Спасо преображенский монастырь старая русса

Спасо-Преображенский монастырь. ХII век.

Один из древнейших на русской земле памятников древнего зодчества Старой Руссы. Монастырь основан монахом Мартирием в конце ХII века‚ освящен владыкой новгородским, архиепископом Григорием в августе 1192 года.

  • Старая Русса, Монастырская пл., д.1
  • пн-пт с 10.00 до 18.00;
    сб-вс с 09.00 до 17.00;
    Вторник — выходной;
    Санитарный день – последний четверг месяца.
  • +7 (816 52) 35 866

Один из древнейших на русской земле памятников древнего зодчества Старой Руссы. Монастырь основан монахом Мартирием в конце ХII века‚ освящен владыкой новгородским, архиепископом Григорием в августе 1192 года. В 1198 году построена первая каменная церковь во имя Спаса Преображения. Мартирий становится сначала игуменом основанной им обители, а затем избирается епископом Новгородским. Известен как усердный строитель храмов на новгородской земле.

Монастырь неоднократно подвергался нападению со стороны соседей. Всего за три года 1628-1630 были проведены масштабные строительные работы: главный храм монастыря капитально перестроен, а ещё три каменные церкви возведены вновь.

В начале ХIX веке к Спаcо-Преображенскому монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, а в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. Монастырь вёл обширное хозяйство. При учреждении духовных штатов в причислен к третьему, самому низкому классу.

По Росписи 1768 года, кроме храмов и колокольни, все остальные постройки попрежнему оставались деревянными. Стена ограды в это время имела протяжённость 309 саженей, из трёх ворот западные и южные были каменными, причём на западных воротах упоминается деревянная неосвящённая церковь «с главою чешуйчатою». Первое каменное жилое здание (одноэтажный настоятельный корпус) появилось в конце 178О-х годов.

В XIX веке активизируется строительная деятельность монастыря. К 1830 году повышен статус обители: она причислена ко второму классу. В 188О-1890-х годах возведён новый храм специально для возвращённой из Тихвина чудотворной иконы Божией Матери (освящён в 1891 году о. Иоанном Кронштадским), несколько каменных корпусов. При монастыре открывается Духовное училище. И вновь — повышение статуса обители: в 1892 году он причислен к первому классу. В начале ХХ века Спасо-Преображенский монастырь является одним из самых известных в епархии.

Вскоре после революции монастырь был закрыт, но большинство его зданий до Великой Отечественной войны оставались целы. В годы оккупации в монастыре и «Офицерском городке» разместилась немецкая комендатура. Храмы сильно пострадали. В 1960-х годах все древние храмы Спасо-Преображенского монастыря за короткое время были отреставрированы. С 1974 года после завершения реставрационных работ под руководством Т.В. Гладенко в зданиях были размещены экспозиции Старорусского филиала Новгородского государственного историко-архитектурного заповедника.

В настоящее время ансамбль монастыря составляют три храма: Преображения Иисуса Христа, Рождества Иисуса Христа, Сретения Господня и колокольня. Располагается в них экспозиция краеведческого музея. Уцелел и стоящий южнее собор Старорусской иконы Богоматери, до неузнаваемости перестроенный под спортивную школу и два каменных корпуса ХIХ века.

Спасо преображенский монастырь старая русса

Монастырь впервые упоминается в Новгородской Первой летописи под 1192 годом:

Монастырь основан при новгородском князе Ярославе Владимировиче игуменом Мартирием, который согласно Новгородской Первой летописи был родом из Русы и позднее имел прозвище Рушанин. Первоначально, это была деревянная, одноэтажная церковь во имя Спаса Преображения Господня, которая вскоре сгорела. На её место Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, приказал построить каменную однопрестольную церковь, а позднее лично освятил её в День Успения Божией Матери. [1] .

Первоначально монастырь назывался «в Русе на посаде», впоследствии именовался Спасским и Спасо-Преображенским [1] .

В течение последующих веков монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев и шведов. В первой четверти XVII века на территории монастыря находились один деревянный и два каменных храма с богатым набором церковных предметов и колокольня. После «шведского разорения» в 1628—1630-х годах монастырь был восстановлен и существенно расширен. Главный храм был капитально перестроен, были возведены ещё три каменные церкви. [2] .

Согласно монастырской описи 1739 года в обители кроме трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также деревянные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и двумя деревянными воротами [2] . В начале XVIII в к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (кроме церквей) указаны деревянными, каменный одноэтажный настоятельский комплекс появился лишь в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году лишь к третьему, самому низкому, классу [2] .

В начале XIX века в монастыре основано духовное училище. Возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в которой была устроена церковь Всех Святых, которая вскоре была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и старая трапезная были соединены каменной вставкой. В 1830 году монастырь причислен ко второму классу. В 1880—1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни — Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить известных граждан города. В 1892 году монастырь причислен к первому классу [2] .

В 1917 — 1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большинство храмовых зданий не были разрушены, пострадали лишь второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находилась немецкая комендатура. В ходе боёв за город монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под руководством Т. В. Гладенко.После их завершения в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей.

В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, перестроенный под спортивную школу [2] .

Церковь Спаса

Деревянная церковь возведена в 1192 году игуменом Мартирием, сгорела, видимо, через два года во время пожара, уничтожившего город. В 1198 году владыка Мартирий построил в основанном им монастыре каменную церковь. В середине XV века она была разобрана почти до земли, и на старом основании возведена заново. Позднее в 1690-х и начале XIX века подвергалась ряду перестроек.

После Октябрьской революции храм был закрыт одним из первых в 1920-е годы. Возможно с 1930 года использовался в качестве хранилища зерна, наряду с другими храмами Новгорода и Старой Руссы [3] . В годы войны храму были причинены большие разрушения: кладка была местами разрушена, имелись проломы на северной апсиде и в нижней части южного фасада и с северной стороны барабана, южная стена притвора уничтожена полностью, стены храма покрыты трещинами и провалами.

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова примыкает к колокольне с северной стороны. Притвор церкви на втором этаже сообщается с храмом «под колоколы». Благодаря летописным источникам и натурным данным реставраторов В. Я. Ядрышников относит сооружение деревянной церкви к 1620 году, а возведение каменной — к 1630 [2] .

В 1835 году в подцерковье была устроена церковь Козьмы и Дамиана, упразднённая в 1892 году. Тогда же была сооружена каменная пристройка, связавшая притвор церкви Рождества и трапезную. В 1892 году Рождественский храм был передан духовному училищу [2] . После революции в здании церкви располагался уездный архив [3] .

В военные и послевоеные годы храм был сильно разрушен. После реставрационных работ на верхнем этаже церкви были размещены экспозиции краеведческого музея, а внизу — хранилище фондов.

Церковь Сретения с трапезной

Церковь Сретения с трапездной располагается в 8 метрах от Рождественнского храма. Дата её строительства относится к 1630 году, на основании более древней, деревянной церкви 1530—1540-х годов. Представляет собой монастырскую трапезную с церковью. Состоит из двух двухэтажных зданий — храма и трапезной. С северной стороны ранее примыкал каменный двухзтажный братский корпус. Особенностями храма является его асиметричность (церковь расположена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и строгое декоративное решение.

В 1940-х годах здание сильно пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапездной, многие участки грозили разрушением.

Храм иконы Божией Матери Старорусская

В 1888 году в Старую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Матери, который был освящён 31 августа 1892 года.

В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу.

Колокольня

Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов [2] . Она является не обычной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», или просто «столпом». В 1818 году колокольня сильно перестраивалась: её завершение было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке первый этаж сдавался а аренду под склад казённого вина.

В 1930 году был утрачен шпиль, в следующем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В ходе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в наиболее полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и восстановить храм в древнем виде [2] .

Достопримечательности

В храме находились (в настоящий момент местонахождение их не известно):

1.По прошению архимандрита Моисея с благословения преосвященнейшего Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского для благолепия и украшения св. обители, перенесены из новгородского Софийского собора 23 сентября 1805 года части св. мощей, числом 50, следующих угодников Божиих: 1. Никиты, епископа Новгородского, 2. Иоанна, архиепископа Новгородского, 3. священномученика Антипы, епископа Пергамского, 4. Преподобного Антония Римлянина, 5. Апостола Андрея Первозванного, 6. Евфимия, архиепископа Новгородского, 7. Иоанна Златоустого, 8. Преподобного Иоанна Дамаскина, 9. Преподобного Макария Египетского, 10. Преподобного Ефрема Новоторжского, 11. Препод. Отец, в Синае и Раифе избиенных, 12. Св. мучен. Параскевы, 13. Святого благоверного князя Феодора Ярославича. 14. Св. Моисея, архиепископа Новгородского, 15. Св. великомученика Никиты, 16. Св. Епифания, епископа Кипрского, 17. Св. мученика Иоанна воина, 18. Апостола Иакова, брата Божия, 19. Св. Гурия в Варсонофия Казанских, 20. Св. великомученика Феодора Тирона, 21. Апостола Анания, 22. Ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, 23. Св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских 24. четыредесяти мучеников, иже в Севастии, 25. Св. мученика Пантелеймона, 26. Св. Николая, архиепископа Мирликийского, 27. Св. великомученицы Варвары, 28. Великомученика Георгия, 3. Св. благоверного князя Михаила Черниговского, 30. Преподобного Алексея — человека Божия, 31. Преподобного Евфимия Суздальского, 32. Стефана, епископа Пермского, 33. Св. Климента, папы Римского, 34. Св. мученика Меркурия, 35. Св. мученика Прокопия, 36. младенцев, избиенных Иродом в Вифлиеме, 37. Св. архидиакона Стефана, 38. Св. Иакова Боровичского, 39. Св. мученика Христофора, 40. Св. мученика Иакова Персиянина, 41. Св. мученика Феогния и Кизических мучеников; 42. Антипатра, 43. Феостиха, 44. Артемия, 45. Феодота, 46. Магна, 47. Фавмасия, 48. Филимона, 49. Руфа и 50. Преп. Моисея Мурина.

Частицы мощей всех сих св. угодников Божиих вставлены в кипарисную доску и хранятся в серебряном вызолоченном ковчеге. По углам сего ковчега четыре финифтевые клейма с изображением евангелистов. Самый ковчег помещается в бронзовой раке.

2. Кадило серебряное, литое с крышкою, в виде башенки и с крестом, 1641 года.

3. Евангелие печатное в лист 1644 года, пожертвованное митрополитом Ростовским Варлаамом.

4. Два печатные Евангелия 1685 и 1698 года.

5. Евангелие в лист, писано полууставом с киноварью священноиноком Андреем. На обороте последнего листа древнею скорописью значится следующее: «Лета 7100 (1592) г. марта 26 дня положил сию книгу Евангелие в дом всемилостивому Спасу в Старой Руссе священноинок Андрей». Пониже сей другая надпись: «Лета 7117 (1609) года апреля 23, пан ляховския земли Иван Федоров сын Черновский, услышав, что то святое Евангелие всемилостивого Спаса, взял у государева войска у казаков и отдал ко всемилостивому Спасу, в монастырь в Старой Руссе и о здравии его за то Бога молить, а по смерти его поминати, а подписал многогрешный Богданко Петров».

6. Крест напрестольный, серебряный, позлащенный, с мощами. На нем распятие Господне литое, вокруг распятия четыре круглых клейма с изображениями: двух ангелов, Богоматери, Иоанна Богослова и Николая чудотворца. На обороте креста в кругах 15 изображений разных святых и внизу надпись: «И бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображению Спаса Господа нашего Иисуса Христа, индикта, лета 7100 (1592) года, месяца мая. Длиною крест шесть вершков. Весом с деревом и мощами 80 золотников.

7. Крест со святыми мощами серебряный, с приделанным вверху ушком. Он устроен довольно массивно, с лицевой стороны ярко вызолочен; мерою в длину и в поперечнике 2-вершковый и по всем четырем концам округленный. На этом кресте с лицевой стороны литое распятие с предстоящими — Богоматерью и Иоанном Богословом; вверху распятие Господа и Дух святый, а внизу глава Адамова, — все литые. Святые мощи в сем кресте положены: 1. Апостола Андрея Первозванного, 2. Апостола Марка евангелиста, З. Апостола Филиппа, 4. князя Владимира, 5. великомученицы Варвары, 6. святителя Германа Казанского, 7. великомученика Димитрия Солунского, 8. святителя Иоанна Златоустого и 9. св. Григория Неокесарийского.

8. Нерукотворенный образ Христа Спасителя 81/2 верш. длиною и 7 верш. шириною, с серебряным позлащенным по полям окладом и с таковым же венцом, обнизанным жемчугом. Св. убрус изображен в облаках с парящими вокруг херувимами и поддерживается двумя ангелами и херувимом в сребропозлащенных венцах; а над ними в полукружии изображено Триипостасное божество, окруженное огнеобразными шестикрылыми серафимами. Образ сей весьма древней греческой живописи, по устному преданию, пожалован в сей монастырь Государем Императором Петром Великим [1] .

Спасо-Преображенский Старорусский мужской монастырь

Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь — в прошлом действующий монастырь Русской православной церкви в Старой Руссе. Один из древнейших на русской земле памятников древнего зодчества Старой Руссы. Монастырь основан монахом Мартирием в конце ХII века. На территории бывшего монастыря сейчас находится Старорусский краеведческий музей.

Содержание

Монастырь основан в конце XII века, при новгородском князе Ярославе Владимировиче и владыке новгородском, святом архиепископе Григории. Основателем и первым игуменом монастыря был священноинок Мартирий, по сказанию Новгородской Первой летописи, уроженец Старой Руссы, который позднее имел прозвище Рушанин. В 1192 году он построил деревянную церковь во имя Преображения Господня, которую в том же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы освятил св. Григорий, архиепископ новгородский, и назвал монастырём. О построении этой церкви в новгородском летописце под 6700 (1192) годом сказано:

Вскоре деревянная церковь сгорела и Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, приказал построить на её месте каменную однопрестольную церковь, строительство которой продолжалось с 24 мая по 31 июля 1196 года, а освящение было произведено св. архиепископом Мартирием в день Успения Пресвятой Богородицы, т. е. в тот же день, в который была освящена и первая церковь. В 1199 году преемник Мартирия архиепископ Митрофан украсил «владычню церквовь св. Спаса» в старорусском монастыре настенной иконописью.

Первоначально монастырь назывался «в Русе на посаде», впоследствии именовался Спасским и Спасо-Преображенским.

В первой половине XIII века литовцы неоднократно вторгались в новгородские земли. В один из таких набегов, в 1234 году, литовцы ограбили монастырь и убили четырех иноков. За 200 с лишним лет, от времени и от разорений литовцев, каменный храм, основанный св. архиепископом Мартирием, совершенно обветшал и грозил падением. В 1442 году при князе Василии Васильевиче Тёмном архиепископ новгородский св. Евфимий разобрал этот храм и на его месте воздвиг новый, каменный, гораздо выше прежнего, украсив его иконописью.

В Смутное время монастырь неоднократно опустошали шведы. В подробной описи Старой Руссы, произведённой боярином Александром Чоглоковым в 1625 году, через 8 лет после освобождения города от шведов, указывается, что Спасский монастырь на посаде разорён и дворы около него выжжены. После шведского разорения старанием игумена Авраамия в 1628 году была восстановлена церковь Преображения Господня с устройством в ней вместо деревянной каменной паперти. В 1630 году была построена каменная трехъярусная колокольня и вместо деревянных каменные церкви Рождества Христова и Сретения Господня.

Согласно монастырской описи 1739 года, в обители кроме трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также деревянные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и двумя деревянными воротами. В начале XVIII века к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (кроме церквей) указаны деревянными, каменный одноэтажный настоятельский комплекс появился лишь в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году лишь к третьему, самому низкому, классу.

В конце XVII — начале XVIII веков монастырь по своим земельным владениям числился среди богатых монастырей. Но с 1764 года он, подобно многим другим монастырям, лишился своих вотчин, а следовательно и главных средств к существованию.

При учреждении монастырских классов в 1764 году Старорусский монастырь помещен был в число штатных третьеклассных. В начале XIX века в монастыре основано духовное училище. Возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в которой была устроена церковь Всех Святых, которая вскоре была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и старая трапезная были соединены каменной вставкой. 15 марта 1830 года монастырь причислен ко второму классу с увеличением штатного жалованья. В 1880—1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни — Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить известных граждан города. 10 января 1892 года монастырь причислен к первому классу.

С самого основания монастыря до 1798 года настоятельство было игуменское с промежутками строительского и архимандритского. С 1798 по 1917 монастырь управлялся архимандритами. В 1917—1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большинство храмовых зданий не были разрушены, пострадали лишь второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находилась немецкая комендатура. В ходе боёв за город монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под руководством Т. В. Гладенко. После их завершения в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей.

В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, перестроенный под спортивную школу.

Современное состояние

В настоящее время на территории бывшего монастыря находится Старорусский краеведческий музей.

  • Собор Спаса Преображения

Деревянная церковь возведена в 1192 году игуменом Мартирием, сгорела, видимо, через два года во время пожара, уничтожившего город. В 1198 году владыка Мартирий построил в основанном им монастыре каменную церковь. В середине XV века она была разобрана почти до земли, и на старом основании возведена заново. Позднее в 1690-х и начале XIX века подвергалась ряду перестроек.

После Октябрьской революции храм был закрыт одним из первых в 1920-е годы. Возможно с 1930 года использовался в качестве хранилища зерна, наряду с другими храмами Новгорода и Старой Руссы. В годы войны храму были причинены большие разрушения: кладка была местами разрушена, имелись проломы на северной апсиде и в нижней части южного фасада и с северной стороны барабана, южная стена притвора уничтожена полностью, стены храма покрыты трещинами и провалами.

Церковь Рождества Христова примыкает к колокольне с северной стороны. Притвор церкви на втором этаже сообщается с храмом «под колоколы». Благодаря летописным источникам и натурным данным реставраторов В. Я. Ядрышников относит сооружение деревянной церкви к 1620 году, а возведение каменной — к 1630.

В 1835 году в подцерковье была устроена церковь Козьмы и Дамиана, упразднённая в 1892 году. Тогда же была сооружена каменная пристройка, связавшая притвор церкви Рождества и трапезную. В 1892 году Рождественский храм был передан духовному училищу. После революции в здании церкви располагался уездный архив.

В военные и послевоеные годы храм был сильно разрушен. После реставрационных работ на верхнем этаже церкви были размещены экспозиции краеведческого музея, а внизу — хранилище фондов.

Церковь Сретения с трапезной располагается в 8 метрах от Рождественского храма. Дата её строительства относится к 1630 году, на основании более древней, деревянной церкви 1530—1540-х годов. Представляет собой монастырскую трапезную с церковью. Состоит из двух двухэтажных зданий — храма и трапезной. С северной стороны ранее примыкал каменный двухэтажный братский корпус. Особенностями храма является его асимметричность (церковь расположена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и строгое декоративное решение.

В 1940-х годах здание сильно пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапезной, многие участки грозили разрушением.

  • Храм иконы Божией Матери Старорусская

В 1888 году в Старую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Матери, который был освящён 31 августа 1892 года.

В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу.

Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов. Она является не обычной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», или просто «столпом». В 1818 году колокольня сильно перестраивалась: её завершение было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке первый этаж сдавался а аренду под склад казённого вина.

В 1930 году был утрачен шпиль, в следующем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В ходе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в наиболее полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и восстановить храм в древнем виде.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь — древнейший памятник архитектуры Старой Руссы. Он был основан в 1192 году неподалеку от правого берега реки Полисти. Тогда же был выстроен первый деревянный храм. Основателем монастыря стал Мартирий, который при новгородском князе Ярославе Владимировиче выстроил в 1192 году несколько келлий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиепископа новгородского. Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия (в 1193 года избранного архиепископом Новгородским, скончавшегося 24 августа 1199 года и погребенного в Новгороде, в притворе Софийского собора). Во время литовских и шведских набегов монастырь весьма часто подвергался разорению, но после каждый раз снова возобновлялся.

В 1198 году монастырь сгорел, а на его месте, всего за 70 дней, был построен новый, уже каменный, Спасский собор. Впоследствии храм дважды подвергался перестройке (в XV и XVII веках), в 1630 году к северной его стене была пристроена колокольня, примерно в то же время появляется небольшой храм Рождества Христова, объединенный с упомянутыми зданиями особой пристройкой.

Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя ( Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.

Комплекс монастырских строений, сформировавшийся в целом к XVII веку, дошел до наших дней. В настоящее время все сооружения монастыря отреставрированы, в соборе экспонируются фрагменты фресок XV-XVII веков, в помещениях монастыря разместилась экспозиция старорусского краеведческого музея.

Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь.


Храмы монастыря:

Другие постройки монастыря:
6. Монастырский корпус (XIX в.)
7. Монастырский корпус (XIX в.)
8. Памятный камень в честь Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский Старорусский монастырь, 1 класса, в городе Старой Русе. Основан Мартирием, который при новгородском князе Ярославе Владимировиче выстроил здесь в 1192 году несколько келлий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиепископа новгородского. Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия (в 1193 года избранного архиепископом Новгородским, скончавшегося 24 августа 1199 года и погребенного в Новгороде, в притворе Софийского собора). Во время литовских и шведских набегов монастырь весьма часто подвергался разорению, но после каждый раз снова возобновлялся.

Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя (Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

С северной стороны к притвору Преображенского собора примыкает четырёхъярусная колокольня. Впервые о наличии колокольни в Спасо-Преображенском монастыре говорится в Писцовой книге 1624 года: «На монастыре ж на колокольнице два колокола больших весом семнатцать пуд, два колокола середних весом четырнадцать пуд, два колокола малых весом шесть пуд бес чети». Из этой записи не ясно, каменная была «колокольница» или же деревянная. Но вернее всего второе, поскольку уже в конце 1620-х — начале 1630-х годов, при игумене Иосифе, в монастыре выстроили существующую ныне колокольню, которая на самом деле исторически являлась не просто колокольней, а церковью под колоколы. Это выяснилось при обследовании здания, выявившем заложенные алтарные ниши на уровне второго яруса.

Действующей церковь оставалась недолго, уже в ХVIII веке в ней не служили, а потому даже посвящения её не сохранилось в монастырских документах. Колокольня является высотной доминантой всего монастырского комплекса. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что сие сооружение имеет четыре яруса, из которых два нижних прямоугольные в плане, а два верхних — восьмиугольные («восьмерик на четверике»).

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №59, 2013 г.

Спасо-Преображенский монастырь в г. Старая Русса

Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь — в прошлом действующий монастырь Русской православной церкви в Старой Руссе. Находится на северо-восточной стороне города, невдалеке от правого берега реки Полисти.

Монастырь впервые упоминается в Новгородской Первой летописи под 1192 годом:

В то же лето в Русе сърубиша церковь на острове, Мартурии игумен, в имя святого Преображения, и створи манастырь, и быть прибежище крьстьяном.

Монастырь основан при новгородском князе Ярославе Владимировиче игуменом Мартирием, который согласно Новгородской Первой летописи был родом из Русы и позднее имел прозвище Рушанин. Первоначально, это была деревянная, одноэтажная церковь во имя Спаса Преображения Господня, которая вскоре сгорела. На её место Мартирий, возведённый в сан архиепископа в 1193 году, приказал построить каменную однопрестольную церковь, а позднее лично освятил её в День Успения Божией Матери.

Первоначально монастырь назывался «в Русе на посаде», впоследствии именовался Спасским и Спасо-Преображенским.

В течение последующих веков монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев и шведов. В первой четверти XVII века на территории монастыря находились один деревянный и два каменных храма с богатым набором церковных предметов и колокольня. После «шведского разорения» в 1628-1630-х годах монастырь был восстановлен и существенно расширен. Главный храм был капитально перестроен, были возведены ещё три каменные церкви.

Согласно монастырской описи 1739 года в обители кроме трёх каменных церквей (одна из которых была с кухней, трапезной и кладовыми) и колокольни имелись также деревянные архимандричьи, братские, больничные и гостиные кельи с сенями и чуланами, квасоварня, солодожня, квасные и пивные погребы, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, несколько садов и огородов. Монастырь окружала ограда в 263 сажени с каменными и двумя деревянными воротами[2]. В начале XVIII в к монастырю был приписан Козмодемьянский, в 1752 году — Леохновский, в 1764 году — Кречев Николаевский монастыри. В эти же годы в Спасо-Преображенском монастыре была введена архимандрития. По росписи 1768 года все помещения монастыря (кроме церквей) указаны деревянными, каменный одноэтажный настоятельский комплекс появился лишь в конце 1780-х годов. С этим, видимо, связано причисление Спасо-Преображенского монастыря при учреждении духовных штатов в 1764 году лишь к третьему, самому низкому, классу.

В начале XIX века в монастыре основано духовное училище. Возведено несколько каменных зданий, сооружена каменная ограда с башенками. Парадным был вход с Александровской улицы через южные врата с восьмиугольной башней над ними, в которой была устроена церковь Всех Святых, которая вскоре была упразднена из-за тесноты и неудобства. Притвор церкви Рождества и старая трапезная были соединены каменной вставкой. В 1830 году монастырь причислен ко второму классу. В 1880-1890-х годах возведён новый большой собор в честь возвращённой городской святыни — Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных корпусов. Территория к востоку от центра была занята садом и кладбищем, на котором с начала XIX века за определённую плату было разрешено хоронить известных граждан города. В 1892 году монастырь причислен к первому классу.

В 1917 — 1922 годах монастырем управлял епископ Димитрий (Сперовский). После закрытия монастыря большинство храмовых зданий не были разрушены, пострадали лишь второстепенные постройки. На их месте были построены жилые дома. В годы Великой Отечественной войны в монастыре находилась немецкая комендатура. В ходе боёв за город монастырь сильно пострадал. В 1960-х годах были проведены реставрационные работы под руководством Т. В. Гладенко.После их завершения в 1973 году в зданиях монастыря разместился краеведческий музей.

В настоящее время от ансамбля монастыря сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса XIX века и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, перестроенный под спортивную школу.

Деревянная церковь возведена в 1192 году игуменом Мартирием, сгорела, видимо, через два года во время пожара, уничтожившего город. В 1198 году владыка Мартирий построил в основанном им монастыре каменную церковь. В середине XV века она была разобрана почти до земли, и на старом основании возведена заново. Позднее в 1690-х и начале XIX века подвергалась ряду перестроек.

После Октябрьской революции храм был закрыт одним из первых в 1920-е годы. Возможно с 1930 года использовался в качестве хранилища зерна, наряду с другими храмами Новгорода и Старой Руссы. В годы войны храму были причинены большие разрушения: кладка была местами разрушена, имелись проломы на северной апсиде и в нижней части южного фасада и с северной стороны барабана, южная стена притвора уничтожена полностью, стены храма покрыты трещинами и провалами.

Церковь Рождества Христова примыкает к колокольне с северной стороны. Притвор церкви на втором этаже сообщается с храмом «под колоколы». Благодаря летописным источникам и натурным данным реставраторов В. Я. Ядрышников относит сооружение деревянной церкви к 1620 году, а возведение каменной — к 1630.

В 1835 году в подцерковье была устроена церковь Козьмы и Дамиана, упразднённая в 1892 году. Тогда же была сооружена каменная пристройка, связавшая притвор церкви Рождества и трапезную. В 1892 году Рождественский храм был передан духовному училищу. После революции в здании церкви располагался уездный архив.

В военные и послевоеные годы храм был сильно разрушен. После реставрационных работ на верхнем этаже церкви были размещены экспозиции краеведческого музея, а внизу — хранилище фондов.

Церковь Сретения с трапездной располагается в 8 метрах от Рождественнского храма. Дата её строительства относится к 1630 году, на основании более древней, деревянной церкви 1530-1540-х годов. Представляет собой монастырскую трапезную с церковью. Состоит из двух двухэтажных зданий — храма и трапезной. С северной стороны ранее примыкал каменный двухзтажный братский корпус. Особенностями храма является его асиметричность (церковь расположена не строго по продольной оси трапезной, а сдвинута к югу) и строгое декоративное решение.

В 1940-х годах здание сильно пострадало: были утрачены кровля и стропильная система, части свода церкви и трапездной, многие участки грозили разрушением.

В 1888 году в Старую Руссу была возвращена чудотворная икона Старорусской Божией Матери, находившаяся в Тихвине с 1570 года. Для её размещения в июне 1889 года был заложен собор Старорусской иконы Божией Матери, который был освящён 31 августа 1892 года.

В 1960-е годы собор был перестроен и превращён в спортивную школу.

Четырёхъярусная колокольня примыкает к притвору церкви Спаса. Построена она после «шведского разорения» в конце 1620-х годов. Она является не обычной колокольней, а столпообразным храмом «под колоколы», или просто «столпом». В 1818 году колокольня сильно перестраивалась: её завершение было разобрано, был достроен дополнительный круглый ярус, при этом уничтожен ряд окон, уничтожены куранты и часть декора. В XVIII веке первый этаж сдавался а аренду под склад казённого вина.

В 1930 году был утрачен шпиль, в следующем году сняты колокола. В годы войны на верхнем ярусе немцы устроили железобетонный дот. В ходе реставрационных работ было установлено, что из всех новгородских столпообразных храмов старорусский сохранился в наиболее полном виде, было принято решение разобрать надстройку XIX века и восстановить храм в древнем виде.

В храме находились (в настоящий момент местонахождение их не известно):

1.По прошению архимандрита Моисея с благословения преосвященнейшего Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского для благолепия и украшения св. обители, перенесены из новгородского Софийского собора 23 сентября 1805 года части св. мощей, числом 50, следующих угодников Божиих: 1. Никиты, епископа Новгородского, 2. Иоанна, архиепископа Новгородского, 3. священномученика Антипы, епископа Пергамского, 4. Преподобного Антония Римлянина, 5. Апостола Андрея Первозванного, 6. Евфимия, архиепископа Новгородского, 7. Иоанна Златоустого, 8. Преподобного Иоанна Дамаскина, 9. Преподобного Макария Египетского, 10. Преподобного Ефрема Новоторжского, 11. Препод. Отец, в Синае и Раифе избиенных, 12. Св. мучен. Параскевы, 13. Святого благоверного князя Феодора Ярославича. 14. Св. Моисея, архиепископа Новгородского, 15. Св. великомученика Никиты, 16. Св. Епифания, епископа Кипрского, 17. Св. мученика Иоанна воина, 18. Апостола Иакова, брата Божия, 19. Св. Гурия в Варсонофия Казанских, 20. Св. великомученика Феодора Тирона, 21. Апостола Анания, 22. Ризы св. Ионы, архиепископа Новгородского, 23. Св. благоверных князей Феодора и Давида Ярославских 24. четыредесяти мучеников, иже в Севастии, 25. Св. мученика Пантелеймона, 26. Св. Николая, архиепископа Мирликийского, 27. Св. великомученицы Варвары, 28. Великомученика Георгия, 3. Св. благоверного князя Михаила Черниговского, 30. Преподобного Алексея — человека Божия, 31. Преподобного Евфимия Суздальского, 32. Стефана, епископа Пермского, 33. Св. Климента, папы Римского, 34. Св. мученика Меркурия, 35. Св. мученика Прокопия, 36. младенцев, избиенных Иродом в Вифлиеме, 37. Св. архидиакона Стефана, 38. Св. Иакова Боровичского, 39. Св. мученика Христофора, 40. Св. мученика Иакова Персиянина, 41. Св. мученика Феогния и Кизических мучеников; 42. Антипатра, 43. Феостиха, 44. Артемия, 45. Феодота, 46. Магна, 47. Фавмасия, 48. Филимона, 49. Руфа и 50. Преп. Моисея Мурина.

Частицы мощей всех сих св. угодников Божиих вставлены в кипарисную доску и хранятся в серебряном вызолоченном ковчеге. По углам сего ковчега четыре финифтевые клейма с изображением евангелистов. Самый ковчег помещается в бронзовой раке.

2. Кадило серебряное, литое с крышкою, в виде башенки и с крестом, 1641 года.

3. Евангелие печатное в лист 1644 года, пожертвованное митрополитом Ростовским Варлаамом.

4. Два печатные Евангелия 1685 и 1698 года.

5. Евангелие в лист, писано полууставом с киноварью священноиноком Андреем. На обороте последнего листа древнею скорописью значится следующее: «Лета 7100 (1592) г. марта 26 дня положил сию книгу Евангелие в дом всемилостивому Спасу в Старой Руссе священноинок Андрей». Пониже сей другая надпись: «Лета 7117 (1609) года апреля 23, пан ляховския земли Иван Федоров сын Черновский, услышав, что то святое Евангелие всемилостивого Спаса, взял у государева войска у казаков и отдал ко всемилостивому Спасу, в монастырь в Старой Руссе и о здравии его за то Бога молить, а по смерти его поминати, а подписал многогрешный Богданко Петров».

6. Крест напрестольный, серебряный, позлащенный, с мощами. На нем распятие Господне литое, вокруг распятия четыре круглых клейма с изображениями: двух ангелов, Богоматери, Иоанна Богослова и Николая чудотворца. На обороте креста в кругах 15 изображений разных святых и внизу надпись: «И бысть сделан сей животворящий крест Господень с чудотворными мощами в Старую Руссу Преображению Спаса Господа нашего Иисуса Христа, индикта, лета 7100 (1592) года, месяца мая. Длиною крест шесть вершков. Весом с деревом и мощами 80 золотников.

7. Крест со святыми мощами серебряный, с приделанным вверху ушком. Он устроен довольно массивно, с лицевой стороны ярко вызолочен; мерою в длину и в поперечнике 2-вершковый и по всем четырем концам округленный. На этом кресте с лицевой стороны литое распятие с предстоящими — Богоматерью и Иоанном Богословом; вверху распятие Господа и Дух святый, а внизу глава Адамова, — все литые. Святые мощи в сем кресте положены: 1. Апостола Андрея Первозванного, 2. Апостола Марка евангелиста, З. Апостола Филиппа, 4. князя Владимира, 5. великомученицы Варвары, 6. святителя Германа Казанского, 7. великомученика Димитрия Солунского, 8. святителя Иоанна Златоустого и 9. св. Григория Неокесарийского.

8. Нерукотворенный образ Христа Спасителя 81/2 верш. длиною и 7 верш. шириною, с серебряным позлащенным по полям окладом и с таковым же венцом, обнизанным жемчугом. Св. убрус изображен в облаках с парящими вокруг херувимами и поддерживается двумя ангелами и херувимом в сребропозлащенных венцах; а над ними в полукружии изображено Триипостасное божество, окруженное огнеобразными шестикрылыми серафимами. Образ сей весьма древней греческой живописи, по устному преданию, пожалован в сей монастырь Государем Императором Петром Великим.

Спасо-Преображенский монастырь Старая Русса

Содержание:

Краткая история Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы

Первое лаконичное упоминание об основании Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе содержится в Новгородской Первой летописи под 1192 годом. В это время Руса представляла собой крупный по тем временам город с развитыми ремеслами, торговлей и — даже — с регулярно обновляемой деревянной мостовой. Градообразующим промыслом являлось солеварение.

В 1198 году выстроили в монастыре Старой Руссы каменный соборный Спасо-Преображенский храм. Примечательна стремительность, с которой возводился храм. Нигде более, кроме как в новгородских пределах, не ставились церкви за два с небольшим месяца. Но в Новгороде — и именно в это время — подобное «скоростное» строительство не было из ряда вон выходящим фактом.

В XVII веке, — «В несчастную годину самозванцев и междуцарствия», город был занят войсками шведского воеводы Понтуса Делагарди, Спасо-Преображенский монастырь Старой Руссы был разорен шведами и дворы около него сожжены.

В конце 1620-х — начале 1630-х годов в монастыре ведутся активные строительные и ремонтные работы. Край медленно приходил в себя, и обновленный Спасо-Преображенский монастырь явился как бы провозвестником грядущего возрождения Новгородской земли.

К началу XVIII века Преображенский монастырь Старой Руссы сделался одним из крупнейших землевладельцев округи. Кроме каменных построек, каковыми к XVIII веку уже являлись все храмы, в монастыре имелось множество деревянных зданий. Опись 1739 года показывает братские, архимандричьи, гостиные и больничные кельи, солодежню, квасоварню, амбары и сараи различного назначения, баню. Все это окружала рубленая «в тарасы» ограда длиной в 263 сажени с тремя воротами (одни из них были каменными).

В настоятельство архимандрита Моисея в монастыре один за другим растут каменные здания, производятся ремонты, а при его преемнике, архимандрите Дионисии (настоятельствовал с 1816 года), начинается строительство кирпичной ограды с башенками. Обитель постепенно возвращает себе утраченный статус: в 1830 году ее причисляют ко второму классу, а после благоустройства 1880-х годов, связанного с возвращением Старорусской иконы Божией Матери, — к первому (в 1892 году).

После революции Старорусский Преображенский монастырь был закрыт — по всей видимости, в 1922 году, в связи с сопротивлением его настоятеля, епископа Димитрия (Сперовского), изъятию церковных ценностей. Спасо-Преображенский собор некоторое время использовался под зерносклад и уже к началу войны представлял собой печальное зрелище.

Во время оккупации во время Великой Отечественной войны в уцелевших зданиях обители разместилась немецкая комендатура.

В 1960-е годы начата реставрация ансамбля Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы. Старорусский монастырь православный храм Старой Руссы с удивительной историей.

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы

С северной стороны к притвору Преображенского собора примыкает четырехъярусная колокольня. Впервые о наличии колокольни в ансамбле Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы говорится в Писцовой книге 1624 года:

«На монастыре ж на колоколнице два колокола болших весом семнатцать пуд, два колокола середних весом четырнатцать пуд, два колокола малых весом шесть пуд бес чети».

Из этой записи не ясно, каменная была «колоколница» или же деревянная. Но вернее всего второе, поскольку уже в конце 1620-х — начале 1630-х годов, при игумене Иосифе, в монастыре выстроили существующую ныне колокольню, которая на самом деле исторически являлась не просто колокольней, а церковью под колоколы. Это выяснилось при обследовании здания, выявившем заложенные алтарные ниши на уровне второго яруса. Действующей церковь оставалась недолго, уже в XVIII веке в ней не служили, а потому даже посвящения ее не сохранилось в монастырских документах.

К колокольне, в свою очередь, пристроена с севера церковь Рождества Христова, возведенная, видимо, одновременно с колокольней на месте деревянного храма с тем же посвящением. Она представляет собой небольшой бесстолпный объем с подцерковьем и вытянутой апсидой. Интересной деталью храма является его широкий притвор, который служит входом одновременно в Рождественский храм и церковь под колоколы.

Подцерковье храма не предназначалось строителями для церковных нужд, и оно использовалось самыми разнообразными способами. То здесь размещалась слесарная мастерская, а то — с 1763 года — его сдавали под склад казенного вина.

В начале XIX века здесь, по монастырским документам, была пекарня с кладовой, а с 1835 года — церковь Космы и Дамиана (престол перенесли из упраздненного храма приписного монастыря), просуществовавшая до 1892 года, когда Рождественский храм передали духовному училищу.

Рядом с Рождественским храмом находится Сретенская церковь с трапезной. В настоящем своем виде она построена в 1630-е годы, но, по некоторым документальным свидетельствам, на месте одноименной каменной же церкви.

В описи 1615 года здания монастыря описываются так: «Монастырь Преображенье Спасово да Въстритение Господне, оба каменные храмы, да в трапезе храм Рожество Христово древяная». Правда, Писцовая книга 1624 года с этим не соглашается: «В том же монастыре церковь древяная Стретение Господне. » И, пожалуй, она права. Вероятно, до 1630-х годов трапезный храм старорусской обители оставался деревянным.

Теперешняя Сретенская церковь составлена из двух объемов (собственно церковь и трапезная)и имеет два этажа. С западной стороны пристроено крыльцо внушительного вида, а с северо-запада примыкала, как удалось установить, деревянная уборная. С севера трапезную «продолжал» братский корпус, разобранный в конце XVIII века. Тогда же из Спасо-Преображенского собора в трапезную часть храма перенесли придел во имя мч. Антипы.

В течение XIX века Сретенский храм (как, кстати, и другие монастырские здания) претерпел разительные перемены. Вместо теса его покрыли железом с изменением конструкции кровли и главы, декоративные детали фасадов частью срубили, частью заштукатурили, дверные и оконные проемы перебили. В 1836 году в нижнем ярусе (подцерковье) освятили придел в честь Старорусской иконы Божией Матери, спустя несколько лет сюда «спустили» придел мч. Антипы. В 1892 году Старорусский придел переосвятили во имя прп. Исидора Пелусиота.

Последнее по времени строение ансамбля Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы — храм Старорусской иконы Божией Матери, возведенный в 1889—1892 годах в связи с долгожданным возвращением из Тихвина главной святыни Старой Руссы (о чем — в соответствующем разделе). Здание храма сохранилось до наших дней, но в столь «переработанном» виде, что вам придется долго присматриваться к окружающим постройкам, чтобы, наконец, разглядеть его в. спортивной школе, имеющей, на первый взгляд, абсолютно «советскую конструкцию».

Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе

Спасо-Преображенский монастырь — это, пожалуй, одна из самых известных достопримечательностей в Старой Руссе, которую непременно посещают практически все туристы. Спасский собор уже много лет считается символом города. Монастырь ведет свою историю аж с 1192 г. Первый одноэтажный храм Преображения Господня при монастыре был деревянным. Построили его на берегу реки Полисть. Но простоял он недолго — шесть лет, после чего сгорел во время пожара. Зодчие всего лишь за 70 дней смогли возвести новый собор — каменный. Однако на этом мастера не остановились и вскоре построили рядом колокольню. У Спасо-Преображенского монастыря очень непростая судьба. Много раз весь комплекс был разорен и разрушен во время набегов шведов и литовцев. Но каждый раз послушники восстанавливали святыню.

Монастырь подвергся первой реконструкции спустя 200 лет после постройки. За это время все здания пришли в негодность.

По указу архиепископа Новгородского Евфимия местные жители начали строительство нового храма и монастыря на старом фундаменте. В 1442 г. в Старой Руссе уже была готова новая церковь. Однако полная реконструкция завершилась лишь в 1628 г. На тот момент деревянных сооружений в комплексе уже не было. Монастырь состоял из большого Спасского собора, храма Рождества Христова, колокольни и небольшой церкви Сретения Господня. Стоит отметить, что в Спасском соборе хранилось много уникальных православных реликвий. Так, например, здесь можно было помолиться мощам многих святых и увидеть старорусскую икону Божьей Матери.

Основателем монастыря и первым игуменом принято считать Мартирия, который впоследствии стал архиепископом Новгородским.

Эта икона представляла большую ценность как в духовном, так и в материальном плане. Она была украшена позолотой и большим количеством драгоценных камней. В Старой Руссе эта святыня находилась еще с 10 века. Ее привезли в город греки из Ольвиополя. Однако в 1570 г. икону отвезли в Тихвин в связи с тем, что там началась эпидемия. Благодаря святыне мор удалось остановить, но икона в Старую Руссу вернулась значительно позже. Дело в том, что из-за святыни разразился настоящий спор — тихвинцы не торопились возвращать ее домой. В итоге в дело вмешался Священный синод, и лишь в 1888 г. старорусскую икону Божьей Матери вернули в Руссу. Позже, во время Великой Отечественной войны, икону украли немецкие захватчики. На сегодняшний день ее местонахождение так и не установлено.

Современный монастырский комплекс представляет из себя здания, построенные в 18 веке. Удивительно, но за годы Великой Отечественной войны он практически не пострадал. Во время осмотра комплекса не забудьте заглянуть в непосредственно монастырские помещения — в них размещены экспонаты краеведческого музея Старой Руссы. В Спасском соборе обратите внимание на старинные фрески 15—17 веков.

Как добраться

Добраться до Старой Руссы можно из Новгорода на автобусе № 261. Чтобы доехать непосредственно до монастыря, вам нужно сесть на автобус или маршрутку № 7, 14 и выйти на остановке «Улица Володарского». Монастырь расположен на улице Фрунзе, 1.

Спасо-Преображенский монастырь, Старая Русса: история

Один из городских памятников древности — Спасо-Преображенский монастырь в Старой Руссе — сегодня является объектом культурного наследия РФ, принадлежащим Новгородской епархии и расположенным недалеко от реки Полисти. Когда-то очень давно эта знаменитая обитель стала убежищем для многочисленного количества разного монашеского, крестьянского и бродяжьего люду.

Старая Русса: Спасо-Преображенский монастырь, история

Первые упоминания о монастыре в Новгородской летописи встречаются уже в 1192 году и уходят ко временам правления Ярослава Мудрого. В сложные времена много всего претерпел и монастырь, и город Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь основал игумен Мартирий Рушанин, представший перед Господом в 1199 году. Так его называли потому, что он был родом из Руссы. Сначала под его руководством была построена деревянная одноэтажная церковь Преображения Господня, однако произошел сильный пожар, который практически уничтожил ее.

В 1193 году, уже будучи в сане архиепископа, игумен Мартирий решил построить на этом месте каменный храм и освятить его в честь праздника Успения Богородицы.

К XV веку обитель была разобрана и перестроена, эта же участь заново постигла ее в XVII и XIX веках. Со стороны шведов, поляков и литовцев постоянно терпела разграбления и пожары Старая Русса. Спасо-Преображенский монастырь к XVII веку состоял из одного деревянного и двух каменных храмов. Внутри сияло богатое убранство и драгоценная церковная утварь. Потом была построена колокольня.

Спасо-Преображенский монастырь, Старая Русса: дальнейшие события

После нападения на город шведов монастырь был ограблен. Но с 1628 по 1630 год его опять восстановили, главная церковь была перестроена, и к тем храмам, которые были раньше, достроились еще три каменных сооружения. Монастырь обзавелся кладовой, кухней, трапезной, колокольней, братскими и больничными кельями и другими различными хозяйскими постройками. Вокруг обители появилась ограда. Немного позже к монастырю как к старшему были приписаны еще несколько монастырей: Леохновский, Козьмодемьянский, Кричев-Николаевский. Таким образом получил архимандритию (чин крупного первостепенного) Спасо-Преображенский монастырь. Старая Русса обрела свое теперешнее название уже с начала XX века. Раньше в ее имени присутствовала только одна буква «с» (Старая Руса).

Новые сооружения и возвращение иконы

С 1892 года в монастыре постепенно начинает образовываться духовное училище, и именно поэтому ему передается Рождественская церковь. Потом появляются еще несколько зданий и мощная каменная ограда с башенками. Парадный вход обители выходил на улицу Александровская, где были расположены южные ворота и над ними — храм Всех Святых.

С 1880 по 1890 год был построен еще один храм в честь Старорусской иконы Божией Матери. К этому времени наконец-то смог вернуть свою главную икону Спасо-Преображенский монастырь. Старая Русса лишилась его однажды. С 1570 года икона хранилась в городе Тихвине. Когда началось моровое поветрие, рушане по просьбе жителей Тихвина отдали им свою святыню, и те крестным ходом обошли с ней вокруг города, и только тогда мор прекратился. Потом тихвинцы поставили ее в своем храме и долго не хотели отдавать. Ходатайства рушан по поводу возращения иконы начались в 1805 году. И только в 1888 году она была возвращена городу. Окончательное решение по этому поводу утвердил сам Александр III. Она стала самой большой выносной иконой, ее ширина составляет 202 см, а высота — 278 см. Дни ее почитания — 4 мая и 18 сентября.

С каждым годом монастырь расширялся новыми постройками каменных корпусов, со временем появился сад и кладбище, на котором за определенную плату хоронили только выдающихся и известных людей города и округи.

Революция и война

После Октябрьской революции в 20-х годах монастырь упразднили, однако первое время большевики здания не трогали, но уже в более поздние годы, где-то в 30-х, шпиль с колокольни был снят, а за ним и колокола.

В годы Великой Отечественной, с 1941 по 1944 год, город был в оккупации, а затем был подвергнут сильным разрушениям из-за бомбежек, так как находился недалеко от огневой позиции линии фронта. В монастыре некоторое время находилась вражеская военная комендатура.

После войны, ближе к 60-м годам, было решено отреставрировать Спасо-Преображенский монастырь. Старая Русса обрела новое дыхание. Правда, богослужения были запрещены, там открыли краеведческий музей и спортивную школу.

Заключение

Сегодня монастырь является музеем и главной жемчужиной города доблести и воинской славы. Его ансамбль включает четыре белокаменных храма и два корпуса XIX века. Когда-то в храме хранились мощи 50 святых, богатая утварь, старинные кресты, иконы и Евангелия. К сожалению, сегодня их местонахождение никому неизвестно.

И в конце нельзя не упомянуть и о том, что в городе Старая Русса в 1909 году был создан музей Ф. М. Достоевского. Этот маленький городишко славился своими минеральными водами, поэтому сюда съезжалось многообразное общество Петербурга и Москвы. В доме-даче по улице Володарского писатель провел свои лучшие летние месяцы вместе со всей семьей. Здесь у него родился третий ребенок. В этой провинциальной тишине он работал над такими известными произведениями, как «Братья Карамазовы» и «Бесы». Некоторые старорусские реалии и впечатления он включил и в свои романы.

Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь в России, курорт Старая Русса

Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырь – монастырь в северно-восточной части Старой Руссы, на правом берегу Полисти. Впервые упоминается в летописях от 1192 года.

Обитель основана игуменом Мартирием в XII веке. Изначально это была одноэтажная деревянная церковь, освященная во имя Спаса Преображения Господня. Мартирий, ставший архиепископом в 1193 году, приказал возвести однопрестольную церковь в камне. Освятил он ее в День Успения Божией Матери.

В течение нескольких веков после основания монастырь несколько раз подвергался нападениям литовцев и шведов. К началу XVII века на территории монастыря находились два каменных храма и один деревянный, а также колокольня. После нашествия шведов 1628-1630 гг. монастырь был восстановлен и расширен. Главный храм был перестроен, дополнительно были возведены три каменных церкви. К 1739 году в обители были построены деревянные архимандричьи, братские, больничные кельи с сенями и чуланами, квасные и пивные погреба, квасоварня, солодожня, овин, хлебные амбары, конюшенный двор, «работницкая изба», баня, гумно с ригами, сады и огороды. Была построена ограда с каменными и деревянными воротами. В первые десятилетия XVIII века к обители были присоединены Козмодемьянский, Леохновский, Кречев Николаевский монастыри. В 80-х гг. XVIII века был построен одноэтажный настоятельский комплекс. Большинство построек на тот момент были деревянными, потому монастырь в 1764 году при учреждении духовных штатов был причислен к самому низкому третьему классу.

В XIX столетии в монастыре было основано духовное училище; построены каменные здания, каменная ограда с башенками. Парадный вход в монастырь проходил через южные ворота и его восьмиугольную башню. В башне была устроена церковь всех Святых, вскоре упраздненная. Притвор церкви Рождества и трапезная соединялись каменной вставкой. В 1830 году статус монастыря повысили до второго класса. В 90-х гг. XIX века был построен новый большой храм, освященный во имя Иконы Старорусской Божией Матери и несколько каменных построек.

С восточной стороны располагалось кладбище и сад. Здесь с XIX века было разрешено хоронить известных горожан. В 1892 году монастырь наконец был причислен к первому классу.

При советской власти монастырь был закрыт. В период Великой Отечественной войны в зданиях монастыря размещалась немецкая комендатура. В боях за город обитель пострадала, но все повреждения были ликвидированы в 60-х годах, в ходе реставрационных работ под руководством Т. В. Гладенко. По завершении работ в монастырских зданиях разместился краеведческий музей.

На сегодняшний день сохранились четыре каменные церкви, два каменных корпуса и остов собора Старорусской иконы Божией Матери, переоборудованный под спортивную школу.

Ссылка на основную публикацию