Солисты хора сретенского монастыря

Хор от Бога

Ж ивой орга́н. Хор Сретенского монастыря часто сравнивают по звучанию с этим величественным инструментом. Что бы ни исполнял коллектив: церковные песнопения, русские народные песни или гимн России.

Один из древнейших монастырей столицы. Построен на месте сретения (встречи) чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. Этот образ по преданию избавил Москву от Тамерлана. С тех пор зазвучали в обители песнопения – день и ночь монахи молились о мире на Руси.

Ровесник обители – монашеский хор. Самый старый певческий коллектив России – с шестисотлетней историей. Сретенские певчие сопровождали торжественные городские крестные ходы. В 1925 году обитель закрыли – не стало и хора. Лишь спустя 70 лет возродили традиции духовного песнопения.

«С нами Бог». Музыка Павла Чеснокова. Переложение Андрея Полторухина. Солист Алексей Татаринцев.

Хор монастыря не значит хор монахов. В обители пять коллективов: семинаристы, хор братии, прихожан, хор женский и концертный. Все поют на богослужениях, а «представительские» выступления – удел тридцати хористов – профессиональных музыкантов с духовным образованием.

«Верую». Музыка Александра Гречанинова. Переложение Александра Амерханова. Солист Дмитрий Белосельский.

Удивительное a’cappella. «30 человек с голосовой палитрой, заменяющей целый симфонический оркестр. Два баса-октависта, роскошь, которой славятся только русские хоровые коллективы. И каждый певец – настоящая находка», – говорит регент Никон Жила.

«Выхожу один я на дорогу». Музыка Елизаветы Шашиной. Стихи Михаила Лермонтова.

«Особые скрепы». Гармонии звучанию добавляет внимание к духовной составляющей произведений. И здесь помогает статус монастырского хора и тот факт, что его участники – люди воцерковленные. Музыканты дружат семьями, крестят детей и встречают праздники.

«Ой, то не вечер». Казачья народная песня.

Светская премьера. Сретенский хор вне храма впервые выступил в Кузбассе 10 лет назад. С тех пор освоены лучшие концертные площадки: Кремлевский дворец и Консерватория, Рождественский и Пасхальный фестивали. Что не отменяет обязательного участия в богослужениях.

Миссионерские гастроли. Нью-Йорк, Вашингтон, Лондон, Торонто, Сидней, Берлин. Молебен под сводами собора Парижской Богоматери и концерт в ЮНЕСКО. Сретенский хор совершил мировое турне в честь объединения Русской православной церкви.

Олимпийские достижения и… новые спортивные традиции. Исполнение гимна России в «сочинском варианте» произвело настоящий фурор. И обрело последователей. Подмосковный хоккейный клуб «Витязь» решил открывать каждый домашний матч гимном в исполнении Сретенского хора.

«Небо и земля». Название программы хора и краткий экскурс в репертуар. На счету музыкального коллектива восемь альбомов. Духовные песнопения, народные песни, романсы. Произведения известные и уникальные. Как греческое песнопение, основанное на древней Византийской системе ладов.

«Полюшко-Поле». Музыка Льва Книппера, стихи Виктора Гусева. Обработка Дмитрия Лазарева.

Новая страница. В 2017 году в монастыре построят церковь Новомучеников и Исповедников Российских на Крови. Храм большой – на две тысячи прихожан… и слушателей хора. Уникальное звучание коллектива в родной обители дополнится соборной акустикой.

Документальный фильм архимандрита Тихона Шевкунова «Русские»

Жизнь верой и честью.
Хор Сретенского монастыря.
Православные песнопения

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Видеозапись концерта

Личный кабинет меломана

синхронизация с мобильным приложением

Полная версия доступна в Личном кабинете

Личный кабинет на meloman.ru — это:

  • — эксклюзивные видеозаписи
  • — история просмотров
  • — собственные плейлисты
  • — синхронизация с мобильным приложением

Хор Сретенского монастыря
В программе:

«Хвалите Имя Господне» (киевский распев)

«Воскресение Христово видевше» (киевский распев)

Митрополит Иларион (Алфеев)
«Во Царствии Твоем помяни нас, Господи»

Диакон Сергий Трубачёв
«Братие, сие да мудрствуется в вас»

Д. Бортнянский
«Коль славен наш Господь в Сионе»

«Разорённая дорожка» – солдатская Песня войны 1812 г.

Казачьи народные песни:
«Не для меня придёт весна», «Чёрный ворон», «Ой, то не вечер»

Хор Сретенского монастыря

Хор при Московском Сретенском монастыре возник одновременно с основанием монастыря в 1397 году и существует уже более 600 лет. Перерыв в деятельности хора пришелся лишь на годы гонений церкви в период советской власти. В 2005 году его возглавил Никон Жила, выпускник РАМ имени Гнесиных, сын священника, с детства певший в церковном хоре Троице-Сергиевой Лавры. В нынешнем составе хора – семинаристы, студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и академии, а также вокалисты из Академии хорового искусства, Московской консерватории и Гнесинской академии. Помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор поет на торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в миссионерских поездках и значимых событиях в жизни Русской православной церкви. Участник международных конкурсов и музыкальных фестивалей, хор активно гастролирует: с программой «Шедевры русского хорового пения» он объехал США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Дискография хора включает в себя альбомы духовной музыки, записи русских народных, казачьих песен, дореволюционных и советских городских романсов.

В составе хора — студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии и Академии, Академии хорового искусства, Московской консерватории и Российской академии музыки имени Гнесиных.

Помимо регулярных служб в Сретенской обители, хор участвует в особенно торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, миссионерских поездках представителей Русской Православной Церкви, ведет активную концертную и гастрольную деятельность, записывается на компакт-диски. Коллектив принимал участие в концерте в честь открытия первого православного храма в Риме, освящении собора в Иверском монастыре на Валдае и храма святых Константина и Елены в Стамбуле, выступал в зале «Аудиториум» папской резиденции в Ватикане, парижской штаб-квартире ЮНЕСКО и Соборе Парижской Богоматери. В 2007 году хор совершил масштабное турне, посвященное объединению Русской Православной Церкви, концерты которого проходили на лучших сценах Нью-Йорка, Вашингтона, Бостона, Торонто, Мельбурна, Сиднея, Берлина и Лондона. В рамках миссии Русской Православной Церкви участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки» (концерты в Коста-Рике, Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе и Асунсьоне).

В репертуаре коллектива, помимо духовной музыки, лучшие образцы песенной традиции России — русские, украинские и казачьи песни, песни военных лет, известные романсы, которые артисты исполняют в уникальных хоровых аранжировках, не оставляя равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки в России и за рубежом.

Хор Сретенского монастыря – Первый сольный концерт в Москве!

25 сентября 2009 года в Камерном зале международного Дома музыки на Краснохолмской набережной, ВПЕРВЫЕ В МОСКВЕ, с сольным концертом выступит хор Московского Сретенского монастыря

В исполнении уникального коллектива прозвучат шедевры русской духовной хоровой музыки, всеми любимые русские, украинские, казачьи народные песни, произведения отечественной и мировой песенной классики в обработке для мужского хора acapella, выполненные специально для хора Сретенского монастыря.

Начало концерта в 19:00.
Билеты можно приобрести в кассах ММДМ или заказать по телефону 8 926 520 19 09.

Сретенский хор – это удивительный мостик, где прошлое встречается с будущим, где явственно ощущается связь времен. / Сергей Чесноков

ХОР СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

При Московском Сретенском монастыре хор существует уже больше 600 лет – с тех пор, как в 1397 году был основан монастырь. Перерыв пришелся только на годы советской власти — годы гонений.

В 2005 году, с благословения архимандрита Тихона (Шевкунова), хор возглавил нынешний регент – Никон Степанович Жила, выпускник Российской Академии Музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в церковном хоре Троице-Сергиевой Лавры. Хор, параллельно со службами в монастыре, начал работать над записью студийных альбомов и вести активную концертную деятельность.

Основа хора – семинаристы, студенты Сретенской семинарии и выпускники Московской духовной семинарии и академии. Вместе с ними в хоре заняты вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории, Академии музыки им. Гнесиных.

В составе хора 30 человек. Восемь басов (в том числе два октависта), семнадцать первых и вторых теноров, каждый из которых – настоящая находка для любого хора. Собственные композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Роман Масленников. Первоклассные солисты: Дмитрий Белосельский, Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Скрыльников, Петр Гудков, Александр Корогод, Алексей Татаринцев. Дмитрия Белосельского критика нередко ставит выше некоторых других всемирно известных российских исполнителей. Но в хоре все его участники являются послушным инструментом в руках регента Никона Степановича Жилы, превращающего созвучие голосов в живой орган.

Помимо регулярных служб в Сретенской обители, Сретенский хор поет на особо торжественных Патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной церкви.

В 2008 г. в рамках миссии русской православной церкви хор Сретенского монастыря участвовал в «Днях России в странах Латинской Америки» и с огромным успехом выступал на Коста-Рике, в Гаване, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе, Ансунсьоне.

«Первая задача хора – это участие в богослужениях. Два раза в неделю коллектив полным составом поет в храме. – рассказывал Н.Жила в интервью «Российской газете» — Но есть еще одно направление, которое близко нам. Это русская песня ХХ века. В этот период, когда православная вера была гонима и насильственно изгонялась из памяти народа, были созданы удивительные песни, которые чем-то, пусть весьма отдаленно, но заменяли в душах людей неизвестные им молитвенные состояния.»

В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России – русские, украинские и казачьи народные песни («На горушке, на горе», «Ах, ты степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна», «Ой, на горi»,). Песни военных лет, такие как «Враги сожгли родную хату», «Эх, дороги» или вальс начала ХХ века «На сопках Манчжурии», звучат уникально – Сретенский хор исполняет их акапелла. Популярные и всеми любимые романсы «Белой акации гроздья душистые», «Утро туманное» в хоровых аранжировках не оставляют равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки в России и за рубежом.

По оценке дирижера оперного оркестра Сан-Франциско, профессионального певца Томаса Бюссе, хоральная аранжировка Ф.Степанова известного романса Ф. Абта на стихи Ивана Тургенева «Утро туманное» позволяет хору «показать, на что способны тенора с легчайшим пианиссимо на высоких нотах. Даже профессиональные американские хоры вынуждены прибегать к фальцету на таких высоких нотах, но русские владеют достаточной техникой, чтобы вытянуть их».

Композитор Александра Пахмутова высоко оценила исключительную точность и выразительность аранжировок ее музыки в исполнении Сретенского хора без инструментального сопровождения.

В последние годы хор Сретенского монастыря записал несколько музыкальных альбомов с духовными песнопениями и лучшими песнями классического и народного репертуара.

Хор Сретенского монастыря: из небытия к мировой славе

7 июля в Московском Международном Доме Музыки прошло выступление хора Сретенского монастыря. В программе приняли участие Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной, а также победитель второго сезона шоу «Голос», Сергей Волчков. Концерт прошел «на ура», вдохновив многих зрителей на добрые дела и благородные поступки, подарив чувство тепла и умиротворения. Участники мероприятия, объединившись в одну команду, порадовали гостей композициями православных песнопений, народным творчеством и даже парой эстрадных песен. Daily Culture решил поближе познакомиться с историей хора и поделиться со своими читателями его захватывающей и невероятно мотивирующей историей.

Сретенский монастырь был основан в 1397 году во время правления князя Василия I. Постройка была возведена на Кучковом поле, в память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы. Впервые обитель приобрела огласку в семнадцатом веке, когда певчие сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. К сожалению, первоначальный облик монастыря был утерян. В наши дни посетители монастыря смогут увидеть лишь «новые» здания, самое древнее из которых, а именно пятиглавый собор монастыря, было возведено в 1679 году.

В годы революции и начала правления большевиков обитель разграбили, а часть уничтожили «для расширения уличного движения», как гласит официальная версия.

На фотографии можно заметить собор, а также ныне разрушенную церковь Марии Египетской, построенную в 1358 году. Этот храм являлся одним из древнейших в Москве, что дает ему статус памятника архитектуры. Исторически важное здание было безо всякого смысла разрушено в 1930 году, фотографии, запечатлевшей часть монастыря — более восьмидесяти лет. На некоторых старых фотокарточках, найденных на просторах интернета, можно разглядеть остатки фресок, которыми когда-то давно были украшены стены церкви.

При просмотре на черно-белые, почти выцветшие кадры сноса этого произведения архитектурного искусства замирает сердце и невольно закрадывается мысль, какими узколобыми и безрассудными иногда бывают люди. Что только не находилось в уцелевших зданиях: и общежитие офицеров НКВД, и школа, и художественный научно-реставрационный центр. Новую жизнь постройка начала лишь в 1991 году, когда Сретенский монастырь был передан в пользование Русской Православной церкви. В начале 2000-х годов начал крепчать и вести свою деятельность хор при монастыре. В 2005 году, по благословению епископа Тихона, хор возглавил регент Никон Степанович Жила, талантливый дирижер и в настоящее время заслуженный артист России. Жила делал все возможное, чтобы развивать традиции хора и выводить их на новый уровень. Регент провёл полную реорганизацию коллектива, пригласил новых одарённых композиторов, исполнителей, аранжировщиков и других ваятелей искусства. Все они были профессионалами своего дела. Однако главное требование ко всем кандидатам состояло в том, чтобы он был не только музыкально образованным, но и православным, глубоко верующим человеком. Таким образом, образовалась команда, скрепленная не только любовью к музыке, но и едиными целями и стилем жизни. Под началом регента был целиком изменен и расширен репертуар. Сретенский хор впервые начал исполнять «а капелла» песни военных лет. Коллектив записал студийные альбомы, а также приступил к ведению активной концертной деятельности — сначала в Москве, а затем по всей России и за границей. Хор выступил с программой в таких крупных религиозных точках как папская резиденция в Ватикане и Собор Парижской Богоматери в Париже. В 2007 году произошло одно из самых важных событий в жизни коллектива: тур по всему миру. Концерты прошли в таких крупных городах мира как Нью-Йорк, Вашингтон, Берлин, Сидней и Лондон.

Вместе с Жилой команда выступила в тридцати пяти странах на четырёх континентах. Заслуги регента перед хором и Сретенским монастырем неоценимы. Благодаря ему, репертуар хора популярен во всем мире, а Сретенский монастырь «встал с колен». Коллектив исполняет уже более 200 композиций, в число которых входят и зарубежные. Например, в рамках тура по США хор исполнял «Let my people go» которую в свое время исполнял Луи Армстронг. В своих интервью Жила подчеркивает, что команда хора может исполнять и такую музыку, поскольку они несколько шире смотрят на певческую культуру. Однако, регент всегда подчеркивает, что на самом деле эта песня глубоко духовная.

Кстати, хор Сретенского монастыря и Сергей Волчков не спроста устроили совместный концерт: как выяснилось, победитель шоу «Голос» пел в церковных песенных коллективах со времен обучения в университете. Вера занимает отдельное место в сердце исполнителя. Он во многих вопросах советуется с отцом Геннадием, который, как он говорил в одном из интервью, изменил всю его жизнь. Священник был свидетелем становления семьи Волчковых: от знакомства с женой во время песнопения до крестин их дочери Ксении.

Помимо концертной деятельности, коллектив занимается благотворительностью. При обители был организован фонд «Русский хор» — благотворительная организация, созданная для поддержания русской музыкальной культуры, а также на возрождение светского и духовного музыкального наследия и создание новых произведений искусства. Проект помогает обрести жизнь образовательным и научным программам, а также творческим коллективам и мастерам музыкальных искусств. Страничка фонда на сайте хора полна грамот и благодарственных писем: работа по оказанию поддержки идет полным ходом.

Хор Сретенского монастыря является отличным примером, как 46 человек, ведомые единой верой, силой духа, талантом и любовью к одному общему делу могут добиться по истине мировой славы и грандиозного успеха. История коллектива позволяет выявить мораль: где бы ни жил человек, какой менталитет в нем бы не был заложен, всех нас объединяет вера в самое доброе, светлое, бескорыстное и благородное, что может существовать на земле. И имя тому — любовь.

Интервью с руководителем хора Сретенского монастыря

  • Размещено: 04.03.2017 13:49
  • Страна: Россия
  • Город: Москва
  • Видео: https://youtu.be/-pH71c66oxw
  • Видео 2: https://youtu.be/V0ClUc9noq4
  • Описание
  • Местонахождение
  • Комментарии
  • Похожие анонсы

«Без духовной составляющей никакую экономику не поднимешь», — считает Никон Жила, худрук хора Сретенского монастыря.

Никон Степанович, на концерты хора Сретенского монастыря очень сложно достать билеты. У вас есть объяснение такой популярности церковного хора?

Никон Жила: (Задумчиво.) Мнение очень интересное, но, возможно, не совсем точное. Скажу вам немного правды: в глубинке мы порой выступаем в полупустых залах.

— Удивительно!

— Ничего удивительного. Во-первых, хоровое искусство — оно не для стадионов и не для широких масс. Особого шоу там не сделаешь. Во-вторых, сейчас такое время… Люди закрываются, стараясь спрятаться от проблем, что копятся в жизни. И достучаться до них порой бывает очень сложно.

Чувство локтя

— Пианист Денис Мацуев утверждает, что классическая музыка лечит. А вы, когда поёте, чувствуете, как меняются те, кто вас слушает?

— Безусловно! Был такой случай: нас пригласил выступить директор одного завода. О-о-очень далеко от Москвы. Ситуация сама по себе необычная — сегодня нечасто творческие коллективы приглашают к рабочим. Женская половина, как обычно, пришла с удовольствием, муж­ская — добровольно-принудительно, и посматривали они на нас достаточно угрюмо. Мы начали с наших любимых народных песен: «Ах ты, степь широкая!», «Во кузнице», «Степь да степь», «Не для меня придёт весна», «Амурские волны». Мужики, видимо, собирались пару песен послушать, а потом потихоньку, что называется, слинять. (Смеётся.) Но мы запели — и люди начали меняться. Когда мы предложили залу петь с нами, они сперва помялись: мол, неудобно, что это они петь будут. Но после второй песни начали подпевать, в середине забыли, что собирались сбежать, а в финале аплодировали стоя. Такой ответ зала дорогого стоит.

К сожалению, такие приглашения случаются нечасто. А людям это нужно. Они во время таких концертов открываются. Они становятся другими — начинают улыбаться. Даже друг на друга смотреть начинают по-другому — не с плохо скрытым неудовольствием, а по-дружески.

— Валерий Гергиев уже не первый год продвигает возвращение в школы хорового пения. У Елены Ростропович, дочери Мстислава Ростроповича, есть идея создать хоры в детских исправительных колониях. Скажите как профессионал: что даёт человеку пение в хоре?

— Умение выстроить отношение с соседом, чувство локтя, осознание того, что мы вместе. Это ж совершенно незабываемые ощущения — когда поёт хор. Когда люди объединены этим общим порывом, одной идеей, одним движением сердца, они меняются — выражение глаз, умение слушать и слышать. Когда этот настоящий, хороший, внутренний человек всё-таки выходит наружу, ради этого, собственно, и имеет смысл жить. Для меня хоровое искусство стоит на втором месте после храма, богослужения как то единственное, что по-настоящему может спасти человека от обыденности, что давит на нас.

Изменить этот мир

— У вас в репертуаре много советских песен. В чём их феномен? Уже страны, в которой их сочинили, нет. А песни всё поют и слушают. В том числе и молодёжь.

— Советская песня — явление уникальное. Это такое глубокое взаимопроникновение музыки и слова, которое, на мой взгляд, есть ещё только в духовных песно­пениях.

Большую роль в этом, наверное, сыграла историческая трагедия — когда в Россию в ХХ веке пришла Первая мировая война, потом революция, потом Вторая мировая. Кто-то в этом хаосе потерял ориентиры, кто-то отрёкся от человеческого состояния. А кто-то, наоборот, понял, что Бог и церковь — это единственная составляющая на Земле, где можно найти хоть какое-то спасение для души, для мыслей своих, для самого себя, где можно попытаться что-то понять. На пережитые трагедии наложились и славные страницы истории — и Победа, и научные наши достижения. Всё это сплавилось в советских песнях.

Мы же включили их в свой репертуар с подачи нашего наместника владыки Тихона, с его напутствия. Для меня это было очень необычно. Я из церковной семьи. А в этой среде существовало некое противление всему советскому. Потому что случались в истории СССР очень страшные моменты, рождавшие в людях внутренний протест. И советская песня в церковной среде воспринималась, скажем так, настороженно. Но владыка Тихон сказал замечательную вещь: «Для многих поэтов и композиторов совет­ская песня была продолжением молитвы». В те времена, когда нельзя было открыто выражать свои чувства, свою веру, люди всё равно продолжали какие-то внутренние поиски. И в песнях они выражали своё отношение к миру, к Богу, к людям. Собст­венно, ради этого художники и живут, и творят — чтобы как-то изменить этот мир. Для нас, людей церковных, это очень правильное понимание жизни. На нашем юбилейном концерте, в котором примут участие и наши друзья — Кубанский казачий хор, тенор Алексей Татаринцев, — 19 апреля в «Крокус Сити Холле», на Светлую седмицу, мы исполним и эти песни, и многое другое.

— Почему за 25 лет новой России не было создано таких песен, которые с удовольствием пели бы в компаниях или во время застолья, как поют советские?

— Хороший вопрос. Может быть, должно пройти какое-то время, чтобы эта музыка выросла, ведь не сразу же становились хитами те песни из советского времени. А работа и сегодня идёт — Александра Пахмутова держится, не так давно она написала совершенно гениальную музыку к песне «Зачарованная даль». Мы её на каждом к­онцерте исполняем.

— В Советском Союзе — при всех его идеологических перекосах — культуре уделялось очень большое внимание. И до революции меценаты активно вкладывали средства и в музеи, и в т­еатры. Почему прежние власти значение культуры понимали, а нынешние как-то не очень?

— Время, наверное, такое. Сейчас нужны какие-то сверхидеи, сверхдостижения и в экономике, и в обычной жизни. Даже от детей требуют сверхвозможностей — чтобы они были гениями сразу во всём. Но святейший патриарх много говорит как раз о том, что нам нужны достижения в духовной сфере — без этого, без духовной составляющей, никакую экономику не поднимешь. Потому что именно душа оказывает влияние на всю жизнь человека.

Досье

Никон Жила. Родился в 1976 г. в Загорске в семье священника. В 2001 г. окончил факультет хорового дирижирования Российской академии музыки им. Гнесиных. С 2000 г. — певчий в хоре Московского Сретенского монастыря. С 2005 г. — худрук хора.

Автор — Юлия Шигарева


Хор Сретенского монастыря

Надо настроиться на нужный лад, да вряд ли удастся. С утра страдаю раздражительностью.

Итак, новости, как водится, две. Одна плохая, другая хорошая. Плохая новость в том, что я узнала об очередном расставании. Расставания, даже чужие, очень меня расстраивают всегда…

Хорошая новость в том, что я сходила на концерт хора Сретенского монастыря. И об этом просто необходимо написать подробнее. Правда, не знаю, смогу ли я это сделать в условиях пребывания на работе. Постараюсь.

Билеты на концерт я купила «очень заранее». Тетушка (та самая, что ко мне теперь приехала), изъявила желание сходить на этот концерт. В то время еще и афиш не было в городе (да и не смотрю я на них почти!), и только небольшое объявление непосредственно в кассе говорило о том, что да, действительно, должны приехать, должны выступить.

Билеты стоили по моим меркам дорого. Я остановилась на цифре 800 рублей с человека, это партер, пятый ряд сбоку. Понятное дело, остальные билеты стоили дороже. Ну уж не так, как на Хворостовского (сумму в 4,5 тыщи я ему никогда не прощу), но все же. В общем, подготовилась.

И вот спустя почти два месяца этот день наступил. У меня, слава богу, не было дежурства, и, выйдя в 18.00 с работы, я вполне себе рано подъехала к Большому залу консерватории. Найти тетушку, затерявшуюся среди местной интеллигенции, на улице мне не удалось. Я зашла в зал, и только там ее встретила. Мы уселися на свои места, обсудили убранство зала (люстры, конечно, они!), порадовались тому, что мы пришли, посмотрели на окружавших. Народ постепенно заполнял зал, однако передние места в партере практически до последнего момента оставались пустыми. Зарезервированные, что ли, были для кого-то? Не знаю. Но наш ушлый народ, конечно, в итоге занял почти все.

Концерт начался с почти 10-минутным опозданием. Я уже начала в голове своей фантазировать на тему «солист отказывается выходить на сцену, капризничает…», или «мы ждем какую-то важную шишку». Но развить свои размышления не смогла, потому что раздался четвертый (!) звонок, зал притих, а на сцену выплыла молодая и в меру пафосная дама в блестючем черном платье и торжественно сообщила нам, что, мол, вы пришли на концерт хора Сретенского монастыря, ребята! Монастырю 600 лет, и все эти годы в нем пели. В настоящее время хор выступает по всему миру, даже совершил кругосветное путешествие…

Дама удалилась, а на сцену стали выходить мужчины в темных костюмах с белыми галстуками. Серьезные такие… Последним вышел их руководитель, Никон Жила. Если впечатление от хора – «серьезные», то от руководителя веяло легкостью. Не легковесностью, а легкостью. Ни толстый, ни худой, довольно стройный мужчина средних лет, по-моему, с небольшой лысинкой (хотя, может, это мне привиделось?), одетый в серый с отливом костюм. Визуальное впечатление хор производит очень приятное.

Выстроились они в две линии, регент их подошел к микрофону и сказал, что начать выступление они бы хотели с духовной музыки. В принципе, я была к этому готова: ведь это хор монастыря. Втайне я надеялась, конечно, что они споют что-нибудь известное мне. Но мои познания в такого рода музыке просто ничтожны, поэтому ничего знакомого я не услышала.

Названий произведений я, конечно, не помню. Кажется, большинство из них были посвящены празднику Пасхи (что-то вроде «Возрадуйся!» и «Смертию смерть поправ»). Я вслушивалась по большей части не в то, ЧТО они пели, а в то, КАК они исполняли произведения. Сколько голосов? Кто как вступает? Куда пошла мелодия? Как она вообще сделана? Я так поняла, что некоторые из произведений – это православные молитвы в обработке хоровых аранжировщиков.

Никон Жила просто объявлял очередное произведение, хор его пел. Без всяких проповедей и комментариев. Под конец этой части программы мне показалось, что хористам не хватает… купола храма над головой. Татарские виньеточки на плоском потолке показались мне в этот момент нелепыми. Но я вспомнила слова нашего хормейстера (а по ходу вечера я поневоле сравнивала «их» хор с «нашим»), так вот, я вспомнила, как он говорил, что у певца храм должен быть внутри. «Какая бы ни была акустика, представьте, что помещение, в котором вы поете, просто идеально. И постарайтесь. И тогда звук получится идеальным».

Что хор хорошо исполняет православные песнопения, думаю, и писать не стоит особо подробно. С первой же минуты стало понятно, что перед нами профессионалы высочайшего класса. Правда, поначалу мне чисто на слух не хватало теноров. Видимо, так были настроены колонки. Да, кстати, нужно отметить, что немного сбивало с толку то, что звук шел не от самого хора, а от колонок. Правильно, зал большой, и без микрофонов они бы его не покрыли, но все равно было чувство, что это колонки, а не живые голоса. Однако потом стало все равно, колонки это или нет, но об этом позже. И вот, не хватало теноров ах, видать, звукорежиссер немного не отрегулировал. Или это просто уши так устроены…

Были произведения, когда хор оглушал. Тетя отметила, что если бы они вздумали запеть действительно в полный голос, то это было бы нечто. Но мне больше понравились произведения, в которых хор был «притихшим»…

«Попсовая» программа началась еще до антракта. Как говорится, «понеслось!»: хор стал исполнять казачьи, дореволюционные и советские песни, опять-таки в обработке их аранжировщиков. В мотивах все равно слышались отголоски православных песнопений, традиция. Но это не было навязчиво, это просто такой способ петь, такая мелодика. И правда, как еще без оркестра, басами и тенорами, передать богатство музыкальной структуры? Само строение хора подсказывает ответы.

Что запомнилось больше всего?

Безусловно, «Черный ворон». Хор исполнил эту песню вместе с солистом. Солист – это такой дядечка, который выходит откуда-то из второго ряда, встает перед микрофоном и начинает петь… В хоре, я так поняла, солистов несколько. Мы слышали четверых. Так вот, возвращаясь к «Черному ворону». Песня, как известно, тяжелая. Но солист Михаил (ну не помню я фамилию, ну убейте меня. Михаил Миллер, кажется, не убивайте!) исполнил ее так, что… Как объяснить? Вот он поет про то, как он там на поле выехал, как его коня ранило, как его самого тоже ранило, и ты чувствуешь, что тоже умираешь. Буквально, вместе с героем песни. А когда он поет, что, мол, передайте матери, что за родину я пал, а потом жене, что «я женился на другой», а потом про свадьбу со смертью… — то тут практически невозможно не заплакать… Я с трудом сдержалась, как говорится, «слезы на глазах». И как этот Михаил владеет голосом! Вот он по оперному выводит какой-то пафосный момент. А вот он уже надтреснутым голосом поет про умирающего… А вот он с нежностью поет о доме и семье…

Тот же солист залихватски исполнил «Вдоль по Питерской». Перед тем, как начать петь, он вышел к микрофону, сделал «руки в боки», при этом отодвинув пиджак в стороны так, чтобы был виден его немаленький животик. Ну прям Шаляпин 🙂 В общем-то, и юмора ему не занимать.

А еще хор спел «Эй, ухнем!» Впервые послушала слова этой песни. Столько, оказывается, раздолья в ней. Раздолья какого-то географического. Как будто широта реки, гуща лесов, небо – все в ней. Чисто русская песня.

«Сбацали» «Во кузнице». Я ее, в принципе, сама пела в школьном хоре. Однако почему-то в исполнении хора монастыря она мне показалась… похабной. «Пойдем, Дуня, в огород» 🙂

Еще один солист, тенор (Дмитрий Белосельский, кажется), спел «Белой акации гроздья душистые». Такой ностальгией по ушедшим годам молодости от нее повеяло!

«Любо, братцы, любо» — вообще страшная песня. Опять предстала перед глазами весьма красочная и ужасающая картина умирания. «Кости мои белые коршуны по степи разнесут» — ну кошмар, кошмар… эту песню пел второй Михаил (Михаил Туркин?). Серьезный мужчина, помоложе первого Михаила. Упитан, но не тяжеловесен, с бородкой. Ухоженный, они все такие. Голос – основательный, очень правильный. Не такой живой, как у первого Михаила, но трогает не меньше. Тетя стала утверждать, что он монах, а я видела мелькнувшее на пальце кольцо. Так и спорили до конца концерта и после него – так «да» или «нет»? Каждая при своем осталась.

А в один прекрасный момент руководитель хора прочитал следующий текст: «Там вдали, за рекой. Зажигались огни, В небе ярком заря догорала. Сотня юных бойцов. Из буденновских войск. На разведку в поля поскакала». Поколению 90-х этот текст прекрасно известен из репертуара группы… «Руки вверх». Каково же было мое удивление, когда Никон Жила рассказал, что песня эта – дореволюционная, казачья. И это был «отряд казаков», а брали они какой-то город, чье название я не помню… «И отряд казаков шел с победой домой, только в нем казаков было мало…».

Была еще одна такая песня, которая казалась мне напрочь советской. А оказалось, что она про сибиряков, воевавших против японцев в Первую мировую. Название забыла… Ой, вообще все впечатления нужно на ходу записывать: забываю, как старая калоша, всё.

А вот спросите меня, от чего я получила наибольшее удовольствие? Вот спросите! И я вам отвечу!

Наступил такой момент в концерте, когда хор стал петь песню «Прощай, любимый город». Ну поют они первый куплет, потом припев, потом второй куплет. А на начале припева Никон Жила повернулся к залу – и стал НАМ дирижировать. Мол, давайте, не сидите, подпевайте смелее. И мы стали подпевать. Сначала тихо, а потом все увереннее. Спели и припев, и еще куплет, и еще припев. Солист нам подпевал, и хор нам подпевал (именно они нам подпевали, а не мы им). Так что, товарищи, мы, можно сказать, влились в коллектив. И это было безумно приятно!

Руководитель хора с радостью объявил песню Игоря Матвиенко «Выйду ночью в поле с конем». И поначалу он ожидал, что и ее зал будет петь вместе с хором. Но на этот раз не вышло. Тут надо прояснить ситуацию. Вопрос в том, кто сидел в зале. А сидели там тетеньки уже преклонного возраста и дяденьки, умудренные опытом многопрожитых лет. Лично я там встретила трех своих преподавателей (двое из которых точно профессора, третий – просто очень умный, наверное, тоже профессор), а также еще одного работника завода, большого любителя классической музыки, память о прошлой работе… То есть это контингент, который группу «Любэ» не слушает. Совсем. Никогда. Так что… господа эти слышали песню в первый раз. И слов напрочь не знали. А я знала. Поэтому подпевала поначалу. Но потом перестала, решила послушать. Хор спел «воцерковленную» версию песни. По-моему, я ее в их же исполнении слышала, только вместе с группой «Любэ». Они ее сделали, когда еще был жив «подголосок» Николая Расторгуева Анатолий Кулешов (он погиб в ДТП), который, кроме того, что пел в группе, руководил проектом «Традиции православного пения». Так что такое исполнение песни всегда заставляет меня вспомнить о нем и еще раз пожалеть о том, что не стало такого человека и певца хорошего.

Потом Никон Жила вышел к микрофону и сказал, что наверняка есть в зале люди неправославные. Но при этом наверняка большинство из нас задумывались о том, как все правильно устроено в этом мире. «И вот, — сказал он, — сейчас мы бы хотели исполнить песню, которая, безусловно, рассказывает об этом. Эта песня – о Боге». Вышел солист Михаил (который серьезный), неожиданно хитро улыбнулся и запел: «За то, что только раз В году бывает май, За блеклую зарю ненастного дня Кого угодно ты На свете обвиняй, Но только не меня, Прошу — не меня. …». Зал под одобрительное дирижирование руководителя хора, запел: «Этот мир придуман не нами, Этот мир придуман не мной». Действительно, трудно возразить – и вправду, самая что ни на есть «песня о Боге»…

В общем, замечательный это хор! Удивительно слаженный, умный, с юмором, в меру пафосный. Профессионалы. Насчет слаженности хотелось бы отдельно сказать: это просто поразительно, как они слышат, видят, чувствуют друг друга. Солист, дирижер и хор работают как единое целое. Вот они орут фортиссимо (громко-громко. ), а через секунду уже все почти шепчут. Это какой-то фирменный прием у них, своя особая интонация. Но впечатления от такого исполнения просто поразительные!

На середине концерта тетушка стала приговаривать: «Я еще хочу! Если они еще приедут, обязательно купи билет!» А в конце, на последней песне, мы им стоя хлопали всем залом. И не хотелось отпускать… Зал (тоже ведь не глуп, не примитивен!) почувствовал настоящую КУЛЬТУРУ и силу духа.

Зашли мы в консерваторию в 18.30, вышли в 21.00. Я и не заметила, как прошло это время. Но точно знаю, что оно прошло С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ДУШИ. Спасибо большое хору Сретенского монастыря, и дай им Бог здоровья и успехов.

(Спасибо за помощь в создании поста товарищу Интернету за уточнение некоторых фактов и тетушке, которая меня сподвигла пойти «в концерт»).

Хор московского Сретенского монастыря

Архивное событие 2013 года

В 2013 году

При Московском Сретенском монастыре хор существует уже больше 600 лет – с тех пор как был основан монастырь в 1397 году. Перерыв пришелся только на годы гонений церкви во времена советской власти.

Около 10 лет назад в возрождающемся монастыре хор постепенно начал приобретать свои современные черты.

В 2005 году, с благословения архимандрита Тихона (Шевкунова), хор возглавил нынешний регент – Никон Степанович Жила, выпускник Российской Академии Музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах Троице-Сергиевой Лавры. Хор, параллельно со службами в монастыре, начал работать над записью студийных альбомов и вести активную концертную деятельность.

Основа хора – семинаристы, студенты Сретенской семинарии и выпускники Московской духовной семинарии и академии. Не менее важная часть состава коллектива — вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории, Академии музыки им. Гнесиных.

В составе хора 30 хористов, каждый из которых – настоящая находка для творческого коллектива. Среди них собственные талантливые композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Андрей Полторухин, Роман Масленников. Первоклассные солисты: Дмитрий Белосельский, Михаил Миллер, Михаил Туркин, Иван Скрыльников, Петр Гудков, Алексей Татаринцев. Дмитрия Белосельского критика нередко ставит выше некоторых других всемирно известных российских исполнителей. Но в хоре все его участники являются послушным инструментом в руках регента Никона Степановича Жилы, превращающего созвучие голосов в живой оргáн.

Помимо регулярных служб в Сретенской обители, Сретенский хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной церкви.

В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России – русские, украинские и казачьи народные песни («На горушке, на горе», «Ах, ты степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна. », «Ой, на горi»,). Песни военных лет, такие как «Враги сожгли родную хату», «Эх, дороги» или вальс начала ХХ века «На сопках Манчжурии», звучат уникально – Сретенский хор исполняет их акапелла. Популярные и всеми любимые романсы «Белой акации гроздья душистые», «Утро туманное» в хоральной аранжировке не оставляют равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки в России и за рубежом. По оценке дирижера оперного оркестра Сан-Франциско, профессионального певца Томаса Бюссе, хоральная аранжировка Ф.Степанова известного романса Ф. Абта на стихи Ивана Тургенева «Утро туманное» позволяет хору «показать, на что способны тенора с легчайшим пианиссимо на высоких нотах. Даже профессиональные американские хоры вынуждены прибегать к фальцету на таких высоких нотах, но русские владеют достаточной техникой, чтобы вытянуть их».

Добавьте отзыв!
—> Добавьте отзыв!

Твитнуть

Купить билеты на «Хор Сретенского Монастыря» в Саратове

Сколько веков стоял Сретенский монастырь, столько существовали и хоры при нём, впервые получившие широкую известность в XVII столетии, когда певчие обители сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. А в конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт — вместе с ним не стало и хора.

Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 году обители начал приобретать около 10 лет назад. В 2005 году, по благословению епископа Тихона (Шевкунова), хор возглавил его нынешний регент — Никон Степанович Жила. Вскоре, одновременно со службами, Сретенский хор приступил к записи альбомов и активной концертной деятельности.

Основа хора — студенты Сретенской семинарии, а также выпускники Московской духовной семинарии и Академии. Не менее важная часть коллектива — вокалисты из Московской академии хорового искусства, Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных.

В составе хора — и собственные композиторы и аранжировщики: Федор Степанов, Александр Амерханов, Дмитрий Лазарев, Иван Черемухин. Первоклассные солисты: Михаил Миллер, Иван Леонов, Михаил Туркин, Вадим Зарипов, Алексей Закатов.

Помимо регулярных служб в Сретенской обители, Сретенский хор поет на особо торжественных патриарших богослужениях в Московском Кремле, участвует в международных музыкальных конкурсах и миссионерских поездках Русской Православной Церкви

В репертуаре хора, помимо духовной музыки, собраны лучшие произведения песенной традиции России — русские, украинские и казачьи песни («На горушке, на горе», «Ах, ты степь широкая», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо», «Нiч яка мiсячна. », «Ой, на горi»). Песни военных лет, такие, как «Враги сожгли родную хату», «Эх, дороги» или вальс начала ХХ века «На сопках Манчжурии», звучат уникально — Сретенский хор исполняет их акапелла. Популярные и всеми любимые романсы «Белой акации гроздья душистые», «Утро туманное» в хоральной аранжировке не оставляют равнодушными ни специалистов, ни любителей музыки и в России, и за рубежом.

В последние годы хор Сретенского монастыря записал несколько музыкальных альбомов с духовными песнопениями и лучшими песнями классического и народного репертуара.

Солисты хора сретенского монастыря

Хор всеобщей радости

На Светлой седмице хор Сретенского монастыря дает два концерта в Москве: 22 апреля выступит в Доме музыки, а 27 – в Крокус Сити Холле. Уникальный коллектив по-настоящему популярен, и самым ярким подтверждением этого стало участие Сретенских хористов в церемонии открытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи, где они исполнили самую главную песню страны – гимн Российской Федерации. В Пасхальные дни коллектив побывает и в разных городах страны. О хоре Сретенского монастыря в интервью порталу «Приходы» рассказывает его художественный руководитель, заслуженный артист России Никон Жила.

Хор Сретенского монастыря принимает участие в целом ряде пасхальных концертов. Для чего они нужны? Как Вы могли бы объяснить их смысл?

– Пасха – центральное событие христианской истории и смысл всей нашей духовной и богослужебной жизни, поэтому радость этого праздника всеобъемлюща. Конечно, в первую очередь она выражена и сосредоточена в богослужении, но, так как прошел пост, прошло время сугубого покаяния, хочется более праздничного настроения, а саму эту пасхальную радость хочется продлить и, не побоюсь этого слова, усугубить. Поэтому мы готовим концертную программу, в которую включаем и духовную музыку, и светскую.

– Подбираем более позитивные, соответствующие празднику песни, чтобы – повторюсь – подольше побыть с радостью праздника. В нашу программу обязательно входят патриотические песни и шедевры русской хоровой песенной музыки. Мы часто их исполняем, они всем известны, но все равно их любят наши слушатели, да и мы сами.

На концертах хор выступает не один. С чем это связано? Ведь не с тем же, что хор не справляется с программой?

– Действительно, мы будем выступать с разными исполнителями, потому что нам хочется внести разнообразие в программу, чтобы в нее вошли композиции, которые мы не исполняли раньше, а всем известные песни зазвучали по-новому. Это интересно в первую очередь нашим слушателям, поэтому думаю, что подобные творческие эксперименты – это хорошо.

С кем бы Вы хотели выступить?

– Не могу, сказать, что это тайна… Многие варианты пока обсуждаются. Например, мы хотим выступить с победителем шоу «Голос» Сергеем Волчковым, с ансамблем солистов оркестра имени Осипова… Есть и другие исполнители, с которыми мы хотели бы сделать номера, причем исполнить не только светскую, но и духовную музыку.

Одно из ярчайших событий в истории хора Сретенского монастыря – исполнение гимна Российской Федерации во время церемонии открытия Зимних Олимпийских Игр в Сочи. Расскажите, пожалуйста, когда Вы узнали, что будете петь?

– Выступление на Олимпиаде, действительно, – одно из самых существенных событий в творческой биографии нашего хора и большая честь для всех нас. О том, что нам предстоит выступать, мы узнали неожиданно за несколько месяцев до церемонии, и мы сами долго не могли поверить, что это правда.

– Репетировали. Много репетировали.

Ваш хор когда-нибудь исполнял гимн на мероприятиях или это было первое выступление такого рода?

– Не припомню, чтобы с нами было что-то подобное. Так что, пожалуй, это первое подобное выступление.

– Что было самым сложным? Может быть, возникали чисто акустические сложности? Все-таки стадион огромный, а хор – совсем небольшой.

– Да, наверное, справиться с акустикой было самым сложным, И подготовка занимала достаточно много времени. К тому же это было не только наше исполнение: для этого варианта гимна сделали прекрасную оркестровку, замечательно работали акустики… Так что это выступление – результат совместного труда немалого количества людей, которым мы очень благодарны за сотрудничество и помощь!

После олимпийского выступления нет ли планов, когда будете записывать новый диск, включить исполнение гимна? Или, например, чтобы именно Сретенский хор исполнял гимн на официальных мероприятиях?

– Пока об этом мыслей не было, но Вы подали хорошую идею! Может быть, если будет такая возможность, мы это обязательно сделаем!

Сколько человек сегодня поет в Сретенском хоре?

– По меркам церковных хоров наш коллектив достаточно большой – порядка 26-28 человек. Возможно, если исключить Синодальный хор, не будет ошибкой сказать, что хор Сретенского монастыря – самый многочисленный мужской церковный хор Москвы.

Ваши хористы – это непременно монахи Сретенского монастыря и семинаристы?

– Нередко люди думают, что если хор связан с монастырем, значим, в нем непременно поют монахи или семинаристы. Но это не всегда так. В Сретенском монастыре поет несколько хоров: семинарский (15-20 человек), хор братии (пять-шесть человек), народный (то есть хор прихожан), женский и концертный, то есть наш. Все это пять совершенно разных коллективов! И все они поют на богослужениях в обители, но чаще всего с концертными программами выступает именно наш хор.

Обычно мы поем на вечерних субботних и утренних воскресных богослужениях и на праздничных службах в монастыре, если только по благословению наместника монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) не оказываемся в этот день в поездке или не поем на Патриаршем богослужении.

Уже стало традицией, что в основе нашего праздничного хора – музыканты, выпускники Академии хорового искусства имени В.С.Попова, Российской академии музыки имени Гнесиных, студенты Сретенской семинарии, выпускники Московской духовной семинарии. Многие хористы – мои друзья, коллеги, с которыми мне доводилось работать раньше.

Нет ли идеи создать детский хор, может быть, чтобы воспитывать новую смену для будущего Сретенского хора?

– У нас были мысли об этом, но организовать такой хор сложно, так что пока мы только сотрудничали с уже существующими подростковыми хорами. Например, в прошлом году выступали в Крокус Сити Холле с хором мальчиков Московского хорового училища имени А.В.Свешникова. У мальчиков очень чистые, светлые голоса, и работать с ними нам было интересно и радостно. Также мы готовили программу с учащимися Академии хорового искусства имени В.С.Попова. Мы очень рады этому сотрудничеству, ведь многие наши хористы – выпускники этих учебных заведений, и, действительно, может быть, кто-то из тех, кто пел с нами, со временем станет участником нашего коллектива.

Какое песнопение из тех, что вы исполняли, самое неожиданное?

– Мы считаем, что, как концертный хор, имеем возможность быть несколько более свободны в выборе репертуара и в какой-то мере можем ориентироваться на то, что могло бы понравиться нашим слушателям. Скажем, хор братии монастыря вряд ли мог бы пользоваться такой свободой, но им это и не нужно.

Может быть, неожиданном было исполнение «Go down Moses» во время нашей поездки в Соединенные Штаты. Эта композиция, спиричуэл, и мы разучили ее для наших русско-американских слушателей. Кажется, они немного повеселились, а песня вошла в наш репертуар.

А какое из многочисленных выступлений особенно запомнилось?

– Выступлений было много, какое-то одно выделить сложно, ведь у хора очень насыщенная и разнообразная концертная программа. Однако помнится, например, выступление в 2006 году в Париже в Соборе Парижской Богоматери. Наверное, впервые мы выступали перед такой многочисленной аудиторией: хор пришли послушать более пяти тысяч человек.

Канон. Беседа с хормейстером и солистом Хора Московского Сретенского монастыря Дмитрием Лазаревым и Павлом Киселевым

Поделиться:
  • Александр Крузе

Предыдущие выпуски

  • 19 октября 2019 г. Канон. Заслуженная артистка России Евгения Смольянинова. Часть 2
  • 12 октября 2019 г. Канон. Заслуженная артистка России Евгения Смольянинова. Часть 1
  • 5 октября 2019 г. Канон. Группа «Калина Фолк». Часть 2
  • 28 сентября 2019 г. Канон. Группа «Калина Фолк». Часть 1

Время эфира программы

  • Суббота, 26 октября: 02:05
  • Суббота, 26 октября: 12:05
  • Понедельник, 28 октября: 05:30

Анонс ближайшего выпуска

В гостях у программы — известный армянский музыкант Норайр Барсегян. В музыкальном мире Норайр известен как один из лучших дудукистов и популяризаторов народной армянской музыки. В студии Норайр расскажет о своем инструменте и исполнит несколько произведений.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 25 октября 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

Мульткалендарь. 25 октября

25 октября 2019 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

25 октября. Преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов

25 октября 2019 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

25 октября. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу

25 октября 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

Этот день в истории. 25 октября

24 октября 2019 г. Конференции. Заседания. Доклады

Открытие и 1-е пленарное заседание II Международного съезда регентов и певчих РПЦ

Вопросы и ответы

Какова роль молитвы в семейной жизни?

— А какова роль и каково значение цементной известки, которая скрепляет кирпичи? Выложите дом просто из кирпичей, но забудьте бетонный раствор положить между рядами: первое штормовое .

Как сохранить семейное счастье?

— А что говорит Булат Окуджава? Как сохранить семейную жизнь? Да послушайте его песенку: давайте говорить друг другу комплименты, высокопарных фраз не нужно опасаться, давайте ловить .

Нормально ли периодическое желание побыть в одиночестве, если ты в браке?

— Все познается в сравнении. Поэтому для такого мотивированного супруга или супруги возможность, когда все легли спать, на кухоньке раскрыть молитвослов, почитать канон к Причастию или .

Как относиться к недостаткам супруга?

— Человек слеплен из недостатков, «выпуклостей и вогнутостей», но при этом каждый из нас создан по образу и подобию Божию. Помните, религиозный философ Чаадаев как-то написал .

© 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Ссылка на основную публикацию