Спасо прилуцкий монастырь вологда

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь — мужской православный монастырь в Вологодской области.

Содержание

Монастырь основан в 1371 году Димитрием, ближайшим последователем преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.

Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов.

Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. Многие из учеников перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введён общежительный устав. Преподобный Димитрий скончался 11 (24) февраля ок. 1406 года и был погребён в деревянном Спасском соборе, у южной стены рядом с правым клиросом.

После преставления преподобного Димитрия ему приписывается множество чудес — в основном, изгнание бесов, а также несколько чудес, когда святой являлся, чтобы помочь монастырю или городу Вологде. Среди этих свидетельств покровительства и заступничества святого.

XV — начало XVII века.

Василий Тёмный и его сын Андрей устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины. Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.

Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался здесь в оковах в 1523 году под именем Игнатия (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья были похоронены в монастыре рядом. Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Дмитрия Прилуцкого, написанную Дионисием Глушицким. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув её 3 июня 1503 года монастырю.

В 1528 году в монастыре молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

Конец XVII — начало XX века.

В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, одним из крупнейших землевладельцев и торговцев солью.

17 сентября 1811 года Спасский собор серьёзно пострадал от пожара (по преданию, от забытой «грошовой свечи»). Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некоторые главы. Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов и монастырей. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы. Спасский собор был реставрирован в 1813—1817 годах. Были заменены повреждённые пожаром главы, которым были приданы барочные кувшинообразные формы, устроен новый иконостас.

При Советской власти. В 1918 году в монастыре были проведены обыск и опись имущества, часть зданий заняли красноармейцы. В башнях монастыря во время Гражданской войны были устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря своевременно принятым мерам начавшийся однажды пожар не привёл к уничтожению памятника. В монастыре была организована община из жителей Прилук. С 1919 по 1923 годы в монастыре проходили изъятия церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. По решению уездного исполкома архимандрит Нифонт (Курсин), монахи и послушники были выселены из монастыря, протестовавшие прихожане репрессированы.

В августе 1924 года договор с общиной был расторгнут, а монастырь закрыт Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады. В монастыре располагался кинотеатр, дом инвалидов. С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, при этом многим из них был возвращён предполагаемый облик XVI—XVII веков. В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

Повторное открытие. Конец XX — начало XXI века. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви. Дважды, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне.

Современное состояние

В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви.

В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается Вологодская духовная семинария. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

  • Спасский собор;
  • Надвратная церковь Вознесения;
  • Введенская церковь;
  • Церковь Екатерины;
  • Успенская церковь (недействующая).

В 1642 году в подклете собора был устроен престол во имя святого Димитрия, в котором пребывают главные святыни монастыря — под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких.

В подклете также находятся чтимые иконы — список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием (с ней игуменский посох и часть вериг святого) и Пресвятой Богородицы «Страстная», написанная иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия.

Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина.

Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» — список чудотворного образа, созданного на Афоне и привезённого в обитель в 1910 году.

Местно почитаемая Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе после закрытия монастыря находится в Вологодском музее-заповеднике.

Престольные праздники

  • Спасский собор Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице — 14 августа;
  • Надвратная церковь Вознесения Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи;
  • Введенская церковь Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря;
  • Церковь Екатерины Екатерина Александрийская, великомученица — 7 декабря;
  • Успенская церковь Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Вид сверху

Мощи преп. Димитрия Прилуцкого

Вид на Спасский собор



Как добраться

Адрес: г. Вологда, Прилуки, Спасо-Прилуцкий монастырь.

До г. Вологды можно добраться на самолете, поезде и автобусе.

От авто- и ж/д-вокзалов в Вологде:

Автобусы №14 и №28 (отправляются с остановки городского транспорта у здания автовокзала)

Автобус №127 (отправляется от здания ж/д-вокзала, вблизи входа в кафе «Вокзальный дворик»)

Ехать следует до остановки «Прилуки». Время проезда от ж/д вокзала до монастыря составляет около 40 минут.

Из центра города:

Автобус №22 с остановки «Старый рынок». Все вышеуказанные маршруты также проходят в направлении села Прилуки через эту остановку.

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь приглашает паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Паломникам предоставляется монастырская гостиница и питание. Для заселения в гостиницу необходимо иметь паспорт.

В монастыре проводятся экскурсии.

Пожертвования за экскурсию с одного человека:

— дети, студенты, пенсионеры — 50 руб.

— взрослые — 100 руб.

— иностранцы — 200 руб.

Пожертвования для групп от 1 до 10 человек — 1000 руб., для иностранцев – 2000 руб. (для иностранных групп более 10 человек – 200 руб. с человека).

Богослужения в будничные дни:

5.00 – Утреня. 7.00-7.30 – Литургия. (Исповедь начинается на часах, перед литургией, в левой половине храма). 17.00 – Вечерня. После вечерни — молебен прп. Димитрию Прилуцкому.

В воскресные и праздничные дни:

накануне 17.00 – Всенощное бдение. 9.00 – Литургия. (В воскресный день, после вечерни — молебен с акафистом прп. Димитрию Прилуцкому).

Телефон для заказа экскурсий: (8172) 55-92-24

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь в Вологде

Путеводитель по святым местам

«Красота обители преподобного Димитрия сразу входит в сердце!» – сказал известный московский священник, церковный писатель и пламенный проповедник протоиерей Артемий Владимиров, побывав в вологодском Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре.

Обитель была основана в конце XIV века преподобным Димитрием Прилуцким, сомолитвенником и другом преподобного Сергия Радонежского – игумена всея Руси. Чудеса по молитвам у гробницы святого Димитрия совершаются уже больше 600 лет.

Удивительно гармоничный архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря сохранился полностью и сейчас находится в отличном состоянии.

Главный храм обители – собор в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня (1537–1542). На территории монастыря (она занимает около 3 гектаров) расположены другие храмы, жилые и хозяйственные постройки XVII–XVIII веков. Окружает обитель мощная стена длиной около 1 километра с пятью величественными башнями. Необычная окраска стены – не современные выдумки; примерно так выглядел монастырь в конце XIX – начале XX века.

Во время Отечественной войны 1812 года Спасо-Прилуцкий монастырь принимал святыни и сокровища Патриаршей ризницы, а также ризниц Троице-Сергиевой Лавры и крупных московских храмов. Почти три месяца пребывали они в соборе Всемилостивого Спаса, а потом возвратились в Москву.

Святыни

Нижний храм Спасского собора освящен во имя святого основателя обители – преподобного Димитрия Прилуцкого. Здесь под спудом почивают его мощи. Рядом погребены мощи еще двух святых – преподобного Игнатия (в миру князя Иоанна Угличского) и его младшего брата Димитрия, местно почитаемого в лике святых.

У раки преподобного Димитрия – вериги, по преданию, принадлежавшие основателю Прилуцкой обители, и игуменский посох. Здесь же установлен образ преподобного Димитрия в житии – это копия с иконы, написанной знаменитым иконописцем Дионисием, оригинал хранится в Вологодском музее-заповеднике.

Еще одна реликвия, связанная с именем святого основателя монастыря, – колодец, который, по преданию, ископал преподобный Димитрий. Он находится у алтаря собора, над ним поставлена часовня.

Крестные ходы

Несколько раз в год братия монастыря, многочисленные прихожане и клирики вологодских храмов совместно совершают крестные ходы вокруг монастыря с образом преподобного Димитрия. Ближайший из таких ходов будет совершен 1/14 августа – в празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Происхождение (изнесение) честных древ Креста Господня. Это храмовый праздник обители.

В храмовый праздник обители – 1/14 августа – совершается большой крестный ход

Торжественным крестным ходом вокруг обители отмечается другой монастырский праздник – день сретения чудотворного образа преподобного Димитрия – 3/16 июня.

Богослужение

По будним дням: в 5:00 – утреня, в 7:00–7:30 – Божественная литургия (исповедь начинается на Часах, перед Литургией, в левой половине храма); в 17:00 – вечерня, затем молебен преподобному Димитрию Прилуцкому;

по воскресеньям и в праздники: накануне в 17:00 – всенощное бдение, после вечерни – молебен с акафистом преподобному Димитрию Прилуцкому; в 9:00 – Божественная литургия.

Достопримечательности

На территории монастыря находится замечательный памятник русского деревянного зодчества – Успенская церковь, древнейший в России сохранившийся шатровый храм (1-я четв. XVI в.), вывезенный в 1962 году из закрытого Александро-Куштского монастыря, расположенного неподалеку от Кубенского озера.

Рядом с храмом – могила русского поэта XIX века Константина Батюшкова.

В Димитриевой обители располагается епархиальное древлехранилище; о том, как оно работает и когда его можно посетить, паломникам расскажет привратник.

Как добраться

До Вологды

Из Москвы в Вологду идет несколько поездов, среди них – фирменные. Через Вологду проходят поезда, следующие до Архангельска, Мурманска, Воркуты, Сыктывкара, Череповца, Сосногорска, Екатеринбурга.

Из Санкт-Петербурга идут поезда на Вологду и Череповец, есть и проходящие составы – на Екатеринбург и Тюмень, Новокузнецк, Челябинск, Кострому.

Автомобилем можно доехать до Вологды по отличной трассе М-8, это 408 километров.

Путешествия до Вологды из Москвы стоимостью от 500 до 1000 рублей предлагает https://beepcar.ru.

Автобусные маршруты тоже есть, стоимость от 900 рублей, выбрать подходящий можно на rasp.yandex.ru.

До монастыря

Адрес монастыря: 160901, г. Вологда, Прилуки, улица Монастырская, 2.

Телефон, по которому можно договориться об экскурсии и размещении паломников: (8172) 55 92 24.

От авто- и железнодорожного вокзалов до монастыря можно добраться на автобусах:

№ 14 и 28 – отправляются от остановки городского транспорта у здания автовокзала;

№ 414 – отправляется с платформы автовокзала по расписанию:

6:30, 7:30, 8:00, 8:25, 9:15, 9:40, 10:40, 11:10, 12:15, 12:50, 13:30, 14:05, 14:50, 15:30, 16:00, 17:10, 17:45, 18:15, 18:45, 19:10, 20:10 (по субботам и воскресеньям рейсы 8:25, 11:10, 12:50 и 18:15 отменяются).

Ехать следует до остановки «Прилуки». Подъезжая к ней, вы увидите монастырские стены и башни. От площади имени И.В. Бабушкина, где расположены вокзалы, до монастыря автобус идет примерно 40 минут.

Монастырь открыт для посещения во время богослужений, в остальное время по обители можно пройти с экскурсией.

В обители есть монастырская хлебная лавка, где можно купить выпеченные здесь хлеб и пирожки. Работает иконная лавка, где продаются православные книги, в том числе и рассказывающие о Спасо-Прилуцком монастыре, а также различные сувениры.

Паломники могут остановиться в монастырской гостинице – странноприимном доме.

Музеи Вологды

Основная экспозиция Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника находится в Вологодском кремле – это самый центр города; колокольня Софийского собора видна отовсюду. Собственно, это не кремль, а архиерейский дом, но вологжане привыкли так называть. В художественном отделе собраны замечательные иконы. Интересны экспозиции во всех филиалах музея-заповедника, их несколько, в том числе – Музей кружева и Музей вологодской ссылки, Дом-музей Петра I и Архитектурно-этнографический музей «Семёнково»… И это еще не всё!

Адрес музея: 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, д. 15.

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь

Вологда: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Вологды
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (48)
    • Парки (4)
    • Музеи (16)
    • Театры (5)
    • Храмы, соборы, мечети (16)
    • Автовокзалы (1)
    • Озера (3)
    • Галереи (1)
    • Мосты (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Аэропорты (1)
  • Забронировать отель в Вологде
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Вологды
  • Советы о Вологде
  • Вопрос-ответ

Автобус ост. «Прилуки», № 2, 14, 22, 28.

Спасо-Прилуцкий монастырь — одна из наиболее известных, крупных и почитаемых православных обителей на территории Русского Севера. Располагается на северной окраине Вологды, в бывшем селе Прилуки, которое сейчас является городским микрорайоном.

Одной из особенностей православной обители является ее практически полное соответствие первоначальному облику — с сохранением исторического ансамбля и его стиля. Именно за счет этого монастырь привлекает массу поклонников древнерусской культуры, а также остается важным паломническим центром, поскольку на территории одного из соборов находится православная святыня — мощи Димитрия Прилуцкого.

Расписание богослужений в Спасо-Прилуцком монастыре

В будни литургия совершается в 7:00 — 7:30, вечерняя служба — в 17:00. В воскресенье и праздничные дни начало литургии — в 9:00, вечером накануне — всенощная в 17:00.

Узнать точное время службы в Спасо-Прилуцком монастыре можно в разделе для паломников на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря либо в группе ВКонтакте (на ближайшую неделю).

Архитектура и внутреннее устройство

Инфраструктура современного Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря включает в себя:

  • Спасский собор с колокольней. Нынешний собор был возведен в середине XVI века, на месте сгоревшего деревянного собора. Пятиглавый храм отражает традиции московского зодчества того времени. Единственное яркое отличие — скупо обработанные фасады, как сейчас сказали бы «минималистичные».
  • Введенскую церковь и трапезную. Квадратное здание с одной луковичной главкой было построено в начале XVII века. В 20-е годы купол разобрали, а в помещении церкви устроили киноклуб и буфет. С западной стороны располагается палата, предназначенная для трапез. Наверху располагалась обеденная комната для монахов, а в нижних этажах — подвалы и хозяйственные склады.
  • Екатерининскую церковь. Храм был построен как семейная усыпальница для дворянского рода Волоцких. Это небольшая постройка в виде ротонды в стиле ампир.
  • Успенскую церковь. Постройка была перевезена из другого монастыря, как музейный экспонат — она считается древнейшей деревянной шатровой церковью.
  • Церковь Всех Святых. Изначально была построена как больничный храм, но позднее ее функции изменились и здание подверглось перестройке.
  • Кладовые монастыря. Постройка находится у северо-западной стены. Двухъярусная галерея была возведена до 1675 года.
  • Монашеские кельи. Всего на территории монастыря 4 вида келий: летние и зимние настоятельские кельи, древненастоятельские и братские.
  • Часовню. Небольшая деревянная часовенка построена над колодцем, который, по легенде, выкопал сам Димитрий. Вода из колодца освящается.
  • Крепостные сооружения: башни, ворота, стены. 5 башен монастыря образуют многоугольник трапециевидной формы. Общая протяженность — 950 метров. Въезд в монастырь осуществляется через Святые ворота в западной стене.

Из современной инфраструктуры в монастыре действуют хлебная лавка и столярная мастерская. Паломническая служба Спасо-Прилуцкого монастыря предлагает остановиться в Доме паломника, расположенном неподалеку — в селе Юношеское, у Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.

Экскурсии по Спасо-Прилуцкому монастырю в Вологде проводятся за фиксированное пожертвование (можно оставить больше):

  • Взрослые — 100 рублей.
  • Иностранцы — 200 рублей.
  • Дети, пенсионеры, студенты — 50 рублей.
  • Группы до 10 человек — 1000 рублей.
  • Иностранные группы до 10 человек — 2000 рублей.

Экскурсии проводятся ежедневно. С понедельника по субботу экскурсионное сопровождение возможно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 на полчаса). По воскресеньям — с 12:30 до 17:00. На период христианских праздников график экскурсий необходимо уточнять на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде или вконтакте.

История Спасо-Прилуцкого монастыря

Православный монастырь в Прилуках основан в 1371 году. На протяжении следующих столетий обители и ее заступнику святому Димитрию Прилуцкому приписывались чудеса спасения от эпидемии, наказания разграбивших город и обитель от вятичей, помощи в защите Вологды.

Большая часть строений монастыря возводилась в XVI и XVII веках. Например, деревянная Успенская церковь построена в 1519 году. Позднее возведены Спасский собор, Вознесенская и Введенская церкви, а также другие объекты.

Пик процветания монастыря пришелся на конец XVII — начало XVIII века, когда он вошел в число богатейших обителей Русского Севера, имел несколько вотчин в Вологодчине. К этому периоду принадлежат сохранившиеся на территории комплекса хозяйственные постройки.

В 1918 году красноармейцы обыскали монастырь и составили опись его имущества. В годы Гражданской войны на его территории находился склад взрывчатых боеприпасов, памятник чудом уцелел — однажды начавшийся пожар быстро потушили.

Комплекс отреставрировали в 1950-е годы, а количество хозяйственных и социальных объектов стало постепенно сокращаться. Филиалом Вологодского музея-заповедника монастырь стал в 1979 году.

Монахи вернулись в монастырь только в 1990-е годы, уже после распада Советского Союза. С тех пор Спасо-Прилуцкий мужской монастырь успешно функционирует и снова является одним из региональных центров православия Вологодской области, где прихожане и местные монахи имеют возможность развиваться и совершенствоваться духовно.

На территории также находится кладбище с могилой поэта Батюшкова, на которую в юбилейные годы приходят поклонники его творчества. В городе функционирует и музей Батюшкова.

Онлайн-экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю на панорамах Google Maps

Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря

Основной транспорт до монастыря — городские автобусы до остановки «Прилуки». Подходящие рейсы от ж/д и автовокзала — № 14, 28. Эти же автобусы и рейс № 22 подойдут для туристов с Торговой площади.

Поездка на автобусе из центра Вологды в среднем займет 25–30 минут.

В сезон навигации альтернатива автобусам — круизные кораблике по реке Вологде, отправляющиеся от Кремлевской площади до монастыря. Этот маршрут популярен у туристов — с реки открываются весьма живописные виды.

Кроме того, посетить монастырь можно с организованными экскурсиями и турами.

Поездка на такси обойдется от 200 рублей. В Вологде вызвать такси можно через приложения Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь на видео: обзор с высоты, история

Спасо-Прилуцкий монастырь

Один из крупнейших и старейших памятников православной архитектуры, который знает на сегодняшний день русский север, — Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный учеником Сергия Радонежского — Димитрием Прилуцким.

Кроме того, именно этот объект культурного наследия представляет собой уникальный ансамбль оригинальных зданий монастыря, которые практически не подвергались изменениям с начала своего основания. Во многом только благодаря этому, каждый объект постройки считается местом повышенного внимания со стороны поклонников православной культуры, тем более что в одном из соборов мужского монастыря покоятся мощи его основателя, Димитрия Прилуцкого.

В этом контексте стоит отметить, что, после отхода в лучший мир первого настоятеля, чудеса не заставили себя ждать. Но до современников дошли лишь несколько упоминаний.

Во-первых, вологодским жителям пришёлся очень к месту гроб с мощами святого в тот момент, когда несколько веков назад местные жители стали массово умирать от судорог, а болезнь приняла достаточно серьёзный характер. По свидетельствам очевидцев, только поход к раке святого помогал навсегда исцелиться. Хотя опытные эксперты усматривают в подобных материалах немного объективных фактов.

Более «реальные» чудеса произошли с вятичами, которые имели неосторожность обидеть добропорядочных жителей Вологды. Согласно упоминаниям в летописи, все захватчики утопли неподалёку в болотах, а тот человек, который покусился на главную святыню монастыря, и вовсе был убит неведомою силой.

Однако самые удивительные метаморфозы со зданиями монастыря произошли после прихода к власти коммунистов, как многие уже наверняка успели догадаться. Лихие революционеры в срочном порядке выселили с территории настоятеля и послушников, а всех сопротивлявшихся и сочувствующих расстреляли прямо на месте. Все сколько-нибудь стоящие церковные реликвии продали для того, чтобы накормить жителей Поволжья и оплатить революционные нужды. А до пятидесятых годов двадцатого столетия в Спасо-Прилуцком монастыре успели устроить военные склады, кинотеатр, пересыльную тюрьму для раскулаченных и ещё целый ряд учреждений самой разной направленности.

В современной России это место вновь вернулось к своим истокам, и теперь на территории вновь возродился мужской монастырь, а часть зданий отведено под Вологодский музей-заповедник. Так что, пройдя свой многовековой, тернистый путь, Спасо-Прилуцкий монастырь снова стал местом для духовного роста многих прихожан и монахов обители.

На что обратить внимание

Большинство построек обители относятся к 16-17 векам, в том числе Спасский собор (1537), надвратная Вознесенская (1587) и Введенская (1623) церкви, палаты 16 века. Деревянная Успенская церковь (1519) на территории монастыря и вовсе старейший сохранившийся шатровый храм.

Маленький двор Спасо-Прилуцкого монастыря вмещает много построек и 17-08 столетий. Поклонники творчества поэта Батюшкова в памятные даты посещают его могилу, которая находится на монастырском кладбище.

Координаты

Адрес: Вологда, село Прилуки.

Телефон привратной:(8172) 55-92-24.

Как добраться: от ж/д вокзала на троллейбусе № 5, №4 до конечной остановки маг. Бригантина. Далее на автобусе №103, №29 или маршрутном такси до остановки Прилуки. Время проезда от ж/д вокзала до монастыря составляет около 40 минут.

Монастырь отрыт для посещения во время богослужений, в остальное время с экскурсионным обслуживанием. Паломникам предоставляется монастырская гостиница (странноприимный дом). При себе необходимо иметь паспорт.

Спасо-Прилуцкий монастырь

Один из самых древних и крупных монастырей Русского Севера. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь основан в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким.

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее-заповеднике.

Монастырь является комплексом памятников архитектуры XVI—XVIII веков, среди которых пятиглавый Спасский собор (1537—1542 годы) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века).

В 1924 году Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт. Долгие годы здесь размещались различные учреждения: дом инвалидов, пересыльная тюрьма, военные склады, музей.

В 1991 году в обители возобновилась монашеская жизнь. В 1992 году здесь отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, совершивший Всенощное Бдение и Божественную Литургию на престольный праздник Всемилостивого Спаса (14 августа) в нижнем храме Спасского собора. Вокруг обители во главе с Патриархом прошел крестный ход, после чего был освящен колокол – самый большой на монастырской колокольне.

В монастыре покоятся мощи его основателя святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия. Также в монастыре находится могила русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855).

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь

Основан в 1371 г. прп. Димитрием Прилуцким. Располагался на территории Вологодского уезда Вологодской губернии. Ныне – территория г. Вологды. Действующий монастырь.

Спасо-Прилуцкий монастырь // Вологодские губернские ведомости. – 1839. – № 15. – С. 116-119; № 16. – С. 124-127.

Прилуцкий монастырь : (из дорожных записок) // Лучи. – 1859. – Т. 19. – № 10. – С. 226-238. – Фотокопия. – В конце подпись: Н. С.

Суворов Н. И. Несколько новых любопытных сведений о третьем раззорении Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в начале XVII столетия / Н. И. Суворов // Вологодские губернские ведомости. – 1863. – № 8. – С. 25.

Спасо-Прилуцкий монастырь // Вологодские губернские ведомости. – 1865. – № 10. – С. 69-70.

Суворов Н. И. Крестный ход, 3-го июня, из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь и чудотворный образ преподобного Димитрия Прилуцкого / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1865. – № 11. – С. 433-439.

Юбилейный праздник 3-го июня сего года в Спасо-Прилуцком монастыре // Вологодские епархиальные ведомости. – 1871. – № 12. – С. 491-493.

Сергеев И. Вологодская губерния / И. Сергеев // Мирской вестник. – 1872. – № 3. – С. 42-78; № 4. – С. 57-82. – Из содерж. : Древний Спасо-Прилуцкий монастырь. – С. 75-77.

Суворов Н. И. Несколько новых сведений для истории Спасо-Прилуцкого монастыря / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1874. – № 13. – С. 227-232.

Суворов Н. И. Еще несколько сведений для истории Спасо-Прилуцкого монастыря / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1874. – № 16. – С. 263-267.

Суворов Н. И. Возобновление и освящение Вознесенской церкви над святыми вратами в Спасо-Прилуцком монастыре / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1876. – № 14. – С. 203-206.

Спасо-Прилуцкий монастырь близ Вологды // Нива. – 1883. – № 9. – С. 210.

Степановский И. К. Спасо-Прилуцкий монастырь / И. К. Степановский // Вологодская старина : ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 61-73.

Степановский И. К. Заметка о разборе библиотеки Спасо-Прилуцкого монастыря / И. К. Степановский // Вологодская старина : ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 525-526.

Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь // Вологодский иллюстрированный календарь на 1893 год. – Вологда, 1892. – С. 39-43: ил.

К истории Вологодского Спасоприлуцкого монастыря / сообщ. Н. С. [Н. И. Суворов] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1895. – № 19. – С. 316-319.

Савваитов П. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря / с рис. по фотографиям свящ. С. Непеина; [сост. в 1844 г. П. Савваитовым, испр. и доп. в 1884 году Н. Суворовым]. – 3-е изд. – Вологда : Тип. губ. правл., 1902. – 57 с.

Непеин С. А. Крестный ход в Прилуцкий монастырь 3 июня // Вологда прежде и теперь / С. А. Непеин. – Вологда, 1906. – С. 45-47 : ил.

Нестор (Светлосанов). Вологодский мужской, второклассный Спасо-Прилуцкий монастырь : по документам Спасо-Прилуцкого монастыря / сост. иеромонах Нестор Светлосанов. – Одесса : Тип. Е. И. Фесенко, 1907. – 16 с.

Святая обитель // Церковное слово. – 1907. – № 48. – С. 755-761.

Об истории и традициях Спасо-Прилуцкого монастыря.

Лебедев В. Путешествие воспитанников Вологодского духовного училища во святые обители / В. Лебедев // Вологодские епархиальные ведомости. – 1910. – № 11. – С. 177-179.

О посещении Спасо-Прилуцкого монастыря и Владимирской Заоникиевой пустыни.

Неофит (игумен). Спасо-Прилуцкий монастырь 17 января / Неофит (игумен) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1910. – № 6. – С. 79-89.

Крестный ход в Спасо-Прилуцкий монастырь.

Неофит (архимандрит). Память о духовной дружбе преподобных Сергия и Димитрия / Неофит (архимандрит) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1910. – № 24. – С. 481-487.

О крестном ходе в Спасо-Прилуцкий монастырь.

Лукомский Г. К. Монастыри : Прилуцкий монастырь // Вологда в ее старине : описание памятников художественной и архитектурной старины / Г. К. Лукомский. – СПб., 1914. – С. 227-251 : ил.

Савваитов П. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря / [сост. в 1844 г. П. И. Свваитовым, испр. и доп. в 1884 г. Н. И. Суворовым, в 1902 и 1914 гг. испр. и доп. И. Суворовым]. – 4-е изд. – Вологда : Тип. губ. правл., 1914. – 75 с. : 1 л. ил.

Шляпкин И. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого монастыря Арсения Высокого 1584 года / И. Шляпкин. – СПб., 1914. – 28 с.: ил., 2 л. факс. – Текст «Указца» на церк.-слав. яз.

Вологодская губерния : обителей мужских 28, женских 5 // Православные русские обители : полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / [сост. П. П. Сойкин]. – Репринт. изд. – СПб., 1994. – С. 72-102 : ил.

В т. ч. о Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре Вологодского уезда.

Жучкова И. Л. Материалы Спасо-Прилуцкого монастыря в фондах РГАДА (обзор) / И. Л. Жучкова // Вологда : ист.-краевед. альм. – Вологда, 1997. – Вып. 2. – С. 634-642.

Памятники письменности в музеях Вологодской области. Ч. 4, вып. 3. Документы XVI-начала XX веков Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; [сост.: Н. Н. Малинина, В. В. Морозов] : каталог-путеводитель. – Вологда : Вологод. гос. ист.-архит. и худож. музей-заповедник, 1998. – 294 с.

Из содерж. : Спасо-Прилуцкий монастырь. – С. 147-154.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь: село Прилуки близ Вологды // Русские монастыри : Север и Северо-Запад России : Псковская, Новгородская, Санкт-Петербургская, Вологодская, Петрозаводская, Сыктывкарская, Архангельская, Мурманская епархии : посв. 2000-летию Рождества Христова. – М., 2001. – С. 393-397: фот.

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь Вологодской епархии. – Вологда : Коммерч. комп., 2002. – 17 с. : цв. ил.

Анишина А. П. Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь / А. П. Анишина // Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского : тексты и словоуказатель / под ред А. С. Герда. – СПб., 2005. – С. 41-58.

Дадыкина М. М. Писцы Обросимовы в истории Спасо-Прилуцкого монастыря XVII века / М. М. Дадыкина // Кириллов: краевед. альм. – Вологда, 2005. – Вып. 6. – С. 21-30.

Прилож.1: Перечень имен представителей рода Обросимовых; Прилож. 2 : Род писцов Обросимовых [генеалогическая таблица].

Спасо-Прилуцкий монастырь // Православные храмы и монастыри / А. Низовский. – М., 2005. – Ч. 10. Русская Фиваида. – С. 311-313.

В т. ч. о преподобном Ферапонте Белозерском.

Анишина А. П. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ монастырь / А. П. Анишина // Православная энциклопедия. – М., 2006. – Т. XIV. – С. 712-719.

Древняя обитель над Вологдой // Дорога к Северной Фиваиде : альбом-путеводитель / авт. текста Н. Малахова. – М., 2007. – С. 202-217.

О Спасо-Прилуцком монастыре.

Никитинский И. Ф. Об археологических работах 1987 г. в Спасо-Прилуцком монастыре / И. Ф. Никитинский // Ферапонтовские чтения, 2004-2006 : [сборник]. – Ферапонтово, 2007. – Вып. 1 : История и культура монастырей Русского Севера. – С. 152-157.

Павловский А. А. Обители Российской империи : Вологодская епархия / А. А. Павловский // Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. – Репринт. воспр. изд. 1907 г. – СПб., 2008. – Ч. 1, гл. 6. – С. 91-128. – Из содерж. : Вологодский Спасо-Прилуцкий 2-го класса мужской монастырь. – С. 100-101.

Иоасаф (иеромонах). Преподобные отцы наши Димитрие и Игнатие, молите Бога о нас! / иеромонах Иоасаф // Благовестник. – 2011. – № 2. – С. 44-45.

Об археологических изысканиях мест погребения святых мощей преподобных Димитрия и Игнатия.

Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв. : исследование и тексты / отв. ред. М. С. Черкасова. – Вологда : Древности Севера, 2011. – 495 с. – Содерж. : Спасо-Прилуцкий монастырь. – С. 27-108.

Рогулина Н. Н. Крест «киликиевский» / Н. Н. Рогулина // Великий князь и государь всея Руси Иван III : каталог выставки. – М., 2013. – С. 86-89.

Дионисий. Святыни Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря в Казанских походах русского воинства / игумен Дионисий (Воздвиженский) // Благовестник. – 2014. – № 2. – С. 20-23.

Настоятели

Суворов Н. И. К истории Спасо-Прилуцкого монастыря. Указ Святейшего Синода о лишении Спасо-Прилуцкого архимандрита Гавриила Воронова архимандритства, священства и монашества, 1737 года / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1894. – № 12. – С. 175-180.

Евтихиан Лестев : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 20. – С. 770.

Евтихиан – архимандрит, настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря с 1821 по 1833 гг.

Афанасий Борисович : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 20. – С. 771.

Афанасий – архимандрит и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря с 1841 по 1846 гг.

Ювеналий Знаменский : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 20. – С. 772-773.

Ювеналий (в миру Знаменский) – архимандрит, настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря с 1849 по 1860 гг.

Ионафан Руднев : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 20. – С. 773-774.

Ионафан (в миру Руднев) – архимандрит, настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря с 1860 по 1864 гг., с 1869 г. – епископ Олонецкий.

Полиевкт Пясковский : [краткие биогр. сведения] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 20. – С. 774-775.

Полиевкт (Пясковский) – настоятель Вологодского Свято-Духова монастыря с 1862 по 1864 гг., с 1867 года – архимандрит Спасо-Прилуцкого монастыря, далее епископ Рязанский.

Некролог : [Полиевкт Пясковский] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1906. – № 7-8. – С. 214.

Полиевкт (Пясковский) – настоятель Вологодского Свято-Духова монастыря с 1862 по 1864 гг., с 1867 года – архимандрит Спасо-Прилуцкого монастыря, далее епископ Рязанский.

Непеин С. А. Пятидесятилетие служения в священном сане настоятеля Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря архимандрита Анатолия / С. А. Непеин // Вологодские епархиальные ведомости. – 1906. – № 2. – С. 28-35.

Анатолий (в миру Александр Смирнов) – архимандрит с 1888 по 1908 гг.

Воскресенский А. Наречение и хиротония настоятеля Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря архимандрита Неофита во епископа Измаильского, второго викария Кишиневской епархии / А. Воскресенский // Вологодские епархиальные ведомости. – 1913. – № 7. – С. 169-177.

Назначение во епископа [настоятеля Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря архимандрита Неофита] // Вологодский листок. – 1913. – № 510 (17 февр.). – С. 2.

«Колеблются стены государства нашего. » // Красный Север. – 1997. – 12 ноября. – С. 3а.

О церковном деятеле Вологодской епархии начала XX века, архимандрите Неофите (в миру Н. Н. Следникове), миссионере, настоятеле Спасо-Прилуцкого монастыря. С публикацией отрывков из его статей.

Дионисий (Воздвиженский). Без духовной дистрофии : Игумен Дионисий (Воздвиженский) о посте : [беседа с настоятелем Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря игуменом Дионисием] / беседовал П. Давыдов; фото А. Колосова // Благовестник. – 2013. – № 4. – С. 14-15 : фот.

Дионисий (Воздвиженский) – игумен Спасо-Прилуцкого монастыря.

Архитектура

Архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря : [буклет] / Вологодский областной краеведческий музей. – Вологда : [б. и., б. г (1981)]. – 1 л. (слож.в 8 с.).

Каменских Е. А. Крепостные стены монастырей – образец русского оборонного зодчества XVI – XVII вв. / Е. А. Каменских, О. В. Ронжина // Молодые исследователи – регионам : материалы всерос. науч. конф. – Вологда, 2009. – Т. 1. – С. 247-250.

В т. ч. на примере Спасо-Прилуцкого и Кирилло-Белозерского монастырей.

Восстановление и реставрация

Степанченко Д. Возрождается первозданная красота / Д. Степанченко // Красный Север. – 1959. – 21 июня. – С. 4.

О реставрации Спасо-Прилуцкого монастыря

Гусев В. Воссозданная красота / В. Гусев // Вологодский комсомолец. – 1966. – 19 августа. – С. 4.

Реставрация Прилуцкого монастыря

Белов Г. П. Вопросы реставрации Спасо-Прилуцкого монастыря / Г. П. Белов // Охрана, реставрация и изучение памятников архитектуры и живописи Вологодской области : тез. докл. и сообщ., Вологда, 8-9 июля 1976 г. – Вологда, 1976. – С. 28-29.

Петрова Т. Преображение монастыря / Т. Петрова // Вологодские новости. – 2007. – 23-29 мая. – С. 1.

История России

История России

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ ВОЛОГОДСКИЙ МОНАСТЫРЬ — православный монастырь, основанный в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким 1 .

Является комплексом памятников архитектуры XVI—XVIII веков, среди которых пятиглавый Спасский собор (1537—1542 годы) и Успенская церковь, перенесённая из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя святого Димитрия Прилуцкого, из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия.

Монастырь основан в 1371 году Димитрием, игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, ближайшим последователем и духовным другом преподобного Сергия Радонежского. Димитрий принял монашеский постриг в Успенском Горицком монастыре, а вскоре, приняв сан священства, основал неподалёку Никольский монастырь «на Болоте» и стал его игуменом.

Согласно житию Димитрия, бежав от «славословия и восхваления», он покинул Переславль, взяв с собой своего ученика Пахомия. Димитрий и Пахомий двинулись на Север, в сторону «Холодного моря», и остановились недалеко от Вологды, близ селения Авнега у реки Лежи, где поставили церковь Воскресения. Однако местным жителям приход старца пришёлся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и сёлами нашими…«, и Димитрий с Пахомием были вынуждены двинуться дальше. Достигнув Вологды, Димитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря«. Димитрий и Пахомий выбрали место для постройки монастыря в излучине реки Вологды.

Постройка монастыря нашла поддержку у Дмитрия Донского. Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, в то время как Димитрий Прилуцкий был крёстным отцом его детей.

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящён в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов.

Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Вологды в Кириллов, Белозерск и важнейшие русские центры международной торговли XVI века — Холмогоры и Архангельск, а также соединявших Вологду с центрами наиболее доходных промыслов средневековья — солеварения (Сольвычегодск и Тотьма) и промысла рыбы и пушнины (весь Север). Связи монастыря с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV века.

Монастырь использовался как место ссылки. В 1493 году сюда были заточены великим князем Иваном III княжичи углицкие Иван и Дмитрий — сыновья углицкого князя Андрея Горяя.

Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537—1542 годах в монастыре Спасский собор был возведён в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освящённой на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома. Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году Бориса Годунова, в 1613 году Михаила Фёдоровича.

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы. В 1615 году монастырь был разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем с дворянами, детьми боярскими и казаками, пришедшими на Вологду «для оберегания». В 1619 году монастырь вновь подвергнут разграблению со стороны литовцев и «русских воров». 18 (31) декабря 1619 года в монастыре была сожжена трапезная с находившимися в ней людьми. В этот день было сожжено 59 и убито 32 монаха, а всего погибли более 200 человек.

В конце XVII—XVIII веках монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, одним из крупнейших землевладельцев и торговцев солью.

В августе 1924 года монастырь закрыт. Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады.

16 июня 1990 года, на праздник Сретения иконы Димитрия Прилуцкого, впервые после закрытия монастыря был проведён крестный ход до церкви Лазаря Праведного на Горбачёвском кладбище. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви.

КОММЕНТАРИИ

1 ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ (?-11.02.1392 г.) — основатель и игумен Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря, православный святой.
Родился в Переяславле-Залесском в богатой купеческой семье. С детства обучился грамоте, но торговыми делами не интересовался. Юношей принял постриг в Переяславском Горицком монастыре и вскоре переселился «на болото» — болотистое место на окраине Переяславля, в одной версте от Плещеева озера. Здесь Димитрий основал монастырь во имя св. Николая, в котором его неоднократно посещал Сергий Радонежский. По просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского Димитрий был воспреемником при крещении одного из его сыновей.
На рубеже 1360-1370-х гг. он покинул Никольский монастырь и вместе с учеником Пахомием ушел на север. В 20 верстах от Вологды он основал храм Воскресения Христова. Однако местные жители потребовали от монахов покинуть эти места, ибо боялись попасть в кабалу к новому монастырю. Летом 1371 г. Димитрий и Пахомий обосновались близ с. Прилуцкое, на повороте (луке) р. Вологда, в трех верстах от города. 1 августа 1371 г. был освящен храм во имя Спаса Иисуса Христа, Пречистой Матери и в честь Животворящего Креста Господня. Возникший вскоре монастырь стали прозывать Спасо-Прилуцким, а самого Димитрия — Прилуцким.
Димитрий ввел в монастыре общежительный устав. По его повелению в храме было устроено особое место, где он молился. Димитрий придерживался очень строгого поста — неделями обходился без пищи, только в праздники позволяя себе есть хлеб с водой. На теле он носил тяжелые железные вериги, зимой и летом ходил в заскорузлом тулупе из жесткой овчины.
По преданию, Димитрий обладал даром провидения. Так, он предсказал смерть Дмитрия Донского. Похоронен Димитрий Прилуцкий в построенной им церкви. Общерусское почитание установилось в кон. XV в. День памяти: 11 (24) февраля.

pharmateacher

pharmateacher

В четырех километрах от Вологды находится село Прилуки.
Сюда я попала почти случайно. Почти — потому что Прилуки я планировала, но не в тот день.

А в тот день утром вышла из отеля, намереваясь поехать в музей деревянного зодчества, что в деревне Семенково. Но нечаянно села не на тот автобус. Надо было на №37, а я взошла почему-то в № 28. Очень «похожие» номера, ндя. )

Узнала, куда идет тот, на котором ехала, и решила не выходить. Ну, что.. Прилуки — так Прилуки. Просто меняется очередность поездок)

Добрая тетенька-кондуктор подсказала мне, где выходить, но я бы могла и не спрашивать : монастырь хорошо виден при подъезде к нему. Зато поговорили душевно в дороге)

Спасо-Прилукский монастырь — один из крупнейших на русском севере, основанный в 14 веке учеником Сергия Радонежского, игумена всея Руси, — Димитрием Прилуцким .

Монастырь получил название по соборной Спасской церкви и местоположению — изгибу реки Вологды, которая образует тут луку (при луце — у крутой луки, извилины реки).

Расположение монастыря было выбрано не случайно. Спасо-Прилуцкий монастырь стоит на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Москвы в Кириллов и Белозерск, и далее в Холмогоры и Архангельск, которые являлись в то время важнейшими центрами международной торговли.

Дмитрий Донской жертвовал средства на постройку монастыря, Димитрий Прилуцкий был крестным отцом его детей.

Что удивительно, архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря практически не подвергся изменениям с начала своего основания, сохранился полностью и сейчас находится в отличном состоянии.

Перед монастырем разбит приятный парк с лавочками, детскими площадками.

Вход в монастырь — через Святые ворота в Надвратной церкви Вознесения с колокольней.
Святые ворота имеют два арочных проема. На снимке ниже сами ворота обрезаны, но немного видны. Пошире арка — для всадников и телег, поуже — для пеших визитеров.

При входе — коробки с юбками и платками для туристов, которые одеты неподобающе для посещения монастыря.

Справа от входа есть монастырская хлебная лавка, где можно купить выпеченные здесь же хлеб , пирожки, вологодские сладости: пастилу, мармелад, клюкву в сахаре и т.д. Кофе, чай. Стоят столики, можно присесть и перекусить.
Я выпила кофе с плюшками, все действительно очень вкусно. Купила монастырского зефира с изюмом и цукатами.

Работает иконная лавка, где продаются православные книги, в том числе и рассказывающие о Спасо-Прилуцком монастыре, а также различные сувениры.

На территории монастыря (она занимает около трех гектаров) расположены храмы, жилые и хозяйственные постройки. Большинство построек относятся к 16-17 векам.

Рядом с иконной лавкой есть монастырский пруд.

Тихо, спокойно..Уточки спят)

Территория монастыря окружена крепкой каменной стеной длиной около одного километра с пятью величественными башнями.
Давайте, я вам сейчас их покажу все.

Водяная башня. Это единственная башня с проходными воротами.
Через ворота этой башни в монастырь раньше провозили воду.
Сейчас отсюда можно попасть на галереи вдоль стен.

Ниже — вид на башню со стороны реки Вологды.

И вид за пределы монастыря из бойницы.

Южная башня. Это самая высокая башня монастыря , порядка 20 метров в высоту.
Грани Южной башни, как и Белозерской и Вологодской, в 19 веке были выкрашены в белый, желтый и оранжевый цвета и такими остаются и сейчас.

Виден железнодорожный мост, по которому проложены пути, соединяющие Вологодскую и Архангельскую области.
В ближайшей округе это единственный мост через реку.

Высокая и мощная Вологодская башня сильно выступает за линию стен.

Она очень похожа на Южную башню. Главные отличия внешнего вида заключаются, пожалуй, в количестве граней. Их тут 12 штук вместо 16.

Высота стен в некоторых местах доходит до 7 метров, а толщина превышает два метра. В стене у Вологодской башни видны заложенные когда-то ворота.

Башни задумывались как главные оборонительные сооружения монастыря.
Они имеют несколько ярусов бойниц и приспособлены к круговой обороне.

В стенах между башнями также устроены бойницы: арочные нижние — для подошвенного боя, длинные тонкие и косые в среднем ярусе и узкие в верхнем ярусе — для верхнего боя.

Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стен устроена площадка-галерея, служащая ходом по периметру ограды и позволявшая вести верхний бой.

На фоне соседних башен Белозерская башня довольно приземиста и проста, однако, это нисколько не ущемляет ее предназначения, как оборонительного элемента.

Место прогулки ограничили стенами и башнями, теперь пройдемся по внутренней территории)

Главный храм обители — собор Всемилостивого Спаса (1537–1542) или Спасский Собор .

Во время Отечественной войны 1812 года Спасо-Прилуцкий монастырь хранил святыни и сокровища Патриаршей ризницы, а также ризниц Троице-Сергиевой Лавры и других крупных московских храмов.

В соборе есть верхний и нижний храм. Верхний был закрыт, увы. В нижний я зашла.
Нижний храм Спасского собора освящен во имя святого основателя обители – преподобного Димитрия Прилуцкого. В монастыре хранятся его мощи, которые считаются чудотворными.

Чудеса по молитвам у гробницы святого Димитрия совершаются уже больше 600 лет.

Несколько веков назад местные жители стали массово умирать от судорог, болезнь приняла достаточно серьезный характер. По свидетельствам очевидцев, только поход к раке святого помогал навсегда исцелиться.

Чудеса произошли также с вятичами, которые имели неосторожность обидеть жителей Вологды.
Согласно упоминаниям в летописи, все захватчики утонули неподалеку в болотах, а тот человек, который покусился на главную святыню монастыря, был убит неведомою силой.

Я была в Вологде в мае, вскоре после Пасхи. Пасхальные украшения в церкви еще не были сняты все.

Крытая галерея-переход соединяет Спасский собор с трапезной Введенской церкви. В церкви при трапезной, купол которой виден, в 1927–1928 годах был устроен киноклуб с буфетом, игрались спектакли.

Раз упомянула 1920-е годы. В послереволюционные годы настоятель и послушники были выселены с территории монастыря , а все сопротивлявшиеся и сочувствующие были расстреляны на месте.

Все сколько-нибудь стоящие церковные реликвии были проданы для того, чтобы накормить жителей Поволжья и оплатить революционные нужды.
До пятидесятых годов двадцатого столетия в строениях Спасо-Прилуцкого монастыря были военные склады, кинотеатр, пересыльная тюрьма для раскулаченных и еще целый ряд учреждений самой разной направленности.

В 1990-х мужской монастырь вновь возродился.

Так воот. Движемся уже к выходу).
Соборная колокольня.Выстроена новая между 1644 и 1656 годами.
Подняться на нее я не догадалась. Может быть, туда не пускают и я ничего не потеряла.

На территории монастыря еще есть замечательный памятник русского зодчества — деревянная шатровая Успенская церковь,
древнейший в России сохранившийся шатровый храм (1519 год ). Его вывезли в 1962 году из закрытого нынче Александро-Куштского монастыря, расположенного неподалеку .

Рядом с храмом — могила русского поэта 19 века Константина Батюшкова, который и родился, и умер в Вологде.
В Вологде есть дом-музей поэта и памятник ему.

Поклонники творчества поэта Батюшкова в памятные даты посещают его могилу.

Недалеко от Успенской — Екатерининская церковь.
Церковь во имя святой великомученицы Екатерины и святого равноапостольного великого князя Владимира построена в 1830 году вологодским губернским предводителем дворянства В. А. Волоцким как семейная усыпальница.

Ну, и братские кельи . Раньше были больничным корпусом. Строительство началось в 17 веке, закончилось в 1790 году.
С востока к корпусу келий в 1721 году была пристроена Всехсвятская церковь.

Паломники могут остановиться в монастырской гостинице.

После прогулки внутри стен монастыря я неспешно обошла его по периметру. Посидела на берегу реки Вологды.
Как хорошо.. Никаких толп туристов, никаких многоэтажек, тишина..

Шла по деревне потом мимо чьего-то дома — мальчики наполняли ведра водой из колодца. Напоили чистой , холодной колодезной водой. Улыбнулись.
Весна на улице и в душе.)

Удивительная атмосфера места. Словами не передать.

И поехала обратно, в Вологду. На правильном автобусе)

Спасо прилуцкий монастырь вологда

Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

Недавно летом мы с дочерью были в Вологде и осмотрели подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Это большой архитектурный комплекс, который в настоящее время отреставрирован и содержится в почти идеальном состоянии. Мы всё осмотрели, фотографировали, зашли в монастырский магазин, где купили иконы и чётки.

Из истории монастыря

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 г. св. Дмитрием Прилуцким — учеником и последователем преподобного Сергия Радонежского. Монастырь расположен в прекрасном месте — в селе Прилуки под Вологдой, в излучине реки Вологды, отчего и получил своё название (Прилуцкий).

В 1924 году, в советское время, монастырь был закрыт. Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество — различным учреждениям. В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х — 1970-х годах он был занят под военные склады. В монастыре располагался кинотеатр, дом инвалидов. С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, при этом многим из них был возвращён предполагаемый облик XVI—XVII веков.

В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. 16 июня 1990 года, на праздник Сретения иконы Димитрия Прилуцкого, впервые после закрытия монастыря, был проведён крестный ход до церкви Лазаря Праведного на Горбачёвском кладбище. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь.

В 1991 году был вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви.

Дважды, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается ставленническое отделение Вологодского православного духовного училища, готовящего будущих священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархии. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения. Подворьем монастыря является церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке в Вологде и с 1994 по 2003 год был Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь в Грязовецком районе Вологодской области.

Прилуцкий монастырь. Фотография Сергея Бондаренко

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь в Вологде

Путеводитель по святым местам

Вечер в Прилуках Фото: Марина Никифорова / 35photo.ru

Обитель была основана в конце XIV века преподобным Димитрием Прилуцким, сомолитвенником и другом преподобного Сергия Радонежского — игумена всея Руси. Чудеса по молитвам у гробницы святого Димитрия совершаются уже больше 600 лет.

Удивительно гармоничный архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря сохранился полностью и сейчас находится в отличном состоянии.

Главный храм обители — собор в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня (1537-1542). На территории монастыря (она занимает около 3 гектаров) расположены другие храмы, жилые и хозяйственные постройки XVII-XVIII веков. Окружает обитель мощная стена длиной около 1 километра с пятью величественными башнями. Необычная окраска стены — не современные выдумки; примерно так выглядел монастырь в конце XIX — начале XX века.

Во время Отечественной войны 1812 года Спасо-Прилуцкий монастырь принимал святыни и сокровища Патриаршей ризницы, а также ризниц Троице-Сергиевой Лавры и крупных московских храмов. Почти три месяца пребывали они в соборе Всемилостивого Спаса, а потом возвратились в Москву.

Святыни

Фото: иеромонах Иларион (Бережных) / vologda-mitropolia.ru

Нижний храм Спасского собора освящен во имя святого основателя обители — преподобного Димитрия Прилуцкого. Здесь под спудом почивают его мощи. Рядом погребены мощи еще двух святых — преподобного Игнатия (в миру князя Иоанна Угличского) и его младшего брата Димитрия, местно почитаемого в лике святых.

У раки преподобного Димитрия — вериги, по преданию, принадлежавшие основателю Прилуцкой обители, и игуменский посох. Здесь же установлен образ преподобного Димитрия в житии — это копия с иконы, написанной знаменитым иконописцем Дионисием, оригинал хранится в Вологодском музее-заповеднике.

Еще одна реликвия, связанная с именем святого основателя монастыря, — колодец, который, по преданию, ископал преподобный Димитрий. Он находится у алтаря собора, над ним поставлена часовня.

Крестные ходы

Несколько раз в год братия монастыря, многочисленные прихожане и клирики вологодских храмов совместно совершают крестные ходы вокруг монастыря с образом преподобного Димитрия. Ближайший из таких ходов будет совершен 1/14 августа — в празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, Происхождение (изнесение) честных древ Креста Господня. Это храмовый праздник обители.

В храмовый праздник обители — 1/14 августа — совершается большой крестный ход

Торжественным крестным ходом вокруг обители отмечается другой монастырский праздник — день сретения чудотворного образа преподобного Димитрия — 3/16 июня.

Богослужение

Прилуки. Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) / Expo.Pravoslavie.Ru

По будним дням: в 5:00 — утреня, в 7:00-7:30 — Божественная литургия (исповедь начинается на Часах, перед Литургией, в левой половине храма); в 17:00 — вечерня, затем молебен преподобному Димитрию Прилуцкому;

по воскресеньям и в праздники: накануне в 17:00 — всенощное бдение, после вечерни — молебен с акафистом преподобному Димитрию Прилуцкому; в 9:00 — Божественная литургия.

Достопримечательности

На территории монастыря находится замечательный памятник русского деревянного зодчества — Успенская церковь, древнейший в России сохранившийся шатровый храм (1-я четв. XVI в.), вывезенный в 1962 году из закрытого Александро-Куштского монастыря, расположенного неподалеку от Кубенского озера.

Рядом с храмом — могила русского поэта XIX века Константина Батюшкова.

В Димитриевой обители располагается епархиальное древлехранилище; о том, как оно работает и когда его можно посетить, паломникам расскажет привратник.

Как добраться

До Вологды

Татьяна Юшманова. Вологда

Из Москвы в Вологду идет несколько поездов, среди них — фирменные. Через Вологду проходят поезда, следующие до Архангельска, Мурманска, Воркуты, Сыктывкара, Череповца, Сосногорска, Екатеринбурга.

Из Санкт-Петербурга идут поезда на Вологду и Череповец, есть и проходящие составы — на Екатеринбург и Тюмень, Новокузнецк, Челябинск, Кострому.

Автомобилем можно доехать до Вологды по отличной трассе М-8, это 408 километров.

Путешествия до Вологды из Москвы стоимостью от 500 до 1000 рублей предлагает https://beepcar.ru.

Автобусные маршруты тоже есть, стоимость от 900 рублей, выбрать подходящий можно на rasp.yandex.ru.

До монастыря

Вид с башни Прилуцкого монастыря. Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) / Expo.Pravoslavie.Ru

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь находится на берегу реки Вологды на северной окраине города.

Адрес монастыря: 160901, г. Вологда, Прилуки, улица Монастырская, 2.

Телефон, по которому можно договориться об экскурсии и размещении паломников: (8172) 55 92 24.

От авто- и железнодорожного вокзалов до монастыря можно добраться на автобусах:

№ 14 и 28 — отправляются от остановки городского транспорта у здания автовокзала;

№ 414 — отправляется с платформы автовокзала по расписанию:

6:30, 7:30, 8:00, 8:25, 9:15, 9:40, 10:40, 11:10, 12:15, 12:50, 13:30, 14:05, 14:50, 15:30, 16:00, 17:10, 17:45, 18:15, 18:45, 19:10, 20:10 (по субботам и воскресеньям рейсы 8:25, 11:10, 12:50 и 18:15 отменяются).

Ехать следует до остановки «Прилуки». Подъезжая к ней, вы увидите монастырские стены и башни. От площади имени И.В. Бабушкина, где расположены вокзалы, до монастыря автобус идет примерно 40 минут.

Монастырь открыт для посещения во время богослужений, в остальное время по обители можно пройти с экскурсией.

В обители есть монастырская хлебная лавка, где можно купить выпеченные здесь хлеб и пирожки. Работает иконная лавка, где продаются православные книги, в том числе и рассказывающие о Спасо-Прилуцком монастыре, а также различные сувениры.

Паломники могут остановиться в монастырской гостинице — странноприимном доме.

Музеи Вологды

Софийская площадь г. Вологды. Фото: Архиепископ Максимилиан (Лазаренко) / Expo.Pravoslavie.Ru

Основная экспозиция Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника находится в Вологодском кремле — это самый центр города; колокольня Софийского собора видна отовсюду. Собственно, это не кремль, а архиерейский дом, но вологжане привыкли так называть. В художественном отделе собраны замечательные иконы. Интересны экспозиции во всех филиалах музея-заповедника, их несколько, в том числе — Музей кружева и Музей вологодской ссылки, Дом-музей Петра I и Архитектурно-этнографический музей «Семёнково». И это еще не всё!

Адрес музея: 160000, г. Вологда, ул. С. Орлова, д. 15.

Директор музея-заповедника — Юлия Владимировна Евсеева: 8 (8172) 72-22-83; museum.admin@vologda.ru.

Телефон и e-mail экскурсионно-просветительского отдела: 8 (8172) 72-25-11; excursion@vologdamuseum.ru.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Ссылка на основную публикацию