Спасо елизаровский монастырь псковская область

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл встретился со слушателями курсов повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия II Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил онкогематологический центр Брянской областной детской больницы

Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Брянской области А.В. Богомазом и митрополитом Брянским Александром

В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского монастыря

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

Спасо-Елеазаровский монастырь

Спасо-Елиазаровский монастырь насчитывает более 500 лет со дня основания. Ранее обитель была мужской, ныне – женская. Это святое место стоит в одном ряду с самыми значимыми для России монастырями Пскова.

Добраться до стен обители не представит труда. Она располагается всего в 27 километрах от города. Монастырский комплекс занимает живописную территорию на севере Псковской области.

История обители начинается в 1447 г., когда заложили первый камень ее основания. В наши дни Спасо-Елеазаровский монастырь представляет собой уникальный образец средневекового зодчества. Главное строение комплекса – собор Трех святителей. Он возводился ориентировочно в 74 г. 16-го столетия и был посвящен Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Василию Великому. Отсюда – такое название.

В истории Спасо-Елеазаровского монастыря имеет место множество печальных событий. Завладеть святой землей в разное время пытались и литовцы, и ливонцы, и польские захватчики. В этом судьба обители сходна с судьбами прочих монастырей Пскова.

Самым значимым потрясением для святого места стала Октябрьская Революция. Монастырь был закрыт. Главная храмовая икона, «Спас Елеазаровский», оказалась в одном из городских музеев. В стенах обители расположился санаторий для больных чахоткой. Позже его место занял детский лагерь, просуществовавший здесь до конца прошлого столетия. Триумфальное возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря к Русской Православной Церкви состоялось в 2000 г. Это событие совпало со вступлением на пост Президента Путина В.В.

Самое первое богослужение в стенах монастыря было проведено в конце мая того же года. Оно состоялось в честь основателя, преподобного Евфросина. Тогда же матерью-настоятельницей стала Елисавета. Эта необыкновенная женщина приложила огромное количество сил для возрождения и процветания вверенного ей женского монастыря. Через 10 лет обитель получила обратно «Спаса Елеазаровского». Но Елисавета так и не смогла стать свидетельницей исторического события. Не дожив до знаменательной даты 2-х месяцев, она скончалась.

Сегодня Спасо-Елеазаровский женский монастырь представляет собой значимую туристическую достопримечательность. Ежегодно количество паломников по монастырям Пскова неуклонно растет. Прихожан становится все больше, а святое место живет и благоденствует.

Спасо-Елизаровский монастырь

Фото и описание

Спасо-Елизаровский (а на старославянском – Спасо-Елеазаровский) монастырь известен не только в городе Пскове, но по всей России. В этот монастырь, расположенный посреди лесов в достаточно пустынной местности, была перенесена знаменитая Цареградская икона Богоматери, подаренная Патриархом Геннадием II из города Константинополя.

Местоположение Спасо-Елизаровского монастыря буквально освящено для благоприятной монашеской жизни. Согласно преданию, в давние времена две сестры из Иоанновского монастыря поселились в этом месте, но здешняя особенно пустынническая жизнь стала непосильным бременем для сестер. Через десять лет на это место был прислан монах Евфросин, который был родом из Снетогорского монастыря. Данное событие произошло в 1425 году.

Евфросин или Елеазар получил достаточно хорошее образование и стал богословом и книжником. В городе Константинополе Евфросин был принят Константинопольским патриархом, который дал согласие и благословение на пустынножительную обитель, основанную рядом с Толвским озером, а также подарил икону Цареградской Богоматери, что произошло накануне принятия городом Флорентийской унии.

На протяжении своей жизни Евфросин всегда хотел быть пустынножителем, но все же к нему обратилась братия с просьбой основать монастырь. Поэтому для Спасо-Елеазаровского монастыря было выбрано отдаленное место, чтобы не нарушать отшельнического образа жизни. Место для возведения монастыря было выбрано согласно сну, который увидел Евфросин. Именно на этом месте и были выстроены кельи, а также поставлен красивый собор. По своему смирению преподобный Евфросин, после того как основал монастырь, так и не стал настоятелем, не получив даже священнического сана. Самым первым игуменом Елизаровского монастыря стал игумен Игнатий. В 1481 году скончался Евфросин в возрасте 95 лет. В память об этом удивительном человеке обитель назвали в его честь — Елеазаровской. Мощи преподобного хранятся в Трехсвятительском соборе.

Небольшая пустыня преподобного Евфросина, которая как будто затерялась среди величественных псковских лесов, стала буквально духовным центром, служащим объединяющим звеном всех русских земель вокруг города Москвы. В свое время Псково-Печерская обитель отчаянно выступила за псковский суверенитет, а в Елеазаровской обители произошло объединение ученых мужей, которые отстаивали необходимое условие усиления русского государства вокруг Москвы. Лидером данного движения стал игумен Филофей, который стал автором теории под названием «Москва – Третий Рим».

В Елизаровском монастыре данного рода союз Пскова и Москвы отчетливо обозначен в архитектуре соборного храма. К Трехсвятительскому главному собору, выполненному в рамках традиционной псковской архитектуры, был пристроен придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, выполненный в характерном московском стиле. Оба возведенных храма отлично дополняют друг друга, являясь единым соборным комплексом. Такая идея не зря получила воплощение в данном контексте, ведь в ней заложен глубокий смысл: изначально город Псков воспринимался как начальный этап русской государственности, а Москва стала воплощением ее полного становления и небывалого величия.

В начале 20 века монастырь из третьего класса превратился в обитель второго класса, что было достигнуто вследствие увеличения количества человек братии, насчитывающее более двадцати человек. Монастырская братия была традиционно образована, это значит, что ее членами были люди не мещанского или крестьянского сословия, а непосредственно из духовенства. Настоятели обители назначались ректорами Духовной Псковской семинарии, а также принимают на кафедры архиереев по всей территории России.

В начале 90-х годов 20 века здание собора стало рушиться, но были найдены деньги на необходимую реконструкцию памятника архитектуры. Соборные столпы были усилены при помощи железобетонных стяжек. В 2000-м году состоялось возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря. Во главе обители находится монахиня Елисавета, ставшая воспитанницей стариц Дивеевской обители, а также старцев Троице-Сергиевой лавры.

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри

Мне очень хотелось побывать в двух малоизвестных псковских монастырях: Спасо-Елизаровском и Иоанно-Богословском Крыпецком. В советское время оба они были закрыты и сильно разрушены. Крыпецкий монастырь особенно пострадал и от коммунистов, и от фашистских оккупантов.
Но если Спасо-Елизаровский монастырь стоит прямо на Гдовском шоссе, то посещение Крыпецкого монастыря осложнялось противоречивыми сведениями о дороге, точнее, об её отсутствии. В стародавние времена в Крыпецкий монастырь вёл так называемый Ярославов мост, т.е. гать, уложенная через болота по приказу псковского князя Ярослава Оболенского. После разорения монастыря в 1923 году Ярославов мост пришёл в запустение. Однако 5 лет назад известный автопутешественник Strusto доехал до Крыпецкого монастыря на обычной легковой машине и это сильно обнадёживало.
На второй день нашего пребывания во Пскове (первый мы посвятили Крому, Снетогорскому монастырю и Запсковью) мы двинулись по Гдовскому шоссе в направлении Елизарово. Указателей на Спасо-Елизаровский монастырь не попадалось. Поэтому, завидев у дороги инспектора ДПС, занятого своими прямыми обязанностями, я “с особым цинизмом” остановился, включил “аварийку” и пошёл спрашивать дорогу. В отличие от многих ГиБДДунов, человек в полицейской форме оказался именно человеком. Он доброжелательно и внятно ответил на мои вопросы и пожелал счастливого пути!
Как и сказал офицер, дорога привела нас прямо к стенам обители в селе Елизарово. На подъезде к монастырю на глаза попалась новодельная Преображенская часовня.

и… верстовой столб у одноэтажного домика почты. Подобные столбы весьма популярны в Псковской области.

Оставив машину рядом с почтой в тени старой березы, мы прошлись примерно 100 метров до Святых ворот монастыря.

Святые ворота. Вид со двора

Попав в монастырь, сразу понимаешь, что это женская обитель. Территория очень ухожена, вымощена плиткой (привет Собянину!) и украшена множеством цветов.

Вид с юга на Трёхсвятительский собор и поздний придел Рождества Богородицы.

В монастырском пруду к югу от собора устроен декоративный фонтанчик.

Сестринский корпус подвергся глубокому “евроремонту”, начисто лишившему его обаяния старины. Настоятельские покои отстроены заново.
Тем не менее Спасо-Елизаровский (правильнее Елеазаровский) монастырь относится к числу древних православных обителей. В 1425 году преподобный Ефросин – в миру его звали Елеазар – ушёл из Снетогорского монастыря в “пустыню”, т.е. дикое необжитое место на берегу реки Толбы. Однако прежде ему довелось побывать в Константинополе, где его принял сам Патриарх Геннадий II. Константинопольский владыка преподнёс Ефросину чудотворную Цареградскую икону Девы Марии.
Уйдя из Снетогорского монастыря, Ефросин желал лишь пустынного жития. Однако, вскоре к нему начали приходить монахи, просившие основать новую обитель. Вскоре Ефросин узрел чудесный сон, во время которого ему явились Три Святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Они велели поставить собор между двумя рукавами реки Толбы. Для этого пришлось срыть горку и засыпать часть речного русла. Первый каменный Трёхсвятительский собор возвели ещё в 1447 году. Преподобный Ефросин скончался в возрасте 95 лет, приняв перед смертью великую схиму под именем Елеазар, почему монастырь и зовётся Спасо-Елеазаровским.
В 1574 году построили новый каменный собор, сохранившийся до наших дней. Собор возвели в формах, характерных для московского зодчества. Существует версия, что Трехсвятительский храм относится к второй четверти XVI века и строили его, возможно, по повелению Василия III, отца Иоанна Грозного.

Собор Трёх святителей. Вид с северо-востока.

Спасо-Елеазаровский монастырь особо примечателен тем, что здесь в середине XVI столетия старец Филофей провозгласил знаменитую религиозную и политическую доктрину “Москва – Третий Рим.” “Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти.” Об учении старца Филофея напоминает современное монастырское било, на скрижали которого начертаны его пророческие слова.

Монастырь, закрытый большевиками ещё в 1918 году, за годы советской власти оказался почти полностью разрушен. Последней утратой стала рухнувшая в 1989 году колокольня – первая на псковской земле, где прежде возводили только звонницы. Монастырь возобновили в 2000 году и с тех пор полностью восстановили.

Учеником Ефросина был Савва Крыпецкий. Согласно преданию, он был родом из Сербии. Вначале он обосновался в Снетогорском монастыре, затем ушёл к Ефросину в Спасо-Елеазаровский монастырь и, наконец, решил удалиться в пустыню. Вести о благочестивом пустыннике привлекли к нему монахов из других обителей. Так посреди дремучих лесов и непроходимых болот возник монастырь. Савва никого не гнал, но и игуменом монастыря стать не захотел.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Согласно знатоку псковских церковных древностей архиепископу Евгению Болохвитинову, Крыпецкий морнастырь был основан не позднее 1475 года. Но грамота на монастырскую землю датируется лишь 1487 годом. Тогда же по повелению князя Ярослава соорудили “Ярославов мост” – гать через болота от торной дороги Псков-Новгород.
Ливонская война не затронула обитель. Согласно легенде, Стефан Баторий подошёл к монастырю, но убоялся видения множества воинов. На самом деле в монастыре не было русских ратников.
По другой версии, в обители был русский отряд, но некий крестьянин обманул поляков, сказав, что ратных людей в монастыре нет. Не ожидавшие сопротивления отряды Стефана Батория были наголову разбиты.
Легенда начала XVII столетия гласит, что в Крыпецком монастыре некоторое время жил Гришка Отрепьев. Один из монахов, хитрый чернокнижник, вселил в него желание назваться русским царевичем, познакомил с летописями и объяснил тогдашнее состояние государственных дел. Самозванец вместе с ним бежал в Речь Посполитую к Адаму Вишневецкому.
Более вероятна другая версия пребывания Гришки в Крыпецком монастыре. Он не жил в обители, а лишь переночевал в ней на пути в Литву.

В конце XIХ – начале ХХ веков в монастыре подвизался блаженный Корнилий, принявший на себя подвиг юродства. Он был наделён даром прозорливости и предсказал нападение на монастырь в 1907 году латышских “экспроприаторов”, убивших слепого звонаря Алексия. Корнилий говорил о своём погребении, что похоронят его неправильно, не по чину и “будет то погребение на бедствие России”. Так и случилось. Мощи Корнилия обрели лишь в 1997 году. Тогда сбылось ещё одно предсказание юродивого: “выроют меня, в раку положат”.
Во время Великой Отечественной войны монастырь был сильно разрушен фашистской авиацией. Расположенный недалеко от Пскова и железнодорожных путей, он представлял собой идеальную партизанскую базу. Оккупанты боялись сунуться в окрестные болота, поэтому использовали авиацию. Фашисты также пытались поправить Ярославов мост, чтобы легче было добраться до партизан.
Лишь в 1990 году руины монастыря вернули верующим. В первую очередь встал вопрос о дороге. Сейчас в монастырь можно сравнительно легко добраться по неплохому “грейдеру”, проложенному сквозь леса и болота. Дорога вполне проходима для легковых машин и, даже, для автобусов на пневмоподвеске.
Грейдер заканчивается у ворот монастыря. Дальше дороги нет.

Монастырская территория просто огромна. Со стороны дороги возведена новая ограда с башенками.

Обитель похожа на посёлок, затерянный в лесной глуши. Прежде, чем подойти к храмовому комплексу, придётся миновать ряд одноэтажных домов из силикатного кирпича. В них устроены монашеские кельи. Слева от дороги, ведущей к собору и трапезной, стоят хозяйственные постройки – ферма, котельная, сараи. Храмовый комплекс состоит из Иоанно-Богословского собора середины XVI столетия и церкви Успения Богородицы с колокольней и трапезной палатой. Псковские реставраторы до сих пор не смогли определиться, какой храм был построен раньше – Успенский или Иоанно-Богословский.

Иоанно-Богословский собор слева. Успенская церковь с трапезной и колокольней справа.

Иоанно-Богословский собор относится ко временам Иоанна Грозного. Его начали строить в 1554 году, а освятили 3 года спустя в 1557. Об этом гласит единственное в XVI столетии упоминание Крыпецкого монастыря в летописи. Собор неоднократно поновлялся, но последний ремонт 1912 года оказался весьма неудачным. В 60-е годы прошлого века собор попытались реставрировать, но в 1983 году случился пожар. Дело разрушения довершили доморощенные кладоискатели, долбившие стены в поисках несуществующих сокровищ. Сейчас собор полностью реставрирован и соединён современной галереей с соседней Успенской церковью.

Галерея, соединяющая собор и Успенскую церковь. По моему, современная.

Успенская церковь с колокольней и трапезной вызвала у меня очень противоречивые чувства. С одной стороны, нижние ярусы колокольни и какая-то часть стен древние. Возможно они даже старше собора. С другой стороны, ансамбль зареконструирован до неузнаваемости и производит впечатление стопроцентного новодела. Мощный восьмигранный столп колокольни явно старинный, зато ажурное завершение буквально кричит о новизне. Колокольня обстроена современным двухэтажным корпусом настоятельских покоев. Если в соборе отчётливо видна благородная простота XVI века, то Успенская церковь является образцом модного поствизантийского стиля, типичного для рубежа XX-XXI столетий. И пусть не обижаются на меня псковские архитекторы.

К югу от храмов находится Святое озеро или Копанец. Первое название указывает на святость места и чудесные свойства здешней воды. Известно, что Корнилий Крыпецкий исцелил слепую девочку, умыв её водой из святого озера. Второе название напоминает о том, что его с начала и до конца выкопали здешние монахи.

На озере стоит деревянная часовня над источником Саввы Крыпецкого. За нею видна купальня.

Светло-розовый домик вдали это, извините, очень важное место, как для паломников, так и для просто любопытствующих. Его отличает удивительная чистота. К окошку розового домика ласточки прилепили гнездо. Они кружили вокруг, пока я пытался снять их отпрысков, высовывающих клювики в надежде получить вкусных мух и иных летучих существ.

Несмотря на обширность территории и некую неустроенность, Крыпецкий монастырь показался куда более благостным, чем отделанный до блеска Спасо-Елизаровский. Даже множество слепней не смогли испортить нам удовольствие, тем более, что они особо и не кусались.

swann74

Про путешествия, ориентирование и про всё

В воскресенье я очень не надолго заехал в Спасо-Елиазаровский монастырь, который находится в деревне Елизарово, прямо на дороге Гдов — Псков. Последний раз я ездил по этой дороге 5 лет назад и никакого выдающегося монастыря не заметил. А теперь! Белоснежные стены, ярко-зеленые крыши, золотые главы церквей, и все это прямо горит на апрельском солнце.

Днем температура поднялась во Пскове до +16 градусов.
До революции здесь был мужской монастырь, а после перестройки монастырь восстановили уже как женский. Спасо-Елиазаровский монастырь знаменит тем, что здесь жил старец Филофей, который писал знаменитые письма Василию III, и именно ему принадлежит фраза: «Москва – третий Рим». И еще он добавил: “Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”. Это цитата выбита на поминальном колоколе в монастыре.

В великий праздник Пасхи в монастыре было удивительно безлюдно. И здесь все удивительно ухожено. Травка подстрижена, дорожки выложены плиткой, устроены мостики через ручей. Нет, чистота в монастыре — это обычное дело, но тут как-то очень!

Благосостояние Спасо-Елиазаровского монастыря народ связывает с именем Людмилы Путиной. Говорят, что она была частой паломницей, а потом стала монахиней. Насколько это правда я не знаю, но псковичи рассказывают об этом, как о давно известном всем факте. По слухам вот этот гостевой домик рядом с оградой монастыря был построен специально для жены президента. Архитектура один в один как у коттеджей в Стрельне.

Строительство продолжается, на другой стороне шоссе строят новую церковь, и еще вот такое здание.

Дорога от Пскова до Елизарова ровная, а дальше в сторону Гдова дорога кончается. В некоторых местах машины предпочитают ехать по обочине, а не по давно разбитому асфальту. Так что в покровительство монастырю самых высоких лиц верится легко.

Охраны, правда, не видать на территории, с фотокамерой меня никто не гонял. Две монахини, которые шли по своим делам поздравили меня с праздником. Христос воскрес! В общем, тут очень красиво, но как-то слишком роскошно для православного монастыря.

Спасо елизаровский монастырь псковская область

Центр псковского летописания и иконописания. Место, где родилась формула русской православной государственности, определенная старцем Филофеем: «Два Рима пали, Третий — стоит, четвертому — не быти». Москва — Третий Рим. Монастырь основан в 1425 году пострижеником Снетогорского монастыря преподобным Евфросином, в миру Елеазаром, уроженцем села Виделебье (нынешний Псковский район).

Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев, преподобный Савва Крыпецкий, преподобный Досифей Верхнеостровский, преподобный Онуфрий Мальской, преподобный Иоаким Опочский, преподобный Илларион Гдовский, преподобный Харитон Кудинский — основатель и игумен монастыря на озере Кудине рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харлампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и Серапион. Преподобный Серапион Псковский — уроженец Юрьева (Тарту), но когда там начались гонения на Православную веру, бежал и подвизался в пустыни вместе с Евфросином.

Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и являлся умелым защитником веры Православной, принял великую схиму в 55 лет и пост безмолвия, находился рядом с преподобным Евфросином. Преподобный Евфросин так строго исполнял монашеский обет нестяжания, что описатель жития называет его «мертвецом непогребенным». Погребен преподобный Ефросин в 1481 году, его святые мощи не обретены. Канонизирован как общерусский святой в 1551 году. Перед первой мировой войной в монастыре подвизался старец и духовник великой княгини Елисаветы Феодоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов).

Первоначальное название монастыря было Сретенский — в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной Евфросином из Византии, на месте встречи иконы забил святой источник, в котором можно окунуться и сейчас. После постройки собора Трех Святителей монастырь стал называться Трехсвятительским. Монастырский храм построен преподобным Ефросином в 1447 году во имя Трех Святителей. Традиционной для монастырского храма архитектурной формы, строился на высоком подклете с нижним приделом, освященном во имя преподобномученицы Елисаветы (престол освящен после восстановления храма в начале XXI века). Отстроена разрушенная колокольня, восстановлен келейный корпус постройки 1904 года, строится новый храм с Воскресной школой и приютом. Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными». Предполагается, что в XYI столетии здесь переписали Слово о полку Игореве, благодаря чему оно сохранилось, и получило название «Мусин-Пушкинский список».

Все годы советской власти обитель разрушалась, на соборе Трех Святителей уже рухнул купол. 28 мая в 2000 году в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия Архиерейским служением. По благословению Владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается, и молитва за мир продолжается. Богослужения: в 8 утра ежедневно Часы, Божественная Литургия; по воскресениям и праздничным дням Литургия — в 9 часов. Вечером богослужение в 17.00 час. В воскресение вечером — акафист Иисусу Сладчайшему. Игумения Елисавета (Беляева), клирик — иеромонах Герман.

Доехать на пригородном автобусе на Елизарово, или автобусным маршрутом Псков — Середка и Псков — Гдов.

Спасо-Елизаровский монастырь (Псковская область)

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Содержание

Географические координаты

Мои впечатления

Спасо-Елизаровский монастырь — очень древний и знаменитый. На старо-славянском это название звучит еще красивее: «Елеазаровский».Это женский монастырь и в настоящее время он действующий. Я увидела его несколько лет назад назад, просто проезжая мимо по дороге. Тогда он был еще в запустении, в полуразрушенном состоянии.

Потом я прочитала в учебнике по философии, что это очень известное место, в этом монастыре жил старец Филофей (1465 -1542гг), именно ему принадлежит фраза: «Москва — третий Рим, четвертого не будет». В том смысле, что Российское государство — преемник великих христианских держав прошлого и гарант православия. Меня это поразило — это было так рядом от меня. каких-то 500 лет назад. С тех пор я слежу за тем какие там происходят изменения — монастырь стал действующим, его восстанавливают. Это очень радует!

Собственных фотографий монастыря у меня пока нет, но я нашла материал в Интернете, можно посмотреть!

—Урсова Ольга 14:19, 20 February 2006 (MSK)

Мои воспоминания и впечатления (Татьяна Пасман)

В 70 — 80 годы XX века в здании Братского корпуса монастыря находилась Елизаровская восьмилетняя школа, а затем, по-моему, с 1989 года — турбаза Дома пионеров Псковского района. В помещениях келий были классы. А на первом этаже — столовая и спортзал. Отапливалась школа печами. Стены здания были очень толстыми и поэтому в помещениях всегда было холодно. В моем угловом кабинете истории зимой мы занимались в верхней одежде и перчатках. Училось тогда (в 1987 году) в школе чуть более 60 человек, работали 11 учителей. Директором школы была Гаврилова Светлана Ивановна. Удивительно, но находясь в столь древнем здании тогда мы мало думали о том, какое святое место посчастливилось нам обживать. Наоборот, мечтали скорее переехать в другое место. И только после того, как школу перевели во вновь построенное здание в д. Верхолино (6 км. от Елизарово)оценили свой старый дом. Церковь в это время пустовала и медленно разрушалась. Было очень обидно на это смотреть — ведь это памятник духовной культуры российсского масштаба. Школьники старались оберегать здание, убирали мусор.

Мое Елизарово (Оксана Петрова)

По дороге из Середки в Псков всегда проезжаешь небольшую деревеньку Елизарово. И каждый раз вспоминаются детские ощущения, когда несколько лет подряд я приезжала сюда в пионерский лагерь. Со всего района около пятнадцати лет подряд в бывшем братском корпусе (позже восьмилетней школе) на единственную смену пионерского лагеря «Юность» собирался комсомольско-пионерский актив районных школ.

Меня всегда удивляло особое состояние атмосферы в Елизарово. Казалось бы, село Середка находится всего лишь десятью километрами севернее, а какое различие! В Елизарово какая-то особая легкость, сравнить ее можно, пожалуй, только с ощущениями в сосновом лесу после грозы. Теперь я понимаю, это оттого, что место святое, намоленное.

На всю жизнь осталось ощущение прикасания к вечности: метровой толщины стены церкви и братского корпуса; почти исчезнувшие фрески 10-11 веков; находки вездесущих мальчишек – полуистлевшие человеческие черепа и кости; рассказы о привидениях; святой источник, к которому приезжали со всех частей России.

Но осталось и ощущение стыда за человеческий род: стены десятивековой церкви разрушены не столько временем, сколько от человеческого вандализма; скабрезные надписи на стенах, где молились многие поколения.

Когда монастырь начали восстанавливать, мало кто верил, что это возможно. Но монастырь живет, паломники вновь потянулись в Елизарово.

В самом начале восстановления монастыря с моим классом (тогда они были пятиклашками) поехали в монастырь к матушке Елисавете.

Матушка провела нас по восстанавливающейся церкви, дети потрогали древние стены, услышали историю монастыря, рассказ о том, как выглядел Спасо-Елиазаровскй монастырь к началу 20века.

Монастырь к началу 20 века располагался за каменной стеной, по краям которой были поставлены башни. В центре обители стоял соборный храм, и еще было две церкви, пять часовен, всего около двадцати зданий и два сада. 19 августа в праздник Преображения Господня, особенно торжественно было всегда в Спасо-Елиазаровском монастыре. На этот праздник собирались со всех мест тысячи богомольцев, число паломников порой доходило до 20 000.

Есть ли старые фотографии? Фото разрушенной церкви перед реставрацией?

На нашей же памяти, до восстановления, это полуразрушенная, обезображенная церковь, да в аварийном состоянии братский корпус. После октябрьской революции монастырь закрыли, почти все здания разрушили. На территории монастыря поочередно организовывали то просветительский институт, то детский изоляционный центр, то образцово-показательный совхоз, в последствии школу.

Дети выросли – это уже девятиклассники и, приезжая в монастырь мы поражаемся его преображению, все меньше указывает на бесславные годы 20 века, но одна история, рассказанная матушкой, запала всем в память.

В полутора километрах от монастырских стен находится источник. Все, кто проезжает по дороге, останавливается, пьют святую воду, берут с собой впрок. Но мало кто знает, как появился этот источник.

Преподобный Ефросин, основатель монастыря, шел с иконой Божьей Матери из Рима и остановился передохнуть. Икону поставил на землю, как вдруг, чудесным образом, из земли начал бить источник. Недалеко от этого места и поселился Ефросин.

Одна из местных жительниц рассказывала матушке: «Иду я по дороге, останавливается машина. Молодые люди, сидевшие в ней, начали расспрашивать, где в этих местах находится святой источник. Их матери, смертельно больной женщине, приснился сон, что она сможет поправиться, если будет пить воду из святого источника Спасо-Елиазаровского монастыря. Показала я, где находится родник. Через год вновь приехали эти люди к источнику и поделились радостью о выздоровлении матери. Так было получено одно из многих свидетельств о чудодейственной целительной силе Святого источника».

Теперь источник обустроен и рядом построена купель.

Елизарово псковская область монастырь

СПАСО-ЕЛЕАЗАРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь — не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери — дар Константинопольского Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти».

Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году.

Преподобный Евфросин, в миру — Елеазар, получил хорошее образование, он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским патриархом, который на благословение пустынножительной обители, основанной у Толвского озера, подарил Цареградскую икону Божией Матери. Дар был сделан накануне принятия Константинополем Флорентийской унии. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе.

Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.

Преподобный Евфросин желал бы оставаться пустынножителем, но к нему стеклась братия, которая просила основать монастырь. Место было выбрано таким образом, чтобы ничто не нарушало отшельнической жизни подвижника: между двумя рукавами реки, под горкой, так что поставить монастырские строения было негде. Поскольку именно здесь преподобному Евфросину в тонком сне явились три святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, которые повелели на этом месте создать собор, старец посоветовал братии скопать горку и землей засыпать один рукав реки. На образовавшемся пространстве были построены кельи и поставлен величественный собор, который стал символическим выражением Вселенскости Православия.

Был преподобный Евфросин молитвенником, настоящим старцем. Подобно преподобному Сергию Радонежскому, он стал учителем многих подвижников, которые, выйдя из евфросиновой обители, по благословению старца, основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых, — Савва Крыпецкий, Никандр Пустынножитель, Досифей Верхнеостровский, Иларион Псковоезерский, Онуфрий Мальской и другие. По смирению своему преподобный Евфросин, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана, первым Елеазаровским игуменом был Игнатий. В акафисте, который в XIX веке сложили в Елеазаровском монастыре, поется: «Радуйся, славне и смиренне преподобне отче Евфросине».

Преподобный Евфросин скончался девяноста пяти лет, в 1481 г., приняв схиму с именем Елеазар. В память о нем обитель с тех пор стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке было положено завещание, собственноручно написанное святым старцем. В нем говорилось: «Я, раб Божий инок Евфросин, при жизни своей составил завещание о монастырском житии, о вотчине своей, о рыбных ловлях и клетях в городе и обо всем, что есть. Все это отдаю я в распоряжение отцу своему духовному, игумену Харлампию, служителю храма святых святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и преподобного Онуфрия, и всей о Христе братии моей. А игумену в том не корыстоваться, а также и братии, ни келарю, ни посельникам, ни служащим в монастыре. Из этого имущества содержать братию сообща».

Вместе с иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елеазаровской обители Филофей объявил всему миру: «Москва — Третий Рим», — и добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.

Ветхий Рим оставался частью священной христианской империи до тех пор, пока папы Римские не взяли на себя опасную миссию построения антицеркви латинской ереси, в основе которой лежит стремление господствовать над всем миром. Константинополь, второй Рим, оставался царствующим градом до тех пор, пока не принял Флорентийской унии, не осквернил православия. Попущением Божиим Византия пала от турок. Ответственность за судьбу православия легла на Москву.

В идеале Святой Руси — не проявление гордыни, а мессианская готовность жертвенно служить Божьему замыслу. Старец Филофей предупреждал Московского князя Василия Ивановича: «Един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, давшего ти ся, не уповай на злато, богатство и славу, вся бо сия зде собрана и на земли зде остают».

«Царь православный» — назвав так царя своего, русский народ тем самым признал и назначение его как охранителя, единителя, освободителя от мусульманского варварства и западного еретичества.

Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне — в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

Пустынька преподобного Евфросина, затерянная среди вековечных псковских лесов, была духовным центром объединения русских земель вокруг Москвы. В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в Елеазаровском монастыре объединились ученые мужи, отстаивавшие необходимость усиления государства вокруг Москвы. Выразителем этой идеи был игумен Филофей, автор теории «Москва — Третий Рим». В своих сочинениях он заявил о решительной поддержке Великого князя как «броздодержателя святых Божиих престол».

В Елеазаровской обители этот союз Москвы и Пскова обозначен в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому, собору традиционной псковской архитектуры, пристроили придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.

В начале 90-х годов ХХ века собор начал рушиться, упала колокольня, четверик храма зашатался, но нашлись люди, которые сделали невозможное — сумели пробить финансирование на его реставрацию. Столпы собора были закованы в железобетонные стяжки, и собор выстоял. Промыслительно, что московские архитекторы и псковские строители начали реставрацию собора именно с московского придела — с ремонта нашей государственности.

Со временем слава Спасо-Елеазаровской обители стала умаляться, и из сознания русского народа исчезло чувство ответственности за судьбу человечества. Россия уже не мыслилась как Третий Рим и сама эта теория была осмеяна и извращена светскими историками. Но Сам Спаситель взял ее под Свой покров, когда после закрытия более древнего псковского монастыря — Великопустынского — все его имущество вместе с чудотворным образом Спасителя передали в Елизарово.

Третьеклассный, затем второклассный штатный монастырь, с числом братии чуть больше двадцати человек, но братия — традиционно образованная, не из крестьянского или мещанского сословия, а из духовенства, и настоятели его назначаются ректорами Псковской Духовной семинарии, принимают архиерейские кафедры по всей России. И старчество до последних дней монастыря здесь не прекращается. Обретаются нетленными мощи елеазаровского настоятеля схиархимандрита Вассиана. В малоизвестную обитель переезжает на жительство знаменитый своей подвижнической жизнью прозорливый старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Одним из последних настоятелей Спасо-Елеазаровского монастыря стал новомученик, будущий Рязанский епископ Иувеналий (Масловский).

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры, и в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть. С падением империи Третьего Рима уничтожается и то место, откуда прозвучало пророчество о священной миссии России, монастырь закрывается и разоряется.

Еще весной 1920 года действовал монастырский храм, откуда трижды вывозилась церковная утварь «в помощь голодающим Поволжья». Летом того же года на территории монастыря открыли сначала институт, из которого профессора и учащиеся почти сразу же перебрались в Петроград. Затем власти попытались организовать образцово-показательное сельхозпроизводство; несколько месяцев понадобилось, чтобы созданное трудом монахов пошло прахом. Поочередно в Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных детей, детский санаторий и база отдыха. В результате от более чем двадцати строений остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус.

Мир, невежественный и бездуховный, отверг филофееву идею, похоронил ее, умалил значение Спасо-Елеазаровской обители и ее старцев, но духовная лампада продолжает гореть. Она не может погаснуть, потому что ее огонь — огонь жизни вечной. Она горит святостью тех подвижников, которые обретаются на этом месте. На острове Залита, который расположен в Псковском озере напротив Спасо-Елеазаровского монастыря, четыре десятилетия живет отец Николай Гурьянов. Он молился о восстановлении обители, он был хранителем Цареградской иконы Божией Матери, которая прежде находилась в обители преподобного Евфросина. Та дорожка, по которой батюшка ходил с трепетом и благоговением, называется дорогой Спасителя, по ней приносили из монастыря на остров чудотворную икону Спасителя. Батюшка был и остается хранителем монастыря и носителем Божией благодати, освятившей эти места. Его жизнь позволяет представить, какой дух был у Елеазаровской обители, потому что он — продолжение ее. Сподвижник отца Николая — протоиерей Борис Николаев, богослов и молитвенник, — пятьдесят лет живет рядом с Елизарово. Он связан с преподобным Гавриилом (Зыряновым) через своих духовных наставниц — монахинь Иоанно-Предтеченского монастыря, которые окормлялись у елеазаровского старца, и теперь духовно наставляет насельниц евфросиновой обители.

В 2000 году в короткие сроки было принято решение о передаче монастыря. Накануне вступления в должность Президентом России было подписано распоряжение, за которым стояла передача Русской Православной Церкви Спасо-Елеазаровского монастыря. Возвращение Спасо-Елеазаровского монастыря состоялось в день, когда чествуется византийская святыня — икона Божией Матери «Живоносный источник». Эта обитель, действительно, живой источник Божией благодати. Спасо-Елеазаровский монастырь — символ возрождения Третьего Рима — нашего Отечества. Вместе с ней будет подниматься и Россия.

Молитвами Высокопреосвященнейшего Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского, возрождается Спасо-Елеазаровская обитель. Во главе ее поставлена монахиня Елисавета (Беляева), воспитанница старцев Троице-Сергиевой Лавры и стариц Дивеевской обители.

Спасо-Елизаровский монастырь

Монастырь
Спасо-Елеазаров монасты́рь

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 611310014010006 (ЕГРОКН )
58°02′56″ с. ш. 28°11′40″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Местоположение Елизарово, Псковская область, Псковский район
Конфессия Православие
Епархия Псковская епархия
Тип Женский
Здания
Собор Трёх Святителей
Известные насельники Евфросин Псковский, Филофей
Реликвии и святыни Спас-Вседержитель Елеазаровский, Цареградская икона Божией Матери
Статус охраняется государством
Состояние Монастырь епархиального подчинения, действующий
Сайт eleazarovo.ru
Медиафайлы на Викискладе

Елеаза́ров во и́мя святи́телей Васи́лия Вели́кого, Григо́рия Богосло́ва и Иоа́нна Златоу́ста монасты́рь; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса.

Основан преподобным Евфросином в 1425 году, когда им был воздвигнут храм в честь Трёх святителей с приделом в честь Онуфрия Великого. В честь основателя монастыря, принявшего в схиме своё прежнее мирское имя Елеазар, обитель стала называться Спасо-Елеазаровской [1] .

В начале XVI века в монастыре жил старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим».

В 1918 году монастырь был официально упразднён, окончательно закрыт в ноябре 1923 года [2] . В 2000 году возобновлен как женский. C мая (или августа) 2000 по май 2010 года место первой настоятельницы Спасо-Елеазарова монастыря занимала игумения Елисавета (Беляева) [3] .

Содержание

История [ | код ]

Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя крестьянина Елеазара из села Виделебье, который в 1425 году покинул Снетогорский монастырь, где был монахом с именем Евфросин, и ушёл на берега Толвы. В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей. Преподобный Евфросин составил древнейший из известных именной общежительный иноческий устав (1461—1464); монастырь был первой на Псковщине «богорадной» обителью (не требовавшей вклада для поступления). Весьма деятельное участие в обустройстве пустыни принимал сподвижник Евфросина схимник Серапион [4] . После смерти Евфросина (в 1481 году; канонизирован как общерусский святой на Соборе 1551 года в Москве), деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошёл под гору, где была выстроена новая каменная Трёхсвятительская церковь.

В начале XVI века в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (около 1465—1542), которому приписывается формулирование концепции «Москва — третий Рим».

Монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской первой летописи. В эти же годы в монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Алексею Мусину-Пушкину. Собор во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен во второй половине XVI века (около 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

После «духовных штатов» 1764 года монастырь был возведён в третий класс. Наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II, когда по закрытии (в 1766 году) прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому, к нему же была приписана братия монастыря. В 1804 году сюда же была переведена и братия упразднённого Снетогорского монастыря. В 1813 году монастырь был возведён во второй класс. Имел подворье во Пскове на Спасской улице.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского, отличавшийся прозорливостью. 3 октября 1906 года определением Святейшего синода монастырь был преобразован из штатного в общежительный [5] ; 6 октября того же года епископ Псковский Арсений (Стадницкий) возвёл настоятеля обители иеромонаха Иувеналия (Масловского) в сан игумена [5] . Последний в 1908 году добился перевода в обитель схиархимандрита Гавриила (Зырянова), ранее уволенного с должности наместника Седмиозерной пустыни; старец Гавриил жил здесь до 1915 года.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. Земельные угодья монастыря составляли 338 десятин. В 1918 году монастырь был официально упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Согласно постановлению губисполкома, с 1 сентября 1921 года помещения бывшего Елеазаровского монастыря были переданы под устройство санатория для туберкулёзных детей. Монастырь окончательно закрыт в ноябре 1923 года. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома.

Возрождение обители [ | код ]

В 2000 году монастырь был передан Псковской и Великолукской епархии. По указу архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) обитель была возобновлена как женская.

События в монастыре и вокруг него с конца 2000-х годов служит источником для публикаций скандального характера [6] [7] [8] .

По смерти (4 июня 2010 года [9] ) игумении Елисаветы (Беляевой) обязанности настоятельницы исполняет Рафаила (Скородумова).

19 августа 2010 года обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В тот же день состоялась передача монастырю иконы XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский» из Псковского музея-заповедника, который застраховал икону на сумму 1 млн евро. В обитель икону привёз сам Патриарх. [10] .

Спасо-Елеазаровский монастырь

Монастырь
Спасо-Елеазаров монасты́рь

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 611310014010006 (ЕГРОКН )
58°02′56″ с. ш. 28°11′40″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Местоположение Елизарово, Псковская область, Псковский район
Конфессия Православие
Епархия Псковская епархия
Тип Женский
Здания
Собор Трёх Святителей
Известные насельники Евфросин Псковский, Филофей
Реликвии и святыни Спас-Вседержитель Елеазаровский, Цареградская икона Божией Матери
Статус охраняется государством
Состояние Монастырь епархиального подчинения, действующий
Сайт eleazarovo.ru
Медиафайлы на Викискладе

Елеаза́ров во и́мя святи́телей Васи́лия Вели́кого, Григо́рия Богосло́ва и Иоа́нна Златоу́ста монасты́рь; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса.

Основан преподобным Евфросином в 1425 году, когда им был воздвигнут храм в честь Трёх святителей с приделом в честь Онуфрия Великого. В честь основателя монастыря, принявшего в схиме своё прежнее мирское имя Елеазар, обитель стала называться Спасо-Елеазаровской [1] .

В начале XVI века в монастыре жил старец Филофей, впервые обстоятельно развивший концепцию «Москва — третий Рим».

В 1918 году монастырь был официально упразднён, окончательно закрыт в ноябре 1923 года [2] . В 2000 году возобновлен как женский. C мая (или августа) 2000 по май 2010 года место первой настоятельницы Спасо-Елеазарова монастыря занимала игумения Елисавета (Беляева) [3] .

Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя крестьянина Елеазара из села Виделебье, который в 1425 году покинул Снетогорский монастырь, где был монахом с именем Евфросин, и ушёл на берега Толвы. В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей. Преподобный Евфросин составил древнейший из известных именной общежительный иноческий устав (1461—1464); монастырь был первой на Псковщине «богорадной» обителью (не требовавшей вклада для поступления). Весьма деятельное участие в обустройстве пустыни принимал сподвижник Евфросина схимник Серапион [4] . После смерти Евфросина (в 1481 году; канонизирован как общерусский святой на Соборе 1551 года в Москве), деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошёл под гору, где была выстроена новая каменная Трёхсвятительская церковь.

В начале XVI века в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (около 1465—1542), которому приписывается формулирование концепции «Москва — третий Рим».

Монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской первой летописи. В эти же годы в монастыре был переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Алексею Мусину-Пушкину. Собор во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен во второй половине XVI века (около 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

После «духовных штатов» 1764 года монастырь был возведён в третий класс. Наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II, когда по закрытии (в 1766 году) прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому, к нему же была приписана братия монастыря. В 1804 году сюда же была переведена и братия упразднённого Снетогорского монастыря. В 1813 году монастырь был возведён во второй класс. Имел подворье во Пскове на Спасской улице.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского, отличавшийся прозорливостью. 3 октября 1906 года определением Святейшего синода монастырь был преобразован из штатного в общежительный [5] ; 6 октября того же года епископ Псковский Арсений (Стадницкий) возвёл настоятеля обители иеромонаха Иувеналия (Масловского) в сан игумена [5] . Последний в 1908 году добился перевода в обитель схиархимандрита Гавриила (Зырянова), ранее уволенного с должности наместника Седмиозерной пустыни; старец Гавриил жил здесь до 1915 года.

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. Земельные угодья монастыря составляли 338 десятин. В 1918 году монастырь был официально упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Согласно постановлению губисполкома, с 1 сентября 1921 года помещения бывшего Елеазаровского монастыря были переданы под устройство санатория для туберкулёзных детей. Монастырь окончательно закрыт в ноябре 1923 года. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома.

В 2000 году монастырь был передан Псковской и Великолукской епархии. По указу архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) обитель была возобновлена как женская.

События в монастыре и вокруг него с конца 2000-х годов служит источником для публикаций скандального характера [6] [7] [8] .

По смерти (4 июня 2010 года [9] ) игумении Елисаветы (Беляевой) обязанности настоятельницы исполняет Рафаила (Скородумова).

19 августа 2010 года обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В тот же день состоялась передача монастырю иконы XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский» из Псковского музея-заповедника, который застраховал икону на сумму 1 млн евро. В обитель икону привёз сам Патриарх. [10] .

Ссылка на основную публикацию