нужны средства. Издательство обеспечивает эти потребности», – рассказывает отец Афанасий.

    В книжном магазине при монастыре даже в середине буднего дня немало покупателей. Прихожане также проводят время за чтением книг в литературном кафе «Несвятые святые». Именно такое название носит ставший бестселлером сборник рассказов наместника Сретенского монастыря епископа Тихона (Шевкунова).

    Литературное кафе «Несвятые святые»

    Продуктовая лавка при монастыре

    Книжный магазин при монастыре

    Книжный магазин при монастыре

    ‘, ‘bgPos’ : ‘center center’>, ]»>

    Главный хор

    Рассказывая о Сретенском монастыре, нельзя обойти вниманием его хор – один из самых известных в Русской православной церкви. Коллектив гастролирует с концертами по всему миру. В семинарии можно увидеть карту выступлений, которая охватывает почти все континенты. В составе хора – исключительно профессионалы. Помимо главного хора, есть также семинарский и так называемый народный – из всех желающих. Некоторым прихожанам семинарский хор нравится даже больше профессионального, потому что «поет поспокойнее, быть может, более молитвенно».

    «Народный» хор Сретенского монастыря

    Туринская плащаница

    Негатив Туринской плащаницы

    Можно выделить три святыни, хранимые в древней обители. Первая – мощи святого Илариона, архиепископа Верейского, известного непоколебимой верой и ораторским талантом. В 1923 году он был настоятелем Сретенского монастыря, но вскоре был приговорен к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.

    Вторая – частица мощей преподобной Марии Египетской. Снесенный большевиками храм на территории монастыря в честь этой святой был одним из древнейших в Москве. Изъятый тогда серебряный ковчег с мощами до сих пор хранится в Государственном Историческом музее.

    И третья – это, конечно, копия Туринской плащаницы. Христиане верят, что для погребения тело Иисуса Христа было завернуто в ткань, на которой «отпечатался» лик Спасителя. По этому изображению воссоздан облик Иисуса Христа, хорошо известный по произведениям культуры и искусства. Ткань эта хранится в католическом соборе в итальянском городе Турине и широко известна как Туринская плащаница. Всего в мире насчитывается пять ее копий, одна из которых с 1997 года хранится в крипте собора Сретенского монастыря. Доступ к святыне имеет любой желающий.

    Крипта – особое место монастыря. Она сделана по образу первых пещерных христианских храмов. В небольшом уходящем под землю помещении, освещенном лишь несколькими лампадами, братия проводит ночные богослужения. «Это очень объединяет, дает духовную силу, – делится отец Афанасий. – Все святые молились по ночам. И так как и мы хотим стать святыми, то должны молиться по ночам».

    Помимо копии Туринской плащаницы, в крипте можно увидеть ее негатив. Перед верующими предстает Иисус Христос в первые мгновения после погребения: израненный, со следами тернового венца на голове.

    Копия Туринской плащаницы, хранящаяся в Сретенском монастыре

    «Часто люди ходят в храм, но не очень себе представляют церковную жизнь. Большинство называют себя православными, и это само по себе очень хорошо, но людей, которые стремятся действительно к духовной жизни, не очень много. И вот одной из наших целей является именно служение этому делу, приводить людей к Богу», – заключает отец Афанасий.

    Сретенский монастырь (Москва)


    Собор Сретенского монастыря
    Страна Россия
    Город Москва
    Конфессия Православие
    Епархия Московский патриархат
    Тип Мужской
    Наместник епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
    Статус Объект культурного наследия РФ № 7710399000 № 7710399000
    Сайт Официальный сайт

    Координаты: 55°45′56″ с. ш. 37°37′49″ в. д.  /  55.76556° с. ш. 37.63028° в. д.  / 55.76556; 37.63028 (G) (O) (Я)

    Сре́тенский монасты́рь — православный мужской монастырь, находящийся в центре современной Москвы, на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). До 1918 года имел статус заштатного; ныне ставропигиальный.

    Содержание

    История [ править ]

    Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена [1] .

    В память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы [2] .

    Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича; южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году. Государь Федор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной Грушецкой, поставили в иконостас собора Сретенского монастыря в 1680 году образы святых покровителей царской семьи. На одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии [3] .

    В 1922 году из монастыря изъяли церковные ценности, в том числе напрестольные кресты, драгоценные оклады Евангелий и икон, серебряные ковчеги с мощами Марии Египетской и Михаила Тверского. В том же 1922 году монастырь стал обновленческим (официально признанной тогда православной церковной организации); здесь начал служить епископ Антонин (Грановский) [4] . Однако уже в июле 1923 года монастырь перешёл в патриаршую (тихоновскую) юрисдикцию. [5]

    4 декабря 1925 года в монастыре Сергей Извеков (впоследствии Патриарх Пимен) был пострижен в рясофор с именем Платон. В 1926 году обитель была закрыта. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским; из остатков братии был организован совет общины. Священник собора Иван Хлыстов в 1929 году был арестован и помещён на три года в концлагерь, за предсказание скорого конца советской власти [4] .

    В 1927—1930 годах большинство зданий монастыря было разрушено — как говорилось в газетах и официальных документах, «для расширения уличного движения» [6] . В числе прочих сооружений был снесен храм прп. Марии Египетской — один из древнейших в Москве. Иконы и утварь, по каким- либо причинам не изъятые из монастыря ранее, теперь «расформировали» по разным музеям и культурным учреждениям. Так, знаменитая икона начала XVIII века «Воздвижение креста» оказалась в Антирелигиозном музее искусств в «бывшем Донском монастыре». Спустя несколько лет икона поступила в собрание Третьяковской галереи, где и находится по сей день. В уцелевших монастырских постройках разместилось общежитие офицеров НКВД. На территории, ранее принадлежавшей монастырю, проводились расстрелы [2] [7] . В безымянных могилах хоронили тела жертв. В память о них в 1995 году при входе в монастырь установили поклонный крест, освящённый Святейшим Патриархом Алексием [2] .

    До революции на территории монастыря также находилось и кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. В советское время на месте монастырского погоста было построено здание средней школы.

    Вплоть до начала 1990-х в Сретенском соборе находился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря.

    Новейшая история и современная жизнь обители [ править ]

    В январе 1991 года сохранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано в пользование Русской Православ­ной Церкви; здесь был создан один из приходов братства «Сретение» во главе со священником Георгием Кочетковым.

    В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря. Перевод братства сопровождался эксцессами: в его выдворении из храма участвовали казаки, которые оцепили собор и не пускали туда прихожан.

    В июле 1996 года решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен (ныне епископ Егорьевский) Тихон (Шевкунов). Последний часто фигурировал в прессе как «духовник Путина» [8] [9] [10] [11] .

    В память о всех жертвах богоборческой власти при вхо­де в монастырь в сентябре 1995 года был установлен поклонный крест, освящённый Патриархом Алексием II.

    Монастырь начал интенсивно развиваться и строиться после 1994 года в значительной мере, по сообщениям СМИ [12] [13] , за счёт средств С. Пугачёва, имевшего репутацию близкого к Кремлю предпринимателя [14] . Монастырь находился в конфликтных отношениях с некоторыми арендаторами соседних помещений [15] [16] [17] . В 1995 году вдоль Большой Лубянки построили новую ограду и колокольню в духе архитектуры XVII века; эти постройки не воспроизводят оригинальных форм монастырских построек [6] .

    9 — 10 мая 1999 года в монастырском соборе состоялось прославление священномученика Илариона, епископа Верейского († 1929), бывшего настоятелем монастыря в 1923 году.

    С осени 1999 года начались занятия в Сретенском высшем пра­вославном монастырском училище. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года училищу был присвоен статус Духовной семинарии [18] , а 26 декабря 2002 года Священный Синод переименовал училище в Сретенскую Духовную семинарию [19] .

    В монастыре находится одно из крупнейших издательств Русской Православной Церкви. В 2000 году в Сретенском монастыре создан интернет-портал Православие.Ru, на протяжении многих лет сохраняющий позицию наиболее посещаемого православного веб-сайта.

    Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поёт на праздничных богослужениях, ведёт концертную деятельность в России и за рубежом [20] .

    Здания монастыря [ править ]

    Соборный храм [ править ]

    Пятиглавый соборный храм монастыря (единственный уцелевший в XX веке) построен в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича. Стиль собора — московско-ярославский, с характерными чертами церковного зодчества эпохи патриарха Никона. Храм имеет квадратную форму, трехнефный, с трехчастной апсидой, двухстолпный. Снаружи верхняя часть каждой стены храма украшена тремя арками, в просветах центральных арок — большие иконы. Собор увенчан пятью куполами, барабан центрального купола световой, остальные имеют декоративные окна. К храму примыкают два придела и галерея со звонницей. Южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году; северный придел преподобной Марии Египетской устроен в 2000 году и освящён в 2008 году. Современный иконостас собора — пятиярусный (содержит местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий ряды), тябловый — создан в 1995 году, к 600-летию перенесения Владимирской иконы из Владимира в Москву. [21] в стиле XV—XVI веков.

    В 2008 году к собору была пристроена галерея со звонницей. Также освящено 2 престола — в северной части в честь Марии Египетской, а в крипте собора придел Ангела.

    В нижнем этаже собора устроена крипта с приделом Воскресения Христова (по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме; освящен в 2008 году). Убранство крипты напоминает о древнехристианских катакомбных храмах.

    Другие здания [ править ]

    До 2010 года на территории Сретенского монастыря располагалась школа № 1216 с углубленным изучением французского языка [11] . Начиная с 2004 года, РПЦ добивалась выселения учебного заведения под тем предлогом, что здание школы находилось на месте погоста, где были похоронены воины, павшие во время Отечественной войны 1812 года [22] . В 2010 году здание школы было передано монастырю; в 2012 году отреставрировано [11] .

    В 2008–2012 году монастырю были переданы помещения по Рождественскому бульвару, которые ранее занимали различные организации, в том числе Всероссийское музыкальное общество [11] [23] и гостиница [24] .

    Строительство нового храма [ править ]

    На территории монастыря планируется возведение «храма на крови» в честь новомучеников и исповедников Российских: весной 2011 года Патриарх Кирилл высказался за увековечение на территории монастыря памяти погибших за веру в годы гонений на Церковь [25] . Проходивший в октябре-декабре 2012 года открытый конкурс, на который было представлено 48 проектов, выиграла мастерская Дмитрия Смирнова [26] [27] . Освящение храма запланировано на 2017 год. Эскизный проект Д. Смирнова и Ю. Купера, согласно которому новое здание будет превосходить по высоте существующий храм монастыря примерно на 10 метров, а его площадь составит более 10 тыс. кв. м. был утверждён в декабре 2012 года [11] . Согласно проектной документации, основная площадь строения будет отведена под музей и различные служебные и технические помещения (казначейство, экономический отдел, переговорная, архив и склад антиалкогольной продукции, швейный цех и другие), а площадь собственно площадь храма будет занимать всего около 5 % нового здания; в подземном пространстве разместится парковка на 90 автомобилей [28] [29] [30] . Архимандрит Тихон утверждает, что как минимум 50 % строящихся площадей будут использованы под верхний и нижний храмы и его службы, ризницы, а также лестницы, эвакуационные пути и коридоры [31] [32] .

    Осенью 2013 года планы осуществления проекта вызвали критику со стороны защитников исторического наследия, представителей архитектурного сообщества [11] [26] [28] [33] и некоторых местных жителей [34] . Против сноса застройки и строительства нового храма выступили представители Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которые называют проект «аляповатым новоделом», считают, что строительство нарушает «принципы сохранения исторического наследия и уважения к духовной и материальной культуре России»; они также указывают, что при новом строительстве пострадает и ценный археологический пласт, сохранившийся с XIV века [11] [35] [36] . Движение «Архнадзор» обращает внимание, что возведение здесь новых зданий прямо противоречит законодательству, так как в 2010 году территория монастыря была признана охранной зоной объекта культурного наследия. Градозащитник Константин Михайлов отмечал, что 40-метровое здание станет новой высотной доминантой района и разрушит исторический облик Рождественского бульвара [34] .

    С целью изменения границ охранной зоны памятника глава Москомнаследия Александр Кибовский обратился с соответствующим письмом к министру культуры Владимиру Мединскому. В ноябре 2013 года комиссия Москомнаследия одобрила снос шести монастырских строений для освобождения места под строительство [34] [37] . В том же месяце пять градозащитных и архитектурных организаций направили совместное обращение президенту России Владимиру Путину и Патриарху Кириллу с просьбой не допустить сноса исторических построек и провести полноценное общественное и экспертное обсуждение проекта нового строительства на территории монастыря [38] . 19 декабря исторические постройки были снесены [39] .

    Святыни монастыря [ править ]

    В крипте собора находится точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), освященная Патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя.

    Ссылка на основную публикацию