Спасо вифанский монастырь сергиев посад

Спасо-Вифанский монастырь Скит ставропигиального мужского монастыря

В конце XVIII – XIX вв. в живописной лесистой местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан ряд монашеских общежитий подчиненных Троице-Сергиевой лавре и предназначенных для любителей молитвенного уединения, недостижимого в переполненной богомольцами Лавре. Первым стал мужской Спасо-Вифанский монастырь, немногие сохранившиеся здания которого составляют в наши дни центральную часть поселка Птицеград. Лишь внимательный глаз заметит некую согласованность в расположении этих осколков архитектурного комплекса широко известной некогда Подмосковной Вифании.

Подобно Троице-Сергиевой лавре, начавшейся с крохотной пустыни Радонежского отшельника Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь так же начался как пустынь, основанная архиепископом Московским Платоном Левшиным (1737 – 1812), настоятелем Троице-Сергиевой лавры, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры».

Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний, с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны. Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалеку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на саму Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х годах насыпь железной дороги.

Построенная в 1783 – 1787 гг. по замыслу архимандрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М. Одоевцева, Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника вытянутого с востока на запад. На главной оси, роль которой играл прямой как стрела проспект от Святых врат к воротам хозяйственным, располагались: здание самих Свя­тых врат с колокольней над ними и Спасо-Преображенский собор. К Святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса; два других располагались по сторонам собора: с юга покои архимандрита Платона с домовой церковью во имя Святого Духа, с севера – гостиные кельи. Все жилые корпуса имели каменный нижний и деревян­ный верхний этажи. Вместе с собором они группировались в западной половине пустыни, тогда как в ее северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной – конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяженностью 100 сажен с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид получила она в 1787 г., когда завершилось строительство. В этом же году, в присутствии императрицы Екатерины II, архимандрит Платон был возведен в сан митрополита.

Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его «овальной фигуре», храмы подобного вида были тогда не в новинку, а в необычном двухъярусном алтаре. Обращенная к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392 – 1585 гг. покоились мощи Преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 г. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой куполь­ной сени.

Не все современники оценили замысел владыки Платона относительно вида алтаря Вифанского собора, полагая, что «звериные чучелки, рассованные во мху» не идут храму Божию. Впрочем, это никак не умаляло огромный авторитет главы Московской епархии. Высокопреосвященный Платон был знаменит как выдающийся богослов, историк Церкви, яркий проповедник, талантливый администратор. Он сочинил около 500 слов и поучений. Его проповедь в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга по случаю победы русского флота под Чесмой по распоряжению Екатерины II была переведена на ряд европейских языков. Он был автором «Краткой церковной российской истории», ставшей первым пособием в духовных учебных заведениях.

В 1792 году, в возрасте 55 лет, митрополит Платон подал прошение Екатерине II об увольнении его от епархии. Императрица изъявила сожаление и, сохранив за ним Московскую митрополичью кафедру, позволила жить в Лавре, «сколько разсудит». С тех пор митрополит Платон поселился в своей Вифанской пустыне, лишь изредка наведываясь в Москву.

Важнейшим событием в истории Платоновской Вифании стало посещение ее императором Павлом. 23 Апреля 1797 г. император после своего коронования в Москве посетил Троицкую Лавру и изъявил желание посетить на другой день Вифанию и там обедать. Не сделав предварительных приготовлений к приему высокого гостя, митрополит Платон представил, что «в Вифании покои малы и приуготовления никакого для стола там не сделано». Но император сказал на это: «хотя в уголку, но там будет обедать».

Отслушав молебен и литургию в Троицком Соборе, император Павел поехал в Вифанию, и встречен был в воротах Митрополитом. Дальнейшее передадим словами самого митрополита Платона с незначительными сокращениями: «Государь был в большой церкви и изволил хвалить, потом в домовой, которая ему еще больше понравилась, и хотел у себя такую сделать. Потом и покои (келлии Митрополита) изволил похвалять и говорил: вот как тесны у тебя покои: на что более? Потом пошли к столу. Государь был весел и весь стол проговорил с митрополитом, а между тем семинаристы троицкие разные читали разговоры из Географии, из Истории, из Философии и прочего, что Государю весьма было угодно, и семинаристов целовал. После стола скоро изволил отправиться в Лавру, и оттоле в Москву. Чрез пять дней Статс-Секретарь Трощинский неожиданно объявил в Москве Митрополиту волю Государя возвести Вифанию на степень второклассного монастыря и учредить при нем духовную семинарию. 1-го Мая состоялся указ о сем Государя».

Указом Павла I Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Указ предписывал учредить при монастыре Духовную семинарию, которая и была открыта в специально построенном для нее здании 6-го августа 1800 г., в день Преображения Господня, в храмовой праздник Спасо-Вифанского монастыря.

В Спасо-Вифанской Духовной семинарии, детище митрополита Платона проявились его педагогические таланты. Митрополит Платон много времени уделял быту и воспитанию семинаристов, большинство которых происходило из небогатых семей сельских священников Московской и Владимирской губерний. По воспоминаниям бывших семинаристов он был, «как истинный отец среди любимых детей».

Вот отрывок из составленного митрополитом наставления о трапезе семинарской. «Хлеба давать семинаристам за обед и ужин, сколько съесть могут. Кушанье семинаристам иметь щи да кашу: в мясные дни будничные с мясом, полагая на всех в день по пуду, а в воскресные полтора пуда, а в дванадесятые по два пуда: иногда свежее мясо, иногда солонину, смотря по времени. А в постные дни давать щи с снятками, а в воскресные и праздничные дни с рыбою соленою, полагая по 30 фунтов на всех в день, выключая весь великий пост; а кашу с маслом коровьим и постным, смотря по дням; а сколько масла употреблять, в том поступать против Троицких семинаристов. В праздничные и торжественные дни готовить пшеничные пироги с капустою, или с морковью, или с крупою, или с грибами, смотря по времени. Надлежит пищу переменять. Смотреть, чтобы при трапезе была чистота и опрятность».

Образовательный курс в Спасо-Вифанской семинарии разделялся на три отделения: грамматико-риторическое, философское и богословское. Известны, что митрополит поощрял глубокое толкование библии, «разумную критику» церковной истории, чтение латинских и российских поэтов и упражнения в поэтическом творчестве. Научное классическое образование дополнялось религиозно-эстетическим. Декламация, партесное пение, музыка, драматические мистерии, гимнастические игры находили в его школе широкое применение, разнообразили, одухотворяли и облагораживали учеб­ную жизнь воспитанников.

Одухотворенная творческая атмосфера Платоновской семинарии нашла выражение в переименовании окрестностей. Именно при митрополите Платоне окрестности Вифании, подобно самому монастырю, получили классические названия древности. Здесь были своя гора Парнас и Темпейская долина; речка Кончура выше Вифанского пруда называлась Евфрат, а ниже пруда – Тигр.

Глубокой осенью 1812 г., вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. При известии об оставлении французами Москвы он произнес: «Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно». Отметим, что в то время, когда войска Наполеона заняли столицу, а отдельные вражеские отряды появлялись в 7 – 10 верстах от Лавры, когда власти Сергиева Посада покинули город, бросив население на произвол судьбы, престарелый и больной митрополит Платон не покинул своей Вифании и Лавры. Единственной же властью в городе, в окрестностях которого появлялись отряды французов, несколько месяцев оставался подчиненный митрополиту Собор Троице-Сергиевой обители.

В ноябре 1812 г. тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита Платона и его покои, превращенные в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев. Не даром митрополит Филарет Дроздов, размышляя о возможности своего будущего погребения в Гефсиманском скиту, от­мечал, что Святитель Платон, почив в Вифании, «утвердил ее».

То, что Платоновская Вифания «утвердилась», доказало время. В XIX в. значительно расширилась Духовная семинария, известная высоким уровнем образования, который обеспечивали профессора и преподаватели соседней Московской Духовной академии, открытой в стенах Лавры в 1814 г. Вырос и сам Спасо-Вифанский монастырь: появились новые братские корпуса, здания для паломников, ограда и Святые врата.

В 1860 – 1866 гг., в юго-восточном углу монастыря вплотную к восточному фасаду покоев митрополита Платона по благословению митрополита Московского Филарета Дроздова была построена большая пятиглавая церковь Сошествия Святого Духа. Церковь имела пять престолов: три в нижнем и два в верхнем этаже. Средний престол нижнего этажа был посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. Нельзя не отметить, что день празднования названной чудотворной иконы, 26 июня, практически совпадал с днем рождения митрополита Платона (29 июня), а также с днем пострижения в монашество настоятеля Спасо-Вифанского монастыря в 20-х – 70-х годах XIX в. и фактического строителя церкви архимандрита Антония Медведева (27 июня).

Новые здания значительно расширили территорию монастыря и нарушили первоначальную ясность и стройность его архитектурного ансамбля. Но эти изменения не затронули ядра Вифании: Преображенского собора с его затейливой Фаворской горой и могилой митрополита Платона, и покоев самого владыки, простота архитектуры и убранства которых совершенно не соответствовали тому придворному кругу Петербурга и Москвы, в котором многие годы вращался Платон, как церковный иерарх, но отвечали стремлению митрополита Платона к простоте жития и молитвенному уединению. Ради этого, собственно, и была построена Подмосковная Вифания.

До неузнаваемости изменили облик, нарушили спокойную жизнь Вифании события, последовавшие за октябрем 1917 г. Вот краткая выдержка из заметок известного историка Ю.В. Готье; в 1919 г., спасаясь от голода, он перебрался из Москвы в г. Сергиев: «13/26 октября. Утром ездил смотреть Вифанскую библиотеку… Видел разрушенную церковь Вифанской семинарии – большая и грязная зала и в ней солея, которая служит или может служить эстрадой».

История последних лет Вифании подробно исследована в историко-архивном очерке диакона С. Голубцова. В 1925 г. Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 г. статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом имени Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона – филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928 – 1929 гг. В 1930 – 1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом.

По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и поселка Птицеград при нем, часть зданий бывшей Вифании разобрали из-за ветхости или ради крепкого старинного кирпича: так в 50-х годах прошлого века, например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со Святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли всякие следы братского кладбища. Лишился своих глав Собор Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря выросли жилые пятиэтажки. О процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря, да обгорелый остов «нового» семинарского корпуса XIX в. (здание «старой» платоновской семинарии стоит во дворе этого корпуса и незаметно с дороги).

Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

Обитель, находящаяся в нескольких километрах от Сергиевой лавры, напоминает богомольцам о чудесном воскресении Лазаря после молитв Христа. Основан монастырский комплекс в конце XVIII столетия, изначально являлся небольшой пустынью преподобного отшельника Платона, носившего сан архиепископа. Святитель создал обитель в честь двух великих новозаветных сюжетов, а также ради своей спокойной старости и для того, чтобы тела усопших монахов находили здесь вечный покой у престола Господа.

История основания монастыря

В 1783 г. преподобный архиепископ Платон издал распоряжение о строительства церковного некрополя с небольшими кельями и деревянным ограждением. Вифанскую пустынь возводили на протяжении четырех лет, авторами проекта были зодчие В. Яковлев и Н. Одоевцев. Новоявленный скит находился на возвышении между речкой под названием Торгоша с востока и крупным лаврским прудом с запада.

Монастырский комплекс скрывался из вида проезжающих за счет густого березового леса. Троицкая обитель легко просматривалась со стороны Вифанского пруда.

  • Архиепископ Платон лично разработал план монастырского комплекса. По его задумке, на центральной оси прямоугольного пространства располагался главный собор, освященный во славу Преображения Господня. Церковь стояла между Святыми вратами и хозяйственными помещениями. К первым пристроили два двухъярусных братских корпуса, еще два находились по обеим сторонам от Преображенского храма. На юге прямоугольной монастырской территории были личные покои святителя Платона вместе с домовой церковью, на севере располагались кельи для гостей.
  • Главный собор и братские корпуса находились в западной части Вифанской пустыни, восточную отвели под конский двор и монашеское кладбище. Обитель окружала невысокая ограда из кирпича, её длина равнялась почти 300 м, по углам воздвигли небольшие четырехугольные башни. Строительство комплекса закончилось в 1787 г., в это же время святитель Платон, который лично корректировал чертежи монастыря и вникал в проблемы работ, получил сан митрополита Москвы. Воздвижение обошлось в почти 11 тысяч рублей, две трети от этих денег вложил сам преподобный основатель.
  • В 1797 г. обитель посетил Павел I, что стало знаменательным событием для начальной истории комплекса. Император, довольный приемом, издал высочайший указ о том, что Вифанская пустынь должна обрести статус штатной обители, а также об утверждении духовной семинарии. Церковно-учебное заведение воздвигли в 1800 г. рядом с монастырским комплексом. Согласно указу, новоучрежденная пустынь объединялась с Троицкой лаврой и переходила в подчинение Московскому митрополиту, как хозяину Вифании. Настоятелем комплекса официально утверждали наместника Сергиевой лавры.

На деятельность монастырского комплекса митрополит выделил 10 тысяч рублей. Павел I издал указ о передаче обители большого числа лесных угодий, пашни и сенокосов. Значительные пожертвования совершали почитатели святителя Платона.

На заметку! Вифанией называют город в Палестине, где, согласно Священному Писанию, Христос воскресил умершего праведника по имени Лазарь. Сын Божий совершил чудо ради того, чтобы все видевшие это уверовали в Единого Бога.

Главный храм

Центральный собор комплекса — небольшое строение из камня, верхний его престол освящен во славу Преображения Христа, а нижний — в честь Лазарева Воскресения. Преподобный Платон лично объяснял идею названия главной церкви. Он говорил, что оба события близки друг другу и составляют особый «таинственный союз».

Другие храмы в Сергиевом Посаде:

Каждый из нас взойдет в храм божественной славы только после того, как выйдет из гроба через воскрешение. Тогда и произойдет преображение тленной материи в субстанцию вечную и совершенно чистую.

  • «Таинственный союз», объединивший названия престолов центрального собора комплекса, наглядно проявился в неординарном интерьерном устройстве самого здания. Небольшой Преображенский собор имеет овальную форму, что придавало сходства с церквями первых веков распространения христианской религии.
  • Алтарная стена нижнего Лазарева храма образует подобие пещеры, в которой было погребено тело праведника. Над этим сооружением поставлен алтарь верхней церкви, который напоминает собой библейскую гору Фавор, где Христос преобразил человеческую природу в божественную. Изначально искусственная священная возвышенность устилалась мхом, украшалась рукотворными цветами, а также фигурками различных зверей. Гора Фавор и Лазарева пещера позволяли паломниками составить ясное представление о двух чудесных событиях, описанных в Новом Завете.
  • В 1786 г. святитель Платон велел перенести в новоявленный собор из Троицкой лавры древнюю раку с останками отца Сергия Радонежского. Реликвию разместили на специальном месте перед входом в нижнюю церковь (Лазареву пещеру).

Деятельность Платона в пустыни

Митрополит, завершивший преобразование обители в штатный монастырь и построивший рядом с комплексом духовную семинарию, получил право встретить спокойную старость в таком прекрасном месте. Здесь преподобный любил заниматься делами епархии и следить за хозяйством, а также проповедовать христианское учение монахам и паломникам.

В Вифанской обители святитель Платон становился смиренным иноком, каким и был всю свою жизнь. О его милосердном и благородном нраве упоминал каждый, кто лично был знаком со святителем.

Митрополиту нравилось совершать прогулки по Вифании, любоваться живописным пейзажем округи. На юго-востоке комплекса располагался небольшой и изящный сад, с беседкой. По его песчаным дорожкам еще при жизни святителя гордо расхаживало семейство павлинов. Святитель, будучи главным наместником, руководил деятельностью братии как в дни торжеств, так и в будни. В обители с большей радостью отмечали не только Рождество Христово и Пасху, но и праздник Преображения. Простым мирянам, приходящим в монастырь на торжества, раздавали калачи и вино.

В 1812 г. преподобному Платону исполнилось 75 лет, изнеможенный болезнью и старостью он принял факт о вторжении неприятель в русские земли с большой горечью. Из Вифанской обители он посылал защитникам отечества благословение и подарил войску икону Сергия Радонежского. Даже когда столица была объята огнем, святитель предрек, что Троицкая Лавра не достанется неприятелю. Его насильно отправили в Махрищскую обитель, но вернули через 12 дней. Душа Платона успокоилась, когда он узнал об освобождении Москвы. Он скончался 11 ноября, тело его отпели в Лавре, а вскоре перенесли в родную Вифанию.

На заметку! Обитель привлекала людей, питающих любовь к её основателю. Паломники посещают комплекс и молятся раке с останками благочестивого Платона. В дни его памяти братии Троицкой Лавры и Вифании объединяются, чтобы воспеть хвалу преподобному святителю и испросить Господа о вечном упокоении его души.

История обители с XIX столетия

Спустя три десятилетия после кончины Платона стало очевидно: Вифанский комплекс продолжает развиваться и действовать, расширяться и утверждаться. С каждым годом здесь становилось всё больше паломников, желающих участия в православных богослужениях. При жизни основателя верующие почитали здешние святыни и изумлялись великолепной архитектуре, отныне они стремились отстоять панихиду в память о любимом архипастыре и испросить помощи у его раки.

  • В духовной семинарии, находящейся рядом с Вифанским монастырем, также возросло число иноков, желающих осознать Божье слово. Это религиозное заведение отличалось дешевизной проживания, удаленностью от городской суеты и высоким качеством образования.
  • Так как число семинаристов и паломников возросло, митрополит Филарет благословил братию на расширение Преображенского собора. В 1831 г. основной объем храма опоясали одноэтажными пристройками, что и позволило увеличить площадь.
  • В 1841 г. появилась необходимость расширения монашеского кладбища, поэтому северную границу монастырской территории отнесли на 25 метров. Через 20 лет у восточной стены патриарших покоев воздвигли Духовскую церковь. Пятиглавое строение имело высоту 43 м. и пять престолов, проект разработал архитектор А. Малышев. В 1876 г. были отстроены Святые врата с надвратной колокольней, сооружение стилистически напоминало архитектуру Духовской церкви и имело трехъярусную конструкцию. Новые постройки значительно превышали по высоте главный собор, это определило иной облик Вифанского комплекса.

В первые годы XX столетия обитель оставалась знаковым местом для отечественных паломников, не уступая в авторитете Троицкой лавре и пещерам в Чернигове. Большое число людей свято верили в могущество чудотворных останков святителя Платона, они шли сюда за исцелением от телесных и душевных недугов. Покои преподобного основателя со временем превратились в мемориальных музей, каждый прихожанин мог удостовериться в скромности Платона и его и его художественном вкусе, просто взглянув на устройство его кельи.

Закрытие и настоящее время

После 1917 г. спокойная и размеренная жизнь обители прервалась. В 1925 г. комплекс закрыли большевистские власти, он продолжал действовать в качестве сельскохозяйственного заведения. В монастырских постройках разместили детский дом.

В начале 1930-х. разоренная обитель перешла под управление птицефабрики. Многие постройки разбирали, чтобы получить крепкий кирпич: были уничтожены настоятельские покои, ограждение, надвратная колокольня и Святые врата. Преображенский собор был снесен, на его месте установили бюст вождя революции. Тогда же разорили братский некрополь, сняли главы с Духовского храма.

  • В 1998 г. состоялось возвращение некоторых зданий Вифанского комплекса Троицкой лавре. В 2002 г. преподобный Алексий II издал указ о том, чтобы обитель обрела статус Лаврового подворья. С этого времени началось полноправное восстановление монастыря из руин.
  • Наиболее активная реставрационная работа велась в 2006 г., значимую финансовую помощь оказывали праведные благотворители. Общими усилиями восстановили Духовской храм и части корпуса семинарии, где временно разместили братский корпус.
  • В период с 2008 по 2011 гг. отстроили ограждение, надвратную колокольню и центральные врата. Удалось также восстановить и Спасо-Преображенскую церковь, но в грубом и неотесанном виде, Фаворскую гору облицевали мрамором.

Сегодня реставрация продолжается.

Информация для паломников

Вифанская обитель стоит на границе Московской и Владимирской областей, она окружена небольшими возвышенностями и густыми лесами. Великолепная обитель имела высочайший религиозный статус до момента закрытия и фактически полного уничтожения. Сегодня продолжаются работы по её восстановлению.

Сегодня монастырь считается действующим, с 2002 г. здесь открыто подворье Сергиевой лавры. На территории расположен уникальный храм Преображения Господня с искусственно созданной Фаворской горой, изящные Святые врата с колокольней и Духовской собор.

Чтобы добраться до Божьего дома из столицы на авто, нужно двигаться по Ярославскому шоссе. Перед поселком под названием Лоза нужно свернуть налево, главная дорога приведет к самому монастырю. Многие паломники добираются до обители от ж/д остановки «Сергиев Посад» на маршрутке № 74, выходить следует на «Птицеграде».

Монастырский комплекс работает ежедневно, входить на территорию разрешено с 7:00 до 20:00. Утрени здесь начинаются в 5:30, а вечерни — в 16:30.

Каждую неделю в обители проводятся занятия в воскресной школе.

СПАСО-ВИФАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Вифанский монастырь. Фото 2010-х

Мужской Спасо-Вифанский монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, ставропигии Русской Православной Церкви, в черте Московской епархии

  • Адрес: Россия, 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25
  • Тел./факс: (49654) 6-17-52, (49654) 6-18-42
  • Официальный сайт: http://vifanskymonastir.cerkov.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Проезд к монастырю от от железнодорожной станции «Сергиев Посад» маршрутным такси № 74 до остановки «Птицеград» (в сторону поселения Лоза).

    Спасо­-Вифанский монастырь. Рис. из альбома 1745 г.

    Основание и устройство

    Спасо-Вифанская обитель была основана архиепископом Московским Планотом (Левшиным) в 1783 году. Новая пустынь устраивалась как кладбищенское отделение Троице-Сергиевой Лавры для погребения братии, ввиду того что, в силу особой знаменитости Лавры и частых посещений её особами царской фамилии, хоронить на ее территории людей всякого чина и состояния признавалось «не пристойно». Тихой обители было также предопределено стать тихим прибежищем для самого владыки Платона, который намеревался уединиться там и «окончить свои последние годы в тишине». Избранное владыкой место, «яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное» находилось недалеко от Ершовского или Вяльковского пруда и было названо им Вифанией, в память о Палестинском селении, с которым связано евангельское повествование о воскресении Лазаря. Соответственно, и пустынь стала называться Вифанией «по причине погребаемой братии в надежде воскресения по примеру Лазаря воскресшего».

    Средоточием Спасо-Вифанского монастыря стал небольшой по размерам двухъярусный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем, и воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Сам владыка Платон объяснял идею собора так:

    «Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в архитектурных формах, а особенно — в необычном внутреннем убранстве Преображенского собора, созданного по замыслу владыки Платона. Небольшой по размерам собор был построен «овальной фигурой», которая усиливала цельность его облика. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры, так-как именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, имевший вид евангельской горы Фавор. Для бо́льшего правдоподобия храм был устлан мхом, украшен цветами и кустарниками.

    В 1786 году в Вифанскую обитель из Лавры был торжественно перенесен гроб преподобного Сергия Радонежского — главная святыня новой обители. В том гробу мощи святого находились до переложения их в устроенную благоверным царём Феодором Иоанновичем раку. Для гроба устроили медный футляр с посеребрённой передней стенкой, на которой размещались чеканные изображения: явления Божией Матери преподобному Сергию, Распятие Господне с двумя предстоящими ангелами, и моление преподобного Сергия с учениками. В футляре была устроена дверца, которая позволяла прикладываться непосредственно к святыне. Гроб поместили в нижнем Лазаревском храме, для чего возле алтаря устроили как бы небольшую пещеру.

    В целом пустынь имела план прямоугольника в центре которого расположился Спасо-Преображенский собор. Окружала пустынь невысокая кирпичная стена с башнями по углам. К святым вратам примыкали два небольших братских корпуса; два других стояли по сторонам собора: с юга покои владыки Платона с домовой церковью, с севера — гостиные кельи. Были также устроены братское кладбище и конный двор.

    Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 году. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.

    В 1796 году на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 года император, вскоре по венчании на царство, прибыл в Троице­-Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь и отобедал в ней; он был весел, и всё виденное хвалил. Приезд государя имел большое значение: уже 1 мая того же года был обнародован императорский указ об обители. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании,» — говорилось в указе, — «и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым», самодержец повелевал возвести Вифанскую пустынь в степень второклассного монастыря и учредить при ней семинарию. Также в указе говорилось об утверждении наместников Троице-Сергиевой Лавры настоятелями Вифанской обители. Митрополит Платон увековечил события 1797 года возведением обелиска под окном кабинета митрополичьих покоев.

    Необычное устройство Спасо-Преображенского собора и его святыни быстро превратили уединенную Вифанскую обитель в место паломничества: после Лавры многие богомольцы считали своим долгом побывать в ней. Также, Вифания вскоре стала играть роль важного «училищного» монастыря благодаря высокому уровню открывшейся в 1800 году близ обители духовной семинарии.

    Спасо-Вифанский монастырь. Открытка кон. XIX в.

    В 1812 году, когда основатель обители и семинарии митрополит Платон (Левшин) скончался, согласно своему желанию он был погребён рядом с гробом преподобного Сергия, в нижнем Лазаревском храме Преображенского собора. С того времени Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого почитания приснопамятного митрополита.

    На протяжении последующей вековой истории монастыря его здания и постройки многократно перестраивались. Появлялись и новые строения. Так, в 1860-х годах был возведён храм в честь Сошествия Святого Духа, а в 1893 году рядом с семинарией была выстроена монастырская гостиница.

    К концу XIX века монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой пруда. С севера перед монастырём стояли большие красивые учебные и жилые корпуса духовной семинарии. Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита. Над зданиями «городка» возвышалась колокольня со святыми вратами. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять глав Духосошественской церкви. Постепенно разрослось и кладбище обители: в течении всего синодального периода в монастыре продолжали хоронить лаврскую братию.

    В 1918 году была закрыта Вифанская духовная семинария, а монастырь был преобразован в сельхозартель и просуществовал так до 1925 года. В 1925 году имущество и здания бывшей обители были переданы детскому дому. В ведении братии Вифанской сельхозартели остались лишь два храма, которые действовали до 1928-1929 годов, но вскоре также перешли к детскому дому. После передачи церковь Сошествия Святого Духа была обращена в мастерскую.

    Детский дом просуществовал на территории упразднённой обители до 1932 года, после чего монастырские здания перешли в ведение нового учреждения — Всесоюзного НИИ птицеводства. В этой связи бывшая Вифания стала именоваться Птицеградом. Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. Со временем большинство построек монастыря были утрачены, главный Преображенский собор был разрушен в 1950-е годы, когда возобновились гонения на Церковь. Надгробия с могил монахов были использованы в качестве фундамента для птичников на окраине города, а также в постройке моста через пруд. На месте самого кладбища была устроена детская площадка и футбольное поле.

    Вплоть до 1990-х годов в частично сохранившемся здании храма Сошествия Святого Духа действовали инкубатор, кинозал и танцплощадка, а в семинарском корпусе — кожвендиспансер. Сохранилось также здание бывшей монастырской гостиницы — трёхэтажная постройка из красного кирпича с торжественным крыльцом.

    Восстановление

    Возрождение обители началось в 1991 году, когда в «Новом» семинарском корпусе был восстановлен храм во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Но в 1993 году, во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, корпус сгорел, после чего остались только стены.

    С 1998 года здания Вифанской обители стали постепенно возвращать Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 году в ведении Лавры открылось Спасо-Вифанское подворье. В первое время немногочисленная братия обители совершала богослужения в Никольском приделе (на верхнем ярусе) частично сохранившегося Духосошественского храма. В октябре 2007 году была совершена торжественная закладка Преображенского собора на историческом месте. Чин освящения закладки совершил лаврский наместник епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков).

    6 октября 2008 года синодальным решением Спасо-Вифанское подворье было преобразовано в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Троице-Сергиевой Лавре [1]. К 2012 году была завершена постройка нового Преображенского собора, колокольни и келейных корпусов восстанавливаемой обители.

    Спасо-Вифанский монастырь – традиции Русской Вифании

    Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, улица Маслиева, 25
    Основан в 1783 году
    Основатель архиепископ Платон (Левшин)
    Основные достопримечательности: надвратная колокольня (1874 г.), церковь Спаса Преображения
    Координаты: 56°17’15.6″N 38°10’38.8″E

    На юго-востоке Сергиева Посада, примерно в 4 км от Лавры находится старинная Спасо-Вифанская обитель, известная как Русская Вифания. С середины 1990-х годов она активно восстанавливается. Паломники и туристы, бывая в Сергиевом Посаде, стараются обязательно посетить этот древний монастырь. Сегодня в нем можно увидеть необычный Спасо-Преображенский собор с удивительной каменной горой Фавор, Духовскую церковь и красивые Святые ворота с высокой колокольней.

    Строительство Спасо-Вифанского монастыря и его история в XVIII и XIX веках

    В XVIII веке рядом с Троицко-Сергиевской Лаврой стали создаваться подчиненные ей обители, которые принимали иноков, желающих вести более тихую и уединенную жизнь, чем в наводненной богомольцами Лавре. Одним из первых таких монастырей был образован Спасо-Вифанский. Его основателем считается архиепископ Платон (Левшин), бывший в том время настоятелем Лавры.

    Надвратная колокольня со Святыми воротами

    Местом для обители была избрана Корбуха — водораздел между рекой Торгашей и большим прудом, где разводили рыбу для нужд Лавры. Позднее он получил наименование Вифанского. До постройки железнодорожной насыпи от нового монастыря хорошо были видны купола Троицко-Сергиевской обители. Новая пустынь была построена с 1783 по 1787 год в виде вытянутого с востока на запад длинного прямоугольника. Ее стали называть Вифанской в память о Палестинской Вифании – месте, где произошло чудесное воскрешение Лазаря.

    Проектом застройки обители руководили архитекторы, приглашенные из Москвы, В.С. Яковлев и Н.М. Одоевцев. На центральной композиционной оси стояли Святые врата, увенчанные колокольней, и Спасо-Преображенский собор. Кроме того, на территории располагались домовая Духовская церковь, дом, где жил архимандрит Платон, четыре братских корпуса и гостевые кельи. В проекте предусмотрели также место для некрополя, конюшни и каретного сарая. А всю территорию окружили каменной оградой.

    В год, когда все строительство закончили, Платона возвели в сан митрополита. А из Троицкого монастыря во вновь построенную обитель перенесли особо чтимую святыню – деревянный гроб, где почти двести лет хранились мощи преподобного Сергия Радонежского.

    После церемонии коронации (1797 г.) через Сергиев Посад проезжал император Павел I. Он побывал в Лавре и вслед за этим нанес визит в Вифанскую обитель. Там его принял митрополит Платон. Павел I остался настолько доволен состоянием монастыря, что своими указами учредил в обители духовную семинарию и закрепил за монастырем значительные земельные угодья. Кроме того, обитель получала доход от трех мельниц, сдаваемых в аренду.

    Для семинарии в 1800 году выстроили специальное здание, и 6 августа состоялось ее торжественное открытие. В новое учебное заведение стали принимать в основном юношей из семей священнослужителей. Образование можно было получить на одном из трех отделений – грамматико-риторическом, философском или богословском. Митрополит тщательно заботился об учениках семинарии и следил за их питанием и условиями проживания. А сам монастырь даже стали называть «училищным».

    В конце 1812 года, после того, как французские войска отступили от Москвы и стали покидать Россию, митрополит Платон окончил свой земной путь, и его погребение состоялось в Спасо-Преображенском соборе. А Духовная семинария — любимое детище Платона продолжала развиваться. Да и в самом монастыре было выстроено несколько новых каменных корпусов для послушников, монахов и настоятелей, а также здания богадельни и гостиницы.

    В 60-е годы XIX века вместо домовой Духовской церкви в обители возвели большой пятиглавый храм с пятью престолами, который стали именовать Тихвинским. В начале XX века Спасо-Вифанский монастырь пользовался у паломников такой же популярностью, как Лавра и Черниговский скит.

    История монастыря с XX века по настоящее время

    С приходом советской власти жизнь монастыря круто изменилась. С 1918 года монахам разрешили остаться в обители только в статусе трудовой сельскохозяйственной артели. Но спустя 7 лет, монастырь все же закрыли, хотя в части помещений монахи проживали до 1929 года. Большинство же монастырских строений отдали детскому дому, а здание, принадлежавшее митрополиту Платону, передали под часть экспозиции, которой владел городской историко-художественный музей.

    В начале 30-х годов прошлого века территорию Вифании отдали под вновь созданный птицекомбинат, и она стала именоваться Птицеградом. Старые строения особо не щадили. Часть из них разбирали по причине ветхости, а другие – из-за прочного кирпича. Так были уничтожены Спасо-Преображенский храм, дом, принадлежавший митрополиту Платону, монастырская ограда, Святые врата, надвратная каменная колокольня и братский некрополь.

    Тихвинский храм был обезглавлен и отдан в распоряжение местному дому культуры Его использовали как инкубатор, танцплощадку и кинозал. В корпусе семинарии работал кожно-венерологический диспансер. О лучших днях монастыря в те времена напоминали только редкие уцелевшие строения.

    В 1998 году часть зданий обители передали в управление Троицко-Сергиевской Лавре. И началось непростое возрождение монастыря. Уцелевшие здания ремонтировали, а утраченные – отстраивали вновь. Реставрационные работы в обители продолжаются и в наши дни. Для их проведения используются старые фотографии, немногие сохранившиеся чертежи, описания и эскизы.

    Храмы и постройки Спасо-Вифанского монастыря

    Сегодня обитель окружает вновь отстроенная ограда со Святыми воротами, над которыми возведена каменная колокольня. Это яркое здание, выполненное в псевдорусском стиле, стало настоящим украшением возрождаемого монастырского ансамбля.

    Центральное место на монастырской территории занимает заново возведенный Спасо-Преображенский собор. Новодельный храм имеет овальную форму и отстроен по подобию собора, существовавшего ранее. В нем обустроены два престола, верхний из которых освящен в честь Преображения Господня, а нижний – во славу чуда воскрешения Христом Лазаря. В храме восстановлено необычное внутренне убранство, задуманное Платоном. Престол, расположенный ниже, сделан в алтаре. И его собравшиеся в храме для молитвы верующие видят как небольшую пещеру. По преданию, над такой пещерой, где погребли Лазаря, возвышалась громада горы Фавор.

    В Спасо-Преображенском храме облицованная мрамором стена по подобию горы поднимается к полукруглому верхнему престолу. Эта стена декорирована цветами, зелеными растениями и фигурками животных. Однако, сегодня еще многое из задуманного остается только в планах, поскольку пока нет средств на устройство в соборе иконостасов и покупку богослужебной утвари.

    К настоящему времени сделан также частичный ремонт, и ведутся богослужения в Духовской церкви, и продолжаются работы по восстановлению мемориального здания, принадлежавшего митрополиту Платону. Памятник основателю монастыря установили в 2012 году близ монастырской ограды, неподалеку от вновь построенных Святых ворот.

    Современное состояние и режим работы Спасо-Вифанского монастыря

    Сегодня Спасо-Вифанский монастырь действующий. Он живет по своему строгому уставу. С 2002 года часть принадлежащей ему территории отдана подворью Троицко-Сергиевской Лавры. Попасть в обитель можно в любой день с 6.30 до 20.00. Утренние службы проходят в 5.30 (Полуношница или Братский молебен) и 6.30, а вечерние — в 16.40. Для детей прихожан проводятся занятия в воскресной школе.

    Памятник основателю монастыря митрополиту Платону

    В монастыре для богослужений и паломников производят собственное вино. Здесь также есть свое небольшое животноводческое подворье, которое снабжает обитель молоком и яйцами.

    Как добраться до Спасо-Вифанского монастыря

    Монастырь расположен в Сергиевом Посаде по адресу — ул. Маслиева, 25. Место это находится в 3 км с юга от Гефсиманского Черниговского скита.

    Своим ходом. От железнодорожной станции Сергиева Посада до территории монастыря нетрудно дойти пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую. Она и Птицеградская улицы выводят прямо к монастырским стенам.

    На автомобиле. Из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе. Не доезжая до Сергиева Посада – повернуть направо по направлению Ярославля (трасса М8). По этому шоссе доехать до знака «поворот на Лозу» и съехать с трассы. Не доезжая Лозы, повернуть налево и по главной дороге доехать до монастыря.

    Если добираться через Сергиев Посад, то от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской и Птицеградской улицам доехать до территории монастыря.

    Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде

    Спасо-Вифанский монастырь — бывший мужской православный монастырь в Сергиевом Посаде (в 1783—1797 годах — скит Троице-Сергиевой лавры). В 2002 года на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры.

    Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин). Строительство велось в 1783—1788 годах. Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.

    В 1797 году Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.

    Император пожаловал монастырю 533 десятин и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон устроил у входа в свои покои обелиск.

    Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века; переделки коснулись и интерьера. В XIX веке появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

    После кончины основателя стал небольшой обителью, существование которой в 1-й пол. XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1824 году жили 8 иноков, в 1828 году — 11, в 1839 — 14, в 1860 — 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская ц., в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову)); в 1832 г. завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860—1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г. А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового 2-этажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. 28 июля 1866 г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903—1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника.

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1892 году сообщал:

    Церковь монастыря представляет внутри вид горы, на которой находится престол во имя Преображения Господня, а внизу, как бы в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря. Здесь сохраняется деревянный гроб, в коем был первоначально похоронен преп. Сергий. Богомольцы грызут гроб, так как по поверью это исцеляет зубную боль.

    При монастыре была открыта Вифанская духовная семинария.

    В советское время монастырь был закрыт, многие сооружения снесены и перестроены (в перестроенном Тихвинском соборе располагался Дом культуры). Ныне восстановлен как действующий мужской монастырь. Сохранившиеся строения восстанавливаются. Часть помещений открыта для посещения.

    Сергиев Посад. Спасо-Вифанский монастырь.

    Спасо-Вифанское подворье Троице-Сергиевой лавры

    Храмы монастыря:

    Другие постройки и сооружения:

    Спасо-Вифанский монастырь, 2 класса, в 3 верстах от Лавры. Устроен в продолжение 1783-1787 годах митрополитом Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный храм: верхний — в честь Преображения Господня, а нижний — в воспоминание Воскрешения праведного Лазаря, почему и место монастыря названо Вифанией.

    Внутри храма Преображения сделана искусственная гора, на подобие горы Фаворской, и на вершине ее алтарь с круглым резным иконостасом, украшенным цветными стеклами и позолотой. По обеим сторонам горы устроены лестницы, которые ведут к южным и северным дверям алтаря, где в углублении, на горном месте, сохранилось седолище преосвященного Платона и над ним рипиды, которые употреблялись во время священнодействия. В алтаре замечательна икона, присланная королем Франции Людовиком XVI, в дар митрополиту Платону, и резное из кости изображение «Поклонение волхвов» — вклад императрицы Марии Федоровны.

    Под храмом Преображения в вертепном храме Воскрешения Лазаря, на левой стороне от входа, в особом отделении, находится гробница над местом погребения митрополита Платона. Рядом с могильной храминой митрополита Платона, у стены, под балдахином, поставлен гроб преподобного Сергия, в котором были обретены его мощи; он в продолжении пяти столетий сохранился без малейшего следа разрушения и был перенесен митрополитом Платоном вместе с образом преподобного Сергия из Успенского собора Лавры в 1786 году. Направо от храма находится двухэтажный большой собор во имя Сошествия Святого Духа и Тихвинской иконы Богоматери, выстроенный в 1866 году. К этому собору примыкает двухэтажный деревянный на каменном фундаменте дом митрополита Платона, сохранивший распределение и убранство покоев того времени. При монастыре находится Вифанская духовная семинария.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

    В 1918 г. б.монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт и передан детдому. С 1932 г. строения заняты НИИ птицеводства, многие старые постройки сломаны. В 2002 г. на части территории монастыря открыто подворье Троице-Сергиевой лавры, с 2007 г. ведется восстановление старых построек.

    Источник: Хрунова Н.В. Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997 г.

    Ансамбль Спасо-Вифанского монавстыря по адресу: г.Сергиев Посад, ул.Маслиева, 25, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).

    Кирилл Аминов, 20 апреля 2015 г.

    В конце ХVIII — начале ХIХ веков в живописной местности на восточной окраине Сергиева Посада был основан ряд монашеских общежитий, подчиненных Троице-Сергиевой лавре и предназначенных для молитвенного уединения, недостижимого в переполненной богомольцами лавре. Первым стала мужская Спасо-Вифанская пустынь, немногие сохранившиеся здания которой составляют в наши дни центральную часть микрорайона Птицеград.

    Подобно Троице-Сергиевой лавре, начавшейся с крохотной пустыни Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь также начался как пустынь, основанная архиепископом московским Платоном Левшиным (1737-1812), настоятелем Троице-Сергиевой лавры, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры». Местом для пустыни была выбрана гряда между речкой Торгошей, которая служила границей Московской и Владимирской губерний с одной стороны, и обширным лаврским прудом с другой, западной стороны. Густая роща укрывала пустынь от проходившей неподалёку дороги из Сергиева Посада в Александров, тогда как пруд и долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали живописный вид на саму Троицкую обитель. К сожалению, эту зрительную связь Вифании с Лаврой прервала в 1860-х гг. насыпь железной дороги.

    Построенная в 1783-1787 гг. по замыслу архимндрита Платона и под руководством московского архитектора Н.М. Одоевцева, Вифанская пустынь представляла собой вид прямоугольника, вытянутого с востока на запад. На главной оси, от Святых врат, с противоположной стороны монастырской ограды располагались хозяйственные ворота. Паломники, войдя в монастырь через здание Святых врат с колокольней, сразу же видели величественный Спасо-Преображенский собор. К святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса: два других располагались по сторонам собора: с юга — покои архимандрита Платона с домовой церковью во имя святого Духа, с севера — гостиница для паломников. Все жилые корпуса имели каменный нижний и деревянный верхний этажи. Вместе с собором они группировались в западной половине пустыни, тогда как в её северо-восточной части располагалось братское кладбище, а в юго-восточной — конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда протяжённостью 100 сажень с четырьмя восьмигранными башнями по углам. Такой вид она получила в 1787 году, когда завершилось строительство. В этом же году, в присутствии императрицы Екатерины II, архимандрит Платон был возведён в сан митрополита.

    Особенность Спасо-Преображенского собора заключалась не в его «овальном плане», храмы подобного вида были тогда не в новинку, а в необычном двухъярусном алтаре. Обращённая к молящимся, стена алтаря была выполнена в виде евангельской горы Фавор и устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Престол нижнего храма располагался в пещере, устроенной в подножии горы. Рядом помещался дубовый гроб, в котором в 1392-1585 гг. покоились мощи Преподобного Сергия Радонежского. Святыня была перенесена в Вифанию из Успенского собора Лавры в 1786 году. Престол верхнего храма Спасо-Преображенского собора был устроен на вершине Фаворской горы в круглой купольной сени.

    Важнейшим событием в истории Вифании стало посещение её императором Павлом. 23 апреля 1797 года император после своего коронования в Москве посетил Троицкую лавру и изъявил желание посетить на другой день Вифанию и там отобедать. После посещения этой обители, последовал Указ Павла I, в котором говорилось, что Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырём осуществлял Вифанский казначей. Указ предписывал учредить при монастыре Духовную Семинарию, которая и была открыта в специально построенном для неё здании 6 августа 1800 года, в день Преображения Господня, в храмовый праздник Спасо-Вифанского монастыря.

    Глубокой осенью 1812 года, вскоре после бегства французов из Москвы, митрополит Платон скончался в своей Вифании. В ноябре 1812 года тело архипастыря было погребено в нижнем храме Спасо-Преображенского собора. Могила митрополита платона и его покои, превращённые в мемориальный музей, стали центром притяжения для немалого числа богомольцев.

    В 1925 году Спасо-Вифанский монастырь, имевший с осени 1918 года статус трудовой сельскохозяйственной артели, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом-интернат имени В.И. Ленина, а в мемориальных покоях митрополита Платона — филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея. Часть жилых помещений и оба храма оставались за бывшими монахами вплоть до 1928-1929 гг. В 1930-1931 гг. все здания Вифании были отданы под птицекомбинат, благодаря которому Вифания стала называться Птицеградом. По мере развития птицекомбината (ВНИИТИ птицеводства) и посёлка Птицеград при нём, часть зданий бывшей обители разобрали из-за ветхости или ради крепкого старинного кирпича: так в 1950-х гг., например, исчезли покои митрополита Платона и ограда со Святыми вратами и колокольней. На месте уничтоженного Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли всякие следы братского кладбища. Лишился своих глав и собор Святого Духа. В непосредственной близости от территории бывшего монастыря выросли жилые пятиэтажки. О процветавшей некогда Подмосковной Вифании напоминали лишь немногие сохранившиеся строения бывшего монастыря да обгорелый остов «нового» семинарского корпуса. Милостью Божьей всё изменяется к лучшему. Много уже восстановлено, много ещё предстоит восстановить.

    Спасо-Вифанский монастырь, Сергиев Посад: история, фото, адрес, как добраться

    Древний город Сергиев Посад, история которого уходит своими корнями в далекий четырнадцатый век, известен не только практически каждому жителю нашей страны, но и большинству иностранных туристов, приезжающих в Россию, чтобы посмотреть на ее достопримечательности. Расположенный всего в пятидесяти километрах от столицы, он входит в Золотое кольцо. Город достаточно удобен для посещения. Более того, сюда многие стремятся приезжать и из-за того, что на осмотр основных достопримечательностей Сергиева Посада путешественникам вполне хватает всего одного-двух дней.

    Название свое этот городок получил двадцать второго марта 1782 года указом Екатерины II в честь основателя местного поселения Сергия Радонежского. И хотя в советские годы (с 1930 по 1991) городок переименовали в Загорск в честь революционера В. М. Лубоцкого-Загорского, после ему вернули его первоначальное название.

    Конечно, главнейшей достопримечательностью этого населенного пункта по праву считают Свято-Троицкую Сергиеву Лавру — мужской монастырь, который и по сей день является действующим. При упоминании о Посаде у многих людей появляются ассоциации с этим прекрасным храмом, с его белоснежными стенами, позолоченными куполами. Они бросаются в глаза уже на подъезде к городу. Но не только Сергиева Лавра сделала известным этот небольшой населенный пункт. Город славится многочисленными святынями, увидеть которые ежегодно приезжает около пятисот тысяч паломников. Каждый из них имеет свою увлекательную захватывающую историю. И одним из них является Спасо-Вифанский монастырь (Сергиев Посад).

    Он расположен на юго-востоке города, примерно в четырех километрах от Сергиевой Лавры. Спасо-Вифанский монастырь в Сергиевом Посаде – место, которое обязательно входит в каждый экскурсионный тур. Он известен также под названием «Русская Вифания».

    В конце восемнадцатого – начале девятнадцатого веков в удивительно красивой живописной местности среди лесных массивов на самой окраине Сергиева Посада в его восточной части были основаны несколько монашеских общежитий. Они находились в подчинении Троице-Сергиевой Лавры. Общежития предназначались для предпочитающих молитвенное уединение, которое было недостижимо в условиях переполненной многочисленными богомольцами Лавры.

    Первым из них и стал мужской Спасо-Вифанский монастырь. К сожалению, только немногие сохранившиеся с тех пор строения сегодня составляют центральную часть небольшого поселка Птицеград. Только внимательный глаз специалиста замечает определенную согласованность в расположении данных «осколков» некогда достаточно большого архитектурного комплекса, который был широко известен как Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад с тех пор сильно изменился. Сегодня в нем много интересных мест, в которые в первую очередь стремятся попасть туристы, но тогда Подмосковная Вифания считалась второй по значимости достопримечательностью города.

    Строительство

    Считается, что именно тогдашний настоятель Лавры архиепископ Платон (мирское имя Петр Левшин) основал Спасо-Вифанский монастырь (Сергиев Посад). Фото, которые хранятся в городском музее, свидетельствуют о том, что на этом месте раньше был водораздел. Это был большой участок земли между речкой Торгашей и достаточно большим прудом, в котором разводили рыбу, используемую для нужд Лавры.

    Место, выбранное для обители, называлось Корбуха. До того как здесь была построена железнодорожная насыпь, с территории, на которой был построен Спасо-Вифанский монастырь, просматривались купола Троицко-Сергиевской Лавры. Новую пустынь строили четыре года: с 1783-го по 1787-й. Она представляла собой вытянутый с востока на запад длинный прямоугольник. Обитель была так названа в честь Палестинской Вифании – места, в котором произошло чудесное воскрешение праведного Лазаря. Проектом застройки руководили именитые архитекторы В. Яковлев и Н. Одоевцев. Их пригласили из Москвы специально для строительства новой обители.

    Завершение работ

    К сожалению, немногие доподлинно знают, как выглядел Спасо-Вифанский монастырь (Сергиев Посад). Фото, немногие из сохранившихся в местном музее, свидетельствуют о том, что центральную композиционную ось венчали Святые врата. Они заканчивались колокольней. На территории обители находились также Спасо-Преображенский собор, домовая Духовская церковь, четыре братских корпуса, дом, в котором жил сам архимандрит Платон, и несколько гостевых келий.

    Согласно проекту, на генплане были некрополь, а также конюшня и каретный сарай. Вся территория, на которой был построен Спасо-Вифанский монастырь, была окружена мощной каменной оградой.

    В 1787-м году, когда все строительные работы уже были завершены, настоятель Лавры Платон был возведен в митрополиты. Практически в это же время из Троицкого монастыря во вновь построенный Спасо-Вифанский монастырь, фото которого представлено ниже, перенесли особо почитаемую святыню. Это деревянный гроб, в котором почти два столетия находились мощи Сергия Радонежского.

    После церемонии своей коронации в 1797-м году в Сергиевом Посаде проездом находился император Павел I. Он, побывав вначале в Лавре, вслед за этим направился в Вифанскую обитель. Здесь его принимал митрополит Платон. Император настолько остался доволен состоянием этого монастыря, что немедленно своим указом учредил открыть в обители духовную семинарию. Кроме того, он закрепил за Вифанским храмом и значительные по площади земельные угодья. Другим его указом Спасо-Вифанский монастырь получил право на доходы от трех мельниц, которые сдавались в аренду. В память о посещении обители императором Павлом митрополит Платон поставил обелиск.

    В 1800-м году для семинарии начали возводить специальное здание. И уже шестого августа ее торжественно открыли. Двухэтажное здание с четырьмя башнями было построено в форме буквы «П» — в честь императора Павла. В это новое учебное заведение начали принимать юношей, в основном детей священнослужителей. Образование в семинарии можно было получать на одном из трех имеющихся отделений. Это были грамматико-риторическое, богословское или философское направления. Митрополит Платон лично знал каждого студента. Он, как свидетельствуют летописцы, настолько тщательно заботился об учениках семинарии, что каждый день следил за условиями их проживания. Видимо, поэтому Спасо-Вифанский монастырь многие стали звать «училищным».

    Желающих поступить в Вифанскую семинарию, в которой было превосходно поставлено преподавание, было очень много. Поэтому со временем ее расширили. Уже в тридцатых годах девятнадцатого столетия она представляла собой величественное здание, созданное в стиле классицизма.

    После смерти митрополита

    В конце 1812-го года, после того как войска Наполеона, отступив от Москвы, начали покидать русскую землю, закончил свой земной путь митрополит Платон. Его погребение проходило в Спасо-Преображенском соборе. И после его смерти Духовная семинария, ставшая любимым «детищем» настоятеля, продолжала развиваться. Претерпел изменения и сам монастырь. На его территории было построено несколько каменных корпусов, предназначенных для монахов, послушников и настоятелей, а также здания, предусмотренные для богадельни, и гостиница.

    В шестидесятые годы девятнадцатого столетия на месте домовой Духовской обители был возведен достаточно большой пятиглавый храм. Его стали именовать Тихвинским. В храме было пять престолов. В начале двадцатого века наравне с Лаврой и Черниговским скитом стал приобретать популярность и Спасо-Вифанский монастырь. Как доехать до него сегодня, можно посмотреть на официальном сайте обители.

    Сегодня всех туристов, приезжающих в Сергиев Посад, обязательно отвозят в Спасо-Вифанский монастырь. Адрес русской Вифании — улица Маслиева, строение 25. Он находится всего в трех километрах в южном направлении от Черниговского Гефсиманского скита.

    Спасо-Вифанский монастырь, как доехать до которого, знает каждый верующий, проживающий в Сергиевом Посаде, ежегодно принимает огромное количество паломников. Многие из них приезжают сюда на электричке или поезде. Дойти до монастыря от железнодорожной станции нетрудно. Это расстояние вполне можно преодолеть пешком.

    Для этого следует, двигаясь вдоль железнодорожной насыпи на север в сторону Александрова, на втором железнодорожном переезде свернуть направо и выйти на улицу Вифанскую. И по ней, и по Птицеградской можно выйти прямо на Спасо-Вифанский монастырь.

    Как добраться транспортом

    Ехать в обитель из столицы на автомобиле нужно по Ярославскому шоссе. Не доезжая до указателя на Сергиев Посад, следует повернуть направо в направлении Ярославля по трассе М8. По ней следует добраться до знака «поворот на Лозу». Затем нужно съехать с дороги. Не добравшись до Лозы, следует, повернув налево, по главной дороге ехать до монастыря.

    Многих путешественников, изучающих маршрут Золотого кольца самостоятельно, интересует Спасо-Вифанский монастырь (Сергиев Посад). Как проехать до него, скажет любой житель города. Сделать это просто: нужно от Троицко-Сергиевской Лавры свернуть с улицы Красной Армии направо на проспект Карла Маркса. А затем доехать до территории монастыря по Птицеградской.

    В советские годы

    После революции история Спасо-Вифанской обители круто изменилась. Монахам было разрешено оставаться в монастыре только в статусе членов сельскохозяйственной трудовой артели. Однако спустя семь лет обитель все же закрыли, правда, в некоторых помещениях служители проживали еще до 1929-го года. Большинство примонастырских строений было отдано детскому дому, а в доме, принадлежавшем митрополиту Платону, стали храниться экспозиции, которыми владел историко-художественный музей Сергиева Посада.

    В начале тридцатых годов двадцатого века территория Вифании была отдана под птицекомбинат. Ее стали называть Птицеградом. Большевики не особо щадили старые строения. Часть из них была разобрана якобы по причине ветхости, а другие – из-за строительного материала, например, очень прочного кирпича. Так был уничтожен Спасо-Преображенский храм. Та же участь постигла и здание, в котором жил митрополит Платон, а также монастырскую ограду, Святые врата, надвратную каменную колокольню и братский некрополь.

    Был обезглавлен и передан в распоряжение Дома культуры и Тихвинский храм. Его даже одно время использовали как инкубатор, а после – в качестве кинозала и танцплощадки. В корпусе семинарии открыли кожно-венерологический диспансер. О процветающем некогда монастыре в те годы напоминали только два-три уцелевших строения.

    Возрождение

    В 1998-м году часть обители была передана в управление Лавры. С этого момента и началось ее возрождение. Уцелевшие строения ремонтировались, а разрушенные — вновь отстраивались. Нужно сказать, что реставрационные работы продолжаются и сегодня. Для восстановления многих элементов используются немногие сохранившиеся старые фотографии, чертежи и эскизы.

    Спасо-Вифанская обитель сегодня

    Монастырь вновь окружает ограда со Святыми воротами. Над ними высится каменная колокольня. Выполненная в псевдорусском стиле, она является настоящим украшением вновь возрождаемого ансамбля.

    На территории обители центральное место занимает вновь отстроенный Спасо-Преображенский собор. Этот новодельный храм овальной формы создан по подобию того собора, который существовал ранее. В нем обустроено два престола. Нижний освящен во славу чудесного воскрешения Лазаря, а верхний — Преображения Господня.

    В храме восстановили и его внутреннее убранство, которое было задумано Платоном. Престол сделан в алтаре. Собравшиеся внутри для молитвы верующие видят его как маленькую пещеру, наподобие той, в которой похоронили Лазаря и над которой возвышалась гора Фавор. В храме к верхнему полукруглому престолу поднимается облицованная мраморной плитой стена. Она, декорированная цветами, растениями и фигурами животных, имитирует гору.

    В настоящее время сделан частичный ремонт и в Духовской церкви, где проводятся богослужения. Продолжается и восстановление мемориального дома, в котором проживал митрополит Платон. У ограды, рядом с отстроенными вновь Святыми вратами, в 2012-м году был установлен памятник основателю монастыря.

    Режим работы

    Спасо-Вифанский монастырь является действующим. Жизнь в нем течет по строгому уставу. С 2002-го года часть территории обители передали подворью Лавры. Попасть в монастырь можно в любой день недели с половины седьмого утра до восьми вечера. Утренние службы начинаются в 5.30 и 6.30, а вечерние — в 16.40. В воскресной школе для детей из семей прихожан каждую неделю проводятся занятия.

    Собственное вино – предмет гордости обители. Им угощают всех, кто приходит в Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, отзывы о посещении которого оставляют не только наши соотечественники, но и туристы из многих европейских стран, поражает обилием достопримечательностей. Одним из них является Русская Вифания, имеющая небольшое подворье, снабжающее обитель яйцами и молоком.

    Достопримечательность Сергиева Посада: Спасо-Вифанский монастырь

    Спасо-Вифанский монастырь был основан неподалеку от Сергиева Посада архиепископом Московским Платоном Левшиным как пустынь в 1783 году. За несколько лет московским архитектором Н. М. Одоевцевым были возведены Спасо-Преображенский собор, Святые врата с колокольней, братские корпуса для проживания монахов, кельи для приема гостей.

    Современный вид Спасо-Вифанского монастыря

    Спасо-Преображенский собор выделялся среди храмов того времени двухъярусным алтарем: его стена, в напоминание о горе Фавор, была декорирована мхом, кустарниками, цветами и фигурками зверей, алтарь нижнего храма находился в пещере, устроенной внутри холма, а верхнего — на его вершине.

    Гора Фавор в храме
    Спасо-Вифанский монастырь на литографии

    На рубеже XVIII-XIX веков обитель посетил император Павел Первый, остался ей очень доволен, выделил на развитие большую сумму денег и повелел основать при монастыре Духовную семинарию. Последующее столетие монастырь рос и постепенно стал занимать значительную территорию.

    В Спасо-Вифанском монастыре

    После революции монастырские постройки были разграблены, сначала обители придали статус трудовой сельскохозяйственной артели, а в 1925 году закрыли. В опустевших зданиях разместился детский дом и филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея, а затем птицекомбинат, из-за чего поселок вокруг стал называться Птицеград. Сейчас многие постройки огромной некогда обители стали частью поселка. Были уничтожены главный Преображенский собор, кладбище братии.

    Иконостас в храме Спасо-Вифанского монастыря

    С начала 1990-х годов церковная жизнь в этом месте начинает возрождаться. В помещении семинарии обустроили храм Святого Иоанна Богослова (впоследствии он сгорел), к концу века восстанавливается храм Сошествия Святого Духа, в последующие годы реставрируется гостиница и семинарский корпус, а в 2007-2011 годах был заново возведен Преображенский собор, открыта воскресная школа.

    Храм в Спасо-Вифанском монастыре

    Спасо-Вифанский монастырь

    Спасо-Вифанский мужской монастырь находится на юго-восточной окраине Сергиева Посада примерно в 4 километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Он был основан как пустынь в 1783 году.

    В Спасо-Вифанском монастыре построен необычный Спасо-Преображенский собор. Уникальность этого храма в том, что алтарь в нем двухуровневый, он воссоздает гору Фавор. Алтарь нижнего храма находится внутри холма, его стена представляет собой пещеру, подобно той, где был похоронен Лазарь, и одновременно напоминает церкви первых веков христианства. Алтарь верхнего храма — вершина этой горы, она услана мхом, декорирована цветами, фигурами зверей.

    До царское время обитель была очень популярна: большинство прибывающих в Лавру богомольцев стремились посетить и это место. Однако после революции монастырь закрыли и разграбили, а потом на его территории разместили сначала детский дом и филиал Сергиевского государственного историко-художественного музея, а затем птицекомбинат.

    С 1998 года здания монастыря начали возвращать верующим, в 2002 году обитель получала статус подворья Троице-Сергиевой Лавры, но к этому времени многие строения были уже разрушены или сильно обветшали. Так, пришлось полностью восстанавливать Преображенский собор, реставрировать храм Сошествия Святого Духа, были реконструированы гостиница и семинарский комплекс.

    Посещая Спасо-Вифанский монастырь, не забудьте заглянуть в местный буфет, где монахи продают невероятно вкусные молочные продукты и выпечку собственного производства.

    Проезд к монастырю от от ж/д станции Сергиев Посад маршрутным такси № 74 до остановки Птицеград (в сторону поселения Лоза). Своим транспортом из Москвы нужно ехать по Ярославскому шосе, перед Сергиевым Посадом: не заезжая в Сергиев Посад свернуть по направлению Ярославля, доехать до знака поворот но Лозу, съехать с Ярославского шосе, на перекрестке перед пос.Лоза свернуть налево, ехать по главной дороге до Спасо-Вифанского монастыря.

    Спасо-Вифанский монастырь — Русская Вифания

    Монастырь находится на южной окраине города, в 5 километрах от лавры. В его главном храме — Преображенском соборе — уникальный интерьер. Верхний престол расположен на искусственной горе, которая символизирует гору Фавор. А внизу — ещё один алтарь, в пещере, подобной той, из которой вышел воскрешённый Господом Лазарь.

    Автором этого необычного проекта был основатель монастыря митрополит Платон (Левшин), выдающийся церковный историк и общественный деятель. 24 ноября 2012 года в монастыре состоялось торжественное открытие памятника митрополиту, приуроченное к 200-летию со дня его кончины.

    Непритязательный и скромный в быту, будущий митрополит, подобно Ломоносову, сам ушел из деревни учиться, достиг своего положения неустанным самообразованием. Платон выделил историю русской церкви в самостоятельную дисциплину, оставил 20 томов наследия, которое только сейчас начинает изучаться.

    Прямолинейность митрополита не всегда была угодна властям. Так, император Павел во время своей коронации был вынужден подчиниться требованию Платона снять шпагу перед входом в алтарь. Но позже, когда он направил императору пастырское послание, в котором осуждал его за суровое обращение с дворянами, разгневанный Павел запретил Платону выезжать из Москвы.

    Именно здесь, в русской Вифании, митрополит Платон скончался осенью 1812 года. Тело архипастыря было погребено в нижнем храме Преображенского собора. Могила митрополита и его покои, превращённые в мемориальный музей, стали центром притяжения для многочисленных богомольцев.

    В 1918 году Спасо-Вифанский монастырь был закрыт. На его месте создали сельхозартель. Два храма передали детдому. А в начале 30-х годов на этой территории обосновался научный центр — НИИ птицеводства. С этого времени Русская Вифания стала именоваться Птицеградом. Это имя сохраняется до сих пор. В 1932 году по решению Загорского райисполкома была ликвидирована колокольня. После войны разобрали на кирпич покои митрополита Платона. На месте уничтоженного собора соорудили клумбу с бюстом вождя.

    Однако прах митрополита монахи осквернить не позволили. В 1950-х годах братия открытой в 1946 году Лавры перенесла останки архипастыря из Преображенского храма в церковь Святого Духа в лавре.

    В середине 1990-х годов началось восстановление монастыря по старинным чертежам, фотографиям и сохранившимся описаниям. За последние годы удалось восстановить колокольню, храм в честь Сошествия Святаго Духа, организовать воскресную школу. Завершены строительство и отделка Преображенского собора с Фавором и пещерой.

    Адрес монастыря: г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25.

    Тел/факс: 8 496 546-17-52, тел.: 8 496 546-18-42.

    Русская Вифания невдалеке от Москвы

    В уникальном монастыре есть и гора Фавор и пещера Лазаря

    Даже не все жители Сергиева Посада знают, что на южной окраине их города, в 5 километрах от лавры, находится Спасо-Вифанский монастырь. В его главном храме — Преображенском соборе — уникальный интерьер. Верхний престол расположен на искусственной горе, которая символизирует гору Фавор. А внизу — ещё один алтарь, в пещере, подобной той, из которой вышел воскрешённый Господом Лазарь.

    Митрополит учил царей

    Автором необычного проекта был основатель монастыря митрополит Платон (Левшин), выдающийся церковный историк и общественный деятель. В ноябре этого года в России будут торжественно отмечать 200-летие со дня его кончины. По замыслу митрополита, между воскресением Лазаря и Преображением Господним есть таинственная связь. «Выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление, — писал он. — Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».

    Новаторство архиепископа, который стремился дать богословской идее зримое архитектурное воплощение, в то время не все могли понять. Но спорить с «русским Златоустом», одним из учёнейших мужей своего времени, даже цари не решались. Наоборот, сам митрополит указывал иногда властителям, как следует себя вести. В 1799 году он направил императору пастырское послание, в котором осуждал его за суровое обращение с дворянами. В ответ разгневанный Павел запретил Платону выезжать из Москвы.

    Русская Вифания примечательна и тем, что именно здесь митрополит Платон отошёл к Господу осенью 1812 года. Тело архипастыря было погребено в нижнем храме Преображенского собора. Могила митрополита и его покои, превращённые в мемориальный музей, стали центром притяжения для многочисленных богомольцев.

    Как Вифания стала Птицеградом

    В 1918 году Спасо-Вифанский монастырь был закрыт. На его месте создали сельхозартель. Два храма передали детдому имени Ленина. А в начале 30-х годов на этой территории обосновался научный центр — НИИ птицеводства. С этого времени Русская Вифания стала именоваться Птицеградом. Это имя сохраняется до сих пор: если приедете в Сергиев Посад, то садитесь на автобус, который едет в микрорайон Птицеград. В 1932 году по решению Загорского райисполкома была ликвидирована колокольня. После войны разобрали на кирпич покои митрополита Платона. На месте уничтоженного собора соорудили клумбу с бюстом вождя.

    Однако прах митрополита монахи осквернить не позволили. В 1950-х годах братия открытой в 1946 году Лавры перенесла останки архипастыря из Преображенского храма в церковь Святого Духа в лавре.

    Новое рождение монастыря

    Сегодня братия монастыря — 5 человек: настоятель игумен Даниил, иеромонах Пимен, иеродиакон Алфей, монах Пахомий и иерей Олег. За последние годы удалось восстановить колокольню, храм в честь Сошествия Святаго Духа, организовать воскресную школу.

    Ныне завершается строительство и отделка Преображенского собора, с Фавором и пещерой, всё по старинным рисункам и сохранившимся описаниям.

Ссылка на основную публикацию