Распорядок дня в монастыре

Распорядок дня

ДНЕВНОЕ РАСПИСАНИЕ МОНАХОВ И ПОСЛУШНИКОВ УЧАСТВУЮЩИХ В УТРЕННЕМ БОГОСЛУЖЕНИИ:

Подъем

Утренняя служба — полунощница, утреня, 1 час

В дни когда не служится Божественная Литургия читаются 3,6.часы и изобразительны, (их, по благословению совершать можно в келлии либо 300 молитв Иисусовых по чёткам, либо творить молитву 30 мин., в зависимости от навыка брата), после чего отдых и в 10 час. — келейное правило по чёткам, либо труды в зависимости от послушания.

При совершении Божественной Литургии в будни, Её начало следует сразу после полуношницы утрени и часов, то есть примерно около 6ч 30мин. Каждый четверг обязательно, совершается Божественная Литургия, в другие будние дни, Литургия совершается особо почитаемым святым, как напр. Небесным покровителям братии и проч. После службы отдых два часа и келейное правило.

Обед

У всей братии труды по послушанию

Вечернее служба (для всех обязательна) 9й час, вечерня, повечерие

По окончании тропари свтт. Николаю и прп. Киприану Стороженскому величание, молитва преподобному, если служба совершалась в храме прп. Киприана, если же в храме святителя Николая, соответственно молитва святителю, и чин прощения.

(Не отойдём ко сну братия, прощения друг у друга, не испросив.)

По окончании службы трапеза, после трапезы завершение работ по обители — старшая братия не имеет фиксированного окончания работ. (трудимся братия по необходимости для обители, сколько потребно, да совершаем труды свои с молитвой Иисусовой)

Режим молчания

Чтение книг духовных, вечернее келейное правило, духовное делание (пребываем братия, в тишине, богомыслии и молитве – главным своим делом занимаясь)

Отход ко сну

В Субботу, Воскресенье, престольные праздники, двунадесятые и великие праздники служится «поздняя» Божественная Литургия

т.е. накануне всенощное бдение, либо соединение вечерни с утреней, а утром в 9час. 40мин начинают читаться 3 и 6 часы сразу за которыми совершается Божественная Литургия. После трапезы за исключением жизненно необходимых для обители трудов, как то — уборка храма, трапезная, котельная и подобное, все остальные работы отменяются. (день сей братия посвящаем Богу, да творим молитву Иисусову в тишине и уединении).

При этом, кто из братии не присутствует в Субботу на Литургии, трудится, по послушанию до 15 часов.

На воскресном повечерии вместо канона читается акафист Матери Божией пред иконою Её, именуемой «Троеручица» все жители монастыря присутствуют и молятся в храме обязательно. (помним братия, что образ сей, есть благословение нашей обители со Святой горы Афон).

РАСПОРЯДОК ДНЯ ТРУДНИКОВ, А ТАК ЖЕ ПАЛОМНИКОВ И ГОСТЕЙ МОНАСТЫРЯ.

Подъем

Утренние молитвы (читаются в храме, старшим по послушаниям)

Труды по послушанию — до 11:30

Обед

Работы по послушанию — до 16:30

Вечернее Богослужение (для всех без исключения)

По окончании вечерней службы вечерняя трапеза, после чего личное время — келейные правила. На протяжении всего дня все труды и послушания совершаются с молитвой Иисусовой.

Молитвы на сон грядущим (читаются в храме, учиненным чтецом)

После правила режим молчания – отдых, чтение, духовное делание келейная молитва.

Отход ко сну

В субботу: Распорядок богослужения, правил и трапезы, такой же как в будни.

Труды по послушанию до 11:30. С 13 до 15 часов уборка территории и келлий, После чего отдых, для желающих баня.

В Воскресенье: Распорядок богослужения, правил и трапезы в скиту один, как и у старшей братии, так и у всех.

Настоятель Свято-Никольского Киприано-Стороженского скита
иеромонах Варлаам (Карабашев).

Распорядок монастырской жизни

Общий распорядок дня

В устроении повседневной жизни Михайловский монастырь руководствуется уставом общежительных монастырей.

В 4.00 утра сестры собираются в храм на полунощницу, присутствие на которой инокинь и монахинь обязательно. Сразу после полунощницы начинается уставное богослужение, на котором могут присутствовать все, кроме тех, кто несет послушание на скотном дворе или на кухне.

В 8.00 начинаются общие послушания для тех, кто не был на службе, а для молившихся за Божественной литургией послушания начинаются после её окончания. Клиросная череда, т.е. седмичные певчие и чтицы, после службы имеют возможность отдохнуть до начала общей трапезы, после которой вливаются в общий режим трудовой жизни.

В 10.00 – начало общей трапезы, обед. Организованная трапеза в монастыре – одна, и присутствие на ней обязательно. По окончании общей трапезы (длится не более 20 мин.) каждая сестра снова возвращается к своим дневным обязанностям, которые к началу вечернего богослужения необходимо завершить.

С 14.30 до 15.30 ч. на общий раздаточный стол для желающих выставляется полдник. После полдника установлен отдых до 17.00.

С 18.00 до 19.00 ч. ужин предлагается в том же свободном режиме, что и полдник.

В 19.00 – вечернее богослужение.

С 20.30 до 21.00 – время для совершения келейного правила.

После 21.00 – личное время.

Таков обычный распорядок дня с понедельника по пятницу.

Суббота – день причащения Святых Таин сестер обители. В субботу послушания не отменяются, но заканчиваются до 14.30 (до начала полдника). Сестры должны подготовиться к вечернему богослужению (начало Всенощного бдения в 19.00), после которого (ок. 23.00) – личное время.

В воскресные дни полунощницы нет – сестры собираются в храм на Божественную Литургию к 8.00, по окончании которой совершается чин О Панагии: в предшествии священника с панагиаром и настоятельницы при пении дневного тропаря сестры строем исходят на праздничную трапезу. Этот же чин совершается в дни Двунадесятых и Богородичных праздников.

Все гости и паломники монастыря также приглашаются на воскресный обед в паломническую трапезную.

Распорядок дня в монастыре

пятница, 24 августа 2012 г.

О монастыре: кого принимают в монастырь, послушания, распорядок, молитвенное правило

«Очень интересно, а как принимают в монастырскую семью, есть ли препятствия, например, возраст, здоровье, нужно ведь быть полезным, а не обузой, как послушания назначаются? Если можно, поделитесь, как будущие монахи оказываются в том или ином монастыре, сами выбирают или их распределяют кого куда»?

Кого и как принимают в монастырь.
В каждом монастыре свои правила, но, разумеется, есть и общие требования.
Первое – кандидатка в насельницы монастыря должна быть православноверующей, воцерковленной, имеющей довольно серьезный приходской «стаж».
Второе – психически здоровой, телесное здоровье приветствуется (трудов в монастыре много), но где сейчас найдешь совершенно здорового человека? Посему, этот вопрос остается на усмотрении руководства монастыря. Что касается возраста, и тут все решается индивидуально. Бывает, и юной девушке откажут, а в возрасте возьмут. И с совсем юными сложно, и с престарелыми: первые ничего не умеют, последних надо переучивать. Но если человек искренний, глубоко верующий и старается, такого обязательно возьмут.

Третье — кандидатка не должна иметь никаких долгов в миру. Речь не только о деньгах (впрочем, эти задолжности тоже следует погасить), а об отсутствии каких-либо обязательств семейных, юридических и др. Если есть маленькие дети, придется подождать, вырастить, а уж потом устраивать свою жизнь в монастыре. Если есть супруг, оставить его можно только с его согласия. Если есть больные лежачие родители, нужно их досмотреть или устроить так, чтобы за ними был надлежащий уход.
Четвертое – благословение духовника, священника – желательно. А сам прием в число «приживающихся» (есть такая ступень: уже не трудница, еще не послушница, будешь ли жить в монастыре – неизвестно, потому пока присматриваешься, приживаешься) только с разрешения Правящего Архиепископа (по ходатайству Игумении).

Как выбирают монастырь
История знает разные подходы к выбору монастыря. Кто-то идет в известный монастырь с традициями. Кто-то, наоборот, хочет все начать с нуля, поучаствовать в строительстве нового. Кто-то идет туда, где есть святыня, другой туда, где серьезное духовное руководство. Кто-то выбирает монастырь по климату (у старца Паисия об этом написано). Кого-то в конкретный монастырь направляет духовник, советует подруга, знакомые. Вариантов много, но… Есть главное и основное – в монастырь направляет Господь. Если вести внимательную духовную жизнь и всерьез желать спасения, Господь определит именно туда, где будет полезно. Не значит «просто», а спасительно.

Как распределяются послушания
Послушание – работа в монастыре (сегодня мы не будем говорить о послушании как о монашеской добродетели, только как о работе). Какие послушания в монастыре? Храм, клирос (церковное пение), устав, просфорня, кухня, хлебопекарня, ризничная, пошивочная, иконописная, коровник, огороды, различные мастерские, социальное служение, канцелярия, бухгалтерия, гостиница и др. Все послушания связаны с организацией богослужений, внутренней жизни монастыря, помощью прихожанам, ближним. Оказывается, в монастыре может пригодиться практически любая специальность. Одна сестра, например, пришла в монастырь после театрального института, критик. Она рассказывает: «Ну что такому человеку делать в монастыре? Где применить свои знания? Спросили бы меня об этом перед монастырем, ответила бы: «Не знаю». Не знала, шла не на конкретное послушание, а в монастырь. Первое послушание, которое мне дали, чистка лука. Огромные тазы с луком. У меня аллергия на лук, вся обрыдалась, опухла, но было радостно. А когда дали постоянное послушание – убирать в храме, поняла, что такое счастье. Странное дело: моешь полы, а ощущение, что делаешь что-то очень серьезное. Потому что в храме. Кто в храме трудился, меня поймет. А потом Господь так устроил, появилась необходимость и возможность вести передачи на радио, делать газету, редактировать книги. Все пригодилось. Со временем».
В некоторых монастырях игумении (или благочинная) каждое утро сестру посылает на новое послушание. У нас не так. У сестер, в основном, постоянные послушания, правда, не по одному, а несколько. Например, наши иконописцы реставрируют и пишут иконы, в их ведении все монастырские клумбы и газоны, монастырские животные, да еще клирос . Есть и общие послушания, когда все сестры что-то делают сообща, например, едут собирать картошку, разгружать кирпичи, убирать к празднику храм. Есть послушания, где все работают по графику, например, в трапезной, на раздатке.
В монастыре стремятся использовать профессиональные навыки сестер. Если у тебя консерваторское образование, ты, скорее всего, будешь заниматься клиросом. Но… Нельзя забывать о духовной и дисциплинарной стороне. И игумения, и духовник могут сменить послушание, по разным причинам: здоровье, не справляешься, не полезно и др.

Приход храма Иоанна Русского

Ни­что­же мя раз­лу­чит от люб­ви Хри­сто­вой: ни обо­льсти­тель­ные обе­ща­ния привре­мен­ных благ, ни би­е­ния, ни ра­ны, ни дру­гие ка­кие же­сто­кие му­че­ния.

Распорядок дня афонского монаха

Суточный круг монаха посвящен служению Богу в молитве, однако, любовь к ближнему и забота о телесных нуждах также не оставляются. Сутки делятся на четыре шестичасовых части: шесть часов (если сложить все вместе) посвящается общей богослужебной молитве в храме монастыря.

В святогорском литургическом уставе находит выражение пророческое слово: «Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» (Пс. 118:164).

Поэтому суточный круг состоит из семи ежедневных служб :

2). утреня и первый час;

3). Божественная литургия;

4). параклис Пресвятой Богородице;

5). третий и шестой часы;

6). вечерня с каноном Божией Матери;

7). повечерие с акафистом.

Так, акафистом заканчивается суточный круг общих богослужений монашеского братства.

Я рассказываю вам об укладе жизни, которому ежедневно следует наш монастырь и практически все монастыри на Святой Горе Афон.

День начинается личным келейным правилом в три часа утра. В 4 часа утра начинается общая богослужебная молитва и продолжается до 7.30, во время которой служится полунощница, утреня, часы и Божественная Литургия.

В 9.00 совершается Параклис Божией Матери, и сразу затем идет трапеза.

С 10 часов до 16 часов ­– время исполнения послушаний.

В 18.00 бьют в било к вечерне, которой предшествует 6-й час, сразу по окончании вечерни читается канон Богородице по гласу Октоиха.

Далее следует ужин в трапезной монастыря, и сразу за ним совершается повечерие с акафистом Божией Матери.

Затем все расходятся по кельям для телесного отдохновения. Два или три раза в неделю проводятся беседы с братией, во время которых обсуждаются духовные темы по выбору Геронды и разбираются вопросы, интересующие насельников.

Этот распорядок дня действует в течение летних месяцев. В зимний период распорядок дня корректируется в связи с тем, что день становится короче.

Четкий распорядок дня и ночная молитва – это необходимые условия для духовного преуспеяния монаха.

Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118:62). В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа (Пс. 133:2).

Ночь является наиболее подходящим временем для непрерывной, умилительной молитвы и способствует собранности ума. Безмолвие, темнота, тишина природы – все это помогает возвышению духа и упражнению тела. Как и Господь наш, как упоминается в Евангелии, «…пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).

У посвященной Богу души есть возвышенная духовная потребность напитывать себя посредством молитв, Божественных литургий, Всенощных бдений. Это все преображает душу подвизающегося монаха.

Днем отцы и братия призываются потрудиться на послушаниях. Послушание церковника, гостиничного, певчих, садовника, полевые работы, которые есть в монастыре, послушание повара, трапезника, иконописца, резчика по дереву и т.д. Каждый монах на том месте, где находится, должен чинно и с любовью исполнять свое послушание и трудиться с другими братиями с добрым к ним расположением. Любовь, соработничество, послушание и терпение – это добродетели, которые обеспечивают мир между нами и хорошее исполнение нашего послушания.

Третий шестичасовой промежуток посвящен личным нуждам монаха, исполнению келейного правила, которое включает в себя молитву по четкам, поклоны и то, что определит Геронда – духовник. Сюда входит также свободное время для чтения и других личных занятий.

Последний шестичасовой промежуток отводится для телесного отдыха монаха. Этого времени достаточно для того, чтобы телесно отдохнуть и набраться сил для шествия нашим монашеским путем и для исполнения наших послушаний.

В течение дня обычно бывает два приема пищи в трапезной монастыря. Все братство участвует в трапезе, и одновременно читается какой-то святоотеческий текст в зависимости от праздника, дня памяти святого или чтения, которое благословил Геронда (Геронтисса в женском монастыре).

Следуя всем вышеперечисленным правилам, будет преуспевать раб Божий и понимать осознанно, «почему он оставил мир» и каково истинное предназначение его посвящения в монахи.

Из доклада архимандрита Алексия (Мандзириса), игумена монастыря Ксенофонт (Святая Гора Афон), произнесенный на монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей» 21-22 июня 2018 года в Полоцком Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре.

Перевод с новогреческого инокини Александры (Купаленко)

Устав монастыря

Валаамский монастырь — ставропигиальный, то есть находится под наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси. Указом Патриарха Алексия II в Валаамской обители восстановлено игуменство, которое предусмотрено старинным Уставом Валаамского монастыря, утверждённым к применению также указом Патриарха. Устав Святого Валаама составлен по типу и строгости Афонских монастырей; повелевает «ничего не предпринимать настоятелю без совета братии». Поэтому регулярно собирается Духовный Собор старшей братии, в который входят игумены, духовник, благочинный, гостинник, ризничий, помощник игумена по приёму паломников, скитоначальники, казначей, эконом[22].

Распорядок дня

Одно из Валаамских чудес — лик старца Назария, проявившийся в 1997 году после удара грозовой молнии на сломе ветви дуба возле развалин его пустыни. Игуменское кладбище, 2012

О распорядке дня в Валаамском монастыре и особенностях богослужений подробно рассказал в православной печати настоятель — епископ Панкратий.

Богослужебный суточный круг в Валаамском монастыре начинается в 17:00 вечерней с малым повечерием. Затем читается валаамское монашеское правило, три канона с акафистом Божией Матери, и чин прощения.

После правила братия направляется в трапезную на ужин. В 21:00 удар колокола возвещает время безмолвия, во время которого монахи читают келейное правило, состоящее из Иисусовой молитвы и поклонов.

Утреня, предваряемая полунощницей, в монастыре совершается в 5:00. После этого братия переходит в храм Валаамской иконы Божией Матери, где служится ранняя Божественная литургия. Служба заканчивается в начале девятого. После утреннего чая (келейно) и краткого отдыха монашествующие, послушники и трудники отправляются на послушания, распределённые благочинным. В 13:00 — обед в братской трапезной. За трапезой очередной монах читает святоотеческие творения. Присутствие всей братии обязательно. После чтения настоятель в знак благословения передаёт чтецу часть своей трапезы, которую тот принимает с благодарностью и умилением. После трапезы в 13:30 каждый день у раки основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, служится молебен, а в среду — молебен у чтимого списка иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица». В воскресенье после вечерни соборно служится молебен с акафистом преподобным Сергию и Герману. В 21:00 — расход из храма.

Каждый монах вместе со своим духовником или с настоятелем индивидуально решает, когда лучше молиться, читать келейное правило. Для новоначальных насельников келейное правило длится обычно полчаса, затем, по мере приобретения навыка и духовного опыта, продолжительность чтения правила постепенно возрастает.

В 22:00 отход ко сну. Сон у братии длится обычно 4—5 часов ночью и пару часов днём, после обеда. Всего на сон в сутки выделяется 6-7 часов, как об этом предписывается в святоотеческих книгах. В «Добротолюбии» указано, что новоначальный монах должен спать 6 часов. «Меньше не надо, потому что нервная система может не выдержать. Но и досыта высыпаться тоже не рекомендуется», — уточнил в интервью для печати епископ Панкратий.

Распорядок дня в монастыре

6.00 – подъем
6.30 – 9.00 – акафист дня, часы, Божественная Литургия
10.00 – трапеза
10.30 – распределение на послушание
11.00 – 16.30 – послушания
17.00 – трапеза
18.00 – 20.30 – вечернее богослужение с правилом
23.00 – отбой

При необходимости вас могут попросить помочь на каком-либо послушании и во время богослужения, но если у вас есть желание помолиться, то вы можете сказать об этом благочинной.

Время проживания трудниц в обители рассматривается индивидуально.
Паломница может пользоваться книгами из монастырской библиотеки.
Заранее предупреждать о приезде не надо, по прибытии в монастырь нужно найти благочинную и получить благословение на размещение.

Особенности распорядка дня на Святой Горе

Афон живет по своему, особому распорядку и времени. Известно, что афонские монахи в начале ХХ века не приняли календарную реформу. Святогорские обители следуют юлианскому стилю. Кроме того, на Афоне суточный круг начинается от захода солнца – по византийской традиции.

Афон живет по своему, особому распорядку и времени. Известно, что афонские монахи в начале ХХ века не приняли календарную реформу. Святогорские обители следуют юлианскому стилю.

Кроме того, на Афоне суточный круг начинается от захода солнца – по византийской традиции. Однако гражданские ведомства и некоторые монастыри все же живут по европейскому времени, которое отличается от афонского на 3-7 часов, в разное время года.

Афонские монастыри условно делят сутки на три восьмичасья, во время которых монахи молятся, исполняют послушание и отдыхают. То есть, в общем, для молитвы, послушания и отдыха отведено по 8 часов.

Каждая обитель живет по своему распорядку дня, который изложен во внутреннем уставе.

Дионисиат, к примеру, живет по византийскому времени и распорядок монастыря отличается. В 6-7 часов после заката солнца монахи читают канон с земными поклонами;

В 7-10 – служится последование утрени;

10-11.30 – келейный отдых; 11.30-13.30 — приготовление к литургии, после которой служится молебен; Затем в течение получаса длится трапеза;

14-18 – время, отведенное для служб и послушания;

18-20 – отдых и занятия;

20-22.30 – вечерня. По завершению – ужин и прогулка до 24 часа. Повечерие служится в полночь, тогда же закрываются монастырские врата. Для сна отведено время от 1 до 6 часа.

В Ватопеде же установлен график, согласно мирскому, европейскому времени, более привычному для паломников:

4.00 – 7.00 – служится утреня, литургия, затем — завтрак;

7.00 – 10.00 – монахи выполняют как внутреннее, так и внешнее монастырские работы;

10.00 – 12.00 – выполнение работ по хозяйству, организация приема гостей и обучение;

12.00 – 15.00 — трапеза и отдых;

15.00 – 16.00 – служится вечерня и повечерие;

16.00 – 18.00 – послушание, время, отведенное для визитов, прогулок;

18.00 – 19.00 — приготовления ужина;

19.00 – 21.00 – вечерний прием пищи и занятия;

21.00 – 4.00 – чтение монашеского правила, молитв, затем – отдых.

Распорядок изменяется на праздники и в воскресные дни, а также во время постов. Продолжительность служб во время постов, особенно во время Великого поста продлевается. Также корректируется время, отведенное для приема пищи и отдыха. Например, в дни, когда нет поста, монашеские трапезы готовят дважды в день – после литургии и вечерни. В понедельник (для монахов это тоже постный день – в честь Небесных сил бесплотных), среду и пятницу, в Великий пост – одна трапеза, после вечерни, которая на Афоне называется «единоедение» (μονοφαγία).

Каменно-Бродский Свято-Троицкий мужской монастырь

Урюпинская и Новоаннинская епархия

  • Главная
  • Начинающему христианину
  • Святыни
  • Новости
  • Фотогалерея
  • Распорядок дня в монастыре
  • Помощь монастырю
  • Контакты
  • О монастыре
  • Общецерковные новости
  • Статьи с Православия.Ru
  • Путешествия
  • Календарь
  • Телевидение
  • Радио
  • Часовня
  • Гостевая книга

Распорядок дня в монастыре

6.30 — общее утреннее правило в храме

7.30 — завтрак (чай), назначение послушаний

13.00 — чтение Часов (3, 6 и 9-го) в трапезной

17.00 — вечернее Богослужение с Акафистом

20.00 — общее вечернее правило в храме

11.00 — Панихида (если нет праздника)

17.00 — Всенощное бдение

21.00 — общее вечернее правило в храме

В воскресенье и праздничные дни:

6.30 — общее утреннее правило в храме

7.30 — чтение Часов в храме

8.00 — Божественная Литургия

14.30 или 15.30 — чай

16.00 или 17.00 — вечернее богослужение с Акафистом

Православный календарь и икона дня (на сегодняшний день)

Режим дня в некоторых монастырях

В то время как весь цивилизованный мир изменяется быстрее и быстрее, приближаясь к собственному идеалу эффективности, достатка и комфорта, есть места, где жизнь отстает от нашей лет примерно на пятьсот. В монастырях братия живет по древним законам.

Святая Гора Афон

Согласно законам Святого Афона более молодой монах обязан ухаживать за более пожилым. У монахов много и других обязанностей. Их день проходит в трудах и молитвах. Подъем — в пять утра. Затем служится литургия, после которой монахи идут в трапезную, где пьют чай или кофе. Потом они заняты работой. В 13:00 — обед. Летом есть часовой послеобеденной сон. Зимой этого нет. Ввиду короткого светового дня монахи встают в четыре утра. После обеденного сна — работа. Монахи не ужинают. Вечером они идут в церковь, где приносят благодарения Богу за прожитый день. Последняя молитва приносится Ангелу Хранителю на предстоящую ночь.

В праздники жизнь монахов отличается от будней. Они целый день проводят в церкви, ходят с визитами в другие монастыри и келлии. Вечером для всех накрываются столы для трапезы. Готовится рыба.

На вопрос о том, как жить сегодня людям в таком не простом современном мире, где много жестокости и злости, архимандрид Феонас — настоятель келлии святого Никодима — ответил просто: «Просыпаясь каждое утро, помните, что самый большой подарок, который сделал для нас Господь, это его жизнь. Умываясь, всегда думайте о том, что этот ваш день может быть последним в вашей жизни и поэтому, надо делать только хорошее, любить ближнего. Ведь смысл учения Христа — в любви. И люди должны, не просто говорить о ней, а иметь любовь внутри себя».

Распорядок дня корейских буддийских монахов и монахинь

В корейском буддийском монастыре день начинается в 3 часа утра. Один из монахов встаёт раньше других и облачается в церемониальную одежду. Затем он тихо начинает бить в «моктхак», деревянный колокообразный ударный инструмент, и петь буддийские сутры. Продолжая песнопение он проходит по всей территории монастыря.

Эта церемония пробуждения выполняется ежедневно, независимо от погоды. Монахи, услышав звуки «моктхак», встают и готовятся к утренней церемонии. Через некоторое время раздаются удары в большой монастырский колокол, барабан, гонг и деревянную рыбу, и все монахи идут к Главному залу для песнопения.

Перед утренней церемонией монахи бьют в четыре предмета: большой колокол, барабан, гонг и деревянную рыбу. Каждый из этих предметов представляет группу существ, живущих в мире. Большой колокол звонит для предков, барабан из кожи животного — для животных, гонг в форме облака — для существ, живущих на воздухе, а рыба, вырезанная из бревна — для существ, живущих в воде. Считается, что услышав удары и песнопение, каждое существо освобождается мудростью Будды.

После утренней церемонии, каждый из монахов продолжает своё занятие: студенты идут в ученический зал, старшие монахи идут в зал размышления, а рабочие монахи готовят завтрак.

Завтрак начинается в 6:00 часов. Он состоит из овсяной каши и квашенных овощей, которые подаются в четырёх индивидуальных посудах. Наиболее важная часть дня — время после завтрака, в которое можно спокойно заняться своим учением. В это время большинство монахов продолжают заниматься или медитируют.

В 10:30, помня традицию Будды есть один раз в день, монахи собираются в Главном зале, поют и предлагают рис. После этой церемонии наступает время обеда. Монахи поют до и во время еды, что делается для того, чтобы напомнить себе, что еда употребляется не для наслаждения, а для питания организма.

После короткого периода свободного времени после обеда, монахи вновь занимаются учёбой до 17:00. Затем время для ужина, которое зависит от сезона. Зимой в монастыре ужинают на один час раньше, чем летом. Приблизительно через час после ужина большой колокол храма объявляет время для песнопения:

Услышав звук колокола, монахи идут к Главному залу и занимаются там песнопением и медитацией. Затем около 21:00 монахи могут ложатся спать, и все огни в храме выключаются.

Особенности распорядка дня на Святой Горе

Афон живет по своему, особому распорядку и времени. Известно, что афонские монахи в начале ХХ века не приняли календарную реформу. Святогорские обители следуют юлианскому стилю. Кроме того, на Афоне суточный круг начинается от захода солнца – по византийской традиции.

Афон живет по своему, особому распорядку и времени. Известно, что афонские монахи в начале ХХ века не приняли календарную реформу. Святогорские обители следуют юлианскому стилю.

Кроме того, на Афоне суточный круг начинается от захода солнца – по византийской традиции. Однако гражданские ведомства и некоторые монастыри все же живут по европейскому времени, которое отличается от афонского на 3-7 часов, в разное время года.

Афонские монастыри условно делят сутки на три восьмичасья, во время которых монахи молятся, исполняют послушание и отдыхают. То есть, в общем, для молитвы, послушания и отдыха отведено по 8 часов.

Каждая обитель живет по своему распорядку дня, который изложен во внутреннем уставе.

Дионисиат, к примеру, живет по византийскому времени и распорядок монастыря отличается. В 6-7 часов после заката солнца монахи читают канон с земными поклонами;

В 7-10 – служится последование утрени;

10-11.30 – келейный отдых; 11.30-13.30 — приготовление к литургии, после которой служится молебен; Затем в течение получаса длится трапеза;

14-18 – время, отведенное для служб и послушания;

18-20 – отдых и занятия;

20-22.30 – вечерня. По завершению – ужин и прогулка до 24 часа. Повечерие служится в полночь, тогда же закрываются монастырские врата. Для сна отведено время от 1 до 6 часа.

В Ватопеде же установлен график, согласно мирскому, европейскому времени, более привычному для паломников:

4.00 – 7.00 – служится утреня, литургия, затем — завтрак;

7.00 – 10.00 – монахи выполняют как внутреннее, так и внешнее монастырские работы;

10.00 – 12.00 – выполнение работ по хозяйству, организация приема гостей и обучение;

12.00 – 15.00 — трапеза и отдых;

15.00 – 16.00 – служится вечерня и повечерие;

16.00 – 18.00 – послушание, время, отведенное для визитов, прогулок;

18.00 – 19.00 — приготовления ужина;

19.00 – 21.00 – вечерний прием пищи и занятия;

21.00 – 4.00 – чтение монашеского правила, молитв, затем – отдых.

Распорядок изменяется на праздники и в воскресные дни, а также во время постов. Продолжительность служб во время постов, особенно во время Великого поста продлевается. Также корректируется время, отведенное для приема пищи и отдыха. Например, в дни, когда нет поста, монашеские трапезы готовят дважды в день – после литургии и вечерни. В понедельник (для монахов это тоже постный день – в честь Небесных сил бесплотных), среду и пятницу, в Великий пост – одна трапеза, после вечерни, которая на Афоне называется «единоедение» (μονοφαγία).

Внутренний распорядок в монастыре: келейное пребывание монахов

Доклад игумена Евсевия (Тюхлова), наместника Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря, произнесенный на монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей» в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре г. Полоцка 21-22 июня 2018 года.

«И некто из отцев говорит: «сиди в келлии

своей, и она научит тебя всему».

Преп. Симеон Новый Богослов

Вся жизнь и деятельность православного монастыря направлена на духовное преуспеяние его насельников. В этом суть и смысл его пребывания в этом мире. Монастырь – это место коллективного удаления от падшего мира и его соблазнов; здесь должна очищаться, умиротворяться и преображаться до ангельского образа подвизающаяся душа. Если этого не происходит, то следует искать причину. Как правило, основной причиной духовного преуспеяния монастыря является игумен.

Духовная плодоносность монастыря определяется множеством факторов, и каждый фактор существенен, нет в жизни монастыря ничего малозначащего. Основным фундаментом издревле почитался монастырский уклад, способствующий молитве не только общественной, богослужебной, но и келейной. Молитва всегда почиталась краеугольным камнем в живом здании православного монастыря.

Келья – основное земное прибежище монаха. Келья является местом отдыха, молитвенного делания, чтения Библии и творений святых отцов. Нередко келья является и местом послушания: творчества или рукоделий. Пребывание в келье, или вне ее, зависит от множества факторов: таких масштабных как регионально-климатические условия и монастырский уклад, до сугубо индивидуальных особенностей монаха. Распорядок пребывания насельника монастыря в келье всегда определялся монастырским уставом и игуменом монастыря.

Монастырский устав, как правило, формировался основателем монастыря. Например, Нило-Сорский монастырь был скитского характера со строгим уставом келейного жительства. Келейное правило иноков скита было большим, но в уставе оговаривалась и мера для немощных монахов. Мера для каждого монаха могла устанавливаться отдельно: «немощьным несть Устава». «Да аще кто от сих не может съвершати вес преданый уставъ, а онъ половину сего. Аще ли ни сей и онъ третию часть или четверътую. кождо противу своей крепости». «И о реченных, колико могут вместити, да вместят» (РНБ. Кир. – Бел. № 25/1102. Л. 215).[1]

Мере в духовном делании уделялось особое значение: «Но яко всяко дело мера украшает» (Там же. Л. 228 об.). «Рече бо некий от святых о семь, яко вся, иже выше меры начинаете, от бесов сут таковая» (Там же. Л. 229).[2] Очевидно, мера монастырских нагрузок всегда учитывалась в монастырях, учитывается она и в наше время. Вот что по этому поводу говорит Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы: «На первое место при составлении уставов для каждого монастыря выходит индивидуальный, личностный подход, когда, при наличии и действии общих правил, для каждого члена монашеской общины существует своя мера в степени исполнения тех или иных установлений, определяемая духовным наставником – игуменом/игуменией. Кроме того, и сами общие правила могут быть изменяемы в соответствии с общим духовным возрастом и состоянием обители, ради внутреннего преуспеяния монашествующих».[3]

Само иноческое правило всегда было различным в разных монастырях, оно менялось и со временем в самих монастырях, что вполне естественно, ведь время направлено на прогрессивное развитие и повышение образовательного уровня общества. Вот что пишет об изменении молитвенного правила Е.В. Романенко: «В результате активных книжных связей русских монастырей с Афоном на протяжении второй половины XIV и всего XV столетия, видимо, менялось и уставное молитвенное правило русских иноков. В XVI в. повседневное чтение Псалтири стало уже обязательным».[4] Но при этом молитвенные правила в общежительных монастырях и скитских всегда значительно различались: «Ино же есть делание безмолвна, и ино общаго жития» – так писал в своих главах «О мысленном делании» преподобный Нил Сорский».[5]

Исторический период, уже сложившиеся традиции, основатели монастырей и их последователи естественным образом влияли на внешние и внутренние условия пребывания монастырей. Иноки скитов и отшельники даже запасались Святыми Дарами: «Скитские иноки могли, как пустынники и отшельники, – пишет Е.В. Романенко, – причащать себя сами Святыми Дарами, которыми запасались, будучи на службе в монастыре. Преподобный Нил Сорский выписал это правило святого Василия Великого в свой сборник и, видимо, руководствовался им в то время, когда в скиту еще не было храма и регулярных служб (Там же. Л. 15 об.).[6]

«Монастырский устав определяет дисциплинарную сторону монастырского быта, а распорядок дня в монастыре зависит от богослужебного устава. Его основу составляет типикон (по-русски – устав) Православной Церкви, сложившийся в течение нескольких столетий».[7] И все-таки, уклад монастырской жизни в большей степени определяется соответственно задачам, которые игумен полагает для себя и насельников монастыря. Соответственно этому и время нахождения монаха в келье, и его времяпрепровождение в ней, в большой степени зависит как от богослужебного устава, так и от направления монастырского быта.

Для монахов уединенников и затворников келья всегда являлась местом основного или постоянного пребывания. В современных монастырях только схимники неисходно пребывают в своих кельях и покидают их разве только на время общественной молитвы в храме. Для трудников келья, как правило, является исключительно только местом для отдыха.

В общежительных монастырях, которых ныне в РПЦ подавляющее большинство, для умной и умно-сердечной молитвы, только келья может служить идеальным местом для усвоения навыков и совершенствования духовной жизни инока. Игумения Мелания, настоятельница монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция), в своем выступлении за круглым столом «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций» говорит: «Наша приснопамятная старица Феврония советовала нам быть осмотрительными и говорила: «Меня интересует внутренняя жизнь, молитва и безмолвие, и чтобы жизнь была угодной Богу. Сестры, на которых возложено соответствующее послушание, пусть служат людям, а другие пусть молятся в своих кельях, пусть возжигают фимиам, берут книги и занимаются. Так эти келейные труды, молитва и безмолвие становятся продолжением богослужебной жизни, продолжением Божественной Евхаристии».[8]

Вот какой совет дает преп. Симеон Новый Богослов подвизающимся в монастыре: «Когда кончится служба утренняя, ты, по выходе из церкви, не заводи праздных разговоров с тем или другим и умом своим не рассеивайся туда и сюда, но спеши прямо в келлию свою, и там совершив определенную тебе для сего молитву, берись или за свое рукоделье, или за данное тебе послушание, или за чтение. Никогда не оставайся совершенно праздным в келлии своей, чтобы праздность не научила тебя всякому злу, о котором не нахожу нужным говорить тебе. Но и по монастырю не кружись, и не любопытствуй, как кто занимается своим рукодельем, или исполняет свое послушание.[9]

Рукоделие в келье должно быть таким, чтобы не воспитывало пристрастие к нему, то есть не было творческим. Как пишет свят. Игнатий Брянчанинов в своей книге «Приношение современному монашеству»: «В келлиях должно заниматься душеполезным чтением и таким рукоделием, которое не возбуждало бы пристрастия к себе. Иначе все твое внимание отвлечется к рукоделию, к которому имеешь пристрастие: Бог и твое спасение соделаются чуждыми для тебя».[10]

Келья является, пожалуй, единственным идеальным местом для уединения и умного делания инока. Именно в кельях во время молитвенных подвигов бывали Откровения и небесные созерцания подвизающимся святым отцам. Вот как описывает один из таких подвигов перед созерцанием в книге монаха Иосифа о старце Иосифе Исихасте: «В таком-то состоянии, будучи погруженным в скорбь от своих тягот, я затворился в келлии и сел на скамейку, чтобы насколько возможно сосредоточить свой ум на молитве и в этом найти укрепление. Не знаю, сколько времени продолжались мои усилия и как долго я с великим смирением призывал милость Божию. Внезапно я ощутил утешение и, как это всегда бывает в таком состоянии, исполнился света, а сердце мое было залито Божественной любовью. Я был в исступлении и находился среди ослепительного света, а передо мною простиралась огромная равнина, подобная морю, которой нигде не было видно предела».[11]

Келья может стать как местом духовного совершенствования, так и местом духовной деградации, поэтому жизни келейному пребыванию насельников игумен или игуменья должны уделять особое внимание и попечение. В келье не должно быть предметов прихоти и роскоши. Тот же святитель Игнатий пишет: «Новоначальным не должно заводить в келлии мшелоимства[12], то есть различных предметов прихоти и роскоши».[13] Но я бы заметил, что не только новоначальным пагубно мшелоимство, оно пагубно для всякого монашествующего. Даже для монастыря в целом, для его духовности весьма вредно излишнее стремление к стяжанию материальных благ. Хорошо известно из многовековой истории христианства, что монастыри могли материально богатеть и одновременно деградировать духовно, так как эта обратно пропорциональная зависимость закономерна, ибо непреложно слово Господне: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:24).

Желание сочетать несовместимое во все времена оказывалось самообольщением и не увенчалось успехом. Тому имеется множество исторических примеров: католицизм и протестантизм, иосифлянство в России XVI–XVIII вв. и современное духовное оскудение даже на Святой Горе Афон, насельники которого все теснее взаимодействуют с миром. В связи с чем истинная духовность из внутренней все более обретает внешние формы. Так в свое время была организована жизнь в монастыре преп. Иосифа Волоцкого. Направляемая на обогащение, духовная жизнь насельников при этом была до крайности формализована, и на келейную молитву у иноков не оставалось ни времени, ни сил.[14]

Во все времена мир пагубно влиял на духовное состояние монастырей, тому яркий пример так называемая «скоромная драма» на Горе Афон: «В течение столетия от конца XI до конца XII вв. (от 1080 до 1177 гг.) на Афоне появляется и распространяется, как называют его, «скоромное зло»».[15] Когда в начале XII в., в патриаршество Николая Грамматика, валахи стали изгоняться с Афона, монастырские кельи покидали не только игумены, уходя в мир, но и безмолвники. А.П. Лебедев пишет: «Только и слухов было: такой‑то безмолвник, страшный бесам, уходит с Афона с таким‑то валахом, и такой‑то игумен удаляется с таким‑то игуменом. Из монастырей, – утверждает дееписатель, – все полным домом выходили со своими приятелями валахами».[16]

В наше время, когда идет активное восстановление монастырей и возрождение монастырской жизни, все монашествующие и священноначалие искренне желают духовного возрастания. О методах и путях этого возрастания говорится весьма много как в повседневной жизни, так и на различных соборах, семинарах и богословских симпозиумах, тем более, что в Церкви на этот счет имеется богатейший святоотеческий опыт. Но одно дело говорить, а другое дело претворять в жизнь.

Восстановление монастырей идет весьма быстро и успешно, чему способствуют не только современные технические и экономические возможности, однако и помощь Божия, и духовное возрождение не может быть признано столь же успешным. Это и понятно, и вполне объяснимо, но объяснимость и понятность не оправдывают слабого духовного роста. Истинное монашество всегда стремилось к совершенному отречению от мира и уходу от него, ибо падший мир и христианство – это две несовместимые сущности. В наше время, чтобы совершенно отрешиться от мира, необходимо очень постараться, и тогда, конечно, Господь поможет. Для этого необходимо создавать оазисы духовности в скитах. Они должны оставаться неведомыми для мира, в противном случае мир со своими подношениями очень быстро все прибирает к своим рукам и нивелирует духовность. Относительно этого обстоятельства известен наказ Ангела, данный преп. Пахомию Великому: «Сторонний никто не должен входить в монастырь, а однажды вошедший должен оставаться с ними навсегда».[17] А это означает, что сообщение монастыря с миром прервано раз и навсегда.

Режим дня в некоторых монастырях

В то время как весь цивилизованный мир изменяется быстрее и быстрее, приближаясь к собственному идеалу эффективности, достатка и комфорта, есть места, где жизнь отстает от нашей лет примерно на пятьсот. В монастырях братия живет по древним законам.

Святая Гора Афон

Согласно законам Святого Афона более молодой монах обязан ухаживать за более пожилым. У монахов много и других обязанностей. Их день проходит в трудах и молитвах. Подъем — в пять утра. Затем служится литургия, после которой монахи идут в трапезную, где пьют чай или кофе. Потом они заняты работой. В 13:00 — обед. Летом есть часовой послеобеденной сон. Зимой этого нет. Ввиду короткого светового дня монахи встают в четыре утра. После обеденного сна — работа. Монахи не ужинают. Вечером они идут в церковь, где приносят благодарения Богу за прожитый день. Последняя молитва приносится Ангелу Хранителю на предстоящую ночь.

В праздники жизнь монахов отличается от будней. Они целый день проводят в церкви, ходят с визитами в другие монастыри и келлии. Вечером для всех накрываются столы для трапезы. Готовится рыба.

На вопрос о том, как жить сегодня людям в таком не простом современном мире, где много жестокости и злости, архимандрид Феонас — настоятель келлии святого Никодима — ответил просто: «Просыпаясь каждое утро, помните, что самый большой подарок, который сделал для нас Господь, это его жизнь. Умываясь, всегда думайте о том, что этот ваш день может быть последним в вашей жизни и поэтому, надо делать только хорошее, любить ближнего. Ведь смысл учения Христа — в любви. И люди должны, не просто говорить о ней, а иметь любовь внутри себя».

Распорядок дня корейских буддийских монахов и монахинь

В корейском буддийском монастыре день начинается в 3 часа утра. Один из монахов встаёт раньше других и облачается в церемониальную одежду. Затем он тихо начинает бить в «моктхак», деревянный колокообразный ударный инструмент, и петь буддийские сутры. Продолжая песнопение он проходит по всей территории монастыря.

Эта церемония пробуждения выполняется ежедневно, независимо от погоды. Монахи, услышав звуки «моктхак», встают и готовятся к утренней церемонии. Через некоторое время раздаются удары в большой монастырский колокол, барабан, гонг и деревянную рыбу, и все монахи идут к Главному залу для песнопения.

Перед утренней церемонией монахи бьют в четыре предмета: большой колокол, барабан, гонг и деревянную рыбу. Каждый из этих предметов представляет группу существ, живущих в мире. Большой колокол звонит для предков, барабан из кожи животного — для животных, гонг в форме облака — для существ, живущих на воздухе, а рыба, вырезанная из бревна — для существ, живущих в воде. Считается, что услышав удары и песнопение, каждое существо освобождается мудростью Будды.

После утренней церемонии, каждый из монахов продолжает своё занятие: студенты идут в ученический зал, старшие монахи идут в зал размышления, а рабочие монахи готовят завтрак.

Завтрак начинается в 6:00 часов. Он состоит из овсяной каши и квашенных овощей, которые подаются в четырёх индивидуальных посудах. Наиболее важная часть дня — время после завтрака, в которое можно спокойно заняться своим учением. В это время большинство монахов продолжают заниматься или медитируют.

В 10:30, помня традицию Будды есть один раз в день, монахи собираются в Главном зале, поют и предлагают рис. После этой церемонии наступает время обеда. Монахи поют до и во время еды, что делается для того, чтобы напомнить себе, что еда употребляется не для наслаждения, а для питания организма.

После короткого периода свободного времени после обеда, монахи вновь занимаются учёбой до 17:00. Затем время для ужина, которое зависит от сезона. Зимой в монастыре ужинают на один час раньше, чем летом. Приблизительно через час после ужина большой колокол храма объявляет время для песнопения:

Услышав звук колокола, монахи идут к Главному залу и занимаются там песнопением и медитацией. Затем около 21:00 монахи могут ложатся спать, и все огни в храме выключаются.

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Нуж­но по­ну­дить се­бя, что­бы при­вес­ти се­бя в по­ря­док, нуж­но пот­ру­дить­ся в под­ви­ге ра­ди Гос­по­да, по­тер­петь вся­кую тя­го­ту и не­у­до­б­ства в борь­бе с со­бою, со сво­и­ми страс­тя­ми.

оптинские
книги

Оптинские
праздники

11 октября ст. ст.

Собор преподобных Оптинских Старцев: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия I (1894), Исаакия I (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия II (1922), Нектария (1928), Никона исп. (1931), прмч. Исаакия II (1938)

Расписание Богослужений

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Последний фотоальбом

Духовные беседы с паломниками

Правила поселения и проживания в паломнической гостинице Предтеченского Скита

В паломническую гостиницу бесплатно поселяются мужчины, православного вероисповедания или готовящиеся принять крещение, приехавшие на срок более трех суток, готовые нести трудовые послушания, имеющие при себе паспорт, без вредных привычек.

Не поселяются паломники без документов, в нетрезвом виде, психически больные, люди без определенного места жительства. Препятствием к поселению является наличие серьезных заболеваний и инвалидности, в связи с отсутствием необходимых условий для этого.

Срок поселения в каждом случае определяется индивидуально.

В гостинице действует следующий распорядок дня (в будние дни):

  • 5-00 Подъем
  • 5-30 Богослужение в Введенском соборе монастыря
  • 8-15 Завтрак в паломнической трапезной
  • 8-50 Развод в гостинице, на котором определяется послушание на день
  • 9-00 – 16-00 Трудовые послушания
  • 12-00 – 14-00 Обеденный перерыв
  • 17-00 – 20-00 Вечернее богослужение в Казанском храме монастыря
  • 20-00 Ужин в паломнической трапезной
  • 21-30 Вечернее правило в гостинице (покаянный канон, вечерние молитвы)
  • 23-00 Отбой

В субботу и накануне церковных праздников – короткий рабочий день (до 12-00).

В воскресные и праздничные дни – выходной день.

Соблюдение распорядка дня, посещение богослужений и выход на послушание является обязательным.

Ссылка на основную публикацию