Смольный монастырь в Санкт Петербурге

Смольный монастырь

Воскресенский новодевичий Смольный монастырь — женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744—1764 годах.

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Она велела выстроить обитель на месте небольшого дворца при Смольном дворе, где она часто жила в юные годы.

В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и чрезвычайно высокой колокольней, а также институт для девушек из дворянских семей. Отсюда и название «девичий».

Предполагалось разместить сто двадцать девиц из благородных семей. Для каждой персоны велено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же, как их будущей настоятельницы, отдельный дом.

Смоляной двор был местом, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря в 1744 году был поручен архитектору Франческо Бартоломео Растрелли.

Комплекс монастыря был сформирован из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов. Вместо крепостных стен, до того окружавших подобные обители, зодчий разместил стены с лепниной и вазами. В качестве доминанты — высокая колокольня над въездными воротами, которая должна была стать выше колокольни Петропавловского собора — 140 метров.

Торжественная церемония закладки нового монастыря состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. И монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат и тысячи мастеровых для возведения стен. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.

После сооружения всех фундаментов ансамбля в мае 1751 года приступили к возведению стен. 23 мая 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна. Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё колокол в 20 000 пудов, шириною более 6,5 метров. Этот колокол должен был стать больше московского царя-колокола.

Вскоре началась война с Пруссией и финансирования для строительства стало недостаточно. Строительство пошло медленно.

После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. И достраивал Смольный монастырь Юрий Матвеевич Фельтен по поручению Екатерины II, а Растрелли новой императрицей был отстранён от дел. В монастыре уже жили 20 монашек.
С 1765 по 1775 год Фельтен достроил корпуса, но интерьеры завершить не смог опять из-за недостатка денег.

Екатериной II в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».

В 1797 году Павлом I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Для воспитанниц Воспитательного общества по соседству было построено здание Смольного института, а бывшие кельи монастыря занял Вдовий дом.

Собор бывшего монастыря был достроен архитектором Василием Стасовым лишь в 1835 году, он строился 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым. Высокая колокольня так и не была построена. Но богослужения в соборе продолжались до 1923 года.

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

В XXI веке в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ, Факультет международных отношений СПбГУ, также с 2009 г. Факультет политологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (232)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскребы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (19)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро ст. «Чернышевская».
Автобус № 136, 54, 74.
Маршрутное такси № 76.

Одним из самых красивых соборов Санкт-Петербурга считается Смольный собор или собор Воскресения Христова. Он является не только частью архитектурного комплекса Смольного монастыря, но и главным храмом учебных заведений города.

Сегодня при соборе открыты воспитательное общество для девочек от 4 до 12 лет «Школа смолянок», патриотическое общество для мальчиков от 5 до 10 лет «Пажеский корпус», а также детская воскресная школа Смольного собора.

Режим работы Смольного собора

С 2015 года собор является действующим православным храмом. Ежедневно в нем проводятся богослужения. Посетить собор можно с 07.00 до 20.00.

Расписание богослужений в Смольном соборе Санкт-Петербурга:

  • 07.00 и 09.30 — две Божественные литургии (по воскресеньям, праздникам);
  • 07.40 — Божественная литургия (ежедневно);
  • 14.00 — молебен;
  • 15.00 — панихида;
  • 16.00 — вечернее богослужение.

Интерьер Смольного собора:

Смольный собор был построен по приказу императрицы Елизаветы Петровны, которая хотела возвести монастырь на месте дворца, где прошло ее детство. Разработка проекта была поручена знаменитому мастеру — Бартоломео Франческо Растрелли. Закладка будущего здания состоялась в конце октября 1748 года. В течение следующих 10 лет строительство собора хорошо финансировалось, на работы присылали солдат и рабочих и стройка шла быстро. Однако, после начала войны с Пруссией, работы сильно замедлились. После смерти императрицы был назначен новый архитектор — Юрий Матвеевич Фельтен. Храм так и не достроили.

Только спустя 70 лет, в 1820 году, император Николай I решил достроить Смольный собор. После сложных ремонтных работ, в ходе которых были внесены значительные изменения в проект Растрелли (например, было устроено печное отопление, которое изначально не предусматривалось), собор начали достраивать. Работы закончили в 1835 году и собор был освящен во имя Воскресения Христова.

Богослужения в Смольном соборе совершались до революции 1917 года. После нее церковное имущество изъяли, а собор закрыли и использовали как хозяйственное помещение. После Великой Отечественной войны в нем размещалась экспозиция Музея истории Ленинграда, в 1990 году открылся концертный зал. В 2004 году Смольный собор стал одним из объектов Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Проведение богослужений началось только в 2009 году. Спустя год в храме установили новый иконостас и провели Божественную Литургию. В честь этого события была восстановлена икона Алексея Венецианова с изображением Богородицы. А в 2015 году Смольный собор окончательно вернулся в лоно церкви.

Особенности архитектуры

Высота собора достигает 94 метров. Смольный собор выполнен в стиле барокко, имеет фронтоны и люкарны. Если смотреть на монастырь сверху, то он построен в виде греческого креста (Смольный собор в центре и 4 церкви по углам).

Большой интерес представляет пятиглавие собора. Растрелли хотел построить однокупольный собор, однако, Елизавета Петровна настояла на пяти куполах. Знаменитый мастер спроектировал купола собора таким образом, что если смотреть на собор издалека, то создается иллюзия, что он огромный. Однако, если подойти ближе, здание как будто уменьшается, но при этом не теряет своей красоты и величия.

Концертный зал

С 1990 года в зале Смольного собора регулярно проходили концерты классической музыки. Со следующего года собор был базовой концертной площадкой для Камерного хора Смольного собора. Афиша зала постоянно обновлялась, хор, под руководством заслуженного артиста России — Владимира Беглецова, исполнял русские и западноевропейские музыкальные произведения.

После передачи храма в ведение Русской православной церкви в 2015 году хор сменил название, поскольку лишился своей базы. Теперь он называется Концертный хор Санкт-Петербурга и располагается в здании Городской думы.

Сегодня для всех желающих открыт не только храм, но и звонница собора. В звоннице находится самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга — ее высота составляет 50 метров. Лестница на нее находится справа от входа в собор. Сперва придется пройти около 280 ступеней по обычной широкой лестнице, затем предстоит подъем по винтовой и подвесной лестницам.

С обзорной площадки открываются виды на город. Отсюда можно увидеть Большеохтинский мост, церковь святых Захария и Елизаветы, здание правительства и площадь Растрелли, а также сквер Кикины палаты.

Цены на экскурсии в Смольном соборе в 2019 году

Посетить храм с экскурсией можно по выходным дням в 13.00, 14.30 и 16.00 часов. Также можно заказать экскурсию на другой день по предварительной договоренности.

Стоимость экскурсионного обслуживания: экскурсия — 200 рублей, подъем на звонницу (смотровая площадка) — 150 рублей. Для студентов и пенсионеров бесплатно.

Кроме экскурсий в соборе проводятся образовательные квесты (200 рублей с человека):

  • «Назад в будущее» (10+) — для группы до 35 человек;
  • «Тайны Смольного собора» (для детей 5–12 лет) — для групп до 10 человек.

Подробную информацию о квестах можно узнать по телефону +7 (981) 187 00 51 или по электронной почте info.smolniysobor@gmail.com.

Как добраться до Смольного собора

Посещение собора входит в большинство обзорных экскурсий, организованные группы туристов сюда обычно привозят на автобусах, так как Смольный собор находится в некотором отдалении от центра. Например, от Невского проспекта до него придется идти около 30 минут. На машине этот путь можно преодолеть на 10 минут.

Если вы все же хотите прогуляться от Невского, то можно пройти к собору по Суворовскому проспекту.

Пеший маршрут от Невского проспекта на карте Санкт-Петербурга

Также можно пройти к Смольному собору от ближайшей станции метро «Чернышевская». По пути можно посетить Таврический сад, музей А. В. Суворова и музей «Вселенная воды». Из Таврического сада рекомендуется выйти на улицу Шпалерная. Это широкая улица с большими тротуарами и малым количеством машин, она ведет прямо к скверу из которого открывается красивый вид на собор.

Маршрут от станции метро «Чернышевская» — Яндекс.Карты

Возле площади Растрелли есть несколько остановок общественного транспорта:

  • ост. «Смольный» — автобус № 136 (следующий в Калининский район);
  • ост. «пл. Растрелли» — автобус № 54 и № 74 (через Центральный и Фрунзенский районы) и маршрутка № 76 (через Петроградский район в сторону Комендантского проспекта).

Также вы можете воспользоваться услугам такси. В Санкт-Петербурге работают популярные приложения для смартфонов — Яндекс.Такси, Gett, Maxim, Uber, Везет и другие.

Смольный собор: видео

Смольный собор Санкт-Петербурга

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России. Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости — Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения.

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны — пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Полезная информация

Время работы: с 16 сент. по 30 апр. 11:00-19:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00; среда — вых.; звонница с 16 сент. по 30 апр. 11:00-18:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00

Вход: 250 RUB, по ISIC 150 RUB, до 18 лет и пенсионеры 50 RUB; по Карте гостя Санкт-Петербурга — бесплатно; веб-сайт

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 1; +7(812) 710-31-59 экскурсии; 577-14-21 автоинформатор.

Смольный монастырь

Фото Смольного монастыря

Смольный монастырь — Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1

Смольный монастырь – архитектурный комплекс в стиле барокко, построенный архитектором Б. Растрелли в центре Петербурга в 1748-1757 годах.

Инициатором строительства стала императрица Елизавета I, планировавшая последние годы жизни провести в монастырских стенах. Правда, желание постригаться в монахини у царицы скоро прошло, но возведение объекта было продолжено.

Основной достопримечательностью на территории монастыря является Смольный собор – одно из самых красивых зданий, построенных гениальным Растрелли. Храм выкрашен в бело-голубые тона, и в ясный день он словно парит в воздухе, сливаясь с небом. Первая служба в Соборе прошла в 1835-ом году, уже после смерти Елизаветы I.

Помимо Смольного собора, комплекс включает еще четыре здания. Одно из строений монастыря стало известным на всю Российскую империю, ведь в нем расположился знаменитый Институт благородных девиц.

Учебное заведение для девушек аристократического происхождения было открыто в 1764 году по приказу Екатерины II. Императрица надеялась, что воспитывать институток будут монахини, но этим планам не было суждено сбыться. Педагогических способностей и знаний матушек не хватило для обеспечения должного уровня образования. В итоге монастырь был упразднен, а комплекс зданий полностью перешел в ведение Института.

Каждая институтка получала собственную квартиру-келью с помещением для служанки. Екатерина II сильно увлеклась идеей воспитания подрастающего поколения: она даже приказала выстроить себе на территории Смольного монастыря специальный дом, в котором планировала жить и заниматься обучением девушек. В итоге этот дом был передан настоятельницам Института благородных девиц: императрица в нем так ни разу и не появилась.

В наше время здания Смольного монастыря активно используются: в них расположены три факультета СПбГУ — социологический, международных отношений и политологии.

Смольный собор в 2016 году был полностью отреставрирован и передан РПЦ, в нем проходят православные службы.

Воскресенский девичий Смольный монастырь — женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744—1764 годах.

В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она приказала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — небезызвестный Ф. Б. Растрелли.

Однако мастер не дожил до окончания строительства. Смольному собору суждено было стать самым долгостроящимся зданием: его строительство, начатое в 1748 году, завершилось лишь к 1835 году. Получается, что на возведение и отделку собора ушло целых 87 лет. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году. Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но впоследствии её пришлось не возводить в связи с недостатком финансирования. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.

Монастырский комплекс Смольного собора представляет собой органичное сочетание форм древнерусского зодчества с элементом европейской архитектуры. Бело-голубой собор располагается по центру комплекса. Его высота достигает 93,7 метра, фасады собора украшены с использованием позолоты, на фоне голубых стен красуется белокаменная лепка, что придает собору нарядность и торжественность. Собор обнесен красивейшей ажурной оградой работы архитектора В.Стасова. Вокруг собора расположены четыре церкви и корпуса.

Обратимся к внутреннему убранству собора. Большой церковный зал храма отделан мрамором, в нем возвышаются три великолепных иконостаса. Кафедра декорирована тонкой резьбой, перед алтарями храма установлена балюстрада из граненого хрусталя. В настоящее время из реликвий собора сохранились иконы А.Венецианова “Воскресение Христово” и “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.

Сам Смольный монастырь, первоначально получивший название Воскресенский Новодевичий, но позже для краткости именуемый “Смольным”, был освящен архиепископом Симеоном в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. В 1765 году по высочайшему велению императрицы Екатерины II здания монастыря были отданы под воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Государыня всегда интересовалась делами заведения, часто посещала занятия. В скором времени Екатерина II учредила и училище для девиц низших сословий, для чего рядом с монастырем было возведено здание, позднее переименованное в Александровский институт.

К сожалению, в послереволюционные годы с монастырским корпусом обращались небрежно. В Смольном соборе находились склады. С 1990 года в храме работает концертно-выставочный комплекс. В настоящее время в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ.

Санкт-Петербург. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь.

Ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря принадлежит к выдающимся произведениям Б.-Ф. Растрелли. Строительство продолжалось с 1748 по 1769 год. Располагавшийся вблизи Смоляного двора, монастырь вскоре стал называться Смольным.

В соответствии с замыслом зодчего, монастырские корпуса образуют крестообразный многоугольник, на внутренних углах которого поставлены четыре церковки с изящными главками. В центре двора, распахнутого с западной стороны, высится 92-метровая бело-голубая ступенчатая громада Воскресенского собора с колоннами по углам. Его боковые башни – колокольни, диагонально развернутые, словно поддерживают среднюю, сливаясь в общую архитектурную группу и легко возносясь над городом. Тем самым блестяще решается задача воплощения в одном здании двух идей – столпообразного храма и традиционного пятиглавия. Богатство отделки фасадов собора не уступает пышности отделки фасадов Зимнего дворца. Смольный собор строился с небывалым размахом. Тысячи солдат были согнан для забивки свай под фундамент и тысячи мастеровых — для возведения стен.

Финансирование из казны было на удивление щедрым и регулярным. Ведь монастырь строился по замыслу императрицы Елизаветы Петровны, которая будто бы хотела отречься от престола в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени объявленного уже наследником престола, и удалиться в монастырь. Но когда через несколько лет величественный храм, готовый соперничать с Иваном Великим, был возведен и оставалось только завершить внутреннее убранство, Россия ввязалась в семилетнюю войну. Денег стало катастрофически не хватать. Строительство собора прекратилось. Да к тому времени и мечты государыни о монашестве постепенно прошли. В результате целых пятьдесят лет почти готовый храм был закрыт для прихожан. Со временем сложилась и зажила в народе легенда, будто службу в храме нельзя совершать сто лет из-за того, что давно, еще тогда, когда кипели строительные, здесь в алтарной части, кто-то из помощников архитектора или строитель наложил на себя руки. Место осквернил и собор будто бы пришлось закрыть. Так это или нет сказать трудно, но строительство монастырского ансамбля приостановилось на долгие десятилетия. Остался неосуществленным и проект сооружения величественной 140-метровой колокольни. Монастырь, открывшийся в 1764 году и занимавший небольшую часть помещений был в 1797 году упразднен. Освободившиеся корпуса занял Вдовий дом, а построенное рядом архитектором Дж. Кваренги новое здание – Смольный институт.

Игорь Грабарь пересказывает знаменательную легенду о Кваренги – архитекторе, подарившем Петербургу не меньше шедевров, чем Растрелли. Так вот Кваренги, не понимавший и «даже презиравший» архитектуру Елизаветинского барокко, говорят, «снимал шляпу каждый раз, когда проходил мимо Смольного монастыря, со словами: «Ecco una chiesa!» (Вот это церковь!)». В 1832-1835 годах архитектор В.П. Стасов осуществил достройку Воскресенского собора. По его проекту был тщательно отделан под мрамор огромный церковный зал, сооружены три великолепных иконостаса, установлена перед алтарями балюстрада из граненого хрусталя, изготовлены из уральского мрамора солея и ступени к ней, воздвигнута проповедническая кафедра, изукрашенная тончайшей резьбой. Храм, освященный после его достройки 20 июля 1835 года, получил наименование «Собора всех учебных заведений». К его достопримечательностям принадлежали иконы работы А.Г. Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы», а также дарохранительница, сделанная из пяти пудов серебра по рисунку архитектора К.А. Тона. Одновременно по проекту В.П.Стасова был выполнен еще целый ряд работ. Между папертью собора и западными корпусами келий протянулась чугунная решетка строгого классицистического рисунка. По сторонам проезда, устроенного к храму со стороны площади, возвели два флигеля, фасады которых позднее были отделаны в стиле барокко.

Кроме того, собор и здания келий охватили невысокой каменной оградой со стройными башенками по углам (частично она была возведена в 1750-1760-х годах). Въезды отметили портиками из тосканских колонн, перекрытыми лучковыми фронтонами. Среди угловых церквей монастырских корпусов особенно интересной была церковь Святых Захария и Елизаветы при Вдовьем доме. Освященная в 1765 году, она располагалась в третьем этаже северо-западной башни (над церковью Александровского Смольного института). Ее достопримечательностью был старинный иконостас начала 18 века. Сохранившийся лепной декор стен и сводов угловых церквей-башен представляет огромную художественную ценность. В частности уцелели фрагменты интерьера церкви Великомученицы Екатерины, находившейся в среднем этаже северо-восточной башни и освященной в августе 1764г. Судьба Смольного Воскресенского собора – детища Б.-Ф. Растрелли и В.П. Стасова – во многом оказалась печальной. Вскоре после Октябрьской революции его великолепное убранство, прекрасные резные иконостасы, хрустальная балюстрада перед алтарями, дорогая проповедническая кафедра – все было сломано, расхищено, уничтожено. На долгие годы разоренный храм превратили в склад.

В 1990 году в здании открылся Концертно-выставочный комплекс. В настоящее время продолжается реставрация собора. В конце августа 2005 г. в юго-западной башне-колокольне открыта смотровая площадка. Сейчас это самая высокая общедоступная смотровая площадка в Санкт-Петербурге.

Литература: Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк.- 3-е изд., СПб.: Лениздат, 2001 Синдаловский Н.А. История санкт-Петербурга в преданиях и легендах. – СПб.: «Норинт», 1997

В 1730-е гг. наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она приказала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — небезызвестный Ф. Б. Растрелли. Однако мастер не дожил до окончания строительства.

Смольному собору суждено было стать самым долгостроящимся зданием: его строительство, начатое в 1748 г., завершилось лишь к 1835 г. Получается, что на возведение и отделку собора ушло целых 87 лет. Собор был заложен в октябре 1748 г., возведение начато в мае 1751 г., но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 г., собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 г. Смольный собор был закрыт в 1931 г., однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923 г. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 г. из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 г. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 г. в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом, высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но впоследствии её пришлось не возводить в связи с недостатком финансирования. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.

Монастырский комплекс Смольного собора представляет собой органичное сочетание форм древнерусского зодчества с элементом европейской архитектуры. Бело-голубой собор располагается по центру комплекса. Его высота достигает 93,7 метра, фасады собора украшены с использованием позолоты, на фоне голубых стен красуется белокаменная лепка, что придает собору нарядность и торжественность. Собор обнесен красивейшей ажурной оградой работы архитектора В. Стасова. Вокруг собора расположены четыре церкви и корпуса.

Большой церковный зал храма отделан мрамором, в нем возвышаются три великолепных иконостаса. Кафедра декорирована тонкой резьбой, перед алтарями храма установлена балюстрада из граненого хрусталя. В настоящее время из реликвий собора сохранились иконы А. Венецианова “Воскресение Христово” и “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.

Сам Смольный монастырь, первоначально получивший название Воскресенский Новодевичий, но позже для краткости именуемый “Смольным”, был освящен архиепископом Симеоном в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 г. В 1765 г. по высочайшему велению императрицы Екатерины II здания монастыря были отданы под воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Государыня всегда интересовалась делами заведения, часто посещала занятия. В скором времени Екатерина II учредила и училище для девиц низших сословий, для чего рядом с монастырем было возведено здание, позднее переименованное в Александровский институт.

К сожалению, в послереволюционные годы с монастырским корпусом обращались небрежно. В Смольном соборе находились склады. С 1990 г. в храме работает концертно-выставочный комплекс. В настоящее время в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ.

На территории монастыря расположены: площадь Растрелли; Парадный двор; Смольный собор; комплекс зданий вокруг собора (+ четыре церкви-башни по углам); сад Смольного собора; стена с фигурными башнями по углам.

В излучине Невы, на её левом берегу, расположен Смольный монастырь. Комплекс его зданий — выдающийся памятник русской архитектуры с бесспорными художественными достоинствами. Здесь в конце XIV в. находилось русское укрепление Канцы, а на противоположном берегу — Спасский посад. После того как в начале XVII в. Ижорские земли перешли под контроль шведов, на месте русского укрепления новые хозяева возвели крепость Ниеншанц, а в районе Спасского посада — форт Сабина. В апреле-мае 1703 г. они были захвачены русскими войсками.

На территории бывшего Спасского посада организовали Смоляной двор, где хранились запасы смолы для нужд русского флота. Рядом с ним построили небольшой скромный домик (Смоляной дом) для Петра I, дворцы для членов царской семьи, знати и придворных. При Екатерине I на месте Смольного дома (так его стали называть) вырос летний Смольный дворец, но он сгорел в 1744 г. В 1748 г. здесь же по приказу Елизаветы Петровны заложили Воскресенский Новодевичий монастырь, получивший второе название — Смольный. Строительство вёл Б. Растрелли.

Ансамбль Смольного монастыря характеризуется замкнутостью пространства, четкой скомпонованностью, симметричностью. Парадный двор, крестообразный в плане, образован келейными корпусами. Во внутренних углах его построены четыре церкви-башни, а в центре — огромный пятиглавый собор. Монастырский комплекс окружает невысокая глухая стена с фигурными башнями по углам.

Смольный собор — главная постройка ансамбля — богато декорирован и отличается изысканной цветовой гаммой. Он производит впечатление монументальности и одновременно легкости, изящества. Растрелли достиг этого благодаря удачно найденному соотношению пропорций, выверенной композиции сооружения.

Елизавета Петровна выразила желание видеть его пятиглавым, подобно московскому Успенскому собору. Поэтому зодчий оформил четыре небольшие изящные главки вокруг центральной главы собора. Императрица также хотела, чтобы в ансамбле монастыря присутствовала колокольня, подобная колокольне Ивана Великого. Растрелли разработал проект этого сооружения высотой 140 м, но воплотить его в жизнь не удалось. О внешнем облике колокольни можно судить по макету ансамбля монастыря, созданному резчиками по дереву и находящемуся ныне в музее Академии художеств.

Сооружение монастыря было приостановлено Семилетней войной. Внутренняя отделка Смольного собора оставалась незавершенной вплоть до 1830-х г.г., когда оформление его интерьеров закончил архитектор В. Стасов. Он создал въезд в монастырь, оформил площадь перед собором.

Смольный монастырь и собор

Бывший Воскресенский девичий Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Монастырский комплекс в стиле елизаветинского барокко, состоящий из Смольного собора (собора Воскресения Словущего), нескольких садов и служебных построек, был построен в 1748-1757 годах по проекту Ф. Б. Растрелли. Однако, главный собор был окончательно оформлен только в 1835 году под руководством В. П. Стасова.

Фотографии / авторы — Котиков А., Флорштейн А. Часы работы:
внешний осмотр — круглосуточно

Доступ:
согласно расписанию

Интересные факты:

Смольный монастырь приказала построить императрица Елизавета Петровна. Дело в том, что ее детские годы и юность прошли в этом месте, в те годы здесь стоял небольшой дворец — так называемый Смольный дом при Смольном дворе, где варили смолу для кораблей. Уже в зрелые годы императрица планировала встретить в новом монастыре свою старость. Проектируемый комплекс должен был включать большой собор, все необходимые служебные помещения, а также институт для девушек из дворянских семей.

Монастырь начали активно строить в 1748 году, однако, к 1757 году из-за начавшейся Семилетней войны с Пруссией работы были временно приостановлены. После смерти Елизаветы Петровны Воскресенский девичий Смольный монастырь потерял своего высокого покровителя, а когда умерла последняя из монахинь-основательниц (в 1797 году), обитель была и вовсе ликвидирована.

Главный Смольный собор монастыря, высотой почти 94 метра и вместимостью 6000 человек, был достроен позже всех — его отделку завершили только к 1835 году, когда сам монастырь уже перестал существовать. В советское время собор закрыли, а в конце XX века переоборудовали под выставочный комплекс и концертный зал для исполнения классической музыки. В последние годы в храме были возобновлены православные богослужения.

Архитектурный ансамбль монастыря состоит из центрального главного собора и четырех домовых церквей по углам, встроенных в стену окружающих жилых строений. Все постройки выдержаны в барочном стиле с обилием архитектурного декора белого цвета, здания покрашены мягким голубым колером, а купола церквей — серым. Смольный собор имеет пять глав (одна на самом соборе, а четыре на обрамляющих его колокольнях), а домовые церкви — по одной. Убранство главного собора отличается скромностью, в его оформлении приняли участие известные русские живописцы, в том числе А. Г. Веницианов, П. В. Басин, Ф. П. Брюллов, А. В. Нотбек и А. В. Тыранов. Ажурная чугунная ограда Смольного собора — одна из самых высокохудожественных в Санкт-Петербурге.

Из задумок прежней императрицы касательно монастыря также воплотилась идея женского образовательного учреждения — в 1764 году Екатерина II учредила здесь Смольный институт благородных девиц.

После закрытия монастыря в его стенах в XIX веке размещались некоторые факультеты Санкт-Петербургского университета, часть из них до сих пор находится в этих зданиях.

Звонница Смольного собора сегодня является самой высокой смотровой площадкой, с высоты 50 метров можно осмотреть панораму окрестностей монастыря в излучине реки Невы.

Комплекс зданий Смольного монастыря включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1.
Смольный монастырь на карте:

Как добраться:

Ближайшая станция метро — «Чернышевская». Наземный транспорт — остановки «Площадь Растрелли», «Улица Смольного».

Туристу на заметку:

Посещение Смольного монастыря будет интересно туристам, интересующимся церковной архитектурой XVIII-XIX веков, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — Смольной набережной, садом Смольного собора, садом-партером Смольного, Кикиными палатами, Смольным институтом, Таврическим садом, Таврической водонапорной станцией, Таврическим дворцом, музеем А. В. Суворова.

История Смольного

1730-е Наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Бартоломео Франческо Растрелли.

1748 Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли.

1751 К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты. Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. С 1762 года отделку собора ведёт архитектор Ю.М. Фельтен.

1764 Открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

1808Торжественное открытие Смольного института благородных девиц в новом здании, построенном специально для Института итальянским архитектором Джакомо Кваренги.

1859Инспектором классов назначен К. Д. Ушинский, который через некоторое время провел реформу обучения в Смольном институте. Реформа подразумевала ежегодные переводные экзамены, трехгодичные классы обучения были заменены годичными и учениц стали принимать в институт с десяти лет.

1917 Февраль 1917 г. – Смольный институт был закрыт как учебное заведение в связи с отречением Николая II от престола, упразднением Ведомства Императрицы Марии и, как следствие, отсутствием основных средств финансирования.

Август 1917 г. – в Смольный из Таврического дворца переезжает Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

25 октября 1917 г. – в Смольном проходил II Всероссийский съезд Советов, на котором была провозглашена победа социалистической революции в стране и сформировано первое советское правительство во главе с В. И. Лениным.

1918 10 марта 1918 г. – советское правительство переезжает из Смольного в Москву, в Кремль.

1934 1 декабря 1934 г. – в Смольном был убит Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Киров, что послужило началом репрессий в СССР.

1991 1991 г. – Смольный стал официальной резиденцией мэра, а затем губернатора , в наши дни здесь работает Правительство и Администрация .

Смольный собор в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Смольный собор в Петербурге всю его историю преследовала цифра 87: столько его строили, столько лет в нем совершали службы и столько же он простоял без использования по назначению. Сюда стоит прийти, чтобы иметь ассоциацию со словом «Смольный», отличную от той, к которой все привыкли.

Как добраться до Смольного собора

Чтобы попасть к храму, придется настроиться делать 2 пересадки транспортом или примерно 30 мин. топать пешком от метро. Отправными точками являются станции метро «Чернышевская» или «Площадь Восстания».

  1. В первом случае придется пересесть на троллейбус № 15 или автобус № 22, 46;
  2. Во втором – на троллейбус № 5, 7 или автобус № 22.

Посещение. Режим работы

  • Так как храм совсем недавно, в 2016 г., отошел Русской православной церкви, изменился режим его работы. Теперь нет выходных, и Смольный собор в Питере принимает посетителей с 7:00 до 20:00 (ориентир – вечерняя служба).
  • Кроме богослужений также проводятся экскурсии: по предварительному заказу или же трижды в день по выходным, в 13:00, 14:30 и 16:00. За экскурсию придется оставить пожертвование примерно в 200 руб. (есть скидки учащимся).
  • Как и прежде, можно подняться на звонницу Смольного собора, которая считается одной из лучших смотровых площадок города.
  • Режим работы смотровой площадки Смольного собора – 11:00–18:00. За посещение звонницы тоже просят пожертвование, в размере 150 руб. (есть скидки учащимся). Все пожертвованные средства используют для реставрационных работ над интерьером собора.

Расписание богослужений Смольного собора

Службу в соборе можно посетить в любой день недели. Разве что в раннюю утреннюю литургию (7:00) можно услышать только по выходным и праздникам.
Обычное расписание богослужений такое:

  • 9:30 – поздняя литургия, после которой читают Псалтырь;
  • 14:00 – молебен;
  • 16:00 – панихида;
  • 17:00 – вечерняя служба.

Где рядом можно остановиться

Конкретно у Смольного собора в СПб паломнических гостиниц нет, но в окрестностях за 2 км от храма можно выбрать себе местечко в десятке гостиниц/хостелов. Если принципиально хочется остановиться в паломнической гостинице, у Александро-Невской Лавры, на набережной реки Монастырки их имеется три: «Ирис», «Духовская» и «Феодоровская».
Стоимость пребывания в гостиницах стартует от 500 руб./сутки.

История создания Смольного собора в Санкт-Петербурге

  1. Название будущему собору было уготовано его местоположением. Еще во времена Петра I на этом месте производили для строительства судов верфи смолу, и недалеко располагался Смольный дворец, где воспитывалась дочь царя, Елизавета. Когда ей пришла в голову мысль принять постриг, для возведения монастыря для себя и 120 барышень именитых фамилий она указала место этих смольных дворов.
  2. Проектировать Воскресенский Новодевичий монастырь поручено было придворному архитектору Ф. Растрелли, и первый камень с празднованием и пальбой из пушек заложили в 1748 г. Планов у Растрелли было много (сохранился даже деревянный макет монастырского комплекса в Академии художеств), он хотел избавиться от привычных для монастырей оборонных стен и главным акцентом сделать колокольню у ворот. Но в строительство вмешалась императрица. Теперь колокольню пришлось укоротить, а кроме большого купола на соборе Смольного монастыря в Петербурге (его переименовали из Новодевичьего) появились его соседи – четыре купола поменьше (правда, под ними двухъярусные колокольни).
  3. Архитектор не дожил до завершения своего шедевра, так что доделывать храм в стиле барокко пришлось другим мастерам, Ю. Фельтену и В. Стасову. Увидеть освящение собора не успела и сама Елизавета Петровна. Не были достроены купола, не поштукатурены стены, не доведены до ума интерьеры.
  4. По указу Николая I три года трудился над окончанием комплекса Стасов. Сделал он работу на славу, но слишком уж долго собору Смольного монастыря пришлось ждать открытия, целых 87 лет.
  5. В 1835 г. собор наконец посвятили, присвоив звание собора учебных заведений Питера. В 1923 г. его закрыли, используя помещения как склады и бункер с защитой от атомной бомбежки. К 1974 г. внутри уже не было иконостаса и ценностей, зато был исторический музей. Литургию разрешили провести в стенах собора только в 2010 г., привезли иконы, крест и колокол. Музейный статус на религиозный Смольный собор сменил только в 2016 г.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает Исаакиевскому собору.
  • Колокольня Смольного собора привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
  • Сад Смольного собора в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.

Святыни и фото Смольного собора

Ценностью можно назвать иконостас Смольного собора в Санкт-Петербурге. Барочная святыня украшала храм вплоть до 1972 г., пока не приказано было ее демонтировать. Из всех икон, украшавших тот самый, старинный, иконостас, в живых остались только две иконы кисти придворного живописца А. Венецианова, изображающие вход в храм Пресвятой Богородицы и воскресение Христа, которые и являются святынями храма.

Соседствует с лазуревым собором прежний Смольный институт для девиц, где нынче заседает администрация Петербурга.
Заметно, несмотря на иконостасы, что совсем недавно это место было музейной собственностью.

Смольный собор — видео

Историческая прогулка по Смольному монастырю и Воскресенскому Смольному собору. Приятного просмотра.

Фотографии

С давних времен, на месте ныне существующего Смольного монастыря, располагалось новгородское село Спасовщина. После того, как со своей стороны шведы построили крепость Ниеншанц, на этом месте был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга, это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за этим местом и закрепилось название «Смольное».

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Это строительство предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя, как будущей настоятельницы, она велела строить отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

В 1744 году руководить проектом было назначено архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен, заменив их стенами с лепниной и вазами. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигнуть 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали «Смольным», по названию самого места – бывшего смольного двора.

Для управлениями работой был назначен бригадир Яков Мордвинов. На протяжении всего строительства он конфликтовал с Растрелли, отменяя или переиначивая распоряжения архитектора.

1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.

Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания строительства макета, его перевезли в специальную «модельную светлицу».

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метров. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторяя проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли, Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличии от европейских «фасадных» стилей, Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Недостроенным Смольный собор простоял почти пять лет. Чтобы как-то оправдать подобный «застой» была пущена легенда о невозможности проводить здесь церковные службы в течение ста лет из-за самоубийства одного из рабочих.

Достраивать корпуса собора стали в 1765 году и закончили в 1775 под руководством Юрия Матвеевича Фельтена. Однако из-за отсутствия денег интерьеры так и не были завершены.

После вступления Екатерины ІІ на престол было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для их проживания как нельзя лучше подходил смольный монастырь. Девушек стали называть «смолянками»

Во время правления Павла І монахинь из монастыря перевели в другие обители, а кельи занял Вдовий дом. Для благородных «смолянок» было построено здание Смольного института, куда они и переехали. Архитектором института стал Джакомо Кваренги. Существует легенда, что проходя мимо Смольного собора и восхищаясь этим творением Растрелли, он снимал шляпу и восклицал: «Вот это храм!»

Достроен собор был уже во время правления Николая І. В течение трех лет архитектор Василий Петрович Стасов занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как Собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он строился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составила около 6 000 человек и был украшен мрамором. Колокольне Растрелли так и не было суждено быть построенной.

Смольный институт благородных девиц

По указу Екатерины ІІ 24 апреля 1764 года был учрежден Смольный институт благородных девиц. Это учебное заведение стало первым в истории России женским образовательным учреждением. Она хотела «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Екатерина ІІ распорядилась извещать ее о лучших воспитательных женских учреждениях Европы. Однако ни один образец работы ей не понравилась. Благодаря личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому на свет появился совершенно новая модель учебного заведения.

Смольный институт был учебным заведением закрытого типа, куда принимались девочки дворянского сословия. Войдя в Смольный шестилетними девочками, смолянки выходили из него уже взрослыми восемнадцатилетними девушками. Главный аспект идеи, который «проповедовал» Бецкий состоял в том, что невинные юные создания пронесут свою чистоту через годы, не утратив и не растеряв ее. Став матерями, выпускницы Смольного института должны были передать этот свет своим детям, а те – своим. Таким образом должна была зародиться новая нация, лишенная греха и пороков.

Институт был абсолютно закрытым заведением. Отдав на воспитание своих юных дочерей, родители лишь в определенные дни могли их навестить, прежде испросив на то разрешения руководства. Первыми были набраны шестьдесят девочек 5-6 лет. Им предстояло 12 лет изучать чтение, правописание, языки, основы математики, физики, химии. Кроме этих общих предметов им надлежало освоить добродетели, которыми должна обладать великосветская дама: шитье, вязание, танцы, музыка, светское обхождение. Из-за длительности обучения, девочек делили на 4 группы. Знаком отличия между группами служил цвет платья воспитанниц. Так, в 5-7 лет девочки принадлежали к младшей группе и носили платья кофейного цвета, за что их часто называли «кофейницами», 8-10 – голубые или синие, 11-13 – серые платья. Девушки от 14 лет носили белые платья. Несмотря на возраст, у девочек был достаточно строгий распорядок дня: подъем был в 6 часов, после утреннего туалета шло обучение, а после – небольшая прогулка под строгим присмотром наставницы.

По окончанию института девушки получали место при дворе, а некоторые становились фрейлинами королевы.

После смерти Екатерины ІІ за институт взялась Мария Федоровна, жена Павла І. С ее приходом, в институте стали происходить изменения: длительность обучения составила не 12, а 9 лет, возрастных групп три, а сами группы тоже были поделены на отличниц, «середнячков» и отстающих. Два раза в год «смолянки» сдавали промежуточный экзамен, а в конце года итоговый.

Девочек из знатных семей стали набирать с 8-9 лет, а мещанок – с 11-12, так как их, готовили скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери».

Императрица с восторгом отзывалась о своем институте и его воспитанницах. В своих письмах Вольтеру она писала: «Эти девицы… превзошли наши ожидания; они успевают удивительным образом, и все согласны с тем, что они становятся столько же любезны, сколько обогащаются полезными для общества знаниями, а с этим соединяют самую безукоризненную нравственность», « …мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме».

Вначале институт занимал помещение, которые строил Растрелли при Елизавете Петровне для Смольного монастыря. Но, даже пристроив третий этаж, эти помещения едва ли подходили для исполнения своей роли. Для этого в начале 19 в. было принято решение построить специальное здание для Смольного института. Для этой цели был приглашен архитектор Д. Кваренги.

Новые помещения были гораздо удобнее старых: на первом этаже расположились классы для занятий, а второй был занят жилыми комнатами. Настоящей изюминкой здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Проект Кваренги поражал своей продуманностью не только самого здания, а и планировкой вокруг него: со стороны главного подъезда была устроена большая площадь, а с другой стороны заложили великолепный сад.

Смольный институт благородных девиц просуществовал вплоть до 1917 года, став одним из самых долговечных начинаний Екатерины ІІ.

Легенды и мифы

Долгое время ходили самые разнообразные слухи и легенды о подземных ходах под Смольным. И действительно, как утверждают журналисты, в Смольном существуют прочно замурованные двери, которые ведут «неизвестно куда». Правда оказалась проще чем легенды – оказывается, под зданием Смольного монастыря находится первое в мире атомное бомбоубежище оборудованное по всем нормам противоатомной защиты. Во время блокады Ленинграда в этом убежище прятался Андрей Александрович Жданов – первый секретарь обкома партии.

С 1923 года Смольный собор не функционировал и использовался как склад. В 1972 году иконостас и всё имущество собора было передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс. На сегодняшний день в здании Смольного института находится резиденция губернатора Петербурга и размещается городская администрация.

Ссылка на основную публикацию