Псков спасо преображенский мирожский монастырь

Псков спасо преображенский мирожский монастырь

Древний монастырь, некогда центр просвящения и хранитель христианских ценностей и искусств. Среди достопримечательностей Пскова известен благодаря уникальным, сохранившимся домонгольским фрескам.

30 апреля Отзывы: 0

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь насчитывает в своей истории уже больше восьми веков. Долгие времена он был центром культурной и духовной жизни Пскова, светом просвещения, хранителем христианских традиций.

История монастыря

Точная дата монастыря не известна, равно как и имя его создателя. Историками принято считать основателем монастыря святителя Псковского и Новгородского епископа Нифонта, жившего в 12 веке. Существует легенда, что для сбора денег на постройку храма святитель самолично обходил купеческие дома с расписной чашей. Правда это, или нет, не где-то в середине 12 века был построен Спасо-Преображенский собор, давший начало монастырю.

Как и многие монастыри в то время, Мирожский монастырь служил крепостью, в которой не только монахи, но и миряне могли спрятаться за крепкими стенами от постоянных набегов врагов. С этими кровавыми страницами истории связан почитаемый в монастыре святой Василий, настоятель, убитый в 1299 году немецкими завоевателями.

В отличие от того же Псковско-Печероского монастыря, прибежища аскетов и отшельников, Мирожский, напротив, жил насыщенной и деятельной жизнью. Что не удивительно, ведь он находится всего в 20 минутах ходьбы от Псковского Крома. Для города он стал центром культурной и образовательной деятельности, хранящим православные традиции и развивающим православные искусства.

Именно здесь вели псковскую летопись, монастырь обладал богатой библиотекой, имел крупную мастерскую переписчиков (здесь был переписано и сохранено «Слово о полку Игореве») и иконописную мастерскую, создававшую прекрасные иконы. Также Мирожская обитель была одной из самых богатых на псковской земле, занимая почти всю пойму реки Мирожи, имела большое хозяйство с мельницами, кузнями, хозяйственными дворами.

После революции монастырь был упразднен и не работал вплоть до 1994 года. Сейчас там живут монахи, и работает иконописная мастерская.

Храмы монастыря

Собор Спаса Преображения

Это уникальный в своем роде памятник архитектуры. Во-первых, это крестово-купольный с одной главой храм с нетипичной для древнерусского искусства архитектурой. В основание его плана лежит равноконечный крест, так что внешне храм смотрелся крестообразным – это больше походит на византийские традиции.

Но самая большая ценность собора – это сохранившаяся практически полностью еще домонгольская фресковая роспись. Она отличается высоким художественным качеством, тщательно продуманной иконографической концепцией: все росписи связаны между собой одной темой Искупительной жертвы Бога-Сына и соединения в Нем человеческой и божественной природы. Стиль росписи не имеет аналогов в России того времени, и напоминает скорее византийские мозаики того же 12 века.

Не иначе как божественным провидением можно объяснить то, что роспись дошла до наших дней почти в полном объеме. Фрески дважды закрашивали, благодаря чему они сохранились на протяжении веков.

Сегодня Спасо-Преображенский храм не используется для богослужений и является музеем.

Храм Апостола и Первомученика Стефана

Стефановская церковь построена в 12 веке на месте старой, известной еще с 1402 года церкви. Это надвратный трапезный храм, очень нарядный и светлый, декорированный белеными кирпичными карнизами и орнаментальными поясами. Храмовый иконостас выполнен фресковой роспись архимандрита Зенона, одного из самых известных современных иконописцев, а среди почитаемых святынь – чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта.

Храм является действующим, и здесь не только регулярно проводят богослужения, но также здесь работает иконописная мастерская, тем, кто задумал отпуск в Пскове, может также понравится предлагаемая паломникам монастырская трапеза.

О ходе экскурсии из Пскова в Пушкинские Горы

Добравшись до Пскова, начинающий турист, задавшийся целью «что-нибудь посмотреть», оказывается перед шокирующим открытием .

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье.

Ансамбль состоит на государственной охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, № 1327).

Содержание

Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII в. и связывать с именем грека по рождению, святителя Нифонта, епископа новгородского.

Монастырь, находящийся в 20 минутах пешком от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория монастыря занимала всю пойму р. Мирожи (с мельницами), берег р. Великой с кузницами, хозяйственными дворами и проч. После секуляризации церковных земель в XVIII в. его территории сократились до нынешнего размера. Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делал монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастырь, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).

В 1581 г. Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.

По сообщению «Энциклопедии Брокгауза и Ефрона» в XIX в. монастыре находилось много древних икон, чаша св. Нифонта с надписью 1166, евангелие 1703, серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

Монастырь упразднен в XX в. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом Настоятеля был передан Псковской Епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор), один из самых знаменитых современных иконописцев. После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними он был снят (см. статью). В 1997 году Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.

01 мая 2010 года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование.

В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова.

Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.).

Собор Спаса Преображения

Выстроен из плинфы и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.

В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. Стараниями археолога и историка искусств В. В. Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года. Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в определенные праздничные дни.

Храм Апостола и Первомученика Стефана

Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. В храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Кроме того, в храме находится список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году. Более древний список с иконы — 1583 года, находится в Псковском государственном музее-заповеднике. Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св. горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света. При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. В монастырском корпусе имеется трапезная.

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

В монастыре находится оригинал иконы Пресвятой Богородицы «Мирожская». Яв­ле­ние ее про­изо­шло в 1198 го­ду. По­чти че­ты­ре сто­ле­тия спу­стя, в 1567 го­ду, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия, в го­ро­де Пско­ве, во вре­мя сви­реп­ство­вав­ше­го мо­ро­во­го по­вет­рия, от этой ико­ны, как гла­сит пре­да­ние, «та­ин­ство со­вер­ши­ся Гос­по­жи Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии чест­на­го Ее зна­ме­ния: от пре­чи­с­та­го об­ра­за ико­ны сле­зы из обою очию, яко струя, те­ча­ху, и мно­га бла­го­да­ре­ния и цель­бы бы­ва­ху че­ло­ве­ком от об­ра­за Ма­те­ре Гос­под­ня». То­гда из Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря ико­ну пе­ре­нес­ли, «. по­ста­ви­ша ю в со­бор­ной церк­ви свя­тыя Жи­во­на­чаль­ныя Тро­и­цы воз­ле ал­та­ря. чест­но, и от то­го вре­ме­ни на­ча­ша мно­га и раз­лич­на ис­це­ле­ния че­ло­ве­ком быв­ши. ». С тех пор в па­мять мно­го­чис­лен­ных бла­го­де­я­ний Бо­го­ма­те­ри, яв­лен­ных через Ее свя­той об­раз, бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Ми­рож­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри 24 сен­тяб­ря.

Престольные праздники

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь — выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем. В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство. На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.

Собор Спаса-Преображения Мирожского монастыря знаменит фресками XII века

В презентации использованы фотографии Ивана Чистякова, фотографа.

Спасо-Мирожский монастырь. 1899 г . Фото Компрады

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь — выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем. В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство. На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.

фото 1882 года

Летописи сообщают, что святитель и епископ Новгородский Нифонт «повелел заложить каменный храм во имя Спаса Преображения в Мирожском монастыре» Самым ранним по происхождению источником является Новгородская Первая летопись старшего извода, представленная единственным Синодальным списком XIII- XVI вв.

В этом списке под 1156 г . находится сообщение о кончине новгородского архиепископа Нифонта, который в 1549 году был канонизирован: «Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21: шъл бяше Кыеву противу митрополита; инии же мнози глаголаху, яко полупив святую Софию, пошъл Цесарюграду; и много глаголаху на нъ, но собе на грех. О сем бы разумети комуждо нас: который епископ тако украси святую Софию, притворы испъся, кивот створи и всю извну украси; а Плескове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента».

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 1899 год. Фото О. Парли

Эта древняя иноческая обитель была первой в древнем городе и воздвигнута была в живописнейшем уголке Пскова-града, на полуострове при впадении реки Мирожи в Великую. Временем её основания принято считать 1156 год. Первый настоятель Мирожского монастыря, преподобный Авраамий, скончался в 1158 году, и мощи его почивают под спудом Спасо-Преображенского собора.

По своему устройству обитель стала преемницей Византии в становлении православного зодчества и монументальной живописи. Фрески Спасо-Преображенского собора, хотя и дошли до наших дней в сильно измененном виде, но все же несут образец православной живописи XII века.

Нам известны их иконографические изводы: «Преображение Спаса нашего Иисуса Христа», «Тайная Вечеря», «Оплакивание», «Суд Пилата», «Сретение», «Неверие Фомы» и др.

Стефаниевская церковь, 1928 г . Фото Романова К.К.

В летописи значится, что в 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. Позднее она была перестроена в стиле московского зодчества. Этот храм очень напоминает Пантелеимоновскую церковь во Бору (ныне Промежицы). Ныне в ней ведутся богослужения 3 дня в неделю и в праздничные дни.

После 72-х летнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь. Благодаря поддержке и усилиям управляющего с 1993 по 2018 год Псковской Епархией Митрополита Евсевия, в 1994 году, монастырь был открыт не только для туристов, но и для православных прихожан и многочисленных паломников. Первыми насельниками возобновленной обители стали иноки и монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. *Когда-то игумен Псково-Печерской обители, св. преподобномученник Корнилий, был насельником Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.

В настоящее время братия и трудники обители живут по уставу строгой монашеской жизни. Их немного, около 7-10 человек. При монастыре в 90-е годы ХХ века была открыта школа русской иконописи. Сейчас в иконописных мастерских ведут реставрацию икон, исполняют иконописные заказы, совершенствуясь в этом высокодуховном творчестве и возрождая древние секреты иконописи. Здесь царит дух созидания — молитва, терпение и труд.

В монастыре действует и свой маленький свечной завод, отливающий свечи по старинной технологии XVII-XVIII веков. Не забывает братия и о благотворительном социальном служении: еженедельно в монастыре кормят паломников и малоимущих. Для паломников св. обители проводятся экскурсии в иконописные мастерские, с обязательным посещением древнего (еще под 1546 годом) Стефановского храма.

Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря в настоящее время является икона Богородицы «Мирожская», относящаяся к типу Знаменных икон. Это список с чудотворной иконы, которая храниться в Псковском музее-заповеднике. По церковному преданию икона Богоматери «Мирожская» явилась в 1198 году в Спасском Мирожском монастыре в основном одноименном храме обители. Но датировка иконы известна более поздняя: она относится к XVII столетию.

Заслуживают внимания фотографии ныне измененных временем или утраченных фрагментов архитектуры Мирожского монастыря, которые пришлось заимствовать в фотоархиве Института Истории Материальной культуры РАН г. Санкт-Петербурга, т.к. изображение Мирожского монастыря в конце XIX в.- нач.XX , имеющееся в Псковском музее-заповеднике, сохранилось только на открытках. На сегодняшний день без этих фотографий сюжетный ряд ансамбля Мирожского монастыря был бы ущербным.

Хочется надеяться, что Псковская Сокровищница русской архитектуры и монументальной живописи вновь возродится в своем прежнем облике.

Библиографический список литературы — ссылка

Материал подготовила Татьяна Лединина,
ведущий библиограф отдела краеведческой литературы

Иван Федорович Чистяков

Родился в Тверской губернии, селе Константиновка Бежецкого уезда. Окончил сельскую начальную школу. В 1886 году переехал в Петербург. Служил в Новочеркасском полку до 1890 года. В 1890 году поступил работать сторожем в Императорскую Археологическую комиссию, где под руководством члена Археологической комиссии В.Г. Дружинина обучался фотографии. С 1894 года состоял фотографом ИАК до её ликвидации.

Фотограф Императорской Археологической комиссии с 1896 по 1918 гг. и Государственной Академии истории материальной культуры с 1919 по 1935 гг. После реорганизации в Российскую Археологическую комиссию в 1918 году продолжил работу фотографом.

Оставил большое собрание диапозитивных и негативных материалов, приобретенное ГАИМК.

Сопровождал сотрудников учреждений в экспедициях для фотофиксации памятников архитектуры.

В 1899 году фотографировал фрески Мирожского Спасо-Преображенского собора.

С архитектором П.П. Покрышкиным приезжал в Псков в 1912 г. Работал также для Русского Археологического общества в период с 1900 по 1903 гг. Одновременно производил фотосъемку для Эрмитажа, Русского музея, Академии наук и Академии художеств. Негативы на стекле и диапозитивы исполнялись им по заказам для разных лиц, преимущественно для членов ИАК.

Умер Иван Федорович Чистяков в Ленинграде в 1935 г .

Мирожский монастырь и уникальные фрески домонгольского периода

Если меня спросят, что мне больше всего понравилось во время путешествия по Пскову, я отвечу однозначно — Мирожский монастырь. Монастырь известен прежде всего сохранившимися в Преображенском соборе уникальными фресками 12 века. Но и кроме этого, туристам есть на что посмотреть.

Из истории монастыря

Мирожский монастырь, памятник архитектуры XII-XIX веков, занимает центральное место среди христианских древностей Пскова. Несмотря на то, что в начале ХII века активная политическая и духовная жизнь Древней Руси крутилась вокруг Киева, но уже в 30-е годы XII века эту эстафету перенимает Северо-запад Руси. Это связано с деятельностью новгородского архиепископа Нифонта, который был родом из Греции.
Пскове в те времена, на ровне с Троицким христианским собором существовали и языческие капища, найденные археологами. Именно здесь, во Пскове Нифонт начинает воплощать свою идею христианизации русских земель. Так к 50-м годам ХII века был возведен Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Преображенский собор Мирожского монастыря

Расположение

Монастырь расположен на левом живописном берегу реки Великой, там, где в нее впадает небольшая речушка Мирожа. Отсюда и название монастыря пошло. Если ориентироваться на Кремль, то этот объект расположен на противоположном берегу реки Великой, не напротив, а немного дальше (2,5 км от Кремя, около 20 минут пешком).
Если идти к монастырю пешком, то с моста открываются великолепные виды. В хорошую погоду можно увидеть и Псковский кремль вдалеке.

Панорама реки Великой

Мирожский монастырь: что посмотреть

Святые врата, колокольня и Стефановская церковь

Мирожский монастырь включает в себя ряд интересных объектов: Спасо-Преображенский собор (12 век) и церковь архидиакона Стефана (17 век), деревянные зимние покои настоятеля и братские корпуса.

Схема Мирожского монастыря

В настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе не проводятся богослужения, он работает как музей. Стоимость билетов порядка 300 рублей, стоимость экскурсии — 900 рублей. Но экскурсия стоит этих денег, ведь длится она почти час. Надо отметить, что музей работает только в сухую погода, так как содержание фресок требует особого температурного режима.

Паломники могут посетить богослужение в Стефановской церкви, нарядном храме. В церкви находится необычный каменный иконостас, созданный современным иконописцем архимандритом Зиноном.
В этом храме находятся мощи разных святых, и чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта, которая благодаря чуду явилась в 1199 году. Здесь можно увидеть и другие иконы: святого великомученика Пантелеймона, , Тихвинская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца.

Иконостас Стефановской церкви

В церкви есть также иконописная мастерская, где также можно заказать экскурсию или мастер-класс по живописи.

Под притвором церкви Стефана расположены Святые ворота-главный вход в монастырь. С запада в 18 веке к Стефановской церкви был пристроен длинный корпус. Колокольня над Святыми воротами появилась в 1885 году.

Вид на Монастырь со стороны реки Мирожи

Рядом с главным собором стоят зимние покои настоятеля. В основании этого строения — погреба 17 века. А сам деревянный дом был построен в 1881 году, на месте другого подобного из дерева.

Зимние покои настоятеля

Рекомендую вначале прогуляться по территории, пройти монастырь насквозь, побродить вокруг древних строений.

Вот такой вид открывается на реку Великая.

Вид на Троицкий собор

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор и его знаменитые фрески, написанные византийскими мастерами в 1130-1140 гг, — древнейший памятник христианской культуры Руси. По разным данным, закладка собора произошла в 1137-1138 гг, постройка была завершена к 1140 году. Спасо-Преображенский собор на много веков стал эталоном, примером для строительства подобных храмов в Пскове и Великом Новгороде.
Одним из интересным фактов являлось и то, что собор расписывался мастерами еще в процессе строительства, то есть художники использовали те же леса, что и строители.

Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.

Первоначальный вид Преображенского собора

За время своего существования собор менял свой облик, но незначительно. Так в 17-18 веках собор получил 4-х скатное покрытие, пришлось менять главу собора со шлемовидной на луковичную.
Когда входишь внутрь собора, по неволе сердце замирает от красоты фресок.Живопись покрывает почти весь объем храма, представляя собой живое Евангелие. Идея создателя храма была проста — чтобы святая история была понятна всем, грамонтым и неграмотным жителям Руси.

Почти не сохранились фрески в нижней части храма — по словам экскурсовода, это произошло из-за частых наводнений. Нельзя забывать, что монастырь находится очень близко к реке.

Фрески Мирожского монастыря

Фрески собора имеют очень сложную судьбу. По мнению историков примерно в 17 веке они были забелены. Обнаружили их только в конце 19 века. Первооткрывателем был В.В.Суслов. Под его началом фрески предстали в первоначальном виде, многие фрагменты из-за времени были утрачены. В 1900-1901 годах фрески были безжалостно закрашены масляными красками владимирских умельцев. Во времена руководство требует, чтобы дизайн был «побогаче» и роскошнее.
В 1920 году началось раскрытие древних фресок и реставрационные работы не прекращаются и по сей день.

Фрески в купольной части

Основная мысль росписи собора — соединение в Иесусе Христе человеческой и духовной природы и его искупительная жертва.

Для удобства посетителей, которые посещают собор без экскурсии, в каждой апсиде размещены вот такие схемы, чтобы было понятно, где и какой сюжет.

Схема изображения фресок

Центром росписи является так называемый «Деисус», где на троне восседает Христос. В молитве к нему обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Восточная часть собора

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрести Мирожского монастыря

Росписи северо-западного угла посвящены священным деяниям апостолов.

Северо-западный угол. Деяния апостолов

Таким образом, решение о необходимости сокрытия фресок под слоем штукатурки в 17 веке, возможно спасло их от разрушения. Фрески Мирожского монастыря суровые, монументальные, со своими особенностями. В последствии живопись тех времен существенно скажется на развитии собственного стиля псковской иконописи.

В целом, Мирожский монастырь — это удивительная обитель, которая прошла вместе с городом Псковом всю его многострадальную историю.

Я смело могу отнести эти место к тем, куда хочется возвращаться снова и снова.

Адрес: Псков, Мирожская набережная, 2, Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Тел.: 8 (8112) 600-786.
Бронирование отелей в Пскове

Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

г. Псков, Мирожская наб., д. 2

Историческая справка

Мирожский монастырь один из самих древних памятников архитектуры, древнерусской монументальной живописи и культуры Пскова.

С монастырем связывают один из первых летописных центров псковской вечевой республики (ХII-ХIV в.в.), по предположениям некоторых исследователей здесь был переписан протооригинал Мусин-Пушкинского списка «Слова о полку Игореве» и был создан ряд произведений древнерусской литературы (один из древнейших — «Послание Есифа к детям» конца XIII века).

Первые летописные упоминания о монастыре относятся к середине ХII столетия. I-я и IV-я Новгородские летописи сообщая под 1156 г. о кончине новгородского архиепископа Нифонта перечисляют его последние деяния, в том числе: — «. а в Пскове св. Спаса церковь зда каменну».

В житие Нифонта сообщается о том, что архиепископ наделил монастырь землями. Можно предположить, что Нифонт и приказал расписать собор фресками (летописных сообщений о росписи собора до нашего времени не дошло).

История монастыря, который не был никогда укреплен и жестоко страдал от вражеских набегов, богата кровавыми событиями. Уже под 1299 г. Псковские летописи сообщают о набеге немецких рыцарей на Псков и смерти игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа.

С именем Иосифа исследователь Л.А. Творогов связывает «Послание Есифа к детям» и считает его возможным заказчиком псковского списка «Слова о полку Игореве».

В 1404 г. летопись сообщает, о построении Карпом Стефановской церкви, которая выстроена заново (или перестроена) в камне в 1546 г. Святые ворота относятся к тому же времени. В ХV-ХVI в.в. В ансамбле монастыря, кроме собора и Стефановской церкви, существовали еще какие-то постройки.

Летопись сообщает под 1463, 1471, 1474 гг. о расквартировании стрельцов московского войска (до 100 человек), в стенах Мирожского монастыря. В ХVII в. появляются кельи, видимо, деревянные, на каменных подклетах дошедшие до наших дней.

В экономическом отношении монастырь переживал спады и подъемы, связанные с войнами. Сильно подорвали благосостояние монастыря осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 г. и шведами в 1615 г.

Некогда богатый монастырь к концу ХVIII в. приходит в постепенный упадок. Сохранилось подробное описание ансамбля на 1766 г. Кроме Преображенского собора, покрытого тогда тесом, в нем рассказывается о всех остальных многочисленных постройках и службах монастыря.

Из каменных зданий существует лишь Стефановская церковь (также крытая обветшавшим тесом). 2 настоятельские кельи (одна на каменном «погребе»), братские кельи на 8 «апартаментов», амбары — «магазеины», мельница, конюшна, каретная, пивоварня, кузница, бойня, солодежня — все постройки деревянные, пришли в ветхость и нуждаются в ремонте.

Однако перечисление построек, садов, огородов монастыря, прудов для «посажения ценной рыбы», говорит о том, что еще в первой половине ХVIII в. монастырь жил полнокровной, самостоятельной жизнью. В 1789 г. выстроено было здание Братского корпуса.

В 70-х годах XIX столетия между Братским корпусом и Стефановской церковью встраивается колокольня. После Великой Октябрьской революции в 1922 г. монастырь прекратил свою деятельность, памятники архитектуры стали объектом музейного показа. В настоящее время ансамбль находится в стадии исследования и реставрации.

Спасо-Преображенский собор недолго простоял в своем первоначальном виде. Позакомарное покрытие в условиях Пскова вызывало скопление снега и воды в пазухах и, как следствие, протечки и намокание кладки. Поэтому очень скоро собор получил пощипцовую тесовую кровлю.

Однако, и в таком состоянии (с низкими угловыми помещениями) собор простоял очень недолго. Не позднее XIII в. были надстроены палатки над угловыми помещениями.

Позднейшие переделки еще больше исказили облик здания. Шестнадцатискатное покрытие было сменено на восьмискатное, глава вместо шлемовидной стала луковичной. Точной даты пристройки притвора не сохранилось, но по характеру кладки, можно датировать его ХV-ХVI в.в.

Звонница была пристроена к собору еще позднее. Вероятно, к этому времени фрески собора были уже забелены. В течение ХVII-XIX в.в., собор неоднократно переделывался и ремонтировался. В документах конца ХVIII в. кровля его описывается четырехскатной, тесовой.

Только в 1877 г. Спасо-Преображенский собор покрыли железом. С западной стороны была пристроена (ныне уничтоженная) деревянная паперть на кирпичных столбах. Неоднократно ремонтировался сменивший фресковую живопись иконостас (сам иконостас, ныне утраченный, относился к XVI в.). В 1858 г. в соборе были обнаружены древние фрески.

О переделке теплой Стефановской церкви, пока не проведено ее тщательное исследование, можно говорить только приблизительно. Первоначально вход в нее был, очевидно, с запада, а сама церковь была 2-этажной. Но описанию конца ХVIII в. она имеет тесовую кровлю, главу крытую деревянной чешуею.

В 1786 г. отпускаются средства на ее ремонт. В начале XIX столетия к Стефановской церкви пристроили деревянную паперть. Все здание было отремонтировано и крыто железом (купол был еще ранее обит железом) в 1878 г.

В конце XIX в. в храме была устроена библиотека, в связи с чем были подрублены пяты сводов церкви и между притвором и приделом пробиты арки.

Братский корпус стал перестраиваться после первого же наводнения, затопившего его первый этаж. В первом этаже размещались настоятельские кельи. После наводнения 1800 г. настоятельские кельи перевели во флигель напротив собора, а в первом этаже сделали трапезную, кухню и 2 кладовые.

Братские кельи переведены во 2-й этаж. В связи со строительством колокольни в 70-х годах XIX столетия двусветная часть центра братского корпуса была сломана и корпус был подведен под одну кровлю. В связи с приспособлением корпуса под жилье, помещения корпуса в 1945 г. разделили перегородками на мелкие помещения.

Колокольня встроенная между Братским корпусом и Стефановской церковью снаружи практически не потеряла первоначального облика, интерьер колокольни потерял свою первоначальную отделку. В 1887 г. Спасо-Преображенский собор было предложено осмотреть академику архитектуры З.В. Суслову, которой ходатайствовал перед Академией художеств о его реставрации.

С 1887 г. по 1893 г. Суслов провел исследование собора, раскрыл все фрески, с которых в 1893 г. художники Блазнов и Фомин под руководством Суслова сняли кальки и несколько цветных выкрасок.

В том же году Академия художеств прекратила ассигнования на реставрацию и работы были остановлены. В 1897 г. по ходатайству монастырских властей Николай II приказал «возобновить» собор из монастырских средств. Собор отремонтировали, сделали бетонное основание с каналами для отвода полых вод.

В 1899-1903 г.г. группой палехских иконописцев под руководством Н.М. Сафонова фрески были зачищены, промыты и прописаны заново клеевыми красками.

Часть сюжетов была раскрыта в 1927-29 г.г. группой реставраторов под руководством А.И. Анисимова, в настоящее время бригада художников-реставраторов ВСНРПМ под руководством Д.Е. Брягина проводит работы по полному раскрытию древней живописи от записей.

С 1861 г. собор Мирожского монастыря привлекал к себе внимание многих историков древнерусского искусства, таких как М.В. Толстой, И.И. Василев, А.М. Павлинов. С 1886 г. по 1902 г. проводились частичные архитектурные реставрации памятника.

Больше других вложил в дело исследования собора в эти годы академик В.В. Суслов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. сгорела луковичная глава собора и кровли на четверике, апсидах и притворе.

В 1946 г. покрытия собора и глава были восстановлены в формах 1902 г. Архитектурные исследования собора 1947-1948 г.г. были проведены архитектором-реставратором Алферовой Г.В. Исследования Романова К.К. хранятся в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Основные архитектурные особенности

Ансамбль Мирожского монастыря находится на левобережном мысу, омываемом с востока рекой Великой, с севера и запада — рекой Мирожкой, впадающей в Великую. Окруженный невысокой оградой, он занимает площадь около 1.6 га.

Доминирующее положение в центре ансамбля занимает Спасо-Преображенский собор, выходящий апсидами на р. Великую.

С запада от собора расположены бывшие настоятельские кельи, сохранившие древний (ХVII в.) подклет. На северной границе монастыря возвышается веками формировавшийся объем, состоящий из трех разновременных сооружений — Стефановской церкви, братского корпуса и колокольни. В юго-западной части территории расположен плодовый сад.

Второй вход в монастырь сохранился с южной стороны. Длина ограды монастыря около 400 м. Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию Стефановская церковь — надвратные, Святые ворота, расположенные в первом ее этаже издавна служили главным входом в монастырь.

Вход в монастырь с южной стороны. Святые ворота — главный вход в монастырь

Южнее Спасо-Преображенского собора находятся бывшие кельи монастыря (ныне жилой дом), стоящий на подклете XVII в.

Фото: февраль 1972 год

Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию из древнего четверика и более позднего притвора (ХVI в.) увенчанного в северной части звонницей.

Основной объем — крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада — небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м).

Стефановская надвратная церковь, братский корпус и колокольня представляют собой единый объем, состоящий из различных по высоте и архитектурным формам зданий, создающих гармоничное по силуэту сооружение.

Стефановская церковь в настоящий момент делится на 3 этажа, в древности была двухэтажной. Первый этаж — трехчастный в плане — на западе Святые ворота с несимметрично расположенными столбами, с востока два прямоугольных помещения перекрытых цилиндрическими сводами с распалубками. Оконные проемы подклета обращены на юг.

Вход в подклет также с юга. 2-й этаж состоит из основного объема храма и притвора. Апсидная часть четверика снаружи трехчастная, однако дьяконник и жертвенник изнутри выражены слабо развитыми нишами. 2 столба четверика скрыты в поздней перегородке.

Притвор храма также разделен поздними перегородками, перекрыт притвор цилиндрическим сводом с распалубками. Перекрытие основного объема четверика — крестовый свод находится в объеме третьего этажа и завершается световым барабаном.

На барабане глава в форме луковицы. Колокольня четырехъярусная, в 1-м ярусе застроенные ныне ворота. 2-ой ярус представляет собой небольшое помещение, через которое попадали из братского корпуса в Стефановскую церковь, на 4-м ярусе открытом с четырех сторон висели колокола.

Братский корпус двухэтажный, хотя имел первоначально во втором этаже повышенную двусветную часть и симметричную композицию.

Перекрытия братского корпуса и колокольни — плоские. 2 поздних пристройки к югу от всего объема здания — двухэтажные, не представляют интереса.

Декор здания разностилен: московские формы наличников и украшений Стефановской церкви, типичная для XIX в. классическая ордерная схема колокольни с рустоваными пилястрами в первом этаже.

Архитектурный декор братского корпуса очень скромен — это наличники 2-го этажа, карнизы украшенные сухариками, междуэтажная тяга.

Основным материалом стен всего объема является известняковая плита.Колокольня и братский корпус построены с применением кирпича в отделке деталей. Все здания обмазаны и побелены.

Общие сведения

Ансамбль Мирожского монастыря самый древний и уже по одному этому самый бесценный памятник псковской культуры. Спасо-Преображенский собор является единственной хорошо сохранившейся постройкой архиепископа Нифонта на Руси.

Прообразом собора послужили византийские провинциальные крестовые постройки. Кроме того, архитектура его своими корнями — приемами композиции, техникой кладки, тесно связана с каменным строительством Киева и Новгорода, предшествующего периода.

Собор отличается строгостью лаконичностью, характерной для культовых построек XI-ХII в.в. В архитектурных формах собора были заложены элементы дальнейшего развития культовых построек Пскова. Простота объемов, асимметрия в их расположении, живописная лепка стенных плоскостей — вот призмы, которыми будут пользоваться псковские зодчие еще на протяжении четырех столетий.

Схема территории ансамбля на современной карте

Предметы особой охраны

Земельный участок, сформированный по адресу г. Псков, Мирожская наб., д. 2, не соответствует существовавшему ранее монастырскому землевладению. Межевание произведено исходя из сложившейся в конце XX — начале XXI веков градостроительной ситуации.

В связи с этим предлагаемые к установлению на основании архивных, библиографических, иконографических, фотографических и графических источников XVIII-XX в.в. границы территории памятника не совпадают с границами земельного участка, сформированного в 2009 году.

Границы территории объекта культурного наследия «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря», ХII-XVII в.в., расположенного по адресу: г. Псков, Мирожская наб., д. 2, зафиксированы поворотными точками, имеющими координаты, которые даны в местной системе координат.

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Одна из древнейших в России обителей, Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», «сети», т.к. издавна около монастыря были рыбные ловли. Археологические находки медных вещей показывают, что уже в бронзовом веке на этом месте находилось поселение одного из славянских племен кривичей, образовавших впоследствии громадную Российскую империю. Существует предание, что первое заселение Пскова было именно здесь и здесь же останавливалась когда-то равноапостольная княгиня Ольга.

Точная дата монастыря не известна, равно как и имя его создателя. Историками принято считать основателем монастыря святителя Псковского и Новгородского епископа Нифонта, жившего в 12 веке.

Расположение этого места таково, что отделенный от крепостных стен Пскова рекою Великой, монастырь был со всех сторон открыт для частых в древние времена вражеских набегов. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары неприятеля.

Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли. Таким образом алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность. Постройка монастыря была благословлена святителем Нифонтом, епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Испытывая глубокую скорбь оттого, что вера Христова зачастую уживается в человеке с языческими верованиями, святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При практически полном отсутствии грамотности среди населения раннего и позднего средневековья, изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета, полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений. И это благословение святителя Нифонта на просветительскую миссию, данное Мирожскому монастырю при его основании, действенно до сих пор.

Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим (священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов Первым игуменом монастыря стал преподобный Авраамий, который и почил в день празднования главной монастырской иконы Божией Матери «Мирожская», 7 октября по новому стилю.

Более, чем в течение шести веков, Псков и вместе с ним, а вернее даже в первую очередь – Мирожский монастырь, подвергались нападениям западных врагов. Ни одно из бедствий, пронесшихся над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители. При каждом нападении она подвергалась разграблению или была истребляема пожаром, а нередко служила даже лагерем для неприятелей. В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия, многих монахов и защитников монастыря. Василий Мирожский вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук меченосцев в то же время, является местночтимым святым. День памяти святых Василия и Авраамия Мирожских поминается 17 марта по н.с.. В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев. А во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория в 1581 году он служил местом размещения вражеской артиллерии. Мирожский монастырь визуально находится напротив того участка крепостной стены на противоположном берегу Великой, где поляки предприняли решительный штурм города. Это место, где поляки пробили брешь в стене, впоследствии было названно «у Пролома». Сюда были брошены все силы врага, и только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

При всем открытом положении для неприятелей монастырь никогда не был укреплен. И после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения сохранила не только свои стены, но даже древние, практически современные основанию храма фресковые изображения, которые и теперь поражают своей яркостью и живостью красок.

Итак, в силу неспокойных исторических условий обитель не могла в полной мере служить прибежищем для искавших уединенной и созерцательной жизни иноков. Возможно, Господь определил монастырю быть источником евангельской проповеди и духовным форпостом для охранения православных пределов. Мирожский монастырь явился подлинным центром духовного и культурного просвещения псковской земли, где в те далекие времена еще сильны были языческие верования. С начала основания в обители существовала иконописная школа, в которой сформировались традиции псковской иконы. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий — впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников — духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители. В прежние времена Мирожская обитель была достаточно многолюдною, она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертым Великопустынский). Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды.

В 20-х годах ХХ столетия монастырь был упразднен новой властью и все монастырское имущество, включая церковные святыни, были изъяты. Мирожская икона Божией Матери, чаша архиепископа Нифонта были помещены в Псковский музей-заповедник.

В 1994 году Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолуцкий совместно с областной администрации приняли соглашение по вопросу передачи храма первомученика Стефана, братского корпуса и дома Настоятеля Псковской Епархии.

Это событие стало началом возрождения монашеской жизни в древнейшей обители. Много трудов было положено на восстановление монастыря. Важно было не только начать богослужение в переданном монастырю храме, но и наладить монастырский быт, а также возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую. Через три года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, 15 августа 1997 года Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу и благословил на труды иконописцев из числа монашеской братии.

В настоящее время богослужения проводятся по воскресным дням и двунадесятым праздникам. По воскресеньям в 17 часов служится молебен с акафистом перед иконой Мирожской Божией Матери. Утреннее и вечернее правила настоятель с братией совершают также в храме первомученика Стефана. Насельники монастыря, трудники, работают в столярной мастерской, в котельной, обучаются и помогают иконописцам в подготовке досок и левкаса и других работах, изготавливают сувениры с тематикой Мирожского монастыря, трудятся в монастырской библиотеке, выполняют ремонт помещений и другие послушания.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь – уникальные памятники древнерусской живописи

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная
Дата основания: в середине XII в.
Основатель: святитель Нифонт
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь св. Стефана, колокольня
Святыни: список с чудотворной Мирожской иконы Божией Матери
Координаты: 57°48’23.6″N 28°19’43.4″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Знаменитый псковский Кром занимает правобережье реки Великой, а на противоположном, левом берегу стоит не менее известный Мирожский монастырь. Его назвали по имени небольшой речки Мирожи, возле устья которой возвышаются старинные стены и храмы. Этот монастырь – один из старейших в России. Он был основан в первой половине XII века и сохранил древние фрески, созданные неизвестными византийскими изографами.

Вид на монастырь с противоположной стороны реки Великой

История монастыря

Обитель появилась в городе в 1130-х годах, благодаря епископу Новгородскому Нифонту. Святитель был греком по происхождению, принял монашеский постриг в Киевско-Печерском монастыре, а потом был направлен в Новгород. Он дал новой обители имя – Спасо-Преображенская и сделал эскизы росписи монастырских храмов.

При Нифонте новгородские зодчие построили здесь первый храм — Спасо-Преображенский собор, а росписи в нем сделали приглашенные епископом византийские мастера. Сюжетом искусно выполненных фресок стали сцены Ветхого и Нового Заветов. Легко представить себе изумление, которое испытывали все впервые пришедшие в собор. Нарисованные снизу до верху фрески раскрывали верующим сцены из жизни Иисуса Христа, показывали момент его распятия, воскрешения и вознесения на небеса.

В Средневековье монастырь на левобережье Великой играл роль одного из культурных центров Псковских земель. Он обладал большой библиотекой. Монахи писали иконы, вели летопись и переписывали древние рукописи. Их трудами была создана копия знаменитого «Слова о полку Игореве». Монастырь считался очень богатым – ему принадлежала пойма Мирожи и левобережье Великой, несколько мельниц и кузниц, а также хозяйственные дворы.

Вид на церковь святого Стефана

Он стоял вне укрепленных стен псковского кремля и поэтому был уязвим для нападавших с запада неприятелей. Так, в 1299 году рыцари-ливонцы разграбили территорию псковского Посада и подожгли монастырь. В 1581 году православную обитель, наоборот, использовали для нападения на город. Король Польши и великий князь Литвы Стефан Баторий повелел поставить на монастырской колокольне пушки и из них обстреливал Псков.

С приходом советской власти обитель закрыли и разместили в ней городскую экскурсионную станцию. В середине 1990-х годов Стефановскую церковь, а также братский и настоятельский корпуса передали верующим, и они начали возрождать монашескую жизнь. Первыми здесь поселились монахи, приехавшие из знаменитой Псково-Печерской обители. С 2010 года весь монастырский ансамбль, кроме Спасо-Преображенского храма, передали в ведение Церкви.

Архитектурные памятники на территории монастыря

Мирожскую обитель не случайно называют выдающимся памятником средневековый архитектуры и одним из символов древнего Пскова. Его белоснежные стены и храмы отлично видны с реки и составляют парадный фасад Завеличья. Территория монастыря опоясана невысокой каменной оградой, возведенной в конце XVIII – начале XIX века.

Собор Спаса Преображения

Много верующих и туристов приезжают сюда, чтобы увидеть древний Спасо-Преображенский собор, который стоит почти 900 лет и считается одним из образцов русского зодчества домонгольского периода. Он возведен из каменных плит и тонких кирпичей – плинфы. Это крестовокупольный греко-византийский храм, имеющий одну полукруглую абсиду и мощный световой барабан с массивной главой. Лаконичность и простота древнего собора стали основой для развившейся позже псковской архитектурной школы.

Внутри храма можно увидеть выполненные в середине XII века фрески и надписи на греческом языке. Это редкий случай, когда созданные по сырой штукатурке древние росписи сохранились в таком объеме и качестве. В XVII веке их забелили, и это стало одной из причин, по которой уникальные фрески не были утрачены. Вскрыли древние росписи в конце XIX века, а потом их много раз исследовали и реставрировали.

Монастырские фрески признаны уникальным памятником древнерусской монументальной живописи, и настоящее время находятся под охраной ЮНЕСКО. Чтобы больше народа смогло увидеть эти росписи, собор открыт, как музей, и богослужения в нем не ведутся.

Слева направо: церковь св. Стефана, колокольня, братский корпус

В северной части монастыря возвышается белоснежная церковь Апостола и Первомученика Стефана с колокольней. Она была построена в начале XVII века вместо храма, который стоял в монастыре с 1406 года. Стефановская церковь выполнена, как надвратный храм с подклетом. Это целый корпус с трапезной и к нему примыкают Святые ворота.

Декор церкви несет явные четны московского храмового зодчества. Она выглядит очень нарядно и богато украшена орнаментальными поясами, затейливыми карнизами, наличниками, лопатками и колонками. Двухсветный храм перекрывает сомкнутый свод. В наши дни церковь действующая, и регулярно в ней проходят богослужения. В подклете размещена выставка икон, созданных мастерами обители.

С севера монастырский фасад состоит из Стефановского храма, Святых ворот, высокой колокольни, построенной в 1879 году, и двухэтажного братского корпуса (XVIII-XIX вв.). С запада от главного собора расположен настоятельский корпус (XVI-XIX вв.). Он состоит из старого каменного подклета с надстроенным деревянным этажом. Сегодня здесь размещается монастырский иконописный центр.

Обитель находится на слиянии двух рек, и на протяжении долгой истории неоднократно затапливалась паводковыми водами. Последний раз это произошло в 2011 году. В апреле вода поднялась так высоко, что Спасо-Преображенский храм затопило на 1 м. Чтобы спасти уникальные фрески, пришлось откачивать воду насосами, прибегнув к помощи сотрудников МЧС.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь – действующая православная обитель, живущая по строгому монастырскому уставу. Ее территория открыта для паломников и туристов ежедневно с 8.00 до 19.00. Богослужения проходят в храме Апостола и Первомученика Стефана. Снимать фото и видео здесь не запрещено, однако, путешественников просят не фотографировать насельников и церковные службы.

Для верующих работает паломнический центр, который организует экскурсии по святым местам Пскова и Псковской области. Паломники-мужчины могут остановиться в обители на несколько дней. Специально для них в монастыре существуют гостевые кельи с удобствами, где ночуют одновременно до пяти человек.

В Стефановском корпусе открыта трапезная. Она работает с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. Здесь можно позавтракать, пообедать и поужинать за умеренное пожертвование. В монастырской церковной лавке продают иконы, сувениры с видами псковских достопримечательностей, восковые свечи, книги и фильмы.

Особая гордость обители – иконописная мастерская. Здесь работают насельники монастыря, которые являются профессиональными художниками. Они трудятся по традиционному иконописному канону, созданному в XII веке, и пишут иконы темперными красками на липовых досках, а для позолоты используют листы сусального золота. Монастырь выполняет много заказов от других обителей, храмов и паломников. Любопытно, что в иконописной мастерской для верующих и туристов проводятся специальные экскурсии и мастер-классы, на которых можно научиться изготовлению восковых свечей и росписи яичной темперой.

Как добраться

Обитель стоит в центре города, на левом берегу реки Великой, по адресу: Мирожская набережная, 2. От стен псковского кремля до нее нетрудно за 20 минут дойти пешком. Для этого нужно перейти реку по мосту имени 50-летия Октября (Юбилейная улица).

От железнодорожного вокзала к обители подъезжают на автобусах № 2, 2А, 5 и маршрутном такси № 2Т (остановка «Дамба»). При желании, от вокзала до монастыря можно пройти пешком (1,5 км).

Если добираться на автомобиле, то от южных окраин Пскова с Ленинградского шоссе (трасса Р23) необходимо свернуть на улицу Советской Армии, по ней доехать до моста через реку Великая (ул. Юбилейная), переехать на левый берег реки и через дендропарк выйти к монастырю. Парковка для машин расположена в южной части дендропарка.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Н а левом берегу реки Великой, в месте впадения в нее небольшой речки Мирожи находится комплекс одного из самых древних монастырей псковской земли и Северо-Западной Руси в целом. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор, который в несколько измененном виде сохранился до наших дней. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В перестроенном виде этот тип храма был использован как образец при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге (1153 г.) и строительстве собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310–1311 гг.) в Пскове.

Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал греческих мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня мы имеем не менее 80 % первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Св. Духа на Апостолов» украшают алтарь, купол, своды и стены собора. Эти сюжеты дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н. М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.

Историко-архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря включает также памятники более позднего времени. Среди них следует отметить теплую трапезную церковь Св. Стефана Архидьякона, поставленную в к. XVII – н. XVIII вв. на Св. Вратах монастыря; братский двухэтажный корпус XVIII в. с колокольней 1879 г.; деревянный на каменной подклети XV в. настоятельский дом. Все эти постройки, окруженные ныне монастырской оградой, представляют собой свидетельства былой славы и величия этого древнего монастыря.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове

Тип: Церковь

Страна: Россия

Место нахождения: Псков

Век: 12

Уточняющая датировка: 1137-1140-е гг.

Заказчик: Ахиепископ Нифонт

Строительство Спасо-Преображенского собора (1137-1140 гг.) связывают с деятельностью архиепископа Нифонта, которая была направлена на окончательную христианизацию Пскова, где пока ещё было много язычников. Строительство велось в несколько этапов, в ходе которых был изменён первоначальный замысел постройки. Изначально собор мыслился как крестовокупольный храм без хор, с чётко выделенными ветвями подкупольного креста за счёт понижения угловых объёмов. Интерьер собора с явно выявленной структурой крестовокупольной конструкции, с широкими нерасчленёнными плоскостями стен, плавно перетекающих в своды. Здесь полностью отсутствуют членения стен лопатками, и лишь немногочисленные окна и арки боковых объёмов вносят некоторое разнообразие в этот монолитный интерьер. Необычайно просторный купол был увеличен зодчими за счёт того, что при строительстве стены барабана были сделаны значительно тоньше, что облегчило конструкцию и увеличило диаметр купола изнутри почти на 1,5 метра.
Неизвестно по каким причинам, но позднее архитектурная композиция собора была изменена — угловые западные объёмы храма были достроены до верхней отметки центрального свода, тем самым ярко выраженная крестово-купольная структура собора была нарушена, хотя изнутри сохранился чётко выраженный крестово-купольный характер постройки. Над угловыми помещениями возникли два небольших замкнутых объёма второго этажа, оборудованные под придел и ризницу. В пространстве западного рукава подкупольного креста был установлен деревянный настил хор, подняться на который можно было по наружной деревянной лестнице через дверной проём, который был растёсан на месте верхнего окна западной стены. В XVI в. к западному фасаду пристраивается паперть со звонницей, имеющей характерные псковские очертания. В XVII-XVIII столетиях храм получает четырёхскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана, что повлекло за собой изменения контуров купола, шлемовидная форма которого была заменена на луковичную. Лишь восточный фасад напоминает облик собора XII столетия. Кроме того примерно на 2 метра вырос культурный слой вокруг собора, что придаёт сегодняшней постройке несколько приземистый облик.

Иконография

Составителем насыщенной догматическо-повествовательной программы росписей собора, несомненно, являлся архиепископ Нифонт, в задачи которого входило христианское просвещение псковской паствы. Система декорации отличается уникальным многообразием и обилием сюжетов. Верхние регистры центрального объёма занимают сцены евангельского цикла, здесь также проиллюстрированы деяния апостолов, Протоевангелие Иакова, повествующее об истории родителей Богоматери и Её детстве, житие Иоанна Предтечи, апокрифические сказания об архангеле Михаиле. Эти сюжеты расположены в малых боковых объёмах и представляют простанственно замкнутые циклы, изобилующие повествовательными деталями. По подробности изложения фрески Мирожского монастыря сравнимы разве что мозаики соборов Сицилии, выполненных в 1140-1180-х гг. византийскими мозаичистами. Догматической основой Мирожских фресок является тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы.

В конхе апсиды «Деисус» с восседающим на троне Христом, к Которому в молении обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча. Над фигурой Христа «Этимасия» — символическое изображение Святой Троицы. Ниже расположено ставшее традиционным для искусства XII столетия «Причащение апостолов». В своде алтаря сцена «Преображение». Этот сюжет подчеркивает божественность Христа, которая была впервые явлена апостолам на Фаворе. Завершает алтарную композицию медальон в софите восточной подпружной арки с Христом Эммануилом.

В барабане продолжена христологическая тема. Во лбу восточной и западной подпружных арок изображены два «Нерукотворных Спаса» — «Мандилион» и «Керамион». В куполе «Вознесение», где славу с Христом несут восемь стоящих ангелов. В византийских аналогах обычно изображается два, четыре, редко шесть летящих ангелов. «Вознесение» среди всех вариантов купольной декорации имеет самую древнюю традицию, поскольку именно эта композиция украшала купол ротонды Гроба Господня, выполненная мозаичистами при императоре Константине.

Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма, где последовательно представлены события от «Сретения» до «Сошествия во ад». Значительная часть отведена теме Страстной седмицы — «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Распятие», «Оплакивание». Два регистра сцен меньшего масштаба расположены под сводами и продолжают тему Страстей Христовых — в северном рукаве подкупольного креста: «Поцелуй Иуды», «Три отречения Петра», «Суд Синедриона», «Христос перед Пилатом». В южном рукаве подкупольного креста: «Жены мироносицы у Гроба Господня», «Явление Христа женам мироносицам», «Уверение Фомы», «Явление Христа на море Тивериадском». Нижний регистр отведён под сцены чудес Христовых: «Усмирение бури», «Исцеление тёщи Петра», «Воскрешение дочери Иаира», «Исцеление расслабленного», «Воскрешение сына вдовы в Наине», «Исцеление бесноватых», «Исцеление больного водянкой» и др.

«Сошествие во ад» и «Сретение», находясь на противоположных сводах и фланкируя алтарное пространство, составляют единый тематический раздел: в событиях «Сретения» открываются через пророчества будущие крестные страдания Христа, а в «Сошествии во ад» — победа Креста. Такое антиномичное сопоставление сюжетов находящихся не рядом, но в пандан друг другу, можно найти и в византийской храмовой декорации. В росписях Мирожского собора аналогично соотносятся сцены «Успение» и «Рождество Христово», как антитеза: рождение во плоти и рождение после смерти для небесной жизни.

Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых мучеников, целителей, диаконов, пресвитеров. В верхнем ряду и в нижнем — крупномасштабные фигуры преподобных. Довольно насыщенными в сюжетном отношении оказываются фрески небольших угловых компартиментов собора, которые ради подробного изложения выполнены в мелком масштабе.

В апсиде жертвенника представлен цикл деяний Иоанна Предтечи. Апсида дьяконника отведена под цикл деяний архангела Михаила: «Изгнание Адама и Евы из рая», «Борьба Иакова с ангелом», «Гостеприимство Авраама», «Чудо исцеления у источника в Вифезде». Анализ памятников показывает, что росписи боковых апсид восходят к образцу Успенского собора Киево-Печерской Лавры, выходцем которого был архиепископ Нифонт.

Северо-западный компартимент посвящён деяниям апостолов: «Диспут о вере» — в люнете западной стены. Два верхних регистра сводов отведены под сцены проповеди апостолов Петра и Павла. В плохо сохранившемся нижнем регистре представлены сцены из жития св. Климента папы Римского. На первый взгляд, роспись Мирожа выглядит несколько провинциальной и перегруженной. Причиной этому впечатлению является многоярусность живописи, избыточность сюжетов и фигур, пропорциональное несоответствие крупномасштабных композиций верхней зоны и уменьшенных изображений в нижней части. Объяснение этому можно найти в специфике заказа архиепископа Нифонта — максимально полное изложение разработанной программы. Более пристальный анализ выдаёт руку первоклассных мастеров, без сомнения имевших столичную, константинопольскую выучку, что выдаёт себя в точности письма и художественных приёмов, в блестящем знании иконографии, аналогии которой можно увидеть в росписях Сицилии и, наконец, греческие надписи.

В работе принимало участие как минимум трое мастеров. Ведущий мастер работал в верхней зоне, остальные художники работали в строго детерминированной системе письма. Мастера морожских росписей используют поразительно богатую цветовую палитру. Основу колорита составляет сочетание плотного и холодного ярко-голубого фона и малахитового позёма, на котором яркими светлыми пятнами и силуэтами смотрятся изображения, написанные сильно разбелёнными красками различных оттенков, в которых также преобладают холодные тона, изысканные цветовые сочетания. В композициях сводов, купола и парусов в изображении крупных ликов применяется сложная техника, которая включает до восьми последовательно накладываемых слоёв. Белильные высветления намечают в ликах наиболее выпуклые части, придавая персонажам аскетичный и несколько иссушенный облик. Форма создается за счёт пробелов, положенных без промежуточных проработок. В образах Мирожа присутствует духовое напряжение, самоуглублённость, повышенная экспрессия.

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил своё название) в р.Великую.

Точная дата основания монастыря не известна, равно как и имя его создателя. Историками принято считать основателем монастыря святителя Псковского и Новгородского епископа Нифонта, жившего в 12 веке. Сперва был построен Спасо-Преображенский собор, давший начало монастырю. Как и многие монастыри в то время, Мирожский монастырь служил крепостью, в которой не только монахи, но и миряне могли спрятаться за крепкими стенами от постоянных набегов врагов.

Отдельный интерес представляют храмы монастыря.

Мирожский монастырь жил насыщенной и деятельной жизнью. Что не удивительно, ведь он находится всего в 20 минутах ходьбы от Псковского Крома. Для города он стал центром культурной и образовательной деятельности. Именно здесь вели псковскую летопись, монастырь обладал богатой библиотекой, имел крупную мастерскую переписчиков (здесь был переписано и сохранено «Слово о полку Игореве») и иконописную мастерскую, создававшую прекрасные иконы.

Также Мирожская обитель была одной из самых богатых на псковской земле, занимая почти всю пойму реки Мирожи, имела большое хозяйство с мельницами, кузнями, хозяйственными дворами. После революции монастырь был упразднен и не работал вплоть до 1994 года. Сейчас монастырь является действующим.

Собор Спаса Преображения

Храм Апостола и Первомученика Стефана.

Церковь построена в 12 веке на месте старой, известной еще с 1402 года церкви.

Это надвратный трапезный храм, очень нарядный и светлый, декорированный белеными кирпичными карнизами и орнаментальными поясами. Храмовый иконостас выполнен фресковой роспись архимандрита Зенона, одного из самых известных современных иконописцев, а среди почитаемых святынь – чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта.

Храм является действующим, и здесь не только регулярно проходят богослужения, но также работает иконописная мастерская.

Ссылка на основную публикацию