Спасо преображенский монастырь пенза

В канун дня памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре

Вечером 10 сентября 2019 года, накануне дня памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре.

В праздник Преображения Господня митрополит Серафим совершил Литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре

19 августа 2019 года, в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.

В канун Преображения Господня митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре

Вечером 18 августа 2019 года, накануне празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском мужском монастыре города Пензы.

Престольные праздники обители

19 августа – Преображение Господне

21 июля, 4 ноября – Казанской иконы Божией Матери

Спасо-Преображенский мужской монастырь

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА ОКТЯБРЬ 2019 ГОДА

Дата

Служба

Часы

Мцц. Ариадны, Софии и Ирины. Мчч. Кастора, Шалвы, Элизбара. Прп. старца Оптинского Илариона. Икон Божией Матери «Целительница», Молченской и Старорусской

Мчч. Трофима, Савватия, Доримедонта, Зосимы. Блгв. кнн. Феодора, Давида и Константина. Блгв. вел. кн. Игоря.

Вечернее богослужение (А)

Вмч. Евстафия Плакиды, Феопистии, Агапия и Феописта.

Мчч. испп. Михаила и Феодора Черниговских. Блгв. кн. Олега Брянского.

Вечернее богослужение (А)

Акафист свт. Луке

Отдание праздника Воздвижения.
Ап. Кодрата. Свт. Димитрия Ростовского. Прпп. Даниила, Иосифа. Сщмчч. Ипатия и Андрея. Свт. Исаакия и Мелетия. Мчч. Евсевия и Приска.

Прор. Ионы. Сщмч. Фоки. Прпп. Ионы, Феодора, Макария Жабынского. Мч. Фоки. Прав. Петра. Собор Тульских Святых.

Всенощное бдение

15:50

06.10.

Воскрес.

Неделя 16-я по Пятидесятнице

Зачатие Иоанна Предтечи. Прпп. Ксанфиппы и Поликсении. Мчч. Андрея, Иоанна, Петра, Антонина, Ираиды. Свт. Иннокентия, митр. Московского. Словенской иконы Божией Матери.

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:30

Седмица 17-я по Пятидесятнице

Первомц. равноап. Феклы. Прпп. Никандра, Коприя. Прмч. Галактиона. Св. Владислава. Мирожской иконы Божией Матери.

Всенощное бдение

15:50

Преставление прп. Сергия Радонежского.

Прп. Евфросинии Александрийской. Прп. Евфросинии Суздальской.

Литургия

6:40

Всенощное бдение

15:50

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Свт. Тихона, патр. Московского. Прп. Ефрема

Литургия

6:40

Сщмч. Митрополита Петра Крутицкого. Мч. Каллистрата и дружины его. Прпп. Савватия, Игнатия. Апп. Марка, Аристарха и Зины. Мц. Епихарии.

Вечернее богослужение (Б)

Полиелей

Акафист свт. Луке

Прпп. схим. Кирилла и схим. Марии. Прп. Харитона Исповедника. Собор прпп. Киево-Печерских, в ближних пещерах. Прор. Варуха. Мчч. Александра и иных. Блгв. кн. Вячеслава.

Всенощное бдение

15:50

Свщмч. Иоанна Рижского

Прпп. Кириака, Феофана. Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои.

Всенощное бдение

15:50

13.10.

Воскрес.

Неделя 17-я по Пятидесятнице

Свт. Михаила, митр. Киевского.

Сщмч. Григория, прп. Григория. Мц. Рипсимии и с нею 35 дев.

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:30

Всенощное бдение

15:50

14.10.

понед.

Седмица 18-я по Пятидесятнице

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ

БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:00

Сщмч. Киприана. Мц. Иустины и мц. Феоктиста. Блж. Андрея. Блгв. кн. Анны Кашинской. Прп. Кассиана Угличского. Мчч. Давида и Константина.

Сщмчч. Дионисия, Рустика и Елевферия. Прпп. Дионисия, Иоанна. Блж. Исихия.

Сщмч. Иерофе́я, еп. Афи́нского.

Свтт. Гурия и Варсонофия. Собор Казанских святых. Блгв. кн. Владимира Новгородского. Прпп. Елладия, Онисима, Аммона, Павла. Мчч. Гаия и иных, Домнины, Виринеи и Проскудии, Давикта и Каллисфении. Св. Стефана.

Полиелей

Акафист свт. Луке

Свтт. Московских Петра́, Феогно́ста, Алекси́я, Киприа́на, Фо́тия, Ио́ны, Геро́нтия, Иоаса́фа, Мака́рия, Фили́ппа, И́ова, Ермоге́на, Ти́хона, Петра́, Филаре́та, Инноке́нтия и Мака́рия.

Мц. Харитины. Прпп. Дамиана, Иеремии и Матфея

Полиелей

Апостола Фомы

Всенощное бдение

15:50

20.10.

Воскрес.

Неделя 18-я по Пятидесятнице.

Мчч. Сергия и Вакха, Иулиана и Кесария., Пелагии, Полихрония. Прпп. Сергия, Мартиниана. Иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:30

Седмица 19-я по Пятидесятнице

Прп. Пелагии. Прпп. Досифея Верхнеостровского, Псковского, Трифона архим. Вятского. Прп. Таисии. Св. Пелагии девицы.

Полиелей

Ап. Иакова Алфеева. Прп. Севастиана Карагандинского. Прпп. Андроника, Афанасии, Петра. Правв. Авраама и Лота. Корсунской иконы Божией Матери.

Свт. Иннокентия Пензенского

Преставление прп. Амвросия Оптинского. Собор Волынских Святых. Мчч. Евлампия и Евлампии, Феотекна. Свт. Амфилохия. Блж. Андрея. Прп. Вассиана, Феофила

Прп. Феофана. Мцц. Зинаиды и Филониллы. Собор Оптинских Старцев. Преп. Льва Оптинского

Акафист свт. Луке

Мчч. Прова, Тараха и Андроника, Домники. Иерусалимской, Ярославо-Смоленской, Рудненской и Калужской икон Божией Матери

Вечернее богослужение (А)

Полиелей

Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы, Агафодора, Агафоники, Флорентия, Вениамина. Седмиозерской иконы Божией Матери.

Всенощное бдение

15:50

27.10.

Воскрес.

Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Память свв. Отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Сильвана. Прпп. Параскевы, Николы Святоши. Яхромской иконы Божией Матери.

Литургия (ранняя)

Литургия (поздняя)

6:40

9:30

Вечернее богослужение (Б)

Полиелей

Седмица 20-я по Пятидесятнице

Свт. Афана́сия исп., еп. Ковро́вского.

Прп. Евфимия. Прмч. Лукиана. Свтт. Иоанна, Савина. Сщмч. Лукиана. Мчч. Сарвила и Вевеи. Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

Мч. Лонгина сотника. Прп. Лонгина Печерского. Прп. Лонгина Яренгского.

Прп. Осии. Прмч. Андрея. Прп. Антония. Мчч. Космы и Дамиана. Прав. Лазаря Четверодневного. Икон Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и «Избавительница»

Полиелей

Апостола и Евангелиста Луки.

Прпп. Иосифа Волоцкого, Иулиана. Мч. Марина

Акафист свт. Луке

Прп. Иоанна Рыльского. Прор. Иоиля. Мч. Уара и иже с ним. Блж. Клеопатры и Иоанна. Сщмч. Садока и иных.

Дмитриевская Родительская суббота.

Вмч. Артемия. Прав. Отрока Артемия Веркольского

Панихида

Панихида

Всенощное бдение

15:50

Общее расписание богослужений

Литургии совершаются ежедневно в 6.40, вечерние богослужения — ежедневно в 15.50. После ранней литургии совершается лития по усопшим, и молебен (по воскресеньям водосвятный).

В субботу и двунадесятые праздники совершаются две Божественные Литургии. Ранняя в 7:00, поздняя в 9:00. В субботу после ранней Литургии совершается панихида.

В воскресение совершаются две Божественные Литургии. Ранняя в 7:00, поздняя в 9:30 начало часов. Каждое воскресенье перед поздней Литургией (8:45) совершается Параклисис Божией Матери.

Каждую субботу (в теплое время года), после ранней Литургии, в часовне совершается панихида по великой благотворительнице Мирии Киселевой.

Храм открыт ежедневно с 6.00 до 19.00.

Высокопреосвященнейший Серафим
священноархимандрит, митрополит Пензенский и Нижнеломовский

Наместник Пензенского Спасо-Преображенского
мужского монастыряИгумен Сергий


© Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
© Русская Православная Церковь
© Московский Патриархат
© Пензенская епархия

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря, в обитель перешла и его братия.

В 1730-х гг. в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище. В 1738 г. одну из ветхих деревянных монастырских церквей отдали на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней. Преображенский храм, близкий к позднему русскому барокко, был возведен в 1735-1750 гг. Верхний храм в нем был посвящен Преображению Господню, нижний – Казанской иконе Божией Матери, правый придел в трапезной – Иоанну Предтече, левый – Иоанну Златоусту. В 1756-1760 гг. была построена в камне и надвратная Тихвинская церковь.

После екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. В 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского города, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве новых зданий монастыря.

Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1798 г. была построена колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, в 1816-1817 гг. храм Александра Невского, в 1821-1828 гг. Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила Троицкий храм. Его Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.

Монастырское кладбище считалось самым престижным некрополем в губернии, здесь были похоронены дворяне Араповы, Бекетовы, Загоскины, Киреевы, Киселевы, Мартыновы, Сабуровы, Чемесовы и многие другие.

В годы гражданской войны в обители жили управляющие епархией – епископы Иоанн (Поммэр), будущий священномученик Рижский, и Григорий (Соколов). Скорее всего, именно в Спасо-Преображенской обители в 1920 г. Преосвященный Иоанн рукоположил во диаконы старца Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина, ок. 1861-1951), будущего священноисповедника, и здесь же тот проходил сорокоуст. Последний настоятель монастыря архимандрит Иоанникий (Жарков) был духовником старца.
Формально монастырь закрыли в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля, архимандрита Иоанникия.

С 1927 г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая. Позже этот микрорайон получил название «Свинтрест». В 1929-1934 гг. все монастырские храмы закрыли. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже освободили. Последние следы обители, каланчу и ограду, уничтожили в середине 70-х гг.

Территорию монастыря постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината. В 2002 г. в одном из корпусов, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. В память об уничтоженной обители в 2005 г. здесь был открыт Вознесенский молитвенный дом.

Закрыли и обезглавили в советские годы и Преображенскую церковь, которая после переноса в 1794 г. монастыря за город благополучно просуществовала еще полтора века в качестве приходской. В 1929-1931 гг. она принадлежала григорианскому расколу, а 26 сентября 1931 г. была закрыта под общежитие швейной фабрики. Вскоре туда перевели пензенский архив, в 1933 г. к зданию была сделана двухэтажная пристройка, а с 1984 г. здесь помещалось хранилище областной библиотеки.

В 1993 г. здание вернули епархии. 19 августа 1995 г. здесь прошла первая за долгие годы служба. Вскоре были восстановлены главки, храм оштукатурили снаружи и побелили внутри (к сожалению, при этом погибли настенные росписи), в 1998 г. в нижнем храме установили иконостас. Немало сделал для возрождения святыни на первоначальном этапе священник Иоанн Яворский, бывший здесь настоятелем в 1995-2000 гг. В 2003 г. возобновились богослужения и в верхнем храме, 19 августа здесь прошла литургия.

В 2001 г. церковь стала подворьем Керенского Тихвинского мужского монастыря (в 2008 г. – Нижнеломовского Казанского). По решению Священного Синода, 26 июля 2010 г. подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь. Наместником обители стал игумен Нестор (Люберанский). 8 августа 2010 г. епископ Вениамин освятил великим чином верхний, Преображенский придел храма.

В августе 2012 г. на территории обители началось строительство часовни-усыпальницы, в которой 21 сентября 2013 г. были перезахоронены останки известных пензенских благотворителей Александра и Марии Киселевых. 26 сентября 2013 г. митрополит Вениамин освятил часовню-усыпальницу и удостоил епархиальной награды ее ктитора Сергея Михайловича Богомолова.

С 2013 г. ведется роспись верхнего храма. Насельники монастыря готовятся к восстановлению колокольни.
В сентябре 2010 г. монастырским скитом стало Семиключье в Шемышейском районе – любимое место пензенских паломников. В 2010-2011 г. на Семи Ключах построили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского.

Адрес: Пенза, ул. Спасо-Преображенская, 6а.

Телефон: 8 (8412) 52-35-63.

Престольные праздники:
19 августа – Преображение Господне
21 июля, 4 ноября – Казанской иконы Божией Матери

Святыни:
Крест-мощевик – дар Патриарха Иерусалимского Мелетия (1731-1737 гг.) Тихвинскому Керенскому монастырю, с частицами мощей 10-ти святых (сщмчч. Харалампия Магнезийского и Игнатия Богоносца, вмчч. Пантелеимона, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и Евстафия Плакиды, мч. Иулиана, вмцц. Екатерины и Варвары, мц. Матроны); ковчежец с частицей мощей прп. Пимена Угрешского; иконы свт. Иннокентия Пензенского, исп. Иоанна Оленевского, сщмч. Иоанна Рижского с частицами мощей; древняя чтимая икона Преображения Господня; икона мч. Уара.

Расписание богослужений:
Литургии совершаются ежедневно в 7.00, вечерние богослужения — ежедневно в 16.00. После Литургии совершается лития по усопшим и молебен (по воскресеньям водосвятный). Каждый четверг после вечернего богослужения совершается акафист святителю Луке Крымскому перед частицей его мощей. В субботу, воскресенье, великие и двунадесятые праздники совершаются две Литургии: ранняя — в 07:00, поздняя — в 09:00, в воскресенье — в 09:30. В субботу после ранней Литургии совершается панихида в часовне-усыпальнице, где перезахоронены останки известных пензенских благотворителей Александра и Марии Киселевых. В воскресенье после ранней Литургии совершается Параклисис (молебный канон ко Пресвятой Богородице). Храм открыт ежедневно с 6.00 до 19.00.

Преображенский Пензенский мужской монастырь

Преображенский Пензенский мужской монастырь — православный монастырь в г. Пензе, основанный в 1688-89 гг. Монастырь был закрыт в 1918 году, возобновлен в 2010 г.

Содержание

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря, в обитель перешла и его братия.

В 1730-х гг. в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище. В 1738 г. одну из ветхих деревянных монастырских церквей отдали на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней. Преображенский храм, близкий к позднему русскому барокко, был возведен в 1735-1750 гг. Верхний храм в нем был посвящен Преображению Господню, нижний – Казанской иконе Божией Матери, правый придел в трапезной – Иоанну Предтече, левый – Иоанну Златоусту. В 1756-1760 гг. была построена в камне и надвратная Тихвинская церковь.

После екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. В 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского города, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве новых зданий монастыря.

Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1798 г. была построена колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, в 1816-1817 гг. храм Александра Невского, в 1821-1828 гг. Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила Троицкий храм. Его Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.

Монастырское кладбище считалось самым престижным некрополем в губернии, здесь были похоронены дворяне Араповы, Бекетовы, Загоскины, Киреевы, Киселевы, Мартыновы, Сабуровы, Чемесовы и многие другие.

В годы гражданской войны в обители жили управляющие епархией – епископы Иоанн (Поммэр), будущий священномученик Рижский, и Григорий (Соколов). Скорее всего, именно в Спасо-Преображенской обители в 1920 г. Преосвященный Иоанн рукоположил во диаконы старца Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина, ок. 1861-1951), будущего священноисповедника, и здесь же тот проходил сорокоуст. Последний настоятель монастыря архимандрит Иоанникий (Жарков) был духовником старца.

Формально монастырь закрыли в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля, архимандрита Иоанникия.

С 1927 г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая. Позже этот микрорайон получил название «Свинтрест». В 1929-1934 гг. все монастырские храмы закрыли. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже освободили. Последние следы обители, каланчу и ограду, уничтожили в середине 70-х гг.

Территорию монастыря постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината. В 2002 г. в одном из корпусов, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. В память об уничтоженной обители в 2005 г. здесь был открыт Вознесенский молитвенный дом.

Закрыли и обезглавили в советские годы и Преображенскую церковь, которая после переноса в 1794 г. монастыря за город благополучно просуществовала еще полтора века в качестве приходской. В 1929-1931 гг. она принадлежала григорианскому расколу, а 26 сентября 1931 г. была закрыта под общежитие швейной фабрики. Вскоре туда перевели пензенский архив, в 1933 г. к зданию была сделана двухэтажная пристройка, а с 1984 г. здесь помещалось хранилище областной библиотеки.

В 1993 г. здание вернули епархии. 19 августа 1995 г. здесь прошла первая за долгие годы служба. Вскоре были восстановлены главки, храм оштукатурили снаружи и побелили внутри (к сожалению, при этом погибли настенные росписи), в 1998 г. в нижнем храме установили иконостас. Немало сделал для возрождения святыни на первоначальном этапе священник Иоанн Яворский, бывший здесь настоятелем в 1995-2000 гг. В 2003 г. возобновились богослужения и в верхнем храме, 19 августа здесь прошла литургия.

В 2001 г. церковь стала подворьем Керенского Тихвинского мужского монастыря (в 2008 г. – Нижнеломовского Казанского). По решению Священного Синода, 26 июля 2010 г. подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь. Наместником обители стал игумен Нестор (Люберанский). 8 августа 2010 г. епископ Вениамин освятил великим чином верхний, Преображенский придел храма.

В августе 2012 г. на территории обители началось строительство часовни-усыпальницы, в которой 21 сентября 2013 г. были перезахоронены останки известных пензенских благотворителей Александра и Марии Киселевых. 26 сентября 2013 г. митрополит Вениамин освятил часовню-усыпальницу и удостоил епархиальной награды ее ктитора Сергея Михайловича Богомолова.

С 2013 г. ведется роспись верхнего храма. Насельники монастыря готовятся к восстановлению колокольни. В сентябре 2010 г. монастырским скитом стало Семиключье в Шемышейском районе – любимое место пензенских паломников. В 2010-2011 г. на Семи Ключах построили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Монастырю принадлежит Тихвинский скит по адресу: Шемышейский район, с. Мордовская Норка, 3 км. к югу-западу от села, Левый берег р. Узы.

  • Церковь Преображения Господня
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • Крест-мощевик – дар Патриарха Иерусалимского Мелетия (1731-1737 гг.) Тихвинскому Керенскому монастырю, с частицами мощей 10-ти святых (сщмчч. Харалампия Магнезийского и Игнатия Богоносца, вмчч. Пантелеимона, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и Евстафия Плакиды, мч. Иулиана, вмцц. Екатерины и Варвары, мц. Матроны)
  • Ковчежец с частицей мощей прп. Пимена Угрешского
  • Иконы свт. Иннокентия Пензенского, исп. Иоанна Оленевского, сщмч. Иоанна Рижского с частицами мощей
  • Древняя чтимая икона Преображения Господня
  • Икона мч. Уара.

Престольные праздники

Преображенский Пензенский мужской монастырь. Вид сверху

Освящение часовни-усыпальницы супругов Киселевых

Преображенский Пензенский мужской монастырь в начале XX века



Как добраться

Адрес: Пензенская обл., г. Пенза, Спасо-Преображенская ул., 6А

До г. Пензы поездом, самолетом или автобусом. Далее до монастыря городскими автобусами или такси.

Преображенский Пензенский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Литургии совершаются ежедневно в 7.00 и 9.30, вечерние богослужения — ежедневно в 16.00. По средам за вечерним богослужением читается акафист свт. Николаю Чудотворцу, по пятницам — прп. Пимену Угрешскому, по воскресеньям — Пресвятой Богородице. После ранней литургии совершается лития по усопшим, после поздней — молебен (по воскресеньям водосвятный). Храм открыт ежедневно с 6.00 до 19.00.

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря, в обитель перешла и его братия.

В 1730-х гг. в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище. В 1738 г. одну из ветхих деревянных монастырских церквей отдали на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

После екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. В 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского города, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве новых зданий монастыря.

Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1798 г. была построена колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, в 1816-1817 гг. храм Александра Невского, в 1821-1828 гг. Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила Троицкий храм. Его Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.

Монастырское кладбище считалось самым престижным некрополем в губернии, здесь были похоронены дворяне Араповы, Бекетовы, Загоскины, Киреевы, Киселевы, Мартыновы, Сабуровы, Чемесовы и многие другие.

В годы гражданской войны в обители жили управляющие епархией – епископы Иоанн (Поммэр), будущий священномученик Рижский, и Григорий (Соколов). Скорее всего, именно в Спасо-Преображенской обители в 1920 г. Преосвященный Иоанн рукоположил во диаконы старца Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина, ок. 1861-1951), будущего священноисповедника, и здесь же тот проходил сорокоуст. Последний настоятель монастыря архимандрит Иоанникий (Жарков) был духовником старца.

Формально монастырь закрыли в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля, архимандрита Иоанникия.

С 1927 г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая. Позже этот микрорайон получил название «Свинтрест». В 1929-1934 гг. все монастырские храмы закрыли. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже освободили. Последние следы обители, каланчу и ограду, уничтожили в середине 70-х гг.

Территорию монастыря постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината. В 2002 г. в одном из корпусов, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. В память об уничтоженной обители в 2005 г. здесь был открыт Вознесенский молитвенный дом.

Закрыли и обезглавили в советские годы и Преображенскую церковь, которая после переноса в 1794 г. монастыря за город благополучно просуществовала еще полтора века в качестве приходской. В 1929-1931 гг. она принадлежала григорианскому расколу, а 26 сентября 1931 г. была закрыта под общежитие швейной фабрики. Вскоре туда перевели пензенский архив, в 1933 г. к зданию была сделана двухэтажная пристройка, а с 1984 г. здесь помещалось хранилище областной библиотеки.

В 1993 г. здание вернули епархии. 19 августа 1995 г. здесь прошла первая за долгие годы служба. Вскоре были восстановлены главки, храм оштукатурили снаружи и побелили внутри (к сожалению, при этом погибли настенные росписи), в 1998 г. в нижнем храме установили иконостас. Немало сделал для возрождения святыни на первоначальном этапе священник Иоанн Яворский, бывший здесь настоятелем в 1995-2000 гг. В 2003 г. возобновились богослужения и в верхнем храме, 19 августа здесь прошла литургия.

В 1730-х гг. в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище. В 1738 г. одну из ветхих деревянных монастырских церквей отдали на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В годы гражданской войны в обители жили управляющие епархией – епископы Иоанн (Поммер), будущий священномученик Рижский, и Григорий (Соколов).

Скорее всего, именно в Спасо-Преображенской обители в 1920 г. Преосвященный Иоанн рукоположил во диаконы старца Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина, ок.1862-1951), будущего священноисповедника, и здесь же тот проходил сорокоуст. Последний настоятель монастыря архимандрит Иоанникий был духовником старца.

Формально монастырь был закрыт в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась здесь вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля архимандрита Иоанникия (Жаркова).

В 1928-1929 гг. службы в монастырских храмах совершали архимандрит Иоаникий и иеромонахи Евфимий (Милованов) и Макарий (Матюхин), чуть позже к ним присоединились Нектарий и Сергий (Соловьев). Скорее всего, они и должны считаться последними насельниками обители. В это время основные службы шли в Спасо-Преображенской церкви, но не были отняты и остальные: Вознесенская, Вифлиемская и колокольня.

С 1927 г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая. Позже этот микрорайон получил название «Свинтрест».

Один из монастырских храмов заняли «сушилкой» в 1929 г., другой разобрали к 1932 г., еще один в 1931 г. передали конторе «Установка» под школу по подготовке кадров, Спасо-Преображенский собор закрыли в 1934 г. В 1931 г. монастырское хозяйство передали «Продуктпереработке» для огородного пригородного совхоза. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже была освобождена. Красивейший монастырский ансамбль перестал существовать физически.

В 2001 г. церковь стала подворьем Керенского Тихвинского мужского монастыря (в 2008 г. – Нижнеломовского Казанского). По решению Священного Синода, 26 июля 2010 г. подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь. Наместником обители стал игумен Нестор (Люберанский). 8 августа 2010 г. епископ Вениамин освятил великим чином верхний, Преображенский придел храма.

В августе 2012 г. на территории обители началось строительство часовни-усыпальницы, в которой 21 сентября 2013 г. были перезахоронены останки известных пензенских благотворителей Александра и Марии Киселевых. 26 сентября 2013 г. митрополит Вениамин освятил часовню-усыпальницу и удостоил епархиальной награды ее ктитора Сергея Михайловича Богомолова.

С 2013 г. ведется роспись верхнего храма, проводятся восстановительные работы.

В сентябре 2010 г. монастырским скитом стало Семиключье в Шемышейском районе. В 2010-2011 г. на Семи Ключах построили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского.

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (городской).

Храмы монастыря:

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря, в обитель перешла и его братия.

В 1730-х гг. в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище. В 1738 г. одну из ветхих деревянных монастырских церквей отдали на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней. Преображенский храм, близкий к позднему русскому барокко, был возведен в 1735-1750 гг. Верхний храм в нем был посвящен Преображению Господню, нижний – Казанской иконе Божией Матери, правый придел в трапезной – Иоанну Предтече, левый – Иоанну Златоусту. В 1756-1760 гг. была построена в камне и надвратная Тихвинская церковь.

После екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. В 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского города, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве новых зданий монастыря.

Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1798 г. была построена колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, в 1816-1817 гг. храм Александра Невского, в 1821-1828 гг. Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила Троицкий храм. Его Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.

Монастырское кладбище считалось самым престижным некрополем в губернии, здесь были похоронены дворяне Араповы, Бекетовы, Загоскины, Киреевы, Киселевы, Мартыновы, Сабуровы, Чемесовы и многие другие.

В годы гражданской войны в обители жили управляющие епархией – епископы Иоанн (Поммэр), будущий священномученик Рижский, и Григорий (Соколов). Скорее всего, именно в Спасо-Преображенской обители в 1920 г. Преосвященный Иоанн рукоположил во диаконы старца Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина, ок. 1861-1951), будущего священноисповедника, и здесь же тот проходил сорокоуст. Последний настоятель монастыря архимандрит Иоанникий (Жарков) был духовником старца.

Формально монастырь закрыли в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля, архимандрита Иоанникия.

С 1927 г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая. Позже этот микрорайон получил название «Свинтрест». В 1929-1934 гг. все монастырские храмы закрыли. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже освободили. Последние следы обители, каланчу и ограду, уничтожили в середине 70-х гг. Территорию монастыря постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината. В 2002 г. в одном из корпусов, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. В память об уничтоженной обители в 2005 г. здесь был открыт Вознесенский молитвенный дом.

Закрыли и обезглавили в советские годы и Преображенскую церковь, которая после переноса в 1794 г. монастыря за город благополучно просуществовала еще полтора века в качестве приходской. В 1929-1931 гг. она принадлежала григорианскому расколу, а 26 сентября 1931 г. была закрыта под общежитие швейной фабрики. Вскоре туда перевели пензенский архив, в 1933 г. к зданию была сделана двухэтажная пристройка, а с 1984 г. здесь помещалось хранилище областной библиотеки.

В 1993 г. здание вернули епархии. 19 августа 1995 г. здесь прошла первая за долгие годы служба. Вскоре были восстановлены главки, храм оштукатурили снаружи и побелили внутри (к сожалению, при этом погибли настенные росписи), в 1998 г. в нижнем храме установили иконостас. Немало сделал для возрождения святыни на первоначальном этапе священник Иоанн Яворский, бывший здесь настоятелем в 1995-2000 гг. В 2003 г. возобновились богослужения и в верхнем храме, 19 августа здесь прошла литургия.

В 2001 г. церковь стала подворьем Керенского Тихвинского мужского монастыря (в 2008 г. – Нижнеломовского Казанского). По решению Священного Синода, 26 июля 2010 г. подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь. Наместником обители стал игумен Нестор (Люберанский). 8 августа 2010 г. епископ Вениамин освятил великим чином верхний, Преображенский придел храма.

В августе 2012 г. на территории обители началось строительство часовни-усыпальницы, в которой 21 сентября 2013 г. были перезахоронены останки известных пензенских благотворителей Александра и Марии Киселевых. 26 сентября 2013 г. митрополит Вениамин освятил часовню-усыпальницу и удостоил епархиальной награды ее ктитора Сергея Михайловича Богомолова.

С 2013 г. ведется роспись верхнего храма. Насельники монастыря готовятся к восстановлению колокольни.

В сентябре 2010 г. монастырским скитом стало Семиключье в Шемышейском районе – любимое место пензенских паломников. В 2010-2011 г. на Семи Ключах построили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского.

Спасо преображенский монастырь пенза

ПЕНЗЕНСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Основан в 1689 г. между крепостной стеной и р. Пензой.

На ее крутом склоне у подножия были сооружены деревянные кельи и церкви — Преображенская (1691), иконы Казанской Божией Матери (1707) и во имя Иоанна Предтечи, построенной из разобранного в 1724 г. храма Предтеченского мужского монастыря. В 1735-1750 гг. вместо двух церквей построили один каменный храм во имя Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери, а в 1738 г. вместо разобранной старой — новую деревянную церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Наверху, напротив крепости, в 1756-1760 гг. была сооружена каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1763 г. монастырь занимал площадь 120х134 кв. сажень, из которой собственно монахами использовалась площадь 86х76 кв. сажень, остальная же земля сдавалась городским обывателям в аренду. В это время монастырь насчитывал 7 монашествующих, в нем также проживали 7 человек белого духовенства и 12 отставных военных с семьями. Во владении монастыря находилась деревня Пензятка, насчитывавшая 34 души, с 50 четвертями земли, а также сенные покосы, рыбные ловли и пчельник. Первоначально был заштатным общежительным, но в 1798 г. включен в число штатных 3-классных монастырей с назначением в него архимандрита.

В 1794 г., из-за неудобного местоположения, монастырь перевели на новое место – к Вознесенскому кладбищу, располагавшемуся за юго-восточной окраиной города, и каменная кладбищенская церковь, построенная в 1779-1784 гг., стала первым монастырским храмом. Преображенская церковь была превращена в приходскую, а Тихвинскую в 1796 г. разобрали, использовав материал для постройки монастыря на новом месте.

Строительство его началось с возведения деревянного строения и каменнной ограды размером 125х125 саж., по углам которой соорудили круглые башни, а в центре построили четыре каменных. корпуса: три братских и трапезный, в котором в 1796 г. устроили церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», разобранную из-за ветхости в 1832 г. Здания, объединенные между собой оградой, образовали малый квадрат размером 45х45 саж., в середине западной стены которого в 1798 г. была сооружена трехъярусная каменная колокольня с церковью во имя иконы Тихвинской Божией Матери на первом этаже.

В 1816-1817 гг. действительная статская советница А. А. Евреинова над могилой своего мужа в северо-восточной части этого квадрата выстроила небольшую каменную церковь во имя святого князя Александра Невского, расширенную в 1833 г. полковницей М. Е. Вигель, а в центре квадрата в 1821-1828 гг. был возведен каменнный Спасо-Преображенский храм. Внутренние поперечные стены монастыря делили его на три части: южную, где размещалось кладбище с Вознесенской церковью; центральную, занятую постройками монастыря, и северную, где был разбит фруктовый сад и где статская советница М. М. Киселева в 1849 г. построила над гробом своего мужа двухэтажный каменный храм во имя Живоначальной Троицы (он же Вифлеемо-Воскресенский).

Образовавшийся ансамбль монастыря имел величественный вид и привлекал внимание красотой своих зданий. Строгие классические формы 56-метровой столпообразной колокольни и крестообразного в плане однокупольного Преображенского храма, каждая сторона которого была акцентирована портиком, гармонично сочетались с торжественным обликом пятиглавой Троицкой церкви, построенной в русско-византийском стиле. На монастырском кладбище, где, как правило, хоронили именитых жителей города, находилось немало надгробий, представлявших большой художественный интерес. В 1907 г. штат монастыря состоял из настоятеля-архимандрита, 6 монахов и 7 послушников. Монастырь владел мукомольной мельницей и 246 десятинами земли и леса.

После революции был упразднен, хотя служба в нем продолжалась еще и в начале 1930-х гг. Впоследствии как монастырские здания, так и кладбище были полностью уничтожены.

А. И. Дворжанский.

________________________________________
Источник: Пензенская энциклопедия.
М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 461.
________________________________________

История храмов: самый старинный монастырь Пензы

Журналист Алексей Молебнов

Спасо–Преображенская обитель Пензы является одной из самых любимых среди верующих.

Спасо–Преображенская обитель Пензы является одной из самых любимых среди верующих. Чтобы попасть сюда, достаточно добраться до памятника «Первопоселенца», сделать несколько шагов до указателя и спуститься по ступенькам вниз. Вы окажетесь на улице Спасо–Преображенской, названной так, в честь основанного здесь монастыря.

Зайдя в ворота обители, обращаешь внимание на небольшую по размерам территорию. Принято считать, что он был основан в 1688-1689 гг. на горе, между рекой и вновь возведенной крепостью.
Именно в это время государями и великими князьями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и княжной Софьей Алексеевной была прислана грамота о строительстве.

В апреле 1691 г был дан антимис к освящению церкви Преображения Господня. Позже сюда перенесли храм Иоанна Предтечи из одного упраздненного пензенского монастыря, в обитель оттуда перешла и братия. Встречаются документы, в которых говорится, что игумены Спасо–Преображенского монастыря стояли во главе окрестных приходов, почти как архиереи. И действительно, именно тут возникло первое в Пензенском крае учебное заведение.

Правда, увы, школа не сделала ни одного выпуска. Деятельным настоятелем был игумен Никон (Волоский). Благодаря его трудам появилось самое древнее каменное здание в Пензе, в котором мы сейчас находимся — соборный Преображенский храм.

По прошению священника в 1735 г. вместо двух ветхих церквей построили одну большую. На первом этаже располагался престол в честь Казанской иконы божией матери, на втором — в честь Преображения Господа. В монастыре существовала трапезная, колокольня. Второй период в истории монастыря начинается в 1791 г., вскоре после екатерининской перепланировки города, когда монахов перевели на южную окраину губернского центра, на место Вознесенского кладбища.

Перед храмом обители была возведена Вознесенская кладбищенская церковь. Величественный монастырский комплекс формировался постепенно. Была построена трехъярусная колокольня, благотворительницей Марией Киселевой был возведен храм Рождественский, придел которого был точной копией храма Рождества Христова в Вифлееме. Здесь бывала Елизавета Арсеньева вместе с внуком Михаилом Лермонтовым.

Это было очень живописное место с необыкновенной красоты садом. В годы гражданской войны монастырь подвергся обстрелу со стороны большевиков. С обителей связаны значимые для православного мира события. Так, в 1920 году в обители совершалось рукоположение Иоанна Оленевского, ныне известного и почитаемого святого. Спасо–Преображенский монастырь закрыли в 1934 году. Тогда уничтожили и некрополь.

Дольше всего простояли каланча и стена. Окончательно они были разрушены в середине 70-х годов. Территорию заняли автобаза МЧС и корпус Кузнецкого мебельного комбината. В 2002 году по стечению обстоятельств разместилась в этом месте творческая архитектурная мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов.

В память об уничтоженной обители здесь открыли молитвенный дом. Что касается Преображенской церкви, до 1931 г. она существовала как приходская. С приходом власти советов уничтожили колокольню и пятиглавие. Располагались здесь в разные времена областной архив, хранилище библиотеки им. Лермонтова.

В 1993 году здание вернули епархии, над восстановлением трудился первый в новой истории священник Иоанн Яворский. С 2001 г. Преображенская церковь стала подворьем Керенско –Тихвинского монастыря, с 2008 г — Нижнеломовского. Здесь постоянно жили несколько иноков, обитель постепенно возрождалась.

В 2010 году, благодаря усилиям Епископа Вениамина, священный синод благословил открыть здесь самостоятельный монастырь. Наместником стал иеромонах Нестор (Люберанский). В сентябре 2010 года монастырю передали храм на Семи Ключах в Шемышейском районе. Построили усыпальницу для супруг Киселевых, расписали верхний храм.

В монашеской общине существует определенной распорядок жизни, мы исполняем обеты, данные пред Богом. С утра читаем правило, потом идет богослужение и трапеза. Далее вся братия приступает к послушанию: зимой убирает снег, летом ухаживаетза цветниками. Основное время посвящают молитве.

Хочется верить, что благодаря совместному труду братии, прихожан, меценатов, это место как несколько веков назад снова назовут Преображенским краем Пензы.

В статье использованы материалы из книги Евгения Белохвостикова «Пензенский Спасо–Преображенский мужской монастырь».

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь расположился в историческом центре «старой» Пензы. Прекрасный вид на него открывается со смотровой площадки со скульптурой «Первопоселенец».

Основание монастыря пришлось на 1689 год с возведения двух деревянных церквушек — во имя Преображения — в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Иоанна Предтечи. Примерно к 1750 году на территории монастырского комплекса появилось первое каменное строение — храм во имя Преображения Господня. Спустя несколько лет обитель приобрела еще одно сооружение — церковь Тихвинской иконы Божией Матери — каменный собор. В 1794 году весь монастырский комплекс был переведен на юго-восточную окраину Пензы, расположившуюся неподалеку от Вознесенского кладбища. На новой обретенной комплексом территории построили первую каменную церковь, с которой началось возведения остальных построек православной обители. Преображенская церковь бывшего комплекса осталась на своем месте и стала принимать прихожан, Тихвинская была разобрана, материалы её пригодились при строительстве современного Спасо-Преображенского мужского монастыря в Пензе. Деревянные строения новой обители вскоре обветшали и до наших дней не сохранились, однако его каменные сооружения мы можем увидеть сегодня. Преображенский собор обители был построен в 1816-1817 годах, до этого времени на территории комплекса располагались деревянные церкви Тихвинской иконы Божией Матери и Александра Невского. Кладбище при монастыре приобрело славу наиболее престижного места захоронения в городе, где были похоронены известные местные дворянские семьи.
Спасо-Преображенский мужской монастырь перестал действовать из-за начавшихся в стране переворотов и гражданских восстаний, в 1918 году. В это время его территории использовались для хозяйственных нужд государства, однажды здесь проживали «дефектные» дети и содержались конюшни. В 1927 году вблизи храмов началась капительная застройка города — образовались улицы, появились новостройки, образовавшие новый городской район Пензы. Весь храмовый комплекс был уничтожен в 70-х годах ХХ века для остальной застройки города и сооружения электростанции. На территории бывшей обители разместились различные предприятия, а оставшиеся помещения использовались не по назначению. В уцелевшем здании обители вскоре разместят Молитвенный дом Вознесения Господня.

В 1993 году здание Преображенской церкви вернулось в состав епархии, спустя 2 года в ней состоялась первая за долгие годы служба. Постепенно на протяжении нескольких годов церковь восстанавливали, однако её исторические ценности были безвозвратно утеряны, в том числе настенная роспись и большинство икон. Преображенская церковь в 2010 году стала частью самостоятельного мужского монастыря, в 2012 году православный ансамбль был дополнен часовней-усыпальницей. В 2013 году началась роспись храмовых стен, началось восстановление утраченной колокольни.

Спасо преображенский монастырь пенза

Пензенский Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1689 году на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой. В 1794 году из-за неудобного местоположения он был переведен к Вознесенскому кладбищу, располагавшемуся к юго-востоку от города, и первым монастырским храмом стала каменная кладбищенская Вознесенская церковь, сооруженная в 1779-1784 годах, В 1798 году была возведена трехъярусная каменная колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже. В 1816-1817 годах действительная статская советница А. А. Евреинова над могилой своего мужа пензенского вице-губернатора А, М. Евреинова выстроила небольшую каменную церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского, расширенную в 1833 году полковницей М, Е, Вигель. В 1821-1828 годах был сооружен каменный Спасо-Преображенский собор с приделом во имя Успения Божией Матери. В 1849 году известная благотворительница Мария Михайловна Киселёва над могилой своего мужа Александра Григорьевича Киселёва построила двухэтажный каменный храм во имя Живоначальной Троицы (он же Вифлеемо-Воскресенский). Вверху его располагались престолы во имя Живонэчэльной Троицы и Обновления Хрэмэ Воскресения Христовэ, освященные в 1862 году, э внизу — во имя Кэзэнской иконы Божией Мэтери, святого блэговерного князя Алексэндрз Невского и Рождествэ Христовэ, освященные соответственно в 1852, 1353 и 1855 годэх, Последний придел, рэспопэгэвшийся в центре нижнего зтэжэ, представлял собой отдельную церковь, устроенную по обрэзцу Пэлестинского Вифлеемского хрэмэ. Нэ монэстырском клздбище, кэк прэвило, хоронили именитых жителей городэ. Здесь были зэхоронены предстэвители дворянских фэмипий: Арэповы, Бекетовы, Зэгоскины, Зэхэрьины, Кишенские, Мэртыновы, Потуловы, Сэбуровы, Сушковы, Чемесовы, Юмэтовы и другие.

После революции монастырь был упразднен, хотя спужба в его храмах продолжалась и в начале 1930-х годов. В советское время не только все постройки монастыря, но и само кладбище было уничтожено. На территории кладбища и на месте Вознесенского храма был выстроен производственный корпус Кузнецкого мебельного комбината, в котором в 2002 году разместилась Творческая архитектурная мастерская «ДАБОР», возглавляемая пензенским архитектором Дмитрием Александровичем Боруновым, решившим возродить это святое место. С этой целью он переоборудовал одно из помещений мастерской под храм, который, в силу преемственности, был назван во имя Вознесения Господня. С 7 января 2006 года в храме начались постоянные богослужения. По инициативе причта Вознесенского храма рядом с ним в скверике был установлен единственный обнаруженный на территории бывшего кладбища надгробный памятник — с могилы тайного советника, гофмейстера Двора Его Императорского Величества, почетного гражданина г. Пензы Дмитрия Ксенофонтовича Гевлича, более четверти века занимавшего пост пензенского губернского предводителя дворянства. В 2006 году на другом конце Пензы удалось найти еще несколько надгробных памятников с Вознесенского кладбища, В их числе было надгробие с могилы отца и других родственников писателя Михаила Николаевича Загоскина, а также надгробие с могилы генерал-лейтенанта Александра Николаевича Арапова, который возглавлял пензенское ополчение во время Крымской войны 1350-х годов и около 20 лет являлся пензенским губернским предводителем дворянства, Таким образом, рядом с Вознесенским храмом образовался своеобразный мемориал в память о бывшем здесь ранее монастыре, кладбище и жителях Пензы, на нем похороненных. В 2003 году рядом с надгробиями установили каменную часовню, куда предполагается перенести останки пензенской благотворительницы Марии Михайловны Киселевой и ее мужа Александра Григорьевича, обретенные несколько лет назад на месте уничтоженного Троицкого храма, Рядом с часовней заложен фундамент будущего деревянного Вознесенского храма, который заменит собой существующий, по сути, молитвенный дом.

Вопросы веры (Пенза). Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Пензы

А также в выпуске вы увидите новости Пензенской митрополии.

Поделиться:
  • Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим

Предыдущие выпуски

  • 17 октября 2019 г. Вопросы веры (Пенза). Выпуск от 17 октября
  • 10 октября 2019 г. Вопросы веры (Пенза). III тематический конкурс «Церковь в истории Пензенского края. На пути к Великой Победе»
  • 3 октября 2019 г. Вопросы веры (Пенза). Пензенская духовная семинария
  • 26 сентября 2019 г. Вопросы веры (Пенза). Выпуск от 26 сентября

Время эфира программы

  • Четверг, 31 октября: 03:30
  • Четверг, 31 октября: 15:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 25 октября 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 25 октября

25 октября 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

25 октября. Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов

25 октября 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

25 октября. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу

25 октября 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 25 октября

24 октября 2019 г. Конференции. Заседания. Доклады

Открытие и 1-е пленарное заседание II Международного съезда регентов и певчих РПЦ

Вопросы и ответы

Какова роль молитвы в семейной жизни?

— А какова роль и каково значение цементной известки, которая скрепляет кирпичи? Выложите дом просто из кирпичей, но забудьте бетонный раствор положить между рядами: первое штормовое .

Как сохранить семейное счастье?

— А что говорит Булат Окуджава? Как сохранить семейную жизнь? Да послушайте его песенку: давайте говорить друг другу комплименты, высокопарных фраз не нужно опасаться, давайте ловить .

Нормально ли периодическое желание побыть в одиночестве, если ты в браке?

— Все познается в сравнении. Поэтому для такого мотивированного супруга или супруги возможность, когда все легли спать, на кухоньке раскрыть молитвослов, почитать канон к Причастию или .

Как относиться к недостаткам супруга?

— Человек слеплен из недостатков, «выпуклостей и вогнутостей», но при этом каждый из нас создан по образу и подобию Божию. Помните, религиозный философ Чаадаев как-то написал .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Ссылка на основную публикацию