Спас на угре монастырь

Спас на угре монастырь

С первых дней нашей монашеской жизни мы получали особую поддержку и духовную помощь от Матушки игумении Николаи, настоятельницы Свято-Никольского Черноостровского Малоярославецкого монастыря. Матушка Николая училась монашеской жизни у многих современных старцев, как живых, так и уже почивших. Она была духовной дочерью почившего в Бозе старца схиархимандрита Михаила, состояла в переписке со старцем Иоанном Крестьянкиным, с афонским старцем Иосифом монахом, духовным чадом старца Иосифа исихаста. Матушка игумения пила духовный мед наставлений старцев отца Николая Гурьянова, отца Павла Груздева, отца Иеронима Санаксарского, отца Кирилла Павлова и многих других духовников. Особые духовные отношения связывают Матушку с современными старцами схиархимандритом Илием, схиархимандритом Власием. Благодаря Матушке, эти духовные наставники помогают и нам. Матушка игумения стала для всех нас духовной матерью, к которой мы обращаемся за наставлением и помощью во всех трудных ситуациях, которые возникают в нашей монашеской жизни.

Покров молитв Афонской горы простирается над Малоярославецким монастырем благодаря горячей любви Матушки игумении Николаи к Саду Пречистой Богородицы. Современные афонские подвижники, игумены монастырей, калив и келий, и просто монахи, любят приезжать в Свято-Никольский монастырь, т. к. чувствуют там близкий их сердцам афонский дух настоящего монашества. Черноостровский монастырь стал росточком духовного Сада Пречистой Богородицы, и не только расцвел, но и принес свои плоды. Многие сестры монастыря возглавили другие обители по городам и весям нашей страны, от Хабаровска до Ессентуков, стараясь насадить в новых монастырях те же ростки строгой монашеской жизни, чтобы принести сторичный плод.

Трудно выразить ту благодарность Богу, которую мы испытываем, имея эту большую монашескую семью.

Храм – это сердце монастыря, главное послушание сестер в обители – молитва. В богослужебной жизни сестры находят укрепление в несении монашеского креста, утешение в скорбных обстоятельствах.

Но в монашеской жизни любое послушание приобретает особый смысл, так как выполняется во Славу Божию. Монастырские труды спасительны и наполнены глубоким духовным содержанием. Сестры с одинаковой радостью и усердием стараются петь на клиросе, или копать землю на огороде, заниматься рукоделием, или мыть посуду. Сестры любят обитель и благодарят Бога за возможность спасаться на этом святом месте.

Монашество — это тайна, но постигшие эту тайну духовноопытные монахи говорят: «Монашество — это блаженство».

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь — православная женская обитель в Калуге, основанная в XV веке. Монастырь был закрыт советской властью в 1930 году, возвращен Церкви в 2007 г.

Содержание

Монастырь был основан князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским, владетелем этих земель, в XV веке в честь главного исторического события этого региона — Великого стояния на реке Угре, состоявшегося в 1480 году.

В районе села Спас, в котором располагается монастырь, говорят, было татарское становище, где жили ханские жёны. Возможно, создателем обители был ученик преподобного Тихона Калужского местночтимый святой Никифор Медынский.

Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1511 году в грамоте московского князя Василия III, который владел этими землями к этому периоду. Поддерживалась обитель на средства Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и других местных знатных родов.

Монастырь спокойно существовал до реформы XVIII века, пока в 1764 году он был упразднён. Две церкви, уцелевшие к началу ХХ века, являлись к этому моменту приходскими. В 1930-е их закрыли, имущество разорили и вдобавок уничтожили древнее кладбище со старинными надгробиями.

Хотя в советское время монастырь имел статус исторического наследия, здания находились в упадке. В начале XXI века полуразвалины были переданы Церкви. Началась реконструкция храмов. В 2007 году монастырь был возрождён как женский — теперь он действует как скит Калужского Казанского монастыря.

Состояние зданий было плохим. В шатре Преображенской церкви была пробоина, по сводам шли трещины. У Введенского храма не было кровли, из-за чего своды трапезной разрушились, а по стенам поползли разломы. В стене первого этажа в советские годы пробили проём для проезда автомобилей. Кроме того, оба храма почти на метр вросли в землю, из-за чего исказились их изящные пропорции. Несколько лет понадобилось на реставрацию.

29 января 2007 года Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельниц обители.

Совершенствуются формы социального служения.

  • Собор Спаса Преображения
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Частица Честнаго и Животворящего Креста Господня
  • Икона Божией Матери Владимирская
  • Крест-мощевик
  • Частица мощей прп. Серафима Саровского и частицы мощей прпп. и блж. жен Дивеевских
  • Частица мощей прп. Оптинского старца Антония
  • Частица мощей святой великомученицы Анастасии
  • Частица мощей свт. Иоанна Шанхайского
  • Иконы с мощами святого Иоанна Предтечи, апостола Матфея, апостола Марка, преподобного Нила Столобенского, преподобного Максима Грека, преподобного Макария Желтоводского, преподобного Иова Почаевского, мученика Иоанна Воина, святителя Луки исповедника Крымского, благоверного Петра Муромского, святителя Митрофана Воронежского, святителя Тихона Задонского

Престольные праздники

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь. Вид сверху

Собор Спаса Преображения

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы



Как добраться

Адрес: Россия, г. Калуга, д. Спас

На машине по Киевскому шоссе до поворота на Калугу, от с. Мстихино — поворот на п. Резвань, за р. Угра поворот на с. Спас — 1 км.

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Монастырь открыт для посещения ежедневно с 8-00 до 19-00.

Монастырь располагает небольшой гостиницей на 10 мест.

Для экскурсий по желанию предоставляется обед или чай за посильное пожертвование.

Телефон: 8-(4842)-59-98-78; 75-05-84

Достопримечательности — Церкви и храмы — Спас-на-Угре (Спасо-Воротынский монастырь)

Спас-на-Угре (Спасо-Воротынский монастырь) — это поистине эстетическая редкость! Немного об истории этой местности: здесь произошло Великое стояние на Угре в 1480 году. Где-то недалеко от деревни Спас, располагалось татарское становище, где жили ханские жены. Первое упоминание о Спасском монастыре встречается в 1511 году. Он основан он князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским, а в 1765 — упразднён. В XX веке историческая святыня была разрушена, а старинное монастырское кладбище — снесено.

В 2001 году началось возрождение обители, сегодня — это женский монастырь — светлое здание, где живут монахини на послушании. О древности этого места свидетельствуют поднятые при строительстве из-под земли и сложенные здесь же, на территории, могильные надгробия давно ушедших столетий.

Женский Спасо-Воротынский монастырь стоит на вершине кургана, который находится в пойме Угры. Здесь для взора открывается прекраснейшая картина: две белоснежных церкви (Введения во Храм и Спасо-Преображенский

собор), ржаное поле летом и море цветов. Прислужницы монастыря великолепно благоустроили территорию: интересный декор и великолепные оттенки разнообразных цветов, большое монастырское хозяйство, где даже растут абрикосовые деревья. Сами храмы не уступают пейзажу, это редкие образцы шатровой архитектуры, которые в настоящее время находятся под охраной как памятники древнерусского искусства.

Особое внимание следует уделить смотровой площадке. Полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами, смотровая площадка откроет удивительной красоты виды вашему взору! С высоты холма, на котором возвышается обитель, захватывающий и умиротворяющий вид: луга, поля, деревья, разноцветная рябь домов, река — в общем, просторы, столь родные русской душе!

Проезд до места:

по Киевскому шоссе до поворота на Калугу, от с. Мстихино — поворот на п. Резвань, переезд через р. Угра, затем поворот на с. Спас, от которого 1 км.

Творчество

Немного истории
Летом 1480 года хан Ахмат двинулся на Русь. Согласно Вологодско Пермской летописи Ахмат пытался пересечь реку Угру 8 октября 1480 г., но встретил мощное сопротивление со стороны русских войск, вооруженных огнестрельным оружием. После четырех дней ожесточенного сражения Ахмат, осознав, что дальнейшие усилия тщетны, отступил на запад и разбил лагерь на литовской территории, в двух верстах от места битвы.[120] Он решил подождать подхода Казимира с литовской армией. Казимир, однако, не появился. Не получив помощи от Казимира, татары Ахмата разграбили территорию «верховских городов» (в бассейне Верхней Оки), к которым относятся Одоев, Белев, Мценск и другие. Опустошая эти владения, Ахмат, хотел предотвратить любое открытое выступление в тылу своего лагеря и компенсировать армии неудачный поход. 7 ноября 1480 г. (дата по Вологодско Пермской летописи)[123] Ахмат повел армию обратно в Сарай. Согласно Казанской истории[124], воспользовавшись затишьем, последовавшим за безуспешной попыткой Ахмата пересечь Угру, Иван III послал через степи во владения Ахмата объединенный отряд русско татарской конницы под командованием Нур Давлета и князя Василия Ноздреватого. Это, по всей видимости, ускорило отступление Ахмата. С этого момента Русь перестала платить постыдную дань ордынцам. В ознаменование этого события на левом высоком берегу реки основан монастырь на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. В 30-е гг. XX в. храм был закрыт, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище, с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря. И вот 14 августа 2011 года состоится празднование 500-летия этой обители. Все это явилось причиной написания небольшого стихотворения.

К 500-летию Спасо-Преображенского Воротынского женского монастыря.

Двести сорок лет над светлой Русью,
Клубилось тень Ордынского царя.
Как саранча на поле все сжирая,
Так грабила и жгла ее Орда.

Святая Русь, собрав все силы воедино,
Стеною стала на реке Угра.
Заступницей над войском православных,
Святая Богородица была.

И дрогнула Ордынская неволя,
Увидя сплав решимости, добра.
Вздохнула полной грудью Русь свободно,
И больше дань, уж не платила никогда.

В честь этого великого стоянья,
Как на Оке глядящий богатырь.
Князьями Воротынскими поставлен,
Овеянный победой монастырь.

Над русскими просторами сияя,
Как сталь клинка победного меча.
Впервые в алтаре была зажжена,
Никифора Медынского свеча.

Прошли века, Россия воевала,
Десяток мирных лет едва ли наскребя.
Жестокие враги ее топтали,
Потом на плаху возвела себя.

Но Бог не дал свершиться безрассудству,
Снял пелену с усталых от тьмы глаз.
И вновь в России воссияли храмы,
Как Спас-Преображенский, здесь у нас.

Пятьсот годов с тех пор уже минуло,
Десятки поколений тут прошли.
А монастырь, то угасал, то возрождался,
Чтоб помолится, мы сюда пришли.

Лишь в православной вере есть те силы,
Что помогли России встать с колен.
Ведь Бог Россию безгранично любит,
И не допустит страшных перемен.

Сейчас в монастыре, сестринское подворье,
В молитвах и трудах он возродился вновь.
В подвижничестве этом безграничном,
Видна одна лишь к Господу любовь!

12 августа 2011 года
Vorotynsky

Удивительное место побывала прошлой осенью в 2017 году, хорошо приняли, очень уютная гостиница для паломников, благодать божия, хочу посетить монастырь еще раз летом,
огромная благодарность всем насельницам монастыря!

Удивительное место!
Прекрасное отношение сестер!
Все ухоженно и чистенько!
Невероятная благодать!
И двойная радуга после дождя♥

Не описать словами какое это замечательное место. Все очень ухожено, чисто, там прям летать хочется. Прекрасное отношение. А история какая! Очень советую.

Вчера посетили монастырь. Слов нет описать какая там благодать и красота! Очень хочу попасть на службу. В храме есть частичка мощей Иоанна Шанхайского.

были с внучкой и ее крестным в этом удивительно сказочном месте в январе,но даже мороз не затмил той красоты и тепла,которые исходят от этого места,поистине неземная благодать.

Были нам в августе 2013 г. Это непередаваемые ощущения. Столько благодати. Огромное спасибо матушке Михаиле за теплый прием, удивительную экскурсию, за заботу. Побывайте там, уверена не пожалеете )))

Была там несколько раз. Ощущение просто потрясающее! Вокруг красота, умиротворение. Один раз попала на службу. Такой службы я ни разу в своей жизни не посещала. Голоса просто ангельские, такие светлые, чистые. Мурашки по коже. Такое ощущение, что реально это был «разговор с Богом» и нас коснулась его благодать. Монахини все такие добрые, чистые душой. Смотришь на них и уже от этого становится на душе светлей. Советую побывать.

Надо обратить внимание, что в 20 веке оба храма монастыря, хотя, естественно, и не использовались по прямому назначению,но не были разрушены. Здесь будет уместным выражение «стояли в запустении» (отсутствие дверей, рам на окнах,опавшая штукатурка. ). Да, стояли в запустении, но и в таком виде их стены и купола уже издали манили к себе и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е гг. прошлого века.

6 января была там впервые. и буквально влюбилась в это место и в этот монастырь. какое-то сказочное ощущение было, очень хочется посетить его летом.

Место во истину благодатное! Всегда очень гостеприимные, доброжелательные монахини! Очень люблю бывать там!

Удивительные ощущения- свет, тепло, спокойствие, тихая радость, благодарность, восхищение, умиротворение-это Спасо-Преображенский Воротынский монастырь

когда училась в школе,около 10 лет назад (7-8 класс), помогали восстанавливать,сколько там помета было-не передать.кучу мусора выгребли.а рядом кости чьи-то находили,наверное,животных, плиты по кускам собирали,до сих пор не могут прочесть,что на них написано.нас даже кормили там.а теперь такие отзывы хорошие,и ни разу не видела,что стало.обязательно схожу)))

словами трудно передать нужно там побыть

Недавно в Мавгнитогорске была православная выставка-ярмарка. Купили ваши сухарики. Кормим внучку (она родилась 1 кг всего, ест плохо), а если в супе 1-2 сухарика, то съедает всю порцию. Вот так с Божьей помощью и Вашей управляемся. Спаси вас, Господи!

Недавно побывал там с сыном и тещей. Впечатления самые хорошие. Красиво, чисто, отношение со стороны монахинь доброжелательное. Всем рекомендую.

Необыкновенной красоты и атмосферы гармонии и покоя место!

Были там сегодня, очень красиво а внутри храма просто супер!! Я в восторге, дорога хорошая- советую сьездить всем.

Удивительное место. Все красиво, ухожено. Поражает хозяйство, которое ведут монахини.

А на какие деньги восстанавливали монастырь??Там же одни развалины были.

Будучи первокурсником истфака проходил практику в этом месте. Помогали в реставрации монастыря (делали конечно больше черновую работу, нежели косметическую). Судя по фотографиям всё действительно сильно преобразилось!В 2005-м казалось, что конца и края работе нет!Молодцы! Очень большую работу проделали!Нужно обязательно посетить монастырь!

Статья очень интересная! Поностью согласна с вышеприведёнными комментариями — сразу же захотелось туда съездить — посетить такую Святыню и просто красоту! Да, я была там летом 2009 года около его ворот — строительство тогда ещё шло полным ходом! И такая вот красота получилась!
Автору за статью отдельное спасибо — такие интересные тайны поведал, даже предположить не могла! И почему-то не ожидала, что монастырь женским окажется!

Очень интересно, обязательно туда приеду!

Спасибо автору, что кратко и доступно рассказал про такое место,аж туда поехать захотелось.

Спас на угре монастырь

Адрес: г. Калуга, Пригородная зона, с. Спас на Угре

Настоятельница: игумения Анастасия (Мордмилович)

Клирики: протоиерей Вадим Кобяков, иерей Вячеслав Федоров

Сайт монастыря: spasnaugre.ru

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы –– редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора –– кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже –– одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.

4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «ансамбль Спасо-Воротынского монастыря». 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Фотографии: Дмитрий Иванов, Михаил Чупринин, Александр Хмелевский

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Монастырь был основан князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским, владетелем этих земель, в XV веке в честь главного исторического события этого региона — Великого стояния на реке Угре, состоявшегося в 1480 году. Возможно, создателем обители был ученик преподобного Тихона Калужского местночтимый святой Никифор Медынский (ум. 1506 г.). Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1511 году в грамоте московского князя Василия III, который владел этими землями к этому периоду. Поддерживалась обитель на средства Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и других местных знатных родов. Монастырь спокойно существовал до реформы XVIII века, пока в 1764 году он был упразднён. Две церкви, уцелевшие к началу ХХ века, являлись к этому моменту приходскими. В 1930-е их закрыли, имущество разорили и вдобавок уничтожили древнее кладбище со старинными надгробиями.

Хотя в советское время монастырь имел статус исторического наследия, здания находились в упадке. В начале XXI века полуразвалины были переданы Церкви. Началась реконструкция храмов. В 2007 году монастырь был возрождён как женский — теперь он действует как скит Калужского Казанского монастыря.

Пришло время и для возрождения древней святыни Калужской земли – Спасо-Преображенского Воротынского монастыря.

В начале зимы 1999 г. по благословению тогда еще архиепископа Климента мы вместе с Матушкой игуменией Николаей впервые подъехали к разрушенным храмам монастыря. Матушка Николая восстанавливала из руин Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце, и своей твердой надеждой на помощь Божию не дала проникнуть в наши души унынию, когда глазам открылся безотрадный вид.

О возрождении этого святого места молились наши Владыки митрополит Климент и архиепископ Георгий, наш старец схиархимандрит Михаил, схиархимандрит (тогда — схиигумен) Илий, Матушка игумения Николая.

Летом начали раскапывать от строительного мусора храмы, делать временные кровли, затыкать мешками с сеном дыры в сводах. Казалось, что восстановить это невозможно.

Но Господь действует там, где немощь человеческая отступает. Сестры вспоминают: «Летом приехали незадолго до Преображения приготовить храм к молебну. Целый день вывозили из храма мусор, рубили заросли из бузины и крапивы вокруг храма. На Преображение послужили молебен. Пришли и первые прихожане. Сразу же стала своей теперь уже почившая бабушка Аня.

Она сильно плакала после молебна и рассказывала, что еще девочкой пела в этих храмах на клиросе, слышала звон колоколов и никак не чаяла, что доживет до того момента, когда начнут оживать храмы».

Только в 2005 г. обитель была передана Калужской епархии в пользование. В это же время Владыка Климент смог направить сюда государственное финансирование. Это было чудом, когда вдруг из руин стали вырисовываться очертания храмов в их былом величии.

В 2006 г. с Божией помощью и общими усилиями здание было построено, и митрополит Климент освятил новый корпус для сестер.

Да воздаст Господь сторицею всем, кто помогал возрождению монашеской жизни нашего монастыря.

Пока стоят эти храмы, будут возноситься в них молитвы о строителях, благоукрасителях, жертвователях святой обители сей, а сестры будут молиться о всех, благодаря Бога, помогшего людям воссоздать эту древнюю русскую красоту.

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Богослужение в монастыре

Духовник школы – протоиерей Вадим Кобяков. Детей немного и они не старше 9 лет, поэтому предметы — только Закон Божий, церковное пение и рисование. Каждое воскресенье полчаса бывает занятие по Закону Божьему и 1 час — либо рисование, либо пение.

В проектах ВШ участвуют старшие дети – прихожане монастыря. К Рождеству и Троице были поставлены спектакли, в которых наряду с маленькими прихожанами участвовали и старшеклассники.

Спектакли показывались на фестивалях, в Воротынской ДШИ, в Детских домах, других учебных заведениях, Православном лагере «Златоуст».

фотогалерея

При монастыре действует Воскресная школа для детей-инвалидов и их родителей.

Специфика школы не позволяет проводить занятия с детьми так, как это делается в обычной школе, т.к. дети имеют тяжелые умственные патологии (ДЦП, аутизм, синдром Дауна, олигофрения и т.п.). Занятия проходят отдельно со взрослыми. Им преподаются основы катехизиса, рассказывается о церковных таинствах, праздниках и т.п. С детьми в это время занимаются сестры монастыря, которые имеют педагогическое образование. Занятия проходят в игровой, доступной для детей форме.

Важной составляющей учебного процесса являются паломничества. Многим родителям и детям-инвалидам не под силу ездить по святым местам самим, а вместе со всеми они охотно едут и в далекие путешествия, так как среди них уже сложилась атмосфера взаимопомощи, сострадательное, участливое понимание трудностей ближних. Поездки проводятся с целью воцерковления, восприятия благодатных впечатлений от Богослужения, святыней, к которым совершаются поездки. Дети и родители знакомятся с историей нашей Родины. Все это воспитывает их в православном духе. В паломничествах они на Святых местах посещают богослужения, причащаются, окунаются в источниках. За время существования школы семьи с детьми-инвалидами побывали в Киеве, Почаеве, Псково-Печерском монастыре, посетили святыни Екатеринбурга, были на Валааме, в Санкт-Петербурге, Ярославле, Смоленске, Дивееве, Нило-Столобенской пустыни, поклонялись Московским святыням, объехали все монастыри Калужской митрополии и т.д.

На Рождество, Пасху и другие церковные праздники в Воскресной школе устраиваются утренники, чаепития, концерты, семьям дарятся подарки.

Сестры монастыря совместно с родителями и детьми посещают на Рождество и Пасху семьи с лежачими детьми-инвалидами, поздравляют с праздниками, дарят подарки.

Наши больные дети стараются участвовать в фестивале-конкурсе «Угра – Пояс Пресвятой Богородицы» и даже занимают там призовые места. Количество посещающих Воскресную школу – 50-70 человек.

фотогалерея

Основным культурно-просветительским проектом, направленным на работу с молодежью, стал фестиваль детского творчества «Угра – Пояс Пресвятой Богородицы».

Несколько лет монастырь совместно с ДШИ п. Воротынск, проводит конкурс-фестиваль, основными задачами которого стали воспитание у детей любви к своей малой родине, знакомство с Православием, его святынями, изучение родной истории и т.д.

фотогалерея

В нашем монастыре есть своя пасека. Сестры с молитвой используют дары природы. Занимаются изготовлением лечебной мази из воска и прополиса, делают настойку из пчелиного подмора, настойку из прополиса, изготавливают прополисные холстики. В конце августа – сбор меда. Также сестры-травницы занимаются сбором трав. Из трав изготавливаются чаи, помогающие при разных заболеваниях, а также делаются ароматические масла.

Воротынский монастырь (Спас-на-Угре)

Калуга: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Калуги
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (57)
    • Храмы, соборы, мечети (14)
    • Парки (6)
    • Музеи (14)
    • Театры (1)
    • Зоопарки (2)
    • Национальные парки (1)
    • Мосты (1)
    • Площади (2)
    • Автовокзалы (1)
    • Рестораны и кафе (3)
    • Аэропорты (1)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Фестивали, праздники, шоу (1)
  • Забронировать отель в Калуге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Калуги

Автострада Проезд из Калуги до поворота на Воротынск, Резвань, далее – до ост. «Угра»
Автострада Проезд из Москвы по Киевской трассе до поворота на Калугу у поста ГИБДД, далее – до поворота на Воротынск, Резвань до указателя «Спасо-Воротынский монастырь».
Пригородная электричка На электричке от ж/д вокзала Калуга-1 до о.п. 188 км (ежедневно, несколько раз в день), затем около 1,5 км пешком в обратном направлении

Спас на Угре. Монастырь у великого стояния

Под Калугой, в селе Спас, есть Спасо-Воротынский монастырь с двумя шатровыми храмами. Ради этих шатровых храмов мы туда и поехали. Когда мы собрались туда, то изучение матчасти дало такие сведения — оказывается, монастырь-то стоит на этом месте не просто так, а в память о стоянии на Угре 1480 года. Именно том самом, великом, после которого хан Ахмат… и далее по тексту, все в учебниках по истории читали. Монастырь стоит не на Угре, на уже на Оке, но совсем неподалеку от устья Угры.
Проехав мимо Калуги, мы свернули к монастырю. Он виден с дороги, хорошо виден, и нет сомнений, что красив. Но вид со стороны — это далеко не все. Надо зайти внутрь, чтобы он открылся во всей своей красе.
Надпись у ворот сообщает,что фотографировать храмы и природу можно, а монахинь — нельзя. Это уже признак нормального, адекватного руководства… Очень и очень приятно.
С целью посмотреть на храмы и на природу мы сюда и приехали. И не зря.

Спасо-Воротынский монастырь был основан то ли в конце XV, то ли в начале XVI века на средства местного князя Дмитрия Федоровича Воротынского, поддерживался пожертвованиями князей Воротынских, Стрешневых, Хитетовских. Тургеневы, калужские дворяне, тоже поддерживали монастырь вкладами.

Шатровый храм Спаса Преображения был построен в XVI веке. Шатровый — неспроста, шатры всегда обозначали храмы-памятники. Этот шатер — строгий, гладкий, без украшений. Только внизу, по верху четверика, его окружает ряд кокошников, да на восьмерике тоже углубления-кокошники. Не знаю, может быть, изначально был еще какой-то декор, позднее стесанный, но это вряд ли.

Когда мы там были, собор реставрировался, внутри почти было пусто, только неоконченный иконостас стоял. Сейчас, думаю, уже закончили.

За алтарем собора собраны остатки разоренного уникального некрополя, в котором, говорят, были надгробия аж XVI века… Мы туда не полезли, так что не знаю, какие именно сохранились.

Стоящая рядом с собором трапезная Введенская церковь, в которой пока и ведутся службы, увенчана двумя маленькими шатрами. Она построена позже, в XVII веке. Ее колокольня пристроена намного позже — в конце XVIII века, до этого она была деревянной (и, видимо, стояла отдельно).

О скромности монастыря свидетельствует то, что к XIX веку все здания, кроме построенного в самом начале собора и трапезной палаты с храмом, были деревянными. Да, была еще одна каменная келья — и все.
Сейчас, впрочем, каменных построек здесь не больше, чем в давние времена, а деревянных и вовсе практически нет. Правда, ограда теперь тоже каменная, да новенький жилой корпус, наверное, побольше той каменной кельи, упомянутой в документах.

Тишина и красота здесь просто неописуемые. Со смотровой площадки открывается вид на долину Оки (а не Угры, как можно было бы подумать). Сейчас трудно себе представить, что было здесь несколько веков назад. Сейчас же пейзаж совершенно мирный…

Сама смотровая площадка очень гостеприимная — со скамейками и столиком. Наверное, и насельницы здесь отдыхают.

Есть скамеечки и рядом с храмами — оттуда можно любоваться монастырем. А вокруг цветут цветы в огромном количестве — видно, что здесь за ними ухаживают с большой любовью и знанием дела. И сердечно, что отражается даже в форме цветка.

Есть элементы ландшафтного дизайна, но в строго выдержанном монастырском стиле.

Уезжая из этого места, нельзя не остановиться на дороге, идущей вдоль Оки, чтобы еще раз посмотреть на ансамбль из трех шатров. После того, как посмотришь на них вблизи, издалека они выглядят иначе, чем с первого взгляда…

Проезд: от Москвы по трассе М3, свернуть на Калугу на большом кругу, далее поворот направо на Воротынск. За мостом через Угру — налево через переезд.

Спас на угре монастырь

Спасо-Преображенский Воротынский монастырь, также известный как Спас-на-Угре — действующий женский монастырь, расположенный в селе Спас в том месте, где р. Угра впадает в р. Оку. На территории монастыря находятся два каменных шатровых храма, построенных в XVI-XVII веках. Ансамбль монастыря является объектом культурного наследия федерального значения.

Монастырь был основан на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в конце XV-начале XVI вв. вскоре после Великого Стояния на реке Угре . Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. Монастырские постройки в основном были деревянными. Исключение составляли три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. В 1764 г. монастырь был упразднен в связи с секуляризационной реформой Екатерины II, храмы стали приходскими. Уже к началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в начале ХХ века. Источник: сайт монастыря

В 30-е гг. XX века оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в. В 1960 году вышло постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР», согласно которому ансамбль Спасо-Преображенского Воротынского монастыря ставился на государственную охрану. Впрочем это мало повлияло на общее состояние храмов. Здания продолжали ветшать.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 1965-1970 гг. Источник: PastVu

Фактически в 1990 году храмы пребывали в руинированном состоянии, что видно на соответствующей фотографии.


Храмы Спасо-Преображенского монастыря в 1990 г. Источник: Соборы.ру

За последующие десять лет никаких позитивных подвижек в вопросе реставрации зданий не случилось. Возрождение монастыря и реставрация храмов начались в начале XXI века.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2000 году. Источник: сайт монастыря

Состояние зданий до начала реставрационных работ было плохим. В шатре Преображенской церкви была пробоина, по сводам шли трещины. У Введенского храма не было кровли, из-за чего своды трапезной разрушились, а по стенам поползли разломы. В стене первого этажа в советские годы пробили проём для проезда автомобилей. Оба храма почти на метр вросли в землю, из-за чего исказились их пропорции.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2004 г. Источник: Соборы.ру

Проект реставрации храмов был разработан московским реставратором В. Н. Шараповым с группой архитекторов. Спасательные работы велись под руководством Д. Аксенова.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2006 г. Источник: Соборы.ру

В 2007 году монастырь был возрождён как женский — в качестве скита Калужского Казанского монастыря.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2008 г. Источник: Соборы.ру

Реставрация храмов заняла несколько лет. Помимо этого были выстроены новые монастырские постройки, в том числе жилой корпус для сестер.


Храмы Спасо-Преображенского Воротынского монастыря в 2009 г. Источник: Соборы.ру

В настоящее время на территории монастыря расположены собор в честь Преображения Господня (1), церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы (2), сестринский корпус (3), кельи (4), церковная лавка (5), некрополь (8), смотровая площадка (9), хозяйственная постройка (11) и гостиница для паломников (14). Территория обнесена оградой (7) со Святыми воротами (6) и хозяйственными воротами (13). Выполнено благоустройство: устроены декоративные каменные стенки (10), разбиты цветники (12).


Источник: Соборы.ру

Как отмечалось выше, Спасо-Преображенский Воротынский монастырь расположен в селе Спас. Само село очень небольшое, его постоянное население в 2010 году составляло 32 человека.

Со смотровой площадки монастыря открывается вид на берега Оки. Чуть дальше виден железнодорожный мост в устье реки Угры.

Сразу при входе на территорию монастыря по левую руку располагаются кельи, построенные в начале XXI века.

Вдоль дорожек размещены небольшие скульптуры. Эта композиция, например, располагается возле Спасо-Преображенского собора:

Ближе к Оке на камнях расселись две совушки:

К востоку от Спасо-Преображенского собора находится некрополь. В XIX веке архимандрит Леонид Кавелин обнаружил на кладбище бывшего Спасского монастыря надгробные плиты. После революции 1917 года кладбище было разорено. Местные жители рассказывают, что был приказ уничтожить плиты, но некто спас их, приказав закопать в землю. В 1970-х гг. известный археолог Л. А. Беляев, занимавшийся изучением надгробий, во время раскопок на месте бывшего кладбища обнаружил несколько надгробных плит и описал их. Позже, уже при восстановлении монастыря в начале XXI века, возникла необходимость снять лишний грунт возле храмов. Тогда обнаружились закопанные в землю надгробия.

Калужские археологи Г. А. Массалитина и И. В. Болдин сделали описание некоторых плит. Стилистический анализ и прочтение надписей, нанесенных на части плит, позволили установить, что самые ранние из них могут быть отнесены к концу XV — началу XVI в., наиболее поздние — к первой половине XVIII в. На протяжении нескольких лет, пока велись работы по планировке территории монастыря, надгробия продолжали попадаться в земле. Некоторые из них были целые, много оказалось частей, из которых постепенно составились почти целые плиты.

Старейшей постройкой монастыря является собор в честь Преображения Господня, представлящий собой прекрасный образец архитектуры шатровых храмов. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогов в архитектуре других стран.

Спасо-Преображенский собор был построен в XVI веке, не ранее 1550 года.

Основной несущий объем собора –– кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. Декор фасадов лаконичен. Плоскости фасадов разделены пилястрами и увенчаны ложными закомарами — кокошниками. Центральный кокошник укрупнен по отношению к боковым. Килевидный рисунок повторяют и декоративные элементы восьмерика.

Главный вход в собор, расположенный на западном фасаде, оформлен в виде перспективного портала. Из плоскости стены игрой светотени выступает лишь верхний киль портала.

Аналогично оформлен и южный вход в Преображенский собор. Над входом разположены киот и окно без наличника.

В киот помещена икона с образом Исуса Христа.

Южный портал входа в собор и киот с иконой:

Рядом с южным порталом когда-то размещалась палатка, построенная одновременно с собором. Ее остатки обнаружены при археологических работах Л. А. Беляевым в 1970-х годах. Это была квадратная в плане, трехстенная палатка, возведенная вперевязку с южной стеной храма. Вход располагался в западной стене. Над палаткой, перекрытой коробовым сводом, помещалась маленькая главка, крытая черепицей. Почти всю небольшую площадь палатки занимал высокий кирпичный постамент, вытянутый с запада на восток. Возможно, в палатке почивали святые мощи какого-то неизвестного подвижника. Палатка предположительно была разрушена в Смутное время, когда монастырь был полностью разорен. В настоящее время место, где располагалась палатка, распознается за счет неровной кладки и разрыва тяги, отделяющей основной объем здания от цоколя.

С востока к четверику храма примыкает трехчастный алтарь.

Грани пирамиды шатра не отмечены какими бы то ни было рёбрами. Переход на восьмигранный световой барабан выполнен в виде простой перемычки.

Главка, венчающая барабан, покрыта муравлёным лемехом.

Церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы построена приблизительно между 1660 и 1725 годами. Впрочем, по косвенным признакам исследователи установили, что вероятно построена она была до 1607 года, а спустя примерно сто лет перестраивалась и переосвящалась.

Отличительная особенность храма — наличие двух небольших шатров, что является крайне редким иконографическим типом в русском зодчестве. Примечателен и тот факт, что в середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола. Например,когда в 1655 году было решено построить два придела у шатровой церкви Успения в Вешняках, то Никон повелел завершить их круглыми, а не островерхими главами. Введенская церковь в Спасо-Преображенском Воротынском монастыре, несмотря на перестройки в конце XVII — начале XVIII веков, сохранила завершение в виде двух шатров.

Изящный верх, оформленный шатрами, контрастирует с массивным низом, включающим трапезную и большой подклет. При этом объем собственно церкви представляет собой прямоугольный параллелепипед, вытянутый не по продольной, как обычно, а по поперечной оси храма.

С восточной стороны стены здания поддерживаются тремя мощными контрфорсами.

В отличие от строгой монументальности Спасо-Преображенского собора, Введенская церковь подчеркнуто нарядна. Оконные проемы обрамленны каменными наличниками, завершающимися треугольными фронтончиками.

Переход от основного объема здания к шатровому завершению осуществлен при помощи кокошников.

Шатры поставлены на восьмигранное основание, декорированное нишами, горизонтальной тягой, карнизом с дентикулами («сухариками»), кокошниками.

Снаружи расположение шатров подчеркивает планировочные особенности храма.

Трехярусная колокольня, увенчанная шпилем, является более поздней пристройкой. Она была возведена в конце XVIII века.

В отличие от старинной части храма, колокольня оштукатурена. Второй ярус завершен треугольными фронтонами.

Во время восстановления монастыря монахини пытались звонить в старые треснувшие колокола на «импровизированной колокольне» — трубе, прикрепленной к опоре. Вскоре монастырю были подарены первые пять небольших колоколов. Со временем количество колоколов увеличивалось, и сейчас на отреставрированной колокольне имеется оборудованная звонница.

Сегодня Спасо-Преображенский Воротынский монастырь является подворьем Казанского Девичьего монастыря в г. Калуге. Храмы монастыря являются одними из старейших зданий Калужской области и редким примером шатровой храмовой архитектуры.

Спас на угре монастырь

Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)

Из рассказа о путешествии по маршруту: Тихонова Пустынь – Спас-на-Угре – Полотняный завод

Спасо-Воротынский монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название — Спас-на-Угре, посмотрев по карте, я решила включить его в наш маршрут. Да и волшебное слово – Угра – рассеяло все сомнения. Подумалось – посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку – Пояс Богородицы и этого будет достаточно. То, что мы увидели – это эстетическая редкость.
…Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море – последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля…

…На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи.

Дорога: Киевское шоссе (трасса М3), село Спас, река Угра

195км от Москвы,

20км от Калуги
* доезжаем до поворота на Калугу, далее в середине деревни Мстихино поворачиваем направо на Резвань, в конце посёлка Резвань поворот налево на д.Спас (будет указатель «Спасо-Воротынский монастырь»), переехать ж/д пути и направо, к монастырю поворот направо в горку (указатель «Магазин»). Парковки нет. Если машин много, то придется припарковаться где-то в стороне. Дорога хорошая.

Этот монастырь у нас из серии открытий. Сначала меня заинтересовало его название — Спас-на-Угре (старинное название На-Усть-Угры-Спасо-Воротынский монастырь), посмотрев по карте я решила включить его в наш маршрут. Смутили – тексты в интернете, рассказывающие о «запущенности» и «очень плохой дороге». Поэтому сомнения были – бить машину и смотреть на заросшие порослью стены не хотелось.
Но буквально волшебное слово – Угра – рассеяло все сомнения.
Подумалось – посмотрим хотя бы на Ту Самую Реку – Пояс Богородицы и этого будет достаточно.
…Я не знаю кто пишет статьи в интернете. То, что мы увидели – это эстетическая редкость.
Оказывается женский Спасо-Воротниковский монастырь стоит на макушке, хотела написать холма, но это будет неверно – кургана, который находится в пойме Угры. Пойма – это плоский очень широкий берег, весной его заливает разлившаяся река. Летом же здесь – ржаное поле, ржаные поля… И это нереально красиво. Я уже забыла, когда заходила по пояс в ржаное море – последний раз это было в детстве. Васильки, колючие колоски, солнце, голубое небо, горячая земля…
Монастырь, как бы приподнятый горкой вдалеке, будто парит над рожью.

Подъехав, мы правда, еле припарковались. Дорога в горку, узкая, впереди перекрыта стройматериалами реставраторов, справа – монастырская стена, слева – огороды.
Монастырь – это две белоснежных церкви. Одна – действующая (Введения во храм Пресвятой Богородицы, 17в.), вторая (Спасо-Преображенский собор, 16в.) уже сверкает полированными зелеными луковками, но пахнет ещё ремонтом.

Все в клумбах, грядках, огородах, парниках. Земля здесь очень солнечная, поэтому видим рано покрасневшие бока помидоров в тепличках, крепкие кочанные головы. Монахини ходят бесшумно …раз, вроде кто-то пробежал. И опять тихо и никого не видно.

Бушует укроп

Капустные грядки и перчики

Что поразило – здесь есть смотровая площадка – полукруглая, с балюстрадой, и скамеечкой под пышными плакучими ивами. Обзор отсюда – нереальный. Зеленая плоскость – луга, желтые квадраты – поля, серая ленточка – дорога, зеленые шарики – деревья, разноцветная рябь – домишки где-то далеко-далеко. А Угры и не видно. Она только угадывается по мосту и тёмно-зеленому окаймлению растительностью. Угра здесь впадает в Оку, т.е. в этом месте её устье (см. старинное название монастыря).

Впереди по линии деревьев течёт Угра

Сама деревня Спас, вернее, место на котором она стоит имеет очень древнюю историю. Здесь в уже в 11 веке стоял древнерусский город– археологи нашли массу крайне интересных находок, от железных кольчуг, до женских украшений и арабских монет. Есть мнение, что Спас – более позднее название первого «старого» Воротынска, а переименование связано с возникновением в нач.15 века второго «нового» городища Воротынск, которому «подарили» имя (в 5км от Спаса) и сделали «столицей» удельного княжества. «Старый» же Воротынск/Спас упоминается в летописях с 1155 года (!): «…Святослав Ольгович выменял у племянника своего, сына Всеволодова, города: Снов, Воротынск и Карачев…».
Эти земли были удельными родовыми вотчинами князей Воротынских. Воротынские – это древний княжеский род «от третьего сына князя Михаила Черниговского».

Историю Спасо-Воротынского монастыря писать сама не буду. Возьму разные исторические выдержки из Калужской летописи, которые рисуют общую картину.
«В 1408 году, реку Угру назначили границею между Литовскими и Московскими владениями».
«В 1453 году Апреля 10 дня Князья Воротынские с Великим Князем Литовским Александром заключили договор, быть им в службе и владении Александра».
«В 1490 году Князья Бельские, Баратынские и Воротынские присоединились опять к России, от коей отторгнуты были в разныя времена».

Когда было Великое Стояние на Угре (1480, по сведениям историком в районе деревни Палатки) – где-то в этом месте у деревни Спас располагалось татарское становище, где жили ханские жены (по одной версии) или именно отсюда произошло бегство хана Ахмата (по второй версии) .
Считается, что этот «на усть Угры на Оке монастырь Спасский» основал Князь Дмитрий Воротынский где-то

в нач.16века. Естественно, изначально он был деревянный.

Спасо-Преображенский собор – первый каменный храм монастыря. Он шатровый – а такая форма означает, что он имеет мемориальное значение, т.е. установлен в честь военной победы взятия Казани Иваном Грозным (1552г.) и на месте старой деревянной Преображенской церкви.

Введенская церковь – особенная. Она одновременно и двухглавая и шатровая, что само по себе большая редкость. Это очень «камерное направление в русской архитектуре» времени «первых Романовых» — знаменитое узорочье. Вычитала ещё одну интересную мысль: что такая форма показывает «как через монастырское строительство проникала в провинцию сложная, изысканная и маньеристическая придворная архитектура Москвы».

PS. На самом деле очень мало сведений про этот монастырь. Очень мало. Какие-то толики после ужасающе долгих поисков нашла в интернете, какие-то в Калужской летописи. Сложила – и получилось то, что вы сейчас прочитали. Могу ещё добавить, что Введенская церковь обладает удивительной душевностью. Когда я зашла в неё (нужно подниматься по высоким ступенькам) – внутри никого не было, кроме одной монахини, читающей Псалтирь. Я взяла свечку (денежку опускаешь сам в ящик) и тихо стала ходить, ища куда её поставить. И слева в углу увидела икону Богородицы – она меня буквально притянула. А потом в храм вошла ещё одна женщина, оказывается она специально сюда приехала из Калуги (!) на такси, чтобы заказать службу. Это меня очень удивило.

Вот красивое фото монастыря.
А вот каким был Спас-на-Угре ещё в 2004 году.

PS. От деревни Мстихино до Резвани очень красивый участок дороги – через сосновый бор, чистый такой, звонкий, сухой. Мы не выдержали, остановились и кинулись в солнечную душную параллельность сосновых стволов. За 10 минут насобирали земляники и черники. Наелись, надышались. насмотрелись и вперёд. На крошечном рыночке в Резвани у местной бабули купила замечательный кабачок за ..10 рублей, и кило огурцов за ..40 рублей. Причем в самое начало сезона.. 1 июля..

Рассказ о путешествии по маршруту: Тихонова Пустынь – Спас-на-Угре – Полотняный завод

Спас на угре монастырь

Cпас на Угре

Попасть в Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь (он же Спас-на-Угре, Спасо-Воротынский, Спасов монастырь, «вон та белая церковь с Угры видна») довольно легко. На машине надо браться до деревни Угра, которое находится на реке Угра между Мстихино и Воротынском, со стороны Калуги надо проехать все село до автобусной остановки, затем свернуть под горку к железной дороге с хорошим асфальтом, которая выведет прямо к монастырю. Пешеход может доехать до соответствующей остановки на воротынском автобусе, но удобнее всего доехать на электричке, выйти на остановке «188 км» после Калуги-2.

Платформа 188 км. Электропоезд сообщением Калуга-1 — Сухиничи-Главные следует на станцию Воротынск. Пока еще в старом окрасе.

Вдоль железной дороги пройти обратно порядка 70 метров до жилого дома, перейти полотно в сторону Оки на восток — и вы в поле, на краю которого виднеется шатер церкви. В нелетнее время церковь мелькающую среди голых деревьев видно из окна поезда.

По дороге (есть и тропа, но мы пошли по дороге) зашли в деревню, где повернули снова на восток, на главную деревенскую улицу, прошли по ней метров сто и уже там пошли напрямую к церкви.

Деревня Спас — обычная русская деревня.

У монастыря дорога улучшилась, говны присыпаны щебенкой. Здесь же стоит палатка, закрытая, но со звонком, летом она работала.

Белый монастырь здорово контрастирует с окружающей чернотой бездуховности мирской жизни. Посмотришь налево — унылое говно, посмотришь направо — божия благодать.

Ворота Спасова монастыря.

Строения Спасо-Воротынского монастыря одни из самых древнейших памятников средневекового зодчества на территории Калужской области, середина XVI века, почти пол-тысячи лет им!

Крест и чешуйчатый купол.

Наноцерковь. Да, модернизация и инновация добралась и до православия. Теперь и насекомым есть где помолиться. Горка очень классная, камушки до боли знакомые, что затосковал по любимом Кавказу.

Такая церковь и детям понравится

Древние монастырские стены

Монастыри Калужской области — самые православные в России!

Рядом строительство часовни (не уверен) на месте частично утраченного кладбища

Дровишки. а рядом еще и банька.

Прямо напротив монастыря за Окой находится капище (священная поляна) современных язычников «родноверов».

Деревня Желыбино. Историческое название правого берега Оки в этих местах — Гамаюнщина.

Анненки. Микрорайон Калуги. Он находится также на левом берегу Оки. Река здесь резко меняется направление своего течения с меридионального на широтное.

Железнодорожный мост через Угру магистрали Москва — Киев с электричкой Сухиничи — Калуга. Правее моста Плетеневка и Резвань с многочисленными дачами.

Вид на деревню Спас

Воротынский монастырь был основан по случаю бескровной победы над условными «монголо-татарами» — знаменитое стояние на Угре. Почему-то каждому известно про Куликово поле — кровавой драме, место действия которой толком не доказано, но про Стояние на Угре, память о котором осталась в земле, исторических документах и местной топонимике известно мало. А победа была прекрасной, дипломатической — правители покачали мускулами, войны не случилось, враги ушли домой, никто не пострадал. На людей это произвело большой эффект — по тем событиям были названы села (Дворцы, Палатки), а территорию, на которой было стояние окрестили Поясом Богородицы, частью которой и является Спасов монастырь.

Первый раз здесь побывал году в 2000-м. Ремонтные работы только разворачивались, была обычная заброшенная церковь. Как водится, русскую православную церковь восстанавливали таджикские мусульманские руки.

Немного археологии. Как видно из культурного, слоя монахини питаются полноценно, найден также букет цветов, судя по всему подаренный к 8 марта. Из автотранспорта на территории монастыря обнаружены две новые иномарки. Как не умерщвляй плоть, но на дворе XXI век, приходится церкви соответствовать духу времени: нужно тоже быть успешным, иначе кому ты, неудачник, нужен. Так что ругать церковь, особенно ее руководство, за яхты, золото и крутые тачки не стоит.

Церкви и монастыри всю свою историю были богатыми и влиятельными учреждениями. Ну кто поверит в Бога, если церковь будет маленькой, бедной и некрасивой?

Плитка монастырская противокаблучная, Господу каблуки противны, а длинные юбки приятны, я с Господом совершенно согласен.

Кот-охранник

Наполненные духовностью, вышли из монастыря в сторону Шопино, намереваясь переправится через Оку, о чем будет отдельный рассказ.

Ссылка на основную публикацию