Спасо преображенский собор мирожского монастыря

Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески

← Ctrl пред.

Содержание

след. Ctrl →

Глава четвертая. Новгород и Псков


[2. Псков. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря]

¦ Прежде чем перейти к новгородским росписям второй половины XII века, следует остановиться на одном интереснейшем псковском памятнике — на фресках Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Эти фрески, еще не законченные расчисткой, возникли около середины XII века (не позднее 1156). Их заказчиком был новгородский епископ Нифонт — грек по происхождению, настойчиво проводивший грекофильскую политику, на почве чего у него возникали конфликты как с киевлянами, так и с . В XII веке Псков входил в число новгородских пригородов и был подчинен в административном и церковном отношении Новгороду. Тяготясь таким положением, Псков добился в 1348 году, на основании Волотовского договора, полной самостоятельности, превратившись в равноправный с «Господином Великим Новгородом» политический центр. Расцвет псковской школы живописи падает на XIV–XV века, однако все говорит за то, что уже в XII–XIII веках в Пскове стали складываться свои традиции. Это доказывают не только псковские иконы XIII века, но и фрески собора Мирожского монастыря, совсем не похожие на современные им новгородские росписи. Хотя в исполнении этих фресок участвовали призванные Нифонтом греческие художники, в них имеются и такие стилистические черты, которые типичны только для произведений псковского мастерства.

[Цв. ил.] 55. Апостолы из Евхаристии. Фреска в левой части алтарной апсиды [Цв. ил.] 56. Фрески в восточной части храма [Цв. ил.] 57. Фрески в южной части храма [Цв. ил.] 58. Фрески в северной части храма
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков. Фрески. До 1156 г. [Цв. ил.] 59. Оплакивание. Фреска на северной стене 30. Никодим из Оплакивания Христа. Фреска на северной стене. Деталь [Цв. ил.] 63. Ангел у гроба. Фреска на восточной стене северной части трансепта

Система росписи следует схеме византийских храмов, но не столичных, а провинциальных. В
¦ конхе апсиды мы видим Деисус, встречающийся на этом месте лишь в памятниках восточнохристианского круга. Над Деисусом представлена Этимасия. Апсида украшена традиционной Евхаристией (под двумя видами) и фронтально поставленными фигурами святителей и дьяконов, размещенными в два яруса. На своде вимы изображено Преображение, на алтарной арке — фигуры Мельхиседека и Аарона, фланкирующие медальон с Христом-Еммануилом, на лицевых сторонах алтарных столбов — Благовещение, фигура стоящей Богоматери-Просительницы со свитком в руках и восседающий на троне Христос (Христос Милосердный), на парусах — евангелисты, между которыми расположены два образа Нерукотворного Спаса и полуфигуры Иоакима (?) и Анны (?), во лбу подпружных арок — полуфигуры Еммануила, Марии и архангела с жезлом (полуфигура в южной арке полностью утрачена), на склонах подпружных арок — ветхозаветные праведники, в простенках барабана — шестнадцать пророков, в куполе — не обычная для XII века полуфигура Пантократора, а восходящее к более старым традициям Вознесение (восседающий на радуге Христос в окружении восьми ангелов и фигур двенадцати апостолов, Иоанна Крестителя и Марии между двумя ангелами). Своды и стены покрыты сплошь фресками, размещенными в виде идущих один над другим фризов (количество таких регистров колеблется от трех до пяти, не считая цокольного пояса, ныне полностью утраченного). В пределах каждого фриза сцены непосредственно переходят одна в другую, поскольку отсутствуют вертикальные членения. Евангельский рассказ начинается не в северной ветви креста (как в Софии Киевской), а в южной. Следовательно, он развертывается справа налево, причем изображения в верхней части стен, то есть в люнетах под сводами, включаются в один ряд с изображениями на сводах: Сретение (восточный склон
¦ южного свода), Крещение (люнета южной стены), Воскрешение Лазаря (западный склон южного свода), Вход в Иерусалим (южный склон западного свода), Тайная вечеря (люнета западной стены), Омовение ног (северный склон западного свода), Распятие (западный склон северного свода), Оплакивание Христа (люнета северной стены), Сошествие во ад (восточный склон северного свода). Далее рассказ утрачивает свою хронологическую последовательность, и фрески в двух ниже расположенных регистрах рассчитаны на восприятие уже вне рамок строгой системы. Так, под Сретением мы видим Уверение Фомы и Рождество Христово, под Крещением — Явление Христа ученикам на море Тивериадском, Призвание апостолов и другие эпизоды, под Воскрешением Лазаря — Моление о чаше и различные сцены чудес, под Тайной вечерей — Сошествие св. Духа, под Распятием — Целование Иуды, Отречение Петра и сцены исцелений, под Оплакиванием — сцены суда над Христом, под Сошествием во ад — Явление женам-мироносицам и Успение. В последнем комплексе фрески можно читать по вертикали (сверху вниз), но на всех других стенах хронологическая последовательность рассказа нарушена, причем эпизоды с чудесами произвольным образом вклиниваются в регистры; создается впечатление, будто эти эпизоды введены лишь для того, чтобы заполнить остававшиеся свободными места. Все говорит об ослаблении архитектонического принципа, столь характерного для мозаических ансамблей Византии, и о нарастании «коврового» начала в росписи, которая сплошь покрывает стену от пола до замка свода.

[Цв. ил.] 60. Архангел Гавриил из Благовещения. Фреска на северо-восточном столпе. Деталь [Цв. ил.] 61. Богоматерь из Благовещения. Фреска на юго-восточном столпе 28. Архангел Гавриил из Благовещения. Фреска на северо-восточном столпе. Деталь 31. Ангел из Успения. Фреска на северной стене. Деталь
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псков. Фрески. До 1156 г. [Цв. ил.] 62. Христос перед Анной и Каиафой. Фреска на северной стене западной части трансепта 29. Христос перед Анной и Каиафой. Фреска на северной стене. Деталь [Цв. ил.] 64. Суд у первосвященника. Фреска на северной стене

Жертвенник и диаконник Спасо-Преображенского собора украшают полуфигуры Иоанна Крестителя и архангела Михаила и сцены из жития Предтечи и архангельских деяний. Первый из этих циклов имеет много утрат, второй сохранился лучше, так что может быть опознан целый ряд эпизодов (Лествица Иакова, Единоборство Иакова с ангелом, Изгнание из рая, Жертвоприношение Авраама, Гостеприимство Авраама и др.).

Очень интересны росписи двух небольших помещений, расположенных у западной стены. В свое время, до позднейшей надстройки, оба эти помещения были более низкими, чем основные
¦ четыре ветви креста, в силу чего их росписи выдержаны в гораздо меньшем масштабе. В северо-западном помещении размещены развернутый цикл сцен из жизни апостолов Петра и Павла и сцены из жития Николая Мирликийского, в юго-западном помещении — не менее обширный протоевангельский цикл (первоначально состоявший из двадцати четырех сцен). К сожалению, оба эти цикла, как и большинство фресок Спасо-Преображенского собора, остаются еще нерасчищенными, что лишает возможности судить об их иконографии и стиле.

Роспись храма завершают фигуры мучеников, столпников, воинов, преподобных, праведников и многочисленных святых, заполняющие нижний регистр стен. Все фигуры даны в строгих фронтальных позах. Эта часть росписи хуже всего сохранилась, так как при бурных весенних паводках река Великая обычно заливает нижнюю часть постройки.

Когда роспись собора Мирожского монастыря будет полностью расчищена, мы станем обладателями, особенно учитывая гибель Нередицы, уникального ансамбля древнерусских фресок середины XII века. Но и на основе освобожденных от записей композиций можно составить представление о стиле живописи этого памятника. Его прежде всего характеризует подчеркнутая линейность. Фигуры и лица очерчены тяжелыми линиями, при помощи таких же линий членятся одеяния, обнаженные тела, лица, горки, деревья. Фигуры, почти лишенные моделировки, подчинены плоскости стены. В них с необычной последовательностью выявлен линейный костяк. Даже нанесенные на лица света превратились в тонкие, графически четкие штрихи. Там, где новгородский мастер отдает предпочтение широкому мазку, авторы мирожской росписи прибегают к линии, которой они владеют в совершенстве. Из-за такой сильнейшей ее акцентировки фрескам присуща известная сухость. Но, с другой стороны, мирожской росписи нельзя отказать в какой-то особой собранности. По своему лаконизму отдельные композиции (как, например, Явление Христа женам-мироносицам) напоминают строгие геральдические построения.

До окончания реставрации Спасо-Преображенского собора было бы преждевременным делать
¦ какие-либо далеко идущие выводы о количестве работавших здесь мастеров. Одно представляется нам несомненным — во главе артели должен был быть заезжий греческий мастер. На это указывают греческие надписи, чисто византийская иконография, близость манеры письма к росписи храма св. Пантелеймона в Нерези (1164). Этот мастер занес в Псков не столичную, константинопольскую традицию, а восточнохристианскую, бытовавшую в восточных областях и провинциях Византийской империи. Иначе трудно было бы объяснить компоновку фризов в виде непрерывно развертывающегося повествования, а также наличие ряда архаических пережитков в иконографии (Вознесение в куполе, Деисус в конхе центральной апсиды, обилие сцен различных чудес и исцелений). Этому греческому мастеру должны были помогать местные псковские живописцы. Они стремились приблизить религиозный образ к зрителю, усилить эмоциональные оттенки. Их привлекает передача скорби, им нравится изображать слезы и страдание (дщери Иерусалима из сцены Успение; Мария и ангелы из Распятия и др.). Но они никогда не впадают в преувеличенную эмоциональность, не прибегают к тем экстатическим формам выражения, которые так любили готические мастера. Они ведут рассказ в спокойных эпических тонах, избегая резких, угловатых движений. Их величавое, мужественное искусство целиком укладывается в рамки стиля XII века.

Есть в мирожской росписи одна, на первый взгляд неприметная, черта, которая свидетельствует об участии в ее исполнении псковичей. Это богатая линейная разделка одежд, несомненно, навеянная иконными золотыми асистами. Аналогичную трактовку складок мы находим во фресках собора Снетогорского монастыря (1313) и в ряде ранних псковских икон (Деисус Русского музея, Никола Третьяковской галереи и др.). Из-за дороговизны золота псковичи заменяли золото желтой краской, что позволяло им в изобилии пользоваться мелкой параллельной штриховкой, обогащавшей трактовку одежд. Этот прием, необычный для византийских фресок, широко применяется в мирожской росписи, над которой совместно трудились заезжие греки и местные псковские мастера.
¦

Спасо-Преображенский собор Мирожский монастырь Псков

Содержание:

Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое — моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществленная на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней — специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказывались серьезнейшими.

Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря архитектура

История возведения Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря таит в себе загадку, вот уже более ста лет не дающую покоя исследователям этого удивительного храма. Вопрос формулируется так: почему на заключительном этапе строительства был изменен проект собора?

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря представляет собой классический византийский одноглавый крестово-купольный храм. Этот тип архитектуры формировался в Византии в V—VIII веках и стал господствующим в IX столетии, после чего был усвоен на всем православном Востоке. Впрочем, одного классического элемента собор лишен, а именно — четырех столпов, на которые обычно опирается барабан с куполом; в данном случае последний поставлен прямо на стены.

В остальном же — все сделано по византийским рекомендациям. В основе мирожского собора лежит равноконечный крест, вершиной которого является центральная апсида, поднятая на высоту трансептов. Боковые апсиды существенно понижены относительно нее; так же первоначально были устроены и западные компартименты, в результате чего собор смотрелся правильным пространственным крестом. Но смотрелся недолго — надстройка этих компартиментов нарушила симметрию, превратив здание в куб и сдвинув на восток главу.

Вообще, сегодня рассмотреть оригинальное творение создателя Спасо-Преображенского собора весьма затруднительно — оно как бы скрыто под маской позднейших наслоений. Четырехскатная крыша подчеркивает громоздкую кубичность постройки (вовсе не предполагавшуюся древним зодчим) и «съедает», до окон, часть барабана. Односкатная крыша притвора, вытянувшегося во всю ширину западной стены, почти совсем закрывает западный фасад. Поздняя двухпролетная звонница, пристроенная к северному фасаду, совершенно меняет вид северного фасада храма. Таким образом, человеку, желающему увидеть Спасо-Преображенский собор таким, каким он был в древности, остается только восточная стена с апсидами, — здесь почти все осталось неизменным.

Храм не имеет фундамента, он стоит на мощной известняковой скале. Стены его сложены из чередующихся рядов плинфы и известняковых плит, скрепленных цемяночным раствором. Более поздние элементы собора — кирпичные. Следует отметить, что нынешняя приземистость храма не вполне соответствует его первоначальному виду; в XII столетии он был выше — по оценкам специалистов, мощность выявленного культурного слоя составляет от 0,8 до 1,3 метра.

Возведенный в середине XII века Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, совершенно новаторский в то время для Псковской земли, на ближайшие столетия во многом задал параметры псковского храмового зодчества. Примеров тому можно сыскать немало. В частности, прямой «репликой» этого храма смотрится Богородице-Рождественский собор подгородной Снетогорской обители, построенный в начале XIV века.

Спасо-Преображенский собор фрески

На фото: Купол храма с композицией «Вознесение Христово».

Музейные работники, озабоченные сохранением уникального фрескового ансамбля Спасо-Преображенского собора, уделяют самое пристальное внимание поддержанию в храме необходимого температурно-влажностного режима (иначе — утрата и гибель драгоценных фресок). Понятно, что в этой ситуации богослужения здесь, за редчайшими исключениями, не совершаются; внутри храм — абсолютно, в смысле традиционного устройства православной церкви, «пустой». Нет даже иконостаса. Только — фрески, принесшие Мирожскому монастырю всемирную известность.

Спасо-Преображенский собор фрески

Фрески выполнялись начиная с купола, по мере продвижения вниз леса разбирались, а их крепления в стене заполнялись штукатуркой с последующим нанесением на нее росписей.

Программа фресок была составлена епископом Новгородским Нифонтом, одним из самых образованных церковных иерархов своего времени. Выполнялись они приглашенной из Киева артелью, которой руководили греческие мастера. На связь же псковских фресок именно с Киевом указывают сохранившиеся фрагменты росписей в киевском Софийском соборе — они разительно напоминают фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.

Главная идея, ведущий мотив системы росписей мирожского соборного храма — утверждение реальности воплощения Бога и ипостасного соединения во Христе божественной и человеческой природы. Эти догматы чрезвычайно волновали константинопольских богословов в XI—XII веках — и, очевидно, эта взволнованность была близка святителю Нифонту, хорошо знавшему тамошний «богословский процесс» и богослужебную практику.

Во фресках Спасо-Преображенского собора подробным образом отражено евангельское повествование, но и не только оно: росписи дают также представление о Протоевангелии Иакова (рождение и воспитание Девы Марии), иллюстрируют Деяния апостолов, Житие Иоанна Предтечи.

Фресковый ансамбль имеет две доминанты — деисис в конхе алтарной апсиды и Вознесение Господне в куполе. Последняя композиция имеет ряд уникальных для своей эпохи особенностей. Следует обратить внимание на количество ангелов, окружающих Спасителя, и на те позы, в которых они изображены. В византийских храмах мы обыкновенно видим не более шести летящих ангелов. Здесь их восемь. Они не летят, они — словно идут хороводом, танцуют. Ангелы эти привносят в и без того торжествующую, победительную композицию ноту особого ликования.

Росписи Спасо-Преображенского собора очень красочны и светлы. Войдя в этот храм, вы чувствуете, что буквально охвачены светом — и это несмотря на то, что целостному восприятию ансамбля мешает непрекращающийся реставрационный процесс.

В XVI веке, в ходе большого ремонта и переустройства храма, фрески были забелены. Триста лет они оставались «в плену»; лишь в 1858 году, когда отодвигали иконостас от восточной стены, выяснили, что за ним сохранилась стенная живопись. Но понимание того, что в Спасо-Преображенском храме мы имеем дело с целым фресковым ансамблем невероятной древности, пришло уже в конце XIX века, когда наука (или искусство?) реставрации только-только зарождалась. Обнаружились росписи совершенно случайно.

Работы над фресками собора, да и ремонт самого собора продолжались долго — и всё из-за недостаточного поступления средств из Академии художеств, взявшей древний памятник под свою опеку.

Реставрационные технологии не стоят на месте, и уже в советские годы можно было констатировать, что «подновление» фресок, осуществленное до революции, оказалось не вполне удачным. Реставраторам нового поколения открылось необъятное поле для самоотверженной работы. Отметим, что в ходе ремонта рубежа XIX — XX веков в соборе устроили новый монолитный бетонный пол и бетонные лотки наружного дренажа. В свое время подобные решения представлялись передовыми и спасительными для стен древнего храма, однако впоследствии оказалось, что бетон мешает стенам «дышать» и тем самым создает всё новые и новые проблемы.

В августе 2009 года был одобрен полномасштабный проект реставрации древнейшего каменного храма Псковской земли.

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Собор Спаса Преображения.

Самый древний сохранившийся храм Пскова — Спасский собор Мирожского монастыря был возведён в 1156 г. по велению и на средства новгородского епископа Нифонта, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип,выстроенный в греко-византийском стиле . Монастырь появился либо одновременно с собором, либо совсем незадолго до начала его строительства. Мирожский монастырь, занимавший пойму реки Мирожи и часть берега реки Великой, стал одним из главных культурных центров Пскова, здесь размещалась богатая библиотека, мастерская переписчиков, здесь же какое-то время велась псковская летопись. Сложенный из местного плитняка Спасский собор был крестообразным в плане. Центральный объем здания имеет форму равноконечного креста, западно, северное и южное окончания его прямоугольные, а восточное завершается полукруглой апсидой, по бокам имеются две малые апсиды. Позднее храм был несколько перестроен, но в целом сохранил свои первоначальные формы. В XV-XVI вв. к собору пристроили звонницу. Храм украсили уникальные фрески, сохранившиеся до нашего времени в очень хорошем состоянии. Это «Спас на престоле» (в центральной апсиде) и «Тайная вечеря», в алтарном своде размещена композиция «Преображение», а одной из самых красивых фресок собора стала сцена «Благовещение», сложная по композиции сцена «Страшного суда», уникальная по исполнению фреска изображающая «Положение во гроб». Фрески Спасо-Мирожского монастыря – один из ценнейших памятников древнерусской живописи, они находятся под особым покровительством ЮНЕСКО.

Единственное летописное свидетельство о начальной истории Спасо-Преображенского собора («Новгородская первая летопись») выглядит так: «В лето 6664 (1156). Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21. О сем бы разумети комуждо нас: которыи епископ тако украси святую Софию, притворы испьса, кивот створи и всю извъну украси, Пльскове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента. » Таким образом, мирожский собор был построен не позднее 1156 года. Заметим, что в летописи говорится только о храме, монастырь же не упомянут. Большинство учёных сходится на том, что обитель на берегу реки Великой основали чуть раньше, в первой половине ХII столетия.

Исходные данные, базирующиеся на исследованиях этой церкви, таковы: собор поставили без фундамента, прямо на скале на высоком берегу Великой, по необходимости выровняв эту скалу. Поставили, согласно первоначальной задумке автора церкви, в виде классического крестово-купольного храма, соответствующего византийским образцам, с интерьером, представлявшим собой пространственный крест; пониженные западные компартименты и боковые части алтаря (жертвенник и дьяконник), столь же пониженные относительно центральной части, при этом оставались замкнутыми помещениями. Но — вот главная загадка! — когда на внутренних стенах уже выполнили разметку росписей, проект неожиданно «доработали»: западные боковые камеры надстроили практически до высоты рукавов «креста», устроив во втором ярусе палатки; после этого классический византийский «крест» превратился в кубический объём со сдвинутой к востоку главой. Заказчиком Спасо-Преображенского собора, утверждавшим первоначальный проект, являлся епископ Иоанн (Папин), но после его смерти, во второй половине 1140-х годов, этот проект был серьёзно переработан его преемником на Новгородской кафедре святителем Нифонтом; тогда же Мирожский монастырь, украсившийся столь выдающимся храмом, получил статус владычного — отныне в обители всегда останавливались приезжавшие в Псков новгородские архиреи. При этом назначение образовавшихся палаток второго яруса, соединённых деревянным настилом (своеобразные хоры), куда подняться можно было только по приставной лестнице, остаётся не вполне ясным — в отличие от нижних компартиментов, где, судя по некоторым особенностям этих камер, устроили приделы. Одна из версий: в юго-западной, хорошо освещённой, палатке второго яруса обитал монах-книжник, занимавшийся «писательской» работой. К слову, псковский филолог и краевед Л. А. Творогов утверждал, что единственный дошедший до нашего времени список «Слова о полку Игореве» происходил как раз из Мирожского монастыря. Вскоре после завершения строительства Спасо-Преображенского собора храм был расписан. Доказано, что мастера работали с лесов, оставшихся от строителей, — обычно период от завершения строительства до росписей составлял два года, в которые здание «просыхало». Фундаментальная программа росписей Мирожского собора, в ХХ веке принесших ему всемирную известность, — совершенно точно творение архиепископа Новгородского Нифонта, грека родом, питомца Киево-Печёрского монастыря, одного из самых образованных людей тогдашней эпохи. Цель программы — это утверждение света Христовой веры в полуязыческом краю, каким тогда ещё оставалась Псковская земля.

Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое — моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществлённая на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней — специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказались серьёзнейшими. Одна из таких перестроек состоялась в ХVI веке, когда Псков подвергся настойчивому «московскому влиянию». В 1510 году великий князь Московский Василий III упразднил Псковскую республику, насчитывавшую к тому времени по меньшей мере полувековую историю, и окончательно присоединил Псков к Москве, запретив вече, выслав из города бояр и богатых купцов и посадив в Пскове своих наместников с неограниченными полномочиями. В ближайшие десятилетия после этого многие псковские храмы оказались перестроены по московским образцам. Впрочем, в монастырях этот процесс шёл не столь активно — просто рядом с древними церквями появлялись целые новые ансамбли — разумеется, возведённые по московским лекалам. То же самое случилось и в Мирожской обители — с юга, на высоком берегу Великой, выросли новые постройки, фундаменты которых были обнаружены при археологических раскопках. Несколько изменился и Спасо-Преображенский собор. Разобрали небольшой притвор, примыкавший к западному фасаду и возвели новый, во всю ширину храма, с перспективным порталом посередине. Завершения фасадов, бывшие ранее позакомарными, превратились в пощипцовые. Оригинальная шлемовидная глава (кстати, сохранившаяся под нынешним куполом) была заменена «московской» луковичной, её покрыли керамическим лемехом. С севера и юга в церковь прорубили дополнительные двери, снабжённые перспективными порталами. Одновременно собор «приподняли» — в среднем на полметра: на такую высоту поднялись пол в притворе, пол в самом храме (где появилась солея), подросла центральная апсида. Соответственно пришлось растёсывать вверх арочные дверные проёмы и жертвенник и дьяконник и менять систему окон. Перестройке подверглись и верхние угловые палатки — в юго-западном отныне находилось хранилище. Тогда же в соборе поставили высокий иконостас, практически закрывший алтарное пространство. И самое главное! — как утверждают исследователи, именно в процессе реконструкции середины ХVI столетия оказались забелены уникальные фрески, к тому времени сильно повреждённые.

После масштабной перестройки Спасо-Преображенский собор в цветущем состоянии оставался недолго. На заключительном этапе Ливонской войны, летом 1581 года, монастырь сильно пострадал во время обстрела. В результате был разрушен только что выстроенный южный монастырский комплекс, пострадала колокольня, досталось и южному фасаду соборного храма, его главе и кровле. Между прочим, два каменных ядра до сих пор находятся в стене и сводах собора. После военных разрушений, как установили исследователи, соборный храм не ремонтировался около полувека. Это и понятно. Страна — особенно западная её часть — с трудом оправлялась от перенесённых бедствий. Мирное строительство началось здесь только в 1620-1630-е годы. Тогда и был отремонтирован и вновь переустроен собор Мирожского монастыря. Первейшую задачу для строителей, по всей вероятности, представляло исправление кровли и главы, а также залатывание южной стены, испорченной ядрами. Южный входной портал заложили. С севера к собору пристроили скромную двухпролётную звонницу, заменившую монастырскую звонницу. Чуть позже пощипцовую кровлю притвора, повторявшую очертания фасадных завершений, заменили двухскатной крышей-фронтоном, уже в ХVIII столетии превратившейся в односкатную, — она закрыла собой большую часть западного фасада. Пощипцовое покрытие собора тоже было заменено — четырёхскатной кровлей, скрывшей часть барабана. Примерно в таком виде храм сохранился до нашего времени; его «основа» ХII столетия оказалась спрятана под позднейшими пристройками — по «принципу матрёшки». Наименее искажённым выглядит восточный фасад, открывающийся наблюдателю с противоположного берега реки Великой.

Собор, ветшавший со временем, периодически ремонтировали, но эти ремонты ограничивались подмазкой стен, поправлением покосившейся главы, починкой окон и.т.п. В 1858 году, при «отнятии» иконостаса от восточной стены в ходе подготовки к празднованию 700-летия монастыря, были обнаружены алтарные росписи. В 1889 году под руководством академика В. В. Суслова началась расчистка, исследование и реставрация фрескового ансамбля. В последние 120 лет в соборе работали крупнейшие исследователи, историки, искусствоведы. Научными изысканиями в советские времена заниматься было удобно, так как обитель тогда превратилась в «музейную территорию» — монахов из монастыря после революции изгнали, а все древние иконы и священные для Церкви предметы изъяли и переместили в хранилище Псковского музея.

Возрождение монашеской жизни в Мирожской обители началось лишь в 1994 году, однако Спасо-Преображенский собор по сию пору остаётся в ведении музея. Спасо-Преображенский собор представляет собой классический византийский одноглавый крестово-купольный храм. Этот тип формировался в Византии в V-VIII веках и стал господствующим в IХ столетии, после чего был усвоен на всём православном Востоке. Впрочем, одного классического элемента этот собор всё-таки лишён, а именно — четырёх столпов, на которые обычно опираются барабан с куполом; в данном случае последний поставлен прямо на стены. В остальном же — всё сделано по византийским рекомендациям. В основе мирожского собора лежит равноконечный крест, вершиной которого является центральная апсида, поднятая на высоту трансептов. Боковые апсиды существенно понижены относительно неё; так же первоначально были устроены и западные компартименты, в результате чего собор смотрелся правильным пространственным крестом. Но смотрелся недолго — надстройка этих компартиментов нарушила симметрию, превратив здание в куб и сдвинув на восток главу. Возведённый в середине ХII столетия собор Мирожского монастыря, совершенно новаторский в то время для Псковской земли, на ближайшие столетия во многом задал параметры псковского храмового зодчества. В частности, прямой «репликой» этого храма смотрится Богородице-Рождественский собор подгородной Снетогорской обители, построенный в начале ХIV века.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №94, 2014 г.

Спасо-Преображенский собор
Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

г. Псков, Мирожская наб., д. 2

Доминирующее положение в центре ансамбля Спасо-Мирожского монастыря занимает Спасо-Преображенский собор, выходящий апсидами на р. Великую.

Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию из древнего четверика и более позднего притвора (ХVI в.) увенчанного в северной части звонницей.

Основной объем — крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада — небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м).

Здание не имеет внутренних столбов, поэтому барабан покоится на стенах внутренних концов креста (на пониженных подпружных арках). Концы креста различны по длине, хотя все имеют почти одинаковую ширину. Диаметр апсиды шире основания восточного конца креста.

Возможно, что это сознательный прием, связанный с задачей усиления впечатления от фресок на стенах алтарной части и показ их в более сложном ракурсе для подчеркивания значения центральной композиции «Деисуса».

Фрески в алтаре были хорошо видны входящим в храм, т.к. древняя алтарная преграда не превышала по высоте 2,5 м и не закрывала апсиду. Концы креста перекрыты полуцилиндрическими сводами. В древности покрытия собора были разнообразными по форме.

Западные помещения между концами креста имели позакомарные покрытия, дающие симметричное завершение этим объемам. Восточные помещения, т.е. диаконник и жертвенник, были перекрыты полусферами.

Над ними возвышались повышенные объемы креста, имевшего также позакомарное покрытие. Барабан с восемью окнами был увенчан в ХII в. шлемовидной главой покрытой свинцом; в ХVI в. она была крыта желтой черепицей. Окна в соборе располагались в два света. В настоящий момент храм имеет четырехскатное покрытие с железной кровлей.

Современная глава сделана в форме луковицы, покрытой деревянным лемехом. Часть оконных проемов растесано, некоторые превращены в двери, ведущие в угловые палатки хор. Окна барабана широкие и высокие. Из всех псковских памятников культового зодчества только Ивановский собор имел такие окна.

Спасо-Преображенский собор первоначально не имел ни крылец, ни притвора. Существующий в настоящее время притвор представляет собой трехчастное в плане длинное, узкое помещение, разделенное двумя арками. Арки опираются своими пятами на лопатки западного фасада. Перекрыт притвор цилиндрическими сводами, перекинутыми перпендикулярно аркам.

На северной стене притвора стоит двухпролетная звонница неодновременная притвору. Звонница имеет фронтончики над каждым пролетом; сами пролеты образованы круглыми столбами, поставленными на кубические базы и увенчанные квадратной формы плитами.

Здесь висели большие колокола, а под ними находился другой ярус звона для более мелких колоколов, состоящих из трех различных по величине арочных пролетов. Декоративной обработки фасадов памятника практически нет.

Ложные закомары, отвечающие конструктивной схеме здания, составляют его единственное украшение. Широкий барабан увенчан аркатурным поясом. Ближе всего к своему первоначальному облику восточный фасад с мощным полуцилиндром главной апсиды, выходящей к обрыву на берегу реки Великой.

Материалом стен собора является псковская известняковая плита чередующаяся с рядами плинфы. В качестве связующего употребляется известковый раствор с добавлением кирпичной крошки — цемянка. Первоначально здание было обмазано бледнорозовым цемяночным раствором.

В настоящее время оно побелено. Весь собор кажется несколько приземистым за счет того, что он врос в землю (мощность культурного слоя около 1.5 м). Основные габариты храма по оси зап.-вост.- 23 м, по оси север-юг — 16.5 м. Фресковая живопись собора.

Временем исполнения росписи Спасо-Преображенского собора условно считается 1156 г. — год смерти епископа Нифонта. Фресковые композиции храма сохранились почти полностью (окончательное определение степени утрат уточнится после расчистки живописи от записей Сафонова), и их размещение на стенах собора следует той системе распределения религиозных композиций, которая в XI -XII веках сложилась в странах православного Востока.

На Руси лишь фрески Спаса на Нередице в Новгороде (ХII в.) почти полностью сохраняли сюжетные циклы, но они разрушены в годы Великой Отечественной войны, большая же часть древних росписей дошла до наших дней лишь в небольших фрагментах.

Поэтому Мирожские росписи, представляющие классический образец живописи ХII в. и сохранившие почти все композиции приобретают огромную художественную ценность. Были ли авторами Мирожских фресок византийские художники, или это были русские мастера, определить пока трудно.

Но композиционные схемы близки греческим образцам: византийские типы лиц, одежды. Уцелевшие надписи сделаны на греческом языке — Стиль Мирожских росписей условен. Фигуры развернутые на плоскости почти лишены моделировки и тяжеловесны.

Складки одежд, лица прочерчены линиями. Отсюда известная сухость живописи. Распределение композиций на стенах храма строго канонично. Они следуют одна за другой в виде непрерывного фриза. В центральной апсиде — алтаре изображена Евхаристия, над Евхаристией — Деисус.

Христос восседает на троне с книгою судеб в руках, по сторонам от него Богоматерь и Иоанн Предтеча. Живопись жертвенника почти вся новая. В диаконнике — древнее изображение ангела с жезлом.

Росписи в средней части храма выражают идею торжества христианства.

В куполе представлена композиция Вознесения. В барабане Богоматерь, два ангела и двенадцать апостолов, ниже 16 пророков со свитками. В парусах сводов — четыре евангелиста.

На восточном склоне предалтарной арки изображен храмовый праздник — Преображения, в южном своде — Сретение. На северном и западном сводах фрески были в очень плохой сохранности и написаны заново.

На стенах и верхних частях столбов, поддерживающих арки, изображены Новозаветные события. На стене Распятие, Исцеление слепого, Положение во гроб, Суд у первосвященника, Жена помазывает ноги Христа миром, Беседа с самаритянкою, Сошествие во Ад.

На предалтарных столбах — Благовещение, фигуры Архангела Гавриила (композиция расчищена). В нижних частях стен и столбов изображение мучеников, мучениц и преподобных. В западной части стен южного нефа был представлен сильно поврежденный богородичный цикл, сейчас он почти заново переписан.

Живопись выполнена в технике фрески на однослойном грунте беловато-кремоватого оттенка, приготовленного из извести с примесью истолченного кирпича. Подготовительный рисунок групповых композиций и отдельных изображений нанесен на верхний слой грунта желтой охрой.

Все изображения, за исключением нимбов, писаны без графьи. Фоны нанесены по зеленовато-серой рефти. Колористический строй Мирожских фресок основывается на изысканных сочетаниях холодных синих, зеленых, фиолетовых тонов.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Адрес: Мирожская наб., 2

Тел.: 8(8112) 56-73-02

Время работы:

— вторник-воскресенье с 11.00 до 18.00

Последний вторник месяца — санитарный день.

Билеты продаются до 17.30

Стоимость посещения:

— взрослые — 200 руб./чел.;

— школьники, студенты, пенсионеры — 100 руб.

— семейный билет — 400 руб.

Для иностранных граждан:

— взрослые — 350 руб./чел.

— школьники, студенты, пенсионеры — 250 руб.

Собор открыт для посещений только в сухую погоду.

Мирожский монастырь

На левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи находится комплекс одного из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-Западной Руси в целом. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311 гг.) в Пскове.

Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня мы имеем не менее 80% первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.

Историко-архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря включает также памятники более позднего времени. Среди них следует отметить теплую трапезную церковь Св. Стефана Архидьякона, поставленную в к. XVII — н. XVIII вв. на Св. Вратах монастыря; братский двухэтажный корпус XVIII в. с колокольней 1879 г.; деревянный на каменной подклети XV в. настоятельский дом. Все эти постройки, окруженные ныне монастырской оградой, представляют собой свидетельства былой славы и величия этого древнего монастыря.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор по праву считается древнейшим из храмов монастырского комплекса. В его строительстве принимал участие основатель Мирожской обители, архиепископ Нифонт. Возведение собора было завершено в 1153 году.

Архиепископ Нифонт происходил из греческого рода. Вероятно, поэтому он и призвал к строительству именно византийских архитекторов. В раннем Средневековье выходцы из Византии слыли лучшими зодчими. Этим мастерам и принадлежит авторство великолепных храмовых фресок. Роспись стен оставляет неизгладимое впечатление на каждого, кто видит ее впервые. Фрески представляют собой единое целое, без промежутков и пустых мест, словно драгоценное восточное полотно.

Узоры на стенах Спасо-Преображенской церкви Пскова в наши дни признаны памятником зодчества. Но стали они народным достоянием всего около 150 лет назад. До того времени фрески были скрыты наслоениями побелки и краски. После обнаружения росписи оказалось, что все рисунки пребывают в поразительной сохранности для своего почтенного возраста. Их отреставрировали и представили народу. Сейчас мы можем видеть уникальную роспись с сицилийскими мотивами 12-го столетия.
Сюжеты фресок разнообразны. Но наибольшее внимание зрителей приковывают изображения, воплощенные в северном сегменте храмового свода. Это – «Чудеса Христа» и «Оплакивание Христа». Также на рисунках можно лицезреть святых воинов Вакха и Сергия, целителей Кира, Пантелеймона и Иоанна, великомучеников Евдокия и Ромула. Среди узорной вязи присутствуют воплощения многих других святых и мучеников. Все рисунки снабжены сопутствующими надписями. Однако сделаны они на греческом языке, основная их часть не расшифрована до сих пор.

Под куполом Спасо-Преображенской церкви Пскова располагается изображение Вознесения Господня. На своде алтаря – композиция «Преображение». Здесь присутствуют и прочие фрески, но самая красивая из них – «Благовещенье Пресвятой Богородицы». Храмовая роспись не имеет аналогов и признана уникальным мировым достоянием под охраной ЮНЕСКО.

Комплекс монастырских построек включает в себя колокольню, братский корпус и дом настоятеля. На сегодняшний день Спасо-Преображенский собор служит музеем, богослужения здесь не проводятся. Лишь один раз в год, на Преображение, монастырский двор наполняется людьми, и проходят соответствующие мероприятия.

Стоит отметить, что храм-музей работает только при благоприятных погодных условиях. Этот факт имеет простое объяснение: фрески не переносят повышенной влажности. Сама технология их изготовления заключается в нанесении узоров на сырую штукатурку. Потому повышенная влажность воздуха может вызвать обратный эффект, и уникальные древние рисунки разрушатся. Мир утратит великолепное произведение древнейшего искусства.

Фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове.

Естественно обязательно сходили в Мирожский монастырь посмотреть на потрясающие фрески XII века. Поснимал там немного, но день был пасмурный и фотографии не очень.


Но благо у maximus101 в есть пост много хороших фотографий этого замечательного храма.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, единственный в своем роде. Знаменит он своими обширными фресками начала 12 века. Таких храмов в России больше нигде не осталось. Еще до Второй мировой войны, в районе Новгорода, сохранялись церкви «домонголького» периода, например Спас на Нередице. Но в результате бомбежек, почти все фрески там были утрачены.
Собор был построен византийскими мастерами по повелению основателя Мирожского монастыря владыки псковского и новгородского Нифонта.
Деисус. Роспись алтарной апсиды.

Деисус. Роспись алтарной апсиды.

Плавание апостола Павла.

Боковой придел собора

Богородичный цикл. Роспись потолка бокового придела.

Благовещение. Архангел Гавриил

Архангел Михаил. Роспись потолка диаконника.

Ангел у Гроба Господня.

Великий князь Всеволод! Разве и мысли нет у тебя прилететь издалёка отчий золотой стол посторожить? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать. .

Ты, буй Рюрик, и ты, Давыд! Ваши воины в золоченых шлемах — не они ли по крови плавали? Не ваша ли храбрая дружина рык издает, словно туры, раненные саблями калеными, в поле незнаемом! Вступите, князья, в золотое стремя.

Ингварь и Всеволод и вы, три Мстиславича не худого гнезда соколы-шестокрыльцы! Не по жребию побед вы себе волости расхватали! Где же ваши золотые шеломы, и сулицы лядские, и щиты! Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую .
(Слово о полку Игореве. Вторая половина 12 века)

Лицо этого столпника имеет явные монголоидные черты. хотя может я и ошибаюсь.

Клейма и граффити на кирпиче.

Мирожский монастырь и Спасо-Преображенский собор (вид с моста через реку Великая)

Фильм: Спасо-Преображенский Мирожский монастырь во Пскове

Мирожский монастырь, основанный в XII веке знаменит благодаря прекрасно сохранившимся домонгольским фрескам в соборном храме.

Если вам понравилось видео про Ферапонтов монастырь, то вот ещё один эксперимент в том же духе — про Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Это даже не эксперимент, а скорее, набросок, поскольку все исходники снимались в рекордно короткие сроки, а сам фильм был смонтирован практически за день. Тем не менее, поставленная задача была весьма хитроумной — проверить сочетаемость Канона на Распятие Господне и на плач Пресвятой Богородицы, входящего в состав богослужения Страстной Пятницы, с одним из иконографических типов, созданных на его основе, — а именно с Оплакиванием.
Получилось или нет — судить вам.
Канон с тропарями в версии второй половины XVII века и ирмосами, взятыми из Ирмология Супрасльской лавры XVI века (в фильме звучит один ирмос и два тропаря), исполняет хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

Да, и прощу прощения за безумные титры — они образовались в результате радикального сокращения написанного мной исходного текста — он должен были заменить дикторскую озвучку, на которую уже не хватало времени, но оказался слишком избыточным для довольно скромного видеоряда. Сократили его, естественно, не поставив в известность меня, отчего и возникли удручающие ляпы.

Спасо-Преображенский Собор Мирожского Монастыря в Пскове. Западный и южный фасады. Отсюда: http://www.archmuseum.ru/

На левом берегу реки Великой в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи находится комплекс одного из самых древних монастырей Псковской земли и Северо-западной Руси в целом. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта, новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310-1311гг.) в Пскове.

Фигуры пророков. Фреска барабана.
Иллюстрация из книги Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — М., Северный Паломник, 2002. Отсюда: http://www.archmuseum.ru/

Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня мы имеем не менее 80% первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX столетии периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией. Текст отсюда.

Вознесение Христово. Центральная часть композиции. Фреска купола.

Спасо преображенский собор мирожского монастыря

Спасо-Мирожский монастырь: Крепость духа и просвещения

Да­же сей­час, ко­г­да Псков не­уз­на­ва­е­мо пре­об­ра­зил­ся, шаг­нув да­ле­ко ок­рест от сво­их пер­во­на­чаль­ных гра­ниц, этот мо­на­стырь в ме­ж­ду­ре­чье Ве­ли­кой и Ми­ро­жи ка­ким-то чу­дом со­хра­няет из­на­чаль­ную обо­соб­лен­ность. Вот он, как бы весь на ла­до­ни: массивная, под цвет осен­ней ли­ст­вы, гла­ва Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра, бе­гу­щая к Кремлю по берегу Великой мо­на­стыр­ская ог­ра­да, упи­ра­ю­ща­я­ся в нарядную Сте­фа­нов­скую цер­ковь, Брат­ский кор­пус с ус­т­ре­м­лен­ной ввысь ко­ло­коль­ней, де­ре­вян­ный, в два эта­жа, до­мик на­сто­я­те­ля, за­те­нен­ный кро­на­ми вы­со­чен­ных лип и кле­нов, монастырский сад. И все-та­ки!


Мирожский монастырь. Декабрь 2013 г.

О зна­ме­ни­том Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре Ми­ро­жско­го мо­на­сты­ря, о его фре­сках XII ве­ка на­пи­са­ны сот­ни, а то и ты­ся­чи мо­но­гра­фий, книг, ста­тей. Полюбоваться на роспись храма приезжают в Псков со всех уголков Земли. А начиналось все «каких-нибудь» 800-900 лет назад.

Считается, что за­каз­чи­ком и вдох­но­ви­те­лем воз­ве­де­ния со­бо­ра Пре­об­ра­жен­ия Господня в 1156 го­ду стал ар­хи­епи­скоп Нов­го­ро­да и Пско­ва Ни­фонт. По преданию, Ни­фонт лично хо­дил по го­ро­ду с по­со­хом и ча­шей в ру­ках для сбо­ра по­жер­т­во­ва­ний на строительство храма.

Эта ча­ша (ее позд­ний ва­ри­ант) со­хра­ни­лась до на­ших дней и на­хо­дит­ся в Псков­ском му­зее-за­по­вед­ни­ке. На ней вы­би­та над­пись: «В ле­то 6664 (1156 г.)… при­иде Свя­той Ни­фонт во Псков и со­з­да ме­ж­ду рек Ве­ли­кою и Ми­ро­жею цер­ковь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и оби­тель пре­слав­ну ук­ра­си и бра­тию со­бра, и игу­ме­на по­ста­ви, се­ла мно­гие вда­де на ус­т­ро­е­ние цер­к­ви и оби­те­ли. ». А вот по­сох свя­ти­те­ля, об­ло­жен­ный се­ре­б­ром с по­зо­ло­тою, в 1805 го­ду ук­ра­ли прямо из монастыря.

С тех Ни­фон­то­вых вре­мен и ве­дет Спа­со-Ми­ро­жский муж­ской мо­на­стырь свою ис­то­рию. Пер­вым игу­ме­ном мо­на­сты­ря стал пре­по­доб­ный Ав­ра­а­мий, отошедший в мир иной 7 ок­тя­б­ря 1158 го­да. Преображенский собор – единственный в Пскове храм византийского типа, сложен из известняковой плиты и плинфы. В течение двух лет после его постройки собор был искусно расписан фресковой живописью, на 80 процентов сохранившейся до наших дней.

Купол Спасо-Преображенского собора XII века. Собор закрыт на рставрацию.

Уникальные по мастерству, по художественному стилю и иконографии фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря были обнаружены случайно при ремонте в 1858 г., под толстым слоем штукатурки и побелки. В таком виде они оставались до 1890-х гг., когда штукатурка была отбита и фрески стали доступны для научного исследования. Реставрационное раскрытие памятника завершилось в 1893 г., и сейчас на значительных площадях внутренней поверхности собора, где фрески сильно утрачены, оставлены записи конца XIX в. в «старом стиле».

Современные сооружению собора фрески расписывались первоклассными греческими мастерами, приглашенными архиепископом Нифонтом. Они расписали храм полностью, сверху донизу, в несколько регистров. Потрясающе изложив красками «веру свою на стенах его», древние мастера как бы перенесли на стены собора живописные страницы Евангелия. Композиции «Вознесение», «Преображение», «Благовещение», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря» и многие другие воочию проповедуют один из православных принципов, что «вера красотой побеждает».

Фрагмент внутренней росписи Преображенского собора

Псков­ская зе­м­ля — зе­м­ля по­ру­бе­ж­ная. Вой­ны, на­бе­ги, оса­ды не мог­ли не от­ра­зить­ся на судь­бе мо­на­сты­ря, поставленного вбли­зи до­ро­ги на Лит­ву. На­хо­дясь на под­сту­пах к го­ро­ду, не имея прочных кре­по­ст­ных стен, Ми­ро­жский мо­на­стырь нередко де­лал­ся лег­кой до­бы­чей вра­гов, шед­ших на Псков. Ле­то­пи­сец со­об­ща­ет, что зи­мой 1299 го­да нем­ецкие рыцари, по­дой­дя ко Пско­ву, ра­зо­ри­ли по­са­ды и «из­би­ша игу­ме­ны, то­г­да уби­ен бысть Ва­си­лий, игу­мен св. Спа­са, Ио­сиф про­зви­тер. ». В 1323 го­ду мо­на­стырь опять был за­хва­чен нем­ца­ми. В 1581 го­ду поль­ский ко­роль Сте­фан Ба­то­рий, не­сколь­ко ме­ся­цев без­ус­пеш­но оса­ж­дав­ший Псков, по­ста­вил у Ми­ро­жско­го мо­на­сты­ря силь­ную ба­та­рею, а на со­бор­ную ко­ло­коль­ню при­ка­зал ус­та­но­вить пуш­ку, ко­то­рая стре­ля­ла по го­ро­ду ка­ле­ны­ми яд­ра­ми. По­бы­ва­ли у стен мо­на­сты­ря и шве­ды, за­хва­тив­шие в 1615 го­ду все За­ве­ли­чье и раз­гро­мив­шие со­сед­ний Кли­мен­тов мо­на­стырь.

Вой­ны вой­на­ми, но ми­ро­жская бра­тия ис­прав­но трудилась во славу Господа. В се­вер­ной ча­с­ти мо­на­сты­ря воз­во­дит­ся Сте­фа­нов­ская цер­ковь со Свя­ты­ми во­ро­та­ми (первое упоминание об этом храме от­но­сит­ся к 1401 го­ду). В 1789 го­ду выстроено ка­мен­ное зда­ние Брат­ских ке­лий, то­г­да же бы­ло на­ча­то стро­и­тель­ст­во ко­ло­коль­ни, за­вер­шен­ное уже в XIX ве­ке. Ис­сле­до­ва­те­ли ут­вер­жда­ют, что не­ко­то­рые ко­ло­ко­ла от­ли­ва­лись в са­мом мо­на­сты­ре, сле­до­ва­тель­но, ино­кам бы­ло зна­ко­мо и ко­ло­ко­ло­ли­тей­ное ис­кус­ст­во. К со­жа­ле­нию, ни од­но­го из тех древних ко­ло­ко­лов не сохранилось.

На­про­тив вхо­да в Пре­об­ра­жен­ский со­бор в 1881 го­ду был по­стро­ен де­ре­вян­ный дом на­сто­я­те­ля на вы­со­ком фун­да­мен­те с ка­мен­ны­ми под­ва­ла­ми XVII ве­ка, вну­т­ри ко­то­рых бьет род­ник, не­ко­то­рое вре­мя спу­с­тя мо­на­стырь об­не­сли ка­мен­ной ог­ра­дой вза­мен де­ре­вян­ной. В губернское время на Спа­сов день — в пре­столь­ный празд­ник оби­те­ли – под стенами этой ограды шу­ме­ла мно­го­люд­ная яр­мар­ка, на которую собирались не толь­ко пско­ви­чи, но и жи­те­ли от­да­лен­ных сел.

Граф М.Тол­стой в кни­ге «Рус­ские свя­ты­ни и древ­но­сти. Псков», из­дан­ной в 1861 го­ду, со­об­щал, что до ос­но­ва­ния Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, Ми­ро­жа счи­тал­ась вто­рым в чи­с­ле че­ты­рех боль­ших псков­ских оби­те­лей (1-м был Сне­то­гор­ский, 3-м — Ве­ли­ко­пу­с­тын­ский, 4-м — Ели­зарь­ев). По шта­там 1764 го­да, ут­вер­жден­ным Ека­те­ри­ной II, Ми­ро­жский мо­на­стырь при­чи­с­лили к 3-му клас­су, а в по­с­лед­ст­вии при­пи­сали к ар­хи­е­рей­ско­му до­му.


Стефановская церковь, колокольня и Братский корпус монастыря

Роль и зна­че­ние пра­во­слав­ных мо­на­сты­рей в ис­то­рии Рос­сии велика и всеобъемлюща. Кре­по­стя­ми ве­ры, ис­то­ч­ни­ка­ми ду­ха рус­ско­го на­ро­да они ста­новились с мо­мен­та сво­его за­ро­ж­де­ния. Ми­ро­жский мо­на­стырь более восьми веков окорм­лял Псков уже од­ним сво­им при­сут­ст­ви­ем. На­ря­ду с ду­хов­ной мис­си­ей, оби­тель вы­пол­ня­ла и впол­не свет­скую про­све­ти­тель­скую роль. Уже в свою ран­нюю по­ру Ми­ро­жский мо­на­стырь стал сре­до­то­чи­ем псков­ской куль­ту­ры. В сте­нах обители ве­лось ле­то­пи­са­ние, пе­ре­пи­сы­ва­лись цер­ков­ные кни­ги, де­ла­лись спи­ски «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве» и «За­дон­щи­ны». Здесь бы­ла своя ико­но­пи­с­ная шко­ла, опи­ра­ю­ща­я­ся на древ­ние тра­ди­ции псков­ских ма­с­те­ров-ико­но­пис­цев. Из­ве­ст­но, на­при­мер, что осо­бо по­чи­та­е­мый пско­ви­ча­ми свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий Пско­во-Пе­чер­ский имен­но в Ми­ро­же приобщался к ико­но­пи­си.

Сегодня часть древ­ней Ми­ро­жской оби­те­ли, вклю­ча­ю­щая Сте­фа­нов­скую цер­ковь с Брат­ским кор­пу­сом и до­мом на­ме­ст­ни­ка пе­ре­да­на Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­к­ви, а Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор XII ве­ка со зна­ме­ни­ты­ми фре­ска­ми ос­тал­ся в ве­де­нии Псков­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка и ис­поль­зу­ет­ся как па­мят­ник ар­хи­те­к­ту­ры и мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си.

Юрий Степанов (текст, фото)
27 декабря 2013 г.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Wikipedia open wikipedia design.

Памятник истории и архитектуры
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 611320010640016 (ЕГРОКН )
57°48′21″ с. ш. 28°19′45″ в. д.HGЯOL
Страна
  • Россия
Местоположение Псков
Дата основания 1148
Статус охраняется государством
Сайт mirozhskij.narod.ru
Объект всемирного наследия
Churches of the Pskov School of Architecture. Ensemble of the Spaso-Mirozhsky Monastery: the Transfiguration Cathedral, 12th century
(Храмы псковской архитектурной школы. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря)
Ссылка № 1523-005 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 2019 (43-я сессия)
Медиафайлы на Викискладе

Спасо-Преображенский собор — наидревнейший храм Мирожского монастыря в Пскове, воздвигнутый по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Знаменит своими фресками XII века.

Ныне собор представляет собой музей. Богослужения в Спасо-Преображенском храме проводятся братией монастыря только в определённые праздничные дни.

Содержание

История и архитектура [ править | править код ]

Собор выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

Фрески [ править | править код ]

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.

В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.

Правовое положение [ править | править код ]

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1523-005
рус. • англ. • фр.

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы) [1] .

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑Памятники древнего Пскова включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО (рус.) . ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения 7 июля 2019.

Литература [ править | править код ]

  • Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. — 2002. ISBN 5-94431-022-7
  • Сойкин П. П.Спасо-Мирожский монастырь в Пскове // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб. : Воскресение, 1994. — С. 176-177. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.

Ссылки [ править | править код ]

  • Никитин В., Голубева И. История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть первая. XII век // www.pskovgrad.ru
  • Никитин В., Голубева И. История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть вторая. XV — начало XVIII века // www.pskovgrad.ru
  • Никитин В., Голубева И. История создания, жизни и реставрации Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Часть третья. XVIII—XIX века. Проект реставрации // www.pskovgrad.ru
  • История Мирожского монастыря // сайт Мирожского монастыря
  • Собор Спаса Преображения Мирожского монастыря // Соборы.ру
  • Византия на Мирожке
  • Анисимов Д. Большое автомобильное путешествие — 2015. Псков

This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Ссылка на основную публикацию