Спасо Казанский симанский женский монастырь

Неофициальный сайт Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

Если вы когда-нибудь были в Острове или проезжали мимо по трассе, то точно видели возвышающиеся над рекой Великой золотые купола. Это главный собор Спасо-Казанского женского монастыря.

В народе его называют Симанским, поскольку основал обитель в 1897 году Владимир Симанский — прадед Патриарха Московского и Всея Руси Алексия.

17 августа 1897 г. состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году — состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью. В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось — во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми.

Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку. Но Господь поругаем не бывает и 100 лет спустя, 13 октября 2003 г., по благословению Митрополита Псковского и Порховского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери.

Руководил новосозданной общиной архимандрит Сергий (Сосновский) — благочинный города Остров и настоятель Троицкого собора. А в феврале 2004 года Владыка Евсевий благословил собирать сестер в возрождаемую Обитель и поручил это монахине Маркелле (Павловой).

В 2005 году была первая служба во вновь выстроенном храме в честь Иоанна Кронштадтского. За период с 1-го апреля 2004 года по настоящее время восстановлены: Храм Спаса Нерукотворного Образа, Святые Врата, сестринский корпус, которому 150 лет. Построены заново: церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского, монастырские стены, две трапезные — сестринская и для рабочих, корпуса для музея Патриарха Алексия I, художественной мастерской, класса пения, прачечной, бани, склада, ризничной.

На монастырском подворье, где 30 га земли, восстановлен храм Архангела Михаила. Выстроен хоздвор, начато строительство келий, проведено электричество, пробурена скважина, сделан водопровод. На подворье монастыря ежегодно летом проводится детский православный лагерь.

Летом 2012 года по благословению Митрополита Псковского и Порховского Евсевия начата реконструкция Покровского храма в г. Остров. Восстанавливать храм поручено Матушке Маркелле, настоятельнице Спасо-Казанского Симанского женского монастыря. Рядом с храмом предполагается возвести также несколько новых зданий, которые будут приспособлены под молодежный духовно-просветительский центр.

Восстанавливается разрушенная обитель благодаря пожертвованиям. Вместе с восстановлением обители возрождаются и наши души. Приглашаем Вас посетить обитель для совместной молитвы и посильного труда, а у кого откроется сердце отдать свою жизнь служению Господу — могут остаться совсем.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

Ежедневно литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00.

Литургия на подворье монастыря (деревня Тонковидово, храм Архангела Михаила) по субботам в 9.30.

ВАЖНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ!

Спасо-Казанский женский монастырь приглашает насельниц и трудниц. Телефон: 8-81152-36517

Общая информация

Спасо-Казанский женский монастырь

Дата основания обители – 1897 год Дата возрождения – 2003 год

· Спаса Нерукотворного Образа

· Святого праведного Иоанна Кронштадтского

· Михаила Архангела с Кухвы с приделом Божией Матери «Одигитрия» (д.Тонковидово)

Настоятельница монастыря – игуменья Маркелла (Павлова Людмила Викторовна)

181350, Псковская область, г.Остров, ул. Малая Пионерская 82

Электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон канцелярии: (811) 523-6517

в храме Спаса Нерукотворного Образа:

· литургия в 9-00 ч.

· вечернее богослужение в 17-00 ч.

В храме Михаила Архангела (д. Тонковидово) -в субботу, в 9-30 ч.

Из истории монастыря

Фамилия Симанских в нашем городе известна, прежде всего, по названию Симанского или Спасо-Казанского монастыря, расположенного по левому берегу реки Великой. Симанские — древний род, о чем свидетельствует герб дворян Симанских. «Фамилии Симанских, многие Российскому престолу служили разные дворянские службы, и жалованы были в 1654 и других годах поместьями. Все сие доказывается жалованною на поместья грамотою и родословною Симанских». Красный и голубой цвета герба Симанских свидетельствуют о храбрости, мужестве, величие рода, а золото и серебро – о богатстве, справедливости и чистоте. Из этого рода вышло немало, блестящих военных и государственных деятелей. Не случайно на его гербе помещен символ — серебряный якорь на острове и рука, выходящая из облака с натянутым луком. Девизом рода были слова: «Симанские обид и зла долго не помнят!» Из этого рода Алексий I — патриарх Московский и всея Руси, возглавлявший Русскую православную церковь в 1945-1970 годах.

В 1838 году Владимир Александрович Симанский получил разрешение из Псковской Духовной Консистории на строительство церкви Спаса Нерукотворного Образа. 22 октября 1845 года церковь была освящена.

Первым священником в роду Симанских и основателем Казанской общины и монастыря в имении Екатерининское стал Павел Владимирович Симанский. Под обитель отец Павел отдает землю, дом, парк, капитал на строительство монастыря. 17 августа 1897 года произошло торжественное открытие новой женской общины в честь Казанской иконы Богоматери. И з Кронштадта прибыл старинный знакомый и духовник учредителя общины о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). В 1907 г. Казанская община преобразовывается в монастырь. Первой настоятельницей монастыря была игуменья Руфина. Спасо-Казанская обитель добросовестно исполняла свое святое дело служения Богу и ближним. Богослужение, совершаемое здесь строго по церковному Уставу, и стройное пение двух хоров певчих – собственного монастырского и Казанского общества трезвости, приютившегося под кровом обители – привлекали в монастырь много молящихся и из города, и из уезда.

При Спасо-Казанской общине были организованы: приходская школа, богадельня, гомеопатическая лечебница, общество трезвости, кружок трудовой помощи. Кроме обычной женской рукодельной, здесь были переплетная и сапожная мастерские.

В 1918 году Симанские покинули свое имение. Монастырь прекратил свое существование.

13 октября 2003 года по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия(Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божьей Матери.

В феврале 2004 года Владыка Евсевий благословил собирать сестер в возрождаемую обитель и поручил это монахине Маркелле (Павловой). 2 января 2005 года состоялась первая служба в храме Иоанна Кронштадтского. Стал выпускаться информационный листок «Кров спасения». 14 июня 2005 года Казанская община была реорганизована в Спасо-Казанский женский монастырь. 23 августа 2007 года Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий совершил в Симанской обители чин освящения закладного камня на месте восстанавливаемого храма в честь Спаса Нерукотворного. 4 ноября 2010 года состоялось первое праздничное богослужение в честь Казанской иконы Божией Матери в восстановленном храме Спаса Нерукотворного Образа. Восстановлены стены монастыря, келейный корпус для сестер. Построены хозяйственные постройки на территории монастыря и подворье в д.Тонковидово, трапезная, библиотека, воскресная школа. В 2017 году открыт музей

О ВСЕХ НОВОСТЯХ ЖИЗНИ ОБИТЕЛИ МОЖНО УЗНАВАТЬ В РАЗДЕЛЕ «СОБЫТИЯ»

Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

Спасо-Казанский Симанский женский монастырь — православный женский монастырь в Псковской области. Основан в 1897 году. Был закрыт в начале XX века, возрожден в 2003 году. В монастыре имеется трапезная и гостиница.

Содержание

Владимир Александрович Симанский, прадед будущего Патриарха Алексия I, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. По воспоминаниям Патриарха Алексия I к концу XIX века родовое имение «представляло собою целый ряд небольших, но весьма уютных особняков, а в середине парка возвышалась церковь Спаса с колоннадами на четырёх её сторонах».

Брат деда Алексия I, Павел Владимирович Симанский, принявший священный сан, хотел, чтобы после его смерти в имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 году «всю землю своего имения и храм и некоторые дома в пользу обители», а также 15000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике. Данное начинание поддержал отец будущего патриарха, также пожертвовавший значительную сумму и принадлежавшую ему землю.

17 августа 1897 года монастырь был освящен епископом Псковским и Порховским Антонином (Державиным). В освящении принимал участие Иоанн Кронштадтский.

При монастыре была организована церковно-приходская школа, школа рукоделия для девочек, гомеопатическая лечебница, общество трезвости, в котором к 1902 году состояло 130 человек.

В начале XX века было начато строительство собора в честь Казанской иконы Божией матери, но не было завершено.

В 1942—1943 годах, в условиях оккупации, закрытый монастырский храм был восстановлен и освящён; вокруг него собрались разогнанные сёстры обители. Однако после освобождения Острова митрополит (с 1945 года — Патриарх) Алексий не смог сохранить монастырь — он был повторно ликвидирован. В последующие годы советской власти постройки монастыря были разобраны на кирпичи.

Возрождение монастыря началось 13 октября 2003 года созданием общины Казанской иконы Божией Матери по благословению митрополита Псковского и Великолукского Евсевия (Савина). Руководитель общины — архимандрит Сергий (Сосновский).

В феврале 2004 года настоятельницей воссозданного монастыря стала игуменья Маркелла (Павлова).

Построены храмы: Иоанна Кронштадтского (деревянный), Спаса Нерукотворного, храм Архангела Михаила на подворье монастыря.

На территории монастыря возведены также монастырские стены, трапезные (сестринская и для рабочих), корпус музея патриарха Алексия I, бани, художественная мастерская, класс пения, ризничная, склад.

Летом 2012 года начата реконструкция Покровского храма в городе Остров, при котором предполагается открыть молодёжный духовно-просветительский центр.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

  • Церковь Спаса Нерукотворного Образа
  • Церковь Иоанна Кронштадтского
  • Надкладезная часовня Флора и Лавра
  • Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери

Престольные праздники

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Церковь Иоанна Кронштадтского

Надкладезная часовня Флора и Лавра



Как добраться

Адрес: Псковская обл., Островский р-н, г. Остров, ул. Малая Пионерская, 80

Приехать в монастырь из Санкт-Петербурга можно с автовокзала на Обводном канале на любом автобусе идущем до Острова. Удобнее отправляться утром, так как ехать около 6-ти часов. Подъезжая к Острову, нужно предупредить водителя, чтобы остановил в Симанском, у реки Великой, а оттуда до монастыря по берегу реки

15 минут пешком.

Из Москвы и других городов можно добраться на поезде до Пскова, а от Пскова на электричках или автобусах до Острова.

Паломникам

Спасо-Казанский Симанский женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Спасо-Казанский женский монастырь г. Остров Епархиальный женский монастырь

В конце XIX века в городе Остров, расположенном в 50-ти километрах от Пскова был учрежден Спасо-Казанский женский монастырь. Основателями монастыря были Симанские — древний знатный род, к которому принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

17 августа 1897 года близ г. Острова, в селе Екатерининском, принадлежавшем священнику Павлу Владимировичу Симанскому, происходило торжественное открытие новой женской общины в честь Казанской иконы Богоматери.В торжестве участвовал праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Владелец села, желая на будущее время вернее обеспечить дальнейшую судьбу храма, построенного его родителями и освящённого 22 октября 1845 года в честь Нерукотворного образа Спасителя, решил ходатайствовать об учреждении при нём женской общины, в собственность которой он отдал в означенном селе несколько домов, необходимые постройки и большой фруктовый сад, а также вместе со своим родным племянником Владимиром Андреевичем Симанским пожертвовал значительный капитал. Желание о. Павла исполнилось: от Святейшего Синода последовало разрешение на открытие общины.

Брат деда Алексия I, священник Павел Владимирович Симанский, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 году земли, храм, а также 15000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике.

Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он начал строить каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, ставшей в последствии основой Спасо-Казанского монастыря.

По свидетельствам современников Спасская церковь выглядела величественно и красиво на фоне окружающей деревянной застройки. Внутреннее помещение храма казалось объемным, наполненным воздухом и светом. Здесь было собрано много ценных икон.

Хлопоча о создании в Екатерининском общины, Павел Владимирович Симанский надеялся, что со временем здесь будет построен собор в честь иконы Казанской Божьей матери с двумя приделами: во имя св. равноапостольного Великого князя Владимира и св. мученика Павла. Однако дожить до этого ему не пришлось. Церкви отвели место справа от храма Спаса Нерукотворного, по размеру которому она почти не уступала. В 1913 году был сделан расчет на её постройку, но строительство в связи с революционными событиями так и не было закончено. Фундамент здания сохранился до сих пор.

В 1907 г. Казанская община преобразовывается в монастырь. Событие это произошло 16 июля 1907 г. по старому стилю. Освящение воды и чин преобразования совершил ректор Тульской Духовной семинарии Архимандрит Алексий. В сан игумений была возведена настоятельница монастыря монахиня Руфина. На основателя монастыря, священника о. Павла Симанского, возложен наперстный крест.

Павел Владимирович, живший все эти годы в небольшом, специально построенном в 1897 г. домике и владевший лишь частью парка, по состоянию здоровья уже не мог выполнять обязанности священника. В новом монастыре была объявлена вакансия, которую занял заштатный островский священник Владимир Панов. П.В. Симанский умер после непродолжительной болезни на 74-ом году жизни, 23 декабря, спустя полгода после открытия монастыря. Как писал в некрологе Владимир Панов, «о. Павел был добрым, сердечным человеком, готовым помочь и материально, и советом. Светлая личность. Благодушно переносил испытания, утешение находил в молитве».

За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году — состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью. В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось — во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми.

Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку. Но Господь поругаем не бывает и 100 лет спустя, 13 октября 2003 г., по благословению Митрополита Псковского и Порховского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери. Руководил новосозданной общиной архимандрит Сергий (Сосновский) — благочинный города Остров и настоятель Троицкого собора. А в феврале 2004 года Владыка Евсевий благословил собирать сестер в возрождаемую Обитель и поручил это монахине Маркелле (Павловой).

В 2005 году была первая служба во вновь выстроенном храме в честь Иоанна Кронштадтского. За период с 1-го апреля 2004 года по настоящее время восстановлены: Храм Спаса Нерукотворного Образа, Святые Врата, сестринский корпус, которому 150 лет. Построены заново: церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского, монастырские стены, две трапезные — сестринская и для рабочих, корпуса для музея Патриарха Алексия I, художественной мастерской, класса пения, прачечной, бани, склада, ризничной. На монастырском подворье, где 30 га земли, восстановлен храм Архангела Михаила. Выстроен хоздвор, начато строительство келий, проведено электричество, пробурена скважина, сделан водопровод. На подворье монастыря ежегодно летом проводится детский православный лагерь.

Летом 2012 года по благословению Митрополита Псковского и Порховского Евсевия начата реконструкция Покровского храма в г. Остров. Восстанавливать храм поручено игумении Маркелле, настоятельнице Спасо-Казанского Симанского женского монастыря. Рядом с храмом предполагается возвести также несколько новых зданий, которые будут приспособлены под молодежный духовно-просветительский центр.

Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

Адрес: Малая Пионерская ул., 80, Остров, Псковская обл., Россия, 181350

Координаты: 57.339182, 28.362079

Телефоны: 8 (811) 523-65-17

Расписание богослужений в 2019 г.: смотрите здесь

Как добраться

От автовокзала

Автобус 4. До остановки «улица Загородная».

От ж/д вокзала

Автобус 1. До остановки «улица Загородная «.

Спасо-Казанский Симанский женский монастырь — действующий православный монастырь в городе Остров Псковской области. Возрожденный памятник религиозной культуры конца XIX в.

До XIX в. территорию будущего монастыря занимала усадьба, которой владел прадед будущего патриарха Алексия I, Владимир Александрович Симанский . В 1838 г. по его инициативе на территории имения была построена каменная Спасская церковь. Сохранились воспоминания патриарха Алексия I , который, будучи еще ребенком, описывал родовое имение как ансамбль уютных особняков, в центре которых возвышалась красивая церковь. Один из сыновей Владимира Александровича — Павел Владимирович Симанский (двоюродный дед Алексия I) завещал после своей смерти на территории имения основать женский монастырь. Для этого он пожертвовал всю землю и 15 тыс. рублей, а сам последние годы доживал в небольшом домике.

Монастырь был основан в 1897 г. В освящении монастыря участвовали епископ Псковский и Порховский Антонин и отец Иоанн Кронштадтский. При обители были организованы: школа рукоделия для девочек, приходская школа, общество трезвости, гомеопатическая больница. В начале XX в. началось сооружение храма во имя Казанской иконы Божией Матери, но не было завершено из-за начала революции и последующего закрытия монастыря.

В период Великой Отечественной войны, когда Остров оказался на оккупированной фашистами территории, монастырь вновь стал действующим. Но в 1944 г. был вновь закрыт. В советский период все строения монастыря были демонтированы.

В 2003 г. началось возрождение святой обители. Территория была обнесена каменной стеной, здесь были построены новые храмы: каменный соборный храм Спаса Нерукотворного Образа , деревянная церковь во имя праведного Иоанна Кронштадтского , часовня над источником. А так же прочие строения: здание музея патриарха Алексия I, кельи, склады, баня, художественная мастерская, трапезная и др. В 2008 г. на территории Михайловского погоста (в 13 км. от Острова, в месте впадения реки Кухва в Великую) в церкви Архангела Михаила было открыто подворье монастыря. В самом же Острове в 2012 г. была реконструирована церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в которой был открыт духовно-просветительский центр.

Спасо Казанский симанский женский монастырь

В конце XIX века в городе Остров, расположенном в 50-ти километрах от Пскова по пути в Святогорский монастырь, был учрежден Симанский Спасо-Казанский женский монастырь. Основателями монастыря были Симанские — древний знатный род, к которому принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 году он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, ставшей в последствии основой Спасо-Казанского монастыря.

Симанский Спасо-Казанский монастырь. Современное фотоПо свидетельствам современников Спасская церковь выглядела величественно и красиво на фоне окружающей деревянной застройки. Внутреннее помещение храма казалось объемным, наполненным воздухом и светом. Здесь удалось собрать ценные иконы. Одна из них — икона Казанской Божьей Матери, обретенная после наводнения жителями Пскова в 1851 году, а также чудотворная икона св. мучеников Флора и Лавра, от которой получила исцеление дочь Владимира Симанского. Теперь эти иконы находятся либо в музейных фондах, либо в частных собраниях.

Брат деда Алексия I, священник Павел Владимирович Симанский, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 году земли, храм, а также 15000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике.

Через год, 17 августа 1897 г. состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году — состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью.

Руины цокольного этажа Казанского Собора Симанского монастыряВ начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя Равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось — во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми. Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку.

Но, Господь поругаем не бывает и 100 лет спустя, 13 октября 2003 г., по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери. Руководит новосозданной общиной и восстановительными работами архимандрит Сергий (Сосновский) — благочинный города Остров и настоятель Троицкого собора. А в феврале 2004 года владыка Евсевий благословил собирать сестер в возрождаемую Обитель и поручил это монахине Маркелле (Павловой). У нее уже есть богатый опыт восстановления храмов и монастырей. В 2000-2002 гг. м. Маркелла возглавляла строительство самой дальней женской обители — Женского монастыря Казанской иконы Божией Матери — первого монастыря на Камчатке.

Многим людям матушка знакома еще по тому времени, когда она была настоятельницей Камчатского монастыря. И что знаменательно: оба монастыря — Камчатский и Симанский — посвящены Казанской иконе Божией Матери, которая так дорога и почитаема всеми русскими людьми. Вообще, Божия Матерь Казанская особо покровительствует Матушке и ведет ее по пути спасения. Так, еще будучи в миру, Матушка восстанавливала Казанский храм в г. Гжатске, где в середине ХХ в. нес свой подвиг известный старец — игумен Никон (Воробьев), это было одно из первых ее послушаний Господу.

А потом была встреча с отцом Николем Гурьяновым, и вот уже более десяти лет она является его духовной дочерью, по его благословению Матушка начинала и свой монашеский путь. Батюшка Николай всегда молился за матушку Маркеллу, и даже теперь, после тесной смерти, чувствуется, что он не оставляет ее без своей молитвенной поддержки.

Что подтвердилось и на этот раз, когда после окончания длительного лечения в Санкт-Петербурге, врачи запретили Матушке возвращаться на Камчатку из-за неподходящих для ее здоровья климатических условий. Чтобы определиться в своем дальнейшем пути, она отправилась на остров Залит, помолиться на могилке Старца Николая Гурьянова. Здесь же ей предложили принять участие в восстановлении Симанского Спасо-Казанского женского монастыря.

В настоящее время о существовании Симанской Спасо-Казанской обители напоминают лишь разрушенная церковь Спаса Нерукотворного Образа, части фундамента Казанского Собора и Святые Врата монастыря. Эти Святые Врата можно назвать «Вратами в Царствие Небесное», ведь через них надлежит пройти тем, кто будет строить, восстанавливать, благоукрашать Обитель, а участие в строительстве монастырей издавна считалось душеспасительным делом.

Весть о том, что в городе Остров возрождается Симанский Спасо-Казанский женский монастырь, основанный предками Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского), уже успела облететь всю Россию, об этом узнали даже далеко за ее пределами. И сразу потекла народная помощь из разных городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Тольятти и даже с Камчатки — монастырь действительно строится всем миром, на народную копеечку.

Спасо Казанский симанский женский монастырь

Спасо-Казанский женский монастырь

В конце XIX века в г. Остров, расположенном в 50-ти километрах от Пскова по пути в Святогорский монастырь, был учрежден Спасо-Казанский женский монастырь. Основателями монастыря были Симанские — древний знатный род, к которому принадлежал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Прадед будущего Патриарха, Владимир Александрович Симанский, был владельцем Екатерининского имения, где в 1838 он построил каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, ставшей в последствии основой Спасо-Казанского монастыря. По свидетельствам современников Спасская церковь выглядела величественно и красиво на фоне окружающей деревянной застройки . Внутреннее помещение храма казалось объемным, наполненным воздухом и светом. Здесь было собрано много ценных икон.

Брат деда Алексия I, священник Павел Владимирович Симанский, хотел, чтобы после его смерти в родовом имении был основан монастырь, для чего и пожертвовал в 1896 земли, храм, а также 15000 рублей начального капитала под устройство женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. А сам остаток своих дней жил в небольшом домике.

Через год, 17 августа 1897 состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 — состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью.

В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя Равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось — во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми. Местные жители буквально разобрали Обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку .

13 октября 2003, по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери. Руководил новосозданной общиной архимандрит Сергий (Сосновский) — благочинный г. Остров и настоятель Троицкого собора.

В феврале 2004 Владыка Евсевий благословил монахиню Маркелле (Павловой) собирать сестер в возрождаемые монастырь.

Из книги протоиерея Н.А. Панова «Летопись г. Острова и его уезда»

…4 декабря, Священник Церкви Спаса Нерукотворного Образа, села Екатерининского, Островского уезда, Павел Симанский, заявил Епархиальному Начальству, что, желая обеспечить на вечные времена благосостояние храма во имя Спаса Нерукотворного Образа, находящегося в означенном селе Екатерининском, он жертвует часть своих владений из принадлежащего ему села Екатерининского под устройство при сказанном храме женской Общины, с таким количеством сестер, какое Община в состоянии будет содержать. В уступаемой Священником Симанским части владений его находятся:
1) много жилых построек, которые очень удобно могут быть приспособлены к устройству в них келий для сестер;
2) довольно обширный фруктовый сад, в настоящее время, хотя несколько и запущенный, но который может приносить более или менее хороший доход, смотря по приложенным к нему труду и заботам со стороны самих сестер и
3) небольшое количество земли, в количестве 2 дес. 1200 кв. саж. Храм, имеющий поступить во владение Общины, снабжен церковной утварью, ризницей, иконами и проч. в достаточном количестве. Ко всему этому Священник Симанский гарантирует капитал в 15000 руб., проценты с которого, вместе с прочими доходами от сада и огорода, будут совершенно достаточны для содержания сестер Общины на первое время в небольшом количестве. Впоследствии же, по утверждении этой Общины Св. Синодом, Священник Симанский имеет в виду увеличить капитал до 25000 руб., а может быть и более; тогда сообразно увеличения материального благосостояния Общины, можно будет увеличить и число сестер, а вместе с тем, соображаясь со средствами, устроить при Общине церковноприходскую школу, богадельню, гомеопатическую лечебницу и проч., а самую Общину он, Симанский, желает именовать Казанскою (Указ Псков. Дух. Консист., от 1 февраля 1896 г. за № 698)(. )

(. ) Получен Указ из Псковской Духовной Консистории от 3 декабря за № 6087, следующего содержания: Псковская Духовная Консистория слушали указ из Св. Правительствующего Синода, от 31 октября за № 8991, последовавший, а Его Высокопреосвященством ноября 7 полученный, о дозволении чиновнику Симанскому в селе близ г.Острова построить каменную церковь с приписанием ее, в качестве кладбищенской, к градоостровской Покровской церкви, на изъясненном в мнении Псковского Епархиального Начальства условии с тем, чтобы был истребован от г. Симанского надлежащий акт о непременном исполнении впредь обязательства своего, относительно постоянного и своевременного производства причту Покровской церкви назначаемой за отправление в созидаемой им церкви богослужений платы, — предложив между тем ему г. Симанскому, для совершенного обеспечения причта, равно и содержание на будущее время самой церкви в должном порядке, внести в сохранную казну на вечное обращение такой капитал, которого бы годовые проценты составляли нужную на все то сумму, и чрез то обеспечить и самое намерение г. Симанского. На сем указе резолюция Его Преосвященства, Преосвященного Наоанаила, Архиепископа Псковского и Лифляндского (Павловский с 1834-1849 г.), последовала: «Консистория имеет исполнить по сему. Если же г. Симанский не согласится на взнос суммы; то надобно чтоб предложения его в просьбе изъясненные утверждены были законным актом, и чтоб после сего представлен был план на церковь. По справке оказалось, что г. Симанский в прошении своем, Св. Синоду поданном, прописал, что он имеет постоянное жительство с семейством близ г.Острова, при котором дворовых людей и крестьян в деревнях состоит за ним около 100 душ, и по смежности сего его деревень с городом он состоит с ними в приходе градских церквей; но как река Великая отделяет его от города во время весеннего разлива, то он лишается ежегодно возможности в торжественные праздничные дни, особенно же во дни Св.Пасхи быть со своим семейством и людьми при Божественной службе; притом слабость его здоровья и болезненные припадки почасту не позволяют ему при ненастной погоде переправляться для сего в город на пароме, каковой перевоз до наведения чрез реку моста продолжается более двух месяцев. В расстоянии же 30 саженей от его дома, в селе, на принадлежащей ему земле, находится часовня с бывшим кладбищем, на котором покоятся прахи его предков, по сему благоговея к памяти усопших и для отстранения изложенных выше неудобств, он усердно желает по чувствам христианина соорудить на том месте каменную церковь во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя, в которой могла бы совершаться служба. Как для поминовения усопших, так и для него с семейством и для его людей; при сей церкви он желает, с разрешения, построить небольшую богадельню для призрения восьми человек увечных мужского пола, и если христианское предложение его принято будет в уважение, то он желает, чтобы оная не составляла собою особого прихода, а приписана была по усмотрению Епархиального начальства к одной из городских приходских церквей и тому священнику, который будет совершать по временам службу в означенной церкви, он назначает от себя ежегодной платы по двести рублей, что обязаны будут исполнять по смерти его и преемники его, которым достанется во владение его село. По сему прошению Указом Св. Синода 31 августа предписано было: Его Высокопреосвященству войти в надлежащее рассмотрение предложений просителя и соображения свои представить Св.Синоду. Мнением Консистории Его Высокопреосвященством одобренным заключено было: как г. Симанский, если дозволено ему будет устроить в селе его на месте существующей ныне часовни каменную церковь в виде кладбищенской, обязывается производить тому священнику, который будет исправлять священнослужение, каждогодно по 200 рублей и выстроить при сей церкви на восемь человек богадельню, каковое обязательство простирает по смерти своей и на будущих своих наследников, то дозволить ему устроить предполагаемую им церковь на прописанном условии, приписав оную к приходской г. Острова Покровской церкви с тем, чтобы деньги двести рублей выдаваемы были не одному священнику, а всему причту, который будет совершать богослужение в оной церкви, и чтобы предварительно г. Симанский представил Епархиальному Начальству законный акт на делаемое им обязательство, и если на сие предположение последует разрешение Св. Синода, то объявить ему чрез Островское Духовное Правление, чтобы представил в Консисторию план и фасад на предполагаемую к постройке церковь для представления оных Св. Синоду. 1839 г. начата постройка Динабургского шоссе от г.Острова, а окончена в 1840 г.

— Указом Псковской духовной Консистории, от 30 июня за № 4054, предписано Островскому Духовному Правлению по прилагаемым при сем плану и фасаду дозволить устроение храма, — акт же препроводить при указе в Островскую Покровскую церковь, с предписанием, чтобы оный был записан в церковную опись. — В 1845 г. храм был построен. Говорят, что в числе лиц, несочувствовавших постройке храма, находился один из местных купцов Антипов, староста Покровской церкви. В один прекрасный день у Антипова на правом берегу реки Великой загорелись постройки. Пламя перекинуло на другую сторону реки, где находилась постройка итого же владельца. Никто, кроме последнего не пострадал. Спустя некоторое время в кружке, выставленной у часовне и предназначенной для сбора пожертвований на строившуюся церковь, было найдено порядочное количество золотых монет. Предполагают, что это был дар Антипова, увидевшего в постигшем его несчастии перст Божий. — Крепостные люди помещика, привлеченные к постройке храма, невольно запоздали с посевом помещичьих полей. Приходилось сеять в октябре месяце когда уже начались заморозки. На насмешки прохожих староста имения отвечал, что не посеяв — не пожнешь, а быть может что-нибудь и взойдет. Конечно, осенью никакого всхода не было, но за то весной урожай был невиданным. На следующий год некоторые, видевшие такой поздний посев и его результаты, последовали примеру и к их удивлению на этот раз уже ничего не взошло. — Церковная утварь, ныне похищенная, была взята из упраздненной церкви, находившейся в Лужском имении отца храмосоздателя, вице-адмирала Александра Лукича Симанского, начальствовавшего в конце 18 и в начале 19 веков учебною флотилиею в Финском заливе. Рисунки и планы этой Лужской церкви сохранились до сих пор и находятся у правнука А.Л.Симанского генерал майора Пантелеймона Николаевича Симанского. — В храме находятся замечательные иконы:
1) на царских вратах — Благовещение Пр. Богородицы, писанная на цинке длиною 6 вер., а шириною 5 верш., работы одного из итальянских художников. Художник, писавший остальные иконы в этом же храме предлагал исполнить все живописные работы за уступку ему одной этой иконы. Художественная ее ценность была кроме того определена хранителем Эрмитажа г. Лукашевичем.
2) Икона Казанской Божией Матери, писанная на доске, длиною 13 верш., шириною 8 верш., находившаяся до построения храма в особой часовне у церкви и при разрушении сей часовни наводнением в 1851 году, унесенная ко Пскову и затем обретенная прибрежными жителями, одному из коих о нахождении иконы в воде было особое видение во сне. Серебряную ризу на эту икону пожертвовала проживавшая в селе Мария Александровна (супруга инженера Грекова, одного из строителей Северо-Западной железной дороги) по словам которой молитва пред этой иконой много облегчала ей жизненные горести и невзгоды.
3) Икона св. мучеников Флора и Лавра, писанная на холсте, длиною 13 верш., шириною 7 верш. испытавшая ту же участь и при наводнении наполовину расколовшаяся, затем впоследствии вполне удачно исправленная. Подробности об иконе св. мучеников Флора и Лавра и о соединенном с этою иконою воспоминании о чудесном исцелении дочери В.А.Симанского — О.В.Симанской помещены в воспоминаниях брата последней Павла В. Симанского, хранящихся в семье его дочери княгини Е.П.Ухтомской.
4) Икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи, писанная на доске, длина ея 9 вер., ширина 7 вер., отличается прекрасною живописью.
5) Древняя икона Казанской Божией Матери, писанная на доске, длиною 7 вер., а шириною 5 верш. На ней серебропозлащенная риза, устроенная в 1781 году.
6) Небольшой кипарисовый крестик, коего стороны обложены серебром, с надписью: «Св. мощи преподобного Марка гробокопателя»
7) Образ Покрова Пр. Богородицы, писан на доске; на нем находится надпись: «приобретен образ сей Покрова Богородицы крестьянином деревни Бетина Александром Васильевым Соловьевым 1870 года августа месяца, в память многих чудесных событий от Бога дарованных ходатайством Заступницы нашей. Куплен оный образ в С.-Петербурге г. Николаем Владимировичем Симанским за 3 руб. 50 коп. без киота. Киот сделан во время обновления храма Нерукотворного образа Господня в том 1870 году».

2005-2014 © Александр Павлов

Святые места

воскресенье, 30 мая 2010 г.

Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

В 1845 г. храм с колоннадами на четырех ее сторонах был построен. Он имел форму равноконечного креста. Говорят, что в числе лиц, несочувствовавших постройке храма, находился один из местных купцов Антипов, староста Покровской церкви. В один прекрасный день у Антипова на правом берегу реки Великой загорелись постройки. Пламя перекинуло на другую сторону реки, где находилась постройка того же владельца. Никто, кроме последнего не пострадал. Спустя некоторое время в кружке, выставленной у часовни и предназначенной для сбора пожертвований на строившуюся церковь, было найдено порядочное количество золотых монет. Предполагают, что это был дар Антипова, увидевшего в постигшем его несчастье перст Божий.

Интересен следующий случай. Крепостные люди помещика, привлеченные к постройке храма, невольно запоздали с посевом помещичьих полей. Приходилось сеять в октябре месяце когда уже начались заморозки. На насмешки прохожих староста имения отвечал, что не посеяв — не пожнешь, а быть может что-нибудь и взойдет. Конечно, осенью никакого всхода не было, но за то весной урожай был невиданным. На следующий год некоторые, видевшие такой поздний посев и его результаты, последовали примеру и к их удивлению на этот раз уже ничего не взошло.

Церковная утварь, затем похищенная, была взята из упраздненной церкви, находившейся в Лужском имении отца храмосоздателя, вице-адмирала Александра Лукича Симанского, начальствовавшего в конце 18 и в начале 19 веков учебною флотилиею в Финском заливе.

В храме находились замечательные иконы:

1) на царских вратах — Благовещение Пресвятой Богородицы, писанная на цинке, работы одного из итальянских художников. Художник, писавший остальные иконы в этом же храме предлагал исполнить все живописные работы за уступку ему одной этой иконы. Художественная ее ценность была кроме того определена хранителем Эрмитажа г. Лукашевичем.
2) чудотворная икона Казанской Божией Матери, писанная на доске, находившаяся до построения храма в особой часовне у церкви и при разрушении сей часовни наводнением в 1851 году, унесенная ко Пскову и затем обретенная прибрежными жителями, одному из которых о нахождении иконы в воде было особое видение во сне. Серебряную ризу на эту икону пожертвовала проживавшая в селе Мария Александровна (супруга инженера Грекова, одного из строителей Северо-Западной железной дороги) по словам которой молитва пред этой иконой облегчала ей жизненные горести и невзгоды.


3) чудотворная икона св. мучеников Флора и Лавра, писанная на холсте, испытавшая ту же участь и при наводнении наполовину расколовшаяся, затем впоследствии вполне удачно исправленная. Подробности об иконе св. мучеников Флора и Лавра и о соединенном с этою иконою воспоминании о чудесном исцелении дочери В.А.Симанского — О.В.Симанской помещены в воспоминаниях брата последней Павла В. Симанского, хранящихся в семье его дочери княгини Е.П.Ухтомской.
4) Икона Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи.

5) Древняя икона Казанской Божией Матери, писанная на доске. На ней — серебропозлащенная риза, устроенная в 1781 году.

6) Небольшой кипарисовый крестик, стороны которого обложены серебром, с надписью: «Св. мощи преподобного Марка гробокопателя».

7) Образ Покрова Пресвятой Богородицы; на нем находится надпись: «приобретен образ сей Покрова Богородицы крестьянином деревни Бетина Александром Васильевым Соловьевым 1870 года августа месяца, в память многих чудесных событий от Бога дарованных ходатайством Заступницы нашей. Куплен оный образ в С.-Петербурге г. Николаем Владимировичем Симанским за 3 руб. 50 коп. без киота. Киот сделан во время обновления храма Нерукотворного образа Господня в том 1870 году».

По особому усмотрению Божиему икона Казанской Божией Матери оказалась единственной уцелевшей после закрытия и разорения монастыря. Много исцелений уже в новое время зафиксировано от Казанского образа Божией Матери.

Принявший священный сан отец Павел Симанский (внучатым племянником которого был Патриарх Алексий) был озабочен судьбой храма в Екатерининском после его смерти. «И вот, — говорит Святейший Патриарх, — в 1897 году у него, а также у моего отца явилась мысль учредить в этом имении при родовом храме женскую обитель. Павел Владимирович отдавал всю землю своего имения и храм и некоторые дома в пользу обители, оставив себе лишь домик с прилегающим к нему парком. А мой отец пожертвовал принадлежавшую ему землю и капитал в несколько десятков тысяч рублей».

В 1897 году Святейший Синод утвердил Положение о Спасо-Казанском женском монастыре в имении Симанских, и 17 августа того же года было торжественное открытие этой обители, в которой уже поселились несколько сестер во главе с игуменией Руфиной. Было много духовенства во главе с епископом Псковским Антонием, архимандритами псковских монастырей и отцом Иоанном Кронштадтским, который пробыл в гостях у дедушки будущего патриарха всея Руси Алексия I дней пять.

В начале XX в. началось строительство второго храма Обители — Казанского Собора с двумя приделами во имя Равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла, но закончить постройку так и не удалось. Большевики закрыли монастырь. Местные жители разобрали обитель на карпич, а в разрушенных храмах устроили свалку.

К началу восстановления монастыря о существовании Симанской Спасо-Казанской обители напоминали лишь разрушенная церковь Спаса Нерукотворного Образа, части фундамента Казанского Собора и Святые Врата монастыря. Эти Святые Врата образно называли «Вратами в Царствие Небесное», ведь через них надлежит идти тем, кто хочет исправить свою жизнь.
Восстановление обители началось как раз с оградительных стен монастыря и реставрации Святых Врат — главного входа в обитель.

13 октября 2003 г., по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери.

В течение нескольких лет, начиная с 1 апреля 2004 г., строился заново храм Спаса-Нерукотворного Образа с золотыми куполами. 23 августа 2007 года Архиепископ Евсевий совершил чин освящения закладного камня на месте восстанавливаемого храма в честь Нерукотворенного Образа Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Центральный купол храма Спаса Нерукотворного Образа сделан из стеклопластика и нержавеющей стали, а сверху покрыт нитридом титана. Вес купола без луковицы — 14 тонн 600 килограммов, диаметр – 13 метров. Длина шпиля на звоннице – 8 метров, а общая высота на вершине основного купола 27 метров.
В начале лета 2004 г. архимандрит Гермоген (Муртазов), духовник Снетогорского монастыря, благословил возрождаемой обители большую древнюю икону Казанской Божией Матери, первый список, датируемый 16 веком.

Построена деревянная церковь в честь праведного Иоанна Кронштадского, в которой была проведена первая служба.
Одной из святынь обители является епитрахиль св. прав. Иоанна Кронштадского.

В 2005 г. монастырь официально зарегистрирован, к храму пристроен притвор, а затем высокая звонница. Теперь служба в монастыре проходит ежедневно, сестры читают поминование на псалтири в течение всего года. Есть в монастыре и небольшая богадельня, где ухаживают за беспомощными бабушками. Каждый день за стеной монастыря сестры раздают горячую пищу бездомным и немощным людям г. Острова.

— Потоком идут к нам «алкогольчики», — так нежно матушка Маркела называет склонных к пьянству местных жителей. — Жалко их, они ж не виноваты, молодые совсем, с головой, с руками, — я им всегда работу нахожу!
В обмен на двухразовое питание и небольшую плату «алкогольчики» трудятся в монастырюе.

Это продолжение забытой традиции: до революции в Обществе трезвости при монастыре состояло более ста тридцати мужчин.

В 2005 г. также построена надкладезная часовня.


В 14 км от монастыря находится подсобное хозяйство. Проезд: От Острова на запад по северному берегу Великой, после Рубилово по указателю на Тишино, через мост, после деревни и леса — направо по грунтовке (церковь будет видна).

В Кужве, подворье монастыря, восстановлен храм Архангела Михаила. Церковь расположена в красивейшем месте, на слиянии двух рек: Великой и Кухвы. Погост был известен в уезде под названием Михайловского. Такое общее название происходит от церкви во имя Архистратига Михаила и прочих сил небесных. Новый каменный храм построен приблизительно в 15 веке.

В 1790 году, как отмечено в клировой ведомости храма за 1803 год, с правой стороны придел во имя Одигитрии Божией Матери . С разрешения Епархиального Начальства, в 1908-1909 гг. придельный храм весь перестроен, расширен, удлинен, возвышен, а из главного храма вынута часть южной стены и устроена, вместо нее, кирпичная арка. В конце 1909 г. все строительные работы были покончены и поставлен новый иконостас на средства, в 1910 году храм освящен. Первая литургия в восстановленном храме прошла в 2009 г.

В храме находится древняя икона Св.Чудотворца Николая.

Два старинных колокола вылиты старанием помещиков Сумороцких во время правления Бориса Годунова.

Недалеко от храма находятся два источника. На Михайловском погосте организован Православный лагерь, в котором могут отдохнуть и потрудиться дети из малообеспеченных семей г. Острова.

Информационные листки Симанского Сапсо-Казанского женского монастыря № 5, 6, 7.

Остров. Симанский Спасо-Казанский монастырь.

Другие здания и постройки монастыря
5. Святые ворота
6. Сестринский корпус
7. Трапезная
8. Служебная постройка
9. Некрополь

Спасо-Казанский монастырь, общежительный, при селе Екатерининском, близ города Острова. Учрежден в 1907 году из женской общины, существовавшей с 1897 года. При нем школа, богадельня и гомеопатическая лечебница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Монастырь основан в конце XIX века священником Павлом Владимировичем Симанским, братом деда Патриарха Московского и Всея Руси Алексея I. П.В. Симанский пожелал основать монастырь в своем имении, для этого он отдал земли, храм и пожертвовал средства для организации женской обители в 1896 году. Спасский храм выглядел, по словам и свидетельствам современников, величественно и красиво. Здесь хранилось много ценных икон. 17 августа 1897 году в торжественной обстановке состоялось освящение нового женского монастыря. Чин освящения совершил епископ Псковский Антоний в присутствии святого праведного Иоанна Кронштадтского и будущего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I. При монастыре были организованы: богадельная, церковно-приходская школа, школа рукоделия для девочек, гомеопатическая лечебница и общество трезвости. Обитель активно занималась благотворительностью.

В начале XX века в монастыре начали строить Казанский собор с двумя приделами: во имя равноапостольного великого князя Владимира, во имя святого великомученика Павла. Однако построить храм не успели, началась Октябрьская революция. В первые годы после революции монастырь был закрыт для верующих людей. Недостроенный храм разобрали по кирпичику местные жители для своих нужд.

13 октября 2003 года была создана община прихода храма Казанской Божией Матери с целью возрождения женского монастыря. Собирать сестер и восстанавливать монастырь была направлена монахиня Маркелла (Павлова) по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. В 2005 году был построен храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадского. 14 июня 2005 года был официально зарегистрирован в городе Острове женский монастырь во главе с настоятельницей матушкой Маркеллой. Построена заново церковь Спаса нерукотворного Образа. С момента открытия монастыря, благодаря пожертвованиям, возведены монастырские стены, восстановлены Святые врата, корпуса для музея Патриарха Алексия I, две трапезные, класс пения, ризничная, художественная мастерская, восстановлен сестринский корпус и монастырский подвал.

Обитель ведёт свою официальную историю с 1897 года, однако у этой истории была предыстория. Всё началось с того, что в 1823 году в своём имении Екатерининском вблизи Острова поселился вышедший в отставку дворянин Владимир Александрович Симанский, прадед Патриарха Алексия I. К слову, само название имения выводит нас на ещё одного славного русского человека — имя своё село получило в честь матери Владимира Александровича, Екатерины Григорьевны, приходившейся родной племянницей создателю отечественного театра Фёдору Волкову.

Екатерининское относилось к приходу Покровского храма в Острове, что создавало многочисленные неудобства, так как сообщение с правым берегом Великой до постройки цепных мостов временами было сильно затруднено. В связи с этим В.А. Симанский испросил разрешение возвести в усадьбе «свою» церковь. Это разрешение было одобрено. И уже в 1845 году церковь освятили во имя Спаса Нерукотворного образа. После смерти Владимира Александровича основная часть имения со Спасским храмом досталось одному из его сыновей — Павлу, который по выхода в отставку, после службы на флоте в 1882 году поселился в Кронштадте. Здесь произошло его знакомство со святым праведным Иоанном Кронштадтским, ставшим духовником бывшего морского офицера, — оно сыграло важную роль в судьбе Павла Владимировича, ибо спустя одиннадцать лет он был рукоположен во иереи. Новоиспечённый священник обратился в Святейший Синод с просьбой разрешить ему устроить в его имении и на его средства женскую монашескую общину. Просьба была уважена, и в 1897 году епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин) освятил Казанскую монашескую общину, в 1908 году её преобразовали в монастырь.

Спасо-Казанский монастырь быстро рос и благоустраивался — в скором времени в нём появилась церковноприходская школа, богадельня, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек. В планах отца Павла Симанского было в обители возвести каменный Казанский храм, однако он скончался в конце 1907 года, не успев это сделать. Заложили новую церковь лишь накануне Первой мировой войны, устроили фундамент, начали строить стены, но. страну истощали военные нужды, средств не хватало, а потом грянула пролетарская революция, поставившая крест на проектах расширения Спасо-Казанского монастыря.

В 1920 году он был закрыт. До войны его помещения занимали пограничники; в годы Великой Отечественной войны на монастырской территории находился концлагерь; позже здания обители использовали под склады. Лишь в 1998 году Спасский храм был поставлен на охрану как памятник архитектуры регионального значения. А уже спустя пять лет здесь был организован Казанский приход.

В 2004 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил возрождённый Спасо-Казанский монастырь. С тех пор сделано очень многое: построена деревянная церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского, восстановлены Святые ворота и Спасский храм, монастырская ограда. В обители действует Музей Патиарха Алексия I. Среди святынь — единственный уцелевший в бурных вихрях ХХ столетия монастырский образ — Казанская икона Божией Матери, чудесным образом обретённая в 2010 году. Та самая, что особо почиталась родом Симанских; та самая, в честь которой была названа монашеская община в 1897 году.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск № 190, 2016 г.

Если вы когда-нибудь были в Острове или проезжали мимо по трассе, то точно видели возвышающиеся над рекой Великой золотые купола. Это главный собор Спасо-Казанского женского монастыря. В народе его называют Симанским, поскольку основал обитель в 1897 году Владимир Симанский — прадед Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I. Сначала, в 1838 году, он построил в своём имении церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, а в 1896 году его сын, брат деда Алексия I Павел Владимирович Симанский, пожертвовал земли и храм, а также дал начальный капитал для устройства женской общины во имя Казанской иконы Божией Матери.

17 августа 1897 г. состоялось торжественное освящение нового монастыря епископом Псковским Антонием. В торжестве участвовали святой праведный Иоанн Кронштадтский, духовным чадом которого был отец Павел, и будущий Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I.

За время существования монастыря, при нем были организованы церковно-приходская школа, богадельная, гомеопатическая лечебница, школа рукоделия для девочек, а также общество трезвости, в котором к 1902 году состояло 130 человек. Обитель активно занималась благотворительностью.

В начале XX века в монастыре началось строительство Казанского Собора с двумя пределами во имя равноапостольного Великого Князя Владимира и святого мученика Павла. Однако закончить постройку храма так и не удалось — во время большевистских гонений монастырь был закрыт. За период безбожия монастырь подвергся сильному разрушению временем и людьми.

Местные жители буквально разобрали обитель по кирпичам на собственные нужды, а в разрушенных храмах устроили свалку. 100 лет спустя, 13 октября 2003 года, по благословению Митрополита Псковского и Порховского Евсевия (Саввина) с целью возрождения женского монастыря был создан приход храма Казанской иконы Божией Матери. Руководил новосозданной общиной архимандрит Сергий (Сосновский) — благочинный города Остров и настоятель Троицкого собора. А в феврале 2004 года Владыка Евсевий благословил собирать сестер в возрождаемую обитель и поручил это монахине Маркелле (Павловой).

В 2005 году была первая служба во вновь выстроенном храме в честь Иоанна Кронштадтского. За период с 1-го апреля 2004 года по настоящее время восстановлены: храм Спаса Нерукотворного Образа, Святые врата, сестринский корпус, которому 150 лет. Построены заново: церковь святого праведного Иоанна Кронштадтского, монастырские стены, две трапезные — сестринская и для рабочих, корпуса для музея Патриарха Алексия I, художественной мастерской, класса пения, прачечной, бани, склада, ризничной. На монастырском подворье, где 30 га земли, восстановлен храм Архангела Михаила. Выстроен хоздвор, начато строительство келий, проведено электричество, пробурена скважина, сделан водопровод. На подворье монастыря ежегодно летом проводится детский православный лагерь.

Летом 2012 года по благословению Митрополита Псковского и Порховского Евсевия начата реконструкция Покровского храма в г. Остров. Восстанавливать храм поручено Матушке Маркелле, настоятельнице Спасо-Казанского Симанского женского монастыря. Рядом с храмом предполагается возвести также несколько новых зданий, которые будут приспособлены под молодежный духовно-просветительский центр. Восстанавливается разрушенная обитель благодаря пожертвованиям.

Спасо-Казанский женский монастырь

Недалеко от Пскова, расположилась женская обитель, которая носит название Спасо-Казанский женский монастырь. Община была основана в 18 веке в городе Остров. Обитель была возведена по инициативе старейшин Симанского рода, ярким представителем которого является Алексий I – Московский Митрополит и Патриарх Всея Руси.

Священнослужитель Павел Симанский, двоюродный дедушка Алексия I завещал свои сбережения и земли для строительства обители в семейном поместье. Наследники выполнили его волю и за один год возвели в поместье обитель, которую освятили в 1987 году. При освящении присутствовали значимые церковнослужители того времени. Спасо-Казанский монастырь Пскова являлся одним из самых почитаемых монастырей на псковской земле.

По описаниям прихожан того времени монастырский собор имел величественный вид и значительно отличался от всех деревянных построек того времени. Убранство храма поражало своей красотой. Ценные иконы, в том числе и уникальный лик Казанской Богоматери, являлись гордостью храма и были собраны из дальних уголков России. Ещё одной уникальной иконой в храме был лик Лавра и Флора, она обладала целебной силой и избавила от тяжёлого недуга дочь Владимира Симанского.

За время работы монастыря при нем были открыты — воскресная школа, богадельня, центр гомеопатической медицины, общество трезвости, школа прикладного искусства.
Жительницы монастыря во все времена принимали активное участие в помощи нуждающимся, на средства благотворительного фонда при обители оказывалась помощь нуждающимся.

В 20 веке здесь приступили к возведению Казанского храма, однако в связи с гонениями советской власти, собор так и не удалось достроить. Более того, во времена большевистской власти обитель была полностью разграблена жителями близлежащих селений. В те времена смуты и безбожия люди даже не задумывались о том, что они грабят святыню, вследствие этих событий святыня превратилась в настоящие руины, которые напоминали людям о том, что когда то здесь была обитель для страждущих и нуждающихся.

И только в 2003 году, спустя целое столетие, по инициативе епископа Евсевия свершилось возрождение обители. В первую очередь начал работать приход в церкви Казанской Богоматери. Огромный вклад в возрождении монастыря внесла специально приглашённая монахиня Маркелла. Именно она собрала под крышей монастыря сестёр, которые стали постепенно возрождать монастырскую обитель. Матушка имела огромный опыт в организации восстановления монастырей и призывалась в самые сложные и запущенные монастыри, для их скорейшего возрождения.

В 2004 году под руководством Матушки Маркеллы начались восстановительные работы. Для помощи сёстрам были привлечены военнослужащие города Остров. За несколько месяцев была проделана глобальная работа по очистке двора монастыря от мусора и разрушенных построек. Огромная сила воли и несгибаемый характер Матушки позволили прийти к намеченной цели в короткие сроки, и уже осенью 2004 г. на территории обители началось возведение храма Иоанна Кронштадского.

Через год на территории обители был построен ещё один храм, в котором проходят служения. В 2005 г. монастырь получил официальную регистрацию. С самого момента возрождения монастыря, стала работать богадельня. Здесь монахини готовят еду и ежедневно кормят бедных и нуждающихся прихожан.

Летом 2007 года в обители было произведёно освящение плиты в месте возрождаемого собора Спаса-Нерукотворного Образа. А осенью 2010 г. здесь провели первую службу во имя лика Казанской Богоматери.

Сегодня в общине возрождены Главные Ворота, возведены кельи и трапезные. Для прихожан работают школа пения, художественная школа, ризничная мастерская. Для монахинь восстановлен монашеский корпус, хозяйственные постройки, отреставрирован подвал и проведены все коммуникации.

Восстановление монастыря продолжается. Средства на работы поступают от прихожан в виде пожертвований. Многие паломники помогают в восстановлении храма, за них неустанно молятся сестры и Матушка-наставница.

Ссылка на основную публикацию