Псково печерский монастырь старец никон где принимает

Старцы Псково-Печерского монастыря

Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель хорошо знают во всем мире. Основой такой широкой известности стали великие старцы, праведники, жившие в разные периоды истории монастыря.

Пещеры Псково-Печерской обители

Название связано с присутствием пещер на территории монастыря. Первая пещерная церковь была названа в честь Успения Божьей Матери. Ее выкопал собственноручно преп. Иона в холме, состоящем из песчаника, в 1473 году. Этот год и считается датой основания обители.

Все монастырские пещеры делятся на дальние и ближние. Протяженность последних — около 15 метров. Здесь покоятся мощи великих преподобных отцов. Дальние пещеры состоят из семи галерей, общая протяженность которых составляет примерно 200 метров. К ним примыкает пещерный храм Воскресения Христова.

Здесь же находится монастырское кладбище. Монахов хоронят на 5 и 6 улице, а остальных — в других галереях. Умершие тела помещают в гробы, которые не засыпают землей, а обустраивают в нишах пещерных стен. Общее число захоронений здесь довольно велико, — около 10 тысяч.

Великие святые Псково-Печерской обители

Монастырь подарил миру череду святых отцов, чья жизнь и подвиги протекали в разные годы существования монастыря. В череду прославленных церковью Псково-Печерских подвижников входят девять имен:

  • Симеон (Желнин), иеросхимонах, преподобный, представился 1960 году;
  • Александр (Петровский), архиепископ Харьковский, священномученик. Был игуменом монастыря в 1917-19 гг., умер в тюремной больнице в 1940 году;
  • Лазарь Прозорливый, иеросхимонах, преподобный. Усердно молился о спасении России во время нашествия Наполеона. Дважды принимал в своей скромной келии государя Александра Первого. Умер 1824 году;
  • Дорофей Югский, схимник, преподобный. Основатель Югской обители в Ярославской епархии. Представился в 1622 году, день памяти — собор Ростово-Ярославских святых (5.06);

Преподобные Псково-Печерские и их сподвижники открывали волю Божью приходящим людям всех сословий России. Учили жить по совету старцев.

Современные старцы обители

Старцем в православии считается человек, имеющий богатый духовный опыт, осуществляющий наставничество других людей, менее искушенных в духовной науке. Псково-Печерский монастырь породил целую плеяду таких богатырей, приводящих людей к Богу, утешающих и назидающих не только словами, но и своим примером.

В 20-м веке многочисленные подвижники благочестия украшали своей жизнью Псково-Печерскую обитель. Среди них:

  • иеросхимонах Феодосий, встречавший в обители 5.08.1903 г. страстотерпца царя Николая 2 и царицу Александру;
  • архимандрит Мефодий Холмский, настоятель монастыря в начале прошлого века. Друг святого праведного Иоанна Кронштадтского, предсказал свою кончину в Санкт-Петербурге;
  • Валаамские старцы, среди которых можно назвать схиигумена Луку, схимонаха Николая, прибывших в Псково-Печерскую обитель из Финляндии с Нового Валаама по окончании ВОВ;
  • многие другие.

Подвижники того времени говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств». А о себе скромно добавляли: «Мы не ученые, но толченые». Искание Царства Божьего в своем сердце, обучение Иисусовой молитве, терпение всех бед и скорбей ради Христа, — составляли суть их духовной науки.

Подвизались в обители и ученые-монахи: митрополит Вениамин (Федченков), оставил богатое просветительско-литературное наследие, например, «Божьи люди», «Небо на земле» и др.

Было много и других старцев:

  • схиигумен Савва (Остапенко);
  • схиархимандриты: Пимен Гавриленко (подвизался на Кавказских горах), Агапий Агапов (прошел лагеря и строил Беломоро-Балтийский канал, был в немецком плену), Паисий Семенов (участник ВОВ), Александр Васильев (исполнитель Богородичного правила);
  • архимандриты: Серафим Розенберг (подвизался в обители 62 года, неизменный ризничий), Феофан Малявко (регент, участник ВОВ), Антипа Михайлов (десятилетия служил молебны перед чудотворной иконой Божьей Матери «Успение»), Никита Чесноков (сохранил святые мощи из Новгородского храма), Иоанн Тихомиров (келарь, участник ВОВ, творец Иисусовой молитвы), Нафанаил Поспелов (труженик, секретарь духовного собора, казначей, вместе с отцом Алипием защитник обители во времена хрущевских гонений):
  • многие другие, о которых можно почитать в книге «Будьте совершенны» 2008 г.

Важно! Старцы, подвизавшиеся в обители, — это по-настоящему великие люди, в словах и делах которых заключены правда и благодать, доброта и любовь. Они составляют оплот православной веры и потенциал для ее дальнейшего развития. О некоторых из них расскажем поподробнее.

Отец Иоанн Крестьянкин

Псково-Печерская обитель подарила миру одного из самых почитаемых старцев современности — отца Иоанна Крестьянкина. Это был истинный подвижник, знающий волю Божью, исполненный духовной силы и мудрости. К нему съезжались люди со всей России. Находился батюшка постоянно в окружении толпы паломников, жаждущих от него мудрого, прозорливого совета.

Батюшка никогда не диктовал никому своей воли, но те, кто противился и не выполнял старческих советов, как правило, ожидали разочарование и искреннее раскаяние. Отец Иоанн терпеливо, с любовью принимал таких людей и старался помочь исправить все совершенные ими ошибки.

Отец Иоанн Крестьянкин — это особое, удивительное и прекрасное явление в церковной жизни 20-го века в России. О нем можно говорить очень много. Его называли старцем старцев. Он отсидел годы в тюрьмах, в ссылках, но ничто не могло сломить ни его веры, ни его радости о Божественной жизни.

Старец Адриан (Кирсанов)

В прошлом 2018 году на 97 году жизни скончался старец Адриан. В свое время он изгонял бесов, был одним из самых загадочных монахов Псково-Печерского монастыря того периода. К нему стекались страждущие и нуждающиеся в духовном утешении со всей России, всего мира. Он был ветераном Великой Отечественной войны, постриг принял в Троице-Сергиевой лавре. В Псково-Печерской обители подвизался с 1975 года.

Старец Никон (Антонов)

Иоанн Крестьянкин перешел в вечные обители, но в настоящее время в обитель вернулся его ученик, старец схиархимандрит Никон. Начиная со школьных лет, он трудился в Псково-Печерской обители на различных послушаниях. С детских лет общался с Иоанном Крестьянкиным, который стал ему духовным отцом.

Затем поступил в обитель на постоянное жительство (1973 г.), вскоре принял монашество. Но через несколько лет монастырской жизни ему пришлось покинуть святые стены. Был назначен настоятелем храма в одном из сел Псковской области. В 2012 году вернулся в родную обитель, и с тех пор подвизается там. Тогда же стал схимником.

Архимандрит Нафанаил (Поспелов)

Был казначеем Псково-Печерского монастыря. Его детство протекало в условиях принудительной коллективизации. Великую Отечественную войну прошел летным механиком. Его отец, Николай Поспелов, был расстрелян в 1937 году и причислен впоследствии к сонму новомучеников Российских.

До вступления в монастырь арх. Нафанаил вел трудную, подвижническую жизнь, полную трудностей и лишений. Это его подготовило к будущему монашескому пути. Тщательно скрывал свои духовные дарования как от монастырской братии, так и от всех остальных.

Был духовным чадом о. Алипия, защищавшего монастырь и веру в Бога во время хрущевских гонений. Перенял от своего наставника дар мудрого слова. Перед смертью отказался ставить себе кардиостимулятор, чтобы продлить жизнь. Когда умирал, позвонил в колокольчик и тем самым известил братию о своей кончине.

Архимандрит Тихон (Секретарев)

Возглавлял монастырь с 1995 года по 2018 год. Умер от тяжелой болезни в конце того же года. Олицетворял собою целую эпоху. Благодаря его подвижническим трудам был известен не только в России, но и далеко за ее пределами.

Много времени и средств уделял благоустроению обители и сделал ее одной из самых посещаемых в России. Вел активную просветительскую деятельность, особенно уделял большое внимание воспитанию молодежи. Президент его лично наградил орденом св. Александра Невского в 2017 году.

Как доехать в монастырь

Добраться в монастырь совсем нетрудно, — туда регулярно ходят экскурсионные и рейсовые автобусы. Добраться можно поездом через Москву или Санкт-Петербург, далее в город Печоры. А оттуда рукой подать.

Монастырь находится недалеко от этого старинного живописного городка, и каждый его житель укажет к нему дорогу.

Псково-Печерский монастырь — история, святыни, паломничество

Псково-Печерский монастырь является одним из самых крупных монастырских комплексов паломничества и монашества.

Название произошло из-за находящихся в нем пещер.

Сегодня это одно из почитаемых и посещаемых мест христиан.

Адрес, как добраться, где остановиться

Монастырь располагается в городе Печоры, Псковской области, на ул.Международной 5.

Телефон – (83149) 2-63-60 или 2-18-60.

Добраться до монастыря можно из Пскова, сев на автобус No207, идущий с автовокзала, или же на такси.

Остановиться можно в бесплатной монастырской гостинице «Дом паломника», расположенной в несколько километров от обители. Там может остановиться группа от 7 человек по записи на трое суток.

Переночевать можно в гостевом доме «Путь Пилигрима», отеле-парке «Печоры-Парк», мини-гостинице «Ваш Берег», гостинице «Планета», гостинице «Странник». Количество свободных мест лучше узнавать заранее, так же как и бронировать номера.

Остановиться можно также в частных квартирах или комнатах города Печоры.

Режим работы и расписание богослужений монастыря

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь практически всегда доступен паломникам для посещения. Пещеры закрыты только с 6 по 9 января и с 26 по 29 августа.

Посещение пещер и монастыря стоит планировать заранее, подстраивая свой визит под праздники, богослужения и дни недели, поскольку каждую пятницу и понедельник некоторые пещеры закрыты. Также они недоступны для посещения за час до начала богослужения.

Экскурсии от местных проводников или монахов проводятся с 9 по 16 за символические пожертвования. Записаться на них нужно по телефону, либо на официальном сайте монастыря.

Помимо экскурсии, можно всегда набрать святой воды в местных родниках. Во время литургии, можно исповедаться и причаститься в монастыре.

Узнать ответы на интересующие вопросы можно с 10 до 18 вечера у дежурного священника Сретенского храма.

Общее расписание богослужений можно посмотреть ниже:

История возникновения монастыря

Храм Божий возник в 1473 году, когда монах Иоанн построил Успенскую церковь на найденных святых пещерах. Позднее церковь была разрушена и опустошена лифляндцами, но в 16 веке вновь была отстроена меценатами.

Меценаты сделали это место популярным. Они выкупали пленных из окружающих селений и, тем самым, зазывали людей молиться в божьем храме.

Благодаря славе и возросшим финансам, церковь была обнесена оборонной крепостью.

Позднее при штурмах ливонцев, шведов, литовцев и французов, она выстояла и смогла защитить местное население. В годы ВОВ она также выполняла оборонную функцию, а также принимала раненых и пострадавших.

В 1960 году была реконструирована и преображена. Теперь используется только для паломнических, просветительских и других религиозных целей.

Братия монастыря сегодня

Псково-Печерский монастырь прославился не только своими пещерами, родниками и богатой историей, но и своими старцами, входящими в братию монастыря. Многие посещали обитель только из-за них, пытаясь получить важный для себя совет и духовное наставление.

Сегодня на территории монастыря находятся множество старцев, которые стали поистине великими людьми. Они стали оплотом православия и почитаемыми духовными наставниками для множества паломников.

Старец Никон

Старец Никон — один из немногих почитаемых людей монастыря, прошедших через тернии на пути к Богу. Сегодня к нему обращаются люди за мудростью, исцелением души и направлением на праведный путь.

Он проводит духовно обогащенные литургии и сам старается в них принимать участие. С удовольствием принимает гостей и старается уделить время каждому, выслушав их историю и попытавшись им помочь не только словом, но и делом.

Отец Адриан

До недавнего времени отец Адриан жил и читал проповеди в монастырской обители, принимал паломников и духовно воспитывал детей. Он прожил 97 лет.

Все, кто его знал, отзывался о нем как о мудром духовнике и старце, который призывал людей больше бывать в храме и молиться.

По отзывам известно, что он смог помочь больше тысячи страждущим и даровал им спокойствие души, ответив на все их вопросы и дав дельный духовный совет.

Отец Филарет

Отец Филарет, как и старец Никон, сегодня проживает в монастырской обители и читает проповеди паломникам. По словам знающих его людей, он праведен и благочестив, всегда готов помочь и поддержать людей, которые приходят к нему.

Как и Никон, он старается большую часть времени посещать себя молитве, но активно принимает гостей, давая им поделиться тем, что тревожит, и помочь им обрести душевное спокойствие.

Паломничество и экскурсии в Пещеры

Псково-Печерская обитель активно на протяжении всего года посещается христианскими паломниками. Сюда едут не только за духовным наставлением, но и за посещением пещер.

Экскурсии проводятся мирскими экскурсоводами и монахами. В них входит общий осмотр достопримечательностей обители, посещение особого закрытого места над пещерами и само посещение пещер.

При этом можно увидеть и прикоснуться к мощам в Ближних пещерах, а также посетить Дальние пещеры. В последние можно попасть только в групповой экскурсии.

Для совершения паломнического осмотра монастырского комплекса, нужно заранее выбрать подходящее время, позвонить в храм и договориться о приезде. Также можно воспользоваться сайтами паломничества, где люди собираются в группы и организованно посещают обитель.

Источники монастыря

Окрестности монастыря богаты священными природными источниками, вода в которых обладает целебными свойствами. Один из самых известных источников назван в честь мученика Корнилия.

Он стал известен при первом посещении этих мест Иоанна и его супруги Вассы. Сегодня святыня располагается под навесом из дерева, слева от входа в обитель. Его воды омываются тремя ручейками. Набрать воду можно специальным механическим насосом. Вход на территорию святого места бесплатный и доступен всем желающим в любое время.

Второй источник святой воды назван в честь Вассы. Он находится в деревне Малы, около Рождественского храма. Последний находится в городе, неподалеку от храма. Назван в честь Иоанна Крестителя.

Кроме источников, территория монастыря усыпана изборскими водопадами. Находятся они в городе Изборске.

Попасть к ним можно на автобусе из города Печоры. Воды этих водопадов местные также считают целебными.

Что значит кровавый путь в Псково-Печерский монастырь

Кровавым путем в монастырь является путь игумена Корнилия. Игумен Корнилий был настоятелем монастыря, жил и активно проповедовал при правлении Ивана Грозного.

По преданию, когда Иван IV решил посетить христианское место, Корнилий неправильно повел себя с царем и тот убил его, снеся его голову острием меча. Голова покатилась до конца дороги, ведущей к монастырю, и оставила кровавый след.

Позднее царь раскаялся в своем поступке и преподнес щедрые пожертвования монастырю после захоронения старца.

Заключение

Псково-Печерский монастырь — одно из тех мест, которые должен посетить каждый христианский паломник. Здесь он сможет не только прикоснуться к святыням и получить религиозное наставление от старцев, но и духовно обогатиться.

Лечение рака простаты гормонами после операции

События моей жизни

Паломничество по Псковской земле (часть 4)

Утром 30 мая мы позавтракали в столовой гостиницы «Спорт» в Пскове сосиской с яичницей и чаем с печеньем. Поскольку я готовился к исповеди и причастию, то от сосиски и яичницы воздержался. После завтрака с вещами сели в большой автобус и поехали в г. Печоры, в знаменитый Псково-Печерский монастырь. Его популярность резко возросла после издания книги «Несвятые святые», в которой в увлекательной форме рассказывается о повседневной жизни монахов. Я не отрываясь прочёл её за два дня.

Погост Камно

Первую остановку сделали в 5 километрах от Пскова на погосте Камно. Ирина Валерьевна ещё в автобусе начала рассказывать о боевой истории этого места. В честь победы над ливонскими рыцарями ещё в XV в. здесь был построен храм Святого Георгия. Значительно позже кладбище огородили каменной оградой. Сегодняшняя известность погосту Камно пришла с настоятелем храма протоиереем Валентином Мордасовым, который служил здесь с 1986 г. по 1998 г.

Омовение в святом источнике

Но сначала наша группа по крутой лестнице спустилась в глубокий овраг, где находились купальни источника святого великомученика Георгия Победоносца. Наш гид рассказала нам, что воду этого источника отец Валентин освятил по чину Иорданской купели. Источник исцеляет множество телесных и духовных болезней. Почти все женщины нашей группы (и Лена в их числе), а также и трое мужчин (включая меня) совершили омовение в его холодных водах. Все мы взяли благословение у отца Михаила, который и сам с молитвой искупался. Ощущения после купания были великолепными. Погода была солнечной, но дул довольно холодный ветер. После купели я никакого холода не чувствовал.

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Наша группа около могилы Валентина Мордасова

Затем мы поднялись наверх, и подошли к могиле Валентина Мордасова. Прослушали подробный рассказ о праведной жизни протоиерея, его наставлений для множества людей не только из России, но из Белоруссии, Молдовы и других республик бывшего СССР. Мы помолились, потом приложились к кресту. Отец Михаил каждого помазал маслом из лампадки.

Церковь Георгия Победоносцева

Церковь Георгия Победоносца

После этого началось наше знакомство с храмом Святого Георгия. Гид Ирина увлечённо рассказала о совершенно уникальных православных святынях, которые находятся здесь. Икона, у которой исповедовал батюшка В. Мордасов, после его смерти чудесным образом обновилась. Показала мироточащие иконы: образ спасителя и Икону Богородицы «Знамение». Но мы с дочерьми особенно рады были встрече с камнем, который привезён с Нового Афона (Абхазия). Он взят с места мученической смерти Апостола святого Симона Канонита. В прошлом году мы были в Абхазии и своими глазами видели кровавые следы на месте казни.

Изборск

Следующая остановка была в городе Изборске, который находится от Пскова в 30 км. Мы совершили экскурсию по древней крепости.

остатки крепостной стены и башни

Осмотрели остатки башен, стены. Прошлись по территории внутри крепости,

зелёные лужайки и домики

которая заросла травой. Обратили внимание на два домика, которые стоят недалеко от ворот. Выслушали рассказ гида об истории строительства крепости,

Никольский храм на территории крепости

а затем зашли в Никольский храм, построенный в XIV веке. Храм внутри не очень большой. Мы приложились к храмовым святыням: иконе Корсунской Божией Матери и иконе святителя Николая.

Словенские ключи

Далее мы пешком пошли к знаменитым Словенским ключам.

Словенские ключи имени 12 апостолов во всей красе

Зрелище, которое мы уведили, было великолепным. Прямо из отвесной скалы низвергаются многочисленные ручьи студёной воды, которые сбегая вниз образуют огромное озеро. Все мы напились вкусной воды и умылись прямо под ледяными струями.

Лебеди на Городищенском озере

По Городищенскому озеру плавали два лебедя и дикие утки. Лебеди нисколько не боялись людей и охотно ели куски хлеба, которые им бросали дети.

Псково-Печерский монастырь

К обеду мы приехали в г. Печоры, по которому проходит граница с Эстонией. Поселили нас в гостинице для паломников. Она находится на территории бывшей воинской части. Отсюда до монастыря около 1,5 км. Как только нас расселили по кельям, а проживание здесь раздельное, мы на автобусе поехали в ресторан обедать. Здесь нам подали щи, гуляш с картофельным пюре, чай и пирожок с повидлом. Из ресторана пешком отправились в монастырь, который был совсем рядом. Прошли на смотровую площадку, где гид Ирина показала и рассказала о каждом строении внутри монастыря и на около монастырской территории.

Экскурсия в БОГОМ ЗДАННЫЕ ПЕЩЕРЫ

вход в богом зданные пещеры

Потом нас провели в знаменитые пещеры богом зданные , которые уже много веков — место захоронения монахов и мирян. Там было темно, но запаха тления абсолютно не чувствовалось. Мы при зажжённых свечах осмотрели места захоронений (гробы заделаны в стены, но их можно потрогать рукой через специально оставленные ниши). Экскурсию проводил монах, который показал нам пещерный храм Воскресения Христова, за престолом которого находится гроб настоятеля монастыря Алипия Воронова. Приложились мы и к табличке на месте захоронения архимандрита Иоанна Крестьянкина. Самые смелые просовывали руки в отверсия и касались установленного там гроба.

Потом мы перешли в ближние пещеры, где приложились к мощам первого монаха монастыря Марка, первого священника — Иона, монахини Вассы и преподобного Лазаря, который вдруг ожил после смерти перед погребением и прожил после этого ещё 16 лет.

Акафист Николаю Чудотворцу

Храм свт. Николая Чудотворца

В 17-00 в храме святителя Николая мы прослушали акафист в его честь (читают по четвергам). Батюшке замечательно подпевал хор, который дополняли голоса многочисленных паломников. Мы приложились к кресту и спустились вниз в Успенский собор. Там шла вечерняя служба, на которой мы с Леной исповедовались. На другой день во время Божественной Литургии я причастился, а Лена причащалась на следующий день в воскресение.

Впечатления от Псковско-Печерского монастыря

Мы пробыли в монастыре с четверга по субботу. Все паломники нашей группы старались ходить на вечерние и утренние службы, которые были очень многолюдными, торжественными, продолжительными. Запомнились чуть гнусавые голоса дьяконов громко читающих ектинии и молитвы. Один был русский, а другой … японец. Великолепно пел многоголосый хор монахов. Несколько служб возглавлял наместник монастыря архимандрит Тихон. Особенно многолюдно было в праздничные майские дни.

Все паломники в Успенском храме поместиться не смогли, большая часть оставалась на улице и слушала богослужение через открытые окна. В пятницу многие паломники из нашей группы (в том числе и Лена с Ириной) остались на послушание.

Вечерние службы проводились в Михайловском храме, который очень красиво внутри расписан. И хотя в него может поместиться до 1000 человек, он тоже был заполнен полностью.

В день отъезда 2 мая 2015 года после утренней службы в Успенском соборе я с дочерьми прошёл в Сретинский монастырь, а оттуда в келью (№18) Иоанна Крестьянкина, которая находится в корпусе для братии. Там мы приложились к личным вещам знаменитого старца. Каждому паломнику там помазали лоб елеем и окропили душистой святой водой.

Схиархимандрит Никон

Ещё мне в Псковско-Печорском монастыре запомнилась встреча со старцем Никоном. Я дважды подходил к нему за напутствием и благословением. Первый раз в четверг в Сретинском храме. Грузный, несколько грубоватый, ко всем без исключения обращается на «ты». Но в нём есть какая-то притягательная сила и обаяние. Мне он посоветовал чаще ходить в церковь, регулярно исповедоваться и причащаться. Для укрепления веры подарил иконку Иоанна Крестителя. Второй раз я подошёл к нему в Успенском соборе после Литургии в субботу. В этот раз он подарил мне кусочек просфоры.

Проживание в паломнической гостинице

Проживал я в келье, рассчитанной на 10 человек. На этаже был туалет и душ на 5 отделений. Питались в трапезной (самообслуживание в установленные часы). Блюда сами брали на подносы. В выходные дни очереди были большие. Сам монастырь надолго запомнится своей красотой, необычной архитектурой и конечно историей. Здесь бывали Иван Грозный, долго жил Петр I, приезжали почти все цари, начиная с Александра I. Посещали монастырь Ельцин Б.Н. и Путин В.В.

Заключение

В целом впечатления от паломничества по святым местам Псковской земли самые хорошие. Уезжаю, с огромной благодарностью к своим детям, подарившим мне такую замечательную поездку. Хочу надеяться, что многочисленные молитвы за здравие и за упокой наших близких принесут нам и им спокойствие, здоровье и любовь ко всем окружающим нас людям. Хочется верить, что и с моим здоровьем произойдут хорошие перемены, тем более что я купался в трёх различных целебных святых источника.

© 2015 — 2019, Яковлев. Все права защищены.

Паломничество по Псковской земле (часть 4) : 3 комментария

Читаю и смотрю на фотографии — вижу знакомые лица папы и своих сестер. Все это очень интересно и познавательно. Желаю своим сестрам и дальше совершать паломничество по другим святым местам России.

Прочитала и мне тоже захотелось побывать в этих местах. Я знаю, что Псков — это исток нашей православной веры. А как хочется припасть именно к истоку, чтобы почувствовать старину, помолиться около чудотворных икон, поклониться мощам наших праведных старцев. Даст бог обязательно съезжу в паломничество по этим святым местам.

Юрий, попал на ваш сайт совершенно случайно. А вот прочитал про паломничество в Псковскую область и тоже захотелось съездить. Пока я езжу по монастырям своей республики. На следующей неделе поеду в Дивеево, а осенью, с божией помощью, в Псковско-Печерский монастырь. Давно хочу съездить поклониться мощам святого Корнелия и Алипия Воронова.

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери на проспекте Науки

«То, что ты получил в этой келье — это от о. Иоанна». Мои поездки в Печоры. Ч.3

Главное достоинство пещер Псково-Печерского монастыря – не их темные и древние своды; и не тот факт, что в них сделаны захоронения. Таких пещер – немало на земле. Псково-Печерские пещеры освящены теми святыми подвижниками, которые в них захоронены. Мне запомнился рассказ про владыку Георгия (†1949): «…Ему на лбу в лагере вырезали крест, и он из-за психологического потрясения часто не мог служить литургию…»

6. Почему пещеры называют святыми

7. Немного о современной братии

8. Как получить духовную пользу от поездки в монастырь

9. Первая возможность отблагодарить Бога

Почему пещеры называют святыми

В пещерах, на которых вырос монастырь, с древних времен делаются захоронения. Какие-то захоронения закрыты плитами с надписями, а какие-то гробы стоят прямо один на другом. По особому чуду Божию в пещерах нет никакого неприятного запаха.

Всегда, когда мы видим покойника или гроб, видим смерть, мы отрезвляемся, «приходим в себя». Мы ясно осознаем, что нам и самим предстоит перейти в вечность, предстать перед Богом. Конечно, мы
можем столкнуться со смертью, оказавшись на обычном кладбище или морге. Но дело в том, что в пещерах Псково-Печерского монастыря похоронены, в том числе, святые люди. Поэтому эти пещеры и называются святыми.

Главное достоинство пещер Псково-Печерского монастыря – не их темные и древние своды; и не тот факт, что в них сделаны захоронения. Таких пещер – немало на земле. Псково-Печерские пещеры освящены теми подвижниками, которые в них захоронены.

Среди этих захоронений мы встречаемся не только со смертью, но и с будущим воскресением людей. Потому что эти люди, которые в центр своей жизни поставили Христа, будут им воскрешены. И перед мощами этих святых людей мы молимся им о благодатной помощи.

Среди святых, похороненных в пещерах, — преподобные насельники монастыря прошлых веков: Марк, Иона и Васса, Лазарь Прозорливый.

Мне особо запомнился такой рассказ монаха, нашего проводника по пещерам: «…А в этом месте похоронен владыка Георгий (Садковский), Псковский и Порховской (†1949) – ему на лбу в лагере вырезали крест, и он из-за психологического потрясения часто не мог служить литургию». Долгие годы он находился в заключении в тюрьмах и лагерях. Сейчас собираются материалы для его прославления в лике святых.

В пещерах похоронен и митрополит Вениамин (Федченков) (†1961), известный церковный духовный писатель (см., например, его книгу «Размышления о двунадесятых праздниках»). Мы помолились также у захоронений Великого Наместника о. Алипия (Воронова) (†1975), сохранившего монастырь от закрытия; старца о. Саввы (Остапенко) (†1980), старца о. Иоанна Крестьянкина и многих других подвижников. О них подробнее можно прочитать в известной книге владыки Тихона (Шевкунова) «”Несвятые” святые».

Немного о современной братии

На сегодняшний день среди братии остался только один старец – о. Адриан (Кирсанов, род. 1922). Он известен на всю Россию, но находится уже в очень преклонном возрасте и почти не принимает.

В монастырь приходят люди с разным прошлым в миру. Кто-то – бывший офицер ВДВ, кто-то – морской пехотинец, кто-то – сын священника, кто-то – музыкант… А есть послушники, которые еще в совсем молодом возрасте ушли в монастырь.

Примером для братии служат духовно опытные монахи. Мне запомнился случай, как один пожилой архимандрит взял куртку, которую приехавший в монастырь паломник держал на коленях (он не знал, где вешалка), сам отнес и повесил на вешалку…

Как получить духовную пользу от поездки в монастырь

Верующие люди нередко приезжают в монастырь в качестве паломников, главная цель которых – помолиться на богослужениях и в святых местах монастыря, исповедаться и спросить совета духовников.

Конечно, та благодать, которую дает тебе Бог в монастыре, уже сама по себе вразумляет тебя, и ты «приходишь в себя». Но лучше приезжать в монастырь в качестве трудников (пусть и только на 3, 7, 15… дней). Трудник трудится на одном из послушаний в монастыре. Это даст возможность помочь святой обители, пообщаться с послушниками и монахами, хотя бы немного прочувствовать уклад и дисциплину монастырской жизни, как бы, отчасти, стать человеком, живущим в монастыре. А значит, с помощью Божией, и в большей степени изменить к лучшему свою душу, чем при паломничестве.

Для этого нужно придется потерпеть, не выпячивать свое мнение, подчиняться распорядку монастыря, во время послушания спрашивать благословения у старших. Это нужно не им, а нам самим, — чтобы отучить себя от самомнения, привычки считать себя всегда правым и наиболее верно оценивающим все происходящее, от заблуждений на свой счет.

Через несколько дней пребывания в монастыре ты уже не только чувствуешь особую благодать, но и могут проявиться ропот, упрямство, осуждение, лень. Что же, не только монахи, но и мы, миряне, свои страсти и самолюбие за стенами монастыря оставить сразу не можем. Будем молиться – прибегать к Христу Богу за помощью, смиряться, то есть, стремиться мирно принимать все обстоятельства и развивать в себе стойкость.

Есть одно характерное искушение для живущих в монастыре паломников и трудников – это болтовня: на послушаниях и вечером в своих комнатах. Это опустошающие разглагольствования на духовные темы, взаимные «наставления» и споры.

Если избегать всего этого, а с молитвой, в смирении духа и немногословии задать свои вопросы монастырским батюшкам-иеромонахам, простым монахам, а может быть, и послушникам или даже опытным трудникам, годами живущим в монастыре, то можно получить действительно духовно полезные ответы.

К батюшкам удобнее всего подойти на Исповеди; после богослужения; после обеда (т.е. около 13.30). Беседы с людьми, приезжающими в обитель, проводит схиархимандрит Никон около 14.30 в Сретенском храме.

Не стоит ждать, что монастырские духовники разрешат за нас все наши личные духовные вопросы. Какие-то вопросы останутся без ответа, и нам самим нужно будет на что-то решаться, и, пусть и совершая ошибки, пробовать идти вперед, ко Христу.

Первая возможность отблагодарить Бога

Около монастыря ждут люди, просящие милостыню. Среди них немало бездельников, людей выпивающих или фантазеров. Жертвуемые этим людям деньги позволяют им все дольше и дольше жить в этих пороках. Таким людям лучше помочь продуктами, а не деньгами, и обязательно – попросить их самих молиться Богу, чтобы Он дал им силы измениться. Вода камень точит, и кто-то из них эти слова может услышать.

Но встречаются и люди, которые сами действительно не в силах выжить, не по своей вине. Они едут к монастырю в надежде получить помощь от христиан, а встречают наше нежелание потратить немного времени и сил, чтобы поговорить с ними и попытаться оценить честность их слов.

Один монах, из монастырской кухни, занимается кормлением обедами опустившихся и материально необеспеченных людей. Он рассказывает: «Мрут они, многие… Вот, сейчас – старики, молодая женщина с двумя детьми сюда приходят».

Я сам видел этих двух детей – смышленые, играют вокруг домика, в котором монахи раздают пищу. Монах с кухни продолжает рассказывать про их мать и других людей, приходящих за пищей: «Они пьют. Да, мы не только кормим, я и духовные разговоры с ними веду, но они все равно пьют. Но если я ее детей не накормлю, вина перед Богом будет на мне».

«Подозревают друг друга в сглазе, в колдовстве, а не понимают, что Господь попускает за грехи скорби и болезни»

Уже в девять вечера, путешествуя по Плюсскому благочинию, навещая храмы и беседуя с батюшками, мы добрались до Заполья — большого села на Ленинградском шоссе, где в храме Георгия Победоносца нас ждал настоятель Архимандрит Никон.

Будущий Архимандрит в своем родном Касимове посещал храм с 3 лет, а по окончании средней школы поступил в Псково — Печерский монастырь, где обычно выполнял послушание — трудился в дни зимних и летних каникул. С 1973 года жил постоянно в монастыре и нес там послушание, как инок, а впоследствии монах. Его духовным отцом был старец Иоанн Крестьянкин. Пострижен был Володя Антонов в 1974 году, с 1975 года принял сан иеромонаха, и с этого же года принял послушание на приходе в Заполье в церкви священномученика Георгия Победоносца. И уже тридцать лет отец Никон здесь настоятель, народ в деревне его хорошо знает. Знакомимся и мы с отцом Архимандритом:

Служба всегда была в храме, отец Никон?

Он был закрыт в 1937 году, но при немцах, во время оккупации, восстановили Богослужение, и по сей день храм не закрывался.

Есть ли, батюшка, иконы Чудотворные, старинные?

Старинных икон у нас не осталось: храм подвергался с 1975 года более пятнадцати раз постоянному разорению. Здесь не осталось ни одной иконы, а что вы видите — это возобновленные иконы. Старые иконы украдены. Запольский приход относился когда -то к Которскому приходу, и впоследствии помещиками был построен в Заполье храм в 1655 году. Потом старый храм разобрали, а на другой стороне дороги построили новый, и в 1848 году 17 августа в честь Святаго великомученика Победоносца Георгия освятили. В 1864 году храм обновили и утеплили.

Есть ли в этой местности какие — то святыни вокруг?

Был источник Преподобномученицы Анастасии Римляныни, но сейчас он утрачен. Я пытался его возобновить, но невежественные люди превращали его в свалку.

Сколько же народу у Вас на приходе, батюшка?

Население катастрофически уменьшается, и прихожан у нас в храме 10-20 человек, а в Двунадесятые и Великие праздники до пятидесяти — семидесяти человек, но это редко. С каждым годом все меньше прихожан. Ходят к нам православные с Заполья и Заплюсья, а с окрестных деревень нет возможности приехать — автобусы не ходят.

У Вас большой опыт служения, отец Никон, есть ли разница между нравственным состоянием прихожан двадцать лет назад и сейчас?

Разница очень большая: сейчас не особо хотят молиться. В семидесятые годы этот храмик был полненький от порога и до амвона. И люди при выносе Плащаницы плакали голосом, их невозможно было остановить. Очень крепкие молитвенники были, и служба была более продолжительная, а казалось, что пролетала. Пели всем храмом, знали все молитвы, Богослужебные песнопения и наслаждались этим. Но мне тогда казалось, что очень мало ходят в храм, хотя причастников было до 400 человек в 70 — е годы, а сейчас в эти годы: 25 — 30 причащающихся. Но все равно приходят, Слава Богу, и за это. Большинство в храме — пенсионеры, те, кто раньше не ходил в храм, и были далеки от Бога, но пришли с трудом, со скрипом, ради батюшки. Молодежи в храме нет, уезжают в город за работой. Бывает, приходят, кое — как перекрестятся, свечечку поставят Великим постом, и пошли из храма. А приходят в храм еще и потому, что иногда говорю: «Умрете, отпевать не буду: кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец».

Сурово, батюшка.

А за то на пользу. Уже знают: заболел, приболел, лежит при смерти — «Батюшка, надо причастить», хотя из десяти усопших отпеваем сейчас — одного.

Может, люди не понимают, как это важно: причащаться перед смертью, отпевать покойного?

Нет. Это неверие. Спрашиваю: «Мать, когда умрешь, тебя нести в храм отпевать? — Нет, не надо, — отвечает, — я не ходила. Хороните так».

Есть сейчас какой — то общий, распространенный в человеке грех?

Сомнение в вере.

Даже у тех, кто ходит в храм?

Да. Невоздержанность. Кощунство. Суеверия. Экстрасенсы. Кодирование. Подозревают друг друга в сглазе, в колдовстве, а не понимают, что Господь попускает за грехи скорби и болезни. Каждый год после престольного праздника 6 мая, кто зовет, я каждый дом, каждую квартиру в Заполье и Заплюсье обхожу с молебном. Причащаются крайне редко. Обычно религиозные люди просят: «Пригласите батюшку, умираю». Крестин нет, но два — три в лето, рождаемость — нулевая, а смертность очень большая. Правда, бывают венчания два — три в год.

На какие же средства Вы содержите храм? У Вас так благолепно, чисто.

На средства прихожан, мне записочки передают из города, просят: «Батюшка, помолись». Есть люди, которые меня поддерживают маленькой жертвой, есть городские бабушки, они собирают копейки для храма, вот на это мы и существуем. Большие пожертвования бывают редко, очень редко.

А помощницы есть?

Один человечек, мы вместе с ней и содержим пока храм, а так все на моих руках. В воскресенье отслужил, а в понедельник приду и привожу храм в порядок, потихонечку убираю здесь. Вот и сегодня приготовил все к престольному празднику для пятницы — нашему Святому Георгию Победоносцу. В основном — все на мне. И служба, и уборка. У меня есть два алтарника, уставщик, который правит службу, он 12 лет со мной служит, приезжает из Плюссы. Есть, кому помогать.

Общаетесь с миром?

Не с кем. Школы нет, да и взрослые далеки от Бога, и уже с некоторыми отклонениями физическими, психическими, дети такие же — у которых родители немножечко неправильный образ жизни вели. Да и в этих семьях нет Бога. У меня бывали раньше дети, с которыми я разговаривал, учил, они приходили ко мне. Потом уехали из поселка, но некоторые приезжают, раз в год причащаются, иногда помогают мне, территорию возле храма уберут. От них нет такого свинства, безнравственности, совесть какая — то еще внутри них живет. И батюшкино нравоучение, воспитание церкви в них осталось. А те, кто не имел общения с Церковью, у них совершенно другая судьба, отрицательная. Не хотелось бы об этом говорить.

То, что Вы видите вокруг, Вас пугает? Или Вы надеетесь на чудо, которое спасет наш народ?

На Милость Божию. И любовь Бога к нам всем. А нам молиться, трудиться и терпеть — вот и все. Труд и молитва самый лучший подвиг. Когда я уходил из Псково — Печерского монастыря, спросил у отца Серафима, ризничного: «Как же мне, отец Серафим, на приходе — то себя вести, ведь я же мальчишка еще? — А он говорит: молись и трудись в храме. Знай храм, молитву, труд и послушание добросовестное — вот и будешь спасен. Когда будет не под силу, Господь сам освободит тебя и укажет другой путь, а пока есть возможность, знай, что у тебя есть только келья и храм, и молитва. Ты — монах». Так я и живу советами моих монастырских старцев.

Если кто — то захочет пожертвовать храму средства и помочь, можно обратиться по адресу:

181023, Псковская область, Плюсский район, п. Заполье, храм св. Георгия Победоносца, настоятелю Архимандриту Никону (Антонову)

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_ >

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Псково печерский монастырь старец никон где принимает

Седмица 37-я по Пятидесятнице

Хроника богослужений и событий.

В понедельник, 20 февраля, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон служил Братский молебен прпмч. Корнилию в Успенском храме, затем провел планерку.

В течение дня отец Наместник встретился с организаторами XIV Корнилиевских чтений.

Во вторник, 21 февраля, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон провел планерку для должностных лиц монастыря.

В 12.00 отец Наместник в Успенском храме отслужил заупокойную литию по Митрополиту Вениамину (Федченкову), а затем совершил молебен прпмч. Корнилию перед открытием XIV Корнилиевских чтений.

В 14.30 Наместник Архимандрит Тихон от лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, приветствовал участников Корнилиевских чтений и пожелал им творческих успехов. После слова приветствия Архимандрит Тихон на пленарном заседании прочитал доклад на тему «Митрополит Вениамин (Федченков) — учитель благочестия».

Завтра, 22 февраля в рамках Чтений пройдут следующие мероприятия:

9.00 в Печорской школе-гимназии № 1 пройдут открытые заседания методических объединений и кафедр.

10.00 состоится конференция, посвященная Митрополиту Вениамину (Федченкову).

11.30 – Секционные заседания.

18.00 – Общешкольное родительское собрание «Многодетная семья – трудности и радости».

20.00 – Круглый стол по подведению итогов Чтений.

В четверг, 23 февраля:

10.00 — конкурс чтецов русской духовной поэзии и выступление театральной студии детского православного движения «Вестники».

На имя о. Наместника пришли приветствия участникам XIV Корнилиевских чтений:

От заместителя Губернатора Псковской области В. В. Емельяновой: «Уважаемые участники Чтений! Ваше Высокопреподобие, многоуважаемый архимандрит Тихон! Сердечно приветствую вас и поздравляю с открытием XIV Корнилиевских православных образовательных чтений, значимым событием в жизни Церкви и общества. Чтения, ежегодно организуемые Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем и Печорской гимназией, стали площадкой для заинтересованного обсуждения насущных вопросов образования и воспитания, взаимообогощающего обмена опытом работы в трудном деле духовного преображения человека. Ежегодные встречи на Святой Печорской земле стали примером сотрудничества представителей государственного образования и Церкви в решении задач развития церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в деле духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения, созидания атмосферы мира и согласия в обществе. Сердечно желаю всем участникам XIV Корнилиевских православных образовательных чтений плодотворной работы и дальнейших успехов на ниве просвещения и духовно-нравственного воспитания!»

От и.о.начальника управления А. В. Седунова: «Уважаемые участники Чтений, Ваше Высокопреподобие отец Наместник! Примите искренние поздравления с началом работы Корнилиевских Православных образовательных чтений, которые в 14 раз принимает благословенная Печорская земля. Ученые, преподаватели высшей школы, педагоги области, все те, кто осознает важность православной педагогики для современной системы образования вновь имеют возможность провести заинтересованное обсуждение различных идей, подходов, оценок педагогической науки и практики, общественной морали и современной культуры, поделиться опытом работы на уникальной дискуссионной площадке, а именно такой статус приобрели Чтения. Из года в год растет число участников Чтений и это значит, что вопросы духовного преображения Отечества, сбережения нашего народа, его нравственного и физического здоровья весьма актуальны. Особые слова благодарности адресованы Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Печорская гимназия», которые делают все необходимое, чтобы Корнилиевские Православные образовательные чтения проходили в атмосфере мира и согласия, взаимообогащения идеями, были насыщенными, интересными, плодотворными. Желаю всем удовольствия от возможности быть услышанными, понять и принять неизвестное, еще раз осознать великую роль духовности и нравственности в воспитании молодых граждан России и Псковщины».

В среду, 22 февраля, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон провел планерку для должностных лиц монастыря.

Затем отец Наместник принял участие в поэтической секции Корнилиевских чтений.

Также в течение дня в трапезной монастыря отец Наместник встретился с участниками чтений и от лица Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита, приветствовал гостей.

В 18.00 Наместник Архимандрит Тихон принял участие в общешкольном родительском собрании, проходившем в Печорской школе-гимназии № 1.

Также в этот день учащиеся Художественно-хоровой студии посетили открытие международной выставки «Сказки Балтийского моря», проходящей в выставочном зале Псковского краеведческого музея-заповедника.

В четверг, 23 февраля, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон молился за Братским молебном, затем провел планерку.

В течение дня отец Наместник встретился паломниками из Москвы и Санкт-Петербурга.

Затем отец Наместник совершил заупокойную литию по погибшим воинам в часовне св. блгв. кн. Довмонта-Тимофея, что в монастырском Доме паломника.

В обитель на постоянное жительство вернулся Старец Архим. Никон (Антонов) — ученик Старца Архим. Иоанна (Крестьянкина).

На имя отца Наместника пришло Благодарственное письмо от Епископа Бикинского, викария Хабаровской епархии Ефрема: «Ваше Высокопреподобие, отец Тихон! Библиотека Хабаровской духовной семинарии выражает Вам искреннюю благодарность за подаренное множество литературных памятников, содержащих ценную информацию по истории Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и его «героях духа». Благодарим Вас за труды в деле развития духовного образования в Русской Православной Церкви. Ваши издания займут достойное место в нашей библиотеке и, несомненно, будут полезны студентам и преподавателям семинарии в приобщении к глубинам учения о русском монашестве. С любовью о Господе, Первый проректор Хабаровской духовной семинарии, епископ Бикинский, викарий Хабаровской епархии Ефрем».

В пятницу, 24 февраля, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон молился за Братским молебном, затем провел планерку.

Затем отец Наместник в Троицком кафедральном соборе г. Пскова сослужил Высокопреосвященнейшему Евсевию, Митрополиту Псковскому и Великолукскому, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандриту, молебен в честь св. блгв. кн. Всеволода-Гавриила, а затем принял участие в Епархиальном совете.

Вечером Наместник Архимандрит Тихон принял участие во встрече частицы Ризы Богоматери и сослужил в Троицком соборе Высокопреосвященнейшему Евсевию, Митрополиту Псковскому и Великолукскому, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандриту, Вечерню и акафист в честь «Иверской» иконы Божией Матери.

В субботу, 25 февраля, в обители совершалось уставное богослужение и чтение неусыпаемой псалтири.

Наместник Архимандрит Тихон молился за Братским молебном, затем провел экскурсию для паломников из Санкт-Петербурга.

Вечером отец Наместник с собором священноиноков служил Всенощное бдение в Михайловском храме.

В воскресенье, 26 февраля, в обители были отслужены две Божественные литургии.

Позднюю Божественную литургию в Михайловском храме служил Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков.

По окончании отец Наместник совершил молебен прпмч. Корнилию, а затем произнес слово поучения, в котором призвал к прощению обид ради Христа по слову молитвы Господней: « «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12).

После Братской трапезы отец Наместник сказал поучение о прощении клеветников по слову Господа на Кресте: «Отче! отпусти им, не ведают, что творят. » (Лк. 23, 34).

Также во второй половине дня отец Наместник посетил монастырский Дом милосердия.

Вечером Наместник Архимандрит Тихон с собором священноиноков совершил Чин прощения в Михайловском соборе.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Старцы Псково-Печерского монастыря и собор святых Псково-Печерских

Множество обителей просияли на Руси, однако лишь некоторые стали известны своими старцами — так называют праведников-монахов, которым Господь даровал прозорливость и чудотворнее при жизни, которые принимают всех людей, подавая каждому совет.

Традиция старчества в Пскова-Печерском монастыре продолжается, но многие из них уже канонизированы в лике святых — ведь монастырь имеет древнюю историю. Он ни разу не закрывался, несмотря на многие исторические перипетии. Красива обитель и духовной жизнью, прекрасна и внешне: здесь сохранились шедевры архитектуры и иконописи, насчитывающие по пятьсот-шестьсот лет, бережно почитаются великие святыни.

Собор преподобных отцов Псково-Печерских – это изображение великих святых подвижников, живших совсем недавно. Это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи — Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Полное название монастыря — Свято-Успенский Псково-Печерский, а такое особое название он имеет благодаря древнему слову «печеры», то есть пещеры. В Пскова-Печерском монастыре они носят название «Богом зданные», то есть «созданные».

Это уникальное природное образование. Первый и главный храм монастыря носит название Успенского и был освящен в честь этого праздника в 1473 году преподобным Ионой, основателем обители. Он пришел сюда из земель современной Эстонии (Тарту) скрываясь от нападений немцев-католиков на православных. Святой Иона был женатым священником и жил поначалу вместе с женой. Вскоре оба они приняли монашество — гроб супруги святого Ионы также находится в «Богом зданных» пещерах. Она канонизирована в лике святых как преподобная Васса.

Они жили и молились в найденных ими пещерах, а после основания храма и мужского монастыря святым Ионой гора, в которой находятся пещеры, получила название «Святая». Традиционно окончивших свой земной путь насельников обители хоронят в пещерах. Сегодня здесь насчитывают более десяти тысяч захоронений всех веков существования обители.

Уникальной особенностью пещер является их чистый и сухой воздух: здесь нет запаха тления. Многие тела похороненных в пещерах стали святыми мощами: от них происходят чудеса.

Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних, подобно Киевским лаврским пещерам:
— Ближние, длина которых составляет лишь около 15 метров. Сюда перенесены мощи прославленных и почитаемых святых.
— Дальние, из семи длинных галерей протяжённостью примерно 200 метров. Именно здесь находится основное монастырское кладбище. На 5 и 6 галереях похоронены монахи, а на других улицах есть место и захоронениям мирян — благодетелей монастыря. Некоторые части галерей закрыты для посещения: здесь открыто стоят гробы похороненных. В конце 6-й улицы к ним примыкает пещерная церковь Воскресения Христова — удивительный храм, где под землей возносят молитву Богу.

Гробы, хранящиеся в пещерах, помещают в стены, а не засыпают землёй.

Святые Псково-Печерского монастыря — собор преподобных отцов

В честь свя­тых Пско­во-Пе­чер­ской Успен­ской оби­те­ли совершается день памяти их всех в 4 неделю после праздника Святой Троицы. Он установлен в 1980-е годы по благословению Святейшего Пат­ри­арха Мос­ков­ского и Всея Ру­си Пи­мена, бывшего в свое время настоятелем Псково-Печерского монастыря. Также в обители при его настоятельстве был составлен акафист всем Псково-Печерским святым.

В Соборе Псково-Печерских святых прославлены:

Святые основатели обители — преподобные Марк, Иона, Васса (XV век).

Преподобномученики Корнилий (погибший от руки Ивана Грозного) и Вассиан Муромский.

Преподобный Дорофей Югский, имевший видение Богородицы, которая благословила его выйти из Псково-Печерской обители и основать новый монастырь на реке Юг.

Преподобный Лазарь, схимник прозорливый — он известен своим воскресением. Этот святой впадал в состояние, возможно, клинической смерти, а затем на третий день пришел в себя и жил еще 16 лет. С ним встречался с целью получить духовный совет император Александр I — святой скончался в один год с ним, 1824 году. Известно, что старец наставлял его быть примером для подданных, предупреждая о недолгой жизни.

Алек­сандр (Пет­ров­ский), ар­хи­епископ Харь­ков­ский, священномученик, погибший от безбожников в 1940 году.

Иеросхимонах Си­ме­он (Жел­нин), скончавшийся в 1960 г. и проживший в обители около 70 лет. Он исцелял и душевные, и телесные болезни, а также его молитвой отдалялся срок кончины.

Не прославлены в лике святых, но почитаются и известны следующие Псково-Печерские старцы:

Схиигумен Савва (Остапенко), долгие годы работавший в светских учреждениях, а в 1945 году, после войны, ушедший с работы, с хорошей должности инженера, в монашество. Он известен как духовный писатель, оставивший большое письменное наследство, например «Слеза покаяния», «Пути спасения» и другие.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), также родившийся в начале века, прошедший длинный путь, работая и служа в церкви, прошедший пять лет лагерей и тюрем. Он стал наставником для многих людей и скончался в 2006 году. Наиболее известные его сочинения — «Опыт построения исповеди», «Чадцам Божиим», множество писем и сочиненных самим старцем молитв.

В 2000-х годах появилась книга «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — он ныне епископ Егорьевский, викарий Патриарха, управляющий Западным викариатством города Москвы. В них описаны случаи и чудеса из жизни старцев Псково-Печерского монастыря. Так, описаны духовные наставления, реальные чудесные события из жизни наместника монастыря, архимандрита Тихона и схиархимандрита Никона Печерского.

Недавно, 28 апреля 2018 года, скончался 94-летний старец обители, архимандрит Адриан (Кирсанов), подававший благодатные советы всем, посещающим его. Важное значение старец придавал воспитанию детей, благословляя относиться к этому с особым вниманием. Другими простыми советами старца является благословение меньше смотреть телевизор, чаще бывать в храме и больше молиться — тогда человек становится более внимателен к себе и более близким к Богу.

Важнейший дар, объединяющий всех старцев Псково-Печерских, да и всех православных святых — любовь к людям. Сам Господь сказал, что главная заповедь — любить ближнего, как себя, и любить Бога. В этих заповедях — «весь закон и пророчества».

Святыни Псково-Печерского монастыря

Важнейшие святыни обители — чудотворные мощи всех перечисленных нами ее святых насельников.
Кроме того, обитель прославлена иконой Успения Пресвятой Богородицы, которая висит над Царскими вратами пещерного храма обители. Она ежегодно износится для поклонения крестным ходом через всю обитель в день праздника Успения Богородицы.

Во все времена обитель привлекала к себе паломников. И сегодня в монастырь едет множество людей, чтобы приложиться к святыням и получить совет праведных насельников обители.

В чем помогают Псково-Печерские старцы

Можно сказать, что святые Псково-Печерской обители помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к ним люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:

в поиске своей профессии;

в поиске своего человека для супружества;

в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;

проблемах с выбором и поиском жилья;

в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Сегодня в обитель регулярно ходят экскурсионные автобусы. Вы можете также совершить паломничество самостоятельно.

Из «двух столиц» России до Пскова идут прямые поезда. От Пскова в Печоры ходят маршрутки или электрички. Оба вокзала находятся в непосредственной шаговой доступности от монастыря. Самостоятельное паломничество, дорога к храму — всегда дорога к Богу.

Молитву святым старцам Псково-Печерским можно читать онлайн по тексту ниже

О, преподобные и богоносные отцы наши: Марк, Иона, Корнилий, Вассиан, Дорофей, Лазарь, Симеон, Александр и блаженная мать Васса!
Смиренно припадаем к вам, к великим праведникам, в Псковской земле просиявшим славно — украсили вы обитель Печерскую жития вашего чудного сиянием пресветлым; к вам приходим и, с любовью хваля вас, просим вашего представительства перед Богом за нас, многогрешных: попросите Господа Сил и Пречистую Матерь Его, чтобы сохранили они Российскую страну нашу мирной, утвердили в благочестии землю Псковскую и покровом благодати Своей города России покрыли, монастыри да укрепят и всем подвизающимся в ней подадут спасение и вечную жизнь в Царствии Небесном.
Помогите нам, о угодники Божии, создать храм Божий в сердцах наших и украсить его добродетелями, чтобы жил в нем Сам Господь! Оградите нас стеной молитв побеждающих всех от искусительных стрел врага рода человеческого и от всех злых его соблазнов, чтобы богоугодно жили мы на земле, а по смерти вечное Царство Пресвятой Троицы унаследовали, прославляя всегда и бесконечно Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами святых старцев Псково-Печерских да хранит вас Господь!

Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев

Старцами в православии называют высокодуховных священнослужителей, которые наделены мудростью, и отмечены самим Богом. Раньше о старцах на Руси слагались легенды. Люди шли к ним за исцелением и советом. А есть ли старцы нашего времени, живущие сейчас?

Кого сегодня наделяют званием «старца»?

Сегодня старцами, как и прежде, являются почтенные монахи, ведущие праведный образ жизни. Среди современных старцев можно отметить следующих священнослужителей:

    Отец Кирилл Павлов. Работает в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой лавре. Имеет репутацию уважаемого человека, как у высокопоставленных духовных лиц, так и у мирян. На сегодняшний день, посетителей и мирян почти не принимает;

Отец Наум. Живет и работает там же, где и отец Кирилл. В день может принять до 700 человек. Старается помочь каждому страждущему;

Отец Герман. Наделен даром прозорливости. Способен проводить изгнание бесов. Проживает в Троице-Сергиевой лавре;

Отец Власий. Исповедует и принимает людей. Живет в Пафнутьев-Боровском монастыре в городе Боровске. Обладает особенной прозорливостью;

Отец Петр. Духовник в Лукино. Наделен даром прозорливости;

Архиерей Алипий. Проживает в городе Красный Лиман на Украине. Ведет работу с людьми;

Отец Серафим. Работает в Святогорской лавре на Украине. Лечит людей молитвой и словом;

Архимандрит Дионисий. Принимает в храме Святого Николая недалеко от Москвы. Наделен даром пастырства. А также отличается редкой силой молитвы;

Схиархимандрит Илий. Монах в Оптиной Пустыне. Личный духовник патриарха Кирилла. Сейчас почти не ведет прием верующих;

Отец Иероним. Живет в Успенском монастыре в Чувашии. Исповедует, помогает советом в житейских вопросах;

Отец Илларион. Принимает людей на исповедь в Ключевской Пустыни в Мордовии;

Архимандрит Амвросий. Работает в Свято-Введенском женском монастыре города Иваново. Имеет большой дар прозорливости;

Схиархимандрит Иоанн. Проводит очищение людей от бесов в Иоанновском мужском монастыре под Саранском;

Отец Николай. Ведет свою деятельность в Покрово-Эннатском монастыре в республике Башкирии;

Отец Адриан. На сегодняшний день, уже почти не принимает людей. Живет в Псково-Печерском монастыре;

Протоиерей Валериан Кречетов. Имеет отношение к «белому духовенству». Личный духовник множества священников Москвы.

Помимо перечисленных и признанных старцев, к большому сожалению духовенства, в христианстве развивается движение так называемых «младостарцев». К ним относят молодых и не имеющих достаточного опыта священников, которые по недомыслию берут на себя роли настоящих русских старцев. Еще существуют лжестарцы, которые являются настоящими шарлатанами. Создают собственные секты, разрушают психику последователей, лгут, развращают и манипулируют.

Истинные старцы нашего времени, живущие и сейчас, видят смысл своей жизни в приобщении к Господу и помощи людям. Они могут иметь разные характеры, но всегда нацелены на то, чтобы помочь человеку в его проблеме духовным советом. Такие старцы любят людей не зависимо от их нравственного положения или силы веры.

Самые известные старцы: феномен православного старчества

Старец – это не духовный чин, а уникальный вид святости церковного человека, которую тот получает через волю Господа. Старец видит сквозь время, знает судьбы людей, способен узреть грядущее в глобальном масштабе. И все это священник или монах получает от Бога, а не благодаря собственному развитию. Хотя старцами становятся те, кто своим упорством подняли себя на высокую ступень духовности.

Поэтому старчество вызывает так много споров и противоречий в церковных кругах. Ведь феномен православного старчества многих просто пугает. А если человек боится, то старается сделать все, чтобы избавиться от своего страха. И тогда начинают отрицать силу старцев, утверждают, что подлинных святых на земле давно нет. Но эту теорию можно опровергнуть, если рассмотреть жизнеописание нескольких современных старцев подробнее.

Отец Власий живет в монастыре под Боровском с 1979 года. Из этой обители он уезжал всего лишь раз в Афон, где получил исцеление от рака. После своего возвращения старец начал вести прием верующих, помогая сделать им правильный выбор, разбирая семейные проблемы, и давая советы. О чудесной силе старца Власия люди прознали очень быстро, поэтому сегодня попасть к нему крайне сложно. Иногда для получения аудиенции у старца приходится ждать несколько дней.

В Оптиной Пустыне живет известный старец Илий Ноздрин. Он является личным духовником действующего патриарха. Обладает даром особой прозорливости. Много раз в прошлом совершал подвиги, относящиеся к подвижничеству. Поговорить с этим старцем желает большое количество верующих. Он работает не только с паствой и паломниками, но и с монахами. Этот удивительный человек отличается большим смирением и человеколюбием.

К протоирею Валериану Кречетову за советом обращаются и верующие и духовные люди. Он знаменит своими проповедями, мудрыми изречениями и благочестивым образом жизни. Помимо исполнения своих прямых церковных обязанностей, Валериан Кречетов ведет активную просветительскую работу. Имеет немало церковных наград. Он работает в Акулово. Там крестит, исповедует, причащает и совершает другие таинства для своей паствы. Этого человека также считают современным русским старцем. Славится протоирей и силой своей молитвы.

Многие старцы нашего времени, живущие сейчас, говорят о том, что дар прозорливости им дан не для того чтобы избавлять верующих от собственного выбора, а для божественной «подсказки» человеку в сложной ситуации. Старцы решают мирские проблемы, заглядывают в будущее, но советуют не думать о глобальных предсказаниях и конце света, а учиться жить праведно сегодня, максимально используя отпущенное время с пользой. И тогда Страшный Суд Божий не будет представляться таким ужасным и грозным.

Солигаличское благочиние

Сайт Солигаличского благочиния Костромской епархии, г.Солигалич. Сайт освещает события жизни благочиния и имеет духовно-просветительскую, миссионерскую и культурно-историческую направленность.

М.И. Псково-Печерский монастырь. Паломничество и впечатления.

М.И. ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Паломничество и впечатления. 06.2013. Видео…, Фотоальбом…

Весь фотоальбом здесь…

Видео…

Далеко отстоит Псковская земля от Костромской по паломническим меркам. Самолет или поезд, мало применимы для современных малобюджетных паломнических поездок по европейской России. И тысяча километров на автобусе по нашим дорогам, подвиг немалый…

Впервые солигаличане, и вообще жители области, под эгидой прихода или епархии, ездили в Псково-Печерский монастырь. Сутки длился неизведанный для нас и богатый на разные обстояния путь. Организовала и договорилась о размещении, питании и экскурсиях для тридцати семи паломников матушка Ольга Смирнова…

Рассказывать о Псково-Печерском монастыре на православном сайте наверно нужды нет. Все его знают. Главное – добраться до Печор к самому краю российской державы (западнее — только Калининградский анклав). Для пользы будущим странникам добавим, что лучше забронировать по телефону ночлег в паломническом центре Печор, ведь, мест по приезду может не быть: сам монастырь, размещением гостей не занимается. Большим плюсом, забегая вперед, стал договор матушки с местными экскурсоводами. Такую осведомленность, живость языка, энтузиазм и открытую любовь к родному краю (может, это особенность псковичей?), надо еще поискать. Конечно, сегодня проблем с информацией нет, но общение со знающими местными жителями ничем не заменить.

От паломнического Центра до монастыря минут двадцать пешком. Расписание богослужений висит в холле гостиницы. На ее втором этаже в коридоре встроен маленький храм, где можно помолиться или подготовиться к Причастию. Трапезная, номера для проживания: все как положено, без лишней роскоши. Путь в монастырь идет по улочке мимо старых домов. Весь городок несет отпечаток «западности»: некоторое время район принадлежал Эстонии — она буквально за холмом, поросшим лесом. Здесь часты эстонские и финские автомашины с русскоязычными паломниками.

День монастыря начинается в шесть утра с братского молебна и благословения у раки преподобного игумена Корнилия, умученного царем Иоанном Грозным. Затем, ранняя литургия в Успенском храме. Другая, поздняя, проходит уже в других храмах. Паломников в это время не так много, как в иных знаменитых обителях. Но совершенно очевидно, что поток их никогда не слабеет и не иссякает, словно здесь течет пятисотлетний ручей. В дни праздника Успения Пресвятой Богородицы в августе, ручей этот разливается в великую реку. Тысячи паломников съезжаются в Печоры, чтобы пройти вдоль выложенного цветами пути, по которому проносят чудотворную икону Успения.

Богом зданныя пещеры, тихи и укромны, и не велики по сравнению с Киево-Печерскими. Но здесь, десять тысяч захоронений — цифра крайне впечатляющая! Проходя по коридорам, будто вырезанными резцом в плотном розово-желтом слоистом песчанике, мимо замурованных ниш с табличками и именами, мы поклоняемся в тишине древним подвижникам, и современным, прославленным в народе старцам. Митрополит Венимин Федченков и Иоанн Крестьянкин – они здесь…

После литургии, ко входу в Успенский храм вышел схиархимандрит Никон. Многие подошли к нему взять благословение и испросить духовного совета. Старец благословлял просфорами, и без суеты, не оставляя никого без внимания тихо говорил им что-то, или вместе молился. Ранее, на молебне в полумраке, от сидящей, чуть склонившейся фигуры схимника в куколе, на несколько метров будто разливалась тишина… Особенное пение братии и эта внутренняя тишина будто уничтожала всю условность времени и превращала его в Вечность…

…Старинная крепость Изборск, в трех десятках километрах от Пскова, привлекает внимание туристов наверно более чем монастырь. Конечно, былые вид и слава в прежнем виде сохранились мало, и повсюду следы реставрации и «новодела». Зато рядом – Словенские ключи. Они маленькими и сильными водопадами бьют из обрывистого сланцевого склона и считаются целебными. Надо лишь снять обувь и пройти по студеным ручьям, сбегающих в озеро. Все так и делают. На самом озере – плавают беззаботные лодки с туристами, у берегов – грациозные белые лебеди…

На обратном пути, лишь провожаем взглядом указатель — «Пушкинские Горы». Но, нет времени и возможности побывать у Поэта. Походить по его местам, глядя его глазами полюбоваться на просторы, подышать тем воздухом и может быть, нечто ощутить… Странно, что во времена советского принуждения, имя Пушкина всегда было на слуху: так было, по крайней мере. Теперь, он будто умер, как наверно умирает потребность в Языке и настоящей культуре…

Типичные трудности дороги, и испытания, не оставляют паломника и в наш век. Но, проехав тысячу километров по тряским дорогам или пройдя пешком сотню – с верой и надеждой в сердце – уже не обретает ли он искомое?

Псково печерский монастырь старец никон где принимает

Отпуск на работе — это прекрасное время отдохнуть, восстановить силы и получить новые впечатления. Люди по разному предпочитают проводить свои свободные от рабочих будней дни, например я однажды решила провести свой отпуск в монастыре. После прочтения книги «Не святые святые» Архимандрита Тихона выбор пал на Псково-Печерский монастырь. Сразу отмечу, что таких длительных поездок подобного рода я в одиночку раньше не совершала, но несмотря на то, что компанию в эту поездку я не смогла себе найти, все равно решила ехать.

К поездки подготовилось основательно, заблаговременно забронировала гостиницу «Планета». В Печерах есть возможность проживать бесплатно при монастыре, но к такому «погружению» я была не готова, поэтому решила остановиться в гостинице. Добиралась до монастыря из Москвы на поезде Москва-Псков. Уже из Пскова до Печер можно добраться либо на автобусе либо на такси. Так как мой поезд в Псков должен был прибыть рано утром, а ждать пару часов на вокзале первого автобуса до Печер мне не хотелось, при бронировании гостинице я заказала трансфер, который обошелся мне в 500 рублей.

Первые дни отпуска у меня были посвящены самостоятельному осмотру монастыря и его окрестностей. Для начала я решила обойти монастырь вдоль крепостных стен, территория монастыря небольшая, поэтому эта прогулка заняла у меня не больше часа.

Перед входом в монастырь установлен памятник игумену Корнилию, при настоятельстве которого Псково-Печерская обитель достигла своего расцвета.

Вход в монастырь начинается с Святых врат.

Проходя через них, попадаешь к церковной лавке где можно приобрести иконки, книги, крестики и прочую церковную атрибутику. Здесь же можно взять платок на голову и юбку, если вы не позаботились одеться соответствующим образом.

Прямая дорожка ведет к Михайловскому собору, самому большому строению на территории монастыря.

Вот так выглядит крепостная стена со стороны монастыря

в одной из ниш есть памятник игумену Корнилию.

Михайловский собор открыт для посетителей только во время службы. Я побывала внутри во время праздничного богослужения на Покров Пресвятой Богородицы. Храм большой, просторной, но в праздник он был полон верующих. Хочу заметить, что в храме всего несколько скамеек, а так как я не привыкла к длительным богослужениям, отстоять всю службу на ногах мне было не легко.

Далее путь лежит на основную территория монастыря. Мое паломничество пришлось на середину октября, поэтому пейзажи соответственно осенние. Думаю летом, здесь буйство зелени и цветов.

Монастырь расположен в овраге на небольшом пяточке, все постройки выглядят очень ухожено. Братский корпус

Святой источник, где можно попить водички или набрать ее в бутылки.

Главным храмом на территория монастыря является Успенский пещерный храм, он то и поразил меня больше всего. Именно здесь находятся две особо чтимые чудотворные иконы Божией Матери «Успениe» и «Умиление». Попасть в храм довольна сложно, так как он чаще всего закрыт, но его ежедневно открывают во время богослужений. Лично я посещала его не единожды во время Божественной литургии, которая проходила ежедневно в 6.00 утра. Вставать в свой отпуск в такую рань, в середине осени когда за окном еще темно мне было очень сложно, но без преувеличения скажу, что это были самые лучше богослужения, на которых мне когда либо приходилось бывать. Именно в это время в храме царит совершенно особая атмосфера. Во время утренней службы практически не встретишь людей которые зашли сюда просто поглазеть, все молятся и ты сам постепенно проникаешься особой покаянной атмосферой. Отдельно стоит упомянуть о братском молебне, который проводится здесь в это время ежедневно кроме воскресенья. Вся братия монастыря собирается вместе и совершает молебен около мощей преподобного Корнилия. Меня так впечатлило и поразило их пение, что я приобрела себе аудиодиск с записью службы. Если вам доведется оказаться в Печерах на несколько дней, обязательно сходите на этот молебен, лично я такого умиротворения как во время братского молебна не ощущали нигде.

Здесь же находятся Богом зданные пещеры, в которых захоронено много прозорливых старцев и молитвенников, одним из которых является архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Несмотря на то, что в пещерах захоронено более 10 000 человек, неприятного запаха в них абсолютно не ощущается, а в любое время года здесь сохраняется температура +5. Попасть в пещеры можно только с организованной группой, экскурсии проводят монахи и только по предварительной договоренности. Присоединиться к экскурсии у меня в первый раз не получилось, когда я набравшись храбрости подошла к одной из групп с просьбой присоединиться к ним, то получила отказ. Возможно вам повезет больше и вам разрешат это сделать, но конечно же это не 100% гарантия.

Помимо перечисленных храмов на территории монастыря имеется Сретенский храм который всегда открыт для туристов. Именно здесь можно поставить свечку, написать записочки, помолиться и приобрести что-нибудь в церковной лавке.

После того как я вдоволь самостоятельно нагулялась по монастырю, то решила взять индивидуальную экскурсию, стоимостью 1500 руб. Экскурсионные бюро находятся рядом со стенами монастыря, я обратилось в агентство которое мне порекомендовали в гостинице. Эта оказалась турфирма СВН-тур и как же я счастлива, что обратилась именно туда. Экскурсию мне проводил замечательный и профессиональный экскурсовод. Хочу отметить, что я не раз была на индивидуальных экскурсиях, но такой потрясающей экскурсии у меня не было никогда в жизни. Познавательный, информативный и самое главное живой рассказа, много интересных фактов, продуманные советы по фотосъемке сделали экскурсию незабываемой. Во время экскурсии мы разговорились с экскурсоводом о цели моего приезда и я посетовала на то, что хотела бы поговорить с батюшкой, но стесняюсь подойти. Экскурсовод пообещал мне помочь и не откладывая дело в долгий ящик представил меня одному батюшке, с которым мне удалась поговорить и в последствии мы ежедневно с ним беседовали.

Еще до того как я приехала в монастырь, я очень хотела поработать на благо обители. После того, как я пообщалась с батюшкой, он меня определил на работы. Вид работы который мне поручили я никак не ожидала, я предполагала, что меня отправить чистить картошку или мыть полы. А меня перекрепили к женщинам которые оформляют цветами храм и иконы. Так как в честь праздника чудотворную икону Божией Матери «Умиление» перевозили в Псков нам поручили ее украсить. Думаю неверующим людям трудно понять, то чувство робости и радости которое я испытала помогая украшать икону цветами.

Благодаря такой работе, мне довелось готовить и украшать к службе Михайловский, Успенский и Сретенский храм. Я приходила туда, когда они были пустые и в тишине и спокойствии могла не только работать, но и хорошенько все осмотреть. Дважды батюшка брал меня с собой на экскурсии в Богом сданные пещеры когда он проводил там экскурсии. Так же мне довелось побывать на Святой горке, куда туристу который самостоятельно гуляет по монастырю попасть невозможно. Передать то чувство душевного спокойствия, радости и умиротворения которое царило у меня в душе во время прибывания в монастыре просто невозможно. Конечно же человек который приезжает в монастырь не только ради обзорной экскурсии, а чтобы потрудиться, сможет увидеть несравненно больше. Неделя моего отпуска пролетела незаметно, за это время мне удалось не только полюбоваться на красоты монастыря, увидеть многочисленные православные святыни, но и духовно преобразиться, переосмыслить многие вещи, домой ехала я уже другим человеком.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь я однозначно рекомендую к посещению, это удивительно светлое, намоленное место, где царит совершенно особая атмосфера, но прочувствовать ее за один день очень сложно. Что бы в полной мере погрузиться в этот удивительный мир, такой не похожий на мирской уклад жизни, нужно немного пожить в монастыре или близ него. Позднее я еще раз приезжала в монастырь, но уже только на выходные и уверенна, что приеду сюда еще не раз.

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Ссылка на основную публикацию