Спасо каменный монастырь вологда

СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Каменный монастырь. Фото Алексея Южакова

Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии

  • Адрес: Россия, Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный
  • Тел.: 8-921-143-16-32
  • Официальный сайт: http://spaskamen.com/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

    Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.

    Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека, который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской, заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Каменский, Евфимий Сянжемский — в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский, Христа ради юродивый.

    Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие». Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке.

    Пожар 1476 года. Возрождение обители

    В сентябре 1476 года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.

    Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В 1481 году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.

    В 1528 году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.

    Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин). Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам, скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.

    Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение — деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья.

    От расцвета к упадку: XVII — XVIII вв.

    Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.

    По описи 1670 года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

    В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.

    Пожар и упразднение монастыря в 1774 году

    В 1774 году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.

    Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь, который с 1775 года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.

    Восстановление монастыря

    Вид Спасо-Каменного монастыря с южной стороны. Литография 1886 года

    17 июня 1870 года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.

    В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

    В 1892 году по ходатайству настоятеля монастыря и по прошению жителей окрестных сел и деревень было получено разрешение Синода перевезти мощи преподобного Иоасафа в обитель, а также вернуть прежнее имя — Спасо-Каменный монастырь.

    Закрытие монастыря

    25 июня 1925 года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера. Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было. Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.

    Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов), пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.

    Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря, 1926 год

    27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».

    Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.

    В конце 1930-х годов был взорван Спасо-Преображенский собор. Успенскую колокольню не тронули, ее использовали в качестве маяка.

    С 1945 по 1960 год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.

    Около 1970-го года рыбаки, ночевавшие на острове, сожгли единственное жилое здание — монастырскую гостиницу. После пожара остров остался без охраны. Здесь находили спасение попавшие в шторм путешественники и рыбаки. Останавливались туристы. Со временем Спасо-Преображенский собор и трапезная превратились в руины, заросшие травой и кустарником, а обветшавшая колокольня была близка к обрушению.

    При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.

    Начало возрождения

    Успенская церковь-колокольня Спасо-Каменного монастыря, январь 2011

    С 1983 года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.

    Летом 1991 года началось областное финансирование восстановительных работ. К 1994 году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом 1995 года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.

    В 1998 году на острове поставили часовню во имя всех Вологодских святых. В строительстве часовни принимали участие радиолюбители из разных городов России, вологодские реставраторы. По древней русской традиции строили «об един день» — с рассветом начали, а к закату солнца закончили, устроили сруб, кровлю, водрузили на ней деревянный крест и освятили. Таинство освящения совершил протоиерей из Вологды Василий Павлов.

    В марте 2002 года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.

    В 2006 году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии. В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

    В 2007 и 2008 году противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы велись на средства федерального бюджета по программе реставрации памятников, находящихся в пользовании Русской Православной Церкви.

    В 2009 году завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, 23 декабря в ней прошел первый молебен.

    В 2010 году начато воссоздание трапезной палаты, примыкающей к колокольне.

    17 августа 2010 года архиепископ Максимилиан (Лазаренко) совершил освящение восстановленной церкви Успения Божией Матери. С этого момента там регулярно стали проводиться богослужения. На острове продолжались работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова.

    6 октября 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

    Настоятели

    • свт. Дионисий Грек (ок. 1389 — 1418)
    • Евфимий (упомин. 1447)
    • прп. Кассиан Каменский (+ ок. 1463)
    • Александр (7 июня 1651 — 1655)
      • 1775 — 1892 — монастырь был упразднен, название Спасо-Каменного было присвоено Вологодскому Свято-Духову монастырю
    • Анатолий (Петухов) (упом. 1925)

    Спасо-Каменный монастырь

    Cпас-Каменный – это первый каменный монастырь на русском Севере. Он расположен практически в центре Кубенского озера на небольшом островке размером 120 на 70 метров. Чтобы предохранить берега острова от постепенного разрушения, монахи со всех сторон обложили его грудами дикого камня, укрепили деревянным срубом и сваями. По геологическому устройству остров состоит из каменистого щебневатого камня, почему издревле и называется «каменным», а монастырь – по имени главного храма во имя Преображения Спасителя именуется Спасо-Каменным, или Спас на Каменном. Ледяные горы, окружающие его весной, образуют неприступную крепость. В это время недели на две прекращается всякая связь с сушей.

    Существует предание об основании монастыря на Каменном острове в Кубенском озере. В 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову. На острове жили двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Князь приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи. С того времени монастырь Спасо-Каменный находился под покровительством белозерских князей, расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение. Через два столетия молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного. Бывал на острове и Петр Великий, не раз проплывавший Кубенским озером.

    В средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали «передового старообрядца» Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

    Вся история острова и возникшего на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Добраться до Спас-Каменного нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова.

    Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий устав Спас-Каменного монастыря – женщинам путь на остров был закрыт. Даже бани были вынесены за его пределы на песчаные отмели. Но за «отрешенность» нужно было платить – неустанным трудом. В монастыре существовала уникальная система отопления, когда печной дым циркулировал внутри всех стен, согревая все здание. Сохранилось немало рассказов о сюрпризах, которые постоянно преподносила жителям Спас-Каменного природа. Среди них есть почти сказочные. Сообщается, что однажды льды вытеснили из воды и забросили на крышу келий огромный камень весом более пятисот пудов.

    Монахи не только успешно боролись со стихией, но и помогали мирянам. В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция. Сначала из-за недостатка средств при действующем монастыре был учрежден всего лишь предохранительный пост. На острове было установлено два маяка. Один – на крыше домика спасательной станции, другой – на крыше двухэтажного корпуса братско-настоятельских келий. Этот маяк был разрушен в 1915 году вынесенными с озера огромными льдинами, проломившими крышу. На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.

    Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. Разрушение монастыря закончили люди. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

    В 1991 году объект был включен в план реставрации. Финансирование осуществлялось в рамках российской программы «Наследие». Руководство производственными работами взял на себя вологжанин Александр Плигин, инженер по образованию. Разрушенный монастырь начал возрождаться и восстанавливаться, во многом благодаря А.Н. Плигину, его семье и всем их добровольным помощникам. В 1994 году финансирование реставрационных работ прекратилось. Рабочие уехали с острова, а Александр Плигин поселился на Спас-Каменном, чтобы сберечь хотя бы то, что было уже сделано.

    С середины 1999 года областная администрация вновь включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. На южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили во имя всех вологодских святых. В июле 2000 года на остров прибыла экспедиция московских реставраторов во главе с С.С. Подъяпольским. Они произвели натурные исследования и обмеры руин Преображенского храма, что стало первым шагом для составления проектно-сметной документации.

    Зимой 2004 года Александр умер. Его супруга, Надежда Плигина, решила продолжить дело мужа. Она осталась на острове и возглавила некоммерческое партнерство «Спас-Камень», целью которого является сохранение и восстановление памятника. Труд семейства Плигиных стал примером для многих энтузиастов, которых объединяет стремление сохранить Спас-Каменный. Активную помощь в реставрации оказывают жители села Устье. Поддержку также оказывает и Фонд гражданских инициатив, благодаря которому на остров приезжают многие желающие внести лепту в строительство монастыря.

    В 2006 году в соответствии с федеральной программой «Культура России 2006-2011 годы» из федерального бюджета стали выделяться денежные средства на ремонтно-реставрационные работы по восстановлению комплекса под названием «Теплая трапезная церковь-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы с братско-настоятельским корпусом». Реставрационные работы велись некоммерческим партнерством «Спас-камень».

    К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, восстановление колокольни было закончено. Во втором ярусе устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление трапезной части комплекса. Восстановлена и освящена трапезная церковь в честь Успения Божией Матери. Ведутся работы по воссозданию братского корпуса.

    В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на острове было учреждено Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», а храмы переданы в пользование подворью. На острове ведутся богослужения, приезжают паломники. Постепенно возрождается духовная жизнь.

    С использованием материалов статьи: Котин М. На необитаемом острове // Независимая газета. — 2002. — №3 (2557). — 16 января.

    Спасо-Каменный монастырь

    Историческая справка

    Спасо-Каменный монастырь на острове Каменном в Кубенском озере — древнейшая православная обитель на всем Русском и Европейском Севере.

    Спасо-Каменный монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен на острове Каменный в Кубенском озере на территории Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области. Кубенское озеро находится в 30 километрах к северо-западу от города Вологды, является одним из крупнейших водохранилищ Вологодчины. Площадь озера составляет 648 км2, протяженность озера около 60 километров, максимальная ширина — 12 километров. Остров Каменный расположен у восточного берега, недалеко от впадения реки Кубены. Река Кубена занимает второе место после реки Сухоны по своей протяженности по территории области.

    Кто и когда основал Спасо Каменный монастырь точно не известно. В исторических источниках датой основания обители значится 1260 год. Существует монастырская легенда о возникновении обители, записанная в конце 15 века старцем Паисием Ярославовым, бывшим игуменом Троице-Сергиевой лавры, постриженником Спасо Каменного монастыря. Из книг, сохранившихся после пожара, он собрал материалы для своего известного Сказания о Спасо Каменном монастыре на озере Кубенском. Согласно Сказанию Белозерский князь Глеб Василькович, следуя в свою вотчину в Белое озеро и далее к Великому Устюгу на судне по реке Порозовице через Кубенское озеро, внезапно был застигнут сильной бурей. Князь молился Богу о спасении и обещал на месте спасения поставить церковь во имя того святого, в какой день его принесет к берегу и создать монастырь. 6 августа судно князя принесло к Каменному острову. На острове князя встретили 23 инока пустынножителя. Князь исполнил данный им обет и повелел поставить на острове Спасо-Преображенскую деревянную церковь украсить ее иконами и книгами, дал милостыню на строение монастыря. Так был основан древний Спасо Каменный монастырь.

    Путь с Волги через Кубенское озеро на Северную Двину, по словам археологов, был известен со времен неолита, с тех же времен существовал и Каменный остров. Исследователи утверждают, что первые христиане на острове появились в начале 11 века. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, на острове случайно наткнулся на язычников, молившихся здесь у «священного камня», над которым был сделан деревянный навес. Пока озеро не стихло, князь беседовал с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, новгородский воевода вновь высадился на знакомом острове, нашел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. Почитание креста на острове продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто во время дальних странствий спасался на острове от бури и шторма. Впоследствии Спасо Каменный монастырь стал крупным миссионерским центром во всей округе.

    До 14 столетия монастыри строились в основном в городах или вблизи них. Островной монастырь в Кубенском озере имел очень важное стратегическое значение, открывая водный путь Древнерусского государства на Восток, на Урал и в Сибирь. Все знаменитые островные северные монастыри имеют одинаковое наименование — Спасо Преображенские. Исторические известия о первых веках жизни Спасо Каменного монастыря, в связи с его оторванностью от крупных центров, не дошли до нас. Покровителями Спасо -Каменного монастыря являются Святые Василий Блаженный и Иосааф Каменский. Самым почитаемым чудотворцем обители и всего Кубенозаозерского края стал святой преподобный князь-инок Иоасаф Каменский- благоверный князь Андрей, сын Дмитрия Заозерского.

    Судьба острова очень трагична. Спас Камень, как обычно называют остров, неоднократно горел и разорялся, но всякий раз возрождался. Первый сильный пожар на острове случился в сентябре 1476 года, когда в огне сгорела деревянная церковь, иконы, книги, трапезная и кельи, пострадали мощи преподобного Иоасафа Каменского, к которым с верой приходили за исцелением со всякими недугами. В 1481 году на острове был построен Спасо-Преображенский собор, он поражал всех, кто его видел, своей красотой. Он был самым первым каменным сооружением Русского Севера. Только через несколько лет будет построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтове, позже ставшая знаменитой фресками Дионисия. В период Смутного времени польско-литовские и казацкие шайки разбойников грабили и уничтожали местные селения, приходские церкви, монастыри. Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар- неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название.

    В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера.

    До 90 годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района. Ежегодно в период навигации на остров организуются экскурсионные и паломнические поездки.

    В настоящее время памятник восстанавливается: построена обыденная часовня во имя всех Вологодских святых, отремонтирована гостиница, отреставрирована Успенская церковь и колокольня, построен дом для священнослужителей, создан небольшой музей Спасо-Каменного монастыря, построена спасательная станция, к зданию гостиницы проведен водопровод , установлен ветрогенератор. В 2013 году введена в эксплуатацию линия электропередач, на острове установлена электроподстанция. В настоящее время остров обеспечен постоянным электроснабжением. За счет средств, выделенных по Федеральной целевой программе «Культура России» и средств областного бюджета в 2013 году продолжалась работа по восстановлению братского корпуса. В течение 2013 года были возведены стены второго яруса корпуса до свода, установлены окна и двери.

    Все права защищены ©
    Администрация Усть-Кубинского района

    Спасо-Каменный мужской монастырь

    Спасо-Каменный монастырь основан около 1260 года, один из древнейших монастырей Русского Севера.

    Содержание

    Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.

    Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.

    В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).

    В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах — первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

    После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

    В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

    Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.

    В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

    Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

    В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

    До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

    Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

    Современное состояние

    C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.

    В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

    На острове продолжаются работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова. Планируется воссоздание главного объекта монастыря – Спасо-Преображенского собора.

    • свт. Дионисий Грек
    • прп. Дионисий Глушицкий
    • прп. Александр Куштский
    • прп. Иоасаф Каменский
    • прп. Кассиан Каменский
    • прп. Евфимий Сянжемский
    • прп. Василий Каменский
    • прп. Пахомий Каменский
    • прп. Адриан Монзенский

    Как добраться

    Проезд: Добраться до Спас-Каменного острова нелегко в любое время года. Небольшой кусок святой земли отрезан от остального мира. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова. Особенно если случаются сильные туманы.

    Остров можно посетить, совершив круиз выходного дня на теплоходе от Вологды по маршруту: Вологда – остров Спас-Каменный – Устье Кубенское – Устье Вологодское – Вологда.

    Адрес: Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный

    Спас каменный — остров отшельников

    Эта маленькая монашеская обитель – древнейшая на всем Европейском Севере. Она расположена на клочке суши длиной всего 120 метров. Здесь подвизались святые, жили предстоятели Русской Церкви и бывали государи.

    Это был первый каменный храм «во всей стране Вологодской». Кирпич для строительства возили за сотни верст из Твери и Старицы

    Широкая, почти бескрайняя водная гладь и постоянный шум волн, разбивающихся о камни. С незапамятных времен крошечный остров на Кубенском озере стал местом уединения и молитвы. В 1260 году, когда здесь нашел спасение от бури Белозерский князь Глеб Василькович, он встретил на берегу монахов-отшельников. В благодарность Богу князь повелел выстроить для них деревянный храм в честь Преображения Господня и кельи – так возник Спасо-Каменный монастырь, на многие века ставший одним из главных духовных центров на Руси.

    Вид на монастырь до революции

    Во времена великого князя Московского Дмитрия Донского игуменом обители стал пришелец из Царьграда (Константинополя) Дионисий Грек, постриженик горы Афонской. Он ввел здесь строгий афонский устав, а позднее стал епископом Ростовским. В его настоятельство на Спасе Каменном приняли постриг и некоторое время подвизались будущие основатели обителей Северной Фиваиды – преподобные Дионисий Глушицкий (прославившийся и как иконописец), Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий и Евфимий Сянжемский.

    Кельи на волнах

    В разгар борьбы за великокняжеский престол на Спасе Каменном побывал Великий князь Василий Темный с семьей. По преданию, именно здесь он получил духовную поддержку и впоследствии одарил обитель землями. Его сын, вологодский князь Андрей Васильевич Меньшой, в 1481 году построил на острове каменный двухэтажный пятиглавый собор в честь Преображения Господня – это был первый каменный храм «во всей стране Вологодской». Кирпич для строительства возили за сотни верст из Твери и Старицы. Жаловали монастырь и преемники Василия Темного Василий III и Иван Грозный – при них возвели каменный Успенский храм-колокольню, каменную трапезную и каменный храм Иоанна Предтечи.

    Эта маленькая монашеская обитель – древнейшая на всем Европейском Севере

    В XVI веке братии стало так много, что деревянные кельи решили строить на сваях прямо в озере, вокруг острова. Паломнику еще с берега открывался сказочный вид на монастырь – он парил над волнами, словно огромный корабль с деревянными бортами из сплошного ряда бревенчатых изб, а вместо парусов – три белоснежных храма.

    Главным небесным покровителем монастыря считают преподобного Иоасафа Каменского. Он был сыном удельного князя Заозерского Дмитрия Васильевича Меньшого, потомка князей Ярославских. Политической борьбе и междоусобным распрям он с юности предпочел монашеский путь в Спасо-Каменном монастыре. По преданию, постригал его игумен Кассиан, позднее причисленный к лику местночтимых святых. На острове Иоасаф прожил всего пять лет, успев заслужить любовь всей братии, и скончался совсем молодым, «преуспев в труде иноческом». Это было в сентябре 1453 года, день памяти святого – 23 сентября по новому стилю. Его мощи оставались нетленными, прославились многими чудесами и стали главной святыней монастыря. Позднее они пострадали от страшного пожара. В советские годы, когда монастырь закрыли, мощи спасли прихожане, и сейчас они находятся в Рождество-Богородицком кафедральном соборе Вологды. Церковью прославлены и родители преподобного – святой благоверный князь Димитрий Заозерский и святая благоверная княгиня Мария Заозерская.

    В 1876 году на Спасе Каменном открыли первую и единственную в губернии спасательную станцию. В наши дни жизнь местным рыбакам не раз спасали хранитель острова Александр Плигин и его сыновья Иван и Алексей.

    На святой земле Спаса-Каменного под спудом находятся мощи местночтимых святых Петра чудотворца и Василия юродивого (Блаженного) Спасокаменского. Здесь похоронены и два предстоятеля Русской Православной Церкви, жившие в обители на покое в конце XV – начале XVI веков – митрополит Зосима и митрополит Варлаам.

    Наивысшего расцвета монастырь достиг в XVII веке. На острове жили тогда около сотни человек, из них только треть монашествующих, а остальные – слуги и рабочие. Обители принадлежало около ста сел и деревень в окрестностях, два подворья в Вологде и соляные варницы в Тотьме.

    В 1812 году на острове спасались от наполеоновского
    нашествия монахи нескольких московских монастырей

    Спас-Каменный, как и другие северные монастыри, нес и особую «службу» – был местом заточения опальных церковных деятелей. На острове был в ссылке один из лидеров старообрядцев Иван Неронов, вице-президет Синода Георгий Дашков. Позднее, уже в екатерининские времена, на остров стали привозить простых узников-колодников. Один из них стал виновником страшного пожара 1774 года, после которого монастырь был упразднен и находился в запустении несколько десятилетий.

    Обитель возродили в начале следующего столетия, но под другим названием – как Белавинскую Спасопреображенскую пустынь. Монастырь назывался так почти сто лет. В 1812 году на острове спасались от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей.

    После революции монастырь закрыли и хотели разместить на острове колонию для малолетних преступников, да помешал пожар. В 30-х взорвали Спасо-Преображенский собор. От взрыва обрушились своды, но нижняя часть сохранилась – настолько прочной была кладка. После войны на острове недолго действовал пункт по переработке рыбы, а к 60-м годам здесь остались лишь руины – уцелел не только Успенский храм под колокольней. Еще немного, и она бы рухнула…

    Александр Николаевич и Надежда Александровна Плигины

    На рубеже 80–90-х Божий Промысел свел двух замечательных людей, московского архитектора и уроженца этих мест Александра Асафова и директора вологодского завода, инженера и мастера на все руки Александра Плигина. Вместе они взялись за возрождение Спаса, получив благословение архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. Но вскоре начались испытания – в 1993 году умер Асафов, кончилось государственное финансирование, ушли рабочие. Но Александр Плигин неожиданно для всех остался на острове – поставил перед разрушенным алтарем обетный крест и продолжил реставрационные работы один, на свои средства, опираясь на семью и друзей, которых с каждым годом у острова становилось все больше. Должность директора завода и карьеру предпринимателя пришлось оставить. Все доходы от небольшой собственной фирмы теперь шли на Спас, а жена и трое детей стали главными помощниками.

    Вид на монастырь с высоты птичьего полета

    К началу 2000-х удалось восстановить гостиницу, создать музей монастыря и начать серьезную реставрацию колокольни. До полного ее восстановления Александр Николаевич не дожил – в 57 лет сердце полностью выработало свой ресурс… По благословению владыки Максимилиана хранителя острова похоронили на Спасе рядом с часовней во имя Всех вологодских святых.

    На «ветровой тяге»

    Сейчас дело Александра Плигина продолжают его вдова, Надежда Александровна, и дети. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». К 750-летию монастыря, которое торжественно отмечалось в 2010 году, под восстановленной колокольней освятили Успенский храм – сейчас здесь регулярно проходят богослужения.

    Сбылась еще одна давняя мечта Александра Николаевича – с помощью благотворителей на острове установили ветрогенератор. На старом месте, как до революции, воссоздается здание спасательной станции. Недавно появилось новое судно для перевозки паломников и, заработал свой сайт. Полным ходом идут реставрационные работы, и как розовые лучи восхода над озером, засияла мечта о возрождении самого древнего храма – Преображения.

    В блокнот паломнику:

    Справки и заказ теплохода или лодки по тел. 8 (8172) 72-31-04

    Необходимо предупредить о своем приезде не менее чем за сутки по тел. 8 (8172) 72-31-04

    Информацию о расписании богослужений можно уточнить по тел. 8 (921) 683-55-08 (Плигина Надежда Александровна – староста подворья).

    Сайт архиерейского подворья: www.spaskamen.com

    Автор: Администратор

  • Фото: Администратор

—>

Спасо-Каменный монастырь в Вологде

Обитель является небольшим действующим комплексом, расположена на маленьком островке Кубенского озера, что в Вологодской области. Культурное и духовное значение этого монастыря велико для Отечества, несмотря на его крохотные размеры. Люди, единожды посетившие святое Каменный остров, стремя навестить это священное место вторично: одни вдохновляются здешней тишиной и безграничным спокойствием, другие — ощущают здесь потребность в самоанализе и приобщаются к праведному образу бытия.

История обители

Существует летопись, созданная в XV столетии монахом Паисием Ярославовым, иноком этой обители. Книга считается единственным достоверным документом, где говориться о дате создания Спасского монастырского комплекса. Инок повествует о прибытии князя Глеба Васильковича в воды Кубенского озера, где его настиг сильнейший ураган. Во время этого великого потрясения правитель дал обет воздвигнуть обитель там, где ему и его помощникам удастся обрести спасение.

Княжеское судно осталось целым, его прибило к берегу Каменного острова. Здесь Глеб встретил более двадцати иноков, живших в землянках, у них была только одна часовня, где они совершали молитвы.

  • Чудесное происшествие состоялось в день торжества Преображения Господня. Князь Глеб дал указание о воздвижении здесь братских келий и деревянного храма в честь этого праздника. Датой основания Спасской Каменной обители, по данным летописи, считается шестое августа 1260 г.
  • Монастырский комплекс существовал на средства белозерских князей (Глеба и его сыновей). История обители малоизвестна, так как здешний архив подвергался неоднократным пожарам. Исследователи реконструировали её из неполных отрывков и частичных сведений.
  • С именем Ростовского епископа Дионисия Грека связан период расцвета Спасской обители. Святитель ввел среди братии строгий устав, разработанный на Горе Афон, сформировал духовные традиции, которые придали монастырю великий авторитет на долгие времена. Преподобный Дионисий считался справедливым настоятелем, он сумел сделать из обители истинную христианскую школу, выходцы из которой стали вскоре основателями новых обителей на берегах озера. В монастыре служили многие прославленные иноки: Д. Глушицкий, А. Куштский, братья Каменские, Е. Сянжемский.
  • В 1447 г. московский князь В. Темный навещал монастырский комплекс и присутствовал на богослужениях уже после того, как потерял престол и был ослеплен своим противником. Его благословил преподобный отец Евфимий и посоветовал вернуться в борьбу за престол. В. Темный сделал богатые пожертвования, подарил земельные угодья и приход Николая Угодника.

Интересно! Каменный остров настолько мал, что мог бы уместиться на стандартном футбольном поле. Свое название он получил из-за жесткой почвы и разбросанных по всей территории валунов, которые образовались после соприкосновения с ледником. Под водным покровом острова находятся каменистые гряды. Во время летнего спада уровня воды можно видеть рукотворную насыпь, соединяющую этот остров с соседним.

Упадок и возрождение

Во второй половине XV столетия на обитель обрушился шторм, а также пожар, уничтоживший все деревянные постройки на территории. Многие иноки погибли в волнующихся водах озерах, спасаясь от грандиозного пламени. Восстановление началось через несколько лет после катастрофы.

  • Первый каменный собор воздвигли в 1481 г., его освятили в честь праздника Преображения Господня. Строение украсили белым камнем, привезенным из карьеров Тверской губернии. Кирпичи для храма изготавливали вручную, работами занимались зодчие из Ростова.
  • В 1528 г. Спасскую обитель навестил князь Василий III и его супругой. Здесь супружеская чета молилась о рождении здорового отпрыска. Правитель выделил инокам финансовое пожертвование на сооружение теплой церкви. Храм построили уже после кончины князя, освятили Божий дом в честь Успения Богородицы. Помимо церквей на территории монастырского комплекса находилось шесть небольших зданий из камня. Вдоль островного берега было сооружено деревянное укрепление с кельями над ним. Это предохраняло от разрушения льдинами и половодьями.
  • Василий III отправлял в Спасскую обитель людей, ведших опальную деятельность против духовной жизни в Отечестве. В XVI столетии здесь отбывали заключение епископ Варсонофий и митрополит Варлаам.
  • Крайняя точка расцвета монастыря пришлась на период с 1650 по 1700 год. В обители жило 94 человека, меньше трети из них — иноки, остальные — рабочие. Община владела десятью селами и почти сотней деревень, двумя подворьями и двумя соляными варницами. Проживающий в обители люд имел особые торговые льготы.
  • На острове находилось три каменных церкви. Интерьер главного (Преображенского) собора отличался пышностью и множественностью чудотворных образов, украшенных золотом и драгоценностями. Колокольня славилась десятью колоколами, в церковной ризнице хранились декорированные бархатом и серебром древние Евангелия, богатые облачения, библиотечных архив насчитывал более 350 древних экземпляров.

Значительную роль в становлении монастыря сыграл преподобный Дионисий Грек. В летописи о первых годах обители сказано, что святитель принял постриг на горе Афон в Греции. Его назначили настоятелем комплекса в середине весны 1389 г., по просьбе самих монахов и согласия князя Д. Донского. Дионисий распорядился установить среди братии общежительный устав, бравший пример с традиций Святого Афона. Он снабдил иноков книгами и иконами, часть которых привезли из Константинополя. В 1418 г. преподобный получил сан епископа, от которого он изначально отказывался.

Другие православные храмы в Вологде:

Спустя девять лет Дионисий принял смерть, его тело погребли в Успенском храме Ростова.

Закрытие комплекса

Летом 1870 г. обитель князь Алексей, когда совершал путешествие из Северной столицы в Архангельск. Пробыв здесь недолго, он сделал щедрое пожертвование на благоустройство. Через 15 лет на Каменном острове с позволения епархии разрешили учредить спасательную станцию. Здесь установили маяк, отличавшийся большой мощностью. Его свет замечали за 20 верст, а в плохую погоду ориентиром для моряков и путешественников служил звон особого колокола. Команда спасателей вместе с несколькими монахами рисковала своими жизнями, когда люди попадали в опасное положение на воде. Руководство в этом деле взял на себя архимандрит Павел.

    В 1892 г. жители близлежащих поселков и настоятель обители ходатайствовали перед Синодом о перенесении чудотворных мощей святителя Иоасафа на территорию комплекса.

Возрождение в настоящем

С 1983 г. под руководством зодчего А. Асафова началась деятельность по реконструкции монастырского комплекса. Благодаря усилиям заинтересованных лиц, этот памятник отечественной истории и культуры включили в специальную программу под названием «Наследие». Только в 1991 г. план восстановления нашел финансовую поддержку, но уже через три года она прекратилась. Мастера успели частично отремонтировать монастырскую гостиницу. В 1995 г. перед алтарной частью центрального собора установили обетный крест.

  • В 1998 г. на территории воздвигли небольшую часовню, освященную во славу вологодских святителей. В работах приняли участие паломники с разных уголков Отечества, а также местные реставраторы. Здание воздвигли за один день: сделали сруб, а после кровлю, на которую поставили православный крест. Таинство крещения совершил вологодский протоиерей Василий.
  • В 2002 г. организация по охране древних памятников архитектуры передала Успенский храм некоммерческому партнерству, которое взяло на себя обязанности по реконструкции строения. В 2006 г. Спасская обитель перешла во владение Вологодской епархии, вскоре здесь организовали архиерейское подворье. В период с 2007 по 2008 гг. на территории велась ремонтно-восстановительная деятельность, работы финансировались организацией, занимающейся реконструкцией древних памятников зодчества и истории.
  • В 2010 г. рабочие начали реконструкцию трапезного помещения, пристроенного к колокольне. В конце лета преподобный архиепископ Максимилиан провел ритуал освящения реконструированной церкви Успения Богородицы. Отныне здесь регулярно совершаются божественные службы. Работы по облагораживанию территории и сохранению уникальной экосистемы не останавливались.

В середине осени 2017 г. Синод постановил вновь открыть для паломников Спасо-Каменную обитель.

Информация для паломников

Обитель практически безлюдна, так как братский корпус стоит разрушенный, постоянный насельник только один.

Паломники чаще приезжают в летний период, на остров добираются по отмели или на лодке, зимой — по ледяному покрову озера. Поселок Устье, рядом с которым находится комплекс, располагается в 80 км от Вологды. Отсюда люди и переправляются на Каменный остров.

Верующие посещают Спасский монастырь, предварительно объединившись в небольшие группы, ориентируясь на вместимость судна. Время нахождения паломников ограничено несколькими часами, потому что территория кардинально мала.

Туристы и паломники имеют возможность посетить строения комплекса, совершить прогулку на катере вокруг острова, а также приобрести различные книги и сувениры, заказать требы.

Спасо-Каменный монастырь Вологды

На крохотном Каменном острове посреди Кубенского озера некогда возвышался один из старейших монастырей Вологодчины. Сейчас от него остался лишь небольшой храм-колокольня, печально возвышающийся среди руин. Но вид напоминающей маяк башни среди идеально ровной озерной глади по-прежнему зовет в дорогу паломников и любителей старины. И это при том, что добраться до острова нелегко. Летом и осенью на озере сильное волнение, а зимой встает лед — не самый крепкий.

Немного истории

Согласно преданию, Спасо-Каменная обитель была основана 19 августа 1260 г. В тот день белозерский князь Глеб Василькович попал в лютую бурю и, молясь о спасении, пообещал основать монастырь на том месте, где суда пристанут к суше. Волны прибили корабли к Каменному острову. Как оказалось, там уже жили люди — иноки, проповедавшие христианство среди побережных жителей-язычников. Для них князь воздвиг храм в честь Преображения Господня, подарил иконы и утварь.

Обитель процветала многие века, пока в 1925 г. ее не закрыли большевики. В том же году крупный пожар уничтожил большую часть зданий, а в 1937 остатки комплекса взорвали. На несколько десятилетий остров стал пристанищем рыбаков. Ныне обитель потихоньку восстанавливается — в 2017 г. она снова получила официальный статус монастыря.

Монастырь сегодня

Когда-то на Каменном было три церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, Иоанно-Предтеченская и теплая с трапезной и колокольней — Успенская. Лишь она и уцелела. Рядом с ней в 1998 г. поставили крохотную часовню в честь всех Вологодских Святых. Остальные утерянные храмы планируется восстановить. Уже построены новый келейный корпус, домик настоятеля, гостиничный корпус с церковной лавкой и музеем.

По традиции, каждый гость Спасо-Каменной обители должен привезти с собой кирпич. Они пойдут на восстановление зданий монастыря.

Практическая информация

Адрес: Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, о. Каменный. Координаты GPS: 59.607500, 39.573300.

Как добраться: сначала нужно приехать в поселок Устье. Подойдет автобус № 5790 (723), расписание есть на оф. сайте автовокзала Вологды. В Устье нужно попасть на причал, от автостанции до него 10 минут ходьбы. У причала много объявлений с номерами водителей катеров, которые могут отвезти на Каменный. Суда вмещают от 5 до 20 человек, стоимость от 2000 до 6000 RUB. В цену входят поездка туда-обратно и ожидание. Цены на странице указаны на август 2018 г.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • церкви и соборы (182)
  • архитектура (166)
  • усадьбы (62)
  • Живопись (155)
  • зарубежные художники (79)
  • прерафаэлиты (43)
  • импрессионизм (21)
  • Тулуз-Лотрек (3)
  • Уистлер (3)
  • Живопись русские художники (130)
  • Врубель (17)
  • современные художники (13)
  • Левитан (7)
  • Рерих (7)
  • Нестеров (7)
  • Васнецов В. (7)
  • Корин (4)
  • рецепты (117)
  • торты, десерты и др. сладости (21)
  • Модерн (103)
  • живопись, графика (33)
  • Россия. Живопись модерна (23)
  • Кекушев Л. (13)
  • модерн (13)
  • скульптура (7)
  • стекло (вазы и пр.) (6)
  • разные вещицы (5)
  • Фаберже (3)
  • Москва (90)
  • Москва на старинных фото (43)
  • усадьбы и дворцы (14)
  • монастыри (89)
  • Валаам (6)
  • акварель (81)
  • Восточная живопись и гравюра (13)
  • Модерн архитектура (65)
  • Храмы деревянные (49)
  • Романовы (48)
  • Храмы Украина (45)
  • Храмы Москвы (44)
  • Храмы Подмосковья (39)
  • скульптура (39)
  • Круиз на Вятку 2013 года (38)
  • крепости и замки (36)
  • Крепости и замки Украины (6)
  • Крепости и замки России (5)
  • Деревянные дома (35)
  • Необъятные просторы России (30)
  • святые князья и княгини (29)
  • иконы (24)
  • мои картины (24)
  • Христианские святые и святыни заграницей (23)
  • люди и судьбы (22)
  • Шехтель Ф.О. (21)
  • мифы и искусство (20)
  • русский стиль (19)
  • Санкт-Петербург (15)
  • Дворцы и усадьбы (10)
  • Лиру (15)
  • Заграничные красоты (15)
  • балет (14)
  • уроки рисования (13)
  • история (13)
  • готика и псевдоготика (12)
  • Городские пейзажи. Портрет города. (11)
  • Армения (11)
  • Музеи (11)
  • мысли и думы (11)
  • старинные открытки и фотографии (11)
  • Цветы художников (10)
  • Церкви Европы (10)
  • сад-огород (10)
  • святыни (10)
  • Храмы Санкт-Петербурга (9)
  • Лечебник и полезные советы (9)
  • правители (9)
  • святые (9)
  • Храмы Беларуси (7)
  • Прокудин-Горский (старинные фото) (7)
  • драгоценности (7)
  • Круиз по Оке в мае 2014 г. (6)
  • Архитектура Украины (6)
  • ГИМ (исторический музей) (6)
  • посуда (фарфор, серебро и пр.) (6)
  • Круизы (5)
  • рукоделие и hand-make (5)
  • гравюра (5)
  • Круиз по Волхову. 2011 год. (4)
  • Пермские боги (4)
  • разные вещицы (4)
  • Рюриковичи (3)
  • немного политики (3)
  • сады и парки (3)
  • Дом Романовых (3)
  • мода (3)
  • Христианские святые (2)
  • Немного о себе (2)
  • святыни дома Романовых (2)
  • ремонт (2)
  • музыка (2)
  • Семейные хроники (1)
  • фотографии (1)
  • резьба по кости (1)
  • живопись (0)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Чудный остров. Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере

Пятница, 28 Декабря 2012 г. 15:49 + в цитатник

Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере самая древняя обитель Белозерья, появившаяся на 137 лет раньше Кирилло-Белозерского монастыря.
Монастырь основал около 1269 года Глеб Василькович князь Белозерский князь по обету, данному им во время шторма, застигшего его судно в Кубенском озере. Суда вынесло на каменистый остров, где уже обитали 23 инока. Выполняя обещание, князь поставил здесь деревянную Спасо-Преображенскую церковь, основав тем самым один из первых монастырей на севере.

Озеро Кубенское — одно из крупнейших озер Вологодской области, в его северо-восточной части находится остров Каменный, размерами всего 120 на 70 метров, на котором и возник монастырь.
До сих пор, весной, в половодье, остров окружают нагромождения льда, отрезая его от внешнего мира. Однажды льды вытеснили со дна озера огромный камень и забросили его на крышу келейного корпуса.
Узкая отмель, соединяющая остров с берегом, весной скрывается под водой.
При великом князе Димитрии Ивановиче Донском игуменом был назначен постриженник Афона Дионисий, позже епископ Ростовский. Он ввел устав афонских обителей, заложил традиции, которые сформировали престиж, авторитет и славу монастыря.
По афонскому уставу в монастырь был запрещен вход женщинам, бани вынесены за его территорию на песчаные отмели.
В 1528 году монастырь посетил великий князь Василий Иванович с супругой Еленой Глинской, он пожаловал 60 рублей, на которые впоследствии была построена теплая церковь. Через два года у них родился сын — будущий царь Иван Грозный.

Монастырь имел неплохое экономическое положение: монастыри Севера владели земельными угодьями, но лишь каждый третий владел еще и крестьянами. К таким крупным вотчинникам принадлежал Спасо-Каменный. Во время наивысшего экономического расцвета на острове проживали 93 монаха. В вотчинах насчитывалось 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, а в них 819 душ крестьян-мужчин, в Вологде два подворья, а в Тотьме две соляные варницы.

Он был обнесен рядом деревянных келий, стоявших прямо на воде на специальных сваях. Из-за них поднимались прекрасные храмы.
О престиже монастыря говорит и то, что, начиная с середины XVI века, вместо игуменского, он имеет архимандритское настоятельство. О роли, которую занимал Спасо-Каменный среди Российских монастырей, можно судить по тому, что подпись его настоятеля в документе об учреждении Московского Патриаршества в 1589 г. была двадцать четвертой, выше всех вологодских настоятелей.
24 июля 1774 г. монастырь сгорел, и обитель была переведена на государственное содержание в третий класс с игуменским настоятельством. Количество монахов не превышало 15-20 человек. Вследствие после пожара монастырь был упразднен.
26 лет он находился в запустении. В 1801 году по ходатайству и на средства местных купцов и крестьян монастырь был возобновлен. Он превратился бы в типичную провинциальную обитель с богатым прошлым.
В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция по линии Императорского Российского Общества спасения на водах.
Закрыт был Спасо-Каменный в июне 1925 года. Настоятелю, иеромонаху Анатолию и пяти монахам было приказано в ближайшее время найти другое место жительства. Жилые помещения передали для устройства колонии для малолетних преступников.
В июле детей привезли на остров. А в сентябре в монастыре возник пожар. Выгорели братско-настоятельский корпус, трапезная и колокольня. Рухнули перекрытия, обвалились своды и стены. На Преображенском соборе сгорела кровля. Из пяти глав сохранилась только одна. В итоге колонию перевели в другое место.
В 1937 г. был взорван Спасо-Преображенский собор. Стены храма разломились на крупные фрагменты: кирпич, из которого они были сложены — ручной работы, и разобрать кладку невозможно.
Потом на острове организовали пункт по приему и переработке рыбы, а в 1960-х годах отсюда вывезли несколько барж бутового камня, который служил для укрепления берегов.

В 1998 году на южной стороне острова возвели часовню во имя всех вологодских святых. На острове сохранилась Успенская церковь-колокольня, каменная монастырская гостиница и руины Спасо-Преображенского храма.

Спасо-Каменный монастырь (Вологодская область, Усть-Кубинский район, остров Каменный): история и современность

Спасо-Каменный монастырь в Вологодской области — один из древнейших в России. Его история начинается в середине XIII столетия. После революции монастырь был закрыт, а затем и вовсе разрушен. В каком состоянии находится обитель сегодня?

Основатель обители

Излагая историю Спасо-Каменного монастыря, стоит рассказать о Глебе Васильковиче — человеке, благодаря которому был когда-то построен храм на территории обители. В 1237 году в семье Ростовского князя на свет появился сын. Сам же князь спустя несколько месяцев погиб в сражении с монголо-татарами. Сын, которого нарекли Глебом, вырос в Ростове. У него был старший брат, которого он, согласно историческим документам, сопровождал в семилетнем возрасте в поездках в Орду , осуществлявшихся для важных переговоров с Батыем.

Глеб владел уделом в Белозёрово , где и поселился, когда повзрослел. А в 1257 году женился на татарской княжне. Глеб Василькович известен, во-первых, как муж внучки Батыя, во-вторых — как основатель Спасо-Каменного монастыря. В летописях говорится о том, что человек этот был крайне богобоязненным, удивительно щедрым и на редкость (для князей) кротким. Он весьма почитал монашеский чин и ревностно относился к церковному благолепию. Именно благодаря Глебу в XIII веке в Белозерском крае появились церкви.

Но не будем излагать подробно биографию основателя Спасо-Каменного монастыря, хотя она и богата подвигами и удивительными событиями. Расскажем о том, что вдохновило князя однажды заложить на Каменном острове храм.

Чудесное спасение князя

Монастырь был основан в августе 1262 года. А предшествовало его строительству следующее событие. Однажды Глеб Василькович попал в ужасную бурю. Неистово молясь, он дал обет построить монастырь там, куда его вынесут волны. Если, конечно, вынесут — в спасении, несмотря на всю безграничную веру в божественную помощь, Глеб уже сомневался. Но Бог всё-таки услышал молитвы князя. Глеб Василькович оказался на берегу небольшого острова. Здесь проживали люди, среди них были и христиане, и язычники. Имелась даже небольшая часовня. Глеб Василькович сдержал обет и построил на острове православный храм.

Каменный остров

Длина острова составляет всего 160 метров, ширина — 82 метра. Каменный остров находится в Кубинском озере. В первые годы своего существования обитель находилась под покровительством Белозерских. Уже в тринадцатом веке наступил расцвет монастыря — с лава о нем довольно быстро распространялась. Многие сподвижники принимали здесь пострижение. Во времена Дмитрия Донского Спасо-Каменная обитель стала известна и в Москве. На остров приезжали князья в надежде, что молитва на территории этого монастыря принесет им победу в очередном сражении.

Стоит сделать некоторое отступление и рассказать вкратце о местности, где расположен остров. На протяжении нескольких веков на Русском севере было немало величественных храмов. Но монастырь на Каменном острове занимал особое, почетное место. Князья вкладывали немалые средства в его развитие. Во времена Петра I транспортное значение Русского севера ослабло. Долгое время этот регион находился в некоторой консервации. Интерес к нему возродился только в двадцатом столетии, благодаря произведениям русского зодчества.

Первые разрушения

Мрачный период в истории Спасо-Каменного монастыря относится в XVIII столетию. Большая часть имущества была конфискована и направлена в государственный бюджет. А вскоре произошел пожар, уничтоживший деревянные постройки.

Ситуацию исправил Павел 1 — сын Екатерины, убитый в 1802 году. Вопреки общепринятому мнению, правление этого императора не основывалось исключительно на самодурстве и странных причудах. Да, он ввел цензуру, превратил дворцы своей матери в конюшни, а его реформы были довольно жесткими. Н о что-то хорошее всё же он для культуры России сделал. Например, приказал восстановить несколько монастырей, в том числе и тот, что находится в Усть-Кубинском районе Вологодской области .

Правда, спустя более чем сто лет в России появились очередные варвары, разрушавшие всё, что внушало им страх и опасения. Но это уже случилось значительно позже. А в девятнадцатом столетии монастырь развивался, снова приобретал религиозное значение.

Советская власть

Наступил XX век со своими треволнениями и опасным духом свободы. Монастырь тем временем приобретал все большее культурно-религиозное влияние. До революции здесь находилось около тридцати монахинь и более 150 послушниц. Они были изгнаны из стен обители в 1917 году. Приходского священника расстреляли представители новой власти.

В 1920 году монастырь закрыли. Но спустя несколько месяцев работникам городского исполкома пришла в голову мысль использовать помещение упраздненной обители в более практичных целях. Здесь разместили военкомат и земельное управление. В здании церкви открылись сельскохозяйственные курсы.

Колония для несовершеннолетних

Всего за несколько лет на территории монастыря располагался в разное время и клуб, и детское учреждение, и хлебозавод, и склады. Были мысли организовать в бывших молитвенных помещениях и колонию для малолетних преступников. Но беспризорники — народ свободолюбивый. Пробыв здесь несколько месяцев, они разбежались. Как им удалось покинуть Каменный остров, неизвестно.

В 1937 году монастырь, который несколько столетий подряд являлся крупным культурно-религиозным центром, был полностью разрушен. Его взорвали. Но не потому, что постройки напоминали о несправедливых » поповских временах » , а потому, что для строительства нового Дома культуры требовался кирпич, которого раздобыть больше было негде.

Необитаемый остров

Несколько десятилетий эти места находились в полнейшем запустении. Остров стал пристанищем для охотников и рыбаков. До наших дней из построек, существовавших еще в начале XX столетия, сохранилась лишь Успенская церковь-колокольня, построенная в 15 — 16 веке . До начала семидесятых годов здесь неизменно присутствовал сторож. Для чего нужна была эта должность и что охранял ее обладатель, сказать сложно. Но в 1971 году ее упразднили.

Возрождение

В начале девяностых годов началось постепенное восстановление монастыря. Занимались этим преимущественно энтузиасты. Серьёзной финансовой поддержки не было. К концу девяностых средства начали поступать из государственного бюджета. В 2006 году учредили на острове Спасо-Каменное Подворье, был назначен настоятель.

Активное возрождение обители началось в начале двухтысячных. Постройки тогда, конечно, представляли собой зрелище печальное. Наружные стены на протяжении почти ста лет не подвергались ремонту. Крыша провалилась. Была разрушена и колокольня, и алтарная апсида храма. После 80 лет запустения первая литургия состоялась в июле 2001 года. К зиме удалось провести электричество и отопление. На территории монастыря соорудили скамейки. Постепенно приобретались иконы.

Спасо-Каменный монастырь: описание

Те, кто регулярно проезжает по Кирилловской дороге, уверяют, что колокольню, расположенную на территории монастыря, в ясный солнечный день видно издалека. Помимо неё, в состав обители входят братско-настоятельский корпус, гостиница и трапезная. Постройки были воздвигнуты не так давно. Как утверждают местные жители, даже 15 — 20 лет назад, когда на острове еще не было электричества, эти места притягивали огромное количество паломников. И климат, который довольно суров, их не пугал.

Гостиничный комплекс представляет собой одноэтажную постройку. Это небольшое здание, как и корпус, и трапезную, находящиеся рядом, издали разглядеть нельзя. Но взору открывается удивительная картина — высокий светлый одноглавый храм, окруженный гладью воды. Если, конечно, смотреть на него летом, весной или ранней осенью. Зимой же здесь совершенно иной пейзаж. Как выглядит Спасо-Каменный монастырь в заснеженную пору , можно увидеть на фотографии, расположенной ниже.

Каменный остров часто называют просто — Спас-Камень. Есть ещё одно название — Вологодский Афон. Это именование связано с тем, что в годы правления Дмитрия Донского здесь служил игумен Дионисий Грек — человек весьма сурового нрава. Он установил в монастыре жёсткий Афонский устав.

В будние дни здесь всегда большое количество волонтеров и прочих сподвижников. В начале недели на катере приезжают строители, которые в течение пяти дней занимаются восстановлением территории. В воскресенье, согласно отзывам, остров почти пустынный. Здесь необыкновенная атмосфера. Живописный вид открывается с колокольни на озеро. Отсюда можно и рассмотреть небольшую часовенку, возведенную в конце девяностых годов.

В последние годы озеро существенно обмелело. Таких бурь, которые были в Средневековье, уже давно нет. Именно поэтому , возможно, обитатели колонии, которую здесь пытались создать представители советской власти более восьмидесяти лет назад, покинули остров так легко.

Легенды о монастыре

Прибывающие на остров в первую очередь видят табличку, которая расказывает о правилах монастыря. Здесь также изложена краткая история обители. К слову сказать, версия, приведенная выше, возможно, является легендой. Ведь существует еще одна история, посвящённая основанию монастыря.

Новгородский воевода, пересекая озеро, увидел на берегу язычников. Он долго беседовал с ними: пытался обратить в христианскую веру. Но все попытки оказались тщетными. На обратном пути воевода решил действовать более радикальными методами. Он сошел на берег и, недолго думая, разрушил языческое капище. На его месте поставил крест, где чуть позже и был построен монастырь. Язычники почему-то не вернулись и крест не уничтожили. Их словно след простыл. Первая версия, пожалуй, внушает больше доверия.

Ещё одна легенда гласит о том, что на остров когда-то прибыл Василий III с женой. У князя не было детей, оставалось лишь молиться Богу, что он и делал в одном из самых прославленных в ту пору монастырей. Не очень удачная легенда, потому как получается, что благодаря обители на свет появился один из самых жестоких русских правителей.

В январе до обители можно добраться по льду. Весной же он тает, создаются проблемы для построек, расположенных на берегу. В конце XIX века здесь произошел небывалый случай. Огромный камень весом 500 пудов был выброшен волнами на крышу кельи. Монахи с трудом сбросили его на землю. Посетители уверяют, что эта глыба и по сей день находится среди разрушенных построек. В 1915 году от непогоды пострадала и башенка маяка. Находилась она, кстати, в том самом месте, куда когда-то был заброшен валун.

Святой на Каменном острове

В истории каждого монастыря есть страницы, посвященные жизнеописаниям некоторых его монахов. В обители, расположенной на Каменном острове, когда-то служил Дионисий Глушицкий, причисленный к лику святых. Он родился недалеко от Вологды в 1363 году. Будучи отроком, поступил в Спасо-Каменный монастырь в качестве послушника, вскоре был пострижен в монахи.

Обитель тогда находилась в превосходном состоянии. А значит, по мнению Глушицкого , делать ему здесь было нечего. Спустя девять лет после пострижения он отправился в монастырь, находящийся в запустении, дабы восстановить его. Монах прожил более 70 лет, многие годы занимался восстановлением храмов. Биографию Дионисия Глушицкого нередко связывают с монастырем , в котором он начал свой духовный путь.

Спасо-Каменный монастырь

Дорога из Вологды в Кириллов стелется вдоль берега огромного Кубенского озера, то слегка удаляясь, то вновь приближаясь к нему. Здесь издревле пролегал большой, оживленный тракт, связывавший Москву с Белоозером, с Онегой и Белым морем. Правда, «седая» старина на этом пути встречается сейчас редко. Время от времени, то справа, то слева, то впереди, мелькнет белая каменная церковка или часовня какого-нибудь древнего села, покажется вдруг интересная изба с затейливой резьбой или закружится за околицей веселый хоровод топящихся по-черному бань. Кое-где вдоль дороги можно увидеть и старые, теперь уже неподвижные, застывшие в безмолвии как одинокие стражи, деревянные ветряные мельницы с причудливыми крыльями. Только здесь, на Севере воочию убеждаешься в гармоничной слитности древней русской народной архитектуры с пейзажем.

Посреди Кубенского озера на маленьком каменистом островке, когда-то, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь. Разрушенный в середине 1930-х годов, в пору нерадивого отношения местных властей к памятникам архитектуры, ныне он предстает перед глазами лишь в виде одиноко возвышающегося среди груды развалин храма-колокольни, хорошо заметного издалека, прямо с дороги.

Спасо-Каменный монастырь возник около 1260 года. Его основатель — князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества. Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он создал здесь храм и устроил монастырь.

Новый каменный Спасо-Преображенский собор был построен в 1481 году удельным князем Андреем Меньшим, братом государя Ивана III, владевшим Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси. Строили его, очевидно, ростовские зодчие, а «кирпич возили из Твери и Старицы-городка».

Собор имел форму куба с тремя алтарными апсидами, поставленного на подклет и увенчанного двумя главами со световым барабаном. Внутри четыре квадратных в плане столба поддерживали своды. Подобный тип храма сложился в архитектуре среднерусских княжеств (Московкое, Тверское, Ростовское и т.д.) в XV веке на почве древнейших владимиро-суздальских традиций. Воспроизведенный в Спасо-Каменном монастыре в интерпретации ростовских мастеров, он сыграл огромную роль в дальнейшем развитии культового зодчества Белозерья.

Декоративное убранство собора в виде узорчатых поясов, украшавших верх стен, алтарные апсиды и барабаны глав — это как раз тот самый набор орнаментальных мотивов, из которых позднее сложился традиционный местный декор, известный нам по сооружениям Спасо-Прилуцкого монастыря. В нем как бы слились московские и псковско-нозгородские мотивы убранства.

К 1543-1549 годам относится Успенская церковь-колокольня с трапезной палатой, построенная ростовскими мастерами Пахомием Горяиновым и Григорием Борисовым. Григорий Борисов, известнейший древнерусский зодчий первой половины XVI века, к этому времени уже возвел два крупнейших ансамбля — Борисоглебский монастырь под Ростовом Великим и Троицкий Макарьев монастырь под Калязином.

Успенская церковь была очень своеобразной. Она объединяла в себе два широко распространенных в XVI веке типа зданий, столпообразный храм-колокольню и трапезную палату. Это сочетание, уникальное для древнерусского зодчества того времени, определило и новую объемно-пространственную композицию сооружения. К прямоугольной, двухэтажной, сильно вытянутой по продольной оси трапезной с востока примыкал возвышающийся над ней трехъярусный столп церкви.

Самой церкви зодчие придали характер, свойственный храмам «иже под колоколы». Семигранный, переходящий вверху в восьмерик столп увенчан барабаном с главой. Нижний, глухой ярус являлся подклетным, средний с окнами в гранях служил церковью, а в третьем — с открытыми арками — висели колокола. Восьмерик звона украшает пояс из рядов поребрика, балясин и нишек, к середине XVI века составляющий уже характерный местный тип декора. В целом сооружение представляло собой результат смелого эксперимента мастеров, не побоявшихся нарушить прежние «освященные» традиции и пойти по новому, неизвестному пути.

Лишенная в 1930-х годах трапезной, а вместе с ней во многом потерявшая свою уникальность, Успенская церковь одиноко и печально стояла долгие годы в запустении. В начале 1990-х энтузиасты начали первые попытки восстановления ансамбля монастыря. В 2006 году было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.

Ссылка на основную публикацию