Спасо преображенский монастырь рославль

Спасо-Преображенский Рославльский мужской монастырь

Спасо-Преображенский Рославльский монастырь основан не позднее конца XVI века.

Содержание

Спасо-Преображенский Рославльский монастырь основан до 1560 года. В 1764 году объявлен заштатным, а в конце XVIII века был упразднён, а Преображенский храм обращен в приходскую церковь. Монастырская жизнь возобновлена в 1864 году.

В монастыре два храма: собор во имя Спаса Преображения (1811—1819 гг.), построенный в стиле классицизма, и Александро-Невский храм (1857—1872 гг.). До революции в первом из них находились две местночтимые иконы: список Тихвинской иконы Божией Матери и образ святой великомученицы Варвары. Монастырь был окружен оградой с тремя башнями и воротами в псевдорусском стиле (1811—1819); до нашего времени сохранился лишь северо-восточный участок стены и одна угловая башня.

До революции монастырю принадлежала Кирилловская часовня неподалёку от монастыря. Здесь хранилась древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. 19 апреля сюда совершался из монастыря крестный ход в память спасения будущего императора Николая Второго в бытность его наследником от угрожавшей ему в 1891 году в Японии опасности. Близ часовни располагалась монастырская школа.

Монастырь закрыт после Революции. Долгое время был заброшен. Восстановлен в 1996 году.

  • чудотворный Тихвинский образ Божией Матери
  • образ святой великомученицы Варвары

Престольные праздники

Как добраться

Адрес: 216500, Смоленская область, г. Рославль, ул. Пролетарская, д. 52

Тел.: 8 (48134) 4-11-31

Расписание богослужений

С актуальным расписанием богослужений можно ознакомиться на официальном сайте монастыря.

Информация для паломников

Доступ в монастырь осуществляется с 07:30 до 19:30.

Вход через Святые врата.

У стен монастыря имеется бесплатная стоянка.

МОНАСТЫРЬ
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу реки Которосль близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу.

Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 годом гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как « городовой» княжий монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы.

Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 году. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев — представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов. На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.

В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 годами в Москве по заказу Ивана III и по благословению митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

С утратой Ярославлем самостоятельности, Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд ( т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот.

К ХVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже в Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени », когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности.

В мае 1609 года Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 году здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.

Первоначально во главе братии стоял игумен, затем архимандрит ( время введения архимадритии неизвестно). В ХVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» — светских людей. В 1764 году Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея обширными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.

Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери « Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве ». В 1747 году здесь открывается Славяно-Латинская семинария — одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения — уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной.

В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 году новой святыни — чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников.

Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году, после подавления белогвардейского мятежа.

Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Сначала в его стенах был устроен концентрационный лагерь № 1, в котором содержались противники Советской власти. Затем здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х годов на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. В 1958 открывается областная выставка достижений народного хозяйства. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 года. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора ( 1216 — 1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим ( 1218 — 1224), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.

Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря — Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI века относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот — главного входа на территорию монастыря ( последние два со значительными перестройками и добавлениями).

Трапезная ( 1516) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах.

В основании звонницы XVI века мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 годах ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П. Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид.

Святые ворота — самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI века в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563—1564 годах живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX веках, в результате чего здание получило дополнительные объемы — дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции.

Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е годы XVI столетия. После военных событий начала XVII века возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII века. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая ( 1623) и Угличская ( 1635) крепостные башни и прясло стены между ними.

Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х годах была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827—1831 годах возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев ( проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х годов. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950—1960 годах.

В 2015 году принято окончательное решение о поэтапной передаче Спасо-Преображенского монастыря Ярославской митрополии РПЦ. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник будет постепенно переводиться в расположенные по соседству здания Спасских казарм и Благородного пансиона, в которых в настоящее время располагается Ярославский военный госпиталь.

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле — режим работы 2019 и стоимость билетов, описание и официальный сайт

Спасо-Преображенский монастырь является одним из самых древних мужских монастырей, его история началась во второй половине XII века. К сожалению, строения того времени не сохранились, но дошедший до нас архитектурный ансамбль с сооружениями XVI-XIX веков удивляет своей красотой, величием и стоит того, чтобы его посетить.

В настоящее время Спасо-Преображенский монастырь входит в состав Ярославского музея-заповедника. Его экспозиции расскажут о природе и истории Ярославля, также здесь Вы увидите уникальное собрание икон и сокровищ.

Если повезет с погодой, обязательно поднимитесь на звонницу, с которой открывается великолепная панорама Ярославля, реки Которосль и окрестностей города.

Кроме архитектурных достопримечательностей Ярославля, в обители имеются памятники, построенные в наше время — часовня Казанской иконы Божией Матери, памятник Копейке 1602 года и монумент в честь Дмитрия Пожарского. Здесь Вы увидите и живой символ Ярославля – медведицу Машу.

Режим работы Спасо-Преображенского монастыря в 2019 г. (Ярославский музей-заповедник)

  • В летний период (с мая по сентябрь)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 8:00 до 20:00. По пятницам и субботам время работы продлено до 21:00. Кассы закрываются на полчаса раньше
    • Смотровая площадка открыта ежедневно с 8:00 до 19:30. По пятницам и субботам время работы продлено до 20:30
    • Спасо-Преображенский собор открыт ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 17:45. Среда — выходной день
    • Экспозиция «История Ярославского края XI-XVIII веков» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Слово о полку Игореве» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Природа Ярославского края» работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 17:45. Понедельник и вторник — выходные дни. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Сокровища Ярославского края» работает ежедневно, кроме вторника, с 10:00 до 17:45. Вторник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Трапеза по-ярославски» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «ЯрмаНка» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
  • В зимний период (с октября по апрель)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 9:00 до 18:00. Кассы работают до 17:30
    • Экспозиции открыты с 10:00 до 17:45. Выходной день — понедельник. Кассы работают до 17:00
    • Спасо-Преображенский собор закрыт

Стоимость билетов в Спасо-Преображенский монастырь в 2019 г. (Ярославский музей-заповедник)

  • Вход на территорию монастыря
    • Взрослые — 50 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 30 рублей
    • Дети 7-16 лет — бесплатно
  • Смотровая площадка на звоннице
    • Взрослые — 200 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 100 рублей
    • Дети 7-16 лет — 100 рублей
  • Спасо-Преображенский собор
    • Взрослые — 80 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 40 рублей
    • Дети 7-16 лет — 40 рублей
  • Выставка «Слово о полку Игореве»
    • Взрослые — 80 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 40 рублей
    • Дети 7-16 лет — бесплатно
  • Выставка «Природа Ярославского края»
    • Взрослые — 80 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 40 рублей
    • Дети 7-16 лет — бесплатно
  • Выставка «Иконы Ярославля XVI — XVIII веков»
    • Взрослые — 70 руб.
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 35 рублей
    • Дети 7-16 лет — бесплатно
  • Выставка «История Ярославского края»
    • Взрослые — 100 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 50 рублей
    • Дети 7-16 лет — бесплатно
  • Выставка «ЯрмаНка»
    • Взрослые — 70 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 35 рублей
    • Дети 7-16 лет — 35 рублей
  • Выставка «Трапеза по-ярославски»
    • Взрослые — 100 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 50 рублей
    • Дети 7-16 лет — 50 рублей
  • Выставка «Сокровища Ярославля» с понедельника по пятницу
    • Взрослые — 200 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 80 рублей
    • Дети 7-16 лет — 80 рублей
  • Выставка «Сокровища Ярославля» в субботу, воскресенье и праздничные дни
    • Взрослые — 250 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 100 рублей
    • Дети 7-16 лет — 100 рублей

Из истории

Обитель была построена в конце XII века на окраине Ярославля, у переправы через реку Которосль и служила защитой города от вражеских нашествий с запада. В то время все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным строением стал собор Спаса Преображения, построенный в начале XIII века, еще при правлении Ростовского князя Константина (до отделения Ярославского княжества).

На территории монастыря открылось первое духовное училище, так называемый Григорьевский затвор, в библиотеке которого граф Алексей Мусин-Пушкин обнаружил рукопись поэмы «Слово о полку Игореве» (это общепринятая версия и объяснение самого коллекционера). Вместе с тем, последние исследования показали, что рукопись принадлежала библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, а удачливый собиратель древностей, скорее всего, присвоил ее.

В 1501 году в Ярославле случился пожар, уничтоживший большинство зданий, разрушился и Спасо-Преображенский собор. Через четыре года начинается возведение нового храма, причем для его строительства был использован старый фундамент.

Князья, а затем цари всегда почитали обитель. Особенно любил здесь бывать Иван Грозный. Кроме денег, правители предоставляли Спасо-Преображенскому монастырю различные льготы, например, освобождали его от ряда пошлин, дарили огромные земли, села, деревни и рыболовные промыслы. Период XVI — XVII веков был временем расцвета обители.

В 1608 году Ярославль был осажден польско-литовским войском и только благодаря стойкости обители город не был покорен. Именно у стен монастыря в 1612 году собралось ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, отсюда русское войско отправилось в поход за освобождение Москвы от польских оккупантов.

В связи с проведением церковной реформы в 1778 году монастырь был упразднен. В советское время ансамбль Спасо-Преображенского монастыря вошел в состав Ярославского музея-заповедника.

Спасо-Преображенский монастырь – главные архитектурные и исторические памятники

Спасо-Преображенский собор

Для строительства Спасо-Преображенского собора Государь Всей Руси Василий III прислал в Ярославль московских строителей. Видимо, поэтому облик храма напоминает Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Вместе с тем, существует версия, что строительство проходило под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.

Собор имеет три главки, также он украшен двухъярусными галереями с арками. Большую ценность представляют фрески, созданные во времена Ивана Грозного московскими и ярославскими художниками, а также иконостас, многие иконы которого также относятся к XVI веку.

Трапезная с церковью Рождества Христова

Трапезная — одна из старейших монастырских построек, она была возведена в начале XVI века. Это двухэтажное массивное здание, главной частью которого является просторная палата, в которой происходили торжественные приемы, а также совместные приемы пищи братией. При трапезной была возведена одноглавая церковь в честь Рождества Христова.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Вплотную к Спасо-Преображенскому собору построена церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина. В далеком 1218 году здесь была сооружена каменная Входоиерусалимская церковь. Интересно, что это был единственный храм, устоявший в пожаре 1501 года. Но через четыре столетия после его постройки храм был разобран и возведен заново.

Новая церковь была трехглавой, отличалась затейливыми формами и обилием декора. Поверх ее сводов были устроены ярусы кокошников. Однако, в XIX веке церковь вновь разобрали и соорудили заново, причем ее западный фасад выполнен в классическом стиле с колоннадой и двухпролетной лестницей. Обратите внимание на восточную, алтарную часть строения, она построена в духе древнерусской православной традиции с тремя полукруглыми выступами (апсидами) и окнами, украшенными наличниками в виде кокошников.

Звонница с церковью иконы Печерской богоматери

Колокольня является самым высоким зданием обители. Она возводилась в течение трех веков. Сначала (в XVI веке) были построены ярусы звонов, а в XIX веке соорудили часовую башню-ротонду со смотровой площадкой в виде беседки.

Звезды, украшающие звонницу, часто называют «ежиками», «репейниками» и «солнышком». Именно благодаря им, это строение является прекрасным ориентиром для определения центра города.

Интересна история часов на Звоннице. Согласно легенде, обитель приобрела их в Москве, они были сняты со Спасской башни Московского Кремля, а затем в 1624 году установлены на башне Святых ворот. Через два столетия, в 1824 году, они заняли новое место – на звоннице.

Монастырские стены, башни и ворота

Первоначально стены и башни обители были деревянными. Одновременно со строительством каменного собора в 1516 году на берегу Которосли была сооружена и башня со Святыми воротами. Во второй половине XVI века все монастырские стены из дерева были заменены на каменные, что оказалось очень своевременным.

На Святых воротах возвышалась дозорная вышка с набатным колоколом, извещавшим о приближении неприятеля. С нее хорошо просматривалась переправа через Которосль, откуда, как правило, и ждали врага. Позже была сооружена Введенская церковь.

По углам монастырской стены расположились Богородицкая и Угличская, Михайловская и Богоявленская (Юго-Западная) башни, также сохранились Водяные, Северные и Восточные ворота.

Как известно, Казанский и Кирилло-Афанасьевский монастырь переданы Русской Православной церкви. Ярославская метрополия просит передать Спасо-Преображенский монастырь также в ведение Русской Православной церкви. Однако, пока власти города и Ярославская епархия договорились лишь о проведении в Спасо-Преображенском соборе служб в дни православных праздников.

Уголки Смоленщины

Православие в стихах
Крестный ход. Лампады, свечи.
Силы темные бегут.
Тяготят хоругви плечи,
В людях веру берегут.

——————
(Л. Вотинцева)

Спасо-Преображенский мужской монастырь г.Рославля

На высоком берегу реки Становки возвышается внушительный архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского мужского монастыря. Центральное место в нем занимает пятиглавый Преображенский собор. В 2014 году исполняется 195 лет со дня построения и освящения этого храма.

На том месте, где сейчас возвышается монастырский собор, в 1632 г. была построена одноглавая деревянная церковь во имя Преображения Господня. Она просуществовала до начала XIX в. К этому времени она настолько обветшала, что зимой даже снег проникал внутрь здания сквозь прогнившие кровлю и стены. Видя такой упадок храма Божьего, благочестивые рославльчане предложили настоятелю монастыря иеромонаху Порфирию (Шамшину) предпринять сбор пожертвований на строительство в обители нового каменного храма. Граждане выразили желание воздвигнуть в монастыре каменный пятиглавый храм наподобие рославльского Благовещенского собора (ныне не существует). Иеромонах Порфирий обратился к епархиальному начальству с просьбой о разрешении начать сбор пожертвований на возведение нового храма. Получив благословение епископа, настоятель монастыря начал собирать пожертвования. Рославльчане усердно вносили посильные лепты на благое дело. Это произошло в 1806 году.

Спустя пять лет после начала сбора пожертвований был подготовлен план предполагаемого храма. 17 июня 1811 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Серафим (Глаголевский) подписал грамоту, разрешающую построение в Рославльском монастыре каменного храма в честь святого Преображения с приделами во имя Живоначальной Троицы и пророка Ильи. Примечательно то, что храмозданная грамота была адресована не только настоятелю монастыря, но и почетнейшим гражданам города. Сразу же по получении документа, иеромонах Порфирий и ктитор Иосиф Чепелкин приступили к построению главной церкви обители.
Война 1812 г. приостановила строительство. Только спустя 7 лет храм был завершен. И это притом, что послевоенная разруха на территории губернии еще не до конца была преодолена. Интересен тот факт, что монахи сами добывали глину и изготавливали кирпич для строительства первой каменной церкви обители.

Освящение храма состоялось в 1819 г. Храм существует в монастыре до настоящего времени.
Первоначально Преображенский собор имел несколько иной вид, чем тот, к которому мы привыкли. Здание храма с южной и северной стороны окружали высокие платформы-гульбища. Церковь не имела колокольни. Во второй половине XIX столетия к собору пристроили трехъярусную колокольню, перестроили трапезную часть, а вместо гульбищ по бокам церкви были возведены крытые галереи.
Спасо-Преображенский собор — это массивный пятиглавый бесстолпный храм в стиле позднего русского классицизма.
До 1929 г. внутренний вид собора украшал прекрасный интерьер. Алтарная преграда Преображенского придела представляла собой трехъярусный резной иконостас. На белом фоне выделялась позолоченная резьба. Все иконы главного иконостаса имели или полностью серебряные оклады, или венчики, очерчивавшие нимбы святых.

Революционные события 1917 г. затронули все стороны жизни, повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Первой жертвой антирелигиозной деятельности местной власти стал Спасо-Преображенский монастырь. Газеты того периода пестрели заметками о том, что верующим хватит имеющихся в городе семи церквей, а в стенах монастырского храма должен располагаться местный краеведческий музей. Постановлением облисполкома от 13 июля 1929 г. рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь был закрыт, а здание монастырского собора передано на нужды музея. Пожилые прихожане часто рассказывают о том, что в то время, когда в стенах монастырского храма располагался музей, его директор Б.Соколовский неоднократно замечал, как лампады перед иконами сами собой зажигались.

Как известно, уже в июле 1941 г. активные боевые действия развернулись на территории нашей области. К середине сентября неприятель захватил почти всю Смоленщину. Оккупационная власть, желая привлечь на свою сторону симпатии местного населения, не препятствовала возрождению церковной жизни. В 1942 г. в Рославле вновь стал действовать монастырский собор. Приходится сожалеть, что лишь вражеское нашествие, принесшее народу многочисленные бедствия, позволило воскресить в Рославле храм!
В сентябре 1943 г. Смоленская область была освобождена от фашистских захватчиков. Начался новый этап в истории местной епархии.

Преображенский храм был передан в бессрочное и безвозмездное пользование общине верующих Русской Православной Церкви. Прихожане обязаны были производить в нем все ремонты, хранить в целости богослужебную утварь и иконы, объявленные произведениями искусства и, следовательно, принадлежащие государству, а не Церкви.
После празднования 1000-летия Крещения Руси в стране наметился сдвиг в лучшую сторону в отношениях между государством и Церковью. Начиная с 1990 г. Преображенскому храму постепенно стали возвращать здания, находящиеся на его территории. Благодаря этому сложилась ситуация, благоприятствовавшая возрождению в Рославле мужского монастыря. В 1996 г. Преображенский приход был преобразован в мужской монастырь. Спасо-Преображенская церковь вновь стала монастырским собором. Стараниями настоятеля монастыря игумена Сергия (Зятькова) и братии внутри храма проведен капитальный ремонт. В 1998 г. установлен новый резной иконостас в главном приделе собора.

Как и до времени разорения в монастыре почитаются Тихвинская икона Божьей Матери и образ святой великомученицы Варвары. С 2004 г. они находятся в новых позолоченных киотах. Не иссякает поток людей, прибегающих к помощи святынь, и чистые сердца верующих наполняются духовной радостью.
Среди редких вещей в ризнице Спасо-Преображенского собора хранятся два антиминса. Один из них выдан в придел Святой Троицы в 1825 г. и подписан епископом Смоленским и Дорогобужским Иосифом.
Второй антиминс выдан в придел пророка Ильи 5 февраля 1861 г. Освящен он епископом Смоленским и Дорогобужским Антонием.
Интересно напрестольное Евангелие, подписанное одним из настоятелей монастыря — игуменом Илларионом (Летягой). Оно датируется 1762 г.

Церковь Александра Невского — кирпичное оштукатуренное нарядное здание в русско-византийском стиле.

Монастырю принадлежат две часовни. Одна часовня находится у главных входных святых ворот монастырской стены с правой стороны. В этой часовне на стенах размещены следующие иконы: Тихвинская икона Богоматери, образ Спасителя благословляющего и образ Одигитрии.

Другая часовня, принадлежащая монастырю, находится в трех верстах от города при деревне Кириллы. Эта часовня построена на монастырской земле при реке Остре на месте прежней ветхой.

Спасо преображенский монастырь рославль

Рославльский Спасо-Преображенский монастырь один из старейших монастырей на территории Смоленщины. Время его основания не прослеживается никакими документальными источниками. В XIX веке в Рославле существовала легенда, что монастырь основал княжеский кухарь Илья. Ее приводит в своей книге первый историк города С.С. Ракочевский: «. в середине ХУ века на месте монастыря был сплошной лес. Однажды, там охотился кухарь, т.е. повар боярина и на него напал медведь. Кухарь погибал, но проходившие мимо старики-крестьяне отогнали медведя. В благодарность за свое спасение кухарь построил на этом месте богадельню для престарелых. Она существовала около ста лет. Постепенно среди обитателей богадельни стали появляться старцы-богомольцы, выстроили деревянную церковь Св. Ильи, это послужило основанием монастыря». Подтверждением этой легенды служило существование села Кухарево в 5 верстах от Рославля.
В книге Трофимовского «Описание Смоленской Епархии» говориться, что монастырь был основан ранее 1560 года. Существование монастыря в XVI веке подтверждает «Книга сбора ямских денег по Рославлю и уезду» за 1585-1586 гг. Тогда Спасскому монастырю принадлежала деревня Отомонино на реке Острик, где имелось 25 четей (50 десятин) живущей пашни.
В эпоху Смуты, в 1611 году монастырь был разрушен поляками и при них не восстанавливался. В ходе Русско-Польской войны 1632-1634 гг., после освобождения Рославля русской армией, началось восстановление монастыря. Были построены одноглавая деревянная церковь Преображения Господня, деревянная колокольня, восстановлены кельи, весь монастырь был обнесен деревянной оградой. Он существовал и после того, как в 1634 году Рославль вновь отошел к Польше. В XVII веке рядом с монастырем образовалась Лобырева слобода, где жили ремесленники работающие на монастырские нужды. После возвращения Рославля в состав России (1654 год) монастырь получил жалованные грамоты на пустоши в деревне Любовке и в подмонастырской слободе. В 1682 году посадские Рославля обвинили монастырь в захвате посадских земель. Дело рассматривалось в Москве и тянулось несколько лет. В конце концов, Петр I прислал грамоту воевод, в которой говорилось, что спорные земли принадлежат монастырю.
В середине ХУШ века в Монастыре проживало 11 монахов, и ему принадлежало 85 душ вотчинных крестьян, и 7 десятин 902 сажени земли (примерно 8 га.) В 1764 году, после секуляризации церковных земель Екатериной II, Рославльский монастырь перешел в разряд заштатных монастырей, и должен был существовать только на свои собственные средства
От этого времени сохранилось описание монастыря сделанное его настоятелем Илларионом Литягой в августе 1774 года. Еще в конце XIX века оно хранилось в архиве смоленской духовной консистории. Его в своей книге приводит С.С. Ракочевский: «В Рославльском Спасском монастыре церковь Божия деревянная, об одной главе, во имя Преображения Господня, также и колокольня деревянная, на вратах входных в монастырь. Настоятельских келий четыре, против оных имеется еще две, из коих в одной Духовное правление; монашеских келий две деревянные. Трапеза, кухня и амбары также деревянные. За церковью был сад яблоневых и фруктовых деревьев. Монастырь был окружен деревянной оградою, длиной 48 саженей с аршином». К этому времени в монастыре проживало всего два престарелых протодьякона, он явно клонился к упадку и в конце ХУШ века был упразднен.
Вновь монастырь был открыт в 1804 году по указу Александра. После чего рослальчане обратились к его настоятелю Порфирию построить в нем каменную церковь, для чего был начат сбор средств на ее строительство. 17 июня 1811 года митрополит Смоленский Серафим подписал грамоту о строительстве каменной церкви Преображения Господня с пределами св. Троицы и пророка Ильи. В 1819 году храм был построен и освящен.
«В середине XIX века в монастыре ведется интенсивное строительство. Его начало было положено в 1843 году, когда монастырь продал часть своей земли, на которой стояли деревянная колокольня, братские кельи и скотный двор, строительству шоссейной дороги Москва-Варшава, за. 1816 рублей. На эти деньги был построен двухэтажный деревянный корпус на 16 келий. Правда в 1846 году он сгорел, и на его месте был построен новый одно¬этажный корпус. В 40-е годы около монастыря было построено каменное здание Рославльского духовного училища, которое работало в городе с 1826 года. С этого момента смотрителями училища становятся настоятели монастыря.
В эти же годы было положено начало новому благоустройству монастыря. В 1848 году проживавший в монастыре рославльский купец Н.Н. Ракочевский в звании «бельца» перед пострижением в монахи, пожертвовал собственные сбережения на строительство каменной зубчатой стены вокруг монастыря. Ее строительство было завершено в 1857 году. Во время этого строительстве монастырь получает еще одно пожертвование. Кашинский купец Калинин передал в дар монастырю вестовой колокол весом 102 пуда и 8 фунтов (1654 кг) с надписью «от неизвестного».
В 50-е годы на территории монастыря строится одна из красивых церквей Рославля. Начало строительства было связано с завершением строительства шоссе Москва-Варшава в 1850 году. Строитель шоссе А.А. Вонлярлярский в память окончания работ заложил в юго-западной части монастыря часовню. Позже на средства пожертвованные Фон Мекк и стараниями настоятеля Назария к часовне была пристроена алтарная часть, а внутри ее был поставлен иконостас. В 1872 году здание часовни было освящено как церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского.
В последнее десятилетие XIX века, при настоятеле Вонифатии монастырь принимает надлежащий вид» и хорошо благоустраивается. В эти годы приделы св. Троицы и св. пророка Ильи в главном храме монастыря становятся теплыми, строится новое здание келий с паровым отоплением. В 1893 году в монастыре открывается церковно-приходская школа, строятся два дома вне монастыря, которые сдаются в наем.
Но и в конце XIX века Рославльский монастырь оставался небольшим заштатным монастырем, в нем проживало всего 19 монахов.
После прихода к власти большевиков Православная церковь фактически была поставлена вне закона. Храмы и монастыри разрушались, а священники подвергались репрессиям. Точная дата закрытия Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, но уже в 20-е годы службы в нем не велись. 1929 году в зданиях монастыря разместился Рославльский музей истории и природы края. Но он пробыл здесь не долго, и вскоре переехал в бывшее здание городской гостиницы, в котором находится по сегодняшний день.
После Великой Отечественной войны в Рославле был образован Спасо-Преображенский приход, в который передавалась церковь Преображения Господня. До 90-х годов это был единственный храм в городе, где велось богослужение. Остальные монастырские постройки в 40-50-е годы были розданы различным городским организациям, В бывшем здание духовного училища разместился филиал Рославльского государственного банка, здание келий было отдано под общежитие одному из городских училищ, еще в одном здании в 50-70 годы находилась — городская стоматологическая поликлиника. Возрождение Спасо-Преображенского монастыря началось в начале 90-х годов. В 1993 году настоятелем Спасо-Преображенского прихода был назначен отец Сергий и тогда же приходу были переданы все здания Спасо-Преображенского монастыря.
28 декабря 1996 года Священный Синод Русской православной церкви принял решение о преобразовании Спасо-Преображенского прихода в мужской монастырь. В том же году при монастыре была открыта православная гимназия. В последующие годы в монастыре была открыта воскресная школа для взрослых и детей, библиотека православной литературы. С лета 1997 года выходит газета «Преображение». В 1998 году в монастыре проживало 10 монахов.
В 90-е годы Спасо-Преображенский монастырь стал одним из культурных центров Рославля им проводиться большая просветительская и благотворительная деятельность.
Довольно часто монастырь посещает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Сейчас Русская Православная церковь переживает второе рождение, после 70 лет полного забвения, и задача Рославльского монастыря, как и других вновь открывающихся храмов и монастырей, приобщать людей к русской истории и культуре.

Примечания:

1. Ракочевский С. Опыт собирания исторических записок о городе Рославле, — Рославль, 1885. С. 25.
2. Трофимовскйй И. Описание Смоленской епархии. — Смоленск, 1864. С.
3. Чтения общества истории и древностей Российских. — М., 1916. Ч.П. С. 7.
4. Ракочевский С. Указ. соч. С. 149-150.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Официальный приходской сайт

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Храмы обители:

  • Собор Спаса Преображения
  • Церковь Александра Невского
  • Часовня Тихвинской иконы Божией Матери

Основан до 1560 года. В 1764 году объявлен заштатным, а в конце XVIII века был упразднён, а Преображенский храм обращен в приходскую церковь. Монастырская жизнь возобновлена в 1864 году.

В монастыре два храма: собор во имя Спаса Преображения (1811-1819 гг.), построенный в стиле классицизма, и Александро-Невский храм (1857-1872 гг.). До революции в первом из них находились две местночтимые иконы: список Тихвинской иконы Божией Матери и образ святой великомученицы Варвары. Монастырь был окружен оградой с тремя башнями и воротами в псевдорусском стиле (1811-1819); до нашего времени сохранился лишь северо-восточный участок стены и одна угловая башня.

До революции монастырю принадлежала Кирилловская часовня неподалёку от монастыря. Здесь хранилась древняя икона святых Афанасия и Кирилла Александрийских. 19 апреля сюда совершался из монастыря крестный ход в память спасения будущего императора Николая Второго в бытность его наследником от угрожавшей ему в 1891 году в Японии опасности. Близ часовни располагалась монастырская школа.

Монастырь закрыт после Революции. Долгое время был заброшен. Восстановлен в 1996 году.

В 2010 году исполнилось 450 лет с момента первого упоминания Рославльской обители в летописях. К этому юбилею приурочен целый ряд важных в жизни монастыря мероприятий. В частности были произведены капитальные работы по ремонту и реставрации монастыря.

Кроме того, 14 марта 2010 года в Рославльский Спасо-Преображенский монастырь прибыли новые колокола, в этот же день они были установлены на звонницу обители. 15 марта, епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт совершил торжественное освящение колоколов. Для Рославля – это большое событие, после революции здесь еще не устанавливали новые колокола.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Ярославль: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Ярославля
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (47)
    • Парки развлечений (5)
    • Музеи (20)
    • Храмы, соборы, мечети (13)
    • Речные вокзалы (1)
    • Зоопарки (1)
    • Парки (5)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Автовокзалы (1)
    • Рестораны и кафе (4)
    • Театры (4)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Аэропорты (1)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Магазины и ТРЦ (1)
    • Галереи (1)
  • Забронировать отель в Ярославле
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Ярославля
  • Советы о Ярославле
  • Экскурсии в Ярославле

Автобус ост. «Богоявленская площадь» – № 4, 4а, 13, 14, 16, 41, 41б
Автобус ост. «Комсомольская» – № 2,8, 9, 19к, 21б, 33а,42, 76
Троллейбус ост. «Богоявленская площадь» № 5
Троллейбус ост. «Комсомольская» № 9
Маршрутное такси ост. «Комсомольская» – № 36, 37, 45 – 47, 61, 71, 73, 80 – 82, 84, 87, 91, 94, 96 – 98

Спасо-Преображенский монастырь относится к основным достопримечательностям Ярославля. В его стенах происходили великие события, он стал свидетелем и участником важнейших исторических и переломных моментов в жизни города, ему изначально предназначалась роль защитника, хранителя и духовного наставника. Сегодня один из самых древних мужских монастырей России является Объектом культурного наследия. Его архитектурно-художественные богатства и уникальное историческое наследие составляют основной фонд Ярославского музея-заповедника, имеющего статус государственного значения.

История Спасо-Преображенского монастыря

Деревянное сооружение было возведено в XII веке на левом берегу реки Которосль, вблизи переправы. В системе городских оборонительных линий ему было выделено стратегически верное место расположения, обеспечивающее защиту города от нападения недругов с западных рубежей.

О точной дате основания монастыря достоверных свидетельств нет, но в летописях за 1186 год о нем сохранилось первое упоминание. Ровно через тридцать лет, уже в другом историческом документе, было отмечено начало строительства каменного Спасо-Преображенского собора.

В начале XIII века в стенах мужского монастыря появилось духовное училище и богатое для того времени собрание рукописных книг. На территории была возведена небольшая Входоиерусалимская церквушка, не сохранившаяся до наших дней. Спасо-Преображенский монастырь превратился в религиозно-культурный центр Ярославского княжества. Духовники удельных князей позволяли себе вмешиваться в политику и частную жизнь своих подопечных, оставаясь, впрочем, всегда на их стороне. В Соборе хоронили представителей княжеского рода вплоть до окончательного вхождения Ярославля в состав Московского княжества в 1471 году.

В 1501 году в Спасо-Преображенском монастыре случился сильнейший пожар, в результате которого большинству строений был нанесен серьезный урон. Собор пришлось демонтировать, но фундамент оказался настолько крепким, что его решили не разбирать, а использовать в качестве основы для нового каменного собора. Сооружение возвели по образу и подобию московских храмов и освятили в 1516 году. Древнейшее строение находится сегодня под защитой государства.

В середине XVI столетия монастырь окружили каменными стенами. Именно они позволили пережить осаду Смутного времени.

Спасо-Преображенский монастырь являлся самым укрепленным из всех городских строений Ярославля. Сюда любил наведываться Иван Грозный, а Минин и Пожарский получили здесь благословение, отправляясь в освободительный поход на Москву. В XVII веке комплекс усиленно разрастался, возводились новые сооружения, расширялись и укреплялись внешние стены. Монастырская слобода насчитывала более 300 дворов, а влияние священнослужителей неуклонно росло.

Музей-заповедник Спасо-Преображенского монастыря

Свое прямое предназначение мужской монастырь потерял во второй половине XVIII века, когда из Ростова в Ярославль была переведена кафедра митрополита. Комплекс получил статус архиерейского дома. Здесь открыли духовную семинарию, построили еще одну церковь, часовню и ризницу.

Официальной датой основания Музея-заповедника считается 12 января 1865 года. Он был создан по инициативе представителей Ярославского исследовательского общества, занимающегося естественными историческими науками. Фонды и экспозиции содержались на пожертвования и государственные субсидии. Сегодня в состав Музея входит естественнонаучный отдел, являющийся правопреемником Общества и хранителем его коллекций.

От мужского монастыря осталось богатое наследие — памятники зодчества и иконописи, собрания книг и документов, старинные фрески и обширная нумизматическая коллекция. Объект считается золотым фондом русской истории.

В XX веке были собраны многочисленные артефакты, художественные ценности и уникальные экспозиции. В состав Музея-заповедника вошли церкви, собор, памятники архитектуры, шедевры живописи и иконописи. После 1990-х часть строений Спасо-Преображенского монастыря была переведена в совместное пользование местной епархии и государственного комплекса.

Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре

Территория музея-заповедника окружена высокой и толстой каменной стеной. В ней расположены входные ворота — Северные, Западные, Водяные и Святые, и 4 башни — Угличская, Юго-западная, Богородицкая и Михайловская. В комплексе можно посетить несколько объектов:

  • храмы;
  • звонницу;
  • часовню;
  • ризницу и дом ризничего;
  • трапезную;
  • настоятельские покои;
  • келейные корпуса;
  • здание семинарии;
  • хозяйственные строения.

На территории монастыря присутствуют сувенирные лавки, «Памятник копейке» (2013 г.), стела «Клятва кн. Пожарского» (2010 г.). Кроме исторических и художественных памятников, в музее-заповеднике представлены интереснейшие выставки, уникальные коллекции и аудиовизуальные программы:

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский собор является самым древним ярославским храмом, возведенным из камня. Он был основан в 1216 году, а после пожара 1501-го — восстановлен. Богослужения были прекращены в 1918 году. Позже храм реставрировали, в результате чего был частично сохранен иконостас и фрески, относящиеся к середине XVI века.

Однокупольная церковь Чудотворцев Феодора, Давида и Константина построена на месте двух древних церквей. В XIII был возведен Входоиерусалимский храм, который в начале XVII столетия заменили новым строением. Нынешняя церковь появилась в первой половине XIX века на фундаменте предыдущего храма. До 1919 года здесь хранились мощи канонизированных ярославских князей, в честь которых была освящена церковь. Богослужений не проводятся с конца 1920-х гг.

Церковь Воскресения Христова возведена в первой половине XVI века при монастырской трапезной. Изначально она называлась Христорождественской, но в начале XIX столетия храм переосвятили. Долгое время он использовался в качестве домовой архиерейской церкви. Во время пожара, начавшегося после обстрелов 1918 года, здание серьезно пострадало.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена над Святыми воротами, расположенными со стороны Которосльной набережной. Кирпичное строение возвели в 1621 г. В XVIII веке церковь упразднили, а ворота долгое время ассоциировались с парадным въездом в монастырь.

Часы работы Спасо-Преображенского монастыря

Комплекса можно посетить ежедневно:

  • с мая до конца сентября — с 08:00 до 20:00;
  • с октября до конца апреля — с 09:00 до 18:00.

Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия Спасо-Преображенского монастыря. В это же время допуск на его территорию заканчивается.

Часы работы музейных экспозиций — с 10:00 до 17:45 круглый год. Кассы закрываются в 17:00. Последний допуск — в 17:15. Выходные:

  • для большинства экспозиций — по понедельникам;
  • для «Сокровищ Ярославля» — по вторникам;
  • для «Природы Ярославского края» — по четвергам.

Общий санитарный день в музее проводится ежемесячно в первую среду. В целях поддержания оптимальных температурно-влажностных режимов, обеспечивающих сохранность фресковой живописи, ряд объектов в дождливую и влажную погоду, а также в зимний период, закрывается по рекомендации реставраторов.

Спасо-Преображенский собор открыт с начала мая до конца сентября ежедневно — с 10:00 до 17:45, кроме среды. В дождливые дни посещение храма ограничено.

Цена билетов в Спасо-Преображенский монастырь

Стоимость осмотра архитектурных памятников составляет 50 руб. для взрослых и 30 руб. для учащихся старше 16 лет, пенсионеров — резидентов РФ и студентов. Посещение выставок — от 70 до 250 руб. и от 35 до 100 руб. соответственно.

Вход в храмы, башни, звонницу и подъем на стену стоит от 60 до 200 руб. для взрослых и от 30 до 100 руб. для льготного контингента, в том числе для детей от 7 до 16 лет.

Бесплатное посещение предусмотрено при оформлении «нулевого» билета в кассе после предъявления соответствующих документов. Льготой могут воспользоваться:

  • малыши до 7 лет;
  • участники боевых действий;
  • военнослужащие-срочники;
  • представители многодетных семей;
  • инвалиды;
  • музейные работники;
  • студенты училищ культуры.

Посетители могут приобрести единый билет, позволяющий охватить сразу несколько музейных объектов, в том числе главный собор, экспозиции «Слово о полку Игореве», «Иконы» и «Сокровища Ярославля». Стоимость составляет от 200 до 700 руб., в зависимости от дней недели и категории граждан.

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

До остановки «Богоявленская площадь» (или «пл. Богоявления»), расположенной в непосредственной близости от музейного комплекса, можно доехать городским транспортом:

  • автобусами — № 4, 4а, 13, 14, 16, 41, 41б;
  • троллейбусом № 5.

На остановке «Комсомольская», находящейся примерно в 170 метрах от Северных и Западных ворот монастыря, следует сойти:

  • с автобусов — № 2,8, 9, 19к, 21б, 33а,42, 76;
  • с троллейбуса № 9;
  • с маршрутных такси — № 36, 37, 45 — 47, 61, 71, 73, 80 — 82, 84, 87, 91, 94, 96 — 98.

Транспортные маршруты Ярославля удобно смотреть на сайте. В городе работают мобильные службы такси Gett, Rutaxi, Maxim, Яндекс. Такси.

Спасо — Преображенский монастырь, Ярославль — видео с квадрокоптера

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский монастырь расположился в самом центре исторической части Ярославля, у слияния рек Волга и Которосль. Основанный более восьми веков назад, он является одним из самых древних культовых сооружений города и свидетелем бурных и драматических событий, произошедших на этой поволжской земле.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Преображенский монастырь

Основные моменты

Святая обитель, издавна представлявшая собой крупнейший духовный центр и сильнейшую крепость Замосковья, входит сегодня в состав Ярославского историко-архитектурного заповедника, а его старинные архитектурные ансамбли внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с достопримечательностями Спасо-Преображенского монастыря включено в программу туристического маршрута «Золотое кольцо» и в программу экскурсий пассажиров лайнеров Волжского теплоходного круиза.

Мощные белоснежные стены монастыря надежно охраняют его просторную территорию от городской суеты. Кажется, в этом тихом, уютном, ухоженном уголке остановилось время, и даже многочисленные экскурсанты не властны изменить царящую тут атмосферу. Переступая незримый порог времен, посетители, не сговариваясь, понижают голос. Красотой древней русской архитектуры здесь можно любоваться в любое время года: весной и летом, когда монастырская территория утопает в изумрудной зелени, золотой осенью, когда на яблонях старого сада дозревают плоды, а клумбы все еще украшают последние цветы, и в снежную зиму – пору, когда монастырь выглядит особенно романтично и таинственно.

Сокровища Спасо-Преображенского монастыря представлены не только архитектурными памятниками. Здесь работает несколько музеев, располагающих богатейшими коллекциями икон, книг, церковных реликвий, предметов декоративно-прикладного искусства. На территории монастыря постоянно проходят передвижные выставки, в летнюю пору проводятся концерты, праздники и фестивали.

История обители

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь ведет свою историю со второй половины XII века. Он был заложен за пределами городского посада и стал частью системы фортификационных сооружений, защищая город с юго-запада. Согласно преданию, монастырь возвели на земле, где находилось Велесово капище – место поклонения местных жителей языческим богам.

В начале XIII века, при первом ярославском князе Всеволоде Константиновиче на территории монастыря был построен Спасо-Преображенский собор, миниатюрная Входоиерусалимская церковь. Здесь начала формироваться библиотека, велась работа по переписке книг. Однако первые деревянные и каменные монастырские постройки были уничтожены во время монголо-татарского нашествия, впоследствии сооружения стирали с лица земли бессчетные пожары. До наших дней сохранились каменные строения, относящиеся к XVI-XVII вв., когда монастырь являлся одной из самых значительных крепостей Поволжья и крупнейшим церковным феодалом-вотчинником: святая обитель постоянно прирастала новыми землями, которые даровали ей царственные особы, отписывали в завещаниях богобоязненные богачи.

Спасо-Преображенский монастырь был свидетелем бурных событий начала XVII века – лихолетья гражданской войны и польско-шведской интервенции. В 1609 году монастырские стены выдержали 24-дневную осаду сподвижников «тушинского вора» Лжедмитрия II, не позволив неприятелю пробиться на свою территорию. В 1612 г., когда в Ярославль прибыло нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, а город фактически стал столицей Русского государства, Спасо-Преображенский монастырь, по мнению многих историков, являлся штаб-квартирой временного правительства – «Совета всея земли». 27 июля 1612 года отсюда в освободительный поход на захваченную поляками Москву отправилось 25-тысячное войско ополченцев.

В годы правления Петра I Свято-Преображенский монастырь начал терять свое государственное значение, а его феодальные права постепенно урезались. Святая обитель еще более пострадала экономически в период секуляризации, инициированной в 60-х годах XVIII века государыней Екатериной II. В довершении к этому, в 1763 году в монастыре произошел один из сильнейших за всю его историю пожаров. 20 000 рублей, выделенные императрицей из государственной казны на восстановление монастырских построек, стали последним крупным вкладом в его истории. В 1788 году был издан высочайший указ о преобразовании Спасо-Преображенского монастыря в Ярославский архиерейский дом. Стоит сказать, что ко времени окончательного упразднения за монастырем числились около 14 000 тысяч крестьянских душ, а также более 30 сел и 500 деревень.

В последующие столетия многие древние монастырские постройки были снесены, но строились новые здания. Среди них – Семинарский корпус, церковь ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина, Смоленская часовня, келейный корпус, ризница.

В 1918 году, после жесткого подавления белогвардейского мятежа в Ярославле, советская власть закрыла архиерейский дом. На территории монастыря расположились реставрационные мастерские. Но некоторое время здесь еще продолжали жить несколько монахов, исполняющих роль хранителей церковной ризницы. Впрочем, сокровища древней обители все же разграблялись. Современники свидетельствовали, что знаменитую библиотеку монастыря, где в 1795 году историк Мусин-Пушкин обнаружил рукописное литературное творение «Слово о полку Игореве», часто посещали любители древностей без охраны, после чего многие ценные книги исчезали.

В 30-е годы реставрационные работы остановились, а на территории монастыря расположились различные учреждения, некоторые помещения использовались как жилые. Позже здесь обосновались военные, занимавшие бывшие монастырские владения вплоть до 1949 г. В 50-х годах реставрация древних памятников возобновилась, а в 1959 году на территории Спасо-Преображенского монастыря разместился Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, переименованный в 70-е годы в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Достопримечательности Спасо-Преображенского монастыря

Как и много веков назад, Спасо-Преображенский монастырь опоясывают мощные стены, составляющие пятиугольник неправильной формы, а их углы венчают живописного вида башни. Парадным входом в монастырь, как и прежде, служат Святые ворота, выступающие от южной стены и обращенные к набережной речки Которосль. Декорированные катушечным поясом, они были выстроены в 1516 г. Их свод был расписан еще в 1564 году, но спустя столетие мастера заменили роспись. Тема творения – Апокалипсис («Видение апостола Иоанна Богослова о грядущих судьбах мира»). Святые ворота – единственная из монастырских башен, сохранившихся с XVI столетия. Осмотра заслуживают и другие древние башни: Богородицкая (1623 г.), построенная на глубоком подвале с потайным ходом, Угличская проездная башня, возведенная в 1635 году на территории посада, что, к слову, вызвало недовольство у горожан и даже привело к рукопашным боям с монастырскими служками. Михайловская и Юго-Западная башни относятся к началу XIX века.

Самый древний архитектурный памятник не только монастыря, но и всего Ярославля – Спасо-Преображенский собор, возведение которого относится к 1506-1516 годам. Согласно последним данным, над его проектом работали итальянские зодчие, принимавшие участие в строительстве Московского Кремля.

Этот четырехстолпный трехглавый собор выстроен на высоком подклете и окружен открытыми галереями. Храм по своей архитектурной форме ассоциативно напоминает Благовещенский собор Московского Кремля, а декором – Архангельский собор в Кремле. Убранство фасадов собора строго, но изысканно и весьма изящно. В интерьере храма представлены примечательные фрески, созданные московскими и ярославскими мастерами, их имена запечатлены в «клейме» на северо-западном столпе. Росписи относятся к 1563-1564 годам и являются очень редкими. В их стилистике отображены монументальность, пышность, и, вместе с тем, суровость эпохи Ивана Грозного.

На западной стене можно увидеть росписи с сюжетами Страшного суда. Среди них выделяется фреска «Шествие праведных в рай», отличающаяся легким, воздушным рисунком и мягкими очертаниями ликов персонажей. Росписи южной и северной стен размещены на трех ярусах, а фрески на восточной стене, за иконостасом, – на четырех. Верхние демонстрируют библейские и евангельские сюжеты, нижние посвящены семи Вселенским соборам. В апсидах – изображение Иоанна Предтечи, предстающего аскетом с жестким, суровым, изможденным лицом, фреска «Похвала Богоматери». Среди самых значительных росписей собора – «Преображение» с центральной фигурой Христа.

Напротив храма установлена стела-памятник «Клятва князя Пожарского».

К востоку от собора возвышается эффектная массивная монастырская звонница, выстроенная еще в XVI веке. Ранее ее северная стена была соединена с собором двухъярусной галереей, а в нижнем этаже звонницы находилась церковь. Существующая надстройка колокольни, созданная в псевдоготическом стиле, относится к началу XIX столетия.

Высота монастырской звонницы составляет 32 метра, а на ее вершину ведет узкая витая лестница. По ней непременно стоит подняться, чтобы оказаться на смотровой площадке, откуда открывается великолепная панорама на Спасо-Преображенский монастырь и старинный город Ярославль. На звоннице можно увидеть 18 колоколов, отлитых в период с XIV по XIX век. Самый крупный из них, «Благовестник», весит более ста пудов. В летнее время здесь часто проводятся колокольные концерты.

К западу от площади перед собором расположен большой корпус трапезной палаты, к которому примыкает церковь Рождества Христова. Возведенная в XVI веке, она несколько раз перестраивалась, но в целом сохранила свой древний облик.

В трапезной палате ранее находилась столовая для монастырской братии, еда сюда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стен. Здесь также располагались приемные покои для знатных гостей. С настоятельскими покоями трапезную соединяют огромные сени.

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора находится келейный корпус, состоящий из двух почти одинаковых блоков. Эта постройка относится к концу XVII века, а отреставрированы они были в середине минувшего столетия.

На территории монастыря, в вольере, живет огромная медведица Маша, любимица туристов, являющаяся символом Ярославля. В детском возрасте она была привезена в город из глухого вологодского села после того, как от рук браконьеров погибла ее мать. В 1990 году малышку приютил музей-заповедник, построив для нее большой вольер, домик для зимнего сна и ванну для купаний летом. Со временем Маша превратилась в роскошного, ухоженного зверя, отличающегося отменным здоровьем и аппетитом. Чтобы полюбоваться Машей, нужно приобретать отдельный билет, но туристы не скупятся – ведь так они вносят свою лепту в содержание любимицы.

Музеи Спасо-Преображенского монастыря

Монастырские музеи расположены в нескольких зданиях, находящихся на территории древней обители. Здесь демонстрируются постоянно действующие экспозиции и временные, предоставленные другими музеями страны.

Непременно следует посетить выставку древнерусской живописи, чтобы познакомиться со школой ярославской иконописи, чей золотой век пришелся на конец XVI – начало XVII века. Манера письма ярославских мастеров отличается кропотливостью, выверенностью композиции и довольно своеобразным колоритом. На изображениях полностью отсутствует голубой цвет, предпочтение отдается охристым и коричневым тонам с оттенками от розового до бордового. Большая часть икон попала сюда из Спасо-Преображенского собора.

Очень интересна выставка «Сокровища Ярославля», представляющая посетителям собрание ценностей, привезенных из ярославских монастырей и соборов. Здесь можно увидеть богатые церковные одеяния, книги, вышитые изображения святых, напрестольные кресты, потиры из драгоценных металлов, многие из которых датируются XVI веком. Жемчужиной экспозиции является Спасское Евангелие XIII в.

В отдельном зале демонстрируются оклады, венцы, цаты для икон из серебра с позолотой, иконные и басманные оклады Евангелий, резные деревянные царские врата. Далее – коллекция эмалей конца XVIII – начала XIX века, происходящих из Москвы, Ростова, городов Украины.

На территории Спасского монастыря также находится музей, посвященный поэтичной летописи «Слово о полку Игореве».

Среди постоянно действующих экспозиций Спасо-Преображенского монастыря – «История Ярославского края» и «ЯрмаНка», посвященная истории проведения ярмарок в Ярославском крае.

Практическая информация

Спасо-Преображенский монастырь расположен в Кировском районе Ярославля по адресу: Богоявленская площадь, 25.

Отправиться на экскурсию по Спасо-Преображенскому монастырю вы можете в любой день недели. С мая по сентябрь его двери открыты с 8:00 до 20:00. Музеи работают с 10:00 до 17:45. В период с сентября по апрель посетить монастырь можно с 9:00 до 18:00, музеи – с 10:00 до 17:45.

В дождливые дни архитектурные памятники могут быть недоступны для посещения. Это связано с рекомендациями реставраторов, настаивающих на соблюдении условий сохранности фресковой живописи.

Вход в монастырь пролегает через башню Святые ворота. Неподалеку от него находится бесплатная автостоянка. Есть сквозной выход через Северные ворота. Кассы расположены рядом со входом.

Единый билет для взрослого в выходной день стоит 700 рублей, по будням – 500 рублей. Льготный билет для учащихся старше 16 лет, студентов, пенсионеров РФ – соответственно 300 и 250 рублей. Если вы не планируете осматривать все достопримечательности и выставки, определите заранее, что именно вы хотите увидеть, и какие выставки там проходят в настоящий момент, так как посещение каждого объекта и мероприятия имеет отдельную стоимость и потребует наличия отдельного билета. Не позаботившиеся о нужных билетах туристы часто вынуждены возвращаться в кассу, где, как правило, длинные очереди, особенно по выходным.

Желающие просто прогуляться по красивой территории Спасо-Преображенского монастыря, не посещая его достопримечательности, могут заплатить всего лишь 40 рублей. Обзорная экскурсия по территории, длящаяся полчаса, обойдется в 100 рублей.

На территории обители расположены кафе, ларьки, где продают воду, детская площадка, платный туалет. Здесь есть много киосков, где продаются сувениры, самые популярные из которых – изделия из ярославской майолики – милой, сказочной и веселой.

galik_123

Курс — на эстетику и позитив!

Если двигаться в сторону Рославля по старому шоссе Москва-Варшава, то при въезде в город по левой стороне открывается чудесный вид. На высоком берегу небольшой речки Становки стоит белокаменный монастырь. Это один из старейших монастырей на Смоленщине — Спасо-Преображенский мужской монастырь. Он расположен в южной части города Рославля. Монастырь имеет очень древнюю историю. Точная дата основания его неизвестна, однако есть сведения, что он существовал до 1560 года. В смутное время был разорён, к 1630-м годам восстановлен. В советский период монастырь был закрыт и в стенах собора располагался краеведческий музей. В 1996 году монастырское служение было восстановлено, действует Православная гимназия.

1. В Спасо-Преображенском соборе хранится список с чудотворной иконы Тихвинской Пресвятой Богородицы и почитаемая икона святой великомученицы Варвары.

3. Монастырь построен, в основном, в русском стиле. В 1848-1857 годах монастырь был обнесён каменной стеной с воротами и тремя башнями. Слева от ворот — одноэтажное здание.

4. Святые ворота — главный вход в монастырь, сооружены в псевдорусском стиле в 1811-1819 годах. Трёхпролётная арка с более высоким проездом в центре и пониженными арками по сторонам.

5. Прямо напротив Святых ворот расположен храм в честь Преображения Господня с приделами Святой Троицы и пророка Ильи. Он построен в 1819 году как главный собор в стиле позднего русского классицизма.

6. Шатровая колокольня собора — один из высотных акцентов собора.

7. В настоящее время в монастыре несут послушание 15 насельников.

8. Слева от ворот стоит храм Александра Невского — кирпичное здание в русско-византийском стиле. Был заложен как памятник по случаю окончания работ при строительстве Московско-Варшавского шоссе. Вместе с шатровой колокольней пятиглавого собора является высотной доминантой монастыря.

9. На территории монастыря.

10. За калиткой — монастырский сад.

11. Вид на монастырский сад и окраины города Рославля с территории монастыря.

12. Спасо-Преображенский собор охраняется государством как памятник архитектуры. В 2010 году исполнилось 450 лет с момента первого упоминания Рославльской обители в летописях. В честь этого события на шатровой колокольне были установлены новые колокола.

13. Калитка с западной стороны монастырских стен.

Спасо преображенский монастырь рославль

Рославль, Спасо-Преображенский монастырь. Луги

Заканчиваю описывать наши покатушки по Рославльскому району . В план, который составила предводитель нашей экспедиции Елена Минина, входило посещение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Рославле. 4 ноября был большой престольный праздник — Казанской иконы Божией матери. Еще утром в Смоленске были замечены суетливые старушки, едущие к местам службы, так что мы вполне могли влиться в ряды истовых верующих. О вере, кстати, я уже как-то высказывался . Была у нас и практичная цель — принять трапезу. У предводителя была некая договоренность на этот пункт программы с местным духовенством. Поколесив по Рославльскому и Ершическому районам, подустав и нагуляв аппетит, мы добрались до монастыря и решительно направились внутрь.

Я не сильно разбираюсь в церковной иерархии, но как я понял, отец Сергий — благочинный Рославльского округа. Вопреки расхожему мнению о чванливых сановниках церкви, владыка произвел на всех нас исключительно позитивное впечатление. С чувством юмора, ироничный, общительный. В храме дозволил вести фотосъемку, а мужчинам — мне и Владимиру Аникееву, смоленскому историку, разрешил зайти за алтарь. Одним словом, экскурсия удалась.

Икона Николая Чудотворца. Имеются задокументированные случаи исцеления.

Самый волнительный момент — знакомство с Евангелием, подписанным одним из настоятелей монастыря — игуменом Илларионом (Летягой). Оно датируется 1762 г.

После того, как писание было вынесено из-за алтаря, к нему были допущены женщины.

Книга писалась не вручную, а с использованием оттисков, прообразов современных типографских машин. Бумага, что удивительно, не пожелтела, сохранила плотность и кремово-белый цвет. Так и не скажешь, что книге 250 лет.

Покинув стены храма, мы направились к часовне.

Убранство здесь скромнее, алтарь сделан из ДВП и начал шелушиться, но отец Сергий уверен, что в скором времени его ждет обновление.

На территории монастыря действует православная гимназия. В заведении учатся по программе светской общеобразовательной школы. Профиль заведения привнес сюда богословие. Также дети с первого класса учатся английскому языку и гимнастике.

Учиться в гимназии может любой желающий. И нельзя сказать, что желающих слишком много: поступить сюда можно без проблем, конкурса нет. Другой вопрос, что программа здесь более сложная, так что вытянуть ее может не каждый.

Такое милое деревце.

Вид из окна гимназии.

Монастырское книгохранилище. Для него мы привезли свой скромный дар.

Получив пищу духовную и телесную, мы направились в Луги Рослальвского района на святой источник.

Источник расположен в семи километрах от автодороги, ведущий на Десногорск.

Слева — озеро. Справа — часовня в память о чудном явлении в 1730 году святителя Николая Чудотворца.

Место замечательно благоустроено, есть купель. Красота!

Ну а заключительной точкой нашего маршрута стала деревня Сырокоренье Рославльского района. История у местечка знатная. Был здесь усадебный дом помещиков Фроловских, чья дочь – Надежда Филаретовна вышла замуж за инженера Карла Федоровича (Карла Отто Георга) фон Мекка. Надежда Филаретовна фон Мекк стала другом, ценителем и меценатом Петра Ивановича Чайковского. Ей была посвящена 4-я симфония, 1-я сюита для оркестра, три пьесы для скрипки. В наши дни Сырокоренье ничем особенно не примечательно. Я бы даже сказал, захламленное какое-то место. О былой славе напоминает лишь скромненький монумент, сделанный руками атомщиков.

. и трогательный памятник, напоминающий своим замыслом тот, что сегодня открыли в Смоленске.

Спасибо, что дочитали до конца. На сегодня всё!

Ссылка на основную публикацию